Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика изучения категории рода имен существительных в русском и немецком языках на основе теории поэтапного формирования умственных действий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенность данного исследования заключается в том, что в нем предпринимается попытка обобщения и систематизации лингвистического материала на основе двух языков (русского и немецкого) по теме «Род имен существительных». Определено содержание опытного обучения, составлена схема ориентировочной основы деятельности (в дальнейшем ООД), реализующая деятелыгостный подход в обучении грамматике… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Психолого-педагогические основы обучения грамматике
    • 1. Психологические особенности усвоения неродного языка учащимися
    • 2. Трудности в освоении немецкого языка
    • 3. Психолого-педагогические модели обучения в мировой практике
    • 4. Функционально-семантическое направление в изучении морфологии как средство языкового развития учащихся
    • 5. Психологические основы теории поэтапного формирования умственных действий
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2.
  • Теоретические основы изучения рода имен существительных русского и немецкого языков
    • 1. К истории и современному состоянию вопроса обучения грамматике
    • 2. Род как особая грамматическая категория имен существительных
    • 3. Сопоставление категории рода имен существительных русского и немецкого языков
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3.
  • Дидактические основы и современное состояние процесса формирования умения определять род и. мен существительных русского и немецкого языков
    • 1. Дидактические основы изучения темы «Категория рода имени существительного» русского и немецкого языков
    • 2. Виды заданий по диагностике языкового и умственного развития учащихся при изучении грамматики
    • 3. Организация и проведение диагностического исследования
      • 3. 1. Диагностические параметры и проведение констатирующего эксперимента по грамматической категории рода русского и немецкого языков
      • 3. 2. Анализ констатирующего среза по русскому языку и трудности при его выполнении
      • 3. 3. Анализ констатирующего среза по немецкому языку и трудности при его выполнении
  • Выводы по главе 3
  • Глава 4.
  • Пути формирования умения определять род имен существительных русского и немецкого языков на основе поэтапного формирования умственных действий
    • 1. Обучающая модель «Формирование умения определять грамматический род имен существительных русского и немецкого языков», реализующая деятельностную теорию обучения
    • 2. Цели и задачи методики
    • 3. Разработка обучающей модели по теме «Формирование умения определять род имени существительного русского и немецкого языков
    • 4. Упражнения на введение в тему «Род имен существительных немецкого языка»
    • 5. Организация поэтапного усвоения категории рода имени существительного
    • 6. Диагностика эффективности новой методической модели по русскому и немецкому языкам
      • 6. 1. Анализ обучающего эксперимента по русскому языку
      • 6. 2. Анализ обучающего эксперимента по немецкому языку
      • 6. 3. Результаты итоговой диагностики
  • Выводы по главе 4

Методика изучения категории рода имен существительных в русском и немецком языках на основе теории поэтапного формирования умственных действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преобразования социально-экономического характера, которые произошли в последние годы в нашей стране, дали широкий импульс инновационному развитию в области образования. На пороге нового века существенно изменился контекст обучения в России. Широкие слои общества осознают в наши дни необходимость владения нормированными родным и иностранным языками. Формируется новый социальный заказ. Расширяются экономико-политические связи со странами Европы, и в том числе с Германией. Владение иностранным языком рассматривается сегодня как показатель личностной культуры специалиста в любой сфере общественной деятельностиспециалист со знанием иностранного языка особо оценивается работодателями и имеет более реальные перспективы профессионального роста. Кроме того, в связи с изменением социальной и политической ситуации в России растет количество переселенцев. При этом необходимо в сжатые сроки интегрировать эту часть населения в новую для них языковую среду, а с этой целью — использовать эффективную методику при обучении русскому языку как второму.

Поэтому важно усилить практическую направленность и межкультурную обусловленность процесса обучения русскому и немецкому языкам в школах и вузах. Не менее значимо параллельное решение вопроса о совершенствовании профессионально-ориентированных, интерактивных методов и приемов обучения учителей и преподавателей.

Цели обучения определяют достаточно высокий уровень владения родным и иностранным языками. Появляются новые задачи, новые требования к уровню владения родным и иностранным языками, что ведет к изменению концептуального подхода в изучении языков. Объем знаний, которым должен владеть учащийся, с каждым десятилетием увеличивается и порой становится непосилен для усвоения. А проблема сохранения здоровья детей в настоящий момент особенно актуальна и в сфере образования.

С точки зрения проблем взаимосвязи учебной деятельности, социального заказа и физического состояния учащихся необходима не только эффективная, но и щадящая образовательная методика, которой по праву является деятелъностная теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

Практика обучения русскому и иностранному языкам выявляет ряд нерешенных методических проблем. Методическая ситуация диктует необходимость:

1) уточнить роль и характер интегрированного обучения родному (русскому) и иностранному (немецкому) языкам, общих и специфических моментов организации изучаемого материала на примерах двух языков;

2) раскрыть важность формирования грамматических навыков и умений в русском и немецком языках;

3) определить совокупность принципов, которые облегчают и объединяют усвоение изучаемых явлений грамматики.

Интегрируя процесс обучения, мы взаимообогащаем грамматические знания двух сложных разносистемных языков. Разработка методической модели изучения категории рода имен существительных русского и немецкого языков предполагает анализ ее отдельных компонентов и их теоретическую и практическую направленность.

Реальные условия для успешного решения данной проблемы создает необходимая для нашего исследования научная база: концепция взаимосвязи обучения и развития мышления и речи, заложенная работами J1.C. Выготского, Н. И. Жинкина, А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейнатеория деятсльностного подхода в обучении, разработанная П. Я. Гальпериным, Н. Ф. Талызиной, поиски путей преодоления формализма в преподавании Ф. И. Буслаева, И .Я. Лернера, М. Н. Скаткина, К. Д. Ушинского, Ф. Ф. Фортунатова, а также методические исследования алгоритмизированного обучения H.H. Алгазиной, А. И. Власенкова и другие.

Основной целью настоящего исследования является лингводидактическое обоснование и разработка эффективной и щадящей системы формирования умения определять род имен существительных немецкого и русского языков.

Сопоставление языков раскрывает механизм овладения родной и иноязычной речевой деятельностью. Полученные результаты служат ориентирами отбора материала обучения, методов, приемов работы с ним. Прикладной аспект исследования заключается в детализации моментов сходства и различия функционирования категории рода в двух языках.

Во-первых, надо отметить, что в немецком языке имеются 3 рода: мужской, женский и среднийв русском языке помимо мужского, женского и среднего рода имеются «общий род» (владыка, забияка) и существительные множественного числа, у которых род, соответственно, не определяется (ножницы, сани).

Во-вторых, род имен существительных в русском и немецком языках не совпадает. Для русскоязычных, изучающих иемецкий язык, непонятно, почему существительные das Weib — 1) баба, женщина, 2) женаdas Weibchen — самкаdas Madchen — девочкаdas Madel — девка, девушка являются в немецком языке существительными среднего рода, в русском языке все они женского рода. Существует и ряд других примеров несоответствия рода, обоснование которых важно для осознанного усвоения этой грамматической категории.

