Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сравнительный педагогический анализ тенденций развития общего музыкального образования в Республике Беларусь и Республике Польша: Вторая половина XX — начало XXI века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на значительные достижения белорусской музыкальной педагогики, существующая на сегодняшний день система музыкально-эстетического воспитания в Республике Беларусь не лишена определённых недостатков. Приоритет творческой активности учащихся и внимание к развитию их творческих способностей относятся к неоспоримым достоинствам существующей системы музыкального воспитания. В тоже время широко… Читать ещё >

Содержание

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВКЛЮЧЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В КОНТЕКСТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Сравнительная педагогика: её роль и значение в развитии общего музыкального образования
    • 1. 2. Методологические традиции современной белорусской музыкальной педагогики
    • 1. 3. Научные традиции и методологические основы музыкального воспитания в Республике Польша
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША
    • 2. 1. Современное образование в Польше: интеграция и сотрудничество
    • 2. 2. Музыкальное воспитание в системе общего среднего образования
    • 2. 3. Формирование содержания программ по музыкальному воспитанию в Польше на современном этапе
    • 2. 4. Альтернативные программы и учебники по музыкальному воспитанию в Польше: сравнительный анализ
    • 2. 5. Теория и практика подготовки учителей музыки общеобразовательных школ в Республике Польша
  • Выводы по второй главе

Сравнительный педагогический анализ тенденций развития общего музыкального образования в Республике Беларусь и Республике Польша: Вторая половина XX — начало XXI века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стратегическая цель средней общеобразовательной школы в наши дни состоит в способствовании умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерному раскрытию её творческих возможностей, формировании гуманистических отношений, обеспечении условий для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных способностей. Согласно Е. С. Рапацевичу, «формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только, как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания» [56, 868]1. В достижении этой цели немаловажная роль отводится развитию у учащихся чувства прекрасного.

Учёные выражают единое мнение о том, что эстетическое воспитаниеэто одно из слагающих воспитания и всестороннего образования и развития личности. Оно может быть понято, как «целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве» [31, 24]. Особое значение в воспитании эстетической культуры личности как части её общей культуры отводится музыкальному искусству.

Практически все представители музыкальной педагогики сходятся на той мысли, что музыкально-эстетическое воспитание должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по формированию гармонически развитого человека. Польский профессор В. Оконь понимает его, как «раздел эстетического воспитания, основанный на реализации различных форм музыкальной деятельности воспитанников, и, прежде всего, на слушании музыкальных произведений, их исполнении и личном музыкальном творчестве,.

1 Первая цифра в квадратных скобках обозначает порядковый номер литературного источника по алфавиту, цифра после запятой — номер страницы в указанном источнике. При разделении цифр точкой с запятойуказание на порядковые номера источников. служащий, в конечном итоге, для целостного личностного развития, а также участия в национальной и мировой музыкальной культуре" [135, 447].

Несмотря на значительные достижения белорусской музыкальной педагогики, существующая на сегодняшний день система музыкально-эстетического воспитания в Республике Беларусь не лишена определённых недостатков. Приоритет творческой активности учащихся и внимание к развитию их творческих способностей относятся к неоспоримым достоинствам существующей системы музыкального воспитания. В тоже время широко применяемые — особенно на начальном этапе — формы музыкально-творческой деятельности учащихся не обладают достаточной способностью развития и формирования подлинного интереса к творчеству. Разнообразные виды музыкальной деятельности (исполнение-сочинение-слушание), применение различных форм музицирования являются положительной стороной музыкального воспитания, но приобретаемый учащимися музыкальный опыт в большинстве случаев не находит поддержки и дальнейшего развития в реальной повседневной жизни школьника, и, как следствие, интерес к подлинному музыкальному искусству и музыкальной деятельности постепенно ослабевает, а музыкальное воспитание перестаёт в полной мере выполнять свою воспитывающую функцию (М.А. Паздников).

В условиях современного реформирования музыкального образования, обновления его содержания, решения проблем, связанных с повышением его качества, большую роль приобретает изучение и критическое осмысление зарубежного педагогического опыта.

Сравнительная педагогика, являясь одним из направлений педагогической науки, занимается изучением и анализом педагогических явлений в современном образовательном пространстве, их сравнением, установлением ведущих педагогических тенденций в воспитании и образовании подрастающих поколений и прогнозировании дальнейших путей их развития. Именно использование методов этого раздела педагогики позволяет провести сравнительный анализ систем музыкального воспитания и образования на научной основе, подготовить научно обоснованные выводы о необходимости и возможности использования положительного педагогического опыта зарубежных стран в теории и практике национальной системы образования.

Особое значение для улучшения качества национального музыкального воспитания в Республике Беларусь и решения вопросов, связанных с его реформированием, имеет изучение опыта Польши, что объясняется рядом причин. Во-первых, Польша является ближайшим западным соседом Беларуси, эти две страны связывают тесные исторические и культурные контакты, а, как отмечает Б. Л. Вульфсон, «сопоставимы системы тех стран, которые при всех своих особенностях имеют относительно общие историко-культурные традиции» [9]. Во-вторых, в Польше, как и в Беларуси, не так давно началась реформа образования, поэтому современная ситуация схожа и имеет смысл педагогическое сопоставление. Один из исследователей польской образовательной системы профессор М. А. Добрынин утверждает, что «польская школа и педагогическая мысль за свою многовековую историю развития накопили богатейший теоретический и практический опыт, который может представить значительный интерес для других стран и особенно тех, которые стали на путь национального возрождения и реформируют свои системы народного образования» [22, 126].

Музыкальная культура Польши дала мировой сокровищнице целую плеяду гениальных композиторов. Среди них можно отметить Г. Бацевич, Г. Венявского, Б. Войтович, М. Карловича, В. Лютославского, С. Монюшко, К. Пендерецкого, Б. Шабельского, Ф. Шопена, К. Шимановского и других. Многие из них работали и на педагогической ниве (так, К. Шимановский был ректором Варшавской консерватории, К. Пендерецкий преподавал композицию в высшей школе в Эссене), что говорит о заинтересованности и неравнодушии к вопросам музыкального образования подрастающего поколения.

Польская музыкально-педагогическая школа имеет давние традиции, богатое научное наследие и интересный практический опыт. Среди учёных (как теоретиков, так и практиков) вложивших много сил и труда в развитие теории и практики музыкального воспитания, педагогические труды которых составляют основу современного музыкального воспитания в Польше, особо выделяются 3. Буровская, А. Бялковский, И. Войнар, Р. Гнус, Е. Липская, Ю. К. Лясоцкий, Ю. Поврозняк, М. Пшиходиньская, А. Пытляк, К. Хлавичка, И. Шепулова, В. Янковский и др.

Для нашего исследования значительный интерес представляли также современные исследования процесса музыкального обучения и воспитания школьников в рамках текущей реформы системы польского образования. Их авторы рассматривают роль и значение музыки в начальном обучении, значение музыкального искусства в развитии детей и молодёжи. Отдельно можно выделить А. Богушевскую, Р. Брудло, А. Бялковского, Й. Курч, В. Янковского и др.

Вышесказанное позволяет нам утверждать, что опыт Польши в области музыкального воспитания заслуживает внимания исследователей, как педагогов, так и музыкантов. В бывшем СССР система польского образования была объектом исследования таких учёных, как М. И. Бутримович, В. В. Гомонная, Е. С. Рубенчик, А. К. Савина и др. Однако многие работы затрагивали лишь частные аспекты её развития и не имели ничего общего с музыкальным воспитанием.

В современной белорусской педагогической науке наиболее полно и обстоятельно педагогическая мысль и общеобразовательная школа Польши исследованы в трудах профессора М. А. Добрынина. Музыкальное же образование в Республике Польша, в том числе и в контексте сравнительно-педагогического анализа, в трудах белорусских исследователей до сих пор не затрагивалось. Изложенные выше аргументы позволяют нам с полным основанием утверждать целесообразность избранной темы исследования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования.

Актуальность темы

диссертации определяется задачами теории и практики белорусской национальной школы, которая в настоящее время стала на путь самостоятельного развития. Изучение зарубежного педагогического опыта, а в нашем случае опыта соседней с нами страны, имеет большое практическое значение. Оно может служить не только положительным примером проведения реформ образования и музыкального воспитания, его модернизации, но примером того, как не следует поступать в области народного просвещения и музыкального развития подрастающего поколения.

Таким образом, исходя из необходимости исследования традиций польской музыкальной педагогики, исследования процесса развития системы музыкального воспитания в Польше на современном этапе и отсутствия научных исследований такого плана, исходя из необходимости повышения качества музыкального воспитания в Беларуси, поиском путей развития национальной белорусской школы нами была определена тема диссертационного исследования: «Сравнительный педагогический анализ тенденций развития общего музыкального образования в Республике Беларусь и Республике Польша (вторая половина XX — начало XXI вв.)».

Цель исследования. Целью настоящего исследования является определение положительного педагогического опыта Республики Польша в области общего музыкального образования и обоснование границ его использования в педагогической практике Беларуси.

Объект и предмет исследования. Объект исследования — процесс музыкального образования в общеобразовательных школах Беларуси и Польши.

Предмет исследования — сравнительно-педагогический анализ современного состояния и тенденций в развитии общего музыкального образования в Республике Беларусь и Республике Польша.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что сравнительный педагогический анализ музыкального образования Республики Беларусь и Республики Польша может содействовать более успешному реформированию системы общего музыкального воспитания Беларуси, повышению уровня музыкального обучения и воспитания в общеобразовательных школах, если:

— наиболее полно и всесторонне проанализировать музыкальное образование в школах Беларусивыявить тенденции в развитии общего музыкального воспитания в Беларуси и Польше;

— разработать модель сравнительно-педагогического анализа общего музыкального образования;

— определить положительные стороны педагогического опыта Республики Польша в области музыкального воспитания и показать возможности его использования в теории и практике белорусской системы образования.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние и основные направления исследования проблемы в современных условиях существования образования.

2. Проанализировать систему общего музыкального воспитания в Республике Беларусь и Республике Польша на современном этапе в свете реформы образования и школывыявить основные тенденции в развитии общего музыкального образования в Беларуси и Польше на современном этапе.

3. Провести сравнительный анализ музыкального воспитания в общеобразовательных школах Беларуси и Польши по разработанной модели.

4. Проанализировать процесс подготовки учителей музыки в Польше в условиях реформы системы образования.

5. Определить границы использования положительного педагогического опыта Польши в вопросах музыкального образования в процессе реформы национальной школы Беларуси.

Методологическими основами исследования являлись:

— основные положения сравнительной педагогики (В.П. Борисенков, Б. Л. Вульфсон, В. П. Лапчинская, М. А. Добрынин, З. А. Малькова, Н. Д. Никандров, В. Оконь, А. И. Пискунов, Б. Суходольский, М. Сэдлер и др.);

— положения теории воспитания, касающиеся эстетического воспитания и развития личности (И. Войнар, Б. Т. Лихачёв, A.B. Луначарский, В. Н. Скатерщиков, В. Н. Шацкая и др.);

— основные положения педагогики искусства и музыкальной педа: гогики и психологии (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

1. Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез методологической, педагогической, психологической, дидактической, музыковедческой литературы по проблеме исследованияпрогнозирование, сравнение, обобщение, моделирование и аналогия, абстрагирование.

2. Методы эмпирического исследования: интервьюирование, прямое и косвенное наблюдение, собеседование, тестирование, изучение опыта, оценивание продуктов деятельности, изучение учебно-программной документации и организационно-нормативных документов.

3. Статистические методы обработки данных.

Этапы исследования: Первый этап (1999;2002 гг.) — изучение состояния проблемы в педагогической теории и образовательной практике, системный и информационный анализ и синтез литературы по проблеме исследованияопределение целей, задач и гипотезы исследования, установление области применения ожидаемых результатовразработка модели сравнительного анализа музыкального воспитания Беларуси и Польшианализ музыкального воспитания в Республике Беларусь на современном этапе в свете реформы школывыявление основных тенденций в развитии общего музыкального воспитания в Беларуси на современном этапе.

Второй этап (2002;2004 гг.) — теоретическое исследование в целях решения поставленных задачпроведение сравнительно-педагогического анализа систем музыкального воспитания Беларуси и Польши на основе разработанной модели.

Третий этап (2004;2005 гг.) — продолжение и завершение исследованияобобщение и систематизация результатов исследованияопределение границ использования положительного педагогического опыта Польши в вопросах музыкального образования в процессе реформы национальной школы Беларуси.

Источники исследования:

— официально-нормативные документы Республики Беларусь и Республики Польша по образованиюпроекты реформирования образования и общеобразовательной школы в Республике Беларусьматериалы Министерства образования Республики Беларусь и Министерства Народного Образования Республики Польша;

— документы, в которых непосредственно фиксируются содержательный компонент образования и учебный процессучебные планы, учебные программы и учебники по предмету «Музыка» различных лет, учебные пособия и т. д.;

— педагогическая периодика Республики: журналы «Wychowanie Muzyczne w Szkole» («Музыкальное воспитание в школе»), «Oswiata i Wychowanie» («Образование и воспитание»), «Ruch Muzyczny» («Музыкальное движение»), «Edukacja, а dyalog» («Образование и диалог»), «Nauczanie pocz^tkowe» («Начальное обучение»), квартальник польской секции «ISME» и др.;

— педагогическая периодика Беларуси и стран СНГ: журналы «Педагогика», «Народное образование», «Музыка в школе», «Искусство в школе», «Искусство и образование», «Эстетическое воспитание», «Адукацыя i выхаванне» («Образование и воспитание»), «Асновы мастацтва» («Основы искусства»), «Музычнае i тэатральнае мастац-тва: праблемы выкладання» («Музыкальное и театральное искусство: проблемы преподавания») и др.

