Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Клинико-функциональная характеристика состояния здоровья и адаптационно-приспособительных механизмов у детей первого года обучения в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оптимальный уровень адаптации характеризовался наименьшими значениями двойного произведения, адекватным восстановлением гемодинамики в ходе выполнения ортостатической пробы, выявлены у 73,5% детей с благоприятным прогнозом адаптации в сравнении с 23,5% — в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации. При неблагоприятном прогнозе адаптации в 40,0% случаев диагностирована синусовая тахикардия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
  • Глава 2. Материал и методы исследования
    • 2. 1. Объект и объем исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Статистические методы анализа
  • Глава 3. Результаты собственных исследований
    • 3. 1. Распределение учащихся в зависимости от прогноза адаптации
    • 3. 2. Клинико-анамнестическая характеристика детей с различным прогнозом адаптации
    • 3. 3. Особенности социального анамнеза у детей с различным прогнозом адаптации
    • 3. 4. Характеристика клинических проявлений астенического синдрома и групп здоровья у детей с различным прогнозом адаптации
    • 3. 5. Уровень школьной зрелости и физическое развитие у детей с различным прогнозом адаптации
    • 3. 6. Характеристика адаптационных возможностей организма у детей с различным прогнозом адаптации
    • 3. 7. Оценка эмоционального состояния и отклонений в поведении у детей с различным прогнозом адаптации
    • 3. 8. Динамика эмоционального профиля у детей с различным прогнозом адаптации на разных этапах исследования
    • 3. 9. Состояние резистентности организма у детей с различным прогнозом адаптации
    • 3. 10. Динамика уровня успеваемости у детей с различным прогнозом адаптации
  • Глава 4. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы, особенности церебрального кровообращения у детей с различным прогнозом адаптации
  • Глава 5. Взаимосвязи изученных клинико-функциональных показателей у детей с различным прогнозом адаптации
    • 5. 1. Результаты корреляционного анализа
    • 5. 2. Результаты регрессионного анализа

Клинико-функциональная характеристика состояния здоровья и адаптационно-приспособительных механизмов у детей первого года обучения в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема охраны здоровья детей и подростков на современном этапе является одной из самых сложных и актуальных. Результаты многочисленных исследований по оценке состояния здоровья детей дошкольного и школьного возраста внушают серьезные опасения [1,14,15,18,36,44,50,61, 72,112,150,202]. На фоне негативных изменений экологической обстановки, социальных проблем и экономической нестабильности ярко прослеживается динамика увеличения поступления в школьные учреждения детей с ослабленным здоровьем. У таких детей затруднены адаптация к учебной деятельности, развитие навыков обучения, способности к концентрации внимания и выполнению учебных задач. Подобное состояние организма снижает эффективность самых передовых педагогических технологий и значительно затрудняет реализацию программы развития личности [2,51,67, 120].

Значительные изменения в области образования (открытие школ нового типа, внедрение инновационных форм обучения и др.) отрицательно сказались на здоровье школьников [17,30,31,32,38,55,59,65,67,126,127,134,151,159].

Отмечено увеличение числа первоклассников с комбинированной патологией [15,18,65,112]. В структуре заболеваемости остается значительной доля болезней центральной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. У большей части детей заболевания протекают в стертой, субклинической форме, что затрудняет их диагностику и проведение адекватного лечения. Особого внимания требует здоровье детей, обучающихся в инновационных учебных учреждениях, а также по развивающим образовательным программам [41,42,44,82,130,158,188, 221]. В условиях современных школьных программ у этих детей возможно развитие дезадаптивных стрессорных реакций, которые могут сказаться на их общесоматическом состоянии и уровне успеваемости. Основной причиной подобного состояния здоровья, по мнению большинства исследователей, является высокая учебная нагрузка [1,31,49,133,161]. Ухудшение состояния здоровья школьников в последние годы определяет необходимость дозирования учебной нагрузки в соответствии с функциональными возможностями организма, а также разработку оздоровительных комплексов по профилактике и охране здоровья, основанную на точных оценках состояния организма каждого ребенка. Особое место в разработке этих комплексов занимает донозологическая диагностика отклонений здоровья, направленная на выявление начальных признаков патологии со стороны ведущих систем организма [7,28,61,62,64,144,153,172,206, 213,231].

Начало систематического обучения в школе является одним из кризисных этапов в развитии ребёнка, влечёт за собой серьёзные изменения образа жизни и требует большого напряжения функционирования всех систем организма [18,25,42,47]. Адаптационный период сопровождается различными сдвигами в функциональном состоянии детей: снижаются факторы местной защиты, отмечается напряжение гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой, симпатоадреналовой и вегетативной нервной систем. Эмоциональный стресс изменяет психоэмоциональный статус ребенка. В этом случае основным проявлением дезадаптации становятся функциональные расстройства ЦНС, которые сопровождаются различными изменениями эмоционально-поведенческих реакций. У 50% детей формируются невротические реакции и неврозы. Отмечаются также расстройства моторики в виде гипердинамического синдрома, реакции активного протеста или фобические проявления, в ряде случаев развивается астенический синдром [29,41,63,118,161].

Особенностью детского организма является асинхронизм формирования и созревания его отдельных физиологических систем и функций, что оказывает воздействие и на формирование готовности ребёнка к обучению. Успешность начального периода адаптации к школе предопределяет общий положительный результат обучения ребёнка в дальнейшем. Преобразования в детском организме происходят на протяжении всего первого года обучения, поэтому так важно именно в этот период отслеживать особенности физического развития, динамику физиологических и психофизических показателей [41,44,48,55,58,74,140,222,226, 233].

В настоящее время достаточно хорошо изучены клинико-психологические критерии адаптации детей к школе. Среди показателей адаптационных процессов ряд авторов использует уровень физического и биологического развития детей [42,71,74,75,93,179], состояние сердечно-сосудистой системы [22,60,134], некоторые показатели функционального состояния ЦНС [23,99,127,161, 180,182,186,190]. Однако данные, отражающие комплекс характеристик адаптации, включая функциональное состояние центральной и вегетативной нервной системы, в литературе представлены недостаточно.

Среди множества критериев, характеризующих особенности функционального состояния организма в период адаптации, одним из основных является оценка вегетативного статуса, отражающего интегральное состояние соматических функций. Наиболее доступным и информативным методом исследования состояния вегетативной регуляции является анализ вариабельности сердечного ритма, характеризующий изменения вегетативного баланса организма.

Таким образом, представляется актуальным динамическое исследование параметров физического развития, показателей функционального состояния центральной и вегетативной нервной системы в период адаптации первоклассников к школе, что способствует выявлению наиболее информативных показателей срыва адаптации и позволит организовать комплекс профилактических мероприятий в данной группе детей. В работе ряда авторов [42,57,113,129] предложена система прогнозирования адаптации первоклассников к обучению в школе, предусматривающая оценку на входе особенностей социального анамнеза, биологического анамнеза, уровня школьной зрелости и определяющая в итоге вероятность нарушений (дезадаптации) у 15−40% детей. Ввиду дефицита данных об использовании такого подхода было принято решение положить систему оценки прогноза адаптации в основу нашего исследовании.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Выявить особенности течения адаптационно-приспособительных процессов у детей первого года обучения в зависимости от прогноза адаптации.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Выявить особенности социального статуса семьи, периода раннего развития, показателей физического развития и резистентности организма первоклассников с различным прогнозом адаптации.

2. Изучить особенности проявлений адаптационно-приспособительных процессов у детей в течение первого года обучения в зависимости от прогноза адаптации.

