Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования выражается в совокупности теоретических знаний, представлений о толерантности и интолерантности, знаний и представлений о национальном составе региона, культуре и традициях своего и иных этносов, знаний норм и правил поведения при взаимодействии с людьми различных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования толерантности у учащихся начальных классов
    • 1. 1. Проблема толерантности в современной педагогике и особенности формирования толерантности у учащихся начальных классов
    • 1. 2. Теоретико-методологические подходы к формированию регионального компонента содержания образования учащихся начальных классов
    • 1. 3. Модель формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Экспериментальная проверка модели формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования
    • 2. 1. Реализация программы формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования
    • 2. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования
    • 2. 3. Педагогические условия реализации модели формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования
  • Выводы по главе 2

Формирование толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Формирование толерантности у учащихся начальных классов является на сегодняшний день одной из задач общеобразовательной системы России. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Необходимость и возможность эффективного формирования толерантности у младших школьников обуславливается их возрастными особенностями и характером проявления индивидуальных качеств личности в этом возрасте. Такие особенности детей младшего школьного возраста, как подчинение старшим, доверительность, открытость, стремление к подражанию, послушание, исполнительность способствуют быстрому освоению существующих в обществе норм и социальных стереотипов. Поэтому младший школьный возраст можно считать сензитивным периодом для формирования толерантности.

В результате демографических особенностей расселения народов на территории нашей страны, исторически сложившихся с давних времен, ни одна нация или народность не живет обособленно от других в границах своего региона. Напротив, внутри каждой административно-территориальной единицы проживают представители разных народов. Во всех регионах трудовые, учебные коллективы являются многонациональными с многоуровневой сетью межличностных и межнациональных отношений. Сложный спектр межнационального взаимодействия представляет собой Пензенский регион, в котором пересекаются культуры русских, татарских, мордовских, чувашских народов.

Учет национального состава региона и изучение культурных особенностей соседствующих этносов является необходимым условием реализации регионального компонента содержания образования.

В своей работе исходим из того, что регионализация образования способствует решению ряда задач: воспитанию толерантного отношения младших школьников к представителям соседствующих в регионе этносоввозрождению и сохранению культурно-национальных традиций регионаповышению культурно-образовательного уровня населения регионапоиску наиболее эффективных способов раскрытия социальных возможностей человека и т. д.

Данное исследование опиралось на теоретические разработки и результаты исследований философов, социологов, политологов, психологов и педагогов. В последние годы количество публикаций и научных исследований по вопросам толерантности возросло. Среди этих исследований необходимо отметить прежде всего труды А. Г. Асмолова, Ю. В. Арутюпяна, С. К. Бопдыревой, JI.M. Дробижевой, М. С. Джунусова, P.P. Валитовой и др., в которых разрабатываются важнейшие теоретические проблемы этничности, межнациональных отношений, этнического самосознания, этноязыковых тенденций общественного развития. В последние годы отечественные ученые активно занимаются проблемами поликультурного образования и формирования межэтнической толерантности в образовательном пространстве (О.В. Аракелян, Г. Д. Дмитриев, З. А. Малькова, Г. В. Палаткина и др.). Ряд исследователей рассматривают особенности национальных педагогических культур (Г.Н. Волков, С. Ф. Петрова, З. Ф. Мубинова, Н.Ф. Сагоякова). В этнопедагогических исследованиях анализируются условия, способствующие устранению серьезных пробелов в этнокультурных знаниях подрастающего поколения. Теоретико-методологические аспекты мультикультурного образования исследованы в работах З. Т. Гасапова, Б. С. Гершунского, М. С. Джунусова, К.А. Абдульхановой-Славской и др. Вопросы формирования личности в контексте национальной культуры рассматриваются в работах Е. В. Бондаревской, Р. Г. Гаджиева, М. И. Корякиной, B.C. Кукушина, Э. В. Соколова и др. Несмотря на большое количество исследований по вопросам формирования толерантности, данную проблему нельзя считать достаточно изученной.

Во-первых, не исследован региональный компонент содержания образования как условие воспитания толерантности.

Во-вторых, уязвимость многих предлагаемых путей воспитания толерантности в том, что они ориентированы на дополнительные спецкурсы, факультативы, учебные модули. Школьные программы часто оказываются перегруженными. Возникает потребность разработки таких методик, применение которых было бы возможным в рамках обычной школьной программы, на обычных уроках и внеклассных занятиях со школьниками.

Теоретический анализ обозначенной проблемы позволил выявить противоречие между общественной потребностью в формировании толерантности у учащихся начальных классов и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения этого процесса.

На основе выявленного противоречия сформулирована научная проблема, суть которой — в необходимости формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования и не изученностью в педагогической науке вопроса о содержании и организации этого процесса.

Научная и практическая значимость решения данной проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования».

Объект исследования: педагогический процесс в начальной школе.

Предмет исследования: формирование толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования.

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить модель формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определена гипотеза, согласно которой процесс воспитания толерантности у учащихся начальных классов осуществляется эффективно, если:

1) толерантность как личностное качество рассматривается в региональной системе образования как одна из приоритетных целей воспитательной деятельности педагогов;

2) разработана и реализована модель формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования, включающая в себя: целеполагание, принципы реализации регионального компонента образования, содержание, методы и формы реализации регионального компонента, критерии и уровни сформированное&tradeтолерантности у учащихся начальных классов;

3)выявлены, охарактеризованы и реализованы в практической деятельности следующие педагогические условия формирования толерантности у учащихся начальных классов:

— готовность педагогов к культуроориентировапной педагогической деятельности, сочетающей элементы научного просвещения и практической педагогической работы по формированию толерантности у учащихся начальных классов;

— вовлеченность учащихся начальных классов в активную и социально значимую этнокультурную деятельность;

— последовательная соотнесенность содержания обучения в начальной школе с региональными этнокультурными традициями (опыт ознакомления с культурой народов региона);

— единство действий педагогов и родителей в вопросах воспитания толерантного поведения у учащихся.

Для проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить философскую, педагогическую, психологическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить существенные характеристики процесса формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования.

3. Определить критерии и уровни сформированности толерантности у учащихся начальных классов.

4. Разработать, обосновать и экспериментально проверить модель формирования у учащихся начальных классов толерантности в процессе реализации регионального компонента содержания образования (целеполагание, принципы, содержательный компонент, процессуальный компонент).

5. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия реализации предложенной модели формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования.

Методологическую основу исследования составили:

— личиостно-деятелыюстпый подход (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн и др.);

— аксиологический подход в воспитании (Е.П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, Н. Д. Никаидров и др.);

— этнопедагогический подход, учение о соотношении национального и общечеловеческого в воспитании личности (Ю.В. Бромлей, Г. Н. Волков, Л. М. Дробижева, И. С. Кон, О. Д. Мукаева, Г. В. Палаткина и др.);

— культурологический и коммуникативно-диалогический подход (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С. И. Гессен и др.).

— основные идеи гуманистической педагогики и психологии (В.А.

Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Теоретическими основами исследования являются:

— концепции социализации личности (И.С. Кон, A.B. Мудрик, B.C. Мухина и др.);

— современные исследования по проблеме толерантности (А.Г. Асмолов, С. К. Бондырева, P.P. Валитова, Б. С. Гершунский, В. А. Лекторский, В. А. Тишков, К. Д. Дмитриев, J1.B. Скворцов, JI.JI. Арабина и др.);

— теоретические положения возрастной психологии (В.В. Давыдов, Л. И. Божович, A.A. Люблинская, Д.Б. Эльконин);

— идеи регионализации образования (П.Р. Атутов, М. М. Будаева, В. В. Тарасов, Н. Б. Лабзенко и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературыанализ педагогического опытамоделирование педагогических условий формирования толерантности у учащихся начальных классов и опытно-экспериментальная работа по реализации этой моделивключенное наблюдение, беседы, анализ педагогических ситуаций, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ школьников, а также математико-статистический анализ результатов эксперимента.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 имени В. В. Тарасова и гимназия «Ступени» при Пензенском государственном педагогическом университете имени В. Г. Белинского.

Исследование осуществлялось в три этапа в течение 2004;2007 гг.

Первый этап (2004;2005 гг.) — анализ и обобщение литературы по изучаемой проблемеопределение теоретических положений исследованияуточнение содержания терминологического аппаратаобоснование темы, определение объекта и предмета исследования, его цели и задач, формулирование гипотезы. Разработка модели формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования. Проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2005;2006 гг.) — определение педагогических условий эффективности формирования толерантности у учащихся начальных классовпродолжение формирующего эксперимента.

Третий этап (2006;2007 гг.) — завершение формирующего экспериментапроверка выводов и положений гипотезыанализ, обработка и систематизация полученных результатовоформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— обоснована целесообразность формирования основ толерантного поведения у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования;

— определены возможности регионального компонента содержания образования, обеспечивающие формирование у учащихся начальной школы толерантности (интерес к образу жизни народов, проживающих в регионевнимание к вопросам собственной культурной идентичностиопределение своей позиции в сфере человеческих отношенийразвитие рефлексии и чувства социальной ответственности);

— разработана модель формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования, учитывающая когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-поведенческий аспекты социокультной жизни человека в регионе;

— разработаны, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором теоретические положения и практические рекомендация программа «Мир толерантности и др.) применимы для проектирования региональных курсов по проблемам воспитания толерантности у учащихся начальных классов. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов, в вузовской подготовке учителей начальных классов, в системе повышения квалификации и переподготовки региональных педагогических кадров.

Разработанный в рамках исследования пакет диагностических методик может быть использован для оценки сформированное&tradeтолерантности у учащихся начальных классов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на современные теоретические положения философии, психологии, педагогики, а также па повседневную педагогическую практику и опыт экспериментальной деятельностичеткостью исходных методологических позицийиспользованием комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование толерантности у учащихся начальных классов рассматривается в региональной системе образования как одна из приоритетных целей воспитательной деятельности педагогов и обеспечивается соответствующей системой мер педагогической поддержки.

2. Толерантность у учащихся начальных классов формируется на основе педагогически выверенного приобщения их к этнокультурной жизни региона и выражается в наличии знаний о культурной жизни народов, проживающих в регионе (когнитивный критерий), устойчивом интересе к культурной жизни людей другой национальности (эмоционально-ценностный критерий), толерантном (эмпатийно-уважительном) поведении во взаимодействии с людьми иных для себя культурных традиций (деятельностно-поведенческий критерий).

3. Модель формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования включает в себя: целеполагание, принципы реализации регионального компонента образования, содержание, методы и формы реализации регионального компонента, критерии сформированное&tradeтолерантности у учащихся начальных классов. Все элементы модели последовательно ориентированы на учет структуры процесса воспитания толерантности у ученика начальной школы (когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-педагогический компоненты структуры указанного процесса).