В-третьих, в немецком языке существительные имеют служебное словоартикль, который является формальным выражением рода, числа и падежа, и все существительные обязательно пишутся с заглавной буквы. В русском языке наблюдается, прежде всего, флективный способ выражения рода. Полагаем, что сопоставленные явления в исследуемом материале являются базой для обучения фрагментам русской и немецкой грамматики.

Благодаря совмещению теоретических и практических задач обучения двух языков, мы стремимся сконцентрировать основное внимание на проблеме улучшения качества иноязычной и родной речевой деятельности, что ведет к необходимости рассмотреть такие вопросы, как взаимодействие разносистемных языков, интерференция, природа порождения ошибок, их классификация и поиск путей облегченного определения рода имен существительных.

Необходимость усилить обучающий и развивающий эффект при формировании языковых знаний, умений и навыков, а также недостаточная разработанность модели обучения отдельным грамматическим вопросам определяют актуальность исследования и его содержание.

Особенность данного исследования заключается в том, что в нем предпринимается попытка обобщения и систематизации лингвистического материала на основе двух языков (русского и немецкого) по теме «Род имен существительных». Определено содержание опытного обучения, составлена схема ориентировочной основы деятельности (в дальнейшем ООД), реализующая деятелыгостный подход в обучении грамматике и способствующая эффективному формированию умения определять род имен существительных русского и немецкого языков. Исследование предполагает сопоставление методических подходов к изучению темы «Род имен существительных» в двух языках, что также является специфической чертой данной работы.

Известно, что при традиционных методах определения рода имен существительных у обучающихся создается возможность проверить правильность не самих умственных действий, а всего лишь результата, тогда как правильный результат в грамматической задаче может быть совершенно случайным. Одной из предпосылок быстрого и прочного овладения содержанием учебного материала является формирование осознанного умения, которое создает благоприятные условия для приобретения школьниками и студентами новых знаний.

Объектом исследования является процесс формирования языковых понятий и умений по теме «Грамматическая категория рода имен существительных» у школьников и студентов, изучающих русский и немецкий языки.

Предметом нашего исследования является методика определения рода имени существительного в русском и немецком языках, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий школьников и студентов.

Целью исследования является разработка научно обоснованной, экспериментально проверенной методической системы определения рода имен существительных в русском и немецком языках.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) изучить лингвистическую, методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследованияопределить свою позицию относительно методического подхода к изучению грамматической категории рода имен существительных в русском и немецком языках;

2) выявить реальное состояние формирования языковых понятий и умений определять грамматический род имен существительных русского и немецкого языков, для чего необходимо проанализировать действующие программы и учебники;

3) установить трудности, возникающие в ходе обучения;

4) выявить причины, порождающие ошибки в усвоении материала;

5) рассмотреть психолого-педагогические основы экспериментального обучения школьников и студентов русскому и немецкому языкам;

6) разработать методическую систему определения рода на основе поэтапного формирования умственных действий;

7) экспериментально проверить ее эффективность, обобщить результаты исследования.

На основе объекта, предмета и цели была сформулирована гипотеза исследования. Эффективность процесса формирования умения определять грамматический род имен существительных может быть достигнута в результате реализации на практике методики поэтапного формирования умственных действий. Данная методика рассчитана на осознание умственных действий, перенос сформированного действия на новый материал, что приведет к систематизации и обобщению морфологических знаний и умений.

В соответствии с характером гипотезы и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:

1) теоретический (лингвистическое, методическое и психолого-педагогическое обоснование исследования, анализ специальной литературы);

2) практический (информационный отбор по теме исследования, наблюдение за ходом учебного процесса);

3) экспериментальный (проведение констатирующего и обучающего экспериментов);

4) сопоставительный (сопоставление категории рода в русском и немецком языках);

5) статистико-математический (обработка результатов констатирующего и обучающего экспериментов).

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

1. Разработаны лингвистические, методические и психолого-педагогические основы изучения грамматической категории рода имен существительных русского и немецкого языков на основе поэтапного формирования умственных действий.

2. Выявлен уровень знаний и умений обучаемых правильно использовать немецкие и русские имена существительные в речевой деятельности, опирающийся на анализ программ, учебников, учебных пособийопределены способы преподавания данной темы в средних общеобразовательных школах и техническом вузе.

3. Определена и экспериментально проверена научно обоснованная методическая модель деятельностного подхода, направленная на формирование к умения правильного определения категории рода имен существительных в речевой деятельности у школьников и студентов, изучающих русский и немецкий языки.

4. Создана схема ООД, в которой произведен отбор, обобщение и систематизация лингвистического материала по теме исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что.

1) разработана методическая модель, которая позволяет повысить уровень грамматических знаний при определении рода имен существительных русского и немецкого языков;

2) создана модель поэтапного формирования умения, реализующая деятельностную методику в качестве одной из форм алгоритмизированного обучения;

3) созданные схемы ООД и прилагаемые к ним таблицы для младшего и старшего возраста как своеобразные «маршрутные карты» легко и эффективно помогают обучающимся определять грамматический род имен существительных немецкого и русского языков.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что.

1) его результаты могут применяться как в средних классах при изучении рода существительных, в старших классах при обобщении этого материала, так и в вузах, где изучаются русский и немецкий языки студентами нефилологических специальностей;

2) результаты экспериментального исследования могут быть использованы при создании учебников для школьников и студентов и методических пособий для учителей общеобразовательных школ и преподавателей вузов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс обучения категории рода имен существительных немецкого и русского языков протекает успешнее, если строится на основе лингвистических характеристик и учета особенностей данной категории в обоих языках.

2. Эффективность усвоения материала достигается поэтапной деятельностью с учетом исторически сложившихся, формальных и семантических признаков имен существительных русского и немецкого языков.

3. Экспериментальная методика определения рода должна включать в себя таблицу схемы ООД, схему ООД, систему прилагаемых упражнений.

Достоверность и обоснованность проводимого исследования, его результатов и выводов обусловлена опорой на достижения современной лингвистической, психолого-педагогической и методической наук, совокупностью использованных методов, достаточным количеством тестируемых, изучающих русский и немецкий языки, а также положительными результатами проведенного экспериментального обучения.

Результаты исследования апробированы на занятиях со студентами Орловского государственного технического университета нефилологических специальностей, в средних общеобразовательных школах № 13 и № 18 города Орла и использованы на заседаниях кафедры интенсивного изучения иностранных языков, кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университетана научно-практических конференциях Орловского государственного университета, Орловского государственного технического университета и Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация и гуманитаризация образования в школе и вузе» (2006 г.).

Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Выводы по главе 4.

Новая методическая модель поэтапного формирования умения определять род имен существительных русского и немецкого языков была успешно апробирована и оказалась эффективнее традиционной образовательной модели. Можно сделать следующие выводы:

1. Методика поэтапного формирования умственных действий оказывает развивающий эффект на овладение учащимися знаниями категории рода имен существительных, что подтвердило диагностическое исследование.

