Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Религиозное воспитание. 
Сравнительная педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Религия занимает особое место в воспитании. В России, странах Запада, Индии, Китае, Японии действует светское законодательство, предусматривающее, что религиозное воспитание является частным делом граждан и семьи. Одновременно признается свобода вероисповедания и религиозного образования. В светских государствах сложилась определенная система отношений с частными школами, которые контролируются… Читать ещё >

Религиозное воспитание. Сравнительная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Религия занимает особое место в воспитании. В России, странах Запада, Индии, Китае, Японии действует светское законодательство, предусматривающее, что религиозное воспитание является частным делом граждан и семьи. Одновременно признается свобода вероисповедания и религиозного образования. В светских государствах сложилась определенная система отношений с частными школами, которые контролируются представителями разных конфессий. В этих странах в отношениях с церковью, касающихся школьной сферы, наметились отказ от конфронтации или прочного союза и переход к лояльному сотрудничеству.

Россия

В России учебные заведения отделены от церкви и религии. Предлагается светское воспитание, утверждается свобода совести, т. е. право учащихся приобщаться к таким политическим, религиозным, моральным идеям, которые они находят верными и привлекательными.

В условиях отказа от прежнего воинствующего атеистического воспитания, десекуляризации общества и школы, появления определенного идейного вакуума в сфере нравственного развития личности на главную роль в осуществлении духовно-нравственного становления молодого поколения претендует религиознее воспитание.

Некоторые частные школы учреждаются различными церквями. При христианских, мусульманских, иудаистских храмах действуют центры религиозного обучения, куда приходят школьники. Открываются конфессиональные гимназии и лицеи. Учителя в таких школах, как правило, люди верующие. Это средние общеобразовательные учебные заведения, воспитывающие своих подопечных в традициях культуры определенной религии. В учебное расписание кроме обязательных общеобразовательных предметов включены дисциплины духовно-нравственного содержания.

Христианско-православные гимназии имеют свой перечень дисциплин такого рода, но везде обязательны основы Закона Божия, история церкви, Катехизис, основы литургии, нравственное богословие, цикл церковноэстетических дисциплин (пение, начала иконописи, шитье и т. д.). К примеру, в православной гимназии «Ясенево» (Москва) школьники участвуют в богослужениях, внутренний распорядок связан с церковным календарем. В гимназии избрали в качестве профилей программы, посвященные изучению античности, истории культуры, изобразительного и музыкального искусства, христианства, древнегреческого, латинского, старославянского языков. Православная гимназия «Грэйс» (Санкт-Петербург) заботится о воспитании культуры «на основе христианской морали и общечеловеческих ценностей».

В 2002 г. родители учеников получили право просить включать в учебную программу общеобразовательных школ курс «Основы православной культуры». По словам Патриарха Кирилла, «человек, который желает изучать основы православия и который именно в своей православной культуре хочет искать нравственную мотивацию собственных поступков, должен иметь такое право». Министр образования В. М. Филиппов, комментируя нововведение, разъяснял, что речь идет не о религиозном воспитании, а о приобщении к культурным ценностям российского народа.

В 2006/2007 учебном году в общеобразовательных заведениях четырех областей (Белгородская, Брянская, Калужская, Смоленская) введен курс «Основы православной культуры». Планировалось включить такой курс в учебные программы школ не менее чем 10 регионов Российской Федерации.

В 2010 г. власти 19 регионов включили в программу 4—5-х классов предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). С 2012 г. предмет вошел в школьную программу в качестве федерального компонента. Он содержит шесть модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Программа предмета должна носить культурологический характер. Преподавать его следует школьным учителям. Выбор модулей свободный Руководители Церквей, прежде всего Русской православной церкви (РПЦ), подчеркивают, что реформа предполагает обеспечить учащимся и их семьям свободу выбора. По словам Патриарха Кирилла, учащиеся вправе получать религиозное образование, либо изучать историю религий как научно-культурологический феномен, либо изучать основы светской этики.

