Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания: Социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ахмедуев А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное регулирование // Экономист. 1994. № 2- Лексин В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1995. № 10- Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество 1992;1995 годы: опыт и проблемы / Под ред. А. Н. Тихонова, А. Г. Фонотова, В. П… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования предпринимательства
    • 1. 1. Генезис предпринимательства как научной категории
    • 1. 2. Малое предпринимательство: сущность и специфика институционализации в условиях современной России
  • Глава II. Малое предпринимательство как важнейший фактор социальноэкономического развития российского общества
    • 2. 1. Социально-экономическая и этно-культурная специфика развития малого предпринимательства в Республике Север-4 ная Осетия-Алания
    • 2. 2. Предприниматель в социальной структуре современного российского общества
    • 2. 3. Социальные приоритеты государственной поддержки малого предпринимательства

Становление и развитие малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания: Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход России к принципиально новому социально-экономическому укладу жизни выдвинул в качестве важнейшей задачи наиболее эффективное использование потенциала государственных, общественных и предпринимательских структур, активизации «человеческого фактора» на пути возрождения и устойчивого развития страны. Она решается по ряду направлений, в том числе на основе институционализации структурных элементов развития бизнеса, особенно малого предпринимательства. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения тот факт, что рыночная экономика может оказывать мощное воздействие на социальную политику предпринимательства. И это стало социальным законом. Государство сегодня не в состоянии решать все проблемы социальной сферы из-за экономических и финансовых трудностей. Напротив, многие вопросы социального обеспечения и социальной защиты населения успешно решаются предпринимательскими структурами. Поэтому при разработке и реализации социальных программ в максимально возможной мере следует учитывать необходимость расширения в создаваемой рыночной системе хозяйствования круга субъектов социальной политики. В связи с этим происходит закономерное привлечение к реализации социальных задач предпринимательских структур.

Сложившаяся в стране в целом и регионах ситуация настоятельно требует исследования перспектив активного и заинтересованного участия нарождающегося отечественного малого предпринимательства в разработке и осуществлении социальной политики. В таком сотрудничестве не может не быть заинтересован любой предприниматель, даже не очень цивилизованный, поскольку при этом легче и быстрее решается множество и его проблем (инвестирование, консалтинг, безопасность и др.). А если это так, то представляется совершенно очевидным интерес государства и общества к возрождению малого предпринимательства как одного из приоритетных путей выхода из системного кризиса. И в этом конструктивном взаимодействии весьма важной представляется задача уяснения принципов взаимоотношений между государственными и общественными структурами, с одной стороны, и предпринимательскими — с другой.

В условиях России предпринимательство нуждается в конституци-ировании, необходимой законодательной базе, создании системы государственной поддержки.

В устойчивых социальных системах эффективно функционирующие малые предприятия являются важным фактором формирования среднего класса, экономической, политической и социальной стабильности общества. В этом и заключается актуальность исследования социальных аспектов малого предпринимательства.

Степень разработанности проблемы. В отечественной научной литературе признаки предпринимательства начинают рассматриваться в основах кооперативного движения в трудах М. Туган-Барановского, А. Чаянова, Н. Бердяева.1.

Генезис предпринимательства и проблемы становления предпринимательской деятельности в России разрабатываются в трудах таких отечественных исследователей, как А. Агеев, В. Афанасьев, В. Савченко, В. Радаев, Л. Бляхман, Г. Черников, В. Беленький и др.2.

1 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М.: Наука, 1990; Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование. // Теоретические основы региональной политики / Под ред. Маркина JI.B. и др.- СПб.: Петрополис, 1994; Чаянов A.B. Краткий курс кооперации-М.: Кооперативное изд-во, 1929.

2 Агеев И. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры — М.: Наука, 1991; Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. 1993. № 2- Беленький В. X. Предпринимательство и становление смешанной экономики в России // Социально-политический журнал. 1993. № 9,10- Бляхман Л. С. Предпринимательство в России // Экономика и организация.- СПб.: Изд. «ДЦТ», 1995; Черников Т. П. Предприниматель — кто он? Из опыта Российского и зарубежного предпринимательства. М.: Международные отношения, 1992; Савченко В. Феномен предпринимательства (экономический спецкурс) // Российский экономический журнал. 1995. № 9.

В числе современных ученых, основательно рассматривающих проблемы становления и развития российского предпринимательства и его социальных аспектов, следует назвать труды Л. Абалкина, А. Авиловой, А. Аганбегяна, Т. Алимовой, В. Богачева, Г. Гинса, Р. Громовой, Т. Заславской, В. Каганова, А. Орлова, В. Радаева, С. Смирнова и др.1.

За последнее время появились также работы, исследующие региональные особенности развития предпринимательства.2.

Таким образом, в создании и разработке теоретических основ предпринимательства можно отметить определенные значительные успехи: обоснованы концептуальные подходы, зафиксированы различные классификации, проанализированы основные категории и понятия и др.

Вместе с тем в институционализации и структуризации предпринимательства в целом и малого предпринимательства, в частности, остается много неясного, дающего основание утверждению относительно того, что в России все еще нет среднего класса, который мог бы служить фактором социального благополучия и мира в обществе и реализовать многие насущные повседневные нужды населения. Недостаточно освещена специфика становления.

