Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление доктрины познавательного интереса и ее реализация в процессе обучения: На примере школьного курса математики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В области педагогических и психологических явлений, связанных с изучением целеобразования представляется значимым выделить проблему принятия цели, поставленной извне, дальнейшее развитие и направление которой определяются тем мотивом и той деятельностью, в контексте которой произошло ее осмысление. Следовательно, учет и формирование соответствующих познавательных потребностей, мотивов, интересов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКТРИНЫ
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
    • 1. 1. Сущность и становление доктрины познавательного интереса
    • 1. 2. Познавательный интерес в структуре учебной деятельности
    • 1. 3. Познавательный интерес в мотиваиионной сфере личности
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, ИХ РОЛЬ И МЕСТО В РЕАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ)
    • 2. 1. Научные основы педагогических технологий обучения и их роль в реализации доктрины познавательного интереса
    • 2. 2. Технология проблемного обучения
    • 2. 3. Технология программированного обучения
    • 2. 4. Игровые технологии
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
  • Выводы

Становление доктрины познавательного интереса и ее реализация в процессе обучения: На примере школьного курса математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Быстро развивающееся на современном этапе общество предъявляет все новые требования к школе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса: формированию личности определенного уровня развития, обладающей совокупностью обобщенных качеств, отличающих деятельность и личность специалиста. Одной из основных тенденций развития системы образования является ее личностная направленность, где на первый план выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание наиболее благоприятных условий для выявления и развития способностей учащихся, удовлетворения их интересов и потребностей, развития учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности. В связи с этим проблема формирования и развития познавательного интереса учащихся является одной из актуальных в педагогике, поскольку познавательный интерес является одной из ведущих форм общественной направленности личности.

По определению, данному в Советском энциклопедическом словаре, интерес становится «реальной причиной социальных действий, лежащих в основе непосредственных побуждений — мотивов, идей и т. п. — участвующих в них индивидов, социальных групп, классов».

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме показал, что создана фундаментальная база для изучения этапов, уровня, проявлений, возрастной динамики познавательного интереса учащихся (Вахтеров В.Т., Выготский Л. С., Кикнадзе Д. А., Леонтьев А. Н., Маркова А. К., Морозова Н. Г., Рубинштейн С. Л., Фридман Л. М., Щукина Г. И. и др.).

Существенная значимость и недостаточная изученность всей системы проблем познавательного интереса: содержания, внешней и внутренней структуры, внутренних механизмов генезиса познавательного интереса, путей его реализации в процессе обучения и определили выбор темы нашего исследования.

Как сложное и особо значимое для учащихся образование, познавательный интерес имеет множество трактовок в своих психологических и педагогических определениях. Рассматривая сущность личностно-ориентированных технологий обучения, особое внимание мы уделяем познавательному интересу как особому компоненту мотивационно-потребностной сферы целостной личности, регуляции ее активности.

Особенно важным для характеристики общего феномена интереса является его принадлежность, как интегративного свойства личности, ко всей жизнедеятельности человека.

Интерес можно назвать, — пишет Демин М. В., — ведущим побудителем деятельности человека. Через интерес мы проникаем в процессы взаимодействия субъекта и объекта, в механизмы деятельности и рассматриваем ее как бы изнутри" (59). Именно это позволило Менчинской H.A. считать наличие интересов школьников показателем их общего развития (125).

Познавательный интерес, по мнению Щукиной Г. И., определяет поисковый, творческий характер любого вида, любой формы познавательной деятельности (197).

Формирование у всех школьников устойчивого активного интереса Метельский Н. В. относит к ключевым проблемам современной дидактики и называет одним из ведущих принципов дидактики математики (131).

Как считают многие исследователи, познавательный интерес часто выступает в форме выражения потребности. Так, например, Лежнев В. Т. отмечает, что познавательный интерес — это некий приток энергии, облегчающий мобилизацию духовных сил на изыскание и достижение средств удовлетворения потребностей (107).

Опираясь на познавательный интерес учащихся, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника (95).

В области педагогических и психологических явлений, связанных с изучением целеобразования представляется значимым выделить проблему принятия цели, поставленной извне, дальнейшее развитие и направление которой определяются тем мотивом и той деятельностью, в контексте которой произошло ее осмысление. Следовательно, учет и формирование соответствующих познавательных потребностей, мотивов, интересов является средством не только инициации, но и управления процессом целеобразования. В связи с этим особый интерес представляет проблема создания условий, ведущих к возникновению познавательных потребностей. Наиболее полно эта проблема была обозначена как «доктрина интереса» (171). Доктрина интереса, как интегративное образование личности позволяет выявить его сложнейшую психолого-педагогическую основу, которая составляет множество взаимосвязанных процессов: интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных и творческих. Возникает необходимость установить, как изучался в педагогике и психологии познавательный интерес, и как это изучение привело к учению о познавательном интересе, к становлению соответствующей доктрины.

На основании вышеизложенного и определена тема диссертационного исследования «Становление доктрины познавательного интереса и ее реализация в процессе обучения».

Проблемой исследования явилась необходимость разрешения противоречия между той, исключительно высокой теоретической и практической значимостью познавательного интереса в обучении и еще недостаточной разработанностью некоторых его аспектов в деятельностном и личностном планах.

Такое понимание проблемы исследования потребовало в свою очередь углубленного понимания основ учения о познавательном интересе: его сущности, содержании и структуры, а также установления форм, методов и путей реализации доктрины познавательного интереса в процессе обучения. Автор в качестве области такой реализации избрал школьный курс математики.

Решение рассмотренной проблемы и составило цель диссертационного исследования.

Объект исследования — познавательный интерес в педагогической теории и практике.

Предмет исследования — становление доктрины познавательного интереса и ее реализация в обучении (на примере школьного курса математики).

К основным задачам исследования относятся:

1. Определение характера истинного и реального уровня развития познавательного интереса учащихся к математике, раскрытие возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Анализ сущности содержания и структуры доктрины познавательного интереса, ее становления в современных условиях.

3. Выявление совокупности обобщенных принципов и условий развития познавательного интереса в обучении: самоорганизации и всемерного развития, рефлексиивзаимодействие видов познавательной деятельности в обучении, овладение обобщенными приемами умственной деятельности.

4. Установление и обоснование путей реализации доктрины познавательного интереса в обучении (технологии проблемного и программированного обучения, игровые технологии, технология реализации национально-регионального компонента в системе образования) на примере школьного курса математики.

Теоретическая значимость заключается в следующем:

1) осуществлено дальнейшее развитие известных в педагогике подходов к познавательному интересу до уровня доктрины познавательного интереса в обучении;

2) теоретически обоснована структура доктрины познавательного интереса в обучении и построена совокупность проблем и подпроблем, характеризующих ее воплощение;

3) разработаны основные пути реализации доктрины познавательного интереса в обучении применительно к школьной программе по математике на основе современных технологий обучения.

Практическая значимость исследования определяется следующими аспектами:

1) выявлен реальный уровень сформированности познавательного интереса учащихся, а также их отношения к математике;

2) разработаны методические рекомендации для учителей и студентов-практикантов для активизации познавательного интереса учащихся к математике;

3) разработаны и экспериментально опробованы обучающие и контролирующие компьютерные программы для реализации технологии программированного обучения и игровых технологий.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— наиболее полно разработаны сущность, содержание и структура доктрины познавательного интереса в обучении;

— выявлены особенности влияния взаимодействия видов познавательной деятельности на развитие познавательного интереса в обучении (6);

— определены пути реализации доктрины познавательного интереса в обучении (на примере школьного курса математики).

Доктрина познавательного интереса в обучении обращена к личности как к субъекту познания, к направленности личности, содержащий совокупность интересов, ее мотивационной сфере, среди доминирующих компонентов которых, применительно к учебной деятельности, ведущее место принадлежит познавательному интересу.

Исходя из этого в исследовании выдвигается гипотеза, что если в процессе обучения постоянно опираться на познавательный интерес, как на ведущий мотив учебной деятельности в виде мотива успеха, а не мотива боязни неудач, на его систематическое развитие, то значительно повысится качество знаний, которые становятся более осмысленными, предполагающими их возможное творческое применение.

