Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная политика региона в условиях трансформации российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определеные стратегии, механизмы и характер социальной политики России позволили дать оценку современным региональным ресурсам социальной политики (на примере г. Москвы). Так решение назревших социальных проблем требует четкой стратегии государственной социальной политики и отлаженных механизмов^ взаимодействия в структуре социальных служб данной сферы. Сегодня в России нет единой структуры… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
    • 1. 1. Социальная политика в постсоветской России: сущность и содержание
    • 1. 2. Переоценка ценностей и новая направленность социальной политики государства
    • 1. 3. Роль национальных программ в трансформации социальной политики
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА
    • 2. 1. Основные направления и приоритеты социальной политики на федеральном и региональном уровне
    • 2. 2. Технология осуществления социальной политики в г. Москве
    • 2. 3. Пути и средства совершенствования социальной политики в московском регионе

Социальная политика региона в условиях трансформации российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, ростом числа социальных проблем и расширением проблемного поля системы социальной защиты. Социальная сфера в Российской Федерации сегодня создает гораздо больше сложных вопросов, чем получает адекватных ответов. Уже привычными стали такие проблемы, как бедность, безработица, преступность и многие другие. Несмотря на то, что в последние годы органы государственной власти и местного самоуправления уделяют социальной сфере все больше внимания, кардинальных изменений пока не заметно. Эта ситуация особенно опасна сейчас, когда многие склонны к повторению пути, который мы уже проходили: сначала решить проблемы экономики, а потом уж браться за социальную сферу. На самом деле ждать подъема экономики, чтобы всерьез изменить социальную ситуацию — значит только загонять проблемы в глубь.

Во-вторых, в России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно* высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначены общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. По мере стабилизации положения в экономике страны, наметившегося роста доходов граждан, приходит время поиска новых подходов и форм социального обеспечения и социальной работы. В-третъих, существенным отличием основных характеристик функционирования служб социальной защиты общефедерального и регионального уровня. Региональная социальная политика ориентирована на максимальный учет специфических региональных факторов протекания социальных процессов. Соответственно это предполагает корректировку основных направлений общефедерального уровня социальной политики в соответствии с региональными особенностями и установление и реализацию региональных социальных гарантий, расширяющих общефедеральные.

В-четвертых, детерминированностью модернизационных процессов в системе социальной защиты воздействием внешних обстоятельств. Трансформация институтов1 российского общества серьезно сказалась на его социальной структуре. Изменились и продолжают меняться, отношения собственности и власти, перестраивается механизм социальной стратификации, идет интенсивная смена элит, на общественную сцену выходят новые социальные группы, растет слой маргиналов, расширяется «социальное дно», все более криминализуются экономические отношения. Соответственно меняются групповые интересы, способы поведения, социальные взаимодействия. Эти, на первый взгляд, разрозненные явления на деле являются разными сторонами процесса социальной трансформации российского общества как целостной социальной системы. Несмотря1 на значительный теоретический багаж и объем эмпирических исследований, функционирование системы социальной защиты в современной России требует нового осмысления с учетом продолжающихся социальных трансформаций, которые, безусловно, определяют изменения социальной политики государства, что позволяет говорить о перманентной актуальности исследований в данной социальной сфере. Указанные причины обусловили выбор темы исследования и проблемное поле научного анализа.

Степень научной разработанности темы. Ситуация трансформации общества обуславливает необходимость изучения такого направления политической деятельности как социальная политика.

В условиях наращивания теоретической и практической базы социальной политики, остро встает проблема равных возможностей доступа в систему социальной защиты для граждан страны. В этой связи специального упоминания-заслуживают труды Г. Г. Лозы, посвященные защите социальных интересов различных категорий населения-посредством социальных и гражданских конструктов (в частности — военнослужащих)1.

Современные исследования отражают высокую динамичность, изменений вектора социальной политики в сторону социальной помощи населению. Это подтверждается работами по изучению различных аспектов в этой области В. Ярской, ЕЛрской-Смирновой, И. Григорьевой,.

•у.

О.Шкаратана, Н. Тихоновой .

• Были изучены и применены в настоящем исследовании-различные социальные подходы, такие как в работах Э: Дюркгейма, (подход социальной патологии) — У. Томаса, Ф. Знанецкого, Р. Парка, Э. Берджесса, Р. К. Мертона (объективистский подход)3- Р: Фуллера, Р. Майерса, Г. Беккера, Э. Лемерта (субъективистский подход)4.

Важными для написания данной диссертации явились также публикации, рассматривающие различные аспекты социальной помощи.

1См: Социальнаязащищенность советского военнослужащего / А. В Герасимов, Г. Г Лоза, 110, [2] с. 20 см., М. Воениздат1991. рубрики книги.

2 См: Тихонова Н. Е., Шкаратан О. И. Российская социальная политика: выбор без альтернативы // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 33−45 Ярская В. Н. Взгляд на достигнутое // Социальная работа.2006,№ 2.С.27−29. ЯрскаяСмирнова Е., Романов.П. Ретроспектива социальной политики // Журнал исследований социальной политики, т.5. № 4.2007. Григорьева И. А. Возможности реформирования социальной защиты «по немецкому образцу» в современной России // Мир России. 2006. Т. XV. № 4.С. 35−53.

3 См: Дюркгейм. Э Норма и патология // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Издатальство «Прогресс», 1966.С.39−44.

4См:Библиотека Максима Мошкова. Обращение к ресурсу Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова 20.03.2009. людям, имеющим ограниченные возможности. Эти работы представлены именами таких авторов, как А. Г. Амбрумова, О. В. Бойко, И. Гофмана, И. Я Гурович, Я. А. Сторожаковой, Е.И. Холостовой1.

