Вопросы и задания
Существуют ли в вашей профессиональной образовательной организации нормативные правовые документы, регламентирующие проектную и проектно-исследовательскую деятельность учащихся? В случае положительного ответа на этот вопрос ознакомьтесь с этими документами и оцените их на предмет полноты и системности, практико-ориентированности (в контексте получаемых студентами профессий/специальностей… Читать ещё >
Вопросы и задания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. В чем состоят сходства и различия в трактовке понятия «технология» в производственной сфере и в образовании?
- 2. Как вы понимаете смысл следующих фраз?
- • «Гарантированное достижение ожидаемых результатов обучения».
- • «Воспроизводимость результатов обучения».
- • «Опора на рефлексивные механизмы в обучении».
- • «Технологический подход способствует преодолению слабой результативности обучения».
- • «Технологизация в образовании имеет границы, за пределами которых она превращается во зло».
- • «Стихийность, неуправляемость принципиально важны и неустранимы для образования и в образовании».
Какие примеры негативных последствий технологизации образовательного процесса вы можете привести из истории педагогики и из современной практики?
3. Считаете ли вы корректным следующее определение?
«Педагогическая технология в профессиональном образовании — это
способ организации деятельности обучающихся и обучающих, предполагающий успешное достижение заданного набора профессиональных и общих компетенций обучающихся".
Обоснуйте ваше мнение. Если вы считаете это необходимым, скорректируйте определение.
4. Какие из следующих педагогических технологий применимы для общего образования, СПО, профессионального обучения? Заполните таблицу, используя символы «+"(соответствует) и «-» (не соответствует). По каждой позиции обоснуйте ваше мнение.
Педагогические технологии. | Оценка соответствия. | ||
Общее образование. | СПО. | Профессиональное обучение. | |
Модульное обучение. | |||
Организация проектной деятельности обучающихся. |
Окончание таблицы
Педагогические технологии. | Оценка соответствия. | ||
Общее образование. | СПО. | П рофсссионал ьнос обучение. | |
Организация исследовательской деятельности обучающихся. | |||
Контекстное обучение. | |||
Проблемное обучение. | |||
Технология «полного усвоения». | |||
Технология «Дебаты». | |||
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». | |||
Обучение посредством деловых игр | |||
Технология «Ксйс-стади». | |||
«Коллективный способ обучения». |
Примечание. При выполнении задания вам могут потребоваться дополнительные источники информации.[1]
5. Оцените (спрогнозируйте) преимущества и риски инновационных технологий обучения, которые могут проявиться при использовании их в образовательном процессе профессиональной образовательной организации, но ППССЗ.
Инновационные технологии обучения. | Преимущества. | Риски. |
Имитационное обучение. | ||
Проблемное обучение. | ||
Полное усвоение знаний. | ||
Дистанционное обучение. |
— профессионально значимая ситуация или задача, предлагаемая студенту в том или ином виде — описание, пакет документов, видеофрагмент или др.;
при необходимости — дополнительные материалы, необходимые для выработки решения (цифры, факты, ссылки на источники и др.); критерии оценки преподавателем предложенного решения.
Апробируйте кейс и критерии оценки в своей работе со студентами.
7. Предложите тему для ролевой дискуссии между студентами в рамках определенного курса (дисциплины, модуля, МДК), связанную с получаемой студентами профессией/специальностью. Можете использовать типовой набор ролей (Инициатор, Спорщик, Соглашатель, Оригинал, Организатор, Молчун, Деструктор) или предложить свой вариант (например, участники дискуссии могут обладать различными профессиональными ролями, социальным статусом и др.).
Разыграйте эту дискуссию в микрогруппе, тщательно придерживаясь определенных ролей.
- 8. Определите, кто может выступать в роли заказчика проектов, которые могли бы выполняться силами учащихся в вашей образовательной организации. На удовлетворение каких социальных потребностей могут работать эти проекты?
- 9. Предложите возможные варианты продуктов (по два-три) и жанр презентации для каждого из следующих проектов.
- • «Услуги будущего».
- • «Успешный профессионал — герой нашего времени».
- • «Товары для молодежи: особенности рынка».
- • «Музей профессии».
- • «Моя профессия в зарубежных странах».
- 10. Разработайте форму рефлексивного листа, которая должна быть заполнена в ходе совместного обсуждения, но итогам реализации учебного проекта.
- 11. Чем исследовательский проект отличается от учебного исследования?
