Формирование культуры гуманных взаимоотношений у младших подростков в многонациональном коллективе: На материале уроков литературы и внеклассной работы
Внешние факторы, определяющие характер общего познавательно-психологического настроя в классе, — это воздействие социально-психологического климата в обществе в целом, его политических, правовых, социально-экономических отношений, совокупности господствующих в обществе ценностей и норм, традиций, обычаев, общественного мнения и др. которые, к сожалению, за последние годы заметно ухудшились… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.С.З
- Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
- 1. Социальная и этнопсихологическая сущность феномена «культура межнационального общения»
- 2. Этнопедагогические аспекты воспитания гуманного отношения детей к сверстникам
- 3. Особенности воспитания гуманных взаимоотношений младших подростков в полиэтнической среде
- Глава II. СОДЕРСОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ФОРМА, ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
- 1. Воспитательный потенциал уроков русской литературы в контексте этнопедагогизации процесса обучения
- 2. Внеклассная работа в воспитании гуманных взаимоотношений у младших подростков
- 3. Опытно-экспериментальная работа и аналитическое ее представление
Формирование культуры гуманных взаимоотношений у младших подростков в многонациональном коллективе: На материале уроков литературы и внеклассной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В сложнейших условиях кризисного периода в России, соответственно — нестабильности правовых, моральных и ценностных ориентаций, обострения социальных и межличностных конфликтовособую тревогу вызывают дети, их воспитание как личностей и как граждан: реализация детьми социальных, духовных ценностей в настоящее время самым существенным образом сказывается на их отношении к людям и в поведении, в межличностном общении. Социальные обстоятельства усугубляются еще и тем, что традиционные общечеловеческие и этнические ценности, в том числе и гуманистические идеалы, оттесняются на второй план, а на первое место выдвигается чисто прагматическая идеология, усиливаемая экстремизмом, национализмом, этнической нетерпимостью и др. Все это отрицательно сказывается, в первую очередь, на межличностных отношениях. Эти отношения еще более ухудшаются в полиэтнической среде — и взрослой, и детской, тем более, в смешанной, где младшие и старшие вступают в сложные взаимоотношения. В такой социально-политической обстановке, особую актуальность приобретает формирование культуры гуманных взаимоотношений в полиэтнической детской среде.
Особую тревогу в условиях тотального социального кризиса вызывает младший подростковый возраст (5−6 классы- 11−13 лет).
Подростковый возраст (11−13 лет) — период жизни человека, когда он проходит очень большой путь в своем развитии: через внешние срывы и колоссальные достижения он обретает чувство взрослости, вплотную подходит к порогу юности.
Младший подросток — это период, когда человек начинает высоко ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возподростку смотреть на себя по-новому. При этом он начинает осознавать себя и как представитель этноса.
Моральные ценности, базовые для подростков качества личности — самостоятельность, смелость, воля постепенно становятся для них объектом самовоспитания. В процессе активной деятельности, подросток постепенно осознает себя как личность, именно многообразие процесса активной деятельности и способствует его самопознанию и самосознанию.
Стремление подростка идентифицироваться с себе подобными порождает высоко ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становится одной из значимых ценностей в подростковый период. Ребятам нравится само слово «друг», они ищут друзей как среди взрослых, так и среди сверстников. Именно через дружбу подросток усваивает черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. /1/.
В то же время для младшего подросткового возраста характерны такие черты, как вспыльчивость, обидчивость, агрессивность, грубость, максимализм и т. д. Такие формы самоутверждения проявляются как в поведении (они способны драться, толкаться, замахиваться, хлопать дверью, стучать по столу и т. д.), так и в речи (появляются нецензурные слова, сленг, крик, обзывания, возражения и т. д.). Нередко усиливается напряженность во взаимоотношениях с родными, взрослыми и сверстниками.
Острой необходимостью в этот момент становится целенаправленная работа по развитию у подростка чувства гуманности, которое позволит ему осмыслить историю и современность, утвердить.
1.Мухина 3.С. «Возрастная психология». М., 1997. С. 374. ся в справедливости общечеловеческих ценностей, выработать на этой основе собственное видение смысла жизни, собственный идеал, представления о том, «Какой я?», «Кто друг и кто враг?», «Что добро и что зло?» и т. д.
Идея гуманизма в наши дни приобретает особую актуальность. Триада «человек — природа — общество» смыкается с другой -" человек — человечество — человечность" (гуманизм). Принцип гуманизма в настоящий период жизни следует рассматривать как наиболее желательный и актуальный принцип отношения к миру у современного человека.
В то же время с точки зрения формирования гуманных отношений в полиэтнииеском ученическом коллективе приобретает особую нравственную ценность дружба детей разных национальностей. В прошлом этому придавалось настолько большое значение, что на этой основе высказывались обобщающие суждения о дружбе народов. Более того, дружба детей разных национальностей была предметом специального организационно-педагогического и научно-исследовательского внимания Н. К. Крупской, а дружба детей разных национальностей трактовалась ею как свидетельство и конкретная иллюстрация морально-политического единства.
В регионах совместного проживания представителей разных этносов подросток очень быстро усваивает стиль межэтнических отношенийу ребенка формируется присущая ему эмоциональная позиция по отношению к своему и не своему этносу, проживающему в едином геоисторическом пространстве.
В этом отношении феноменальной является многонациональная Москва, населенная представителями разных национальностей (русские, евреи, татары, украинцы, армяне, азербайджанцы, грузины, чеченцы и т. д., которые являются носителями разных культур, традиций, вероисповеданий. В настоящее время нерусское население составляет не менее 10% общего количества жителей Москвы, что превышает один миллион человек 150 национальностей./1/ Здесь особенно острыми становятся вопросы, связанные с межличностными отношениями. В Москве пет пи одной школы с моноэтническим составом учащихся и учителей. Да и среди классов школ трудно найти класс, с составом учащихся менее чем 5−6 национальностей. «О многом свидетельствует и тот факт, что на Московском межнациональном совещании при Комитете общественных и межрегиональных связей Правительством Москвы (июль 1997) приняло участие свыше 80.
• национальных общественных объединений. Прогнозы на обозримое будущее вполне определенны: Москва останется многонациональной и поликонфессиональной, причем не «плавильным котлом», в котором теряется национальная самобытность, а именно городом межнационального и межкультурного взаимодействия и взаимовлияния". /1/ Отсюда следует, что исследуемая проблема для Москвы особенно щ актуальна. Учителю непременно необходимо знать, что такое национальное самосознание и психология межнациональных отношений, важно иметь хотя бы элементарные знания по этнопсихологии и эт-нопедагогике.
Проблема гуманизации межличностных отношений является одной из острейших проблем современной социологии, психологии, педагогики. В то же время до сих пор отсутствуют исследования, посвященные формированию гуманных взаимоотношений у младших подростков в многонациональном коллективе в контексте гуманистически направленного изучения литературы. Особое внимание следует обратить на два аспекта исследования:
1 .См.: Этносфера. 1997,№ 3 (5). С. 6,16. во-первых, многонациональность ученического коллектива, которая еще более осложняет межличностные отношенияво-вторых, принцип воспитывающего обучения на уроках литературы в сочетании с внеклассной работой по литературе.
Теоретический анализ основных аспектов этой актуальной проблемы, выполненный на основе изучения философской, литературоведческой, психологической и педагогической, включая и методическую литературу, а также опыта работы массовых школ и результатов многолетней собственной педагогической деятельности показали, что:
1. В обществе из года в год теряются, буквально вымываются те нравственные ценности, включая и их ядро — гуманность, которые могли бы выступить ориентирами гуманистического воспитания и самовоспитания младшего подростка.
2. В современных сложных, противоречивых социально-экономических, морально-политических условиях школа призвана взять на себя ответственность за развитие гуманистического сознания и гуманного поведения младших подростков, что в последующем может определить их нравственный облик в целом.
3. До сих пор недостаточно используется нравственно-этический потенциал первоначального литературного образования (обучение и внеклассная работа) в формировании гуманных взаимоотношений у младших подростков.
Все эти обстоятельства и определили выбор темы диссертационного исследования «Формирование культуры гуманных взаимоотношений у младших подростков в многонациональном коллективе (на материалах уроков литературы и внеклассной работы)» .
Объектом исследования является учебная и внеклассная работа по литературе в многонациональных классных коллективах в контексте целостной системы учебно-воспитательной работы в школе.
Предметом — процесс формирования культуры гуманных взаимоотношений у учащихся 5−6 классов в связи с воспитывающим обуче- ! нием литературе.
Целью работы является выявление и обоснование педагогических условий и методических средств развития культуры гуманных взаимоотношений учащихся 5−6 классов в полиэтнической среде.
В соответствии с целью в ходе исследования решались следующие задачи:
— проанализировать философскую, литературоведческую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме в плане формирования нравственно-гуманистической сферы личности младшего подростка в коллективе;
— изучить состояние воспитания гуманной личности учащихся 5−6 классов;
— выявить психолого-педагогические особенности формирования гуманных взаимоотношений у младших подростков в процессе первоначального литературного образования, процесса становления их гуманной личности на основе усвоения знаний по литературе (в учебной и внеклассной работе);
— выявить, теоретически и экспериментально обосновать методические средства и педагогические условия содержания гуманных взаимоотношений младших подростков в многонациональном коллективе в процессе усвоения знаний по литературе;
— разработать методические рекомендации по использованию программных и внепрограммных литературных произведений с целью формирования у младших подростков гуманных взаимоотношений в условиях многонационального коллектива.
Гипотеза исследования: межличностные отношения младших подростков (учащихся 5−6 классов) становятся гуманными в полиэтнической среде, если:
— их строить на принципах диалога культур (на примере мировой, полиэтнической российской, как русской, так и литературы других наций);
— учитывать специфические особенности и трудности младших подростков в связи с кризисами возраста;
— готовить родителей разных национальностей к формирование у детей гуманных межличностных отношений;
— содержание, методы, формы и организацию обучения литературе (урок, внеклассная работа, включая и внеклассное чтение) ориентировать на формирование у учащихся 5−6 классов гуманных взаимных отношений;
Методологическую основу исследования составляют концепции биосоциального развития личности этноса, межличностных отношений, системного подхода к воспитанию, концептуальные положения о природе, функциях и особой миссии литературы как фактора гуманизации учебно-воспитательного процесса в школеосновные положения теории морали и нравственного воспитанияпсихолого-педагогические представления о деятельности, общении и взаимных отношениях людей вообще, детей и, в первую очередь, подростков.
Сложность и многогранность исследуемого предмета потребовали использования многообразных методов исследования:
— теоретический анализ;
— изучение и обобщение передового педагогического опыта;
— диагностирующие методики: анкетирование, беседа, наблюдение, анализ ситуаций межличностных взаимоотношений;
— ведущим методом исследования стал естественный педагогический эксперимент, сливающийся с собственной многолетней творческой работой.
Исследование осуществлялось с 1989 по 1998 годы и разбивалось на три этапа:
Первый этап (1989;1993 гг.) — изучение литературных источников по проблеме;
Второй этап (1993;1995 гг.) — продолжение изучения и анализа литературы, а также и педагогического опыта с параллельным проведением естественного эксперимента.
Третий этап (1995;1998 гг.) — завершение эксперимента, обобщение его результатов, уточнение выводов и рекомендаций, их внедрение в практику школ, а также оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
— научно обоснованы условия формирования в полиэтнической среде культуры гуманных взаимоотношений у младших подростков средствами художественной литературы;
— исследованы эффективные пути совершенствования литературного образования в целях формирования у младших подростков гуманных взаимоотношений в многонациональном коллективе;
— дано психолого-педагогическое обоснование содержания и методики воспитывающего обучения литературе в контексте организации ее влияния на формирование гуманной личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты являются ориентирами для учителей, классных руководителей, методистов, воспитателей, родителей в процессе воспитания культуры гуманных взаимоотношений посредством литературного образованияметодические рекомендации служат учителям своего рода пособием в учебно-воспитательной работе.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе работы с учениками и учителями в школе № 462, г.
Москвы, где проводился естественный педагогический эксперимент, а также в процессе работы со студентами старших курсов Московского Государственного открытого педагогического университета. По результатам исследования читались лекции, проводились доклады на семинарах учителей, педагогических советахвыводы и рекомендации по итогам исследованиях использовались на лекциях и семинарских занятиях со студентами.
Положения, выносимые на защиту:
— становление гуманистического сознания и соответствующего поведения младших подростков в процессе гуманизации содержания, методов и форм литературного образования, участия учеников 5−6 классов во внеклассной работе (кружки, читательские конференции, диспуты);
— научно обоснованные теоретически разработанные и экспериментально проверенные рекомендации по развитию гуманности у подростков в процессе воспитывающего обучения литературе в тесном единстве с внеклассной работой;
— система солидарных действий учителей, учащихся и родителей разных национальностей в формирований культуры гуманных взаимоотношений в полиэтническом коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В сложнейших условиях перехода к рыночным отношениям, вызвавшим нестабильность правовых, моральных и ценностных ориентации особенно обострились социальные, межэтнические и межличностные конфликты.
В такой обстановке особую тревогу вызывают дети, их воспитание как личностей и как граждан: реализация детьми социальных, духовных ценностей в настоящее время самым существенным образом сказывается на их отношении к людям и в поведении, в межличностном общении. Социальные обстоятельства усугубляются еще и тем, что традиционные общечеловеческие и этнические ценности, в том числе и гуманистические идеалы, оттесняются на второй план, а на первое место выходит чисто прагматическая идеология, усиливаемая экстремизмом, шовинизмом, национализмом, этнической нетерпимостью и др. Все это отрицательно сказывается, в первую очередь, на межличностных отношениях, эти отношения еще более ухудшаются в полиэтнической среде — и взрослых, и детских, тем более, в смешанной среде, где младшие и старшие вступают в сложные взаимоотношения. В такой социально-политической обстановке особую актуальность приобретает формирование гуманных взаимоотношении в полиэтнической детской среде.
Формирование межнациональной гармонии как на уровне сознания, так и поведения, включающего и деятельность по укреплению дружбы народов, в настоящее время в многонациональной Российской Федерации все более становится одной из самых актуальных проблем педагогической науки. Эта проблема существует и для Москвы, где проживают представители почти всех народов мира, общее количество которых свыше миллиона. Кроме того, более миллиона нерусских проживает в Москве временно — строительные рабочие, торговцы, посредники и другие — по законам рыночных отношение. Все они вступают в определенные взаимоотношения на личностном уровне, создавая трудности в общении между собой, куда так или иначе включаются и школьники.
Существующая социально обостренная ситуация сказывается и на воспитании детей, школьном и семейном, и на их повседневном поведении. В школах, например, то и дело возникают конфликты между детьми разных национальностей на этнической основе, в ученической среде наблюдаются различные клички, прозвища, выражения, оскорбляющие человеческое и национальное достоинство. К сожалению, учителя не всегда своевременно реагируют на поступки учеников в среде межэтнических отношений, не говоря уже об организации продуманной воспитательной работы по формированию культуры межнационального общения.
Эффективность педагогической деятельности, как показало наше диссертационное исследование, обеспечивается главным образом решением следующих задач: а) определять воспитательные задачи учебной и внеучебной работы по литературеб) использовать педагогически целесообразное сочетание методов, целенаправленных на формирования гуманистической культуры межэтнического общенияв) анализировать воспитательную работу с точки зрения эффективности формирования культуры межнационального общенияг) планировать и проводить воспитательную работу, связанную с решением проблемы развития культуры межнационального общения на принципах гуманизма.
Благоприятный социально-психологический климат в многонациональном классном коллективе характеризуется в нашем исследовании как состояние сознания, основанного на принципах толерантности и гуманизма и соответствующего поведения как доброжелательные взаимоотношения между членами группыкак совокупность отношений детей в полиэтнической социальной действительности. В связи с нашей проблемой диссертационного исследования важно было иметь в виду и взаимные трансформации отношений взрослых (родителей, соседей, окружающей среды и др.) в коллектив учащихся. В данном случае правомерно утверждение не только о силе положительного примера, но и об отрицательном влиянии на детей любого отрицательного примера взрослых в сфере межэтнических отношений. Это нередко оказывается в непосредственной зависимости от самосознания комплекса неполноценности личности, когда человек, лишенный личных достоинств, механически, огульно, без самокритического осознания своих недостатков, приписывает себе достоинства своей нации. В результате имеет место грубое противопоставление своей личности, как этнической единицы, представителям несвоего этноса.
Социально-психологический климат класса, являющегося первичным коллективом, мы определяем как феномен, выступающий динамическим полем многообразных межличностных отношений (Н.Е.Щуркова). Основной структурной единицей культуры межличностного общения, в том числе и в полиэтнической среде, является отношение. Характер культуры общения на межличностном уровне определяется стержневыми отношениями, такими, как отношение к человеку как личности, ответственное отношение к делу, к классному коллективу, к учителям. Оценочное отношение к личности писателя, к образам героев, также отношение к себе, соответствующим ситуациям (включая и конфликтные), к другим социальным ценностям. Совокупность сложившихся в первичном коллективе отношений порождает коллективное эмоциональное состояние, образующее определенное поле настроений. В соответствии с данным подходом нами обозначены основные характеристики благоприятных и неблагоприятных для развития культуры общения личности социально-психологических условий: нравственный климат, защищенность — незащищенностьоткрытостьзамкнутость, (в том числе готовность к диалогу) — доброжелательность — агрессивностьактивность — пассивностьинициативность — безынициативностьмобильность — инертностьоптимизм — пессимизмпризнание — не признание сверстниками, окружающими и др.
Положительный психологический настрой в классе («обращенность к человеку», «помогающие отношения», «доброжелательность к личности независимо от национальности») является необходимым условием для успешного развития культуры межличностного общения. Благоприятный настрой обеспечивает ученику защищенность, создает условия полноценного развития личности как субъекта деятельности и как творческой индивидуальности, проявления им своего личного человеческого и национального достоинства. В этом отношении колоссальный воспитательный потенциал содержится в произведениях художественной литературы, устного народного творчества. При этом не следует отбрасывать завоеваний многонациональной советской литературы, оставившей уникальные свидетельства диалога литератур — диалога культур.
Внешние факторы, определяющие характер общего познавательно-психологического настроя в классе, — это воздействие социально-психологического климата в обществе в целом, его политических, правовых, социально-экономических отношений, совокупности господствующих в обществе ценностей и норм, традиций, обычаев, общественного мнения и др. которые, к сожалению, за последние годы заметно ухудшились. Внутренние факторы — это микросоциальные условия, в которые включен ученический коллектив. Социально-психологический настрой классного коллектива может быть относительно независимым от общественного опыта, поскольку знания и отношения, эталоны межэтнического общения, поведения в конкретном классе могут не полностью совпадать с соответствующими нормами, утвердившимися в обществе. Так, например, в отношениях между людьми в определенной степени сохраняются идеалы дружбы народов, что образует положительный фон и ученический коллектив способен вырабатывать собственную систему отношений.
В нашем исследовании культура межнационального общения рассматривается и трактуется как полифункциональное явление. Она включает, во-первых, знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, таких, как коллективизм, понятия долга и ответственности, чести, добра, совести, справедливости, умения перевода их в плоскость межнациональных отношений. Во-вторых, воспитание специфических коммуникативных качеств: способности к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, сочувствию, адекватной самооценке, самокритичности и т. п. Высокий уровень коммуникативной культуры предполагает владение своими эмоциями, проявление интереса и внимания к другие людям, объективную оценку любой ситуации, стремление не подчеркивать национальные различия, а во главу угла ставить национальные, единые, общечеловеческие интересы и ценности.
Неотъемлемым признаком культуры межнациональных отношений является распространение идей дружбы народов, межнационального согласия, содействие развитию этноориентированной поликультурной школы, в том числе и русской, как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа. Воспитание культуры межнациональных отношений означает воспитание уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям, к национальным обычаям, традициям, обрядам и религиисоблюдение правовых обязательств в отношении национальных меньшинств. Огромно значение русского языка" как языка межнационального общения, в духовной жизни представителей всех пародов.
Процесс формирования высокой нравственной культуры межэтнического общения может быть элективным, если он осуществляется с опорой на поликультурные знания, на духовную культуру, прежде всего на художественную литературу. Высокая историческая миссия учителя литературы поэтому особенно ответственна. Его интернациональное сознание на уровне вторичного синтеза: он не только убежденный гуманист (интернационалист), но и воспитатель убежденных интернационалистов (гуманистов.). Нами интернационализм в педагогическом аспекте неизменно трактуется как гуманизм в сфере межнациональных отношений, при этом нами ни в коем случае не допускается классовая ограниченность, ибо как не может быть пролетарского гуманизма, так же не может быть и классового интернационализма.
Эффективность содержания, методов и форм воспитания гуманных взаимоотношений у младших подростков средствами литературного образования доказывается длительной опытно-экспериментальной работой, дополненной изучением и обобщением опыта лучших учителей-словесников. Результативность диалога литератур — диалога культур обеспечивается многообразной внеклассной работой по литературе. Внеклассная работа строилась таким образом, чтобы экспериментально доказать воспитательную эффективность отдельных произведений национальных (нерусских) литератур с учетом прежних традиций. При этом нами предполагалась возможность программного изучения в последующем, хотя бы фрагментарного, особо выдающихся произведений нерусских писателей народов России. Особенно актуальными мы считаем произведения национальной литературы, проповедующие содружество народов, любовь и уважение к русскому народу.
Исследуемую проблему мы не считаем завершенной. Так, например, самостоятельного монографического исследования требует содружество учителя литературы с родителями. Темами исследования в связи с воспитанием гуманности в сфере межэтнических отношений могут явиться даже отдельные формы внеклассной работы по литературе, более того, даже домашнее чтение, самостоятельное литера турное творчество, конкурсы, викторины и олимпиады.
Список литературы
- Агаев А.Г. 1. Азаров Ю. 1. Аксенова Е. М. 1. Алексеев В. Л. 1. Альбеткова Л. И.: 1. Амиралиев Ш 1. Ананьев Б.Г.
- В единой семье. М., Госполитиздат, 1962
- Гражданственность и человечность. Коммунист", № 8, 1976
- Воспитание чувств художественным словом.1. М., Учпедгиз, 1962
- Гуманистические традиции русской философии:"Встреча за круглым столом". М., 1991.
- Альбуханова-Славская К. Л. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991
- Человек будущего расти сегодня. Алма-Ата, 1975
- Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. «Вопросы психологии» 1968, № 6 ^
- Психология педагогической оценки. Труды института, по изучению мозга имени R. M Бехтерева. Л., 1935
- Человек и общество. Сборник статей. Изд-во1. ЛГУЛ, 1969
- Человек как предмет познания. Л., 1968
- Воспитание нравственных основ личности впроцессе обучения. Омск, 1989.
- Воспитание гуманистов — требование жизни, ж."Народное образование", № 3, 1966
- Вопросы национальной психологии, Черкесск,.1972
- Нравственные идеалы молодежи. М., «Знание», 1970.
- Племя, народность, нация — как историческаяформа общности людей. Mv, Высшая школа, 1961
- Социально-этические проблемы теории личности. М. Мысль, 1974
- Формирование национального самосознаниястаршеклассников в учебно-воспитательной работе школы. Минск, 1993.
- Вопросы формирования коллектива с многонациональным составом учащихся. Махачкала, 1969
- Педагогические проблемы формирования коллектива с многонациональным составом учащихся. М., 1968
- Освоение учащимися подросткового возрастаобщечеловеческих ценностей. М., 1995.
- Избранные педагогические труды. М., 1989 ,
- Образование в поисках человеческих смыслов.
- В поисках человечности. М., 1993
- Человек в истории. М., 1993.
- Волоколамское шоссе. М., 1993
- Педагогическая подготовка учителя-филолога:идея, содержание, технология. М., 1996
- Формирование гуманности у младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики. М., 1994
- Развитие Я — концепции и воспитание. М.:1. Прогресс, 1996
- Социально-педагогические аспекты формирования личности. Иркутск., 1975
- Избранные педагогические произведения.1. М., АПН РСФСР, 1961
- Беседы классного руководителя об :^тике .М., 1958.
- Богданова О. С и др. Занятия с учащимися по культуре проведения.1. М., 1961 1. Берне Р. 1. Битцев В. П. 1. Блонский П. П 1. Богданова О.С.
- Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед смладшими школьниками. Пособие для учителей. М.,."Просвещение", 1985.
- Богомолова М.И. Воспитание дружелюбия между детьми разныхнациональностей нашей страны. М., 1971 1. Божович Л. И. 1. Божович Л. И. 1. Болдырев Н. И. 1. Болдырев Н. И. 1. Болдырев Н.И.
- Знания и привычки в формировании личностишкольника" «Советская педагогика», 1958,№ 5.
- Личность и ее формирование в детском возрасте. М., «Просвещение», 1968
- Классный руководитель. М., «Просвещение», 1971
- Методика воспитательной работы в школе. М.,"Просвещение", 1974
- Очерки по методике работы классного руководителя, М., 1962
- Большая Советская Энциклопедия — М., 1973
- Бондаревская П. Н О педагогическом такте. Краснодар, 19 751. Бочарова В. Г. 1. Бромлей Ю. В. 1. Бромлей Ю. В. 1. Бромлей Ю. В, 1. Бугаева А. Л. 1. Бурденко В.И.
- Социально-педагогические проблемы взаимодействия государственных учреждений, семьи и общественности во внеклассном воспитании учащихся.М., 1993
- Национальное и интернациональное в современном мире. Кишенев, 1981
- Человек в этнической системе./ Вопросы философии. М., 1988
- Этнос и этнография. М.: Мысль, 1973
- Традиционная педагогическая культура народов Севера. М., 1996
- Воспитание культуры межнационального общения. М., 1989
- Бурмистрова Т.Ю. Национальные отношения в СССР. Л., 19 681. Буторина Т. е. 1. Валеева И. И. 1. Васильев Е. В. 1. Васильева 1. Вейт М. А. 1. Вербовская Н.Н.
- Национально-религиозный компонент в образовании. Архангельск, 1994
- Образование и воспитание в меняющемся мире.1. М., 1997
- Сочетание национальных и интернациональныхтрадиций в воспитательной работе с учащимися в многонациональной школе. В сб. «Единство национального и интернационального в воспитании», Орджоникидзе, 1971
- Формирование интернациональных отношенийв многонациональном коллективе старшеклассников. М., 1972 <'
- Внеклассная и внешкольная работа по литС^ратуре/ под ред.
