Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дифференцированный подход к обучению студентов монологической речи с учетом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому вопросы, связанные с разработкой эффективных подходов к обучению монологической речи, привлекают всё большее внимание исследователей. Развитие монологической речи студентов вуза в соответствии с современными требованиями социума делает необходимым включение студентов в учебный процесс не только на уровне интеллектуальной, но и социальной и личностной активности. Это, в свою очередь… Читать ещё >

Содержание

  • Введение."
  • Глава 1. Теоретические предпосылки дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции
    • 1. 1. Структурные компоненты содержания обучения монологической речи
    • 1. 2. Личностно-типологические особенности субъектной регуляции студентов как основа дифференцированного подхода
  • Глава 2. Педагогические условия реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции
    • 2. 1. Разработка модели реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции

    2.2. Организация и результаты эксперимента по оценке влияния педагогических условий на успешность реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции

Дифференцированный подход к обучению студентов монологической речи с учетом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время вопросы обучения устной речи играют важную роль, приобретая особенное значение в связи с глубокими социально-экономическими и политическими преобразованиями, демократизацией и международной интеграцией. Современное образование ставит задачу подготовки будущих специалистов, способных к диалогу культур, где навыки общения очень важны, позволяя быстро адаптироваться к условиям конкуренции. Выпускник вуза должен обладать речевой самостоятельностью в рамках профессиональной деятельности, что повышает его образовательную и социальную мобильность.

Целесообразность развития продуктивных умений речевой деятельности обусловлена не только удовлетворением образовательных потребностей личности и запросами общества, но и развитием гуманистического направления в педагогике и модернизацией российского образования. Одной из основных задач образования является саморазвитие личности, что нашло своё отражение в документах Совета Европы, законе РФ «Об образовании», в Государственных образовательных стандартах, Федеральной целевой программе развития образования на 2006;2010 годы. Приоритетность лингвистического образования в решении данной задачи связана с ролью языка в жизни общества. Язык является средством познания и общения, развития и воспитания, воздействия и самореализации.

Поэтому вопросы, связанные с разработкой эффективных подходов к обучению монологической речи, привлекают всё большее внимание исследователей. Развитие монологической речи студентов вуза в соответствии с современными требованиями социума делает необходимым включение студентов в учебный процесс не только на уровне интеллектуальной, но и социальной и личностной активности. Это, в свою очередь, предполагает раскрытие личностных особенностей каждого студента и, в конечном итоге, учёт этих особенностей для формирования важнейшего компонента обучения — мотивации, являющейся основой успешной деятельности обучаемых. Важную роль в этом может сыграть дифференцированный подход к обучению, предполагающий определение значимых для обучения личностных качеств и ориентацию учебного процесса на личность студента.

Однако проблема реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи, несмотря на актуальность, остаётся недостаточно исследованной в силу её многоаспектности. Вместе с тем, для её изучения имеются достаточные предпосылки. Как показывает анализ научной литературы и диссертационных исследований, проблема обучения устной речи широко исследовалась в психологии и педагогике. Основные концептуальные положения речевой деятельности раскрываются в работах П. П. Блонского, JI.C. Выготского, Н. И. Жинкина, И. А. Зимней, A.A. Леонтьева, Е. И. Пассова, C.JI. Рубинштейна и др.

Вопросы обучения монологической и диалогической формам общения и формирования соответствующих навыков разработаны в диссертационных исследованиях H.A. Баташова, Г. А. Бобылёвой, Л. Б. Болдыревой, М. В. Куимовой, O.A. Литвинко, Л. И. Новожиловой, Н. В. Поповой и др.

Теоретические и практические аспекты дифференциации обучения как способа активизации личностных ресурсов представлены в исследованиях отечественных и зарубежных авторов (А. Анастази, Б. Блум, A.A. Кирсанов, В. М. Монахов, И. М. Осмоловская, В. А. Орлов, Е. С. Рабунский, В. В. Фирсов, Е. С. Полат, И. Унт и др.).

Различные вопросы реализации дифференциации обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего образования представляют сферу научных интересов многих исследователей (Ю.В. Борисова, Н. М. Жукова, С. А. Кобцева, Е. М. Лысенко, Ю. В. Парышев, О. Н. Ротанова и др.).

Роль индивидуально-типологических особенностей при обучении иностранному языку рассматривается в работах A.A. Алхазишвили, H.H. Алиева, Б. В. Беляева, И. Л. Бим, М. Л. Вайсбурд, М. К. Кабардова, З. И. Калмыковой, Ю. Н. Кулюткина, И. С. Якиманской.

Между тем, анализ литературных источников и диссертационных работ показал, что исследованияшроблемьг обучения студентов «монологической речи в неязыковом вузе проводилисб, главным образом, с точки зрения традиционного обучения-, основанного* на знаниево-ориентированномг подходе к сущности содержаниям обучения. — Такое: обучение направлено на овладениенеобходимым: объёмом базовых знаний и элементарных навьтковобщения, не делая акцент на. процесс усвоениястудентамисодержанияобучения-. Исследования' проблемы, дифференциации обучения рассматривали, какправило-, различные характера стики личности, которые анализировались в отдельности, а не-в закономерных взаимосвязях, что затрудняло осуществление комплексного подхода к анализу психологических предпосылок для дифференцированного подхода.

Одной из основных причин неэффективности обучения студентов монологической речи' является недостаточная разработанность условий реализации дифференцированного подхода, исходящего из целостной структуры личности и учитывающего личностные особенности студентов в усвоении! содержания обучения.

Нами выявлены следующиепроблемы процесса обучения студентов монологической речи: содержание обучениямонологической речи в неязыковом вузе не ориентировано на развитие продуктивных умений речевой деятельности, так как не обеспечивает единства результативной и процессуальной сторон обученияорганизация традиционного учебного процесса в: неязыковом: вузе не! • отвечает современным требованиям подготовки студентовтак как не обеспечивает необходимый уровень развития их монологической речинедостаточно используется" дифференцированный" подход как средство реализации содержания обучения монологической речи^ и саморазвития? студентов-.'.

В связи с этим необходимо совершенствовать процесс обучения студентов монологической речи на основе дифференцированного подхода и выявлять педагогические условия его реализации.

В то же время-диф ференцированный подход к обучению студентов монологической речи связан с необходимостью преодоления ряда существующих противоречий между:

— объективной потребностью повысить эффективность и качество обучения студентов монологической речи и недостаточной разработанностью нетрадиционных подходов к обучению, способных удовлетворить это требование;

— наличием различных видов и форм дифференциации обучения и фрагментарностью применения дифференцированного подхода в неязыковом вузе;

— между необходимостью учёта личностно-типологических особенностей субъектной регуляции в процессе обучения студентов монологической речи с целью развития речевой активности и самостоятельности и недостаточным вниманием к данному вопросу при организации дифференцированного подхода в неязыковом вузе.

Указанные противоречия усиливают актуальность процесса обучения студентов монологической речи в условиях дифференцированного подхода, основанного на учёте личностно-типологических особенностей субъектной регуляции. Исследование процесса обучения монологической речи с позиции субъектной регуляции приобретает особую значимость, поскольку ей свойственны такие характеристики как универсальность (возможность переноса в разные сферы и виды деятельности) и функциональность (включение в деятельность). Это требует тщательного изучения многих психолого-педагогических проблем, создания условий для обучения студентов разных типологических групп, что обеспечит разработку теоретической модели дифференцированного подхода с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции.

Выявленные проблемы, противоречия и необходимость их разрешения определили общую проблему исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия успешной реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции.

Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Дифференцированный подход к обучению студентов монологическойречи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной? регуляции». Цель исследования: теоретически обосновать, определить и. экспериментально проверить педагогические условия реализации дифференцированного подхода к обучению студентов.'монологической речи-с учётом-личностно-типологических особенностей субъектной регуляции.

Объектом исследования: процесс обучения студентов монологическойречи.

Предмет исследования: педагогические условия реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции (на примере иностранного языка).

Гипотеза исследования. Процесс обучения студентов монологической речи будет эффективным, если выполняются следующие педагогические условия:

— конкретизировано содержание обучения студентов монологической речи;

— выявлены особенности процесса обучения монологической4 речи студентов с разными типами субъектной регуляции;

— разработана ивнедрена модель реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции;

— разработан и использован^ комплекс упражнений для обучения монологической речи студентов с разными типами субъектной регуляции.

В соответствии, с проблемой, объектом, предметом, целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:

— осуществить анализ исследований-проблемы обучения монологической речи на основе дифференцированного подхода;

— конкретизировать содержание обучения монологической речи и охарактеризовать его сущность;

— определить особенности процесса обучения монологической речи студентов с разными типами субъектной регуляции;

— теоретически обосновать и апробировать модель реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции;

— разработать адекватный личностно-типологическим особенностям субъектной регуляции комплекс упражнений для обучения студентов монологической речи;

— экспериментально проверить влияние педагогических условий на реализацию дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения философии, психологии, педагогики и методики преподавания иностранного языка в контексте выделенной проблемы и гипотезы, а именно:

— основополагающие работы в области философии образования (Ю.К. Ба-банский, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, И. М. Чередов и др.);

— в психологии: идеи деятельностного подхода к обучению (К.А. Абуль-ханова-Славская, Б. Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, АА. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — исследования в области теории формирования личности в процессе деятельности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, В А. Петровский и др.) — исследования в области теории осознанной саморегуляции (O.A. Конопкин) — концепция субъектной регуляции деятельности (Г.С. Прыгин) — исследования в области теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

— в педагогике: исследования в области теории индивидуализации и дифференциации обучения (A.A. Бударный, И. А. Зимняя, A.A. Кирсанов, Е.С. Ра-бунский, И. Г. Унт, Н. М. Шахмаев, И. С. Якиманская и др.) — идеи личностно-ориентированного подхода к обучению (М.Н. Скаткин, И. С. Якиманская и др.) — исследования по проблемам системного подхода и моделирования педагогических процессов (В.П. Беспалько, Н. Ф. Талызина и др.).

— в области методики преподавания иностранного языка: теоретическая концепция обучения иностранному языку как средству развития личности (И.Л. Бим, Б. Линч, Е. И. Пассов, В. Л. Скалкин, Дж. Хармер и др.) — концепции коммуникативной направленности обучения иностранным языкам (М.Л. Вайсбурд, Н. И. Гез, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов и др.).

Решение поставленных задач потребовало применение комплекса взаимодополняющих методов исследования: теоретических (изучение и анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы, документов РФ в области образования и диссертационных исследований по теме исследования) — эмпирических (анкетирование и тестирование студентов, проектирование педагогических условий, педагогический эксперимент) — методы статистической обработки количественных результатов исследования (описательная статистика и корреляционный анализ).

Экспериментальная база исследования: Институт управления (г. Набережные Челны).

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2005;2006 гг.) включал в себя выбор и обоснование темы диссертационного исследованияопределение его теоретико-методологических основформулирование проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы и задач научного поискаизучение состояния разработанности темытеоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, соответствующей проблеме исследованияразработку программы и методики эксперимента.

Второй этап (2007;2008 гг.) включал в себя проверку гипотезы посредством выявления педагогических условий реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляциипроведение опытно-экспериментальной работы, в процессе которой была уточнена гипотеза в ходе педагогического экспериментаразработку комплекса упражнений для обучения студентов монологической речиразработку и апробацию модели реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции.

Третий этап (2009;2010 гг.) включал в себя обработку результатов экспериментального исследования, их обобщение и систематизациюформулирование выводовокончательное оформление результатов диссертационной работыопределение дальнейшей проблематики исследований в рамках заявленной темы.

Научная новизна результатов исследования определяется тем, что:

— на основе анализа специфики монологической речи и существующих подходов к её развитию конкретизировано содержание обучения монологической речи, отличающееся совокупностью составляющих его компонентов (лингвистического и психологического) и проявляющееся в знании языковых и речевых средств построения монологического высказывания, формированию специфических (речевых) навыков и умений, общих учебных умений и личностных качеств, необходимых для самостоятельного осуществления монологической речи;

— выявлены особенности процесса обучения монологической речи студентов с разными типами субъектной регуляции, выделенные на основе структуры конструкта «автономность», включающей операциональный (практические знания и соответствующие им навыки и умения), деятельностный (владение способами учебной деятельности и самостоятельное управление данной деятельностью) и личностный (независимость, ответственность и др. качества) компоненты;

— разработана и научно обоснована модель реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом лично-стно-типологических особенностей субъектной регуляции, специфика которой заключается в осуществлении данного подхода к разным типологическим группам студентов, целостном применении принципов личностной ориентации, субъектности, последовательности и единстве её структурных блоков (диагно-стико-аналитический, мотивационно-целевой, содержательно-процессуальный и критериально-результативный);

— обоснован и апробирован комплекс упражнений для обучения монологической речи студентов с разными типами субъектной регуляции, оптимально отвечающий их личностно-типологическим особенностям и позволяющий сформировать речевые навыки и умения студентов, а также развивать их речевую самостоятельность в процессе осуществления монологической речи.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

— уточнено содержание обучения монологической речи на основе дифференцированного подхода с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции, что дополняет и развивает теоретические основы процесса обучения устной речи;

— определены особенности процесса обучения монологической речи студентов «автономного» и «зависимого» типов, что создаёт теоретические предпосылки для дальнейшего изучения типологии «автономность-зависимость» в качестве основы дифференцированного подхода к обучению;

— теоретически обоснована модель реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции как эффективная система развития речевой самостоятельности и активности студентов, что вносит определённый вклад в теорию объекта исследования;

— разработаны виды заданий, направленные на формирование практических знаний, навыков и умений, а также развитие у студентов общих учебных умений в процессе обучения монологической речи, что является вкладом в теорию формирования навыков говорения.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

— реализация содержания обучения студентов монологической речи по-, средствомдифференцированного подхода, основанного на учёте личностно-типологических особенностей субъектной регуляции, позволяет совершенствовать процесс обучения данной форме общения;

— выявленные особенности процесса обучения монологической речи студентов «автономного» и «зависимого» типов положены в основу разработки эффективного педагогического инструментария, обеспечивающего дифференцированный подход к разным типологическим группам студентов;

— разработанная модель реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции обеспечивает высокий уровень сформированное&tradeумений монологической речи;

— разработанный комплекс упражнений обеспечивает успешное развитие речевых и общих учебных умений, позволяющих студентам самостоятельно осуществлять монологическую речь.

Прикладное значение имеет разработанное учебное пособие для студентов 1 курса неязыковых вузов «Family Album», которое используется в Институте управления по дисциплине «Иностранный язык», а также пособие для преподавателей, которое применяется как руководство по организации и осуществлению дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены методологической основой, адекватной проблеме диссертационного исследованияучётом современных разработок в области педагогики и психологиивыбором методов, соответствующих объекту, предмету, целям и задачам исследованияколичественным и качественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Содержание обучения студентов монологической речи включает в себя психологический (речевые навыки и умения) и лингвистический (языковые и речевые средства) компоненты, которые реализуются посредством дифференцированного подхода, предполагающего выявление типов субъектной регуляции студентов («автономный» и «зависимый») и формирование типологических групп студентов/ Усвоение содержания обучения монологической речи обусловлено личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции студентов, определяющими качество овладения монологйческойречью.

2. Специфика обучения^ студентовтипологических групп заключается в различной готовности студентов к самостоятельному осуществлению монологической речи, что определяется степенью автономности личности и обнаруживается во взаимодействии её операционального (практические знания и соответствующие им умения и навыки), деятельностного (владение способами учебной деятельности и самостоятельное управление данной деятельностью) и личностного (независимость, ответственность и др.) компонентов.

3. Модель реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи базируется на принципах, обеспечивающих учёт личностно-типологических особенностей субъектной регуляции: принцип личностной ориентации (признание уникальной сущности и индивидуальности студентов «автономного» и «зависимого» типов), принцип субъектности (отношение к студенту как к самостоятельному и активному участнику процесса обучения), принцип последовательности (последовательность этапов реализации дифференцированного подхода и этапов обучения монологической речи) и включает в себя диагностико-аналитический, мотивационно-целевой, содержательно-процессуальный и критериально-результативный блоки.

4. Комплекс упражнений для обучения монологической речи, разработанный с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции, включает ва себя следующие типы упражнений: некоммуникативный (ими-тативные, дифференцировочные, подстановочные, трансформационные упражнения), условно коммуникативный (подготовленные устные и письменные пересказы, ответы на вопросы, описания с опорой) и подлинно коммуникативный (спонтанные высказывания, пересказы, описания). Данные типы упражнений отображают не только этапы развития специфических (речевых) умений, но и последовательность освоения общих учебных умений (целеполагание, планирование и организация собственной деятельности, самоконтроль, самооценка и самокоррекция в процессе осуществления деятельности).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы на первых курсах факультетов менеджмента и психологии Института управления. Основные результаты исследования отражены в 12 публикациях автора (в том числе — статья в научном журнале из перечня ВАК).

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на Международной научно-методической конференции «Интегратив-ная психология: теория и практика» (Ярославль, 2007), V юбилейной Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2008), II Международной научно-практической конференции «Иностранные языки в современном мире» (Казань, 2009), VI Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2009), Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Современные социальные процессы: человеческое измерение» (Набережные Челны, 2010) — на заседаниях кафедры иностранных языков и общей психологии Института управления. По теме исследования были проведены педагогические семинары для преподавателей кафедры иностранных языков Института управления.

Содержание проведённого исследования нашло отражение в структуре диссертации, которая включает введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы (234 источника, из них 61 — на иностранном языке), 5 приложений. Общий объём диссертации составляет 166 страниц, из них 157 страниц основного текста и 9 страниц приложений. Работа содержит 16 таблиц.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Проведённый анализ материалов экспериментальной работы по оценке влияния педагогических условий на успешность реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции позволил прийти к следующим выводам:

1. Результаты констатирующего этапа эксперимента выявили низкий уровень развития умений монологической речи студентов первого курса. Студенты не могли чётко формулировать свои мысли посредством языковых и речевых средств, соблюдать логико-композиционную структуру изложения монологических высказываний, осуществлять необходимые действия, способствующие актуализации их знаний и умений.

С целью поиска адекватных условий обеспечения эффективности обучения студентов монологической речи нами выделен и обоснован комплекс педагогических условий реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи: реализация содержания обучения монологической речи посредством дифференцированного подхода, основанного на учёте личностно-типологических особенностей субъектной регуляциивыявление особенностей обучения студентов с разными типами субъектной регуляцииразработка модели реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи и адекватного личностно-типологическим особенностям субъектной регуляции комплекса упражнений.

Разработанная модель реализации дифференцированного подхода базируется на принципах, которые обеспечивают осуществление данного подхода с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции: принцип личностной ориентации (признание уникальной сущности и индивидуальности студентов «автономного» и «зависимого» типов), принцип субъектности (отношение к студенту как к самостоятельному и активному участнику процесса обучения), принцип последовательности (реализация последовательности этапов обучения монологической речи, формирования и развития речевых навыков и умений) и включает в себя диагностико-аналитический, мотивационно-целевой, содержательно-процессуальный и критериально-результативный блоки. Реализация разработанной модели способствует успешному развитию речевых умений у студентов разных типологических групп в процессе обучения монологической речи.