Научная новизна состоит в том, что автором впервые в истории отечественной музыкальной педагогики, теории и практике музыкального обучения и воспитания выполнены следующие поставленные задачи:

— определено влияние различных факторов на процесс общего музыкального воспитания подрастающего поколения (социально-экономические, культурно-исторические условия, реформа школы и образования, церковь и др.), проанализирован содержательный компонент музыкального образования, представлена его картина в Республике Беларусь и Республике Польша;

— определены основные тенденции в развитии общего музыкального воспитания в Беларуси и Польше (открытость системы польского музыкального воспитания, международное сотрудничество в сфере общего музыкального образования и тенденции к развитию в этом направлении в Беларуси, децентрализация в управлении музыкальным воспитанием в Польше, обновление содержания музыкального воспитания;

— в научный оборот введено значительное количество исследований польских авторов по вопросам музыкальной педагогики, а также государственных нормативных документов и материалов по музыкальной педагогике, истории музыкального воспитания, развития теории и практики музыкального образования на современном этапе, которые научно проанализированы, на основании чего сделаны соответствующие выводы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.

— разработана модель сравнительно-педагогического анализа общего музыкального воспитания в Беларуси и Польше, которая может стать основой для дальнейших исследований в данной научной области;

— определены положительные стороны педагогического опыта Польши в области общего музыкального воспитания (в области адаптации зарубежных систем, в направлении регионализации направленности содержания теоретического и практического материала учебных программ по музыкальному образованию, в системе подготовки педагогических кадров) и показаны возможности его использования в теории и практике белорусской системы образования;

— на основе сравнительно-педагогического анализа общего музыкального воспитания в Беларуси и Польше сформулированы выводы (о развитии систем польского и белорусского музыкального образования, о положительных и отрицательных сторонах педагогического опыта Польши в вопросах музыкального образования и о возможностях его использования в условиях Беларуси и т. д.), имеющие важное теоретическое значение и составляющие перспективную основу для дальнейших исследований в данной области.

Практическая значимость полученных результатов. Материалы исследования могут быть использованы для проведения научных исследований по сравнительной педагогике, в научно-методических пособиях по проблемам развития зарубежной педагогической теории и практики, для проведения спецкурсов и спецсеминаров. Особую значимость данное исследование представляет в связи с поиском путей построения национальной школы Республики Беларусь, ставшей на путь самостоятельного развития.

Материалы диссертации могут быть использованы:

— министерствами образования Республики Беларусь, Российской Федерации и др. странами СНГ, их научно-исследовательскими учреждениями, вузами и средними специальными учебными заведениями, осуществляющими подготовку педагогических кадров в области музыкального обучения и воспитания, а также органами народного образования различного уровня, руководителями школ и учителями с целью внедрения положительного педагогического опыта Польши в практику работы отечественных школ;

— студентами, магистрантами и аспирантами педагогических специальностей в качестве пособия по сравнительной педагогике, теории и практике зарубежного музыкального обучения и воспитания.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Современное состояние общего музыкального воспитания в Республике Беларусь и Республике Польша.

2. Тенденции в развитии систем общего музыкального воспитания в Республике Беларусь и Республике Польша.

3. Определение положительного педагогического опыта в области музыкального воспитания Республики Польша, а также возможностей его использования в образовательной практике Беларуси.

Апробация результатов исследования осуществлялась путём их публикации в научных и методических журналах, обсуждения на заседаниях кафедры педагогики и кафедры музыки и пения Брестского государственного университета им. A.C. Пушкина. Материалы и основные результаты исследования обсуждались на заседаниях научных и научно-практических конференций различных уровней: международная научная конференция «Традиционное и новаторское в преподавании литературы в школе и вузе» (Брест, 2001), международная научно-практическая конференция «Методология, теория и практика естественно-математического и педагогического образования» (Брест, 2002), международная научная конференция «Творчасць А. Куляшова 1 адукацыйна-асветнщюя праблемы сучаснасцЬ) (Могилёв, 2002), международная научная конференция «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» (Гродно, 2002), республиканская конференция студентов и молодых учёных (Брест, 2003, 2004), международная научно-практическая конференция «Сравнительная педагогика в условиях международного сотрудничества и европейской интеграции» (Брест, 2003), республиканская научно-практическая конференция аспирантов «Полесский регион и наука XXI века» (Мозырь, 2003), региональная научно-практическая конференция «Забавы 1 гульш у структуры правядзення вольнага часу насельнщтва» (Брест, 2004), международная научная конференция «Параллели художественного и духовного образования» в г. Шауляй (Литва, 2004) — а также на международном симпозиуме, посвященном Т. Костюшко в г. Мацеёвицы (Республика Польша, 2003, 2004).

Опубликованность результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования отражены в 20 публикациях автора: 1 книга, 4 статьи в сборниках научных работ, 1 статья в научно-методическом журнале, 15 статей в материалах научно-практических конференций и семинаров. Общий объём опубликованных материалов составляет свыше 130 страниц.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, списка использованных источников и ряда приложений. Полный объём диссертации составляет 250 страниц, включая 5 таблиц, 2 схемы и список использованных источников из 173 наименований на 15 страницах.

Выводы по второй главе.

Сравнительно-педагогический анализ проводился по разработанной нами модели (приложение 1). Комплексный подход учитывал социально-экономические, политические условия, а также культурно-исторические традиции Беларуси и Польши в области общего музыкального воспитания.

Современное состояние польского образования (в том числе и музыкального) в значительной мере определяется политикой Евросоюза, которая ориентирует на создание единого европейского образовательного пространства, формирование европейской меры образования и внедрение идеалов европейского воспитания в практику страны. Система образования Республики Беларусь находится под влиянием двух факторов: это сохранение традиций советского образования, использование лучших достижений советского периода и следование общемировым образовательным тенденциям (внедрение европейской системы двухуровневой подготовки специалистов с высшим образованием). Всё это органически трансформируется в область музыкального воспитания.

Музыкальное воспитание в Республике Польша является частью всей системы образования. Его целью является развитие музыкальных способностей и интересов школьников, их подготовка к сознательному пользованию достижениями мировой и национальной музыкальной культуры, творческого участия в музыкальной жизни страны. В систему общего музыкального воспитания Польши входят не только общеобразовательные школы, работающие в области общего музыкального воспитания и учебные заведения, проводящие подготовку учителей музыки для работы в школах, но также общественные объединения, театры, дома культуры, филармонии и подобные заведения, организовывающие концерты, выступления, фестивали, конкурсы.

Значительное влияние на музыкальное воспитание подрастающего поколения в Польше оказывает Католическая церковь, что наблюдается в содержании музыкального образования (важное место в нём занимают церковные произведения, которые, в основном, приурочены к церковным праздникам, таким как Рождество, Пасха и др.). При изучении костельной музыки ярко просматривается и воспитательный момент: воспитание в духе христианской морали и нравственности, чего в Республике Беларусь не наблюдается. Православная музыка в белорусских программах появляется лишь в незначительном объёме.

Педагогический анализ нормативно-правовых актов Министерства народного образования Польши, учебных программ и учебников по музыкальному образованию позволил нам сделать следующие выводы о том, что одной из основных задач реформы музыкального образования является реформирование его программного обеспечения, которое включает в себя реформу учебных планов, учебных программ и учебниковосновным положением реформы учебных программ по общему музыкальному образованию является установление программного плюрализмареформа школы и новые тенденции в развитии музыкального образования в Республике Польша предоставляют большие возможности для создания альтернативных учебных программ и учебников, как индивидуальных, так и коллективных. Министерство народного образования значительно упрощает процедуру составления и утверждения программного обеспечения учебного процесса, что создаёт большие возможности для педагогического творчества и педагогического новаторства.- Альтернативные программы составляются с учётом требований Министерства образования и им утверждаются. Музыка представляется не только, как дисциплина, способствующая развитию эстетических чувств школьников. Музыкальное воспитание органически связано с общим развитием личности. Реализуя задачи музыкального воспитания, можно с успехом решать вопросы, связанные с формированием мировоззрения школьников, воспитания их экологической культуры, здорового образа жизни и т. д. Программа по музыке всегда является частью методического комплекта, в который кроме неё входят учебник по музыке, тетрадь для индивидуальных упражнений, методического пособия для учителя и фонотеки (либо аудиокассеты, либо компакт-диски).

В белорусских программах по музыкальному воспитанию, в отличие от польских, музыкальный материал предоставляется более определённо. Указывается содержание музыкального материала для хорового пения, пения по нотам, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах, импровизационной деятельности учащихся, что предоставляет учителю возможность заменять одно произведение другим с аналогичными художественно педагогическими задачами. Однако материальная неоснащённость школ не способствует выполнению всех программных требований, т.к., например, полная музыкальная фонотека является необходимым условием для полноценной реализации программы по музыке.

Исследование методов работы и деятельности детей на уроке музыки в Польше мы проводили на основе анализа педагогической периодики, а также на основе личных наблюдений и выводов, почерпнутых во время научных стажировок в этой стране (2003, 2004 гг.). Связь музыки с жизнью является основным методом учителя на начальном этапе музыкального образования. Он основывается на разнообразной художественной деятельности детей: музыкальном наблюдении, экспериментальном музицировании, музыкальном сравнении, в основе которой лежит принцип самостоятельности. Дети входят в мир музыки через собственные представления об окружающем мире, через наблюдения за музыкальными явлениями, через музыкально-творческую деятельность, которая проявляет себя в импровизации, сочинительстве и т. д.

Подготовку учителей музыки мы исследовали на основе педагогического анализа деятельности музыкальных академий Варшавы, Кракова, Гданьска, Познани, Вроцлава, Лодзи и Быдгошчимузыкальных институтов педагогических академий в Кельцах, Быдгошчи, КраковеВаршавского, Люблинского, Познаньского, Зеленогурского университетов, а также ряда других учебных заведений.

Подготовка учителя музыки в Польше на современном этапе — это, прежде всего подготовка музыканта-профессионала. Связано это с построением двухуровневой системы высшего образования: на первом этапе (1−3 годы обучения, лиценциат) программы предусматривают подготовку музыканта (как общая специальность) — на втором этапе (4−5 годы обучения, магистерское образование) программа предусматривает образование по специализации (учитель музыки).

Процесс подготовки учителей музыки в Польше, исходя из современного положения польского образовательного пространства в области музыкального воспитания (а именно существовании программного плюрализма) следует стратегической цели — воспитанию общей теоретической, методологической культуры учителя, формированию творческого мышления. Содержание, в первую очередь, включает в себя анализ общевоспитательных ценностей музыкального искусства (развитие и формирование сферы чувств, формирование воображения и основ творчества, воздействие музыки на познавательные процессы), рассмотрение музыкальной деятельности учащихся и общих методов учебно-воспитательной работы. Значительное внимание в процессе подготовки будущих учителей музыки уделяется развитию музыкальных и исследовательских способностей студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Научные факты, полученные на эмпирическом этапе исследования стали основой для формулирования теоретических выводов, а также рекомендаций о дальнейших исследованиях на темы, связанные с изучением теории и практики музыкального обучения и воспитания в Республике Польша.

1. В исследовании раскрывается современное состояние общего музыкального воспитания в Республике Беларусь и Республике Польша. Анализ современного состояния музыкального воспитания создаёт основы для определения основных тенденций в его развитии, а также позволяет определить условия использования положительного педагогического опыта в теории и практике национального образования. Он включает в себя:

— анализ методологических основ общего музыкального воспитания в Беларуси и Польше;

— определение влияния различных факторов на процесс общего музыкального воспитания подрастающего поколения;

— анализ целеполагания процесса общего музыкального воспитания в Беларуси и Польше;

— анализ содержательного компонента музыкального воспитания.

Таким образом, современное состояние общего музыкального воспитания в Беларуси и Польше находится в зависимости от новых социально-экономических и политических условий, а также культурно-исторических традиций страны. Польская ситуация в области музыкального воспитания характеризуется, в первую очередь, политикой Евросоюза в области образования, которая направлена на создание единого европейского образовательного пространства, создание «европейской формы образования», внедрение европейских идеалов воспитания в образовательную практику всех стран-участниц ЕС. Белорусская ситуация, в которой развивается музыкальное воспитание, характеризуется политикой сохранения и опоры на советские традиции и достижения в области образования и воспитания, осторожное заимствование и внедрение зарубежного опыта в области музыкального воспитания. В тоже время наблюдается и следование европейским стандартам в сфере высшего образования.

2. В исследовании выявлены тенденции в развитии систем общего музыкального образования в Республике Беларусь и Республике Польша. На основе сравнительно-педагогического анализа государственных, международных документов, документов, в которых непосредственно фиксируются содержательный компонент образовательного процесса (учебные планы, программы, учебники и т. д.), на основе изучения литературных источников, в которых отражён повседневный процесс музыкального воспитания (педагогические журналы и газеты, книги по вопросам образования) определены основные тенденции в развитии общего музыкального воспитания в Беларуси и Польше:

— открытость системы польского музыкального воспитания, которая представляет собой внимание к зарубежному положительному педагогическому опыту, изучение его и адаптацию к потребностям национального образования, международное сотрудничество в сфере общего музыкального образования и тенденции к развитию в этом направлении в Беларуси;

— децентрализация в управлении музыкальным воспитанием, плюрализм программного обеспечения и регионализация образовательной политики в Польше;

— обновление содержания музыкального воспитания;

— интеграция образовательного процесса на начальном этапе обучения в Польше (цикл интегрированного обучения, 1-Ш классы) и использование межпредметных связей в обучении в практике белорусской школы;

— построение двухступенчатой системы подготовки учителей музыки в рамках общеевропейской трансформации системы высшего образования, создание системы «свободно читаемых дипломов» для студентов, создающей условия для свободного межвузовского передвижения студентов в Польше и следование таким европейским тенденциям в процессе реформирования белорусской системы высшего образования.

3. Определён положительный педагогический опыт в области музыкального образования Республики Польша, а также возможности его использования в образовательной практике Беларуси. На основе анализа современного состояния музыкального воспитания в Республике Беларусь и Республике Польша, на основе определения тенденций в развитии музыкального воспитания были определены границы использования положительного педагогического опыта Польши в области общего музыкального образования и предложены возможности использования его в теории и практике Беларуси, которые заключаются в следующем:

— усиление внимания теоретиков и практиков белорусской музыкальной педагогики к зарубежному положительному педагогическому опыту в области общего музыкального воспитания, который является одним из факторов развития и прогресса национальной системы музыкального образования, выведения её на более высокий уровень;

— использование положительного педагогического опыта Польши в области адаптации зарубежных систем музыкального образования к потребностям национальной школы;

— регионализация направленности содержания теоретического и практического материала учебных программ по музыкальному воспитанию, что в Польше явилось закономерным следствием политики децентрализации составления программного обеспечения и установления программного плюрализма в процессе реформирования системы образования и музыкального воспитания, в частности;

— понимание системы подготовки педагогических кадров в области общего музыкального образования, как процесса формирования музыкантапрофессионала, способного к саморефлексии, творческому мышлению, музыкально-педагогическая деятельность которого будет основана не только на креативном подходе к учебно-воспитательной деятельности, но также ориентирована на новаторство в области музыкального воспитания.

Основное внимание в исследовании было обращено, прежде всего, на специфические особенности в развитии общего музыкального обучения и воспитания в Польше, на национальные традиции этой страны в музыкальном просвещении подрастающего поколения, которые могут представлять как теоретический, так и практический интерес для педагогов Республики Беларусь, Российской Федерации и др. стран СНГ.

В дальнейших исследованиях, посвященных музыкальному образованию в Польше, представляется целесообразным продолжение данного исследования с целью изучения системы музыкального воспитания этой страны по следующим направлениям:

1. Особенности профессионального музыкального образования в Республике Польша.

2. Подготовка педагогических кадров для работы в системе профессионального музыкального образования.

3. Исторические традиции Республики Польша в области музыкального образования подрастающего поколения.

4. Исторические взаимосвязи в развитии музыкального воспитания в Беларуси и Польше.

