Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и функционирование механизма управления органами внутренних дел в современной России: Социальный и организационно-правовой аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой диссертации послужили труды ученых, принадлежащих к различным научным направлениям и школам. Многогранность темы обусловила необходимость изучения наряду с научными источниками, непосредственно относящимся к исследуемой в диссертации проблематике, литературы по философии, социологии, теории государства и права, государственному управлению, конституционному, гражданскому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальная и организационно-правовые детерминанты формирования механизма управления органами внутренних дел
    • 1. Механизм управления и теоретико-правовые проблемы социализации деятельности органов внутренних дел
  • §-2.Содержание и правовая сущность механизма управления органами внутренних дел
    • 3. Закономерности и принципы управления как теоретические основания формирования механизма управления органами внутренних дел
  • Глава 2. Социальные и организационно-правовые детерминанты функционирования механизма управления органами внутренних дел
    • 1. Механизм управления и проблемы адаптации деятельности органов виугренних дел к среде их функционирования
    • 2. Системность нормативно-правового регулирования управления органами внутренних дел
    • 3. Логико-правовые основания моделирования потребностей органов внутренних дел в правовом обеспечении их деятельности
    • 4. Системность оценки эффективности функционирования механизма управления органами внутренних дел

Формирование и функционирование механизма управления органами внутренних дел в современной России: Социальный и организационно-правовой аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена научно-теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в России действенного механизма обеспечения правопорядка. Деятельность государства в этом направлении многогранна, однако ведущими ее направлениями является, во-первых, обновление и совершенствование российского законодательства, в том числе регулирующего организацию, формы и методы работы правоохранительных органов, во-вторых, реформирование этих органов с целью повышения надежности и эффективности их функционирования.

Оба этих направления тесно связаны между собой, поскольку их общим вектором является сгремление адаптировать правотворческую и правоприменительную деятельность к процессам становления и развития институтов гражданского общества, формирования предпосылок правового государства, ориентация на обеспечение надежной защиты прав и законных интересов личности, общества, государства от любых форм противоправных посягательств. Вместе с тем, социально-правовая действительность, конкретные результаты противодействия преступности свидетельствуют о том, что предпринимаемые меры заметно отстают от общественных реалий, зачастую проводится бессистемно и непоследовательно.

Это в полной мере относится и к процессам реформирования системы МВД — центрального звена государственной системы обеспечения правопорядка. Не решены вопросы формирования муниципальных органов охраны правопорядка, 1 Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск2 так.

1 См.: Указ Президента Российской Федерации № 802 от 3 июня 1996 года «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2755.

2 Объявлена приказом МВД России от 20 03.96 г. № 145 и остается аппаратным документом и ее реализация фактически свернута на местах, не отлажен механизм выявления потребностей в правовом обеспечении деятельности системы МВД.1 Подобное положение, помимо иных причин, связано с тем, что в последнее время в центре и на местах все отчетливее стали проявляться элементы рецидива недооценки, а подчас и прямого игнорирования значимости управления органами внутренних дел как базового организационного основания совершенствования их деятельности в целом. К управленческой проблематике заметно понизился и интерес ученых, в первую очередь представителей административного права и теории государственного управления. В этой связи сложившиеся в 70−80-е годы — период наиболее активных разработок проблем управления в сфере обеспечения правопорядка — представления о сущности и содержании управления органами внутренних дел, механизмах его реализации не претерпели заметных изменений, хотя произошли кардинальные перемены в социальных, экономических, политических и правовых условиях функционирования системы МВД В этой связи правоохранительная и управленческая практика органов внутренних дел сталкивается со многими нерешенными вопросами, что отрицательно сказывается на эффективности их деятельности по реальному обеспечению защиты интересов личности, общества, государства от противоправных посягательств.

Отмеченные обстоятельства обусловили актуальность избранной темы исследования, предопределили его цели и задачи, объект и предмет,.

Цели и задачи исследования. Цель исследования — системный анализ социальных и организационно-правовых проблем формирования и функционирования механизма управления органами внутренних дел в современной России и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию правового ре.

1 См: Приказ МВД РФ № 693−99г, объявивший решение коллегии МВД РФ 0″ 31 06.99г. №>

1 км, и утвердивший «Концепцию совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации». гулирования, форм и методов управленческой и оперативно-служебной деятельности. При этом соискатель исходил из того, что правовые средства должны стать ключевыми в механизме управления, а процесс его формирования и функционирования должен строится на основе действующей системы российского права и законодательства и не может выходить за установленные правовым законом пределы.

Для достижения этой цели ставились следующие задачи, подлежащие решению в ход исследования:

• исследовать социальную и правовую сущность механизма управления органами внутренних дел;

• исследовать закономерности и принципы научного управления как теоретические основания формирования механизма управления органами внутренних дел;

• раскрыть роль механизма управления в обеспечении переориентации органов внутренних дел с этатизированного на социализированный тип организации и функционирования;

• раскрыть роль механизма управления в обеспечении оперативного и адекватного реагирования органов внутренних дел на изменение условий их функционирования;

• проанализировать состояние и перспективы совершенствования нормативно-правового регулирования систем и процессов управления в органах внутренних дел;

• провести типологию управленческих отношений и на этой основе сформулировать предложения по обеспечению системности правового регулирования управленческой и оперативно-служебной деятельности;

• проанализировать взаимосвязи между содержанием управленческой и результативностью оперативно-служебной деятельности для обоснования системы критериев оценки эффективности организации и функционирования органов внутренних дел;

• сформулировать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, управленческой и правоприменительной практики органов внутренних дел.

Объектом исследования являются административно-правовая организация управления, а также управленческие отношения, возникающие в ходе его осуществления в органах внутренних дел.

Предметом исследования являются, во-первых, социально-правовые реалии, детерминирующие формирование и функционирование механизма управления органами внутренних дел, во-вторых, управленческая и правоохранительная практика, складывающаяся в органах внутренних дел различного иерархического уровня, и ее нормативно-правовое регулирование.

Методологической основой диссертации являются принципы познания социальных явлений (в том числе идей, теорий) в их историческом развитии, во взаимосвязи и взаимообусловленности, с точки зрения связи теории и практики, истории и современности. Соответственно этому методология исследования представлена общенаучными и частнонаучными методами: диалектическим, историческим, социологическим, статистическим, индуктивным, дедуктивным, анализа, синтеза, Логика их применения основана на попытке интегрировать методологические подходы различных дисциплин (философия, правоведение, социология, криминология, управление) к изучению обозначенного объекта исследования.

Теоретической основой диссертации послужили труды ученых, принадлежащих к различным научным направлениям и школам. Многогранность темы обусловила необходимость изучения наряду с научными источниками, непосредственно относящимся к исследуемой в диссертации проблематике, литературы по философии, социологии, теории государства и права, государственному управлению, конституционному, гражданскому, уголовному, уголовно-прецессуальному и другим отраслям права, раскрывающей теоретическую и практическую сущность рассматриваемых вопросов. В этой связи в процессе работы диссертант опирался на труды ведущих отечественных философов и социологов, теоретиков права и административистов, специалистов в сфере управления органами внутренних дел и криминологии: Ю. Е. Аврутина, В. Г. Афанасьева, С. С. Алексеева, А. П. Алехина, Г. В. Атаманчука, В. Н. Бурлакова, В. З. Веселого, НА. Волкова, Б. Н. Габричидзе, Я. И. Гилинского, В.М. Горшене-ва, Э. П. Григониса, А. И. Долговой, Б. П. Елисеева, С. М. Иншакова, Д.Н. Бахра-ха, К. С. Вельского, Ю. М. Козлова, А. Г1. Коренева, А. Е. Лунева, В.В. Лунее-ва, И. И. Мушкета, A.M. Омарова, М. Ф. Орзиха, Г. И. Петрова, Л. Л. Попова, К. Т. Ростова, В. П. Сальникова, И. С. Самощенко, Ю. П. Соловья, С. С. Студеникина, Ю. А. Тихомирова, Ю. В. Тихонравова, Е. Б. Хохлова, А. И. Числова, А. Ю. Якимова Г. С. Яковлева, Ц. А. Ямпольской.