Методологическую основу исследования составили положения:

— материалистической диалектики о сущности процессов познания, их характере, о месте образовательных систем в социальной структуре общества;

— отечественной психологии в единстве сознания и деятельности и принципа деятельностного подхода (Ананьев Б.Г., Давыдов В. В., Рубинштейн С. Л. и др.);

— комплексного подхода к целостному и гармоничному развитию личности, о единстве содержания и структуры учебной деятельности (Александров Г. Н., Есипов Б. П., Скаткин М. Н., Фридман Л. М., и др.);

— системного подхода к структуре личности и ее направленности, к общей характеристике мотивации и места в ней познавательного интереса (Ананьев Б.Г., Коломинский Я. Л., Маслоу А, Реан A.A., Хекхаузен X., Щукина Г. И., и др.).

В соответствии с задачами исследования на различных его этапах использовались следующие методы: общие методы теории познания, диалектикиметоды теоретического и психолого-педагогического анализа проблемыметоды эмпирического исследованияпедагогический экспериментнаблюдениеопроснекоторые методы психодиагностикиматематико-статистические методы обработки результатов исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три основных этапа.

Первый этап (1995;1996) — разработка плана исследования, теоретический анализ познавательного интереса, конструирование педагогического эксперимента. Изучение существующих методик измерения уровня познавательной деятельности учащихся, выяснение отношения учащихся к математике, уровня развития познавательного интереса учащихся к математике. Проведение констатирующего эксперимента в контрольных и экспериментальных классах с целью выявления сформированности познавательных интересов учащихся. Проведение эксперимента с целью выявления уровня познавательной потребности учащихся в математике.

Второй этап (1996;1998) — организация и проведение педагогического эксперимента на основе внедрения в учебную деятельности специально разработанных дидактических методик, ориентированных на формирование и развитие познавательных интересов учащихся к математике.

Третий этап (1999;2001) — завершение формирующего эксперимента. Математическая обработка и анализ результатов экспериментальной работы, их интерпретацияформулирование выводов, продолжение эксперимента в условиях высшей школы и оформление экспериментального исследования.

База исследования: средние школы № 42, № 45, № 40, № 27 г. Владикавказа РСО-Алания. В эксперименте приняло участие около 500 учащихся и 50 учителей.

На защиту выносятся:

1. Теоретическая модель доктрины познавательного интереса, которая: а) отражает особенности личности, как субъекта познания, и направленности ее мотивационной сферыб) содержит в своей структуре познавательный интерес как ведущий мотив учебной деятельностив) включает в себя обобщенные принципы формирования познавательного интереса в обучении.

2. Педагогические технологии обучения, стимулирующие познавательный интерес учащихся к математике (на примере школьного курса математики): а) технология проблемного обученияб) технология программированного обученияв) игровые технологии обучения.

3. Комплекс дидактических рекомендаций по разработке приемов, методов и средств обучения, способствующих формированию познавательного интереса учащихся к математике.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем диссертации 154 стр.

Список литературы

включает 208 источников. В приложении даются занимательные задачи, задачи с практическим содержанием, математические конкурсы, викторины, дидактические игры, обучающие и контролирующие компьютерные программы.

Выводы.

1. Целью экспериментального исследования являлось установление эффективности реализации в обучении доктрины познавательного интереса, теоретическая модель которой отражает иерархию понятий: личностьнаправленность личностимотивационная сфера личностиразновидности мотивовпознавательный интерес, как ведущий мотив учебной деятельностипознавательный интерес и способности личностиместо интереса в целеполагании и целеобразовании, а также включает в себя пути реализациитехнологии проблемного и программированного обучения, игровые технологии обучения, технология реализующие национально-региональный компонент в обучении (Ф.Х.Киргуева, Н.Х.Сопоева) применительно к курсу математики.

2. Разработаны и экспериментально опробированы методические рекомендации в помощь учителю для формирования и развития познавательного интереса учащихся (на примере школьного курса математики), (см. приложение №).

3.Изучены и частично усовершенствованы с учетом их предметно-ориентированной направленности такие педагогические технологии обучения, как: технология проблемного обучения, технология программированного обучения, игровые технологии обучения. При исследовании учитывалась также и технология реализации национально-регионального компонента, а системе образования (разработанная на базе педагогического факультета СОГУ).

4.Целенаправленное формирование познавательного интереса, развитие способностей и творческого мышления учащихся возможно с учетом ряда условий: возрастные и индивидуальные особенности учащихсяналичие первичных умственных потенций (Терстоун 165) — уровня сформированности мотивации учения, характера организуемого в обучении взаимодействия видов познавательной деятельности, при котором ведущая роль принадлежит продуктивной познавательной деятельности.

5.Проведенное экспериментальное исследование подтвердило гипотезу, согласно которой, если в процессе обучения постоянно опираться на познавательный интерес, как ведущий мотив учебной деятельности в виде мотива успеха, а не мотива боязни неудач ?(Реан 151), то в процессе обучения значительно повысится качество знаний, которые становятся более осмысленными с выраженными элементами возможного творческого применения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется усовершенствованием педагогических систем, технологий. Их содержания, структуры, взаимодействия. Безусловно, особое место в этом процессе занимает отношение самого субъекта учения к своей деятельности, его мотивы, цели, интересы. Одна из задач исследования выражается в раскрытии возможностей целенаправленного воздействия на обучаемых, при котором у них сформировалась бы достаточно высокая положительная мотивация и соответственно повысился бы уровень сформированности познавательного интереса как ведущего компонента мотивационной сферы личности.

Основная же цель исследования состояла в анализе существующего многообразия различных подходов, на которых базируются основные концепции познавательного интереса, обобщить и выразить в качестве доктрины познавательного интереса, содержание которой раскрыто в главе 1, а разветвленная модель системы проблем и подпроблем доктрины представлена на рис 18. доминир. мотивы познав, интерес как ведущий мотив прсимущ. мотивация успеха проблем. обучение познавательный интерес в структуре личности место познават. интереса в направл. личности (механизмы целеобразования) познават. интерес в мотивац. сфере личности подчин. мотивы взаимодействие подчин. мотивов взаимодействие подчиненных мотивов и механизмов целеобразования пути реализации доктрины познават. интереса технология реализ. нац-регион. компонента принципы самоорганизации и овладение рефлексией принципы овладения способами умств. деят-ти.

Влияние взаимод. видов позн. деят-ти в обуч. на позн. интерес.

Рис. 18. Система проблем и подпроблем доктрины познавательного интереса.

Анализируя построенную схемупроблем и подпроблем, делаем вывод, что основное внимание исследователя сосредотачивалось на группе проблем, расположенных в средней части схемы: познавательный интерес как ведущий мотив учебной деятельности, взаимодействие мотивов и механизмов целеобразования. роль познавательного интереса в творческой деятельности, в развитии способностей личности.

Затем раскрыть" пути реализации доктрины в обучении школьной математике с использованием различных технологий: проблемно-программного обучения, игровых методик, а также технологий, отражающих их национально-региональный компонент содержания образования.

Требуют дальнейшего исследования решения проблемы, познавательный интерес в структуре его мотивационной сферыдоминирующие и подчиненные интересы мотивы, их взаимодействиепознавательные интересы и способности, а также те общие психологические механизмы, регулирующие деятельность личности и способствующие развитию познавательного интереса, в частности: принципы самоорганизации и овладения рефлексиейовладение обобщенными приемами и способами умственной деятельности и другие.

В работе анализируются различные структуры и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся с целью выявления в них места и роли познавательного интереса. Делается вывод, что специально организуемое взаимодействие видов познавательной деятельности при ведущей роли продуктивной ПД, положительно влияет на развитие и формирование познавательного интереса учащихся.

