Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности осуществляется поэтапно. На первом и втором курсах происходит осознание студентами значимости самооценки готовности к деятельности учителя физической культурыформируется оценка своих профессионально-педагогических знаний, умений выполнить, показать, научить выполнять общеразвивающие и беговые легкоатлетические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности
    • 1. 1. Самооценка как психолого-педагогическое явление
    • 1. 2. Сущность готовности студентов к профессиональной деятельности
    • 1. 3. Организационно-педагогическая модель формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Реализация организационно-педагогической модели формирования самооценки готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе обучения
    • 2. 1. Исследование потенциальных возможностей преподавателей и студентов к решению проблемы формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности учителя физической культуры
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования у студентов самооценки готовности в процессе изучения учебной дисциплины «Легкая атлетика» на проектировочном и практико-деятельностном этапах
    • 2. 3. Развитие у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности учителя физической культуры по разделу «Легкая атлетика»
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Характерные для нашего времени глубокие общественные преобразования и перемены не могли не затронуть область высшего профессионального образования. Новые требования, предъявляемые к высшей школе в современных условиях, определяют необходимость поиска эффективных средств профессионально-педагогической подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта.

В теории и методике профессионального образования крайне мало теоретических разработок по подготовке студентов на факультетах физической культуры по учебной дисциплине «Легкая атлетика». В то же время образовательная практика очень нуждается в них, как и в новых педагогических технологиях, направленных на формирование готовности студента к решению учебно-практических задач.

Готовность к профессиональной деятельности — это, не только интегральная характеристика стартовой профессиональной подготовки (теоретической и практической), но и основа развития педагогической культуры, профессионального сознания и становления личности в целом. Стержнем развития является адекватная самооценка студентами результатов собственной деятельности. Для формирования самооценки требуется комплекс мер, обеспечивающих становление студентов как субъектов учебной деятельности, развитие рефлексии, активности и саморегуляции. Вместе с тем практическая подготовка специалиста физической культуры признается одним из слабых звеньев в системе высшего педагогического образования, что подтверждается и выявленными противоречиями, которые проявляются в несоответствии между теоретической подготовкой специалиста в вузе и готовностью его к практической деятельности в общеобразовательной школенеобходимостью для студента адекватной самооценки готовности к профессиональной деятельности как основе профессионального развития и отсутствием педагогических условий ее целенаправленного формирования.

Данные противоречия порождают проблему создания педагогических условий для обеспечения готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности, необходимость еще большей практической направленности педагогического образования в вузе, что и отражено в современной квалификационной характеристике специалиста по физической культуре.

Одним из направлений решения данной проблемы является формирование у студентов самооценки, позволяющей определить степень своей готовности к профессиональной деятельности. Кроме того, самооценка обеспечивает осознанное применение полученных знаний, умений и навыков, способствует управлению практической деятельностью, её коррекции, что и определило выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности».

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности (на содержании учебной дисциплины «Легкая атлетика»).

Объект исследования: готовность студентов к профессиональной педагогической деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование у студентов самооценки готовности к профессиональной педагогической деятельности в процессе освоения учебной дисциплины «Легкая атлетика» будет успешным, если:

• студенты включаются в осмысление и актуализацию процесса формирования самооценки готовности к профессиональной деятельности на основе понимания специфики профессиональной педагогической деятельности учителя физической культуры и специфики оценочной деятельности;

• приобщение студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры осуществляется в процессе рационального сочетания усвоения теоретических знаний (цели профессиональной подготовки, основные узловые единицы педагогической деятельности, учебно-практические задачи их выполнения, моделирование практической деятельности, показатели оценки её эффективности) и применения теории в практической деятельности через реализацию учебных проектов, оценку (взаимооценку, самооценку) результатов по разработанным параметрам;

• создаётся организационно-педагогическая модель, отражающая цель, методологические подходы, принципы, этапы и педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили постановку задач исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме готовности студентов к профессиональной деятельности и роли самооценки в процессе обучения.

2. Разработать и теоретически обосновать организационно-педагогическую модель, отражающую педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности.

3. Создать программу реализации организационно-педагогической модели формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности.

4. В процессе эксперимента определить особенности самооценки готовности к профессиональной деятельности и апробировать педагогические условия поэтапного формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности учителя физической культуры по учебному курсу «Легкая атлетика».

Методологические и теоретические основы исследования: теоретические положения о сущности педагогического образования на современном этапе (В.А. Козырев, В. Н. Скворцов, В. А. Сластенин, А.П.

Тряпицына, Г. П. Чепуренко и др.) — дидактика профессионального образования (A.A. Вербицкий, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина и др.), теоретические положения о формировании самооценки в учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, Р. Берне, Л. И. Божович, А. И. Кочетов, М. А. Ларионова, А. И. Липкина, Г. В. Лозовая, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова и др.) — теоретические положения готовности студентов к профессиональной деятельности (Е.И. Артамонова, А. Г. Асмолов, А. И. Жилина, Н. В. Седова, Ю. В. Сенысо и др.) — идеи о сущности деятельности (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. В. Суходольский, Д. И. Фельдштейн, и др.) — особенности влияния общения на самооценку (И.А. Зимняя, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, Б. Д. Парыгин и др.).

Методы исследования.

Теоретические: анализ, синтез, интерпретация, обобщение, моделирование. Эмпирические: педагогический эксперимент, включенное наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, изучение продуктов деятельности студентов. Методы статистической обработки данных, полученных в ходе педагогического эксперимента.

Логика и этапы исследования.