Эмпирическую базу исследования составляет законодательство Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, регламентирующие организационную и оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел. В своих выводах и предложениях диссертант опирался на анализ фактических данных о состоянии управленческой и оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел различного иерархического уровня, содержащихся в справках, отчетах и других материалах, собранных в ходе исследования на протяжении 1993;1999 гг. В качестве эмпирической базы использованы материалы социологических исследований, выполненных диссертантом в составе исследовательской группы в соответствии с планом научно-исследовательской работы Санкт-Петербургского университета МВД России на 1999;2000г.г.: «Математическое моделирование деятельности подразделений МВД как субъектов управления» — «Механизм взаимодействия сотрудников уголовного розыска, участковых инспекторов милиции, инспекторов ППН, милиционеров ППС, входящих в состав внештатных оперативно-розыскных групп по профилактике, предупреждению и раскрытию преступлений» — «Оптимизация управленческой деятельности в условиях осложнения оперативной обстановки и социально-экономической ситуации» .

Научная новизна исследования определяется как постановкой проблемы, так и подходом к ее решению. Диссертация является, по сути, первой попыткой комплексно, с системных позиций исследовать сам феномен механизма управления органами внутренних дел в диалектическом единстве его социальных, правовых и организационных компонентов, проследить процесс трансформации закономерностей и принципов научного управления в механизм их практической реализации. Новизной отличается предложенный диссертантом подход к рассмотрению роли механизма управления в обеспечении оперативного и адекватного реагирования органов внутренних дел на изменение условий их функционирования, системному формированию критериев эффективности управленческой деятельности.

Положения и выводы, выносимые на защиту:

Социальность как сущностная характеристика общественной природы любого вида человеческой деятельности применительно к управлению органами внутренних дел должна рассматриваться в единстве двух ее составляющих: во-первых, как ведущая содержательная характеристика внешненаправленной деятельности, отражающая социальное назначение системы МВД, призванной обеспечить упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, защита которых отнесены законодателем к компетенции органов внутренних делво-вторых, как ведущая содержательная характеристика внутриор-ганизационной деятельности, призванной обеспечить реализацию аппаратных управленческих отношений, переориентацию органов внутренних дел с этати-зированного на социализированный тип организации и функционированияПрактическая интеграция этих двух векторов социальности в деятельности органов внутренних дел обеспечивается механизмом управления. Механизм управления органами внутренних дел — базирующаяся на закономерностях и принципах социального управления система способов, методов и средств рациональной организации функционирования органов внутренних дел, обеспечивающая приведение его результатов в соответствие с объективными общественными потребностями и интересами. Ведущим его элементом является система нормативных (социальных, экономических, правовых, психологических, технических) регуляторов, обеспечивающих: приведение систем и процессов управления в состояние, адекватное закономерностям общественного развитияэффективное, соответствующее общественным ожиданиям и социально одобряемое функционирование органов внутренних дел как субъектов реализации правоохранительной деятельностиорганизационную и правовую упорядоченность органов внутренних дел как организационных структур управлениясоциальную интегрированность органов внутренних дел как социальных систем-организацийделовую активность, социальную и правовую защищенность личного состава личного состава, его мотивацию на качественное, высокопрофессиональное и высокоморальное выполнение своего служебного долга. Одной из актуальных задач современной российской государственности является создание и правовое закрепление системного по своим внутренним свойствам механизма государственного управления. Он должен иметь многоуровневый и многофункциональный характер, обеспечивая выработку единой государственной политики (экономической, социальной, правовой и т. д.) и ее последовательную реализацию как федеральным центром и субъектами федерации (пространственно-территориальное действие механизма), так и органами исполнительной власти в пределах их компетенции и с учетом разграничения предметов ведения (субъектно-функциональное действие механизма).

Системность механизма государственного управления предполагает, что в качестве его подсистем выступают соответствующие организационно-правовые механизмы отраслевых и межотраслевых министерств и ведомств федерального и регионального уровней. Механизм управления органами внутренних дел, отражая специфику их функционирования, должен быть составной и неотъемлемой частью общего механизма государственного управления. Сбалансированность механизмов управления помимо соответствующей правовой базы должна обеспечиваться их функционированием по единым принципам, соответствующим принципам научной организации управления с учетом специфики правового регулирования соответствующих сфер жизнеобеспечения государства.

Одной из ведущих задач механизма управления органами внутренних дел является обеспечение адекватного реагирования на текущие и прогнозируемые изменения среды их функционирования. Адекватность реагирования обеспечивается своевременным распознанием таких содержательных параметров воздействия среды, как его формы, характер, интенсивность, продолжительности, доминирующий фактор.

Механизм управления органами внутренних дел должен обеспечивать системность правового и нормативного обеспечения организаторской и оперативно-служебной деятельности. Это предполагает реализацию комплекса организационно-правовых мер, направленных на выявление реальной потребности органов, служб и подразделений различного иерархического уровня в подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов, приведение действующих актов в соответствие с нормами и принципами международного права и федеральным законодательством.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно обращено к актуальной проблеме, не получившей до последнего времени всестороннего освещения в научной литературе. В диссертации с учетом становления и развития институтов гражданского общества, формирования предпосылок правового государства раскрыт системный характер механизма государственного управления, исследована правовая и социальная сущность механизма управления органами внутренних дел, раскрыта его роль в обеспечении переориентации органов внутренних дел с этатизированного на социализированный тип организации и функционирования, оперативного и адекватного реагирования органов внутренних дел на изменение условий их функционирования, сформулированы конкретные предложения по обеспечению системности правового обеспечения органов, служб и подразделений различного иерархического уровня, раскрыта взаимосвязь между содержанием управленческой и результативностью оперативно-служебной деятельности и на этой основе предложена модель системой оценки эффективности организации и функционирования органов внутренних дел.

Сформулированные при этом выводы и научные положения в определенной мере дополняют и развивают отдельные положения теории государственного управления, управления в сфере обеспечения правопорядка, административного права и административной деятельности органов внутренних дел.

Основные выводы и рекомендации диссертанта могут быть использованы в качестве научно-методической базы при подготовке законодательных и иных нормативных актов по вопросам совершенствования правового регулирования управленческой и оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Выводы и предложения диссертанта могут быть использованы в МВД-УВД-ГРОВД для разработки и реализации системы реагирования на изменения оперативной обстановки. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе юридических вузов и вузов системы МВД РФ при чтении курсов теории государственного управления, административного права, управления и административной деятельности органов внутренних дел.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы, рекомендации исследования содержаться в опубликованных автором работах. Результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедр административного права и управления в органах внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России и используются в учебном процессе. Отдельные результаты исследования апробированы в выступлениях соискателя на различных научных и научно-практических конференциях, в частности, на международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов» (Санкт-Петербург, 20 ноября 1998 г.), научно-техническая конференция «Правовая информатика» (Санкт-Петербург, 22 ноября 1999 г.), международной научно-пракгической конференции «Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений» (Санкт-Петербург, 26−28 ноября 1999 г.), научной конференции «Преступность и власть» (Москва, 1−3 марта 2000 г.).

Отдельные положения диссертационного исследования прошли апробацию при подготовке материалов научных исследований, проведенных диссертантом в составе научного коллектива в соответствии с планом НИР Санкт-Петербургского университета МВД России на 1999;2000г.г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка. В работе помещены схемы и таблицы, поясняющие и дополняющие ее содержание.

Выводы, предлагаемые авторами по итогам исследования, неоднозначны и могут трактоваться только в связи задачами самого исследования. Например, отмечая значение субъективного фактора в процессе переоценки коммунистических идеологических догм, авторы исследования выделяют живучесть и даже тенденцию роста патерналистских установок в массовом сознании. Патернализм переходного периода, как рефлексия общества на утраченную опеку со стороны всего механизма государства, поддерживается в сознании низким жизненным уровнем и ожиданием роста благосостояния, которое обеспечит государство. Авторы подчеркивают прямую связь между уровнем благосостояния населения и состоянием массового сознания.

Противоречивы выводы в отношении деятельности милиции. С одной стороны при анкетировании было выявлено достаточно распространенное общественное мнение о процветании беззакония и коррупции в милиции, с другой стороны не менее высоко социальное ожидание сурового наказания преступников «плохой» милицией и даже оправдание применения не разрешенного законом насилия. Эти результаты полностью противоречат друг другу: в общественном сознании милиция не способна эффективно защитить права граждан и большим доверием пользуются те органы, которые сами не применяют физического принуждения (суд и СМИ), но в отношении лиц, совершивших преступление, оправдано со стороны милиции даже насилие вопреки закону.

Подобные противоречия общественного сознания в отношении оценки деятельности органов милиции возможно выявить только в результате социологического исследования. Интерпретация результатов опроса это наиболее сложная часть исследования, но по отношению к деятельности органов милиции она способна поставить целый ряд управленческих проблем, которые не возможно игнорировать.

Социологические исследования дают интересный материал не только в результате опроса населения на территории обслуживания органа внутренних дел, представляют столь же высокую ценность результаты опроса сотрудников того же органа об их отношении к результату собственной деятельности. Подобные опросы достаточно распространены в научно-исследовательских целях, и в некоторых случаях, при обработке результатов вскрываются парадоксальные обстоятельства, которые имеют прямую связь с эффективностью деятельности милиции, и которые не возможно выявить иными методами.

По нашему мнению, подобные обстоятельства содержатся в материалах обработки опроса сотрудников органов внутренних дел, которые приводит.

Ю.Е.Аврутин при сопоставлении данных социологического исследования 1991 г. («К милиции с человеческим лицом») и мониторинговых исследовании среди сотрудников милиции за период 1992;1997 г. г.1 На вопрос об отношении к работе около трети респондентов дали ответ, что отдают работе все свои силы и опыт (32,0% в 1991 г. и 28,4% в 1992;97г.г.). Эти и ряд других данных приведены в связи с оценкой влияния мотивации на эффективность (неэффективность) деятельности сотрудников органов внутренних дел, и наше внимание привлек тот факт, что подавляющая доля сотрудников (в 1991 г. — 68%, в 1992;1997г.г. — 71,6%) осознают собственное негативное отношение к работе в милиции, а предложенные респондентам варианты оговорок субъективных причин (типа «работал бы лучше, если бы все замечалось и оценивалось», «за такую зарплату не буду работать лучше» и т. п.) не могут оправдывать безответственное отношение к предоставленным законом правам. Причинами такого явления указана не действенность системы материального стимулированияоторванность стимулов от результата работы, отсутствие четких критериев, избирательность (стимулирования).

Парадокс, по нашему мнению, заключается в том, что в течении длительного времени в органах внутренних дел сохраняются условия, которые производят своеобразную селекцию кадров, обладающих низкой и даже не имеющих мотивации к работе («не буду работать лучше»), а значит и к исполнению возложенных обязанностей.

Подобные тенденции в работе органов милиции имеют самые негативные последствия и они уже отмечаются: «Усиление общей криминализации контингента сотрудников правоохранительных органов сопровождается увеличением среди них тех, кто совершает тяжкие общеуголовные преступления, а.

1 Аврутин Ю. Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: (опыт системного исследования). — с.253 не только преступления против правосудия и должностные", 1 — авторы этого вывода основывают свое мнение на разносторонних статистических данных и указывают причины, среди которых — отрицательное изменение ее кадрового состава, вызванное чрезвычайно высокой текучестью кадров, в т. ч. в системе МВД России. В данном случае, статистические данные о преступности со стороны сотрудников органов внутренних дел и данные о текучести кадров могут быть интерпретированы в сопоставлении с результатами социологического опроса среди сотрудников, который указывает причиной тревожных тенденцийнизкую мотивацию труда в системе правоохранительных органов.

По нашему мнению, подобные системные наблюдения необходимы при оценке и измерении эффективности деятельности органов внутренних дел. Наблюдения основываются на применении разных методов, среди которых социологические методы должны проводиться на регулярной основе и должны иметь нормативно-правовую основу применения в органах внутренних дел. Периодические исследования в данном направлении (в том числе среди сотрудников милиции) в научно-исследовательских целях явно недостаточны.2.

Возможности социологических методов многообразны и всесторонне освещаются в различных источниках.3 Выделим те направления применения результатов социологических исследований, которые, на наш взгляд, должны входить в предмет оценки эффективности управленческой деятельности в органах внутренних дел, но по разным обстоятельствам имеют наиболее слабую организационную основу осуществления:

1 Преступность, статистика, закон. Коллектив авторов. / Долгова А. И. и др. Преступность сотрудников правоохранительных органов — М, Криминологическая Ассоциация, 1997. — с.50.

2 Комплексное изучение общественного мнения по территории обслуживания, возложено приказом МВД России № 86−97г. на штабные подразделения органов внутренних дел, но проведение этих мероприятий не обеспечено в органах внутренних дел ни ресурсами, ни методиками их осуществления.

3 См.: Рабочая книга социолога. М, 1976., Ошеров М С., Спиридонов Л. И. Общественное мнение и право. JI., 1985. Ленеев В В Юридическая статистика. М., 1999. а) Разъяснительная работа среди населения и в средствах массовой информации в отношении задач, решаемых на территории обслуживания органами милиции и установленных законом методов их осуществления. Регулярность осуществления этой деятельности непосредственно связана с формированием общественного мнения об эффективности правоохранительной деятельности.1 б) Мотивация работы сотрудников правоохранительных органов, ее регулярное и последовательное исследование среди личного состава на основе научных методов. Мотивация труда является комплексным понятием и рассматривается как процесс создания психофизиологических, санитарно-гигиенических, нормативно-правовых. материальных и социальных условий, в которых максимально могут проявляться творческие способности человека, его удовлетворенность результатом труда и желание совершенствовать профессиональный уровень.2 в) Отбор абитуриентов в образовательные учреждения системы МВД России комплектующими органами внутренних дел. В настоящее время среди поступающих на службу резко возросло число граждан явно случайных и даже недобросовестных, намеривающихся использовать служебное положение в корыстных целях. Проблема отбора кадров рассматривается в настоящее время как область применения инновационных решений в кадровой политике органов внутренних дел.3 г) Объективная аттестация для прохождения службы в органах внутренних дел на основе изучения мотивации сотрудника и его активности в исполнении служебного долга. Изучение мотивации трудовой деятельности и связанной с ней.

1 Регулярные встречи с населением возложены приказами МВД России на участковых инспекторов и руководителей органов милиции (приказ МВД России № 260−95г.): но направленность этой работы иная — получение оценки населением эффективности работы милиции на обслуживаемой территории.

2 Мотивация рассматривается отдельными авторами приоритетной функцией управления. (См.: Тихонравов Ю. В. Теория управления. М.: Вестник, 1997.).

3 См.: Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России./ В. П. Сальников. Образование и кадровая политика в органах внутренних дел: инновационные процессы и проблемы реформирования /СПб: СПбУ МВД России, № 1, 1999. — с. 14 профессиональной пригодности, наличия специальных навыков является областью работы практического психолога. В органах внутренних дел в настоящее время соответствующие всесторонние методы изучения находят применение только при приеме на службу и в учебные заведения системы МВД России.1 д) Наличие ценностных ориентиров организационной культуры в управлении органами внутренних дел. Организационная культура находит выражение в системе представлений, символов, ценностей и образцов поведения, которые разделяются всеми членами организации, коллектива. Способность выделить систему ключевых ценностей и построить организационную культуру создает Л особые условия, идею престижной и плодотворной работы.

Невозможно назвать все приоритеты управленческой деятельности, в которых может найти применение социологическое исследование. Данный метод несколько не уменьшает роли других методов (статистическое наблюдение, сводка и группировка данных, количественный анализ и пр.), мы обратили особое внимание на применение исследований, поскольку они менее распространены в управленческой деятельности органами внутренних дел.

По нашему мнению, системность оценки и измерения эффективности деятельности органов внутренних дел складывается из нескольких предпосылок. Во-первых, критерии оценки не могут быть едиными для всей системы органов внутренних дел в силу специфики решаемых ими задач (территориальные и транспортные, криминальной милиции и милиции общественной безопасности), а так в зависимости от сложности решаемых задач (по уровням управления в иерархии органов внутренних дел). Во-вторых, система критериев оценки.

1 См.: Приказ МВД РФ № 370−95г.

2 Активное внедрение организационной культуры, например в СССР в промышленных отраслях (и в правоохранительных органах), являлось продуктивным методом повышения производительности труда, успешно конкурирующим и по многим аспектам опережающим применение экономических методов стимулирования (См.: Питере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М., 1986) и измерения эффективности деятельности должна быть представлена разными сферами, в которых находит отражение деятельность органов внутренних делобщество и его репрезентативные группы, состояние правового и нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел, организация управленческой деятельности в системе органов, состояние оперативно-служебной и боевой деятельности, подсистема преступности и ее качественные и количественные параметры, качественные и количественные параметры административно-юрисдикционной деятельности (административные протоколы и работа с заявлениями и обращениями), кадровая политика органов внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел и их категории, состояние законности деятельности, состояние общественного порядка и общественной безопасности, обеспечение безопасности личности, работа по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений другие направления решения задач органов внутренних дел. В-третьих, система критериев оценки эффективности деятельности должна основываться на применении разных методов наблюдения и контроля, кроме государственных и ведомственных отчетов, сводок, группировок и другой статистики, аналитической работы в системе органов должно проводиться регулярное социологическое исследование как по репрезентативным группам населения, так и по категориям сотрудников. В-четвертых, критерии оценки должны быть дифференцированы по субъектам оценки: для общества в целом и с учетом специфики отдельных регионов, для совершенствования федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, для осуществления контрольных функций государственных органов управления и контроля, для совершенствования ведомственного регулирования деятельности в иерархии субъектов управления (МВД-ГУВД-УВДТ-ГРОВД), для осуществления ведомственного контроля и инспектирования органов, для совершенствования оперативно-служебной и боевой деятельности в структурных подразделениях, для осуществления предметной деятельности по решению конкретных оперативно-служебных задач. В-пятых, система критериев оценки эффективности деятельности должна быть дифференцирована по группам функционального предназначения: группа оценочных критериев эффективности как средство отбора вариантов решений с точки зрения их целесообразностигруппа конструирующих критериев эффективности как эталон совершенствования целей, содержания, средств, форм, методов, стиля деятельностигруппа регулирующих критериев эффективности как средство контроля за соответствием фактической деятельности ее социальному (идеальному) содержанию. В-шестых, критерии оценки эффективности должны быть дифференцированы по их содержательной специфике: правовые, нравственные, этические, психологические, экономические, организационные.

Названные шесть предпосылок являются, по нашему мнению, основой для формирования шести групп критериев оценки эффективности деятельности органов внутренних дел, которые в совокупности будут представлять отображение социальной деятельности этих органов. Например, в соответствии со спецификой решаемых задач эффективность обеспечения общественного порядка па железнодорожной станции (аэропорту, речном вокзале) не может иметь единый оценочный параметр с территориальным органом (район, город, поселок), т.к. различаются объекты статистического наблюдения, их структура, временные характеристики и пр. По сложности решаемых задач уровень управления, например, ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. не может соответствовать системе критериев оценки его территориального органа — отдела милиции.

Точно так же в следующей группе критериев названы «общество и его репрезентативные группы» мнение общества один из ведущих критериев оценки деятельности милиции, но разные группы в обществе имеют не только разный предмет оценки, но и различие по категории его измерения. Так, взрослому населению может более понятна, например, интегрирующая оценка в баллах по ряду параметров (состояние общественного порядка, способность своевременно оказать помощь, корректность и пр.), но для несовершеннолетних более важно — помощь в социальной адаптации (защита семьи, охрана мест проведения досуга, препятствование распространению наркотизма и пр.). Не менее важна оценка работы милиции со стороны лиц, находящихся на профилактическом учете, но измерение степени эффективности может быть принципиально иным — оказана / не оказана помощь, допущено / не допущено рецидива и т. д.

Анализ научных источников по вопросу об оценке эффективности управления, а так же нормативных актов, статистических и других материалов позволяет выделить три основных задачи, которые должны решаться с помощью критериев оценки эффективности:

• способность обеспечить эффективное противостояние дезорганизующим воздействиям внешней и внутренней среды, сохраняя при этом целостность и надежность системы управления;

• способность отразить цели-задания, цели-ориентиры и цели собственно системы управления (В.Д. Малков) в конкретных задачах, которые стоят перед органом внутренних дел;

• способность обеспечить оптимальное распределение ресурсов для обеспечения максимально полного достижения целей управления.

Способность решать данные задачи, а так же соответствие критериев определенным принципам формирования их системности — объективность, обоснованность, надежность, стабильность, репрезентативность, содержательность, функциональность, измеряемость критерия, — позволяют представить теоретическую модель формирования системы критериев эффективности, отображающих социальное предназначение механизма управления органами внутренних дел (см. схему № 11).

Схема № 11.

Теоретическая модель формирования системы критериев эффективности механизма управления органами внутренних дел.

Система критериев эффективности механизма управления.

1. Специфика решаемых задач (территориальные и транспортные органы, подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности), сложность решаемых задач (по уровням управления в иерархии органов).

2. Сферы, в которых находит отражение деятельность органов внутренних делобщество и его репрезентативные группы, состояние правового и нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел, организация управленческой деятельности в системе органов, состояние оперативно-служебной и боевой деятельности, подсистема преступности и ее качественные и количественные параметры, качественные и количественные параметры административно-юрисдикционной деятельности и т. д.

3. Методы наблюдения и контроля за деятельностьюгосударственные и ведомственные отчеты, сводки, группировки к др. статистика, аналитические документы, социологические исследования как по репрезентативным группам населения и по категориям сотрудников.

