Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионально-речевой культуры будущих специалистов по сервису и туризму в процессе обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования являются философско-этические гуманистические идеи о человеке как высшей ценности общества и субъекте общественного развитиядиалектико-материалистическое учение о роли активной деятельности и общения человека в его личностном саморазвитиикоммуникативно-деятельностный подход, позволяющий соединять языковой материал и речевую коммуникативную деятельность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологическое изучение проблемы формирования речевой культуры будущих специалистов по сервису и туризму
    • 1. 1. Анализ теоретических исследований по проблеме формирования речевой культуры у будущих специалистов по сервису и туризму
    • 1. 2. Содержательный анализ основных аспектов речевой культуры
  • Глава 2. Теоретические подходы к проблеме формирования речевой культуры будущих специалистов по сервису и туризму в процессе обучения в вузе
    • 2. 1. Характеристика дидактических принципов формирования речевой культуры будущих специалистов по сервису и туризму в процессе обучения в вузе
    • 2. 2. Содержательные компоненты формирования профессионально-речевой культуры у будущего специалиста по сервису и туризму
  • Глава 3. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально-речевой культуры будущих специалистов по сервису и туризму
    • 3. 1. Экспериментальное исследование по формированию профессионально-речевой культуры будущих специалистов по сервису и туризму

Формирование профессионально-речевой культуры будущих специалистов по сервису и туризму в процессе обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность выбранной темы. Состояние сервисного и туристского образования в нашей стране, перспективы его обновления делают настоятельной задачу повышения и развития языковой культуры нашего общества. В последнее время все чаще говорят о том, что упадок общества и языковой культуры во многом обусловлен тем, что образование перестает быть частью культуры. Несомненно, культура должна присутствовать в качестве внутренней, опосредующей формы любого акта профессиональной деятельности специалиста по сервису и туризму.

В связи с этим неизмеримо • возрастает значение и культуры речи специалиста по сервису и туризму, поэтому насущной проблемой становится подготовка будущего профессионала, умеющего пользоваться всеми средствами родного языка в своей речи, обладающего высокой культурой речи.

Профессиональное владение речью важно для менеджеров всех ступеней, но для специалиста, работающего в людском потоке или в обслуживаемой группе, это умение приобретает особую значимость. Именно в туристической поездке определяются идеалы, взгляды и позиции, усваиваются нормы поведения вконтексте конкретной национальной культуры. В силу того,. что обслуживаемая группа туристов может подобраться самого разнохарактерного культурного уровня, то специалисту в области сервиса и туризма необходимо овладеть высокой и разносторонней культурой речи.

К культурологически-окрашенной коммуникации, как особой сфере сервисной и туристской деятельности, от организации которой во многом зависит эффективность обслуживающего процесса в целом, повысился интерес психологов, педагогов, лингвистов.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с философскими трудами Б. Г. Ананьева, Н. А. Бердяева, Л. П. Буевой, М. С. Кагана, И. С. Кона, Э. С. Маркаряна и др.

Фундаментальное значение для понимания категории общения имеют психолого-педагогические исследования А. А. Бодалева, JI.C. Выготского, Ф. Н. Гоноболина, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна и др.

Лингвистический аспект «проблемы общения освещен в работах Л. А. Введенской, Б. Н. Головина, К. З. Закирьянова, М. И. Ильят, О. М. Казарцевой, А. В. Калинина, Т. И. Кузнецовой, Т. А. Ладыженской, О. И. Марченко, Л Г. Павловой, Л. И. Скворцова, Е. Н. Ширяева и др.

Общие задачи профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста рассмотрены в работах О. А. Абдуллиной, А Ф. Амирова, С. И. Архангельского, P.M. Асадуллина. К. Ш. Ахиярова, В. Э. Бауэр. Б. С. Гершунского, И. А. Зязюна, Е. А. Климова, Н. Д. Никандрова, Н. В. Кузьминой, Т. С. Поляковой, В. А. Сластенина, И. М. Синагшудлина, Ф. Я. Хабибуллиной, П. И. Чернёцова и др.

Изучению отдельных сторон речевой подготовки студентов Вуза посвятили свои работы исследователи различных регионов. Некоторые из них в качестве предмета избрали подготовку к менеджерской работе (И.Б.Игнатова), к взаимодействию с клиентурой (Л.А. Семенова), к туристскому творчеству (А.К.Яровая), к профессиональному самообразованию (Г.М. Коджаспирова), к развитию коммуникативных умений у специалистов различного профиля (А.А. Панферова), к осуществлению туристско-краеведческой деятельности (Е.Ф.Тарасов).

Особый интерес представляют работы, посвященные вопросам коммуникативной подготовке студентов, рассмотреные в исследованиях Г. Н. Артемьевой, Е. А. Бароненко, Е. Е. Боровковой, В. А. Возчикова, В.А. Григорьевой-Голубевой, С. З. Еникеевой, И. Р. Петерсон, А. А. Поздняковой, О. П. Протченко, Е. В. Прозоровой, Т. А. Слухай, О. В. Шмайловой.

Отдельные стороны педагогического общения широко рассматривались философами, психологами, теоретиками по сервису и туризму, лингвистами. Вместе с тем, в вышеуказанных работах исследователи не ставили перед собой цель изучить процесс формирования профессионально-речевой культуры будущего специалиста по сервису и туризму. Следует отметить, что в педагогической и методической литературе не раскрыты содержание, структура понятия «профессионально-речевая культура», не разработана целостная система форм и методов подготовки в условиях сервисно-туристского образования, при которой процесс формирования будет более эффективным.

Наблюдение и анализ профессиональной деятельности менеджеров, специалистов по сервису и туризму и студентов во время прохождения практики показывают, что недостаточно систематизированная работа по формированию профессионально-речевой культуры приводит к тому, что у большинства менеджеров и специалистов отмечаются серьезные затруднения в коммуникативной деятельности. В этой связи есть основание констатировать наличие противоречия между потребностями профессиональной практики в специалистах, владеющих профессионально-речевой культурой, и уровнем подготовки менеджеров и специалистов к общению с клиентами самых различных категорий.

Исходя из вышеизложенного, актуальной, на наш взгляд, является проблема исследования: каковы условия, способствующие формированию профессионально-речевой культуры (ПРК) будущего специалиста по сервису и туризму? Актуальность данной проблемы для сервисно-обслуживающей и туристской практики и вместе с тем недостаточный уровень ее изучения позволили нам сформулировать следующую цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования профессионально-речевой культуры будущего специалиста по сервису и туризму в процессе профессиональной подготовки в вузе и выявить факторы, влияющие на процесс ее формирования.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущего специалиста по сервису и туризму.

Предмет исследования: процесс формирования профессионально-речевой культуры будущих специалистов по сервису и туризму в вузе.

Для реализации цели исследования сформулирована гипотеза о том, что формирование профессионально-речевой культуры будущего специалиста по сервису и туризму будет проходить более успешно при соблюдении следующих условий:

• построение учебных дисциплин коммуникативного и филологического циклов с учетом специфики формирования речевой культуры специалистов по сервису и туризму, ее сущностных свойств и структурных компонентов;

• направленность содержания учебных дисциплин коммуникативного и филологического циклов на развитие речевых коммуникативных умений, коммуникативных качеств речи и видов речевой деятельности;

• использование различных форм и методов подготовки, формирующих систему знаний о профессионально-обслуживающем общении, коммуникативной деятельности, профессионально-речевой культуре, обеспечивающих владение коммуникативной техникой.

Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

• раскрыть содержание и структуру профессионально-речевой культуры, определить понятие «профессионально-речевая культура» ;

• выявить критерии и показатели, определяющие уровень сформированности профессионально-речевой культуры специалиста по сервису и туризму;

• разработать и экспериментально апробировать методику формирования профессионально-речевой культуры студентов, будущих специалистов по сервису и туризму;

• выработать практические рекомендации по совершенствованию педагогического воздействия на речевые возможности студентов, •специалистов по сервису и туризму.

Методологической основой исследования являются философско-этические гуманистические идеи о человеке как высшей ценности общества и субъекте общественного развитиядиалектико-материалистическое учение о роли активной деятельности и общения человека в его личностном саморазвитиикоммуникативно-деятельностный подход, позволяющий соединять языковой материал и речевую коммуникативную деятельность студентовличностно-деятельностный подход, признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития личностимеждисциплинарный подход, способствующий рассмотрению понятия «речевая культура» с точки зрения филологии, теории культуры речи, психологии, педагогики, методики преподаваниясмысло-ориентированный подход, выражающийся в уникальном значении для человека процесса его профессионального становления.

Теоретической основой исследования стали: теория культуры речи и нормализации современного русского языка как самостоятельного научного направления языкознания (С.И.Ожегов) — теоретические положения о соотношениях категорий культуры, языка и речи (А.А.Бодалев,

B.В.Виноградов, Г. О. Винокур, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров,

C.П.Обнорский, Л. И. Скворцов, В.И.Чернышёв) — положения о современных литературных нормах в области орфоэпии, акцентологии, грамматики, стилистики, словоупотребления (Р.И.Аванесов, Л. П. Введенская, Б. Н. Головин, К. С. Горбачевич, Д. Э. Розенталь и др.) — теоретическая характеристика коммуникативных качеств речи, экстраи паралингвистических средств, сопровождающих речевое общение (А.А.Акишина, В. Г. Костомаров, Н. И. Формановская, И. Атватер, А. Пиз, П.Л.Сопер) — теоретические основы обучения видам речевой деятельности (О.Я.Гойхман, В. П. Григорьева, И.А.Зимняя) — теоретические и эмпирические исследования по вопросам особенностей культуры речевого общения и поведения в структуре речевых ситуаций в условиях туристского и сервисного предприятия (Л.А.Семёнова, А.К.Яровая) — теоретические положения о принципах обучения (Ю.К.Бабанский, А. В. Барабанщиков, И. И. Кобыляцкий, Т.В.Кудрявцев).