Однако работы по изучению механизмов взаимодействия государственных и негосударственных организаций в рамках предоставления гражданам России социальной поддержки акцентируютсячаще всего на специфике деятельности некоммерческого сектора (Н.Беляева, С. Юрьев, М. Флямер), проблемах эффективности данных механизмов (А.Пригожин, А. Радугин, П. Романов, В. Щербина), а также его законодательном обосновании (Р.Максудов, Э. Мельникова)4.

1 См: Холостова Е. И. Социальная реабилитация. М., 2002;С.34. Бойко О. В. Тендерные различия суицидального поведения // Социокультурный анализ тендерных отношений: Сб. науч. трудов / Под ред. Е.Р. Ярской-СмирновойСарат. гос. техн. ун-т. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. Амбрумова А. Г. Суицид как феномен социальнопсихологической дезадаптации личности [Текст]/ А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко. Актуальные проблемы суицидологии. М. 1998. — ISBN 5−300−22 121−5. И. Я. Гурович, Я. А. Сторожакова Социальная психиатрия и социальная работа в психиатрии. Социальная и клиническая психиатрия 1998: -С.5−20. Обращение к ресурсу 1959: The Presentation of Self in Everyday Life, University of Edinburgh Social Sciences Research Centre. ISBN 978−140 135 718 .

См:Беляева Н. Ю. Правовое регулирование и этические нормы в благотворительном секторе. // Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня, ИПО «Полигран», М.:1994.-С.28. Флямер М. Г., Максудов Р. Р. Общественная инициатива: от дружеского круга к институциональному проекту // Куда идет Россия?. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред Т. И. Заславской. М., 1999. С. 188−199. Юрьев С. С. Правовой статус общественных объединений, М., 1995;С. 69.

3 См: Пригожий А. И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983 -С.45. Пригожий А. И. Современная социология организаций. Учебник. М.: Наука, 1995.-С.128. Радугин A.A., Радугин К. А.

Введение

в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995.-С. 167. ЩербинаВ.В. Социология организаций// Социология труда / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В.ВЩербины. М., 1993.-С.134. Социальная политика и социальная работа в меняющейся России / Под редакцией Е. Ярской-Смирновой и П.Романова. М.: ИНИОН, 2002, -С.350 .

4См:Организация и проведение программ восстановительного правосудия. Методическое пособие / Под ред.: Карнозова Л. М., Максудов P.P. — 2-е изд. — Пермь, 2007. -С. 243. Критич. анализ механизма судеб, охраны / Э. Б. Мельникова — Отв. ред. В. М. ЧхиквадзеАН СССР, Ин-т государства и права 174, [2} с. 21 см. м. наука 1987.

Несомненный вклад в улучшение работы системы социальной защиты оказывают практические исследования, которые не только отражают узкие места в социальной политике государства, но и, прежде всего, влияют на совершенствование системы социальной защиты в целом.

Перспективы модернизации социальной политики России находятся в центре внимания отечественных социологов и политологов. В их числе В. А. Ядов, О. Н. Яницкий, Ю. Н. Давыдов, З. Т. Голенкова, А. Б. Вебер, A.A. Галкин, Ю.А. Красин1.

Значительная часть исследований проводилась в рамках изучения процесса становления региональной социальной политики. Результаты исследований по данной^ проблематике отражены в работах Е. Н. Заборовой, А. И. Трейвиша, Е. Г. Анимицы, Н: М. Ратнера, М.Д.Шарыгина2.

1 См: Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. — М.: Мартис, 1998.-С.234. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. -С.69 — М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — С.696. Трансформация социальной*структуры и стратификация российского общества, (Отв. ред. З.Т. Голенкова), М., Институт социологии РАН, 1996. Красин Ю. А. Демократия перед вызовами: время тревоги и неопределенности // Россия в условиях трансформаций. Историко-политологический семинар. М., 2000. С. 48−66. Красин Ю. А. Антиномии политического самоопределения России // Власть. 2000. 8. С. 14−21. Голенкова 3. Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования. 1997. 3. С. 25−36. Галкин А. А. Сдвиги в общественном сознании сквозь призму электорального поведения: российский вариант // Власть. 2000. 8. С. 313. Яницкий, Олег 1997. «Модернизация в России в свете концепции „общества риска“», в кн. Т. Заславская (отв. ред.) Куда идет Россия?. Москва: Интерцентр:-С. 37−48. Вебер, А Б. Проблемы стратегии российского развития: социально-экономические аспекты / Россия реформирующаяся: Ежегодник — 2004 // Отв. ред. Л. М. Дробижева. — М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 383−403. См: Анимица Е. Г., Ратнер Н. М., Шарыгин М. Д. Уральский регион: социально-экономическое развитие (географический аспект). — Свердловск: УрО АН СССР, 1992.-С.167. Трейвиш А. И. Освоение территории и территориальная концентрация производительных сил: взаимосвязь и роль в процессе интенсификации // Территориальная организация хозяйства как фактор экономического развития. — М., 1987.

С.56−70. Шарыгин М. Д. Региональная организация общества (теорегико-методологические проблемы совершенствования). — Пермь: Перм. гос. ун-т, 1992. — С.204. Заборова Е. Н Социология города. Горожанин в системе социальных групп. Екатеринбург, 2001.-С. 158.

Социальную значимость изучения социальной сферы города анализировали Б. С. Хорев, Г. Ф. Куцев, А. Шилов, Г. Шилова1. Общие вопросы адаптации человека в условиях города рассматривались в трудах известных зарубежых авторов: М. Вебера, Ф. Знанецкого, Р. Парка, Т. Парсонса, К. Роджерса, Т. Спенсера, У. Томаса.

Кроме того, изучение отдельных аспектов адаптационных процессов в социальной сфере ведется исследователями в рамках таких отраслей знаний, как социология молодежи и социология образования (О.М. Здравомыслова, Д. Л. Константиновский, В. В. Семенова, Ковалева А. И, В. Н Шубкин). В рамках социологии личности этой проблемой занимались B.C. Магун, Н.Е. о.

Шустова, В. А. Дцов .

