Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти как управленческий процесс

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Серьезное значение для последующего развития теории коммуникативного действия имели фундаментальные работы по проблемам политической коммуникации, появившиеся в конце 1940;х — начале 1950;х годов. Основателями нового направления выступили представители двух американских научных школ: сторонники использования кибернетики в анализе социальных систем (прежде всего — К. Дейч, ставший одним… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию коммуникативного взаимодействия как управленческого процесса
    • 1. 1. Коммуникация в системе познания и действия
    • 1. 2. Социальные и управленческие коммуникативные функции в контексте типологии коммуникаций
    • 1. 3. Коммуникативный диалог общества и власти: основания для новой парадигмы
  • Глава 2. Концептуальные модели коммуникативного взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти
    • 2. 1. Роль коммуникации в формировании и реализации власти
    • 2. 2. Концептуальная модель коммуникативного взаимодействия на уровне «государственная власть -гражданское общество»
    • 2. 3. Концептуальная модель коммуникативного взаимодействия на уровне «муниципальная власть местное сообщество»
  • Глава 3. Основные формы коммуникативного воздействия в административно-политическом управлении
    • 3. 1. Коммуникации в системе власти: PR и социальная реклама
    • 3. 2. Общественное мнение как средство и результат коммуникативного воздействия
    • 3. 3. Мониторинг политической коммуникации в избирательном процессе
    • 3. 4. Масс-медиа в информационно-коммуникативном пространстве власти и общества
  • Глава 4. Перспективы развития коммуникативного диалога гражданского общества и структур публичной власти
    • 4. 1. Мониторинговые исследования и совершенствование коммуникативной модели на примере муниципального образования города Братска
    • 4. 2. Моделирование коммуникаций управленческого партнерства
    • 4. 3. Гражданское общество как высшая стадия коммуникативного диалога (прогнозная модель)

Коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти как управленческий процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социальный-экономический и политический кризис в России, трансформация социального строя, смена ценностно-нормативной системы и связанная с этим социальная аномия даже после того, как ситуация в стране стала изменяться к лучшему, предопределили административный дисбаланс на разных уровнях федеральной и региональной власти. Обозначились противоречия в системе государственного и муниципального управления, которые не могли не сказаться на отношениях органов государственной власти и местного самоуправления. Они стали особо заметными в планировании, подборе и расстановке кадров, их подготовке и переподготовке, контроле исполнения. В силу причин, связанных с переходным состоянием как общества, так и государства, в системе государственного и муниципального управления развилась коррупция, широкий размах приобрели корыстные преступления, и эта проблемная сторона оказалась под прицелом СМИ, формировала и продолжает формировать в общественном мнении россиян негативный образ государственной власти. Все ее структуры в 1990;е годы имели крайне низкие показатели доверия и лишь в 2000;х годах некоторые из них (прежде всего президент РФ) стали восприниматься положительно значительной долей граждан. В то же время и структуры гражданского общества оставались на протяжение всего постсоветского периода в зачаточном состоянии и не могли должным образом обеспечивать участие населения в управлении делами общества и государства.

На фоне сложных процессов становления нового социального строя в России обозначились противоречия во взаимодействии гражданского общества и структур публичной власти: это взаимодействие уже не могло опираться на советскую модель социального управления, где государство строило свои отношения с широким фронтом общественных организаций вплоть до передачи ряда своих функций некоторым из них (профсоюзам, комсомолу), но под жестким контролем правящей партии, новая же модель, соответствующая принципам взаимоподдержки и взаимоконтроля правового государства и гражданского общества, находилась (находится и сейчас) в стадии формирования. Одна из проблем этого переходного процессанезавершенность построения коммуникативного взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти. Встает задача не только укрепить слабые общие управленческие коммуникации, но еще и добавить им недостающее качество (в том числе за счет гражданского ресурса, самодеятельности местного сообщества). То есть нужны, по сути, новые коммуникативные средства.

В этой связи особое значение приобретает рассмотрение социальной составляющей используемого обществом и государством коммуникативного пространства в ином ракурсе и с иной мерой ответственности. В российском обществе с удовлетворением констатируются революционный прорыв в сфере коммуникационных сетей и технологий, глобальность информационных процессов и в то же время весьма нерешительно предлагаются более современные способы и формы сотрудничества в этом новом социальном пространстве. Между тем глобальные сети радикально изменили характер общественных связей, информационного обмена, степень открытости власти, политики, бизнеса, а с нею качество и количество диалоговых форм в повседневных контактах людей, социальных групп и структур. Применительно к отношениям власти и общества и в интересах социального прогресса возможности прямого диалога расширяются несравнимо.

Эти обстоятельства определяют актуальность исследования коммуникативного взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти, повышение роли этого важного ресурса в управлении делами общества и государства.

Степень научной разработанности проблемы. Значение коммуникации как одной из основ управления осмысливалось уже в классических теориях управления и теориях организации А. Файоля, Ф. Тейлора, А. А. Богданова,.

А.К. Гастева, Э. Мэйо и др. В отечественной социологии управления этот вопрос в теоретической форме и как обобщение эмпирических исследований рассматривался Ю. П. Авериным, А. А. Деревянченко, В. Л. Доблаевым, Ю. Д. Красовским, Вал. А. Луковым, А. И. Пригожиным, Б. А. Суслаковым, Е. В. Тихоновой, Б. Ф. Усмановым и др.

Анализ отечественных и зарубежных источников свидетельствует, что в последние десятилетия, а в России — особенно в начале нового века, появилось немало работ, в которых разрабатывается проблематика коммуникаций на разных уровнях социальности (от межличностного до межгосударственного). Частично эти исследования пересекаются с работами, в которых рассматриваются актуальные вопросы гражданского общества, местного самоуправления, государственного и муниципального управления. Однако в данном аспекте социальная тематика обычно оттесняется на задний план вопросами политических коммуникаций, PR-технологий, проблемами власти и властных отношений, что объясняется естественной востребованностью политической темы в связи с формированием в стране новой системы общественного и государственного устройства, нового порядка организации институтов публичной власти и административно-политического управления.

Изменившаяся общественная среда корректирует направленность научных интересов и в то же время заставляет внимательно отнестись к накопленному уже знанию. Из анализа литературы следует, что существует определенная преемственность в той предметной сфере социологии, которая касается социальных коммуникаций и коммуникативного взаимодействия. Социально организованную и, следовательно, массовую по назначению коммуникацию впервые исследовал М. Вебер на примере прессы и ее роли в социальных процессах. В дальнейшем эта сфера человеческого взаимодействия изучалась многими науками. На формирование социологии коммуникаций оказали свое немалое влияние исследования психологов (А.А. Леонтьев, Л. С. Выготский и др.), лингвистов (Дж. Серль, М.М. Бахтин), а также достижения в области кибернетики и теории информации (Н. Винер, К. Шеннон, Ст. Бир).

Серьезное значение для последующего развития теории коммуникативного действия имели фундаментальные работы по проблемам политической коммуникации, появившиеся в конце 1940;х — начале 1950;х годов. Основателями нового направления выступили представители двух американских научных школ: сторонники использования кибернетики в анализе социальных систем (прежде всего — К. Дейч, ставший одним из разработчиков моделей политической коммуникации) и сторонники структурно-функционального подхода к изучению явлений политической жизни (Г. Алмонд, Дж. Коулмэн и др.). Свое отражение в выдвинутых ими концепциях нашли те сущностные социологические аспекты, которые касаются оценки поведения больших масс людей и их отношения к процессам достижения и удержания власти в обществе, включая электоральные коммуникации. Последовательное развитие теории межличностных, культурных, социальных, политических, массовых коммуникаций получили в трудах многих известных ученых — X. Арендт, Ж. Дюрана, Ж. М. Коттре, П. Лазарсфельда, М. Макггюэна, Р. Мертона, Н. Лумана, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса, Т. Шибутани, А. Шюца и др. Особое место в данном ряду занимают исследования Ю. Хабермаса по теории коммуникативного действия, давшего трактовку такого действия как мегатипа всех видов социального действия, а также выводы Н. Лумана о решающей зависимости понятия общества от понятия коммуникации при определении границ их общего социального смысла.

Отдельного внимания заслуживают работы, обосновавшие появление новой дисциплины коммуникативистики, сосредоточившей исследовательские усилия на средствах массовой информации. Среди авторов этих трудов — Э. Барноу, Дж. Гербнер, Н. Луман, А. Моль, У. Шрам, Н. Ю. Бореев, Л. М. Землянова, А. В. Коваленко, Т. В. Науменко, И. Н. Панарин, Е. Н. Юдина и др.

В России на этапе общественных преобразований последних двух десятилетий особенно усилился интерес к проблематике социальных и политических коммуникаций. Появился целый ряд научных работ, в которых обозначены современные приоритеты в этой области. Отечественные исследователи (Т.З. Адамьянц, С. А. Анисимов, Е. А. Богомолова, С. В. Бориснев, Т. М. Дридзе, Т. И. Жукова, В. П. Конецкая, М. М. Назаров, Г. Г. Почепцов, Б. В. Сазонов, А. В. Соколов и др.) предложили свои подходы к решению актуальных задач, связанных со спецификой идущих в стране общественных трансформаций. Особую роль сыграла Т. М. Дридзе, разработавшая диалогическую модель социальной коммуникации. По своему назначению она вполне соотносима с общепризнанными линейной моделью коммуникации Г. Лассуэлла и интеракционистской моделью Т. Ньюкомба. Диалогическая модель социальной коммуникации приблизила научное сообщество к реализации идей, отражающих тенденции пореформенных лет и концепции развития социального, управленческого и государственно-частного партнерства, которые отвечают целям формирующегося в интересах граждан коммуникативного взаимодействия, диалога структур общества и публичной власти.

В целом, тем не менее, проблематика коммуникативных взаимодействий гражданского общества и структур публичной власти в аспекте социологии управления оказалась разработанной недостаточно. В исследовательской практике пока не удалось выявить специфику коммуникаций такого рода и их воздействия на управленческой процесс в политической сфере.

Актуальность избранной темы и ее недостаточная научная разработанность определили объект, предмет, цель, задачи данного исследования.

Объект исследования — взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти.

Предмет исследования — коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти как управленческий процесс.

Цель исследования — обосновать концепцию управления коммуникативным взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти и на ее основе построить модель управления таким взаимодействием применительно к российским условиям.

В соответствии с этой целью ставятся следующие исследовательские задачи:

— сформировать теоретико-методологические подходы к изучению социальных и управленческих функций коммуникаций, особенностей коммуникативного взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти;

— выявить и обобщить специфику коммуникативных связей гражданского общества и структур публичной власти в условиях демократических преобразований;

— разработать концептуальные модели коммуникативного взаимодействия на уровне «государственная власть — гражданское общество» и «муниципальная власть — местное сообщество»;

— выявить особенности форм коммуникативного воздействия в системе административно-политического управления;

— на основе социологического мониторинга оценить и обобщить практику коммуникативных отношений населения и администрации муниципального образования;

— обосновать подходы к моделированию коммуникаций управленческого партнерства;

— построить модель управления коммуникативным взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти.

Рабочие гипотезы исследования:

1 .Коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти эффективнее информационной работы органов государственной власти среди неорганизованного населения в ходе создания устойчивого положительного отношения к власти у значительной части электората и участия граждан в управлении делами государства и общества.

2. В современных российских условиях, когда структуры гражданского общества только формируются, приоритет в управлении взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти принадлежит органам государственной власти, а наиболее приемлемая форма такого управления — коммуникативный диалог, осуществляемый путем разработки и принятия целевых программ и осуществления социальных проектов.

Общетеоретическую и методологическую базу исследования составили труды классиков социологической мысли К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, сформулировавших базовые характеристики современного общества. Применены концептуальные положения Э. Гидденса, П. Штомпки, П. Бурдье, обосновавших концептуальные основы и закономерности социального взаимодействия на макроуровне, Т. Парсонса, развившего теорию социальных систем, и особенно Ю. Хабермаса — автора теории коммуникативного действия.

В вопросах социологии управления диссертант опирался на труды А. И. Пригожина, а также на работы Т. М. Дридзе и Вал. А. Лукова по социальному проектированию.

В качестве методологического инструментария в ходе исследования применялись методы системного анализа и синтеза, парадигмальный и структурно-функциональный подходы, а также деятельностный, институциональный, когнитивный и другие.

Эмпирической базой диссертационной работы являются:

1. Результаты комплексного исследования «Муниципальная власть и местное сообщество: проблемы, ожидания и модели оптимизации коммуникативного диалога власти и граждан» (рук. Ю. Л. Воробьев, проведено в марте 2007 года, г. Братск, N=1230, анкетный опрос с квотной стратифицированной выборкой).

2. Результаты социологического опроса «Актуальные проблемы, потребности и ценностные установки молодежных аудиторий г. Братска» (рук. Ю. Л. Воробьев, проведено в апреле 2007 года, N=760, анкетный опрос с квотной стратифицированной выборкой).

3. Результаты социологического опроса «Причины и факторы асоциальных проявлений в молодежной среде г. Братска» (рук. Ю. Л. Воробьев, проведено в июне 2007 года, N=580, анкетный опрос с квотной выборкой).

4. Результаты социологического исследования «Мониторинг политической коммуникации в избирательном процессе по выборам депутатов думы города Братска» (рук. Ю. Л. Воробьев, проведено в сентябре-октябре 2006 года, экспертный опрос с участием территориальной избирательной комиссии).

5. Результаты социологического исследования «Мониторинг политической коммуникации в избирательном процессе» (рук. Ю. Л. Воробьев, проведено в августе-октябре 2005 года, г. Братск, экспертный опрос).

6. Результаты социологического исследования «Социально-экономические, политические процессы в стране, регионе, городе в зеркале общественного мнения братчан» (рук. Ю. Л. Воробьев, проведено в феврале 2005 года, г. Братск, N=1160, анкетный опрос с квотной стратифицированной выборкой).

7. Результаты социологического исследования «Электоральные ожидания и мотивы политического поведения избирателей в преддверии выборов депутатов думы города Братска» (рук. Ю. Л. Воробьев, проведено в апреле 2004 года, экспертный опрос).

8. Результаты социологического исследования «Социально-экономические, политические процессы в стране, регионе, городе в зеркале общественного мнения братчан» (рук. Ю. Л. Воробьев, проведено в марте 2004 года, N=1230, анкетный опрос с квотной выборкой).

9. Результаты социологического исследования «Электорально-политические предпочтения, установки и мотивы выбора жителей г. Братска» (рук. Ю. Л. Воробьев, проведено в декабре 2003 года, N=1160, анкетный опрос с квотной стратифицированной выборкой).

10. Результаты вторичного анализа проведенных в стране социологических исследований периода 1997;2007 годов, посвященных проблемам коммуникативного взаимодействия, средств массовой информации, электоральных настроений и поведения, паблик рилейшнз, анализу общественного мнения.

11. Данные государственной и муниципальной статистики, избирательных комиссий и штабов, которые касаются участия граждан в выборах и легитимации институтов власти федерального, регионального и местного уровней.

Основные результаты исследования, полученные автором, и их научная новизна.

1. Разработана и обоснована концепция управления коммуникативным взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти применительно к российским условиям.

2. Установлено, что специфику коммуникативных связей гражданского общества и структур публичной власти в современных российских условиях составляют: фрагментарность структур гражданского общества, высокий уровень ожиданий от государства при одновременном низком уровне доверия к структурам публичной власти, неразвитость форм участия населения в контроле государственной деятельности и принятии управленческих решений, существенные территориальные различия в коммуникативном взаимодействии гражданского общества и структур публичной власти.

