Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-гигиенические аспекты состояния здоровья студентов медицинского колледжа и пути профилактики их заболеваемости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ведущими медико-социальными характеристиками, влияющими на состояние здоровья студентов медицинского колледжа, по мере убывания являются: «степень уверенности в собственных знаниях по индивидуальной. t профилактике», «неудовлетворенность, оказанной им медицинской помощью», «продолжительность занятий», «большой объем заданий на дом»,., «длительность сна», «курение», «употребление алкоголя» — для… Читать ещё >

Содержание

  • Список условных сокращений
  • Термины и определения
  • Введение. 1'
  • Глава 1. Здоровье студентов (по данным литературы)
    • 1. 1. Состояние здоровья студентов, проблемы и пути их решения
    • 1. 2. Подготовка специалистов сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения
  • Глава 2. Программа, материалы и методы исследования
  • Глава 3. Общая характеристика состояния здоровья студентов медицинского колледжа и оказание им медицинской помощи
  • Глава 4. Медико-социальная характеристика студентов базового медицинского колледжа по материалам социально-гигиенического исследования)
  • Глава 5. Моделирование и прогнозирование состояния здоровья студентов медицинского колледжа по медико-социальным факторам риска и профилактика их заболеваемости
    • 5. 1. Взаимосвязь состояния здоровья студентов медицинского колледжа с их медико-социальными характеристиками с учетом места жительства
    • 5. 2. Моделирование и прогнозирование состояния здоровья студентов медицинского колледжа по медико-социальным факторам риска
    • 5. 3. Профилактика нарушения состояния здоровья студентов медицинского колледжа с учетом их медико-социальных характеристик
  • Выводы

Социально-гигиенические аспекты состояния здоровья студентов медицинского колледжа и пути профилактики их заболеваемости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях реформирования здравоохранения и реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование», одной из проблем здравоохранения является поиск путей для укрепления и сохранения здоровья студентов. Ситуация усугубляется ростом среди студентов, как представителей молодежи, вредных для здоровья привычек (курение, алкоголь, наркомания, токсикомания), сопровождающихся снижением качества жизни и нравственных ценностей. Постоянная психологическая напряженность, неуверенность в своем будущем требует от студентов мобилизации сил для адаптации к новым условиям проживания, обучения, высокой умственной нагрузке, сопровождающейся гиподинамией, интенсификацией учебного процесса, ослаблением внимания к вопросам физического развития, ухудшением качества питания и другими негативными факторами (Агаджанян Н.А., 1997; Баранов А. А., 1999, 2007; Зайцев В. П., 2000; Ста-родубов В.И., 2003; Кучма В. Р., 2002; Ляхович А. В., 1995; Максимова Т. М., 2002; Непряхин Д. В., 2005 и т. д.). В связи с этим, на первый план выступает выявление факторов риска, нарушающих состояние здоровья студентов, и разработка мер профилактики по сохранению и укреплению здоровья данного контингента населения.

Студенты относятся к группе повышенного риска, так как организм молодых людей находится в процессе активной физиологической перестройки, происходит социализация личности, адаптация к новым условиям (Кича Д.И., 1984,1985; Перфильева Г. М., 1996).

Данная группа населения характеризуется радикальными изменениями1 показателей здоровья, по сравнению с предшествующим* и последующим возрастными периодами, интенсивными процессами формирования личности, резким изменением сферы интересов и потребностей, которые ярко отличаются от других возрастных групп, что требует повышенного внимания к абитуриентам и студентам, как педагогов, так и медицинских работников (Вишняков Н.И. и др., 2007).

Однако, недостаток информации о влиянии медико-социальных факторов на состояние здоровья студентов, и в первую очередь студентов медицинских колледжей^ будущих специалистов системы здравоохранения, затрудняет текущее и перспективное планирование мероприятий по профилактике их заболеваемости и формированию здорового образа жизни, что определило актуальность, цель и задачи исследования.

Исследование вошло в план НИР Национального НИИ общественного здоровья РАМН и в план НИР Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н: Бурденко (государственный номер регистрации 01.99.7 719).

Цель исследования: на основе изучения особенностей состояния здоровья студентов медицинского колледжа с учетом медико-социальных характеристик и места жительства до поступления" в колледж, разработать и внедрить научно-обоснованные рекомендации по сохранению здоровья студентов и профилактике их заболеваемости.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1) изучить существующие в настоящее время данные о состоянии здоровья студентов и медико-социальных факторах, влияющих на их организм, для разработки методики комплексного социально-гигиенического исследования состояния здоровья с учетом места жительства до поступления в колледж;

2) проанализировать особенности медико-социальных характеристик студентов медицинского колледжа^ с учетом места жительства до поступления в колледж и курса обучения, определить ведущие факторы, влияющие на состояние их здоровья;

3) выявить взаимосвязи состояния здоровья студентов медицинского колледжа с медико-социальными характеристиками;

4) разработать и внедрить научно-обоснованные рекомендации и организационно-методическую модель диспансеризации, направленную на профилактику заболеваемости студентов медицинского колледжа с учетом медико-социальных факторов риска.

Научная, новизна исследования заключается в том, что на региональном уровне, впервые:

— проведено комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья студентов медицинского колледжа с учетом места жительства до поступления в колледж, позволившее получить новые данные о состоянии их здоровья;

— выделены основные медико-социальные характеристики, влияющие на состояние здоровья студентов медицинского колледжа, связанные с их образом жизни и условиями, обучения в колледже;

— проведен анализ и доказана взаимосвязь состояния здоровья студентов медицинского колледжа с их образом жизни, местом жительства до* поступления в колледж, курсом обучения и интенсификацией учебного процесса;

— разработаны и внедрены научно-обоснованные рекомендации и организационно-методическая модель диспансеризации, направленные на профилактику заболеваемости студентов медицинского колледжа с учетом медико-социальных факторов риска, позволяющие прогнозировать изменения в состоянии их здоровья.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что на региональном уровне выявлены, новые закономерности, характеризующие особенности состояния здоровья студентов медицинского колледжа, их взаимосвязь с образом жизни, местом жительства до поступления в колледж, курсом обучения и интенсификацией учебного процесса, а полученные выводы и разработанные практические рекомендации дают возможность их использовать в работе органов и учреждений здравоохранения, обслуживающих студентов, учреждений образования и органов’законодательной’и исполнительной власти.

Выявленные тенденции могут быть использованы в практическом-здравоохранении' для. текущего и перспективного планирования медико-социальных и медико-организационных мероприятий по ¦ охране здоровья, данного контингента населения.

Разработанные прогностические модели изменения в состоянии здоровья студентов медицинского колледжа рекомендованы учреждениям здравоохранения, обслуживающим студентов, для формирования диспансерных групп с учетом выявленных медико-социальных факторов риска.

Подготовленные научно-обоснованные рекомендации и организационно-методическая модель диспансеризациимогут быть использованы для совершенствования и повышения качества лечебно-профилактической помощи студентам медицинского колледжа.

Внедрение результатов исследования в практику. Материалы^ исследования внедрены в учебный процесс Воронежского базового медицинского колледжа (акт внедрения от 20.04.06) и кафедры общественного здоровья, экономики и управления в здравоохранении института последипломного медицинского образования Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко (акт внедрения от 26.06.06), а также в деятельность городской студенческой поликлиники города Воронежа (акт внедрения от 16.03.07). Результаты исследования используются медицинскими колледжами и училищами Воронежской области с целью совершенствования лечебно-профилактической помощи студентам (акт внедрения от 22.05.07. акт внедрения от 15.10.07.) (Приложение 6).

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях, семинарах и совещаниях: научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения и деятельности сестринского персонала» (Липецк, 2003) — научно-практической конференции «Здоровый образ жизни и здоровье студентов» (Белгород — Ст. Оскол, 2003) — межрегиональной, научно-практической конференции молодых учёных «Новые технологии в биологии и медицине» (Воронеж, 2004) — областной сестринской конференции «Роль сестринского персонала в профилактике артериальной гипертензии» (Воронеж, 2004) — межрегиональной научно-практической конференции молодых учёных с международным участием «Современные направления теоретической и практической медицины» (Воронеж, 2005, 2006) — научно-практической конференции «Проблемы современной семьи: нравственно-психологические, правовые и социально-экономические аспекты» (Воронеж, 2006) — IX международной научно-практической конференции «Акмеологические подходы к становлению и развитию профессионала как специалиста и личности в системе среднего-профессионального образования» (Воронеж, 2007) — на ежегодных межкафедральных конференциях Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденкона кафедре общественного здоровья, экономики и управления в здравоохранении института последипломного медицинского образования Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко (2003;2007 гг.).

Публикации. Положения диссертации отражены в 15 и тезисах докладов, в том числе 2 работы в журналах, рекомендованных ВАК Российской Федерации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Важнейшие тенденции в состоянии здоровья студентов медицинского колледжа как медико-социальная проблема.

2. Особенности медико-социальных характеристик контингента студентов, обучающихся в медицинском колледже, в зависимости от места жительства до поступления в колледж и курса обучения.

3. Взаимосвязь состояния здоровья студентов медицинского колледжа, его изменения в процессе обучения, пропусков занятий по болезни и групп здоровья с медико-социальными характеристиками с учетом места жительства до поступления в колледж.

4. Совершенствование организационно-методической работы по диспансеризации студентов медицинского колледжа на основе автоматизированной программы моделирования и прогнозирования с учетом медико-социальных факторов риска.

Структура и объем диссертационной работы. Основное содержание работы изложено на 177 страницах машинописного текста, иллюстрирована 40 таблицами и 14 рисунками. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов и предложений, списка литературы, состоящего из 139 отечественных и 23 зарубежных авторов, приложений, материалов, подтверждающих внедрение результатов исследования в практику.

Выводы.

1. Комплексный медико-социальный подход к анализу состояния здоровья студентов медицинского колледжа с использованием современных социально-гигиенических и математических методов, компьютерных информационных систем позволили выявить основные закономерности и определить степень взаимосвязи состояния их здоровья с медико-социальными характеристиками, а таюке получить возможность прогнозировать изменения в состоянии здоровья студентов и обосновать приоритетные направления профилактики.

2. Данные объективных исследований свидетельствуют, что состояние здоровья студентов из малых городов, поступающих учиться в медицинский колледж, имеют лучшие показатели состояния здоровья по сравнению с городскими. По мере обучения наблюдается снижение удельного веса «здоровых» лиц и рост численности «больных» как среди городских, так и среди, студентов из малых городов. На последнем году обучения, нарборот, увеличивается удельный вес «здоровых» студентов и уменьшается численность «больных», что, по нашему мнению, связано с процессами адаптации организма бывших школьников к условиям обучения в медицинском колледже, а также с приближением медицинской помощи к данному контингенту населения по месту обучения, тесной взаимосвязи с лечебно-профилактическим учреждением, организацией регулярных медосмотров врачом здравпункта колледжа и успешным проведением плана оздоровительных мероприятий.

3. Анализ результатов социально-гигиенического исследования студентов медицинского колледжа выявил следующие особенности их медико-социальных характеристик: более половины студентов не зависимо от места жительства до поступления в колледж оценивают жилищные условия как хорошие, материальное положение — как удовлетворительное, питание — как хорошее (55,2%±1,44 и 50,3±2,66- 57,2%±2,1 и 61,6%±2,91- 51,1%±2,14 и.

51,4%±2,68 соответственно при t < 2) — более трети студентов не досыпают (35,6%±2,02 и 42,7%±2,62- t=2,15), злоупотребляют курением (19,3±1,67 и15,2±-1,89- t=l, 64), а большая часть студентов употребляет алкоголь только по праздникам (67,7%±2,0 и 66,6%±2,5- t=0,3). Испытывают усталость к концу учебного дня 72,6% лиц и основной причиной усталости является «повышенная учебная нагрузка» — 40,2% лиц. Одна пятая часть студентов (19,4%) считает, что за время обучения их здоровье ухудшилось. Среди факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья, студенты первого и третьего года обучения отметили стрессы, высокую учебную нагрузку, микроклимат в группе, не регулярное питание. Среди факторов, положительно влияющих на состояние здоровья, студенты указали на занятия спортом, профилактическое наблюдение врачей, здоровый образ жизни и др.

4. Ведущими медико-социальными характеристиками, влияющими на состояние здоровья студентов медицинского колледжа, по мере убывания являются: «степень уверенности в собственных знаниях по индивидуальной. t профилактике», «неудовлетворенность, оказанной им медицинской помощью», «продолжительность занятий», «большой объем заданий на дом»,., «длительность сна», «курение», «употребление алкоголя" — для студентов, проживающих в городе, влияние выше перечисленных характеристик на состояние их здоровья, кроме «употребления алкоголя», достоверно сохраняется, а для студентов из малых городов — только такие характеристики, как «неудовлетворенность медицинской помощью», «большой объем заданий на дом», «длительность сна» и «употребление алкоголя».

5. Корреляционный анализ показал, что на пропуск занятий по болезни студентов из города статистически достоверное влияние оказывают факторы: i ухудшение здоровья за время обучения" (г = +0,19), «нахождение на дисj пансерном учете» (г = +0,19), «улучшение здоровья за время обучения» (г = -0,18), «самооценка здоровья» (г = -0,18), «группа здоровья» (г = +0,14), «достаточность времени для сна» (г = -0,13), «выполнение мероприятий по сохрач нению здоровья» (г = -0,12), «занятия спортом» (г = -0,11) — для выходцев из малых городов достоверное влияние оказывают только два фактора: «нахождение на диспансерном учете» (г = +0,21) и «самооценка здоровья» (г = -0,18).

6. По результатам комплексного социально-гигиенического исследования студентов медицинского колледжа и полученных медико-социальных характеристик разработана система поэтапного наблюдения за состоянием здоровья и его изменениями с использованием методик моделирования и прогнозирования, которая позволяет осуществлять дифференцированный подход к диспансеризации студентов с учетом медико-социальных факторов риска.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ г.

А. Для администрации лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих студентов.

1. Для профилактики нарушений состояния здоровья и заболеваемости студентов медицинского колледжа необходимо использовать выявленный комплекс медико-социальных факторов риска для формирования диспансерных групп и внедрить в работу здравпункта компьютерную информационно-методическую систему индивидуального учета медико-социальных характеристик студентов медицинского колледжапроведение профилактических программ в единой базе данных, используя современные математические методы моделирования, прогнозирования ситуации для решения задач текущего и перспективного значения по планированию лечебно-профилактических мероприятий с учетом результатов медико-социальных скрининг-программ.

Б. Для администрации средних профессиональных образовательных' учреждений.

1. Внедрить в учебные программы систему индивидуальной и общественной профилактики заболеваемости студентов, проводить мероприятия по улучшению условий их обучения и быта, повышению знаний студентов по индивидуальной профилактике путем внедрения валеологических дисциплин по формированию среди студентов здорового образа жизни.

2. Учитывать степень адаптации студентов к учебному процессу образовательного учреждения, условиям проживания, распределять гигиенические нормы учебной нагрузки, в зависимости от семестра (начало и его окончание), дня недели и работоспособности студентов в течение дня при составлении расписания и распределении учебной нагрузки.

3. Повысить эффективность и улучшить организацию учебного процесса по физическому воспитанию студентов, использованию здоровьесберегающих педагогических технологий за счет внедрения прогрессивных форм обучения в учебный процесс образовательных учреждений.

В. Врачам здравпунктов.

1. Ежегодно проводить мониторинг за состоянием здоровья студентов медицинского колледжа и изменениями их медико-социальных характеристик, формировать группы риска и составлять программы работы с ними.

2. Врачам здравпунктов на основе принципов преемственности в работе с учреждениями здравоохранения, обслуживающими студентов, проводить обследование студентов с целью формирования комплексных оздоровительных программ в образовательном учреждении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С. Питание и состояние здоровья’учащихся, г. Ташкента / Н. С. Абрамова // Актуальные проблемы гигиены питания в Узбекистане: сб. науч. тр. — Ташкент, 1991. — С.9−11.
  2. Н.А. Здоровье студентов / Н. А. Агаджанян. М., 1997. — 200 с.
  3. Н.А. Экология, здоровье, качество жизни / Н. А. Агаджанян, Г. П. Ступаков- И. Б. Ушаков. М.: Астрахань, 1996. — 249'с.
  4. Л. Опыт использования международных стандартов в России / Л. Айкен- Л. Погосян// Сестринское дело. 2006.* - № 6: — С. 38−39.
  5. Алексеев.С. В. Гигиенические проблемы сохранения здоровья девушек и женщин / С. В. Алексеев, О. И. Янушанец // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии: сб. науч. тр. С-Пб., 1993 .-С. 138−141.
  6. Аналитическая справка главного управления здравоохранения администрации Воронежской области / Итоги работы учреждений здравоохра-ненияза*2003 г. и первоочередные задачи на 2004 г. Воронеж, 2004. — 227 с.
  7. Аналитическая справка главного управления здравоохранения администрации Воронежской области / Итоги работы учреждений здравоохранения за 2005 г. и первоочередные задачи на 2006 г. — Воронеж, 2006. 216 с.
  8. Аналитическая справка главного управления здравоохранения администрации Воронежской области / Итоги работы учреждений здравоохранения за 2006 г. и первоочередные задачи на 2007 г. Воронеж, 2007. — 228 с.
  9. B.C. Влияние двигательной активности на процесс адаптации иностранных студентов к условиям обучения в РУДН /B.C. Анищенко, Ю. Л. Кислицын, В. Н. Мещерский.-М.: Изд-во РУДН- 1995.-С. 21−22.
  10. Н.А. Социально-гигиенические условия формирования здоровья студентов и их медицинское обоснование: автореф. дис. .канд. мед. наук/Н.А. Аршинова. М., 1985.- 16 с.
  11. JI.M. Медико-социальные аспекты характеристики здоровья студентов-медиков / JT.M. Асхабова, П. М Махулова // Образ жизни и здоровье студентов: сб.науч.тр. М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 24 — 26.
  12. Атлас здоровья населения и здравоохранение Воронежской области / Е. В. Мезенцев и др. Воронеж, 2003. — 260 с.
  13. Атлас «Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Липецкой области» / Под ред. Г. Г. Онищенко, А. И. Потапова. Липецк, 2007. — 246 с.
  14. А.А. Здоровье детей России. Научные и организационные приоритеты. / А. А. Баранов // Вести. РАМН.- 1999. № 9.- С. 40−42.
  15. А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007. — 352 с.
  16. А.А. Состояние здоровья детей в современных социально-экономических и экологических условиях / А. А. Баранов // Экологические проблемы педиатрии: сб. лекций для врачей. М., 1997. — С. 5 — 15.
  17. Г. В. Изменение функционального состояния организма учащихся при 4-летнем профилированном обучении / Г. В. Бородкина // Здравоохранение Российской Федерации. 1994. — № 3. — С. 36−39.
  18. Н.В. Здоровье и стресс / Н. В. Васильев. М., 1991. С. 6982.
  19. Ю.Е. Состояние здоровья детей, негативные тенденции и общая стратегия профилактики / Ю. Е. Вельтищев // Приложение к журналу «Российский вестник перинатологии и педиатрии». М., 1994.- 65 с.
  20. Г. Г. Изучение распространенности употребления?• • •спиртных напитков среди учащихся ПТУ / Г. Г. Виленская, В. А. Елизаров // Здравоохранение Российской Федерации. — 1991. № 1. — С. 17−18.
  21. В.В. Пропаганда здорового образа жизни среди, студентов / B’sBiS Виноградова, А. А- Андреев? //. Советское здравоохранение. -1987. Л" 7. — G. 49 — 51.
  22. Гельтищева? Е. А'.: Гигиеническое обоснование-режима* работы учащихся старших классов. на разных, этапах видеотерминалов / Е.А. Гель-тищева, Г. 11. Селехова // Гигиена и санитария. 1991. — № 2. — С. 38−41.
  23. Гигиена/Г.И. Румянцев и др. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002: 608с.
  24. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. / Г. Н1 Сердюковская и-др. Ml: Медицина, 1986- - 496 с.
  25. Гигиенические вопросы питания учащихся СПТУ сельскохозяйственного профиля в зимне-весенний: период года / У .П. Жалбэ и др.// Актуальные вопросы клинической и теоретической медицины: сб.науч.тр. Кишинев, 1991.-С.36−3 8:
  26. Ю.П. Результаты многофакторной оценки состояния здоровья студентов / Ю. П. Гичев, Я. В. Поляков, Т. В. Шорова // Актуальные проблемы медицинского обеспечения студентов и учащихся: сб.науч.тр. Алма-Ата, 1985. С. 44−45.
  27. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1994 т. II Здравоохранение Российской- Федерации. 1996.3, с. з — 7. ' -, .
  28. Г. Д. Некоторые аспекты здоровья и образа жизни студентов первого курса медицинского института / Г. Д. Губин, Н. В. Ермаков, Д. Г. Губин // Образ жизни и здоровье, студентов: сб: науч.тр. М.: Изд-во РУДН, 1995: — G. 66 — 69.
  29. Г. И. Современные подходы к проблеме обеспечения качества медицинской- помощи / Г-И: Губин, P.M. Зволинская II НИИ СГЭ и УЗ РАМН М-: Бюллетень. — 1999: — вып. 1. — 206 с.
  30. Денисов И. Н- В центре внимания реализация проекта «Здоровье» / И. Н. Денисов // Сестринское дело. 2007. — № 1. — С. 4−7.
  31. И.Н. Общая врачебная- практика (семейная- медицина): практическое руководство / И.Н.' Денисов, Б. Л. Мовшович. М.: ГОУ ВУНМЦ- 2005.-1000 с.
  32. О.П. Физиолого-гигиенические проблемы здоровья студентов / О. П. Добромысова, B.F. Маймулов // Гигиена и санитария. -1991.-№ 3.-С. 42−46.
  33. Довольны ли- пациенты качеством сестринской помощи? / О. И. Яшина и др. // Сестринское дело. 2006. — № 8. — C.10L12.
  34. A.M. Особенности здоровья и образа.жизни молодежи / A. Mt Дюкарева // Проблемы" социальной гигиены и история медицины. -1995. -№ 2. -С. 23 -26.
  35. Е.Ю. Состояние питания и патология пищеварительной системы у студентов / Е. Ю. Еремина, С. И. Леонова // Образ жизни и здоровье-студентов: сб.науч.тр. М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 84 — 86.
  36. Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л. А. Журавлева // СОЦИС. 2000. — № 6. — С. 43 — 48.
  37. В.П. Комплексная программа здоровья студентов / В. П. Зайцев. Белгород: Изд-во БалГТАСМ, 2000. — 78 с.
  38. Закон РФ от 12 января 1996>года>№ 7 / ФЗ «Об*образовании». -Тамбов- 1996.-52с.49: Здоровье и, образование B’XXI веке- концепция болезней цивилизации: сб. науч. тр. М.: Изд-во РУДН, 2007. — 600 с.
  39. Здоровье населения. России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы / Под ред. В. И. Стародубова, Ю. М. Михайловой, А. Е. Ивановой. М.: Медицина, 2003. — 288 с.
  40. Здравоохранение в России: Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2001.-356 с.
  41. М.К. Социально-гигиеническая характеристика образа жизни и здоровья студентов / М. К. Зубрицкий, Г. А. Залезинская // Образ жизни и здоровье студентов: сб.науч.тр. — М.: Изд-во РУДН, 1995. С. 91−93.
  42. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников / В. Р. Кучма и др. // Гигиена и санитария. 1996. -№ 1.-С. 27−28.
  43. А.Г. Эпидемиология заболеваний органов пищеварения у студентов и факторы их определяющие / А. Г. Ильин // Актуальные вопросы профилактики неинфекционных заболеваний: сб.науч.тр. М., 1993. — Т. II. -С. 199.
  44. И.А. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов / И. А. Камаев, O.JI. Васильева // Здравоохранение Российской Федерации. 2002. — № 1. — С. 26 — 29.
  45. И.В. Особенности заболеваемости студенческой молодежи / И. В. Киселева, JI.A. Зенина // Здоровье и образование в XXI веке- концепции болезней цивилизации: сб. науч. тр. М.: Изд-во РУДН, 2007. — С.302−303.
  46. В.И. Комплексный подход к решению проблемы сохранения и развития здоровья детей / В. И. Кирпичев // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку: сб.науч.тр. Архангельск, 2000. — С. 8−10.
  47. Е. Синдром выгорания белого халата7 Е. Колотвина, С. Шкалькова // Сестринское дело. 2006. — № 8.- С. 4.
  48. Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации: Решение коллегии МЗ РФ от 25 июня 2002 г. Режим доступа: htpp//www.minzravrf.ru/documcnts/20 020 625/questiono/concepti on.htm.
  49. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, утвержденный Правительством РФ от 05.11.1997 г. № 1387.
  50. Г. А. Гигиеническая характеристика режима питания студентов / Г. А. Кресова, Н. В. Чухутина // Работоспособность и функциональное состояние организма студентов. JL, 1987. — С. 9 — 15.
  51. О.В. Динамика условий жизни студенчества / О. В. Крухмалева, В. В. Пациорковский // Социально-политический журнал. -1994,-№ 9/10. С. 156- 165.
  52. Н. Создание позитивной атмосферы / Н. Крушинская // Сестринское дело. 2007. — № 2. — С.З.
  53. JI.B. Проблема физической культуры при формировании здорового образа у студентов и перспектива их решения / JI.B. Куркина // Здоровье и образование в XXI веке- концепции болезней цивилизации: сб.науч. тр. М.: Изд-во РУДН, 2007. — С. 722−723.
  54. В.З. Реформирование здравоохранения в мире как общественный процесс / В. З. Кучеренко // Сестринское дело. 2007. — № 3. — С.4−7.
  55. В.Р. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень. 2002. — № 2. — С. 1−4.
  56. В.Р. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей / В. Р. Кучма и др.- М., 2002.-68 с.
  57. В.Р. Формирование здоровья’детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях (проблемные лекции) / В. Р. Кучма. М.: ММА им. Сеченова, 1996.-282с.
  58. Ю.П. Слово о здоровье / Ю. П. Лисицын. М., 1986.189 с.
  59. Ю.П. Социальная обусловленность здоровья населения / Ю. П. Лисицын // Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: сб.науч.тр. М., 1997. — С. 139−140.
  60. Ляхович A. Bi Роль гигиенического воспитания и обучения в стабилизации заболеваемости студентов / А. В. Ляхович, С. Г. Ахмерова // Здравоохранение Российской Федерации. -1995. № 4.- С. 26 — 29.
  61. А.В. Образ жизни учащихся молодежи в аспекте здоровья / А. В. Ляхович, А. И. Маркова // Гигиена и санитария. 1994. — № 7. — С. 47−50.
  62. А.В. Тенденции образа жизни студенческой* молодежи / А. В. Ляхович, А. И. Маркова // Образ жизни и здоровье студентов: сб.науч.тр. М.: Изд-во РУДН, 1995.-С. 155 — 156.
  63. Т.М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи / Т. М. Максимова // Здравоохранение Российской Федерации. М., 2002.- № 2 — С. 4013.
  64. Т.Г. Особенности адаптации и состояния здоровья студентов медицинского вуза: автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. Г. Малкова. -М., 1992. 30 с.
  65. В.Л. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения / В. А. Медик, М. С. Токмачев. М-: ОАО «Издательство „Медицина“», 2006: — 528 с.
  66. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем- 10-й пересмотр. ВОЗ.-Женева, 1995.
  67. Методические подходы, к организации профилактики хронических неинфекционных заболеваний у подростков / А. Г. Ильин и др. // Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: сб.науч.тр. — М., 1995.-С. 63−64!
  68. Моделирование и прогнозирование стратегии кадровой политики по совершенствованию управления развитием сестринского дела на региональном уровне / Oil. Григорьева и др. Воронеж: Издательство «Истоки», 2002. — 196 с.
  69. Г. Укреплять связь образования и практики / Г. Николаев // Сестринское дело. 2007. — № 1. — С.23−24.
  70. А.А. Выявление гиподинамии и психоэмоционального напряжения при массовом профилактическом осмотре студентов / А. А. Николаева, Е. И. Николаева, Э. Н. Майер // Советская медицина. 1988. — № 8. -С. 45−48.
  71. Л.П. Профилактика наркомании и токсикомании среди учащихся: «уроки нравственности и здоровья» / Л. П. Николаева, Л. Х. Казаков, Г. В. Плешкова // Дети: здоровье, экология и будущее: сб.науч.тр.- Смоленск, 1994.-С. 48.
  72. Н.Д. Функциональное состояние центральной нервной системы учащихся в процессе учебы и адаптации к условиям Западной Сибири / Н. Д. Недбаева, В. Ф. Осипов // Гигиена и санитария. 1988. — № 12. -С. 28−31.
  73. Обеспечение качества медицинской помощи. Проблемы и перспективы их решения / под ред. A.M. Таранова, Г. И. Здоровцова. Белгород, 2000. — 195с.
  74. Образ жизни и здоровье школьников: состояние, проблемы и пути их решения / А. В. Чернышев и др. Тамбов-Воронеж: Издательство, 2004. -С. 139.
  75. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов / Под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 528 с.
  76. Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров / Под ред. В. З. Кучеренко: сб. науч. тр. М.: ММА им. И. М. Сеченова, 2007. — 346 с.
  77. В.И. Влияние физического воспитания на состояние здоровья и умственную работоспособность учащихся школ г. Ивано-Франковска
  78. В.И. Пальгов, В. Г. Чмут, М. И. Мизюк // Сб. науч. тр: Ивано-Франковск, 1992.- 6с.
  79. Петров М: И: Психогигиеническая служба для учащихся профессионально-технических училищ / М. И. Петров, Г. М. Пармеева, В. В. Варанков // Сб.науч.тр. Томск, 1992. — С. 165−167.
  80. А.Н. Системный подход в оценке образа жизни^и здоровья студента / А. Н. Пивоваров. Л., 1987. — 30с.
  81. Полунин И. Н: Формирование состояния здоровья студенческой молодежи по"данным" социально-экологического • мониторинга / И. Н. Полунин, Т. Ю. Щурова, Ю. И. Филимонов // Образ жизни, и здоровье студентов: сб.науч.тр. М.: Изд-во-РУДН, 1995. — С. 180−182.
  82. И.И. Гигиеническая оптимизация обучения и укрепление здоровья студентов технических вузов: автореф. дис.. д-ра мед. наук / И. И. Пономаренко. М., 1990. — 40 с.
  83. С.В. Валеология в школе и дома / С. В. Попов. СПб.: СОЮЗ, 1997.-256 с.102'. Приказ МЗ РФ от 05.05.99 № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста». Москва, 1999. — 14 с.
  84. Приказ Минобразования РФ от 15.03.2002 № 867 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». Москва, 2002. — 4 с.
  85. Приказ МЗ РФ от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Москва, 2003. — 21 с.
  86. Принципы информатизации учреждений здравоохранения и системы ОМС в Воронежской области: метод, рекомендации / В. М. Щербаков и др. Воронеж, 2000. — 190 с.
  87. Провинция: качество жизни и здоровье студентов / И. Б. Ушаков и др. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2002. — 151 с.
  88. Пути улучшения медицинского обслуживания и здоровья студентов / В. В. Шкарин и др. // Здравоохранение Российской Федерации. 1991.- № 9.- С. 16- 19.
  89. Распространение вредных привычек у студентов-медиков и их отношение к ним / П. В. Виноградов и др. // Гигиена и санитария. 1996. — № 3. -С. 49−51.
  90. Результаты отдельных наиболее важных научных исследований в гигиене детей-и подростков за 1993 г. / М. И. Чурьянова и др. // Гигиена и санитария. 1994. — № 5. — С. 39−42.
  91. Роль отдельных факторов среды обитания в изменении5 здоровья* детского и подросткового населения Москвы / Н. Н. Филатов и др. // Здравоохранение Российской Федерации. 1998. — № 5. — С. 27−30.
  92. Е.И. Вопросы охраны здоровья студентов в законодательстве Российской Федерации / Е. И. Русанова // Здравоохранение Российской Федерации. 1998. — № 2. — С. 24−28.
  93. М.В. Динамика состояния здоровья студентов в течении учебного года / М. В. Свиридов. Е. В. Дорохов // Современные технологии в здравоохранении и медицине: сб. науч. тр. Воронеж, 2000. — С. 23−24.
  94. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М., 1982. — 163 с.
  95. И.Г. О различиях режима для учащихся 9-х классов и первокурсников педагогического училища / И. Г. Сивков // Гигиена и санитария.- 1990. -№ 1.-С. 46−47.
  96. Г. Г. Новая наркоситуация в России: результаты исследования / Г. Г. Силласте // СОЦИС. 1994. — № 6. — С. 138−145.
  97. И.О. Пилотный проект стартовал / И. О. Слепушенко // Сестринское дело. 2007. — № 5. — С.4−5.
  98. Т.Х. Социальное здоровье, культура и толерантность учащейся молодежи в гражданском обществе XXI века / Т. Х. Соблирова // Здоровье и образование в XXI веке- концепции болезней цивилизации: сб.науч.тр. М.: Изд-во РУДН, 2007. — С. 581−582.
  99. Состояние здоровья студентов и пути их оздоровления / JI.М. Тихомирова и др. // Гигиена детей и подростков важнейшее звено профилактической медицины: сб. науч. тр. — М., 1989. — 4.1. — С. 163−173.
  100. Социальная гигиена (медицина) и организация’здравоохранения. Учебное руководство / Ю. П. Лисицын и др. М.: 1999. — 698 с.
  101. Справочник участкового терапевта. / под ред. Ю. Ю. Елисеева. — М.: Эксмо, 2007.-896 с.
  102. Стресс-реакции и факторы риска у лиц молодого возраста / Н. А. Барабаш и др. // Физиология человека. 1994. — Т.20, № 1.- С. 115−121.
  103. А.В. Оценка адаптации школьников к условиям обучения в вузе / А. В. Суворова // Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: сб.науч.тр. М., 1997. — С. 233−234.
  104. А.Г. Научное обоснование системы социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового населения / А. Г. Сухарев // Экологические проблемы педиатрии. — М., 1997. С. 27−31.
  105. С.И. Физиологические и психосоциальные особенности у студентов / С. И. Тамм. Таллин, 1986. — 215 с.
  106. П.Г. История развития отечественной гигиены детей и подростков / П. Г. Ткачев // Гигиена и санитария. 1993. — № 4. — С. 53−55.
  107. Факторы риска ухудшения здоровья девушек-подростков при профессиональном обучении / Е. И. Шубочкина и др. // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков: сб.науч.тр. М., 1998.-С. 289−300.
  108. Р.Х. Гигиенические вопросы трудового обучения старшеклассников и учащихся ПТУ / Р. Х. Халметов // Гигиенические вопросы воспитания, обучения и охраны здоровья детей и подростков в условиях Узбекистана: сб.науч.тр. Ташкент, 1989. — G. 89−92.
  109. Т.Г. Проблемы социальной дезадаптации-детей и подростков и принципы ее профилактики / Т. Г. Хамаганова, Н. А. Краснушкина, Н. С. Кантонистова // Вестник РАМН: М., 1993. — С. 140−156.
  110. А.К. Социально-демографические и психологические факторы, влияющие на уход из профессии медицинских сестер на современном этапе / А. К. Хетагурова, Н. А. Касимовская // Сестринское дело. 2006. -№ 7. — С.4−7.
  111. П.Е. Научные основывзаимоотношенийтерриториального фонда обязательного медицинского страхования и органов управления здравоохранением на региональном уровне / П. Е. Чесноков. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2001.-195 с.
  112. В.В. Клинические аспекты диспансеризации / В .В. Ша-марин, К. Ю. Пстросян // Сб. науч. тр. ВНИИЦПМ. 1990. — С. 68−74.
  113. Л.Я. Риск возникновения, нервно-психических расстройств у учащихся ПТУ/ Л. Я. Шеметова // «Факторы риска» при неврологических и пограничных заболеваниях: сб.науч.тр. Томск, 1988. — Вып. 3. -С. 132−133.
  114. В.К. Общественное здоровье и здравоохранение (учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов) / ВЛС. Юрьев, Г. И. Куцен-ко. Санкт-Петербург, ООО «Издательство „11етрополис“», 2000.- 914 с.
  115. М.А. Динамика морфо-функциональных показателей студентов медицинского колледжа, проживающих в различных условиях /" М. А: Яковлева,// Проблемы экологии человека: сб.науч.тр. Архангельск, 2000. — С. 269−272.
  116. Cook J., Sacket D.L. The number needed to treat a clinically useful measure of treatment effect // Brit. Med. J. 1995. — Vol. 310. — P. 452 — 454.
  117. Eaton С.В., Schaad D.C., Ribicki В., Pearson T.A. ct al. Risk factors for cardiovascular disease in USA medical students: the Preventive Cardiology Academic Award Collaborative Date Project// Prevent. Medicine. 1990 — Vol.6, N 2. — P. 14 -22.
  118. Epstein J.A., Griffin K.W., Botvin G.J. Competence sfolls help deter smoking among inner city adolescents- Institute for Prevention Research- Cornell University- Medical College, New York, NY 1002 Г,. Mar 2000:
  119. Hall. Screening in child health / Hall- David-- S:. Stewart-Brown*// Brit. Med. Bull. 1998. — № 4. — P. 929−943.
  120. Ilasim T.J. Smoking habits of students in College — of Appliedi Medical Science, Saudi Arabia. Department of Community Health Sciences, PO Box 92 628!, Riyadh^ 11 663, Kingdom of Saudi Arabia. Aug 2000*
  121. Rahkonen O., Lahclma E. Gender, social class- and* illness among* young-people-// Soc. Sci. Med. 1992. — Vol. 34, N 6. — P. 649 — 656.
  122. Schicken R: M., Clarke W. R, EanervR^MlThe cardiovascular responses to exercise in children across the blood pressure distribution. The muscatine study // Hypertension. 1983.-Vol: 5, N 1.- P. 71 -78-
  123. Thie J.F. Touch for health. Pasadena, 1987.
  124. Wallace НШ--, Thomson С: Ал, Taren D. Roff N, Marian M!, Canfield! L., BassfordtT., Patric: K., Parcel G.S., Igoe J.B. et al. Principals and Practices of Student Health // School Health. Vol. 2. — Oaklend, Calif., 1992. — 167 p.
  125. Wolff M., Young S., Maurana C. A senior elective, promoting healthin undcrservcd communities. Center for Healthy Communities, Department of Family and Community Medicine, Medical College of Wisconsin, Milwaukee 53 226, USA, 2001.
  126. Xiang I-I., Wang Z., Stallones L., Yu S., Gimbel H.W., YangP: Cigarette: smoking among' medical college students in Wuhan, People’s Republic of China. Department of Environmental Health, Colorado State University, Fort-Collins, Colorado, Sep 1999. '
  127. Zanon A., Formentin P.A., Omozzolo G., Simioni. G., Zonrato P. Domanda di salute in adolescenza// Minerva pidiatrica. 1994. — Vol.46, N 7 — 8. -P: 323 -330.
Заполнить форму текущей работой