Проблемы социальной адаптации, как явления в современной трансформирующейся России, в связи с особенностями социальной структуры и динамики социальной мобильностиразрабатывались в работах.

1 11 См: Хорев Б. С. Актуальные проблемы управления территориальной организацией советского общества, социально-экономическое районирование и территориальное планирование // Вопросы географии: Сб. -С. 109. Географические аспекты управления. -М, 1978. -С.25−61.Обращение к ресурсу http://www.kutsev.ru/books/newcityes.doc Г. Ф Кутцев «Новые города» (М.: Мысль, 1982. 269 е.). Город на пути к самоуправлению / А. Шилов, Г. Шилова (М.СП. «Вся Москва"1991)-С.154.

2 См: Здравомыслова О. М., Арутюнян М. Ю: Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). М.: Эдиториал УРСС, 1998. Семенова В. В. Социология молодежи // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. М.: На ВоробьевыхИС РАН, 1996. Константиновский Д. Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства // Социологический журнал. 1997. № 3. С. 92−123.Константиновский Д. Л., Шубкин В. Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977.

См:Магун B.C. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворением //ВП, 1978, № 6. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе//Социологический журнал, 1994, № 1. С. 35−52. Н. Е. Шустова, В. В. Гриценко Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам.

Л.В. Беляевой, З. Т. Голенковой, Н. В. Дмитриевой Т.И. Заславской, В. В. Радаева, М. Ф. Черныша др1.

Проблема социальной патологии рассматривалась в трудах Э. Дюркгейма, Г. Беккера, И. Гофмана2. Социальная стратификация и эксклюзия данной группы по этому принципу анализируется вработах П. М. Козыревой, С. Б. Герасимовой, Е. Д. Игитханян, З.Т. Голенковой3.

Широкий круг проблем социальной политики и социальной защиты граждан находят оценку в трудах Т. Парсонса, К. Поппера, Ю. Хабермаса, Г. Маркузе, П. Сорокина. Заметим, что плюралистичность подходов к рассмотрению институтов социальной политики — отличительная черта 4 отечественной научной мысли .

См:3аславская Т. И. Социентальцая трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. — М.: Дело, 2003. — с. 568Беляева JI.A. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2004. -406с. Голенкова З. Т. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов // Социол. исслед. — 2008. — № 7. — С. 75−85. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. Новосибирск, 1999. с. 332−340Радаев В.В. К обоснованию модели поведения человека в социологии (основы «экономического империализма») / Социологические чтения. Вып. 2. М. Институт «Открытое общество», Институт социологии РАН. 1997. С. 177−189. М. Ф. Черныш. Социальная дифференциация в современном обществе: множественность форм. л.

См: Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория. М Антонович И. И. Социология США. Вахпггайн B.C. Социологическая теория Ирвинга Гофмана: два прочтения // «Социологическое обозрение», 2003, Т. 3″, № 3. Обращение к pecypcyhttp://www.gumer.info/bibliotekBuks/Sociolog/Durkgeim/NormPat.php электронная, библиотека социологии — Дюркгейм Э. Норма и патология.

3 См: Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. Безработные: их положение и саморефлексии. П. М. Козырева, С. Б. Герасимова, И. П. Киселева, Ф. Э. Низамова. Динамика социального самочувствия россиян, З. Т. Голенкова. Основные тенденции трансформации социальных неравенств.

4 См: Поппер, К. Открытое общество и его враги [Текст]: в 2 т. / К. Поппер. — М. :

Международный фонд «Культурная инициатива» — Soros foundation USA, 1992. -С. 134.

Фарман И. П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса / Рос. акад. наук. Ин-т философии.— М.: ИФРАН, 1999.-С.98. Парсонс Т. Система современных обществ.

М., 1998. Сорокин П. А. Система социологии (Т. 1 и 2).- М., 1993. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального 9.

Изучение социальной реальности сквозь призму социально-политических институтов связаны с именами Л. М. Дробижевой, Т. И. Заславской, Ю. А. Красина, Н. Ю. Горшкова М.К., А. Н Медушевского, В. В. Серебрянникова, и др1.

Как видим, в России сегодня проблемы становления политических институтов и высокой динамичности политических процессов широко представлены в политологической и социологической литературе. Однако исследованию социальной политики региона в условиях трансформации российского общества посвящены лишь немногие из них.

Кроме того, все вышеуказанные исследования освещают проблемы современного состояния системы социальной защиты граждан России и тенденций формирования социальной политика страны, однако компаративного анализа общефедеральной и региональной системы социальной защиты не проводилось. Недостаточно изучен процесс становления системы социальной защиты московского региона. Требует дополнительного исследования имеющаяся система социальной поддержки и защиты прав граждан трудоспособного возраста.

Объектом исследования выступает социальная политика Российского государства.

Предметом исследования является социальная политика региона г. Москвы в условиях трансформации российского общества. общества / Г. МаркузеПер. с англ., послесл., примеч. A.A. ЮдинаСост., предисл. В. Ю. Кузнецова.- М: ООО «Издательство ACT», 2002. — 526, [2] е.- (Philosophy).

1 См: JI. М. Дробижева. Этничность в современной России: этнополитика и социальная практика. Заславская Т. И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. — Изд-во: Дело, 2003. — 568с. Медушевский А. Н. История русской социологии. — М.: Высшая школа, 1993. — 316с. Социальное неравенство и публичная политика / Ред. кол.: Медведев В. А. (отв. ред.), Горшков М. К., Красин Ю.А.— М.: Культурная Революция, 2007.—336 с. [5.62]. Серебрянников В. В. «Силовики» на думских выборах 1999 г.// Социологические исследования. Август 2000. № 8. С. 60−64.

Целью диссертационного исследования является анализ региональных стратегий социальной политики в условиях трансформации российского общества, осуществляемых в Москве государственными и негосударственными образованиями.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих исследовательских задач:

1. Уточнение сущности социальной политики и социальной защиты граждан. Конкретизация их содержания к условиям российской действительности;

2. Анализ политологических теорий, имеющих отношение к проблемам социальной политики и социальной защиты граждан;

3. Исследование возможности применения комплексного подхода к рассмотрению деятельности системы социальной защиты в условиях трансформации российского общества;

4. Рассмотрение в исторической последовательности и сопоставительном ключе процесса становления социальной политики России.

5. Исследование • причин недостаточной эффективности системы социальной защиты, в современной России, и выявление перспективных направлений и тенденций развития социальной политики страны;

6. Определение стратегий, механизмов и характера социальной политики России и оценка современных региональных ресурсов социальной политики (на примере г. Москвы).

7. Формулирование результирующих предложений, касающихся оптимизации осуществления региональных мер по социальной защите и. поддержке жителей г. Москвы.

В качестве теоретико-методологической основы использовались: общие методы научного познания (компаративное сопоставление, абстрагирование, анализ и синтез, дедукция и индукция и др.), принципы.

11 изучения проблемы (конкретность, объективность, комплексность, валидность), специальные подходы исследования (системные, цивилизационные, функциональные, структурные, институциональные). Также методическую базу диссертационного исследования составили как количественные, так и качественные методы. Акцент делается на качественные стратегии и методы (анализ документов), позволяющие получить наиболее глубокий исследовательский материал, тогда как количественные методы (статистические данные) — вспомогательные.

Теоретической базой исследования выступили работы по теории социальной адаптации (социальные аспекты политических процессов), социальной политики, теории аномии и теории сообщества. Выбор обусловлен тем, что эти теории наиболее конгруэнтны целям и задачам работы. Кроме того, данные теории позволяют всесторонне рассмотреть предмет исследования в рамках диссертационной работы и получить валидные результаты исследования стратегических направлений" развития социальной политики региона и государства в условиях трансформации.

Научная новизна исследования заключается в самой постановке проблемы диссертации, не нашедшей должного освещения в крупных публикациях и диссертационных исследованиях последних лет. Кроме того, научная новизна состоит в том, что:

— применен дуальный подход к рассмотрению социальной политики России: изучение поставленной проблемы идет как в ключе общефедеральных тенденций, так и с позиций региональной ситуациипредложен комплексный подход к рассмотрению деятельности системы социальной зашиты в условиях трансформации российского общества, который включает анализ таких аспектов, как: рост и расширение проблемного поля обращений граждан в систему социальной защитыусловия и возможности оказания поддержки гражданам, специфика механизмов восстановления социального статуса граждан. Акцент ставится на непосредственной зависимости между ситуацией неблагополучия и возможностями системы социальной защиты к ее разрешениюустановлена значимость факторов и условий региональной социальной политики в изменяющейся социальной ситуациивыявлена низкая эффективность системы социальной защиты граждан в условиях трансформации общества в силу ограничения разного рода ресурсов (кадровых, финансовых, информационных);

— предложены меры по оптимизации деятельности служб системы социальной защиты и коррекции вектора социальной политики регионауточнена сущность социальной политики и социальной защиты граждан, конкретизация их содержания к условиям российской действительности;

— осуществлен анализ проблем социальной политики с позиций ее воздействия на гражданские отношения внутри общества.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Авторское определение социальной политики как составной, части политики государства, регулирующей1 социально-экономические и социально-политические отношения в обществе в интересах и через интересы социальных групп и слоев населения.

Представляется, что социальная политика, как выразитель и регулятор разнообразных интересов различных социальных групп, эффективна при условии, если она объединяет в себе не только многообразие интересов различных социальных слоев общества, но и учитывает их иерархию в соответствии с численностью и местом в системе' общественного производства той или иной социальной группы. Только при соблюдении этих условий социальная политика будет способствовать стабильности общества, интеграции в нем различных социальных групп.

2. Авторское определение социальной защиты населения как процесса взаимодействия различных субъектов по восстановлению нарушенных прав, свобод, компенсаций, льгот, чести и достоинства граиедан, возмещению ущерба, причиненного этими нарушениями, а также по недопущению подобных нарушений и злоупотребленийСоциальная защита, граждан реализует взаимосвязь следующих компонентов: собственного правового, социальноэкономического, социально-политического, морально-психологического, духовно-идеологического, ценностно-ментального.

В. обобщенном виде систему социальной защиты населения в современной России можно представить как совокупность составных частейв зависимости от того, кто ее осуществляет. По этому основанию социальная защита подразделяетсяна правовую, административную, судебную, общественную и самозащиту.

31 Российская система социальной защиты оказалась не готова* к изменениям в рамках общегосударственных трансформационных процессов, вследствии-стремления российского гражданского общества и его институтов делегировать государству, приоритет" ответственностиза-благополучие граиедан> в изменяющихся условиях.

В обобщенном виде систему социальной защиты населения в условиях формирования гражданского общества в России можно представить как совокупность составных частей в зависимости от того, кто ее осуществляет.

Правовую защиту осуществляют законодательные, представительные органы власти, создающие и совершенствующие правовую основу социальной защиты в виде нормативных актов. Однако, правовой механизм надежного обеспечения социальной защиты до сих пор отсутствует.

К административной защите относится деятельность органов исполнительной власти в центре и на местах должностных лиц, кому эта деятельность предписана. По мнению автора, административную социальную защиту целесообразно возложить на специальные штатные.

14 структуры, независимые от органов исполнительной власти и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

Одним из центральных звеньев системы является судебная защита, которая, однако, в силу ряда причин не выполняет своего предназначения в полной мере.

Особую роль в социальной защите граждан играют формирующиеся элементы гражданского общества, что можно также условно назвать общественной защитой.

Важное место в системе социальной защиты личности занимает и самозащита. Те граждане, права и свободы которых подвергаются угрозе нарушения или уже нарушеныраньше других испытывают потребность в социальной защите, первыми выступают источником информации о нарушениях и начинают предпринимать защитные действия. Однако этот вид социальной защиты пока практически не работает, прежде всего, в силу того, что большинство граждан не знают своих прав и не умеют их защищать. Не разработан этот вопрос и на теоретическом уровне.