3. Дать характеристику клинико-функциональных проявлений дезадаптации у детей с различными вариантами прогноза адаптации, оценить их динамику в течение учебного года.

4. Оценить особенности гемодинамических показателей и вегетативной регуляции системы кровообращения у детей с различным прогнозом адаптации. б. Выявить взаимосвязи клинико-анамнестических, клинико-функциональных и регуляторных показателей, установить диагностическую значимость показателей, ассоциированных с неблагоприятным прогнозом адаптации, для определения групп риска по нарушению адаптации среди детей, обучающихся в первом классе.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА Впервые использован индивидуальный комплексный подход для оценки особенностей течения адаптационного периода у детей первого года обучения, включающий два этапа: дошкольное прогнозирование адаптации по анкетам для родителей и определению школьной зрелостина втором этапе — изучение особенностей адаптационно-приспособительных процессов по показателям физического развития и физической подготовленности, резистентности организма, школьной успеваемости, эмоционального профиля, клинических проявлений астенического синдрома и состояния церебрального кровообращения в динамике первого года обучения в школе. Выявлены особенности социального статуса семьи и состояние вегетативной регуляции системы кровообращения по показателям вариабельности сердечного ритма (ВСР), оценена диагностическая значимость изученных показателей и степень их участия в формировании вариантов прогноза адаптации. Определен набор наиболее значимых диагностических критериев и величина риска неблагоприятного и среднеблагоприятного прогноза адаптации.

Впервые разработаны критерии прогноза адаптации детей к школе по показателям вариабельности сердечного ритма, что подтверждено патентом РФ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.

Предложены критерии прогноза адаптации детей к школе с использованием показателей вариабельности сердечного ритма (Патент на изобретение от 10.06.2012 г. № 2 452 369 «Способ прогноза адаптации детей к школе»).

Для оценки состояния адаптации у детей рекомендовано применение индекса функциональных изменений (ИФИ) с использованием таблицы процентильного распределения данного показателя для соответствующего возраста и пола с учетом усовершенствованных нами критериев (Заявка на изобретение № 2 012 105 182/14 «Способ определения уровня адаптации у школьников при повышенных учебных нагрузках», приоритет от 14.02.2012).

Предложен комплексный подход, позволяющий выявить особенности адаптационно-приспособительных процессов у детей первого года обучения в зависимости от прогноза адаптации, с учётом вегетативного статуса учащихся, определяющий необходимость профилактических мероприятий при нарушениях адаптации.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Комплексный подход с оценкой физического развития, школьной успеваемости, эмоционального статуса, клинических проявлений астенического синдрома и состояния церебрального кровообращения у детей, обучающихся в первом классе, позволяет выявить особенности адаптационно-приспособительных процессов и обосновать систему профилактических мероприятий.

2. Использование комплекса параметров, определяющих состояние механизмов регуляции вегетативного гомеостаза, особенностей раннего развития ребенка и социального статуса семьи позволяет оценить прогноз адаптации детей к школе.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Основные положения и результаты исследования представлены на XII Российско-японском медицинском симпозиуме (Красноярск, 2005) — международном симпозиуме «Физическая культура и спорт, формирование здоровья и здоровьесберегающие технологии в системе образования: опыт, проблемы, исследования и перспективы» (Красноярск, 2006) — краевой конференции «Возможности методов профилактики и восстановительного лечения в негосударственных, коммерческих медицинских учреждениях и их место в реализации региональных профилактических программ» (Красноярск, 2006) — третьем съезде кардиологов Сибирского Федерального округа (Красноярск, 2008) — II Российском форуме «Здоровье детей: профилактика социально-значимых заболеваний» (С-Петербург, 2008) — XIII конгрессе педиатров России (Томск, 2009).

ПУБЛИКАЦИИ.

По теме диссертации опубликовано 13 работ, в том числе в журналах, рецензируемых ВАК РФ — 7, методических рекомендаций — 3, патентов РФ — 1, заявка на получение патента — 1.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ

Работа изложена на 166 страницах машинописного текста, содержит 29 таблиц и 47 рисунков, состоит из введения, обзора литературы, трех глав собственных исследований, заключения, выводов и практических рекомендаций, приложения, списка литературы, содержащего 235 источников (179 отечественных, 56 зарубежных авторов).

выводы.

1. У детей, обучающихся в первом классе, благоприятный прогноз адаптации чаще ассоциирован с наличием среднего физического развития, высокой резистентностью организма у 80,9%, благополучным социальным статусом семьи. Среднеблагоприятный прогноз адаптации характеризуется наличием дефицита массы тела у 18,0% детей, увеличением кратности эпизодов ОРВИ у 19,1%, значительной частотой вредных привычек у родителей (44,1%), высокой плотностью депривации (10,3%) и дефицита внимания к ребенку в семье (9,9%). Неблагоприятный прогноз адаптации сопряжен с наличием избыточной массой тела у 18,5% детей, низкой резистентностью организма у 3,50% и неблагополучным социальным статусом семей: 65,4% родителей имели вредные привычки, депривацию в семье у 22,2%, дефицит внимания к ребенку — у 15,4% наблюдаемых.

2. У детей с благоприятным и среднеблагоприятным прогнозом адаптации отмечена удовлетворительная адаптация по данным ИФИ у 81,0% и 76,8% соответственно против 55,6% у детей с неблагоприятным прогнозом. У первоклассников с неблагоприятным прогнозом в 22,2% регистрировалось напряжение механизмов адаптации, неудовлетворительная адаптация — у 18,5%. Школьная успеваемость ниже среднего чаще была сопряжена со среднеблагоприятным прогнозом адаптации (у 16,5%) и режес благоприятным прогнозом адаптации (у 6,7% детей).

3. К концу учебного года во всех наблюдаемых группах отмечался рост числа детей с клиническими проявлениями астенического синдрома: в группе с благоприятным прогнозом адаптации от 52,6% и до 68,1%, в группе со среднеблагоприятным прогнозом от 66,7 и до 84,6%, и максимальный в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации от 61,9 и до 91,3%. У детей с благоприятным прогнозом адаптации изменения церебрального кровообращения встречались у небольшого числа детей (4,35%). Наиболее часто нарушения церебрального кровообращения отмечались у детей с неблагоприятным прогнозом адаптации, выявлялись преимущественно дистонические изменения сосудов по гипертоническому типу в 50,0% случаев против 4,35% у детей с благоприятным прогнозом адаптации.

4. Оптимальный уровень адаптации характеризовался наименьшими значениями двойного произведения, адекватным восстановлением гемодинамики в ходе выполнения ортостатической пробы, выявлены у 73,5% детей с благоприятным прогнозом адаптации в сравнении с 23,5% - в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации. При неблагоприятном прогнозе адаптации в 40,0% случаев диагностирована синусовая тахикардия, у 80,0% детей — синусовая аритмия, отражающая преобладание симпатического отдела ВНС в регуляции сердечного ритма, которое подтверждено достоверно более высокими значениями интегрального показателя активности ЬР/НР — 4,67 в сравнении с 2,74 — при среднеблагоприятном и 2,13 — благоприятном прогнозе адаптации. Напряженное функционирование ВНС у детей со среднеблагоприятным прогнозом адаптации подтверждалось более высокими значениями интегрального показателя — индекса напряжения (636,2 усл. ед.).

