Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование процесса правового воспитания студентов неюридических специальностей в условиях вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для разрешения основного противоречия системы высшего образования — между узкой профессиональной подготовкой и всесторонним развитием личности, мы предлагаем задачи и содержание процесса правового воспитания условно разделить на Общую и Особенную части, при этом задача Общей части — формирование правовых качеств студента как личности, гражданина, семьянина, а задача Особенной частиформирование… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. История вопроса и современные подходы к проблеме правового воспитания
    • 1. 2. Теоретические основы проблемы правового воспитания. 2 у
    • 1. 3. Современное состояние организации правового 43 воспитания в вузе
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Применение педагогического проектирования к правовому воспитанию в вузе — разработка модели процесса правового воспитания в вузе
    • 2. 3. Условия реализации экспериментальной модели процесса правового воспитания в вузе
    • 2. 4. Анализ результатов экспериментального исследования
  • Выводы к главе II

Совершенствование процесса правового воспитания студентов неюридических специальностей в условиях вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития образования характеризуется повышением роли его гуманистической и культурно-творческой миссии. Основные направления развития образования определены в концепции его гуманизации и гуманитаризации. Возрастает доля гуманитарных знаний в подготовке специалиста, возрастает значимость его личностных качеств. Все в большей степени образование ориентируется на обеспечение прав человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, на уважение к чужим правам и взглядам. Задача формирования личности как сознательно активного субъекта всей социальной деятельности предопределила интерес и к правовой культуре личности как одной из важнейших характеристик развития человека.

Еще одной чертой современного общественного устройства является развитие горизонтальных отношений, регулируемых нормами права, и предполагающих взаимную юридическую и экономическую значимость участников этих отношений. Расширение все большего круга горизонтальных отношений в обществе предполагает, что для полноценного участия в них молодой специалист должен обладать правовой культурой, ясно сознавать социальную ценность права, его ' роль, уметь пользоваться им, поэтому правовое воспитание на современном этапе является одним из приоритетных направлений педагогической работы.

Теоретическая разработка проблем политического и правового воспитания в отечественной науке, началась на рубеже 19−20 вв. При этом возникли различные варианты понимания того, что следует относить к сфере правового воспитания.

В психолого-педагогической науке вопросы правового воспитания в определенной мере рассмотрены в трудах П. Н. Груздева, Г. П. Давыдова, А. Г. Здравомыслова, И. С. Кон, Г. Н. Маркова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского.

К числу наиболее важных работ ученых-правоведов по проблемам правового воспитания, правовой культуры следует отнести труды Е. В. Аграновской, С. С. Алексеева, Л. В. Зорченко, Д. А. Керимова, Н. М. Кейзерова, В. П. Кудрявцева, Е. А. Лукашевой, Г. В. Мальцева, А. В. Мицкевича, Е. А. Петровой, В. П. Сальникова, А. П. Семитко, Л. К. Суворова, В. П. Федорина, Л. С. Явича.

Анализ психолого-педагогической, юридической, философской литературы позволяет сделать вывод о том, что проблемам формирования правовой культуры, правовому воспитанию в отечественной науке уделено значительное внимание. Однако большая часть указанных исследований, особенно работы ученых-правоведов, посвящены, в основном, роли государственных институтов в правовом воспитании, осуществлявшим его, в основном, в форме пропаганды.

Педагоги-теоретики в своих работах вопросы правового воспитания практически не выделяли как самостоятельный предмет исследования. Правовое воспитание в педагогической литературе рассматривается, в основном, в контексте гражданского воспитания и основывается на идее сознательного подчинения общественному благу.

Концептуальные положения, теоретические и прикладные аспекты нового подхода к правовому воспитанию, основанного на новых принципах и направления в развитии образования, разработаны недостаточно.

Проблемы правового воспитания не нашли достаточного отражения в педагогике, а разработки правовой науки недостаточно вовлечены в сферу ее влияния для использования в педагогической науке и практике.

Теоретические основы правовоспитательной деятельности в отношении молодежи, в частности в вузах, а также организация практической реализации этой деятельности нуждаются в дальнейшей разработке.