5. Педевтологические традиции Польши в области музыкального воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Компаративизм и педагогические исследования //Перспективы: вопросы образования. 1991. -№ 1. -С. 93−101.
  2. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 336 с.
  3. В.И. Развитие систем образования в ФРГ и Республике Беларусь: сравнительно-педагогический анализ. -Мн.: НИО, 1999. -255с.
  4. O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. — 224с.
  5. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: «Музыка», 1973. — 144 с.
  6. H.I., Чопчыц A.C. Музыка у 7-ым класе: метадычны дапаможшк для настаунжау. Мн.: «Беларусь», 1996. — 78 с.
  7. .А. Педагогические основы музыкально-творческого развития учащихся старших классов в современных формах досуга: Дисс.. д-ра. пед. наук: 13.00.01.-Винница, 1997.-450 с.
  8. A.A. Российская рок-музыка 1970-х 1980-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа: Дисс.. кан. культурологии. — Челябинск, 1999.
  9. .Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 70−80.
  10. .Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 79−89.
  11. .Л. Становление сравнительной педагогики как науки //Педагогика, 1995.-№ 2.-С. 100−107.
  12. Гарридо Гарсия Х. Л. Сравнительная педагогика в системе педагогических наук // Перспективы: вопросы образования. 1990. -№ 3. — С. 53−61.
  13. .О. Воспитание культуры музыкального восприятия у школьников как управляемый процесс // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. 2003. — № 1. — С. 13−16.
  14. В.В. Деловая игра на уроках музыки как фактор активизации духовного развития подростков // Асновы мастацтва. 2002. — № 2. — С. 116−119.
  15. H.JI. Слушание музыки в начальной школе (I-IV классы). -М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. 88 с.
  16. Е.Г. Хоровое пение как средство творческого развития учащихся // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. 2003. — № 2. -С. 30−32.
  17. А.Н. Развитие образования в современном мире. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  18. Дзем’янкова Э. В. Асвета у Польшчы: сучасныя тэндэнцьн // Адукацыя i выхаванне. 1993.-№ 6-С. 98−102.
  19. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 240 с.
  20. М.А. История общеобразовательной школы и педагогической мысли Польши (1944−1995). Брест: Изд-во Брестского университета, 1999.- 160 с.
  21. М.А. Методические указания по теме «Педагогическая мысль Польши в эпоху Возрождения» в помощь студентам стационара, изучающим спецкурс «Развитие школы и педагогической мысли Польши». Брест: БрГПИ им. A.C. Пушкина, 1994. — 15 с.
  22. М.А. Польша: история общеобразовательной школы и педагогической мысли (с периода христианизации до 1939 года). Брест: Издательство С. Лаврова, 1997. — 144 с.
  23. М.А. Школа Польши в годы второй мировой войны. — Брест: Издательство С. Лаврова, 1999. -28 с.
  24. М.А., Полухин P.A. Начальное музыкальное воспитание в Польше // Музыка в школе. 2004 — № 4 — С. 18−23.
  25. А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  26. Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы (1−4- 1−3): Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2001. — 64 с.
  27. Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: «Педагогика», 1986. — 192 с.
  28. Каким быть музыкальному образованию в будущем? Итоги III международной конференции «Личность и музыка» // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. 2003. — № 1. — С. 12.
  29. Канцэпцыя рэформы агульнаадукацыйнай школы / Сборник нормативно-правовых актов Министерства образования Республики Беларусь. 1998. — № 2. — С. 37−44.
  30. В.В. Основные тенденции развития музыкального воспитания в общеобразовательных школах Беларуси (1917−1950): Автореф. дис.. кан. пед. наук. Мн., 1990. — 18 с.
  31. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
  32. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь. / Сборник нормативно-правовых актов Министерства образования Республики Беларусь. 1997. -№ 3. — С. 25−49.
  33. И.Г. Детский оркестр в начальной школе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 176 с.
  34. Т.Е. Рок-поэзия 1970-х 1990-х гг. в социокультурном контексте: Дисс. .кан. фил. наук: 10.01.01.-М., 1997, — 185 с.
  35. Е.М., Меренков Д. В. Воспитание творческой личности. // Адукацыя i выхаванне, 2003, № 5. -С. 18−23.
  36. Е.Б. Становление и развитие сравнительной педагогики во Франции // Методологические проблемы сравнительной педагогики. М., 1991. — С.26−37.
  37. Н. Рок музыка: продолжение разговора // Музыкальная жизнь. — 1987.-№ 11.-С. 22−23.
  38. Музыкальное образование в школе /Под ред. Л. В. Школяр. М.: «Academia», 2001. — 232 с.
  39. Музыкально-педагогические взгляды и деятельность Михаила Васильевича Анцева (Из истории музыкального воспитания в Белоруссии): методические рекомендации. Сост. В. В. Ковалив. Мн., 1990−12 с.
  40. Основные направления развития национальной системы образования. // Настаунщкая газета. 1999. — 22 мая, — С. 2.
  41. М.А., Бакановская И. Г. Какой быть музыке в школе? //Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. 2002, № 1. -С. 20.
  42. М.А. О проблемах реформы музыкального воспитания // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. 2003. — № 2. — С.З.
  43. Л.И. Сравнительная педагогика в ФРГ: предмет, задачи и тематика исследований // Методологические проблемы сравнительной педагогики.-М., 1991.-С. 38−51.
  44. Т. Концептуализация сравнительных педагогических исследований // Перспективы: вопросы образования. 1993. — № 3. — С. 29−41.
  45. P.A. Подготовка учителей музыки в Польше в условиях современной реформы системы образования. Брест: Издательство Академия, 2004. — 60 с.
  46. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы: 1−3 кл. -М.: «Просвещение», 1980. 112 с.
  47. Программы средней общеобразовательной школы: музыка (I-VIII кл.), искусство (I кл.). Мн.: НМЦентр, 1997. — 88 с.
  48. Программы 12-летней общеобразовательной школы с русским языком обучения (подготовительный, I-III классы). Мн.: «НМЦентр», 2000. -328 с.
  49. JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М.: Прометей, 1991.- 193 с.
  50. В.П. Восприятие музыки школьниками: В 2 ч. Ч. 1. Развитие музыкального восприятия у школьников: Пособие для учителей. Мн.: «Беларусь», 2000. — 134 с.
  51. А.К. Польша: аксиологические основы процесса целеполагания в образовании // Педагогика. -2003. -№ 4. С. 101−106.
  52. А.К. Польша: образовательная политика государства для XXI века // Педагогика. № 8. — 2002. — С. 80−88.
  53. А. П. История становления и развития музыкального воспитания в Полыпе:(Х-ХХ вв.): Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01. К., 1993.- 194 с.
  54. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
