Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в определении структурно-компонентного состава, параметров и уровней сформированности КБПДразработке содержания технологии формирования КБПД на основе общекультурной, профессиональной и личностной ступеней подготовки студентов, составлении программы спецкурса «Безопасность профессиональной деятельности» для студентов факультетов физической… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Теоретико-методологические основы культуры безопасности профессиональной деятельности
- 1. 2. Формирование культуры безопасности профессиональной деятельности как социально-педагогическая проблема
- 1. 3. Проблемы, противоречия и пути совершенствования процесса подготовки студентов факультетов физической культуры в вопросах обеспечения безопасности профессиональной деятельности
- ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Цель и задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация исследования
- ГЛАВА 3. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- 3. 1. Структурная модель культуры безопасности профессиональной деятельности
- 3. 2. Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры
- 3. 2. 1. Диагностический этап технологии формирования КБПД у студентов факультетов физической культуры
- 3. 2. 2. Проектировочно-организационный этап технологии формирования КБПД у студентов факультетов физической культуры
- 3. 2. 3. Процессуально-деятельностный этап технологии формирования КБПД у студентов факультетов физической культуры
- 3. 2. 4. Оценочно-результативный и коррекционный этапы технологии формирования КБПД
- 3. 3. Исследование спортивного травматизма как качественного показателя культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры
- ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КБПД У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- 4. 1. Анализ эффективности разработанной технологии формирования
- КБПД у студентов факультета физической культуры
- 4. 2. Мониторинг и сравнение уровня спортивного травматизма студентов исследуемых групп факультета физической культуры
- ВЫВОДЫ
Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Направления обновления российского образования, в том числе развитие и выделение в отдельную образовательную область части содержания, касающейся безопасности жизнедеятельности, определяются насущными потребностями общества (Русак О.Н., 2000; Мошкин В. Н., 2004; Шершнев Л. И., 2004). Изучение вопросов безопасности в высших учебных заведениях предназначено для становления в среде специалистов и руководителей новой кулыуры безопасности, учитывающей специфику их профессиональной деятельности (Кайгородов П.И., 2002; Горина JI.H., 2002; Воробьев Ю. Л., 2006).
Формирование у специалистов культуры безопасности должно способствовать переходу от приоритета защиты к приоритету предотвращения опасных ситуаций, к устранению причин угроз. Уровень современного производства, данные о масштабе воздействия опасных и вредных факторов на человека и природную среду свидетельствуют о неуклонном росте бытового и производственного травматизма, тяжести профессиональных заболеваний, количества аварий и катастроф.
Только в 2008 году в Российской Федерации произошло 2146 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе 1596 техногенного, 161 природного и 37 биолого-социального характера. В результате произошедших ЧС погибло 4441 человек и пострадало 7484 человек (сайт МЧС России, 2008).
Статистические данные свидетельствуют о том, что ежегодно в мире только на производстве погибают 200 тысяч человек и более 120 млн. человек получают травмы (А.Ф. Аменд, 1997). В настоящее время насчитывается до 500 млн. инвалидов, каждый пятый стал им в результате несчастного случая.
Спортивный травматизм составляет 2−5% от общего травматизма (бытового, уличного, производственного и др.). В 2007 Национальная Университетская Спортивная Ассоциация (NCAA) представила данные о 182 000 повреждений — это более чем 1 миллион спортивных отчетов за 16-летний период времени (с 1988/1989 по 2003/2004). Эта ассоциация, начиная с 1982 года, собирает стандартизированные сведения о повреждениях на университетских спортивных состязаний и тренировках через Систему Наблюдений за Травмами (ISS). Показано, что наибольшее количество травм зарегистрировано на соревнованиях (13.8 повреждений на 1000 соревнований), тогда как на тренировках (4.0 повреждений в 1000 тренировок)(1.М. Hootman, 2007). За эти 16 лет не было отмечено существенных изменений в показателях.
В России подобные исследования, да еще и такого масштаба не проводились. В современных учебниках по спортивной медицине 2000;2006 годов приводятся сведения 60-х годов XX века (Миронова З.С., Хейфец JL З., 1965; Добровольский В. К., 1967). Данный факт свидетельствует об отсутствии стандартизированных сведений по статистике спортивного травматизма и несчастных случаев на тренировках, соревнованиях и т. д.
Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками во время учебно-воспитательного процесса были и остаются огромной человеческой трагедией, они не только приносят горе родителям, педагогическим работникам, но и являются причиной серьезных экономических потерь. Несчастный случай влечет за собой значительные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в процесс, на реабилитацию пострадавшего (Давыдов В.Ю., 2007).
Вопросы обеспечения организационных, методических, правовых и иных мер профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи на учебных занятиях, тренировках, оздоровительных мероприятиях и соревнованиях уже давно находятся в центре внимания специалистов (Elam R., 1986; Соломин В. П., 1998; ' Лукоянов В. В., 1999; Агеевец A.B., 2000; Грозовский Г. Л., 2002; Горелов A.A., 2004; Приешкина A.M., 2004). Однако проблема профессионально-педагогической подготовки студентов факультетов физической культуры в области обеспечения безопасности учащихся и воспитанников в современной литературе отражены недостаточно. i Учитывая положительные результаты, уже достигнутые образовательной i системой в области обеспечения безопасности жизнедеятельности (Алексеев? H.A., 1988; Василенко А. П., Проскурин С. А., 1999; Виноградов A.B., Шаховец.
В.В., 1996 и др.) важно отметить, что сегодня, как среди ученых, так и среди практиков образования пока не существует однозначного понимания цели подготовки студентов вузов в вопросах безопасности профессиональной деятельности (Маренго А.К., 2001; Генералов A.A., 2002; Кузнецов В. Н., 2002; Дурнев P.A., 2008 и др.). Предлагается формировать «культуру безопасности деятельности» (Русак О.Н., 2000), «культуру безопасной жизнедеятельности» 1 (Кайгородов П.И., 2002), «культуру безопасности жизнедеятельности» (Горина.
Л.Н., 2002; Воробьев Ю. Л., 2006).
Становится очевидным, что сегодня выпускники вузов должны в первую очередь руководствоваться не только и не столько текущими целями и потребностями, а перспективными, уметь учитывать изменяющиеся условия и реагировать на их изменения, быть способными к самостоятельному, нестандартному решению возникающих проблем, реализующими в профессии свой способ жизнедеятельности на основе интеграции общечеловеческих и профессионально значимых ценностей.
В настоящий момент в процессе подготовки студентов факультетов физической культуры вузов недостаточно только требовать соблюдение правил техники безопасности на практических занятиях, т.к. существует потребность не только в знаниях, умениях и навыках профилактики спортивного травматизма, но и необходимо осознание неразрывного единства эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. В системе высшего профессионального физкультурного образования требуется применение более совершенных форм, методов и средств подготовки квалифицированных специалистов. В этой связи обоснование сущности, структуры и содержания культуры безопасности профессиональной деятельности (КБПД), а также разработка технологии ее формирования на различных этапах обучения студентов факультетов физической культуры представляет большой научный и практический интерес и свидетельствует об актуальности выбранного направления исследования.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что:
1. Дана развернутая характеристика КБПД и обоснована возможность ее формирования у студентов факультетов физической культуры;
2. Определены и обоснованы недостатки профессионально-педагогической подготовки студентов факультетов физической культуры вузов, обуславливающие деятельность в области обеспечения безопасности учащихся и спортсменов.
3. Обоснована и реализована технология формирования КБПД на основе преемственности общекультурной, профессиональной и личностной ступеней подготовки студентов факультетов физической культуры вузов — с одной стороны, а также с учетом последовательности изучения отдельных учебных дисциплин, прохождения педагогической практики и работы над курсовым и дипломным проектами — с другой;
4. Определены действия и функции обучающихся и обучающих по выполнению основных операций на каждом этапе организации и реализации технологии формирования КБПД у студентов факультетов физической культуры.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что: обосновано понятие «культура безопасности профессиональной деятельности», определена его специфика и взаимосвязь с категориями -" культура", «профессиональная культура», «культура безопасности жизнедеятельности» — разработана технология формирования КБПД которая представляется инвариантной, позволяющей определить операции, технические действия и функции обучающих и обучающихся конкретного образовательного учреждениятеоретически доказана необходимость структурирования содержания учебного материала дисциплин специального цикла, рассматривающих различные аспекты обеспечения безопасности, спецкурса «Безопасность профессиональной деятельности», педагогической практики и работы над курсовым (дипломным) проектом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в определении структурно-компонентного состава, параметров и уровней сформированности КБПДразработке содержания технологии формирования КБПД на основе общекультурной, профессиональной и личностной ступеней подготовки студентов, составлении программы спецкурса «Безопасность профессиональной деятельности» для студентов факультетов физической культуры. Элементы разработанной эксперементальной технологии могут быть использованы как в процессе преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на факультетах физической культуры вузов, так и в процессе преподавания курсов и программ по дисциплинам специальных циклов в обучении физкультурно-спортивной деятельности, в системе повышения квалификации на ФПК.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Культура безопасности профессиональной деятельности представляет собой интегральное качество личности специалиста, характеризующее целостное единство его потребностей, знаний, умений, по предотвращению опасных ситуаций и угроз, и степени готовности к саморазвитию, основанное на глубоком осознании приоритета безопасности при решении любых профессиональных задач.
2. Эффективная подготовка студентов факультетов физической культуры в области безопасности будущей профессиональной деятельности, может быть осуществлена на основе целенаправленного развития мотивационно-ценностнош, когнитивного и деятельностного компонентов КБПДпозволяющих достичь необходимого уровня теоретических знаний, (отражающих аспект g безопасности профессии), практических умений прогнозирования, профилактики и преодоления опасных ситуаций, потребности и ценностных установок на личную и коллективную безопасность, нормативности поведения и готовности к профессиональному самосовершенствованию.
3. Разработанная технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности, на основе последовательности и структурированости содержания учебного материала дисциплин специального цикла, рассматривающих различные аспекты обеспечения безопасности, спецкурса «Безопасность профессиональной деятельности», педагогической практики и работы над курсовым и дипломным проектами, позволяет определить задачи, технические действия и функции обучающихся и обучающих на каждом этапе процесса формирования КБПД для студентов конкретного образовательного учреждения.
Работа выполнена в соответствии со сводным планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ РФ на 2007 — 2012гг. (направление 01, тема 01.04.).
Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс студентов факультета физической культуры и спорта Тольяттинского Государственного Университета. Они неоднократно докладывались и обсуждались на всероссийских, региональных и городских конференциях.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 155 страницах текста и включает 11 таблиц, 12 рисунков и 8 приложений, Список используемых источников литературы составляет 195 наименований, из них 5 на иностранных языках.
ВЫВОДЫ.
1) Анализ научно-методической литературы показал, что отсутствует общепринятое теоретическое обоснование культуры безопасности, учитывающей специфику профессиональной деятельности будущих специалистов в области физической культуры. Не выявлены технологические решения повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки студентов факультетов физической культуры в вопросах обеспечения безопасности учащихся и воспитанников на занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.
2) Установлено, что «Культура безопасности профессиональной деятельности» является, с одной стороны, частью культуры безопасности жизнедеятельности как вариант одной из сфер жизнедеятельности человека, с другой — частью профессиональной культуры специалиста, как совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения специалиста с профессиональным пространством, а следовательно — частью базовой культуры личности, к которой человек стремится на всемпротяжении своей жизни.
3) Выявлено, что эффективная подготовка студентов факультетов физической культуры, в области безопасности будущей профессиональной деятельности, может быть осуществлена на основе целенаправленного развития мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов КБПД, позволяющих достичь необходимого уровня теоретических знаний (отражающих аспект безопасности профессии), практических умений прогнозирования, профилактики и преодоления опасных ситуаций, потребности и ценностных установок на личную и коллективную безопасность, нормативности поведения и готовности к профессиональному самосовершенствованию.
4) Полученные в ходе исследования эмпирические данные свидетельствуют о том, что у студентов факультетов физической культуры преобладают установки на овладение и совершенствование, в первую очередь, профессионально-прикладных знаний, умений и навыков, и слабое внимание к формированию ценностных и психологических установок в области безопасности жизнедеятельности, а так же готовности к саморазвитию в сфере обеспечения безопасности их профессиональной деятельности.
5) Определено, что изучение вопросов обеспечения безопасности профессиональной деятельности, в различных дисциплинах по определенному алгоритму: — знания об источниках опасности — информация о характере действия опасных и вредных факторов — сведения о типичных ошибках человека знания о средствах, способах, правилах, принципах поведения и действий — информация об условиях, которые следует учитывать при выборе и использовании средств и способов предупреждения и преодоления опасных ситуацийспособствует развитию умения видеть опасность и прогнозировать свою деятельность, формированию способности принимать нестандартные решения в экстремальных условиях.
6) Разработанная технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности осуществляется на основе преемственности общекультурной, профессиональной и личностной ступеней подготовки студентов, подразумевает необходимость структурирования содержания учебного материала дисциплин специального цикла, рассматривающих различные аспекты обеспечения безопасности, спецкурса «Безопасность профессиональной деятельности», педагогической практики и работы над курсовым (дипломным) проектом. Это позволяет придать учебному процессу динамичный и системный характер, активизировать деятельность студентов и педагогов, и обеспечить взаимосвязь в содержании, формах, методах, приёмах изучения материала на всех этапах формирования культуры безопасности профессиональной деятельности.
7) Содержание разработанной технологии, является инвариантным, позволяющим определить действия и функции обучающихся и обучающих по выполнению основных операций и решению задач на каждом этапе педагогического процесса формирования культуры безопасности профессиональной деятельности (диагностическом, проектировочно-организационном, процессуально — деятельно стном, оценочно результативном и коррекционном) для студентов конкретного образовательного учреждения.
8) Предложенная технология поэтапного формирования КБПД у студентов факультета физической культуры, по результатам эксперимента оказалась эффективной, что было доказано в результате опытно-экспериментальной апробации. Средние показатели параметров КБПД, по оценочной шкале (от 0 до 1), в экспериментальных группах попадают в зону высоких значений (0,67 — 0,84), что характеризует переход от повышенного-алгоритмического к творческому уровню сформированности культуры безопасности профессиональной деятельности, тогда как у студентов контрольных группот ассоциативно-репродуктивного (0,33) до репродуктивно-алгоритмического (0,58). Объективность данного факта подкрепляется более значительным снижением количества травм, полученных студентами экспериментальных групп на практических занятиях по спортивным дисциплинам и спортивно-педагогическойспециализации.
Список литературы
- Абдулина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего образования/ O.A. Абдулина. М.: Просвещение, 1990. — 190 с.
- Алексеев, H.A. Стихийные явления в природе- проявления, эффективность защиты/ Н. А Алексеев.- М: Мысль, 1988. -218 с.
- Аменд, А.Ф. Дидактические основы непрерывной эколого-экономического общего образования: автореф. дис. .докт. пед. наук / А.Ф. Аменд- Екатеринбург., 1997.-57 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах, т.2 / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 228 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьев.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.-334 с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 2 / В. И. Андреев.- Казань: Изд-во Казанского Университета, 1998. -319 с.
- Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. / В. И. Андреев Казань: Изд-во Казанского Университета, 1996. — 570 с.
- Архангельский, С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. / С. И Архангельский. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
- Ахмадулина, X. Подготовка преподавателей ОБЖ в БГТУ/ X. Ахмадулина // «ОБЖ», 2003.-№ 12.- С.46−47.
- Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ Б. А. Ашмарин.- М: 1978. 224 с.
- Бабанский, Ю.А. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Ю. А. Бабанский. М.: Просвещение, 1982 г. — 142 с.
- Бабушкин, Г. Д. Мотивация спортивно-педагогической деятельности- структура и динамика / Г. Д. Бабушкин//Теория и практика физической культуры 1990. — № 1- С.56−57.
- Баиров, Г. А. Детская травматология / Г. А Баиров.// Современная медицина Санкт-Петербург.- Питер, 2000. — 377 с.
- Барышева, Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности / Н. В. Барышева.- Самара, 1997- 265 с.
- Башкиров, В.Ф. Профилактика травм у спортсменов./В.Ф. Башкиров. -М.: Физкультура и спорт, 1987 177с.
- Бубнов В.Г., Бубнова Н. В. Оказание экстренной помощи до прибытия врача / В. Г Бубнов, Н. В. Бубнова. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2000. 45 с.
- Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности, выпуски с 1994 года.
- Безруков, В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С.Безруков-Екатеринбург.:-Изд. «Деловая школа», 1996. 344 с.
- Белов, П.Г. Методологические основы национальной безопасности России. Ч. 1,2./ П. Г. Белов. -СПб.: Нестор, 2004.- 52с.
- Белов, С. В. и другие. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов/ С. В. Белов и др. М.: Высшая школа, 1999. — 448с.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько-Воронеж., 1977. 302 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.-М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Беспамятных, Т. БЖД и подготовка школьного учителя/ Т. Беспамятных // «ОБЖ», 2004 № 5 — С. 62.
- Библер, B.C. Диалог культур и школа XXI века. Школа диалога культур/ B.C. Библер -Кемерово, 1993 С.34−36.
- Библер, B.C. Культура: Диалог культур 2. / В. С. Библер // Вопросы философии., 1989 № 5. — С.64−74.
- Бондарева, Е.А., Человек фактор в обеспечении безопасного труда /Е.А.Бондарева // Материалы всерос. науч. практ. конф. «промышленная безопасность, современное состояние, перспективы системы управления», Пенза 6−7 июня 2001 г. С.31−32.
- Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение/Л.П. Буева. М.: Политиздат., 1978 — 82 с.
- Бутенко, H.A. Анкетный опрос, как общение социолога с респондентами /H.A. Бутенко М.: Высшая школа, 1989. — 176 с.
- Василенко, А. П., Проскурин С. А. и другие. Социальная безопасность. Часть 1 и 2: учебное пособие/ А. П. Василенко, С. А. Проскурин и др. М.: ТОДЖИ, 1999.-470 с.
- Вербицкая, Л.А. Гуманитарное образование в современной России/ Л. А. Вербицкая // Высшее образование России, 1996. № 1- С.79−84.
- Вергасов, М. В. Активизация познавательной деятельности студентов /М.В. Вергасов Киев. Высшая школа., 1985 — 49 с.
- Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера /В.И. Вернадский- Москва, 2002.-156 с.
- Визитей, H.H. Физическая культура как область науки /H.H. Визитей. — Москва, 1989. 148 с.
- Виноградов, A.B., Шаховец В. В. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях /А.В.Виноградов, В. В. Шаховец. //Б-чка журн. «Военные знания». -М., 1996.-48 с.
- Власов, A.A. Правовая оценка несчастных случаев в спорте /А.А Власов //Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта.'.Челябинск, 1997. — 62с.
- Войнар, Д.В., Подготовка физкультурных кадров. Традиции, реалии, перспективы: автореф. дис. .докт пед. наук/ Д.В. Войнар- М., 2001. — 49с.
- Воробьев, Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики)/ Ю. Л. Воробьев М.: Деловой экспресс, 2005 — 376 с.
- Воробьев, Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций/ Ю. Л. Воробьев.-М.: Деловой экспресс, 2000. 248 с.
- Воробьев, Ю.Л. Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России/ Ю. Л. Воробьев // Журнал «Право и безопасность». № 3, Декабрь 2006. — С. 20−21.
- Выдрин, В.М. Физическая культура вид культуры личности и общества. (Опыт историко-методологического анализа проблем): Монография/ В. М. Выдрин. — Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. — 142 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций)/ Б. С Гершунский.-М.: «Совершенство», 1998. 608 с.
- Гзовский, Б.М. Универсальная модель специалиста в области физической культуры / Б. М. Гзовский // вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Респ. Межвуз. Сб.- Минск, 1975. Вып.4. — С. 24−26.
- Горелов, A.A. Безопасность человека в природных условиях /A.A. Горелов.- СПбГАФК, 2004, — 141 с.
- Горина, JI.H. Многоуровнавая педагогическая система формирования культуры безопасности человека на основе изо гомоморфизма: автореф. дисс. .докт. пед. наук./ JI.H. Горина- Тольяттинский гос. универ. — Тольятти., 2002.-41с.
- Горина, JI.H. Модульная технология «Охрана труда» (методика самообучения) /Л.Н. Горина. Учеб. метод, пособие.- Самара: Главное управление труда администрации Самарской области, 2001 130 с.
- Горина, Л.Н. Технология профессиональной подготовки специалиста в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л.Н. Горина- Тольяттинский гос. универ. —Тольятти., 1997 25 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госком вуз., 1995. 383 с.
- Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / Под ред. Ю. Л. Воробьева. М.: Одлайст, 2001. 240 с.
- Гурьянова, А. Профилактика травматизма на уроках физической культуры / А. Гурьянова// Спорт в школе, 2005.- 16−31 декабря, С. 9.
- Давыдов, В.Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры Текст.: учебно-методические пособие / В. Ю. Давыдов. М .:Советский спорт, 2007. -140 с.
- Данченко, С.П. Миф о личности безопасного типа/С.П. Данченко // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности, 2001. № 12.- С. 49 -51.
- Данченко, С.П. Практикум в курсе «основы безопасности жизнедеятельности» как условие адаптации учащихся к экстремальным ситуациям: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /Данченко Сергей Петрович- Санкт-Петербург- СПб., 2004. 185 с.
- Дергач, A.A., Исаев A.A., Педагогическое мастерство тренера /A.A. Дергач, A.A. Исаев.-М.: Физкультура и спорт, 1981.-375 с.
- Дурнев, P.A. Обучение населения в области ГО и защиты от ЧС: анализ основных проблем / Р. А. Дурнев // Военные знания 2005. -Вып.№ 4 — С.24−26.
- Дурнев, P.A. Культура БЖД: экспертная оценка некоторых аспектов культуры / Р. А. Дурнев // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности-2008-№ 1- С.33−37.
- Железняк, Ю.Д. Целостная профессиональная деятельность как системообразующий фактор построения обучения специалистов по физической культуре и спорту в вузе / Ю. Д. Железняк //Теория и практика физической культуры 1994 — № 12. — С. 17−20.
- Железняк, Ю.Д., Петров П. К. Основы научно методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю. Д. Железняк, П. К. Петров, учебное пособие для студентов, высших педагогических заведений.: Вести высшей школы.- 1986. -№ 3. 13 с.
- Загваздинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования/В .И. Загваздинский-М.: Педагогика, 1982.-160 с.
- Зайцев, А.П. Защита населения в чрезвычайных ситуациях/А.П. Зайцев // Б-чка журн. «Военные знания».- М., 1996. 21 с.
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266−1 «Об образовании».
- Закон Российской Федерации «О безопасности» 1992 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288).
- Зволинская, H.H., Маслов В. И. «Путь к идеалу высшего физкультурного образования / Н. Н. Зволинская, В. И. Маслов //Теория и практика физкультуры.-1994.-№ 3.-С. 2−8.
- Зеленков, М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке/ М. Ю. Зеленков.- М.: Юрид. ин-т МИИТа, 2002.- 209 с.
- Зимняя, И.А., Боденко Б. И., Кривченко Т. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта /И. А. Зимняя и др. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 67 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд-во второе, испр, доп. и перераб/ И.А. Зимняя- М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с.
- Змеев, С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ С.И. Змеев-М.: Издательский центр «Академия», 2 002 128 с.
- Иванов, В. Как падают башни / В. Иванов // Основы безопасности жизнедеятельности-2002. -№ 9. -С.22−26.
- Иезуитов, А.Н. Философские основы информационной безопасности: теория и практика/ А. Н. Иезуитов // Материалы конференции «Информационная безопасность регионов России», -СПб., 26 29 ноября 2001, Том 2. — С.64 -68.
- Кабиров, Р.Ф. Формирование позитивного отношения студентов к физ. культуре, средствами ценностных ориентаций / Р. Ф. Кабиров.- Челябинск, 1996. -21с.
- Каган, М. С. Мир общения/ М. С. Каган.- М.: Знание., 1988. 136 с.
- Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. Спб.: Петрополис, 1996. -416 с.
- Квалиметрия человека и образования.: Методология и практика. Часть № /Под ред. Субетто А. Н. — М.: Исследовательский центр, 1993- 123 с.
- Кевин, У. Найт. Управление рисками. От верного решения -к успешному выполнению /У. Найт. Кевин // Материалы рабочей группы ISO по терминологии управления рисками. Австралия, 2006 — 246 с.
- Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие/ В. М. Козубовский.- Минск: Амалфея, 2005. 448 с.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ 10 января 2000 г.).
- Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: автореф. дис.. канд. пед. наук /JI.A. Михайлов- Санкт-Петербург РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.-56 с.
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г.
- Корецкий, В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов институтов физической культуры/ о структуре учебного предмета «специализация"/ Теория и практика физ. культуры. М.: 1981. № 8 — С. 37−39.
- Коротаева, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики) / Е. В. Коротаева.-Екатеринбург УПУ, 1995 84 с.
- Костенок, П.И. Минимализация рисков в ходе занятий физическими упражнениями со школьниками/ П.И. Костенок//Теория и практика физической культуры. -2002.-№ 10. С. 17−19.
- Костюченко, В.Ф. Профессионализм в сфере физической культуры/ В. Ф. Костюченко. Учебное пособие.- СПб ГАФК Лесгафта П.Ф.-СПб, 1999 159 с.
- Кравчук, П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента (философско-социологический и методический анализ) / П. Ф. Кравчук. -Киев: Высшая школа, 1984. 155 с.
- Краткая энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях/ Под общ. ред. Ю. Л. Воробьева.- Калуга: ГУП «Облиздат», 2000. 38 с.
- Краткие справочные данные о чрезвычайных ситуациях техногенного, антропогенного и природного происхождения /Под общ. ред. B.C. Перфильева-М.: Штаб ГО РСФСР, 1991.- Вып. 2.- 38 с.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста/ Н. Б. Крылова М: Высшая школа, 1990. — 142 с.
- Кузнецов, В.Н. Тезисы к докладу «Культура безопасности в трансформирующемся обществе» /В.Н. Кузнецов.- М: //Безопасность Евразии-2002 № 1, январь-март — С. 126−141.
- Кузнецов, М.И. и др. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях/ под общ. ред. Г. Н. Кириллова М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. -46 с.
- Кузьмина, Н.В. Основы вузовской педагогики / Н. В. Кузьмина, — Л.:ПТУ, 1972. 127 с.
- Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина.-Л.: ПГУ, 1967.- 183 с.
- Культура ядерной безопасности: глобальная концепция и пример России / Пер. с англ. Джорджия: Центр межд. торговли и безопасности, 2004 234 с.
- Левин, М.Я., Таймазов В. Качество жизни и факторы риска /М.Я. Левин, В. Таймазов.-СПбГАФК, 2001.-353 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения, в 2-х томах /А.Н. Леонтьев.-М.: Педагогика, 1983. 320 с.
- Лотман, Д.М. Проблемы типологии культуры / Д. М. Лотман.-М.: Торгу. 1967.-802 с.
- Лукина, Г. Г. Безопасность при выполнении физических упражнений /Г.Г. Лукина//Дошкольная педагогика 2004 — № 6. — С. 12−15.
- Лукоянов, В.В. Теоретические и практические вопросы обеспечения безопасности на тренировках, соревнованиях и в экстремальных условиях. Монография/В .В. Лукоянов, Э. П. Теплов, СПбГАФК- «ВИФ» Балт Норд., 1999. -128 с.
- Лутков, В.Ф. Методика тейпирования для профилактики спортивного травматизма: Учебно-метод. пособие/ В.Ф. Лутков- СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта.-СПб., 2006.-91 с.
- Луткова, И.В., Комиссарнин K.M. Профилактика травматизма ОДА при занятиях физической культурой. Метод, указания для студентов./ И. В. Луткова,
- K.M. Комиссарин- СПб ГПМА, 2001- 48 с.
- Макарова, Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: монография/ Л. Н. Макарова.: М.-Тамбов: Изд-во Тамб. ун-т., 2000.- 243 с.
- Маренго, А.К. Трудоохранная культура: педагогическая теория и практика: монография/ А. К. Маренго. СПб.: Алетея, 2001. — 251 с.
- Маркарян, Э.С. Теория культура и современная наука. Логико-медологический анализ / Э. С. Маркарян, 1983. 218 с.
- Матвеев, Л.П. Введение в теорию физической культуры / Под. Ред. Л. П. Матвеева. М.: ФиС, 1983- 128 с.
- Мельникова, Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т.В. Мельникова- Санкт-Петербург РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2006.- 24 с.
- Минакова, С. Стратегическое направление выживания человечества: лечение гуманизмом или избавление от собственной вредности / С. Минакова // Основы безопасности жизнедеятельности.-1999. № 12. — С. 9−14.
- Миронова, З.С. Профилактика травм в спорте и доврачебная помощь /З.С. Миронова, Л. З Хейфец М.: Физкультура и спорт, 1966. — 470 с.
- Мошкин, В. Культура безопасности в содержании школьного образования/ В.Н. Мошкин// Преподаватель. ХХ! век 2004.-№ 1- С. 29−34.
- Мошкин, В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности. Учебное пособие по курсу, «педагогика». /В.Н. Мошкин.: Барнаул «Алтайский полиграфический комбинат»., 1999 г. — 125 с.
- Назарова, Т. Фантом безопасного типа или еще раз об особенностях концепции курса ОБЖ /Т. Назарова // Основы безопасности жизнедеятельности — 1999. —№ 9 — С. 15−17.
- Немкова, И. Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе подготовки в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук / И.Н. Немкова- Елецк, 2005- 24 с.
- Немсадзе, В.П. О методических основах профилактики детского травматизма / В. П. Немсадзе, Н. П. Шастин //Школа здоровья М., 1997 — № 2-С. 54−61.
- Николаев, Ю.М. Теоретико-педагогические основы физ. культуры в предверие XXI века. /Ю.М. Николаев СПб., 1998. -217 с.
- Николаев, Ю.М. Теоретика методологической основы физической культуры: автореф. дис.. док.пед. наук /Ю.М. Николаев- Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1998. — 66 с.
- Основы проблемно-модульной технологии обучения Барнаул- М.: Изд-во Алт. ун-та, 1998. -100с.
- О всероссийских соревнованиях учащихся «Школа безопасности». Письмо Рос. Образ-я от 20.01.2005 № 14−11−6/01 (с приложением)// 08.Д. Межведомственный информационный бюллетень.- 2005. — № 8.— С. 45−52.
- Обучение учащихся и студентов по вопросам безопасности жизнедеятельности /Кириллов Г. Н., заместитель Министра РФ по чрезвычайным ситуациям // Право и безопасность. 2004- № 1.- СЮ.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов М.: Просвещение, 1991.-582 с.
- Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю. Л. Воробьев, В. А. Пучков, Р.А. Дурнев- под общ. ред. Ю.Л.
- Воробьева. МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2006. — 316 с.
- Оформление акта по форме Н-1: Метод, указание /Сост. Горина JI.H., -Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. 20 с.
- Перминов, В.А. Тейпирование метод профилактики спортивного травматизма/ В. Ф. Перминов, М. С. Берсенев //Медицина и спорт. — 2005 — № 2-С. 28−29.
- Петунин, О.В. Основы профессионального мастерства учителя физической культуры / О. В. Петунин // Физическая культура в школе, 1979 — № 5 .-С. 17−25.
- Петунин, О.В. Теоретические основы подготовки студентов и профессиональной деятельности учителя физической культуры: автореф. дис. .докт. пед. наук./ О.В. Петунин- Воронежский гос. пед. ун-т- СПб., 1996. 48 с.
- Пешкова, Н.С. Права учителя /Н.С. Пешкова СПб., 2000 — 87 с.
- Попов, В.А. Адаптивно развивающая физическая подготовка как средство профилактики травматизма. /В.А. Попов- Великолукская Государственная академия физической культуры и спорта //АФК. 2006 — № 2. -С. 20−21.
- Приешкина, A.M. Содержание физической подготовки обеспечивающей готовность учащихся к действиям в экстремальных ситуациях/ A.M. Приешкина // Научные труды.- Омск., 2004. С. 178−181.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе/под ред. Насановский и др. Пер. с нем. М.: Педагогика. -1981 224 с.
- Репин, Ю. Курс «Культура безопасности жизнедеятельности» / Ю. Репин
- ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности 2006 — № 10 — С. 3−5.
- Родионова, В., Гурьянова А. Психологические аспекты травмоопасного поведения / В. Родионова, А. Гурьянова// Спорт в школе 2005- 16 декабря.
- Рожков, П.А. Развитие физической культуры и спорта приоритетное направление социальной политики государства /П.А. Рожков //Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 1. — С. 2−8.
- Рождественский, Ю.В. Словарь терминов (общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование.-М.: Флинта 2003. — 87 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1999. Т.2. — С. 126.
- Российский энциклопедический словарь М., 2001. — Т.2. — С. 1100.
- Русак, О.Н. и другие. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ О. Н. Русак и др. СПб.: Лань, 2000. — 447 с.
- Русак, О.Н. Теоретические начала безопасности деятельности. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. (Введение в безопасность деятельности) / О. Н. Русак. СПб., 1993. — 85 с.
- Рыбалкин, H.H. Природа безопасности: дис.. докт. философ, наук /H.H. Рыбалкин-- М.: НИЦ ФСБ России, 2003. 353 с.
- Сальников, Н.Е. моделирование педагогических ситуаций /Н.Е. Сальников.- М.: Педагогика, 1981- С.83−87.
- Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник. / Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. — М.: Высшая школа, 2004. — 616 с.
- Сластенин, В.А., Ануфриева, Д.Д. Саморазвитие личности учителя/ В.А. Сластенин//Магистр., 1997.- № 6-С. 1−13.
- Снегирев, A.B., Ляшко, В.Г. Некоторые проблемы обучения и подготовки студентов педагогических вузов по вопросам безопасности жизнедеятельности/
- А.В.Снегирев, В. Г. Ляшко // Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество: Мат. II Всерос. науч.-практ. конф Тула: Изд-во ТГПУ им. JI.H. Толстого, 2001 — С.122−124.
- Собянин, Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода: дис. .докт. пед. наук: 13.00.08. / Собянин Федор Иванович- Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта- СПб.- 2001. 297 с.
- Соловьев, В.Г. Исследование и совершенствование методики спортивной тренировки борцов в плане выявления причин травматизма и их профилактики: автореф. дис. .канд. пед. наук /В.Г.Соловьев- ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, -Л.- 1968.- 19 с.
- Соломин, В.П. Действия учителя в чрезвычайных условиях мирного времени: учебное пособие /В.П. Соломин. СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 25 с.
- Спирин, Л.Д. Профессиограмма как модель личности будущего педагога / Л. Д. Спирин // Пути совершенствования системы профессионально-педагогической направленности.- Саратов, Саратовский пед. Институт, 1977 — Вып. 5-С. 55−65.
- Спортивная медицина.: Учебник для студентов /сост. Дубровский В .И — М.: Изд. Центр «ВЛАДОС», 1989 223с.
- Спортивные травмы. Основные принципы профилактики и лечения /под ред. П.А.Ф.Х. Рейстрема- пер. с англ. Г. Г. Гончаренко— Киев- Олимпийская лит-ра, 2002. 378 с.
- Старостенко, A.B. Организационно педагогические условия подготовки студентов к преподаванию курса ОБЖ в университете: автореф. дис. .канд пед. наук / A.B. Старостенко- Санкт-Петербург РГПУ- СПб., 2001 — 25 с.
- Статистика чрезвычайных ситуаций в России за 2008 год.: http://www.mchs.gov.ru/stats/Элeктpoнный ресурс. / сайт МЧС России- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). — Систем, требования: ПК 486 или выше —
- Windows 3.1 или Windows 95.
- Степин B.C. Личность в технотронную эпоху / B.C. Степин //Наука в России. 1993.- № 2. — С. 35.
- Субетто А.И. Москва-Кострома: исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов / А. И. Субетто, 1998.- 176 с.
- Талыгина, Н.Ф. Методика составления обучающих программ в свете современных требований и модели специалиста / Н.Ф. Талыгина- М.: Знание, 1981.-С. 3−45 с.
- Татур, Ю. Образовательные программы: традиции и новаторство / Ю. Татур // Высшее образование в России. 2000. — № 4. — С. 12−16.
- Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
- Те Юй, Костюченко, В. Ф. Профилактика травматизма при использовании бега в качестве средства лечебной физической культуры / Те Юй, В. Ф. Костюченко //АФК. 2006. — № 4. — С. 18−19.
- Топоров, И.К. Преподавание Основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе: метод, реком./ И. К. Топоров. СПб., 1993. — 29 с.
- Трубина, Л. Формирование культуры безопасности в школе. / Л. Трубина // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. —2004- № 2 С. 38−40.
- Урсул, А.Д. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие/ А. Д. Урсул // Безопасность Евразии, 2001. № 1- январь — март. — С. 456−461.
- Филиппова, Т.П. Теоретические основы преподавания курса «БЖД» в техническом вузе / Т. П. Филиппова //матер. Всерос. науч-практ.конф. «Охрана труда на рубеже трех тыс. лет» 14−16 октября 2001 г. Пермь., 2001.- С.39−47.
- Философия: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов/ под общ. ред. В. П. Калашникова. 2-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1999. -384 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат., 1986. -590 с.
- Холодов, M.K. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: автореф. дис. .докт. пед. наук./ М. К. Холодов.- М.: 1996.- 60 с.
- Чернова, Ю. К. Квалитативные технологии обучения: Монография-Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998 149 с.
- Чернова, Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения: Монография, /под общ. ред. В. В. Щипанова, Москва — Тольятти: Изд-во ТолПи, 2000.- 163с.
- Черный, В.Г. Спорт без травм./ В. Г. Черный //Библ. тренера. Ярославль. -М.: Физкультура и спорт, 1998 12 с.
- Чичикин, В.Т. Профессиональная готовность педагога / В.Т. Чичикин-Нижний Новгород. «Китеж»., 1998.- 101 с.
- Шарова, JI.B. Вопросы профилактики травматизма во время занятий физической культурой /Л.В. Шарова, Т.Б. Абызова- Пермский Гос.Тех. Университет// АФК 2007.- № 1. — С. 24−28.
- Швейцер A.M. Культура и этика /A.M. Швейцер М., 1973. — 132 с.
- Шершнев, Л.И. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности /Л.И. Шершнев, В. В. Сапронов, Л. М. Власова, Е. С. Фрумкина. -М.: Издательство «Русский журнал», 2004. 79 с.
- Шершнев, Л.И. Безопасность человека. /Л.И. Шершнев. М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994−39с.
- Шлере, Ж.-М. Создать культуру безопасности/ Ж.-М. Шлере// «ОБЖ». -2002.-№ 6- С.6−9.
- Шойгу, С.К. Учебник спасателя /С.К. Шойгу, С. М. Кудинов, А. Ф. Неживой и др.- М.: МЧС России, 1997.-244 с.
- Щипанов, В.В. Основы управления качеством образования: моногр. / В. В. Щипанов.-Тольятти: Изд. Фонда «Развитие через образование», 1998.-100 с.
- Юрьев, А. Бумеранг / А. Юрьев //АиФ Петербург. -2005.-№ 34. — С. 6.
- Якупов, А. Формирование культуры безопасности у старшеклассников /
- А. Якупов //ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности-2005 № 5.-С. 5253
- Яновский, Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность/ Р. Г. Яновский. -М.: 1999. 39 с.
- Ярочкин, В.И. Секьюритология — наука о безопасности жизнедеятельности: монография/ В. И. Ярочкин. М.: Ось-89, 2000. — 399 с.
- Яхонтов, Е. Р. Методология спортивно-педагогических исследований. Курс лекций / Е. Р. Яхонтов СПБ ГАФК Лесгафта. — СПБ., 2002.- 151 с.
- Elam, R. Warm-up and athletic performance. /R. Elam.: Narl, Strength Cond. Ass. 8(2), -1986.- P. 30−2. ISBN 5 896 440 901
- Kroeber, A.L., Kluckhohn, CI. Cultural A A Critical Review of Concepts and Definitions. /A.L. Kroeber, CI. Kluckhohn.-N.Y., 1952. P.112.
- A survey of oral injuries in female college and university athletes. / R.M. Morrow & T. Bonchi.: Athletic Training 24(3), 1989.- P. 22−36.
- Hootman, J.M., Dick, R., Agel, J. Epidemiology of Collegiate Injuries for 15 Sports: Summary and Recommendations for Injury Prevention Initiatives J Athl Train. 2007, vol.42, N.2, pp.311−319.
- Triandies, H.C. Introduction to Handbook // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. I. Perspectives / Eds. H.C.Triandies, W.W.Lambert. Boston, London, Sydney, Toronto: Allyn and Bacon, Inc., 1980.- P. 3.