Произведенный анализ психологической и педагогической литературы, собственные выводы, а также результаты исследования свидетельствуют о возможности целенаправленного влияния на механизмы регуляции познавательного интереса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов с позиций дидактической кибернетики//Новые информационные технологии в образовании. НИИВШ. Вып.З. М., 1993. С 18 — 25.
  2. Ал борова С. З. Телекоммуникации как средство развития познавательногоинтереса учащихся. Автореф. .канд.пед.наук. Владикавказ, 2000.26 с.
  3. Г. Н., Аитов H.A., Мавлютов Р. Р. Высшее техническое образование в условиях НТР. М., Высшая школа, 1983. С. 97 -103
  4. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения//Информатика и образование. 1993. № 5. С.7−19.
  5. Г. Н. Понятие и сущность управления познавательной деятельностью в обучении/Юрганизация и управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения. М., 1984. № 40. С.10−15.
  6. Г. Н. Основы теории педагогических систем и педагогических технологий. Владикавказ, 2001. С. 18−54.
  7. .Г. Познавательные потребности и интересы. ЛГУ, 1959. Вып. 16. № 265.
  8. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности (в обучении естественным предметам. Автореферат дис. док-ра пед.наук. М., 1983.
  9. Ю.Антипов И. Н., Иванов А. И. Алгоритмы и исполнители: основы информатики и вычислительной техники//Дидакт. 1994. № 4−5. С.18−20.
  10. П.Анисимов В. В., Соловьев Л. С. методика и опыт использования компьютеров в школе для проведения машинных экспериментов// Вопросы компьютеризации учебного процесса. М., 1987. С.84−91.
  11. П.Т., Апанасов Н. П. Сборник математических задач с практическим содержанием. М., Просвещение, 1987. 105 с.
  12. Ф.Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации младших школьников средствами текущего контроля. Диссертация на соискание ученой степени канд.пед.наук. Майкоп. 2000.
  13. Н.Асеев В. Г. Мотивация поведения и принципы ее оптимальности.// Социалистический труд. 1991. № 6. С.82−86.
  14. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1989.
  15. Ю.К. Совершенствовать методы педагогических исследований//Советская педагогика. М., 1986. № 3. С.40−46.
  16. В.А. Преемственные связи формирования алгоритмической культуры учащихся в обучении математике. Омск, 1985.
  17. В. А. Алгоритмическая направленность процесса обучения математике в средней школе. Омск, 1987.
  18. Г. О. О психолого-педагогических требованиях к обучающим магинам. Семинар программированное обучение и обучающие машины. Киев, 1965.
  19. Н.В. Педагогика и практическая психология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
  20. М.И. Влияние взаимодействия видов познавательной деятельности на развитие интереса учащихся к математике//Проблемы педагогики начальной, средней и высшей школы. Владикавказ, 1998.
  21. М.И. Познавательный интерес в структуре учебной деятельности//Проблемы общей педагогики: школа и вуз./Под ред. А. А. Дзарасова. Владикавказ, 2000.
  22. .И., Белова А. Д. Развитие интереса учащихся на уроках информатики при помощи оригинальных задач//Вопросы методики преподавания математики и информатики. Ульяновск, 1994. Вып.1. 4.1. С.27−31.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.
  24. Д.Б. Проблемы интеллектуальной активности. М., 1984.
  25. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия// Советская педагогика. 1991. № 9. С. 123−128.
  26. Л.И. Учение и развитие личности школьника и проблемы воспитания//Психологическая наука в СССР. T.II. М., 1960.
  27. В., Рубцов В. Игровые компьютерные средства учебного назначения для младших классов//Информатика и образования. 1990. № 5. С.10−15.
  28. Е.В. Построение внутришкольного педагогического мониторинга//Материалы IX международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 1998. С. 195−196.
  29. В.А. Организация познавательной деятельности школьников в активном диалоге с компьютером. Омск, 1988. С.43−44.
  30. В.И. Радуга в компьютере. Компьютерные игры в начальной школе//Начальная школа. 1997. № 10. С.92−94.
  31. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.
  32. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  33. Т.О. и др. Разработка и использование тематических обучающих программ в учебном процессе//Компьютеризация образования. Новосибирск. 1991. С. 19−23.
  34. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пед.институтов./Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988.
  35. Е.П. Новая информационная технология в школе/ИНФО. 1986. № I. С. 18−22.
  36. A.A. Деловая игра как метод активного обучения// Современная высшая школа. 1982. № 3. С. 139−141.
  37. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М., * к1. Педагогика, 1987.
  38. Н.Я., Дробышев Ю. А. Воспитание алогоритмического мышления на уроках математики//Начальная школа. 1988. С. 336.