  55. П.В., Попов B.C. Теория и методика Музыкального воспитания: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. — 224 с.
  56. В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 320 с.
  57. Е.А. О новых технологиях в общем музыкальном образовании. Вопросы методологии // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. 2002. — № 1. — С. 28.
  58. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М.: «Педагогика», 1975.-200 с.
  59. Г. В. Музыка массовых жанров и её место в формировании музыкальной культуры подростков. К.: НПУ им. М. П. Драгоманова, 1997.-46 с.
  60. В.Л. Проблемы глобализации музыкального образования: взгляд в XXI век // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. -2002.-№ 1.
  61. Я.С. Основы идеологии белорусского государства: Вопросы и ответы. Мн.: ТетраСистемс, 2004. — 304 с.
  62. Adamowski J. Panszczyczonka: Podlaskie piesni ludowe z repertuaru A. Daniluk. Biala Podlaska: Hejnal, 1997. — 157 s.
  63. Banach C. Reforma systemu edukacji w Polsce wyzwania, szanse i zagrozenia // Strategie reform oswiatowych w Polsce na tie porownawczym / pod red. I. Wojnar, A. Bogaja, J. Kubina. — W-wa: Dom Wydawniczy ELIPSA, 1999.-S. 39−66.
  64. Banasiewicz A., Lipska. Elementarz muzyczny dia klasy 1. Warsyawa: WsiP, 1986.-72 s.
  65. Barcicka M. Miejsce i rola muzyki w naucyaniu zintegrowanym // Reforma systemu edukacji — wyzwania, szanse, zagrozenia: Materialy z konferencji naukowej. — Kielce: Wydawnictwo uczelniane, 2000. S. 133−135.
  66. Biala ksicga. Nauka i technika. System szkolnictwa w Polsce na tie swiata. -www.itl.pl/bk/pl/node 15. html
  67. Bialkowski A. Powszechna edukacja muzyczna. Wspolczesne zagrozenia i dylematy // Wychowanie Muzyczne w Szkole. 2001. — № 4.
  68. Bogaj A. Priorytety wspolczesnych reform oswiatowych w krajach Unii Europejskiej implikacie dla Polski // Reforma systemu edukacji — wyzwania, szanse, zagrozenia: Materialy konferencji naukowej. — Kielce: Wszechnica Swictokrzyska, 1999. — S. 21−35.
  69. Bogaj A. Reforma kszalcenia ogolnego rzeczywistosc i perspektywy // Strategic reform oswiatowych w Polsce na tie porownawczym / pod red. I. Wojnar, A. Bogaja, J. Kubina. — W-wa: Dom Wydawniczy ELIPSA, 1999. -S. 127−143.
  70. Boguszewska A, Gozdecka R. Dialog muzyki i plastyki na plaszczyznie dydaktycznej // Wychowanie Muzyczne w Szkole. 2000. — № 5.
  71. Brudlo R. Reformowac // Wychowanie Muzyczne w Szkole. 1999. — № 4.
  72. Brzozowska-Kuczkiewicz M. E. J. Dalcroze i jego rytmika. Warszawa: WsiP, 1991.
  73. Burowska Z. Sluchanie i tworzenie muzyki w szkole. W-wa: WSiP, 1980 -133 s.
  74. Burowska Z. Wprowadzenie w kulturc muzyczny. Warszawa: WsiP, 1991. — 238 s.
  75. Burowska Z. Wspolczesne systemy wychowania muzycznego. W-wa: WSiP, 1976−352 s.
  76. Chila-Szypulowa I. Muzyka w poezji wieszczow. Kielce: Wydawnictwo Akademii Swi^tokrzyskiej, 2000. — 180 s.
  77. Chila-Szypulowa I. Program nauczania w kl. I-III. Muzyka. W-wa: WSiP, 1999.
  78. Chila-Szypulowa I. Witaj muzyko w klasie I. Elementarz muzyczny do nauczania integralnego. Kielce: Wydawnictwo pedagogiczne ZNP, 1999. -48 s.
  79. Chila-Szypulowa I. Muzyka uczy i bawi. Podr^cznik dla klasy II w ksztalceniu zintegrowanym. Kielce: Wydawnictwo pedagogiczne ZNP, 1999. — 48 s.
  80. Chila-Szypulowa I. Muzyka jest wokol nas. Podr^cznik dla klasy III w ksztalceniu zintegrowanym. Kielce: Wydawnictwo pedagogiczne ZNP, 1999. -48 s.
  81. Chmielewski W., Saar-Kozlowa A., Jankowska M. Sztuka na fali: wyprawa w swiat plastyki. Poznan: ARKA, 2000. — 135 s.
  82. Chrobak S. Uczyc si§, aby bye perspektywa wychowania pocz^tku XXI wieku // Przemiany w naukach o wychowaniu — idee, koncepcje, rzeczywistosc edukacyjna. — Krakow: Oficyna Wydawnicza «Impuls», 2002. — S. 43−54.
  83. Ciechan Z. Nauczyciel i tworczosc muzyczna uczniow. Warszawa: WsiP, 1990.
  84. Czynnosci nauczyciela / Pod red. Kruszewskiego K Warszawa: WsiP, 1992. r
  85. Dadak-Kozicka K. Spiewajze mi jako umiesz. Muzykowanie w szkole wg. koncepcji Kodalya. Warszawa: WsiP, 1992. — 211 s.
  86. Danel-Dobrzyk H. Pedagog-nauczyciel muzyki w realizacji wychowania estetycznego // Wychowanie muzyczne stan badan a praktyka edukacyjna /pod red. A. Bialkowskiego. Lublin, 1995.
  87. Dauksza L, Szafarska L. Spiewanie na lekcjach. Warszawa: PZWS, 1971. — 130 s.
  88. D^browska M. Grafczyriska J. Zabawy rytmiczne i umuzykalniaj^ce dla dzieci. Warszawa: CRZZ, 1974. — 59 s.
  89. Edukacja w warunkach zagrozenia: Podstawowe tezy raportu Komitetu Ekspertow do spraw Edukacji Narodowej. Warszawa-Krakow: PWN, 1990. -94 s.
  90. Fowler Ch. B. Nowe kierunki okreslaj^ce rol? i znaczenie muzyki w amerykanskim systemie edukacji // ISME. 1987. — № 2.
  91. Gnus R. Radosc spiewu. Warszawa: Bluszcz. — 48 c.
  92. Gogol-Drozniakiewicz B. Dzialalnosc spoleczno-wychowawcza nauczycieli wychowania muzycznego w pracy pozalekcyjnej i pozaszkolnej. Warszawa: WsiP, 1993.- 156 c.
  93. Hlawiczka K. Nauczanie spiewu w szkole powszechnej. Warszawa: Naklad Gebethnera i Wolffa, 1934. — 200 c.
  94. Hoffman-Lipska E. Dydaktyka muzyki postulowane tresci ksztalcenia // Wychowanie Muzyczne w Szkole. — 1987. — № 4.
  95. Hoffman-Lipska E., Jankowska L. Analiza teoretyczna programu muzyki dia kl. VIII // Wychowanie Muzyczne w Szkole. 1983. — № 4.
  96. Hoffman-Lipska E., Jankowska L. Zmiany w programie muzyki w szkole podstawowej // Wychowanie Muzyczne w Szkole. 1987. — № 2.
  97. Hoffman-Lipska E. Wychowanie Muzyczne w Szwecji // Wychowanie muzyczne w szkole. 1991. — № 2.
  98. Hoffman-Lipska, Zychowska T. Diagnoza stanu wychowania muzycznego w liceach ogolnoksztalc^cych i zawodowych //Wychowanie Muzyczne w Szkole. 1993. — № 2.
  99. Hoffman-Lipska E., Zychowska T. Proba diagnozy stanu powszechnego wychowania muzycznego w szkolach podstawowych //Wychowanie Muzyczne w Szkole. 1992. — № 4.
  100. Jankowska L, Wasilewska D. Podr^cznik Muzyka dia 3 kl. Warczawa: WsiP, 1999.-96 s.
  101. Jankowska L, Wasilewska D. Uwagi o realizacji programu «muzyka» w kl. III // Wychowanie Muzyczne w Szkole. 1980. — № 4.
  102. Jankowski W. Amerykanski system edukacji muzycznej // Wychowanie muzyczne w szkole. 1997. — № 2.
  103. Jankowski W. Dlaczego muzyka a nie sztuka? // Wychowanie Muzyczne w Szkole.-2001.-№ 4.
  104. Jankowski W. Muzyka a sprawa reformy szkolnej // Wychowanie Muzyczne w Szkole. 1998.-№ 4.
  105. Jankowski W. Muzyka w projekcie podstaw programowych ksztalcenia ogolnego // Ruch Muzyczny. 1997. — № 15.
  106. Jankowski W. O skutecznosci muzycznej edukacji // Wychowanie muzyczne w szkole.-2002.-№ 2.
  107. Jankowski W. Wychowanie muzyczne w szkole ogolnoksztalc^cej. W-wa: PZWS, 1970.-116 c.
  108. Kasperek A. Rzeczywistosc edukacijna w swiecie ponowoczesnym //Przemiany w naukach o wychowaniu idee, koncepcje, rzeczywistosc edukacyjna. — Krakow: Oficyna Wydawnicza «Impuls», 2002. — S. 29−42.