4. Эффективность модели формирования толерантности у учащихся начальных классов обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

— готовность педагогов к культуроориентированной педагогической деятельности, сочетающей элементы научного просвещения и практической педагогической работы по формированию толерантности у учащихся начальных классов;

— вовлеченность учащихся начальных классов в активную и социально значимую этнокультурную деятельность;

— последовательная соотнесенность содержания обучения в начальной школе с региональными этнокультурными традициями (опыт ознакомления с культурой народов региона);

— единство действий педагогов и родителей в вопросах воспитания толерантного поведения у учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные теоретические выводы и разработанные на их основе рекомендации прошли апробацию в учебно-воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 12 имени В. В. Тарасова и гимназии «Ступени» при Пензенском государственном педагогическом университете имени В. Г. Белинского.

Результаты исследования докладывались на международных, всероссийских, городских научно-практических конференциях (2005;2007 гг.), на заседаниях кафедры педагогики ПГПУ им. В. Г. Белинского (20 042 006 гг.).

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (180 наименований), иллюстрирована 25 таблицами, 1 схемой, 8 рисунками, содержит 8 приложений.

Результаты исследования в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:

В настоящее время вопрос формирования толерантности является особенно актуальным в связи с теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. В современной педагогической науке толерантность рассматривается как важнейшее гуманистическое качество личности, характеризующееся как ценностное отношение к другим людям, выражающееся в признании, принятии и понимании различного мировоззрения, разных ценностных ориентаций, стереотипов поведения представителей иных культур.

Формирование толерантности есть сложный и длительный процесс, который не может осуществляться самопроизвольно, а требует целенаправленности и специально организованной деятельности. Сегодня задача формирования толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности. В связи с этим, школа, как социальный институт имеет большие возможности для формирования толерантности у детей.

Детей разных возрастных категорий необходимо учить уважительно и терпимо относиться к иной культуре, к представителям других национальностей. Вместе с тем, мы считаем, что чем раньше начнется процесс формирования толерантности у ребенка, тем раньше личность будет способна к безопасному и эффективному взаимодействию, общению. Учитывая, что отношение к людям другой национальности начинает формироваться со старшего дошкольного возраста и наиболее ярко проявляется в начальной школе, представляет интерес изучение данного явления именно в период младшего школьного возраста.

Поскольку в младшем школьном возрасте закладываются морально-культурные основы формирования личности, ее гражданской направленности и начинают складываться взаимодействия в группе, младшие школьники характеризуются слабой сформированностыо коммуникативной деятельности, их познавательная активность, любознательность в этот период направлена на познание окружающего мира, именно период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для формирования толерантности у детей.

Процесс формирования толерантности у учащихся начальных классов осуществляется эффективно, если толерантность рассматривается в региональной системе образования как одна из приоритетных целей воспитательной деятельности педагогов и обеспечивается соответствующей системой мер педагогической поддержки.

Формирование толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования выражается в совокупности теоретических знаний, представлений о толерантности и интолерантности, знаний и представлений о национальном составе региона, культуре и традициях своего и иных этносов, знаний норм и правил поведения при взаимодействии с людьми различных культурных традиций, социального опыта, вероисповеданий (когнитивный компонент) — в принятии национально-культурного многообразия регионапроявлении толерантности при взаимодействии с людьми различных культурных традиций, социального опыта, вероисповеданийумении принимать чужое мнениеуважительном отношении к достоинствам и правам других людей (эмоционально-ценностный компонент) — в использовании полученных нравственных знаний на практикепереносе полученного нравственного опыта из одних реальных ситуаций в другиев способности к взаимовыручке и сотрудничеству при выполнении совместной деятельностив самостоятельной работе с различными источниками информации (деятельностно-поведенческий компонент).

В ходе проведения исследования была подтверждена возможность изучения сформированное&tradeуровней толерантности у учащихся на основе модифицированных и специально разработанных методик. Исходя из результатов констатирующего этапа опытио-эксперименталыюй работы, сделан вывод о том, что учащиеся обладают слабыми знаниями о национальном составе Пензенской области, о культурных особенностях коренных народов Пензенского края, их знания часто не соответствуют действительности, при встрече с инокультурами высказывают эмоционально отрицательное или индифферентное отношениене умеют конструктивно взаимодействовать с представителями разнонационального окружения. Это подтверждает необходимость разработки знаниевых, эмоциональных и деятельностных основ процесса формирования толерантности.

Для формирования толерантности у учащихся начальных классов нами разработана и апробирована модель формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования. Предлагаемая нами модель представляет собой поэтапное освоение компонентов толерантного поведения учащимися начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования. Модель формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования включает в себя: целеполагание, принципы реализации регионального компонента содержания образования, содержание, методы и формы реализации регионального компонента, критерии и уровни сформированное&tradeтолерантности у учащихся начальных классов. Все элементы модели последовательно ориентированы на учет структуры процесса воспитания толерантности у ученика начальной школы.

Формирование толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования происходит в процессе специально организованной педагогической деятельности по программе «Мир толерантности», включающей внеурочные занятия с детьми, уроки внеклассного чтения, работу с родителями.

Деятельность младших школьников, организованная во внеурочной работе, способствовала раскрытию индивидуальных особенностей личности, формированию личностного отношения к усваиваемым в ходе этой деятельности нравственным культурным нормам, позволила им приобщиться к общечеловеческим ценностям, сформировала основы межкультурного общения, способствующие взаимопониманию и сотрудничеству с представителями других культур. Эта деятельность проявлялась как показатель и как катализатор формирования толерантности у учащихся начальных классов.

Уроки внеклассного чтения были обогащены и дополнены материалами краеведческого характера, литературными произведениями коренных народов Пензенской области, произведениями, способствующими формированию духовных составляющих толерантного поведения.

Работа с родителями основывалась на проведении просветительской работы по проблемам толерантности и на взаимодействии с учителями и детьми в ходе проведения совместных мероприятий.

Эффективность модели формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования, обеспечивается разработкой и реализацией следующих педагогических условий: готовность педагогов к культуроориентированной педагогической деятельности, сочетающей элементы научного просвещения и педагогической работы по формированию толерантности у учащихся начальных классоввовлеченность учащихся начальных классов в активную и социально значимую этнокультурную деятельностьпоследовательная соотнесенность содержания обучения в начальной школе с региональными этнокультурными традициями (опыт ознакомления с культурой народов региона) — единство действий педагогов и родителей в вопросах воспитания толерантного поведения у учащихся.

На последнем этапе опытно-экспериментальной работы были выявлены сформировавшиеся толерантные отношения. Полученные результаты, подтвержденные статистически, свидетельствуют о необходимости рекомендовать для использования в практике школы систему работы по формированию толерантности у учащихся начальных классов.

Все это позволяет сделать вывод о том, что в ходе теоретической и экспериментальной работы поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены. Создание научно-методической основы процесса формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы.

В ходе проведенного исследования были выявлены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы формирования толерантности, требующие самостоятельного исследования, представляющие научный интерес. Среди них отметим: целесообразность рассмотрения работы с учителями по проблемам формирования толерантности детейисследование возможностей совершенствования средств диагностики сформированности толерантностиизучение проблемы преемственности в формировании толерантности детей младшего школьного возраста и других возрастных групп, а также изучение специфики влияния содержания различных учебных предметов на результативность формирования толерантности.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности Текст. / К.А. Альбуханова-Славская // Психология формирования и развития личности.- М.: Наука, 1981.- с. 19−44.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Альбуханова-Славская. М: Мысль, 1991.- 296 с.
  3. , A.B. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения Текст. / A.B. Авксентьев, В.А. Аксентьев- под ред. В.А. Шаповалова- Ставроп. гос. пед. ин-т.- Ставрополь: СГПИ, 1993.-222 с.
  4. , H.H. К вопросу о содержании этнокультурного компонента образования в высшей школе Текст. // Реальность этноса / H.H. Агафонова. СПб., 2001. — С. 24−26.
  5. , B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований Текст. / В. С. Агеев. // Психологический журнал. 1988. № 3. -С.35−42.
  6. , В.М. Психология Текст. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.- Отв. ред. Крылов A.A. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 752 с.
  7. , О.В. Поликультурное образование и этнопсихология Текст. / О. В. Аракелян, А. Н. Бабилаев. М.: Грааль, 2002.- 187 с.
  8. , С.М. Нация и ее психологический склад Текст. / С. М. Арутюнян. -Краснодар, 1966.-271 с.
  9. , Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах:межличностный аспект Текст. / Ю. В. Арутюнян // Социс 1999. — № 4.-С. 58−61.
  10. , Ю.В. Этносоциология Текст. / Ю. В. Арутюнян, J1.M. Дробижева, A.A. Сусоколов. М.: Аспект-пресс, 1999. — 271 с.
  11. , А.Г. Толерантность: от утопии к реальности Текст.: На пути к толерантному сознанию / А. Г. Асмолов.- М.: Смысл, 2000.- 255 с.
  12. М.Атутов, П. Р. Методологические проблемы национально-регионального образования Текст. / П. Р. Атутов, М. М. Будаева // Педагогика. 2001. -№ 2. — С. 25−32.
  13. , В.Г. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы) Текст. / В. Г. Бабаков, В. М. Семенов, В. А. Петровский. М.: ИФРАН, 1996. — 70 с.
  14. , Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабапский. М., 1989. — 560 с.
  15. , В.Г. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности Текст. / коллективная монография/ В. Г. Барановский, JI.M. Дробижева, А. Б. Каменский и др. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 337 с.
  16. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. М., 1979.-423 с.-С. 334−335.
  17. , М.М. Собрание сочинений Текст.: в 7 т. / М. М. Бахтин.- М.: Русские словари, 1997.- Т.5: Работы 1940-х начала 1960-х годов.- 731 с.
  18. , Г. В. Толерантность в педагогике Текст. / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова- Акад. проф. Образования.- М., 2002.- 256 с.
  19. , Ю.В. Поликультурное образование как часть региональной культурно-образовательной политики Текст. / Ю. В. Белкин, Н. В. Брагина // Новые ценности образования: культуросообразная школа- научно-методич. сборник.-М, 2002, — вып. П.-С. 108−114.
  20. , А.Ю. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем Текст. / А. Ю. Белогуров // Педагогика.- 2003.- № 1.- С. 24−29.
  21. , Т.Я. Культурные ценности в процессе образования Текст. / Т. Я. Белозерова, Ю. Г. Владарик // Начальная школа плюс до и после. -2005. -№ 3,-С. 48−51.
  22. , Д. Мультикультурное образование: цели и измерения Текст. / Д. Бенкс // Новые ценности образования. M.: ИННОВАТОР, 1996. — вып.4. — С. 15−19.
  23. H.A. Сочинение Текст. / H.A. Бердяев. M.: Раритет, 1994. -415 с.
  24. , Н.П. Родиноведение Текст. / уч.-метод. пособие для учителей нач. шк. / Н. П. Берлякова, И. И. Пилезина, Е. А. Пахалина и др. Пенза: Изд-во ИПК и ПРО. — 68 с.
  25. , М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования / М. Н. Берулава Текст. // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9−11.
  26. , Э. Риэрдон Толерантность дорога к миру Текст. / Бетти Э. Риэрдон.-М., 2001.-304 с.
  27. , B.C. Культура. Диалог культур Текст. / B.C. Библер // Вопросы философии.- 1989.- № 6.- С. 31−42.
  28. , Н.Ц. Народное творчество как средство формирования этнического самосознания учащихся в начальной школе Текст. / Н. Ц. Биткиев // Начальная школа. -1999. -№ 11.- С. 63−65.
  29. , C.B. Воспитание культуры толерантности Текст. / C.B. Бобанова // Начальная школа. 2004. — № 8. — С. 76−78.
  30. , A.A. Восприятие и понимание человека человеком Текст. /A.A. Бодалев. М.: МГУ, 1982. — 199 с.
  31. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  32. , Л.И. Проблемы формирования личности Текст.: Избр. псих, труды / Л.И. Божович- под. общ. ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.352 с.
  33. Большой энциклопедический словарь Текст.: В 2 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. Т 2. — М.: Знание, 1989. — С. 783.
  34. , С.К. Толерантность (Введение в проблему) Текст. / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с. -(Серия «Библиотека психолога»)
  35. , С.Л. Толерантность как норма образовательной и гуманитарной экспертизы Текст. / С. Л. Братченко // Век толерантности, — 2002.
  36. , Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность Текст. / Ю. В. Бромлей, — М.: Наука, 1987.- 333 с.
  37. Бромлей, Ю. В. Человечество это народы Текст. / Ю. В. Бромлей, Р. Г. Подольный. — М.: Мысль, 1990. — 391 с.
  38. , Е.В. Педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников Текст.: Дисс-я канд. пед. наук / Е. В. Брянцева. -Карачаевке, 2005.-205 с.
  39. Буклет толерантность Текст. / http://fnr.ru/btolerance.phtml.
  40. , Э.Ф. Поликультурная региональная подготовка будущих учителей начальных классов Текст. / Э. Ф. Вертякова // Начальная школа. -2005. -№ 9.-С. 17−22.
  41. , Г. Н. Этнопедагогика Текст. / Г. Н. Волков. Чебоксары, 1974. -376 с.
  42. , О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся Текст. / О. Я. Воробьева. Волгоград: Изд-во «Панорама», 2006. — 80 с.
  43. JI.С. Проблема возраста Текст.: В 6 т. / Л. С. Выготскиий. В 6 т. / Л. С. Выготский, — М.: Педагогика, 1982−1983. — Т.2- 504 е.- Т. З — 365 с.
  44. , Б.А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности Текст. / Б. А. Вяткин. // Психологический журнал. 1996. — № 5. — Т. 17 -С. 69−75.
  45. , П.А. Русские философско-педагогические учения XVIII—XX вв.. Текст. / П. А. Гагаев, A.A. Гагаев. М.: ТИД «Русское слово — PC», 2002.- 464 с.
  46. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып. 6. -М, 1996.-е. 10−38.
  47. , П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций Текст. / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1978. — 118 с.
  48. , З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения Текст. / З. Т. Гасанов // Педагогика. 19 996. -№ 6.-С. 51−54.
  49. , З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан Текст. / З. Т. Гасанов // Педагогика. 2005. — № 6. — С. 59−63.
  50. , Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования Текст. / Б. С. Гершунский // Педагогика.- 2002.- № 7.-С. 3−12.
  51. , В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде Текст. / учеб. пособие / В. Н. Гнуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галяпина и др. М., 2004. — 240 с.
  52. , Г. С. Этнокультурное образование младших школьников Текст. / Г. С. Голошумова, Н. Г. Свинина // Начальная школа. 2003. — № 8.- С. 22−27.
  53. , О.С. Общие основы педагогики Текст. / учеб. для студентов высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с. — С. 118−121.
  54. , JI.H. Этноефера: история людей и история природы Текст. / Л. Н. Гумилев. М.: Экопрос, 1993, — 190 с.
  55. , П.С. Философия культуры Текст. / П. С. Гуревич.- М.: Аспект-Пресс, 1994. 316 с.
  56. , В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов.- М.: Интор, 1996. 544 с.
  57. , В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия Текст. / В. И. Даль, — М.: ЗАО Изд-во Эксмо-Пресс, 2002, — 736 с.
  58. , A.B. Региональный компонент содержания образования Текст. / A.B. Даринский // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 18−20.
  59. , Т.Н. Введение национально-регионального компонента в курс начальной школы Текст. / Т. Н. Девяткова // Начальная школа.-1999.-№ 3, — С. 75−78.
  60. Декларация принципов толерантности Текст.: науч.-попул. газета. // Первое сентября. -2001.- № 29 (29 апреля).
  61. , М.С. Гуманистическая культура межнационального общения. Национализм в различных измерениях Текст. / М. С. Джунусов.- Алма-Ата, 1990,-С. 103−112.
  62. , A.B. Конфликтология Текст. / учеб. пособие / A.B. Дмитриев. М.: Гардарики, 2002. — 320 с.
  63. , Г. Д. Многокультурное образование Текст. / Г. Д. Дмитриев М.: Народное Образование, 1999.- 208 с.
  64. , О.И. Воспитание толерантного сознания в процессе обучения русскому языку Текст. / О. И. Еременко, Т. В. Яковлева // Начальная школа. 2004. — № 3. — С. 28−32.
  65. , Д.В. Национальное самосознание и межэтническая толерантность Текст. / Д. В. Ефимова, Ю. А. Макаров. Пенза: ПГПУ им.
  66. B.Г. Белинского, 2004. 311 с. 70.3олотухин, В. М. Две концепции толерантности Текст. / В.М. Золотухин-Кемерово: Кузбасс, гос. технич. ун-т, 1999. 63 с.
  67. , B.C. Единство обучения и воспитания Текст. // Комплексный подход к воспитанию школьников / B.C. Ильин. М., 1982. — С. 60−69.
  68. , Л.П. Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности Текст. / Л. П. Ильченко // Начальная школа. 2004. — № 5. — С. 25−29.
  69. , А.Н. Многообразие понимания толерантности Текст.: учеб-метод, материалы по курсу «Права человека" — под ред. E.H. Рахмановой.- М.: ИД «Камерон», 2004.- 32 с.
  70. , С.Ш. Содержание образования и формирование культуры межнационального общения Текст. / С. Ш. Кабаканова, К. А. Утеева // Педагогика.-1991 .-№ 9.-С. 27−29.
  71. , И. Собрание сочинений Текст.: В 8 т.: юбилейное издание. 1794−1994- под. общ. ред. A.B. Гулыги. М.: Чоро. 1994. — Т.6- 613 с, Т.4. — 430с.
  72. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / П. Ф. Каптерев. М., 1982. — 704 с. — С. 56−57.
  73. , А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия Текст.: Дисс-я докт. пед наук / А. Г. Козлова. СПб., 1997. — 372 с.
  74. , В. Культура межнационального общения: о постановке воспитательной работы в школе Текст. / В. Комаров// Народное образование. 1993.- № 5.1. C. 65−67.
  75. , Я.А. Великая дидактика Текст. / Хр-я по истории зарубежной педагогики/Я.А. Коменский. -М.: Просвещения, 1971. С. 91−181.
  76. , П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения Текст.: автореф. канд. пед. наук / П. Ф. Комогоров. Курган, 2000.- 22с.
  77. Кон, И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива) Текст. / И. С. Кон. М., 1988. — 268 с.
  78. Кон, И.С. К проблеме национального характера Текст. / И. С. Кон // История и психология. М: Наука, 1971. — 311 с.
  79. Конвенция о правах ребенка. Текст. // Положение детей в мире. -Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 1991.-С. 77−96.
  80. , A.M. Формирование установок толерантного сознания Текст. / A.M. Кондаков // Всероссийская научн.-практ. конф. «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России. М.: ИТАР-ТАСС, 1999.-С. 37−38.
  81. Конституция Российской Федерации Текст.- М.: Приор, [2001]. — 2.1.с- 21 см, — 3000 экз.- ISBN 5−85 572−122−3
  82. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст.: офиц. текст. М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.- 24 с.
  83. , В.В. Общие основы педагогики Текст. / учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский- Изд. 2-е, испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с. — С. 210−215.
  84. , Н.К. Интернациональное воспитание детей в начальной школе Текст. / Н. К. Крупская // Пед. соч. в 6 т. Т. 6. М, 1980. — С. 72−76.
  85. , B.C. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме Текст.: Пособ. для учителя / B.C. Кукушин. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 448 с.