3. Разработана концептуальная модель коммуникативного взаимодействия на уровнях «государственная власть — гражданское общество» и «муниципальная власть — местное сообщество».

4. Выявлены особенности форм коммуникативного воздействия в системе административно-политического управления (PR-коммуникации, социальная реклама, общественное мнение, политические коммуникации в избирательном процессе, масс-медиа).

5. Эмпирическими исследованиями подтверждено, что формирование с помощью коммуникации определенного общественного мнения о власти равносильно непосредственному формированию самой власти, поскольку политические симпатии избирателей предопределяют состав и будущий курс представительных органов власти. Каждая коммуникативная форма создает предпосылки к ответным шагам власти, коррекции программ развития на разных уровнях государственной системы управления.

6. На основе социологического мониторинга и обобщения практики коммуникативных отношений населения и администрации муниципального образования обоснованы подходы к моделированию коммуникаций управленческого партнерства и построена модель коммуникативного взаимодействия гражданского общества со структурами публичной власти.

7. Подтверждена перспективность и принципиальная важность создания коммуникации управленческого партнерства в рамках коммуникативного диалога общества и власти. Показано, что договор о партнерстве снимает многие противоречия в практике коммуникативных отношений разноуровневых структур государственной системы управления.

На защиту выносится концепция управления коммуникативным взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти, основное содержание которой состоит в следующем:

1. Обеспечение эффективности коммуникации рассматривается как исходная позиция при постановке и решении управленческих задач взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти. Под коммуникацией понимается системный процесс познания и действия, связывающий средствами общения и обмена информацией все структуры общества с целью воспроизводства жизнедеятельности людей, управления социальным порядком, ретрансляции социокультурного опыта, поддержания и развития гуманистических начал сотрудничества, партнерства, широкого общественного и гражданского диалога. Такое взаимодействие имеет не иерархический, а партнерский характер. В соответствии с этим управленческое партнерство характеризуется через следующие организационные принципы: единство звеньев властной (управленческой) вертикали независимо от их институциональной принадлежностисубординацию и координацию компетенций субъектов управленческого партнерстваконсолидацию сил власти и гражданских сил общества (местных сообществ) — паритет интересов федеральных, региональных и муниципальных органов, принадлежащих к общегосударственной системе управлениябаланс управляемости в условиях координируемого межорганизационного взаимодействиясовместимость разнозвенных политических и управленческих практикединство информационного пространства в рамках управленческого партнерствасвободный выбор форм партнерства и его организации. Коммуникации управленческого партнерства соответствуют тем же принципам.

2. Создание устойчивого положительного отношения к власти у значительной части электората и обеспечение участия населения в управлении делами государства и общества более эффективно, если органы государственной власти вступают в диалогические отношения не с диффузным электоратом, а со структурами гражданского общества (органами местного самоуправления, общественными объединениями, религиозными организациями, негосударственными организациями в сфере бизнеса, образования и культуры, спорта, социальной защиты, а также другими формами инициативного участия граждан в решении конкретных социальных проблем). С учетом этого стратегически значимым становится осуществление «коммуникативно применяемой власти» как необходимого дополнения к «административно применяемой власти». Суть выдвигаемого положения состоит в том, что администрирование приравнивается к повседневному управлению и в нем отсутствуют элементы общественного участия, в то время как коммуникативно применяемая власть во главу угла ставит взаимодействие с обществом, осуществляет програждански ориентированный курс, что в конечном счете определяет базовый подход для концептуальных моделей коммуникативного взаимодействия институтов власти и общества.

3. Поскольку в современной России структуры гражданского общества недостаточно развиты и в большинстве территорий не могут эффективно I контролировать власть, в управлении взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти инициатива должна принадлежать органам государственной власти, имеющим такие средства организации коммуникативного диалога, как разработка и принятие соответствующих целевых программ и осуществление социальных проектов. Это явление временное, преходящее — черта переходного периода.

4. Коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти существенно отличается по уровням социальной организации, из чего следует, что управление таким взаимодействием основывается на разных концептуальных моделях. Для уровня «государственная власть — гражданское общество» целесообразно разрабатывать три плана отношений: долгосрочный со стратегическим эффектом, среднесрочный с накопительным эффектом и краткосрочный, точечный — с разовым эффектом. Для уровня «муниципальная власть — местное сообщество» важно дифференцировать модели краткосрочных и среднесрочных мер, непосредственно ориентированных на специфику данной территории и в основном имеющих форму социального проекта.

5. Управление коммуникативным взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти связано со спецификой воздействия власти на социальные сообщества, к которым предлагается отнести и электорат в качестве не только совокупности избирателей, но и как определенной территориальной общности, избирающей власть в муниципальном или ином образовании. При этом коммуникация с электоратом понимается в более широком формате — в рамках всего межвыборного цикла, а не только как принадлежность этапа выборов.

6. Средства массовой коммуникации (СМК) являются самодостаточным технологическим ресурсом воспроизводства коммуникативного взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти, а средства массовой информации (СМИ) — институционально признанным производителем информационного продукта, предназначенного для полномасштабного использования в системе массовой коммуникации. Такое разделение существенно при моделировании коммуникационных процессов в политической сфере.

7. Коммуникации управленческого партнерства в качестве базового элемента коммуникативного диалога разноуровневых структур власти и гражданского общества перспективны для российских условий, поскольку создают дополнительные благоприятные условия для формирования и укрепления структур гражданского общества как реальных участников политического процесса и социального развития. Это создает основу моделирования поэтапного развития гражданского общества в рамках коммуникативного диалога со структурами публичной власти (в соотнесенности с масштабами распространения этого диалога в стране и социуме).

Теоретическая значимость исследования определяется концептуализацией и разработкой моделей коммуникативного взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти. Обоснованы подходы к ранее не исследовавшейся сфере коммуникативных отношений в социуме, обозначено новое направление исследований, важное не только для социологии управления, но и для других общественных дисциплин. Проведенное исследование позволяет увидеть перспективы структурирования гражданского общества в России, формирования его организационного каркаса на принципах сетевых коммуникаций и управленческого партнерства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно содержит ориентиры для органов государственной власти в деле организации коммуникаций управленческого партнерства с участием структур гражданского общества. Это касается и системного видения целей такой деятельности, и более локальных задач — например, проведения мониторинга политической коммуникации, создания собственных коммуникаций управленческого партнерства.

Полученные данные и выводы могут использоваться в вузовских курсах социологии управления, социологии коммуникаций, политической социологии и др. Особенно продуктивными они могут стать при профессиональной подготовке и переподготовке государственных служащих, муниципальных работников, управленцев разного профиля.

Апробация диссертационной работы. Методические разработки по теме исследования использовались городской администрацией Братска, территориальными избирательными комиссиями города и Иркутской области. Результаты мониторинговых опросов послужили основой создания коммуникативной стратегии мэрии Братска, в ее рамках апробировались разнообразные методы ведения пиар-кампаний, социальной рекламы, социализации молодежи.

Основные положения диссертации были представлены в выступлениях на IV Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2007), всероссийских и региональных научно-практических конференциях в Москве, Петербурге, Белгороде, Пензе, Губкине, Челябинске, Иркутске, Братске и других городах страны. По теме исследования опубликованы две монографии, учебные и методические пособия, научные статьи в вузовских сборниках и специализированных журналах.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры социологии Московского гуманитарного университета (декабрь, 2007 г.).

Структура диссертации состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Общие выводы по результатам мониторингового исследования подтверждают основные сложившиеся тенденции, выявленные нами за период с 2003 по 2007 г.г., и сводятся, если идти по тем же ранее обозначенным проблемным блокам, к ряду достаточно важных, на наш взгляд, позиций.