4. Субъекты оценки эффективности: общество в целом, законодательные органы Федерации и субъектов Федерации, контролирующие и надзирающие органы, органы ведомственного контроля в иерархии субъектов управления МВД РФ, руководители служб и подразделений органов внутренних дел по уровням управления, сотрудники аппаратов управления.

5. Функциональное предназначение критериев: группа оценочных критериев, группа конструирующих критериев и группа регулирующих критериев.

6. Содержательная специфика критериев: правовые, нравственные, этические, пси хологические, экономические, организационные.

Заключение

.

В течение последнего десятилетия в Российской Федерации шел процесс совершенствования законодательства и нормативного регулирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел, одновременно значительно повысились требования со стороны общества и государства к эффективности правоохранительной деятельности. В этом процессе правовые средства должны стать ключевыми в деятельности органов внутренних дел и их регулятивное содержание призвано приводить в соответствие общественное развитие, с одной стороны, и социальное содержание деятельности органов внутренних делс другой. Само управление системой этих органов облекается в форму права, но одновременно, не ограничиваясь этой формой, имеет организационно-правовое содержание, охватывающее разные уровни осуществления этой деятельности: общесоциальный, региональный, групповой и индивидуальный.

В связи с многоуровневым, системным характером организацию! но-правовой деятельности, стало общепринятым представление о некотором механизме управления, который существует и развивается в рамках норм права и правового регулирования деятельности органов внутренних дел. В данном случае, этимология понятия «механизм» по отношению к управленческой деятельности является достаточно условным, и раскрывает только содержание взаимодействия и взаимообусловленности тех элементов, которые составляют сущность управленческой деятельности и ее социально-правового содержания.

Последовательное изучение механизма социального и государственного управления в советский и постсоветский периоды включало исследование различных сфер его проявления: хозяйственные отношения, социальную сферу жизнедеятельности и безопасности, правоприменительную деятельность и правотворчество, стимулирование производительности труда и другие сферы. Целый ряд исследований связывали действие механизмов государственного управления и правового регулирования. Такой подход позволяет рассматривать не только содержание управленческого труда в различных проявлениях общественных отношений как его функциональное и организационное состояние и развитие, но так же глубже постигать сущность явлений социально-правовой действительности.

По отношению к социально-правовой действительности положения Конституции Российской Федерации, обеспечивая единство и взаимную согласованность исходных принципов и норм отраслевого регулирования, установили принцип единства системы исполнительных органов государственной власти, для которой защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении субъектов Федерации. Данные направления деятельности принято в отечественной юриспруденции относить к компетенции правоохранительных органов, к которым принадлежит и деятельность органов внутренних дел.

Механизм управления правоохранительной деятельностью органов внутренних дел должен выступать в качестве подсистемы органов государственного управления, которые обладают необходимыми системообразующими свойствами, признаками и принципами их деятельности и развития. В данном аспекте прослеживается единство определенных принципов государственного управления и управления в системе органов внутренних дел, обеспечивающих общность их социальной направленности. А соотношение принципов, присущих организации управления в органах внутренних дел, должно представлять собой исходные правила, руководящие идеи социального предназначения органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти.

Принципы управления в системе органов внутренних дел обусловливают непосредственную связь организацией этой деятельности, с обеспечением ее эффективности и организации нормативного правового регулирования. Современный период реформ закладывает основы новых правовых отношений, в том числе в сфере деятельности органов внутренних дел. Поэтому не менее актуапьным является вопрос о системности правовых норм, регулирующих эту деятельность и создающих условия обоснованного выбора средств, форм, методов, а также нового качественного содержания деятельности органов внутренних дел.

Изучение процессов формирования и функционирования механизма управления органами внутренних дел в современной России легли в основу сформулированных целей и задач настоящего диссертационного исследования. Попытка исследовать сам феномен механизма управления органами внутренних дел комплексно, с позиций системного подхода, в диалектическом единстве его социальных, правовых и организационных компонентов, по нашему мнению, позволила проследить процесс трансформации закономерностей и принципов научного управления в механизм их практической реализации.

Применительно к деятельности органов внутренних дел, социальное содержание процессов управления должно рассматриваться в единстве двух ее составляющих: во-первых, как ведущая содержательная характеристика внеш-ненаправленной деятельности, отражающая социальное назначение системы МВД, призванной обеспечить упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, защита которых отнесены законодателем к компетенции органов внутренних делво-вторых, как ведущая содержательная характеристика внутриорганизационной деятельности, призванной обеспечить реализацию аппаратных управленческих отношений, переориентацию органов внутренних дел с этатизированного на социализированный тип организации и функционирования;

Практическая интеграция этих двух векторов социальности в деятельности органов внутренних дел обеспечивается механизмом управления. Механизм управления органами внутренних дел — базирующаяся на закономерностях и принципах социального управления система способов, методов и средств рациональной организации функционирования органов внутренних дел, обеспечивающая приведение его результатов в соответствие с объективными общественными потребностями и интересами.

Формируемый в современных условиях механизм управления должен «наполняться» новым социальным содержанием, соответствующем курсу социальной политики государства по интеграции России в мировое сообщество. Ведущими элементами такого механизма управления является система социальных, экономических, правовых, психологических, технических регуляторов, обеспечивающих эффективное решение задач совершенствования правового регулирования и организации деятельности органов внутренних дел на основе применения научных принципов управления.

В результате проведенного диссертационного исследования, на наш взгляд, были выполнены поставленные цели и задачи исследования, достигнута определенная новизна предложенного диссертантом подход к рассмотрению роли механизма управления в обеспечении оперативного и адекватного реагирования органов внутренних дел на изменение условий их функционирования, системному формированию критериев эффективности управленческой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституции (Основной Закон) СССР (1977г.). М.: Юрид. лит., 1983.
  2. Конституция Российской Федерации. Комментарий/ Под общей ред. Б.Н. То-порина и др. М.: Юрид. лит., 1994.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под общ. Ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., ИНФРА М-НОРМА, 1996.
  4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. 2-е изд. (по состоянию на 25.03.99 г.) М., 1999.
  5. Закон «О милиции» (в ред. от 31,03.99г.) М.:"Проспект". 1999.
  6. Закон Российской Федерации ог 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст. 888.
  7. Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992 г. № 8. Ст. 366.
  8. Закон Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 29. Ст. 1114.
  9. Федеральный закон «О безопасности» (в ред. закона РФ от 25.12.92 г. № 4235/1, Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2288) // Российская газета, 06.05.92 г.
  10. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета, 12.02.97 г.
  11. Федеральный закон от 20.04.95 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контрольных органов» // Российская газета, 26.04.95.
  12. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 18 октября 1995 № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.
  14. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 5666.
  15. Федеральный закон от 26.02.97 г. № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» // Российская газета, 24.03.97 г.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст. 3449.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 1993 г. № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 38. Ст. 3517.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. 1 Ст. 562.
  19. Указ Президента РФ от 24.05.94 г. № 1016 «О неотложных мерах по реализации федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994−1995 годы» //
  20. Указ Президента Российской Федерации № 802 от 3 июня 1996 года «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» И Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2755.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 34.Ст.4081.
  22. Указ Президента РФ от 12.03.96 г. «О координирующей роли Министерства внутренних дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» // СЗ РФ., 1996, № 12. Ст. 1061.
  23. Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1993 г. № 124 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 980- 1993. № 8. Ст. 659.
  24. Постановление Главы администрации Мурманской обл. от 15.05.97 г. № 283 «О комплексной региональной программе укрепления правопорядка и усиления борьбы с преступностью в Мурманской обл. на 1997 год»
  25. Ведомственные нормативные акты 31. Директива министра внутренних дел России от 20.11.96 г. «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск в 1996 году и задачах на 1997 год».
  26. Директива министра внутренних дел России № 2 от 15.11.97 г. «О задачах органов внутренних дел и внутренних войск на 1998 год».
  27. Инструкция о порядке отбора кандидатов на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации. Утверждена приказом МВД России от1705.94 г. № 160.
  28. Инструкция о порядке проведения конкурсов на замещение должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Утверждена приказом МВД России от 12.07.95 г. № 270.
  29. Кодекс Чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Утвержден приказом МВД России от 19.11.93 г. № 501.
  30. Приказ МВД России № 450−94. «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава органов внутренних дел и внутреннихвойск МВД России».
  31. Приказ МВД СССР № 180−88г. «О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"41 .Приказ МВД СССР № 415−90г. «Об утверждении примерной инструкции»
  32. Приказ МВД России. № 340−92г. «О мерах по совершенствованию правовой работы в системе МВД России»
  33. Приказ МВД России от 9.04.93г. «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел»
  34. Приказ МВД России № 420−93г. «О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте»
  35. Приказ МВД России № 260−94г. «О введение в действие Наставления по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте»
  36. Приказ МВД России № 433−95г. «О мерах по повышению эффективности управленческой деятельности в органах внутренних дел»
  37. Приказ МВД России № 140−96г. «О внесении изменений и дополнений в приказ МВД России от 14 сентября 1993 г. № 420»
  38. Приказ МВД РФ № 146−97г. «Об утверждении форм статистической отчетности»
  39. Приказ МВД России № 86−97г. «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел»
  40. Приказ МВД России № 1−99г. «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422»
  41. Приказ МВД России № 64−99г, «Об объявлении решения коллегии МВД России от 15 января 1999 г. № 1 км»
  42. Приказ МВД России № 994−99г. «Об упорядочении отдельных направлении управленческой деятельности в системе МВД России»
  43. Приказ МВД России от 28.04.99 г. «Об утверждении нормативных актов, регламентирующих вопросы инспектирования органов внутренних дел»
  44. Приказ МВД России. № 145−99г. «О Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России»
  45. Приказ МВД России № 665−99г. «О внесении изменений и дополнений в нормативные акты МВД России»
  46. Приказ МВД России. № 693−99г. «Об объявлении решения Коллегии МВД России от 31 августа 1999 г. № 6 км/1»
  47. Приказ МВД России № 150−99г. «Об организации делопроизводства и порядке работы в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России»
  48. Решение коллегии МВД РФ от 31.06.99 г. № 6км/1 «О Концепции совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел и задачах органов внутренних дел и внутренних войск по ее реализации»
  49. Приказ ГУВД Санкт-Петербурга и Лен. обл. от 21.08.96 г. «О регламенте работа ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
  50. Приказ по УВД Владимирской обл. № 565−96г. «О регламенте работы аппарата УВД Владимирской области"61 .Приказ Василеостровского РУВД (ГУВД СПб и Лен обл.) № 405−99г. «О регламенте работы Василеостровского РУВД»
  51. В. Б. Организация аппарата государственного управления. -Киев: Hayкова думка, 1985. 146 с.
  52. Ю.Е. Аналитическая работа в органах внутренних дел. Организация. Методика. Техника: Учебно-методическое пособие. СПб.: Санкт-Петербургская ВШ МВД России, 1996. 87 с.
  53. Ю.Е. Текущее планирование, контроль и проверка исполнения в органах внутренних дел. Организация. Методика. Техника: Учебнометодическое пособие. СПб.: Санкт-Петербургская ВШ МВД России, 1996.61 с.
  54. Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: (опыт системного исследования).- СПб: СПб академия МВД России, 1998.
  55. Ю.Е., Гилинский Я. И. Криминологический анализ прес-тупности в регионе: методология, методика, техника. Л.: ЛВК МВД РСФСР, 1991. 226 с.
  56. Ю.Е., Зубов И. Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации (государственно-правовые и социальные вопросы функционирования и перспектива развития). Монография. СПб.: СПбУ МВД России., 1998. 198с.
  57. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Об-щая: Учебник / Под ред. А. П. Коренева. М.: МЮИ МВД России, 1996. 335 с.
  58. Административное право и административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: МВШ МВД СССР, 1990. 244с.
  59. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит., 1966. 224с.
  60. С.С. Теория права. М.: БЕК, 1995. 276 с.
  61. А.П., Козлов Ю. М., Кармолицкий А. А. Административное право Российской Федерации. Часть II. Административно-правовая органи-зация управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами: Учебник. М.: Теис, 1995. 280с.
  62. Анализ, планирование, контроль. Сборник методических рекомендаций. -М.: МВД СССР, 1988. 186с.
  63. Атаманчук Г, В. Управление социальная ценность и эффективность. -М.: РАГС, 1995. 145 с.
  64. В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса Российского общества. СПб.: СПбФИС РАН, 1995. 78с.
  65. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 260 с.
  66. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. 357с.
  67. П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел (теоретические проблемы). М.: ВЮ31П МВД СССР, 1991. 128 с.
  68. Д.Н. Административное право: Учебник. М.: БЕК, 1993. 388с.
  69. Л.Ш. Проблемы оценки деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1981. 211с.
  70. П.Н. Международное право. Учебное пособие. М.: Юристъ, 1998. 416с.
  71. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука 1975. 270 с.
  72. В.Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений: проблемы моделирования. Монография. СПб.: СПбА МВД РФ, 1998. 235с.
  73. В.З. Формирование теории управления в сфере правоохранительной деятельности. М.: Академия МВД СССР, 1988. 286 с.
  74. С. Е. Системный подход и преступность: Учебное пособие. М., 1980. 140 с.
  75. .Н., Елисеев Б. П. Российское административное право. Учебник. -М.: НОРМА-ИНФРА., 1998. 622с.
  76. Я.И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России: теория, история, перспективы. — СПб.: СПбФИС РАН, 1998. 64с.
  77. Е.В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления: Учебный курс. М.: Вестник, 1997. 336 с.
  78. Э.П. Механизм государства: вопросы теории и практики. Монография. СПб., СПбУ МВД России, 1999. 306с.
  79. И. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 208 с.
  80. С.М. Зарубежная криминология. — М.: ИНФРА • М — НОРМА, 1997. 383с.
  81. А.П. Оперативная обстановка: методологические вопросы моделирования: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1982. 87с.
  82. Ю.М., Попов JI.JI. Административное право. М., Юрист, 1999. 476с.
  83. Ф.Е. Организация и совершенствование деятельности милиции общественной безопасности: Учебное пособие. М.: Академия МВД России, 1995.73 с.
  84. С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. Изд 2-е. -М.: Манускрипт., 1996. 388с.
  85. А.П. Административное право России : Учебник. В 3-х. Часть 1. -М: МЮИ МВД России, 1996. 268 с.
  86. Краткий словарь иностранных слов. М., 1950. 166с.
  87. Краткий словарь современных понятий и терминов. Под общей ред. В. А. Макаренко. М.: «Республика»., 1993. 215с.
  88. Криминальная ситуация на рубеже веков в России. Под ред. А. И. Долговой. М.: Криминологическая Ассоциация, 1999. 114с.
  89. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под ред. Бурлакова В. Н. и др. СПб.: СПбУ МВД России, 1999. 346с.
  90. Курс административного права и процесса. Ю. А. Тихомиров. М.: 1998. 798с.
  91. А.П. Органы внутренних дел в системе субъектов административно-правовой организации государственного управления. Хабаровск: Хабаровская ВШ МВД СССР, 1989. 89 с.
  92. В.И. Полн. собр. соч. т. ЗЗ
  93. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с. 110. й мир, 1997. 176 с.
  94. Р.З. Теория права. М., БЕК, 1994. 442с.
  95. А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. М., Наука, 1974. 282с.
  96. ИЗ. Лунеев В. В. Юридическая статистика. Учебник. М.: Юристь, 1999. 400с.
  97. В.Д., Веселый В. З. Понятие социального управления, управление органами внутренних дел. Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1987. 44с.
  98. А.Я., Мулукаев Р. С. Развитие конституционно-правовых основ организации и деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР, 1988. 108 с.
  99. А.В. Правовое государство и его принципы. / Теория госу-дарства и права: Курс лекций. ~ Саратов. 1995. С. 159.
  100. К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20.
  101. С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: Наука, 1975. 189 с.
  102. И.И., Хохлов Е. Б. Полицейское право России: проблемы теории, -СПб.: СПбГУ, 1998. 176 с.
  103. Научные основы государственного управления в СССР. М., Наука, 1968. 266с.
  104. С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
  105. A.M. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики. М.: Мысль, 1980. 269 с.
  106. М.Ф. Право и личность, — Киев-Одесса.: «Вища Школа», 1978. 188с.
  107. Основы управления в органах внутренних дел. Курс лекций. Артамонов B.C. и др. СПб., СПбЮИ МВД России, 1995. 212с.
  108. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под ред. А. П. Коренева.- М.: МВШМ МВД СССР, 1988. 274 с.
  109. М.С., Спиридонов Л И. Общественное мнение и право. Л., 1985. 144с.
  110. Г. И. Основы советского социального управления. Л., Изд-во ЛГУ, 1974. 380с.
  111. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М., 1986 286с.
  112. Л.Л. Убеждение и принуждение. М., 1968. 150с.
  113. С. Сознание и социальная среда. М., 1979. 98с.
  114. Д.И. Проблемы управления экономическими и социальными процессами при социализме. М., 1978. 440с.
  115. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980. 257 с.
  116. Рабочая книга социолога.- М.: Наука, 1977. 512 с.
  117. А.Н. Социологический анализ социальной организации.- М.: Академия МВД РФ, 1993. 85 с.
  118. Э.П. и др. Менеджмент организации. М.: ИНФРА-М, 1997. 287с.
  119. В.П., Федоров В. П. Убеждение и принуждение в деятельности органов внутренних дел. Л., 1989. 155с.
  120. И.С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971. 290с.
  121. В.В. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж., 1991. 182с.
  122. Н. Социология: пер. с англ. М.: Фенкс, 1994. 355с.
  123. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1981.)
  124. Советское административное право. Под ред. Ю. М. Козлова. М., Юрид. лит., 1976. 677с.
  125. Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск: Омская ВШМ МВД Росии, 1993. 502 с.
  126. Социальный менеджмент. Учебник. Под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес школа»., 1999. 384с.
  127. Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. СПб.: -СПбВШ МВД России, 1995. 301 с.
  128. Теория права и государства: Учебник / Под ред.проф. В. В. Лазарева.- М.: Новый Юрист, 1997. 432 с.
  129. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности /Под ред. проф. Малкова В. Д. М.: Академия МВД СССР, 1990. 324 с.
  130. Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: 1998. 478с.
  131. Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М., 1978. 415с.
  132. Ю.В. Теория управления. М.: Вестник, 1997. 368с.
  133. Г. А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М.: Юрид. лит., 1972. 232 с.
  134. Управленческие процедуры. М.: Наука, 1988. 144с.
  135. В.П. Социальная деятельность как система. -Новосибирск: Наука, 1981. 307 с.
  136. P.O. Общее учение о правоотношениях. М., 1974. 376с.
  137. Хан С. М. Управленческие отношения социализма. М.: Мысль, 1982. 298с.
  138. B.C. Основы управления в органах внутренних дел. М., 1989. 128с.
  139. Эффективность и качество управленческой деятельности. Киев: Наукова думка, 1980. 160 с.
  140. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.
  141. А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Монография. М.: «Проспект», 1999. 200с.
  142. Г. С. Аппарат управления: принципы организации. М., Юрид. лит., 1974. 256с.
  143. Диссертации и авторефераты
  144. П.В. Соблюдение прав человека как элемент правовой культуры сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук-Нижний Новгород, 1993. 21 с.
  145. С.С. Организация охраны общественного порядка на основе комплексного использования сил и средств органов внутренних дел: Авто-реф. дис. канд. юрид. наук. СПб.: СПб ЮИ МВД России, 1995. 17 с.
  146. Ф.П. Организация охраны общественного порядка городскими и районными органами внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М.: МЮИ, 1995.21 с.
  147. Ф.М. Правовое государство и милиция (теоретико-правовой аспект). Автореф. дис. канд. юрид. наук.^ СПб.: СПбЮИ МВД России 1995. 14 с.
  148. А.В. Кадровое обеспечение органов внутренних дел: Теоретический и организационно-правовой анализ: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. 20 с.
  149. Горшснков Г. Н Массово-коммуникативное воздействие на криминологическую ситуацию: (Региональный аспект): Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 1997. 44 с.
  150. В.Я. Уголовно-правовые проблемы исполнения приказа: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая Академия, 1997. 19 с.
  151. Э.П. Органы внутренних дел в механизме правового государства (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. -СПб.: СПбЮИ МВД России, 1995. 18 с.
  152. Е.А. Профессиональное правосознание сотрудников уголовного розыска.: Автореф. дис.канд.юрид.наук. Ростов-на-Дону, 1997. 28 с.
  153. С.Ф. Кадровое обеспечение деятельности органов внутренних дел: (историко-правовой и теоретико-правовой анализ): Дис. д-ра юрид. наук. -СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. 353 с.
  154. В.И. Организационные и правовые проблемы работы с руководящими кадрами в органах внутренних дел: Дисс.канд. юрид. наук, — М.: Академия МВД СССР, 1977. 230 с.
  155. В. И. Теория советского уголовно-процессуального закона: Автореф. дис. д-ра юрид. наук.: М., 1967. 48 с.