2. Разработанный комплекс упражнений, направленный на обучение монологической речи студентов с разными типами субъектной регуляции, включает некоммуникативный, условно коммуникативный и подлинно коммуникативные типы упражнений. Данный комплекс упражнений является не только средством обучения, но и выполняет мотивационную функцию, способствуя формированию общих учебных умений, приучая студентов самостоятельно осуществлять речевую деятельность, используя наиболее рациональные способы и приёмы учения.

3. Анализ результатов экспериментального исследования наглядно продемонстрировал эффективность выявленных педагогических условий, т.к. они повышают качество монологической речи студентов, обеспечивают развитие специфических (речевых) и общих умений, способствуют развитию речевой активности и самостоятельности студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные результаты проведённого исследования и вытекающие из них выводы дают основания для следующего заключения:

1. На основе анализа специфики монологической речи, предусматривающей её рассмотрение как процесса и продукта обучения, конкретизировано содержание обучения монологической речи, включающее психологический и лингвистический компоненты, которые реализуются посредством дифференцированного подхода на основе учёта личностно-типологических особенностей субъектной регуляции. В связи с этим содержание обучения монологической речи определяет личностно-ориентированный характер обучения, способствует реализации не только результативной стороны обучения, но и процессуальной, стимулируя речевую самостоятельность и активность студентов.

2. Выявлены особенности обучения монологической речи студентов с разными типами субъектной регуляции, определяющие педагогические условия реализации дифференцированного подхода. Выявленная специфика обучения студентов с разными типами субъектной регуляции позволяет получить информацию об устойчивых личностных особенностях студентов и их поведении в условиях речевой деятельности, а также разработать и теоретически обосновать модель реализации дифференцированного подхода к обучению студентов монологической речи с учётом личностно-типологических особенностей субъектной регуляции. Внедрение данной модели определяется необходимостью повышения качества монологической речи студентов и позволяет обеспечить положительную динамику развития умений данной формы общения.

3. Использованный в опытно-экспериментальной работе комплекс упражнений для обучения монологической речи, адекватный личностно-типологическим особенностям субъектной регуляции, способствует выходу студентов на определённый уровень самостоятельности в монологической речи на основе сформированных навыков и умений.

4. Экспериментально доказано, что реализация совокупности педагогических условий в рамках разработанной модели обеспечивает более высокий уровень развития монологической речи студентов в экспериментальных группах, чем контрольных группах. Результаты экспериментального исследования подтвердили правильность и обоснованность выдвинутой гипотезы. Статистический анализ подтверждает, что реализация выявленных педагогических условий позволила существенно повысить уровень развития умений монологической речи студентов как «автономного», так и «зависимого» типов при уровне 5% значимости.

В то же время, данное исследование не носит окончательного характера и открывает новые перспективы для продолжения теоретического исследования. Дальнейшего рассмотрения требует проблема обучения студентов диалогической речи в условиях дифференцированного подхода, основанного на учёте личностно-типологических особенностей субъектной регуляции. Заслуживают внимания вопросы дифференцированного обучения другим видам речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо), а также взаимодействия типологических групп «автономных» и «зависимых» студентов в учебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 205 с.
  2. , Г. Как измерить личность : пер. с англ. Текст. / Г. Айзенк, Г. Вильсон. М.: Когито-центр, 2000. — 78 с.
  3. , М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход Текст. / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. М.: Знание, 1992. — 80 с.
  4. , H.H. Выбор особенностей учащихся при дифференцированном обучении иностранному языку Текст. / H.H. Алиев // Иностранные языки в школе. 1992. — № 5−6. — С. 28−29.
  5. , A.A. Основы овладения устной иностранной речью Текст. / A.A. Алхазишвили. -М.: Просвещение, 1988. 128 с.
  6. , Б.Г. Основные характеристики человека и его развитие Текст. / Б. Г. Ананьев // Психология и проблемы человекознания / под ред. A.A. Бодалёва. М.- Воронеж, 1996. — 384 с.
  7. , A.A. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика): учебное пособие в двух книгах Текст. / A.A. Андреев. М.: МЭСИ, 2000. -163 с.
  8. , В.В. Дифференцированный подход к процессу обучения: психолого-дидактический аспект: моногр. исслед. Текст. / В. В. Андронатий. — Гатчина: Изд-во Ленингр. обл. ин-та экономики и финансов, 2000. 250 с.
  9. , П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы Текст. / П. К. Анохин. М.: Наука, 1978. — С. 57- 96.
  10. , В.А. Психология обучения иностранным языкам Текст. / В. А. Артёмов. -М.: Просвещение, 1969. 279 с.
  11. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшаяшкола, 1980. 368 с.
  12. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М., 1998. — 96 с.
  13. , Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка / Б. В. Беляев. М.: Просвещение, 1964. — 135 с.
  14. , В.П. Введение в психолингвистику Текст. / В. П. Белянин. -М. :ЧеРо, 2000.- 128 с.
  15. , Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика: учебное пособие Текст. / Г. А. Берулава. М.: Педагогическое общество России, 2001.-236 с.
  16. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько. М., 1995.-192 с.
  17. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника Текст. / И. Л. Бим. М.: Просвещение, 1977. — 278 с.
  18. Бим, И.Л. К проблеме базового уровня образования по иностранным языкам в средней школе Текст. / И. Л. Бим [и др.] // Иностранные языки в школе. 1990. -№ 5. — С. 16−25.
  19. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе.2002.-№ 2.-С. 11−15.
  20. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2-х т. Т. 1 Текст. / П. П. Блонский М.: Педагогика, 1979. — С. 4063.
  21. , Г. А. Пересказ фабульных текстов как средство развития умений монологической речи : дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук Текст. / Бобылёва Г. А. Владимир, 1994. — 234 с:
  22. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. -173 с.
  23. , Ю.В. Дифференциация обучения физике на основе учёта / когнитивных стилей учащихся: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук Текст. / Борисова Ю.В. Н. Новгород, 2004. — 176 с.
  24. , A.B. Психология мышления и педагогическая практика Текст. / A.B. Брушлинский // Субъект: мышление, учение, воображение. -М.- Воронеж, 1996. 392 с.
  25. , A.A. Индивидуальный подход в обучении Текст. / A.A. Бударный // Советская педагогика. 1965. — № 7. — С. 18−20.
  26. , И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке Текст. / И. Д. Бутузов. Новгород, 1972. — 72 с.
  27. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие Текст. / М.В. Буланова-Топоркова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
  28. , M.JI. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному устно-речевому общению Текст. / M.JI. Вайсбурд // Иностранные языки в школе. 1999. — № 2. — С. 18.
  29. , A.A. Активное обучение в высшей школе Текст. / A.A. Вербицкий. М.: Просвещение, 1991. — 194 с.
  30. , Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге 21 века Текст. / Б. Л. Вульфсон. М.: Изд-во УРАО, 1999. — С. 107−122.
  31. , Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии Текст. / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — С. 39 386.
  32. , И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста Текст. / И. Р. Гальперин // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М.: Наука, 1982. — С. 18−29.
  33. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие Текст. / ПЛ. Гальперин. М.: Просвещение, 1985. — С. 6−38.
  34. , П.Я. Психология как объективная наука Текст. / П. Я. Гальперин. М., 1998. — 276 с.
  35. , Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика Текст. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Академия, 2004. -336 с.
  36. Гез, Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков Текст. / И. И. Гез // Иностранные языки в школе. -1969.-№ 6.-С. 29−40.
  37. , Р. Дифференциация в образовании Текст. / Р. Гроот // Директор. 1994. — № 5. — С. 12−16.
  38. , П.Б. О четырёх общеметодических принципах организации обучения иностранному языку Текст. / П. Б. Гурвич // Иностранные языки в школе. 2003. — № 6. — С. 32.
  39. , В.В. Теория развивающего обучения Текст. /В.В. Давыдов. М., 1996. — С. 379−382.
  40. Дидактика средней школы Текст. / под ред. М. Н. Скаткина. — М., 1982.-205 с.
  41. Дидактические основы обучения иноязычному информативному чтению как средства формирования профессиональной культуры специалиста по иностранному языку: монография Текст. / Т. Г. Агалитова. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2003. — 171 с.
  42. Дифференциация как система Текст. / под ред. Ю. А. Иванова: в 2ч. М.: Педагогика, 1992. — Ч. 1. — С. 6−38.
  43. , Л.Н. Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся Текст. / Л. Н. Добрыдин. Челябинск, 1998. — 170 с.
  44. , Т.М. Язык и социальная психология Текст. / Т. М. Дридзе.- М.: Высшая школа, 1980. 224 с.
  45. , Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации Текст. / Т. М. Дридзе. -М.: Наука, 1984. 268 с.
  46. , Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка Текст. / Т. В. Душеина // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 5. С. 38.
  47. , Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н.И. Жин-кин. -М.: Политиздат, 1982.-250 с.
  48. , Ю.А. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия Текст. / Ю. А. Жлуктенко, A.A. Леонтьев. Киев: Высшая школа, 1979. — 248 с.
  49. , Н.М. Индивидуализация и дифференциация обучения студентов вузов : дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук Текст. / Н. М. Жукова. — Москва, 2006. 233 с.
  50. , В.И. Педагогическое творчество учителя Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  51. , A.A. Введение в психолингвистику Текст. / A.A. Залев-ская. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. — 382 с.
  52. , Н.Д. Методика обучения связной речи Текст. / Н. Д. Зарубина. М.: Русский язык, 1977. — 48 с.
  53. , И.А. Психологический анализ говорения как вида речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя // Методика преподавания иностранных языков в вузе: сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1973. — Т. 3. — Ч. 1.- С. 67−75.