Диссертационное исследование осуществлялось в четыре этапа:

I этап (1998;2000 гг.) — анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме, разработка аппарата исследования, включённое наблюдение за деятельностью студентов в период педагогических практик.

II этап (2000;2003 гг.) — анкетирование преподавателей физической культуры по проблеме создания условий для формирования самооценки студентов, разработка программы педагогического исследования, создание организационно-педагогической модели формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности.

III этап (2003;2006 гг.) — проведение педагогического эксперимента в процессе изучения учебной дисциплины «Легкая атлетика».

IV этап (2006;2008 гг.) — систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов и заключения, оформление диссертационной работы.

Экспериментальная база: факультет физической культуры Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина». В лонгитюдный педагогический эксперимент были включены в течение 2003;2006 учебных годов 60 студентов (с первого по третий курсы) педагогической специальности 50 720.65 Физическая культура.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Организационно-педагогическая модель формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности отражает цель, методологические подходы, принципы, этапы, педагогические условия. Данная модель реализуется в учебном процессе, обеспечивающем теоретическую и практическую реализацию узловых единиц педагогической деятельности по легкой атлетике. Основной единицей является урок, проведение которого предполагает оценку студентом своих знаний, умений, навыков для качественного решения задач физической культуры и приобретение педагогического опыта.

2. Формирование у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности осуществляется поэтапно. На первом и втором курсах происходит осознание студентами значимости самооценки готовности к деятельности учителя физической культурыформируется оценка своих профессионально-педагогических знаний, умений выполнить, показать, научить выполнять общеразвивающие и беговые легкоатлетические упражнения, составляющие отдельные фрагменты в подготовке к проведению основной части урока. На третьем курсе формируется готовность и самооценка умения проектировать и проводить урок в целом, анализировать: цели, структуру, технологии, методику, организацию, рациональность распределения физической нагрузки на обучающихся, способы и приёмы предупреждения травматизма.

3. Самооценка готовности студентов к профессиональной деятельности формируется под влиянием внешних и внутренних условий. К внешним условиям относятся: определение целей профессиональной подготовкивыделение основных узловых единиц педагогической деятельностиконкретизация учебно-практических задач выполнения узловых единиц педагогической деятельностимоделирование деятельности и поведения, формы фиксации оценки результатов выполнения узловых единиц педагогической деятельностипрактическая реализация узловых единиц педагогической деятельностиоценка результатов практической деятельности студента (самоанализ и самооценка эффективности практической деятельностиколлективный анализ и оценка эффективности практической деятельностисравнение самооценки с оценками группы и преподавателя-)/ выявление адекватности самооценки, подтверждение самооценки или её изменениекорректирование практической деятельности и поведения).

Внешние условия стимулируют развитие личностной активности, мотивации, способностей, внутренней позиции, рефлексии, самооценки.

4. Оценка и самооценка практической реализации основных узловых единиц педагогической деятельности выявляет недостатки в уровне готовности студента к профессиональной деятельности, в результате чего самооценка приобретает функцию управления, стимулируя потребность в саморазвитии.

5. Система усложняющихся от курса к курсу практических заданий и поэтапное включение студентов в педагогическую деятельность способствуют формированию их адекватной самооценки и развитию уровня готовности к профессиональной деятельности.

Научная новизна исследования.

Создана организационно-педагогическая модель формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности, отражающая цель, методологические подходы, принципы, этапы, педагогические условия.

Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие формирование у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности учителя физической культуры по учебной дисциплине «Легкая атлетика».

Осуществлена поэтапная подготовка студента к проведению урока физической культуры по разделу «Легкая атлетика», выявлены параметры самооценки подготовленности студента к учебному занятию и оценки эффективности выполнения усложняющихся узловых единиц педагогической деятельности (на 1 курсе — фрагмент подготовительной части урока, на 2 курсе — подготовительная часть урока, на 3 курсе — урок в целом).

Теоретическая значимость.

Раскрыто содержание понятий «готовность студента к профессиональной деятельности» и «самооценка готовности к профессиональной деятельности» в аспекте специфики профессиональной деятельности учителя, физической культуры.

Обоснована взаимосвязь внешних условий (определение цели профессиональной подготовкивыделение узловых единиц педагогической деятельности и их задачмоделирование, практическая реализация и оценка результатов учебной профессионально-педагогической деятельности студента) и внутренних, личностных (активность, мотивация, способности, внутренняя позиция по отношению к внешним воздействиям, рефлексия, самооценка).

Расширено научное представление в области теории и методики преподавания легкой атлетики о педагогических условиях, определяющих формирование у студентов необходимых профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, положительной мотивации на основе самооценки результатов учебной профессиональной деятельности.

Практическая значимость.

Разработана программа поэтапной реализации организационно-педагогической модели, отражающей педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной педагогической деятельности.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается методологическими и теоретическими основами исследованияадекватностью выбора методов исследования поставленной цели и задачамсочетанием качественного и количественного анализа результатов исследованиясогласованностью теоретических выводов и результатов экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе преподавательской деятельности на факультете физической культуры Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет ¡-имени A.C. Пушкина" — выступлений на международных научных конференциях (Царскосельские чтения, Санкт-Петербург, 1999;2002 гг., 2009 г.), в ходе обсуждений на кафедре педагогики ЛГУ имени A.C. Пушкина. По результатам исследования опубликовано 9 печатных работ в виде статей общим объёмом 2,0 п.л.

Рекомендации по использованию результатов исследования: при разработке содержательно-процессуальных модулей по физической культуре и другим специальным дисциплинам педагогического блокапри чтении лекций и проведении практических занятий, организации педагогических практикв процессе учебно-исследовательской деятельности студентов.

