Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этнорелигиозные отношения и проблемы политической стабильности в России в 90-е годы XX века: На примере Северного Кавказа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

РСФСР «О языках народов Российской Федерации от 25 октября 1991 г., Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (В ред. Федеральных законов от 13.01.95 № 6-ФЗ, от 06.06.95 № 87-ФЗ, от 19.07.95 № 114-ФЗ, от 27.12.95 № 211-ФЗ), Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 1 июля 1993 г. № 5303−1, Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Этнос и религия как историко-политические
  • Феномены
  • Раздел II. Обострение этнорелигиозных отношений на Северном Кавказе в 90-е гг. XX века
  • Раздел III. Политика формирования межнационального мира и межконфессионального согласия в Северокавказском регионе

Этнорелигиозные отношения и проблемы политической стабильности в России в 90-е годы XX века: На примере Северного Кавказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Системный кризис, переживаемый Россией, настоятельно требует поиска выхода из создавшейся ситуации, который позволил бы приступить к реальному возрождению страны.

Особое внимание в такие периоды наряду с экономической системой привлекает идеологическая система, которая, вместе с этническим компонентом во многом влияет на направленность, ход, соответственно и результативность предпринимаемых усилий. Позитивное разрешение социальных, экономических и политических проблем России, успешный ход реформирования страны нельзя осуществить без сбережения и широкого усвоения ценностей национальных культур, представляющих собой продукт исторического развития наших народов. У каждой культуры имеются свои достижения и специфика, но существуют и общие точки соприкосновения (например, не конкретно вера, а феномен религии, не конкретно народ, а этнические факторы и т. д.).

С указанной точки зрения, представляют значительный научный и практический интерес регионы нашей страны, население (этнос) которых традиционно исповедует ислам.

80-е и 90-е годы XX столетия, характерные всплеском национального самосознания, отчетливо выявили этнокультурную неоднородность российского общества. То, что вчера, казалось, не имело значения, или, по крайней мере, не акцентировалось, в частности этническое самосознание, конфессиональная принадлежность, специфические интересы масс людей, порождаемые этими факторами, в новых условиях стало превращаться в существенный фактор общественной жизни и государственного строительства.

Трудности реформирования («перестройки») страны в связи с национально-религиозными проблемами признавались и советским руководством. Так, выступая на Российской партийной конференции 19 июня 1990 года, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев подчеркивал:

В порядке самокритики надо признать, что мы недооценили силы национализма и сепаратизма, скрывавшихся в недрах нашей системы, их способность соединиться с популистскими элементами, создавая социально взрывоопасную смесь. Народы, населяющие Россию, как и всю нашу страну, очень разные. Теоретически мы, разумеется, знали это всегда, но на практике, в течение ряда десятилетий всерьез даже не ставилась задача строить отношения с каждым народом по-своему, по-особенному". 1.

Проблемы этнического и религиозного развития, регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений и упрочения национально-государственного единства заняли одно из ведущих мест в общественно-политической жизни современной России. Об этом свидетельствуют части 2 и 3, статьи 26 и 80 Конституции Российской Федерации, статьи 117 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909, Закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии» (принят Государственной Думой 22 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, подписано Президентом РФ 17 июня 1996 г.), раздел Ш Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г., статья 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., Закон.

1 Российский государственный архив новейшей истории (Центр хранения современных документов). Ф.91, д. 13, лл.19, 31, 32.

РСФСР «О языках народов Российской Федерации от 25 октября 1991 г., Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (В ред. Федеральных законов от 13.01.95 № 6-ФЗ, от 06.06.95 № 87-ФЗ, от 19.07.95 № 114-ФЗ, от 27.12.95 № 211-ФЗ), Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 1 июля 1993 г. № 5303−1, Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года, одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года), Федеральный Закон «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» (принят Государственной Думой 5 июня 1998 года, одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года), Распоряжение Президента РФ «О подписании Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» от 22 февраля 2001 года, Распоряжение Правительства РФ «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» от 1 марта 2003 года и другие. Эти правовые акты создали в 90-е гг. XX века и в начале XXI столетия в России прочный правовой фундамент учета разнообразных интересов народов Российской Федерации, обеспечения в определенной степени взаимодействия федеральных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области осуществления реальной национальной политики и межнациональных отношений.

Свой вклад вносят и политики разных уровней. Например, президент России В. В. Путин в последние годы не только обосновал, но и осуществил концепцию мирного политического урегулирования кризиса в Чеченской Республике. Мартовский референдум в Чечне, принятие Конституции и будущее всенародное избрание президента республики, выделение значительных средств из федерального бюджета на восстановление Чечни четко обозначили социальнополитические и экономические перспективы развития Чеченской республики в обозримом будущем.

Известный российский политический «тяжеловес» Е. М. Примаков, много внимания уделявший в разные годы Северному Кавказу, региональным проблемам, неоднократно подчеркивал, например, что в Чечне необходимо банд формирования подавлять силой и одновременно привлекать самих законопослушных чеченцев к восстановлению Республики2.

По поручению Председателя Правительства РФ М. М. Касьянова от 11 октября 2002 г. в МВД России 25 декабря 2002 г. состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов и других заинтересованных ведомств по вопросу профилактики экстремизма в российском обществе и пресечения проявления национальной розни. Была образована Межведомственная комиссия по проблемам профилактики экстремизма и пресечения проявлений национальной розни в России. Насколько проблема эта актуальна, говорят следующие данные: по информации Генеральной Прокуратуры РФ, по фактам национальной, расовой и религиозной вражды (возбужденных по ст. 282 УК РФ) в производстве в 1998 г. находилось 25 делв 1999 г. — 44 делав 2000 г. — 37 дел. В 2002 г. расследуется 49 дел, в суды направлено 12 дел (из них 3 уже рассмотрены).

В деле стабилизации межэтнических отношений в многонациональных регионах положительную роль играет Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации, возглавляемой министром России В. Ю. Зориным. Со времени его образования прошло 11 заседаний, в т. ч. 3 — в 2002 г.

Рекомендации Всероссийского совещания «О реализации Концепции государственной национальной политики Российской.

2 Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. М., 2002, с. 37.