  54. , И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  55. , И.А. Предметный план речевой деятельности и основные проблемы его организации при обучении иностранному языку Текст. / И. А. Зимняя // Проблемы речевой деятельности: сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. -М., 1985.-Вып. 207.-С. 3−15.
  56. , И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов Текст. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2000. — 384 с.
  57. , И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя. М. — Воронеж: МОДЭК, 2001. — 432 с.
  58. , H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов Текст. / H.A. Ипполитова. -М.: Флинта, 1998. 176 с.
  59. История воспитания: первобытное общество и древний мир Текст. / сост. Ю. В. Василькова. М.: Педагогика, 1992. — С. 14−38.
  60. , М.К. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с конкретными проблемами дифференцированного обучения Текст. / М. К. Кабардов [и др.] // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 132−140.
  61. , В.И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе Текст. / В. И. Каган, И. А. Сычеников. М.: Высшая школа, 1987. — 141 с.
  62. , О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие Текст. / О. М. Казарцева. — М., 1999. — 496 с.
  63. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  64. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — С. 39−351.
  65. , Ф.Д. Учёт индивидуальных особенностей обучаемого как фактор повышения эффективности усвоения иностранного языка : дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук Текст. / Ф. Д. Карлыгина. Владикавказ, 1999. -158 с.
  66. , A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Текст. / A.A. Кирсанов. Казань, 1982. — 207 с.
  67. , Г. Введение в дифференциальную психологию учения Текст. / Г. Клаусс. М.: Педагогика, 1987. — С. 79−96.
  68. , С.А. Дифференцированное обучение в высшем учебном заведении: на примере изучения иностранного языка студентами нелингвистической специальностей: дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук Текст. / С. А. Кобцева. Мурманск, 2007. — 184 с.
  69. , Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие Текст. / Я. М. Колкер [и др.]. М.: Академия, 2000. — 264 с.
  70. , Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. Текст. / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. — С. 2—43.
  71. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
  72. , O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности Текст. / O.A. Конопкин. М.: Наука, 1980. — 250 с.
  73. , O.A. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции Текст. / O.A. Конопкин, Г. С. Прыгин // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 42−52.
  74. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Электронный ресурс. Режим доступа: // http: //www.edu/ru/db/mo/Data/d02/393.html- Загл. с экрана.
  75. , Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся Текст. / Н. М. Коптюг // Иностранные языки в школе. -2003.-№ 3.-С. 62.
  76. , Э.Н. Технологии проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе Текст. / Э. Н. Коротков. М.: ВПА, 1990. — 170 с.
  77. , В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций Текст. / В. В. Красных. М.: Гнозис, 2001. — 269 с.
  78. , В.А. Проблема способностей в психологии Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Знание, 1971. — 156 с.
  79. , Ю.Н. Личность. Внутренний мир и самореализация Текст. / Ю. Н. Кулюткин. СПб., 1996. — 243 с.
  80. , Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся Текст. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М., 1971.-189 с.
  81. , Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения Текст. / Т. А. Ладыженская. М.: Флинта, 1998. — 136 с.
  82. , A.A. Использование текстов при обучении русскому языку иностранцев (психологические основы и некоторые выводы) Текст. / A.A. Леонтьев // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. М.: Русский язык, 1977. — С. 56−68.
  83. , A.A. Психология общения Текст. / A.A. Леонтьев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  84. , A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии Текст. / A.A. Леонтьев. М.: РАО МПСИ, 2001. — 127 с.
  85. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  86. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1980. — 189 с.
  87. , Б.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учётом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения : дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук Текст. / Б. Л. Ливер. М., 2000. -191 с.
  88. , X. Групповая работа на уроке Текст. / X. Лийметс. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  89. , O.A. Обучение монологической речи студентов нефилологов с использованием символической наглядности : дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук Текст. / O.A. Литвинко. Ульяновск, 1995. — 205 с.
  90. , О.Б. Уровневая дифференциация обучения Текст. / О. Б. Лошнова. М., 1994. — 94 с.
  91. , А.Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-416 с.
  92. , Е.М. Дифференцированное обучение студентов в условиях личностно-ориентированного образования: дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук Текст. / Е. М. Лысенко. Саратов, 1998. — 272 с.
  93. , М.В. Методика преподавания иностранного языка Текст. / М. В. Ляховицкий. М.: Высшая школа, 1981. --298 с.
  94. , A.C. Сборник сочинений : в 4-х т. Т.4. Текст. М.: Правда, 1987.-С. 5−35.
  95. , З.А. Особенности общеобразовательной школы США Текст. / З. А. Малькова. М.: РАО, 2000. — 121 с.
  96. , М.И. Современный урок: Вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М., 1981. — 230 с.
  97. , H.A. Проблемы учения и развития Текст. / H.A. Мен-чинская // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.-С. 259−260.
  98. , B.C. Избранные психологические труды Текст. / B.C. Мерлин — под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во МПСИ, 2005. — С. 195−198.
  99. , H.A. Структура научного текста и обучение монологической речи Текст. / H.A. Мете, О. Д. Митрофанова, Т. Б. Одинцова. М.: Русский язык, 1981.- 141 с.
  100. , Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов Текст. / Р. П. Мильруд. М.: Дрофа, 2005.-253 с.
  101. Миньяр-Белоручев, Р. К. Теория и методы перевода Текст. / Р.К. Миньяр-Белоручев. М.: Московский лицей, 1996. — 208 с.
  102. , A.M. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся Текст. / A.M. Митина // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 33
  103. , В.М. Проблема дифференциации обучения в средней школе Текст. / В. М. Монахов, В. А. Орлов, В. В. Фирсов. М., 1990. — 87 с.
  104. , О.И. Текст как лингвистическое понятие Текст. / О. И. Москальская // Иностранные языки в школе. 1978. — № 3. — С. 14.
  105. , Е.И. Язык и специальность: лингвистические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов Текст. / Е. И. Мотина. — 2-е изд., испр. -М.: Русский язык. 1988.-17 с.
  106. , О.Г. Психологические предпосылки обучения говорению Текст. / О. Г. Мыскова // Проблемы обучения устной речи на иностранных языках в школе и вузе: сб. ст. Владимир: Владимир, гос. пед. ин-т, 1979. — С. 190−208.
  107. Настольная книга преподавателя иностранного языка Текст. / Е. А. Маслыко [и др.]. Минск: Вышэйша школа, 1998. — 522 с.
  108. , В.Д. Проблемы психологии индивидуальности Текст. / В. Д. Небылицын. М. — Воронеж, 2000. — 688 с.
  109. , O.A. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение): дис. на соиск. учен. степ. докт. филол. наук Текст. / O.A. Нечаева. -М., 1975. 410 с.