  156. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России: Автореф. дисс. д-ра педагогич. наук. -СПб., 1998. 51 с.
  157. В.В. Профессиональная правовая культура как условие эффективности правоприменения в органах внутренних дел: Автореф. дис. канд.юрид.наук. М., 1992. 20 с.
  158. С.М. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел (Административно-правовые аспекты): Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М.: РАГС, 1997. 18 с.
  159. М.Н. Правовые основы формирования и деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект). Автореф. дис.. канд. юрид. наук.- М., 1996.18 с.
  160. И. И. Полиция в механизме российского государства: историко-теоретическое исследование: Дис. канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. 180 с.
  161. А.Н. Организация внедрения результатов научных исследований в практику оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис.канд.юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 1997. 20 с.
  162. В.Б. Репрессивные органы и общественное правосознание в России XX века : (Опыт философско-правового исследования) Автореф. дис. д-ра юрид. наук. СПБ., Нижний Новгород, 1997. 42 с.
  163. К.Т. Методология регионального анализа преступности в России.
  164. Автореферат дис.. докт. юрид. наук. СПб.: СГ16У МВД России, 1998.48с.
  165. А.Н. Организационно-правовые и социологические проблемы труда работника милиции: Дис. д-ра юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1980. 574 с.
  166. В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: Автореф. дис. д-ра юрид. наук.^ Л.: ЛГУ, 1990. 32 с.
  167. Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Автореф. дис. д-ра юрид. наук М., 1993. 40 с.
  168. А.В. Правовая защита человека: теоретический аспект. Автореф. дисс. д-ра юрид. наук- СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. 38 с.
  169. В.К. Формирование местной милиции в РФ (организаци-онно-правовой аспект): Автореф. дис.. канд. юрид. наук.- М., 1994. 24 с.
  170. А.И. Профессиональная деятельность сотрудника милиции (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис.канд. юрид. наук. СПб.: СПЮИ МВД России, 1996.18 с.
  171. А.И. Профессиональная правоохранительная деятельность (теоретико-правовое исследование). Автореферат дис.. доктора юрид. наук.-СПб.: СПбУ МВД России, 2000. 42с.
  172. Е.Ю. Организация местной (муниципальной) милиции в системе самоуправления (по материалам города Москвы): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1995. 18 с.
  173. Е.Н. Государственная власть и местное самоуправление: исто-рико-правовой анализ: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. 37 с. 1. Статьи
  174. Ю.Е., Афанасьев B.C., Гилинский Я. И. К милиции с человеческим лицом: Исследовательский проект / Научный отчет. СПб., 1992.
  175. Р., Гилинский Я. Функциональная теория организации и организованная преступность/ Организованная преступность в России: теория и реальность // Труды СПбФИС РАН. 1996. № 4. С 1−15.
  176. М.И. Механизм современного Российского государства. // Правоведение. 1996. № 3. С.37−42
  177. К.С. К вопросу о предмете административного права // Гос-во и право. 1997. № 11. С. 14−21.
  178. К.С. О функциях исполнительной власти // Гос-во и право. 1997. № 3. С. 14−21.
  179. Я.М. Полиция против преступности: кто кого? /Общество, право, полиция. Материалы международной научно-практической конференции 2224 мая 1996 г. 4.1/ Под общ. ред. С. Ф. Зыбина, В. П. Сальникова. СПб.: СПбЮИ МВД России, 1996. С. 16−22.
  180. И.В., Садовский В Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. № 8. С.39−52.
  181. Е.В. Некоторые вопросы уголовного учета и статистической отчетности // Советская криминалистика на службе следствия. М., 1957, вып.9. С.48−56.
  182. В. В., Хон Г. Н., Сальников В. П. О некоторых вопросах теории эффективности правовых норм // Вопросы профилактики преступлений Л.: ВПУ МВД СССР, 1976. С.94−103.
  183. И.А., Зыбин С. Ф. Правовая политика и концептуальные проблемы укрепления законности // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Вып. 1. СПбЮИ МВД России. 1993. С.3−16.
  184. Гилинский Социальный контроль над дсвиантностью в современной России: теория, история, перспективы //Социальный контроль над девиантно-стью в современной России СПб.: СПбФИС РАН, Балтийский институт экологии, политики и права, 1998. С.3−18.
  185. А.И. и др. Преступность сотрудников правоохранительных органов.// Преступность, статистика, закон. // Материалы конференции. М., Криминологическая Ассоциация, 1997. С.45−51
  186. Р.И. Муниципальная милиция: (Проблемы организации и правового обеспечения, зарубежный опыт) // Муниципальная милиция: проблемы организации и правового обеспечения, зарубежный опыт. М.: Академия МВД СССР, 1991. С.4−14.
  187. Г. Организованная преступность: механизм формирования, функции, и судьба // Труды СПбФИС РАН. 1996. № 4. С.42−48-
  188. Г. И. Методика криминологической классификации регионов России. // Вестник Моск. ин-та. Серия 11. Право. 1989.
  189. А.А. К вопросу об эффективности российского законодательства// Правоведение. 1996. № 2. С. 15−21.
  190. В.И. Теоретические проблемы социальной обусловленности и эффективности уголовного правосудия // Эффективность применения уголовного закона. М.: Юрид. лит., 1973. С. 174−180.
  191. В. А. К вопросу о понятии эффективности права // Вестник ЛГУ. 1972. № 5. С. 106−113.
  192. Ф.Е. Проблемы организации и правовое обеспечение местной (муниципальной) милиции // Муниципальная милиция: проблемы организации и правового обеспечения, зарубежный опыт. М.: Академия МВД СССР, 1991. С. 18−21.
  193. A.M. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка (Вопросы теории и практики) // Гос. и право. 1997. № 12. С.33−36.
  194. В.Н. Уголовная юстиция как система // Правовая кибернетика. -М.: Наука, 1973. С. 7−21.
  195. Н. Ф. Проблемы изучения эффективности уголовно-правовых норм и институтов / Эффективность применения уголовного закона. М.: Юрид. лит., 1973. С.21−38.
  196. Лазарев В В. Предисловие // Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел: история и современность. М.: Академия МВД СССР, 1990. С.3−8.
  197. М.П. О роли некоторых показателей в оценке деятельности милиции /Бюллетень по обмену опытом оперативной работы. ВНИИ МООП РСФСР. 1966. № 36. С.36−39.
  198. В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции // Гос. и право. 1996. № 4. С.96−109.
  199. В.В. Преступность в России при переходе от социализма к капитализму // Гос. и право. 1998. № 5. С.47−58.
  200. М.А. Финансирование правоохранительной деятельности в Российской Федерации.// Преступность и власть. Материалы конференции.- М., Российская криминологическая Ассоциация. 2000. С. 16−18
  201. Н.И. Понятие и приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С.6−17.
  202. Д. Проблемы борьбы с организованной преступностью // Организованная преступность в России: теория и реальность: Труды СПбФИС РАН. 19%. № 4. С. 16−25.
  203. В.Н. Методы научного обоснования решения социальных проблем.// Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб: СПбУ., 1995, сер.6, вып.4, № 27. С.53−57
  204. Г. М. О понятии и системе уголовной политики в свете Конституции СССР // Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел: Труды Академии МВД СССР. М., 1982. С. 70−87.
  205. В.И. Оперативная обстановка: содержание, понятие // Информационный бюллетень УВД Леноблгорисполкомов. 1971. № 19−20. С.144−148.
  206. Н.И., Грицай Г. И. Правовые компоненты ювенальной политики государства. // Преступность и власть. Материалы конференции. М., Криминологическая Ассоциация, 2000. С.79−81
  207. А.Н. Функции и структура муниципальной милиции // Муниципальная милиция: проблемы организации и правового обеспечения, зарубежный опыт. М.: Академия МВД СССР, 1991. С.25−26.
  208. В.П. Образование и кадровая политика в органах внутренних дел: инновационные процессы и проблемы реформирования.// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. СПб.: СПбУ МВД России, № 1,1999. 7−11
  209. И.С. О формах осуществления функций государства // Сов. гос-во и право. 1956. № 3. С.84−91.
  210. А.Б. Правоохранительная деятельность и преступность // Сов. гос-во и право. 1986. № 1. С.83−89.
  211. Д.Д. Статус органов управления // Советское государство и право. 1978, № 2 с.44−48
  212. О. Организованная преступность в России: факторы развития и меры социального контроля // Труды СПбФИС РАН. 1996. № 4. С.56−63.
  213. С. А. О содержании понятия эффективности правовых норм // Проблемы совершенствования советского законодательства. 1977, № 8. С. 17−29.
  214. Ц.А. О принципах государственного управления в СССР.// Сов. государство и право, 1967, № 3. С.32−35
Заполнить форму текущей работой