Федерации от 18 апреля 2003 года, основанные на обсуждении доклада Министра Российской Федерации В. Ю. Зорина «О задачах органов государственной власти по гармонизации межнациональных отношений и вопросы взаимодействия с религиозными организациями», представителями федеральных округов, федеральных министреств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учеными-экспертами, лидерами национальных объединений, внесли существенный вклад в дело совершенствования государственной национальной политики РФ на современном этапе реформирования страны. Накануне этого Совещания была проведена Всероссийская научно-практическая конференция по обсуждению проблем преподавания в учебных заведениях страны истории народов России и межнациональных отношений3.

В последние годы на указанные проблемы все чаще обращают внимание представители законодательных органов, например, заместитель Председателя Совета Федерации А. П. Торшин считает, что Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в отсутствие Министерства по делам национальностей должен взять на себя многие из ее функций, учитывая полиэтничность страны. Особый интерес представляет его идея формирования при Президенте или Председателе СФ Общественной Палаты по этнорелигиозным отношениям. В 2002 году по инициативе А. П. Торшина в рамках Сенаторского клуба активно заработала Межнациональная секция. Впервые за много лет А. П. Торшин собрал в стенах Сенаторского клуба всех бывших министров России по делам национальностей, которым предложил сделать такие встречи традиционными в интересах совершенствования государственной национальной политики. Именно А. Торшину принадлежит идея активизации деятельности властных.

Текущий архив Министра РФ В. Ю. Зорина. региональных структур в этом направлении, используя возможности Совета законодательных органов субъектов РФ4.

Таким образом, проделана немалая работа по развитию и совершенствованию этно-конфессиональной политики страны. Сейчас чрезвычайно важно обобщить накопленный исторический и иной опыт, вскрыть механизм воздействия этнорелигиозных факторов на динамику развития политической системы и ее составных частей (партии, общественные организации, государство в целом и т. д.). То есть, используя методы исторического анализа, необходимо выявить степень воздействия указанных факторов на социально-политическое развитие современной России.

Разумеется, этнические и религиозные процессы развиваются также благодаря собственным закономерностям и тенденциям, однако влияние на них со стороны общегосударственных или мировых процессов, несомненно.

Указанные обстоятельства определяют актуальность и направленность избранной диссертантом темы исследования.

Объект диссертационного исследования — история этнических и религиозных процессов на Северном Кавказе и связанные с ними политические методы урегулирования и стабильного развития региона в 90-е гг. XX века.

Автор придерживается общепринятого подхода в географическом определении границ этого региона, однако выделяет в исследовании Адыгею (в составе Краснодарского края), Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Чечню, Ингушетию, Дагестан,.

4 «Власть и гражданское общество» — «Политика» — ж. Совета Федерации, 2002, № 55, сс.22−23- «Лучше решать проблемы, чем терпеть» (Ситуация диктует: необходимо создавать новые механизмы для гармонизациимежнациональных отношений в стране). -«Парламентская газета», 23 апреля 2003 г., с. 1,3.

Северную Осетию. Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область затрагиваются диссертантом лишь по мере необходимости.

На Северном Кавказе в свое время был накоплен богатый и интересный опыт по формированию национальной политики, совершенствованию и развитию национальных и межнациональных отношений. Именно поэтому, несмотря на некоторые межнациональные и общественно-политические обострения в стране и регионе, в целом традиции взаимопонимания, терпения, мира удается сохранить. При этом никогда нельзя забывать, что самая надежная и эффективная национальная политика — это та, которая осуществляется с учетом исторического опыта и делает народы, конкретного человека благополучными, гуманными и счастливыми.

Диссертант сосредоточил свое внимание на этнических и религиозных составных частях содержания мировоззрения, жизни и деятельности народов Северного Кавказа, оказывающие воздействие на политическую ситуацию в регионеоценку и динамику взаимодействия указанных факторов в современных условиях субъектов Южного Федерального округа (ЮФО).

Целью диссертационного исследования является также уточнение роли этнорелигиозных факторов в историко-политологическом развитии общественного сознания, выявление влияния указанных факторов на мировоззрение, прогнозирование их воздействия на общую политическую ситуацию в регионе.

Задачами исследования являются:

— выделение основных методологических проблем исторического исследования воздействия этнорелигиозных факторов на мировоззрение, духовный мир личности;

— уточнение ряда исторических, социально-философских, религиоведческих, этнических понятий (этнос, этническое самосознание, этнорелигиозный фактор и др.), имеющих методологическое значение для данного исследования;

— выявление особенностей и параметров взаимодействия религиозного, этнического, кланового (тейпового) факторов в историко-политической жизни северокавказских субъектов России в 90-е гг. XX столетия, обоснование возможности исторического измерения и историко-политологической оценки указанных параметров, разработка методики оптимизации анализа этнорелигиозных процессов;

— формирование научно обоснованного прогноза дальнейшего развития историко-политической ситуации на Северном Кавказе с точки зрения этнических и религиозных процессов;

— выработка рекомендаций и предложений, практическое воплощение которых позволило бы, на наш взгляд, глубже понять специфику этого региона, проводить властными структурами более взвешенную политику. Это оказало бы определенное влияние на корректировку подходов к региональной политике в Российской Федерации.

Теоретико-методологической основой исследования является комплексный подход на базе принципов историзма, системности, с использованием методов логического, социально-психологического, историко-политологического исследования роли ислама и роли северокавказских этносов в современной исторической ситуации в этом важном регионе Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть вопросы научной разработанности темы. Избранная нами тема диссертационного исследования, явно находящаяся в пограничной области исторического и политологического анализа явлений, сложность сущности этнорелигиозных проблем, потребовала также более пристального нашего обращения к классическим трудам известных миру мыслителей5. Интересу диссертанта к названным важным аспектам способствовала степень доктора философии, полученная в США.

Таким образом, диссертант пытался раздвинуть методологические рамки исследования за счет использования работ философов различных направлений, изучавших указанную проблематику, в том числе воздействия этнического и религиозного факторов на общество и внутренний мир личности.

Так, например, Монтескье выделил три типа государствареспублику, монархию и деспотизм. В республике люди живут благодаря коллективистскому началу, и поэтому все они равны между собой, иерархия власти в монархии определяется отношениями субординации, деспотизм же ограничивается лишь религией. Рассматривая взаимодействие религиозных факторов с общепринятыми ценностями, Монтескье считал религию одним из эффективных факторов воздействия на организацию общественной жизни, при любом типе государства. Отсюда он выводит «общий дух народа», который определялся им как совокупность, в решающей мере влияющая на отличие и единство общности людей, на их законы и образ жизни6.

О. Конт считал, что социальное явление невозможно понять вне конкретной социальной среды, и в частности, специфику религии в отрыве от следующего ей народа, а также наоборот7.