5. Клинико-анамнестические критерии неблагоприятного прогноза течения адаптации у младших школьников включают: гестозы беременности (ДК=5, ОШ=8,62), осложненное течения родов (ДК=10, 0111=105,86), частые эпизоды ОРВИ (ДК=8, ОШ=42,28), наличие вредных привычек у родителей (ДК=5, ОШ=11,52) — дефицит внимания к ребенку в семье (ДК=7, 0111=25,64), отсутствие мотивации к школьному обучению у ребенка (ДК=6, 0111=13,24), депривация в семье (0111=4,13, ДК=3), навязчивые движения (0111=4,04, ДК=3), эмоциональная лабильность (0111=4,45, ДК=3) — низкие значения показателя мощности в диапазоне медленных волн (Ы% мс) в период восстановления ортостатической пробы, отражающие нарушение адаптации к ортостазу (ДК=12, 0111=292,54).

Наиболее значимые критерии среднеблагоприятного прогноза адаптации у детей включают: ППЦНС у ребенка до 1 года (ДК=4, ОШ=6,85), осложненное течение родов у матери (ДК=4, 0111=6,31), наличие дефицита внимания к ребенку в семье (ДК=6, 0Ш= 15,49), нарастание венозной дисфункции в ВББ (0111=10,4, ДК=5), вредные привычки у родителей (0111=4,82, ДК=3), отсутствие мотивации к школьному обучению (ОШ=3,99, ДК=3). Выявленные критерии могут быть использованы при формировании групп риска различных вариантов течения адаптации детей к школе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для индивидуальной оценки адаптации первоклассников к школьному обучению рекомендовано использование оценки особенностей адаптационно-приспособительных процессов в зависимости от исходного клинико-функционального состояния организма, выявить группу риска по неудовлетворительной адаптации.

2. До начала обучения и в динамике первого года обучения в школе целесообразно контролировать функциональное состояние сердечнососудистой системы и механизмов регуляции вегетативного гомеостаза, что позволяет верифицировать различные варианты течения адаптации к школе и своевременно выявлять детей групп риска.

3. Для профилактики развития школьной дезадаптации рекомендуется выявлять индивидуальный у каждого ребенка набор признаков (критериев риска), ассоциированных с неблагоприятным или среднеблагоприятным прогнозом адаптации, оценивать степень риска формирования определенного типа прогноза адаптации (высокий, средний, низкий) и проводить индивидуально-ориентированный комплекс профилактических мероприятий с учетом этих данных.

4. Для оценки прогнозирования адаптации детей к школе предлагается применять усовершенствованные критерии прогноза адаптации детей к школе с использованием анализа вариабельности сердечного ритма.