I. Анализ основных социально-психологических характеристик, отражающих самочувствие жителей Братска, при немалом числе позитивных оценок показал и наличие значительной доли горожан (34,7%), которые чувствуют себя неуверенно, испытывая страх либо сомнение относительно своих и своей семьи жизненных перспектив. К числу наиболее острых и болезненно переживаемых проблем братчане относят высокую степень преступности в городе, проблемы трудоустройства, существенный рост цен, качество и доступность образования, возросшую экологическую опасность для жизни, наркоманию. Существенными для многих остаются проблемы доступности жилья и медицинских услуг, досуга молодежи, качества продуктов питания.

II. За последние два-три года в восприятии братчан наметилась позитивная тенденция в оценке характера и темпов протекающих социально-экономических и политических процессов как в стране, так и городе. Число братчан, положительно оценивающих протекающие процессы, превышает количество «негативистов» в два раза. Вместе с тем, оценивая стратегический курс страны, люди недовольны темпами и результатами его реализации. Разброс мнений является существенным, что, на наш взгляд, окажет существенное влияние на усиление поляризации электората на предстоящих выборах в Государственную думу Федерального Собрания РФ (декабрь 2007 г.), а в последующем отразится и на результатах голосования в процессе выборов президента России (март 2008 г.).

Данные опроса, отразившие степень доверия горожан основным социальным и политическим институтам страны, показали, что жители.

Братска в большой мере доверяют президенту, церкви, суду, СМИ, местной власти своего города.

III. Выявленные мнения братчан в отношении приоритетных национальных проектов свидетельствуют, что значительная часть населения непосредственно интересуется ходом их реализации. Определяя для себя значимость того или иного проекта, респонденты отдают предпочтение программам «Здоровье», «Жилье», «Образование». Необходимо отметить, однако, что при позитивном в целом отношении к действующим проектам абсолютное большинство участников опроса не увидели на данный момент заметных, зримых результатов от их реализации, а количество уверенных в успехе национальных программ составляет лишь около трети опрошенных.

IV. Анализ направленности и характера отношения братчан к политике, а также их политических предпочтений выявил, что проявляет интерес к политике примерно каждый пятый житель города, более трети опрошенных не доверяют ни одной партии и только десятая часть респондентов доверяет большинству партий. При этом самой значительной поддержкой пользуется партия «Единая Россия», сохраняют свои позиции Коммунистическая партия, «Справедливая Россия» и Либерально-демократическая партия.

V. Что касается оценок братчан в отношении органов местного самоуправления г. Братска, то более половины опрошенных горожан в основном положительно оценивают деятельность муниципальной администрации и считают, что городская власть в той или иной мере учитывает мнение жителей города и защищает их интересы (55,5%). С другой стороны, около четверти опрошенных убеждены в том, что их мнение безразлично муниципальной власти (23,4%).

Оценки респондентов в отношении изменений, произошедших в Братске за последний год, чаще всего носят положительный характер. Большая часть братчан верит в способность своей муниципальной власти изменить жизнь в городе к лучшему.

Таким образом, принимая во внимание в целом позитивный характер отношения большинства опрошенных к местной власти, можем сделать вывод о том, что уровень информационно-коммуникативного обеспечения (сопровождения) деятельности органов местного самоуправления г. Братска по реализации своего стратегического курса может быть признан достаточно адекватным и в целом отвечает потребностям и ожиданиям горожан. Вместе с тем представляется вполне очевидным, что стратегия и тактика коммуникативных действий муниципальных органов власти нуждаются в дальнейшем углублении и совершенствовании. В частности, назрела необходимость поэтапного, последовательного, но дозированного внесения корректив в концептуальную модель коммуникативной стратегии городской администрации.

Результаты исследований 2007 года и предшествующих лет (см. таблицу 4.1) подтверждают, что существует корреляция между показателями информированности населения о деятельности городских властей и оценками этой деятельности по шкале удовлетворенности.

Заключение

.

Проведенное исследование подтверждает актуальность заявленной темы. В условиях реформируемой России проблемы коммуникативного взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, государства и гражданского общества приобрели первостепенное значение для системы управления страной, экономического и социального благополучия ее граждан. Теоретический и эмпирический анализ показывают не только обоснованность внимания к этим проблемам, но и наличие определенных перспектив в качественном улучшении и развитии коммуникативных связей гражданского общества и структур публичной власти.

В ходе исследования реализованы его цели и задачи, в том числе нашла свое подтверждение гипотеза о том, что именно в развитии форм коммуникативного диалога и управленческого партнерства структур публичной власти и гражданского общества целесообразно искать решение накопившихся в их отношениях проблем и противоречий, опираясь на новые предлагаемые наукой подходы и используя все более совершенные коммуникационные средства.

О содержании проделанной работы и ее научной новизне можно судить по выводам и обобщениям, которые суммируют результаты каждого из этапов исследования.

1. Анализ сложившихся научных представлений, концепций и подходов ведущих социологических школ и течений показывает, что коммуникация выступает необходимой предпосылкой функционирования и развития всех социальных систем и общества в целом. Она обеспечивает связь и общение людей, позволяет им преемственным образом воспроизводить совокупный общественный опыт, транслировать культурные образцы и ценности, помогает разделению труда и организации совместной деятельности, координации взаимодействия структур власти и управления.

2. Для теоретико-методологических подходов социальных наук к исследованию коммуникативных отношений характерно определенное отставание от нового технико-технологического уровня коммуникаций, базирующихся на микроэлектронике, нанотехнологиях, глобальных сетевых принципах. Используемая в данной области методология при форсированной смене и стремительном развитии средств коммуникации не успевает приобрести необходимой мобильности. В этих условиях целесообразен парадигмальный подход к анализу сопутствующих друг другу коммуникативных и социальных перемен, предполагающий адекватные по времени модельные разработки, включая постановку научных проблем и их решение.

3. Исследование коммуникативных парадигм в современном ключе нуждается, как следует из сделанного анализа, в уточнении дефиниций, терминологии, связанных с проблемами коммуникаций. В частности, неоправданно употребление как синонимов определений «коммуникативный» и «коммуникационный». Эти два понятия имеют свои смысловые отличия: первое близко к значению слова «коммуникабельность» (способность к совместному действию разных систем передачи информации, к общению, общительности людей), а второе — производное от коммуникации в том ее ограниченном значении, когда речь идет только о путях сообщения, линиях связи.

Принципиально в общем контексте толкования понятий авторское определение коммуникации. Она представлена как системный npoifecc познания и действия, связывающий средствами общения и обмена информацией все структуры общества с целью воспроизводства лсизнедеятельности людей, управления социальным порядком, ретрансляции социокультурного опыта, поддержания и развития гуманистических начал сотрудничества, партнерства, широкого общественного и гражданского диалога.

4. Типологизация видов и функций коммуникаций показывает, какие тенденции в их квалификации наблюдались в последние десятилетия. В частности, выявлено смещение внимания науки к диалоговым формам участия, управленческому взаимодействию, что объясняется и объективными потребностями российского социума, находящегося в поиске решения накопленных противоречий, и более открытой к разноуровневым контактам коммуникативной средой, которая декларирует новые возможности для коллективных форм гражданского участия. Концептуальное закрепление эта тенденция нашла в диалогической модели социальной коммуникации, которая пришла на смену предыдущим модельным схемам.

5. В сравнительном анализе понятий «коммуникация» и «информация», «средства массовой коммуникации» (СМК) и «средства массовой информации» (СМИ) обосновывается своя авторская позиция: а) отличающая всегда социальную по происхождению коммуникацию (где наличие сознания обязательно во всех ее видах) от социальной по принадлежности к социуму информации (последняя может, как известно, существовать и в виде объективной природной данности, «не отягощенной сознанием») — б) дающая собственное толкование СМК и СМИ (первые — это находящиеся в распоряжении общества виды передачи информации с самодостаточным технологическим ресурсом воспроизводствавторые — это институционально признанные производства инфорлшционного продукта, предназначенного для полномасштабного использования в системе массовой коммуникации).

6. Потребность в доминантах коммуникативного взаимодействия, выявленный набор научных и практических (проблемных) фактов создают основания для новой парадигмы развития информационно-коммуникативной сферы. Их изучение и оценка дают право говорить о коммуникативном диалоге гражданского общества и структур публичной власти как реальной предпосылке к созданию новой концептуальной модели социально-управленческих отношений, которая может найти дифференцированное применение на разных уровнях системы управления — общегосударственном, региональном и местном.

7. Предлагается новое понятие «коммуникативно применяемая власть», которое разводится с известным понятием «административно применяемая власть». Администрирование приравнивается к «управлению на каждый день», в нем отсутствуют элементы общественного участия. Коммуникативно применяемая власть во главу угла ставит взаимодействие с обществом, програждански ориентированный курс. «Власть сдерживает власть»: контролирует ситуацию в государстве перекрестным с обществом способом, обеспечивает сохранение у сферы права — нормативных функций, у власти — инструментальных, ограничивающих произвол чьих-либо интересов, у общества — саморегулирующих и контрольных функций.

Такой подход — базовый для концептуальных моделей коммуникативного взаимодействия структур публичной власти и гражданского общества.

8. Разработана концептуальная модель коммуникативного взаимодействия на уровне «государственная власть — гражданское общество». В ней три вида отношений — долгосрочный (стратегический эффект), среднесрочный (накопительный эффект), краткосрочный или точечный (разовый эффект). Для каждого вида предусматривается два типа действий в общей коммуникации — формирующие, управляющие акты и модификации обратной связи. В результате системно выстраиваются в ранге «постоянных» коммуникативные элементы с типовыми функциями взаимодействия структур власти и общества, диалоговыми формами общения, договорного партнерства, пользование которыми обеспечивает определенный встречный контроль и равновесие интересов в системе властных отношений государства и гражданских сил.

9. Разработана концептуальная модель коммуникативного взаимодействия на уровне «муниципальная власть — местное сообщество», в основе которой мини-модель структур гражданского общества в границах муниципального образования. В качестве ее модулей выступают выборные и административные органы местного самоуправления, самодеятельные организации населения, бизнес-сообщества, институты социализации, местные СМИ и средства коммуникации, социальная инфраструктура поселения. Для всех элементов системы предусмотрены механизмы обратной связи и взаимного контроля.

10. В контексте темы переосмыслены основные формы коммуникативного воздействия в административно-политическом управлении — то есть в той сфере отношений, где интересы властных структур и граждан, электората находятся в непосредственном контакте и противостоянии.

Общественные связи и PR как их управляющая структура. Здесь особое внимание уделено не только функциям и механизмам паблик рилейшнз в коммуникативном процессе, где важны диффузный и иные эффекты управляемого воздействия, но и типам социальных сообществ, связанных с каналами коммуникации в структурах публичной власти. С этой точки зрения обосновывается правомерность рассмотрения в таком качестве и электората, участвующего в выборах государственных и муниципальных органов власти.

Социальная реклама как проекция на коммуникативный процесс формирования образа публичной власти и ее общественно полезной деятельности. Отмечается, что власть явно недооценивает влияние такой рекламы на свое самоутверждение, реализацию декларируемых управленческим аппаратом социальных программ.

Общественное мнение как средство и результат коммуникативного воздействия. Акцент на то, что власть заинтересована не только влиять на настроения людей, но и взаимодействовать с общественным мнением, принципиально меняет представления о традиционных задачах административно-политического управления.

Мониторинг политической коммуникации в избирательном процессе. Эта разновидность изучения и контроля общественного мнения является показательной, поскольку в ней отражаются сразу и стратегические цели властных и общественных структур, и коммуникативные эффекты PR-кампаний, политической и социальной рекламы, а также результативность ведения избирательной пропаганды.

В качестве рабочих материалов при обосновании заявленных позиций использованы результаты «Мониторинга политической коммуникации в избирательном процессе», проведенного автором по собственной методике в г. Братске. Сделанный анализ убеждает в том, что кардинальное решение проблем политической и правовой корректности на выборах невозможно без опоры на контроль со стороны самих граждан и на их диалог со структурами публичной власти.

Масс-медиа в информационно-коммуникативном пространстве власти и общества. Подтверждено, что приоритет в формировании общественного мнения и электоральных предпочтений сохраняет за собой электронная и печатная пресса. Отмечается наличие двусторонней зависимости: любой человек зависим от объема и характера циркулирующей в коммуникативном пространстве информации, но при том присутствует и другая зависимостьмера способности близкой к нему власти управлять этим информационным потоком, чтобы вовремя избежать критической энтропии социального порядка за счет умелого использования потенциала масс-медиа.

11. Базовые мониторинговые исследования в Братске дают основание полагать, что общественное мнение горожан последовательно фиксирует позитивные изменения в условиях жизни и демонстрирует стабильное, достаточно высокое доверие к основным видам власти, в первую очередь президенту страны и органам местного самоуправления. При этом в ходе опросов фиксируется целый комплекс нерешенных проблем, которые в равной мере относятся и к компетенции государства, и к сфере забот муниципальной администрации. С целью повышения эффективности управленческой деятельности городским органам власти предлагается усилить коммуникативный диалог с населением, внести изменения в информационную политику, провести реорганизацию административных служб, отвечающих за координацию коммуникативных связей и обеспечение в этой сфере преемственной стратегии.

12. Анализ прецедентной практики и подходов к моделированию коммуникаций управленческого партнерства показывает перспективность этого нового направления в сфере взаимодействия государственных и муниципальных органов власти. Поиск и практическая реализация приемлемых форм сотрудничества институтов государственного управления и местного самоуправления, основанных на договоре о партнерстве, потенциально снимают многие неразрешимые до сих пор противоречия в их коммуникативных отношениях. Диалог двух разных по принадлежности — к государству и гражданскому обществу — управленческих структур в предлагаемом нами варианте может получить оптимальный вид, если подвести под него серьезную экспериментальную базу и добиться достойного научного сопровождения.

Выявленные в ходе исследования тенденции и социологические наблюдения подводят к выводу о признании коммуникативного диалога со структурами публичной власти, построение с государством системы управленческого партнерства оптимальным вариантом развития гражданского общества, форм общественного самоуправления.

Прогнозная модель, сопутствующая такому заключению, определяет основные этапы продвижения гражданского общества в этом направлении. Ожидается, что коммуникативный диалог приблизит государство к получению статуса социального (на деле), а его будущее все в большей степени будет зависеть от степени развитости гражданского общества. То есть оптимальной формой существования граэсданского общества в этом случае правомерно видеть идеальный для его отношений с государством коммуникативный диалог. Именно в нем — программа-максимум на блю1сайшее будущее для обоих политически и социально мотивированных партнеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 35. Ст. 3506.
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ с последующими изменениями.
  4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на 2006−2016 гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.
  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы». Утверждена Правительством РФ 11.07.2005 г. № 422.
  6. Межведомственная программа «Студенчество России (2004−2008 гг.)». Утверждена распоряжением Министерства образования и науки РФ от1.11. 2003 г. № 16.
  7. Закон Иркутской области «О государственной молодежной политике в Иркутской области» от 10.10.2005 г. № 49 ОЗ.
  8. Закон Иркутской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области» от 10.10.2005 г. № 50−03.
  9. Решение Думы города Братска «О полномочиях в сфере культуры и молодежной политики в г. Братске» от 28.04.2006 г. № 155г-Д.
  10. Постановление мэра города Братска от 03.05.2007 г. № 1175 «Об утверждении Регламента разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ».
  11. Постановление мэра города Братска от 29.06.2006 г. № 1217 «Об утверждении данных для разработки ведомственных целевых программ».
  12. Положение о молодежном парламенте г. Братска от 28.02.2007 № 291/г-Д/www.duma.bratsk-city.ru.
  13. Регламент молодежного парламента r. BpaTCKa/www.duma.bratsk-city.ru.1. Монографии, книги, научные сборники
  14. Л.И. Теоретические и политико-экономические аспекты перестройки управления. М, 1987.
  15. М.Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию: Пер. с нем. СПб., 1999.
  16. В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. -М., 1996.
  17. Ю., Дмитриева Е., Волкова О. Социологические исследования: место и роль в коммуникативных кампаниях, методология и методика проведения. — М., 2006.
  18. Т.З. Массовая коммуникация в новой парадигме социального познания//Социология и общество: Труды Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2002.
  19. Т.З. Социальная коммуникация: Учеб. пособие. М., 2005.
  20. Н.Я. Управленческое партнерство. — М., 2003.
  21. Г. Политическая наука: история дисциплины//Политическая наука: новые направления/Пер. с англ. -М., 1999.
  22. О.С. Стратегическое управление и государственное мышление. М., 2006.
  23. С.Н. Социология рекламы: Учебно-методическое пособие. -СПб, 2006.
  24. И.В. Качество власти: некоторые теоретические подходы к его оценке//Социально-технологическая культура как феномен XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. В 2 ч. Белгород, 2006. — Ч. 1.
  25. М.Н. Региональное электоральное пространство. Иркутск, 2002.
  26. В.И., Савичева Н. Г. Гражданское общество как проблема коммуникативного действия//Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.
  27. В.А., Елисеев С. М., Ланцов С. А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. М., 1996.
  28. М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.
  29. С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.
  30. . Система вещей: Пер. с фр. М., 2001.
  31. А.А. Политическая жизнь: особенности понятийного анализа: Монография. М., 2005.
  32. С.В. Социология коммуникации.- М., 2003.
  33. П. Социология политики: Пер. с фр. М., 1993.
  34. В.И. Социальное регулирование политической власти: история идей и современные подходы. М., 2001.
  35. И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества// Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований. М., 1999.
  36. М. Избранные произведения: Пер. с нем. М., 1990.
  37. М. Политические работы (1895−1919): Пер. с нем. -М., 2003.
  38. Ю.А. Новое избирательное право/Ючерки по истории выборов и избирательного права: Учеб.пособие. Калуга-М., 1997.
  39. Власть и общественность: социальные аспекты взаимодействия/Сост. и науч.ред. О. Н. Савинова. Н. Новгород, 1997.
  40. Ю.Л. Выборы главы местного самоуправления: социальные аспекты//Социальная работа и социология: Материалы методологического семинара. М., 1999. — Ч. 2.
  41. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1998.
  42. Г. В. О политической социализации молодежи. Горно-Алтайск, 2005.
  43. Е. Социология политических отношений: Пер. с польск. М., 1979.
  44. Ф.И. Политические аспекты социального партнерства в России.-М., 2001.
  45. А.С. Грамши. М., 1968.
  46. А.А. Общественно-политические последствия социального неравенства//Россия реформирующаяся: Ежегодник-2004. М., 2004.
  47. Д. Изучение и формирование общественного мнения: Пер. с болг.-М., 1983.
  48. Э. Социология: Пер. с англ. -М., 1999.
  49. Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью (Серия «Все на выборы»). М., 2003.
  50. С.И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А. Социология. Основы модернизации социального знания. М., 2006.
  51. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1989.
  52. В.И. Методы социологического исследования: Учебник. -М., 2006.5 6. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.
  53. Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики// Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентричекой и семиосоциопсихологической парадигмах: В 2 кн. М., 2000. — Кн.1.
  54. Н.А. Местное самоуправление в России: генезис и тенденции развитии. М. — Тула, 1997.
  55. .А. Мнение в системе человеческого познания: Курс лекций. -Л., 1973.
  56. А.В. Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967−2004 годы. М., 2007.
  57. Т.И. Электронное правительство диалог с властью//Социальные коммуникации в новой информационной среде: Т.26.-М., 2006.
  58. И.А. Общение от Сократа до наших дней (философско-социологический анализ): Монография. Белгород, 2005. — 4.1.
  59. М.Ю. Молодежь создает собственный парламент//Роль молодежи в развитии парламентаризма в России. М., 2005.
  60. М. Социальные последствия информационных и коммуникационных технологий// Всемирный доклад по социальным наукам/ЮНЕСКО, 1999. -М, 2002.
  61. Киселев А. Г, Коновченко С. В. Информационная политика в России. -М, 2004.
  62. С.В. Власть как коммуникация: опыт и актуальные уроки демаркации политического в концепции Н. Лумана//"Новая" Россия: политика и культура в современном измерении. — М, 2003.
  63. П. Общество и государство: неизбежный дуализм: Пер. с нем. М, 1998.
  64. Э.В., Абрамов Р. Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие для высшей школы. М, 2007.
  65. В.П. Социология коммуникации. — М, 1997.
  66. Е.Ф. Теоретические и методологические основы PR-деятельности /Социологический аспект/:Монография. М, 2004.
  67. Коэн Д, Арато Э. Гражданское общество и политическая теория: Пер с англ. М, 2003.
  68. Ю.А. Демократия перед вызовами: модификация или смена парадигмы?//Россия реформирующаяся: Ежегодник. Вып. 6. -М, 2007.
  69. Л.А. Управление качеством жизни населения. -Хабаровск, 2005.
  70. А.В. Влияние массовых коммуникаций на политический выбор избирателей в г.Нижневартовске//Менеджмент в социальной сфере/Под ред. А. Н. Силина. Вып. 3. Тюмень, 2001.
  71. А.В. Социальная самоорганизация и государственное управление: ведущая роль человека в их эволюции и развитии механизмов взаимодействия // Стратегия динамического развития России: единство самоорганизации и управления М, 2004- Т.1.
  72. Кун Т. Структура научных революций: Сб./Пер. с анг. М, 2003.
  73. С.В. Демократия, международное управление и будущее мироустройство//Россия в глобальном мире политики. 2004. — Т.2. -№ 6.81 .Лазаревский Н. И. Лекции по русскому государственному праву. Том 1: Конституционное право. СПб., 1910.
  74. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с фр. СПб., 1996.
  75. Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX века). М., 1998.
  76. С.Ф. Политическая реклама. М., 2000.
  77. Н.В. Информационные специалисты: социология управления. М., 2006.