Структура диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 242 наименования, 9 приложенийиллюстрирована 12 таблицами и 1 рисунком.

Выводы по второй главе.

1. Выявлено, что в процессе подготовки будущих учителей физической культуры педагогических вузов недостаточное внимание уделяется формированию у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности. Преподаватели лишь частично осознают, какие педагогические условия могут способствовать успешному формированию адекватной самооценки, и только от 3 до 39% преподавателей уделяют внимание некоторым условиям в учебном процессе.

2. Определено, что в процессе учебно-практической деятельности студентов и прохождения педагогической практики в школе студенты иногда используют самооценку своей деятельности, но взаимооценки встречаются редко. При этом наблюдается отсутствие четких параметров самооценки и взаимооценки практической деятельности студентов.

3. Предварительное исследование показало, что студенты слабо ориентируются в понимании параметров и механизмов формирования самооценки.

В" результате экспериментальной работы студенты стали хорошо осознавать эти параметры и механизмы, цели подготовки, важность формирования адекватной самооценки* будущего учителя, включились в активное планирование работы по формированию самооценки, самостоятельную разработку практических проектов, научились выполнять самооценку своей учебно-практической деятельности на основе знаний необходимых параметров оценки, у них сформировалась мотивация на достижению адекватной самооценки с целью достижения готовности к профессиональной деятельности.

4. В результате теоретического анализа литературы была разработана организационно-педагогическая модель формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности. Данная модель была реализована на основе двух этапов: проектировочного и практико-деятельностного. Целью проектировочного этапа стало определение и обсуждение на практических занятиях стратегических и тактических целей профессиональной подготовки студентавыделение узловых единиц педагогической деятельности. В качестве узловых единиц педагогической деятельности на начальном этапе стало обучение проведению фрагмента подготовительной части урока, на втором курсе — обучение проведению подготовительной части урока, на третьем курсе — обучение проведению урока. 1 1.

При этом осуществлялась конкретизация учебно-практических задач, а также моделирование решений деятельности и поведения, определение форм фиксации оценки результатов узловых единиц педагогической деятельности.

Целью практико-деятельностного этапа стала реализация узловых единиц педагогической деятельности, организация оценки результатов практической деятельности студента: на первом курсе — фрагмента подготовительной части урока, на втором — подготовительной части урока, на третьем курсе — урока.

5. Экспериментальная проверка доказала эффективность созданной нами организационно-педагогической модели формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности. Анализ полученных результатов эксперимента выявил динамику адекватности самооценки студентов из экспериментальной группы. Так, на первом курсе адекватную самооценку имели семь студентов, тенденцию к завышению' самооценки — 20, тенденцию к занижению самооценки — три студента. На втором курсе адекватную самооценку стали иметь 19 студентов, тенденцию к завышению- - 10, тенденцию к занижению — один студент. На третьем курсе уже 26 студентов стали иметь адекватную самооценку, тенденцию к завышению — четыре студента.

6. К значительным результатам экспериментальной работы мы также относим рост уровня теоретической подготовки студента, повышение уровня их мотивации к образовательной деятельности в вузе и рост ориентации на профессию учителя физической культуры.

7. Установлена особая значимость педагогического условия, необходимого для успешного формирования самооценки готовности студента к профессиональной деятельности на практико-деятельностном этапе: оценка результатов практической деятельности, включающая самооценку и взаимооценку.

8. Анализ результативности исследования1 показал, что эффективность усвоения учебного материала на занятиях, проводимых с целенаправленным созданием преподавателем педагогических условий формирования самооценки, отражается на качестве эффективности успеваемости студентов.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что при определенных педагогических условиях студенты могут осознать себя компетентными в будущей профессиональной деятельности учителя физической культуры, что способствует их личностному и профессиональному развитию. Это обеспечивается в процессе целенаправленного формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной^ деятельности, которое осуществляется поэтапно (проектировочный этап, практико-деятельностный этап) как взаимосвязанная деятельность преподавателяи студентов при организации соответствующих внешних и внутренних условий.

На проектировочном этапе происходит осознание студентами, сущности и значимости формирования самооценки готовности к профессиональной деятельности, формируется самооценка подготовленности к выполнению практической деятельности. На практико-деятельностном этапеу студентов формируется самооценка выполненнойпрактической деятельности (узловых единиц педагогического деятельности), которая подтверждается или корректируется с учётом оценки преподавателя и студентов-экспертов.

Оценка и самооценка практической реализации узловых единиц-педагогической деятельности характеризует уровень готовности студента к профессиональной деятельности, в результате чего самооценка приобретает функцию управления и стимулирует потребность в саморазвитии. Об этом свидетельствует рост от курса к курсу уровня адекватности самооценки студентом результатов своей учебной педагогической деятельности и готовности к профессиональной деятельности в школе.

