Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические аспекты изучения Серебряного века в истории русской культуры будущими специалистами в вузах культуры и искусств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенные исследования свидетельствуют об огромном педагогическом потенциале культуры Серебряного века в плане изучения и возрождения широкой палитры ее воздействия на формирование новых культурных общностей и действующих при этом социально-педагогических механизмов. Недостаточно изучено содержание национальных традиций определивших направление развития российского общества, исходя из его… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
    • 1. 1. Серебряный век в истории российской культуры
    • 1. 2. Основные художественные течения и направления в России конца XIX — начала XX века
    • 1. 3. Синтез искусств как одна из отличительных особенностей Серебряного века
    • 1. 4. Философско-педагогические ориентиры Серебряного века
    • 1. 5. Теоретические направления методологии и методики освоения курса «Мировая художественная культура»
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
    • 2. 1. Состояние и проблемы преподавания дисциплины
  • Мировая художественная культура" в вузе: итоги констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Опыт внедрения в образовательный процесс методики преподавания дисциплины «Мировая художественная культура» на основе педагогических идей и принципов Серебряного века
    • 2. 3. Анализ результатов внедрения методики преподавания дисциплины «Мировая художественная культура»

Педагогические аспекты изучения Серебряного века в истории русской культуры будущими специалистами в вузах культуры и искусств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное российское общество осваивает сегодня новые рубежи своего экономического и социокультурного развития. В этом процессе организация образования и воспитания относится к разряду стратегических вопросов. Новая эпоха порождает активных, деятельных реформаторов, в том числе, и в сфере образования. Реализуемые же сегодня модели развития российского образования несут элементы замещения национальной культуры западноевропейской культурой. На этом пути Россия уже оказывалась на рубеже Х1Х-ХХ веков, в социально-культурной ситуации, во многом схожей с современной ситуацией, и характеризующейся активным поиском не только социально-экономических механизмов развития общества, но и исканиями духовно-культурных основ его обустройства.

Наше общество подходит к осознанию того, что экономическое неблагополучие является следствием духовного неблагополучия, что падение культуры и нравственности кардинально меняют среду функционирования социальных законов и закономерностей, превращая упорядоченное общество в население.

Возрастает интерес к культуре Серебряного века, воспринимаемой сегодня в качестве особого, самостоятельного периода российской национальной истории и носителя гуманистических идей, востребованных современностью. Идет активный поиск форм возрождения и реализации этого культурного наследия. Понимание духовного как фундамента человеческого общества, явившееся ведущей концепцией Серебряного века, породило современные идеи о приоритете духовно-культурного, нравственного начала, о диалоге эпох и перекликании веков.

Национальный опыт развития общества на основе обогащения его культурной среды является уникальным и должен в полной мере быть использован в современном культурном строительстве, в подготовке специалистов для социально-культурной деятельности.

Степень разработанности проблемы. Анализ трудов, посвященных проблеме исследования, показал, что системного изучения педагогических аспектов культуры Серебряного века не проводилось в силу того, что в советские времена педагогические идеи и философские, культурологические концепции этого периода были фактически под запретом, научные исследования проводиться не могли, поскольку значительная часть выдающихся представителей отечественной культуры этого времени не приняла революционных идей новой власти. Одни оказались в забвении как идеологически чуждые социалистическому строю, другие покинули страну и оказались в вынужденной эмиграции. Многие попали в концентрационные лагеря или покончили свою жизнь самоубийством.

Научному осмыслению философии системы ценностных ориентаций мыслителей культурного ренессанса посвящены работы таких исследователей как В. Ф. Асмус, П. П. Гайденко, В.Р.Лейкина-Свирская, А. И. Новиковв литературоведении: М. М. Бахтин, Н. А. Богомолов, Ю. В. Зобнин, Л. А. Колобаева, А. П. Найман выделяют типологические черты социально-культурной общности Серебряного века, ее соборного портрета. Искусствоведческие работы (А.П.Зименков, Б. М. Калаушин, М. В. Матюшин, О. Ф. Петрова, Л. А. Рапацкая, Д.В.Сарабьянов) воссоздают атмосферу рождения русского авангарда.

Представляют несомненный научный интерес работы об отдельных сторонах деятельности социально-культурных институтов Серебряного века: о становлении кружковой культуры (Б.Уокер), просветительной деятельности рубежа веков (Т.М.Казовская), организаторской и просветительской деятельности С. П. Дягилева (А.С.Ласкин).

Преемственности педагогической культуры в России посвящены работы М. В. Захарченко, развитию российской педагогики и образования в.

XIX — начале XX вв. — труды В. М. Меньшикова, изучению социально-культурных институтов Серебряного века-работы И. М. Триодиной.

Проведенные исследования свидетельствуют об огромном педагогическом потенциале культуры Серебряного века в плане изучения и возрождения широкой палитры ее воздействия на формирование новых культурных общностей и действующих при этом социально-педагогических механизмов. Недостаточно изучено содержание национальных традиций определивших направление развития российского общества, исходя из его исторических, традиционных культурных основ, их значение для современных реформ российского образования, в том числе профессионального образования. Обращения к социально-педагогическому и социально-культурному наследию Серебряного века носят пока еще фрагментарный, эпизодический характер. Социально-культурные институты Серебряного века системно не исследуются, повседневная практика работников социально-культурной сферы, равно как и жизнь современной интеллигенции, не насыщена и не пропитана многовариативной соборностью Серебряного века: культура салонов, домашних кружков, собраний оказалась не закрепленной социальной памятью. Формы вузовской подготовки специалистов в сфере культуры и досуга оказываются ограниченными и упрощенными, методики формирования навыков вовлечения сограждан в активную досуговую деятельность — малоэффективны.

В современных условиях формирования новой социальной российской общности актуальной проблемой профессионального образования специалистов социально-культурной деятельности является овладение ими национальными традициями культуры предыдущих поколений.

Таким образом, в педагогической теории и практике наблюдаются следующие противоречия:

— между насущной потребностью педагогической практики в оптимизации современного образовательного процесса подготовки 5 специалистов социально-культурной сферы на основе гуманистических идей и социально-педагогических традиций Серебряного века и их недостаточной изученностью педагогической наукой;

— между необходимостью смены содержательного акцента профессионального образования специалистов социально-культурной сферы с их подготовки к культурно-просветительской деятельности на подготовку к активному вовлечению граждан в социально-культурную и досуговую жизнетворческую деятельность в русле культурных и социально-педагогических национальных традиций и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ этого процесса.

Объект исследования — профессиональная подготовка специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств.

Предмет исследования — процесс освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств.

Цель исследования — выделить педагогическое содержание национальных традиций Серебряного века, разработать и апробировать экспериментальную методику их освоения будущими специалистами социально-культурной деятельности в образовательном процессе вузов культуры и искусств.

Задачи исследования:

— выделить педагогическое содержание национальных традиций Серебряного века;

— выявить ведущие факторы освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности в вузеопределить критерии и показатели оценки эффективности освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности в вузе;

— разработать экспериментальную методику освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности и проверить ее эффективность в образовательном процессе вуза культуры и искусств.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств будет более эффективным, если будет:

— строиться на принципах и содержании, отражающих ведущие гуманистические идеи и социально-педагогические традиции той эпохи;

— осуществляться с учетом факторов, детерминирующих этот процесс и влияющих на выбор содержания и методов образования;

— использоваться соответствующая система критериев и показателей оценивания результатов этого процесса;

— реализована экспериментальная методика освоения студентами национальных традиций Серебряного века.

Методологическую основу исследования составили философские, социологические, культурологические, социопедагогические, музыкально-педагогические идеи, содержащиеся в: философско-педагогических концепциях В. С. Соловьёва, Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, В. В. Розанова и других видных деятелей периода Серебряного векаработах, анализирующих различные аспекты культурологии и философии искусства (А.Я. Айзенберг, А. А. Аронов, А. Н. Бенуа, В. А. Волобуев, Л. Г. Емохонова, Л. С. Зорилова, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, Ю. Н. Солонин, В. М. Чижиков, А. И. Щербакова и др.) — теориях о месте и роли культуры в развитии общества и личности (А.И. Арнольдов, С. Н. Артановский, М. А. Ариарский, A.A. Аронов, H.A. Бердяев, Ю. В. Бромлей, И. С. Гуревич, Э. Н. Гусинский, Л. С. Зорилова, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Н. И. Киященко, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Э. В. Соколов, О. В. Трубачев, Ю. И. Турчанинова, Ю.У. Фохт-Бабушкин, А. Я. Флиер и др.) — 7 исследованиях, посвященных категории личности и её формированию в процессе обучения и воспитания (К.З. Акопян, А. И. Арнольдов, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Д. Жарков, Л. С. Жаркова, В. П. Зинченко, Л. С. Зорилова, И. А. Ильин, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др.) — в работах, посвященных психологии искусства и музыкального восприятия (Е.А. Бодина, Н. К. Бакланова, Л. С. Выготский, В. В. Медушевский, A.A. Мелик-Пашаев, Е. В. Назайкинский, М. С. Старчеус, Г. С. Тарасов, А. В. Торопова и др.) — в исследованиях, раскрывающих специфику художественного творчества и образования (М.Н. Афасижев, Г. С. Батищев, Д. Б. Богоявленская, А. Л. Вахетмес, В. И. Волков, Э. Ф. Володин, П. С. Иванов, Е. И. Максимов, Л. А. Рапацкая, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.) — в научных работах, раскрывающих сущность творческой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, A.B. Брушлинский, Л. П. Буева, Д. Б. Богоявленская, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина и др.) — в трудах в области истории и теории отечественного искусства конца XIXначала XX в. (М.В.Алпатов, Е. В. Бельмис, А. Н. Бенуа, В. В. Ванслов, Л. А. Рапацкая, Г. Ю. Стернин, Г. Г. Шпет и др.) — в музыковедческих аспектах истории и теории художественной культуры (Б.В.Асафьев, М. С. Друскин, Т. Н. Левая, И. В. Нестьев, А. И. Кандинский, Ю. В. Келдыш, В. Г. Кузнецов, О.А.Блох), а также в методологии художественно-творческого воспитания и образования (Э.Б.Абдуллин, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, А. Г. Казакова, Т. В. Кузнецова, Л. С. Майковская, Е. В. Николаева, Ю. С. Савельев, В. С. Садовская, Т. В. Христидис, Г. М. Цыпин и др.).

Теоретическая основа исследования. Существенное место в определении теоретической позиции автора заняли труды в области истории и теории отечественного искусства конца XIX — начала XX в. (М.В.Алпатов, Е. В. Бельмис, А. Н. Бенуа, В. В. Ванслов, Л. А. Рапацкая, Г. Ю. Стернин, Г. Г. Шпет и др.) — музыковедческие аспекты истории и теории художественной культуры (Б.В.Асафьев, М. С. Друскин, Т. Н. Левая, 8.

И.В.Нестьев, А. И. Кандинский, Ю. В. Келдыш, В. Г. Кузнецов, О.А.Блох) — разработки социализации личности (Б.А.Титов) — педагогики досуга и культурно-досуговой деятельности (Н.Ф.Максютин), синергетики досугового общения (Ю.А.Стрельцов) — технологии культурно-досуговой деятельности (А.Д.Жарков).

Методы исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы, моделирование) — сравнительно-исторические методы (исторический, историко-логический, историко-педагогический), методы изучения педагогического опыта (включенное наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент), математические методы (регистрация, ранжирование).

Научная новизна исследования:

— расширено научное знание о национальных традициях Серебряного века, его гуманистических идеях, педагогическое содержание которых отражает приоритет традиционного образа жизни и воспитания, просвещения в развитии российского общества, определяет выбор направления развития культуры, образования, теории обучения и воспитания и составляет духовно-нравственное ядро отечественной педагогической культуры;

— реализовано отношение к культурному наследию Серебряного века как к педагогическому источнику, необходимость познания которого специалистами социально-культурной деятельности детерминирована современными тенденциями постиндустриального общества и психолого-педагогическими факторами с целью сохранения и развития искусственно прерванных национальных традиций;

— определены критерии оценивания эффективности процесса освоения обучающимися культурного наследия Серебряного века в образовательном процессе вуза на основе диагностики уровня отражения философско-педагогических идей, ценностей, способов формирования 9 новых культурных общностей той эпохи, преемственности традиций и новаций в мотивационном, когнитивном, операционально-деятельном и рефлексивном компонентах их этнокультурного мировоззренияразработана методика освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности в образовательном процессе вуза на основе овладения профессионально-необходимыми, исторически сложившимися способами социально-культурной деятельности и реализации механизма соборности формирования ценностных ориентаций в духовно-нравственном развитии личности обучающихся.

Теоретическая значимость исследования определяется обоснованием совокупности положений, уточняющих, дополняющих и расширяющих сущность, содержание и методические направления совершенствования образовательного процесса в вузах культуры и искусств на основе обращения к культурному наследию Серебряного века и освоения обучающимися его национальных традиций.

Выделение гуманистических идей Серебряного века в качестве духовно-нравственного ядра педагогической культуры общества дополняет теоретические представления о направлениях формирования современной культурной среды с опорой на философско-педагогические идеи прошлых поколений, о совершенствовании профессионального образования, развитии педагогических методов и средств массового художественного образования и вовлечения граждан в активную жизнетворческую деятельность с использованием опыта его социально-культурных институтов и форм социально-культурной деятельности.

Теоретическое обоснование, принципы и содержание методики освоения будущими специалистами социально-культурной деятельности национальных традиций Серебряного века в образовательном процессе вуза культуры и искусств служит развитию педагогических методов, обеспечивающих принятие обучающимися базовых национальных ценностей и национальных духовных традиций.

Практическая значимость исследования определяется представленностью методики освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности, которая в структурной логике образовательного процесса вуза культуры и искусств в ходе экспериментальной апробации доказала свою состоятельностьвнедрением в образовательный процесс курса «Мировая художественная культура» на базе авторского образовательного модуля «Культура Серебряного века», обеспеченного авторскими учебными и учебно-методическими пособиями «Деятели русской художественной культуры конца XIX — начала XX вв. о проблемах воспитания и образования», «Национальные педагогические традиции и их актуализация в современной теории и практике обучения (на примере эпохи Серебряного века)», «Эстетические и педагогические взгляды выдающихся представителей «Серебряного века», «Педагогические традиции Серебряного века в контексте современной теории и практики обучения и воспитания" — успешной апробацией этого модуля и его дидактического обеспечения в Белгородском юридическом институте МВД России и Смоленском государственном институте искусств.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-педагогическое содержание национальных традиций Серебряного века. В эту эпоху были заложены основы российской национальной педагогической культуры: в выборе направления развития культуры и образования на основе традиционного образа жизни и воспитания российского обществав развитии теории обучения и воспитания на основе духовного развития человека посредством овладения классической культуройв организации образования на основе единой системы обучения и воспитания. Совокупность гуманистических философско-педагогических идей.

Серебряного века рассматривается нами в качестве духовно-нравственного ядра этой культуры.

2. Социокультурные и психолого-педагогические факторы, детерминирующие освоение национальных традиций Серебряного века специалистами социально-культурной деятельности в вузе: мировые социокультурные тенденциикризисные явления в отечественной социокультурной сферепсихолого-педагогические факты и явления, способствующие осознанию обучающимися себя в качестве связующего звена между традиционной национальной культурой и нуждающимся в ней современным соотечественником.

3. Система критериев и показателей оценивания образовательного результата процесса овладения обучающимися национальными традициями Серебряного века. Мотивационный, когнитивный, операционально-деятельный и рефлексивный критерии позволяют диагностировать динамику отражения философско-педагогических идей, духовных ценностей и способов формирования новых культурных общностей той эпохи в этнокультурном мировоззрении обучающихся посредством выявления их осознанного отношения к этому культурному наследию в процессе изучения курса «Мировая художественная культура». Диагностические процедуры включают в себя экспертное оценивание, самооценку, наблюдение, оценку результатов деятельности.

4. Методика освоения национальных традиций Серебряного века специалистами социально-культурной деятельности в образовательном процессе вуза культуры и искусств. Методика построена на основе принципов, базирующихся на воззрениях философов и педагогов Серебряного века (принцип свободы личностипринцип творчествапринцип индивидуальностипринцип целостностипринцип единства типа), и содержит авторский образовательный модуль «Культура Серебряного века». В методике реализуется технология вовлечения обучающихся в активную жизнетворческую деятельность на основе.

12 освоения и развития форм и средств социокультурных институтов Серебряного века, обеспечивающая интегративный профессиональный опыт.

Достоверность результатов основных положений и выводов диссертации обеспечивается теоретико-методологической проработанностью рассматриваемой проблемы, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных природе изучаемого объекта, целям и задачам исследованиясистемным сравнительным анализом практики профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности и результатов экспериментальной работысочетанием количественного и качественного анализа полученных результатовуспешным практическим использованием результатов исследования в вузах разной отраслевой принадлежностишироким обсуждением материалов исследования.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы нашли отражение в научных публикациях, а также изложены в докладах и сообщениях на научно-практической конференции с международным участием «Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы развития» (г.Смоленск, 2012 г.) — V Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития» (г.Волгоград, 2011 г.) — II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы самоорганизации в сфере культуры и искусств» (г.Белгород, 2011 г.) — II внутривузовской научно-методической конференции «Актуальные научные исследования вБГИКИ» (г.Белгород, 2010 г.).