2. В основу методики изучения категории рода имен существительных русского и немецкого языков положен сознательно-сопоставительный метод обучения, предполагающий одновременное овладение данными грамматической категории «сверху» (путем осознания языковых особенностей) и «снизу» (путем выполнения серии специальных упражнений).

3. При разработке методической модели мы руководствовались психологической теорией поэтапного формирования умственных действий, согласно которой изучаемый языковой материал должен пройти все стадии: от первичных знаний до вторичных умений. В соответствии с этим формирование навыков употребления категории рода осуществлялось в строго логической последовательности.

4. В ходе анализа грамматической категории рода необходимо учитывать морфологические и синтаксические особенности, что способствует предупреждению грамматических ошибок.

5. В упражнения по русскому языку для устранения ошибок следует включать большее количество существительных, нетипичных по формообразованию.

6. В упражнениях по немецкому языку наибольшие затруднения вызывают задания на употребление исторически сложившейся категории рода существительных. Возможно, для устранения ошибок также следует включать в упражнения по немецкому языку большее количество таких существительных.

7. Если в немецком языке удалось включить в алгоритм практически все случаи определения рода существительных, то при составлении алгоритма для русского языка пришлось отсеять ряд наименее частотных случаев. Самые типичные из них проработаны и включены в схему ООД. Учет всех случаев без исключения привел бы к нарушению стройности алгоритма, его усложнению. Те же малочастотные и уникальные случаи, которые были выделены на этапе составления схемы ООД, предоставляют материал для дальнейшей работы.

8. Схемы ООД работают одинаково успешно как для немецкого, так и для русского языка, позволяя систематизировать грамматические знания и умения, совершенствовать умственные операции. Учащиеся без затруднений овладевают новыми знаниями о категории рода.

9. Кроме того, предлагаемая методика эффективно воздействует на формирование умения переносить сформировавшийся механизм приобретения знаний на другой языковой материал.

Заключение

.

Знание языка как системы еще не дает достаточных речевых навыков для правильного и свободного общения на нем. При обучении любому языку совершенно недостаточно рассказывать о грамматических категориях, разъяснять лексические значения слов, показывать, как строятся словосочетания и предложения. Тренировка в обучении должна опираться на осмысление закономерностей родного и иностранного языков, при этом необходима рациональная и эффективная методика, которая давала бы уникальную возможность с наименьшими трудностями достигать максимальных результатов.

С точки зрения проблем взаимосвязи учебной деятельности, социального заказа и физического состояния учащихся, по праву эффективной и щадящей является образовательная методика на основе теории поэтапного формирования умственных действий.

Предложенные в диссертационной работе идеи, положения и конкретные разработки были успешно проверены на практике. Диагностика подтвердила правильность выдвинутой гипотезы.

1. Эффективность процесса формирования морфологических умений (в частности, умения определять род существительных) может быть достигнута в результате реализации на практике обучения, основанного на методике поэтапного формирования умственных действий, главными компонентами которого являются таблица ООД, схема ООД, шесть этапов усвоения схемы ООД, система упражнений. Это связано с тем, что происходит осознание умственных действий, способствующее успешности работы с языковым материалом, формируется умение переноса сформированного действия на новый материал, происходит систематизация и обобщение знаний и умений.

2. Языковое развитие предполагает взаимодействие единого комплекса компонентов языковой способности и совершенствование собственно грамматического компонента. В исследуемой грамматической способности можно выделить следующие компоненты: 1) осмысление изучаемой морфологической теории- 2) восприимчивость к семантике грамматических единиц- 3) сформированность логико-грамматических операций. Следовательно, оптимальной можно признать модель обучения, строящуюся на поэтапном формировании умственных действий с осмысленным языковым материалом. Для создания модели образовательной и развивающей методики мы исходили из поставленных изначально задач диссертационного исследования,.

3. Анализируя действующие программы, учебники, учебные пособия с помощью запланированных методов исследования, мы выявили реальное состояние сформированности умения определять грамматический род имен существительных немецкого и русского языков у учащихся средних общеобразовательных школ и студентов негуманитарных специальностей.

4. Установили трудности, возникающие в ходе обучения и причины, порождающие ошибки в усвоении материала для их дальнейшего устранения, подвели итоги исследования.

5. Реализуя на практике теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, разработали методическую модель и экспериментально проверили ее эффективность.

Новая методическая модель построена на основе ориентировочной опоры деятельностного подхода с учётом интерферирующего влияния родного языка учащихся на немецкий язык. Несомненно, положительным моментом является проведение параллелей между родным и иностранным языками при определении рода имен существительных. В этом особенность данной работы. Сопоставляя, мы взаимообогащаем знания по двум языкам.

Были намечены перспективы исследования. Данная методика и конкретный дидактический материал, собранный и систематизированный нами, могут применяться для формирования умения определять грамматический род имён существительных русского и немецкого языков как в школах, так и в вузах. Выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы в практическом и лекционном материале для быстрого приобретения качественных знаний, для тренинга, систематизации и обобщения уже имеющихся знаний.

Перспективным является перенос экспериментальной методики на изучение других морфологических тем и разделов науки о языке. Безусловно, перспективным направлением является алгоритмизация учебного материала, позволяющая составлять типовые информационные модели для дистанционного обучения, для обучения русскому языку как иностранному.

Нам видятся два пути преодоления низкого уровня знаний и умений у школьников и студентов: привнесение некоторых усовершенствований в учебники с целью улучшения содержания и создания целостного представления о категории рода имен существительныхвнедрение новой методической системы, эффективной и оптимальной для усвоения грамматической категории рода.

