Культурфилософские взгляды Мориса Бланшо
Если большинство из тех немногочисленных отечественных исследований по М. Бланшо посвящено его литературным произведениям, то традиция, сформировавшаяся на сегодняшний день в Европе и Соединенных Штатах, берет литературные образы в качестве изначального импульса для постановки вопросов философского и культурологического характера. Например, статья Дубина, вошедшая в уже упомянутый сборник… Читать ещё >
Содержание
- I. Особенности культурфилософских взглядов М. Бланшо
- 1. 1. Онтологические основания. a. Предельный опыт как приближение к Внешнему. b. Имперсональность — условие восприятия. c. Нейтральность как отказ от оппозиции внутреннего и внешнего
- 1. 2. Эстетический аспект. a. Понимание образа и взгляда. b. Принцип фрагментарности. c. Поэтика «кромешного» письма
- 1. 3. Этические и политические предпосылки. a. Смерть другого как отношение без отношения. b. Непризнаваемое сообщество. c. Идея коммунизма вне коммунизма
- II. М. Бланшо и современная теория культуры
- II. 1. Место в философии
- II. 2. Место в культуре и искусстве
Культурфилософские взгляды Мориса Бланшо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
M. Бланшо одним известен как писатель, критик культуры, для других как мыслитель и философ. Однако, эти определения для культурологов, литературоведов и философов несут различные смыслы. Непрозрачность мысли М. Бланшо задана его сложной прозой. Игнорирование активной общественной жизни, после 68-го года отказ от политических дискуссий и затворнический образ жизни — основные причины отсутствия широкого исследовательского резонанса в отечественной культурологии. Имя Бланшо по сравнению с его современниками и друзьями Жоржем Батаем, Эммануэлем Левинасом, Мишелем Фуко, Жаком Деррида достаточно редко упоминается на исследовательских семинарах, конференциях и в научных работах. Знаменательным событием явился российско-французский коллоквиум (Москва, 20 февраля 2004 г.), посвященный годовщине ухода Бланшо из жизни. Среди участников — Жан-Люк Нанси (Страсбург), Доминик Рабате (Бордо), Валерий Подорога (Москва), Борис Дубин (Москва), Сергей Фокин (Санкт-Петербург), Виктор Лапицкий (Санкт-Петербург). Полные тексты некоторых докладов в дальнейшем становятся доступны в «твердом» переплете издательства Новое Литературное Обозрение.1 Отечественные исследования творчества Бланшо проводятся достаточно узким кругом вышеназванных специалистов, работающих в Москве и Санкт-Петербурге.
Аналогично структурируются и немногочисленные (сравнительно с полным наследием автора) переводы работ Бланшо. «Московская группа», в которую также следует включить Дарью Кротову, Бориса Скуратова, Сергея Зенкина, Валерия Большакова, проработала и представила переводы известных критических работ Бланшо: «Пространство литературы» (L'espace litteraire, 1955) и «От Кафки к.
1 См. Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. — М.: Новое литературное обозрение, 2005.
Кафке" (De Kafka a Kafka, 1998). Петербургский переводчик Лапицкий предоставил отечественной общественности переводы, жанрово определяемые через термин fiction. Благодаря его деятельности русскоязычной публике оказались доступны рассказы или иначе recit и второе издание романа «Темный Фома» (Thomas l’Obscur (nouvelle version), 1950), последнее издание 2003 года содержит в себе «полное собрание сочинений малой прозы». Впрочем, если возникает желание утолить исследовательский интерес, то для сравнения можно обратиться к приложениямданной диссертационной работы, чтобы сопоставить работы, переведенные на русский язык и то, что было напечатано под именем Бланшо.
Клише критика литературы, присвоенное не только в связи с интересом к переведенным работам Бланшо, но и, прежде всего, с важностью самой темы «литература», выступает общим и ведущим местом в данной исследовательской проблематике. Важным здесь оказывается активность Бланшо в качестве литературного писателя, то есть не просто критика критикующего, но критика испытующего границы литературных жанров. Таким образом, сопоставляются две стороны интеллектуальной деятельности, то о чем критика пытается говорить, включая это в отчасти общедоступный исследовательский и академический контекст, проза выражает в процессе постоянного и беспримерного сокрытия. Однако, работа над литературой и в литературе для Бланшо не просто литературный вопрос. Литературный процесс как таковой, в его отношении к языку, автору, письму, книге позволяет затронуть теоретические основания критики культуры в целом, в той широте ее аспектов, которая может быть свойственна и философии культуры.
Если большинство из тех немногочисленных отечественных исследований по М. Бланшо посвящено его литературным произведениям, то традиция, сформировавшаяся на сегодняшний день в Европе и Соединенных Штатах, берет литературные образы в качестве изначального импульса для постановки вопросов философского и культурологического характера. Например, статья Дубина, вошедшая в уже упомянутый сборник, называется: «Быть поэтом сегодня», Фокин пишет работу под названием: «Морис Бланшо как романист и критик романа: между эстетикой и поэтикой». Исследования западных ученых показывают, что можно говорить о том, что мысль Бланшо затрагивает теоретические понятия, которые являются принципиальными для онтологии, этики, эстетики и политики. По мнению К. Харта философскую мысль Бланшо с определенной степенью условности можно разделить на четыре рубрики, каждой из которых соответствует определенное основное понятие. Онтологическая часть основывается на проблематике «внешнего» (le dehors), эстетическая часть — через «поэтику фрагментарности», этическая — через «диссиметрию Я и Другого», политическая — через идею «коммунизм вне коммунизма». Подобное разделение условно, прежде всего потому, что язык Бланшо избегает определений и расстановки приоритетов. Соответственно, так как его работы с тематической точки зрения представляют собой разрозненный, фрагментарный характер и в них имеется установка мыслить на «пределе», то существуют определенные трудности для организации четко структурированного теоретического исследования.
Лапицкий в своем послесловии к полному собранию малой прозы Бланшо2 отмечает, что волна обращений к Бланшо как к оригинальному философскому мыслителю появилась на фоне и в тени признания в 80-х годах прошлого века философской системы Левинаса. Первой философской работой, посвященной связке Бланшо-Левинас является.
2 См. Лапицкий В. «Послесловие?». // Бланшо, М. Рассказ? Полное собрание малой прозы. / Сост., перевод, послесловие Лапицкого В. — СПБ.: Академический проект, 2003. книга Ф. Колен «Морис Бланшо и вопрос письма».3 Сам Левинас, комментируя эту работу, отметил, что Колен удалось обосновать философский подход к творчеству Бланшо. Однако, как указывает Лапицкий лишь в 90-х годах первым значительным исследованием философии Бланшо в соотнесении с концепциями Гегеля, Гуссерля и Хайдеггера явилась работа Марлен Зарадер «Бытие и Нейтральность. Начиная с Мориса Бланшо».4 Основываясь на работах критического и философского содержания Зарадер, соотносит понятийные контексты, свойственные вышеприведенным мыслителям с одной стороны и Бланшо с другой. Среди них, например, такие как нейтральность (le neuter), Другой (l'Autre), «внешнее» (le dehors). Одной из наиболее цитируемых работ здесь является «Кромешное письмо» 5 (L'Ecriture du desaster, 1980), которая, несмотря на свою фрагментарность, в какой-то степени является квинтэссенцией онтологической и этической мысли Бланшо. В англоязычной критике конца прошлого и начала XXI века встречаются исследования, которые включают в себя широкий контекст идей Бланшо, одновременно, фокусируясь на какой-либо из сторон. Это исследования таких авторов как, например, Кевин Харт «Темный Взгляд: Морис Бланшо и священное» (Kevin Hart, The Dark Gaze: Maurice Blanchot and the Sacred, 2004), Жеральд Брюнз «Морис Бланшо: Отказ от философии» (Gerald L. Bruns, Maurice Blanchot: The refusal of Philosophy, 1997), Лесли Хилл «Бланшо: Предельныйсовременник» (Leslie Hill, Blanchot: Extreme contemporary, 1997).
Работы Бланшо предлагают исследователю относительно широкие возможности для разработки гуманитарных вопросов различного направления. Речь может вестись о некоем толчке, всплеске интереса к.
3 См. Collin F. Maurice Blanchot et la question de l’ecriture. Gallimard, 1971.
4 См. Zarader M. L’etre et le neuter. A partir de Maurice Blanchot. Editions Verdier, 2001.
5 Мы используем перевод В. Лапицкого. О трудностях перевода см., например, послесловия Лапицкого. Также: Морис Бланшо: опыт критики как литературный опыт (Коллоквиум «Морис Бланшо неумолкнувший голос, РГГУ, Москва, 20 февраля 2004). НЛО, № 66, 2004. На мероприятии разгорелся нешуточный спор между Лапицким с одной стороны и Зенкиным и Дубиным с другой по поводу перевода названия сборника Пространство литературы (L'Espace litteraire, 1955). его творчеству, что будет выражено в росте публикаций на подобную тематику, прежде всего в России. Несмотря на то, что Бланшо не оставил распоряжений по поводу рукописей, можно предположить, что человек познакомившийся с его прозой, считал бы за великую удачу, коснуться того, что все равно останется тайной. В связи с тем, что отечественному исследователю оказываются малодоступны те работы, которые демонстрируют широту проблематики, и, соответственно, обращаясь к нашей теме, приходится разрабатывать подход самостоятельно, возникает вопрос в значительной степени методологический. Необходимо сохранить научную достоверность там, где наука и литература соприкасаются, взаимно проникают и приобретают черты друг друга. Это есть движение идентификации, когда идентичность уже раздавлена прошлым и также именование того, чему имени нет.
Таким образом, данное исследование определяется через принцип введения, введение в качестве предварительного шага, определяющего контекст проблематики. В нашем случае введение не только представляет собой карту поля боя, но предполагает «подключение» к определенному способу мышления. Здесь задача работы взаимосвязана с ее новизной. Задача, поставленная вновь, новизну расширяет, принцип действия (метод), новизну исполняет, подтачивая ее на свой лад. Метод, ищущий себя в источнике, того к чему прилагается, а не в предыдущей своей схеме, предполагает движение, где метод истирает себя, превращаясь в локальные принципы и слова, вырванные из структур. Там, где свободная активность заглядывает в свою изнанку, две стороны человеческого рассудка, логическая и нелогическая сияют с одинаковой предельной интенсивностью.
I. Особенности культурфилософских взглядов Мориса Бланшо.
Достаточно поверхностного взгляда на названия работ, чтобы сразу же ощутить интенсивный интерес Бланшо к «феноменам, определяющим формирование культурного пространства Западной Европы XX века. Получивший два диплома высшего образования, один в Страсбурге, другой в Сорбонне, Бланшо обладает теоретическим аппаратом, позволяющим глубоко и тонко проникать в философские и культурные вопросы. Одним из первых во Франции прочитавший в оригинале6 работу Хайдеггера «Бытие и Время» (Sein und Zeit, 1927), молодой друг Левинаса Бланшо в 1930;е годы пишет в основном политические статьи в изданиях, ориентированных на ультра правые (extreme-droite) силы. Подобная деятельность некоторыми критиками была охарактеризована вплоть до антисемитизма и фашизма. И как знать, может быть деятельность в Сопротивлении способствовала тому, что Бланшо как Хайдеггеру не пришлось оправдываться официально в своих действиях, хотя провинность Бланшо несравнима с публичной претензией на духовное фюрерство в великой стране. Немецкому духу свойственен взлет подобно звукам органа, взлетающим к сводам католического храма, всеобъемлющего, и несмотря ни на что, структурирующего и успокаивающего. И если французский подход действует более утонченно, менее открыто и распахнуто, более завуалировано, то в любом случае обвинение в антисемитизме выглядят странно, в отношении человека дружащего с евреем и еврейством пропитанным. Политике, феномену Другого и дружбе как темам, присущим этическому аспекту культурфилософских воззрений Бланшо, посвящен третий параграф данного раздела.
В 40-е годы Бланшо в основном печатается в издании «Газета Дискуссий» (Journal des Debats). Тематика его работ перемещается из.
6 Первый перевод «Бытия и времени» на французский язык, как указывает К. Бидан, появляется лишь в 1938 году. политической области в область практики литературы. В тот же период в 1941;м году появляется первый роман под названием «Темный Фома» (Thomas l’obscur, 1941), что знаменовало собой начало возникновения ряда романов и произведений' «малой прозы», то есть рассказов или recit. Именно благодаря рассказам и романам Бланшо привлекает к себе внимание значительной части французской интеллектуальной среды. С тем, как отреагировал Жан-Поль Сартр на выход романа «Аминадав» (Aminadab, 1942) имеется возможность непосредственно ознакомиться в русском переводе Зенкина. Тема фрагментарности проявляется в 60-х годах с выходом первого фрагментарного текста, рассказа «Ожидание забвение» (L'attente l’oubli, 1962). В.67-м году выходит в свет статья под, во многом «программным» названием, «Ницше и фрагментарное письмо» («Nietzsche et l’ecriture fragmentaire», Nouvelle Revue Francaise, n°168, decembre 1966, p.967/983 — n°169, janvier 1967, p.19/32). Эстетическую сторону философско-культурных взглядов Бланшо мы рассмотрим во втором параграфе данного раздела.
Публикации в периодических изданиях складываются в сборники. В начале 40-х появляется первый сборник статей под названием «Ложный шаг» (Faux Pas, 1943). Далее следует ряд сборников, среди которых выделим наиболее цитируемые «Пространство литературы» (L'espace litteraire, 1955) и «Бесконечная беседа» (L'entretien infini, 1969).
Следует отметить, что периодизация и иные типы структурирования, например, по области знания или по весомости работы в данном случае носят условный характер. Это связано с тем, что подобное творчество следует рассматривать как неразрывную, но саморазвивающуюся совокупность, полноценность дыхания, взаимосвязь вдоха и выдоха.
7 См. Сартр Ж. П. «Аминадав», или О фантастике, рассматриваемой как особый язык / Перевод и вступительная статья С. Зенкина // Иностранная литература, № 9, 2005. С. 6−11. Здесь также можно привести два замечания. 1. Аминадав — имя младшего брата Левинаса. 2. Бланшо пишет в 1941 году статью под названием «Как возможна литература» (Comment la Litterature est-elle possible ?, Journal des Debats, 25 novembre 1941), которая выступает реакцией на работу Сартра «Что такое литература?».
Также очевидно, что Бланшо намеренно избегает языка и дефиниций, вводящих его творчество в какую-либо исследовательскую традицию. Однако, в исследовательских целях обратим внимание на то, что его имя попадает в весьма примечательный учебник по истории культурологии, подготовленный коллективом известных отечественных ученых — сотрудников Института философии РАН.8 В параграфе № 7 «Постмодернизм и критика книжной культуры» главы № 31 «Постмодернизм и новый нигилизм» Бланшо упоминается в связи со статьей «Отсутствие книги» (L'Absence de livrq, L’Ephemere, n°10, апрель 1969). Авторы учебника относят Бланшо как, соответственно, видно из названия главы к постмодернистам. Если взять более узко то, к тем (Жак Деррида, Жиль Делез, Феликс Гваттари) кто, ассоциируя модерн с книгой, выбрали объектом своей критики, деконструкции книгу. «Дискурс как новая техника исследования культуры"9 и если предполагается, что дискурс, это коммуникативное событие, открывающее бесконечное поле возможностей для текста, являющегося лишь частью этого события, то< творчество Бланшо, это сведение события к тексту и, наоборот, в прямом переживании события этого сведения и сжимания культуры в букву, букву молчания.
С точки зрения Винсента Декомба в истории французской мысли действовала связка Батай-Бланшо, опирающаяся на связку Кожев-Хайдеггер.10 О влиянии Хайдеггера на Бланшо говорит Лапицкий, Харт и множество других авторов. Левинас и Бланшо слушали публичные выступления Александра Кожева. Подобные факты формируют общий контекст темы, который далее составляется из ограниченного списка к См. История культурологии: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под. ред. д-ра филос. наук, проф. А. П. Огурцова. — М.: Гардарики, 2006. Коллектив авторов: д-р филос. наук С. С. Неретина и д-р философ, наук. А. П. Огурцов (Введение, гл. 11−26, 28−31) — д-р филос. наук В. М. Межуев (гл. 1−10, 27), д-р философ, наук, чл.-корр. РАО Ф. Т. Михайлов.
9 История культурологи: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под. ред. д-ра филос. наук, проф. А. П. Огурцова. — М.: Гардарики, 2006. С. 363.
10 См. Декомб В. Современная французская философия / Пер. с франц. — М.: Издательство «Весь Мир», 2000. имен и из взаимодействия понятий11. Второму моменту хотелось бы отдать предпочтение. Это предпочтение, можно отнести к методологическим предпосылкам исследования, при условии, что можно предположить некую независимость понятий от имен собственных, от всего контекста события в целом, нелогическую независимость. При условии, что само понятие, дополняется весомостью и смыслом идеи, которая превращается в событие.
Заключение
.
Цель, поставленная в данном исследовании, то есть реконструкция культурфилософских взглядов Бланшо, позволяет сформировать область теоретического анализа ранее, не представленного в структуре отечественных разработок. Очевидно, что эта работа является лишь приближением, указывающим на начальные моменты раскрытия подобной тематики. Несмотря на свою ограниченность (в качестве начала), работа позволяет прийти к некоторым выводам:
— Реконструкция культурфилософских взглядов Бланшо позволяет выявить философские основания, обусловливающие его творчество.
— Его творчество может быть истолковано как вариант литературной философии, особенность которой в том, что философские проблемы ставятся и решаются литературными средствами.
— Центральными для выявления онтологических оснований в работах мыслителя являются концепты «внешнее» (le dehors), невозможное, нейтральное.
— Эстетические воззрения Бланшо определяются посредством интерпретации образа, фрагментарности и «кромешного» (desastre) письма.
— Двусмысленность литературного творчества по Бланшо включает «отношение без отношения». Подобный тип отношения освобождает политическое действие от условностей сложившейся политической системы.
— Сообщество возникает в результате события «смерти другого». По мнению Бланшо, в этом контексте сообщество характеризуется как «неописуемое», «невыразимое», «непризнаваемое».
Список литературы
- Адорно В. Теодор Эстетическая теория / Пер. с нем. A.B. Дранова- М.: Республика, 2001.
- Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 3. М.: Издательство «Мысль», 1981.
- Арто А. Театр и его двойник. / Пер. с фр.- Составл. и вступит статья В. Максимова — СПб.: «Симпозиум», 2000.
- Бадью А. Обстоятельства, 4: что именует имя Саркози? / Сост., пер. с франц. и примеч. С. Л. Фокина. СПб., Академия исследования культуры, 2008.
- Бадью А. Делез. Шум бытия. / Пер. с франц. Д. Скопина. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», издательство «Логос-Альтера», 2004.
- Бадью Ален Этика: Очерк о сознании Зла / Пер. с франц. В. Е. Лапицкого. СПб.: Machina, 2006.
- Бланшо М. От Кафки к Кафке. / Пер. с фр. и послесловие Кротовой Д. -М.: Логос, 1998.
- Бланшо М. Последний человек: романы. / Пер. с фр. Лапицкого В.- СПб.: Азбука Терра, 1997.
- Ю.Бланшо М. Рассказ. Полное собрание малой прозы. / Сост., перевод, послесловие В. Лапицкого СПб.: Академический проект, 2003.
- Бланшо М. Мишель Фуко, каким я его себе представляю. / Пер. с фр. и послесловие Лапицкого В. — СПб.: Machina, 2002.
- Бурдье П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера / Пер. с франц. Бибкова А. Т., Анисимовой Т. В. М.: Праксис, 2003.
- Вагнер Р. Избранные работы. / Сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова. Вступит. Статья А. Ф. Лосева. Пер. с нем. М.: Искусство, 1978.
- Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. Пер. с нем. М.: Юрист, 1995.
- Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы. Часть 1. Пер. с нем. / Перевод М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. М.:Издательство «Гнозис», 1994.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. / Пер. с нем. Г. Шпета СПб.: «Наука», 1999.
- Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности / Пер. с англ. Л. Е. Переяславцевой, М. С. Фетисова и др. М.: Праксис, 2003.
- Грякалов А. А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. СПб.: Наука, 2004.
- Делез Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я. И. Свирского М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послеслов. С. Н. Зенкина. М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Апетейя, 1998.
- Деррида Ж. Письмо и различие / Пер. с франц. А. Гараджи, В. Лапицкого и С. Фокина. Сост. и общая ред. В. Лапицкого СПб.: Академический проект, 2000.
- Декарт Р. Первоначала философии // Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и фр. Т.1 / Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. — М.: Мысль, 1989.
- Декомб В. Современная французская философия / Пер. с франц.
- М.: Издательство «Весь Мир», 2000.25.3енкин С. Морис Бланшо: отрицание и творчество. // Вопр. лит. — М., 1994. -№ 3.
- Кафка Ф. Дневники и письма: Пер. с нем./ Авт. предисл. Ю. И. Архипов.- М.: ДИ-ДИК ТАНАИС, Прогресс-литера, 1994.
- Кафка Ф. Избранное. СПб.: Изд-во «Кристалл», 1999.
- Кант И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 2001.
- Клоссовски П. Бафомет. Купание Дианы. Приложение: Фуко М. Проза Актеона / Пер. с фр. В. Лапицкого СПб.: Академический проект, 2002.
- Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta (Фигуры Вагнера) / Пер. с франц., послесловие и примечания В.Лапицкого. СПб.: Аксиома, Азбука, 1999.
- Лама Анагарика Говинда Творческая медитация и многомерное сознание / Пер. с англ. М.: Центр духовной культуры «Единство», 1993.
- Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.- СПб.: Университетская книга, 2000.
- Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Издательство «Логос», 2004.
- Мамардашвили М. Сознание и цивилизация. Тексты и беседы. М.: Издательство «Логос», 2004.
- Манн П. Слепота и прозрение. / Пер. с англ. Е. Малышкина, под ред. Н. М. Савченковой СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002.
- Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное / Пер. с фр. В. В. Фуре. Мн.: Логвинов, 2004.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения в 2 т. Т.2/Пер. с нем.- Сост., ред., авт. примеч. К. А. Свасьян. М.: Мысль, 1990.
- Савчук В. Конверсия искусства. СПб.: ООО «Издательство «Петрополис», 2001.
- Савчук В. Смерть перед лицом: Морис Бланшо — приостановка смерти // Фигуры танатоса: Искусство умирания / Отв. Ред. A.B. Демичев, М. С. Уваров. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998.
- Свасьян К. Европа. Два некролога. M.:Evidentis, 2003.
- Судзуки Д.Т. Основные принципы буддизма махаяны. — СПб.: Наука, 2002.
- Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Часть первая. СПб.: Наука, 2002.
- Торчинов Е.А. Религии мира: опты запредельного. Психотехеника и странсперосоналные состояния. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998.4б.Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов. -Екатеринбург, «Урал-Советы», 1994.
- Фокин С. Философ вне — себя. Жорж Батай. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002.
- Фуко М. История безумия в классическую эпоху. / Пер. с фр. И. К. Стаф, СПб.: Университетская книга, 1997.
- Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина — СПб.: Наука, 2002.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. / Пер. с нем. -М.: Республика, 1993.
- Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. / Перевод с нем. А. В. Михайлова М.: Гнозис, 1993.
- История культурологи: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени «кандидата наук / под. ред. д-ра филос. наук, проф. А. П. Огурцова. М.: Гардарики, 2006.
- Современная западная, философия: Словарь. / Сост.: Малахов B.C., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991.
- Маркиз де Сад и XX век. / Пер: с фр. М.: РИК «Культура», 1992.
- Association des amis de Maurice Blanchot. Электронный ресурс http://www.blanchot.fr дата обращения 01.06.2009.
- Blanchot M. L’ecriture du desastre, Gallimard, 1980.
- Blanchot M. L’entretien infini, Gallimard, 1969.
- Blanchot M. La communaute inavouable, Minuit, 1983.
- Blanchot M. Le Tres-Haut, Gallimard, 1948.
- Bident C. Partnaire invisible. Essai biographique. Editions Champ Vallon, 1998.
- Collin F. Maurice Blanchot et la question de l’ecriture. Gallimard, 1971.
- Zarader M. L’etre et le neuter. A partir de Maurice Blanchot. Editions Verdier, 2001.
- Bataille G. Inner experience. State University of New York, Albany. NY, 1988:
- Blanchot M. The Writing of the Disaster. Translated by Ann Smock. University of Nebraska Press. Lincoln and London, 1995.
- Blanchot M. Faux Pas. Standford University Press. Standford, 2001.
- Blanchot M. Friendship. Standford University Press, StandfordN1. California, 1997.
- Blanchot M. The instant of my death. Derrida J. Demeure: Fiction and Testimony. Standford University Press, Standford California, 2000.
- Bruns G. L. Maurice Blanchot The refusal of Philosophy, The Johns Hopkins University Press, Baltimore and London, 1997.
- Fitzgerald K. S. The negative Eschatology of Maurice Blanchot. Электронный ресурс www.studiocleo.com/librarie/blanchot/kf дата обращения 26.05.2009.
- Foucault М. Maurice Blanchot: The Thought from Outside. Blanchot M. Michel Foucault as I Imagine Him. Translated by Jeffrey Mehlman and Brian Massumi, Zone Books, New York, 1990.
- Hart K. The dark Gaze. Maurice Blanchot and the sacred. The University of Chicago Press. Chicago and London, 2004. P. 85.
- Hill L. Blanchot Extreme contemporary, Routledge, London and New York, 1997.
- Kujundzic D. The returns of History. Russian Nitzscheans After Modernity. N.Y.: State University of New York. 1997.
- The power of contestation. Perspectives on Maurice Blanchot. Ed. by Kevin Hart and Geoffrey H. Hartman. The John Hopkins University Press, Baltimore and London, 2004.