  110. , O.A. Речевая ситуация и функционально-смысловые типы речи / Текст. O.A. Нечаева // Вестник Бурятского университета. Сер. 6, Филология. — Улан-Удэ, 1998. — С. 24−36.
  111. , С.Ю. Индивидуализация обучения иностранным языкам Текст. / С. Ю. Николаева. Киев: Головное изд-во объединения «Выща школа», 1987. — 138 с.
  112. , Л.И. Обучение устной монологической речи на основе текста в языковом вузе (второй курс): дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук Текст. / Л. И. Новожилова. Л., 1978. — 210 с.
  113. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышенияквалификации пед. кадров Текст. / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2005. — 272 с.
  114. , Е.А. Логика рассуждений и логика изложений в организации текста Текст. / Е. А. Ножин // Смысловое восприятие речевого сообщения. -М., 1976.-С. 65−73.
  115. , Н.Б. Дифференцированное обучение в школе: опыт, проблемы, перспективы Текст. / Н. Б. Огурцова, Т. М. Бунтовская. Минск, 1990. — С. 5−73.
  116. , В.В. Стилистика текста Текст. / В. В. Одинцов. М.: Наука, 1980.-263 с.
  117. , И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / И. М. Осмоловская. М.: Ин-т практ. Психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 112 с.
  118. Очерки истории педагогической науки в СССР (1918−1980) Текст. / под ред. И. П. Кузина, М. Н. Колмаковой. М.: Педагогика, 1986. — С. 39- 68.
  119. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках Текст. / В. А. Бухбиндер [и др.]. Киев, 1980. — 247 с.
  120. , Ю.В. Дифференцированное обучение как условие оптимизации образовательного процесса : дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук Текст. / Ю. В. Парышев. Киров, 2006. — 193 с.
  121. , Е.И. Основы коммуникативной методики Текст. / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. — 239 с.
  122. Педагогика и психология высшей школы Текст. / под ред. С.И. Са-мыгина. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 386 с.
  123. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский [и др.]. М.: Педагогика, 1991. — 270 с.
  124. , О.Н. Учёт индивидуально-типологических особенностей учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения : дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук Текст. / О. Н. Перелыгина. Улан-Удэ, 1999. -173 с.
  125. , В.А. Дидактика высшей школы Текст. / В. А. Попков, A.B. Коржуев. М.: Просвещение, 2001. — 327 с.
  126. , Н.В. Обучение жанрово-стилистическим разновидностям монологической речи студентов-филологов национальных групп педвуза: дис: на соиск. учен. степ. канд. пед. наук Текст. / Н. В. Попова.-М., 1990.- 233 с.
  127. Попова- Э: И. Общение монологическому высказыванию учащихся 6−7 классов средней общеобразовательной школы: дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук Текст. / Э. И. Попова. Л., 1985. — 268 с.
  128. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» федерального компонента цикла ОГСЭ Текст. // ГОС ВПО второго поколения Министерства образования и науки РФ. М.: МГЛУ, 2000. — 23 с.
  129. , Г. С. Личностно-типологические особенности субъектной регуляции деятельности: дис. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук Текст. / Г. С. Прыгин. М., 2006. — 410 с.
  130. , Е.С. Индивидуальный подход в процессе общения школьников: на основе анализа: их самостоятельной^ учебной деятельности? Текст. / Е. С. Рабунский. М.: Педагогика, 1975. — 184 с.
  131. , Л.Н. Актуальные проблемы дифференцированного обучения Текст. / JI.H. Рожинова. М.: Народное образование, 1992. — 167 с.
  132. , О.Н. Личностно-деятельностный подход как основа методики обучения иностранным языкам : дис. на соиск. уч.степ. канд. пед. наук Текст. / О. Н. Ротанова. М., 2004. — 184 с.
  133. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.
  134. , Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  135. , В.Л. Обучение монологическому высказыванию : пособие для учителей Текст. / В. Л. Скалкин. Киев, 1983. — 119 с.
  136. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1987. — С. 17−38.
  137. , З.С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности Текст. / З. С. Смелкова. М.: Флинта, 1999. — 232 с.
  138. , Г. Я. Синтаксическая стилистика: сложное синтаксическое целое Текст. / Г. Я. Солганик. М.: Высшая школа, 1973. — 214 с.
  139. , Г. Я. Стилистика текста: учебное пособие Текст. / Г. Я. Солганик. М.: Флинта, 2000. — 256 с.
  140. E.H. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей Текст. / E.H. Соловова. -М.: ACT: Астрель, 2008. 238 с.
  141. , Н.Г. Обучение устной речи в старших классах школ гуманитарного типа с использованием аутентичных культуро-страноведческих материалов : дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук Текст. / Н. Г. Соловьёва. -Томск, 1997.-250 с.
  142. , Н.Ф. Управление познавательной деятельностью Текст. / Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1972. — 163 с.
  143. , Б.М. Способности и одарённость. Избранные труды: в 2-х т. Т. 2 Текст. / Б. М. Теплов. М., 1985. — С. 199−205.
  144. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  145. , К.Д. Педагогические сочинения : в 6-ти т. Т. 3. Текст. / К. Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1988. С. 98−156.
  146. , Е.С. Личность в зеркале соционики Текст. / Е. С. Филатова. СПб.: «Б&К», 2001. — С. 132−145.
  147. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  148. , В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения Текст. / В. В. Фирсов. М.: Педагогика, 1994. — С. 3−80.
  149. , Л.М. Педагогический опыт глазами психолога Текст. / Л. М. Фридман. М., 1987. — 224 с.
  150. , Э. Человек для себя Текст. / Э. Фромм. М.: Коллегиум, 1992.-253 с.
  151. , P.M. Психолингвистика Текст. / P.M. Фрумкина. М.: Академия, 2001. — 320 с.
  152. , М.А. Когнитивные стили: парадигма «других» интеллектуальных способностей Текст. / М. А. Холодная // Стиль человека: психологический анализ. -М.: Смысл, 1998. С. 52−63.
  153. , B.C. Как обучать грамматике правильной речи Текст. / B.C. Цетлин // Иностранные языки в школе. 1998. — № 1. — С. 18−21.
  154. , И.М. Система форм организации обучения в советской школе Текст. / И. М. Чередов. М., 1987. — С. 16−30.
  155. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе Текст. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ, 2002. — 248 с.
  156. , В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М., 1996. — 194 с.
  157. , Т.И. Пути индивидуализации обучения в школе Текст. / Т. И. Шамова // Преподавание истории в школе. 1988. — № 4. — С. 17−19.
  158. , С.Ф. К дискуссии о речевых и языковых навыках Текст. / С. Ф. Шатилов // Сб. ИЯВШ. М.: Высшая школа, 1976. — Вып. 2. — С. 12−17.
  159. , Н.М. Учителю о дифференцированном обучении: методические рекомендации Текст. / Н. М. Шахмаев. М., 1989. — 65 с.
  160. , Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования Текст. / Э. А. Штульман. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976.-97 с.
  161. Юнг, К.Г. Эмоционально-психологические типы. Психология эмоций Текст. / К. Г. Юнг. — под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 238−252.
  162. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1996. 96 с.
  163. , И.С. Дифференцированное обучение: «внешние и «внутренние» формы Текст. / И. С. Якиманская // Директор школы. 1995. -№ 3. — С. 15−18.
  164. , Ф. А. Технология обучения в системе высшего образования Текст. / Ф. А. Янушкевич. М.: Просвещение, 1986. — 135 с.
  165. Aitken, R. Teaching Tenses Текст. / R. Aitken. Longman, 1995. —108 p.
  166. Allport, G.W. Personality and Social Encounter Текст. / G.W. Allport. -Boston, 1960.-386 p.
  167. Anastasi, A. Differential Psychology (Individual and Group Differences in Behavior) Текст. / A. Anastasi. New York: Macmillan, 1958. — P. 622−660.
  168. Anderson, L.W. Mastery Learning Models Текст. / L.W. Anderson, J.H. Block // The International Encyclopedia of Teaching and Teacher Education / ed. by M.S. Dunkin. Oxford: Pergamon Press, 1987. — P. 56−78.
  169. Bialystock, E. Communication Strategies Текст. / E. Bialystock. Oxford: Blackwell, 1990. 97 p.
  170. Blanton, L. Composition Practice Текст. / L. Blanton. Boston: Heinle & Heinle Publishers, 1993. — 187 p.
  171. Bloom, B. Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Educational Goals Текст. / В. Bloom. New York, 1964. — 175 p.
  172. Bloom, B. Human Characteristics and School Learning Текст. / В. Bloom. New York, 1976. — P. 25−45.
  173. Bowen, T. Inside Teaching. Options for English Language Teachers Текст. / Т. Bowen, J. Marks. Oxford, 1994. — 176 p.
  174. Brown, H.D. Teaching by Principles: An Interactive Approach to Language Pedagogy Текст. / H.D. Brown. Prentice Hall Regents, 1994. — 81 p.
  175. Brown, G. Teaching the Spoken Language Текст. / G. Brown, G. Yule. -CUP, 1997.-98 p.
  176. Brumfit, C.J. The Communicative Approach to Language Teaching Текст. / C.J. Brumfit, K. Johnson. Oxford: Oxford University Press, 1998. — 2431. P
  177. Burns, A. Focus on Speaking Текст. / A. Burns, H. Joyce. Sydney: National centre for English language teaching and research, 2002. — 137 p.
  178. Cattel, R.B. Handbook of Modern Personality Theory Текст. I R.B. Cattel, R.M. Dreger. New York: Acad. Press, 1972. — P. 320−404.
  179. Chomsky, N. Knowledge of Language: Its Nature, Origin and Use Текст. /N. Chomsky. -N.Y., 1986. 205 p.
  180. Common European Framework of Reference for Language Learning and Teaching. Language Learning and Teaching for European Citizenship Текст. -Council of Europe, 1996.
  181. Curran, C. Counseling-Learning: A Whole Person Model for Education Текст. / С. Curran. N.Y., 1976. — 97 p.
  182. Forrester, M. Psychology of Language Текст. / M. Forrester. SAGE Publications, 1996.-205 p.
  183. Fox, J. New Perspectives in Modern Language Learning Текст. / J. Fox.- University of East Anglia, 1992. 168 p.
  184. Fries, Ch. Teaching and Learning English as a Foreign Language Текст. / Ch. Fries. University of Michigan Press, 1975. — 145 p.
  185. Harley, T. The Psychology of Language Текст. / Т. Harley. Psychological Press, 1995. — 187 p.
  186. Harmer, J. The Practice of English Language Teaching. New Edition Текст. / J. Harmer. London and New York: Longman, 1998. — 296 p.
  187. Harmer, J. How to Teach English. An Introduction to the Practice of English Language Teaching Текст. / J. Harmer. Malaysia: Longman, 1999. — 1981. P
  188. Hassard, J. Science Experiences. Cooperative Learning and Teaching of Science Текст. / J. Hassard, S. Ragen. Menlo Park California, 1989. — P. 165.
  189. Holec, H. Autonomy and Foreign Language Learning Текст. / H. Holec. Oxford, 1979. — 176 p.
  190. Hymes, D. On Communicative Competence Текст. / D. Hymes. University of Pennsylvania Press, 1971. — P. 98−123.
  191. Individualization and Autonomy in Language Learning Текст. / ed. by A. Brookes and P. Grundy. London: Modern English Publ.- British Council, 1988. -154 p.
  192. Johnson, K. Five Principles in a «Communicative Exercise Type». Communicative Syllabus Design and Methodology Текст. / К. Johnson. Prentice Hall, 1982.-P. 45−89.
  193. Kelly, A. Teaching Mixed Ability Classes. An Individual Approach Текст. / A. Kelly. London, 1974. — P. 20−28.
  194. Klippel, F. Keep Talking Текст. / F. Klippel. Cambridge, 1986. — 2021. P
  195. Leary, T. Interpersonal Diagnosis. Theories of Personality Investigation Текст. / Т. Leary, I. Coffey. New York, 1953. — P. 4−13.
  196. Leggett, G. Handbook for Writers Текст. / G. Leggett. New Jersey: Prentice Hall Inc., 1988. — P. 345−351.
  197. Lewis, M. Implementing the Lexical Approach. Putting Theory into Practice Текст. / M. Lewis. England: Commercial Colour Press, 1997. — 223 p.
  198. Little, D. Learner Autonomy Текст. / D. Little. Dublin, 1991.- 148 p.
  199. Littlewood, W. Communicative Language Teaching Текст. / W. Little-wood. Cambridge, 1981. — 225 p.
  200. Leaver, B.L. Teaching the Whole Class Текст. / B.L. Leaver. Dubuque: Kendall Hunt Publishing, 1998. — P. 57.
  201. Lynch, T. Communication in the Language Classroom Текст. / Т. Lynch. Oxford: Oxford University Press, 2001. — 174 p.
  202. Maslow, A.N. Motivation and Personality Текст. / A.N. Maslow. -New York: Harper&Row, 1970. P. 355−369.
  203. Mehan, H. Teacher Interpretations of Students' Behavior Текст. / H. Mehan, A. Hertweck, S. Combs // Communicating in the Classroom. New York, 1982.-P. 18—49.
  204. McCarthy, M. Spoken Language and Applied Linguistics Текст. / M. McCarthy. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. — 206 p.
  205. Oxford, R.L. Language Learning Strategies: What Every Foreign Language Teacher Should Know Текст. / R.L. Oxford. MA: Harper Collins, 1990. -P. 67−93.
  206. Palmer, H. The Teaching of Oral English Текст. / H. Palmer. Longman, 1980.- 138 p.
  207. Pollak, A. Communicative Strategies at Work Текст. / A. Pollak. NJ, 1995.-P. 67−98.
  208. Revel, J. Teaching Techniques for Communicative English Текст. / J. Revel. London, 1979. — 197 p.
  209. Richards, J. Approaches and Methods in Language Teaching Текст. / J. Richards and Th. Rogers. CUP, 1995. — 258 p.
  210. Richards, J.C. Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics Текст. / J.C. Richards, J. Piatt, H. Piatt. England: Longman, 1999. — 423 p.
  211. Roth, I. Introduction to Psychology Текст. / I. Roth. The Open University, 1994.-P. 45−67.
  212. Rubin, J. Learner Strategies in Language Learning Текст. / J. Rubin, A. Wenden. New Jersey, 1987. — 189 p.
  213. Ryan, R.M. A Motivational Analysis of Self-determination and Self-regulation in Education Текст. / R.M. Ryan, J.P. Connel, E.L. Deci. New York: Acad. Press, 1985. — P. 50−54.
  214. Sadler-Smith, E. Cognitive Style and Instructional Preferences Текст. / E. Sadler-Smith, R. Riding // Instructional Science. Kluwer Academic Publishers. Vol. 27. — 1999. — No. 5. — P. 26.
  215. Shiels, J. Communication in the Modern English Classroom Текст. / J. Shiels. Council of Europe Press, 1993. — 110 p.
  216. Thomas, R. M. Individual Differences in Classroom Текст. / R.M. Thomas, S.M. Thomas. New York, 1965. — P. 4−125.
  217. Thornbury, Sc. How to Teach Grammar Текст. / Sc. Thornbury. London: Longman, 1999. — 182 p.
  218. Tudor, I. Learner-centredness as Languge Education Текст. /1. Tudor. -Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 279 p.
  219. Tyler, L.E. Individual Differences Abilities and Motivational Directions Текст. / L.E. Tyler. New Jersey, 1974. — P. 17−25.
  220. Ur, P. Grammar Practice Activities. A Practice guide to Teachers Текст. / P. Ur. Cambridge University Press, 1992. — 82 p.
  221. Ur, P. A Course in Language Teaching. Practice and Theory. Trainee book Текст. / P. Ur. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. — 142 p.
  222. Wenden, A. Learner Strategies for Learner Autonomy Текст. / A. Wenden. New Jersey, 1992. — 194 p.
  223. Widdowson, H. Teaching Language as Communication Текст. / H. Widdowson. OUP, 1979. — 273 p.
  224. Widdowson, H.G. Linguistics Текст. / H.G. Widdowson. Oxford: Oxford University Press, 1996. — 134 p.
  225. Willis, J. Challenge and Change in Language Teaching Текст. / J.
  226. Willis, D. Willis. Oxford, 1998. — 186 p.158
Заполнить форму текущей работой