Гегель отмечал, что религия — это выражение такого состояния человека, когда в нем «пробуждается дух», и его природа «обретает.

5 Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977; Гегель Г. Ф. Эстетика. М., 1968, т.1- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Кант И. Трактаты и письма. М., 1980; Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956; Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994; Розанов В. В. Религия и культура. Сб.ст., Рига, 1979;

6 Юсим М. А. Этика Макиавелли. М., 1990, с. 75−77. чувство собственного достоинства, а потому требует свободы для себя самой, а не только полагает ее в некоем всемогущем существе" 8. Под «истиной религии» Гегель понимает саму «высшую потребность религиозного духа», «всегда по необходимости» 9 присущая человеку. Суть этой потребности — иметь целостное представление о мире, связать «конечное и бесконечное» 10.

Русское религиозно-философское возрождение (Вл. Соловьев, Н. Бердяев) являлось попыткой религиозной реформации. Вл. Соловьев, считая религию единственной силой, владеющей умами многих людей, призывал к возрождению духовной силы, мощи11. Человека нельзя принуждать к чему-либо, духовно меняется он лишь сам, своим решением. Следовательно, надо было начинать с перевоспитания. Бердяев решительно выступал против всеобщего насилия власти государства, нации, народа, коллективизма над человеческой сущностью, над его внутренней свободой и выбором12.

Кризис политических и общественных идей, национального и религиозного начал в эпохи смены укладов жизни рассматривались П.И. Ногородцевым13. Он считал, что если политические реформы не приносят блага обществу, то следует ожидать неуправляемых, еще более радикальных перемен в самых различных слоях общества.

Проблемы взаимодействия людей разных культур, а также феномен взаимодействия как таковой специально изучались П. Сорокиным. Он отмечал, что «вне взаимодействия нет и не может быть никакого агрегата, ассоциации или общества и вообще социального.

7 Конт О. Курс позитивной философии// Родоначальники позитивизма.

Вып. 4. Спб, 1912, с. 1−6.

8 Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. т.1. М., 1970, с. 92.

9 Там же, с. 96.

10 Гегель Г. В. Ф. Философия истории, т.1. М., 1975, с. 157.

11 См.: Соловьев Вл. Сочинения. Т.1. — М., 1988.

12 Бердяев Н. А. О значении человека. М., 1993. явления, так как там не было никаких отношений" 14. Объективизация и социализация ценностей и норм ради их положительного комплексного воздействия на развитие общества возможны только через открытые действия и реальные материальные результаты.

Оценке роли народа в истории государства, принципам управления в России, посвящены труды великих историков и этнографов В. О. Ключевского и С.М. Соловьева15. Национальные вопросы ими рассматривались в русле проблем устройства государства Российского, при этом ученые исходили из необходимости «привечания» подчиняющихся России народов, с сохранением за ними национальной специфики в быту и самоуправлении.

Особую группу составляют работы ученых, рассматривающих проблемы евразийского учения — Г. В. Вернадского, К.Н. Леонтьева16. С точки зрения этих ученых следует осознать Россию как особую, уникальную страну — Евразию, которая несет в себе европейские и азиатские начала (т.е. это не синтез Европы и Азии). Поэтому Россия имеет свою особую историческую судьбу, исходя из чего и следует организовывать жизнь государства.

Необходимо отметить труды русского мыслителя, религиозного философа, теоретика государства и права И. А. Ильина. Его философские работы характерны обращением к феноменологии религиозного опыта как своего рода «религиозного акта», личного духовного состояния человека. И. А. Ильин был из тех немногих деятелей русского зарубежья, кто до конца отстаивал традиционные.

13 Новгородцев П. И. Сочинения. М., 1995. История политических и правовых учений. Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1995.

14 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, с.ЗЗ.

15 См.: Ключевский В. О. Сочинения в 9-ти томах. — М., 1987;1990. Соловьев С. М. Очерки по истории России. — М., 1994.

16 См.: Вернадский Г. В. Опыт истории Евразии. — Берлин, 1934. человеческие ценности — государство, семью, свободу духа как защиту от жестоких социальных экспериментов 20 века17.

Отдельно следует рассматривать работы теоретиков марксизма-ленинизма. Наиболее основательно указанные выше понятия были исследованы в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.

К. Маркс в многообразии обществ, видел, прежде всего, экономическую основу (базис) и надстройку. Именно в противоречии производительных сил с производственными отношениями (в базисе) он видел движущую силу истории. Отсюда выводилась теория классовой борьбы. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что основанная ими теория общества применима и к другим обществам в истории человечества. Они отрицали все идеологии, кроме идеологии рабочего класса, который способен познать истину мира через осознание истории человечества как борьбы классов. Соответственно, религии не.

1Я оставалось места в их теории .

В.И. Ленин считал, что «в длинной цепи задач необходимо найти, определить главное звено, потянув за которое, можно вытянуть всю цепь» 19. Этот принцип (подбора главного звена) на практике часто приводил к тому, что множество других, не менее горящих проблем, оказывались либо отложенными на неопределенный срок, либо вообще забытыми. Между тем, современные условия требуют системного подхода, разработки условий для гармоничного соответствия и взаимодействия всех сторон общества. Что касается собственно религии, ее роли и значения, то Ленин был уверен, что.

17 См.: Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948;1954 годов. В 2-х томах. — М., 1992.

18 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М., 1982, с. 24, 45−46.

19 Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти// Полн. собр. соч., т.36, с. 205. гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества"20.

Следует хотя бы бегло подчеркнуть, что в послереволюционное время и вплоть до конца сталинского периода, и далее до кризиса в СССР, вопросы жизни национальностей, культурных этнических проявлений рассматривались с позиций создания единого советского народа, атеистически-коммунистического по идеологии и без национального, вернее, многонационального (без углубления в конкретику) по происхождению21.

Аспекты этнических и религиозных процессов в России в XX веке в разное время рассматривались в трудах историков, философов, социологов ученых, занимающихся историко-политической и социальной проблематикой22.

Сложности в развитии, с которыми столкнулось советское государство с 60-х годов, обусловили появление все большего числа исследований по проблемам взаимоотношений общества, государства, и религии, вообще духовной сферы. Эти направления характерны для творчества Ю. Бромлея, Л. Дробижевой23. На основе конкретных.

20 Ленин В. И. Социализм и религия. Об отношении рабочей партии к религии. М., 1983, с. 6.