Следует отметить, что ценность этой темы с языковой и методической точки зрения определяет необходимость продолжения научных исследований, посвященных детальному анализу данного лексико-грамматического явления. В практическом плане интерес представляет составление методических рекомендаций для различных категорий учащихся. Решению этих задач будет посвящена наша дальнейшая научно-методическая деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Ф. Занимательная грамматика Текст. / Н. Ф. Александрович. Минск, 1965. — 251 с.
  2. , М.Н., Колшанский, Г.В. О соотношении логических и грамматических категорий Текст. / М. Н. Алексеев, Г. В. Колшанский // Вопросы языкознания. 1954. — № 1. — С.11 — 14.
  3. , А.Д. Грамматика и ее значение в общем образовании человека Текст. / А. Д. Алферов // Родной язык в средней школе: Опыт методики. М.: 1912. -С.81−102.
  4. , А.Г. Изучение имени существительного как части речи в 5 классе Текст. /А.Г. Амелина//Русский язык в школе. 1971. — № 5, — С.25−27.
  5. , A.M. Психологическое тестирование Текст. / A.M. Анастази. -М.: Педагогика, 1982. т. 2 — 295 с.
  6. , А.Б. Современный русский язык: Контрольные упражнения по морфологии Текст. / А. Б. Аникина. -М.: Высшая школа, 1985. 156 с.
  7. , А.Т. Усвоение категории рода на уроках русского языка Текст. /
  8. A.Т. Арсирий // Русский язык в нац. школе. 1957. — № 6. — С.45 — 47.
  9. , А.Т. Занимательные материалы по русскому языку Текст.: книга для учащихся / JI.JI. Крысина. М.: Просвещение, 1955. — 338 с.
  10. , B.JI. Психология обучения иностранным языкам Текст. /
  11. B.JI. Артемов. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
  12. , А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов М.: Просвещение, 1990. — 367 с.
  13. , О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова М.: Советская энциклопедия, 1966. — 608 с.
  14. , Я.Б. Методика преподавания имени существительного в 5 классе Текст. / Я. Б. Ахмедов. Баку: Наука, 1959.-249 с.
  15. , В.В. Русский язык Текст. Практика: сборник задач и упражнений /В.В. Бабайцева. -М.: Просвещение, 1992. 316 с.
  16. , В.В., Чеснокова, Л.Д. Русский язык. Текст. Теория / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. -М.: Просвещение, 1998.-255 с.
  17. , Н.З. Научные основы методики обучения грамматическому строю русского языка в национальной школе Текст. / Н. З. Бакеева. М.: Педагогика, 1983- 168 с.
  18. , М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка Текст. / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. 1979. — № 4 — 276 с.
  19. , Л.И. Введение в языкознание Текст. / Л. И. Баранникова. -Саратов, 1983.-С. 157.
  20. , Е.А. Изучение имени существительного в 5 классе Текст. / Е. А. Баринова. М.: Просвещение, 1954. — 124 с.
  21. , Е.А. Методика русского языка Текст. / Е. А. Баринова. М.: Просвещение, 1974. — 398 с.
  22. , Е.А. Содержание и принципы построения курса методики русского языка Текст. / Е. А. Баринова // О методической подготовке будущих учителей русского языка. Л., 1973 — С. 29 — 34.
  23. , Р.Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия Текст. / Р. Ю. Барсук М.: Высшая школа, 1970. 175 с.
  24. , Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка Текст. / Б. В. Беляев. -М.: Просвещение, 1964. 135 с.
  25. , Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам Текст. /
  26. Б.В. Беляев. М.: Просвещение, 1965. — 246 с.
  27. , Б.В. Новое в психологии обучения иностранным языкам. Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языками Текст. / Б. В. Беляев. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 235 с.
  28. , Ф.М., Головин, Б.Н. Общее языкознание Текст. / Ф. М. Березин, Б. Н. Головин // Учебное пособие для студентов пед. инст. М.: Просвещение, 1979.-416 с.
  29. Бим, И.Л., Санникова, Л.М., Садомова, JI.B. Немецкий язык для 5−9 классов / И. Л. Бим, JT.M. Санникова, JT.B. Садомова // Учебник. М.: Просвещение, 1997.-С.215.
  30. Бим, И.Л., Санникова, Л.М., Садомова, Л.В. Schritte 4 / И. Л. Бим, Л. М. Санникова, Л. В. Садомова // Учебник. М.: Просвещение, 1999. — С. 197.
  31. Бим, И.Л., Санникова, Л.М., Садомова, Л.В. Schritte 5 / И. Л. Бим, Л. М. Санникова, Л.В. Садомова//Учебник.-М.: Просвещение, 2001.-С.203.
  32. , А.И. Взаимосвязь морфологии и синтаксиса при изучении частей речи. Об изучении имени существительного в 5 классе Текст. / А. И. Блинкина. М.: Просвещение, 1963. — С.7 — 40.
  33. , З.У. Роль и место родного языка в обучении второму языку актуальные проблемы теории практики преподавания русского и иностранных языков Текст. / З. У. Блягоз. Краснодар, 1999. — С.6 — 7.
  34. , Т.Г., Корнилова, Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка Текст. / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. М.: Роспедагенство, 1984. -150 с.
  35. , Д.И. К характеристике вопросов абстракции и обобщения при усвоении грамматики Текст. / Д. И. Богоявленский // Вопросы психологии. 1958. — № 4 — С.123−145.
  36. , А.Ф. Актуальные вопросы методики русского языка в национальной школе Текст. / А. Ф. Бойцова // Вопросы обучения и воспитания в национальной школе. М.: Просвещение, 1971.-221 с.
  37. , A.B. Грамматическая категория и контекст Текст. / A.B. Бондарко. JL: Наука, 1971. — 115 с.
  38. , A.B. Теория морфологических категорий Текст. / A.B. Бондарко. Л., 1976. — 315 с.
  39. , A.B. Функциональная грамматика Текст. / A.B. Бондарко. JL: Наука, 1984.- 136 с.
  40. , Дж. Психология познания. Текст. / Дж. Брунер. М.: Просвещение, 1977. — 320 с.
  41. Буланин, JT. J1. Трудные вопросы морфологии. Текст. / JT.JT. Буланин // Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1976. 207 с.
  42. , Л.Л. Трудные вопросы морфологии. Текст. / Л. Л. Буданин. М.: Просвещение, 1976. — 167 с.
  43. , Н.С. Проверка усвоения системы морфологических понятий учащимися средней школы Текст. / Н. С. Букина // Автореферат диссертации. -М.: Просвещение, 1971. 28 с.
  44. , Л.А. Введение в языкознание Текст. / Л. А. Булаховский. -М.: Просвещение, 1953. 179 с.
  45. , A.C. Преподавание русской грамматики. Текст. / A.C. Бунаков // Методика обучения русскому языку в средних учебных заведениях. М.: Просвещение, 1912.-С.24−29.
  46. , Ф.И. О преподавании отечественного языка Текст. / Ф. И. Буслаев // Учебное пособие для пед. ин-тов по спец. рус. яз. и лит. М.: Просвещение, 1992.-512 с.
