Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование ориентации на здоровый образ жизни у курсантов в вузе МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция и программа ориентации курсантов вуза МВД на здоровый образ жизни, включающая в себя: междисциплинарную координацию информации по вопросам здоровьесбережения при освоении различных учебных дисциплин на основе разработанных смысловых модулейпреемственность и обогащение содержания формирующей работы на разных этапах профессионального становлениявыделение учебных тем, позволяющих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
    • 1. 1. Проблемы здоровьесбережения в процессе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел
    • 1. 2. Понятие здорового образа жизни и критерии его оценки
    • 1. 3. Формирование ориентации на здоровый образ жизни как психолого-педагогическая проблема
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У КУРСАНТОВ В ВУЗЕ МВД
    • 2. 1. Концептуальные основы, программа и методика исследования
    • 2. 2. Здоровье в системе ценностных ориентаций курсантов юридического вуза
    • 2. 3. Психологические барьеры и противоречия, затрудняющие самоорганизацию здорового образа жизни курсантов
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У КУРСАНТОВ В ВУЗЕ МВД РОССИИ
    • 3. 1. Формирование ориентаций на здоровый образ жизни в системе профессиональной подготовки сотрудников ОВД
    • 3. 2. Формирование ценностей и умений здоровьесбереженияв процессе освоения психолого-педагогических знаний
    • 3. 3. Условия эффективности и оценка результативности формирования ориентации курсантов на здоровый образ жизни в вузе МВД России

Формирование ориентации на здоровый образ жизни у курсантов в вузе МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем значением, которое имеет здоровье человека для его личной, профессиональной, социальной жизнедеятельности, с одной стороны, и недостаточным вниманием многих молодых людей к его сохранению и поддержанию — с другой. Статистические данные, которые приводятся в официальных документах и публикациях последнего десятилетия, свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья молодежи, резком возрастании числа употребляющих табак, алкоголь, различные психоактивирующие вещества. Одновременно среди лиц студенческого возраста растет количество имеющих хронические заболевания, инфицированных вирусом гепатита В и С, совершавших попытки суицида и т. д. Выявляется явное противоречие между высокой жизненной значимостью здоровья и реальным поведением молодых людей.

В последние годы все большее распространение получает педагогическая валеология как наука и практика формирования ориентаций на здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ) в образовательном процессе. Проведено большое количество исследований, раскрывающих условия, пути и средства развития мотивации и умений организовать ЗОЖ у различных категорий обучающихся. Содержание и методы формирования ценностного отношения к своему здоровью в наибольшей мере исследованы применительно к воспитанию школьников, в том числе кадет общеобразовательных военно-учебных заведений (Корченов В.В., 1990; Авчинникова С. И., 2000; Полетаева Н. М., 2001; Белова С. Н., 2002; Бушуева В. О., 2002; Галибина JI.A., 2002; Куликов В. Н, 2002; Кошелева М. Г., 2003 и др.).

Формирование ценностей и умений здоровьесбережения у студентов вузов наиболее часто изучается в связи с подготовкой будущих педагогов к валеологической деятельности в школе (Глинянова И.Ю., 1995; Добротворская С. Г, 2002; Симоненко С. М., 2002; Стригин В. В., 2002;

Овчинникова Jl.H., 2003 и др.). Однако существующие научно-методические разработки недостаточны для организации формирования ориентации на ЗОЖ в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Это связано с выраженной спецификой обучения и службы курсантов в ведомственном вузе, а также с особенностями отбора абитуриентов по показателям физического и психического здоровья.

Применительно к вузам МВД России соответствующие вопросы рассматривались в связи с воспитанием физической культуры курсантов (Шамрай С. Д., 2000), с воспитанием у них эмоционально-волевой устойчивости и психического здоровья, профилактики суицидов и наркомании, при подготовке курсантов к действиям в экстремальной ситуации и реабилитации сотрудников ОВД (Юнацкевич П. И, 2000; Силкин Н. Н., 2002). В разных аспектах изучались вопросы работы практических психологов в системе МВД, а также проблемы профессиональной деформации в период обучения в вузе (Безносов С.П., Долматова И. М., Иваницкий А. Т., Кикоть В. Я., Рыбников В. Ю., Шаранов Ю. А., Шестаков А.Г.). В юридической педагогике с разных сторон рассмотрены вопросы развития ценностных ориентаций курсантов в процессе их профессиональной подготовки, нравственного, правового, патриотического и физического воспитания (Гейжан Н.Ф., Кочин А. А., Мусин Я. Н., Олейников B.C., Слепов В. Я., Хальзов В. И., Юрченко Я.Я.).

Вместе с тем пути и средства формирования отношения курсантов вузов МВД к своему здоровью, в том числе ориентации на здоровый образ жизни, исследованы очень мало, несмотря на важность сохранения и поддержания собственного здоровья для эффективного обучения, выполнения служебных обязанностей и будущей профессиональной деятельности. Актуальность проблемы и недостаточность ее научно-методической разработанности обусловили выбор темы данного исследования.

Цель исследования: изучить возможности формирования ориентаций курсантов на здоровый образ жизни и разработать на этой основе рекомендации по оптимизации данного процесса в вузах МВД России.

Задачи исследования.

1. На основе анализа литературы раскрыть основные проблемы сохранения и поддержания здоровья курсантов в процессе их профессиональной подготовки.

2. Разработать критерии оценки и показатели здорового образа жизни курсантов в вузе.

3. Изучить отношение курсантов к организации здорового образа жизни и выявить психологические барьеры, препятствующие самоорганизации здорового образа жизни.

4. Разработать программу и содержание формирования ориентаций на здоровый образ жизни у курсантов вуза МВД в процессе их обучения и воспитания.

5. Выявить условия эффективности деятельности по формированию ориентаций курсантов на здоровый образ жизни в вузе МВД.

Объект исследования: деятельность субъектов воспитания и обучения по формированию и развитию системы ценностных ориентаций курсантов юридического вуза.

Предмет исследования: организация, содержание и условия формирования ориентаций курсантов на здоровый образ жизни в вузе МВД России.

Гипотеза исследования. Наряду с мерами по охране физического и психического здоровья курсантов необходимо формировать у них осознанное и разумное отношение к собственному здоровью в процессе профессиональной подготовки. Формирование ориентаций курсантов на здоровый образ жизни будет успешным, если:

— будут использоваться возможности всех учебных дисциплин при соответствующей координации и преемственности деятельности субъектов образованиясодержание формирующей деятельности будет учитывать психологические барьеры, препятствующие самоорганизации здорового образа жизни курсантовметоды формирующей деятельности будут ориентированы на создание педагогических ситуаций выбора, переживания, сопереживания, разрешения ценностных противоречий и нравственных конфликтов, возникающих в отношениях «профессия и здоровый образ жизни», «стремление к достижению жизненных успехов и здоровье» и др.- в вузе последовательно будет формироваться информационная и оценочная среда, стимулирующая и поощряющая здоровый образ жизни курсантов.

Методологическую основу исследования составили идеи философов, психологов и педагогов об общественной природе воспитания человека, о ценностной природе здоровья, о взаимосвязи деятельности, сознания и личности в процессе развития человека.

Исследование строилось на основе следующих теорий и концепций:

— о системном анализе психолого-педагогических явлений, о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Бордовская, Н. В. Кузьмина, C.JI. Рубинштейн, А.А. Реан);

— о психолого-педагогических основах и способах развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте (Ф.Е. Василюк, А. Г. Здравомыслов,.

A.Е. Зимбули, Е. А. Климов, И. С. Кон, С. В. Кошелева, В.А. Якунин);

— о факторах, определяющих профессиональное становление и развитие личности сотрудников ОВД в процессе вузовского образования, общения, самосовершенствования (Н.Ф. Гейжан, А. Т. Иваницкий, В. Я. Кикоть,.

B.C. Олейников, В. П. Сальников, В. Я. Слепов, В. И. Хапьзов, В.А. ЕЦеголев, Я.Я. Юрченко);

— о валеологии как теории и практике ориентации на здоровье и здоровый образ жизни, профилактике заболеваний и деструктивного поведения сотрудников ОВД (В.А. Ананьев, С. П. Безносов, И. И. Брехман, С.Г., Добротворская, Г. С. Никифоров, В. Ю. Рыбников, А. Г. Шестаков, Ю. А. Шаранов, П.И. Юнацкевич).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— аналитические: анализ психолого-педагогической литературы по темеанализ учебно-программной документации, действующей в вузах МВД России, по гуманитарным и профессиональным дисциплинаманализ содержания и форм развития ценностных ориентаций курсантов в учебно-воспитательном процессе;

— диагностические: анкетирование, тестирование, экспертные оценки, беседы с преподавателями и курсантами, математические методы обработки эмпирических данныхформирующие: организация и проведение профилактической валеологической работы в процессе освоения курсантами психолого-педагогических дисциплин, а также в процессе воспитательной работы курсовыми офицерами и командирами курсантских подразделений.

Исследование проведено в 1999;2003 году на базе Санкт-Петербургского университета МВД России. В исследовании участвовало 156 курсантов факультетов подготовки оперативных работников и подготовки следственных работников. В качестве экспертов было привлечено 19 преподавателей и командиров курсантских подразделений. Дополнительно были получены сравнительные диагностические данные при обследовании курсантов факультета подготовки финансово-экономических работников. Формирующий эксперимент был организован в четырех учебных группах: 46 человек (две группы) на факультете подготовки оперативных работников и 48 человек (две группы) на факультете подготовки следственных работников.

Исследование проводилось в три этапа.

I этап — изучение литературы по проблеме, анализ учебно-программной документации профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России, а также нормативно-правовых документов по вопросам охраны здоровья сотрудников правоохранительных органоввыявлялась структура и содержание понятия «здоровый образ жизни» и его критерииопределялись цели, гипотеза и задачи исследованияосуществлялся пилотажный эксперимент и педагогический анализ образовательного процесса в вузе с точки зрения возможностей формирования ценностных ориентаций курсантов (1999;2000 гг.).

II этап — изучение отношения курсантов разных факультетов к различным вопросам здоровьесбережениявыявлялось места здоровья в системе ценностных ориентаций курсантоввыявление и систематизация психологических барьеров, препятствующих формированию ориентаций на здоровый образ жизниизучение возможности валеологической пропаганды и просвещения в процессе освоения учебных дисциплин и в воспитательной работе, проводимой преподавателями и командирами курсантских подразделенийпроведение формирующих этапов исследования в четырех экспериментальных группах (2001;2003 гг.).

III этап — обобщение полученных результатов, их апробация, внедрение в практику профессиональной подготовки будущих юристовпубликация промежуточных экспериментальных данныхподготовка диссертационного исследования к защите (2003 г.).

На защиту выносятся:

1. Концепция и программа ориентации курсантов вуза МВД на здоровый образ жизни, включающая в себя: междисциплинарную координацию информации по вопросам здоровьесбережения при освоении различных учебных дисциплин на основе разработанных смысловых модулейпреемственность и обогащение содержания формирующей работы на разных этапах профессионального становлениявыделение учебных тем, позволяющих раскрывать различные аспекты соотношения профессиональной деятельности и здоровья сотрудника ОВД, жизненных перспектив личности, ее стремления к самоактуализации и здорового образа жизнирассмотрение ЗОЖ как средства профессиональной успешности и активной жизненной позиции личностивключение ориентации на ЗОЖ в систему физического, нравственного, умственного и профессионального воспитания курсантов.

2. Содержание и методы формирования ориентации курсантов на здоровый образ жизни в процессе профессиональной подготовки и воспитательной работы, которые учитывают систему ценностных ориентаций курсантов, их отношение к ЗОЖ, направлены на преодоление субъективных барьеров, противоречий и ценностных конфликтов, препятствующих здоровьесберегающей жизнедеятельности курсантов.

3. Критерии оценки и показатели ориентации курсантов на здоровый образ жизни, включающие: полноту и качество осведомленности о факторах ЗОЖ (в том числе знания об особенностях собственного организма и способах самосовершенствования) — уровень осознания значимости здоровья для активной жизни и профессионализма (в частности, ответственность за собственный образ жизни) — здоровьесберегающее поведение (соблюдение гигиены, режима дня и питания, отказ от вредных привычек, активный двигательный режим, включение в позитивные виды занятий).

4. Условия эффективности организационно-педагогической деятельности по ориентации курсантов на ЗОЖ в вузе МВД, к которым отнесены: повышение ее значимости в психолого-педагогическом и гуманитарном образовании в вузе, придание этой работе системности и соответствующего научно-методического обеспечения, проблемного и эмоционального содержания при организации просвещения и воспитания.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— впервые проблема формирования ориентаций курсантов на здоровый образ жизни в вузах МВД России стала предметом специального исследования;

— выявлены особенности отношения к здоровью и здоровому образу жизни курсантов на разных факультетах вуза МВД России;

— выделены психологические (ценностные) барьеры, препятствующие здоровьесберегающей жизнедеятельности курсантов, и на этой основе разработано содержание деятельности по ориентации на здоровый образ жизни в процессе обучения и воспитания курсантов;

— разработаны смысловые учебные модули, позволяющие системно и последовательно формировать ориентации курсантов на здоровый образ жизни в процессе освоения различных учебных дисциплин и на разных этапах профессиональной подготовки;

— разработаны и апробированы критерии и показатели для оценки уровня сформированности ориентаций курсантов на здоровый образ жизни;

— определено содержание, методы и условия формирования ориентаций курсантов на здоровый образ жизни в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— проблема формирования ориентаций курсантов на здоровый образ жизни рассмотрена как важная составляющая образования будущих юристов;

— развитие самостоятельности и ответственности курсантов за организацию рационального и разумного образа жизни, способствующего компенсации и преодолению негативных влияний профессии, направлены на повышение качества профессиональной подготовки сотрудников ОВД;

— выделенные критерии, показатели и диагностические методики могут применяться с целью выявления, анализа и коррекции ориентаций курсантов на ЗОЖ, формирования их ответственности и самостоятельности при организации жизнедеятельности;

— содержание и методы просвещения и воспитания курсантов в аспекте самостоятельного и активного здоровьесбережения могут быть использованы преподавателями и командирами курсантских подразделений в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России;

— материалы исследования будут полезны при подготовке и переподготовке преподавателей и командиров курсантских подразделений в целях повышения профилактики вредных привычек курсантов и внедрения здоровьсберегающих технологий обучения в вузах МВД России.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются использованием современной методологии личностно ориентированного обучения и воспитания, системного анализа при рассмотрении состояния проблемы, выбором теоретических и эмпирических методов, адекватных его целям и задачамохватом репрезентативной выборкиличным участием автора в проведении аналитического, диагностического и формирующего этапов исследования в качестве преподавателя курсов «Общая и военная психология» на факультете подготовки кадров для внутренних войск- «Психология и педагогика и в деятельности сотрудников ОВД» на факультете подготовки следственных работников в СПбУ МВД России, а также организатора формирующего эксперимента в процессе освоения курсов «Психология» и «Педагогика».

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры психологии и кафедры педагогики СПбУ МВД России (1999;2003 гг.) — на научно-практических конференциях:

МВД России — 200 лет" (СПб., 2002) — «Государственная политика и общественные инициативы в области противодействия наркомании и наркобизнесу» (СПб., 2003) — «Социально-правовая защита сотрудников ОВД» (СПб., 2003) — «Актуальные проблемы правового воспитания студентов юридических вузов» (СПб., 2003) — «Проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях ГПС МЧС России» (СПб., 2003).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило решить актуальную психолого-педагогическую задачу исследования путей и средств формирования ценностных ориентаций курсантов юридического вуза на здоровый образ жизни. Для вузов МВД России данная задача имеет особое значение, поскольку уже в период обучения курсанты, выполняя служебные обязанности, сталкиваются с обстоятельствами, угрожающими их безопасности и состоянию здоровья.

Цель данного исследования заключалась в изучении возможностей формирования ориентаций курсантов на здоровый образ жизни и разработке на этой основе рекомендаций по оптимизации данного процесса в вузах МВД России.

Для достижения поставленной цели были намечены пять задач, которые были решены в процессе исследования. Получены следующие теоретические и практические результаты.

Первая задача предполагала раскрытие основных валеологических проблем в процессе профессиональной подготовки курсантов.

По результатам проведенного анализа выделены задачи валеологической работы с курсантами, связанные со спецификой обучения в вузе и особенностями профессиональной деятельности сотрудников ОВД. К ним отнесены: формирование навыков и культуры противостояния стрессовым, неблагоприятным факторам служебной профессиональной деятельностииспользование информации о Федеральных законах в области охраны здоровья граждан для формирования ориентаций на ЗОЖ и развитие профессионализма курсантовразвитие валеологического самосознания сотрудников ОВД, формирование ориентаций на здоровый образ жизни должно рассматриваться как неотъемлемое условие не только их личностного благополучия, но и успешности их профессиональной деятельностиориентация курсантов на здоровый образ жизни приобретает характер профессионально-важного личностного качества, определяющего отношение граждан к сотруднику органов внутренних дел.

В исследовании показано, что валеологическая работа в учебных заведениях МВД России имеет выраженные особенности по сравнению с другими вузами. В них осуществляется строгий отбор по медицинским показателям. Весь период обучения курсанты активно занимаются физической подготовкой, проходя ежегодное медицинское освидетельствование, а также тестирование по показателям психологической службы вуза. Вместе с тем, совмещение учебы со служебными обязанностями, жесткая подчиненность требованиям командиров разного уровня сокращает возможности самостоятельных выборов при организации собственной жизнедеятельности курсантов.

В структуру профессиональной подготовки будущих юристов включены учебные предметы, связанные с освоением начальных медицинских навыков, формирования здорового образа жизни. Несмотря на это, по полученным нами данным, около 60% юношей и 25% девушек курит. Многие считают, что никотин и табак помогает расслабляться, снимать стрессы, общаться и т. д. Высок процент тех, кому не хватает времени на действия, поддерживающие здоровье.

Вторая задача исследования предполагала разработку критериев оценки и показатели здорового образа жизни курсантов в вузе. На основе анализа литературы были обоснованы и конкретизированы такие критерии оценки, как соблюдение правил гигиены, режима дня, правил питания, активного двигательного режима, отказ от вредных привычек, включение в позитивные внепрофессиональные виды занятий, помогающие переключаться и отвлекаться от трудностей бытия. Принципиальным и новым в разработке показателей по выделенным критериям является обоснованное правило: соблюдать требования.

ЗОЖ в соответствии с личными индивидуальными особенностями, на основе их самопознания и самооценки.

Третья задача предполагала изучение отношения курсантов к организации здорового образа жизни и выявление психологических барьеров, препятствующих самоорганизации здорового образа жизни. Полученные в исследовании результаты диагностики позволили выявить наиболее «узкие места», барьеры и противоречия, разрешение которых должно определять содержание валеологической формирующей работы.

Четвертой, основной задачей исследования была разработка программы организации и содержания формирования ориентаций на здоровый образ жизни у курсантов вуза МВД. Наиболее важным и новым педагогическим достижением, полученным в этом направлении, является выделение учебных смысловых модулей, построенных по принципу «дерева целей». Такое построение позволяет использовать содержание каждого модуля на разном уровне обобщения при освоении разных учебных дисциплин, что обеспечивает системность, преемственность и дополнительность информации. Рассмотрение содержания учебно-программной документации по основным предметам профессиональной подготовку в вузе позволило выделить учебные темы по ряду предметов и связать их с учебными модулями.

Выявление условий эффективности валеологической деятельности в вузе МВД было пятой задачей исследования. Она решалась в процессе сопоставление результатов теоретического анализа проблемы и результатов формирующего этапа экспериментальной работы. В диссертации рассмотрены организационные, контрольно-аналитические, научно-методические и содержательные условия совершенствования деятельности в данном направлении.

Анализ результатов формирующего этапа исследования показал, что по всем критериям в экспериментальной группе отмечается заметный рост и количественных, и качественных показателей отношения курсантов к своему здоровью и соблюдению требований ЗОЖ. Особенно заметен этот рост по тем показателям, которые зависят от уровня знаний, самопознания и позитивных представлений о себе. В меньшей степени изменились поведенческие характеристики, что требует более длительного времени и организации системной валеологической работы в вузе.

В целом, в результате проведенного исследования были решены все поставленные задачи, подтверждена гипотеза исследования, обоснованы положения, вынесенные на защиту, сформулированы практические рекомендации руководству, преподавателям и курсовым командирам по формированию ориентаций курсантов на здоровый образ жизни. На основе проведенного исследования были сделаны следующие теоретические выводы.

1. Ориентация на здоровый образ жизни является актуальной задачей и важным результатом образовательного процесса в вузе МВД, важным условием личного благополучия и профессиональной успешности сотрудников правоохранительных органов. Ориентация на здоровый образ жизни должна рассматриваться как неотъемлемая составляющей профессиональной подготовки и обеспечения безопасности жизни сотрудников ОВД, как необходимое условие осознанной разумной организации курсантами собственной жизнедеятельности на основе сохранения и поддержания своего здоровья.

2. Психологической основой формирования ориентаций курсантов на здоровый образ жизни является изменение в системе их ценностных ориентаций. При этом, в отличие многих научных выводов, наше исследование показало, что здоровье не должно рассматриваться в качестве основной терминальной ценности (т.е. ценности цели). Ориентация на ЗОЖ будет успешной, если здоровье и его поддержание будет осознаваться как важнейшая инструментальная ценность (ценность-средство) для достижения целей профессиональной и личностной самоактуализации, материального и жизненного благополучия, устойчивых семейных отношений.

3. Основой педагогического влияния в процессе формирования ориентаций на ЗОЖ является создание на занятиях учебных и эмоциональных условий для переживания, сопереживания, рефлексии, выбора способа поведения, а также позитивного отношения к жизни, наличия перспектив, долговременных целей, смысла жизни и деятельности. Информационная составляющая вапеологического воспитания должна служить фоном, основой для развития ценностного сознания курсантов.

4. Эффективность формирования ориентаций курсантов на ЗОЖ повышается при условии системного характера деятельности, позитивной и конструктивной направленности разрешения ценностных противоречий и поиске способов, замещающих вредные привычки, использования педагогических технологий и методов формирования ценностного сознания через переживание, сопереживание, рефлексию, осознание пережитого опыта, дифференцирования информации в соответствии с индивидными особенностями, индивидуальной иерархией системы ценностных ориентаций курсантов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.В. Профилактика наркомании в российской школе: Автореферат дис.. .канд. пед. наук. М., 2003. — 22 с.
  2. С.И. Формирование здорового стиля жизни старшеклассников: Автореферат дис. .канд. пед. наук. Курск, 2000. — 21 с.
  3. Р.И., Жарова Г. Н. Принципы и методы комплексного подхода к формированию здорового образа жизни через предметы анатомического цикла //Здоровье и образование: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. СПб., 1999. -С. 43−45.
  4. Актуальные проблемы коррекционной психологии, медицины, педагогики: Материалы международной научно-практической конференции. — СПб., 2001.-60 с.
  5. Аналитический обзор деятельности военно-врачебных комиссий органов внутренних дел РФ в 2000 году. М.: ЦВВК МВД России, 2001.
  6. .Г. Человек как предмет познания. М, 1969. — 314 с.
  7. В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. -СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998.
  8. В.А. Психология и психопрофилактические основы здорового образа жизни//ЗОЖ: Сборник научных трудов Ленинградского института усовершенствования врачей. Л, 1988. -С. 85−112.
  9. Т.Ф., Филатов А.М, Барановский К. Л. и др. Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни молодежи//Социальная гигиена, органов здравоохранения и истории медицины. -1989. -Вып. 20.-С.7−10.
  10. Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход //Вопросы психологии, 2002, № 4. С. 101 -107.
  11. БайерК., ШейнбергЛ. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997. -368с.
  12. Е.С. Тендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями. Социологические исследования. — 2002, № 11.-С. 26−35.
  13. С.П., Иваницкий А. Т., Кикоть В. Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность (проблемы профдеформации): Учебное пособие. СПб.: МВД РФ, 1996.-166 с.
  14. Е.В. Методологические условия перехода от науки к практике в структуре прикладного педагогического исследования: Автореферат дис.. &bdquo-доктора пед. наук. Волгоград, 2003. — 47 с.
  15. Л.Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе: Автореферат дис. .доктора пед. наук. СПб, 2000. — 55 с.
  16. В.И. Психология здоровья. СПб., 1994. — 272 с.
  17. С.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у девочек-подростков: Авторефератдис. .канд. пед. наук. -Курск, 2002. 23 с.
  18. Н.В. Диалектика педагогического исследования. Логико-методологические проблемы. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. — 512 с.
  19. А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. М., 1997. -133 с.
  20. В.О. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников: Автореферат дис. канд. пед. наук. Пятигорск, 2002. — 21с.
  21. B.C., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд. МГУ, 1984.
  22. И.И. Валеология наука о здоровье. М.: ФиС, 1990. — 267 с.
  23. Э.М. Здоровый образ жизни человека как острая социально-демографическая проблем//Физическая культура и здоровый образ жизни:
  24. Тезисы 3 международной научно-практической конференции. Липецк, 1994.1. С. 1−2.
  25. Валеология человека. Здоровье любовь — красота, В 5-ти т. /Под ред. В. П. Петленко. — СПб.: Изд. «Петроградский и К», 1996.
  26. ВЛ. Психологическая культура правоохранительной деятельности. СПб., 1997. -118 с.
  27. О.С., Демченко ЕА Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека^/ Вопросы психологии, 2001, № 2. С. 74−85.
  28. О.С., Филатов ФР. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие. -М: ИЦ «Академия», 2001. -352 с.
  29. ФЕ. Психология переживания: Опыт преодоления критических ситуаций. М: — МГУ, 1984.
  30. ВеллерМВсеожшни.-СПб., 2002.-750с.
  31. Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности// Вопросы психологии, 2001, № 4. С. 131 -133.
  32. В.Г. Педагогическая валеология и гуманизация 4 образования: историко-педагогический аспекг//История педагогики сегодня.
  33. СПб.: ГУПМ, 1998. С.120−134.
  34. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). Социологические исследования. — 2001, № 1. -С. 96−105.
  35. Л.А. Воспитание здорового образа жизни у кадет общеобразовательных военно-учебных заведений России: Диссертация .канд. пед. наук.-СПб., 2002.-153 с.
  36. О.Е. От сердца к сердцу: Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод, пособие. СПб.: Паритет, 2003. -160 с.
  37. Н.Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ. СПб.: ин-т ПТО РАО, 1994. — 118 с.
  38. Н.Ф. Содержание и структура педагогики в системе юридического образования в вузах МВД России//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2000. — № 2. — с. 85−92.
  39. Н.Ф., Морозов АЕ. О мотивах деятельности курсантов экономического факультета Ананьевские чтения-2002: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2002. — С. 211−212.
  40. В.И. Пропедевтика психогигиенической антропогогики: Профилактический аспект психологического образования. -СПб.: Изд-во СПбУ, 2001. -152 с.
  41. И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1995.
  42. С.Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни: Автореферат дис.. .доктора пед. наук. Казань, 2002. — 49 с.
  43. .Б., Лойт Х. Х., Рыбников В. Ю. Профилактика наркомании в образовательных учреждениях МВД России: Пособие. СПб: СПбУ МВД России, 2002. 48 с.
  44. С.И. Физическая подготовка как инструмент воспитания личности современного курсанта (на материале вузов МВД России): Автореферат дис. .канд. пед. наук. Саратов, 2002. — 19 с.
  45. JI.B. Противоречия здорового образа жизни и пути их разрешения //Комплексное социогигиеническое исследование. СПб., 1995.-52 с.
  46. Г. Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности России. Социологические исследования. — 2001, № 11.-С. 61−76.
  47. Г. К. Валеологические проблемы педагогической деятельности//Валеология. 1997. — № 2. — С. 18−21.
  48. Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. -СПб.: ГУПМ, 1994.
  49. Р.Ф. «О наркотических средствах и психотропных веществах». М, 1998.
  50. Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». М, 1999.
  51. Закон РФ «Об образовании». М, 1996.
  52. Закон РФ «Об ограничении курения табака и потреблении табачных изделий». М., 2001.
  53. Н.Б. Валеологические основы педагогической деятельности: Автореферат дис. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 18 с.
  54. Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. В. В. Колбанова. СПб., 1997.
  55. АГ. Потребности. Интересы. Ценности. -М.: Политиздат, 1986. -222 с.
  56. А.Е. Нравственная оценка: парадоксы и алгоритмы: Монография. СПб., 2001. -169 с.
  57. А.Е. Нравственные конфликты: О природе и возможностях разрешения. Методическое пособие к спецкурсу «Нравственные проблемы насилия». СПб., 2000. — 24 с.
  58. А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России: Автореферат дис.. доктора пед. наук. СПб., 2000. — 37с.
  59. И.И. Развитие профессионального самосознания курсантов в вузах МВД России: Диссертация. канд. пед. наук. СПб., 2001 — 165 с.
  60. B.C., Онуфриева В. В. Ценностная мотивация и духовность личности //Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. СПб., 1998. — С. 115−116.
  61. В.Е., Матвиенко А. В. Здоровый образ жизни: некоторые аспекты проблемы формирования//Сб. научно-методических материалов для службы формирования ЗОЖ. В НИЦ проф. медицины Минздрава СССР. М., 1991.-С. 3−10.
  62. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие доя вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. -192 с.
  63. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни) /Пер. с англ. Е. А. Кретова. М.: Медицина, 1990.
  64. Р.Р. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта//Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспективы в постсоветской психологии/Под ред. Д. А. Леонтьева, В Г. Щур. -М., 1997. С. 257−273.
  65. И.М. Стиль жизни как способ уравновешивания человека с его средой//Ананьевские чтения-2002: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2002. — С. 42−43.
  66. В.В. Фундаментализация непрерывного образования как экологическая проблема и альтернатива его интеграции//Экология личности: Материалы Российской научной конференции. М.-СПб., 1999. — С. 25−29.
  67. В .Я. Основные направления повышения эффективности профессиональной подготовки слушателей в вузах МВД России//МВД России 200 лет: Материалы международной научно-практической конференции. — СПб., 1998. -С. 45−52.
  68. А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург, 1996.-188 с.
  69. Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): Учебное пособие.-Москва-Воронеж, 2001. 192 с.
  70. О.В. Воспитание у студентов осознанного отношения к собственной жизненной стратегии: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -Хабаровск, 2003. 21 с.
  71. В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. СПб., 1998. — 232 с.
  72. И.А. Педагогическая реальность: Опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб: ГУПМ, 2001.-242 с.
  73. Д.В. Развитие психики и природа наркотизма. М.: Педагогика, 1991. 312 с.
  74. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. -СПб.: ГУПМ, 1992.-100 с.
  75. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -2 5 5 с.
  76. Концепция подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов внутренних дел Российской Федерации. Приложение 1 к решению Коллегии МВД России от 10 марта 1995 г. № 2 км/1. Москва, 1995.
  77. Концепции современного естествознания: Примерная программа для образовательных учреждений МВД России. — М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1998. 12 с.
  78. В.В. Об изучении проблем формирования здорового образа жизни среди молодого поколения //Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АНН СССР, 1990. -С. 73−82.
  79. М.Г. Воспитание валеологического самоотношения у школьников: Автореферат дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 2003. — 24 с.
  80. .П. Некоторые методологические аспекты формирования здорового образа жизни //Соц. гигиена, организация здравоохранения и история медицины. 1989. — Вып. 20. — С. 93−96.
  81. В.Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней общеобразовательной школе: Автореферат дис. канд. пед. наук. Киров, 2002. — 22 с.
  82. Культурология: Методические материалы для написания контрольных работ (для слушателей-заочников). СПб.: СПбУ МВД РФ, 2000. — 87 с.
  83. Н.С. Гедонистическое мировоззрение в молодежной субкультуре как фактор, способствующий вовлечению и потреблению психоактивных веществ //Вопросы наркологии. -1996. -№ 2.-С. 55−59.
  84. В.Р., Сахнова Н. Н. и др. Изучение влияния здорового образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников/ЛГигиена и санитария. -1996, № 1. -С. 27−28.
  85. К.Ю. Стимулы формирования ценностных ориентаций подростков детского дома: Автореферат дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 2003. -22 с.
  86. В.А., Якушев А. Н. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни старшеклассников //Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — С. 13−42.
  87. И.Б., Рыбникова И. Л. Взаимосвязь самоубийств и когшнг-поведения сотрудников ОВДУПревенция и реабилитация в психологии, медицине, педагогике: Материалы научно-практической конференции с международным участием. СПб., 2002. — 24−25.
  88. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981.-574 с.
  89. П.Ф. Избранные сочинения. М.: Педагогика, 1988.
  90. Ю.П. Образ жизни как предмет социально-гигиенических исследований. М., 1982.
  91. Ю.П., Сахно А. П. Здоровье человека социальная ценность. — М: Модель, 1989. — 270 с.
  92. С.В., Шамрей В. К., Лытарев А. А. Наркологическая ситуация в Вооруженных Силах Российской Федерации //Военно-медицинский журнал. 2001. — Т.32. — № 6. — С.4−10.
  93. С.Р. Валеология в школе: подходы, программы, методики: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. — Екатеринбург, 1995.-140 с.
  94. Лучшие психологические тесты. СПб., 1992. -136 с.
  95. А.С. Педагогические сочинения в 8-ми тт. М., 1984−1986.
  96. Ф.Р. Некоторые когнитивные установки, способствующие наркотизации// Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999. — С. 279−280.
  97. Я.Л., Судник С. И. Здоровый образ жизни: Учебное пособие. Минск: Институт культуры, 1992.
  98. Г. В. Основные принципы формирования здорового образа жизни//Вестник АМН СССР, 1990. № 4. — С. 16−22.
  99. JI.C., Минашкин А. В. Комментарий к Федеральному закону об ограничении курения табака (постатейный)/Под ред. А. Ф. Ноздрачева. -М: «Юстицинформ», 2002. 88 с.
  100. И.И. Этюды оптимизма. М., 1987.
  101. Я.Н. Педагогические основы подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России как воспитателей: Автореферат дис.. канд. пед. наук.-СПб., 1987.-24 с.
  102. Наркомания в России: вызов национальной безопасности. М., 1997.
  103. Г. С. Психология здоровья и профессиональное долготетеШадежносгь профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбУ, 1996. — С. 148−160.
  104. Обухов ВЛ, Зобов Р. А., Сутакова Л. И., Ситников В. Л. Основы человековедения: Человек как микрокосм: Учебное пособие. СПб., 2001. — 272 с.
  105. Е.А. Здоровье населения Российской Федерации. Анализ и оценка: Учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пед. ин-та, 1997.
  106. ЛН. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у будущего педагога: Автореферат дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. -24 с.
  107. Образование и здоровье: Материалы четвертой научно-практической конференции /Под ред. Е. И. Богданова, Н. П. Щербака. Калуга, 1998.-317с.
  108. B.C., Шаранов Ю. А. и др. Профилактика девиантного поведения сотрудников органов внутренних дел России в сфере профессиональной деятельности: Учебное пособие. СПб.: Академия МВД РФ, 1997.-65 с.
  109. Основы валеологии: Учебное пособие /Под ред. В. П. Соломина, Л. П. Макаровой, Л. А. Поповой. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1999. -205 с.
  110. Основы валеологии: Программа РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 1996.
  111. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан «от 22 июля 1993 г. с изменениями и дополнениями, утвержденными Федеральным законом от 2 декабря 2002 г. № 139-Ф3. М., 2002.
  112. А.И., Зотов А. Т. Профилактика гибели и ранений сотрудников ОВД при исполнении служебных обязанностей: Практическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2001. -109 с.
  113. В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. М.: Изд. Ин-та психотерапии, 2 001 352 с.
  114. Л.Г., Шамрай С. Д. и др. Физическая культура: Программа учебного курса для преподавателей, курсантов и слушателей СПбУ МВД России. СПб., 2000.
  115. В.П., Даввденко Д. М. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. -120 с.
  116. А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам. Вопросы психологии. — 2001, № 6. — С. 103−109.
  117. Н.М. Научно-практические основы валеологической педагогики. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 210 с.
  118. Превенция и реабилитация в психологии, медицине и педагогике: Материалы научно-практической конференции. СПб.: МИРВЧ, 2002.-50 с.
  119. Программа по дисциплине «Физическая культура» для университета МВД РФ. СПб.: СПбУ МВД РФ, 1999.
  120. Психология здоровья /Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд. СПбУ, 2000.- 497с.
  121. Психология обучения и воспитания: вопросы организации формирующего эксперимента/Под ред. В. В. Давыдова, К. К. Марковой. М., 1978. -42 с.
  122. АА., Андреева Т. В., Киреева Н. Н., Москвичева H.JI. О ценностно-мотивационной сфере студентов-универсантов//Ананьевские чтения-99: Материалы конференции. СПб, 1999. — С. 222−223.
  123. АА., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб., 1999.-416 с.
  124. Г. И., Платонов АВ., Бухаров Н. Н. Формы и методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России органами внутренних дел. СПб.: СПбУ МВД России, 2001.
  125. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности /Пер с нем. М: Мир, 1994. — 320 с.
  126. Р.В. Формирование готовности младших подростков к здоровому образу жизни в общеобразовательной школе: Автореферат дис. .канд. пед. наук. Пенза, 2002. — 23 с.
  127. Российское законодательство о наркотиках: современное состояние и перспективы развития/Под ред. А. И. Александрова, В. П. Сальникова. СПб.: СПбУ МВД РФ, 2001.-233 с.
  128. К.Т., Лойт Х.Х, Рыбников В. Ю. Совершенствование практики профилактики суицидального поведения среди сотрудников ОВД: Методические рекомендации. -СПб.: СПбУ МВД России, 2001.
  129. В.Ю., Шестаков АГ., Безносов С. П., Платонов А. В. Выявление причин и условий, способствующих профессиональной деформации сотрудников ОВД. СПб.: СПбУ МВД России, 2001.
  130. В.Ю. Концепция психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных заведений МВД РФ. СПб., 1997. — 1 Юс.
  131. Г. К. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998.
  132. З.К. Смысложизненные ориентации подростков. -Социологические исследования. 2001, № 2. — С. 87−92.
  133. С.Jl. Ребенок в опасности (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность). СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. -114 с.
  134. Н.Н. Теория и практика оптимизации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к служебной деятельности в условиях повышенного риска.: Монография. СПб.: СПбУ МВД России, 2001.
  135. С. А. Здоровье: педагогические и медико-биологические проблемы //Здоровье и образование: Материалы XIV Всемирной конференции по санитарному просвещению. -Л.: ЗИМ, 1991,-С. 92−94.
  136. СМ. Содержание и способы формирования валеологической культуры будущего учителя в вузовской профессиональной подготовке: Автореферат дисканд. пед. наук. СПб., 2002. — 21 с.
  137. Е.А., Морозов, А А. О предпочтениях городской молодежи. Социологические исследования. — 2002, № 1. -С. 105−110.
  138. ВЯ., Хальзов В. И., Силкин Н. Н. Юридическая педагогика в правоохранительных органах. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.- 2000. -№ 4.
  139. Н.К. Психологические аспекты педагогической валеологии в образовании. Здоровье и образование: Материалы Всероссийского научно-практического семинара 7−9 декабря 1993 г.-СПб., 1994.-С. 32−33.
  140. Н.К., Старикова Л. Д. Валеология: Триединство актуальных задач //Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии: Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции 28−30 марта 1995 г. СПб., 1995. — С. 49−50.
  141. Т.В. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности: Автореферат дис. канд. психол. наук.-М, 1978.-23 с.
  142. Т.А. Образование, творящее здоровье. Социология и валеология в учебном процессе: Методическое пособие. Ростов/Дон, 1994.-71 с.
  143. Социальная работа с детьми и подростками группы риска: Тезисы конференции/Под ред. А. А. Реана. СПб., 2000. — 292 с.
  144. .Е. Анализ состояния обучающих программ «Формирование жизненных навыков в мире» //Вопросы наркологии.-1994.-№ 1.-С. 82−85.
  145. Г. Б., Иванов Л. О. Здоровье человека: представления и ценностные ориентации//Ананьевские чтения-2002: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2002. — С. 93−94.
  146. В.В. Педагогические условия обучения здоровьесберегающим технологиям преподавателей колледжа: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Н-Новгород, 2002. — 23 с.
  147. A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: «Тандем», 2000.-495 с.
  148. В.И., Колбанов В. В. Валеологическая поддержка учащихся и учителей. СПб.: ГУПМ, 1999.
  149. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис, тенденции развития: Автореферат дис. доктора пед. наук. М., 1996. — 45 с.
  150. Темняков ДА Обучение слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России тактике и методике обеспечения личной профессиональной безопасности: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 2002.18 с.
  151. А.Б. Новые информационные технологии иобучения и проблемы обеспечения здоровья и безопасности личности//Современные информационные технологии обучения в вузах МВД России. СПб., 2002. — с.247−253.
  152. Учебные программы по специальности «Юриспруденция». М.: Зерцало, 2001. —45 с.
  153. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М., 1953−539 с.
  154. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  155. Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М., 2002. -245 с.
  156. Л.П. Возможности социальной информации в профилактике табакокурения. — Социологические исследования. — 2001, № 9. -С. 138−139.
  157. Физическая культура: программа учебного курса. СПб.: СПбУ МВД РФ, 1999.
  158. Физическая подготовка: Примерная программа для образовательных учреждений МВД России. М.: ЦИиНМ ОКП МВД России, 2000.-32 с.
  159. Философия: Примерная программа для образовательных учреждений СВД России. М.: ИМЦ при ГУК МВД России, 2001. — 32 с.
  160. Т.Ф. Формирование конструктивной позиции общения у курсантов вузов МВД России: Диссертация. канд. пед. наук. СПб., 1999. -175 с.
  161. Формирование здорового образа жизни детей: комплексный межотраслевой подход /Под ред. К, А Тулебаева, Э. М. Курлеутова. Алма-Ата, 1991.
  162. Формирование здорового образа жизни ребенка в семье /Под ред. Т. П. Васильевой, АА Ждановой. Иваново, 1992.
  163. Формирование здорового образа жизни молодежи: Медико-социологические аспеюы/А.В. Мартыненко, Ю. В. Валентик, В А. Полесский и др. -М.: Медицина, 1998. С. 185−190.1. Анкета для курсантов
Заполнить форму текущей работой