1 Абалкин Л. И. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества // Экономика и жизнь. 1991. № 29- Авилова А. В., Приписное В. А., Чепуренко А. Ю. Малое предпринимательство в России: промежуточные итоги мониторинга (1993;1995 гг.). — М., 1995; Аганбегян А. Г. Взгляд в будущееМ., 1988; Алимова Т. А. Стратегия поведения малого предпринимательства в переходной экономике. Материалы социологических исследований.- М.: ИСАРП, 1995; Богачев В. Ф., Кабаков В. С., Ходачек А. М. Стратегия малого предпринимательства.- СПБ., 1995; Гипс Г. К Предприниматель. М., 1992; Заславская Т. И., Громова Р. К. К вопросу о «среднем классе» российского общества // Мир России: 1998. № 4- Заславская Т. И. Бизнес — слой российского общества: сущность, структура, статус //Социологические исследования. 1995. № 3- Каганов В. Ш., Васильев А. В. и др. Организация поддержки малого бизнеса — М., 1995; Орлов А. В. Человек, экономика, предпринимательМ., 1996; Радаев В. В. Формирование новых российских рынков: транспортные издержки, формы контроля и деловая этика — М., 1998; Смирнов С. А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию — М., 1999 и др.

2 Ахмедуев А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное регулирование // Экономист. 1994. № 2- Лексин В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1995. № 10- Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество 1992;1995 годы: опыт и проблемы / Под ред. А. Н. Тихонова, А. Г. Фонотова, В. П. Шорина — М.: Миннауки РФ, 1995. предпринимательских структур в региональном срезе, имеющая конкретноисторический, экономический, этнополитический и традиционнокультурный контекст. Остается острой и потребность разработки концепции социально ориентированного предпринимательства как неотъемлемого признака демократического общества, построение которого провозглашено Конституцией РФ. Этими обстоятельствами и продиктована тема диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является социологический анализ сущности и структуры малого предпринимательства и выявление его социотворческого потенциала.

Для достижения этой цели автором были поставлены следующие исследовательские задачи:

— проанализировать основные теоретические подходы к понятиям «предпринимательство», «малое предпринимательство», «предприниматель» и их характеристики в современной России;

— выявить специфику малого предпринимательства в конкретно исторических, этно-политических, традиционно-культурных и многоукладных социально-экономических условиях региона Северного Кавказа;

— уточнить и прояснить теоретико-методологические основы социальных характеристик предпринимателей как социальноструктурной общности;

— выявить и обосновать технологию оптимального использования социальных ресурсов малого предпринимательства;

— определить основные принципы и формы взаимоотношений между государственными и общественными структурами, с одной стороны, и предпринимательскими структурами — с другой, в качестве субъектов социальной политики;

— уточнить и обосновать стратегию развития малого предпринимательства с ориентацией на активное соучастие в таких блоках социально-трудовой сферы, как:

— повышение уровня жизни населения;

— социальное обеспечение;

— социальная защита населения;

— рынок труда, занятости и безработица;

— мотивации производительного труда (потребности, интересы, мотивы, стимулы, оплата труда и др.);

— социально-культурный комплекс (здравоохранение, народное образование, наука, культура и др.);

— социальное партнерство и др.

Объект исследования — малое предпринимательство.

Предметом исследования является процесс возрождения малого предпринимательства как субъекта социальной политики в условиях Северного Кавказа.

Теоретико-методологическая база исследования построена на концептуальных основах и предпосылках, содержащихся в трудах таких отечественных и зарубежных авторов, как Л. И. Абалкин, Н. А. Бердяев, Т. И. Заславская, П. А. Кропоткин, М. И. Туган — Барановский, П. Сорокин, Ф. Бэкон, Д. Рикардо, А. Смит, Т. Веблен, К. Маркс, И. Шумпетер, а также в действующих концепциях развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Кроме того, материалом для теоретических обобщений и выводов послужил анализ нормативно-правовых документов по вопросам становления и развития предпринимательства и его роли в формировании и реализации социальной политики.

При сборе, анализе и обобщении социологической информации использовались как общенаучные подходы — историзм, объективность, системность, так и собственно социологические методы: опрос, наблюдение, контент — анализ.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических исследований, проведенных автором в 2002;2004 гг. на темы: «Условия функционирования малого предпринимательства» (экспертный опрос 200 предпринимателей), «Предприниматель глазами окружающих» (опрос 300 респондентов).

Кроме того, широко использовался анализ материалов федеральной и республиканской статистики, средств массовой информации, официальной и нормативно-правовой документации.

Подобный комплексный подход в формировании эмпирической базы исследования позволил рассмотреть проблему в связях и взаимозависимостях с широким кругом социальных процессов и явлений.

Научная новизна диссертационного исследования:

— впервые проведено комплексное социологическое исследование процесса становления и развития институциональных основ малого предпринимательства в малоисследованном российском регионе со сложнейшим и многообразным социальноэкономическим и этнокультурным укладом жизни;

— выявлена конкретно-историческая специфика предпринимательства, которая отображает как природно-географические характеристики, так и этнокультурные предпочтения и менталитет народов, населяющих Республику Северная Осетия-Алания;

— показана роль малого предпринимательства в возрастании активности и инициативы местного сообщества по организации социальной самозащиты и самодостаточности как одной из характерных черт современного развития российского общества;

— осуществлен комплексный анализ социальных характеристик структурных элементов малого предпринимательства;

— предложены технологические решения, представляющие собой алгоритм логически выстроенного ряда приемов, методов и воздействий, обеспечивающих максимально полную реализацию социотворческого потенциала малого предпринимательства.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Принципиально новый социально-экономический уклад жизни России выдвинул в качестве важнейшей задачи поиски путей наиболее полной реализации социотворческого потенциала предпринимательства, особенно малого. Многие вопросы в социальной сфере государство сегодня не в состоянии решать из-за экономических и финансовых трудностей. Поэтому при разработке и реализации социальных программ и проектов в контексте сказанного необходимо учитывать необходимость включения в круг субъектов социальной политики предпринимательские структуры.

2. Нарождающееся отечественное предпринимательство, заинтересовано в сотрудничестве с государством в разработке и реализации социальной политики. В этом случае легче и быстрее решается множество проблем самого предпринимателя (инвестирование, консалтинга, безопасности и др.) В этом конструктивном сотрудничестве весьма важной представляется задача уяснения принципов взаимоотношений между государственными и общественными структурами, с одной стороны, и предпринимательскими, с другой. Совершенно очевидна также необходимость всяческой поддержки со стороны государства и общества малого предпринимательства как важнейшего субъекта социальной политики.

3. Успешное функционирование и развитие предпринимательской деятельности является решающим фактором обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, роста его трудовой активности и инициативы по организации социальной самозащиты и самообеспеченности, а также социальной устойчивости общества в целом.

4. Предпринимательство как социальный феномен детерминирован, обусловлен конкретно-историческими, социально-экономическими, этно-политическими и культурно-традиционными характеристиками среды осуществления. Этот методологический принцип должен быть положен в основу всякой предпринимательской деятельности.

5. В условиях современной России предпринимательство нуждается в конституциировании, необходимой законодательной базе, создании системы государственной помощи. В устойчивых социальных системах эффективно функционирующие малые предприятия являются важным фактором формирования среднего класса как феномена экономической, политической и социальной стабильности общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертационное исследование дает новые обобщения по проблемам оптимального раскрытия социотворческого и социозащитного потенциала предпринимательства, особенно малого.

Расширяя предметное пространство общетеоретической социологии, социологии экономики труда и ряда других отраслевых социологий, материалы исследования способствуют разработке концепции социально ориентированного предпринимательства, социальной политики, а также проектов и программ социальной защиты населения.

Не менее весомо теоретическое значение использованных в диссертации методов социологических исследований в сочетании с количественными и качественными характеристиками предпринимательства, как в прогнозировании основных тенденций его развития, так и в осмыслении его возрастающей социотворческой роли в смягчении трудностей перехода России к рыночной экономике.

Основные положения диссертационного исследования и сформулированные в нем выводы и оценки могут быть использованы в разработке различных программ и проектов социальной поддержки населения, в создании дополнительных рабочих мест и определении основных направлений, форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства в различных регионах России.

Кроме того, материалы диссертационного исследования используются в разработке и чтении лекций по таким учебным курсам, как социология труда, теория и методика социальной работы, а также в системе подготовки и повышения квалификации управленческих и предпринимательских кадров.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования излагались автором в выступлениях и докладах на научных конференциях, совещаниях, форумах, в частности, на УШ-м Петербургском международном форуме (2004 г.), на Южно-российском промышленно-инвестиционном форуме «Промышленный потенциал Юга России» (2004 г.), на совещании Программы развития ООН (2005 г.), на XI заседании Турецко-российского делового Совета (2005 г.). С учетом результатов проводимых исследований автором разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 августа 2002 г. № 168 Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2002;2004 гг.

Кроме того, результаты исследований в виде практических рекомендаций представлены в Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания для разработки программ борьбы с бедностью и социальной политики.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Российское общество переживает весьма болезненный процесс трансформации, основными движущими силами которой выступает государство (трансформация сверху) и предпринимательство (глубинная трансформация). Сложилась ситуация, при которой роль социальной политики актуальна как в собственно социальной сфере, так и в решении экономических задач. В странах с эффективно действующей рыночной экономикой многие негативные последствия рынка компенсируются целенаправленной социальной политикой. В этом плане очень важно уяснение принципов взаимоотношений между предпринимателями, с одной стороны, и государственными и общественными структурами — с другой.

Результаты нашего диссертационного исследования прояснили то обстоятельство, что в отсутствие ведущей политической силы и национальной идеологии реформ, ясной и близкой народу, невозможно полагаться на автоматическое саморегулирование экономики на основе лишь предоставления предпринимателям максимальной инициативы.

В то же время государство сегодня практически не в состоянии обеспечить потребности своего населения в социальной защите. И здесь трудно переоценить значение малого бизнеса в решении социальных проблем. В свою очередь люди, занятые предпринимательской деятельностью, по большей части уже начинают понимать, что социальная сфера — это новый выгодный рынок и они, в отличие от государства, могут решать в этой сфере вопросы эффективнее и быстрее.

Таким образом, усиление привлекательности социальной сферы для малого предпринимательства становится все явственней, и совсем не случайно, что в Торгово-промышленной палате Республики Северная Осетия-Алания по вопросам социальной политики и фондовому рынку не так давно были созданы соответствующие комитеты.

И раз уж предпринимательство играет столь важную роль в становлении нового российского общества и его институциональных основ, то одной из важнейших исследовательских задач диссертационной работы должно было стать прояснение сущности и природы предпринимательства вообще, и в специфических условиях Республики Северная Осетия-Алания в частности. Условия эти во многом определяют способы построения новых факторов производства, их практической реализации, основные мотивы предпринимательства.

Но что составляет суть предпринимательства, так это поиск и исследование новых экономических возможностей. Неизменный признак предпринимательства — это наличие экономической свободы личности предпринимателя. Само же предпринимательство как парадигма во всех наиболее фундаментальных работах сводится к особому виду экономической деятельности, направленной на извлечение прибыли и которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Особо важную роль в укреплении экономических основ современной России и формировании более эффективной системы социальной защиты населения могло бы играть малое предпринимательство. Результаты диссертационного исследования явились подтверждением этого положения и в условиях Республики Северная Осетия-Алания. Осознание этой, безусловно, положительной роли малого предпринимательства на всех уровнях властных и общественных структур республики послужило созданию достаточно стройной и эффективной системы его государственной и общественной поддержки, составляющими элементами которой являются:

— специальная правовая база, с помощью которой в рассматриваемой сфере регулируются правоотношения;

— структура республиканских органов, государственно-общественных и общественных организаций, имеющих дело с малым бизнесом.

Но если по вопросам предпринимательства на всех его уровнях сложился более или менее согласованный подход, то по основному его субъекту — предпринимателю, его стратификационному статусу и основным социально-ф демографическим характеристикам сохраняются различные подходы. Определить все эти параметры не просто по той очевидной причине, что понятие «предприниматель» охватывает представителей самых различных профессиональных групп. По логике предприниматель — это социальный слой со всеми атрибутами этого понятия, однако критерии власти, собственности и статуса не позволяют объединить в одну группу предпринимателя-челнока, предпринимателя-руководителя акционерного общества. Не более доказательны в этом смысле и попытки поисков статусовых критериев Ф предпринимателей в рамках социальных институтов, социально-структурных общностей и др. Результаты наших исследований явились подтверждением положения о многогранности понятия «предприниматель», внесли немало уточнений и ясности по многим спорным вопросам этого понятия. Вместе с тем итоги диссертационного исследования не разрешили эту сложнейшую научную проблему. По-видимому, более достоверно пока может быть выделен «бизнес-слой» — понятие, введенное акад. Т. И. Заславской и означающем совокупность всех россиян, в той или иной мере занятых предпринимательством, т. е. ® автономно принимающих экономические решения и несущих за них личную ответственность.

Получение максимально полной научной информации о социально-демографических и стратификационных характеристиках предпринимателя актуализируется и тем обстоятельством, что от личностных качеств главного субъекта предпринимательства в существенной мере зависит придание этому виду деятельности максимально большей социальной ориентированности и реализации его социотворческого потенциала. ® Предпринимательство и предпринимательская деятельность в главных своих сущностных элементах подчиняются общим экономическим и социальным законам развития общества. Однако такие признаки, как конкретно-исторические условия, природно-географические факторы и этнокультурные особенности придают предпринимательской деятельности в каждом субъекте Российской Федерации своеобразие и конкретную специфику. В этом смысле изучение малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания имеет чрезвычайно важное научно-практическое значение.

Республика Северная Осетия-Алания с ее достаточно развитой производственной и социальной инфраструктурой, благоприятными природно-климатическими условиями, богатыми социально-культурными традициями более 90 населяющих ее народов являет собой почти идеальный полигон исследования такой важнейшей для всей России проблемы, как становление и развитие малого предпринимательства и реализация его социотворческого потенциала.

Подводя итог, отметим, что государственная поддержка малого предпринимательства на уровне республики является одним из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития РСО-А. Это тем более оправдано, что уже сегодня в отсутствии достаточных государственных средств, как мы уже говорили об этом выше, многие социальные проекты осуществляются намного быстрее и эффективнее предпринимательскими структурами республики. У малого предпринимательства в республике не только есть реальные и перспективные резервы для развития и роста, но м то, что она на этом пути уже делает вполне конкретные шаги.

Все вышеизложенное позволило нам сформулировать практические рекомендации, реализация которых существенно укрепила бы позиции малого предпринимательства в экономическом и социальном пространстве Республики Северная Осетия-Алания.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Предпринимательство, особенно малое предпринимательство — явление неограниченное по видовому и содержательному формату. Поэтому и государственная поддержка этого вида деятельности должна носить комплексный характер по следующим направлениям:

— содействие развитию науки, инновационной деятельности и сферы деловых услуг, направленных на освоение новой продукции и современной технологии, на модернизацию и диверсификацию производства, реализацию структурных изменений в экономике;

— осуществление льготных условий доступа к финансовым ресурсам, создание возможности для накопления и инвестирования собственных средств и использование кредитных ресурсов в объемах и на условиях, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие субъектов малого предпринимательства;

— создание экономических и правовых условий для повышения социальной активности, развития предприимчивости и деловой инициативы трудоспособных граждан, что, в свою очередь, содействовало бы их социальной защите и самозащите;

— содействие формированию и реализации республиканских отраслевых программ и проектов экологически безопасных ресурсосберегающих минипроизводств на базе современной техники и технологий, насыщения рынка экологически чистыми продуктами производств товаров народного потребления;

— содействие формированию и развитию информационной и финансовой инфраструктуры для обслуживания субъектов малого предпринимательства;

— содействие обеспечению субъектов малого предпринимательства материально-техническими ресурсами, а также в организации сбыта продукции, включая поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд;

— поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий, содействие развитию торговли, научно-технических, производственных, информационных связей малых предприятий с зарубежными странами;

Ф — оказание помощи в повышении квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий;

— содействие включению малого предпринимательства в федеральные программы развития и поддержки малого предпринимательства, финансируемые полностью или частично за счет федерального бюджета.

2. Преимущественное право на получение государственной поддержки предоставить малому предпринимательству, осуществляющему деятельность в таких социально и экономически приоритетных сферах деятельности, как:

— создание новых рабочих мест в трудоизбыточных населенных пунктах;

— производство товаров народного потребления и продуктов питания;

— производство и переработка товаров сельскохозяйственной продукции;

— производство стройматериалов из местного сырья;

— строительство объектов социально-культурного назначения;

— культурно-бытовое обслуживание населения;

— использование рекреационных ресурсов;

— разработка и внедрение высокоэффективных научно-технических достижений.

3. Разработать комплексную программу государственной поддержки малого предпринимательства, которая в условиях Республики Северная Осетия-Алания определяла бы:

— перспективы направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

— меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и.

• технологических работ, а также инновационных программ;

— меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, инвалидов, молодежи;

— меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства незавершенных строительством и пустующих объектов, нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

— меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Объемы финансирования указанных программ из бюджета республики определяются органами законодательной и исполнительной власти РСО-А.

Органы управления субъекта федерации могут разрабатывать программы поддержки малого предпринимательства, определять механизмы их реализации и финансирования за счет средств соответствующих бюджетов или специализированных внебюджетных фондов.

4. Среди основных мер государственной поддержки малого предпринимательства на среднесрочную перспективу определить:

— стимулирование производственно-инновационной направленности малого бизнеса в этой сфере хозяйствования новых постоянных рабочих мест;

— достижение достаточного уровня экономической безопасности в сфере малого предпринимательства, а также обеспечение социальной и личной защищенности владельцев, менеджеров и работников малых предприятий;

— расширение налоговой базы бюджетов всех уровней за счет малого бизнеса;

— создание необходимых условий и стимулов для активизации внешнеэкономической деятельности малых предприятий. При всем этом политика поддержки малого предпринимательства должна тесно интегрироваться с другими слагаемыми экономических реформ — приватизацией, демонополизацией, структурно-инвестиционной политикой, формированием фондового рынка, созданием экономического механизма федеральных отношений и пр.

5. В области формирования нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства предполагается:

— переход к целостной трехуровневой нормативной базе развития и государственной поддержки малого предпринимательства, включающей согласованные блоки федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, информативные акты органов местного самоуправления;

— введение системы общефедеральных гарантий для всех лиц, решивших заняться малым предпринимательством, в виде права на разовый льготный кредит за счет средств государственной поддержки малого бизнеса;

— нормативное закрепление частичной передачи функций государственного регулирования и контроля сферы малого бизнеса Торгово-промышленной палате, а также отраслевым и региональным общественным объединениям предпринимателей (качество товаров и обслуживание, соблюдение принципов добросовестной конкуренции, обязательное аттестование управленческого персонала малых предприятий, претендующих на финансовую и техническую помощь, на предмет овладения основами предпринимательства и управления по заранее утвержденным методикам и программ и т. д.), включение представителей этих объединений в состав региональных комиссий по делам малого бизнеса, а также органов, принимающих решение об оказании тех или иных форм поддержки инвестиционным проектам малого предпринимательства;

— привлечение предпринимательских кругов к законотворческому процессу и цивилизованному лоббированию своих интересов путем эффективного использования правовых и организационных возможностей торгово-промышленных палат.

6. В системе поддержки малого предпринимательства резко усилить селективный (т. е. избирательный) подход с выделением таких основных принципов, как:

— отраслевой — с акцентом федеральных мер поддержки малого предпринимательства в достаточно узко выделенных приоритетных отраслях и подотраслях российской экономики;

— региональный — с акцентом федеральных мер поддержки малого предпринимательства в экономически отсталых и депрессивных регионах;

— социальный — с акцентом федеральных мер поддержки малого предпринимательства в отношении молодежного, женского предпринимательства, организуемого лицами из числа бывших военнослужащих, предпринимательства инвалидов и пр., а также малого предпринимательства в сфере общедоступных особо значимых социальных услуг;

— функциональный — активизацией федеральных мер поддержки в отношении «стартового» предпринимательства, с формированием системы целевого «сопровождения» начинающих малых предпринимателей, находящихся в стадии первичного закрепления.

7. Усилить финансово-кредитную и инвестиционную поддержку малого предпринимательства, означающую:

— полный переход к универсальной «одноналоговой» или патентной системе налогообложения всей сферы малого предпринимательства на основе расширения рамок действия Федерального Закона «Об утраченной системе налогообложения»;

— создание общероссийской системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков в малом предпринимательстве, доступной для всех субъектов малого предпринимательства во всех регионах и городах;

— замена прямого кредита малого предпринимательства системной гарантией.

— создание государственного залогового фонда при Министерстве промышленности и предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания, состоящего из долей акций (имущества), принадлежащих государству на предприятиях, подведомственных министерствунаделение министерства полномочиями по распоряжению имуществом сформированного залогового фонда в части предоставления залогового обеспечения предприятиям, получающим кредитные средства на организацию и (или) расширение производства;

— создание ОАО «Агентство кредитно-лизингового обеспечения с целью осуществления на территории Республики Северная Осетия-Алания системы финансово-кредитной и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, создания благоприятных условий для обеспечения доступа указанной категории предпринимательской деятельности к кредитным ресурсам финансовых организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации России. Изд. Верховного Совета Российской Федерации-М.: Известия, 1993.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Офиц. изд.- М.: Юрид. лит., 1994.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Офиц. изд.- М.: ИНФРА-М, 1996.
  4. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный Закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ // Экономика и жизнь 1995-№ 25, 26.
  5. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ: Федеральный Закон от 20 июня 1995 г. № 115-ФЗ // Российская газета 1995.- 26 июля.
  6. О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ: Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1016 // Экономика и жизнь. 1995.-№ 45.
  7. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996−1997 годы. Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 // Российская газета. 1996. -27 янв.
  8. Л. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997.
  9. Л. И. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества // Экономика и жизнь. 1991. — № 29.
  10. В. А. Основы предпринимательства. М., 1995.
  11. А. В., Приписное В. А., Чепуренко А. Ю. Малое предпринимательство в России: промежуточные итоги мониторинга (1993−1995 гг.). -М., 1995.
  12. В. С. Предпринимательская функция в экономической системе.-М., 1990.
  13. А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М.: Наука, 1991.
  14. А. Г. Прогнозы оказались лучше жизни // ЭКО. -Новосибирск, 1996. -№ 11.
  15. Т. А. Стратегия поведения малого предпринимательства в переходной экономике. Материалы социологических исследований. М.: ИСАРП, 1995.
  16. Аналитический материал Комитета государственной статистики Республики Северная Осетия-Алания «Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия-Алания в январе-декабре 2003 года», Владикавказ 2004.
  17. А. И. Предпринимательская деятельность в современных делах-М., 1993.
  18. Г. И. Экономическая теория. М.: Международные отношения. 2003.
  19. Н., Половинкин П., Сахаров Ю. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития. СПб., 1996.
  20. В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал 1993. — № 2.
  21. А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное регулирование // Экономист. 1994. — № 2.
  22. И. И. История развития предпринимательства в Северной Осетии. Краткий исторический обзор. Владикавказ: Изд. СОГУ, 2003.
  23. А. В. Очерки социологии предпринимательства. СПб., 1999.
  24. В. X. Предпринимательство и становление смешанной экономики в России // Социально-политический журнал 1993. -№ 9, 10.
  25. Н. А. Истоки и смысл русской революции. М.: Наука, 1990.
  26. Л. Фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. -М., 1993.
  27. Бизнес-планы малых инновационных предприятий научно-технических парков. Зарубежный опыт. Вып. 7 / Под ред. Р. Г. Малиновского. -М.: Финансы и статистика, 1994.
  28. А. Развитие предпринимательства // Экономист. 1992. — № 6.
  29. Л. С. Предпринимательство в России: экономика и организация. СПб.: Изд. «ДДТ», 1995.
  30. Л. С. Предпринимательство — основа социально-экономического развития общества // Вестник. Санкт-Петербурского университета. Серия 5. «Экономика». Выпуск 3. «Микроэкономика и фирма», 1992.
  31. В. Ф., Кабаков В. С., Ходачек А. М. Стратегия малого предпринимательства. СПб., 1995.
  32. Ф. Избранные произведения. М., 1982.
  33. Н. Предприниматели в посткоммунистической России // Мировая экономика и международные отношения 1992. — № 5.
  34. А. В. Предпринимательство. М., 1997.
  35. Ф. Опыты или наставления: нравственные и политические. -М., 1992.
  36. М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990.
  37. Т. Теория праздного класса. Экономическое исследование институтов. М., 1984.
  38. Г. С., Вечканова Г. Р. Современная экономическая энциклопедия. СПб.: Лонь, 2002.
  39. П. Избранные произведения. -М., 1988.
  40. А. Государственная политика Японии по отношению к малым и средним предприятиям // ЭКО: экономика и организация промышленного производства.- 1992. -№ 6.
  41. Е. Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб.: Норма, 1997.
  42. В. Е. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегия социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. — № 6.
  43. Г. К. Предприниматель. М.: Посев, 1992.
  44. Ю. С. Теория долгосрочного технико-экономического развития. -М.: ВлаДар, 1993.
  45. Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч. в 2-х т. М., 1991. — Т. 2.
  46. Государственная поддержка предпринимательства: концепции, формы, методы М.: ЦКСИМ. — 1995. — Вып. 2.
  47. М. В. Предприниматель в современной экономике // Общество и экономика. 1993. — № 4.
  48. М. В. Суперкадры. М., 1993.
  49. Е. В. Проблемы современной социально-экономической дифференциации России и государств экс-СССР в условиях новой интеграции // Народы содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы. СПб., 1996.
  50. Э. Об условиях развития малого и среднего бизнеса // Экономист. 1992. — № 1.
  51. Г. Мелкий бизнес в Великобритании // Мировая экономика и международные отношения. 1992. — № 3.
  52. А. Этнодемографическая ситуация в Северной Осетии в межпереписной период 1989—2002 гг.. Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ. — 2003. — № 9.
  53. Длинные волны: научно-технический прогресс и социальное развитие // С. Ю. Глазьев, П, Н. Тесля и др. Новосибирск: Наука, 1991.
  54. В. М. Философия рынка и предпринимательства // Вести московского университета. Серия «Философия». 1994. — № 4.
  55. А. А., Стерлин А. Р., Тулин И. В. и др. Предпринимательство в конце XX века. М.: РАН, 1992.
  56. Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. М., 1994.
  57. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. Пер. с франц. / Предисл. Я. И. Кузьминова. М.: Экономика, 1995.
  58. С. Государственное регулирование экономики в переходный период // Экономист. 1992. — № 5.
  59. Закон РФ от 24 июля № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах».
  60. Закон СОССР «О предприятиях и предпринимательской деятельности // Северная Осетия. 1992, 5 декабря.
  61. Т. И. Бизнес слой российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. — 1995. — № 3.
  62. Т. И, Громова Р. К. К вопросу о «среднем классе» российского общества // Мир России. 1998. — № 4.
  63. Л. К., Чухлеб С. Н. Предпринимательство и этика. В рамках Западно-европейской традиции // Свободная мысль. 1992. — № 17.
  64. Земельная реформа: Очерки движения в пользу земельной реформы и практические выводы. СПб., 1905.
  65. М. Этика предпринимательства // Торгово-промышленные ведомости. 1992-№ 1−3.
  66. В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994.
  67. В. Пролетариат. М., 1906.
  68. В. Современный капитализм. В 2-х т.- М., 1904. Т. 1.
  69. А. Бизнес и политика в президентской компании 1996 года // Властители России. М., 1996.
  70. О. И. Социальная напряженность: основные показатели, методы выявления и измерения // Теория и практика экономических реформ. Международный опыт. Сравнительный анализ / Под ред. А. Е. Когута. СПб., Наука, 1994.
  71. В. Н., Мальцев В. А., Патрушев В. И. Ресурсы региона: инновационные технологии реализации. М., 1995.
  72. А. Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. -. М.: Экономика, 1995.
  73. Н. Самоуправление как способ выживания // Деловой мир. -1995.-№ 11.
  74. Инвестиционная активность предприятий // Экономист. 1996. -№ 5.
  75. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов / Под ред. С. И. Шумилина. -М.: Финстатпром, 1995.
  76. Индикаторы уровня жизни населения Российской Федерации в 1990— 1995 годах // Вопросы статистики. 1997. — № 2.
  77. История Осетии (с древнейших времен до 1917 г.). Орджоникидзе: Изд. Ир, 1954.
  78. . Н. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991.
  79. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года / Северная Осетия.-2004.-№ 63.
  80. В. Ш., Васильев А. В, и др. Организация поддержки малого бизнеса. -М., 1995.
  81. С. К К концепции предпринимательства // Российский экономический журнал. 1992. — № 3.
  82. Как стать предприимчивым и богатым: Из американских рецептов. -М.: Молодая гвардия, 1991.
  83. Kaufmann F.-H. The Public Sector Challenge for Coordination and Learning.-N. Y. 1991.
  84. Кирсанов К, Сиверин Д. Инновационный менеджмент в формировании научно-технической политики // Российский экономический журнал. — 1995. № 1.
  85. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года. М.: Мин. экономики РФ, 1996.
  86. Краткий статистический сборник «Малое предпринимательство в PCO-Алания». Изд. Ир, 2003.
  87. Е. В. Венчурный капитал в финансировании малых инновационных компаний // Вестник СпбГУ. Серия 5, «Экономика». 1995.
  88. М. В. Государственное предпринимательство в странах Европейского сообщества: экономическая роль и тенденции развития / Ответ. Ред. В. А. Виноградов. М.: Наука, 1988.
  89. Книга делового человека = Bussinessman Handbook: Справочник / Под ред. Г. А. Краюхина, Э. С. Минаева. М.: Высшая школа, 1993.
  90. Н., Кормин С., Турлак Е. Культурный контекст предпринимательства // Вопросы экономики. 1995. — № 7.
  91. В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. 1992. № 4.
  92. В. Приоритет предпринимательства // Развитие 1992 — № 51−52.
  93. В. Предпринимательство дело новое или хорошо забытое старое? // Предприниматель — 1992. -№ 1, 2.
  94. С. И. Предпринимательство: сущность, директивы, перспективы. М.: Знание. — 1992.
  95. П. А. Современная наука и анархия. М., 1990.
  96. Е. В., Киянова М. К Технология успеха. М., 1993.
  97. Д. В. Практика и уроки современного инновационного предпринимательства // Мировая экономика и международные отношения— 1990.-№ 4.
  98. Г. О' Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981- Т. I, II.
  99. М. Предприниматель и предпринимательство: Общая характеристика // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 1.
  100. В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1995. -№ 10.
  101. А. С. На переломе. Региональные проблемы перехода от плановой к рыночной экономике. Избр. статьи. М., Север, 2001.
  102. В. Экономическая реформа: необходимость региональной адаптации // Экономист. 1992. — № 11.
  103. Маркс К Капитал, т. 1. -М., 1969.
  104. И. Местная специфика выходит на первый план. // Экономика и жизнь. 1996. 11.
  105. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  106. И. М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя // Социс. 1997. — № 10.
  107. Г. В. Развитие отношений собственности в переходный период // Народы содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы. СПб., 1996.
  108. П., Русинов Ф., Петросян Д. Возрождение предпринимательства в России // Экономист. 1993. — № 1.
  109. П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российский экономический журнал. 1993. — № 4.
  110. Настольная книга хозяйственного руководителя, предпринимателя, коммерсанта, бизнесмена. М.: ИВЦ Маркетинг, 1993.
  111. Научно-технические парки высшей школы: инновационный этап развития. Научно-методический сборник материалов III ежегодной научно-практической конференции по программе «Технопарк» / Под ред. В. Е. Шук-шунова, А. Н. Кудинова. Москва-Тверь, 1995.
  112. А. Современное состояние и основные проблемы институционно-эволюционной теории. // Вопросы экономики. 1997. — № 3.
  113. ИЗ. Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991.
  114. А. В. Человек, экономика, предприниматель. М., 1996.
  115. . X. Развитие промышленности и торговли в Северной Осетии в конце XIX начале XX вв. (1890−1917 гг.), Орджоникидзе, 1978.
  116. Основы предпринимательского дела (Благородный бизнес) / Под ред. Ю. М. Осипова. М.: Ассоц. «Гуманитарное знание», МП «Тригон», 1992.
  117. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1994.
  118. Основы предпринимательства. Словарь-справочник / Под ред. Т. Р. Антановский, Л. В. Балдин и др. М.: Изд-во «Луч-2», 1993.
  119. Основы предпринимательства. Ростов-на-Дону, 1996.120. «О состоянии и развитии малого предпринимательства». Годовые отчеты организаций местного самоуправления г. Владикавказа и районов республики за 2002−2003 гг.
  120. Отдел рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. Абаева Владикавказского научного центра Российской Академии Наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Р. 1, оп. 1, д. 254, л. 1.
  121. У. Методы организации производства: Японский и американский подходы. -М., 1984.
  122. А. Парадоксы предпринимательства, парадоксы истории // Вопросы экономики.- 1995. -№ 7.
  123. Ю. В., Мисъко О. Н. Введение в бизнес (Практическое пособие для предпринимателей). Л.: Северо-Запад, 1991.
  124. Платон. Политика / Собр. соч. в 4-х тт., т. 4. М., 1994.
  125. Ф. И. Хотите стать бизнесменом. Киев: Молодь, 1992.
  126. Г. Пути перестройки. Мнение экономиста. -М., 1989.
  127. Пояснительная записка к итогам социально-экономического развития РСО-Алания за 2003 г. Отчет Министерства экономики Республики Северная Осетия-Алания. 2004.
  128. Природные ресурсы Республики Северная Осетия-Алания (в 18т)/ Ответственный редактор В. С. Вагин. Владикавказ: Проект-Пресс, 1998.
  129. Проблемы региональной экономики в условиях перехода к рынку / РАН УПЦ. Институт экономики и социологии. Уфа: 1993.
  130. Пьер Бурдъе. Социальное пространство и генезис «классов» / Вопросы социологии 1992-Т. 1, № 1.
  131. Пьер Бурдъе. Социология политики. М., 1993.
  132. В. В. Формирование новых российских рынков: транспортные издержки, формы контроля и деловая этика. М., 1998.
  133. В. В. Экономическая функция и психологический аспект предпринимательства // Российский экономический журнал 1995. — № 7.
  134. Развитие малых и средних предпринимательских структур и проблемы занятости / Под ред. А. Ю. Чепуренко. М.: РНИС и НП, 1995.
  135. РайзбергБ. А. Предпринимательство и риск. -М.: Знание, 1992.
  136. Региональная экономика: новые подходы.- М.: Наука, 1993.
  137. Региональное научно-техническое развитие и сотрудничество 1992— 1995 годы: опыт и проблемы / Под ред. А. Н. Тихонова, А. Г. Фонотова, В. П. Шорина. -М.: Миннауки РФ, 1995.
  138. Ф. Ф., Ворожейкин В. Н., Коловангин П. М. Российский рынок: уроки прошлого и проблемы развития. В кн.: Социальные реформы в ' России: история, современное состояние и перспективы. Санкт-Петербург, 1995.
  139. Рынок. Предпринимательство. Коммерция: 600 понятий и терминов на русском и английском языках. Толковый словарь-справочник. М., 1992.
  140. Р. Культура предпринимательства. М.: Эком, 1992.
  141. В. Феномен предпринимательства (экономический спецкурс) // Российский экономический журнал 1995. — № 9.
  142. С. А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. М., 1999.
  143. А. X. Предпринимательские организации: основные задачи, функции, структура // Труд за рубежом 1994. — № 4.
  144. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М., 1962.
  145. А. Теория нравственных чувств. -М., 1994.
  146. Сорокин 77. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  147. Социальная политика России на современном этапе. М.: Центр, 1997.
  148. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях: Сб. науч. трудов / Под ред. И. В. Козловой, Н. А. Платоновой. М.: ГАСБУ, 1996-№ 2.
  149. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. / Под общ. Ред. А. К. Акимова, Н. А. Волгина. М.: «Молодая гвардия», 1996.
  150. Социально-экономические аспекты деятельности региональных органов власти в Российской Федерации. М.: ИНИОН, 1994.
  151. Социальные основы кооперации. М., 1916.
  152. Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. СПБ., 1995.
  153. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономики. М.: «Солдатенков», 1896.
  154. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование. В кн. Теоретические основы региональной политики / Под ред. JI. В. Маркина и др. СПб.: Петрополис, 1994.
  155. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. / Под ред. 3. Т. Голенковой М., 1996.
  156. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М.: Экономика, 1989.
  157. Туган-Барановский М. И. Теоретические основы марксизма. СПб., 1905.
  158. Управление исследованиями, разработками и инновационными процессами. СПб., 1995.
  159. А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. — М., 1992.
  160. В. Микроэкономика плановой и предпринимательской систем: Основы рыночного поведения. Спецкурс // Российский экономический журнал.- 1992. -№ 10.
  161. В. В. Проблемы финансирования малого и среднего бизнеса. По материалам журнала World sink // Финансы 1993. — № 2.
  162. С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике // Вопросы экономики. — 1996, № 11.
  163. Ф. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. — № 7, 8.
  164. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения.- 1989. № 12.
  165. Хизрич 77., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. М.: Прогресс, 1992.
  166. В. А. Государственная поддержка инновационного предпринимательства в регионах // Вестник РАН 1992. — № 16.
  167. А. В. Краткий курс кооперации. -М.: Кооперативное изд-во.1925.
  168. А. В. Крестьянское хозяйство. М., 1989.
  169. Т. 77. Предприниматель кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. -М.: Международные отношения. 1992.
  170. Шумпетер Й Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры.-М., 1982.
  171. Шумпетер Й Капитализм, социализм и демократия. Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. -М.: Экономика, 1995.
  172. Экономическая природа кооперативов и классификация, 2-е изд.-М., 1914.
  173. Энциклопедия предпринимателя / Сост. С. М. Синельников, Т. Г. Со-ломиник, М. Б. Биржаков, Р. В. Янборисова. СПб.: ТОО «ОЛБИС», АО «САТИС», 1994.
  174. Т. В. Интеллектуальная сфера и предпринимательство. Неприбыльный сектор // Альтернатива бизнесу и государству. М.: Изд-кий центр АНКИЛ, 1994.
  175. Е. Ставка на предпринимательство // Человек и труд. 1992. № 1.
  176. Н. М. Регулирование предпринимательской деятельности в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. 1992. -№ 12.
Заполнить форму текущей работой