21 Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос. М., 1946; Революция 1905;1907 гг. в национальных районах России. М., 1949.

22 Александров Е. А Инородцы в России, СПб., 1906; Милюков П. Н. Национальный вопрос. Прага, 1925; Гинзбург А. И. Переселенческий вопрос в Туркестане в конце Х1Х — начале XX века (Автореферат дис. к.и.н.), Ташкент, 1966; Заседателева Л. Б. Терские казаки. М., 1974; Национально-освободительное движение в Среднем Поволжье в годы первой мировой войны (Автореферат дис. к.и.н.) Казань, 1983; Национальное государство: теория, история, политическая практика. М., 1992; Национальная политика России: история и современность. М., 1997 и др.

23 Бромлей Ю. В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. — М., 1988; Дробижева Л. М. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений. -М., 1981. социологических и политологических исследований, эти ученые фактически первыми в советской науке пытались дать объективное освещение роли религии и этнических компонентов сознания в объяснении тех или иных ситуаций, связанных с национальной проблематикой в Советском Союзе.

Сущность и содержание процесса интернационализации общественной жизни в СССР рассматривались в работах Э. А. Баграмова, М. С. Джунусова, Э. В. Тадевосяна и др24 В перестроечный и постперестроечный периоды злободневными стали и теоретические проблемы, получили толчок в своем развитии такие науки, как.

25 этнология, политология и т. д.

В 90-х гг. прошлого века было опубликовано много работ по этнической, политической, религиозной истории и современному состоянию народов Северного Кавказа. Их рассмотрение потребовало бы отдельного исследования, и поэтому здесь диссертант ограничится лишь перечислением некоторых работ, которые были так или иначе использованы при написании диссертации: содержали интересные.

24 Джунусов М. С. Национализм в различных измерениях. — Алма-Ата, 1990; Тадевосян Э. В. Шпилюк В.А. Интернационализация жизни народов СССР в условиях развитого социализма. М., 1980; Баграмов Э. А. Национальные вопросы в борьбе идей. — М., 1992;

25 См. Бромлей Ю. В. К разработке понятийно-терминологических аспектов национальной проблематики// Советская этнография, 1989, № 36, сс.3−17- Этничность и власть в полиэтничных государствах. Материалы международной конференции, М., 1994, — Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997; Национальные интересы русского народа и демографическая ситуация в России. М., 1997; Зорин В. Ю., Д. А. Аманжолова, С. В. Кулешов. Национальный вопрос в государственных думах России: опыт законотворчества (Предисловие Г. А. Селезнева). М., 1999; Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1999; Садохин А. П. Этнология. М., 2000; Тишков В. А. Этнология и политика. М., 2001; Нации и национализм. М., 2002, и др. данные или замечания, рассматривали отдельные, яркие эпизоды пост советской ситуации в этом регионе, и т. д26.

Проблемы межнациональных отношений, межкультурного взаимодействия, генезис и взаимовлияние этнорелигиозных факторов, с одной стороны, и государственных институтов, с другой, на современную личность в той или иной степени изучались целым рядом ученых из разных научных и исследовательских учреждений, а также практиков из государственных организаций, политиками. Из таких работ автором использовались статьи, отдельные публикации Р. Абдулатипова, М. Губогло, В. Зорина, Е. Крицкого В. Михайлова, В. Печенева, Ж. Тощенко, А. Уледова, и др27.

26 Арутюнов С. А., Анчабадзе Ю. Д. О национальной ситуации на Северном Кавказе// Серия А: Межнациональные отношения в СССР. Вып. № 1. М., ИЭАРАН, 1990; Осипов А. Г. Межнациональные отношения в Краснодарском крае (в связи с проблемой беженцев)// Серия А: Межнациональные отношения в СССР. Вып. № 17. М., ИЭА РАН, 1991; Бабич И. Л. Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии. Вып. № 45. М., ИЭА РАН, 1993; Пчелинцева Н. Д., Самарина Л. В. Современная этнополитическая и этнокультурная ситуация в Республике Адыгея. Вып. № 47. М., ИЭА РАН, 1993; Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. Вып. № 49. М., ИЭА РАН, 1993; Здравомыслов А. Г., Матвеева.

С.Я. Межнациональные конфликты в России и постсоветском пространстве. Вып. № 45. М., ИЭА РАН, 1995; Тишков В. А. Концептуальная эволюция национальной политики в России. Вып. № 100. М., ИЭА РАН, 1996; Поляков С. П., Бушков В. И. Социально-экономическая ситуация в северо-кавказском регионе. Вып. № 108. М., ИЭА РАН, 1997.

27 Тощенко Ж. Т. Социология. М., 1994; Печенев В. А. Россия многонациональная: опять на распутье? М., 1990; Михайлов В. А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. — М., 1992; Крицкий Е. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе// Религия и политика в современной России. М., 1997; Абдулатипов Р. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе. М., 1999; он же. Парадоксы суверенитета. — М., 1995; он же. Природа и парадоксы национального «Я». — М., 1991; Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Бреев Б. Д., Губогло М. Н., Дробижева Л. М. и др. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. — М., 1994; др.

Особняком среди последних работ стоит книга Г. Трошева «Моя война. Дневник окопного генерала» 28, в котором автор, будучи непосредственным участником событий, на Северном Кавказе, дает их описание и свое понимание нахождения выхода из чеченской войны.

Достаточно много материала имеется в региональной и федеральной периодической печати, в научных журналах и бюллетенях29. Их использование позволяет отслеживать современную динамику северокавказских процессов, получать последние данные по тем или иным вопросам, затрагиваемым в настоящей диссертации.

Особо следует отметить, что практически все работы, статьи и публикации, при обсуждении тем религиозного содержания, не затрагивают ту часть поведения, мышления человека, которая относится к иррациональной области. Диссертант понимает, что с помощью только науки нельзя полностью описать человека, поскольку наука не учитывает его иррациональную часть. Поэтому следует всегда иметь в виду, что человек, несмотря на все попытки «разложить» его поведение «по полочкам», может выйти за рамки приложенных к нему моделей и объяснений. Человек превосходит любую теорию, созданную о нем самом. Такой результат вполне возможен также и по той причине, что, несмотря на «евразийскость» нашей страны, восточный образ мышления и поведения, особенно в его мусульманской части, все еще недостаточно изучен.

Основополагающими для религиоведческой стороны диссертации явились концептуальные подходы, выработанные такими.

28Трошев Г. Моя война. Дневник окопного генерала. М., 2001.

29 Газеты: «Сердало» (Назрань), «Кабардино-Балкарская правда», «Жизнь» (Грозный), «Газета Юга», «Южный Федеральный», «Карачаево-Черкесский мир», «Дагестанская правда», «Газета», «Независимая газета», «Известия», др.- журналы: «ВЛАСТЬ-коммерсант», «Еженедельный журнал», «Итоги», «Российская Федерация сегодня» и.

ДРучеными, как С. А. Токарев, М. Элиаде, Л. С. Васильев и др30. При изучении исламской специфики Северного Кавказа автор опирался на ряд работ, опубликованных в последние годы31.

Источниковой базой диссертационного исследования являются материалы исторических архивов РФтекущих архивов Миннаца России, государственного учреждения «Московский дом национальностей" — общефедеральных общественных этнических объединений, таких как Конгресс национальных объединений России, Союз диаспор России, Лига малочисленных народов и этнических групп и др.- извлечения из документов, законов, правительственных материалов, различных постановлений. Особую группу материалов образуют многочисленные публикации средств массовой информации.

Научная новизна данной диссертации заключается в том, что она является одной из первых работ, где автор пытается комплексно определить религию как феномен, оказывающий регулирующее воздействие в процессах возрождения северокавказских обществ, взаимосвязанных с современными факторами национально-государственного строительства в национальных регионах Российской Федерации, в выявлении способов воздействия этнорелигиозных факторов на политическую ситуацию.

Глобализация и тенденции современного развития человечества исключают автономизацию этнических обществ в границах эндемических социокультурных традиций. Последние, конечно, необходимы для.

30Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1965; Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.-Спб., 1997; Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1986.

31Кандур М. И. Мюридизм. История кавказских войн. Нальчик, 1996; Бгажноков Б. Х. Адыгская этика. Нальчик 1999; Керимов М. М. Ислам в системе национальной культуры вайнахов. (Автореф. дисс. к.ф.н.) Махачкала, 1999; Сеидова Г. Н. Шиизм в Дагестане и его особенности. (Автореф. дисс. к.ф.н.) Махачкала, 2000; Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001; Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. Москва, 2001. полноценного этнического развития, однако любой этнос — это составная часть комплекса накладывающихся друг на друга цивилизационных кругов, образуя их местную нишу.

Это является существенным аргументом в пользу того, чтобы в 21 век народы Кавказа вошли вместе с другими народами, составляющими российское культурно-цивилизационное единство.

Более конкретно, на наш взгляд, элементы новизны в диссертации выражаются в следующем:

— обоснована роль этнорелигиозного фактора в политической ситуации на Северном Кавказе не только как показателя жизни общества в 90-е гг. XX столетия, но и как социальной среды, оказывающей существенное влияние на функционирование государственных органов;

— дана характеристика современной политико-религиозной и этнической ситуации на Северном Кавказе, основными признаками которой являются идеологические процессы, такие как возрождение ислама, целенаправленное формирование «новейшего мусульманского мировоззрения», основывающегося на так называемом «ваххабизме», а также процессы этнического ренессанса и становление новых форм управления и хозяйствования, так и не установившихся после распада СССР;

— выявлен, на основе исторического сравнительного анализа, механизм взаимодействия между государством и общиной верующих, в свете теории «двух принципов» — принцип единения светской и духовной власти. Кроме этого, в управлении и организации общественно-политической жизни определена сущность ислама как способа организации жизнедеятельности общества и личности — существенный момент в самовозникновении и воспроизводстве социальной общности, основанной на единстве образа жизни и веры;

— определены особенности, противоречия, типологизация этно-конфессиональных процессов в современных условиях Северного Кавказа, а также их взаимодействие, в котором религия выступает как особая этноконсолидационная сила с различной характеристикой проявления в социальной, политической, духовной сферах общественного сознания.

Отмечая практическую значимость исследования, следует подчеркнуть, что результаты, полученные автором диссертация, могут быть использованы:

— государственными и иными структурами РФ в процессе реализа ции государственной национальной политики на современном этапе;

— при определении основных направлений реформы региональных структур госуправления;

— в предвыборных общефедеральных и региональных кампаниях- -для дальнейшего развития современных исследований национальных и межнациональных отношений, углубления историко-политического и социально-психологического анализа ситуации на Северном Кавказе;

— при чтении курсов лекций по управлению в национальных регионах, при подготовке и переподготовке кадров государственной службы, занимающихся разработкой и принятием политических и социальных решений в области этнорелигиозных отношений;

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в брошюрах и статьях, в выступлениях на научно-теоретических и практических конференциях, на заседаниях круглых столов, проблемных семинарах, проводимых этническими общественными объединениями, а также в деятельности общефедеральных межнациональных объединений, межнациональной секции Сенаторского клуба Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Заключение

.

На сегодняшний день в 89 субъектах России проживает 176 народов: из них более всего славян (125,6 млн. чел.), тюркских (11,2 млн. чел.) и финно-угорских народов (3,18 млн. чел). Этнодемографический анализ показывает преобладание русских (82% или более 120 млн. чел.), татар (4% или 5,5 млн. чел.), украинцев (3% или 4,4 млн. чел.). Также в первую десятку входят чуваши, башкиры, белорусы, мордва, чеченцы, немцы, удмурты.

Все народы России можно разделить на 3 группы:

— 1-я — большая часть их живет в России (русские, татары, мордва, коренные малочисленные народы и др.);

— 2-я — народы стран ближнего зарубежья (бывшие республики СССР), это украинцы, белорусы, армяне и др.

— 3-я — этносы, чья основная часть живет в дальнем зарубежье (румыны, афганцы, курды и др.).

Народы России говорят более чем на 150 языках, население страны — одно из наиболее образованных населений в мире. Наиболее значительный процент лиц с высшим образованием наблюдается у белорусов, армян, калмыков, балкарцев, якутов, адыгейцев.

9/10 христиан исповедуют православие, католиками являются немцы, поляки, литовцы, значителен процент протестантов. Мусульманство в основном представлено суннизмом. Иудаизм исповедуют евреи, буддизм — буряты, калмыки, тувинцы. Среди коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока распространены шаманизм, родоплеменные культы.

За последнее десятилетие изменилась демографическая карта страны. Произошел резкий спад рождаемости, рост показателей смертности. Значительное влияние оказывают миграционные процессы, существенный отток населения происходит из районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, люди выезжают на ПМЖ за границу. Ситуация осложняется большим количеством беженцев и вынужденных переселенцев.

Такая мозаика народов и социальных групп, накладываясь на социально-экономические и идеолого-политические процессы, диктует, как цель современной национальной политики, обеспечение на демократической основе союза, мира и согласия между народами России. Эта политика должна учитывать все изменения в этническом составе регионов страны. Кроме того, следует разработать целостную концепцию национального строительства России. Она должна исходить из примата прав и интересов этносов.

Важнейшим фактором прочности российской государственности были и остаются чувства доброжелательности, взаимная поддержка, веротерпимость, уважение национального достоинства народов страны. Как показывает исторический опыт России, только на пути укрепления дружбы и согласия между народами, между последователями разных религий и культур возможно сохранения единства нашего государства. Гражданский мир и стабильность в межэтнических, межконфессиональных отношениях являются базовыми ценностями нашего общества и залогом для построения нового, демократического, правового государства.

Проведенное нами исследование подтвердило исторические закономерности развития этнорелигиозных отношений на Северном Кавказе в 90-е годы XX века. Вместе с тем, в указанном регионе в последнее десятилетие минувшего столетия проявились особенности и специфика реализации государственной национальной политики.

Существенный недостаток в ее осуществлении, на наш взгляд, -игнорирование, в большинстве случаев, личностного уровня, не говоря уже о слабой изученности внутреннего мира и детерминированной им внешней деятельности человека. Права народа на жизнь и защиту, в том числе и русского народа, долгое время были на периферии внимания властей всех уровней, от региональных до федеральных.

Объявление независимости, первая чеченская война, Хасавюрт, Дагестан, вторая война, зачистки, проекты политического урегулирования, уголовный процесс над Ю. Будановым, положение дел в армии еще до захвата боевиками М. Бараева заложников в концертном зале мюзикла «Норд-Ост» 23 октября 2002 г., референдум в Чечне в марте 2003 г. со всеми вытекающими мирными последствиями для народа Республики — все это прочно вошло в политическую жизнь Северного Кавказа и современной России в целом неизменным политическим интерьером.

Больше всех в 90-е годы пострадала Чечня, и поэтому сегодня из всех северо-кавказских республик основное внимание уделяется именно Чеченской Республике. Кроме того, именно в Чечне деструктивными силами была наиболее реально воплощена попытка создания независимого государства.

Только в последние годы стали рельефно намечаться изменения в лучшую сторону. Например, уделяется значительное внимание социально-бытовым условиям на Северном Кавказе, ужесточился контроль над финансированием восстановительных работ в Чеченской Республике. Сейчас ЧР восстанавливается. Есть определенные результаты в экономической области: в 2002 г. собрано 400 тыс. т. зерна (при потребности в 150 тыс. т.), выращено 220 тыс. голов скота, восстановлены виноградники, винзаводы, птицефабрики. Если два года назад в школах училось всего 15 тыс. детей, то сейчас уроки посещают уже 217 тыс. детей. Согласно Федеральной целевой программе, Чечне было выделено более 42 млрд руб. (в 2000 г. — 7,8, в 2001 г. -14,5 и в 2002 — около 20 млрд руб.)164.

164 Политбюро, 27 января 2003 г., с. 30−31.

Усилия властей по нормализации внутриполитической ситуации в регионах Северного Кавказа принесли результаты. В конце 2002 г. под эгидой Администрации Президента Российской Федерации был проведен анализ состояния этноконфессиональной ситуации в российском государстве и прогнозирования событий с подготовкой соответствующих рекомендаций. Мониторинг проводился независимыми экспертами, учеными ряда НИИ и Российской Академии госслужбы при Президенте РФ, аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

По итогам проведенного мониторинга были подчеркнуты позитивные элементы в развитии этнополитичской и конфессиональной ситуации в трех конфликтноопасных в 90-е годы субъектах Южного федерального округа, ставших предметом нашего исследования: в Ингушетии, Северной Осетии-Алании и Кабардино-Балкарии. Так, в результате предпринятых усилий в процессе урегулирования осетино-ингушского конфликта Республика Осетия-Алания исключена из перечня субъектов, где этноконфессиональная ситуация представляет угрозу национальной безопасности165.

Чтобы избежать межконфессиональных и межэтнических конфликтов, следует не только бороться с экстремизмом и всеми формами насилия, но также проводить профилактическую работу. Особое внимание следует обратить на молодежь, поскольку в наше время важным фактором в жизни страны стала идеология наживы, стяжательства, оценка личности не по результатам труда, а по имеющемуся состоянию, независимо от того, каким путем сделано это состояние. Как следствие — культивирование в СМИ, художественной литературе кинематографе насилия и жестокости. Следствием.

165 См. Текущий архив Министра РФ В. Ю. Зорина.

192 является и то, что в шкале социальных ценностей труд, служение Отечеству, долг перед Отечеством занимают одно из последних мест.

Помимо внутренних факторов существуют внешние факторы, оказывающие дестабилизирующее воздействие на политическую обстановку и провоцирующие политическое насилие, в том числе и такое, как террор. Применительно к региону Северного Кавказа их долговременное и целевое воздействие связано со стратегическими задачами спецслужб Запада и направлено на стимулирование процесса распада единой территории сначала СССР, а теперь России.

Причины насилия и нестабильности надо искать в разрыве между замедленным развитием политических институтов и ускоренными процессами изменений, фактически происходящими в экономике и социальной жизни этих регионов и страны в целом.

Список архивных материалов, других источников и литературы.

1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Государственный архив Российской Федерации — ГАРФ (Фонды советского времени: съезды народных депутатов, ВС СССР -1989;1991; съезды народных депутатов РФ, ВС РФ — 1990;1993; Личные фонды государственных деятелей Российской Федерации — 1991;2000).

Российский государственный архив социально-политической историиРГАСПИ.

Российский государственный архив новейшей истории — РГАНИ.

Центральный государственный Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССРЦГАОР СССР-(Ф. 130).

Российский центр хранения и изучения документов — См.: Этнические конфликты в СССР. 1917;1991 гг. (База данных).

Текущий архив Министра РФ В. Ю. Зорина.

Текущий архив Минанца России:

Центральный государственный архив Дагестана (ЦГА Д) — ф. 21- ф. Р-37 Центр документации новейшей истории Республики Дагестан Центральный государственный архив Северной Осетии (ЦГА СО-А) Центральный государственный архив Кабардино-Балкарии ЦГА Ингушетии Архив ВС РФ.

Текущий архив Государственного учреждения «Московский дом национальностей»:

Текущий архив Конгресса национальных объединений России (КНОР):

Текущий архив Союза диаспор России (СДР):

Текущий архив Сенаторского клуба (Секция межнациональных отношений).

2.ЗАКОНЫ И ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫКонституция Российской Федерации.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г., № 909). М., 1996.

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (17 июня 1996 г., № 74-ФЗ). М., 1996.

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (30 апреля 1999 г., № 82-ФЗ). М., 1999.

Федеральный Закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (24 июня 1999 г., № 119-ФЗ). М., 1999.

Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990, № 41.

Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990, № 21.

Справка министра республики Адыгея С. Клещева от 18.02.2003 г.

Справка Министерства экономразвития и торговли РФ от 10.02.2003 г. за подписью первого замминистра М. Э. Дмитриева.

Справка от 14.02.2003 г. за подписью зам. главы администрации Краснодарского края А. С. Сидоренко.

Справка МВД России от 14.02.2003 г. за подписью статс-секретарязаместителя министра В. А. Васильева.

Справка Министерства по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан от 27 января 2003 г. за подписью Министра М. Гусаева.

Справка от 28.02.2003 г. за подписью президента Карачаево-Черкесской Республики В. М. Семенова.

Справка от 14.02.2003 г. за подписью зам. главы администрации Краснодарского края А. С. Сидоренко.

Справка Минобраза РФ от 13.02.2003 г. за подписью первого зам министра В. А. Болотова.

Закон РФ «О национально-культурной автономии» .

Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» .

Закон РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» .

Закон РФ «О беженцах» .

Закон РФ о политическом экстремизме.

Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г.

Закон РФ «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г.

Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 1 октября 1997 г.

Постановление ВЦПК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» .

Декрет от 20 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» .

Гражданский кодекс РСФСР.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Красная Звезда. 2000, 20 января.

Федеральная целевая программа восстановления экономики и социальной сферы в ЧР в 2001 г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Парадоксы суверенитета. М., 1995. Абдулатипов Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М., 1991.
  2. Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Бреев Б. Д., Губогло М. Н., Дробижева Л. М. и др. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. М., 1994.
  3. А.В., Авксентьев В. А. Северный Кавказ в этничес- кой картине мира. Ставрополь, 1998.
  4. Т.А., Капустин Б. Г., Пантин И. К. Перспективы интегральной идеологии//Политические исследования, 1997, № 3.
  5. Александров Е. А Инородцы в России, СПб., 1906-
  6. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1999, 271с.-
  7. Э.А. Национальные вопросы в борьбе идей. М., 1992-
  8. В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть: стратегия и тактика в период общенациональной смуты (десять лет в поисках антикризисной модели). М., 1997.
  9. Э. Нужна ли России государственная идеология? //Власть. № 1. 1996.
  10. Н.А. О значении человека. М., 1993.
  11. А., Филатов С. Парадоксы советского благочестия//Религия и демократия.
  12. В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. Спб., 1911.
  13. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 2002.
  14. А.О., Скворцов Н. Г. Культура и межнациональные отношения Возрождение культуры в России. Спб, 1993.
  15. Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М., 1988.
  16. Л.С. История религий Востока. М., 1988. Вебер М. Социология религии.
  17. Г. В. Опыт истории Евразии. Берлин, 1934.
  18. Н.С. Геополитика. М., 1997.
  19. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
  20. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т.1. М., 1975.
  21. Г. Ф. Эстетика. М., 1968, т.1
  22. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. т.1. М., 1970, с.92
  23. Гегель Г. В. Ф. Философия истории, т.1. М., 1975, с. 157.
  24. Э. Нации и национализм. М., 1991.
  25. Ю.А. Диалектика межнациональных отношений //Истины и ценности на рубеже 20−21 вв. М., 1992.
  26. . Свободное время. Актуальные проблемы. М., «Мысль», 1967.
  27. Дагестан: Этнополитический портрет. Очерки.Документы. Хроника. (Сост. В.Ф.Грызлов). Серия «Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве». -!. 1 -М,.ИЭА РАН- ЦИМО, 1993
  28. М.С. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата, 1990-
  29. Л.М. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981.
  30. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М, 1991.
  31. В.Г., Бутов В. И., Понеделков А. В., др. Государственная власть и местное самоуправление в полиэтнических регионах: проблемы, концепции, практика. Ростов-на-Дону, 1999.
  32. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. Ильин И. А. О русском национализме //Наши задачи. Т.1. С. 280.
  33. И.А. Основная задача грядущей России //Наши задачи. Т.1.
  34. И.А. Что сулит миру расчленение России //Наши задачи. Т.1. -М., 1992.
  35. Ислам и этническая мобилизация: Национальные движения в тюрском мире (Сот. С.М.Червонная). Серия «Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве». -М.: ИЭАРАН, ЦИМО, 1998. -456 с.
  36. Ислам в Кабардино-Балкарии. (Россия и мусульманский мир). 2001, № 7 -2 п.л.
  37. История религии. В 2-х т. Т.2. М., 2002. Кабардино-Балкария. Этнополитическая ситуация. (Сост. И.Л.Бабич). Серия «Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве.- Т.1−243 с- Т.П.-311 с. -М.: ИЭА РАН- ЦИМО, 1994.
  38. .А. Осетинские историко-этнографические этюды. М., Наука, 1999
  39. М.Д. Этническое самосознание тюркскоязычного населения Центрального Кавказа в ХУШ-ХХ вв. Черкесск, 2002
  40. Л. Причины современных межэтнических и межконфессиональных конфликтов //Общественные науки и современность. 1992. № 1
  41. Конфликтная этничность и этнические конфликты (Отв. Ред. Л.М.Дробижева). М.: ИЭА РАН, 1994.-177 с.
  42. Краткий этнологический словарь. М., 1994.
  43. Концепция государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации. М., 1992.
  44. Е. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе// Религия и политика в современной России. М., 1997.
  45. Д. Прощай, Россия! М., 1997.
  46. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  47. К., Энгельс Ф. Капитал// Сочинения, т.23. Миграция и гражданство, № 2−3, сентябрь, 2002, с. 2.
  48. В.А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. М., 1992.
  49. Н.Н. Размышления о национализме Н Социально-политический журнал. 1994. № 7−8.
  50. Национальное самочувствие русских в условиях этнополити- ческих конфликтов, напряжений: Информационный бюллетень № 2 (Отв. Ред. Л.М.Дробижева).М.: ИЭА РАН, 1996. 324 с.
  51. Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М., 1999.
  52. Г. Характер процесса развала России.// Социология и политика.
  53. В.А. Россия многонациональная: опять на распутье? М., 1990. Политологический словарь: В 2-х ч. 4.1. М., 1994.
  54. Е. Мир после 11 сентября. М., 2002.
  55. Расовый смысл русской идеи. Вып. 1. М., 1999. Реформирование России: мифы и реальность.М., 1994. Россия сегодня: реальный шанс. М., 1994.
  56. Российский Федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. М., 1998
  57. С.К. Российское казачество (Межднациональные отношения в современном мире) Вып. № 28. -М.: ИЭА РАН, 1992−21 с.
  58. А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе. М., 2002.
  59. Северная Осетия: этнополитические процессы 1990−1994 гг.
  60. Очерки. Документы. Хроника. (Ред.-сост. Л. К. Гостиева, А.Б.Дзадзиев).
  61. Серия „Национальные движения в СССР и в постсоветскомпространстве“. -Т. 1−111. М.: ИЭА РАН, ЦИМО, 1995
  62. Ю. Общество, этнос, нация.// Этнополитический вестник. 1995. № 4.
  63. А.И. Двести лет вместе. Т. 1 2. М., 2001 — 2002.
  64. Становление государственности Адыгеи: Очерки и документы этнополитической истории (1990−1995 гг.). Автор-сост.Г. М. Полякова. Серия „Национальные движдения в СССР и в постсоветском пространстве“. Т.1. -М.: ИЭА РАН- ЦИМО, 1997−408 с.
  65. В. Этнотерриториальные конфликты: сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997
  66. Э. В. Шпилюк В.А. Интернационализация жизни народов СССР в условиях развитого социализма. М., 1980.
  67. Э.В., Шпилюк В. А. Интернационализация жизни народов СССР в условиях развитого социализма. М., 1980.
  68. В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма). Этнографическое обозрение. 1998, № 5, с. 3−26.
  69. В.А. Очерки теории и политики этничности России. М., 1999.
  70. А.Дж. Постижение истории. М., 1991
  71. .Т. Социология. М., 1994.
  72. Трансформация российских региональных элит, в сравнительной перспективе. М., 1999.
  73. Г. Моя война. Дневник окопного генерала. М., 2001.
  74. Э. Бегство от свободы. М., 1989.
  75. Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997.
  76. К.Н., Скворцов Н. Г. Испытание национального самосознания. Спб, 1993.
  77. X. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. М., 1986.
  78. Й., Каммель А. Проблемы культуры управления многонациональными предприятиями //Проблемы теории и практики управления. 1995. № 1.
  79. Я.В. Лекции по исторической этнологии. Учебное пособие. М., 1 998 201
  80. А. Северный Кавказ: ваххабизм не нашел массовой поддержки среди местного населения// Россия и мусульманский мир. № 1, 2002.
  81. Е.М. Малые народы Дагестана. М., 1993
  82. Этнические конфликты в СССР: Причины, особенности, проблемы изучения (Отв. Ред. Осипов А.Г.) М.: ИЭА РАН, 1991 -64 с.
  83. Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. М., 1999. Этнические аспекты власти. Спб, 1995.
  84. И.Н. Социология религии. М., 1979.
  85. Янг К. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции. 1993 г. М., 1994.
  86. Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России //Социс. 1992. № 12.
  87. Huntington S. The Clash of Civilisations? //The International System After the Collapse of the East West Order. Martinus Nijoff Publishers. Dordechts. 1994, p.7.
  88. Hail J.A. Nationalisms: classified and explained || Daedalus. 1993
  89. James P. Nation formation. Towards a theory of abstract community. London: Sage.1996
  90. Snyder L.L. Encyclopedia of nationalsm New York: Paragon House. 19 901. АПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ:
  91. Российская газета, 1992, 1995, 1998, 2000 -2003.1. Известия, 2002 2003.1. Парламентская газета
  92. Еженедельный журнал, 2002 2003.
  93. Время новостей, 2002 2003.1. Газета, 2002 2003.
  94. Лига наций, 14 июля 2000 г., л.7
  95. Московские новости. 1995. № 84. 10 дек.
  96. Независимая газета, 1998 2003.
  97. Коммерсант ВЛАСТЬ, 2000 2003.
  98. Журнал „Российская Федерация сегодня"1. Журнал „Итоги"1. Журнал „Власть"1. НГ-Религии, 2000 2003.
  99. Журнал „Радонеж“ № 5−6, 1999.
  100. Газета „Голос Назрани“, 31 декабря 1998 г.,
  101. Сердало“, 2 декабря 1998 года
  102. Журнал „Жизнь национальностей“ Миннаца России
  103. Журнал „Этносфера“ Правительства Москвы1. Журнал „Форум“
  104. Журнал „Этнографическое обозрение“ Газета „Северный Кавказ“ „Ставропольская правда“ „Дагестанская правда“ „Молодежь Дагестана“
  105. Махачкалинские известия“ „Ассалом Дагестан“
  106. Илчи“ (О жизни и быте народа лакцев, проживающих в трех горных районах Дагестана)
  107. Газета „День Республики“ (КЧР)
  108. Молодежный вестник Карачаево-Черкессии"1. Карачай»
  109. Черкесский вестник" (Редко) «Черкес хеку» «Абазалита» «Ногай давысы»
  110. Адиюх" (проблемы Хабезского района КЧР) «Нарт» (Нальчик) Газета «Северная Осетия» «Моздокский вестник»
  111. Газета Юга" (Все новости Кабардино-Балкарии) Газета «Ингушетия» «Вести Республики» (Чечня) «Вести Грозного»
  112. Терская новь" (Шелковской район Чечни)1. Рекомендации
  113. Всероссийского совещания «О реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». 18 апреля 2003 г.
  114. Дом Правительства Российской Федерации
  115. ГУБЕРНАТОР СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ355 025, г. Ставрополь, пл. Ленина, I, телефон (8652) 3S-22-S2, факс (8652) 35−06−60h?20 февраля 2003 г. № 01−20/452−1121. Министру
  116. Российской Федерации В. Ю. Зорину ' ^
  117. Уважаемый Владимир Юрьевич!.: ¦
  118. Направляем Вам информацию о работе по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации в Ставропольском крае в 2002 году.
Заполнить форму текущей работой