Теоретической основой принципиального обновления теории правового воспитания, на наш взгляд, могли бы стать положения разрабатываемой в юридической литературе концепции «субъекто-» или «персоноцентризма» как типа правовой культуры, в центре которой находится персона, личность, ее права и свободы, законные интересы и достоинство. Сегодня Россия переживает период перехода от «социо-» к «персоноцентристскому» типу правовой культуры (85). Проведенный нами анализ свидетельствует о том, что в существовавшем до последнего времени подходе к проблеме правового воспитания доминирует именно «социоцентристкий» акцент, и все работы, написанные до середины 90-х годов, изученные нами, свидетельствуют об этом. Концептуальное обновление, переосмысление проблем правового воспитания с новых позиций происходит, и это нашло свое отражение в специальной литературе, однако указанные вопросы разработаны пока недостаточно и требуют своего дальнейшего развития.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточность разработанности ряда аспектов проблем правового воспитания студентов и определили выбор темы исследования «Совершенствование процесса правового воспитания студентов неюридиеских специальностей в условиях вуза» .

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в высшей школе.

Предмет исследования: правовое воспитание студентов неюридических специальностей.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс правового воспитания в вузе будет наиболее эффективен если:

— он будет основан на теоретической модели процесса правового воспитания, разработанной на основе содержательной стратегии педагогического проектированияэкспериментальная теоретическая модель процесса правового воспитания в вузе будет реализована посредством предложенной технологии;

— структура процесса правового воспитания студентов будет основана на выделении в нем Общей и Особенной частей, где Общая часть будет направлена на формирование правовых качеств студента как личности, гражданина, семьянина, а Особенная — на формирование профессионально-правовых качеств, связанных с будущей специальностью.

Цель исследования. На основе анализа современного состояния проблемы разработать и проверить эффективность системы правового воспитания студентов неюридических специальностей в условиях вуза.

Задачи исследования:

— проанализировать современное состояние проблемы на основе обзора философской, психолого-педагогической, социологической, юридической литературы по проблемам педагогического проектирования, педагогических технологий, правовой культуры, правового воспитания;

— на основе содержательной стратегии педагогического проектирования, путем наполнения конкретным содержанием всех компонентов учебно-воспитательного процесса в вузе (цель, задачи, принципы, содержание, методы, формы, диагностика) применительно к правовому воспитанию, разработать модель процесса правового воспитания в вузе, которую можно рассматривать как базовую;

— провести формирующий эксперимент для оценки предложенных рекомендацийоценить эффективность предложенной системы.

Теоретико — методологическая база исследования.

Особенности теоретико-методологической базы определялись тем, что исследование совмещало в себе использование достижений как педагогической, так и правовой науки. В частности, использованы теория педагогического проектирования (Б.Г.Ананьев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Н. Г. Морозова С.А.Тихомиров и др.), теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, О. В. Долженко, М. В. Кларин, Н. В. Кузьмина, А. Г. Молибог, Г. К. Селевко, Ф. Янушкевич и др.). Из сферы правовых знаний нами использованы теоретические разработки проблем правового воспитания и правосознания (Е.А. Белканов, Е. А. Петрова, В. П. Сальников, А. П. Семитко и др.).

Для решения задач использовались следующие методы исследования:

— анализ психолого — педагогической и юридической литературы;

— педагогическое проектированиеэмпирические методы (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование);

— педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий);

— методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— проведен системный анализ современного состояния проблемы правового воспитания и, в частности, правового воспитания студентов в условиях вуза;

— предпринята попытка совместить разработки педагогической и юридической науки по вопросам правового воспитания для использования в педагогической науке и практике;

— на основе содержательной стратегии педагогического проектирования, путем разработки всех компонентов учебно-воспитательного процесса в вузе (цель, задачи, принципы, содержание, методы, формы, диагностика) применительно к правовому воспитанию, получена модель процесса правового воспитания в вузе, которую можно рассматривать как базовую;

— на основе анализа специальной юридической и психолого-педагогической литературы обобщены представленные в последнее десятилетие разработки по теме исследования, что позволило выделить теоретические положения (обобщения), которые необходимо учитывать в правовоспитательной работе со студентами на современном этапе. Подробнее данные положения изложены в разделе 1.1.

Теоретическая значимость исследования:

— проведен ретроспективный анализ понятия, значения и задач правового воспитания,.

— проведен анализ практической организации правовоспитательной деятельности в вузах;

— представлена структура правового воспитания, в которой выделены основные, на наш взгляд, качества личности, формируемые им, определены основные направления диагностики сформированности этих качеств;

— конкретизированы задачи правового воспитания студентов, в результате чего получен их перечень;

— предложен необходимый и достаточный объем содержания правового воспитания студентов неюридических специальностейпредложена система формируемых правовым воспитанием профессионально-правовых умений;

— известная система педагогических методов рассмотрена применительно к предмету исследования, то есть, определены особенности, специфика применения традиционных педагогических методов к правовому воспитанию;

— предложена технология реализации разработанной модели процесса правового воспитания студентов неюридических специальностей;

— предложена методика диагностики результативности правового воспитания студентов, в частности его эмоционально-ценностной составляющей.

Практическая значимость работы:

— результаты исследования доведены до уровня практического внедрения в учебный процесс, что позволило повысить его эффективность;

— разработанная модель процесса правового воспитания может быть использована в качестве основы для организации правовоспитательного процесса в вузе;

— предложенные разработки могут быть внедрены в практику вузовского преподавания курса «Правоведение» для студентов неюридических специальностей.

На защиту выносятся следующие положения:

— В условиях реализации основных направлений реформы образования правовое воспитание становится одним из приоритетных направлений в учебно-воспитательном процессе в вузе.

— Процесс правового воспитания студентов в условиях вуза может быть основан на модели, разработанной с помощью содержательной стратегии педагогического проектирования путем наполнения конкретным содержанием применительно к правовому воспитанию основных компонентов учебно-воспитательного процесса в вузе (цель, задачи, содержание, принципы, методы, формы и средства, диагностика).

— Полученная экспериментальная модель процесса правового воспитания в вузе, реализованная с помощью предложенной технологии, позволяет повысить эффективность правового воспитания студентов неюридических специальностей.

— В задачах и содержании правового воспитания в вузе следует выделять Общую и Особенную части, которые призваны различить в правовоспитательном процессе формирование правовых качеств студента как личности и гражданина и формирование профессионально-правовых качеств студента как будущего специалиста.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечена методологической базой исследования, использованием соответствующих задачам исследования эмпирических методов, применением выдвинутых положений в образовательной практике.

Апробация работы. Основные идеи работы обсуждались на межвузовских научно-практических конференциях. (Владикавказ 2000, 2001). По результатам исследования опубликованы печатные работы в материалах 3-ей Ежегодной Международной научно-практической конференции «Право и общество: актуальные проблемы взаимоотношений» (г.Винница, Украина, 2002), а также в Бюллетене.

Владикавказского центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН (2002).

Результаты исследования внедрены в образовательную практику Северо-Осетинской государственной медицинской академии, Владикавказского института управления.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы к главе II.

1. Разработка на основе педагогического проектирования экспериментальной модели учебно-воспитательного процесса применительно к правовому воспитанию, и реализация данной модели на основе экспериментальной технологии позволила повысить эффективность правового воспитания студентов в вузе, о чем свидетельствуют результаты формирующего эксперимента.

2. Примененная педагогическая технология оправдала себя на практике, однако она не должна рассматриваться как единственно возможная и может быть усовершенствована по самым разным направлениям.

3. Экспериментальное воздействие позволило не только изменить ориентиры в представлениях студентов о праве, но и улучшить качественный показатель их знаний.

4. Результаты проведенного нами исследования подтвердили наше предположение о том, что примененная педагогическая система может более эффективно, чем традиционная, способствовать достижению общей цели правового воспитания в вузе.

5. Определено, когда и в какой последовательности должны применяться избранные педагогические методы. Мы пришли к выводу, что для эффективности воздействия необходимо применять соответствующие методы по принципу «от простого к сложному» и только тогда, когда достигнута психологическая готовность студентов к применению этих методов.

Таким образом, полагаем, цели экспериментального исследования, поставленные нами, достигнуты, задачи исследования выполнены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Современная концепция образования, предполагающая усиление социогуманитарной составляющей в подготовке специалиста, развитие горизонтальных связей в общественных отношениях, подразумевающих взаимную юридическую и экономическую значимость и самостоятельность субъектов этих отношений, необходимость решения проблем социализации личности — все эти факторы определяют актуальность проблемы правового воспитания личности будущего специалиста.

2. На основе анализа теоретических положений проблем правового воспитания, нами сделаны выводы о том, что проблемы правового воспитания не нашли достаточного отражения в педагогической литературе, а разработки правовой науки по данной проблеме не вовлечены в сферу педагогики для использования в педагогической науке и практикетеоретические основы правовоспитательной деятельности в отношении молодежи, в частности в вузах, а также организация практической реализации этой деятельности нуждаются в дальнейшем пересмотре, такое переосмысление происходит, и это нашло свое отражение в специальной литературе, однако с позиций новых подходов указанные вопросы разработаны недостаточно.

3. Теоретической основой принципиального обновления теории правового воспитания, на наш взгляд, могли бы стать положения разрабатываемой в юридической литературе концепции «субъекто-» или «персоноцентризма» как типа правовой культуры, в центре которой находится персона, личность, ее права и свободы, законные интересы и достоинство.

4. Обобщив представленные в последнее десятилетие разработки по изучаемым вопросам, нами выделены теоретические положения, которые необходимо, на наш взгляд, учитывать при организации правового воспитания студентов:

— базовая идея — гуманизация правового образования;

— в само понятие «право» сегодня вкладывается существенно иной, чем это было на протяжении последних десятилетий, смысл;

— в практике правового воспитания необходимо учитывать задачу преодоления правового нигилизма, распространенного в обществе;

— правовое образование в вузе должно рассматриваться как продолжение процесса правового воспитания в школе, предполагающего преемственность и носящего непрерывный характер;

— в процессе формирования правовой культуры личности особое значение приобретает и наибольшее влияние имеет нравственное воспитание;

— в научной и публицистической литературе недостаточно отражена проблема уважения к чужим правам. Этот пробел должен, на наш взгляд, восполняться в ходе правовоспитательной работы;

— потенциал институтов гражданского общества еще недостаточно изучен и осознан, поэтому в процессе правового воспитания проблемам правового государства и гражданского общества следует уделять особое внимание;

— с вопросом о гражданском обществе и правовом государстве тесно связана и такая проблема как права человека, которой также следует уделять особое внимание;

— новые направления в правовом воспитании не должны ограничиваться рамками только правовых дисциплин. Для формирования правовой культуры посредством образования требуется отражение правовых проблем в преподавании других социально-гуманитарных дисциплин, среди которых особая роль принадлежит философии;

— необходимым компонентом правовоспитательной работы в высшей школе, дополняющим, закрепляющим процесс приобретения специальных знаний и умений непосредственно в ходе учебно-воспитательного процесса, являются конкретные формы деятельности, организуемые общественными организациями и администрацией вуза;

— национально-региональный компонент в организации правовоспитательной работы должен быть принят во внимание;

— для успешного осуществления правовоспитательной работы необходимо, уяснив критерии оценки ее эффективности, систематически проверять результаты этой работы с целью корректировки и совершенствования ее форм.

5. На основе анализа научной литературы нами сформулирована цель правового воспитания в вузе, которая может быть определена как «Формирование социально активной, внутренне свободной личности специалиста, обладающего высоким уровнем и качеством правосознания, уважающего права других, имеющего сформированные на данном этапе профессионально-правовые взгляды и позитивное отношение к правовым ценностям и готового к социально активным действиям как личность и как специалист в юридически значимых ситуациях». При этом мы основывались на позиции о том, что при формулировании целей и задач правового воспитания речь должна идти не столько об укреплении законности, обеспечении правомерного поведения и, тем более, борьбы с правонарушениями, как это представлено в юридической литературе, сколько о формировании социально активной, внутренне свободной личности. При определении цели правового воспитания студентов мы учитывали и теорию иерархии целей воспитания в вузе, предложенную В. П. Беспалько.

6. Рассмотрена и представлена структура правового воспитания, в которой выделены основные, на наш взгляд, качества личности, формируемые правовым воспитанием и основные направления диагностики сформированности этих качеств. К основным качествам личности, формируемым правовым воспитанием следует, на наш взгляд отнести: позитивное правосознание, уважение и принятие своих и чужих прав, чувство личной свободы, законопослушность, правовую совесть, правовую ответственность, правовую культуру поведения.

7. Проанализированы теоретические основы проблемы воспитания правовых чувств. Сделан вывод о том, что полноценные правовые чувства возможны лишь на основе и во взаимосвязи с другими высокими социальными чувствами и, по всей вероятности, они совпадают с воспитанием гражданских чувств.

8. Для совершенствования правовоспитательной работы в вузе и создания экспериментальной педагогической системы, нами, на основе педагогического проектирования, разработана экспериментальная модель процесса правового воспитания в вузе применительно к правовому воспитанию. При разработке модели процесса правового воспитания в вузе, мы исходим из предположения, что задачи правового воспитания в вузе могут быть представлены на трех взаимосвязанных уровнях: -когнитивном (формирование системы базовых политико-правовых знаний), -эмоционально-ценностном (формирование правовых чувств, установок, убеждений, -волевом (формирование готовности к социально активному, грамотному правовому поведению) — в содержании правового воспитания следует выделить, соответственно, три блока: -базовые правовые знания, -эмоционально-ценностное отношение к праву, -опыт правовой деятельности.

9. Для разрешения основного противоречия системы высшего образования — между узкой профессиональной подготовкой и всесторонним развитием личности, мы предлагаем задачи и содержание процесса правового воспитания условно разделить на Общую и Особенную части, при этом задача Общей части — формирование правовых качеств студента как личности, гражданина, семьянина, а задача Особенной частиформирование профессионально-правовых качеств, связанных с будущей специальностью. Содержание Общей и Особенной частейсоответственно их задачам. В основу содержания Общей части может быть положена Примерная программа дисциплины «Правоведение», рекомендованная Советом по правоведению УМО университетов РФ, утвержденная Управлением образовательных программ и стандартов ВПО в 2000 году. Особенная часть — это профессионально-правовые знания и умения, которые формируются посредством преподавания спецкурсов либо профильных правовых дисциплин. Общая и Особенная части могут либо перетекать друг в друга в рамках одного семестра или учебного года, либо преподаваться на разных курсах — это на усмотрение вуза. Важно, чтобы, во-первых, соблюдалась последовательность, и, сначала формировались правовые знания, умения и качества студента как личности, а затем уже профессионала и специалиста и, во-вторых, чтобы задачи Общей части, т. е. личностный аспект, не умалялся.

10. Специально организованное исследование показало, что при использовании соответствующей технологии, реализуемая модель позволяет повысить эффективность правового воспитания студентов неюридических специальностей, максимально использовать возможности преподаваемых правовых дисциплин.

11. Анализ результатов эксперимента подтвердил выдвинутое предположение о том, что предлагаемая педагогическая система позволит усовершенствовать процесс правового воспитания в вузе. По всем критериальным показателям был обнаружен положительный результат, который подтвердил преимущества использованной экспериментальной системы.

12.Проведенное исследование показало определенный положительный эффект внедрения результатов нашей работы. Вместе с тем, обозначились новые проблемы, требующие своего решения. Исследование может быть продолжено в следующих направлениях: разработка альтернативных технологий по исследуемой проблеме, разработка более подробных измерительных материалов для педагогической диагностики в сфере правового воспитания, изучение возможности специальной педагогической подготовки преподавателей правовых дисциплин, разработка профессионально-правовой составляющей в содержании правового образования. Последнее направление является обширным и многообразным с учетом многообразия специальностей и направлений, реализуемых высшим профессиональным образованием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., Исследовательский центр, 1994.
  2. С.С. Юридическая наука и практика в условиях перестройки. Правоведение, № 15, 1987.
  3. В.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М., 1990.
  4. В. Проектирование педтехнологий. Высшее образование в России, № 4, 2001.
  5. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Дидактический аспект. М., Педагогика, 1982.
  6. А.Н. Правовая культура личности. Автореф. дисс. канд. юр. наук, М., 1996.
  7. С.А. Правовое сознание рабочей молодежи и основные факторы ее формирования. Автореф. дисс. канд. юр. наук, М., 1989.
  8. Ю.Белканов Е. А. Структура и функции правосознания. Автореф. дисс. канд. юр. наук, Екатеринбург, 1996.
  9. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  10. В.П. Теория учебника. М., Педагогика, 1989.
  11. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.
  12. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Учебно-методическое пособие. М., Высш. шк., 1989.
  13. В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности. Автореф. дисс. канд. юр. наук, СПб., 1993.
  14. Т.В. Обучение школьников правам человека как условие гуманизации общего образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук, М., 1997.
  15. В.И., Римская И. Н. Этика права. М., Юрайт, 1998.
  16. Н.И. Путь к социализму. Новосибирск, Наука, 1990.
  17. Выготский J1.C. Собрание сочинений в 6 томах. Т. З, М., 1983.
  18. М.М., Мураметс О. Ф. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении, Казань, 1976.
  19. Гегель. Соч. М. 1956, т. 3, с. 118.
  20. Е.Н., Треушникова М. К. Методика преподавания советского права в неюридических вузах (на примере МГУ). Вестник МГУ, серия Право, № 1, 1985.
  21. И. Методологические программы в педагогике. Высшее образование в России, № 2, 1997.
  22. В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, критерии, методика измерения. Киев, 1985.
  23. М.В. Ушинский о воспитательных функциях права. Автореф. дисс. канд. пед. наук, СПб., 1995.
  24. П.Н. Вопросы воспитания и обучения. М., 1949.
  25. В.В. Лекции по педагогической технологии. М., Знание, 1992.
  26. В.В. Системные основания образовательной технологии. М., Знание 1995.
  27. Т.Н. Формирование гражданской зрелости учащейся молодежи. Автореф. дисс. канд. филос. наук, М., 1991.
  28. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
  29. Р.В., Купцов В. И. Концепция гуманитаризации и гуманизации образования. Социально-политический журнал, № 1, 1996.
  30. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. Методическое пособие. М., Высш. шк., 1990.
  31. Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х т. М., Мысль, 1972, т.1.
  32. Л.К. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования. Автореф. дисс. канд. юр. наук, М., 1991.
  33. С.А. Правовая культура личности. Автореф. дисс. канд. философ, наук, Саратов, 1995.
  34. Зб.Загвязинский А. В. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования. Педагогика, № 2, 1997, с. 9.37.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., Политиздат, 1986.
  35. Е.А. Формирование правовой культуры личности. Автореф. дисс. канд. юр. наук, М., 1982.
  36. Т.А. Педагогика. Курс лекций, М., Просвещение, 1984.
  37. М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, Зинатне, 1983.
  38. А.В. Правовая культура студентов. Образование и культура молодежи: профессиональный аспект. Новосибирск, 1997.
  39. И.Г. Совершенствование правового воспитания студентов в условиях вуза. Сборник материалов межвузовской научной конференции «Человек, государство, общество: традиционные проблемы и новые аспекты», Владикавказ, изд. ВИУ, 2000.
  40. З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе университетского образования. Автореферат дисс. докт. пед. наук, Спб, 1995.
  41. М.В. Инновационные методы обучения в мировом образовании. М., Бизнес-образование, № 2 (3), 1997.
  42. В.А. Вопросы правового обучения в неюридических вузах. / Сов. юстиция, 1983, № 23, с. 13.
  43. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., Знание, 1989.
  44. М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения. / Сов. педагогика. 1984, № 4.