Таким образом, результаты проведённого исследования свидетельствуют, что одним из направлений совершенствования профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры является реализация педагогических условий по формированиюу них самооценки готовности к профессиональной деятельности. Это создаёт предпосылки для более естественного перехода будущих специалистов от учебно-практической деятельности в вузе к самостоятельной профессиональной деятельности в школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. 335 с.
  2. И. А. Учитель и новые ориентиры образования. Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем / И. А. Алексашина. СПб.: СПбГУПМ, 1997. — 153 с.
  3. А. Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. Н. Алексеева. JL, 1983. — 16 с.
  4. . Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев. — JI.: Ин-т мозга, 1935. 146 с.
  5. .Г. Экспериментальная и прикладная психология / Б. Г. Ананьев // Учен. зап. ЛГУ: Вып. 4. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.-206 с.
  6. Г. М. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 429 с.
  7. Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте: автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. Ю. Андрущенко — М.: АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. — 1978. -18 с.
  8. О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. М.: Экономика, 1991. — 415 с.
  9. О. М. Самооценка в структуре личности студента : автореф. дис.. канд. психол. наук / О. М. Анисимова-- Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова. 1984.- 17 с.
  10. Д. А. Организационно-психологический подход в подготовке спортсменов / Д. А. Аросьев, П. Г. Нежнов // Психология и современный спорт: междунар. сб. науч. работ. -М., 1982. С. 25−31.
  11. Е. И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика / Е. И. Артамонова. М., 2000. — 158 с.
  12. А. Г. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий: учеб. пособие / А. Г. Асмолов и др.- под ред. А. Г. Асмолова, Г. У., Солдатовой. — М.: Смысл, 2006. — 321 с.
  13. Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  14. А. В. Психодиагностика способности к «общению», или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности /
  15. A. В. Батаршев. М.: Владос, 1999. — 174 с.
  16. О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза : автореф. дис.. канд. психол. наук / О. А. Белобрыкина: Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т. 1998.-22 с.
  17. В.В. Опыт разработки интегративной психологии развития /
  18. B. В. Белоус // Вопр. психологии. 1998. — № 2. — С. 10−17.
  19. Р. Развитие Я-концепции и воспитания / пер. с англ. / Р. Берне. -М.: Прогресс, 1986. 420 с.
  20. В. П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304 с.
  21. В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высш. ж, 1989. — 141 с.
  22. В.В. Межличностные отношения в структуре педагогической деятельности учителя / В. В. Богословский // Психология труда и личности учителя: сб. науч. тр.-Л., 1976.-Вып. 1.-С. 100−113.
  23. А. А. Личность и общение : избр. тр. / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  24. Л. И. Возрастные возможности усвоения знаний: (младшие классы школы) / Л. И. Божович- под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1966. 442 с.
  25. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : психологическое исследование / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968'. — 464 с.
  26. Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопр. психологии. 1979. — № 4. — С. 22−34.
  27. В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной-программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
  28. В. А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: моногр. / В. А. Болотов. Волгоград: Перемена, 2001. — 290 с.
  29. В. А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен : автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. А. Болотов. СПб., 2001. — 33 с.
  30. В. Д. Представления о профессии и самооценка профессионально-значимых качеств у учащейся молодежи / В. Д. Брагина // Вопр. психологии. 1976. — № 2. — С. 146−150.
  31. С. А. Способ исследования количественных характеристик личности / С. А Будасси // Вопр. психологии. 1971. -№ 3. — С. 138−143.
  32. К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека / К. Я. Вазина. М.: Моск. гос. ун-т печати, 2002. — 145 с.
  33. Введение в психологию: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Академия, 1995. — 493 с.
  34. Е. П. Интеллектуальные процессы и их моделирование : сб. ст. / отв. ред. Е. П. Велихов, А. В. Чернавский. М.: Наука, 1987. — 396 с.
  35. И. Н. Методика преподавания легкой атлетики : учеб. пособие / И. Н. Венедиктов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. -40 с.
  36. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
  37. Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский — под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  38. Л. С. Этюды по истории поведения / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. — М.: Педагогика-пресс, 1993. 221 с.
  39. Р. В. Моделирование в познавательной деятельности студентов / Р. В. Габдреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983. — 110 с.
  40. ГеноваЕ. Исследование самооценки у легкоатлетов перед соревнованием / Е. Генова // Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям: сб. работ ин-тов физ. культуры. — М., 1968.-С. 97−104.
  41. . С. Методологическое знание в педагогике / Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров // Методологическое знание в педагогике. -М.: Знание, 1986. С. 3−36.
  42. . С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев: Вища шк.: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1986.- 197 с.
  43. . С. Философия образования для XXI века: (в поисках практически-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 607 с.
  44. Гимнастика и методика её преподавания: учеб. для фак. физ. культуры / под ред. проф. Н. К. Меньшикова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.- 462 с.
  45. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Глас и Дж. Стенли — пер. с англ. JI. И. Хайрусовой. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  46. Е. В. Педагогическое общение как фактор профессионального саморазвития будущего учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Глухих. Хабаровск: Хабаров, гос. пед. ин-т, 2000. — 16 с.
  47. В. А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей / В. А. Горбачева // Изв. АПН РСФСР. 1948. — Вып. 18: Вопр. детской психологии. Ч. 2. — С. 3−26.
  48. Г. Д. Основные задачи практического психолога в современном спорте / Г. Д. Горбунов // Психология и современный спорт: междунар. сб. науч. работ. М., 1982. — С. 120−128.
  49. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: (теория и практика) / М. В. Рыжакова и др.- под ред. B.C. Леднева.- М.": Моск. психолого-соц. ин-т: НПО «МОДЭК», 2002. 384 с.
  50. В. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности / В. Гошек, М. Ванек, В. Свобода // Психология и современный спорт: сб. науч. работ. М, 1978. — С. 86−100.
  51. В. П. Легкая атлетика: критерии отбора / В. П. Губа, В. В. Зеличенок, В. Г. Никитушкин. М.: Терра-спорт, 2000. — 237 с.
  52. В. В. Виды обобщения в обучении: (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) / В. В. Давыдов. М.: ¡-Педагогика, 1972.-423 с.
  53. О. Б. Теоретические подходы к проблеме становления самосознания учащихся в образовательном процессе / О. Б. Даутова. СПб., 1999.-44 с.
  54. Д. В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности школьников старших классов : автореф. дис.. канд. психол. наук / Д. В. Демина. Ярославль: Ярослав, гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского, 1974. — 23 с.
  55. А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта: учеб. пособие для пед. ин-тов / А. А. Деркач, А. А. Исаев. -М.: Просвещение, 1985.-335 с.
  56. У. Беседы с учителями о психологии / У. Джеймс- пер. с англ. — М.: Совершенство, 1998. 148 с.
  57. У. Психология / У. Джемс- пер. с англ.- под ред. Л. А. Петровской. -М.: Педагогика, 1991. 367 с.
  58. В. Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости (на материале динамики младших курсов): автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Донцов. JL: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1977. — 22 с.
  59. М. И. Общая, социальная и юридическая психология : учеб. для вузов / М. И. Еникеев, О. JI. Кочетков. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2003. -752 с.
  60. А. И. Эталонная модель профессиональной компетентности — менеджера (руководителя). Кн. 3 / А. И. Жилина. СПб.: ИОВ РАО, 2002. -С. 85.
  61. А. И. Легкая атлетика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. М.: Академия, 2003. — 464 с.
  62. А. Л. К методике групповой оценки качеств личности / А. Л. Журавлев // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тез. докл. Краснодар, 1975. — С. 265−267.
  63. Журнал работы студента на педагогической практике в условиях высшего многоуровнего педагогического образования (с учеб. заданиями и метод, рекомендациями) / сост.: А. С. Нестеров, А. П. Пустовая. СПб., 1999. -45 с.
  64. Р. М. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности): автореф. дис.. д-ра психол. наук / Р. М. Загайнов. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 1992.-40 с.
  65. И. О. Критическое мышление: технология развития: перспективы для высш. образования / И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек. — СПб.: Альянс-Дельта, 2003. 283 с.
  66. В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие- для студентов вузов. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001. — 206 с.
  67. В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Загвязинский. 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 188 с.
  68. Заир-Бек Е. С. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса): метод, материалы к обучающим семинарам / Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова. СПб.: Петроградский и К0, 1995. -64 с.
  69. Е. А. Самооценка в деятельности студентов / Е. А. Залучёнова. М.: НИИВО, 1992. — 52 с.
  70. А. В. Генезис самооценки: автореф. дис.. д-ра психол. наук/ А. В. Захарова. М.: АПН СССР, Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии, 1989. — 44 с.
  71. И. А. Педагогическое общение как форма реализации учебного сотрудничества преподавателя и студентов / Зимняя И. А. // Психология обучения народному языку. М., 1989. — С. 42−60.
  72. В. П. Психологические основы педагогики: (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова): учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Зинченко. — М.: Гардарика, 2002. — 431 с.
  73. Е. Г. Общение как фактор развития личности / Е. Г. Злобина. — Киев: Наукова думка, 1981. 115 с.
  74. Н. Г. Формирование смысловой сферы личности педагога: (на материале изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурном вузе): автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Зотова. -Волгоград: Волгоград, гос. пед. ин-т, 1998. 20 с.
  75. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 87 с.
  76. Е. П. Психология физического воспитания : учеб. пособие для пед. ин-тов / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1983. — 287 с.
  77. Т. А. Педагогика: курс лекций / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984.-495 с.
  78. Т. А. Педагогика школы: учеб. пособие для пед. ин-тов / Т. А. Ильина и др. М.: Просвещение, 1978. — 320 с.
  79. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения: материалы лекций в 3 вып. / Т. А. Ильина. М.: Знание, 1972−1973. — Вып. 1−3.
  80. Интегративные основы педагогического мастерства: материалы межвуз. науч.-практ. конф. аспирантов, 1−2 февр. 1995 г. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 1996. 88 с.
  81. И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студентов вузов / И. Ф. Исаев. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. — 206 с.
  82. Исследование мотивации достижений. СПб.: Образование, 1993. — 205 с.
  83. А. И. Формирование самооценки профессионально значимых качеств будущих учителей / А. И. Кагальняк, К. Е. Ящинин // Вопр. психологии. 1989. — № 5. — С. 45−51.
  84. М. С. Человек как субъект общения / М. С. Каган // Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии: сб. ст.-Л., 1979.-С. 71−82.
  85. М. Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования : учеб. пособие к спецкурсу / М. Г. Казакина. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. — 69 с.
  86. В. Г. Психология: учеб. для индустр.-пед. техникумов / В. Г. Казаков, Л. Л. Кондратьева. М.: Высш. шк., 1989. — 382 с.
  87. Е. И. Диалог на лестнице успеха: кн. для учителей и родителей / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицина. СПб.: Петербург — XXI век: Пресс-Атташе, 1997. — 157 с.
  88. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система : учеб. пособие / Г. Д. Кириллова. СПб.: Образование, 1996. — 135 с.
  89. М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований, игры и дискуссии / М. В. Кларин. Рига, 1995. — 176 с.
  90. КлимовЕ. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 509 с.