Экспериментальная база исследования. Пилотажная часть исследования проводилась на базе Белгородского государственного института искусств и культуры и Краснодарского государственного университета культуры и искусств, с участием 500 студентов и 26.

13 преподавателей. Формирующий эксперимент проводился в Белгородском государственном институте искусств и культуры, при участии 104 студентов факультета социально-культурной деятельности.

Структура диссертации отражает логику решения поставленных исследовательских задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Несмотря на историческую скоротечность Серебряного века (восьмидесятые — девяностые годы XIX — первые десятилетия XX в.), он является одним из наиболее ярких, значительных по своему творческому резонансу периодом русской культуры, с впечатляющим взлётом национальной художественной мысли, практически во всех видах и жанрах искусства (литературе, музыке, живописи, театре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве) и богатством философско-педагогических идей.

Громко заявив о себе на рубеже Х1Х-ХХ вв., вызвав живой интерес в России и за рубежом, Серебряный век не получил адекватной оценки в советскую эпоху. Новаторские идеи русских литераторов, деятелей изобразительного искусства и др., поиски нетрадиционных приёмов и средств художественной выразительности трактовались как «декадентско-формалистические эксперименты», как проявление кризисных явлений и буржуазной среде. Многим ведущим мастерам, получившим от властей ярлыки модернистов, авангардистов, формалистов и т. д., инкриминировался «крайний субъективизм», «отход от художественной правды» и, в качестве обвинения — антинародность. Это нарушило естественный процесс преемственности национальных традиций той эпохи последующими поколениями российского общества.

Другая крайность проявилась позднее, в девяностые годы XX в., когда в педагогике искусства, культурологии, искусствознании и других гуманитарных дисциплинах произошёл своего рода исторический откат к ряду оценок и аксиологических позиций, характерных для дореволюционных лет (к примеру, переоценка творчества Н. А. Бердяева), а русское искусство Серебряного века, ранее «ходившее в учениках» у Запада, перешло на уровень передовых западно-европейских художественных исканий.

Ретроспективный анализ культуры и искусства Серебряного века даёт основания утверждать, что это был закономерный, исторически детерминированный этап самодвижения и развития российской.

184 национальной культуры (в широком, универсальном толковании этого понятия) — этап, характеризовавшийся сплавом национальных традиций с активными и многосторонними поисками новой проблематики, новой образности, новых выразительно-технических средств, новых путей образования нации.

Взаимодействие, взаимовлияние культур было продуктивным, полезным для обеих сторон. Одновременно нашла своё подтверждение важная закономерность, действовавшая на протяжении целого ряда десятилетий: попадая на русскую почву, проходя сквозь фильтр национальной специфики, иноземные влияния заметно трансформировались, обретали новые свойства и черты, релевантные эстетическим критериям, нормам, вкусам и т. д., принятым в российском обществе. Только в этом случае западные импульсы давали реальные социальные результаты.

Серебряный век демонстрирует закономерность инновационных процессов в истории искусства («прорывов в незнаемое»), процессов, обусловленных эволюционной природой культуры и искусства. С другой стороны, тот же Серебряный век выявляет и подтверждает преемственность национальных художественно-ценностных ориентиров, соединяющих людей искусства, связывающих вчерашний день с сегодняшним, а сегодняшний с завтрашним.

Эта закономерность проявляется и в развитии педагогической культуры Серебряного века. Здесь также наблюдается всплеск сильной, независимой мысли, выдвигаются теории, ориентированные на гуманистические ценности, обосновываются принципы и конкретные педагогические подходы, находившиеся в оппозиции к осуществлявшейся властями политике в сфере воспитания и образования.

Возникают и получают широкое распространение универсальные идеи, проникавшие словно бы на параллельных курсах как в сферу искусства, так и в область педагогики. Общность наблюдается в общей направленности передовой общественной мысли, её стратегическом векторе, движущих.

185 силах, подчас в методологических подходах к решению тех или иных профессиональных проблем.

Интерес к западной педагогике («западники») встреченный сопротивлением представителей национальной интеллигенции (славянофилы) не повлиял на общую направленность педагогической концепции российских философов и педагогов, на основополагающие принципы, чётко проступающие в трудах В. С. Соловьёва, В. В. Зенковского, И. А. Ильина и др. Эти принципы находили отражение, как правило, в призывах к формированию у учащейся молодёжи национального самосознания в процессе обучения. Под этим подразумевалось понимание места и роли России в истории мировой культуры, её функций в глобальных цивилизационных процессах, а также задач, стоящих перед российским национальным сообществом в целом и каждым индивидуумом в отдельности.

Формирование такого самосознания предполагало, согласно взглядам российских мыслителей, определённым образом организованный и ориентированный учебно-воспитательный процесс, включающий в себя три базовых, системообразующих компонента, три составляющих. Во-первых, традиционность, что означало бережное отношение к национальному культурному наследию прошлого, ибо «диалог с собственным прошлым позволяет черпать духовные силы для роста, развития», отрыв же от прошлого «ведёт к обеднению русского образования» [127, с. 40]. Традиционность понималась интеллектуальными лидерами Серебряного века как опора на исторически сложившуюся систему аксиологических приоритетов и ценностей, как трансляцию их из поколения в поколение, как бесперебойно действующий механизм обратных связей с минувшими временами, с тем лучшим и жизнеспособным, что было создано когда-то. Во-вторых, установка на традиционность в философии образования органично сплавлялась в эпоху Серебряного века с открытостью миру, готовностью контактировать с ним, воспринимать его веяния, в том числе и по линии.

186 педагогики. В-третьих, генетические истоки российской ментальности, её самобытность и уникальность находят выражение, согласно воззрениям B.C. Соловьёва, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина и др. в таком качестве как духовность — качестве с трудом поддающимся дефиниции, но в то же время исключительно важном в характеристике отдельной личности и национального сообщества в целом.

Таковы философские идеи, культивировавшиеся ведущими российскими мыслителями в период Серебряного века и экстраполировавшиеся ими и их единоверцами в сферу педагогики. Та же триада: а) уважение к прошлому, творческий диалог с нимб) духовность самосознания, духовность как «взгляд устремлённый ввысь», согласно меткой аллегории, имевшей хождение в период Серебряного векав) готовность к контактам с окружающим миром, при сохранении своего неповторимого национального лица- - многое определяла в деятельности ряда русских литераторов, живописцев, музыкантов, представителей других искусств. Авангард российской художественно-творческой и научной интеллигенции был един в своём устремлении к новаторству — но новаторству-продолжению, новаторству-обогащению, новаторству-развитию всего лучшего, что было достигнуто и накоплено на предыдущих этапах отечественной культуры.

Общность идей и подходов в сфере искусства, с одной стороны — и психолого-педагогических идей и подходов, с другой стороны, — эта общность давала о себе знать по различным направлениям. Мастера культуры и искусства единодушно ратовали за свободу художественно-творческого поиска, за нестеснённость своих профессиональных действийаналогичный подход отчётливо просматривался и в философско-педагогических концепциях, создававшихся в период Серебряного века, равно как и в требованиях многих педагогов-практиков. Ими настойчиво проводилась мысль о том, что учащиеся должны иметь реальную возможность свободно реализовать себя в ходе обучения, что такая свободаразумеется, в определённых границах и пределах — является непременным.

187 условием «нормального человеческого существования». Естественное и свободное формирование образования, особенно важно для народной школы (Jl. Н. Толстой).

Находят свое дальнейшее развитие в педагогической практике идеи Н. Г. Чернышевского, о том, что прогресс общества определяется степенью развития разума, а потому просвещение является важнейшим двигателем прогресса человечества, и важнейшей задачей философии, науки, литературы, искусства является умственное и нравственное развитие народа. Отсюда особая ответственность интеллигенции, просвещенных людей перед своим народом за его образование и воспитание, получает поддержку теория Н. Д. Добролюбова разумной природе ребенка в воспитании.

Закладываются теоретические основы национально-ориентированного пути развития российского образования, виднейшими идеологами которого стали: К. Д. Ушинский, С. А. Рачинский, М. Я. ДанилевскийА. А. Тихомиров, К. В. Леонтьев, Ф. М. Достоевский, К. П. Победоносцев, С. И. Миропольский, Н. И. Ильминский.

Ф.М. Достоевский ставит важнейшую педагогическую проблемусоотношение общечеловеческого и национального в русском воспитании, доказывая, что Россия не иначе войдет в мировую цивилизацию, как максимальным развитием своей национальной культуры, поэтому она должна лежать и в основе русского воспитании и образования. Он отводит ведущую роль науки в образовании, выделяя его характер — оно должно быть серьезным и настоящим трудом, при этом формируя правовое сознание в русском человеке.