Для проверки гипотезы и реализации задач исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературынаблюдениеанализ обучающего процесса специалистов в области сервиса и туризмаанкетирование, интервьюирование и беседы со студентамиконстатирующий и формирующий эксперименты.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• определено, содержание понятия «профессионально-речевая культура» применительно к будущим специалистам по сервису и туризму;

• выявлены условия эффективного формирования профессионально-речевой культуры: 1) использование адекватных методов подготовки формирования знаний о профессионально-обслуживающем общении, коммуникативной деятельности, профессионально-речевой культуре- 2) определение содержания учебных дисциплин коммуникативного и филологического циклов, способствующих развитию речевых умений, качеств речи и видов речевой деятельности- 3) обоснование сущностных свойств и структурных компонентов профессионально-речевой культуры будущих специалистов по сервису и туризму

• уточнена структура и определены функции речевой культуры будущих специалистов по сервису и туризму;

• разработаны критерии формирования профессионально-речевой культуры будущего специалиста по сервису и туризму: развитие речевых коммуникативных умений, развитие коммуникативных качеств речи, овладение видами речевой деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• выявлены особенности педагогического руководства в вузе образовательным процессом формирования профессионально-речевой культуры будущего специалиста по сервису и туризму;

• определены показатели степени развития речевых коммуникативных умений (имитативных, моделирующих, спонтанных): знание структуры языка и возможностей их применения на практике, осознанность применения данных знаний, оптимальность выбора и использования языковых средств в зависимости от условий и ситуаций общения;

• определены показатели оценки коммуникативных качеств речи: структурно-языковой состав языка, реализуемый в речиглубина высказывания и познавательная сущностьлогико-композиционная организация речикоммуникативные условия и задачи общения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что реализация комплекса представленных в работе условий формирования профессионально-речевой культуры будущих специалистов по сервису и туризму и • разработанные теоретические основы формирования данного феномена вышеупомянутых специалистов создают предпосылки для научно-методического обеспечения формирования профессионально-речевой культуры и позволяют внести изменения в содержание общепрофессиональной и филологической подготовки студентов. Разработанный и апробированный автором курс «Основы профессионально-речевой культуры специалиста по сервису и туризму» может использоваться в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по сервису и туризму.

Положения, выносимые на защиту:

1. Речевая культура специалиста по сервису и туризму служит важнейшим средством профессионального действия для успешной реализации поставленных перед ним задач и представляет собой владение средствами всей системы языка и умение оптимально употреблять их в соответствующих коммуникативных условиях монолога, диалога, • учитывающих цели продвижения сервисных услуг, воспитания, профессионального общения. В качестве критериев сформированности профессионально-речевой культуры специалиста по сервису и туризму мы рассматриваем: 1) развитие речевых коммуникативных умений, отражающих операциональный компонент формирования речевой культуры, а также когнитивный.. компонент, содержательной основой которого являются знания: лингвистические, теории речевой культуры, теории общения, правил этикета- 2) развитие коммуникативных качеств речи, характеризующих содержательный компонент- 3) овладение видами речевой деятельности в определенной последовательности и соотношении. Формирование и развитие профессионально-речевой культуры будущего специалиста по сервису и туризму будут более эффективными при направленности содержания учебных дисциплин коммуникативного и филологического циклов на развитие речевых коммуникативных умений, коммуникативных качеств речи и на овладение студентами видами речевой деятельности.

Заключение

Обращение к теоретическому, осмыслению проблем формирования и развития речевой культуры объективно необходимо и обусловлено процессом качественных изменений в культурологической сфере, явившихся основой формирования массово-потребительского типа культуры. В настоящее время очевидны основные предпосылки для рассмотрения вопросов формирования профессионально-речевой культуры специалистов конкретного типа деятельности.

Осмыслить проблемы параллельного развития теории лингвистических, психолого-педагогических и сервисно-обслуживающих дисциплинзначит попытаться представить целостную картину осуществления обучающей деятельности, выявить и оценить многообразие средств и способов формирования должного уровня владения профессионально-речевой культурой и культуроохранного сознания, проявляющегося в системе речепользования.

Изучение обозначенной сферы имеет два важнейших аспекта: историко-теоретический, направленный на построение концепции речевой культуры, и методический, связанный с анализом средств, необходимых для совершенствования культуры речи, условий и факторов, влияющих на повышение уровня ее качества и эффективности, а также обуславливающих основные тенденции ее развития.

Среди многочисленных проблем, стоящих в настоящее время перед образованием, особую актуальность приобретает проблема развития речевой культуры личности. Как показал анализ работ по обозначенной проблеме, в настоящее время нет единых взглядов на природу феномена «речевая культура» — не дано универсальное определение, нет общепризнанной структуры речевой культуры. Практика, в свою очередь, свидетельствует о том, что несовершенство речевой культуры тормозит личностный и профессиональный рост, препятствует установлению взаимопонимания между специалистом и обслуживаемым лицом, влияет на эффективность всего процесса оказания социально-культурных услуг.

Данное диссертационное исследование, используя современные научные подходы, направлено на утверждение необходимости разработки проблемы формирования профессионально-речевой культуры обучаемого специалиста как в теории, так и в практике образования.

Научно-исследовательская работа привела нас к следующим результатам и выводам.

