Влияние социальной инфраструктуры малого и среднего бизнеса на организацию производственной деятельности
В исследованиях проблем социального управления складывается свой подход к вопросам управления поведением, организационного поведения, разработки управленческой концепции (П.Друкер, Ю. Д. Красовский, Д. Л. Свенцицкий, Л.В.Фаткин), управления в организациях (А.И.Пригожин, Г. Саймон, Б.З.Мильнер), управления социальными системами (В.Г.Афанасьев, Д. М. Гвишиани, Б.А.Суслаков), который характеризуется… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАЛОГО И СРЕДЕГО БИЗНЕСА
- 1. 1. Социальная инфраструктура как система поддержки предпринимательства
- 1. 2. институционализация сферы малого и среднего бизнеса
- 1. 3. социальная политика государства относительно малого и среднего бизнеса
- ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
- 2. 1. Особенности организационной структуры фирмы малого и среднего бизнеса
- 2. 2. Социальные функции имиджа фирмы
- 2. 3. Структура и имидж фирмы ЗАО «Кунцевское»
Влияние социальной инфраструктуры малого и среднего бизнеса на организацию производственной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Происходящие в России социальные, политические, экономические и др. изменения вызывают глубокую трансформацию общества — оформляется новый класс предпринимательства нового сектора экономики — малого и среднего бизнеса. Одновременно с этими процессами создаются новые технологии управления предприятиями малого и среднего бизнеса.
Отношение российского общества к малому и среднему бизнесу (предприниматель, предприятие, система функционирования и пр.) — быстро менялось в последнее время. Не смотря на эту динамику, развитие предпринимательства как самостоятельного общественно-политического и социально-экономического явления происходит трудно и медленно.
Государство положило начало процессу институционализации сферы малого и среднего бизнеса, оформив определенное правовое поле функционирования и развития предприятий и объектов этого сектора экономики.
Социальная инфраструктура малого и среднего бизнеса к настоящему времени в достаточной мере определена, хотя и далека от завершенности. Можно отметить определенную тематику, где существует значительный разброс: действие объектов социальной инфраструктуры и властных структур создают дисфункцию поддержки малого и среднего бизнесадеятельность объектов социальной инфраструктуры направлена в основном на выживание, но не на поддержку предпринимательстваобъекты социальной инфраструктуры часто на востребованы по основной своей профилированности в предпринимательских кругахочевидно, что отсутствует целостность в системе управления поддержкой и развитием малого и среднего бизнеса.
Предпринимательство выполняет важные социально-экономические функции в обществе, в отдельных его подсистемах в процессе реализации экономических реформ. Малый и средний бизнес в принципе наиболее эффективен в использовании малого ресурсного потенциала, включая и социальный.
Ключевой представляется проблема несовершенства технологии управления объектами малого и среднего бизнеса, следствием чего является дискредитация главной цели существования социальной инфраструктурыспособствовать формированию нового класса предпринимательства.
Актуальность исследования в этом направлении продиктована наличием вышеперечисленных проблем, которые обусловили выбор темы данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. На протяжении XVIII — XIX вв. представители либерализма отстаивали идеи создания общественной организации, в которой регулирование общественных отношений осуществлялось бы спонтанно, посредством безличного механизма «свободного рынка». Одним из выдающихся представителей этой теории был И. Бентам.
О.Конт и Г. Спенсер1 считали, что социология должна быть наукой об организации общества. Либеральные идеи управления получили определенное распространение и в России. В теоретических обоснованиях реформ и практической их реализации принимали активное участие крупные государственные деятели С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, П. И. Милюков, П. Б. Струве, Б. Н. Чичерин и др.
Осмысление роли социальной инфраструктуры начинается в начале XX века. Истоки толкования социальной инфраструктуры с точки зрения теории л организации обнаруживаются в тектологии А. А. Богданова. По мнению этого исследователя, предметом организационной науки должны стать общие организационные принципы и законы, в соответствии с которыми происходят процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности.
1 Конт О. Антология мировой философии. — Т.З. — М., 1971; Спенсер Г. Основания социологии. — Т. 1−2. СПб., 1898.
2 Богданов А. А. Очерки всеобщей организационной науки. — Самара, 1921. людей. В 50-е годы появляются исследования, обосновывающие роль и значение инфраструктуры для эффективного функционирования производства (Р.Нурксе, А. Хиршман, А. Янгсон и др.).
В современной отечественной науке вопросы социальной инфраструктуры изучают чаще всего в связи производственной деятельностью людей (А.А.Амбарцумов, Ф. Ф. Стерликов, В. Ф. Халипов, В. А. Жамин, Ю. Д. Красовский и др.).1 Существенный вклад в изучение проблем социальной инфраструктуры и тенденций ее развития внес Ж. Т. Тощенко.2.
Появились работы, рассматривающие социальную структуру в связи с социальным проектированием (Т.М.Дридзе, В. А. Луков и др.).3 Это направление корреспондирует с тем, что предложил Н. Луман, рассмотревший в качестве элементов социальной системы коммуникации.
Необходимо отметить исследования социальной структуры в классово-групповом аспекте (М.Н.Руткевич, В. С. Семенов, Ф. Р. Филиппов и др.). Однако это направление оттеснено представлением социальной структуры в ключе стратификационных различий (Т.И.Заславская, Р. В. Рывкина, В. В. Радаев, О. И. Шкаратан и др.).4.
Немало публикаций посвящено проблематике малого и среднего бизнеса. Следует отметить исследования, затрагивающие вопросы формирования бизнес-слоя (Т.И.Заславская, В. В. Бущик, З.Т.Голенкова), 3 посвященные социологическим исследованиям предпринимательства.
1 Амбарцумов А. А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное пособие. — М., 1993; Жамин В. А., Костанел С. Л. Критика современных буржуазных концепций мировой системы социалистического хозяйства. -М., 1985; Красовский Ю. Д. Мир деловой игры. — М., 1989.
2 Тощенко Ж. Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. — М., 1980.
Дридзе T.M., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования. — М., 1995; Луков В. А. Социальное проектирование и прогнозирование. Учебное пособие. — М., 1998.
4 Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. — М., 1970; Семенов B.C. Диалектика развития социальной инфраструктуры советского общества. — М., 1977; Рывкина Р. В. Экономическая социология переходной России: Люди и реформы. — М., 1998; Радаев В. В., Шкаратан О. И. социальная стратификация. -М., 1996.
3 Заславская Т. И. Стратификация современного российского обществаЮкономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. — 1996. — № 1- Бущик В. В. Социальная база поддержки рыночных преобразований//Социс, — 1998, № 9- Голенкова 3.T. Динамика социокультурной трансформации в России//Социс, — 1998, № 10.
О.В.Ромашев, Е. М. Акимкин, К. С. Вашенцев, Н. И. Дряхлов, В.А.Давыденко), освещающие проблемы малого бизнеса (А.Чепуренко, В. Федоров, А. Цыгичко), актуализирующие вопросы предпринимательства в государственной политике (А.В.Орлов, А.О.Блинов), анализирующие исследования малого и среднего бизнеса за рубежом (В.Хмельницкая, А. Г. Цыганов, К. Ясецкий, В. Веселовский).1.
В исследованиях проблем социального управления складывается свой подход к вопросам управления поведением, организационного поведения, разработки управленческой концепции (П.Друкер, Ю. Д. Красовский, Д. Л. Свенцицкий, Л.В.Фаткин), управления в организациях (А.И.Пригожин, Г. Саймон, Б.З.Мильнер), управления социальными системами (В.Г.Афанасьев, Д. М. Гвишиани, Б.А.Суслаков), который характеризуется вниманием к взаимодействию организации и социальной среды.2 Появились работы посвященные организации имиджа (Панасюк А.Ю., Почепцов Г. и ДР-).3.
