Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Активизация познавательной деятельности младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведение нестандартных уроков. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач и упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами… Читать ещё >

Активизация познавательной деятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Активизация познавательной деятельности учащихся — одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической методической теории и практики.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу — это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности — задача, которую необходимо решать многим педагогам, психологам, методистам и, конечно же, учителям.

Психологические особенности младших школьников, их любознательность, отзывчивость, расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать информацию, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

«Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность определяет степень „соприкосновения“ обучаемого с предметом его деятельности.» [3, стр.112].

Управление активностью учащихся и является активизацией учащихся. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них — разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

«Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • — принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • — ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • — оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • — самостоятельно выбирать посильное задание;
  • -находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
  • — решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения" [9, стр.4].

Основными факторами, побуждающими учащихся к активности, являются следующие: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, а также игровой характер проведения занятий.

Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Любая игра побуждает её участника к действию.

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. Игра — это серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. «Именно в игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребёнка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития» [13, стр. 3].

Кроме того, для успешной активизации познавательной деятельности младших школьников необходимо:

  • — проведение нестандартных уроков. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач и упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения.
  • — применение заданий нешаблонного характера, усиливающих интерес ученика к выполнению заданий. Интерес ребёнка — важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.
  • — использование индивидуальных карточек с заданиями. Так, каждый ученик уверен, что за работу он получит оценку.

Таким образом, чтобы как можно дольше сохранить у младших школьников учебную деятельность, как ведущую деятельность, необходимо сформировать у учеников «умение учиться». Лишь при этом условии они могут успешно учиться в более старших классах, где учение становится одним из видов общественно полезной деятельности школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой