Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ интСрСса ΠΊ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΡƒ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ½ΠΈ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π»ΠΈ Π½Π΅ Π²ΡΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, Π° Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ΅, Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅. Надо Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», указывая учащимся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ — Π½Π°Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ — дословно, Π° Ρ‡Ρ‚ΠΎ лишь ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅ ΡƒΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ смысл Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ объСм Π·Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ укрупнСния логичСских… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ интСрСса ΠΊ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΡƒ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ Ρ†Π΅Π»ΡΡ… Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ интСрСса учащихся ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹: ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ содСрТания ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ привлСчСния ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΈΠ· ΡΠ΅Ρ€ΠΈΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ½ΠΈΠ³, ΠΊΠ°ΠΊ «Π—Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΊΠ°» (Π―.И. ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Π»ΡŒΠΌΠ°Π½), ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ ΠΏΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌ; ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° интСрСсного ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΏΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌΠ΅ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° (ΠΏΠΎΠΊΠ°Π· старинной ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ, ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π»Π°, использованиС Π²ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΡ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄.); использованиС Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, связанного с Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ самих школьников (участиС Π² Π°Ρ€Ρ…СологичСских раскопках, гСографичСских ΠΈ Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… экспСдициях, Ρ‚ΡƒΡ€ΠΏΠΎΡ…ΠΎΠ΄Π°Ρ…, ΠΏΠΎΠ΅Π·Π΄ΠΊΠ°Ρ… ΠΏΠΎ ΠΈΡΡ‚оричСским мСстам ΠΈ Ρ‚. Π΄.); краСвСдчСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, особСнно взятого ΠΈΠ· ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΡƒΠ·Π΅Π΅Π², ΠΊΠ°Π±ΠΈΠ½Π΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ Ρ‚. Π΄.; ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ элСмСнтов дискуссии (особСнно ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ).

ΠŸΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅

Из Π²ΡΠ΅Ρ… ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов — восприятиС, ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ — школьники ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ всСго ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π½Π° ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π° Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго — Π½Π° ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ. Π­Ρ‚ΠΎ связано с Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ самая мощная ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ функция Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… ситуациях.

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Π°Ρ ситуация — это ситуация ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ затруднСния, которая сопровоТдаСтся состояниСм удивлСния, нСдоумСния, нСопрСдСлСнности, Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΈ Π·Π° ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ личности, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ творчСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ прСодолСния умствСнной трудности (Π½Π°ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±ΠΈΠ΅ спортивного Π°Π·Π°Ρ€Ρ‚Π°); ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ разрядку ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π°Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, обСспСчивая ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡ΠΊΡƒ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ умствСнной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ, Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΡƒΡŽ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ тяТСлым умствСнным Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Π΅ вопросы, Π½ΠΎ ΠΈ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ½ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΈΡ… ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ. ΠŸΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ учащихся Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅ ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΎΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ учащихся ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½ΠΎ ΠΈ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡƒΡŽ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ основу (ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ, Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΡƒΡŽ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ) для ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ выполнСния Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ творчСского Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°.

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Π΅ ситуации ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Ρ€ΡΠ΄Π΅ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ² ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ ΠΏΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ дисциплинам — ΠΈ Π΅ΡΡ‚СствСнным, ΠΈ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΉ ситуации:

  • * задаСтся Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹ΠΉ вопрос, Π½ΠΎ Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½Ρ‹ΠΉ для учащихся;
  • * вопрос Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ понятным;
  • * для поиска ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Π° Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ исходныС знания.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠ° создания ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… ситуаций ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°ΡŽΡ‚:

  • * Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π²ΡƒΡ… Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ…, Π½ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… понятий, мыслСй, ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ, Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠΊ;
  • * Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΊΡƒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… вопросов ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ учащимися;
  • * личностноС ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚иям, обсуТдаСмым Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅.

ΠŸΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ управлСния Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ

ΠŸΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡƒΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅:

  • * эффСкт «ΡΡ€ΠΊΠΎΠ³ΠΎ пятна»;
  • * созданиС ситуации оТидания;
  • * Π½Π΅ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΡ€Π°ΡΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠ·ΠΌ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ;
  • * ΠΎΠΏΠΎΡ€Π° Π½Π° ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°;
  • * ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ потрСбности Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… знаниях;
  • * снятиС состояния напряТСния, страха, нСувСрСнности;
  • * ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Π΅Π³ΠΎ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΡŽ Π² Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚).

ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ памяти учащийся закрСпляСт достигнутыС Π² ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹, сохраняСт ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ‚рСбованиями ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π‘Π΅Π· памяти Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π½ΠΈΡ‡Π΅ΠΌΡƒ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ, ΠΎΠ½Π° обСспСчиваСт Сдинство ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ личности, являСтся основой накоплСния ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ психичСского развития.

ΠšΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ основных процСссов памяти (запоминания, сохранСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ) зависит ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ для ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ установкой ΠΎΠ½ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚вовался ΠΏΡ€ΠΈ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ слоТилось Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΊ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅ΠΌΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρƒ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹Π» связан этот ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» с ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ самого учащСгося. Π—Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅ осущСствляСтся ΠΏΠΎΠ΄ руководством учитСля. Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учащихся ΠΏΠΎ Π·Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ:

  • * раскрываСт Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°;
  • * Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ установку Π½Π° Π΅Π³ΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅;
  • * дСмонстрируСт ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ логичСской ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ смысловой Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ;
  • * ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ ΠΈ ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΡ Π½Π° ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π΅Π΅ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅.

Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ½ΠΈ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π»ΠΈ Π½Π΅ Π²ΡΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, Π° Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ΅, Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅. Надо Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», указывая учащимся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ — Π½Π°Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ — дословно, Π° Ρ‡Ρ‚ΠΎ лишь ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅ ΡƒΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ смысл Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ объСм Π·Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ укрупнСния логичСских Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†, Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΎΡ‚Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚ ΡƒΠΆΠ΅ извСстного; ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½ΡΡ‚ΡŒ школьников Π² Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ логичСской структуры ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ»Π°, трСбуя различСния основных Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΌΠ΅Π½Ρ‚ария. Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ сам Π²Π»Π°Π΄Π΅Π» ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ логичСской ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π» этому учащихся.

ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ развития процСссов памяти ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚:

  • * Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… понятий, ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ, ΠΈΡ… ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅;
  • * установку Π½Π° Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ запоминания;
  • * обСспСчСниС активности школьника ΠΏΡ€ΠΈ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠΈ (использованиС логичСских Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, «ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅» Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² чувств ΠΈ Ρ‚. Π΄.);
  • * установку Π½Π° ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ ΠΎΡ‚вСтствСнноС Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅.

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡƒΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ забывания:

  • * Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° основныС Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ (ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ самому ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ) 2−3 Ρ€Π°Π·Π° с ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π²Π°Π»Π°ΠΌΠΈ Π² 20−30 ΠΌΠΈΠ½ΡƒΡ‚ (ΠΈΠ· ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Π’.Π€. Π¨Π°Ρ‚Π°Π»ΠΎΠ²Π°);
  • * ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡƒΠΆΠ΅ Π΄ΠΎΠΌΠ° ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Ρ€Π°Π· ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ тСкст ΠΈ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Ρ€Π°Π· ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ своими словами; Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ воспроизвСдСниС ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ припоминания ΠΏΠΎ ΡΡ…Π΅ΠΌΠ΅: «ΠΊΠ°Ρ€Π°Π½Π΄Π°Ρˆ — чистый лист Π±ΡƒΠΌΠ°Π³ΠΈ» (ΠΈΠ· Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΉ К.Π”. Ушинского);
  • * ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ (упраТнСния, Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΈ Ρ‚. Π΄.).

ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ:

  • * ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ логичСских ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ Π² ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ΅ (сравнСниС, классификация, ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ, типизация ΠΈ Ρ‚. Π΄.);
  • * использованиС пСрСноса Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ;
  • * сочСтаниС наглядно_дСйствСнного, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ;
  • * эффСкт «Π²Π½Π΅Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ» проявлСния ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ пословиц Ρ‚ΠΈΠΏΠ° «ΠΠ΅ Π²ΡΠ΅ Ρ‚ΠΎ Π·ΠΎΠ»ΠΎΡ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ блСстит»; «ΠΠ΅ Π² ΡΠ²ΠΎΠΈ сани Π½Π΅ ΡΠ°Π΄ΠΈΡΡŒ» ΠΈ Ρ‚. Π΄., Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€Π°.

Бвязь обучСния, психичСского ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития школьников

Π‘ΡƒΡ‚ΡŒ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ всСго процСсса обучСния, воспитания ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ любоС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ ΠΈ Π΄Π»Ρ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° примСняСтся ΠΊΠ°ΠΊ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅, Π΄ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚ΠΎΠ΅ людьми для удовлСтворСния ΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… потрСбностСй Π² Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Π΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ, ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΠΎΠ².

Π›.И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ учащиСся (особСнно младшиС школьники ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΈ) большС вСрят эмпиричСским знаниям, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π½Π° Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ основС (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, «Ρ‚Π°Π½ΠΊ Π΄Π°Π²ΠΈΡ‚ Π½Π° ΠΏΠΎΡ‡Π²Ρƒ сильнСС, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ», «ΠΆΠ΅Π»Π΅Π·ΠΎ Π² Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ всСгда Ρ‚ΠΎΠ½Π΅Ρ‚», «Ρ€Π°Π± — Ρ‚ΠΎΡ‰ΠΈΠΉ, больной Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, Ρ€Π°Π±ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π»Π΅Ρ† — ΠΏΠΎΠ»Π½Ρ‹ΠΉ, Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ»), Ρ‡Π΅ΠΌ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ, связанным с Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ. Π’ ΠΈΡ‚ΠΎΠ³Π΅ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π²Π΅ сфСры Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ — бытовая ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Π°Ρ. Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ ΠΎΠ½ Π²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅Ρ‚ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅, хотя ΠΈ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° Π²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚, Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅Ρ‚ для «ΡΠΏΠ°ΡΠ΅Π½ΠΈΡ» Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Ρ… ситуациях — Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ…, Π½Π° ΡΠΊΠ·Π°ΠΌΠ΅Π½Π°Ρ… Ρ€Π°Π΄ΠΈ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅ΠΉ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΎΠ΅ «Π»Π°Π²ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅» знаниями Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΠ·ΠΌΡƒ (школьник расплачиваСтся «Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ», прСвращаСтся Π² Π΄Π²ΡƒΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°). Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΆΠ΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ — ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ систСму Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π² ΡΠ΅Π±Ρ эмпиричСский ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Π½Π° Π±Π°Π·Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

Для связи чувствСнного ΠΈ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° познания Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹:

  • * «ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΊΠΈΠ΄Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅» мостика с ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° Π½Π° ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅, Ρ‚. Π΅. Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ_Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρƒ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Π½Π°Π΄ понятиСм (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΌΠ΅Π½Π·ΡƒΡ€ΠΊΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌ_моль Π²ΠΎΠ΄Ρ‹; «Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ» Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ сСбя Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ зависимости, прямыС ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½Ρ‹Π΅, ΠΏΡ€ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅);
  • * «Π²Π΅Π΅Ρ€» наглядных пособий, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ понятий Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ чувствСнного ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π° (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ΅ 2−3 историчСскиС ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ Π½Π° Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ «Π Π°Π± ΠΈ Π³ΠΎΡΠΏΠΎΠ΄ΠΈΠ½», ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ясно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Π΅Π·Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Π»Π°Π΄Π΅ΡŽΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΌΠΈ); ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ конструированиС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΠ­Π’Πœ, дисплССв (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, составлСниС ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ для прогнозирования броуновского двиТСния);
  • * Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ситуаций ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€;
  • * ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ Ρ‚Π΅ΠΌ сочинСний;
  • * ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚;
  • * ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΡΠ»Π°Π±ΠΎΡƒΡΠΏΠ΅Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ учащимся ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… классов ΠΈ Ρ‚. Π΄.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