Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессионально-ориентированный подход в процессе обучения физике как средство активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей биологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить следующие противоречия и и есо ответствия: на социально-педагогическом уровне — между возрастающим требованием к уровню предметной подготовки будущего учителя и недостаточной ориентацией системы высшего образования на реализацию этих требованийна научно-педагогическом уровне — между высокой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ.(
    • 1. 1. Психолого-дидактические аспекты активизации учебно-познавательной деятельности студентов
    • 1. 2. Использование профессионально-ориентированного подхода в обучении физике как средства активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей биологии
    • 1. 3. Формирование методологических знаний у будущих учителей биологии в процессе учебно-познавательной деятельности по физике
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
    • 2. 1. Формирование содержания курса физики для студентов биологических специальностей с использованием профессионально-ориентированного подхода
    • 2. 2. Использование материала профессионально-ориентированного содержания при организации основных форм обучения
      • 2. 2. 1. Пути и средства использования профессионально-ориентированного материла на лекционных занятиях
      • 2. 2. 2. Формирования практических навыков использования физических знаний у будущих учителей биологии
      • 2. 2. 3. Методика проведение лабораторных работ межпредметного содержания
      • 2. 2. 4. Организация и проведение учебно-исследовательских проектов по физике у студентов биологических специальностей
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 3. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 3. 2. Методика проведения и содержание констатирующего и поискового этапов педагогического эксперимента
    • 3. 3. Методика проведения и анализ результатов формирующего этапа педагогического эксперимента

Профессионально-ориентированный подход в процессе обучения физике как средство активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Научно-технический прогресс оказывает существенное влияние на развитие образовательных систем, обусловливает повышение требований к качеству подготовки учащихся в средней школе и, соответственно, к качеству образования в педагогических вузах. Реализация этих требований предусматривает смещение акцентов с необходимости передачи фиксированного количества учебной информации на формирование таких качеств личности, которые позволяют ей активно развивать свои способности, нетрадиционно подходить к решению возникающих жизненных и профессиональных проблем, использовать весь арсенал полученных знаний и умений. Многоаспектность профессиональной подготовки будущих учителей требует рассмотрения всего процесса профессионального обучения в его целостности, во взаимосвязи всех его компонентов. В полной мере это относится и к обучению учителей биологии, качество подготовки которых зависит не только от успешности усвоения студентами профильных дисциплин, но и от результатов изучения предпрофильных дисциплин.

В подготовке учителей биологии среди предпрофильных дисциплин физика занимает особое место, так как она является основой естествознания. Без использования физических методов исследования, понятий и законов трудно представить современное биологическое исследование. Именно поэтому одно из перспективных направлений совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей биологии связано с использование профессионально-ориентированного подхода в обучении предпрофильных дисциплин.

Профессионально-ориентированное обучение рассматривается как одно из перспективных направлений при обучении иностранным языкам в вузе (О.Ю. Иванова, М. М. Лаврененко, П. И. Образцов, М. А. Хусаинова и др.), при преподавании физической культуры (А.В. Семенов, Н.П. Филимонова). В теории и методике обучения физике в высшей школе проблема использования профессионально-ориентированного подхода до настоящего времени не нашла должного отражения.

Возможности использования взаимосвязей между учебными предметами в образовательном процессе многие ученые рассматривают в рамках проблемы реализации межпредметных связей. Этой проблеме уделяли внимание многие педагоги (М.Н. Берулава, И. Д. Зверев, Д. М. Кирюшкин, В. Н. Максимова, А. В. Усова, В.Н. Федорова). В их работах определены методологические, дидактические и методические связи между дисциплинами различных циклов, раскрыты некоторые пути их реализации. На основе результатов этих работ был решен ряд задач, связанных с реализацией межпредметных связей в обучении (В.В. Губин, С. П. Злобина, К. А. Колесников, М. Н. Радаева М.Ж. Симонова и др.). Можно выделить работы, посвященные как вопросам подготовки будущих учителей к осуществлению межпредметных связей (В.А. Основина, B.C. Елагина, И. Е. Карнаух, Н. О. Шелехова и др.), так и проблемам повышения качества подготовки будущих специалистов при использовании межпредметных связей при обучении в вузе (Д.Д. Дондоков, И. П. Маклецов, И. И Масалида, Н. Р. Шталева и др.). Интеграции физического и биологического образования посвящены работы Г. Д. Бессараб, О. Г. Зайцевой, А. В. Петрова, С. А. Старченко, О. А. Яворука и др. Исследователи отмечают особую значимость обеспечения целостности физического и биологического содержания образования, поскольку такое единство оказывает положительное влияние на развитие интереса к профессиональной деятельности, при этом остаются недостаточно изученными вопросы о возможности использования межпредметных связей для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Важнейшим условием профессионального становления специалиста является его активность в проявлении своих сил и возможностей на этапе профессиональной подготовки. Вопросам активизации учебно-познавательной деятельности студентов посвящены диссертации С.С. Вели-кановой, И. Ю. Сероусова, JI.B. Соловьевой-Гоголевой, О. А. Соседко, JI.B.

Павловой А. И. Шаповал и др. Авторы предлагают различные пути и средства решения этой проблемы: внесение изменений в содержание обучения, изменение форм и методов преподавания, усиление контроля и др. Однако, следует отметить, что в проведенных исследованиях не рассматриваются профес-сионально-ориентационные возможности использования межпредметных связей с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе преподавания предпрофильных дисциплин.

Проблема активизации учебно-познавательной деятельности студентов, и в частности, будущих учителей биологии, на наш взгляд, может быть решена, если все непрофильные предметы, и в первую очередь, физика, будут рассматриваться с позиций профессионально-ориентированного подхода, реализация которого позволит студентам осознать ценность получаемых знаний для дальнейшей профессиональной деятельности.

Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить следующие противоречия и и есо ответствия: на социально-педагогическом уровне — между возрастающим требованием к уровню предметной подготовки будущего учителя и недостаточной ориентацией системы высшего образования на реализацию этих требованийна научно-педагогическом уровне — между высокой результативностью средств активизации познавательной деятельности будущих учителей и недостаточным развитием теоретических и методических основ их использования в профессиональной подготовкена научно-методическом уровне — между значительными дидактическими возможностями учебного материала профессионально-ориентированного содержания и недостаточной разработанностью методики его использования как средства активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей биологии при обучении физике.

Важность решения указанных противоречий и поиск путей совершенствования процесса преподавания физики у студентов биологических специальностей, обеспечивающих их активное включение в процесс обучения, обусловливает актуальность нашего исследования и определяет его проблему: какова должна быть организация процесса обучения физике, чтобы она способствовала активизации учебно-познавательной деятельности студентов и повысила эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов?

В рамках решения указанной проблемы была определена тема нашего исследования: «Профессионально-ориентированный подход в процессе обучения физике как средство активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей биологии».

Объектом исследования является процесс обучения физике будущих учителей биологии.

Предмет исследования: профессионально-ориентированный подход как средство активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей биологии в процессе обучения физике.

Целью исследования является обоснование и разработка методики обучения физике будущих учителей биологии, в которой для активизации учебно-познавательной деятельности студентов используется профессионально-ориентированный подход.

Гипотеза исследования: использование профессионально-ориентированного подхода в процессе обучения физике будущих учителей биологии позволит активизировать учебно-познавательную деятельность студентов и повысить эффективность подготовки специалистов, если в качестве средства реализации этого подхода использовать межпредметные связи физики и биологии по трем направлениям:

1) раскрытие мировоззренческого потенциала взаимосвязи физики с биологией и обоснование значимости методологических знаний для развития естественных наук;

2) использование физических знаний для объяснения сущности и прогнозирования биологических явлений;

3) применение физических методов для исследования биологических процессов.

Исходя из цели и гипотезы, в работе были поставлены и решались следующие задачи:

1. На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы по проблеме активизации учебно-познавательной деятельности студентов определить теоретико-методологические подходы к организации профессиональной подготовки будущих учителей биологии в процессе обучения физике.

2. Определить психолого-педагогические основы и способы реализации межпредметных связей в профессионально-ориентированном подходе при обучении физике будущих учителей биологии.

3. Разработать методику реализации профессионально-ориентированного подхода в процессе обучения физике, направленную на продуктивное освоение содержания курса и способствующую активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

4. Разработать критерии и показатели эффективности предложенной методики обучения физике.

5. Осуществить экспериментальную проверку разработанной методики в процессе обучения физике будущих учителей биологии.

Методологической основой исследования являются: теоретические исследования в области психологии (JI.C. Выгодский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. И. Щукина, Ф.К. Савина) — психологическая теория деятельности (А.В. Брушлинский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — теория профессиональной деятельности (В.А. Сластенин, М. С. Каган, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, В. А. Якунин и др.) — теория отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, С.Я. Баты-шев, Г. П. Корнев, С. В. Леднев, М. Н. Скаткин, Г. Ф. Хасанова);

Теоретическими основами исследования являются: психологическая концепция активности личности (Л.И. Анцыферова, А. А. Волочков, Б.А. Вяткин) — результаты теоретических исследований в области интеграции и раскрытия межпредметных связей в обучении (М.Н. Берулава, B.C. Елагина, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, А. В. Усова, В. Н. Фёдорова, О.А. Яворук) — результаты теоретических исследований по активизации учебной деятельности обучающихся (М.А. Алексанян, А. Н. Букина, Г. Г. Даниленко-ва, Н. А. Забелина, Г. Г. Корсакова, И .Я. Ланина, М. И. Рожков, Н.А. Шала-мова, Т.И. Шамова) — теория формирования знаний о методах познания (Л.Я. Зорина, И. Я. Лернер, И. Г. Пустильник, В.Г.Разумовский) — результаты теоретических исследований в области теории и методики обучения физике (С.Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, И. Г. Пустильник, А.В. Усова) — теория использования физического эксперимента в процессе обучения (А.И. Анциферов, В. В. Лаптев, А. В. Усова, Т.Н. Шамало).

Для решения поставленных задач нами были выбраны следующие методы исследования: концептуальный и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературыизучение и анализ опыта работы преподавателей по исследуемой проблемеанкетирование студентов и преподавателеймоделирование педагогической деятельностипедагогический экспериментметоды статистической обработки результатов педагогического эксперимента.

Исследование проводилось в три этапа с 2002 по 2007 годы.

На первом этапе (2002;2003гг.) был проведен констатирующий эксперимент, в задачу которого входило изучение и анализ философской, педагогической, психологической и специальной литературы, относящейся к исследуемой проблеме. Осуществлялось теоретическое обоснование темы, определялись цели и задачи исследования.

На втором этапе (2003;2004гг.), в ходе поискового этапа исследования, осуществлялась проверка и уточнение рабочей гипотезы, цели, задач исследования, разрабатывалось содержание и дидактическое обеспечение курса физики.

На третьем этапе (2004;2008гг.) проводился формирующий эксперимент, который заключался в оценке и корректировки разработанной методики преподавания физики у студентов-биологов, а так же в подтверждении гипотезы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. В работе впервые обосновывается целесообразность применения профессионально-ориентированного подхода в процессе обучения физике будущих учителей биологии для активизации их учебно-познавательной деятельности и предлагается использовать межпредметные связи физики и биологии в качестве средства реализации этого подхода.

2. Определены основные направления использования межпредметных связей: раскрытие мировоззренческого потенциала взаимосвязи физики с биологией и обоснование значимости методологических знаний для развития естественных наукиспользование физических знаний для объяснения сущности и прогнозирования биологических явленийприменение физических методов для исследования биологических процессов.

3. Создана методика обучения физике будущих учителей биологии, в которой профессионально-ориентированный подход реализуется при изучении теоретического материала межпредметного содержания, решении адаптированных биофизических задач, выполнении межпредметных лабораторных работ и учебно-исследовательских проектов по физике.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научное представление о межпредметных связях физики и биологии:

1. Введено понятие адаптированной биофизической задачи как задачи, в которой объектом изучения физики служит биологический процесс, а для ее решения используются законы и методы физики.

2. Разработаны требования к отбору и составлению адаптированных биофизических задач: содержание межпредметных задач должно отражать связи, объективно существующие в природечисловые данные должны соответствовать реальной действительностипри составлении задач необходимо обеспечить единство интерпретации общенаучных понятий.

3. Определены цели учебно-познавательной деятельности при выполнении межпредметных лабораторных работ и учебно-исследовательских проектов: изучение физических методов исследования, применяемых в биологии, в процессе изучения физических объектововладение физическими методами исследования в процессе изучения биологических объектововладение умениями создавать и исследовать физические модели биологических процессов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты теоретического исследования доведены до уровня практического применения:

1. Разработано учебное пособие «Использование физических методов исследования в биологии», предназначенное для ознакомления студентов с экспериментальными физическими методами, применяемыми в биологии.

2. Составлена рабочая программа по физике, построенная с учетом реализации профессионально-ориентированного подхода к обучению будущих учителей биологии.

2. Разработаны рекомендации к отбору содержания курса физики с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

3. Разработан и применяется в практике обучения курс лабораторных работ межпредметного содержания, в который входят три работы, разработанные автором («Изучение осмотического давления», «Определение коэффициентов теплопроводности различных видов почв», «Моделирование и изучение процесса формирования изображения на сетчатке глаза») и четыре модернизированные работы биофизического содержания, адаптированные для выполнения их в физической лаборатории («Изучение упругих свойств костной ткани», «Определение размеров эритроцитов» и др.).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась научной обоснованностью исходных теоретических положений, внутренней непротиворечивостью логики исследования, репрезентативностью выборки генеральной совокупности, использованием математических методов обработки результатов опытно-поисковой работы, адекватных целям и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы на факультете естественных наук Курганского государственного университета.

Основные положения диссертации изложены в публикациях по теме исследования на XXXII зональном семинаре-совещании преподавателей физики, методики обучения физике, астрономии и технологических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока в г. Новосибирске (2000 г.), международной научно-практической конференции «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях» в г. Екатеринбурге (2002 г.), X Всероссийской конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» в г. Челябинске (2003 г.), 7-й межвузовской научно-практической конференции «Методика вузовского преподавания» (2006 г.), XI Всероссийской научно-практической конференции «Учебный физический эксперимент: Актуальные проблемы. Современные решения» (2006 г.), в межвузовском сборнике научных трудов «Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования» (2007 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. При обучении физике будущих учителей биологии приоритетным должен стать профессионально-ориентированный подход, основой реализации которого должны стать межпредметные связи физики и биологии.

2. Реализацию межпредметных связей при обучении физике следует осуществлять по трем основным направлениям, раскрывающим сущность этих связей:

— изучение материала, основанного на принципе историзма и единого подхода к познанию объектов и явлений природы, с целью раскрытия мировоззренческого потенциала взаимосвязи физики и биологии;

— использование физических знаний для объяснения сущности биологических явлений и процессов их развития при решении физических задач;

— применение физических методов для исследования биологических процессов при выполнении межпредметных лабораторных работ и учебно-исследовательских проектов.

3. Для активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей биологии должны широко использоваться современные технологии и формы активного обучения физике: проблемная лекция, лекция-экскурсия, бинарная лекция, эвристическая беседа, анализ конкретных ситуаций и др.

4. Неотъемлемым этапом подготовки будущего учителя биологии в процессе обучения физике должно стать выполнение учебно-исследовательских проектов, в ходе которых студенты знакомятся с физическими методами исследования, применяемыми в биологии, и изучают физические процессы, протекающие в биологической системе. Данный вид работы может стать альтернативой выполнения лабораторных работ.

5. При оценивании учебно-познавательной активности студентов целесообразно использовать следующие критерии: ресурсный компонент, обусловленный мотивацией к учебной деятельности и уровнем обученности студентовдинамический компонент, отражающий изменение уровня учебной деятельности обучающихсярезультативный компонент, включающий в себя учебные достижения студентов.

6. Реализация предлагаемой методики обучения физике на основе использования профессионально-ориентированного подхода позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность будущих учителей биологии и повышает качество их профессиональной подготовки.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 188 источников, содержит 18 таблиц и 19 рисунков.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1. Анализ состояния проблемы в практике вуза показал актуальность исследуемой проблемы и необходимость применения профессионально-ориентируемого подхода в процессе обучения физике будущих учителей биологии.

2. Поисковый этап эксперимента позволил определить эффективные методы, формы, средства и содержание учебного материала, использование которых позволит активизировать учебно-познавательную деятельность.

3. Результаты проведения педагогического эксперимента доказывают эффективность использования предложенной методической системы по активизации учебно-познавательной деятельности, оказывающей влияние на повышение эффективности учебно-познавательного процесса по физике у будущих учителей биологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ работ, посвященных теории и практике подготовки будущих учителей биологии, позволил выделить проблему повышения эффективности обучения физике, обусловленную низкой познавательной активностью студентов. На основании результатов работ, посвященных проблеме активизации учебно-познавательной деятельности студентов, сделан вывод, что при изучении курса физики будет повышаться их мотивация к учебно-познавательной деятельности, если в процессе обучения реализо-вывать профессионально-ориентированный подход, целью которого является формирование и развитие профессионально-значимых знаний и умений, необходимых для дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

2. Предложена методика обучения физике, основанная на применении профессионально-ориентированного подхода в процессе обучения физике, в которой реализация межпредметных связей осуществляется по следующим основным направлениям: раскрытие мировоззренческого потенциала взаимосвязи физики и биологииразвитие умения студентов использовать физические знания для объяснения сущности и прогнозирования биологических явленийформирование умений использовать физические методы для исследования биологических процессов.

3. Предложены пути и средства реализации межпредметных связей физики и биологии: изучение материала, основанного на принципе историзма в познании объектов и явлений природырешение адаптированных биофизических задач, в условии которых объектом изучения физики служит биологический процесс, и для их решения используются законы и методы физикивыполнение межпредметных лабораторных робот по физике, позволяющих изучать физические методы исследования, применяемые в биологических исследованиях, и формировать у будущих учителей биологии умения по созданию физических моделей биологических процессоввыполнение учебно-исследовательских проектов, позволяющих овладевать физическими методами исследования, которые применяются для изучения биологических объектов.

4. На основе данных, полученных в результате педагогического эксперимента, доказано, что реализация методики обучения физике будущих учителей биологии, в которой учебный материал соответствует их профессиональным потребностям, а применяемые средства и методы направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности, повышает эффективность обучения. Это подтверждает целесообразность использования профессионально-ориентированного подхода в обучении предпрофильным дисциплинам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.Ф. Проблема активности личности в психологии Текст .: Автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Алексеева Л. Ф. -Томск, 1997. 42 с.
  2. , Ш. В. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников Текст . / Ш. В. Амонашвили. М.: Педагогика, 1984.-297 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания Текст./ Б. Г. Ананьев.-Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1968.-341 с.
  4. , И.Д. О методах научного познания Текст./ И.Д. Андреев- М.: Наука, 1964.-184 с.
  5. , В.Ф. Биофизика мембран Текст. / В. Ф. Антонов // Соро-совский образовательный журнал. 1996. — № 6. С5−12.
  6. , Н.С. Слагаемые знаний (о межпредметных связях в учебном процессе) Текст. / Н.С. Антонов- Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд., 1969. 152 с.
  7. , М.Ж., Гарунов, М.Г., Хайдаров, Ж. С. Проблемное обучение в учебном процессе вуза Текст. / М. Ж. Арстанов, М. Г. Гарунов, Ж. С. Хайдаров Ама-ата: Изд-во «Мектеп», 1979.-79 с.
  8. , В.Г. Оптические методы исследования биологических систем и объектов Текст.: Учебное пособие / В. Г. Артюхов, М.С. Бутур-лакин, В. П. Шмелев Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980 — 114 с.
  9. , С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский.— М.: Высшая школа, 1974−384 с.
  10. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст./ С. И. Архангельский.- М.: Высшая. школа., 10 980.-368 с.
  11. , А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986. — 225 с.
  12. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1977.-251 с.
  13. , Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников Текст. / Ю. К. Юабанский Рос-тов-на — Дону: 1970 — 220 с.
  14. , З.Э. Формирование у учащихся методологических знаний при обучении химии Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ З. Э. Байбагисова — М. 2003.-230 с.
  15. , А.С. Термодинамика биологических систем Текст. / А. С. Белановский. -М.: [Б.Н], 1977.- 72 с.
  16. , В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности студентов Текст.: Учебное пособие / В.А. Беликов-Челябинск: Излд-во ЧГПИ"Факел", 1994−157с.
  17. , М.Б., Глаголева, Е.Г. Электричество в живых организмах Текст. /М.Б. Беркинблит, Е.Г. Глаголева-М.: Наука, 1988.-285 с.
  18. , М.Н. Интеграция содержания образования Текст./ М. Н. Берулава.-М.:Педагогика, 1993. -172с.
  19. , М.Н. Интеграция общего и профессионального образования Текст. // Советская педагогика. 1990-№ 9- С.57−60.
  20. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. /В.П. Беспалько-М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  21. , М.Е., Эссаулова, И.А., Мансурова, Г. В. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике Текст.: Учеб. пособие / М. Е. Блохина, И. А. Эссаулова, Г. В. Мансурова М.: Дрофа, 2001.-288 с.
  22. , Е.С. Решение задач как одно из средств реализации МПС физики с другими естественно-научными дисциплинами. (6−7 кл) Текст.: Дис.канд. пед. наук. 13.00.02 /Е.С.Валович -Челябинск., 1984−227с.
  23. , С.С. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. С. Великанова.- Магнитогорск, 2005 —178 с.
  24. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст.: Метод, пособие / А. А. Вербицкий. -М.: Высшая шк., 1991.-207 с.
  25. , А.А., Платонова, Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов Текст. / А. А. Вербицкий, Т.А. Платонова-М.: Просвещение, 1986 14 с.
  26. , М.А. Педагогика высшей школы Текст.: Учебное пособие / М. А. Весна.- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004 99 с.
  27. , Ю.А., Рощупкин, Д.И. Биофизика Текст. / Ю. А. Владимиров, Д. И. Рощупкин, А. Я. Потапенко, А.И.Деев- Под ред Ю. А. Владимирова М. .-Медицина, 1983 -272 с.
  28. , В. Е. Янцен В.Н. Задачи и вопросы по физике с межпредметным содержанием Текст. // Физика в школе.-1984.-№ 3-С.80−82.
  29. , А.А. Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности Текст.: Автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Волочков А. А-Пермь, 2002. -46 с.
  30. , А.А. Активность субъекта и развитие учащегося: теория, диагностика и проблемы развивающих технологий Текст. / А. А. Волочков. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2003. — 100 с.
  31. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / Л.С.Выгодский- под ред. и со вступ. ст. В. В. Давыдовы М.: Педагогика, 1991.- 479 с.
  32. , Н.С. Психология профессионализации педагога Текст. / Н. С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. унта, 2000.-219 с.
  33. Ф.И. Внимание и его воспитание Текст. / Ф.И. Го-ноблин. М.: Педагогика, 1972. — 156 с.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 32 400. Биология. М, 2000.-24 с.
  35. , Р.И. Курс физики Текст.: (Для с/х ин-тов) / Р. И. Грабовский.-М.: Высшая школа, 1980, — 607 с.
  36. , Л.Е. Физика. Человек. Здоровье Текст. / Л. Е. Гусева // Физика. 1996 — № 42.
  37. , В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования Текст. / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 1991. — № 6. -С.5−14.
  38. , В.В. Теория развивающего обучения Текст./ В. В. Давыдов. М.: «Интор», 1996.-542 с.
  39. , В.В. Виды обобщений в обучении Текст./ В. В. Давыдов.- М.: Педагогика, 1972 424 с.
  40. М.А., Есипов Б. П. Дидактика Текст./ М. А. Данилов, Б. П. Есипов. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1957. — 518 с.
  41. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обученияТекс. / М. А. Данилов // Сов. Педагогика-1961 -№ 8.-С32−42.
  42. Дик, Ю.И., Турышев, И.К., Лукьянов, Ю.И. и др. Межпредметные связи курса физики в средней школе Текст. / Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева.-М.: Просвещение, 1987. -191 с.
  43. , И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания Текст. / И. А. Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. — С. 56−88.
  44. Дик, Ю.И., Турышев, И.К., Лукьянов, Ю.И. и др. Межпредметные связи курса физики в средней школе Текст. / Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева.-М.: Просвещение, 1987.-191 с.
  45. , Н.Ф. Проблема активности личности, активности сознания Текст. / Н. Ф. Добрынин // Проблема активности личности. Ученые записки МГПИ им. П. П. Потемкина. Т. 36. — М., 1954. — С. 5−82.
  46. , О.М. Бальевич,. Задачи по физике Текст./ О. М. Дружинина, Ю. С. Бальевич -Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета, 1999 г.- 36 с.
  47. , Т.А. Профессионально-ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая наука Текст. / Т. А. Дмитренко // Alma Mater.- 2002.-№ 7- с.55−56.
  48. , М.И., Кандыбович, JI.A. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович Минск: Изд-во БГУ, 1 978 320 с.
  49. , В.Е. Использование активных методов обучения в профессиональной подготовке студентов туристского вуза (На примере правовых дисциплин) Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. Е. Егоров .- Москва, 2005- 229 с.
  50. , B.C. Теоретико-методические основы подготовки учителей естественно-научных дисциплин к деятельности по реализациимежпредметных связей в школе Текст.: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02, 13.00.08 / В. С. Елагина.- Челябинск, 2003 467 с.
  51. .П. Педагогика : Учебник для педагогических училищ / Есипов Б. П., Гончаров Н. К. М.: Учпедгиз, 1950. — 423 с.
  52. Задачи и вопросы по физике с межпредметным содержанием Текст.- Физика в школе, 1984, № 2,С. 80−82.
  53. , И.В. профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на историческом факультете университета Текст.: Автореф. дис.к.п.н 13.00.08./И.В. Зайцева-Елец, 2004.-24 с.
  54. , И. Д., Максимова, В. П. Межпредметные связи в современной школе Текст./ И. Д. Зверев, В. П. Максимова. — М.: Педагогика, 1981.- 160с.
  55. , Н.М. Методологическое знание в содержании образования Текс. / Н. М. Зверева, А. А. Касьян // Педагогика 1993- № 1, — С.9−12.
  56. , Э.Ф. Психология профессионального образования Текс.: учеб. Пособие / Э. Ф. Зеер, — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: МОДЭК, 2003— 480 с.
  57. , И.А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 2000.- 183 с.
  58. , С.Ю. Учебный процесс в советской высшей школе Текст. / С. Ю. Зиновьев —М.: «Высшая школа», 1975. —316 с.
  59. , В.А. Усвоение и контроль знаний Текст. // Высшее образование в России. 1993. -№ 3 -С. 154−158.
  60. , С.П. Межпредметные связи физики с биологией в VII—VIII классах основной школы Текс.: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / С. П. Злобина.-Челябинск, 1999.-16 с.
  61. , Е.В. Учебная деловая игра в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов Текст.: Дис.. канд. пед. наук. 13.00.01/ Е. В. Змиевская.- М., 2003.- 68 с.
  62. , Л.Я. Дидактические аспекты естественно-научного образования Текст.: моногр./ Л. Я. Зорина —М.: Педагогика, 1978 — 128 с.
  63. , П.В. Повышение уровня физического образования в процессе обучения школьников Текст.: моногр./ П. В. Зуев Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 2000. — 130 с.
  64. , Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики Текст.: пособие для учителей / Л.А. Иванова-М.: Просвещение, 1983.-160 с.
  65. , Т.А. Проблемное обучение: Понятие и содержание Текст. / Т.А. Ильина//Вестник высшей школы—1976-№ 2.-С. 39−48.
  66. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна Текст. / Под ред. М. В. Моисеевой М.: «Камерон», 2004.-216 с.
  67. , О.Ф. Методические основы физического эксперимента в средней школе Текст.: Дис.. д-ра пед. наук.: 13.00.02 / О. Ф. Кабардин. — М., 1985. 43 с.
  68. , И. Е. Методика формирования физических понятий у студентов педагогического вуза в условиях реализации межпредметных связей физики с биологией Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. Е. Карнаух — Горно-Алтайск, 2004 286 с.
  69. Кац, Ц. Б. Биофизика на уроках физики Текст.: Кн. для Учите-ля.-2-е изд., перераб/ Ц. Б. Кац. М.: Просвещение, 1988. -159 е.
  70. Кац, Ц. Б. Решение задач по физике живой природы Текст. / Ц. Б. Кац // Физика в школе 1975- № 6 — с. 81.
  71. , И.И. Межпредметные связи как фактор повышения качества профессионально-педагогической подготовки студентов вузов Текст.: Дис. .канд .пед.наук:13.00.02 / И. И. Кириченко.- Магнитогорск, 2004.-167 с.
  72. , О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе как средство профессиональной подготовки студентов Текст.: Дис. .канд.пед.наук / О.Е.Кириченко-Орел, 2003.-170 с.
  73. , Л.Д. Воробьев, А.С. Вопросы активизации методов обучения по физике Текст.: В кн.: преподавание физики и основ производства. / Под ред. П. А. Знаменского, Л. Д. Ковалева, А.С.Коробов- М.: АПН РСФСР, 1961.- 120 с.
  74. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь Текст./Г.М.Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -М.: Академия.2000. -175 с.
  75. , К.А. Спецкурс «Физика природных явлений» как средство формирования у учащихся лицея методологических знаний Текс.: Автореф. дис. .канд. пед. Наук 13.00.02 / К. А. Колесников Киров, 1998.-17 с.
  76. , Е.В. Уровни познавательной активности Текст./ Е. В. Коротаева // Народное образование-1995 № 10
  77. Кочетов, А. И, Актуальные проблемы педагогики Текст.: Спецкурс для студентов — выпускников пед. ин-тов / А.И. Кочетов— Рязань.: Рязанский гос. пед. ин-т, 1971.-201 с.
  78. , В.В. Общие основы педагогики Текст.: Учебник для студентов вузов/ В. В. Краевский М.: изд -во «Академия», 2003. -256с.
  79. , П.Г. Влияние медпредметных сявзей на усвоение программного материала в вечерней школе Текст.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02 / П. Г. Кулагин. М., 1965.-23 с.
  80. , М.М. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку студентов младших курсов юридических факультетов. Текст.: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / М. М Лавриненко М., 2004.-203 с
  81. , И.В. Курс физики Текст.: Учебное пособие для студ. биол.-хим. фак. пед. ин-тов./И.В. Лаврова.- М.:Просвещение, 1981−256 с.
  82. , И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики Текст. / И. Я. Лаврова.- М.: Просвещение, 1 985 126 с.
  83. , B.C. Содержание образования Текст.: Учеб. пособие/ B.C. Леднев М.: Высш. шк., 1989. -360с.
  84. , А.Н. Психологические особенности деятельности преподавателя Текст. / А. Н. Леонтьев.-М.: Знание, 1981. 91с.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст ./ А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 456 с.
  86. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. /И.Я.Лернер. -М.: Педагогика, 1981 185 с.
  87. , И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? Текст. /И.Я. Лернер.-М.: Знание, 1978.^15 с.
  88. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  89. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Текст.: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПУ / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1992. —528с.
  90. , Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения Текст. / Н. Г. Лусканова. М.: Фолиум, 1993. — 45 с.
  91. , И.П. Межпредметные связи физики с военно-специальными и военно-техническими дисциплинами (На примере дисциплины «Устройство вооружения и его боевое применение») Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/И.П.Маклецов—Челябинск, 2002 — 173 с.
  92. , В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения Текст.: Кн. для учителя / В. Н. Максимова М.: Просвещение, 1984 — 143 с.
  93. , Р.И. Развитие учащихся на основе проблемного обучения физике Текст.: Учебное пособие / Р. И. Малафеев Челябинск.: ЧГПИ, 1975.-152 с.
  94. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст.: Пособие для учителя / А. К. Маркова.-М.: Просвещение, 1983.-96 с.
  95. , А.А. Физиология Текст.: уч-к для медучилищ / А.А. Маркосян-М.: Медицина, 1969.-392 с.
  96. , И.И. Методика осуществления межпредметных связей физики с математикой в условиях комплексной технологии обучения студентов педвуза Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / И.И. Масалида—Горно-Алтайск, 2004 — 261 е.
  97. , JI.Я. Взаимосвязь фундаментальной и профессиональной направленности в подготовке по физике инженерных кадров Текст./ Л. Я Масленникова.- М.: МГГТУ им. В. И. Ленина, 1999.-145 с.
  98. , A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности Текст. / A.M. Матюшкин // Вопр. психологии. 1982. -№ 4.—С. 5−17.
  99. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А.М.Матюшкин-М.-Педагогика, 1972−206с
  100. , М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории Текст. / М.И. Махмутов-М.: Педагогика, 1975.-368 с.
  101. , М.И. Теория и практика проблемного обучения Текст. / М.И. Махмутов-Казань, 1972.-365 с.
  102. , А.А. Теоретические основы создания и применения технологий обучения физике Тескт. / А. А. Машиньян М.: Прометей, 1999.-136 с.
  103. , Дж.Б. Общая физика с биологическими примерами Текст. / Дж.Б. Мерион—М.: Высшая школа, 1986 623 с.
  104. Межпредметные связи курса физики в средней школе Текст. / Ю. И. Дик, И. К. Турышев, Ю. И. Лукьянов и др.- под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева.-М.: Просвещение, 1987.-191 с.
  105. А.К. Техника статистических вычислений Текст./ А. К. Митропольский М.: Наука, 1971. — 576 с.
  106. Михайлов, Г. Д., Захаров, В.И. ФизикаТекст.: Пособие для поступающих в вузы/ Г. Д. Михайлов, В. И. Захаров — М.: Высшая школа, 1965.-240 с
  107. Новые методы и средства обучения Текст. / Под ред. А. А. Вербицкого. -М.: Знание, 1994. 111 с.
  108. , О. Задачи с биофизическим содержанием Текст. / О. Нормурадов // Физика в школе 1982 — № 5.- с85−86.
  109. , П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов Текст. / П. И. Образцов, О. Ю. Иванова. Орел: ОГУ, 2005. — 114с.
  110. Общий курс физиологии человека и животных: В 2-х кн: Кн.1 Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем Текст.: Учебник для биол. и мед. спец. Вузов / Под ред. А. Д. Ноздрачева.-М.: Высшая школа, 1991.-512 с.
  111. , В. Введение в общую дидактику Текст. / В. Оконь-М.: Высшая школа, 1990.-382 с.
  112. , В.А. Электричество в жизни растений Текст. // Со-росовский образовательный журнал.-1996.-№ 9.-С.40−46.
  113. Основы педагогики и психологии высшей школы Текст. / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Изд-во Московского университета, 1986.- 303 с.
  114. Основы профессиональной педагогики Текст. / Под. ред. С. Я. Батышева и С. А. Шапоринского. М.: Высшая шк., 1977. — 504с.
  115. Основы физики и биофизики Текст. /А.И. Журавлев и др.-М.: Мир, 2005.-384 с.
  116. , Т.Б. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе математического образования Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.Б. Осолодкова- Магнитогорск, 2005 178 с.
  117. Педагогика и психология высшей школы Текст.: учебное пособие. Ростов н/Д:Феникс, 2002. — 544 с.
  118. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого-М.: педагогическое общество России, 2000.-640 с.
  119. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. В.А. Сласте-нина, — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  120. Педагогическая энциклопедия Текст., Т.1 / глав. Ред. И. А. Каиров.-М.:Изд-во «Советская энциклопедия», 1963.-832 с.
  121. , А.В. Развитие личности проблема ведущей деятельности Текст. / А. В. Петровский // Вопросы психологии. — 1984. № 1. — С.21
  122. , Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении Текст.: Авто-реф. дис. д-ра. пед. наук. 13.00.01/Н.А. Половникова —Казань, 1976—52 с.
  123. , В.А. Вопросы методики преподавания физики в вузе Текст.: пособие для студентов и преподавателей/ В. А. Пологрудов -Кемерово. 1979.-123 с.
  124. Психология Текст.: Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990.^-94 с.
  125. , Ю.В. Межпредметные связи как средство повышения эффективности процесса обучения математике студентов аграрного университета Текст.: Дис. .канд.пед.наук:13.00.02 / Ю.В. Пудовкина-Омск, 2004.-223 с.
  126. , A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе Текст. Автореферат .докт. пед. наук: 13.00.02/ А. М. Пышкало Москва, 1975.-32 с.
  127. , Б.Е. Методика и техника экскурсии Текст. / Б. Е. Райков.-М.:Госиздат, 1927.-148 с.
  128. , А.Н., Максина, А.Г. Сборник задач по медицинской и биологической физике Текст.: учеб. пособие для вузов 2-е изд., перераб. и доп. / А. Н. Ремизов, А. Г. Максина. — М.: Дрофа, 2001. -192с.
  129. , А.Н. Медицинская и биологическая физика Текст.: Учеб. для вузов / А. Н. Ремизов, А. Г. Максина, А. Я. Потапенко.-А-е изд., перераб. и дополн.-М.: Дрофа, 2003.-506 с.
  130. , А.Н. Курс физики Текст.: Учеб. для вузов / А. Н. Ремизов, А. Я Потапенко. -М.: Дрофа, 2002−720 с.
  131. , П., Эверт, Р., Айкхорн, С. Современная ботаника Текст./ П. Рейвн, Р. Эверт М.: Мир,-1990, кн. в 2 томах.
  132. , C.JI. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. Л. Рубинштейн.- М.: АН СССР, 1958.-116 с.
  133. В.М. Профессиональная педагогика Текст.// http://www.ryabov-kozel.narod.ru/
  134. , А.С. Задачи по прикладной биофизике Текст. / А. С. Салиев // Физика в школе 1987 — № 3- с33−34.
  135. , А.В. Профессионально ориентированный подход к физической подготовке слушателей факультета послевузовского и дополнительного образования военно-медицинского института Текст.: Дис. .к.п.н. 13.00.08 /А.В. Семенов.-Саратов, 2000.-178 с.
  136. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ С.Д. Смирнов— М.: Издательский центр «Академия», 2001.-304 с.
  137. , A.M. Методы активного обучения Текст.: Метод, пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров/А.М.Смолкин.-М.: Высш. шк., 1991−175 с.
  138. Соловьева-Гоголева, Л. В. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения графическим дисциплинам впрофессионально-педагогическом вузе Текс.: Дис.. канд. пед.: 13.00.02 / Л.В.Соловьева-Гоголева.—Екатеринбург, 2001 177 с.
  139. , И.С. Электронный учебный курс как средство активизации учебно-познавательной деятельности при обучении программированию будущих учителей информатики Текст.: Дис.. канд. пед.:13.00.02 / И. С. Спирин.-Шадринск, 2004.-179 с.
  140. , С.А. Методика обучения биофизики в профильном образовательном учреждении Текст./ С. А. Старченко.-Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2005 -144с.
  141. , В.А. Сто советов учителю Текст.: Избранные произведения: В 5 т./ В. А. Сухомлинский.-Киев, 1979.-220 с.
  142. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологическая основа) Текст. / Н. Ф. Талызина.- М.: МГУ, 1984- 344с.
  143. Н.Ф. Педагогическая психология Текст.: Учеб. для студ / Н. Ф. Талызина. М., 2001. — 288 с.
  144. Теоретические основы содержания общего среднего образования Текст. / Под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера- М.: Педагогика, 1983.- 189 с.
  145. , И.И. Проблемы эффективного управления процессом обучения в высшей школе Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /И.И.Тихонов.-Л., 1981.- 16 с.
  146. , В.Г. Типология учебной активности и индивидуальные особенности обучаемых юридического вуза МВД Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Третьяк В.Г.—Краснодар, 1997.-25 с.
  147. , Н.Н., Зубов, А.Ф. Задачи межпредметного содержания и методы их решения Текст.: Учебное пособие/ Н. Н. Тулькибаева, А. Ф. Зубов Челябинск: Изд-во Чел. Филиала ИПОД993.- 93 с.
  148. Тулькибаева, Н. Н. Методические рекомендации по использованию в учебном процесс по физике задач межпредметного содержания
  149. Текст./ Н. Н. Тулькибаева, А.ф. Зубов Челябинск: Челяб. Гос. Пед. Инт-т, 1988.-33 с.
  150. , Э.А. Шарипова, Д.Д. О сообщении школьникам гигиенических сведений на уроках физики Текст./ Э. А. Турдикулов, Д. ДШарипова //Физика в школе 1990.-№ 1- с. 72−74.
  151. , А.В. Анкеты и тесты для учащихся средней школы, ориентированные на выявление интересов, склонностей, познавательных способностей и качества знаний Текст./ А. В. Усова.— Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1997. 46 с.
  152. , А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе Текст./ А. В. Усова. Челябинск, изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2005.-21 с.
  153. , А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений учащихся Текст./ А. В. Усова // Советская педагогика, 1980. № 12. С. 45−48.
  154. , В.Н., Кирюшкин, Д.М. Межпредметные связи Текст./ В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин.-М.: Педагогика, 1972,-152 с.
  155. , Н. П., Профессионально-ориентированный подход к физической культуре специалиста по социальной работе Текст.: дис. канд.пед. наук: 13.00.04/ Н. П. Филимонова —М., 2005 — 168 с.
  156. Философия Текст. :Учебник/Под ред. проф. О.А. Митрошен-кова. -М.: Гардарики, 2002. 655 с.
  157. , Н.А. Физиология человека Текст.: Учебное пособие/ Н.А.Фомин-М.: Просвещение: Владос, 1995.-416 с.
  158. , Ю.С. Задачи с биофизическим содержанием Текст./ Ю.С.Царев//Физика в школе, — 1973-№ 4.-с. 95−96.
  159. , Ю.С. Связь физики с биологией на уроках и факультативных занятиях по физике в средней школе (на материале курса физики второй ступени) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю. С. Царев.— М., 1972.-197 с.
  160. Черкес-Заде, И. М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса Текст.: Автореф. дис.канд. пед. наук/
  161. И.М. Черкес-Заде.-М., 1972.-197 с.
  162. , Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова.-М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  163. , А.И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов на основе группового взаимодействия Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А.И.Шаповал-Магнитогорск, 2005 177 с.
  164. , Н.О. Подготовка учителей физики к реализации межпредметных связей на основе совеместной продуктивной деятельнотси преподавателя и студентов Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. О. Шелехова Красноярск, 2006.-22 с.
  165. , О.Р. Методика формирования элементов творческой деятельности в процессе решения задач комплексного характера (на материале физики 10 класса) Текст.: Методические рекомендации/ О.Р.Шефер-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.-32 с.
  166. , О.Г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников (На примере изучения иностранного языка) Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ О. Г. Шишкова.-Рязань, 2006. -230 с.
  167. , Н.Р. Методика осуществления интегративно-модульного подхода к содержанию физики и биологии в условиях дидактического синтеза Тект.: Автореф. дис. .канд. пед. наук:13.00.02 / Н. Р. Шталева Челябинск, 2007.-24 с.
  168. , В.П. Взаимосвязь в преподавании физики и биологии в 8-летней школе, их учебно-воспитательное значение Текст.: Дис. .канд. пед. наук/В.П. Шуман-Новосибирск, 1965.-207 с.
  169. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина.-М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  170. , Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения Текст./ Г. И. Щукина.-М.: Учпедгиз, 1962. -230 с.
  171. Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика Текст. / Г. Щедровицкий, В.Рогозин. М.: Касталь, 1993−412 с.
  172. , B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях Текст. / B.C. Черепанов-М.: Педагогика, 1989.- 150 с.
  173. , И.А., Блохина М. Е. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике Текст. / И. А. Эссаулова, М. Е. Блохина., Л.Д. Гонцов- под ред. А. Н. Ремизова.-М.: Высшая школа,-1987.-159 с.
  174. , В.А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов Текст./ В. А. Якунин // Вестник ЛГУ. -1977.-№ 23.-С. 72−94.
  175. , В.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / В. А. Якунин. СПб.: Полиус, 1998. — 639 с.
  176. , В.Н. Межпредметные связи в задачах по физике Текст.: Учебное пособие для студентов и преподавателей физико-математических факультетов пединститутов / В. Н. Янцен. — Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1987.-120 с.
  177. , В.Н. Межпредметные связи на опыте преподавания физики во взаимосвязи с химией в средней школе Текст.: Автореф .дис.канд. пед. наук 13.00.02 / В. Н. Янцен,-М., 1969,-24 с.
  178. , М.Г., Зорина, Л.Я. История науки и школьное обучение Текст. / М. Г. Ярошевский, Л. Я. Зорина. — М.: Знание, 1978.-47 с. 185. http://www.portalus.ru/modules/psychology/
  179. Deci, E.L. The Psychology of Self-Determination. Lexington Books, D.C. Health and Company Lexington Text./ E.L. Deci. Massachusets — Toronto, 1980. — 242 p.
  180. Deci, E.L. Why we do what we do? Text. / E.L. Deci. New York: A Gros-set/Putnam Book, 1995. — 59 p.
  181. Maslow, A. Motivation and personality Text./ A. Maslow. 3rd ed. — New York: Viking Press, 1987.- 41 lp.
Заполнить форму текущей работой