- 12. Распределите следующие позиции по двум различным перечням: а) «Преимущества групповых проектов»; б) «Преимущества персональных проектов».
- • План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
- • У студентов полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от усилий самого студента.
- • Студенты приобретают опыт целеполагаиия и планирования деятельности.
- • В ходе разработки проекта могут быть предложены различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения. Этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
- • Проект может иметь значительный объем и достаточно большую сложность.
- • У студентов формируются навыки работы в сотрудничестве.
- • Студенты приобретают опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии.
- • Студенты приобретают опыт взаимодействия с заказчиками проектов.
- • Разные студенты, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включаются в определенные этапы работы над проектом.
- 13. Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера (генератора идей, исследователя, оформителя продукта, режиссера презентации). Какие еще ситуативные роли вы можете предложить для студентов, выполняющих групповой проект?
- 14. Обсудив в микрогруппах, предложите четыре-пять идей для реализации среднесрочных межпредметных проектов в профессиональной образовательной организации определенного профиля. Возможный вариант работы: первая микрогрунпа разрабатывает идеи практико-ориентированных проектов, вторая — исследовательских, третья — творческих или игровых проектов. Выбрав одну из идей, оформите паспорт проекта.
Реализуйте разработанный проект в своей профессиональной образовательной организации. По окончании оцените его ход, практические и образовательные результаты.
- 15. Разработайте проект деловой (ролевой) игры, но учебному курсу (дисциплине, модулю, МДК) СПО, профессионального обучения, ДПП. Каковы цели деловой игры? Формированию и развитию каких компетенций (общих, профессиональных) она будет способствовать? Каковы правила игры? К какому итогу должны прийти ее участники? Но каким признакам можно считать, что цели игры (игровые, педагогические) достигнуты?
- 16. Разработайте и потом проведите учебный мини-проект в рамках своего курса (дисциплины, модуля, МДК), рассчитанный на одно сдвоенное занятие. Можете использовать типовые модели мини-проектов, представленных ниже.
- • «Реклама» (создание, презентация и оценка рекламного продукта, нацеленного на продвижение товаров или услуг, связанных с приобретаемой профсссией/специальностью).
- • «Социологический опрос» (изучение и анализ общественного мнения, на примере своего курса, группы, коллектива образовательной организации, по отношению к тому или иному предмету, явлению, процессу).
- • «Экспертиза"(игровая профессиональная оценка качества изделия, продукта, товара или услуги, связанных с приобретаемой профессией/ специальностью).
Что было для вас самым сложным на этапе разработки мини-проекта? На этапе его реализации?
- 17. Существуют ли в вашей профессиональной образовательной организации нормативные правовые документы, регламентирующие проектную и проектно-исследовательскую деятельность учащихся? В случае положительного ответа на этот вопрос ознакомьтесь с этими документами и оцените их на предмет полноты и системности, практико-ориентированности (в контексте получаемых студентами профессий/специальностей), личностной ориентированности, открытости внешнему контексту и вклюценности в социальное партнерство. В какой степени потенциал, заложенный в этих документах, реализуется на практике?
- 18. Посетите учебное занятие кого-либо из ваших коллег и проведите его комплексный анализ по представленному ниже плану.
- 1. Каково место занятия в разделе курса?
- 2. Было ли оптимально отобрано учебное содержание (или имеется его избыток/недостаток)? Уложился ли преподаватель в отведенное время?
- 3. Был ли учебный материал, в целом, доступен для обучающихся данного возраста?
- 4. В какой степени содержание занятия было связано с будущей профессией/специальностью обучающихся?
- 5. Какие основные этапы включало занятие? Насколько успешно был реализован каждый из них?
- 6. Насколько эффективно (быстро, четко, организованно, заинтересованно) было проведено начало занятия?
- 7. Какие формы организации обучения (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная) использовал преподаватель? Насколько эффективно?
- 8. Какие технологии, методы и приемы обучения были использованы? Насколько эффективно?
- 9. Какие были использованы средства обучения и наглядности? Насколько эффективно?
- 10. Была ли предусмотрена работа с учебной литературой? Если да, то насколько эффективно?
- 11. Было ли предусмотрено использование ИКТ? Если да, то насколько эффективно?
- 12. Можно ли считать занятие практико-ориентированным? По каким признакам можно об этом судить?
- 13. Была ли предусмотрена самостоятельная работа обучающихся? Если да, насколько она была эффективной и почему?
- 14. В какие виды деятельности были включены обучающиеся?
- 15. Каковы учебно-психологические особенности группы и отдельных обучающихся (включая общий уровень владения материалом курса)? Как они были учтены при построении занятия?
- 16. Была ли предусмотрена индивидуализация обучения (индивидуальные, разноуровневые задания или др.)?
- 17. В каком стиле педагогического общения работал преподаватель? Какова была общая психологическая атмосфера? Проявлял ли он эмпатию? Как менялось эмоциональное состояние обучающихся в ходе занятия?
- 18. Все ли обучающиеся были включены в деятельность, или некоторые из них «выпадали» из учебного процесса? Если да, то какая часть?
- 19. Какова была учебная мотивация обучающихся и как она менялась на протяжении занятия? Какие приемы формирования мотивации были использованы? Выступал ли преподаватель в какие-то моменты занятия в роли фасилитатора?
- 20. В каких еще ролях выступал преподаватель?
- 21. В какой форме производилась оценка (кратко, развернуто)? Насколько она была корректной и объективной?
- 22. 11асколько преподаватель был корректен и тактичен в ходе занятия? Насколько грамотной была его речь?
- 23. Было ли задано домашнее задание? Оптимально ли оно, но форме и содержанию? Как оно было встречено обучающимися?
- 24. В какой степени преподавателю удаюсь реализовать поставленные цели и достичь ожидаемых результатов? По каким признакам вы можете об этом судить?
- 25. С какими трудностями столкнулся преподаватель в ходе занятия? Какие методические ошибки он допустил?
- 19. Разработайте сценарий занятия по учебному предмету, курсу, модулю (дисциплине) СПО, профессионального обучения, ДПП, используя следующи й алгори гм.
- 1. Определите место занятия в разделе курса и на основе этого — его тип (вводное, изучение нового материала, закрепление, практическое применение, контролирующее, комбинированное).
- 2. Определите, на формирование и развитие каких компетенций (профессиональных и общих), умений, знаний, практического опыта, предусмотренных программой курса (11 011, ФГОС), должно быть нацелено занятие. На этой основе сформулируйте его обучающую цель.
- 3. Сформулируйте развивающую и воспитательную цели занятия.
- 4. Спланируйте основные этапы занятия, распределите время.
- 5. Для каждого этапа подберите подходящие формы, технологии, методы и приемы обучения.
- 6. Подберите необходимые средства обучения (наглядность, И КТ и др.).
- 7. Детализируйте деятельность преподавателя и деятельность обучающихся по каждому этапу занятия, заполнив таблицу.
Этап занятия. | Деятельность преподавателя. | Деятельность обучающихся. |
- 8. Сформулируйте набор критериев (не менее пяти) для оценки результативности проведенного занятия.
- 20. Для разработанного вами сценария занятия (см. предыдущее занятие) подберите подходящие приемы формирования учебной мотивации для использования: а) в начале занятия; б) по ходу занятия. Какие типы приемов вы преимущественно использовали и почему?
- 21. Проведите учебное занятие по подготовленному вами плану-конспекту. Проведите краткий самоанализ занятия, используя следующий план.
- 1. Каково место занятия в разделе курса?
- 2. Каковы были цели и ожидаемые результаты занятия?
- 3. Какие основные этапы включало занятие?
- 4. Какие формы, технологии, методы, приемы и средства обучения были использованы?
- 5. Каковы психологические особенности группы и отдельных обучающихся? Как они были учтены при построении занятия?
- 6. Какова была учебная мотивация обучающихся на протяжении занятия? Какими приемами вы ее поддерживали?
- 7. В какой степени удалось реализовать поставленные цели и достичь ожидаемых результатов? По каким признакам вы можете об этом судить?
- 8. Каких результатов не удалось достичь в ходе за1 штия и почему? Какие возникли непредвиденные трудности?
- 9. Какие методические ошибки вы допустили в ходе занятия? Что нужно предпринять, чтобы в дальнейшем не допускать подобных ошибок?
- [1] Составьте учебный кейс для студентов по какой-либо теме определенного курса (дисциплины, модуля, МДК), ориентируясь на следующуюструктуру: инструкция для преподавателя по организации выполнения задания, включая указание на знания, умения, компетенции или другие результатыобразования, которые проверяются данным кейсом; — инструкция для студента по выполнению задания (для студента);