5. В качестве дополнительного критерия оценки течения адаптации первоклассников к школе медицинским работникам и педагогам образовательных учреждений рекомендуется применять индекс функциональных изменений (ИФИ) с оценкой его величины по таблице процентильного распределения данного показателя для соответствующего возраста и пола с учетом усовершенствованных нами критериев.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. Р. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на здоровье школьников / Л. Р. Аветисян, С. Г. Кочарова // Гигиена и санитария. 2001. — № 6. — С. 48−49.
  2. , А. П. Патология человека на Севере / А. П. Авцын, А. А. Жаворонков, А. Г. Марачев. М., 1985. — 416 с.
  3. , Н. А. Адаптационная медицина и здоровье / И. А. Агаджанян // Вестн. Уральской мед. науки. 2005. — № 2. — С. 10−18.
  4. , Л. А. Функциональные возможности современных школьников / Л. А. Агапова // Вопр. современной педиатрии. 2003. — Т. 2., Прил. № 1. -С. 4.
  5. Адаптационное состояние детского организма как индикатор неблагоприятного влияния окружающей среды / Н. А. Мешков, С. И. Иванов, Е. А. Вальцева и др. // Гигиена и санитария. 2007. — № 5. — С. 52−53.
  6. , Г. Ю. Структура личности. СПб.: Ювента- М.: КСП+, 1999. -464 с.
  7. , М. А. Суточный бюджет времени учащихся начальных классов с разным уровнем двигательной активности / М. А. Алимарданова // Гигиена и санитария. 2010. — № 6. — С. 55−57.
  8. , Л. А. Реализация системного подхода к здоровьесбережению и гармоничному развитию школьников / Л. А. Алифанова // Педиатрия. -2007.-№ 2.-С. 106−108.
  9. , Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — с. 248.
  10. Ю.Арзикулов А. Ш. Клинико-психологическая оценка школьной дезадаптации / А. Ш. Арзикулов, М. О. Солиева, М. П. Пазилжанова // Педиатрия.-2003,-№ 4.-С. 109−112.
  11. П.Баевский, Р. М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М. Баевский, Г. Г.
  12. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. — № 3. -С. 108−127.
  13. , Р. М. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья / Р. М. Баевский // Рос. физиол. журн. 2003. — № 4. — С. 473−487.
  14. , Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997.-236 с.
  15. , В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России / В. Ф. Базарный. Сергиев Посад: Б. и. 2004. — 96 с.
  16. , А. А. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации / А. А. Баранов, А. Г. Ильин // Рос. педиатр, журн. 2011. — № 4. — С. 7−12.
  17. , А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 432 с.
  18. , А. А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина // Рос. педиатр, журн. 2000. — № 5. — С. 5−12.
  19. , Е. Д. Особенности физического развития детей в школах разного типа / Е. Д. Басманова, Н. К. Перевозчикова // Рос. педиатр, журн. 2009. — № 1.-С. 53−56.
  20. , Е. Д. Состояние здоровья и проблемы школьной адаптации первоклассников / Е. Д. Басмановал В. П. Вавилова // Вопросы современной педиатрии. 2003. — Т. 2. — Прил. № 1. — С. 30
  21. М. М. Психофизиология ребенка / М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер. М.: Моск. психол.- социал. ин-т — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. — 496 с.
  22. , М. М. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности вонтогенезе ребенка / М. М. Безруких, Р. И. Мачинская, Д. А. Фарбер // Физиология человека. 2009. — Т. 35, № 6. — С. 10−24.
  23. , Н. А. Болезни сердца и сосудов у детей / Н. А. Белоконь, М. Б. Кубергер.- М.: Медицина, 1987. Т. 1. — 446 с.
  24. , Л. М. Функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы у детей и подростков / Л. М. Беляева, Е. К. Хрусталева. Минск: Амалфея, 2000. — 208 с.
  25. , Н. О. Характеристика функциональных возможностей организма современных дошкольников / Н. О. Березина, М. А. Никитина, П. И. Храмцов // Рос. педиатр, журн. 2011. — № 3. — С. 39−42.
  26. , Н. О. Психомоторное развитие современных дошкольников / Н. О. Березина // Рос. педиатр, журн. 2009. — № 2. — С. 53−54.
  27. , Н. А. Физиолого психологические аспекты адаптации детей к школьному обучению / Н. А. Бернацкая, Н. Н. Савченко // Бюллетень сибирской медицины. — Т. 4. — 2005. — Прил.1. — С. 156.
  28. , И. А. Оценка адаптационных возможностей организма у школьников на основе анализа вариабельности сердечного ритма в покое и при ортостатической пробе : автореф. дис.. канд. биол. наук: 14.00.17 / И. А. Берсенева. М., 2000. — 17 с.
  29. , Н. А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях / Н. А. Бирюкова // Гигиена и санитария. 2006. — № 7. — С. 76−77.
  30. , Е. А. Первые итоги психолого-педагогического мониторинга как средства анализа психологического самочувствия первоклассников / Е. А. Брагина // Методист. 2003. — № 5. — С. 23−28.
  31. , А. И. Состояние здоровья учащихся школ различного профиля / А. И. Бурханов, Т. А. Хорошева // Гигиена и санитария. 2006. — № 3. -С. 58−59.
  32. , Е. В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа / Е. В. Быков, А. П. Исаев // Физиология человека. 2001. -№ 5. — С. 76−81.
  33. , Э. Р. Функциональные показатели здоровья учащихся инновационной и общеобразовательной школы / Э. Р. Валеева, А. Н. Зиятдинова // Бюл. сиб. медицины. 2005. — Т. 4., Прил.1. — С. 157.
  34. , В. Н. Группы риска нарушения адаптации учащихся в учебных заведениях / В. Н. Васильев, А. И. Нестеренко, Д. А. Андреев // Бюл. сиб. медицины. 2005. — Т. 4., Прил.1. — С. 134.
  35. , А. Р. Физиолого-гигиеническая оценка личностно-ориентированного обучения детей / А. Р. Вирабова, В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2006. — № 1. — С. 74−75.
  36. , В. А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей / В. А. Вишневский // Гигиена и санитария. 2005. — № 1. — С. 4344.
  37. , В. Б. Комплексная оценка уровня развития и состояния здоровья группы детей 1−2 классов общеобразовательной школы / В. Б. Войнов // Валеология. 2001. — № 2. — С. 40−46.
  38. , А. Б. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова / А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова. М.: Рассказов А. И., 2004. — 304 с.
  39. , С. П. Образование как процесс обеспечения физического, психологического и социального благополучия и развития ребенка / С. П. Гайдукова, А. А. Грошева, Т. М. Балбекова // Валеология. 2001. — № 1. -С. 41−44.
  40. , М. Ю. Особенности церебро-васкулярной гемодинамики у детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы / М. Ю.
  41. , В. Т. Манчук // Этно-экологические проблемы сохранения здоровья населения Сибири и Крайнего Севера: матер, итог, научн. конф. НИИ Медицинских Проблем Севера. Красноярск, 1999. — С. 31−32.
  42. , Л. К. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л. К. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова. Ростов н/Д: Ростовский ун-т, 1990. — 224 с.
  43. , Г. А. Особенности нервно-психических нарушений у младших школьников в динамике обучения / Г. А. Гончарова // Рос. педиатр, журн. 2009. — № 2. — С. 23−27.
  44. , А. В. Адаптация детей к условиям школы и детского сада : метод, рекомендации для врачей педиатров / А. В. Гордиец. Красноярск: б. и., 2008. — 25 с.
  45. , А. В. Клинические нейрометаболические показатели адаптационного процесса у школьников первых и пятых классов : автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.09- 14.00.16 / А. В. Гордиец. -Красноярск, 2004. 25 с.
  46. , А. В. Состояние здоровья первоклассников и особенности их адаптации к школьному обучению / А. В. Гордиец // Рос. педиатр, журн. -2010.-№ 6.-С. 49−52.
  47. , А. В. Эффективность прогнозирования течения адаптации к школе с помощью клинико-анамнестического метода / А. В. Гордиец, В. Т. Манчук // Сиб. мед. обозрение. 2003. — № 4. — С. 50−52.