- Я.А. Ротковича. — М., Просвещение, 1970
- Воспитание школьников во внеучебное время. Сб. ст., М., 1971
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 19 891. Волков Г. Н. 1. Волков Г. Н. 1. Волков Г. Н. 1. Волков Г. Н. 1. Выготский Л.С.
- Программа по народной педагогике. М., 1995i
- Формирование культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи. Майкоп, 1992
- Этнопедагогика чувашей. М., 1997
- Этнопедагогика чувашского народа. В связи с проблемой, общности народных педагогических культур.
- Избранные психологические исследования. Издво АПН РСФСР, 1976 1. Гавриловец К. В. 1. Газман О. С. 1. Гамзатов Р. 1. Гарданов Р. Т. 1. Гарунов Э.Г.
- Воспитание человечности. Минск, 1985
- Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995
- Душа народа./ Антология дагестанской поэзии в 4-х т., Махачкала, 1979
- Педагогические условия интернациональноговоспитания школьников. Уфа, 1993
- Организация учебной работы. Сб. «Вопроси, воспитания и обучения». М., Учп., 1960
- Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников. Пятигорск, 1996
- К.Д. Ушинский — великий педагог-гуманист".1. М.,"Знание", 1974
- Формирование товарищеских отношений педагога и воспитанников в школе. В сб. «Педагогическая этика». Грозный, 1971
- Педагогические соч., М., 1949
- Национальное самосознание и национализм в
- Российской Федерации начала 1990-х годов.1. М., 1994
- Уроки театра на уроках в школе. М., 1992
- Организация и воспитание коллектива школьников в свете учения А. С. Макаренко. М., 1956
- Урок как основная форма организации учебнойдеятельности в школе. М., 1954
- Запорожец А. В Избранные психологические труды. М., 1986
- Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1997 1. Земляков А. 1. Зосимовский А. В. 1. Иванов Г. И,
- Об интернациональном воспитании родителей ишкольников. «Народное образование», Ni 3,1976
- Воспитание нетерпимости к недостаткам. «Начальная школа», 1964, № 3.
- Национальные отношения и этические конфликi ты М., 1993
- Иванова Э.И. Воспитание скаакой. М., 1987
- Иванов Ю.Ю. Педагогическое мастерство. М., 1993"Из опыта нравственного воспитания школьников, М., 1964
- Под ред. Л. Г. Лосева. — Рига. Звайгзпе, 1994.
- Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебнымпредметам. Учебное пособие. Ростов-на1. Дону, 1994
- Каменоградский И. Закономерности нравственного воспитания.1. Саратов, 1967
- Каменоградский И. С Очерки теории нравственного воспитания, Саратов, Изд-во СГУ, 1962
- Беседы и диспуты о гуманизме. «Народное образование», № П, 1966
- Основные проблемы воспитания гуманности уподростков, Иркутск, 1971
- У истоков русской гуманистической мысли."Вестник истории мировой культуры", 1958, № 12
- Актуальные проблемы лексикологии. Новосибирск, 1969
- Воспитание нравственных чувств у школьников, М, 1961
- Воспитание чувств. М., 1971
- Психология личности. Изд-во «Просвещение», 1965
- Личностт, как субъект общественных отноте"г1ий. М., 1966
- Психология юношеской дружбы. М., «Знание», 1973
- Социология личности. М., 1967
- Организация коллектива учащихся в школе.(Обобщение опыта работы школы № 210 Ленинграда). М., 1957
- Особенности формирования отношений междуподросткам.-: в коллективе. Уч. записки ЛГПУ имени Герцена, т.382, Л."Д968
- Роль коллектива в формировании личностишкольников. Л., 1970 (автореферат на соискание ученой степени доктора пед. наук)
- Уроки этики. Ярославль, 1994
- Количественные и качественные измеренияпри изучении взаимодействия в классном коллективе, в сб. «Измерения в исследовании проблем воспитания», Тарту, 1973
- Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969
- Психология общения. М., 1974
- Человек среди людей. М., 1973
- Образование в современном мире: состояние итенденции-развития. М., 1986
- Личные убеждения подростков. М. изд-во"Знание", 4 серия педагогики, 1962
- Роль коллектива в формировании личностишкольника. Д., 1971
- Общая методика учебно-воспитательногопроцесса.М., 1983. а
- Диспут и конференции в школе. — М.: Просвещение, 1975.
- Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы (автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук). М., 1972
- Организация коллективных отношений в учебной деятельности в старших классах средней школы (автореф. на соискание ученой степени кандидата пед. наук). Л., 1969
- Формирование нравственных убеждений у старших школьников. М., 1960
- Воспитание гуманных качеств у подростков.1. Киев, 1973
- Основы педагогической психологии. М.,"Просвещение", 1972
- Очерки психологии старшего школьника. о 1. Крутецкий В. А. 1. Кузин В. С. 1. Кузьмина Н. В. 1. Кульчицька О. И. 1. Куракин А. Т. 1. Куран. ов М.А. 1. М., 1963 '* .
- Психология подростка. М., 1959
- Психология. Учебник для студентов среднихспециальных учебных учебных заведений. 3-е изд. М., 1997.
- Очерки психологии труда учителя. Л., Изд-во1. ЛГУ, 1967
- Генезис гуманных почутт1 В у Д1тей. В кн.: Питания психология. Киев, «Радянська школа», 1964.
- Коллектив и личность ребенка. М., 1971
- Культура межнационального общения./ М.1. Педагогика, 1992 1. Курочкин П. К. 1. Левитов Н. Д. 1. Левитов Н. Д. 1. Левшин А. 1. Левитов Н. Д. 1. Левитов Н. Д. 1. Левитов Н. Д. 1. Лейтес Н. С. 1. Леонтьев А. Н. 1. Люблинская А.А.
- Православие и гуманизм. М, изд-во ВПШ и1. АОН, 1962.
- Психологические особенности личности подростков. М., 1954
- О психических состояниях человека. М., 1964
- Педагогика и современность М., 1964
- Вопросы психологии характера. М., 1956
- Воспитание подростка в семье. М., 1960
- Детская и педагогическая психология. М., Просвещение", 1964
- Умственные способности и возраст. М.,"Педагогика", 1971
- Проблемы развития психики. Изд.3-е. М., 1972^Детская психология (учебное пособие для студентов пединститута). М., «Просвещение „, 1971 1. Люблинская А. А. 1. Львова Ю. 1. Литвиненко А.А.
- Очерки психологического развития ребенка.1. М., „Просвещение"/!965
- О некоторых вопросах психологии труда учителя. М., 1968
- Проблема формирования культуры межнационального общения в педагогической публицистике 1988−1998 гг. Кандидатская диссертация. — М., 1998
- Советская педагогика.М., 1996,№ 10
- Сочинения в 7 томах, М., АПН РСФСР, 19 501 952.
- В школах США. изд-во „Просвещение“, 1964
- Этические беседы., Учпедгиз, 1958нравственное воспитание школьников. М., „Просвещение“, 1969
- Организация и руководство воспитательной работы в школе. М., „Просвещение“, 1974
- Интернациональное воспитание старшихшкольников. Канд. дисс. М., 1967
- Психологические основы нравственного воспитания учащихся. Минек, 1968
- Философия согласия. М.: Гуманитарист, 1995
- Идеи гуманизма и современность. „Вестник истории мировой культуры“, 1961, № 5.
- Культура общения. Ереван, 1987
- Об учете результатов воспитанности школьников, ж. „Советская педагогика“ № 7, 1966
- Воспитание гуманных убеждений и гуманногоповедения у старшеклассников. М., 1967 „Проблемы воспитания и обучения“ доклад об опубликованных работах, представленных в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1968
- Общение школьников. — М., 1987.
- Преемственность в развитии гуманных качеству 6−10 летних детей. М., 1995
- Возрастная психология. М., 1997
- Личность и неврозы. Л., 1969
- Проблема отношений в психологии индиви- ', дуальных различий. Сб. „Проблемы психологии“, изд-во'ЛГУ, Л., 1949
- Психология отношений и физиология мозга.
- Уч. записки ЛГУ № 119, 1949
- Воспитание старшеклассников в духе интернационализма и дружбы народов. М., 1973
- Психологический анализ поступков и способыпедагогического воздействия на личность. Пособие для пединститутов. М., 1968
- Формирование духовной культуры личности.1. Омск, 1992
- Новикова В.И. Воспитание доброты как существенного качести ва личности младшего школьника. М., 1994
- Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическаяпроблема. М., 1967
- Носков Я.И. Воспитание гуманности у подростков в процессе общественно полезного труда. М., 1970
- Нравственное воспитание школьников в коллективе. Ред. Конникова
- Т.Е. Ученые записки, т.368, Изд-во ЛГПИ, 1970
- Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы подред. Н. И. Монахова. М., 1974
- О нравственном^воспитании школьника, отв.ред. Конникова Т. Е. Л., 1968 ,
- Организация и мето/тика экспериментальных педагогическихисследований. Сборник научных трудов. М.: 1. Изд. НИИ школ. — 1983
- Осипова К. Школа и общественность. Серия педагогика, изд-во „Знание“, 1962
- Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1949"Педагогическая энциклопедия“, т.т.2,2 изд. АПН РСФСР, М., 1965 „Педагогический словарь“, т.т.1-П, изд-во АПН РСФСР, М.
- Петров К.А. Воспитание дисциплины личного поведенияу учащихся многонациональной городской школы. Чебоксары, 1996
- Петросян М.И. Гуманизм. М., „Мысль“, 1964.
- Петросян М, Л. Гуманизм. (Опыт философско-этического и социологического исследования проблемы). М., 1. Пирогов Н. И. 1. Писаренко В. И. 1. Писаренко И. Я. 1. Платонов К. К. „Мысль“. 1964
- Избранные педагогические соч., М., 1953.
- Педагогическая этика. Минск, 19 731. Подберезин И. М. 1. Прокина Н.Ф.
- Вопросы психологии труда. М.,"Медицина“, 1973 „Примерная программа воспитания учащихся восьмилетней и средней школы“, М, „Просвещение“, 1965, „Пр-имерная программа воспитательной работы с учащимися“, М., 1. АПН РСФСР, 1960.
- Усвоение моральных норм школьниками."Ученые записки». Северо-Осетинского пединститута, т. 19, 1953
- Роль совместной деятельности в возникновенииколлективных отношений у детей младшего школьного возраста. Тезисы докладов на 2 съезде общества психологов, вып.5. М., 1963
- Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста. М., 1969
- Нации — народ — человечество. М., 1967
- Избранные труды. ЛПН РСФСР, М., 1958
- Воспитывать гуманиста. Алма-Ата, 1974
- Основы методики формирования нравственныхубеждений у учащихся общеобразовательной школы. Красноярск, 1959
- Нравственное воспитание, Изд-во Педагогика".М., 1972
- Воспитание у подростков отзывчивости к товарищам. «Советская педагогика», 1965, № 8. «Человек человеку — друг, товарищ и брат». «Начальная школа», 1962, № 4.
- Формирование гуманных взаимоотношений вдетском коллективе", Чебоксары, 1965.
- Воспитание гуманных отношений в коллективеподростков. Псков, 1971
- Из истории комсомола Адыгеи. Майкоп, 1961
- Формирование этнического самосознания удетей и юношества: Автореф.дисс. канд.истор.наук.М., 1 983
- Культура речи и культура общения. М., 1. Просвещение, 1995
- Граждановедение. — 5 класс Учебное пособие для учащихся 5 классов и их родителей и учителеь- М., «Гражданин», 1997.
- Граждановедение. 6 кл. сс, Учебное пособиедля учащихся 6 классов, их родителей и учителей. М., «Гражданин» 1997.
- Национальная культура и общение. М.1977
- Многонациональная Сибирь и некоторые проблемы изучения современного развития национальных отношений. В сб. Проблемы изучения национальных отношений в Сибири на современном этапе. Новосибирск, 1967
- Организация процесса обучения в школе.
- М., Изд-во «Просвещение», 1964
- Всестороннее и гармоническое развитиеличности, М., Политиздат, 1963.
- Формирование гуманных отношений в многонациональном коллективе старшеклассников.М., 1976
- Так родилась дружба хакасских и литовскихшкольников. В кн. «Тропою подвига» 1.**• (материальГседьмых областных пед. чтений). 1. Абакан, 1967
- Верьте в человека. М., I960
- Духовный мир школьника. М., 1961
- Нравственный идеал молодого поколения.М., 1963
- Рождение гражданина, «Молодая гвардия».1. М., 1970
- Сердце отдаю детям. «Родяньска школа», 1. Киев, 1970
- Формирование гуманных отношений в классныхколлективах младших подростков. М., 1969
- Использование прогрессивных традиций народной педагогики мордвы в воспитании гуманно1. Тишков В. А. 1. Толстой Л. И. 1. Тонков В. А. 1. Трофимова Н. М. сти у младших школьников. М, 1982
- Что есть Россия?/ М., Вопросы философии.
- Педагогические соч., М., 1953.
- Формирование гуманистических взаимоотношений младш'^х школьников в процессе учебной ' деятельности. М., 1973,
- Турбина Е.И. Дети должны любить природу. М., «Знание», 1961
- Устав средней о’бщеобразовательной школы. М., «Педагогика», 1970
- Устинова А.А. Воспитание культуры межнациональных отношений. Алма-Ата, 1988 1. Ушаков Н. Н. 1. Ушинский К. Д. 1. Фетисова А.Е.
- Внеклассная работа по русскому языку ввосьмилетней школе. Пособие для учителей. 1. М., «Просвещение», 1975.
- Собрание соч. в И томах.М.-Л., 1946−1952.
- Национальные традиции в культуре народов
- Дальнего Востока. Владивосток, 1987
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987
- Формирование культуры межнациональных отношений у учащейся молодежи (Методические материалы научно-практической конференции, проведенной в г. Майкоп). Майкоп, 1992.
- Формирование гуманистических традиций отечественного востоковедения. М., 1984
- О стиле гуманных отнощений в щколе.,< «Народное образование», № I, 1969
- Н^?вая историческая общность людей. М., Политиздат, 1975
- Воспитание заботливого отношения к людям умладших школьников. Л. !981
- Хуманизъм и взъпитание. София, 1963.
- Педагогические игры. Пермь, 1991
- Образование и воспитание в национальнойшколе. М., 1971
- Система общественно полезного труда учащихся в современной советской школе, Минск, 1974
- Воспитание гражданских качеств у старшихподростков. Ташкент, 1975
- Педагогические сочинения в 4-х томах. М. АПН1. РСФСР, 1962−1965.
- Отношения ответственной зависимости какфактор воспитания гуманности у подростков. 1. М., 1978
- Некоторые вопросы национальнопедагогических основ интернационального воспитания учащихся. Алма-Ата, 1968
- Интернациональное воспитание учащихся 5−8классов во внеклассной работе. Алма-Ата, 1970 а.
- Развитие гуманистических убеждений старшеклассников в межличностных отношениях. 1. М., 1996 1. Шишкин А. Ф. 1. Шлемин Л.И.
- Из истории этических учений, М., Госполитиздат, 1959.
- Национальные отношения и права человека в1. России. М., 1993 1. Шнйрман А. Л. 1. Шур Г. С. ' 1. Юрьева М. В. 1. Якобсон П. М. 1. Якобсон П. М. 1. Якобсон П. М. 1. Яковлев В. А. 1. Яковлев И.Я.
- Коллектив и развитие личности школьника.
- Уч. записки ЛГПИ, т.23. Л., 1962
- Семантическая структура слова. М., 1974
- Эмоциональные стимулы развития гуманныхчувств и представлений младших школьников. 1. Йошкар-Ола, 1980
- Психологические проблемы мотивации поведения ребенка, «Просвещение». М., 1969
- Психология чувств. М., 1958
- Эмоциональная жизнь школьников."Просвешение". M., 1967
- Вопросы формирования личности детей в новойшколе. Тамбов, 1963. 1. Моя жизнь. — М., 1997.