  45. А.В. Учебное пособие для поступающих в вузы и старшеклассников. История. Основы государства и права. М., изд. НТЦ «Университетский», 1998.
  46. Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. в 2-х т., М., Педагогика, 1982.
  47. А.К. Правовое воспитание молодежи. Киев, 1985.
  48. Е.С. Актуальные проблемы правового воспитания молодежи. М., Знание, 1985.
  49. Н.В. и др. Методы системного педагогического исследования. JL, ЛГУ, 1980.
  50. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М., Высш. шк., 1989.
  51. JT.В. Правовое воспитание как функция государственных органов и общественных организаций. М., 1979, с. 160.
  52. И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., Педагогика, 1981.
  53. В.И. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений. Красноярск, изд. Красноярского ун-та, 1987.
  54. .Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1996.
  55. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. завед. и слушателей ИПК и ФПК. М., Юрайт, 1998.
  56. Г. Д. Научные основы и организация правового воспитания молодежи, Киев, 1978.
  57. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. Научно-методическое пособие. М., Высшая школа. 1987.
  58. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. Под ред. Г. С. Сухобской, М., Педагогика, 1981.
  59. В.Н. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград. 1995.
  60. А.Ф. Право и политика. Учебное пособие. М., 1998.
  61. И.Ю. Правовая культура в гражданском обществе. Автореф. дисс. канд. социолог, наук, Саратов, 1995.
  62. Общая теория права и государства, М., Юристь, 2000. 67. Организация и эффективность правового воспитания. Под ред. Д. А. Керимова, А. В. Мицкевича, А. Я. Сухарева и др. М., Мысль, 1983.
  63. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред.
  64. A.В.Петровского. М., Изд. МГУ, 1986.
  65. Педагогика. Учебное пособие для педагогических учебных заведений. /
  66. B.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., Школа-Пресс, 1998.
  67. П.И. Педагогика. М., РПА, 1995.
  68. Платон. Законы. Собр. соч. в 3 томах, М., Мысль, 1968, т. З, кн. 2.
  69. И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов пед. вузов. В 2-х книгах. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  70. Правовая культура в России на рубеже столетий. (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции). Государство и право, № 10, 2001.
  71. Проблемы конкретизации целей обучения и воспитания. Сов. педагогика и школа, Тарту, 1982, № 15.
  72. Проблемы правового воспитания. Свердловск, СЮИ, 1988, с. 8.
  73. РадькоТ.Н. Социальные функции советского права. Волгоград, 1971.
  74. Развитие, социализация, воспитание личности: региональная концепция. Под ред. Шияновой Е. Н., Ставрополь, 1993.
  75. Е.В. Гражданское воспитание учащихся в контексте гуманизации образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук, Сочи, 1998.
  76. И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс. Ростов, 1969.
  77. В.П. Правовая культура. Автореф. дисс. докт. юр. наук, Л., 1990.
  78. П., Тищенко В. Юридическая наука и правовое воспитание. Советская юстиция. 1973, № 23.
  79. Р.А. Цели правового воспитания, М., 1985.
  80. Л.А. Проблемы формирования правосознания студентов педагогических вузов. Автореф. дисс. канд. юр. наук, Алма-Ата, 1989.
  81. Г. К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
  82. А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Автореферат дисс. докт. юр. наук, Екатеринбург, 1996.
  83. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., Педагогика, 1986.
  84. Э.Ю. Личность и право. Вопросы философии, 1989, № 8.
  85. B.C. Принципы управления правовым воспитанием. Киев, 1983.
  86. JI.K. Правовая культура личности. Автореф. дисс. докт. юр. наук, М., 1982.
  87. В. Образование и культура толерантности. Высшее образование в России, № 3, 2001.
  88. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., Изд. МГУ, 1984.
  89. Е.В. Правовое воспитание. Методика и методология. М., Высшая школа, 1990.
  90. С.А. Проектирование учебного процесса по конкретной дисциплине. Оптимизация учебного процесса в вузе. Межвузовский сборник научных трудов. Горький, ГТУ, 1988.
  91. К.Д. Собр. соч. в 11 томах, М., АПН, 1948., т.1. Лекции в Ярославском лицее, О камеральном образовании, О преступности в Англии и Франции- т.2. О нравственном элементе в воспитании.
  92. К.Д. Собр. соч. в 6-ти т., М., Педагогика, 1988, т. 1. Письма о воспитании наследника русского престола.
  93. A.M. Формирование гражданственности в системе довузовской профессиональной подготовки. Автореф. канд. пед. наук, Воронеж, 1998.
  94. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., Высшая школа, 1982.
  95. Юридическое образование важное условие формирования гражданского общества и правового государства в России. Государство и право № 3, 2001.
  96. В. А. Правоприменительная деятельность органов управления, М., 1978.
  97. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М., Высшая школа, 1988.
Заполнить форму текущей работой