Уникален вклад в национальную педагогическую культуру теории воспитания К. Д. Ушинского, опирающуюся на анализ воспитания во всех формах теоретического педагогического сознания: теологического, социального и антропологического, что нашло отражение в принципах воспитания. К. Д. Ушинский сыграл определяющую роль в развитии народного образования в России, начальной и средней школы, женского и.

188 профессионального педагогического образования, педагогики и методик обучения, возрастной и педагогической психологии, определил основные направления развития университетов в выполнении научных, просветительских, образовательных и воспитательных функций.

Мощный импульс развития получает в конце XIX в. православная педагогика. А. А. Тихомиров обосновал ведущую роль православной церкви в духовно-нравственном воспитании, он писал: «Церковь есть именно та среда, в которой воспитывается миросозерцание, указывающее человеку абсолютное господство в мире верховного нравственного начала».

Одним из величайших мыслителей России, епископом Феофаном Затворником был написан целый ряд религиозно-педагогических трудов, содержащих фундаментальные идеи и принципы православной педагогики. Преподобный Амвросий Оптинский, величайший святой, к которому обращались за советом и наставлением многие великие люди России, в том числе Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др. практически воплотил в своей деятельности принципы святоотеческой педагогики.

Особое значение для оптимизации профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности имеют результаты изучения складывавшихся в Серебряный век рыночных отношений, опыта появления театра антрепризы, зарождение тех профессиональных навыков организации и управления искусством, которые в настоящее время именуются менеджментом искусства и культуры, опыта влияния социально-культурных институтов той эпохи в вовлечение населения в жизнеутверждающую деятельность средствами искусства, культуры в многочисленных домашних салонах, поэтических и художественных клубах, собраниях, домашних кружках, не сохранившихся в социальной памяти и не имеющих места в досуге современной российской интеллигенции, не пропитанного в силу этого многовариативной соборностью.

Диссертация содержит результаты исследования факторов, детерминирующих освоение национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности в образовательном процессе вуза. Они представлены двумя группами: социально-культурные факторы (мировые социокультурные тенденции (главным генератором прогрессивных изменений в обществе становится личностно-творческий потенциал человекаглобализация, взаимопроникновение и ассимиляция национальных культур) — кризисные явления в отечественной социокультурной сфере (социально-культурная среда катастрофически быстро теряет свой воспитательный потенциалвытеснение национального содержания образования и замена его наднациональным характером знанийдеградация ценностных отношений в молодежной среде, переориентация на сферу потребленияэкспансия потребительской и массовой культурыдевальвация института семьи в процессе социализации молодежипримитивизация форм досуговой деятельности) и психолого-педагогические факторы (смена ценностных ориентиров социумаразрушение ценностей старшего поколениянарушение духовного единства обществасмена жизненных приоритетов молодежи, деформация традиционных моральных норм и нравственных установокпреемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпохстремление обучающихся к самосовершенствованию и активной преобразовательной социально-культурной деятельности на основе традиционной российской культурыосознание себя в качестве связующего звена между традиционной национальной культурой и нуждающимся в ней современным соотечественником).

Общие результаты и выводы.

В современных условиях формирования новой социальной российской общности актуальной проблемой профессионального образования специалистов социально-культурной деятельности является овладение ими национальными традициями культуры предыдущих поколений.

В работе уточнено содержание национальных традиций Серебряного века, определивших направление развития российского общества, исходя из его исторических, традиционных культурных основ, в нем выделен социально-педагогический компонент, обеспечивающий преемственность современного отечественного образования: в выборе направления развития, его организационных основ, основ теории обучения и воспитания.

На основе сравнительного анализа исторического развития культурной среды российского общества выделены социокультурные факторы, детерминирующие необходимость освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности в вузе, и отражающие общемировые тенденции в культуре и образовании, отечественные кризисные явления и их психолого-педагогические механизмы.

Разработана система критериев и показателей эффективности процесса освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности, основанная на актуализации и изучении ценностного отношения к этому процессу и формирующейся при этом готовности к профессиональной деятельности с опорой на национальные культурные и социально-педагогические традиции.

Разработана и экспериментально апробирована методика освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности в процессе изучения курса «Мировая художественная культура» в вузе культуры и искусств, обеспечивающая освоение этого национального культурного наследия на когнитивном, деятельностном и мотивационном уровнях.

Выявленное и реализованное содержание культурологического образования, принципы построения образовательного процесса, опирающиеся на традиционные гуманистические идеи, система критериев и.

191 показателей его эффективности, результаты экспериментальной работы позволили проследить динамику развития процесса освоения будущими специалистами национальных традиций Серебряного века и доказать высокую эффективность предложенной образовательной методики. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод об истинности выдвинутой гипотезы.

Выполненная работа, не претендует на полное исследование всех аспектов проблемы, тем самым, указывая на необходимость продолжения исследований в данной области. Одним из приоритетных направлений профессионального образования специалистов социально-культурной деятельности должно, на наш взгляд, стать деятельное освоение соборных многовариантных форм социально-культурной деятельности эпохи Серебряного века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. Б. Теория музыкального образования Текст. / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Академия, 2004. — 336 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни Текст.: науч. изд. / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. СПб.: Алетейя, 2001. -299 с.
  3. , И. А. Диалог искусств XX века : очерки взаимодействия искусств в культуре Текст. / И. А. Азизян. M.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2008. — 575 с.
  4. , И. А. Диалог искусств Серебряного века Текст. / И. А. Азизян. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 400 с.: ил.
  5. , А. Я. Педагогическое руководство самообразованием в культурно-просветительных учреждениях Текст. / А. Я. Айзенберг. М.: Просвещение, 1985. -48 с.
  6. , К. 3. Российская высшая школа: размышления о главных действующих лицах Текст. / К. Акопян // Alma Mater: Вестник высшей школы. 1999. — № 7. — С. 32-37.
  7. , М. В. Немеркнущее наследие Текст. / М. В. Алпатов. М.: Просвещение, 1990. — 302 с.
  8. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. -559 с.
  9. , Л. А. Серебро и чернь: русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века Текст. / Л. А. Аннинский. М.: Книжный сад, 1997. — 221 с.
  10. , В. Б. Серебряный век русской поэзии Текст./ В. Б. Антипова // Искусство в школе. 2002. — № 6. — С. 91−94.
  11. Античность и культура Серебряного века Текст.: к 85-летию А. А. Тахо-Годи / Рос. акад. наук — [отв. ред.-сост. Е. А. Тахо-Годи]. М.: Наука, 2010.-542 с.
  12. , Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии Текст. / Л. И. Анцыферова. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. — 510 с.
  13. , О. А. Из истории музыкального воспитания Текст. / О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — 207 с.
  14. , М. А. Введение в философию образования Текст. / М. А. Ариарский. М.: Логос, 2003. — 246 с.
  15. , А. И. Человек и мир культуры : введение в культурологию Текст. / А. И. Арнольдов. М.: МГИК, 1992. — 240 с.
  16. , А. А. История русской культуры: узловые вопросы (1Х-ХХ века) Текст. / А. А. Аронов — Моск. гос. ун-т культуры и искусств, Междунар. пед. акад. -М.: Экон-Информ, 2008. 171 с.
  17. , С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур Текст. / С. Н. Артановский. Л.: Просвещение, 1967. -184 с.
  18. , Б. В. Русская живопись. Мысли и думы Текст. / Б. В. Асафьев — [вступ. ст. и коммент. С. Г. Галагановой — худож. Б. Ю. Шварев]. -М.: Республика, 2004. 392 с.
  19. , А. Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 95 с.
  20. , М. Н. Западные концепции художественного творчества Текст. / М. Н. Афасижев — под общ. ред. О. В. Кирьязев. М.: Высшая школа, 1990.-176 с.
  21. , А. «Там флейты Фебовой серебряные звуки, там и проклятых сребреников звон.»: Серебряный век как отражение революции Текст. / А. Баженов//Москва. 2001.-№ 1.-С. 186−210.
  22. , Н. К. Психологические основы профессионального мастерства Текст. / Н. К. Бакланова — Моск. гос. ин-т культуры. М.: МГИК, 1991.-53 с.
  23. , Т. И. «Серебряный век русской культуры» (конец XIX -начало XX вв.) Текст. / Т. И. Балакина // История отечественной культуры / Т. И. Балакина.-М., 1994.-С. 100−130.
  24. , Г. С. Введение в диалектику творчества Текст. / Г. С. Батищев. М.: Рус. христиан, гуманитр. ин-т, 1997. — 463 с.
  25. , Ю. 99 имен Серебряного века Текст. / Ю. Безелянский. -М.: Эксмо, 2007. 640 с.: ил.
  26. , И. Л. Итоги XIX столетия и образ XX в отечественной культуре на рубеже этих веков Текст. / И. Л. Беленький // Россия и современный мир. 1999. — № 4. — С. 236−254.
  27. , В. Н. Введение в философию культуры Текст. / В. Н. Белов. -М.: Академический проект, 2008. 239 с.
  28. , А. Будущее искусство Электронный ресурс.: [лекция 1907 г., опубл. в сб. статей «Символизм», 1910] / А. Белый. Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~rlitsm/materials/belyj.pdf. — 28.10.2011
  29. , М. И. Сочинения Текст. В 2 кн. Кн. 1. На рубеже 2-х столетий / М. И. Белый. М.: Худож. лит., 1989. — 542 с.: ил.
  30. Белякаева-Казанская, Л. Эхо серебряного века. Малоизвестные страницы петербургской культуры первой трети XX века Текст. / Л. Белякаева-Казанская — ред. М. Тоскина. СПб.: Канон, 1998. — 304 с.
  31. , А. Возникновение «Мира искусств» Текст. / А. Бенуа. М.: Искусство, 1998. — 69 с.
  32. , А. Н. Русское искусство ХУШ-ХХ веков Текст. / А. Н. Бенуа. -М.: Яуза: Эксмо, 2004. 542 с.
  33. , Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма Текст. / Н. А. Бердяев // Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. -М., 1997. С. 245−412.
  34. , Н. А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века Текст. / Н. А. Бердяев // Русская идея. Судьба России / Н. А. Бердяев. М., 1997. — С. 4−221.
  35. , Н. А. Русский духовный ренессанс начала XX века и журнал «Путь» Текст. / Н. А. Бердяев // Путь. 1935. — № 49. — С. 3−22.
  36. , П. А. Русский культурный ренессанс начала XX века и журнал «Путь» : к десятилетию «Пути» Текст. / Н. А. Бердяев // Собрание сочинений: в 4 т. / Н. А. Бердяев. Париж, 1989. — Т. 3. Типы религиозной мысли в России. — С. 684−708.
  37. , Н. А. Самопознание: опыт философской автобиографии Текст. / Н. А. Бердяев. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 413 с.
  38. , Н. А. Философия свободы: смысл творчества Текст. / Н. А. Бердяев — сост. Л. В. Поляков. М.: Правда, 1989. — 607 с.
  39. , Л. Многообразие в преподавании мировой художественной культуры Текст. / Л. Березова // Искусство в школе. 2004. — № 4. — С. 6−9.
  40. , Л. Г. Серебряный век в России: от мифологии к научности: (к вопросу о содержании понятия) Текст. / Л. Г. Березовская // Новый исторический вестник. 2001. — № 3. — С. 4—16.
  41. , И. А. Феномен русской культуры Серебряного века Текст. / И. А. Биккулова. М.: Флинта: Наука, 2010. — 228 с.
  42. , А. А. «Без божества, без вдохновенья» (Цех акмеистов) Текст. / А. А. Блок // Собрание сочинений: в 8 т. / А. А. Блок. M., JL, 1962. — Т. 6. -С. 175−176.
  43. , О. А. Психология и педагогика музыкального творчества Текст. / О. А. Блох. М.: Изд-во МГУКИ, 2009. — 270 с.
  44. , Д. Б. Психология творческих способностей Текст. / Д. Б. Богоявленская — Психологический ин-т РАО. Самара: Федоров, 2009.-414 с.
  45. , Е. А. Воспитательная функция музыки : эволюция и современные тенденции реализации Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Бодина. M., 1992. — 420 с.
  46. Большой энциклопедический словарь Текст. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 1456 с.
  47. , Ю. Б. Эстетика Текст. / Ю. Б. Бореев. М.: Изд-во Полит, лит-ры, 1975.-399 с.
  48. , Е. А. Русская архитектура конца XIX начала XX века Текст. / Е. А. Борисова. М.: Наука, 1971. — 239 с.
  49. , Д. Серебряный век Текст. / Д. Боулт // Художники русского театра, 1880−1930.-М., 1990.-С. 18−39.
  50. , Ю. В. Мировая культура. Традиции и современность / ред. Ю. В. Бромлей — АН СССР, Науч. совет по истории мир. культуры. М.: Наука, 1991.-340 с.
  51. , А. В. Психология субъекта Текст./А. В. Брушлинский — отв. ред. В. В. Знаков. СПб.: Алетейя, 2003. — 268 с.
  52. , Л. П. Социальная среда и сознание личности Текст. / Л. П. Буева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 266 с.
  53. , И. А. Собрание сочинений Текст. В 9 т. Т. 9. Автобиографические заметки — Воспоминания — Статьи и выступления / И. А. Бунин — [сост. и авт. вступ. ст. И. Владимиров — коммент. А. Бабореко]. — М.: Терра-Книжный клуб, 2009. 461 с.
  54. , Е. Я. Путь длиною в века : беседы о преподавании худож. культуры Текст. / Е. Я. Бурлина. М.: Просвещение, 1994. — 175 с.
  55. , А. Н. Мир культуры (основы культурологии) Текст. / А. Н. Быстрова. М.: Новосибирск: Маркетинг: ЮКЭА, 2000. — 679 с.: ил.
  56. , В. В. Русская теургическая эстетика Текст.: [монография] / В. В. Бычков — Ин-т философии РАН. М.: Ладомир, 2007. — 741 с.
  57. , В. В. Эстетика Серебряного века : пролегомены к систематическому изучению Текст. / В. В. Бычков // Вопросы философии.2007.-№ 8.-С. 47−57.
  58. , Н. Два года с символистами Текст. / Н. Валентинов — предисл. и примеч. Г. Струве. М.: XXI век-Согласие, 2000. — 384 с.
  59. , В. В. Изобразительное искусство и музыка Текст. / В. В. Ванслов.-Л.: Художник РСФСР, 1977.- 131 с.
  60. , В. В. Образы искусства Текст.: очерки / В. В. Ванслов. М.: Знание, 2006.-446 с.
  61. , В. М. Культурология Текст. / В. М. Васильев. 4-е изд., стереотип. — М.: МГИУ, 2008. — 326 с.
  62. Васина-Гроссман, В. А. О связях музыки и поэзии в русском искусстве конца XIX начала XX в. Текст. / В. А. Васина-Гроссман // Художественные процессы в русском и польском искусстве XIX — начала XX века. -М., 1977.-С. 146−158.
  63. , В. П. Избранные педагогические сочинения Текст. / В. П. Вахтеров — [вступ. ст. С. Ф. Егорова]. М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
  64. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование Текст.: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 25−29 авг. 1997 г. / Астрахан. ин-т усовершенствования учителей. Астрахань, 1997. -239 с.
  65. , В. А. Основные концепции искусства в западноевропейской эстетике : монография Текст. / В. А. Волобуев. М.: МГУКИ, 2001. — 296 с.
  66. Э. Ф. Искусство и мировоззрение Текст.: монография / Э. Ф. Володин. М.: Изд-во МГУ 1982. — 173 с.
  67. , М. А. Символизм как мировидение Серебряного века: социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX XX вв. Текст. / М. А. Воскресенская. — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2003. — 226 с.
  68. Воспитание детей и взрослых синтезом искусств по стержневой системе Текст. / В. В. Лубенко — Всерос. науч.-метод. центр нар. творчества и культурно-просветительной работы им. Н. К. Крупской. М., 1990. — 116 с.
  69. Воспоминания о серебряном веке Текст. / [сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд]. -М.: Республика, 1993. 559 с.
  70. Встречи с Мейерхольдом Текст.: сб. воспоминаний. М.: Всероссийское театральное общество, 1967. — 622 с.: ил.
  71. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: ACT: Астрель, 2008. -670 с.
  72. , Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. 5-е изд. испр. и доп. -М.: Лабиринт, 1998. -413 с.
  73. , П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века Текст. / П. П. Гайденко — худ. А. Н. Мельников. М.: Прогресс-Традиция, 2001.-468 с.
  74. , М. Л. Поэтика «серебряного века» Текст. / М. Л. Гаспаров // Русская поэзия серебряного века. 1890−1917: антология. М., 1993. — С. 514.
  75. , Т. С. Русская культура : история и современность Текст. / Т. С. Георгиева. М.: Юрайт, 1999. — 576 с.
  76. , И. Ф. Главнейшие педагогические сочинения Иоганна Гербарта в систематическом извлечении: с очерком жизни и деятельности Гербарта Текст. / И. Ф. Гербарт — пер. с нем. А. В. Адольфа. М.: К. Тихомиров, 1906. — 365 с.
  77. , С. И. Основы педагогики : ведение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен — отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
  78. , Е. Серебряная рапсодия : впечатления о русской поэзии начала XX века Текст. / Е. Головин. М.: Эннеагон Пресс, 2008. — 264 с.
  79. , Д. А. Аксиологический подход к развитию творческого потенциала студентов в вузах культуры и искусств Текст. / Д. А. Горбачева // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2007. — № 4. -С. 131−137.
  80. , Д. А. К вопросу о сущности творческого потенциала и его роли в образовательной среде Текст. / Д. А. Горбачева // Культурная жизнь Юга России. -2004. -№ 3 (9). -С. 161−166.
  81. , Д. А. Творческий потенциал студентов вузов культуры и искусств : социокультурный феномен Текст.: монография / Д. А. Горбачева. М.: Издат. дом МГУКИ, 2005. — 160 с.
  82. , М. Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей Текст. / М. Горький // Собрание сочинений: в 30 т. / М. Горький. М., 1953. — Т. 27. [Статьи, речи, приветствия, 1933−1936]. — С. 331−332.
  83. , Т. Г. Культурология Текст. / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 687 с.
  84. , Н. С. Сочинения Текст. В 3 т. Т. 3. / Н. С. Гумилев. М.: Худож. лит., 1991.-589 с.
  85. , П. С. Психоанализ личности Текст. / П. С. Гуревич // Ежегодник истории и теории психоанализа. Ижевск, 2010. — Т. 4. — С. 68−79.
  86. , Э. Н. Философия образования Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова//Университетская книга. 1998.-№ 12.-С. 11−15.
  87. , В. В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Прогресс — Копенгаген: Спутник, 1989. — 391 с.
  88. , А. Н. Педагогика: история педагогических идей Текст. / А. Н. Джуринский. М.: Пед. о-во России, 2000. — 351 с.
  89. , О. П. Как пишется история Серебряного века Текст. / О. П. Дорохин // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск, 1999. — Вып. 24. — С. 5−68.
  90. , М. С. История и современность : ст. о музыке / М. С. Друскин. Л.: Советский композитор, 1960. — 319 с.
  91. , В. П. Ключи к Серебряному веку : два обобщающих урока Текст. / В. П. Елисеева, Т. Задорожная. М.: Чистые пруды, 2007. — 31 с.
  92. , Т. А. Русский культурный ренессанс : (исслед. пробл. гуманизма в контексте лит. XX в.) Текст. / Т. А. Елшина. Кострома: Костром, гос. технол. ун-т, 1999. -215 с.
  93. , Б. В. Русская философия серебряного века Текст.: курс лекций / Б. В. Емельянов, А. И. Новиков. Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 1995.-283 с.
  94. , Л. Г. Мировая художественная культура Текст. / Л. Г. Емохонова. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 240 с.
  95. , А. Д. Теория и технология культурно- досуговой деятельности Текст. / А. Д. Жарков. М.: Изд-во МГУКИ, 2007. — 479 с.
  96. , Л. С. Педагогическое сопровождение процессов обновления содержания и организации обучения Текст. / Л. С. Жаркова // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. — № 6. — С. 118−124.
  97. , В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии Текст. / В. В. Зеньковский. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002 — 272 с.
  98. , В. П. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст Текст. / В. П. Зинченко. М.: Росспэн, 2010.-415 с.
  99. , Л. С. Особенности формирования индивидуального стиля личности специалиста культуры в условиях профессиональной подготовки Текст. / Л. С. Зорилова, Н. А. Калугина // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2005. — № 1. — С. 77−81.
  100. , Н. В. Итальянское Возрождение и русский Серебряный век: переклички эпох Текст. / Н. В. Иванников // Россия и Запад: диалог культур.-М., 2003.-Вып. 10.-С. 153−162.
  101. , С. Н. Диалог о культуре Текст. / С. Н. Иконникова. Л.: Лениздат, 1987.-205 с.
  102. , И. А. Сущность и своеобразие русской культуры Текст. / И. Ильин — [сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Ю. Т. Лисицы]. М.: Русская книга — XXI в., 2007. — 462 с.
  103. , Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия Текст. / Т. В. Ильина. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД Юрайт, 2011. — 473 с.
  104. Исследование проблем психологии творчества Текст.: [сб. ст.] / отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. — 336 с.: ил.
  105. , К. Г. Судьбы классического наследия и философско-эстетическая культура Серебряного века Текст. / К. Г. Исупов — Рус. христиан, гуманит. акад. СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманит. акад., 2010.-590 с.
  106. , Д. Б. Педагогические размышления : избр. ст. и докл. Текст. / Д. Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  107. , М. С. Системный подход и гуманитарное знание : избранные статьи Текст. / М. С. Каган. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1991. — 384 с.
  108. , А. Г. Педагогика профессионального образования Текст.: монография / А. Г. Казакова. М.: Экон-Информ, 2007. — 551 с.
  109. , Е. В. Русский Серебряный век : писатели и направления Текст. / Е. В. Каманина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 2003. -№ 3. — С. 181−188.
  110. , А. И. Статьи о русской музыке / А. И. Кандинский. М.: Москов. консерватория, 2010. — 720 с.
  111. , П. Ф. Детская и педагогическая психология Текст. / П. Ф. Каптерев. М.: Моск. психол.-соц. ин-т — Воронеж: МОДЭК, 1999.-331 с.
  112. , Е. В. «Серебряный век» русской поэзии Текст.: пособие для учителей / Е. В. Карсалова, А. В. Леденев, Ю. М. Шаповалова. М.: Новая школа, 1996. — 192 с.
  113. Кац, Б. А. Музыкальные ключи к русской поэзии Текст.: исслед. очерки и комментарии / Б. А. Кац. СПб.: Композитор, 1997. — 270 с.
  114. , Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки / Ю. Келдыш. М.: Сов. композитор, 1978. — 514 с.
  115. , К. И. Культурология в вопросах и ответах Текст. / К. И. Кирамонова. М.: Проспект, 2005. — 208 с.
  116. , Н. И. Эстетическое образование как способ формирования личности (синергетический контекст) Текст. / Н. И. Киященко // Вопросы философии. 2010. — № 3. — С. 172−176.
  117. , В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов Х1Х-ХХ вв. Текст. / В. М. Кларин, В. М. Петров. -М. :Б. и., 1996.- 123 с.
  118. , И. В. Культурология : история культуры России Текст. / И. В. Кондаков. -М.: Омега-Л, 2003. 616 с.
  119. , А. Любовь и страсть Серебряного века Текст. / А. А. Корин. -М.: Эксмо, 2006. 447 с.: ил.
  120. , С. И. Критика Серебряного века в жанровом ракурсе Текст. / С. И. Кормилов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 2002. -№ 1.-С. 185−191.
  121. , А. И. Культурология Текст. / А. И. Кравченко. 7-е изд. -М.: Академический проект, 2007. — 496 с.
  122. , И. А. Мифопоэтика Серебряного века: опыт топологической рефлексии Текст. / И. А. Кребель — Омск. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. -СПб.: Алетейя, 2010.-591 с.
  123. Критика. Эстетика. Теория символизма Текст. В 2 т. Т. 1 / вступ. ст., сост. A. JI. Казин — коммент. А. Л. Казин, Н. В. Кудряшева. М.: Искусство, 1994.-571 с.
  124. , Н. П. Софийность в космическом мироощущении русских мыслителей и поэтов Серебряного века Текст. / Н. П. Крохина — Центр кризисол. исслед. Шуйс. гос. пед. ун-т. Иваново, 2010. — 397 с.
  125. , В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание Текст. / В. Г. Кузнецов. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 192 с.
  126. , Т. В. Россия в мировом культурно-историческом контексте: парадигма народности Текст. / Т. В. Кузнецова. М.: Моск. обществ, науч. фонд, 1999.- 152 с.
  127. Культура и образование: реальность и перспективы Текст.: сборник материалов Межрег. науч.-практ. конф. (23 марта 2007 г.) / [редкол.: Н. И. Поспелова, К. 3. Акопян, Н. О. Осипова]. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. -118 с.
  128. Культурология Текст.: учеб. пособие / под ред. А. Н. Марковой. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 400 с.
  129. Культурология Текст.: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М.: Библионика, 2005. — 304 с.
  130. , А. «Серебряный век» и/или «пантеон современной пошлости» Текст. / А. Лавров // Новое лит. обозрение. 2001. — № 51. — С. 240−247.
  131. , А. С. Русский период жизни и деятельности С. П. Дягилева: формирование художественных принципов Текст.: дис.. д-ра культурологии: 24.00.01 / А. С. Ласкин. СПб., 2003. — 314 с.
  132. , Т. В поисках нового синтеза, или Почему Дягилев не поставил «Прометея» Текст. / Т. Левая // Музыкальная академия. 2005. — № 4. -С. 157−160.
  133. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  134. , Д. С. Экология культуры Текст. / Д. С. Лихачев // Культура и судьбы мира: универсализм регионального / сост. и общ. ред. И. К. Кучмаева. М., 1997. — С. 7−19.
  135. , Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства Текст. / Ю. М. Лотман. СПб: Аккад, проект, 2002. — 544 с.
  136. , А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма Текст. / А. И. Мазаев — РАН, Рос. ин-т искусствознания. М.: Наука, 1992.-324с.
  137. , JI. С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальной культуре и образовании Текст.: монография / Л. С. Майковская. -М.: Граф-Пресс, 2008. 260 с.
  138. , С. К. На парнасе Серебрянного века Текст. / С. К. Маковский — предисл. В. Нехотина. M.: XXI век — Согласие, 2006. — 560 с.
  139. , С. К. Портреты современников Текст. — На парнасе «Серебряного века» — Художественная критика — Стихи / С. К. Маковский — сост., подгот. текста и коммент. Е. Г. Домогацкой, Ю. Н. Симоненко. М.: Аграф, 2000. — 764 с.
  140. , Е. И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов Текст.: ист. очерки / Е. Максимов. М.: Сов. композитор, 1983.- 152 с.
  141. , Г. П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства Текст. / Г. П. Максимова — Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ». Ростов н/Д, 2007. — 300 с.
  142. , Е. В. Культуроология: теория и история культуры Текст. / Е. В. Мареева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2008. — 414 с.
  143. , Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции Текст. / Э. С. Маркарян // Советская этнография. 1981. — № 2. — С. 78−96.
  144. , В. В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы Текст.: дис. д-ра искусствоведения: 17.00.02. -М., 1981.-381 с.
  145. Межкультурный диалог: исследования и практика Текст.: [сб. ст.] / [А. Г. Асмолов и др.]. М.: Гратис, 2004. — 304 с.
  146. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. / А. А. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  147. , Н. Непреходящее волшебство «Русских сезонов» Текст. / Н. Метелица // Взор. 1999. — № 1. — С. 50−59.
  148. , В. И. Русский Ренессанс, или Фальшь «серебряного века» Текст. / В. И. Мильдон // Вопросы философии. 2005. — № 1. — С. 40−51.
  149. , В. Г. Формирование художественного вкуса личности Текст. / В. Г. Мозгот — отв. ред. А. Я. Винокур. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1992.- 159 с.
  150. , Н. В. Проблема смысла жизни и ее образное воплощение в русской поэзии Серебряного века Текст. / Н. В. Мокина — под ред. А. А. Демченко — Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2003. — 238 с.
  151. , В. Э. Загадки Серебряного века Текст. / В. Э. Молодяков. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. — 432 с.
  152. Московский Парнас: кружки, салоны, журфиксы Серебряного века, 1890−1922 Текст. / сост., примеч., словарь кружков, указ. Т. Ф. Прокопова. -М.: Интелвак, 2006. 766 с.
  153. , О. А. Голоса Серебряного века: поэт о поэтах Текст. / О. А. Мочалова — сост., предисл. и коммент. А. Л. Евстигнеевой. М.: Молодая гвардия, 2004. — 302 с.
  154. , К. В. Кризис воображения Текст.: статьи, эссе, портреты / К. В. Мочульский — сост., предисл., примеч. С. Р. Федякина. -Томск: Водолей, 1999.-416 с.
  155. , Н. Е. Проблема целостности художественной формы в поэтике Серебряного века Текст. / Н. Е. Мусинова — Костром, гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2010. — 337 с.
  156. , Е. В. История в музыке Текст.: избранные исследования / Е. В. Назайкинский — Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. -М.: Московская консерватория, 2009. 391 с.
  157. , А. Три сосны : к вопросу об исчезновении «классики» Текст. / А. Немзер // Дружба народов. 1993. -№ 11. — С. 182−195.
  158. , И. В. Век нынешний и век минувший : ст. о музыке / И. В. Нестьев. М.: Сов. композитор, 1986. — 382 с.
  159. , А. H. К истории понятия «Серебряный век» Текст. / А. Н. Николюкин // Филолог, науки. 2004. — № 6. — С. 75−77.
  160. Новелла серебряного века Текст.: [сборник] / сост. Т. Берегулева-Дмитриева. М.: Терра, 1994. — 572 с.
  161. , Ю. Творческая личность Серебряного века в контексте взаимодействия музыки, философии и поэзии Электронный ресурс. / 10. Ольшевская. Режим доступа: http://vvww.ijp.ru/razd/pr.php?failp=3 701 500 444. -29.10.2011
  162. , С. А. Найти язык эпох: от архаического Рима до русского Серебряного века Текст. / С. А. Ошеров — ред.-сост. И. А. Барсова — ред. Н. В. Брагинская — предисл. М. Л. Гаспарова. М.: Аграф, 2001. — 336 с.
  163. , А. М. «Серебряный век» и гибель России Текст. / А. М. Панчеко // Гумилевские чтения. СПб., 1996. — С. 5−10.
  164. , М. А. Симультанность в искусстве : культурные смыслы и парадоксы Текст. / М. А. Петров — Рос. акад. художеств, Ин-т теории и истории изобразительных искусств. М.: Индрик, 2010.-175 с.
  165. , С. М. Над бездонным провалом в вечность : русская поэзия серебряного века Текст. / С. М. Пинаев. М.: ПОМАТУР, 2001. — 256 с.
  166. Поэзия серебряного века Текст.: анализ текста, основное содержание, сочинения / сост. А. В. Леднев. М.: Дрофа, 2002. — 144 с.
  167. Поэтические тексты серебряного века Текст.: культурол. коммент. и образцы анализа / Омск. гос. пед. ун-т — авт.-сост. М. С. Штерн, Т. И. Покорытова. Омск, 2008. — 147 с.
  168. Проблемы творческого воспитания личности: культурологические размышления Текст.: сб. тез. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств- [Редкол.: Н. К. Бакланова и др.]. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2000. — 75 с.
  169. , В. Ю. Русский поэтический локус в его лексическом представлении : на материале поэзии «серебряного века» Текст. / В. Ю. Прокофьева — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2004. — 153 с.
  170. , В. К. Серебряный век Текст.: очерки к изучению / В. К. Размахнина. Красноярск: Изд-во Краснояр. пед. ин-та, 1993. — 190 с.
  171. , JT. А. Искусство «серебряного века» Текст. / JI. А. Рапацкая. М.: Просвещение. — 1996. — 192 с.
  172. , JI. А. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века» Текст. / Л. А. Рапацкая. М.: ВЛАДОС, 2001. — 384 с.: ил.
  173. , Л. А. Русская художественная культура Текст. / Л. А. Рапацкая. М.: ВЛАДОС, 2005. — 608 с.
  174. , Л. А. Художественная культура России: от Древней Руси к золотому веку Текст. / Л. А. Рапацкая. М.: Вентана-Граф, 2000. — 350 с.
  175. , В. В. Сумерки просвещения Текст. / В. В. Розанов. М.: Педагогика, 1990. — 619 с.
  176. , О. Серебряный век как умысел и вымысел Текст. / О. Ронен. -М. :ОГИ, 2000.-152 с.
  177. , С. Б. Истоки, расцвет и трагедия философии «Серебряного века» Текст. / С. Б. Роцинский // Социально-политический журнал. 1997. -№ 6. — С. 80−97.
  178. , Е. Е. Идеи А. Н. Скрябина о цвето-звуковом синтезе и их значение для музыкотерапии Текст. / Е. Е. Рощина // Музыкотерапия в музыкальном образовании: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2008.-С. 43−51.
  179. Рубинштейн, С. JL Основы общей психологии Текст. / С. JL Рубинштейн — [послесл. К. А. Абдульхановой-Славской, А. В. Брушлинского]. СПб.: Питер Ком, 1998. — 705 с.
  180. , В. С. Очерки поэзии серебряного века Текст. Ч. 1. Поэты русского символизма / В. С. Рутминский — отв. за вып. Н. Н. Давыдова. -Екатеринбург: Б. и., 1995. 63 с.