  86. , B.C. Общие основы педагогики Текст. / учебное пособие для студентов пед. Вузов / В. С. Кукушкин, Серия «Педагогическое образование». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. — 224 с.
  87. , Л.А. Этнокультурный компонент в структуре и содержании начального образования Текст. / Л. А. Кучегура // Начальная школа. -2004. -№ 11.-С. 106−108.
  88. , Н.П. Этнокультурологические основания национально-регионального компонента общего образования Текст. // Реальность этноса / Н. П. Лабзенко СПб, 2001. — С. 17−19.
  89. , В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме Текст. / В. А. Лекторский //Вопросы философии. № 11. — 1997. — С. 46−54.
  90. , В.А. Национальная психология и этнопсихология. Текст. / А. Н. Леонтьев //Советская этнография. 1983. — № 2 — С. 80−82.
  91. , В.А. Психология общения Текст. / A.A. Леонтьев.- М.: Смысл, 1997. -365 с.
  92. , Э.О. Толерантность и коммуникация Текст.: монография / Э. О. Леонтьева // Мин-во образования РФ: ТГУ.- Томск: Дельтаплан, 2002. 321 с.
  93. , Е. Толерантность и моральный релятивизм Текст. / Е. Лещинский /http://nashmif.gay/ru/le/moral.html.
  94. , Б.Т. Воспитательные аспекты обучения Текст. / Б. Т. Лихачев. -М., 1982.- 191 с.
  95. Локк, Джон. Сочинения Текст.: в 3 т. / Джон Локк: пер. с англ.- М.: Мысль: Философское наследие.- Т.З. 1988.- 668 с.
  96. , C.B. Историческая этиология Текст.: учеб. пособие для вузов / СВ. Лурье.- М.: Аспект- Пресс, 1997.- 448 с.
  97. , A.A. Учителю о психологии младшего школьника Текст. / A.A. Люблинская.- М.: Просвещение, 1977.- 224 с.
  98. , Ю.А. Национальная культура в школе и профилактика экстремизма Текст. / Ю. А. Макаров, Д. В. Ефимов // Начальная школа плюс до и после. 2005. — № 1. — С. 36−39.
  99. , М.Л. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в классах с многонациональным составом Текст.: Дисс-я канд. пед. наук / М. Л. Мальчевская. Красноярск, 2006. — 172 с.
  100. Методы исследования межличностного восприятия Текст. / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  101. Методы социально-психологических исследований Текст. М.: Наука, 1975. — 116 с.
  102. Мид, М. Культура и мир детства Текст. / М. Мид. М.: Наука, 1988.
  103. , М.О. Об интегральной теории национально-этнической общности Текст. / М. О. Мнацаканян // Социс 1999. — № 9. — С. 60−66.
  104. , Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы Текст. / автореф. канд. психолог, наук. / Н. В. Мольденгауэр.- М., 2002.- 32 с.
  105. , З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы Текст. / З. Ф. Мубинова.- Уфа, 2000.- 168 с.
  106. Ш. Мудрик, A.B. Социальная педагогика Текст. / учеб. для студ. пед. вузов // Под ред. В. А. Сластенина. Изд. 4-е, доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 200 с.
  107. , A.B. Социализация и воспитание Текст. / A.B. Мудрик.- М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1997.- 224 с.
  108. , B.C. Психодиагностика развивающейся личности Текст. / B.C. Мухина.- М.: Россия, 1995.- 45 с.
  109. На пути к культуре мира: документы и материалы Текст. // Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. М.: МИК, 1999. — 56 с.
  110. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст.: проект // Народное образование. 2000.- № 2. — с. 14−18.
  111. , В.И. Предпосылки воспитания у младших школьниковпотребности в добротворчестве Текст. / В. И. Новикова //Гуманитарные исоциально-экономические науки. 2004. № 2. — С. 179−184.
  112. , O.A. Формирование толерантного отношения дошкольников ксверстникам средствами искусства Текст.: автор, канд. пед. наук / O.A. Овсянникова. Екатеринбург, 2003.- 22 с.
  113. , А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга Текст.: Автореф. дисс. докт. психолог, наук / А. П. Оконешникова. -М., 1989.-32 с.
  114. , А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей Текст. / А. П. Оконешникова. Пермь: Кн. изд-во, 1996. — 180 с.
  115. , Г. В. Формирование этнотолерантпости у младших школьников Текст. / Г. В. Палаткина // Начальная школа. 2003. № 11. -С. 65−69.
  116. , Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования Текст.: автор, канд. пед. наук / Г. В. Палаткина, — М., 2003. 35 с.
  117. , С.Ф. Мультикультурное образование младших школьников (на примере школ Республики Саха (Якутия)) Текст.: автореф. канд. пед. наук / С. Ф. Петрова. Якутск, 2000. — 38 с.
  118. , В.А. Личность как субъект активности Текст. / В. А. Петровский // психология личности. Хрестоматия. Т. 2. Самара, 1999. -С. 467−488.
  119. , Ю.П. Основы этнической психологии Текст. / учеб. пособие/ Ю. П. Платонов. СПб.: Речь, 2003.-452 с.
  120. , А.О. Особенности психических состояний младших школьников Текст. / А. О. Прохоров, Г. Н. Генинг // Вопросы психологии. 1998.-№ 4. — С. 45−46.
  121. Психология национальной нетерпимости: хр-я Текст. / Сост. Чернявская Ю. В. Минск: Харвест, 1998. — 560 с.
  122. Психолого-педагогический словарь Текст.: авт.-сост. В.А. Мижериков- под ред. П. И. Пидкасистого.- Ростов н /Д: Изд-во «Феникс», 1998. -544 с.
  123. Рабочая книга школьного психолога Текст.: Под ред. И. В. Дубровиной и др. М.: Просвещение, 1991. — 303 с.
  124. , Е.И. Настольная книга практического психолога Текст. / учеб. пособие/ Е. И. Рогов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
  125. , М.И. Воспитание толерантности у школьников Текст. / уч.-мет. пособие / М. И. Рожков, Л. В Байбородова., М. А. Ковальчук. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. — 192 с.
  126. О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / О. Л. Романова. М., 1994. — 22 с.
  127. Российская Федерация. Законы. «Об образовании» Текст.: [фед. Закон: принят Гос. Дум 13. янв. 1996 г.]. М. — №.12.
  128. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -Изд. 2-е.-М., 1946.-704 с.
  129. , С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т.1 — 485 с.
  130. , Р.Н. Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы Текст.: Дисс-я канд. пед. наук / Р. Н. Сафина. -Казань, 2004.- 189 с.
  131. , В.А. Психология и педагогика Текст. / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  132. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию Текст.: учеб. пособие для ст-в высших учебн. заведений / В. А. Сластениин, Г. И. Чижакова. М.: Изд. центр «Академия», 2003.- 192 с.
  133. Словарь по этике Текст.: Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989.-С.351.
  134. Словарь русского языка Текст. / сост. СИ. Ожегов. изд. 3-е.- М.: ЗАО Изд-во иностранных и национальных словарей, 1953. — 848 с.
  135. Словарь русского языка Текст.: в 4-х т.- АН СССР, Институт русского языка Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд.- испр. и доп.-М.: Русский язык, 1984.-Т.4 -482 с.
  136. Современный словарь иностранных слов Текст.: Ок. 20 ООО слов. СПб.: Дуэт, 1994. -С. 610.
  137. , Э. Образование- путь к культуре мира и толерантности Текст. / Э. Соколова // Народное образование. 2002. — № 2.- С. 111−113.
  138. Г. У. Толерантность- норма жизни в мире разнообразия Текст.: материалы научной конференции / Г. У. Солдатова // Вопросы психологии. 2002. — № 1.- С. 132−135.
  139. , Г. У. Тренинг «Учимся толерантности» Текст. Г. У. Солдатова, JI.A. Шойгерова, О. Д. Шарова // IIa пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. — С. 177−239.
  140. , B.C. Собрание сочинений Текст.: В 2-х т. / В.С.Соловьев- общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева- примеч. С. Л. Кравца и др.- АН СССР- Ин-т Философии. М.: Мысль, 1988. — Т.2. — 822 с.
  141. , П. Как воспитывать толерантность? Текст. / П. Степанов // Народное образование. 2001−2002, — №№ 1, 9, — С. 91−97, 159−164.
  142. , Е.В. Детство в условиях разных культур Текст. / Е. В. Субботский // Вопросы психологии. 1975.- № 6. — С. 142- 144.
  143. , Л.Л. Национально-региональный компонент содержания общего образования в структуре поликультурного образования Текст. //
  144. Развитие личности в образовательной системе Южно-Российского региона / J1.JI. Супрунова, А. Ю. Белогуров. Майкоп, 2000. — С. 41−43.
  145. , A.B. Некоторые аспекты этнофункционального подхода к проблеме образования в России Текст. / A.B. Сухарев //Психологический журнал. 2005. — Том 26. — № 2. — С. 91−100.
  146. , Г. В. Основы математической статистики для психологов Текст. / Г. В. Суходольский. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998.-464 с.
  147. , В.А. Воспитание коллективизма у школьников Текст. / В. А. Сухомлинский. М., 1956. — 272 с.
  148. , В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1980. -288 с.
  149. , В.В. Региональная система непрерывного педагогического образования Текст. / В. В. Тарасов. Пензе: Изд-во Пензенского областного ИПК и ПРО, 1994. — 127 с.
  150. , Т.С. Формирование толерантного поведения подростков (на примере школ Республики Саха (Якутия)) Текст.: автор, канд. пед наук / Т. С. Таюрская.- Якутск, 2002. 26 с.
  151. Тер-Минасов, С. Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики Текст. / учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2007. — 286 с.
  152. , В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах Текст. // Культура мира и демократии: учеб. пособ. / В. А. Тишков. -М.: Пресс-соло, 1997. 420 с.
  153. , В.А. О толерантности Текст. / В. А. Тишков // Толерантность и согласие. М., 1997.- С. 19.
  154. Толковый словарь русского языка Текст.: В 4 т. / Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др.- Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Русские словари,! 994 — Т.4. — С. 685.
  155. , В.А. Трудности использования наследия русской традиционной культуры в работе учителя начальных классов Текст. // Национально-региональный компонент в образовании: содержание, структура, функции / В. А. Тургель. СПб, 2001. — С. 79−80.
  156. , М. О терпимости Текст.: пер. И. Мюрнберг- общ. науч. ред. М.А. Абрамов/ М. Уолцер. М.: Идея-Пресс, 2000. — 159 с.
  157. , П.Ю. Регионализация образования младших школьников Текст. / П. Ю. Утков // Начальная школа. 2004. — № 7. — С. 83−86.
  158. , К.Д. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т./ К. Д. Ушинский. М.: Учпедгиз, 1954, — Т.2: Вопросы обучения. — 735 с.
  159. , Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе / методические материалы Текст. / Л. Г. Федоренко СПб.: КАРО, 2006. -128 с.
  160. , М. Воспитание и толерантность Текст. / М. Фелзон // Высшее образование в Европе. 1998. — Т.21. — № 3. — С. 10−14.
  161. Философский энциклопедический словарь Текст.: редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд.- М: Советская Энциклопедия, 1989.-815 с.
  162. Философско-психологические проблемы развития образования Текст.: под ред. В.В. Давыдова- Российская Академия образования. М.: ИНТОР, 1994. -128 с.
  163. , В.В. О религиозных корнях толерантности Текст. / В. В. Форсова // Социс. 2004. — № 1. — С. 54−61.
  164. , Э. Человеческая ситуация Текст. / Э. Фромм- пер. с англ. под ред. ДА. Леонтьева, — М.: Смысл, 1994. 238 с.
  165. , И.Ф. Педагогика Текст. / учеб. пособие / И. Ф. Харламов. -Изд. 4-е, перераб и доп. М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
  166. , Р. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире Текст. / Р. Хеффе // Философские науки. 1991. — № 12, — С. 16−28.
  167. Шаг за шагом: программа для детей и родителей Текст.: составители Кирстен А. Хенсен, Роксан К. Кауфман, Кейт Б.Уолш. М., 2000. — 308 с.
  168. , В.Д. Философия образования и образовательные политики Текст. / В. Д. Шадриков. М: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. — 181 с.
  169. , М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе Текст. / М. И. Шилова.- Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998.- 196 с.
  170. , Д.Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин. М: Знание, 1974. — 64 с.
  171. Этническая психология Текст. /Хрестоматия/ под ред. А. И. Егоровой. -СПб.: Речь, 2003.-320 с.
  172. Этнопсихологический словарь Текст.: под ред. В. Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный ин-т. 1999. — 364 с.
  173. , В.В. Современный словарь по психологии Текст. / В.В. Юрчук- Минск: «Современное слово», 1998. 768 с.
  174. , И.С. Личностно-ориетированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Изд. ф-ма «Сентябрь», 2000.- 2-е изд.- доп. тираж 2000 экз. — 111 с.
Заполнить форму текущей работой