  78. Т.Р. Социополитическая трансплантационная модель//Социально-технологическая культура как феномен XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Белгород, 2006. — 4.1.
  79. Ю.Н. К вопросу о коммуникативных механизмах социального партнерства//Социальные процессы и социальные отношения в современной России: Тезисы выступлений на IV международном социальном конгрессе/Под рел. Г. И. Осадчей. В 2-х т. -М., 2004. -Т.1.
  80. В.А. Социальное проектирование: Учеб.пособие. — 6-е изд., испр. — М., 2006.
  81. Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество// Социология на пороге XXI века: основные направления исследований. М., 1999.
  82. Н. Медиа коммуникации: Пер. с нем. — М., 2005.
  83. Н. Понятие общества// Проблемы теоретической социологии. — СПб., 1994.
  84. Макаревич Э. Ф, Карпухин О. И, Луков В. А. Социальный контроль масс: Учеб. пособие для вузов. — М., 2007.
  85. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 20.
  86. Г. Одномерный человек: Пер. с англ. М., 2003.
  87. Р. Явные и латентные функции//Американская социологическая мысль: Тексты. -М, 1994.
  88. Ч. Высокая теория//Американская социологическая мысль: Тексты. -М., 1994.
  89. Модель И. М, Модель Б. С. Власть и гражданское общество России: от социального взаимодействия к социальному партнерству. — Екатеринбург, 1998.
  90. Монтескьё- Ш.-Л. О духе законов: Пер. с фр. М., 1999.
  91. С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс/Пер сфр.-М., 1996.
  92. Муниципальное управление: Учеб. пособие для вузов/Под общ. ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. М., 2002.
  93. Ю1.Мюнх Р. Социологический анализ новой диалектики и динамики развития глобального информационного общества//Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований. М., 1999.
  94. Ю2.Нагайчук А. Ф. Технологии согласования социальных интересов в политике//Материалы Всероссийской научной конференции «Современное российское общество: состояние и перспективы». -Казань, 2006. Т.П.
  95. Е.П. Проблемы формирования гражданского общества в современной России//Социально-технологическая культура как феномен XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. В 2 ч. 4.1. — Белгород, 2006.
  96. Т.В. Социология массовой коммуникации: Учеб. пособие. -СПб, 2005.
  97. И.Н. Информационная война и выборы. М, 2003.
  98. Юб.Парсонс Т. О структуре социального действия: Пер. с англ. М., 2000.
  99. С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики//Политические исследования. 2006. — № 2.
  100. ПоляковВ.В. Связи с общественностью-Иркутск, 2006.
  101. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2001.
  102. Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001.
  103. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы/Отв. ред. Т. М. Дридзе. -М.: Наука, 1994.
  104. Г. В. Политический менеджмент: Учеб. пособие. М., 2002.
  105. Е.В. Региональная власть и общество: проблемы взаимодействия//Социально-технологическая культура как феномен XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. В 2 ч. Белгород, 2006. — 4.1.
  106. Ю.В. Проблемы влиятельности и эффективности средств массовой информации//Роль языка в средствах массовой коммуникации. М., 1986.
  107. Россия: глобальные вызовы и локальные риски/Под ред. Г. В. Осипова, В. Н. Кузнецова, В. В. Локосова. М., 2005.
  108. Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре. Трактаты: Пер. с фр. М., 1998.
  109. Ю.И., Степанов В. Е. Социология. Структурно-логические схемы с комментариями. — М., 1999.
  110. В.В., Воробьев Ю. Л. Диалогические основы публичной коммуникации: теоретические и прикладные аспекты. — Иркутск, 2006.
  111. А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. СПб., 1993.
  112. О.О. Социология рекламного воздействия. М., 2006.
  113. .В., Богомолова Е. А. Виртуальные самоуправляющиеся сообщества. Проблемы формирования// Социальные коммуникации в новой информационной среде: Т.26. М., 2006.
  114. Связи с общественностью и общественными организациями (Паблик рилейшнз). М., 1996.
  115. Связи с общественностью как социальная инженерия/Под ред. В. А. Ачкасовой, Л. В. Володиной. СПб., 2005.
  116. С.Э. Социальная реклама: Искусство воздействия словом. Самара, 2006.
  117. А.П., Гундарин М. В. Победа без победителей: Очерки теории прагматических коммуникаций. М., 2003.
  118. А.Л. Организация организаций. М., 1996.
  119. А.В. Общая социальная коммуникация. СПб., 2002.
  120. А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2000.
  121. Социологические размышления. Интервью с проф. Н. Луманом // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.
  122. Социология/Под ред. Г. В. Осипова. М., 1996.
  123. А.Ю. Публичная политика как поле взаимодействия и как процесс принятия решений//Публичная политика-2005. — СПб., 2006.
  124. И.Р. Психология взаимоотношений. М., 1999.
  125. Г. Социальная логика: Пер. с фр. СПб., 1996.
  126. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 ч. — М., 2003. Т.2.
  127. И.В. Власть и общественное мнение//Материалы Всероссийской научной конференции «Современное российское общество: состояние и перспективы». Казань, 2006. — Т.З.
  128. JI.H. Партийная печать как инструмент социального управления. Между народом и властью. М., 1993.
  129. В.И. Методологические основания информатики сообществ//Социальные коммуникации в новой информационной среде: Т.26. М., 2006.
  130. А. Демократия в Америке: Пер. с фр. М., 1994.
  131. Управление общественными отношениями: Учебник / Под общ. ред. В. С. Комаровского. М., 2003.
  132. .Ф. Социальная инноватика: Учеб.пособие. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М., 2007.
  133. .Ф., Орлов И. В. Интеграционный подход к управленческим отношениям государственных территориальных структур и местного сообщества//Дискурс: Социологическая студия. Вып.1: Социальное развитие/Под общ.ред.В. А. Лукова. -М., 2001.
  134. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Д. Мэдисона и Д. Джея: Пер. с англ. -М., 1994.
  135. Ю.Н. Государственное планирование науки. М., 1998.
  136. Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. М., 1995.
  137. В.Ф. Кратология (наука о власти): Концепция науки -авторская учебная программа. М., 2001.
  138. Р., Сингранелли Д. Социальная политика и управление: сравнительный политический анализ//Политическая наука: новые направления/Пер. с англ. -М., 1999.
  139. М.Ф. К проблеме эмпирических исследований гражданского общества/ЯТроблемы формирования гражданского общества./Отв. ред. З. Т. Голенкова. М., 1993.
  140. А.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие. 3-е изд. -М, 2001.
  141. О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. -М, 1997.
  142. Ф.И. Основы теории коммуникации. М, 2002.
  143. Шарков Ф. И, Прохоров Я. М, Родионов А. А. Корпоративная культура в системе общественных связей и отношений: Учеб. пособие. -М, 2002.
  144. Т. Социальная психология: Пер. с англ. Ростов-на-Дону, 1998.
  145. Г. Манипуляторы сознанием. М, 1980.
  146. Н.Э. Местное самоуправление в зарубежных странах: сущность и современные проблемы развития. — Иркутск, 1995.
  147. B.C. Об условиях социальной консолидации российского общества//Социальные процессы и социальные отношения в современной России: Тезисы выступлений на IV международном социальном конгрессе. В 2-х т. М, 2004. — Т. 2.
  148. С. А. Содержание и смысл в структуре социальной коммуникации//Социальные процессы и социальные отношения в современной России: Тезисы выступлений на IV международном социальном конгрессе. В 2-х т. М, 2004. — Т. I.
  149. П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. М, 1996.
  150. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках// Американская социологическая мысль: Тексты. -М, 1994.
  151. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 6-е изд. — М, 2003.
  152. К. Смысл и назначение истории: Пер. с англ. М, 1991.
  153. I. Энциклопедии, словари, справочники
  154. Большой Российский энциклопедический словарь. М., 2003.
  155. Большой словарь иностранных слов/ Сост. А. Ю. Москвин. — М., 2003.
  156. Выборы: Словарь-справочник/Авторы-составители В. Б. Арсентьев, С. Д. Баранов, Г. Н. Бутырин. М., 1999.
  157. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4 (репринт издания 1882 г.). М., 1978. — Т.2.