  39. Вовчик-Блактная М. В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов//Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к IV Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. 4.2. М., 1983.
  40. Т.Н. От игры к серьезному обучению//Информатика и образование. 1989. № 2. С.90−91.
  41. Н.О. Проблемное обучение при усвоении новых знаний младшими школьниками. Автореф. дис .канд.пед.наук. Киев, 1980.
  42. Л. Педагогическая психология. М., Педагогика-пресс, 1996.
  43. Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т. Т.2. М., 1982.
  44. М.А. Социальная педагогика. М., Владос. Гуманитарный издательский центр, 2000.
  45. Гальперин П. Я Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  46. П.Я., Талызина Н. Ф. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. М., 1968.
  47. А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению//Воспитание, обучение, психическое развитие. М., 1997. С.21−24.
  48. Г. И. История математики в школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1983.
  49. .В. Развитие мышления и речи при изучении математики// Математика в школе. 1991. № 4. 192 с.
  50. Я.И. Условия активизации мыслительной деятельности учащихся//Математика в школе. 1988. № 6. 180 с.
  51. Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. М., 1987. 282 с.
  52. Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа// Высшее образование в России. 1996. № I. С. 117−121.
  53. Д.Р. Устный счет и память: загадки, приемы развития, игры.
  54. В.В. Образовательная технология: от приемов до философии. М., Сентябрь, 1997.
  55. В.В., Ломпшер И., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьников. М., Педагогика, 1982.
  56. В.В., Эльтконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста//Проблемы общей возрастной и педагогической психологии. М., 1978. С. 188−89.
  57. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности/ЛГеоретические проблемы психологии личности. М., Наука, 1979. С. 146−169.
  58. .И. Структура и динамика мотивов деятельности//Вопросы психологии. 1984. № 4. С.126−130.
  59. В.Н. Психология общих способностей. Серия: «Мастера психологии». Санкт-Петербург Москва — Харьков — Минск, 1999.
  60. И.В. Практическая психология образования//Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., Сфера, 2000.
  61. А.К. Формула интереса. М., Педагогика, 1989. 176 с.
  62. Д. Психология и педагогика мышления. МГУ, 1989. С. 18−21.
  63. Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ//Вопросы психологии. 1985. № 5. С.42−46.
  64. Н.Р. Социологический аспект теории мотивации: Молодежь, образование, воспитание, профессиональная деятельность. Д., 1973.
  65. Р. Развитие интересов детей в творческих играх//Дошкольное воспитание. 1988. № 10. С.57−59.
  66. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.69.3анков Л. В. Дидактика и жизнь. М., Просвещение, 1968. 175 с.
  67. Иванников В В. Проблема потребности в в теории деятельности//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1983. № 2.
  68. Е.И. Хрестоматия по математике. В царстве смекалки//Книга для семьи и школы. Ростов-на-Дону, 1995.
  69. Е.П. Мотиваия и мотивы. Серия: «Мастера психологии». СПб., Питер, 2000.
  70. Т.А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике//Советская педагогика. 1971. № 9. С. 123−124.
  71. И.И. Структура процесса учения. М., Изд-во МГУ, 1986. 199 с.
  72. Л.С. Разработка комплексной системы обучения с использованием персонального компьютера в начальной школе. Диссертация на соискание ученой степени кан.пед.наук. Владикавказ, 2000.
  73. Л.Б. Математические методы в методике и педагогической психологии. Вып. 2. М., Знание, 1968.
  74. Л.Б. Лекции по проблемам современной психологии обучения. Владимир, 1970.
  75. В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте//Учебное пособие. Орехово-Зуево, 1992. 56 с.
  76. А.Д. Потребности. Поведение. Воспитание. М., Мысль, 1968. 150с.
  77. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига, 1995.
  78. И.С. О некоторых формах программированного обучения высшей математике. Куйбышев, 1966.
  79. В.И. К проблеме мотивов//Психологический журнал. 1981. Т.1. № 1. С.29−44.
  80. Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. М., 1909 (перев. с англ.).
  81. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1955. 615 с.
  82. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994. 240 с.
  83. B.C. О совершенствовании методов обучения математике. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1978.
  84. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 1976.
  85. В.А. психология математических способностей школьников. М., Просвещение, 1968.400 с.
  86. А.А. Психология/Учебник. М., Проспект, 1998. 588 с.
  87. Л.М. От познавательного интереса к созданию знаний// Педагогика. 1993. № 4. С.35−39.
  88. Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки//методы системного педагогического исследования. М., 1980. С.26−38.
  89. Л.С. Активизация учения: сущность и содержание/ЯТедагогика. 1994. № 1. С.7−11.
  90. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М., Просвещение, 1966. 96 с.
  91. Л.Н. Умение думать. Как ему учить. М., Знание. Серия: Педагогика и психология. № 4. 1975. 62 с.
  92. Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М.-Воронеж, 2001. 252 с.
  93. Д.Г. Современная технология обучения педагогов. Учебное пособие. Мурманский обл. ИПК, 1996. С. 47−56.
  94. Н.Д. О психологических состояниях человека. М., 1964. 337 с.
  95. КМ.Леньков СЛ. Основы компьютерных технологий и работы на персональном компьютере//Учебное пособие. М., 1996. 96 с.
  96. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С.258−259.
  97. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1992. 165 с.
  98. Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива//Вестник МГУ. 1993. № 2. С. 18−22.
  99. В.Г., Банков С. А. Мотив как интегральный побудитель и регулятор деятельности//Мотивация учебной деятельности. Новосибирск, 1983. С.1−20.
  100. Юб.Лернер И .Я. Условия и критерии эффективности проблемного обучения //Проблемное обучение в школах Татарии. М., 1972.160 с.
  101. В.Т. Учение о потребностях в современной психологии//Ученые записки МГТШ. Серия «Психология». Вып.1. М., 1939. С. 28 — 32.
  102. И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
  103. Е.Е. Психологический анализ компьютерных игр и возможности использования в учебном процессе//Вопросы психологии. 1987. № 1.1. С.81−82.
  104. З.Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. М., Педагогика, 1986.
  105. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников//Вопросы психологии. 1989. № 5. С.47−59.
  106. А.К., Орлова А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., Педагогика, 1983. 64 с.
  107. Пб.Маслоу А. Психология бытия. М., Киев, Рефл.-бук.: Ваклер, 1997. 300 с. (пер.с англ.).
  108. П7.Матюшкин A.M. Развитие творческой активности школьников. М., Педагогика, 1991.
  109. A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979.
  110. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. С.101−102.
  111. A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения// Советская педагогика. 1971. № 7.
  112. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М., 1975.
  113. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. С. 14.
  114. НИ. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., Педагогика, 1988. 191 с.
  115. М.А. Развитие инновационного компонента у студентов университета будущих учителей. Автореф.. канд.пед.наук. Владикавказ, 2001.
  116. Н.А. Проблема учения и развития//Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1989. С.253−258.
  117. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности//Вопросы психологии. 1987. № 5. С.56−79.
  118. З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., Просвещение.
  119. Монахова С. А. Об одном из условий становления
  120. В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся//Вопросы психологии. М., 1985. № 3. С.14−22.
  121. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. 48 с.
  122. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов д<�етей младшего школьного возраста. Вып. 73. М., Известия АПН РСФСР, 1955. 180 с.
  123. В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. М., АПН РСФСР, 1956. 184 с.
  124. P.C. Психология//Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х книгах. М., Владос, 2001.
  125. Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1970-. 205 с.
  126. Н.Д. Об активизации учебной деятельности//Вестник высшей школы. 1983. № 8. С.26−31.
  127. . Мотивация//Вопросы мотивации и эмоций. М., 1973.127 с.
  128. В.Ф. Конкурсные задачи по математике. СПб., изд-во СПб. ГУ, 1996.
  129. Ю.В. Технические средства программированного обучения и методика их применения. М., Знание, 1996. № 1. С.37−44.
  130. К.Т. Мотивы учения старшеклассников//Вопросы психологии. 1978. № 2.
  131. Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М., изд-во Русанова, 1994.
  132. A.B. О некоторых проблемах социально-психологических исследований//Вопросы психологии. 1970. № 24.
  133. В.А. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Просвещение, 19 832. 252 с.
  134. . Психология интеллекта//Избранные труды. М., 1969. (перев. с франц.).
  135. П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1998.
  136. П.И. и др. Игра как средство активизации учебного процесса//Советская педагогика. 1985. № 3. С.22−25.
  137. P.A. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984.
  138. JI. Структура и содержание мотивационного обеспечения обучающих программ//Информатика и образование. 1991. № 3. С.20−23.
  139. И.П. педагогика. Книга 1, 2. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
  140. Психология. Словарь-справочник./Под ред. М. И. Дьяченко, Л. А. Канды. М., 1998.
  141. А.М. Средства обучения математики//Сборник сталей. М., Просвещение, 1980.
  142. И.В. Активизация индивидуальной познавательной деятельности школьников в условиях компьютеризации. Автореф. дис. .канд. пед.наук. М., 1993.
  143. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Серия: «Мастера психологии. СПБ., Питер, 1999.
  144. Т.А. Игры детей и их педагогическое значение. М., 1948.
  145. К.А. Профессия математик. Книга для учащихся старших классов средней школы. М., Просвещение, 1989.
  146. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  147. А .Я. Олимпиады. Алгебра, комбинаторика. Новосибирск, 1979.
  148. А.Я. Технология обучения и их роль в реформе высшего образования//Высшее образование в России. 1994. № 2. С.29−37.
  149. Г. К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. М.1998 г.
  150. Л., Айнштейн В. К вопросу о принципах технологии// Высшее образование в России. 1995. № 2. С.36−45.
  151. В.И. Педагогика. Краткий курс лекций. Волгоград, Учитель, 1997.
  152. М.И. Сборник задач по математике. Для поступающих в вузы. М., «Оникс-Альянс-В», 2000.
  153. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., Высшая школа, 1991.
  154. А.Д., Кузнецова Г. Ф. Деловые игры в учебном процессе// Вестник высшей школы. 1983. № 4. С.22−23.
  155. Советский энциклопедический словарь. М., 1987.
  156. Н.Х. Национально-региональный компонент в системе активизации процесса обучения в начальной школе. Автореф. .канд. пед.наук. Владикавказ, 1999.
  157. Л.Д. Педагогическая психология. Для студентов вузов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. 568 с.
  158. Л.Д. Основы психологии. Для студентов вузов. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. 556 с. 168.Суворина Т.
  159. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 190с.
  160. .М. Психология. М., 1948, 1951. 242 с.
  161. O.K. Психологические механизмы целеобразования. М., Наука, 1977. 232 с.
  162. O.K. О видах познавательной деятельности и процессов управления/ЛГеоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975. 325 с. 173.Торндайк Э.
  163. Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. М., 1969. 245 с.
  164. Э.З. Исследование динамики типов познавательной мотивации в условиях конфликтной деятельности//Вопросы психологии. 1980. № 6. С.32−36.
  165. A.A. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987.
  166. Формирование учебной деятельности школьников/Под ред. В. В. Давыдова и др. М., Педагогика, 1982. 216 с.
  167. Фридман JIM. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. M., Педагогика, 1977.
  168. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. Книга для учителя. M., Просвещение, 1988.
  169. Л.М. Как научиться решать задачи.
  170. Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. М., 2001.
  171. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. Т.1. М., Педагогика, 1986. 480 с.
  172. Н.Ю. Целеполагание в педагогических процессах. Казань, изд-во КГУ, 1996. 32 с.
  173. A.B. развитие одаренности школьников/ТМетодика продуктивного обучения. М., Владос, 2000.185 .Чернов И. А. Деловые игры в учебном процессе. М., Высшая школа, 1982.
  174. Г. К. Объективные и субъективные факторы детерминации человеческой деятельности//Вестник МГШУ. 1972. № 4. 196 с.
  175. Т.И. Активизация учения школьников. М., педагогика, 1982.
  176. В.Д. Способности человека. М.-Воронеж, 1937.
  177. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1992. 140 с.
  178. С.А. Игра и дети. М., Знание, 1968.191 .Шопенгауэр А. Поли. Собр. Соч. в 4-х т. Т.З. М., 1900−1910. С.221−235.
  179. Шохов-Троцкий С. И. Геометрия в задачах. Книга для учителей. М., 1908.
  180. В. Умственная одаренность СПб., 1997.
  181. Е.А. Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов. М., Б.Н., 1980. 128 с.
  182. Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1972. 175 с.
  183. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., Педагогика, 1988. 203 с.
  184. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971. 352 с.
  185. Д.Б. Психология игры. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. 358 с.
  186. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Киев, 1961.
  187. А.Ф. психология решения задач. М., 1972. 182 с.
  188. П.М. Психология чувств и мотивация. М., 1938. 168 с.
  189. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.218 с.
  190. М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества//Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971. С.79−83.
  191. Atkinson I.W., Raynor I.O. Motivation and Achievement. Wach, D.C., 1974.
  192. Education. Moscow. April. 1992. P. 225−223.
  193. Landa L.M. Landamatics Ten Eears Later//Educational Technology, USA, June, 1993.
  194. Lobin G., Lohse H., Piotrowski S., Polakova E. Europaische Kommunikations kybernetik heute und morgen. KAVA-PECH. Dobrichovice (Praha) Kopad. Munchen, 1998.
  195. Wage O.A. Evaluating computer instructional programs and other teaching units//Educational Technology, 1980. Nil. P. 32−34.139
Заполнить форму текущей работой