  48. , О. В. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния младших школьников / О. В. Григорьева, Ф. Г. Ситдиков, Г. X. Самигуллин // Физиология человека. 2009. — Т. 26, № 6.-С. 116−118.
  49. , В. Л. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению / В. Л. Грицинская, А. А. Савченко. Красноярск: КрасГМУ, 2006. — 94 с.
  50. , В. Л. Характеристика адаптационных возможностей первоклассников / В. Л. Грицинская, А. В. Гордиец, М. Ю. Галактионова// Сиб. мед. журн. 2003. — № 3. — С. 75−78.
  51. , В. А. Влияние технологического компонента образовательной среды на процесс психофизиологического развития младших школьников. Монография. 2008. — Красноярск. — С.25−28.
  52. Дифференцированный подход к оценке динамики показателей состояния здоровья подростков по результатам профилактических медицинских осмотров / И. К. Рапопорт, В. В. Чубаровский, Ю. А. Ямпольская и др. // Рос. педиатр, журнал. 2009. — № 2. — С. 60−64.
  53. , И. В. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма (системно-информационный подход) / И. В. Дмитриева, О. С. Глазачев. М.: Горизонт, 2000.-214 с.
  54. , Л. П. Возрастные изменения функциональных показателей детей и подростков различных соматотипов / Л. П. Додонова // Бюл. сиб. медицины. 2005. — Т. 4., Прил.1. — С. 160.
  55. Донозологический подход в оценке заболеваемости и смертности населения / Л. А. Денисов, А. П. Берсенева, Р. М. Баевский и др. // Гигиена и санитария. 2009. — № 6. — С. 77−80.
  56. , Р. А. Организация работы по повышению уровня здоровья в детских коллективах / Р. А. Дубинский, В. П. Борик, М. И. Павиюх и др. // Педиатрия. 2003. — № 4. — С. 92−94.
  57. , О. Н. Состояние здоровья и адаптационные показатели у первоклассников при разных формах организации образовательного процесса : автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.09 / О. Н. Емельянова. -Иркутск, 2005. 21 с.
  58. , Е. Ю. Динамическое наблюдение школьников, занимающихся по экспериментальной программе физического воспитания
  59. Е. 10. Емельянчик, Т. Е. Таранушенко, Е. П. Кириллова // Педиатрия. -2003.-№ 5.-С. 61−65.
  60. , Л. А. Обоснование программы профилактической помощи детям в переломные периоды обучения / Л. А. Жданова, Т. В. Русова, Л. Ю. Лисина // Школа здоровья. 2000. — № 2. — С. 95−97.
  61. , Л. А. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников / Л. А. Жданова, Т. В. Русова // Рос. педиатр, журн. 1999. -№ 2. — С. 52−56.
  62. , А. И. Адаптация школьников в различных типах образовательных учреждений / А. И. Заятдинова, Э. Р. Валеева // Бюл. сиб. медицины. 2005. — Т.4., Прил. 1. — С. 137.
  63. , И. В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей в динамике обучения в начальной школе / И. В. Звездина, Н. С. Жигарева, Л. А. Агапова // Рос. педиатр, журн. 2009. — № 2. — С. 19−23.
  64. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. Г. Молочного. Н. Новгород: Феникс, 2005. — 376 с.
  65. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: Триада-фарм, 2002. — 114 с.
  66. , Н. Н. Школьная дезадаптация в педиатрической практике / Н. Н. Зоваленко // Лечащий врач. 2005. — № 1. — С. 22−27.
  67. , А. В. Критерии донозологической диагностики пограничных расстройств у детей младшего школьного возраста / А. В. Иванов, А. А. Королев, О. Р. Шакулова // Гигиена и санитария 2001. — № 1. — С. 68−70.
  68. , И. В. Состояние здоровья и социально-психологические особенности учащихся школ разного типа / И. В. Иванова, Н. Л. Черная, Е. И. Сенягина // Рос. педиатр, журн. 2010. — № 2. — С. 53−55.
  69. , А. Г. Здоровье школьников и реформирование школьного образования / А. Г. Ильин, М. И. Степанова, И. К. Рапопорт // Рос. педиатр, журн. 1999. — № 5. — С. 14−18.
  70. Индивидуальные особенности развития системы кровообращения школьников / под ред. И. О. Тупицына. М.: ИВФ РАО, 1995. — 64 с.
  71. , Э. М. Педагогические и психофизиологические аспекты адаптации и здоровья / Э. М. Казин // Бюл. сиб. медицины. 2005. — Т. 4, Прил.1. -С. 147.
  72. , Т. П. Неврологические и нейропсихологические проявления школьной дезадаптации / Т. П. Калашникова, И. П. Корюкина, 10. И. Кравцов // Рос. педиатр, журн. 2001. — № 1. — С. 13−15.
  73. , Е. В. Уровень биологической зрелости и особенности развития психофизиологических функций детей перед поступлением в школу / Е. В. Кирнасюк, Н. А. Лапина // Гигиена и санитария. 2003. — № 4. — С. 4345.
  74. , Ю. В. Состояние здоровья современных школьников и перспективы его укрепления / Ю. В. Клещина // Рос. педиатр, журн. -2009.-№ 3.-С. 48−51.
  75. Клинико-метаболические показатели детей в период адаптации к школе / В. Л. Грицинская, А. В. Гордиец, М. Ю. Галактионова и др. // Педиатрия. -2001.-№ 5.-С. 57−59.
  76. , Л. М. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста / Л. М. Козак, Л. Г.
  77. , Г. В. Коробейников // Физиология человека. 2002. — Т. 28, № 2. — С. 35−43.
  78. Комплексная оценка адаптации детей к условиям летнего отдыха / Е. В. Афанасьева, И. 3. Мустафина, И. В. Звездина и др. // Рос. педиатр, журн. 2004. — № 5. — С. 28−32.
  79. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни учащихся / Ю. А. Рахманин, И. Б. Ушаков, Н. В. Соколова и др. // Гигиена и санитария. 2010. — № 2. — С. 67−70.
  80. , О. Ф. Адаптационный период в первом классе / О. Ф. Королева // Образование в современной школе. 2003. — № 6. — С. 37−45.
  81. , М. О. Проблемы и перспективы укрепления здоровья школьников на муниципальном уровне / М. О. Короткова, В. И. Чирков, Г. М. Насыбуллина // Гигиена и санитария. 2007. — № 3. — С. 53−55.
  82. , Л. М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности / Л. М. Костина // Вопросы психологии. 2004. -№ 1.- С. 137−143.
  83. , Е. Б. Особенности психологической адаптации детей и подростков с низкорослостью / Е. Б. Кравец, Е. Н. Шеренкова // Рос. педиатр, журн. 2007. — № 4. — С. 17−20.
  84. , Ю. И. Клинические и нейропсихологические проявления дезадаптации у детей с отягощенным перинатальным анамнезом / Ю. И. Кравцов, И. П. Корюкина, Т. П. Калашникова // Рос. педиатр, журн. -2001,-№ 4.-С. 14−17.
  85. , О. В. Вегетативный тонус в звеньях респираторно -гемодинамической системы у детей младшего школьного возраста / О. В. Кузнецова, В. Д. Сонькин // Физиология человека. 2009. — Т.35, № 6. — С. 94−102.
  86. , А. А. Динамика массы тела как критерий оценки процесса адаптации первоклассников к школе / А. А. Кузьмина, Т. Е. Таранушенко // Педиатрия. 2005. — № 6. — С. 79−82.
  87. , А. А. Комплексная оценка течения адаптации первоклассников к школе на современном этапе : автореф. дис.. канд. мед. наук / А. А. Кузьмина. Красноярск, 2006. — 23 с.
  88. , Н. Н. Гигиеническая характеристика современных форм и методов обучения / Н. Н. Куинджи, М. И. Степанова // Рос. педиатр, журн. 2004. — № 2. — С. 58−61.
  89. , Н. Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность / Н. Н. Куинджи // Вестник РАМН. 2009.- № 5. С. 33−36.
  90. , О. О. Особенности электрокардиограммы у здоровых детей и подростков / О. О. Куприянова // Кардиология. 2009. — № 7−8. — С. 105 110.
  91. , В. Р. Международный опыт профилактики болезней и укрепления здоровья детей и подростков образовательных учреждениях / В. Р. Кучма, И. К. Рапопорт // Рос. педиатр, журн. 2009. — № 2. — С. 44−48.
  92. , В. Р. Новые подходы к интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательном процессе / В. Р. Кучма, П. И. Храмцов, Е. Н. Сотникова // Санитария и гигиена. 2006. — № 3. — С. 61−64.
  93. , В. Р. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева // Гигиена и санитария. 2005. — № 6. — С. 42−45
  94. , В. Р. Стресс у школьников: причины^ последствия, профилактика / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Медицина труда и промышленная экология. 2001. — № 8. — С. 32−37.