  91. Г. А. Соотношение оценки, самооценки и коммуникативных черт личности подростка: автореф. дис.. канд. психол. наук / Г. А. Ключникова. Л., 1979. — 19 с.
  92. Е. Г. Методика изучения самооценки спортсмена: метод, указания и рекомендации / Е. Г. Козлов и др. — 1983. 14 с. — Рукопись.
  93. В. А. Высшее образование России, в зеркале Болонского процесса : науч.-метод, пособие для пед. работников вузов / В. А. Козырев, Н. Л. Шубина. СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. — 429 с.
  94. В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета / В. А. Козырев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 116 с.
  95. И. А. Основы технологической культуры, педагога / И. А. Колесникова. СПб., 2003. — 288 с.
  96. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллектив, моногр. / В. А. Козырев и др.- под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 391 с.
  97. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  98. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: учеб. пособие для пед. ин-тов / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  99. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  100. КопеинаН. С. Стиль учебной деятельности как средство обеспечения учебной успешности студентов / Н. С. Копеина // Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. JL, 1983. — С. 96−105.
  101. А. П. Динамика самооценки и ожидаемой оценки в условиях вхождения личности в новый коллектив / А. П. Копылова // Новые исследования в психологии. 1976. — № 1. — С. 43−48.
  102. . Б. Принцип изучения психических состояний и проблема саморегуляции деятельности спортсмена / Б. Б. Косов // Психология и современный спорт: междунар. сб. науч. работ. -М., 1982. С. 51−57.
  103. А. И. Культура педагогического исследования /
  104. A. И. Кочетов. 2-е изд., испр. и доп. — Минск: Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. — 327 с.
  105. А. И. Организация самовоспитания школьников: кн. для учителя / А. И. Кочетов. Минск: Народная асвета, 1990. — 173 с. ?
  106. Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. М.: Педагогика, 1991. — 150 С-,
  107. В. В. Методология педагогического исследования /
  108. B. В. Краевский. Самара, 1994. — 165 с.
  109. В.В. Общие основы педагогики : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. М.: Academia, 2003. — 254 с.
  110. В. В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  111. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому / В. В. Краевский. 2-е изд., испр. — М.: Пед. о-во России, 2001. — 35 с.
  112. . Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти- пер. с англ. — М.: Физкультура и спорт, 1978. 224 с.
  113. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя в режиме перехода к развивающему обучению : учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. Тверь: Изд-во ТвГУ, 1998. — 86 с.
  114. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990. — 117 с.
  115. Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб.: б. и. — Рыбинск: Науч.-исслед. центр развития творчества молодежи, 1993. — 54 с.
  116. Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности: ценностно-смысловой анализ / Ю. Н. Кулюткин. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — 83 с.
  117. Ю. Н. Моделирование педагогических ситуаций: проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Ю. Н. Кулюткин и др.- под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  118. Ю. Н. Педагогическая задача / Ю. Н. Кулюткин // Творческая направленность деятельности педагога: сб. науч. тр. JL, 1978. -С. 11−18.
  119. Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  120. Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. 400 с.
  121. А. М. Профессиональное самоопределение учащихся / А. М. Кухарчук, А. В. Ценципер. Минск: Народная асвета, 1976. — 128 с.
  122. A.M. Самооценка учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения : автореф. дис.. канд. психол. наук / A.M. Кухарчук. Минск: Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького, 1973. — 23 с.
  123. М. А. Профессиональная самооценка учителя: структура, особенности формирования: учеб.-метод. пособие для учителей, шк. психологов, соц. педагогов и студентов пед. вузов / М. А. Ларионова. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. 90 с.
  124. М. Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей в области информационно-коммуникационных технологий : монография / М. Б. Лебедева. СПб.: УМЦ Ком. по образованию, 2006. -259 с.
  125. М. М. Технология профессионального педагогического образования : учеб. пособие для вузов / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. -270 с.
  126. К. М. Личность педагога: становление и развитие / К. М. Левитан. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. — 163 с.
  127. Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-288 с.
  128. В. А. Диалектика. Познание. Наука / В. А. Лекторский и др. М.: Наука, 1988. — 285 с.
  129. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  130. И. А. Проблемное обучение / И. А. Лернер. М.: Знание, 1974.-64 с.
  131. И. А. Современная дидактика: теория практика / И. А. Лернер и др. — М.: ИТПИМИО, 1994. — 288 с.
  132. И. А. Философия дидактики и дидактика как философия / И. А. Лернер. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 49 с.
  133. А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А. И. Липкина, Л. А. Рыбак. М.: Просвещение, 1968. — 142 с.
  134. А. И. Психология самооценки школьника: автореф. дис.. д-ра психол. наук / А. И. Липкина. М.: АПН СССР, Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии, 1974. — 35 с.
  135. Г. В. Формирование самооценки спортсмена: учеб.-метод. пособие / Г. В. Лозовая. СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. — 33 с.
  136. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  137. В. С. Психологические исследования объективности оценок и самооценок у студентов : автореф. дис.. канд. психол. наук / В. С. Магун. -Л.: Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова, 1977. — 22 с.
  138. Д. Социальная психология : интенсив, курс / Д. Майерс: пер. с англ. / Д. Майерс. 6-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2001. — 750 с.
  139. М. К. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Шк. «Язык рус. культуры», 1999.-216 с.
  140. А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996.-308 с.
  141. А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 190 с.
  142. Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартене- пер. с англ. -М.: Физкультура и спорт, 1979. 176 с.
  143. А. Мотивация и личность / А. Маслоу- пер. с англ. СПб.: Евразия, 2001.-477 с.
  144. МейлиР. Различные аспекты Я / Р. Мейли // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975. — Вып. 5. — С. 132−141.
  145. В. С. Проблемы психологии / В. С. Мерлин. М., 1986. -296 с.
  146. С. Б. Педагогическая система формирования общей и профессиональной самооценки студентов вузов : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Б. Миронова. Саратов: Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2003.-22 с.
  147. Э. И. Психолого-педагогическая оценка факторов эффективности соревновательной деятельности в спортивной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. И. Михайлова. -М.: Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры, 1975. 24 с.
  148. JI. В. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / JI. В. Мищенко. Ростов н/Д, 1993. — 22 с.
  149. JI. И. Личность и оценочные способности старшеклассников : кн. для учителя / Л. И. Мнацаканян. М.: Просвещение, 1991.- 189 с.
  150. Е. Б. Конспекты по психологии: личность и организация / Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1996. — 107 с.
  151. Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии / Е. Б. Моргунов, В. П. Зинченко. 2-е изд., уточн. и доп. — М.: Тривола, 1994.-333 с.
  152. В. А. Анализ проведения урока физкультуры: сб. метод, материалов / авт.-сост. В. А. Муравьев, И. П. Залетаев. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 85 с.
  153. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: как давать и обретать душевное здоровье / Р. Мэй- пер. с англ. М.: Апрель-пресс: Эксмо-пресс, 2002. — 252 с.
  154. Р. С. Психология: учеб. для студентов вузов: в 2 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. М.: Просвещение: Владос, 1994. -491 с.
  155. Н. Н. Самопознание — путь совершенствования / Н. Н. Обозов // Психология в управлении. Л., 1983. — С. 72−83.
  156. JI. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л. Ф. Обухова. -М.: Роспедагентство, 1996. 372 с.
  157. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А. И. Герцена: метод, материал для руководителей и преподавателей вузов. СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. — 127 с.
  158. А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студентов вузов / А. Б. Орлов. М.: Academia, 2002. — 270 с.
  159. А. Б. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус / А. Б. Орлов // Современная школа. 2000. — № ½. -С. 45−55.
  160. Основы вузовской педагогики: учеб. пособие для студентов ун-та / редкол.: Н. В. Кузьмина (отв. ред.) и И. А. Урилин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. -311с.
  161. Е. М. Профессиональное становление будущего учителя / Е. М. Павлюченков // Сов. педагогика. 1990. — № 11. — С. 64−69.
  162. ПалаймаЮ. Ю. Факторы, обусловливающие мотивацию достижений у спортсменов накануне соревнований / Ю. Ю. Палайма / Педагогика.
  163. Психология: второе направление: тез. докл. Всемир. науч. конгр. «Спорт в современном обществе», июль 1980 г., Тбилиси. М., 1980. — С. 206−207.
  164. . Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971. — 351 с.
  165. Педагогическая практика студентов факультетов физического воспитания: пособие. М.: ВГПИ им. С. М. Кирова, 1986. — 98 с.
  166. В.А. К проблеме активности личности в познавательной деятельности / В. А. Петровский // Проблемы коммуникативной- и познавательной деятельности. Ульяновск, 1981. — С. 98−120.
  167. П. И. Психолого-педагогический —.справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый. JI. М. Фридман, М. Г. Гарунов. М.: Пед. о-во России, 1999. — 353 с.
  168. С. Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / С. Е. Пиняева, Н. В. Андреев // Вопр. психологии. 1998. — № 2. -С. 3−10.
  169. В. А. Дидактика высшей школы : учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Попков, А. В. Коржуев. М.: Академия, 2001. — 130 с.
  170. А. В. Индивидуальная психолого-педагогическая оценка в подготовке футболистов высокой квалификации : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Портнов. Малаховка: Моск. обл. гос. ин-т физ. культуры, 1984. -24 с.
  171. Практическая психология: учеб. пособие / под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: СПбГАСУ, 1993.-251 с.
  172. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: метод. пособие для руководителей и преподавателей вузов / О. В. Акулова и др.- под ред. С. А. Гончарова. СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. — 159 с.
  173. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. — 330 с.
  174. Психология: сл. / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  175. А. Ц. О психическом складе личности советского спортсмена // Педагогика. Психология: второе направление: тез. докл. Всемир. науч. конгр. «Спорт в современном обществе», июль 1980 г., Тбилиси. М., 1980. — С. 40.
  176. РеанА. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Разум- под общ. ред. А. А. Реана. СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
  177. JI. А. Наблюдение в практической психологии (характеристики, методики, упражнения) / JI. А. Регуш. СПб.: Образование, 1996. — 146 с.
  178. В. Н. Лабораторно-практические занятия как средство подготовки студентов пединститутов к оптимизации обучения школьников : учеб. пособие / В. Н. Ретюнский. Куйбышев: КГПИ, 1988. — 73 с.
  179. Рефлексия в науке и обучении: тез. докл. и сообщ. к науч.-метод. конф., 12−14 нояб. 1984 г. Новосибирск: ИИФиФ, 1984.-270 с.
  180. К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейберг- пер. с англ-М.: Смысл, 2002. 527 с.
  181. К. Становление личности: взгляд на психотерапию / К. Роджерс- пер. с англ. М.: Эксмо-пресс, 2001. — 414 с.
  182. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редкол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. М.: Большая рос. энцикл., 1999 — Т. 1−2.
  183. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: метод, пособие (по орг. опыт.-эксперим. работы в контексте идей Болонской декларации) / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 175 с.
  184. С. JI. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  185. Е. В. Социальная психология: курс лекций / Е. В. Руденский. -М.: Инфра-М — Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. 224 с.
  186. П. А. Личность и коллектив в спортивной деятельности: лекция для студентов ГЦОЛИФКа / П. А. Рудик. М.: ГЦОЛФК, 1975. — 30 с.
  187. РыжонкинЮ. Я. Практика актуализации возможностей спортсмена / Ю. Я. Рыжонкин // Психология и современный спорт: междунар. сб. науч. работ.-М., 1982.-С. 103−112.