Так, на основе анализа философской, лингвистической, психолого-педагогической литературы было уточнено понимание сущности понятия «речевая культура», показано соотношение культуры речевого общения и речевой культуры личности. Под речевой культурой мы понимаем процесс выбора и организации языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Под профессионально-речевой культурой мы понимаем владение средствами всей системы языка и умение оптимально употреблять их в соответствующих коммуникативных условиях монолога, диалога, учитывающих цели продвижения сервисных услуг, воспитания, профессионального общения.

О сформированности профессионально-речевой культуры мы судили, опираясь на выделенные взаимосвязанные между собой компоненты: когнитивный, содержательный и операциональный, содержание и степень сформированности которых на личностном уровне были раскрыты в процессе исследования.

В исследовании отражены возможности читаемого в вузе на специальностях сервисно-туристского направления учебного курса в развитии профессионально-речевой культуры студента. Данный курс, спроектированный с учетом потребностей и возможностей студентов, а также их участие в анализе, оценке и коррекции преподаваемого курса, способствует развитию профессионально-речевой культуры студентов.

Данные констатирующего этапа позволили вскрыть актуальные вопросы развития речевой культуры в практике работы высших учебных заведений сервисно-туристского направления (определена степень удовлетворенности студентов уровнем развития своей речевой культуры и состоянием работы по развитию речевой культуры в вузевыявлен уровень понимания студентами вуза ключевых понятий проблемыопределены причины, затрудняющие речевое общение на лекции, а также положительные стороны речевого общения, влияющие на развитие речевой культуры в учебно-воспитательном процессе), обоснована необходимость разработки курса развития профессионально-речевой культуры студентов и введения данного курса в учебно-воспитательный процесс в вузе.

В диссертации нашли отражение уровни развития коммуникативных качеств речи (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий уровни развития) — степень развития речевых коммуникативных умений (имитативных, моделирующих, спонтанных) — степень овладения видами речевой деятельности, выявленные в соответствии с разработанными нами критериями и показателями.

Опытно-экспериментальная работа по развитию профессионально-речевой культуры происходила с учетом анализа диагностических исследований. Совершенствование этого процесса шло за счет лекционных, семинарских и консультационных занятий с преподавателямивнедрения преподаваемого курса развития речевой культуры студентов, который был разработан с учетом структуры учебных курсов.

Исследование показало, что разработка преподаваемых курсов развития речевой культуры студентов, являющихся по своей сути учебными программами прикладного типа и входящих в преподаваемые учебные курсы — обязательная сторона профессиональной деятельности преподавателя, фактор развития качеств речи и речевых умений у студентов.

Активная позиция студентов способствует развитию положительной мотивации, самостоятельности, самооценки, создает благоприятные условия для совершенствования речевых умений, качеств речи, видов речевой деятельности, составляющих ядро профессионально-речевой культуры.

Внедрение преподаваемого курса развития профессионально-речевой культуры студентов предполагает определенную динамику. Преподаваемый курс выступает гарантом того, что каждый студент, обучающийся по туристско-сервисному направлению, достигнет установленного им уровня развития речевой культуры (качеств речи и речевых умений).

В результате опытно-экспериментальной работы был организован целостный процесс развития профессионально-речевой культуры студентов в ходе реализации спроектированного преподавателем курса развития речевой культуры студентов, который вызвал положительные изменения в компонентах речевой культуры (когнитивном, содержательном и операциональном).

Система подготовки, включавшая в себя теоретические и практические занятия, способствовала формированию умений предполагать возможные результаты. и развитие процессов в ходе принятия педагогических решенийумения разрабатывать читаемый в вузе учебный курс, отбирать приемы активации творчества, выбирать адекватные педагогическим целям и задачам содержание, методы и формы деятельности и т. п.

В исследовании ставилась задача разработать курс развития профессионально-речевой культуры студентов, что и было нами осуществлено. Следовательно, задачи, поставленные в исследовании, решены.

Исследование актуализировало проблему развития речевой культуры личности, раскрыло благоприятные тенденции её влияния на развитие общей культуры и личностные качествакурс развития речевой культуры студентов, созданный с учетом их речевых способностей и уровней развития компонентов речевой культуры, способствуют также и развитию личности студента.

Нами были разработаны практические рекомендации, оказывающие влияние на эффективность развития профессионально-речевой культуры в учебно-воспитательном процессе:

— акцентуализация педагогического коллектива на проблемах развития речевой культуры студента;

— построение филологического цикла с учетом особенностей развития речевой культуры студентов, ее сущностных свойств и структурных компонентов;

— создание преподавателем вуза собственного курса целенаправленной работы по развитию речевой культуры студентов;

— ориентация преподавателя на личностные достижения обучаемого студента при развитии его речевой культуры;

— создание эмоционально-благоприятной атмосферы на лекции.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки студентов в высшей школе, организованной с учетом необходимости развития профессионально-речевой культуры, была достигнута цель исследования, решены поставленные задачи, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

Проведенное исследование вскрыло ряд нерешенных проблем и привело к выводу, что изучение речевой культуры вовсе не исчерпывается данным исследованием, так как за его пределами остались многие вопросы, требующие дальнейшего изучения.

Теоретическая разработка проблемы формирования профессионально-речевой культуры находит выход в дидактику — так, важным представляется рассмотрение вопроса о значимости речевой культуры для познавательной деятельности, выявление места речевой культуры в учебном процессе.

В результате проведенного исследования отраслевой специфики и основных тенденций формирования речевой культуры специалистов конкретного типа деятельности достаточно четко обозначился ряд перспективных задач в плане ее дальнейшего развития и совершенствования.

Для полноценного представления о специфике отраслевой структуры речевой культуры необходимо исследование данной проблемы более высокого уровня сложности — целостной системы речепользования и продуцирования, включающей анализ все более расширяющегося массово-потребительского типа культуры. Несомненно, что общие закономерности развития этих двух составляющих комплекса будут схожи с закономерностями традиционного развития должного уровня владения речью — это подтверждает сама практика их формирования. Однако каждая разновидность типов культуры имеет и свою, только ей присущую специфику, аспект которой и следует выявить в перспективе.

Изменение в практике создания и распространения образцов речевой культуры приводит к изменениям в практике их освоения. В настоящее время доминирует «зрелищная» индивидуальная форма взаимодействия и приобщения к речевым средствам, связанная не с книгой, а с непосредственным приобщением к объекту культуры посредством экскурсии или туристической поездки. Эта форма имеет большие возможности в плане воздействия на личность, ее эстетические вкусы и морально-идейные установки и принципы. Перед профессиональными туристскими структурами встает задача воспитания культуры информационного потребления, сочетающего в своей структуре как традиционно книжные носители культурологической информации, так и непосредственно визуальные типы ее воплощения, которые в достаточно активной степени воздействуют на формирование речевого потенциала личности.

Важным фактором формирования высокого уровня владения культурой речи является и внедрение в практику преподавания вузов как общеобразовательных, так и специализированных речеведческих курсов. Правильно организованный, основательно методически подготовленный отраслевой речеведческий курс реализует целый ряд функций: познавательную (через обучение навыкам работы в структуре РК), ориентирующую (путем представления сведений о системе речепользования и продуцирования), социокультурную (через приобщение к классическим образцам речевой культуры), адаптивную (облегчая студенту ознакомление с будущей специальностью), ориентирующую (путем предоставления сведений о системе речевой деятельности и ее возможностях).

В особом внимании нуждаются специалисты сервисной и туристской практики, носители и ' распространители высокого уровня владения культурой речи. Практикующимся сервисным и туристским учреждениям важно организовать сотрудничество с ведущими теоретиками и методистами отрасли, учитывая тот факт, что они традиционно являются активными носителями культурного сознания, проявляющегося в системе речепользования. Привлечение лингвистов в качестве консультантов в процесс подготовки специалистов социокультурной и туристской сферы деятельности внесет необходимые новшества в методику преподавания и будет способствовать повышению эффективности обучающей практики.

В настоящее время существует достаточно много методик речевой направленности, однако необходимо отметить, что при системном подходе к речевой культуре встает проблема выбора методических концепций и их поиска в системе публикаций по общеобразовательным дисциплинам. Методический блок документов, касающихся развития навыков хорошей речи значительно рассеян в структуре междисциплинарного знания. Теоретической и методической базой исследования данной проблемы явились достижения ряда смежных наук, накопивших значительный опыт в изучении такого многоаспектного явления, каким является речевая культура.

Перспективы формирования профессионально-речевой культуры специалистов определенного профиля обусловлены не только количественным и качественным ростом носителей речевой информации, но и тенденцией к интеграции обучающих функций, происходящей на стыке смены типов культуры. Реальная ситуация такова, что для большинства обучающих учреждений закономерным будет взаимообогащение традиционных методик обучения и новых технологий, связанных с внедрением применения разнообразных информационно-технических средств. Взаимообмен источниками обучающих методик позволит повысить эффективность процессов научения.

Преподавателями большинства вузов и курсов системы повышения квалификации разрабатываются программы обучения специалистов навыкам общения с учетом речевых средств его реализации. Но, несмотря на это, в целом ощущается явный дефицит лингвистических знаний, не разработана целостная. система речеведческих методик для изучения процессов речепользования и выработки позитивных навыков, необходимых для продуктивного речевого контакта будущих специалистов. Ведь именно от специалиста по исследуемой нами области сервиса и туризма в первую очередь зависит установление правильной тональности в речевом взаимодействии с главным ценителем объектов культуры — туристом, именно специалисту-профессионалу следует ориентироваться в диалоге на особенности личности туриста или путешественника, изменяя соответственно свое поведение.

Решение поставленных задач в перспективе будет содействовать преодолению организационной и методической разобщенности и созданию органически целостного комплекса формирования высокого уровня владения речевой культурой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: К вопросу о предмете социолингвистики.- Л.: Наука, 1975.
  2. А.А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- 2-е изд. М., 1978.
  3. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку/Под ред. Леонтьева А. А. и Рябовой Т. В. М.: МГУ, 1970.
  4. Актуальные проблемы современной русистики /Под ред. Н. М. Шанского. -JL: Просвещение, 1991.
  5. Актуальные проблемы культуры речи. -- М., 1970.
  6. .Г. Некоторые вопросы психологии взрослых.- М.: Знание, 1972.
  7. .Г. Развитие' психофизиологических функций взрослых людей. -М.: Педагогика, 1972.
  8. Г. З. Ораторское искусство.- М., 1978.
  9. Ю.К., Поташкин М. М. Оптимизация педагогического процесса. Киев.: Рад.шк., 1984.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1997.
  11. Ю.К. Классификация методов обучения и критерии их оптимального выбора // Выбор методов обучения в средней школе.- М.: Педагогика, 1981.
  12. JI.C. Теория и практика коммуникативного обучения русскому языку в национальном ВУЗе. Таллин, 1983.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества.-М., 1989.
  14. Ю.А. Говорите ясно и просто. М., 1980.
  15. Э. Общая лингвистика. М., 1974.
  16. Г. А., Юдина Л. П. Система работы по теме «Глаголы движения».-М.: Русский язык, 1986.
  17. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М. :Педагогика, 1983.
  18. В.Д. Социальная лингвистика.- М.: Просвещение, 1987.
  19. А.А. Лексика языка и культура страны: Изучение лексики в лйнгвострановедческом аспекте. М.: Русский язык, 1987.
  20. Ф.И. О преподавании отечественного языка.- М., 1987.
  21. А.Н. Основы культуры речи.- М.: Русский язык, 1990.
  22. Л. А. Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  23. Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону, 2000.
  24. Л.А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001.
  25. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании РКИ. 2-е изд. — М., 1976.
  26. Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. -М.: Наука, 1993.
  27. В.В. Лингвистические аспекты обучения.- М.: Изд-во МГУ, 1972.
  28. В.В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры // Вопросы языкознания. 1958. — № 4.
  29. Н.В., Захарова И. М. Учебные задания по русскому языку на материале текстов-бесед и художественных произведений современных авторов. -М.:РУДН, 1993.
  30. Г. О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1969.
  31. В.И. Риторика в России XVII—XVIII вв.. М., 1988.
  32. Вопросы культуры речи. М.: Наука, 1955−1967. — Вып. 1- 6.
  33. Вопросы лингвистического анализа русской разговорной речи. М., 1976.
  34. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.
  35. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика — Пресс, 1996.
  36. П.Р. Текст как объект лингвистического исследования, М.: Наука, 1981.
  37. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. 1985.-№ 2.
  38. E.JI. Знаковые проблемы психолингвистики // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1977.
  39. Н.В. Экстралингвистическая основа конструирования предложения в речи // Филологические науки. 1974.- № 2.
  40. О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. ОЛ.Гойхмана. М.: ИНФРА-М, 1997.
  41. И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-пресс, 1997.
  42. И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. — М.: Айрис-пресс, 1997.
  43. Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
  44. .Н. Основы культуры речи 2-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1988.
  45. М.И., Магомедова Д. М. Лингвистический анализ художественного текста. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1989.
  46. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.
  47. В.П., Зимняя И. А. и др. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. М.: Русский язык, 1985.
  48. Я.К. Спорные вопросы русского правописания от Петра великого доныне // Хрестоматия по методике русского языка. М., 1995.
  49. В.В. Проблемы развития обучения. М.: Педагогика, 1986.
  50. Даш А. Сопоставление внутренней и внешней речи языковой личности. — АДК, М., 1996.
  51. А.С. Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «Деловая переписка». М., 1997.
  52. Э.С. Социально-коммуникативный подход к формированию содержания и методов обучения связной речи в национальной школе.: Дис. докт. пед. наук, М., 1991.
  53. В.В. Домашнее задание как резерв учебного процесса // Русский язык за рубежом. 1984. — № 2.
  54. Т.К. Лингвистическое развитие студентов в процессе обучения русскому языку в ВУЗе: Метод, рекомендации Л., 1989.
  55. Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980.
  56. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1985.
  57. .С. Социальная культурология. М., 1996.
  58. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
  59. Н.И. Механизмы речи. М.: Наука, 1958.
  60. А.Ш. Психолингвистические основы активизации речевой деятельности на мотивационно-прагматическом уровне языковой личности. — АКД, Уфа, 1996.
  61. З.Г. Особенности речи учителя как средства педагогического труда: Автореферат дисс.канд. пед. наук. Киев, 1978.
  62. К.З. Системный подход к обучению речевому общению // Учитель Башкирии -1992.- № 3.- С.42−45.
  63. Записки института живого слова. — Пб., 1919.
  64. Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 1999.
  65. Т.Д. Текст: лингвистический и методический анализ. М.: Русский язык, 1981.
  66. С.М. Исторический -обзор научного понимания процессов развития культуры речи. Монография. — М.: Посткриптум, 2001.
  67. Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Русский язык, 1987.
  68. Земская Е. А, Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. — М., 1981.
  69. И.А. Психология слушания и говорения.- Дисс. доктора псих, наук. М., 1973.
  70. И.А. Речевой механизм //Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М.: МГУ, 1969.
  71. В.П. Образование. Мышление. Культура. /Новое педагогическое мышление. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Наука, 1989.
  72. Т.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса.- М.: Наука, 1982.
  73. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи. М., 1998.
  74. И.Б. Разговорная практика. Учебное пособие. С.-Петербург-Белгород, 1996.
  75. И.Б. Текст как высшая единица обучения и речевого профессионального развития ин.студентов // Пути интенсификации процесса обучения ин.студентов. Белгород, 1995.
  76. Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990.- № 4, — С.54−60.
  77. Д.И. Обучение диалогической речи,— М.: Русский язык, 1986.
  78. С.Г. Предложение в текстовом аспекте // Предложение в текстовом аспекте: Сб. научных трудов. /Отв. ред. Ильенко С. Г. Вологда, 1985.
  79. С.Г. Синтаксические единицы в тексте. Л.: 1989.
  80. М.И. Основы культуры речи. Киев- Одесса: Вища школа, 1984.
  81. Инновационное обучение: стратегия и практика /Под ред. В.ЯЛяудис. М., 1994.
  82. В.А. Языковая норма. М., 1968.
  83. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения.-Грозньй, 1979.
  84. Е.В. О принципах лингвистического анализа текста. / Лексика. Терминология. Стилистика. Горький, 1976.
  85. В.А. Язык как система. Минск, 1992.
  86. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
  87. С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л.: Наука, 1972.
  88. Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л.: Наука, 1978.
  89. И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М.: Просвещение, 1976.
  90. Г. В. Соотношение объективных и субъективных факторов в языке. М.: Наука, 1975.
  91. Г. В. Объективная картина мира в познании и в языке. М.: Наука, 1990'.
  92. Г. С., Сенкевич М. П. Развитие речи с элементами стилистики. -Л.: Просвещение, 1981.
  93. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: Сб. научных статей. Вып. 1. Минск: БГУ, 1999.
  94. А.П. Культура речи работника сферы обслуживания. -Ярославль, 1999.
  95. Э. Синхрония, диахрония и история //Новое в лингвистике. Вып. 3. -М., 1963.
  96. В.Г., Митрофанова О. Д. Методика как наука. Статья I. //Русский язык за рубежом. 1979.- № 2.- С.56−61.
  97. В.Г. Русский речевой этикет //Русский язык за рубежом. — 1967. -№ 1.
  98. В.Г. Культура речи и стиль. изд. ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1960.
  99. Н.Н. Ораторская речь: Композиционно-стилистическая структура. -Автореф. дис.. д-ра филолог, наук: 10.01.10./Моск. гос. ун-т им. М. В .Ломоносова. М., 1993.
  100. Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для ун-тов и ин-тов. -М.: ПРИОР, 1998.
  101. А.Г. Лингвистика текста и исследование взаимоотношения языка и мышления // Вопросы языкознания. 1986.- № 6.- С. 23−27.
  102. К.Н. О культуре речи оратора. Минск, 1976.
  103. Культура русской речи и эффективность общения /Под ред. Прудкина Л. К., Ширяева Е. Н. -- М&bdquo- 1996.
  104. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
  105. Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Просвещение, 1980.
  106. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. ~ М.: изд. группа «НОРМА-ИНФРА-М», 2000.
  107. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. -М., 1997.
  108. Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. — М.: Просвещение, 1986.
  109. В.П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения. // В кн.:. Психологические проблемы социальной регуляции поведения /отв. ред. Шорохова Е. В., Бобнева М. И. — М., 1976.
  110. А.А. Овладение студентами научными понятиями. М.: МГУ, 1983. т. 1.
  111. А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М., 1969.
  112. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1980.
  113. Лингвистика текста. // Материалы научной конференции. МГ ПИИЯ им. М.Тереза.- ч.2. — М., 1984.
  114. М.В. Краткое руководство к красноречию // Полн.собр. соч. Т.7. Труды по филологии. 1739—1758. М.-Л., 1952.
  115. М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. зав. — М.: Изд. центр «Academia», 2000.
  116. М.Р. Тенденции развития речи студентов: Пособие для студентов пед. ин-тов. Вып. 2. — М.: МГПИ, 1979.
  117. А.Н. Формирование культуры речевого взаимодействия: состояние педагогической практики. Таллин: Нардис, 2001.
  118. Н.А., Митрофанова О. Д., Одинцова Т. Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. М.: Русский язык, 1981.
  119. Я.А. Оптимизация сложности учебного текста. М.: Просвещение, 1991.
  120. С.А. Основы мастерства устного выступления: как подготовить полемиста. — Пермь, 1991.
  121. М.В. Коммуникативное и языковое сознание обучения профессиональному общению специалистов в области внешнеэкономических связей. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1994.
  122. А. Е. Ораторское мастерство лектора. М.: Знание, 1984.
  123. А.А. Культура речи учителя. Воронеж, 2001.
  124. А.А. Педагогическая риторика. -М.: Пед. об-во России, 2001.
  125. Л.А. Риторика. — Минск: «Ушверсггэцкае», 1994.
  126. .С. Культура письменной речи. М., 1996.
  127. О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1974.
  128. С.И. Очередные вопросы культуры речи //Вопросы культуры речи, вып. 1 .-М., 1955.
  129. С.И. О нормах словоупотребления. Предисловие к кн.: Правильность русской речи: Словарь-справочник. М., 1965 // Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.
  130. С.И. Работы по культуре речи // Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. — М., 1974.
  131. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. — М., 1983.
  132. Основы педагогического мастерства /Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.
  133. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1977.
  134. Особенности устной и письменной речи учителя: Методические рекомендации // Сост. В. В. Глаздовская и др. Витебск, 1990.
  135. A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.
  136. Программа курса «Основы культуры речи и стилистики». — М., 1988.
  137. Т.П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Основы стилистики и культуры речи: Учебное пособие для студентов вузов /Под ред. П. П. Шубы. Минск, 2001.
  138. Л.М. «Человек, общество, культура» Текст лекций. М.: изд. комплекс МГАПП, 1996 г.
  139. О.П. Родной и русский языки в системе подготовки учителя-профессионала в педагогически ориентированном учебном заведении. — Минск: Национ. ин-т образования, 1999.
  140. П.С., Сенкевич М. П. Пособие по развитию речи. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987.
  141. Н.Ф. Роль языка как средства общения и фактора формирования личности: Спецкурс. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989.
  142. Риторика и стиль/Под ред. Ю. В. Рождественского. М., 1984.
  143. Ю.В. Теория риторики. — 2-е изд., испр. М.: Добросвет, 1999.
  144. Д.Э., Теленкова М. А. Справочник лингвистических терминов. -М., 1999.
  145. В.П. Словарь культуры XX века. М., 1999.
  146. В.Ф. Основы культуры речи: Учебно-методическое пособие. — Минск, 1990.
  147. В.Ф. Основы техники речи: Учебно-методическое пособие. — Мозырь, 1992.
  148. В.Ф. Речевые жанры: Учебно-методическое пособие. Мозырь, 1995.
  149. В.Ф. Совершенствование речевой культуры: особенности современной речевой ситуации // Народная газета. 1998. — № 12. — С. 72−84.
  150. В.Ф. Публичная речь учителя: от монолога к общению и взаимопониманию //Русская словесность. 1999. — № 2. — С.56−60.
  151. Русский речевой этикет: лингвистические и методические аспекты /Под ред. Н. И. Формановской М.: «Русский язык», 1987.
  152. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. .
  153. З.В. Средства речевой выразительности. JL, 1982.
  154. JT.A. Содержание и методы обучения студентов туристского Вуза кросскультурным коммуникациям. Дисс. канд. пед. наук. — М., 2001.
  155. Е.В. Культура речи: Упражнения и рекомендации. — Новосибирск, 1991.
  156. Л.А. Сборник тестов.- М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 1995.
  157. Л.И. Основы культуры речи: Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1984.
  158. Л.И. Теоретические основы культуры речи. М.: Наука, 1980.
  159. Т.П. Основы культуры научной речи. М., 1999.
  160. Н.А. и др. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука, 1983.
  161. З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999.
  162. В.М. Научные основы формирования речевой культуры у студентов вузов. Белгород: Задонье, 2000.
  163. В.М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1978.
  164. П.Л. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  165. В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.
  166. А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968.
  167. К.С. Работа актера над ролью: Материалы к книге // Станиславский К. С. Собр. соч. в 9 т. М.: искусство, 1991. — Т.4.
  168. А.Е. Лекции по теории речевой деятельности. Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1996.
  169. А.Е., Клименко Л. Г. Проблемы изучения лексической природы текста //Смысловые и прагматические характеристики текста и его единиц. -Иваново: 1989.-С. 10−17.
  170. Е.Ф. Место речевого общения в коммуникативном аспекте //Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977.
  171. Тематический словарь русского языка. Ред. В. В. Морковкин. М., 2000.
  172. Терминология и культура речи: Сборник статей. М.: Наука, 1981.
  173. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. -СПб., 1998.
  174. Г. Н. Когнитивная система и речевое воздействие // Вестник МГЛУ. Сер. 1. Филология. 1997. — № 2. — С. 39−47.
  175. Трудности русского языка. Словарь-справочник журналиста. М., 1974.
  176. А.В. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, 1980.
  177. П.Н. Об искусстве полемики. М., 1980.
  178. Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
  179. Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1984.
  180. Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык. 1982.
  181. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982.
  182. В.П. Лекторское мастерство русских ученых 19 века. М., 1987.
  183. Л.В. Избранные работы по русскому языку М.: Учпедгиз, 1957.
  184. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
  185. К.А. Телефонные разговоры делового человека. М., 1992.
  186. В.Б. Моделирование прагматической коммуникации: Автореф. дис.. докт. филос. наук: 09.00.01. / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. -Екатеринбург, 1994.
  187. Е.В. Говорите правильно. Л.: Просвещение, 1969.
  188. Язык и личность /Под ред. Ю. Н. Караулова. М.: Наука, 1989.
  189. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. -М.: Знание, 1973.
  190. А.К. Речевая подготовка работников сферы обслуживания в процессе обучения на курсах повышения квалификации. М.: Посткриптум, 2000.173
Заполнить форму текущей работой