  95. , В. Р. Физическое развитие младших школьников и факторы, его определяющие / В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина // Рос. педиатр, журн. 2009.- № 2. С. 14−19.
  96. , С. И. Роль педиатра в формировании здорового образа жизни у детей / С. И. Лосев, Т. А. Бородулина // Рос. педиатр, журн. 2006. — № 2. с. 44−48.
  97. , С. Б. Физиологическая адаптация и прогнозирование успешности обучения первоклассников / Лурье С. Б. // Валеология. 2004. — № 4. — С. 28−32.
  98. , Л. М. ЭКГ в педиатрии / Л. М. Макаров. М.: Медпрактика-М, 2006. 544 с.
  99. , А. Физиологическая интерпретация спектральных компонентов вариабельности сердечного ритма / А. Малиани // Вестн. аритмологии. -1998.-№ 9.-С. 47−57.
  100. , Е. Л. Вариабельность ритма сердца в зависимости от типа вегетативной дистонии / Е. Л. Мачерет, Н. К. Мурашко, Т. И. Чабан / Вестн. аритмологии. 2000. — № 16. — С. 17−19.
  101. Мероприятия по облегчению адаптации к условиям дошкольного учреждения и школы: метод, рекомендации МЗ РФ. М., 2004. — 31 с.
  102. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей / под ред. А. А. Баранова. М.: Союз педиатров России, 2005. — 226 с.
  103. , А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. СПб.: Речь, 2006. — 248 с.
  104. , В. М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода / В. М. Михайлов. Иваново: Ивановская гос. мед. академия, 2002. — 290 с.
  105. , JI. А. Критерии и подходы к оценке здоровья человека / Л. А. Михайлова // Сиб. мед. обозрение. 2007. — № 2. — С. 5−13.
  106. , Л. В. Адаптационный потенциал как показатель адаптационных возможностей организма / Л. В. Морозова, И. М. Газеева, Л. В. Соколова // Экология человека. 2002. — № 1. — С. 20−22.
  107. , М. А. Особенности сердечного ритма детей, обучающихся с 6 лет / М. А. Мутотлеев, А. А. Псеунок // Валеология. 2001. — № 2. — С. 34−35.
  108. Новые подходы к мониторингу здоровья школьников / А. Г. Румянцев, Д. Д. Панков, С. М. Чечельницкая и др. // Рос. педиатр, журн. 2004. -№ 3. — С. 4−5.
  109. Новый методический подход к анализу результатов профилактического осмотра школьников / Д. Д. Панков, Т. Б. Панкова, Г. И. Берова и др. // Рос. педиатр, журн. 2006. — № 2. — С. 25−29.
  110. , А. Д. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы / А. Д. Ноздрачев, Ю. В. Щербатых // Физиология человека. 2001. — № 6. — С. 95−101.
  111. , Р. Г. Современные стратегии профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний / Р. Г. Оганов, Г. В. Погосова // Кардиология. 2007. — № 12. — С. 4−9.
  112. , Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. -2001.-№ 5.-С. 7−11.
  113. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и ихоздоровление в условиях детского сада, школы: метод, пособие / под ред. Г. Н. Сердюковской. М: Промедэк, 1993. — 143 с.
  114. , М. К. Электрокардиография у детей / М. К. Осколкова, О. О. Куприянова. М.: МЕДпресс, 2001. — 352 с.
  115. Основные тенденции в физическом развитии детей младшего школьного возраста / Е. А. Поварго, Р. Н. Зигитбаев, X. 3. Шубина и др. // Гигиена и санитария. 2007. — № 4. — С. 71−73.
  116. Особенности структурно-функционального состояния мембран эритроцитов у школьников с различным исходным вегетативным тонусом / М. В. Макарова, О. И. Зайцева, В. П. Терещенко и др. // Сиб. мед. журн. 2006. — С. 80−82.
  117. Особенности адаптированности детей к факторам среды обитания и критерии их оценки / А. Г. Сетко, Н. П. Сетко, Т. М. Макарова и др. // Гигиена и санитария. 2005. — № 6. — С. 57−58.
  118. Особенности психических функций у детей младшего школьного возраста с изменениями психоневрологического статуса / JI. М. Сухарева, Д. С. Надеждин, J1. М. Кузенкова и др. // Рос. педиатр, журн. 2009. — № 2. — С. 28−34.
  119. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, A. JI. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 163 с.
  120. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения / И. В. Звездина, JI. М. Сухарева, JI. М. Жигарева и др. // Рос. педиатр, журн. 2009. — № 2. — С. 8−11.
  121. Оценка адаптационных возможностей организма и задачи повышения эффективности здравоохранения / В. М. Баранов, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева и др. // Экология человека. 2004. — № 6. — С. 25−29.
  122. , Д. Д. Диагностика пограничных состояний у детей и подростков / Д. Д. Панков, А. Г. Румянцев // Рос. педиатр, журн. 2002. -№ 3. — С. 4−7.
  123. , В. Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян. М.: Питер, 2006. — 294 с.
  124. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под общ. ред. С. А. Смирнова. 4-е изд. — М.: Академия, 2003. — 512 с.
  125. , И. В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида / И. В. Пляскина // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 62−64.
  126. , А. Н. Адаптация первоклассников-семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе / А. Н. Поборский, В. С. Кожевникова // Физиология человека. 1997. — № 6. — С. 44−48.
  127. , А. Н. Оценка степени напряжения регуляторных механизмов у школьников в условиях севера / А. Н. Поборский // Гигиена и санитария. 2001. — № 4. — С. 49−51.
  128. Подготовка детей к поступлению в школу: метод, рекомендации Ивановского НИИ материнства и детства Минздрава РФ Иваново. -Иваново, 1986.-31 с.
  129. , Н. В. Психофизиологические особенности младших школьников в динамике обучения / Н. В. Поляшова, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова // Бюл. сиб. медицины. 2010. — № 1. — С. 148−154.
  130. , А. Л. Изучение вариабельности ритма сердца при нагрузочном тестировании / А. Л. Похачевский // Кардиология. 2010. -№ 1. — С. 29−35.
  131. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения / М. И. Степанова, 3. И. Сазанюк, М. А. Поленова и др. // Рос. педиатр, журн. 2011. — № 3. — С. 46−49.
  132. , А. А. Адаптация детского организма к умственным нагрузкам / А. А. Псеунок // Педиатрия. 2004. — № 6. — С. 74−76.
  133. , А. А. Адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы детей, обучающихся по новым образовательным программам / А. А. Псеунок // Педиатрия. 2005. — № 6. — С. 77−79.
  134. , И. К. Оценка динамики заболеваемости школьников по результатам профилактических медицинских осмотров / И. К. Рапопорт // Гигиена и санитария. 2005. — № 6. — С. 48−50.
  135. , Ю. А. Нарушение мозгового кровообращения у детей / Ю. А. Ратнер. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1983. — 144 с.
  136. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А. А. Баранова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 608 с.
  137. Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р. Г. Оганова, Р. А. Хальфина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 464 с.
  138. , А. Р. Возрастные особенности вариабельности показателей центрального кровообращения у детей младшего и среднего школьного возраста / А. Р. Сабирьянов, Е. С. Сабирьянова // Рос. педиатр, журн. 2005. — № 6. — С. 4−7.
  139. , Е. Д. Использование адаптационных реакций в качестве критерия оценки состояния здоровья / Е. Д. Савилов, С. Н. Жданова, Е. Е. Савилова // Гигиена и санитария. 2002. — № 4. — С. 72−73.
  140. , Г. Н. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников / Г. Н. Сердюковская. М.: Максим, 1995.- 120 с.
  141. , П. И. Способ скрининговой оценки факторов здоровья / П. И. Сидоров, И. А. Новикова // Гигиена и санитария. 2010. — № 2. — С. 85−89.
  142. , Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.
  143. , Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.
  144. Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири / под ред. В. А. Дмитриенко. Томск: Том. гос. пед. ун-т, 2002. -317 с.
  145. , С. Ф. Клиническое значение оценки вариабельности ритма сердца / С. Ф. Соколов, Т. А. Малкина // Сердце. 2002. — № 2. — С. 72−75.