  188. Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентаций школьников на самооценку и оценку другими людьми : автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. И. Савонько. М.: АПН СССР, Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии, 1970. — 19 с.
  189. А. В. Психологические особенности профессиональной самооценки личности и условия ее совершенствования: автореф. дис. / А. В. Садкова. М.: Рос. акад. гос. службы при президенте РФ, 1998.
  190. В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения / В. Ф. Сафин // Вопр. психологии. 1975. — № 3. — С. 62−72.
  191. Н. В. Педагогическая культура учителя / Н. В. Седова. СПб., 2003.-208 с.
  192. И. Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопр. психологии. — 1983.-№ 2.-С.35−42.
  193. Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций / Ю. В. Сенько. М.: Academia, 2000. — 232 с.
  194. И. М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. — М.: Учпедгиз, 1953.-335 с.
  195. В. М. Адекватная самооценка как фактор активизации целенаправленного профессионального становления / В. М. Синельков // Тез. докл. к VII съезду О-ва психологов СССР. М., 1989. — С. 81−82. *
  196. В. Н. Образование XXI век: профессиональный рост специалиста в условиях дистанционного повышения квалификации <: материалы первой науч.-практ. конф. (Кингисепп, май 2003) / редкол.: В. Н. Скворцов (гл. ред.) и др. СПб.: ЛГУ, 2004. — 93 с.
  197. В. Н. Системный подход к моделированию учебного процесса в условиях непрерывного образования / В. Н. Скворцов. — СПб.: Файндер, 2002.-37 с.
  198. В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования / В. А. Сластенин // Магистр. 1994. — № 6. — С. 3−8.
  199. В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  200. Р. Мифы и реальность в психологии спорта / Р. Слигер. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 152 с.
  201. Е. В. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности) / Е. В. Смирнова, А. П. Сопиков // Социальная психология личности: сб. ст. JL, 1973. — С. 14−20.
  202. Е. В. Становление специалиста / под ред. Е. В. Смирновой.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 136 с.
  203. А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
  204. СтамбуловаН. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие / Н. Б. Стамбулова. СПб.: Центр карьеры, 1999. — 367 с.
  205. В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-286 с.
  206. Т. Н. Самооценка как фактор подготовки спортсменов высокой квалификации : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Стрельникова.- Малаховка: Моск. обл. гос. ин-т физ. культуры, 1984. — 22 с.
  207. Г. В. Основы психологической теории деятельности / Г. В. Суходольский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 168 с. — *
  208. Теория и методики физического воспитания для фак. физ. культуры пед. ин-тов / под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 286 с.
  209. И. Н. Самоорганизация как фактор успешности деятельности аспирантов: автореф. дис.. канд. психол. наук / И. Н. Трофимова. Л.: Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова, 1983. — 16 с.
  210. А. П. Методологические предпосылки построения педагогической теории образования / А. П. Тряпицына // Актуальные проблемы педагогической науки: науковедческий аспект. СПб., 2001. — С. 67−76.
  211. Учитель крупным планом: социально-педагогические проблемы учительской деятельности / под общ. ред. С. Г. Вершловского. 2-е изд.,, перераб. и доп. — СПб.: СПбГУПМ, 1994. — 132 с.
  212. Д. И. Психология воспитания подростка / Д. И. Фельдштейн. М.: Знание, 1978. — 47 с.
  213. Д. И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Междунар. пед. акад., 1994. — 192 с.
  214. Формирование учебной деятельности студентов / под ред.
  215. B. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
  216. Дж. Личность и личностный рост. Вып. 4. (Теории К. Роджерса, А. Маслоу) / Дж. Фэйдимен, Р. Фрейгер- пер. с англ. / М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994. — 65 с.
  217. Г. И. Педагогическая структура обучающей деятельности и формирование мастерства педагога в учебном процессе : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Г. И. Хозяинов. М.: Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, 1991. -31 с.
  218. . К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. вузов физ. культуры / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. -3-е изд., стер. М.: Academia, 2004. — 478 с.
  219. Р. И. Аффект неадекватности в структуре личности подростка : автореф. дис.. канд. психол. наук / Р. И. Цветкова. М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1977. — 16 с.
  220. П. Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии / П. Р. Чамата // Психологическая наука в СССР: в 2 т. М., 1960. — Т. 2. —1. C. 91−109.
  221. Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для студентов вузов / Д. В. Чернилевский. М.: Юнити, 2002. — 436 с.
  222. И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / И. И. Чеснокова // Принцип развития в психологии: сб. ст. М., 1978. — С. 316 337.
  223. М. А. На ошибках учатся : новые методы обучения в сред, школе / М. А. Чошанов // Сов. педагогика. 1989. — № 9. — С. 78−81.
  224. Т. В. Отношение молодого учителя к своей профессиональной деятельности / Т. В. Шадрина, Л. Н. Лесохина // Профессиональная деятельность молодого учителя (социально-педагогический аспект). М., 1982. — Гл. 3. — С. 35−79.
  225. А. Л. Коллектив и развитие личности школьника: учен, зап /
  226. A. Л. Шнирман. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1962. — Т. 232. -290 с.
  227. Г. Г. Коммуникация, деятельность, рефлексия / Г. Г. Щедровицкий // Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974.-С. 12−28.
  228. В. В. Общеобразовательная технология: от приема до философии / В. В. Щелев. М., 1996. — 234 с.
  229. В. С. Саморегуляция как фактор общей одаренности /
  230. B. С. Юркевич // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. -Т. 12.-С. 233−250.
  231. И. С. Развивающее обучение / Н. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  232. В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / В. А. Якунин. СПб.: Михайлов В. А.: Полиус, 1998. — 638 с.
  233. М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии / М. Г. Ярошевский, JI. И. Анцыферова. М.: Педагогика, 1974. -303 с.
  234. Busemann А. Kollektive Selbsterziehung in Kindheit und Yugend / A. Busemann // Ztschr. fur padagogische Psychology. 1925. — Jg. 26. — S. 229.
  235. Maslow A.H. Motivation and personality / A.H. Maslow. N. Y.: Harper, 1954.-411 p.154
Заполнить форму текущей работой