  109. Klimas-Kuchtowa E. O amerykariskich poszukiwaniach nowych form edukacji estetycznej // Wychowanie muzyczne w szkole. 1998. — № 4.
  110. Klus-Stanska D. i in. Wczesne ksztalcenie muzyczne w szkole polskiej, angielskiej i waldorfskiej dyskusja nad roznicami programowymi i systemowymi // Wychowanie muzyczne w szkole. — 1995. — № 1.
  111. Komorowska M. Zaproszenie do muzyki. Warszawa: WSiP, 1989. — 229 s.
  112. Konaszkiewicz Z. Kadra nauczaj^ca zatrudniona na Wydzalach Wychowania Muzycznego Akademii Muzycznych // ISME. 1999. — № 2−3. — C. 30−38.
  113. Krawczyk D. Muzyka z elementami plastyki, historii i literatury pi^knej. -Warszawa: WSiP, 2000. 24 s.
  114. Krawczyk D. Program nauczania sztuki w gimnazjum klasy 1−3. — Warszawa: Juka-91,2000−25 s.
  115. Kreiner-Bogdanska A. Muzyka w gimnazjum program nauczania. -Warszawa: Oficyna Edukacyjna Krzysztof Pazdro, 1999. — 32 s.
  116. Krystyniak T. R^ce peine muzyki. Warszawa: WsiP, 1997. — 198 s.
  117. Kurcz J. Edukacja muzyczna w Projekcie reformy systemu edukacji obawy i znaki zapytania // Wychowanie Muzyczne w Szkole. — 1999. — № 1.
  118. Lasocki J.K., Powrozniak J. Wychowanie muzyczne w szkole. Krakow: PWM, 1970.-444 s.
  119. Lewicka D. System szkolnictwa w Australii // Wychowanie muzyczne w szkole. 1982.- № 4.
  120. Lipska E. Podr^cznik dla 2 kl. Warszawa: WsiP, 1999. — 88 s.
  121. Lipska E, Przychodinska M. Muzyka w klasie 6. Warszawa: WSiP, 1987. -128 s. r
  122. List do rodzin Ojca Swi^tego Jana Pawla II. Wroclaw: Wydawnictwo Wroclawskiej Ks? garni Arhidiceyjalnej, 1998. — 104 s.
  123. List otwarty nauczycieli muzyki i plastyki Gminy Warszawa-Centrum w sprawie miejsca sztuki w zreformowanej polskiej szkole //Wychowanie Muzyczne w Szkole. 2001. -№ 2.
  124. Magna Charta Universitatum. www.umcs.lublin.pl/d/magnacharta.pdf
  125. Malko D. Muzyka w klasie 5. Warszawa: WSiP, 1982.- 112 s.
  126. Malko D., Przychodinska M. Muzyka w klasie 7. Warszawa: WSiP, 1986. -128 s.
  127. Malko D., Stokowska M. Muzyka w klasie 8. Warszawa: WSiP, 1985. -128 s.
  128. Maly slownik historii Polski / Pod red. T. Lepkowskiego. Warszawa, 1967. -S. 591.
  129. Nawroczyriski B. Pedagogika porownawcza // Encyklopedia pedagogiczna. -Wydanie pierwsze. Warszawa, 1993. — S. 558−560.
  130. Niziurski M. Wartosciowanie tresci programowych w ksztalceniu nauczyciela muzyki // Powszechne wychowanie muzyczne wobec przemian edukacyjnych w Europie / Pod red. E. Rogalskiego. Bydgoszcz: WSP, 1999.
  131. Nowak J. Piosenki w usprawnianiu wymowy dzieci z trudnosciami w uczeniu si?. Budgoszcz: WSP, 1993.-68 s.
  132. Okon W. Nowy slownik pedagogiczny. Warszawa: Wydawnictwo Akademickie «Zak», 2001. — S. 446.
  133. Oswiata i wychowanie w roku szkolnym 2001/2002. Warszawa: GUS, 2002. -http://www.stat.gov.pl/serwis/polska/2002/rocznik9/eduk.htm
  134. Panek W. Swiat muzyki. Podr^cznik dla klas 1−3. Warszawa: WSiP, 1999. -240 s.
  135. P^tek P. Malowane muzyka. Mutyka 4. Poznan: ARKA, 1999. — 104 s.
  136. P^tek P. Program nauczania sztuki (muzyki) w klasach I-III gimnazjum. -Poznan: ARKA, 2000. 20 s.
  137. P^cherski M. Pedagogika porownawcza // Encyklopedia pedagogiczna. -Wydanie pierwsze. Warszawa, 1993. — S. 560−565.
  138. Pi^tek P. Muzyka 1. Muzyczne barwy. Poznan: Arka, 2000.
  139. P^tek P. Program nauczania sztuki (muzyki) w klasach I-III gimnazjum. -Poznan: ARKO, 2000. 20 s.
  140. Piesni i piosenki ludowe Kielecczyzny. Kielce: Ludowe Towarzystwo Naukowo-Kulturalne, 1997. — 266 s.
  141. Pogorzelski H. Problemy wychowania muzycznego w Holandii // Wychowanie muzyczne w szkole. 1987. — № 3.
  142. Pogorzelski H. Wychowanie muzyczne uczniow szkol podstawowych w Polsce, Holandii i Austrii Studium porownawcze // Powszechne wychowanie muzyczne wobec przemian edukacyjnych w Europie / pod red. E. Rogalski. -Bydgoszcz: WSP, 1999.
  143. Program szkoly podstawowej. (Muzyka. Klasy I-III). Warszawa: WsiP, 1985. -S. 127−142.
  144. Program szkoly podstawowej. Muzyka. Klasy IV-VIII. Warszawa: WsiP, 1985.-26 s.
  145. Prosnak J. Polihymnia ucz^ca: wychowanie muzyczne w Polsce od sredniowiecza do dni dzisiejczyzch. W-wa: WsiP, 1976. — 184 s.
  146. Przychodziriska-Kaciczak M. Polskie koncepcje powszechnego wychowania muzycznego. W-wa: WsiP, 1979. — 264 s.
  147. Przychodzinska M. Nowy program «muzyki» dla ogolnoksztalc^cych szkol podstawowych i srednich //Wychowanie Muzyczne w Szkole. 1998 -№ 1,2.
  148. Przychodzinska M., Smolenska-Zielinska B. Program nauczania muzyki dla gimnazjum. Warszawa: WSiP, 1999. — 24 s.
  149. Przychodzinska M. Wychowanie muzyczne idee, tresci, kierunki rozwoju. W-wa: WsiP, 1989.-200 s.
  150. Przychodzinska M. Zapowiedz programu muzyki dla gimnazjum // Wychowanie Muzyczne w Szkole. 1999. — № 3.
  151. Reforma syszemu edukacij. Proekt. Warszawa: WSiP, 1998. — 232 s.
  152. Zmoczyriska U., Jakobczak-Dr^zek K. Muzyka i my. Zeszyt cwicyen dla 4 kl.- Warszawa: WSiP, 1999. 56 s.
  153. Zmoczynska U., Jakobczak-Dr^zek K. Muzyka i my. Zeszyt cwicyen dla 5 kl.- Warszawa: WSiP, 1999. 48 s.
  154. Szymanski M. Kwestia rownego stsrtu w perspektywie reform oswiaty. // Strategie reform oswiatowych w Polsce na tie porownawczym / pod red. I.
  155. Wojnar, A. Bogaja, J. Kubina. W-wa: Dom Wydawniczy ELIPSA, 1999. -S. 91−110.
  156. Szypulowa I. Piesn szkolna: jej teoria, historia oraz miejsce w repertuarze edukacyjnym szkolnictwa polskiego XIX i XX wieku. Kielce: Skola pedagogiczna im. J. Kochanowskiego, 1994. — 324 s.
  157. Twardowska A., Pisarkiewicz I. Muzyka. Program nauczania. Warszawa: WsiP, 1999.-44 s.
  158. Wachowiak E. Program nauczania muzyki w gimnazjum. Pila: GAWA, 1999.-20 s.
  159. Wachowiak E. Zeshyt muzyczny dia klasy IV. Pila: GAWA, 1999. — 34 s.
  160. Wojnar I. Nauczyciel i wychowanie estetyczne. Warszawa: PZWS, 1968. -147 s.165. Http//www.gow.pl
  161. Zaleska V. Uwagi dotycz^ce nowego programu muzyki w szkolach ponadpodstawowych // ISME. 1986. — № 1 -4.
  162. Zarys pedagogiki. / Pod red. B. Suchodolskiego. Warszawa: PWN, 1959. -424 s.
  163. Zemla A. Muzyka w systemach edukacji powszechnej w wybranych krajach Europy //Wychowanie muzyczne w szkole. 1993. — № 3,4.
  164. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Д.К. Ки-нарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 368 с.
  165. Методологическая культура педагога-музыканта / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др. Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 272 с.
  166. Kreiner-Bogdanska A. Muzyka w gimnazjum. Warszawa: Oficyna Wydawnicza Krzysztof Pazdro, 2000.
  167. В.П. Социально-педагогические проблемы подготовки учителя в условиях непрерывного образования. Гродно: ГрГУ, 2001. — 134 с.
  168. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. Музыка. Мн.: НИО, 2004. — 180 с.
Заполнить форму текущей работой