  146. , О. И. Неоднородность механизмов вегетативной регуляции у здоровых детей / О. И. Соколова, Н. Б. Хаспеков, С. М. Чечельницкая // Школа здоровья. 2000. — Т.7, № 1. — С. 90.
  147. , О. Г. Вариабельность сердечного ритма у лиц разных типов темперамента / О. Г. Солдатова, С. Н. Шилова, О. С. Горбачева // Бюл. сиб. медицины. 2005. — Т. 4., Прил.1. — С. 78.
  148. , А. А. Адаптация детей к микросоциальным условиям / А. А. Солнцев. М.: Медицина, 1989. — 135 с.
  149. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов, JI. А. Щеплягина, А. Г. Ильин и др. // Рос. педиатр, журн. 2005. — № 2. — С. 4−8.
  150. Состояние здоровья и психофизиологические особенности учащихся новых видов учебных заведений / А. Г. Муталов, Г. П. Ширяева, Г. А. Вахитова и др. // Вопр. современной педиатрии. 2007. — № 6. — С. 122 126.
  151. Состояние сердечно-сосудистой системы у детей с различным характером функциональной активности мозга в период обучения в начальной школе / Н. В. Королева, О. В. Бугун, С. И. Колесников и др. // Рос. педиатр, журнал. 2010. — № 2. — С. 16−20.
  152. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения / В. Р. Кучма, М. И. Степанова, С. А. Уланова и др. // Рос. педиатр, журн. -2011. -№ 3. С. 42−45.
  153. , А. П. Вариабельность сердечного ритма в условиях нервно-психического напряжения / А. П. Спицин, Т. А. Спицина // Гигиена и санитария. 2011. — № 4. — С. 65−68.
  154. , М. И. Гигиеническое обоснование новой структуры учебного года в школе / М. И. Степанова, С. В. Чайкин // Гигиена и санитария. 2004. — № 3. — С. 51−54.
  155. , Г. И. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе / Г. И. Стунеева, В. А. Кирюшин, А. М. Цурган // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 45−46.
  156. , А. Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 43−44.
  157. , Л. М. Особенности психических функций у детей младшего школьного возраста с изменениями психоневрологического статуса / Л. М. Сухарева, Д. С. Надеждин, Л. М. Кузенкова // Рос. педиатр, журн. 2009. — № 2. — С. 28−34.
  158. , В. А. Некоторые аспекты функционального состояния младших школьников при инновационном обучении / В. А. Талалаева, М. И. Губина, И. В. Зонова // Сиб. мед. журн. 2002. — № 2. — С. 81−82.
  159. , Е. А. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения / Е. А. Теппер, Н. Ю. Гришкевич // Сиб. мед. обозрение.-2011.-№ 1.-С.12−16.
  160. , О. Н. Особенности нейропсихологического статуса детей на начальном этапе адаптации к учебным нагрузкам / О. Н. Тихонова, Е. Ю. Иваницкая // Бюл. сиб. медицины. 2005. — Т. 4., Прил.1. — С. 169.
  161. , Д. А. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка / Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская //Физиология человека. 2001. — Т.27, № 5. — С. 8−16.
  162. Физиолого-гигиенические аспекты сохранения индивидуального здоровья школьников / Н. П. Сетко, Н. Н. Кузько, Е. В. Кирнасюк и др. // Рос. педиатр, журн. 2003. — № 2. — С. 48−49.
  163. Хамова, 10. А. Функциональные резервы детского организма в кризисном возрасте / Ю. А. Хамова, Н. Н. Гребнева // Бюл. сиб. медицины. 2005. — Т. 4., Прил.1. — С. 169.
  164. , М. М. Возрастные изменения временных показателей электрокардиограммы у детей / М. М. Хомич // Вопросы современной педиатрии. 2006. — № 2. — С. 17.
  165. , Т. А. Морфофункциональные особенности развития организма учащихся начальных классов / Т. А. Хорошева, А. И. Бурханов // Гигиена и санитария. 2006. — № 3. — С. 58−60.
  166. , Н. Л. Клинико-лабораторные критерии выделения групп здоровья / Н. Л. Черная, И. В. Иванова // Рос. педиатр, журн. 2007. — № 4. -С. 39−41.
  167. Шаршенова, А. А. Возрастные особенности адаптационных механизмов вегетативной нервной системы у детей Среднегорья / А. А. Шаршенова, Э. Дж. Мажикова//Педиатрия. -2005. -№ 3. С.110−113.
  168. , Э. М. Физиолого-гигиенические аспекты адаптации первоклассников к школе / Э. М. Шереметьева, Н. П. Сетко // Гигиена и санитария. 1999. — № 4. — С. 27−29.
  169. , Г. П. Эффективность оздоровления детей с нарушениями в состоянии здоровья в условиях городских дошкольных образовательных учреждений / Г. П. Ширяева, А. Г. Муталов, Н. Я. Нагаев // Медицинская помощь. 2008. — № 2. — С. 4−8.
  170. , Г. П. Эффективность здоровьесберегающей технологии сохранения и укрепления здоровья детей и подростков городских образовательных учреждений / Г. П. Ширяева, А. Г. Муталов, Н. Я. Нагаев // Рос. педиатр, журн. 2008. — № 5. — С. 64−65.
  171. , О. П. Здоровье и физическое развитие детей в России в 19 852 000 гг. / О. П. Щепин, Е. А. Тишук // Рос. педиатр, журн. 2004. — № 1. -С. 47−49.
  172. , А. А. Особенности вегетативного гомеостаза у детей дошкольного возраста различных соматотипов / А. А. Яйленко, Н. И. Зернова, Н. В. Старовойтова // Вопросы современной педиатрии. -2003. Т. 2, Прил. № 1. — С. 434.
  173. , А. А. Особенности вегетативного статуса у детей различных морфофенотипов / А. А. Яйленко // Рос. педиатр, журн. 2000. — № 6. — С. 23−26.
  174. , Т. В. Основные направления модернизации системы оздоровления детей и подростков / Т. В. Яковлева, А. А. Иванова, А. А. Модестов // Рос. педиатр, журн. 2011. — № 3. — С. 37−39.
  175. , Ю. А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков / Ю. А. Ямпольская // Педиатрия. 2005. — № 6. — С. 73−76.
  176. , Ю. А. Тенденции физического развития школьников в последнее десятилетие / Ю. А. Ямпольская // Вопросы современной педиатрии. 2003. — Т. 2., Прил. 1. — С. 436.
  177. Age-related trends in Stroop and conflicting motor response task findings / F. Nichelli, G. Scala, C. Vago et al. // Child Neuropsychology. 2005. -Vol. 11, № 5.-P. 431.
  178. Aksan, N. Derivation and prediction of temperamental types among preschoolers / N. Aksan, H. H. Goldsmith, N. A. Smider // Dev. Psychol. -1999. Vol. 35, № 4. — P. 958−971.
  179. Aktivation and inhibition of bimanual movements in school-aged children / J. Barral, M. De Pretto, B. Debu et al. // Физиология человека. 2010. — № 1,T. 36.-С. 56−66.
  180. Assessment of arterial distensibility by automatic pulse wave velocity measurement: validation and clinical application studies / R. Asmar, A. Benetos, J. Topouchian et al. // Hyperthension. 1995. — Vol. 26, № 3. — P. 485−490.
  181. Balck, R. Temperament and school performance / R. Balck, P. Glass // Pediatr. Rev. 1998. — Vol.19, № 5. — P. 177.
  182. Blair, C. School readiness. Integrating cognition and emotion in a neurobiological conceptualization of children’s functioning at school entry / C. Blair// Am. Psychol. 2002. — Vol. 57, № 2. — P. 111−127.
  183. Bomba J. Depression in children at the beginning of school education. Prevalence of the phenomenon and its relation to the child’s adaptive capacity / J. Bomba, H. Jaklewicz // Psychiatr Pol. 1990. — Vol. 24, № 1. — P. 9−15.
  184. Borup, I. Social class variations in schoolchildren’s self-reported outcome of the health dialogue with the school health nurse / I. Borup, B.E. Holstein // Scand. J. Caring. Sci. 2004. — Vol. 18, № 1. — P. 343−350.
  185. Braunwald’s heart disease: a textbook of cardiovascular medicine / P. Libby, D. P. Zipes, D. L. Man et al. Town: Elsevier Sciences, 2008. — 2304 p.
  186. , M. В. Prevention of childhood obesity: sociocultural and familial factors / M. B. Bruss, J. Morris, L. Dannison // J. Am Diet. Assoc. 2003. -Vol. 103, № 8. — P. 1042−1045.
  187. Carey, W. B. Understanding your child’s temperament / W. B. Carey, S. C. Devitt Mc., M. M. Jablow. N. Y: Изд-во, 1997. — 286 p.
  188. Cerebral blood flow velocity response to induced and spontaneous sudden change in ABP / R. B. Panerai, S. L. Dauson, P. J. Eames et al. // Am. J. Physiology. Heart Circ. 2001. — Vol. 208. — P. 2162.
  189. Chess, S. Know your child / S. Chess, A. Tomas. N.Y.: Jason Aronson, 1996. — 365 p.
  190. Children’s Environment and Health Action Plan for Europe // 4-th Ministerial Conference on Environment and Health. Budapest, 2004.
  191. Davis, E. P. The anterior attention network: associations with temperament and neuroendocrine activity in 6-year-old children / E. P. Davis, J. Bruce, M. R. Gunnar // Dev. Psychobiol. 2002. — Vol. 40, № 1. — P. 43−56.
  192. Development of attenfional networks in childhood / M. R. Rueda, J. Fan, B. D. McCandliss et al. // Neuropsychologia. 2004. — Vol. 42, № 8. — P. 1029.
  193. Diamond, A. The early development of executive functions / A. Diamond // Lifespan cognition mechanisms of change / ed. F. Bialystok, L. M. Clark. -Oxford: University Press, 2006. P. 70.
  194. Edvinsson, L. Cerebral blood flow and metabolism / L. Edvinsson, D. N. Krause. Город: Lippincott. Unv., 2002. — 183 p.
  195. Everet A.D., Lim S. Illustrated Field Guide to Congeniyal Heart Disease and Repair.2-nd ed. Scientific Software Solutions.2005. 394 p.
  196. Ewing, D. J. Noninvasive evaluation of heart rate: The time domain. Clinical autonomic disorders / D. J. Ewing — ed. P. A. Low et al. Boston: Little Brown and Co., 1993. — P. 297−315.
  197. Family history as a predictor of blood pressure in a longitudinal study in Australian children / V. Burke, M. P. Gracey, L. J. Beilin et al. // J. Hypertens. -1998. Vol. 16, № 3. — P. 269−276.
  198. First Announcement 14-th Congress of Europen Union for School and Medicine 6−9 june 2007, Tampere, Finland. 2007.
  199. Friedman, B. H. Autonomic balance revisited: panic anxiety and heart rate variability / B. H. Friedman, J. F. Thayer // J. Psychosom. Res. 1998. — Vol. 44, № l.-P. 133−151.
  200. Functional neuroanatomy of spatial working memory in children / C. O. Nelson, C. S. Monk, J. Lin et al. // Dev. Psychol. 2000. — Vol. 36, № 1. — P. 109.
  201. Gance-Cleveland B. School-based health centers. Statewide quality improvement program / B. Gance-Cleveland, D. K. Costin, J.A. Degenstein // J. Nurs. Care Qual. 2003. — Vol. 18, № 4. — P. 288−294.
  202. Growth and development // Nelson textbook of pediatrics / eds. by W. E. Nelson, R. E. Behrman, R. M. Kliegman et al. Philadelphia: WB. Saunders company, 1996.-P. 50−52.
  203. Health status evaluation in children / L. I. Mozzhukhina, N. L. Chernaia, E. V. Shubina et al. // Probl. Sotsialnoi. Gig. Istor. Med. 2003. — № 4. — P. 37.
  204. Houck, G. M. The measurement of child characteristics from infancy to toddlerhood: temperament, developmental competence, self-concept, and social competence / G. M. Houck // Issues Compr. Pediatr. Nurs. 1999. — Vol. 22, № 2−3.-P. 101−127.
  205. Human autonomic rhythms: vagal cardiac mechanisms in tetraplegic subjects / J. Koh, T. E. Brown, L. A. Beightol et al. // J. Phisiol. 1994. -Vol. 474, № 3.-P. 483−495.
  206. Jonkman, L. M. The development of preparation, conflict monitoring and inhibition from early childhood to young adulthood: a Go/Nogo ERP study / L. M. Jonkman // Brain Research. 2006. — Vol. 1097, № 1. — P. 181.
  207. Kelly, D. P. Attention deficits in school-aged children and adolescents. Current issues and practice / D. P. Kelly, G. P. Aylwand // Pediatr. Clin. North. Am. 1992. — Vol. 39. — P. 487−512.
  208. Klostermann, B. K. Quality improvement in a school health program: Results of a proceses evaluation / B. K. Klostermann, C. S. Perry, M. T. Britto // Eval. Health Prof. 2000. — Vol. 23, № 1. — P. 91−106.
  209. Kochanska, G. Inhibitory control as a contributor to conscience in childhood: from toddler to early school age / G. Kochanska, K. Murray, K. C. Coy // Child Development. 1997. — Vol. 68, № 2. — P. 263.
  210. Koomen, H. M. Regulation of emotional security by children after entry to special and regular kindergarten classes / H. M. Koomen, J. B. Hoeksma // Psychol Rep. 2003. — Vol. 93(3 Pt. 2). — P. 1319−1334.
  211. Lemery, K. S. Developmental models of infant and childhood temperament / K. S. Lemery, H. H. Goldsmith, M. D. Klinnert // Dev. Psychol. 1999. — Vol. 35, № 1.- P. 189−204.
  212. Lery, M. Sympathetic-parasympathetion Interaction in the Heart / M. Lery // Circulation Res. 1971. — Vol. 29. — P. 437.
  213. Limon, S. Children at risk: risk factors for low back pain in the elementary school environment / S. Limon, L. J. Valinsky, Y. Ben-Shalom // Spine. 2004. — Vol. 29, № 6. — P. 697−702.
  214. Malliani, A. Power spectrum analysis of heart rate variability: a tool to explore neural regulatory mechanisms / A. Malliani, P. Lombardi, M. Pagani // Br. Heart J. 1994. — Vol. 71. — P. 1−2.
  215. Marcus, S. D. Identifying school children with behavior disorders / S. D. Marcus, D. Fox, D. Brown // Community Ment. Health. J. 1982. — Vol. 18. -P. 249−256.
  216. Martin, G. C. A longitudinal study of the role of childhood temperament in the later development of eating concerns / G. C. Martin, E. H. Wertheim, M. Prior // Int. J. Eat Disord. 2000. — Vol. 27, № 2. — P. 150−162.
  217. Maxwell, E. Home and School Density Effects on Elementary School Children / E. Maxwell // Environment and Behavior. 2003. — Vol. 35, № 4. -P. 566−578.
  218. May, O. Parasympathetic function during deep breathing in the general population: relation to coronary risk factors and range / O. May, H. Arildsen, M. Moller // J. Int. Med. 1999. — Vol. 45, № 3. — P. 287−294.
  219. Mitral valve prolapse in childhood: the incidence and clinical presentations in different age groups / N. Ohara, T. Mikajima, J. Takagi et al. // Acta Pediatr. Jap. 1991. — Vol. 33. — P. 467−475.
  220. Novosad, C. Stability of temperament over the childhood years / C. Novosad, E. B. Thoman // Am. J. Orthopsychiatry. 1999. — Vol. 69, № 4. — P. 457−464.
  221. Oldenhage, M. Assessment of developmental status considering current requirements of the health examination for school entry / M. Oldenhage, M. Daseking, F. Petermann // Gesundheitswesen. 2009. — Vol. 71, № 10. — P. 638−647.
  222. Oscillometric twenty four hour ambulatory blood pressure values in healthy children and adolescents: multicenter trial including 1141 subjects / M. S. Soergel, M. Kirschtein, C. Busch et al. // J. Pediatr. 1997. -Vol. 130, № 2. -P. 178−184.
  223. Overweight and obesity in children and adolescents: relationship with blood pressure, and physical activity / J. Ribeiro, S. Guerra, A. Pinto et al. // Ann. Hum. Biol. 2003. — Vol. 30, № 2. — P. 203−213.
  224. Peckham, S. Bringing health care to schools / S. Peckham, C. Carlson // Nurs Stand. 2003. — Vol. 17. — P. 33−38.
  225. Relationship between physical, environmental and sociodemographic factors and school performance in primary schoolchildren / E. N. Ozmert, K.
  226. Yurdakok, S. Soysal et al. // J. Trop. Pediatr. 2005. — Vol. 51, № 1. — P. 2532.
  227. School-based health centers: accessibility and accountability / C. D. Brindis, J. Klein, J. Schlitt et al. // J. Adolesc. Health. 2003. — Vol. 32(6 Suppl.), № l.-P. 98−107.
  228. School-based opportunities for physical activity in West Virginia public schools / N. O’Hara Tompkins, S. Zizzi, L. Zedosky et al. // Prev. Med. -2004. Vol. 39, № 4. — P. 834−840.
  229. Sonuga-Barke, E. Mental health of preschool children and their mothers in a mixed urban rural population. Family and maternal factors and child behavaiour / E. Sonuga-Barke, J. Stevenson, M. J. Thomson // Br. J. Psychiatry. 1996. -Vol. 168.-P. 21−25.
  230. Tsujimoto, S. Developmental fractionation of working memory and response inhibition during childhood / S. Tsujimoto, M. Kuwajima, T. Sawaguchi // Experim. Psychol. 2007. — Vol. 54, № 1. — P. 30.
Заполнить форму текущей работой