  47. , Ф.И. Историческая грамматика русского языка Текст. / Ф. И. Буслаев. -М.: Просвещение, 1959. 234 с.
  48. , Е.А. Об одном из компонентов лингводидактического исследования Текст. / Е. А. Быстрова // Русский язык в национальной школе. -1982.- № 3 -С.22 -37.
  49. , Н.С. Современный русский язык Текст. / Н. С. Введенская. -М.: Высшая школа, 1987. 497 с.
  50. , Г. А. Как избежать грамматических ошибок Текст. / Г. А. Вейхман. М.: Синтез, 2001. — 150 с.
  51. , Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) Текст. / Е. М. Верещагин. М.: Изд-во МГУ, 1969. -160 с.
  52. , В.В. Исследования по русской грамматике Текст. / В. В. Виноградов // Избранные труды. М.- АПН РСФСР, 1975. — 559 с.
  53. , В.В. Русский язык Текст. / В. В. Виноградов. JL: Учпедгиз., 1947. — 772 с.
  54. , В.В. Форма слова и части речи в русском языке Текст. / В. В. Виноградов //Избранные работы по русскому языку. М., 1959. — С.34−41.
  55. , В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) Текст. / В. В. Виноградов. -М.: Высшая школа, 1972. 614 с.
  56. , В.В. Лингвистические аспекты обучения языку Текст. / В. В. Виноградов. М.: 1972. — С.235.
  57. , Н.С., Розенталь, Д.Т., Фомина М. И., Цапукевич, В. В. Современный русский язык Текст. / Н. С. Волгина, Д. Т. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич. -М.: Высшая школа, 1971.-407 с.
  58. Вопросы методики обучению русскому языку учащихся национальной школы / Н. З. Бакеева. М.: Педагогика, 1976. — 126 с.
  59. , А.Х. Русская грамматика Текст. / А. Х. Востков. М.: СПб., 1842.-6 изд.-203 с.
  60. , Л.С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский. М.: АНП РСФСР, 1956.-519 с.
  61. , Л.С. Проблема умственной отсталости Текст. / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. М.|: Просвещение, 1982. — 284 с.
  62. Галкина Федорук, Е. Л. Современный русский язык Текст. / Е. Л. Галкина — Федорук. — М.: изд- во МГУ, 1962. — 408 с.
  63. Галкина Федорук, Е. Л. Понятие формы слова Текст. / Е. Л. Галкина -Федорук. — М.: Наука, 1976. — 117 с.
  64. , П.Я. Психология как объективная наука Текст. / П. Я. Гальперин. Воронеж, 1998. — С.378.
  65. , П.Я. К учению об интериоризации Текст. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1966. — № 5. — С.32−39.
  66. , П.Я. Введение в психологию. Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Просвещение, 1976. — 356 с.
  67. , П.Я. К проблеме внимания Текст. / П. Я. Гальперин // Доклады АНН РСФСР. М.: Просвещение, 1958. — № 4. — С.78−83.
  68. , П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления Текст. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1966.- № 4.- С.128−135.
  69. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка Текст. / П. Я. Гальперин. М.: изд-во МГУ, 1985. — 345 с.
  70. , П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Доклады на совещания по вопросам психологии. -М.: Учпедгиз, 1954. С.45−54.
  71. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирований умственных действий и понятий» Текст. / П. Я. Гальперин. -М.: Просвещение, 1966. С. 156.
  72. , П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. М.: Просвещение, 1959. — С.46−51.
  73. , П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий Текст. / П. Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. 1958. — № 3. -С.145−149.
  74. , П.Я., Кабыльницкая, C.JT. Экспериментальное формирование внимания Текст. / П. Я. Гальперин, C.JI. Кабыльницкая. М.: Просвещение, 1974.-С.156.
  75. , П.Я., Пантина, Н.С. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании. Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность Текст. / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1958. -С.46−57.
  76. , A.B. К определению понятия падежа и рода существительных Текст. / A.B. Гладкий // Вопросы языкознания. 1969 — № 2. — С.27−32.
  77. , И.Г. Морфология современного русского языка Текст. / И. Г. Голанов. -М.: Высшая школа, 1967. 286 с.
  78. , Б.Н. К вопросу о сущности грамматической категории Текст. / Б. Н. Головин // Вопросы языкознания. 1955. — № 1. — С.29−41.
  79. , М.М., Ждан, А.Н. Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранного языков Текст. / М. М. Гохлернер, А. Н. Ждан. М., 1972.-254 с.
  80. Грамматика русского языка Текст. / В. В. Виноградов. М., 1960. — 720 с.
  81. , Ф.К. Морфология русского языка Текст. / Ф. К. Гужва // Пособие для учителей. Киев, Рад.шк., 1987. — 222 с.
  82. , Е.В., Шендельс, Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке Текст. /Е.В. Гулыга, Е. И. Шендельс. М.: Просвещение, 1969. — С.184.
  83. , З.П. Об учете особенностей родного языка учащихся при обучении русской лексике Текст. / З. П. Даунене // Русский язык в национальной школе. -1973.-№ 2, — С.17−23.
  84. , Н.Д. Обучение школьников морфологическому анализу на основе репродуктивной и продуктивной деятельности Текст. / Н. Д. Десяева. М.: Просвещение, 1987. — С.267.
  85. , Ю.Д. Основные аспекты исследования дву-язычия и многоязычия Текст. / Ю. Д. Дешериев. М.: Наука, 1972. — С.26−42.
  86. Дидактика средней школы. -М.: Просвещение, 1982.- С. 190.
  87. , В.А. Вопросы преподавания русского языка в средней школе Текст. / В. А. Добромыслов. М.: Просвещение, 1950. — 181 с.
  88. , A.B. Взаимосвязь между морфологией и синтаксисом как ведущий тактический принцип изучения грамматики в школе Текст. / A.B. Дудников // Русский язык в школе. 1975. — № 5. — С.18−20.
  89. , A.B. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. Текст. / A.B. Дудников // Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. — с. 304.
  90. , А.П. Об изменении грамматических категорий имен существительных по учебному комплексу Текст. / А. П. Еремеева // Русский язык в школе, 1994.- № 6.- С.21−24.
  91. , Т.Н. Определение рода существительных с основой на мягкие согласные и шипящие с Ь. Текст. / Т. Н. Ермоленко // Русский язык в национальной школе. — 1969. — № 1. — С.9−11.
  92. , В.М. О природе частей речи и их классификации Текст. / В. М. Жирмунский // Вопросы теории частей речи на материале языков различного типа. JI., 1965. — С. 18 — 32.
  93. , С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах Текст. / С. Ф. Жуйков. М.: Просвещение, 1964. — С.370.
  94. , В.М., Извольская, И.В. Грамматика немецкого языка Текст. / B.JI. Завьялова, И. В. Извольская. М.: Просвещение, 1995. — С. 145.
  95. , А.Х. Методика преподавания русского языка в условиях новой языковой ситуации. Текст. / А. Х. Загаштоков. Нальчик, 1996. — 169 с.
  96. , A.A. К вопросу о грамматических категориях рода и одушевленности в современном русском языке Текст. / A.A. Зализняк // Вопросы языкознания. 1964. — № 6. — С.38−45.
  97. , A.A. Русское именное М,: Наука, 1967. — 370 с.
  98. , JI.B. Развитие младших школьников в процессе обучения Текст. / JI.B. Занков // Начальная школа. 1958. — № 7. — С. 19−24.
  99. , A.B. Избранные психологические труды Текст. / A.B. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. — Т 1. — 320 с.
  100. , A.B., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста Текст. / A.B. Запорожец, Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1964. — С.310.
  101. , Е.П. Род и число в разговорной речи. Значимость служебных морфем / Е. П. Захарова // Автореф. дис. канд. фил.наук. Саратов, 1984. — 19с.
  102. , Е.О. Соотносительности однокоренных существительныхмужского и женского рода со значением лица Текст. / Е. О. Зеленская //Русский язык в национальной школе. 1962. — № 5. — С.4−6.
  103. , И.Л. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке Текст. / И. Л. Зимняя М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  104. , И.Л. Психология обучения иностранному языку в школе Текст. / И. Л. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  105. , К.Е. О взаимоотношении лексики и грамматики (К вопросу о выражении сравнении в сложных прилагательных немецкого языка) Текст. / К. Е. Зоммерфельдт // Иностранные языки в школе. 1984. — № 5. — С.3−6.
  106. , Л.Н. Имя существительное Текст. / Л. Н. Игнатова // Методические разработки по грамматике. М: Просвещение, 1949. — С.39−59.
  107. , В.А. Потиха, З.А. Розенталь, Д. Э. Занимательно о русском языке. Текст. / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь II Пособие для учителя.-Л., 1990.-255 с.
  108. ИЗ. Ильмелев, Л. О. Категории личности неличности и одушевленности-неодушевленности Текст. / Л. О. Ильмелев // Принципы типологического анализа языков различного строя. — М., 1970. — С.278.
  109. Изучение имени существительного в школе Текст. / Сборник статей. -Пермь, 1976. 56 с.
  110. , A.B. О грамматическом значении Текст. / A.B. Исаченко II Вопросы языкознания. -1961. -№ 1. С. 15−22.
  111. , Т. А. Упражнения при функционально направленной грамматике Текст. / Т. А. Казарицкая II Иностранные языки в школе. 1987. -№ 3.- С.68−72.
  112. , З.И. К вопросу о критериях умственного развития в процессе обучения Текст. / З. И. Калмыкова // Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1966.-С.11−13.
  113. , З.И. Некоторые приемы диагностики умственного развития в процессе обучения Текст. / З. И. Калмыкова // Вопросы активизации мышления и творческой деят ти учащихся. — М.: Знание, 1964. — С.89−91.
  114. , З.И. Психологические принципы развивающегося обучения Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Знание, 1979. — С.48.
  115. , С.Д. Типология языка и речевое мышление Текст. / С. Д. Канцельсон. Л.: Наука, 1972. — 216 с.
  116. , С.Д. О грамматической категории Текст. / С. Д. Канцельсон. Вестник ЛГУ. — 1948.-№ 2.-С. 177−178.
  117. , О.Г. Типология рода в славянских языках Текст. / О. Г. Карменская // Вопросы языкознания. 1964. — № 6. — С. 18−25.
  118. А.Б. К вопросу об определении категории общего рода в современном языкознании Текст. / А. Б. Капелович // Ученые записки Владимирского пединститута. Владимир, — Вып.З. — С.71.
  119. , А.Б. Семантико-грамматическое развитие категории рода современном русском языке / А. Б. Капелович // Автореф. канд. филол. наук., -М, 1971. -24 с.
  120. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  121. , Т.Г. Современный русский язык: Имя существительное Текст. / Т. Г. Козырева. Минск, Высшая школа, 2-е изд., 1981. — 104 с.
  122. , A.A. Семанитичское обеспечение грамматических форм имён существительных русского языка Текст. / A.A. Колесников Киев, Высшая школа, 1988. — 194 с.
  123. , Н.Г., Митрофанов, О.Д. методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам Текст. / Н. Г. Костомаров, О. Д. Митрофанов 2-е изд. — М.: Русский язык, 1988. — 194 с.
  124. Краткий словарь по философии. М.- Просвещение, 1979. — 650 с.
  125. , М.П. О роли грамматики в учебном процессе. Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного Текст. / М. П. Крючкова // Устная народная речь. М.: 1989. — С.87−96.
  126. , Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности Текст. / Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1986. — С.156
  127. , H.H. Методы обучения в современной школе Текст. / H.H. Кудряшова. М.: Просвещение, 1983. — 253 с.
  128. , М.Е. Проблема грамматического рода / М. Е. Курилович // Очерки по лингвистике. 1962. — 456 с.
  129. , Т.А. Методика изучения имени существительного в 5 классе. Текст. / Т. А. Ладыженская, Л., 1951. — 550 с.
  130. , A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному Текст. / A.A. Леонтьев // Психологические очерки. М.: 1970. -88 с.
  131. , П.Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования. Текст. / П. Я. Лернер // Вопросы методов педагогических исследований. М.: 1973. -217 с.
  132. . П.Я. Скаткина, М.Н. О методах обучения Текст. / П. Я. Лернер, М. Н. Скаткина // Советская педагогика. 1965. № 3. — С.39 — 46.
  133. Лидман-Орлова, Г. К. Лингвометодические основы работы над лексикой при изучении частей речи. Развитие речи на уроках морфологии Текст. / Г. К. Лидман-Орлова. -М.: Просвещение 1979. С. 11−15.
  134. Лидман-Орлова, Г. К. Об изучении морфологии на синтаксической основе. Из опыта работы по русскому языку в восьмилетней школе Текст. / Г. К. Лидман-Орлова. М.: Просвещение, 1974. — С. 104−120.
  135. , М.В. Российская грамматика Текст. / М. В. Ломоносов // Полн. собр. соч. 67 т. М. — Л.: 1953. — Т. 38.-996 с.
  136. , А.Г. Некоторые особенности суффикса лица шик (-чик) Текст. /
  137. A.Г. Лыков // Вопросы языкознания. 1958. — № 1. — С.89 — 97.
  138. , И.П. О частях речи. Опыт характеристики их природы: морфологической, синтаксической и семасиологической Текст. / И. П. Лысаков. 1926. — С.298.
  139. , В.И. Об одном типе существительных общего рода Текст. /
  140. B.И. Максимов // Русский язык в школе. 1971. — № 5. — С.15 — 19.
  141. , В.А. Вопрос о происхождении категории рода в современной лингвистике Текст. / В. А. Малаховский // Ученые записки. Куйбышев, 1948.- Вып.9. — С.305.
  142. , К.Л. Категория рода в современном русском языке Текст. / К. Л. Меркумян // Ученые записки Ереванского гос. русского пединститута. -Ереван, 1955. Т. 5 — С. 73 — 80.
  143. , И.И. Понятийные категории в языке Текст. / И. И. Мещанинов // Вестник военного института иностранных языков. 1975. -№ 1.-С.15.
  144. , И.Г. Морфологические категории современного русского языка Текст. / И. Г. Милославский. М.: Просвещение, 1981. — 254с.
  145. , А.Л. Соотношение род пол у личных имен существительных Текст. / А. Л. Мирицкий // Русский язык в национальной школе. — 1962. — № 4.1. C.7- 11.
  146. , A.B. Категория грамматического рода в русском языке Текст. / A.B. Миртов. Ташкент, 1944. — 800 с.
  147. , И.Б. О грамматической категории Текст. / И. Б. Моисеев //
  148. Вестник ЛГУ, Сер. филол. 1956. — № 2 — С.81−87.
  149. , А.И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография Текст. / А. И. Моисеев. -М.: Просвещение, 1975. 175 с.
  150. О.И. Грамматика немецкого языка / Теоретический курс Текст. // О. И. Москальская. 1956. — 143 с.
  151. , В.А. Обогащение словарного запаса учащихся в процессе усвоения грамматики в школе Текст. / В. А. Мызина. Л., 1974. — С.124−160.
  152. , Л.Я. Способы обозначения пола в языках мира / Памяти акад. Н. Я. Маррра М.: Изд-во АН СССР, 1938. С. 56 — 87.
  153. , Л.Я. Род и пол в истории античной грамматики Текст. / Л. Я. Немировский. М.: Изд-во АН СССР, 1938. — С. 15 — 25.
  154. , В.М. Формально-грамматическая и предметно-смысловое содержание категории рода в русском языке Текст. / В. М. Никитевич // Русский язык в национальной школе. 1962. — № 2. — С.89 — 115.
  155. , В.М., Никитина, O.A. О некоторых функциях суффикса-Kfo) в современном русском языке в процессе его полисемантизации Текст. / В. М. Никитевич, O.A. Никитина // Ученые записки Рязанского пединститута. -Рязань, 1962. -С.30−38.
  156. Обратный словарь русского языка. Лазова, M.B. — М.: Советская энциклопедия, 1989. -721 с.
  157. , В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе Текст. / В. П. Озерская. -М.: Просвещение, 1989. 223 с.
  158. , И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности Текст. / И. П. Павлов. М.: Учпедгиз., 1950. — 398 с.
  159. , Г. И. Морфологические категории в современном русском языке. Аспекты формального выражения глагольного вида и рода существительных: / Автореферат дис. д-ра. фил. наук Г. И. Панова. 1996. — 36 с.
  160. , Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам Текст. / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1977. — С.58 — 67.
  161. , М.Н. О частях речи в русском языке- Текст. / М. Н. Петерсон // Вопросы грамматического строя. М.: Учпедгиз., 1955. — С.7−11.
  162. , A.M. Грамматика в новой школе Текст. /A.M. Пешковский // Избранные труды. -М.: Учпедгиз, 1959. С.112−130.
  163. , Н.С. Грамматические категории и части речи Текст. / Н. С. Поспелов // Вопросы грамматического строя. М., 1955. — С.31 — 38.
  164. , A.A. Из записок по русской грамматике Текст. / A.A. Потебня. -М.: Просвещение, 1968.-Т. 1. — 551 с.
  165. , Р.Н. Валькова, Д.В., Маловицкий, Л.Я., Федоров, А. К. Современный русский язык. Учебное пособие для студентов пединститутов Текст. / Р. Н. Попов, Д. В. Валькова, Л. Я. Маловицкий, А. К. Федоров. М.: Просвещение, 1986.-2-е изд.-464 с.
  166. , Р.Н., Федоров, А.К., Бахалова, Т. Н. Сборник упражнений по современному русскому языку Текст. / Р. Н. Попов, Т. Н. Балахова, А. К. Федоров.-Тула, 2001.- 190 с.
  167. , З.А. Школьный словообразовательный словарь Текст. / З. А. Потиха, С. Г. Бархударов. М.: Просвещение, 1964. — 257 с.
  168. Преподавание грамматики в школе / Сборник научных работ. Л., 1974. -231 с.
  169. Программа иностранные языки. Английский, немецкий, французский, испанский. 1−4 классы начальной школы общеобразовательных учреждений, 111 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997. — 60 с.
  170. Программы. Немецкий язык 5−9 классы. М.: Просвещение, 1998. — 56с.
  171. Программы общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. М.: Просвещение, 1994. 63 с.
  172. Программа по иностранным языкам для неязыковых факультетов университетов и вузов / А. И. Комарова. М.: МГУ, 1988. — 70 с.
  173. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 1966U997 учебный год. М.: Просвещение, 1996. — 78 с.
  174. Программа курса «Современный русский язык (словообразование, морфология)» для специальности «Филология». Орел, 2000. — 50 с.
  175. , И.Ф. О родовой соотносительности названий лиц. Развитие грамматики и лексики современного русского языка Текст. / И. Ф. Протченко.- М.: Наука, 1964.-364 с.
  176. , E.H. Формирование языковой способности учащихся при обучении русскому языку / E.H. Пузанкова. Орел, 2004. — С.347.
  177. , E.H. Языковое развитие учащихся при обучении морфологии (5 класс) Текст. / E.H. Пузанкова. М.: 1992. — 264 с.
  178. , М.М., Леканта П. А. Русский язык 5 класс Текст. / М. М. Разумовская, П. А. Леканта // Учебник для общеобразовательных школ. -М.: Дрофа, 1999. С 256 — 280.
  179. , О.Г. Типологический анализ грамматической категории рода (На материале славянских языков) Текст. / О. Г. Ревзина. М.: 1970. — 340 с.
  180. , A.A. Ведение в языкознание Текст. / A.A. Реформатский.- М.: Просвещение. 4-е изд. испр. доп. — 1967. — 550 с.
  181. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1989. Т. 1 — 288 с.
  182. Русская грамматика, Фонетика, Фонология, Интонация. Ударение.
  183. Словообразование. Морфология. -М.: Наука 1982. Т.1. — 783 с.
  184. Русский язык в национальной школе: Проблемы лингводидактики Текст. / Ц. М. Шаманский, Н. З. Бакеева. М.: Педагогика, 1977. — 247 с.
  185. Русский язык. Энциклопедия. / Ф. П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979.-258 с.
  186. Сборник упражнений по морфологии современного русского языка М.: Высшая школа, 1988. — 175 с.
  187. , Н.И. Обучение иностранному мышлению через овладение системой понятий, выражаемых иноязычными словами Текст. / Н. И. Смирнова // Психология в обучении иностранному языку. М.: Просвещение, 1967. — С.56 — 63.
  188. Современный русский язык. Морфология Текст. / В. В. Виноградов // Курс лекций для педвузов. -М.: Изд-во МГУ, 1952. 320 с.
  189. , Н.В., Молчанова Л. Д. Немецкая грамматика в упражнениях Текст. / Н. В. Соколова, Л. Д. Молчанова. М. — 1995. — 187 с.
  190. , A.B. Род заимствованных существительных в современном русском языке Текст. / A.B. Суперанская // Вопросы культуры речи. М., 1965. — Вып.6. — С.48−58.
  191. , А.Е. Части речи в русском языке Текст. / А. Е. Супрун. М.: Просвещение, 1971. — 176 с.
  192. , Н.Ф. Методика составления обучающих программ Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1980. — 245 с.
  193. , Н.Ф. Педагогическая психология. Текст. / Н. Ф. Талызина М.: Академия, 1998.-288 с.
  194. , Н.Ф. Теоритические проблемы программированного обучения Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1984. — 180 с.
  195. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. -М.: Просвещение, 1984. 180 с.
  196. , Н.Ф., Володарская И. А. Отечественные теории учения Текст. / Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская. М.: Помощь, 1996. — 103 с.
  197. , Н.Ф., Николаева, В.В. Зависимость формирования геометрических понятий от исходной формы действия Текст. / Н. Ф. Талызина, В. В. Николаева // Доклады АПН РСФСР. 1961. — № 6. — С.68−79.
  198. , A.B. Некоторые вопросы теории методики преподавания грамматики Текст. / A.B. Текучев // Русский язык в школе. М.: Просвещение, 1972. -№ 2.-С.13−21.
  199. , A.B. Методика русского языка в средней школе Текст. / A.B. Текучев. М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
  200. , А.Н. Части речи лексико-семантические разряды слов. Вопросы теории частей речи на материале языков различных типов Текст. / А. Н. Тихонов. — Л.: Наука, 1968. — С.25−31.
  201. Толковый словарь русского языка / М. И. Махмутов, A.B. Текучев, Н. М. Шанский // Пособие для учащихся нац. школ. JL: Просвещение, 1982−384с.
  202. , Э. Процесс учения человека Текст. / Э. Торндайк. М.: Учпедгиз., 1935.- 185 с.
  203. , P.M., Кузнецова, О.Ф. Фонетика и грамматика немецкого языка Текст. / P.M. Уроева, О. Ф. Кузнецова. М., 1976. — С. 78 — 92.
  204. , A.A., Азнаурова, Э.С., Телия, В. Н. Языковая номинация: Виды наименований Текст. / A.A. Уфимцева, Э. С. Азнаурова, В. Н. Телия. М.: Наука, 1977.- 111 с.
  205. , K.JI. Собрание сочинений Текст. / K.JI. Ушинский. М., JL: изд-во АПН РСФСР, 1949. — т.6. — 445 с.
  206. , Л.П. О научной школьной грамматике Текст. / Л. П. Федоренко // Русский язык в школе. 1971. — № 4. — С.29−34.
  207. , Л.П. Принципы и методы обучению родному языку Текст. / Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1964. — 167 с.
  208. , Ф.Ф. О преподавании грамматики русского языка и средней школе Текст. / Ф. Ф. Фортунатов // Избранные труды. М.- Учпедгиз, 1957. -Т.2. — С.429−462.
  209. , Ч.М. Грамматика для слушающего. Новое в диагностике. Текст. / Ч. М. Хоккет. М.- 1965. — Вып.4. — С.28−34.
  210. , Т.В. Слова общего рода в русском языке Текст. / Т. В. Шанская // Русский язык в школе. 1959. — № 5. — С.40−46.
  211. , Т.В. Родовая принадлежность имен существительных в современном русском языке Текст. / Т. В. Шанская. М., 1964. — 549 с.
  212. , Т.В. О роде несклоняемых существительных Текст. / Т. В. Шанская // Русский язык в школе. 1965. — № 6. — С.18−21.
  213. , Н.М., Тихонов, А.Н. Современный русский язык Текст. / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. М.: Просвещение, 1981. — 3-я ч. — 270 с.
  214. , Н.М. Русский язык.6 кл. / Учебник. 2000 г. — С. 197.
  215. , Н.М. О некоторых актуальных вопросах методики русского языка как науки Текст. / Н. М. Шанский.- М.,-1969. С.114- 129.
  216. , Е.И. Некоторые принципы преподавания грамматики Текст. / Е. И. Шендельс // Иностранные языки в школе. 1982. — № 1. — С.3−9.
  217. , Е.И. Взаимодействие между лексическими и грамматическими знаниями Текст. / Е. И. Шендельс // Иностранные языки в школе. 1962. — № 4. — С.92−102.
  218. , Е.И. Грамматика немецкого языка Текст. / Е. И. Шендельс. -1954.-С.92−102.
  219. , М.А. Морфология современного русского языка. Имя существительное Текст. / М. А. Шелягин // Уч. пособие для спец. «Рус. яз. и лит.». Тарту: Изд-во ТГУ, 1989. — 120 с.
  220. , Д.А. О неоднородности грамматических категорий Текст. /
  221. Д.А. Штелинг // Вопросы языкознания. 1959. — № 2. — С.89−94.
  222. Щерба, J1.B. Актуальные задачи советской методики преподавания иностранных языков. Преподавание иностранных языков в средней школе. Текст. / J1.B. Щерба // Общие вопросы методики.- М.: Высшая школа, 1974. -112 с.
  223. Щерба, J1.B. О частях речи в русском языке Текст. / J1.B. Щерба // Избранные работы по русскому языку. М., 1975. — С. 159−181.
  224. Щерба, J1.B. О взаимоотношении русского и иностранного языков. Иностранный язык в средней школе Текст. / J1.B. Щерба- М.: Учпедгиз., 1934.- вып.1.-С.10−16.
  225. , JI.B. Языковая система и речевая деятельность Текст. / Л. В. Щерба. Л.: Наука, 1979. — 67 с.
  226. , Г. А. Грамматика стилистические упражнения при изучении частей речи Текст. / Г. А. Щербакова // Пособие для учителя. — Л.: Просвещение, 1969. -264 с.
  227. , Е.А., Макаровский, H.A. Изучение имени существительного в пятых классах семилетней и средней школы Текст. / Е. А. Юдина, H.A. Макаровский. -Тамбов: Тамбовская правда, 1954. 68 с.
  228. , В.Е. Как определить род существительных Текст. / В. Е. Ярнатовская. М.: Просвещение, 1975, — 61 с.
  229. , В.Е. Грамматический род имен существительных в немецком языке Текст. / В. Е. Ярнатовская. М.: Просвещение, 1956. — 202 с.
  230. Admoni, W.G. Der deutsche Sprachbau Text. / W.G. Admoni. M. — 1986. -405 S.
  231. Birkenhof, G.M., Molchanova L.D. Bist du in der deutschen Sprache beschlagen? Text. / G.M. Birkenhof, L.D. Molchanova. M. — 1974. -309 S.
  232. Erben, Johannes Abriss der deutschen Grammatik Text. / Johannes Erben. -Berlin, 1958.- 135 S.
  233. Grebe, P. Der grosse Duden. Grammatik Text. / P. Grebe. Leipzig. — 1962. -S.38
  234. Jarnatowskaja, V. Das Substantiv Text. / V. Jarnatowskaja. Moskau, — 1981. -180 S.
  235. Jung, W. Grammatik der deutschen Sprache / W. Jung. 1966. — 357 S.
  236. Moskalskaja, O.I. Grammatik der deutschen Gegenwartssprache Text. / O.I. Moskalskaja. Moskau, — 1983. — 319 S.
  237. Weisgerber, L. Von den Kraften der deutschen Sprache Text. / Grundzuge der Inhaltsbezogenen Grammatik // L. Weisgerber. Dusseldorf, — 1962. — 242 S.
Заполнить форму текущей работой