Реформа требует определенного педагогического сопровождения. По-видимому, необходимо обеспечить культурологическую и историческую направленность преподавания, избежать превращения его в миссионерство и религиозное воспитание. Желательны компаративистская направленность воспитания, поиск того, что связывает все религиозные культуры, воспитание веротерпимости, толерантности, отказ от акцентов на особых достоинствах той или иной религии. Вероятно, преподавателями соответствующих курсов не могут быть служители религиозных культов. Необходимо использовать научно-методическую литературу, прошедшую тщательную экспертизу на федеральном уровне.

Между тем практика преподавания, содержание учебников по ОРКСЭ ставит немало вопросов. Они касаются гарантий светского воспитания, культурно-образовательных прав граждан всех конфессий и убеждений на свободу совести.

Уже вскоре после объявления о введении в программу «Основ православной культуры» последовали заявления родителей учащихся, политиков, которые возражали против обязательности предмета. Авторы заявлений сочли, что курс выглядит попыткой обойти закон о светскости и предоставить особые преимущества в школе одной конфессии по сравнению с другими. Многие учителя и методисты понимают реформу как введение религиозного воспитания.

В Российской Федерации в 2012/2013 учебном году «Основы светской этики» выбрали 45% учеников, «Основы мировых религиозных культур» — 21%, «Основы православной культуры — 30%, «Основы исламской культуры» — 4%, «Основы буддийской культуры» — 0,4%, «Основы иудейской культуры» — 0,02%[1]. Принцип свободного выбора модулей часто не соблюдается. Подготовленные издательством «Просвещение» учебники[2] получили в 2010 г. негативную оценку многих ученых, в том числе экспертов Российской академии наук. Отмечено, что в учебниках понятие религии, в сущности, приравнивается понятию культура, что религиозные традиции описаны в отрыве от более широкого контекста (не говорится, к примеру, что православие — одна из христанских конфессий, что ислам существует не только в суннитском варианте) и т. п. Указывается, что учебники не свободны от вероучительства и что культурологический подход осуществлен преимущественно на уровне деклараций[3].

Новая линейка учебников по ОРКСЭ издательства «Дрофа»[4], вышедших в 2012 г., подготовлена в известной мере с учетом критики и рекомендаций экспертов. По мнению аналитиков[5], в учебнике этой линейки.

«Основы светской этики» понимание культуры рассмотрено сквозь историю человечества, связи прошлого и настояшего. Материал удачно представлен воззрениями великих мыслителей человечества со времен античности до современности. Замечается, что в остальных учебниках акцент делается не на истории религии, а на повседневной культуре (праздники, семья, игры, поведение в молельных домах), что внимание уделено роли религий в истории человеческой цивилизации и отдельных народов.

В целом, тем не менее, авторы всех учебников по курсам религиозных культур нацелены на религиозное воспитание. При этом они подчеркивают взаимосвязь всех мировых религий: в иллюстративном ряду помещены изображения православных и буддийских храмов, мечетей и синагог; один из уроков предлагается начать с рассказа о съездах лидеров мировых и традиционных религий в Астане (2003, 2006, 2009, 2012 гг.).

  • [1] Ожиганова А. А. Религия в школе: анализ учебных пособий по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015.№ 1 (27).
  • [2] Основы светской этики: учебник. 4 класс. М., 2010; Основы мировых религиозныхкультур: учебник. 4 класс / А. Л. Беглов [и др.]. М., 2010; Кураев А. В. Основы православнойкультуры: учебник. 4 класс. М., 2010; Латышшш Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламскойкультуры. 4 класс. М., 2010; Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейскойкультуры: учебник. 4 класс. М., 2010; Чимитдоржиев В. Л. Основы буддийской культуры: учебник. 4 класс. М., 2010.
  • [3] См.: Ожиганова А. А. Религия в школе: анализ учебных пособий по курсу «Основырелигиозной культуры и светской этики».
  • [4] Основы светской этики / А. А. Шемшурина [и др.]. М., 2012; Основы мировыхрелигиозных культур / Р. Б. Амиров [и др.]. М., 2012; Основы православной культуры /Т. А. Костюкова [и др.]. М., 2012.
  • [5] 0 Ожиганова А. А. Религия в школе: анализ учебных пособий, но курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»; Шапошникова Т. Д. Культурологический контекст преподавания предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 1 (12).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой