Материалы для строительства укрепленных оснований автомобильных дорог с использованием отвальных электросталеплавильных шлаков
На основе установленных особенностей формирования структуры твердения мелкозернистых бетонов, содержащих шлакоизвестковое вяжущее и заполнитель из кварцитопесчаника, рекомендованы рациональные технологические режимы формирования слоев укрепленных дорожных оснований, позволяющие обеспечить высокие эксплуатационные характеристики автомобильных дорог при минимальных затратах на их строительство… Читать ещё >
Содержание
- 1. Аналитический обзор литературных данных
- 1. 1. Общие сведения о разновидностях шлаков, их отличия, область изученности
1.2 Теоретические предпосылки к использованию шлаков, содержащих ортосиликат кальция, в качестве вяжущих веществ. Классификация шлаков. Возможность применения шлаков в зависимости от подверженности силикатному распаду.
1.2.1 Теоретические предпосылки к использованию шлаков, содержащих ортосиликат кальция, в качестве вяжущих веществ.
1.2.2 Классификация шлаков. / 1.2.3 Возможность применения шлаков в зависимости от подвер ^ * женности силикатному распаду.
1.3 Разновидности использования шлаков как основного компонента неорганических вяжущих.
1А Основания автомобильных дорог из шлакоминеральных смесей.
Выводы по главе.
2. Методика экспериментальных исследований и свойства исследуемых материалов.
2.1 Методика экспериментальных исследований.
2.2 Методика обработки экспериментальных данных.
2.3 Химический состав и технологические свойства материалов.
Л 2.4 Фазовый состав отвальных электросталеплавильных шлаков
ОЭМК.
Выводы по главе.
3. Исследование вяжущих свойств шлаков ОЭМК.
3.1 Формулировка рабочей гипотезы исследований.
3.2 Обоснование и разработка способов активации отвальных электросталеплавильных шлаков ОЭМК.
3.3 Синтез гидратных новообразований шлакового камня и шлакоизвесткового вяжущего на его основе.
Выводы по главе.
4. Исследование композиционных материалов на основе ШИВ.
4.1 Обоснование выбора материалов, принятых для исследова
4.2 Влияние состава и свойств минерального заполнителя на процессы взаимодействия со шлакоизвестковым вяжущим.
4.3 Структурно-прочностные свойства мелкозернистых бетонов на основе ШИВ.
4.4 Эксплуатационные характеристики мелкозернистых бетонов на основе ШИВ.
Выводы по главе.
5. Внедрение результатов теоретических и экспериментальных исследований в производство и их экономическая эффективность.
5.1 Внедрение результатов теоретических и экспериментальных исследований в производство.
5.2 Экономическая эффективность результатов разработки.
Выводы по главе.
Материалы для строительства укрепленных оснований автомобильных дорог с использованием отвальных электросталеплавильных шлаков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. В настоящее время актуальным направлением в развитии дорожной сети России является строительство укрепленных конструкций дорожных одежд, которые позволяют повысить сроки службы и обеспечить высокие транспортно-эксплуатационные свойства автомобильных дорог. При этом в качестве вяжущих материалов для снижения себестоимости строительства подобных инженерных сооружений целесообразно применять отходы промышленности. В России имеется большое количество предприятий черной металлургии, на которых в зависимости от технологии производства металла, в больших количествах образуются шлаки различного состава и свойств.
Свойства доменных шлаков исследованы достаточно полно, поэтому они широко используются в строительстве, в том числе и автомобильных дорог. Однако большая группа металлургических предприятий, таких как Череповецкий, Тульский, Новолипецкий, «Амурсталь», Верх-Исетский, Оскольский и т. д., при производстве основной продукции образуют электросталеплавильные шлаки, свойства которых резко отличаются от шлаков доменного производства. Такие шлаки в связи со слабой изученностью не находят широкого производственного применения, поэтому на этих предприятиях скопились огромные запасы негранулированных саморассыпающихся шлаков. Так, например, на территории Оскольского электрометаллургического комбината (ОЭМК) Белгородской области в отвалах скопилось более 5 млн. т. шлаков, при ежегодном увеличении их количества на 400 тыс. тонн.
До настоящего времени не разработаны научные основы, учитывающие особенности гранулометрического и химического составов сталеплавильных шлаков ОЭМК, которые позволили бы обоснованно проектировать и строить различные конструктивные слои дорожных одежд.
В связи с выше изложенным, данная работа посвящена проблеме разработки эффективных вяжущих материалов из вторичных продуктов на основе саморассыпающихся металлургических шлаков для строительства укрепленных оснований автомобильных дорог.
Цель работы заключается в научном обосновании и разработке композитов с использованием основных сталеплавильных отвальных шлаков черной металлургии, технологии их производства и применения в дорожном строительстве.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
— уточнение минерального состава отвальных шлаков черной металлургии на примере шлаков ОЭМК;
— обоснование способов активации сталеплавильных основных саморассыпающихся шлаков ОЭМК, учитывая особенности его фазового состава;
— разработка рациональных составов шлаковых вяжущих при различных сроках твердения и дозировке активатора;
— разработка технологии производства мелкозернистых бетонов на основе шлакоизвестковых вяжущих (ШИВ) и применения их для устройства укрепленных оснований автомобильных дорог;
— обоснование технологических режимов уплотнения разработанных мелкозернистых бетонов;
— подготовка нормативных документов для реализации теоретических и экспериментальных исследований.
Научная новизна. Получены новые данные о фазовом составе отвальных шлаков ОЭМК как текущего выхода, так и хранившихся в отвалах в течение 3−4 лет. Доказано существование в шлаках ОЭМК бредигита, ларнита и геле-нита, что позволяет разработать на их основе эффективные дорожно-строительные материалы.
Установлено, что в основном шлаке ОЭМК без добавок активатора наблюдается гидратация геленита с образованием гидрогеленита, отличающегося недостаточными связующими свойствами. Ввод 10% гидроксида кальция позволяет стабилизировать состав высокоосновных волокнистых гидросиликатов кальция CSH — II, обладающих повышенной водои морозостойкостью, активизировать гидратацию геленита, вызывая синтез гидрогранатных фаз, которые в комплексе с гидросиликатами кальция способствуют повышению прочности шлакоизвесткового камня. Указанные данные явились теоретической предпосылкой к разработке рационального состава ШИВ;
Теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены в соответствии с теорией синтеза прочности технологические режимы формирования мелкозернистых бетонов на основе ШИВ.
Практическое значение работы. Предложена рациональная область использования ранее не востребованных крупнотоннажных отходов сталеплавильной промышленности — отвальных шлаков и известисоставлены рекомендации по их использованию в качестве сырьевых компонентов при производстве бетонов для дорожного строительства.
Разработанные составы мелкозернистых бетонов на основе ШИВ существенно расширяют ассортимент материалов, используемых в дорожном строительстве, и снижают стоимость строительства автомобильных дорог.
Разработана технология производства мелкозернистых бетонов на основе активированных саморассыпающихся отвальных шлаков ОЭМК с использованием действующего оборудования и производственных мощностей асфальтобетонных заводов.
На основе установленных особенностей формирования структуры твердения мелкозернистых бетонов, содержащих шлакоизвестковое вяжущее и заполнитель из кварцитопесчаника, рекомендованы рациональные технологические режимы формирования слоев укрепленных дорожных оснований, позволяющие обеспечить высокие эксплуатационные характеристики автомобильных дорог при минимальных затратах на их строительство.
На защиту выносятся:
— новые данные о фазовом составе основных саморассыпающихся шлаках ОЭМК и продуктов их гидратации;
— особенности гидратации и фазообразования шлака ОЭМК с известковым активатором в различные сроки твердения;
— рациональные составы мелкозернистых бетонов для строительства укрепленных оснований автомобильных дорог на основе шлаков ОЭМК и технология их производства;
— обоснование рациональных технологических режимов уплотнения дорожных оснований из разработанных материалов.
Внедрение результатов исследований.
Результаты работы внедрены при строительстве подъездной автомобильной дороги в г. Белгороде.
Для широкомасштабного использования результатов научно-исследовательской работы при строительстве и реконструкции автомобильных дорог разработаны следующие нормативные документы:
— технические условия на «Смесь из отсевов дробления щебня, обработанная шлакоизвестковым вяжущим». ТУ 5717−009−2 066 339−2002;
— технологический регламент на «Изготовление смесей из отсевов дробления щебня, обработанных шлакоизвестковым вяжущим».
Теоретические положения диссертационной работы, а также результаты экспериментальных исследований используются в учебном процессе при подготовке инженеров по специальности 291 000 — Автомобильные дороги и аэродромы.
Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы были изложены на Международной научно-практической конференции «Качество, безопасность, энергои ресурсосбережение в промышленности строительных материалов и строительстве на пороге XXI века» (Белгород, 2000) — Всероссийской XXXI научно-технической конференции «Актуальные проблемы современного строительства» (Пенза, 2001) — Седьмые академические чтения РААСН «Современные проблемы строительного материаловедения» (Белгород, 2001) — Международная научная конференция «Опыт и проблемы современного развития дорожного комплекса Украины на этапе вхождения в Европейское сообщество» (Харьков, 2002).
Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 6 научных статей.
Объем и структура диссертации. Работа выполнена в Белгородском государственном технологическом университете им. В. Г. Шухова на кафедре «Автомобильные дороги и аэродромы».
Автор выражает благодарность научному руководителю: профессору Г. С. Духовному, а также всем сотрудникам кафедр АДА и СМиК, за поддержку и помощь при выполнении работы.
Диссертация состоит из введения, 5- глав, основных выводов, списка литературы, содержащего 147 наименований, и приложений. Работа изложена на 152 страницах машинописного текста, содержит 29 таблиц, 24 рисунка, 3 приложения.
8. Результаты работы по применению мелкозернистых бетонов на основе ШИВ в качестве слоя основания дорожной одежды отражены в разработанных технических условиях ТУ 5717−009−2 066 339−2002 «Смесь из отсевов дробления щебня, обработанная шлакоизвестковым вяжущим», технологическом регламент на изготовление смесей из отсевов дробления щебня, обработанных ШИВ, а также при строительстве подъездной автомобильной дороги в г. Белгороде.
Расчетный экономический годовой эффект от внедрения результатов работы составил 4662 руб. на 100 м² устроенного основания.
Список литературы
- Белянкин Д.С., Иванов Б. В., Лапин В. В. Петрография технического камня. -М.: Изд-во АН СССР, 1952. 183 с.
- Бенштейн Ю.И. Исследование взаимодействия гидратных новообразований цементного камня с заполнителями: Автореф. дис.. канд. техн. наук. М.: 1971.-21с.
- Боженов П.И. Комплексное использование минерального сырья и экология. М.: Изд. Ассоц. строит, вузов, 1994. — 267 с.
- Боженов П.И. Технология автоклавных материалов. Л.: Стройиздат, 1978. -368 с.
- Будников П.П., Азелицкая Р. Д. Доклады АН СССР, т. 108, № 3, 1956. С. -205−209.
- Будников П.П., Азелицкая Р. Д. Доклады ЖПХ, 1957. № 1. С. 115−118.
- Будников П.П., Горшков B.C., Хмелевская Т. А. Оценка вяжущих свойств шлаков по их химико-минералогическому составу // Строительные материалы.- 1960.-№ 5.- С. 29−33.
- Булатова З.И., Тулин М. А., Кейс Н. В., Сорокин Ю. В. Свойства и использование сталеплавильных шлаков Челябинского металлургического завода // Шлаки черной металлургии: Сб.тр./ УралНИИИЧМ. Свердловск, 1974.-Т.20,-С. 18−48.
- Бутт Ю. М., Волконский Б. В., Егоров и др. Справочник по химии цемента // Под ред. Волконского Б. В. и Судакаса С. Г. Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1980.-224 с.
- Бутт Ю.М., Тимашев В. В., Бенштейн Ю. И. и др. Исследование контактной зоны в сгустках гидроокиси кальция с кварцем // Строительные материалы и их производство. Воронеж: ВГУ 1974, Вып.1. — С. 37−41.
- Бутт Ю. М., Тимашев В. В. Портландцементный клинкер. М.: Изд-во литры по стр-ву, 1967. — 303 с.
- Бутт Ю. М., Сычев М. М., Тимашев В. В. Химическая технология вяжущих материалов. -М.: Высш. школа, 1980. 472с.
- Васильев Ю. М., Агафонцева В. П., Исаев B.C. и др. Дорожные одежды с основаниями из укрепленных материалов. — М.: Транспорт, 1989. — 191 с.
- Волженский А.В., Буров Ю. С., Виноградов Б. Н., Гладких К. В. Бетоны и изделия из шлаковых и зольных материалов. М.: Стройиздат, 1969. — 392 с.
- Волженский А.В., Буров Ю. С., Колокольников B.C. и др. Минеральные вяжущие вещества. М.: Стройиздат, 1979. — 476 с.
- Волков М.И., Иванов Ф. М., Королев И. В. и др. Металлургические шлаки в дорожном строительстве. М.: Автотрансиздат, 1959 — 183с.
- Воскобойников В.Г., Еднерал П. Ф., Кудрин В. А. и др. Общая металлургия.- М.: Металлургия, 1973. 463 с.
- Воронин К.М. Стабилизация структуры и свойств мартеновского шлака для повышения эффективности его использования в строительстве: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Магнитогорск, 1998. — 18 с.
- Временные технические правила устройства дорожных оснований из доменных шлаков / Минавтодор РСФСР. М.: Автотрансиздат, 1954. — 20с.
- Гиндис Я.П. Технология переработки шлаков. М.: Стройиздат, 1991.- 280 с.
- Глуховский В.Д., Пахомов В. А. Грунтосиликаты, шлакощелочные цементы и бетоны. Киев, Будивельник, 1978. — 182 с.
- Глуховский В.Д. Шлакощелочные бетоны на мелкозернистых заполнителях. Киев: Вища школа, 1981. — 224 с.
- Глуховский В.Д., Кривенко П. В., Румынова Г. В., Герасимчук B.JI. Производство бетонов и конструкций на основе шлакощелочных вяжущих. Киев: Будивельник, 1988. — 143 с.
- Говоров А.А., Овраменко В. И., Овчаренко A.M. Исследование гидратаци-онного твердения диспергированного мервинита // Известия АН СССР, серия неорганические материалы .- 1970.-Т.6, № 4-С. 17−29.
- Голубчий А.В. Камни бетонные стеновые на гранулированных металлургических шлаках и шлакощелочных вяжущих // Строительные материалы, № 8, 1994.-С. 24−26
- Гончар Л.И., Сергиенко А. А. Использование гранулированных шлаков для производства высокопрочных бетонов // Металлург. 1994. — № 6. — С. 24−25.
- Гончарова М.Ю. Строительные материалы гидратационного твердения из нискоосновных доменных шлаков: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Белгород: 2000.-16 с.
- Горлова А.Р., Сорочан Е. А. Использование шлаков для устройства оснований промышленных зданий и сооружений // Промышленное строительство.-1971.- № 9.- С.13−15.
- Горшков B.C. Гидратационные и вяжущие свойства шлаков, составляющих их минералов и стекла: Автореф. дис. докт. техн. наук.- М.: 1971. 22с.
- Горшков B.C. Гидратационные свойства мервинита, диопсида, родонита и сфена// Строительные материалы .-1967.-№ 5.-С.13−15.
- Горшков B.C., Тимашев В. В., Савельев В. Г. Методы физико-химического анализа вяжущих веществ. М.: Высш. школа. 1981. — 335 с.
- Горшков В.В., Хмелевская Т. А. Исследование процесса гидратации минералов, входящих в состав шлаков / Сб.тр./ ВНИИНСМ. М.: Госстройиздат, I960.- С. 75−129.
- Горшков B.C., Александров С. Е., Иващенко С. И., Горшкова И. В. Комплексная переработка и использование металлургических шлаков в строительстве. М.: Стройиздат, 1985. — 272 с.
- ГОСТ 3344–83. Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия. -М.: Изд-во стандартов, 1984. 17 с.
- ГОСТ 10 180–90. Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам. М.: Изд-во стандартов, 1990. 45 с.
- ГОСТ 10 060–95. Бетоны. Методы определения морозостойкости. М.: Изд-во стандартов, 1996. — 70 с.
- ГОСТ 23 558–94. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1995. — 15 с.
- ГОСТ 22 688–77. Известь строительная. Методы испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1978. — 37 с.
- ГОСТ 8269.0−97. Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний. М.: МНТКС, 1998. 99 с.
- ГОСТ 5382–91. Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа. М.: Изд-во стандартов, 1991. — 95 с.
- ГОСТ 8736–93. Песок для строительных работ. Технические условия. М.: МНТКС, 1995.-14 с.
- Гридчин A.M. Дорожно-строительные материалы из отходов промышленности. Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 1997. — 204 с.
- Гультяй И.И., Соколов Г. А. Шлаки доменной печи // Металлургия и топливо, 1963.- № 4.
- Гутман А. Применение доменных шлаков. ГНТИ УССР, 1935. 215 с.
- Дворкин Л.И., Пашков И. А. Строительные материалы из отходов промышленности. К.: Выща шк., 1989. — 208 с.
- Дворкин Л.И. Принципиально новые приемы и методы использования техногенных продуктов при производстве различных видов строительных материалов. М.: ВНИИЭСМ, 1990. — 107 с.
- Довгопол В. И., Панфилов М. И., Филиппова Е. И., Менаджиева Р. А. Переработка и использование шлаков черной металлургии. М.: Транспорт, 1983.-218 с.
- Довгопол В.И., Медведев А. А., Потанина А. А., Урявин Г. А. Экономика комплексного использования железорудного сырья. — М.: Металлургия, 1992. -148 с.
- Ерихемзон Логвинский Л. Ю. Исследование технологических условий грануляции шлаковых расплавов у доменных печей. — Киев: «Техшка», 1967. — 43 с.
- Жило Н.Л. Формирование и свойства доменных шлаков. М.: Металлургия, 1971. — 120 с.
- Журавлев П.В. Синтез низкоосновного малоэнергоемкого клинкера с использованием шлаков и получение высококачественного смешанного цемента: Автореф. дис. канд. техн. наук / БелГТАСМ. Белгород, 2000. — 16 с.
- Закревский Т.Б. Активация доменных гранулированных шлаков. Автомобильные дороги, 1967. № 2. — С.9
- Зильбер М.К. Водотермическая обработка шлаковых расплавов // Сб.: Вопросы шлакопереработки. Челябинск, — 1960. — С. 193−219.
- Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа. ВСН 46−83. Министерство транспортного строительства СССР. — М.: Транспорт, 1985.- 157 с.
- Карелин B.C. Экономическая эффективность производства и применения шлакопортландцемента // Цемент. — 1981. № 11. С.3−5.
- Киршина К.В., Бабичева Г. Ф., Опарина О. Н., Аниськова Е. Ю. Использование сталеплавильных шлаков черной металлургии при строительстве и ремонте автомобильных дорог // Дорожно-строительные материалы: Сб.тр. Гипро-дорНИИ. М., 1973.- Вып.7.- С.109−119.
- Калашников В.И., Нестеров В. Ю., Викторова О. Л., Крестин И. Н. Шлако-карбонатные композиты // Тез. док. XXIX всероссийской научн.- техн. конф. профессорско-пред. состава, науч. работников, асп., студ. Пенза: ПГАСА, 1997. — С. 54−55.
- Калашников В.И., Демьянова B.C., Викторова О. Л., Нестеров В. Ю. Оптимизация составов шлакокарбонатных композитов // Материалы межд. научно-техн. конф.: Современные проблемы строительного материаловедения. Пенза: ПГАСА, 1998. — С. 189−190.
- Карнаухов Ю.П., Шарова В. В., Подвольская Е. Н. Вяжущие на основе отвальной золошлаковой смеси и жидкого стекла из микрокремнезема // Строительные материалы, № 5, 1998. С. 12−13.
- Климашев Ф.С. Дорожные основания из доменных шлаков. М.: Авто-трансиздат, 1955. — 32с.
- Котельников В.М., Ольгинский Ф. Я., Щербаков И. И., Воронина Е. В., Ви-ничук Г.Н. Использование электросталеплавильных шлаков в качестве вяжущего для закладки // Сталь. 1981. — № 11. — С. 31 -32.
- Краснослободская З.И. Исследование процесса твердения доменных шлаков: Автореф. дис.. канд. техн. наук Новочеркасск: Новочерк. политех, инт, 1961.-23 с.
- Кривенко П.В., Скурчинская Ж. В., Сидоренко Ю. А. Шлакощелочные вяжущие нового поколения // Цемент. 1991. — № 11/12. — С.4−8.
- Кривенко П.В., Константиновский Б. Я., Ракша В. А., Клименко В. А. Шлакощелочные вяжущие и бетоны для корпусных деталей станков // Цемент, 1991,№ 11−12.-С. 15−19.
- Кузнецова Т. В. Смешанные и специальные цементы // Цемент.-1987.-№ 6. — С.13−17.
- Кузнецова Т.В., Кудряшов И. В., Тимашев В. В. Физическая химия вяжущих материалов. М.: Высшая школа, 1989. — 384 с.
- Лагунов Г. Л. Свойства и технология шлаковых строительных материалов. -М.: Промстройиздат, 1949. 391 с.
- Лапин В.В. Петрография металлургических и топливных шлаков. М.: Изд-во АН СССР, 1956. — 325 с.
- Лапкина Ю.В., Васильева С. Н., Утков В. А. и др. Шлаки черной металлургии, их переработка и применение. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1968. Т.8. — с. 203−210.
- Лелебина О.Ф. Шлакосиликатные бетоны с активными заполнителями // Проблемы материаловедения и совершенствование технологии производства строительных изделий: Сб. науч. тр./БТИСМ. Белгород, 1990. — С. 115−123.
- Лесовик B.C. Строительные материалы из отходов горнорудного производства Курской магнитной аномалии. М.- Белгород: Изд-во АСВ, 1996. — С. 155.
- Лесовик B.C. Снижение энергоемкости производства строительных материалов с учетом генезиса горных пород: Автореф. дис.. докт. техн. наук. -Москва: МГСУ, 1997. 38 с.
- Матвеенко О.И. Цементные системы с добавкой экологически чистых модификаторов: Автореф. дис. канд. техн. наук. Белгород: 1999. — 16 с.
- Митропольский А.К. Техника статистических вычислений. М.: Изд-во «Наука», 1981.-57 с.
- Михайлов А. С. О механизме гидролиза фосфатов кальция // Неорганическая химия. -1968. № 9. — С. 2356−2359.
- Могилевич В. М., Щербаков Р. П., Тюменцев О. В. Дорожные одежды из цементогрунта. М.: Транспорт, 1973. — 214 с.
- Моранвиль-Регур М., Бойкова А. И. Химия, структура, свойства и качество клинкера // 9 Международный конгресс по химии цемента. Нью-Дели, Индия, 1992. Г. Д. № 1. Москва: Алгоритм, 1994. — С. 11−64.
- Нестеров П.М., Нестеров А. П. Экономика природопользования и рынок -М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997 413 с.
- Ольгинский А.Г., Куряга В. А. О влиянии минералогического состава заполнителя на особенности контакта с цементным камнем // Снижение материалоемкости и повышение долговечности строительных изделий. — Киев: Бу-дивельник, 1974.-С. 8−12.
- Ольгинский А.Г., Чернявский B.JI. Влияние среды на адаптацию зоны контакта заполнителей с цементным камнем в бетоне // Бетон и железобетон. -2000. № 4. — С.5−8.
- Остроухов М.Я. Процессы шлакообразования в доменной печи. М.: Ме-таллургиздат, 1963. — 223 с.
- Окороков С.Д., Голынко Вольфсон С.Л., Яркина Т.Н.//Труды НИИЦе-мента, вып. 9, 1952. — С. 99−112.
- Панфилов М.И. Полная переработка шлаков путь к безотходной технологии производства чугуна и стали // Переработка и использование доменных, сталеплавильных и ферросплавных шлаков: Сб. науч. тр./ УралНИИЧМ. -Свердловск, 1981. — С. 5−10.
- Патент № 52−32 366 (Япония). Способ стабилизации свойств конверторного шлака. -1977.
- Петров Т.М., Комохов П. Г. Влияние особенностей сталеплавильных шлаков на свойства шлакощелочных вяжущих // Цемент. 1991. — № 9. — С.6−12.
- Пухальский Г. В. Применение мартеновских шлаков в строительном производстве // Шлаковые заполнители и бетоны на их основе: Сб.тр./ХАДИ.-Харьков, 1958.-С.36−39.
- Пухальский Г. В. Переработка и применение мартеновских шлаков в строительстве // Промышленное строительство. 1961.- № 1С.32−34.
- Поспелова Е. А. Повышение эффективности технологии строительных материалов путем регулирования процессов переноса: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Белгород, 1999. — 17 с.
- Рамачандран B.C. Применение дифференциального термического анализа в химии цементов. -М.: Стройиздат, 1977. 408 с.
- Рахимбаев Ш. М., Лелебина О. Ф. Бесклинкерные вяжущие на основе промышленных отходов // Совершенствование технологии вяжущих, бетонов и железобетонных конструкций: Межвуз. сб. науч. тр./ППИ. Пермь, 1989. — С. 135.
- Романенко А.Г., Орнинский Н. В. Переработка доменных шлаков. М.: Чер-метинформация, 1971. — 63 с.
- Романенко А.Г. Металлургические шлаки. М.: Металлургия, 1977. — 192 с.
- Рояк С.М., Школьник Я. Ш., Санова А. Н. К вопросу механизма гидратации шлаков // Шлаки черной металлургии: Сб.тр./ УралНИИИЧМ. Свердловск, 1972.- Т.14, — С.53−67.
- Рунова Р. Ф., Майстренко А. А., Барибаев Ш. А. Использование электро-термофосфорного шлака в материалах контактного твердения // Цемент. -1996. № 2. — С.30−33.
- Рыбьев И.А. Разработка новых материалов и технологий с общих позиций теории ИСК // Проблемы строительного материаловедения и новые технологии: Межвуз. тем. сб. науч. трудов. Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 1995, — Ч. 2. — С.3−12.
- Рыбьев И.А. Строительные материалы на основе вяжущих веществ. М.: Высш. школа, 1978. — 309 с.
- Сватовская Л. Б., Смирнова Т. В., Соловьева В. Я., Сычев М. М. и др. Особенности криогидратации белитсодержащих материалов // Цемент. 1991. — № 9. — С.ЗО.
- Сватовская Л.Б., Соловьев В. Я., Герке С. Г., Чибисов Н. П., Смирнова Т"В. Гидратационные особенности поведения шлаков разной природы // Мол. ученые, аспиранты и докторанты Петербург, гос. ун-та путей сообщ. — СПб., -1996.-С. 108−111.
- Сиверцев Г. Н. Пробужденный бетон. Киев: Гостехиздат Украины, 1950. — 235 с.
- Сиверцев Г. Н. Гидравлическая активность доменных шлаков // Научное сообщение ЦНИПС, 1955. № 18. С. 8−12.
- Сиверцев Г. Н. Гидратация шлаковых вяжущих // Доменные шлаки в строительстве: Сб.тр./Изд-во по строительству и архитектуре. Киев, 1956.-С. 85−100.
- Смирнов А.А., Раковский Э. Н., Горелышев Н. В., Глуховцев И. Я., Исаев B.C. Основания автомобильных дорог из шлакоминеральных смесей // Автомобильные дороги. 1989. — № 8. — С. 15−16.
- Стрелков М.И. Структурообразующие и деструктивные функции диспер-гационного набухания в вяжущих системах // Твердение цемента: Тез. докл. и сообщ. Всесоюз. совещ.: Сб.тр./ Уфа, 1974. С. 183−184.
- Строганов А.И. Металлургические шлаки и применение их в строительстве. М.: Стройиздат, 1962.-С.32−50.
- Строкова В.В. Влияние генетических особенностей кварца на синтез новообразований в системе Ca0-Si02-H20: Автореф. дис. .канд. техн. наук. — М.: 1997.-22с.
- Строкова В.В., Лесовик Р. В. Влияние дефектов кристаллической решетки кварца на прочностные показатели силикатных автоклавных материалов //
- Эффективные конструкции и материалы зданий и сооружений: Межвуз. сб. трудов. Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 1999. — С. 68−72.
- Сычев М.М. Влияние состава и структуры стеклообразных шлаков в системе Ca0-Si02-Fe203 на их вяжущие свойства // Известия АН СССР, серия неорганические материалы. 1956.-Т.1, № 11- С.32−54.
- Тамарин М.Д. О причинах распада доменных шлаков // Сталь, 1961. № 11. С. 976−977.
- Торопов Н.А., Астреева О. М. Химия цемента. Цемент, 1949. № 2. — С. 2128.
- Торопов Н.А. О последовательности выделения кристаллических фаз различного состава из силикатных расплавов // Стеклообразное состояние. М.: Изд-во АН СССР, 1963 — с. 117−119.
- Тулаев А.Я., Королев М. В., Исаев B.C., Юмашев В. М. Дорожные одежды с использованием шлаков. М.: Транспорт, 1986. — 221 с.
- Тимашев В.В. Труды МХТИ им. Д. И. Менделеева. 1957.- № 24. — С. 6980.
- Успенский В.А., Шаранов М. А. Переработка и применение шлаковых расплавов. Киев: «Буд1вельник», 1965. — 31 с.
- Филиппова Е.И. Переработка шлаков за рубежом // Переработка и использование доменных, сталеплавильных и ферросплавных шлаков: Сб. науч. тр./УралНИИЧМ. Свердловск, 1981.-С. 17−26.
- Ходасевич В.Е., Шкарупа В. И., Попов В. В. Применение сталеплавильных шлаков при строительстве золошламонакопителей металлургических заводов // Реферативная информация. М.: ВНИИЭСМ, 1976.-Вып.7. — 58 с.
- Чиркова В.В., Скурчинская Ж. В. Специальные шлакощелочные бетоны // Цемент. 1985. — № 3. — С. 16−17.
- Чуйкова И.С. Снижение радиоактивности строительных материалов: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Белгород, 2002. — 17 с.
- Якунин О. А., Лыженко И. Г. Использование металлургических шлаков в дорожном строительстве // Дорожно-строительные материалы: Сб.тр./СоюздорНИИ. М., 1970.- Вып.41. — С.95−109.
- Акоф Р., Сосиени М. Основы исследования операций. М.: Мир, 1988. — 534 с.
- Derdacka Grzymek A., Grzymek J. Mecanisme de la stabilization dans la transformation polimorphigue beta — gamma C2S // 7e Congres International de la Chimie des Ciments. — Paris, 1980. — Vol. II. -1.134−139.
- Миджлей X. Полиморфизм ортосиликата кальция // VI Международный конгресс по химии цемента. — М.: Стройиздат. — 1976. С.63−68.
- Тейлор X. Химия цемента. М.: Изд-во «Мир». — 1996. — С.22−25.
- Tromel G., Tix W., Heinke R. «Toning. Ztg.», 93. № 1. 1969. — C. l-8.
- К вопросу о саморассыпании двухкальциевого силиката // Rock Products. -1959.-№ 8.-С.18.
- Hanada М., Tanaka Н., Sakurai S., Chikano Т. and Murakami К.- «.В. Yogyo Koyaki Shi», 1960, 68, 307.
- Nurse R.W. and Midgley H.G. (Edted by Taylor, H.F.W) The Chemistry of Cements, vol.2, Akademic Press, New York, 1964.
- Samaddar B. and Lahiri D. «Trans.Indian.Geram.Soc.», 1962, 21, 75.
- Kalousek G.L.- «J.Am.Inst.», 1954, 25, 365.
- Midgley M.G. and Chopra S.K. -" Mag. Concrete Res.", 1960, 12, 73.
- Luxan M.P., Setolongo R. Dorrego F. Herrero E. Characteristics of the slags produced in the fusion of scrap steel by electric are furnace // Cem. and Concr. Res.: An International Journal. 2000. — 30, — № 4. — P. 517−519.
- Collins Frank, Sanjayan J.G. Strength and shrinkage properties of alkaliacti-vated slag concrete placed into a large column // Gem. and Concr. Res. — 1999. 29, № 5.-P. 659−666.
- Garboczi Edward Y., Bentz Dale P. // Digital simulation of the aggregate-cement paste interfacial zone in concrete -1991. 6 № 1. — P. 196−201.
- Wand Yanmou, Li Shaozheng, Lu Yonghua, Su Muzhen // Microstructure of interfacial zones between hardened sulfoaluminate cement paste and aggregate. 9-th Int. Congr. Chem. Cem., New Delhi, 1992, Vol. 5, P. 184−190.
- Hanehara Shunsuke, Hirao Hiroshi, Uchikawa Hiroshi // Chichibu onoda ken-kyu hokoku. J. Res 1996. — 47 № 130. P. 38−43.147. «Entschlackter» Zeitplan. Baust. Recycl.+Deponietechn. 2001.-17, № 4. P. 24−26.1