  158. Ю.В., Пирогов Г. Г. Власть//Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., Мысль, 2003. — Т. 1.
  159. Краткий политический словарь/Сост. и общ. ред. Л. А. Оникова, Н. В. Шишлина. М., 1989.
  160. Краткий словарь по социологии/Авт.- составитель П. Д. Павленок. М., 2000.
  161. Политология: Энциклопедический словарь/Общ.ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов.-М., 1993.
  162. Словарь иностранных слов. 8-е изд., стереотип. — М., 1981.
  163. Словарь иностранных слов/Под ред. В. Бутромеева. М., 2005.
  164. Социологическая энциклопедия: В 2 т. М.: Мысль, 2003. — T.I.
  165. Социологический энциклопедический словарь/Под общ. ред. Г. В. Осипова. М., 1998.
  166. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  167. В.Ф., Халипова Е. В., Шишкин А. Н. Выборы и власть: Словарь-справочник избирателя. -М., 1999.1. Статьи, опубликованные в периодической печати
  168. Л .Я. Власть и общество: Контент-анализ текстов Посланий президента Федеральному Собранию РФ. 2000−2006 гг.//Безопасность Евразии. 2006. — № 4.
  169. Т. Партнерам предложили услышать друг друга//Известия. 2005. — 5 октября.
  170. Г. С. Особенности культуры глубинного общения//Вопросы философии. 1995. — № 3.
  171. В.Э. Отношение населения к власти: тенденции формирования и обусловливающие их факторы//Социология власти. -2006.-№ 1.
  172. Т. Власть//Полис. 1993. — № 5.
  173. В.П. Политический и административный контроль в системе государственного управления. Опыт сравнительного анализа России и США//Вестник гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций. -2005,-№ 2.
  174. JI.H. Политическая сфера общественной жизни с позиций синергетики//Мир транспорта: Приложение «Соискатель». -2005. -№ 1.
  175. С. «На пределы компетенции местных союзов существуют разные взгляды."//Муниципальная власть. 1997. — № 1.
  176. Г. Ф. Информационно-коммуникационные технологии: роль и перспективы в экономике России// Инновации. 2006. — № 11.
  177. Е.В. Местное самоуправление и гражданское общество в современной России: проблемы функционирования//Социология власти. -2007. — № 1.
  178. К. Чтобы помощь не искала адресата//Российская газета. 2004. — 30 декабря.
  179. Дмитриев М. Г, Жукова Г. С, Петров А. П. Нелинейная модель «власть-общество» для случая двух устойчивых распределений власти//Ученые записки РГСУ. 2004. — № 2.
  180. Доскальчук А. В, Воробьев Ю. Л. Мониторинговая экспертиза на муниципальных выборах//Муниципальная власть. 2006. — № 4.
  181. Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью//Социологические исследования. 1998. -№ 10.
  182. Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии// Общественные науки и современность. 1996. — № 3.
  183. Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении//Человек. 1998. — № 2.
  184. . От инициативных групп к анонимным медиа: массовые коммуникации в российском обществе//Рго et Contra. 2000. — Осень.
  185. .Е. Искусство в системе средств массовой коммуникации//Вестник гуманитарного факультета Санкт-Петербурского государственного университета телекоммуникаций. -2005.-№ 2.
  186. Ю.Л. Социальное пространство и политическая топология//Вопросы социологии. 1996. — Вып.6.
  187. А.Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества/ЛГражданин и право. 2002. — № 3.
  188. А.В. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа современной социальной рекламы в России//Социальная работа: традиции и инновации. 2006. — № 1.
  189. Е.М. США как интеллектуальный вызов России//Эксперт. 2006. — № 39.
  190. Е.Ю. Массовая коммуникация и коммуникативное действие//Социологический журнал. 1999. — №½.
  191. И.А. Коммуникативная культура как условие формирования человека/ЛГуманитарные и социально-экономические науки. 2004. -№ 1.
  192. Н. Арктический совет//Российская газета. 2005. — 12 апреля.
  193. С.М. Молодежные парламенты нужны гражданскому обществу / www.rg.ru.
  194. В.А. Социальное партнерство и пути совершенствования публичной политики/ТВласть. 2005. — № 7.
  195. А. А поговорить? http: //www.cccp-online.ru
  196. М. Реклама как двигатель добра//Парламентская газета. -2007. — 26 января.
  197. А.И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики//Полис. 2002. — № 6.
  198. П.А. «Местные силы всегда несли служебные государственные повинности»//Муниципальная власть. 1998. — № 1.
  199. Е.П. СМИ как фактор информации по обеспечению реформ//Социологические исследования. 2005. — № 10.
  200. А.Ф. Элементарная социология пространства//Социологический журнал. — 1995. № 1.
  201. Г. А. Особенности социальных практик местного самоуправления в сфере здравоохранения//Безопасность Евразии. -2006.-№ 4.
  202. Е.Н. Реальность массмедиа в контексте социального пространства//Социология власти. — 2007. № 1.
  203. К Диссертации и авторефераты
  204. Э.Ч. Развитие коммуникативных способностей политических лидеров/Автореф.дис.канд.псих.наук. -М., 1995.
  205. Ю.И. Роль средств массовой информации в формировании электоральных предпочтений/Дис.канд.полит.наук. — Хабаровск, 2004.
  206. Е.С. Масс-медиа как инструмент муниципального социального управления/ Автореф.дис.канд.социол.наук. — М., 2006.
  207. A.M. Манипулирование массовым сознанием (социально-философский анализ)/Дис.канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 2001.
  208. П. А. Российская телевизионная аудитория: дифференциация и типологические группы/ Автореф.дис.канд.социол.наук. -М., 2006.
  209. Н.Н. Специфика функционирования системы связей с общественностью налоговых органов Российской Федерации/Автореф.дис.канд.социол.наук. -М, 2005.
  210. С.И. Социальное партнерство субъектов рынков образования и труда в современной России/Дис.док.социол.наук. М, 2007.
  211. Г. Н. Особенности электорального поведения жителей провинциального города/Автореф .дис.канд.социол.наук. -М, 2005.
  212. Э.Ф. Общественные связи как инструмент социальных изменений/Дис. .док.социол.наук. М, 1999.
  213. А. А. Управление социальными процессами в муниципальном образовании на основе кооперативного подхода/Автореф.дис.канд.социол.наук. — М, 2005.
  214. Е.Ю. Социально-технологические аспекты управления процессами формирования имиджа политического лидера средствами печати/Автореф. дис. канд.социол.наук. -М, 1998.
  215. О.П. Особенности политической социализации молодежи в условиях местного сообщества/Автореф. дис.канд.социол.наук. М, 2004.
  216. О.Ю. Социальные функции служб по связям с общественностью органов государственной власти/Автореф.дис.канд.социол.наук. -М, 2006.
  217. Н.Н. Воздействие СМИ на общественное сознание электората в период стабилизации политической системы РФ (региональный уровень)/Дис.канд.полит.наук. Н. Новгород, 2004.
  218. Almond G., Verba S. The Civic Culture: Political attitudes and democracy in fine ration. — Princeton, 1963.
  219. Arendt H. On Violence Crisis of the Republic. N.Y., 1979.
  220. Arendt H. The Human Condition. Chicago, 1958.
  221. Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. -N.Y., 1966.
  222. Dewey J. The Public and its Problems. Ohio University Press, Athens, 1991. Reprint. Originally published: N.Y., 1927.
  223. Deutsch K.W. The Nerves of Government. Models of Political Communication and Control. -N.Y., 1963.
  224. Giddens W. The Constitution of Society. Berkeley, 1984.
  225. Habermas J. Legitimation crisis. Boston, 1975.
  226. Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handelns. Fr/M., 1981. — Bd. 1−2.
  227. International Encyclopedia of Communications/Ed. by E. Barnouw, G. Gerbner, W. Schramm, T.L.Worth, L.Gross. Published jointly with the Annenberg School of Communications. Univ. of Pennsylvania Oxford Univ. press. — N.Y.- Oxford, 1989. — Vol. 1−4.
  228. Lazarsfeld P.F., Merton R.K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action/ZMass Communications. A book of Readings. Urbana, 1960.
  229. Mcluhan M. Understanding Media. N.Y., 1964.
  230. Merton R.K. Social Research and Practicing Profession. Cambridge, 1982.
  231. Parsons T. Sociological Theory and Modem Society. N. Y, 1967.
  232. Parsons T. The Political Aspect of Social Structure and Process//Varieties of Political Theory. -N.Y, 1966.
  233. Parsons T, Shils E. Toward a General Theory of Action. N.Y. -Evanston, 1962.
  234. Rivers W, Christians C, Schramm W. Responsibility in Mass Communication. N. Y, 1980.
Заполнить форму текущей работой