Российская система социальной защиты оказалась неготова к изменениям в рамках общегосударственных трансформационных процессов по ряду причин:

1) вследствии искусственно сформированной политической элитой страны вертикали институтов гражданского общества в виде общественных палат на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).;

2) по причине слабой активности и организованности народных масс, их индифферентного отношения к идее создания институтов гражданского общества, отвечающих подлинным интересам граждан;

3) в условиях, когда в теории и на практике термин «социальное обеспечение» подменятся понятием «социальная защита», невозможно правильно выстроить не только систему социальной защиты, но и социальную политику в целом.

Таким образом, если указанная система социальной защиты должным образом не работает, то мощным социальным фактором защиты интересов личности выступают различные модели взаимосвязи государства и гражданского общества. 4. Философско-политологический и типологический анализ модели взаимосвязей государства и гражданского общества по социальной защите населения в рамках проводимой социальной политики. Философско-политологический анализ этой проблемы, активно исследуемый в последнее время, убеждает в том, что соотношение государственных и гражданских начал общественной жизни — не абстрактное, а материально-осязаемое и ощущаемое явление. Типологический анализ этой проблемы говорит о том, что практика взаимодействия государства и гражданского общества породила следующие модели взаимосвязи: а. модель раздельного функционирования государства и гражданского обществаб. модель интеграции государства и гражданского обществав. конфликтная.модель.

Для каждой> модели взаимосвязигосударства и гражданского общества характерна «своя» система социальной защищенности личности. Если в обществе раздельного функционирования гражданского общества и государства делается основная ставка на правовые средства социальной защищенности личности, то интегральная модель предполагает приоритетность ценностно-культурных, нравственно-этических, традиционно-ментальных параметров социальной защиты. Для конфликтного же состояния государства и гражданского общества, характеризующегося кризисом легитимности, в целом характерна социальная незащищенность, отсутствие сложившейся системы социальной защиты как таковой.

Основными параметрами, по которым различаются модели взаимосвязи гражданского общества и государства, применительно к социальной защищенности личности, являются следующие:

1) роль социокультурных традиций и ценностей;

2) приоритет правовых средств социальной защиты;

3) способы гражданского контроля государственных институтов и органов;

4) степень самодеятельной активности и организованности граждан. Таким образом, взаимосвязь государственных и гражданских начал общественной жизни реализуется на типично-личностной основе, что выступает непосредственной детерминантой социальной защиты и социальной защищенности личности.

5. На защиту выносятся «методы совершенствования социальной политики в московском регионе, разработанные автором и предложенные для реализации органам законодательной и исполнительной власти г. Москвы.

Все предложенные методы условно можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные.

К прямым методам следует отнести-разработку органами законодательной и исполнительной власти г. Москвы необходимых нормативных актов, положений мероприятий, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность субъектов социальной политики. Они включают: антимонопольное законодательство, контроль со стороны компетентных органов за ростом цен, субсидирование малого бизнеса, решение социальных проблем и финансирование социально-значимых научно-исследовательских работ. К косвенным методам совершенствования социальной политики относятся: метод стратегического приоритета, метод оперативного управления и метод чрезвычайного реагирования.

Научно-практическая значимость исследования связана с осмыслением в политологическом ключе сущности и содержания социальной политики региона в условиях трансформации российского общества. Теоретические выводы и практические рекомендации диссертационного исследования могут иметь достаточно широкий спектр применения. С одной стороны, теоретические выводы способствуют более глубокому, системному осмыслению проблемы формирования и реализации социальной политики региона. Соответственно, сформулированные в диссертации положения и выводы представляютсобой определенную методологическую основу для продолжения исследования в данной сфере, а также могут быть применены в содержании учебных дисциплин и спецкурсов в рамках изучения общественных наук" в вузах РФ. С другой стороны, как представляется, частные выводы и практические рекомендации диссертационного исследования могут стать определенной-основой для разработки концепции (стратегии) социальной политики региона.

Структура диссертации обусловлена ее целью, задачами и внутренней' логикой изложения материала. Она состоит извведения, двух глав, заключения и списка литературы.

Апробация результатов исследования: основные положения диссертации, ее выводы и обобщения, а таюке практические рекомендации прошли апробацию в научных сообщениях на региональных научно-практических конференциях в Москве (2006г.), в Екатеринбурге (2007г.), в Нижнем Новгороде (2008г.), в Новом Уренгое (2009г.), в Туле (2010г.), в Ижевске (2011г), а также в ходе выступлений перед профессорско-преподавательским-составом кафедры социальных наук и государственного управления Московского государственного областного университета и в публикациях диссертанта общим объемом 14 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Осуществленный теоретический анализ взаимодействия государства и общества в рамках формирования социальной политики, и развития института социальной! помощи населению России базировался на применении дуального подхода к рассмотрению социальной политики России. Это позволило сделать вывод о том, что рациональное изучение поставленной проблемы идет необходимо1 организовывать, как в ключе общефедеральных тенденций, так и с позиций региональной ситуации.

Выявлено, что в современных условиях, происходиттесное взаимодействие социальной политики: и рынка, который оказывает большое влияние на реализациюопределенных: задачи приоритетовсоциальной политики в целом. Под, воздействием-рыночных.изменений и преобразования происходит распределение доходов? в рамках конечного результата5 трудав результате: повышения эффективностипроизводства: в целом способствует созданию условий качественного повышения уровня жизни граждан. Ориентированность рынка на потребительский спросв рамках социальной политики провоцирует производителей реализовывать свою деятельность в контексте максимального удовлетворения запросов населения.

Итогом многовекового, становления системысоциальной защиты граждан явилось делегирование ответственности за благополучие граждан государственным институтам социальной поддержки граждан.

Впервые предложенный комплексный^ подход к рассмотрению деятельности системы социальной защитыв условиях трансформации российского общества включает анализ таких аспектовкак: рост и расширение проблемного поля социальных обращений граждан в систему социальной защиты- • условия и возможности оказания поддержки гражданам, специфика механизмов восстановления социального статуса граждан,.

Акцент ставится на непосредственной зависимости между ситуацией неблагополучия и возможностями системы социальной защиты к ее разрешению.

Автором определено и доказано, что социальное государство характеризуется, в первую очередь, эффективной социальной политикой, направленной на всемерное поддержание благосостояния граждан. Ведущими принципами социального государства являются:

• соблюдение основных законных и социальных прав человека.;

• обеспечение условий и уровня достойного проживания (минимальный прожиточный минимум);

• обеспечение права" на труд (содействие в трудоустройстве и борьба с безработицей);

• забота об оздоровлении нации;

• поддержание эффективной системы социальной. защиты граждан.

В результате диссертационного г исследования установлена значимость факторов и условий региональной социальная политикав изменяющейся социальной ситуации, а также выявлена* низкая эффективность системы социальной защиты граждан в условиях трансформации структуры ¦ общества в силу ограничения разного рода ресурсов (кадровых, финансовых, информационных). Определено, что важными элементами нового социально-политического порядка являются регулярные выборы властей всех уровней, свобода-слова и перемещении.

Наряду с этим деформированность и дезинтегрироваыыость социальной структуры современного российского общества, а именно слабая выраженность среднего класса, не позволяет говорить о демократическом характере установившегося социально-политического порядка.

Также необходимо отметить прямо пропорциональную зависимость общего социально-экономического благосостояния граждан региона и требований к самим гражданам. Это определяется тем, что сами граждане участвуя в социальном взаимодействии различного уровня способствуют или препятствуют рациональной реализации социальной политики в регионе, показателей которой являются уровень и качество жизни граждан. В качестве способствующих тенденций рассматриваются уровень образования, культуры, физического и нравственного развития. Неготовность российской системы социальной защиты* к изменению в рамках общегосударственных трансформационных процессов и стремление российского общества делегировать приоритет ответственности за благополучиеграждан в изменяющихся условиях государству является устойчивой характеристикой массового сознания.

Определеные стратегии, механизмы и характер социальной политики России позволили дать оценку современным региональным ресурсам социальной политики (на примере г. Москвы). Так решение назревших социальных проблем требует четкой стратегии государственной социальной политики и отлаженных механизмов^ взаимодействия в структуре социальных служб данной сферы. Сегодня в России нет единой структуры взаимодействия социальных служб. Это утверждение основано на наблюдаемой" амбивалентности деятельности государственных органов социальной защиты города Москвы: при наличии материальных ресурсов и условий для предоставления требуемых населению социальных услуг, широко распространена нехватка кадровых ресурсов — по сути, некому исполнять социальный заказ общества. Важной заявкой на статус социального государства являются внедрение Национальных проектов в четырех областях — образовании, здравоохранении, жилищной политике и сельском хозяйстве, в процессе реализации которых ожидается1 сокращение стратификационных и территориальных различий в уровне жизни. Модернизация системы социальной защиты России детерминируется социально-политическими изменениями.

В условиях высокой динамичности процессов социальной трансформации в России на первый план выступает необходимость.

163 превентивной, информационной и просветительской работы с обществом. Разработаны результирующие предложения, касающиеся оптимизации осуществления региональных мер по социальной защите и поддержке жителей г. Москвы, заключающиеся в выработке соответствующего механизма финансирования и контроля, т. е. четкой системе постоянного получения обратной связи.

В качестве основных методов совершенствования социальной политики можно выделить прямые и косвенные методы совершенствования^.

Прямые — разработка государством нормативных актов, положений, мероприятий, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность субъектов рыночных отношений.

Косвенные — метод стратегического приоритета, метод оперативного управления и метод чрезвычайного реагирования.

Основными, социальными нормами, позволяющими говорить об эффективности социальной политике, являются:

Всеобщность;

Дифференцированность;

Комплексность;

Открытость для общественного контроля.

В качестве инновационного подхода при определении путей и средств совершенствования социальной политики в московском регионе можно выделить реализацию кластерной политики: разработку плана развития кластера, включающего цели, задачи социальной политики областиопределение сильных и слабых сторон кластерасоздание в кластерах центров по обмену знаниями и установлению контактов, привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластерареализацию программ содействия выходу социальных структур кластера, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий- ^ повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров, в соответствии с потребностями кластераповышение требований к качеству товаров и услуг, производимых в рамках кластера, при осуществлении социальной политики- ^ создание условий для кластерного регулирования при реализации программ совершенствования социальной политики в московском регионе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека. 1948 г. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.
  2. Данные мониторинга социальной сферы «Семья. Демография. Социальное здоровье населения» (2005−2006 гг., п=2400 чел.), проводимого под руководством В. И. Жукова и Г. И. Осадчей в 85 населенных пунктах России.
  3. Закон города Москвы от 03.11.04 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы».
  4. Закон города Москвы от 09.07.08 г. № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы».
  5. Закон Московской области «О Комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2007 год».
  6. Комментарий в Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под ред. В. А. Туманова. М., 2002.
  7. О реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной' продукции, сырья и продовольствия на' 2008−2012 годы и задачах на перспективу.
  8. Постановление Московской областной Думы от 15.11.2006 № 2/197-П.
  9. Постановление Московской областной Думы от 25.10.2006 № 1/195-П «О Комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2007 год».
  10. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 «О Программе социальных реформ в Российской Федерации».
  11. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351
  12. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принят ГД ФС РФ 22.12.2006)
  13. И.Статьи в сборниках, периодические издания.
  14. Аверьянова J1. Социальная боль России: Ком. Совета Федерации по социал. политике / JI. Аверьянова, Н. Воеводина*//Российская Федерация сегодня. 2003. — № 23. — С. 17−18.
  15. А.Ю. Социальный порядок в России (институциональный и нормативно-правовой аспекты). — Ростов-на-Дону, 2000. С. 74.
  16. В.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания // Социологические исследования. -1995. № 1, — С. 104.
  17. Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социологические исследования, 2002, № 9. С. 29−40.
  18. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. — М., 1996.-С.126.
  19. М.В. Социальная природа и некоторые проблемы современного российского государства //Вестник Российской академии наук. 2000. -Том. 70 № 9.-С. 771−777.
  20. М.В. Социальное государство: понятие функции //Материалы конгресса «Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ» 26−27 апреля 1994 г. М., 1994.-С.120−146.
  21. П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности, М., 1995.-С.54−89.
  22. А. Конституционные суды, социальные права и социальное государство/ Пер. с нем. Е. Ивановой //Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. — № 1. — С. 42−44.
  23. Блатов В. Ю: Приоритеты социальной политики муниципальных образований: автореф.. канд. эконом, наук. М., 2004. — 24с.
  24. О.В. Сомнение или надежда: зарубежные образы социальной политики России //Мир России. 2003. № 1. С. 85
  25. М.М. и др. Правовые аспекты устойчивого развития. М., 2005.-С.46.
  26. Валовой Д.В. XXI век: три сценария развития. М., 1999.-С.198.
  27. Волков Ю. Е. Сущность, основа и главные черты социального государства. В кн.: Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. М., 2001.-С.179.
  28. В.В. Либерализм и благосостояние // Либерализм и-институциональные преобразования. Ростов-н/Д, 1997. — С.28.
  29. Голенкова' З. Т. Социальная стратификация общества // Россия: национальная стратегия и социальные приоритеты. М., 1997. — С.44.
  30. З.Т. Трансформация российской структуры и стратификация российского общества. М., 1996.-С. 167−190.
  31. H.H., Шарков Ф. И. Основы социального государства. М., 2004.-С.36.
  32. В.В. Социальное государство и общество. СПб., 2002.-С.157
  33. Гурлев В. В. Социальное государство и общество. СПб.: Сев. звезда, Дилигенский Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе // Pro et Contra. 1997. Осень. С.20−21.
  34. И.С., Авраамова Е. М. Адаптация населения и элит (Институциональные предпосылки) // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 30.
  35. В.И., Нечаев В. Я., Общество и образование. М.: ИНФРА-М, 2003.- С. 213−214
  36. Р.В., Краснов Ю. К. Теория государства и права. Учебник. М., 2003.-С.48.
  37. Т.И., Рывкина Г. В. Социология экономической жизни. М., 1991.-С.19:
  38. P.A., Келасьев В. Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. СПб., 1995. — С.54.
  39. С. Социальное государство: эволюция* и этапы становления //Человек и труд. 2002. N 10. С. 47−51.
  40. Каменецкий В: А. Проблемы становления социального государства. 2-е изд.-M., 2001.-С.56.
  41. , В. О. Русская история: курс лекций. Том 1 / В. О. Ключевский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-С.135.
  42. П.М., Герасимова С. Б., Киселева И. П., Низамова А. Э. Динамика социального самочувствия россиян // Россия: трансформирующеесяобщество / Под.ред. В. А. Ядова. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. — С.245 -249
  43. Комментарий в Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под ред. В. А. Туманова. -M., 2002.-С.12.
  44. Н.Д. Избранные сочинения. — М.: Экономика, 1993. — С. 55.
  45. Конфликт и социальный порядок. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. 212с.
  46. Л.Б. «Человек советский» возможности типологии // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1997. № 2. С.17−18.
  47. В.В., Липень C.B. Теория государства и права. М., 1998. — С. 313, 243. 362, 401,405.
  48. М.И., Социальное законодательство: проблемы принятия и применения // Куда идет Россия? -М.Д998.-С.56.
  49. Ю.П. Российские пенсионеры: уровень жизни, здоровье, занятость // Россия: трансформирующееся общество / Под ред., В. А. Ядова, М., КАНОН-пресс-Ц, 2001.-С.15.
  50. Д. Преобразование государственного социализма, в России: от «хаотической» экономики к кооперативному капитализму, координируемому государством? Пер. с англ. // Мир России. 2000. № 1.-С.17.
  51. О.В. Теория государства и права в постсоветское десятилетие. Некоторые итоги // Право и политика, № 7, 2000.-С.39.
  52. Ментальность россиян / Под ред. И. Г. Дубова. М., 1997. С.60−94.
  53. И.В. Социальное расслоение в России: методология исследования. Ростов н/Д, 1995. -С.50−98.
  54. Мухамет-Ирекле А. Методология правового и социального государства. -M., 2003.-С.24.
  55. На пути к социальному государству. Материалы круглого стола 19 ноября 2002 / Под ред. Н. Н. Гриценко. М., 2003.-С. 134.
  56. Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 5.
  57. Е.А. Сущность и основные признаке социального государства. //Труд и социальные отношения. Спец.выпуск. 2001.-С. 14.
  58. JI.C. Социальное государство с точки зрения права. // Государство и право. 2001. № 7.-С.17.64.0хотский Е. В. Социальное государство как предмет правового исследования. //Труд и социальные отношения. 2006. № 2−3.-С.23.
  59. Н.В., Смирнягин A.B., Трейвиш А. И. Региональное развитие России и задачи региональной политики. Mi, 2002. С. 134
  60. В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.-С.26
  61. В.В. Экономическая социология. М., 1997. — С.325.
  62. В.В., Шкаратан О.И1 Социальная стратификация. М.: Аспект-Пресс, 1996, -С. 312.
  63. Н.М. Основа социальной политики реформа социальной сферы//Труд и социальные отношения. Спец.выпуск.- 2001.- С. 85−90.
  64. В.Е. Основные менталитеты в современном российском обществе и проблема их совместимости // Человек в условиях перемен. -СПб. 1994. С.6−7.
  65. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. Москва. 1999. С.21−25.
  66. С.Н., Сидорина Т. Ю. Социальная политика. М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 432с.
  67. Социальная политика: Учебник / Под ред. H.A. Волгина. Москва. 2002. С. 431−432.
  68. Социальное государство: мировой опыт и реалии России / Под ред.
  69. Г. А.Николаева. М., 2001.-С.65.
  70. В.Л. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. 1999. № 4. С. 49.
  71. Теория государства и права. Ч. ЬПод ред. А. Б. Венгерова. М., 1995. С. 227.
  72. Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М., Дело, 1998 г. С. 59−70
  73. А. Ф. Теория государства и права. М., 1999., Политология. Курс лекций. Изд. З/Под ред. М. Н. Марченко. М., 1994.
  74. Л. Строим гражданское общество // Власть. 1996. № 10. С. 31.
  75. О.И. Государственная социальная политика и положение средних слоев в современной России // Социологический журнал, № 1−2. 2004.-С.5−46.
  76. О.И. Декларируемая и реальная социальная политика // Социологический журнал. № 2, 2001.-С.4−39.
  77. О.И. Российский порядок: вектор перемен. М.: Вита Пресс, 2004. -С.178.
  78. О.И. Тип общества, тип социальных отношений. О современной России // Мир России. 2000. № 2.-С.48.
  79. .С. Человек, Народ, Государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. -С. 109.
  80. Экономический журнал ВШЭ. 2001.№ 1. С. 148−151
  81. Т., Антипова Т., Шалганов И., Особенности российских реформ. Центр экономических и политических исследований № 1(36), 1999.-С.26−58.
  82. В.В. Путина, 2001.Обращение к официальному сайту «Приоритетные национальные проекты» http://www.rost.ru 15.06.2009 г.
  83. С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Обращение к сайту http://spkurd5a1mov.narod.ru 07.06.2009 г.
  84. .А., Баранов H.A. Политические отношения и политический процесс в современной России: уч. пособие. СПб.: Питер, 2007. Обращение к сайту Н. Баранова, http://mcbar.narod.ru/index.htm 24.05.2009 г.
  85. Конституция Российской Федерации. Обращение к сайту http://www.constitution.ru/ 12.06.2009 г.
  86. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Обращение к сайту института демографических исследований http://www.demographia.ru 29.05.2009г
  87. Обращение к официальному сайту «Приоритетные национальныепроекты» http://www.rost.ru 15.06.2009 г.
  88. Обращение к ресурсу http://www.slovarnik.ru/ 07.06.2009r.94,Обращение к ресурсу сайта «Глоссарий» http://www.glossary.ru/ 03.06.2009 г.
  89. Обращение к сайту «Энциклопедия социологии» http://slovari.yandex.ru 29.05.2009 г.96.0бращение к сайту Минсоцразвития http://www.minzdravsoc.ru/ 12.06.2009 г.
  90. Программа реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» на 2009−2012 годы Обращение к официальному сайту «Приоритетные национальные проекты» http://www.rost.ru 15.06.2009 г.
  91. Проект «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Обращение к сайту http://www.budgetrf.ru 11.06.2009 г.
  92. Сайт «Социальная защита населения Москвы». Обращение к ресурсу http://www.kszn.ru/ 20.03.2009 г.1. Монографии, диссертационные исследования
  93. Н.И. Городская социальная политика: содержание, структура, направления модернизации: автореф.. канд философ, наук. -Екатеринбург, 1998. 21с.
  94. И.П. Концептуальные основы социальной политики государства: автореф.. д-ра эконом, наук. М., 2005. — С.54.
  95. O.A. Становление и развитие социальной политики в Российской Федерации:1 конец XX начало XXI вв.: автореф.. канд. истор. наук. — Курск, 2004. — С.29.
  96. C.B. Становление социального государства в России. Монография. M., 2003.-С.84.
  97. В.Ф. Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук Москва-2002.-С.2−7
  98. И.В. Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования: автореф.. канд. юрид. наук. М., 2006. — С.28.
  99. Ю.Ю. Региональная политика регулирования уровня жизни населения в условиях постсоветской трансформации общества. Автореферат дис.. полит, наук. Армавир, 2006.-С. 17.
  100. О.Н. Политические аспекты реализации федеральных и региональных программ социально-экономического развития в российской федерации: автореф.. канд. полит. Наук. М., 2008. — С. 14. (23 с.)
  101. Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление. -М.: Инфра-М, 2006.-С.12.
  102. К. Н. Региональная экономика. М.: Кнорус, 2008.-С.123.
  103. Т., Антипова Т., Шалганов И., Особенности российских реформ. Центр экономических и политических исследований № 1(36), 1999.-С.45.
  104. Ashwin S. Shop floor trade unionism in Russia // Work, Employment and Society. 1997. Vol. 11. N 1. P. 115−132.
  105. Deacon B. Eastern European welfare states: the impact of the politics of globalisation//Journal of European Social Policy. 2000. 10 (2). P. 148−160.
  106. Manning N, Shkaratan O., Tikhonova N. Work and welfare in the new Russia.
  107. Welfare States in Transition: National Adaptations in Global Economies / Ed. by G. Esping-Andersen. SAGE Publications, 1996. P 123.115. wwwacademy-goru-Site-EconomEtica Alderhot: Ashgate, 2000.
  108. Reddaway P., Glinski D. Tragedy of Russia’s reforms: market bolshevism against democracy. United states institute of peace press, 2000.P.79.
  109. Standing G. Societal impoverishment: the challenge for Russian social policy // Journal of European social policy. Vol. 8. N 1. 1998. February. P. 40.
  110. Standing G. The Babble of Euphemisms. University of Nottingham, 1999.P.14.-Publ-Image-vm3gif.mht
Заполнить форму текущей работой