  181. , В. С. Очерки поэзии серебряного века Текст. Ч. 2. Вне группировок / В. С. Рутминский — отв. за вып. Н. Н. Давыдова. -Екатеринбург: Б. и., 1996. 86 с.
  182. , В. С. От педагогики к эгагогике: фьючерская логика развития Текст. / В. С. Садовская, В. А. Ремизов // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. — 2007. — № 3. — С. 235−239.
  183. , Е. А. Серебряный век: философско-культурологические концепты. Символизм Текст.: лекция / Е. А. Аайко. М.: МАКС Пресс, 2007. — 47 с.
  184. , П. А. Культурология Текст.: курс лекций по теории и истории культуры / П. А. Сапронов. СПб.: Союз, 1998. — 560 с.
  185. Серебряный век: в поэзии, документах, воспоминаниях Текст.: хрестоматия / [вступ. ст., сост. В. Терехиной]. М.: Локид, 2000. — 462 с.
  186. Серебряный век: философско-эстетические и художественные искания Текст.: межвуз. сб. науч. трудов. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1996.-135 с.
  187. Синтез искусств и художественная культура Текст.: сб. науч. тр. -М.: Моск. худож.-пром. ин-т, 1995. 138 с.
  188. , В. «Серебряный век» Текст. / В. Скуратовский // «Серебряный век» русской поэзии: сборник. Киев, 1991. — С. 5−22.
  189. , М. А. «Серебряный век» России и праздничная культура начала XX века Текст. / М. А. Слюсаренко // Вестн. Томск, гос. пед. ун-та. -2004.-Вып. 2.-С. 111−117.
  190. , Э. В. Культура и личность Текст. / Э. В. Соколов. Л.: Наука, 1972.-224 с.
  191. , В. С. Идея сверхчеловека Текст. / В. С. Соловьев // Смысл любви: избр. произведения / В. С. Соловьев — сост., вступ. ст. Н. И. Цимбаева. M., 1991. — 265−274.
  192. , В. С. Критика отвлечённых начал Текст. / В. С. Соловьев // Сочинения: в 2 т./В. С. Соловьев. -М., 1988.-Т. 1.-С. 691−709.
  193. , В. С. Собрание сочинений и писем Текст. В 15 т. Т. 2. [1873−1877] / В. С. Соловьев — [под ред. С. М. Соловьева, Э. Л. Радлова]. -Репринт, изд. М., 1992. — 413 с.
  194. Солонин, 10. М. Познавательная функция философии и развитие научного знания Текст. / Ю. М. Солонин, К. Сергеев, Г. Евтюхина// Специфика и функции философского знания. Вып. XX. — Л., 1980. — С. 315.
  195. Сонет серебряного века: русский сонет конца XIX начала XX века Текст. / сост. О. И. Федотов. — М.: Правда, 1990. — 767 с.
  196. , Г. Ю. Два века : очерки русской художественной культуры Текст. / Г. Ю. Стернин. М.: Галарт, 2007. — 384 с.
  197. , Н. Д. Русская повесть Серебряного века : проблемы поэтики сюжета и жанра Текст.: монография / Н. Д. Тамарченко. М.: Мгас1а, 2007. — 255 с.
  198. , Г. С. Проблема духовной потребности : на материале муз. восприятия Текст. / Г. С. Тарасов. М.: Наука, 1979. — 191 с.
  199. , А. В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике: к нач. муз.-психол. антропологии Текст. / А. В. Торопова. М.: Прометей, 1997.- 106 с.
  200. , В. Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры Текст. / В. Г. Торосян. М.: ВЛАДОС, 2005. — 735 с.
  201. , В. П. Открытые письма серебряного века Текст. / В. П. Третьяков — ред. Р. П. Клишарова, Е. Н. Кулагина, М. В. Алексеевская. -СПб.: Славия, 2000. 368 с.: ил.
  202. , И. Н. Трансформации в искусстве : формы и проявления Текст. / И. Н. Туманов. Волгоград: Перемена, 1999. — 104 с.
  203. , Н. Р. Региональный компонент профессионального музыкального образования : методология, теория, практика Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н. Р. Туравец. М., 1999. — 319 с.
  204. Тух, Б. И. Путеводитель по Серебряному веку: крат, попул. очерк об одной эпохе в истории русской культуры Текст. / Б. И. Тух. М.: Октопус, 2005.-208 с.: ил.
  205. , К. Д. Человек как предмет воспитания : опыт пед. антропологии Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Фаир-Пресс, 2004. — 574 с.
  206. , В. М. Синтез искусств в русском символизме. Поэзия. Музыка Текст. / В. М. Федотов — М-во культуры Рос. Федерации, Петрозав. гос. консерватория. Петрозаводск: [б. и.], 1998. — 106 с.
  207. Философия Серебряного века Текст. / [сост. Е. В. Бельмис]. СПб.: Паритет, 2009.-317 с.
  208. Философский энциклопедический словарь Текст. / [подгот. А. Л. Грекулова и др.] - редкол.: С. С. Аверинцев [и др.]. 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1989.-814 с.
  209. , Л. От Пушкина к Пастернаку : избр. работы по поэтике и истории рус. лит. Текст. / Л. Флейшман. М.: Новое лит. обозрение, 2006. -784 с.
  210. , А. Я. Происхождение и развитие культуры Текст. / А. Я. Флиер. М.: МГУКИ, 2008. — 271 с.
  211. , П. Избранные труды по искусству Текст. / П. Флоренский. М.: Изобразит, искусство, 1996. — 336 с.
  212. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура и развитие личности Текст. / отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1987. — 222 с.
  213. , С. Л. Реальность и человек Текст. / С. Л. Франк. М.: Республика, 1997. — 479 с.
  214. Фридрих Ницше и русская религиозная философия Текст. В 2 т. Т. 2. Переводы, исследования, эссе философов «серебряного века»: [пер. с нем.] / сост., авт. примеч. И. Т. Войцкая. Минск: Алкиона, 1996. — 544 с.
  215. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: (до Великой Октябрьской социалистической революции) Текст. / сост. С. Ф. Егоров. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986. — 432 с.: ил.
  216. , Т. В. Педагогическое мастерство будущего специалиста социально-культурной деятельности: история и современные проблемы Текст. / Т. В. Христидис // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. -2006.-№ 2.-С. 79−88.
  217. Художественные модели мироздания: взаимодействие искусств в истории мировой культуры Текст. В 2 кн. Кн. 2. XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира / С. Л. Боброва [и др.]. М.: Наука, 1999. — 363 с.
  218. , В. «Серебряный век» Текст. / В. Цапин // Орфей. 2001. — № 1.-С. 171−188.
  219. , П. А. Научно-методические основы преподавания гармонии системой алгоритма Текст. Ч. 1 / П. А. Черватюк. М.: Сов. композитор, 1990.- 118 е.: ил.
  220. , В. М. Введение в социокультурный менеджмент Текст. / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. М.: МГУКИ, 2003. — 228 с.
  221. , В. Осколки серебряного века Текст. /
  222. B. Шенталинский // Новый мир. 1998. — № 5. — С. 180−197.
  223. , Г. Г. Искусство как вид знания: избранные труды по философии культуры Текст. / Г. Г. Шпет — отв. ред.-сост. Т. Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2007.-712 с.
  224. , Е. С. Деятели русской художественной культуры конца XIX начала XX вв. о проблемах воспитания и образования Текст. / Е. С. Штанько // Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010. — 80 с.
  225. , Е. С. Национальные педагогические традиции и их актуализация в современной теории и практике обучения (на примере эпохи Серебряного века) Текст. / Е. С. Штанько. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011.-61 с.
  226. , Е. С. Педагогические традиции Серебряного века в контексте современной теории и практики обучения и воспитания Текст.: учеб. метод, пособие / Е. С. Штанько. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2012. — 55 с.
  227. , Е. С. Серебряный век в истории Российской культуры и педагогики Текст. / Е. С. Штанько // Проблемы самоорганизации в сфере культуры и искусств: сб. докл. II Всерос. науч.-практ. конф. (Белгород, 6−7 окт. 2011 г.). Белгород, 2011. — С. 66−71.
  228. , Е. С. Тенденции развития и отличительные черты искусства Серебряного века Текст. / Е. С. Штанько // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. — Вып. 5 (43). — С. 75−78.
  229. , Е. С. Эстетические и педагогические взгляды выдающихся представителей «Серебряного века» Текст. / Е. С. Штанько. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011. — 82 с.
  230. , Е. «Серебряный» и «золотой» Текст. / Е. Щеглова // Знамя. -2001. -№ 5. -С. 232−234.
  231. , А. И. Музыка. Человек. Культура: опыт социально-философского анализа Текст.: монография / А. И. Щербакова. М.: РГСУ, 2009.-306 с.
  232. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
  233. Bowlt, John E. The silver age, Russian art of the early twentieth century and the «World of art» group Text. / by John E. Bowlt. Newtonville, Mass.: Oriental Research partners, 1979. — 355 p.
  234. Bowlt, John E. Moscow & St. Petersburg 1900−1920. Art, Life & Culture of the Russian Silver Age Text. / John E. Bowlt. New York: Vendome Press, 2008. — 395 p.
  235. Lasdun, James. The silver age Text. / James Lasdun. London: J. Cape, 1985.- 186 p.
  236. Ronen, Omry. The Fallacy of the Silver Age in 20th Century Russian Literature (Sign /Text/ Culture: Studies in Slavic and Comparative Semioti) Text. / Omry Ronen. London — New York: Routledge, 1997. — 140 p.
  237. Schuler, Catherine. Women in Russian theatre: the actress in the silver age Text. / Catherine A. Schuler. London — New York: Routledge, 1996. — 260 p.
  238. The Silver age of Russian culture: an anthology Text. / ed. Carl Proffer & Ellendea Proffer. Ann Arbor: Ardis, 1975. — 432 p.
Заполнить форму текущей работой