Вместе с тем, необходимо отметить, что публикаций по проблемам взаимосвязи социальной инфраструктуры и социального управления мало. Эта проблематика требует разработки и должного внимания.
Объектом исследования является социальная инфраструктура малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования выступает формирование социальной инфраструктуры малого и среднего бизнеса в условиях организации эффективной производственной деятельности.
1 Ромашов О. В. реформы в России глазами предпринимателя//Социс, — 1996, № 9- орлов А.В. малый бизнес: проблемы — перспективы//Предприниматель, 1997, № 3−4- Блинов А. О., Голаенко Н. Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра. Учебно-методическое пособие. — Краснодар, 1996; Цыганов А. Г. Малый бизнескатализатор регионального развития. Опыт Испании//Человек и труд. — 1995. — № 4.
2 Druker P. Technology, Management and Society. N-Y. Harper & Row., 1977; Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практ.пособие. -М., 1977; Пригожин А. И. Современная социология организаций. — М., 1995; Саймон Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. — М., 1995; Афанасьев В. Г. Системность и общество. — М., 1980; Милнер Б. З. Теория организаций. Курс лекций. — М&bdquo- 1999;Гвишиани Д. М. Организация и управление. -М., 1972; Суслаков Б. А. Идентификация социальных систем. — М&bdquo- 1997.
J Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? — М.:Дело, 2000; Почепцов Г. Имиджеология: теория и практика. -АДЕФ, Украина, 1998.
Целью исследования является социологический анализ социальной инфраструктуры малого и среднего бизнеса и ее влияния на организацию эффективной деятельности фирмы в современной экономике.
Поставленная цель исследования обусловила выдвижение следующих задач:
— определить сущность социальной инфраструктуры малого и среднего бизнеса, как объекта управления;
— выявить специфику малого и среднего бизнеса и детерминанты его институционализации;
— исследовать особенности организации функционирования социального объекта — фирмы малого или среднего бизнеса;
— представить социальные особенности фирмы, как результат развитости социальной инфраструктуры.
Методологической основой работы является системный и структурно-функциональный подходы к изучаемым объекту и предмету, позволяющие должным образом их понять и оценить степень влияния на функционирование социального объекта.
Исследование строилось с учетом теоретических и практических разработок в области социологии управления, социального менеджмента, социального проектирования, рассматривающих различные аспекты проблем малого и среднего бизнеса и формирования его социальной инфраструктуры. Для достижения цели и задач исследования важным явилось совмещение социального и управленческого аспектов изучаемой проблемы.
Эмпирическую базу исследования составили:
— результаты экспертного опроса сотрудников ЗАО «Кунцевское» в 2000 г. (выборка квотная, повторная) по трем выделенным группам: руководители первого уровня, руководители второго уровня, рабочие и служащие;
— результаты социологического опроса поставщиков, клиентов, покупателей и др. (кто сотрудничает и кто пользуется услугами и продукцией фирмы) с целью идентификации внешнего имиджа фирмы;
— анализ документов Госкомитета по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ, Госкомстата РФ, Министерства экономики РФ, министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Министерства труда и социального развития РФ и др.;
— анализ докладов и отчетов TACIS, PHARE, US AID, BISNIS.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Теоретически обосновано состояние социальной инфраструктуры как совокупности институционализированных услуг, направленных на поддержание структуры малого и среднего бизнеса.
2. Из сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта государственно-общественной поддержки малого и среднего бизнеса выявлена прямая связь между комплексностью услуг в этой сфере, их скоординированностью по управленческим уровням и эффективностью поддерживающей деятельности предпринимателей этого уровня.
3. На примере конкретной фирмы (ЗАО «Кунцевское») показано, что производственная деятельность фирмы имеет конкретные социальные функции, которые определяются развитостью социальной инфраструктуры.
4. В результате статистического исследования результатов экспертного опроса получены модели фирмы (личностного и делового поведения, имиджа, концептуальной ориентации, управленческих отношений), позволяющие повысить эффективность управления персоналом данной фирмы.
Исследовательская гипотеза, выдвигаемая автором формулируется следующим образом.
Социально-экономические преобразования в обществе формируют новый класс предпринимателей, нового сектора экономики — малого и среднего бизнеса. Инфраструктура этого сектора экономики постепенно приобретает свое правовое поле и оформляется как социальная структура государства. Это становление и формирование осуществляется в рамках государственной политики, что способствует развитию предпринимательства в его новых формах функционирования и социального управления. Основные положения, выносимые автором на защиту:
1. Особенности формирования социальной инфраструктуры малого и среднего бизнеса, как объекта социального управления.
2. Особенности институционализации малого и среднего бизнеса.
3. Особенности управления социальным объектом — фирмой малого или среднего бизнеса.
4. Социальные особенности производственной деятельности фирмы и их роль в эффективности функционирования.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в нем представлена действующая система поддержки предпринимательства и выявлены причины, препятствующие ее эффективному воздействию на развитие малого и среднего бизнеса в России. Анализ современного состояния социальной инфраструктуры и взаимосвязи его с эффективностью социального управления объектами предпринимательства может представлять интерес для специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, занимающихся вопросами предпринимательства, руководителей объектов социальной инфраструктуры малого и среднего бизнеса и самих предпринимателей.
Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки специалистов при чтении курсов «Социальный менеджмент», «Социология управления», «Теория организаций», «Социальное проектирование и моделирование» и др.
Апробация работы. Результаты теоретических исследований, вторичного социологического анализа материалов государственных учреждений, частных предприятий, а также конкретного социологического исследования фирмы ЗАО «Кунцевское» изложены автором в публикациях и обсуждены на заседании кафедры социологии и социальной работы Социально-технологического института МГУС. Отдельные положения диссертационного исследования были доложены на VII Международной научно-практической конференции «Наука-индустрии сервисаМ., 2002, на научной конференции «Новые подходы к организации сервиса» -Электорсталь, 2002, итоговой научной конференции СТИ МГУС в 2001 г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, приложений и списка использованных источников и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В заключении этого исследования, подведем итоги, представим основные выводы и сформулируем основные рекомендации по организации деятельности фирмы, относящейся к группе малого и среднего бизнеса.
В исследовании значительное место отведено теоретико-методологическим вопросам исследования социальной инфраструктуры малого и среднего бизнеса. Подробно рассмотрено понятие социальной инфраструктуры: как социальная система и как подсистема социального управления. На создание и институционализацию социальной инфраструктуры малого и среднего бизнеса обращено внимание как на широкомасштабный инновационный социальный процесс.
Представление социальной инфраструктуры как совокупности институционализированных услуг, позволило нам предположить, что социальная инфраструктура представляемая как система поддержки производства одновременно выступает и как система поддержки определенного состояния в социальной структуре.
Исследование зарубежного опыта поддержки малого и среднего бизнеса позволило нам сделать следующие выводы:
— в каждой развитой стране сформирована социальная инфраструктура малого и среднего бизнеса и соответствующая система государственных социальных институтов — объектов социальной инфраструктуры, функциями которых являются управление и координация государственной политики в сфере бизнеса;
— как между самими объектами социальной инфраструктуры, так и между объектами и непосредственно малым и средним бизнесом сформированы на должном уровне нормативно-правовая и законодательная базы;
— отмечается динамика формирования социальной инфраструктуры в последнее время, итогом которой можно выделить переключение системы поддержки с прямого финансирования на стимулирование использования инноваций и передовых технологий малыми и средними предприятиями.
Эмпирическая часть исследования сконцентрирована на социальных особенностях управления фирмой в современных экономических условиях. Конкретное социологическое исследование предприятия АО «Кунцевское» (комплекс овощной базы), позволило сделать следующие обобщающие выводы:
— Формирование социальной инфраструктуры малого и среднего бизнеса в России находится на завершающей стадии становления, складывающаяся система характеризуется своими собственными оригинальными признаками. Главное на наш взгляд здесь то, что утверждение социальной инфраструктуры малого и среднего бизнеса позитивно влияет на социальную реструктуризацию общества и обеспечивает подготовку населения к вхождению в систему рыночных отношений.
— Складывающаяся социальная инфраструктура малого и среднего бизнеса кроме функций трансформации социальной структуры несет в себе еще и социокультурные функции обучения, воспитания и развития.
— Адаптация и применение западных систем управления в малом и среднем бизнесе должны проходить после их тщательного изучения и критического анализа, учитывая российские условия и возможности.
Результаты конкретных эмпирических исследований персонала АО «Кунцевское» позволили получить представления о личностном деловом поведении, управленческих отношениях внутри персонала фирмы, концептуальной ориентации персонала и отобразить эти представления в виде графических и аналитических моделей. Особое внимание в этом исследовании обращено на социальные функции имиджа фирмы.
Модели личностного делового поведения персонала фирмы показывают, что:
— админстративно-управленческий персонал полнее и эффективнее использует свой потенциал по сравнению с рабочими и служащими;
— отражая сезонный характер производственного цикла фирмы, выявлены мобилизационные факторы административно-управленческого персонала в период перехода от одной фазы производственного цикла к другой.
Модели концептуальной организации персонала фирмы позволили отметить следующее:
— сезонные циклы производственного процесса предприятия существенно изменяют ориентацию профессиональной деятельности административно-управленческого персонала первого и второго уровня: если первый уровень (руководители) переориентируется на маркетинг, то в это же время — второй уровень (заместители руководителей) — на непосредственный сбыт продукции;
— в режиме стабильной работы (не переходный период в цикле), ориентация носит гетерогенный и равномерный характер во всех исследуемых группах персонала.
Модели управленческих отношений персонала фирмы показали, что:
— сплоченность коллектива наиболее хорошо выражена у админстративно-управленческого персонала;
— в переходном периоде производственного цикла наблюдается стабилизация всех управленческих отношений в особенности управленцев первого и второго уровней;
— разобщенность коллектива максимальна в среде рабочих и служащих и это на фоне их высокой профессиональной компетентности.
В результате исследования социальных функций имиджа выделены три составляющие: внутренний имидж, внешний и имидж «клиент-фирма». Каждая составляющая представлена своим комплексом социальных показателей и это отражено на соответствующих графических моделях.
Исследование имиджа через мнения поставщиков, покупателей, партнеров и пр. позволило получить аналитические модели внешнего имиджа и перспектив развития. Анализ этих моделей также позволил выделить конкретные показатели, которые могут быть использованы.
Список литературы
- Автономов В. Практики глазами теоретиков (феномен предпринимательства в экономической теории) // Предпринимательство в России. 1997. — № 4.-С. 5−11.
- Агентство поддержки малого и среднего бизнеса в системе государственной поддержки предпринимательской деятельности в регионе. Методические материалы. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. М., 1996. — 143 с.
- Алимова Т. Маркетинг для бизнес-нкубатора: задачи и возможности // Предпринимательство в России. 1997. — № 1. — С. 37−44.
- Амбарцумов А. А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочно-учебное пособие. М.: Крон-пресс, 1993.-300 с.
- Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат. 1980. — 368 с.
- Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. (Опыт системного анализа). Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1973. 392 с.
- Берджес Джон Ф., Штайнхофф Дэн. Основы управления малым бизнесом. -М. 1997.
- Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование. Возможные пути реализации целей общества: опыт систематизации. М.: Наука, 1987.-213 с.
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. -М.: Наука, 1993.-240 с.
- Бизнесмены России. 40 историй успеха / Под. ред. И. М. Бунина. М.: АО «ОКО», 1994.-415 с.
- П.Блинов А., Голаенко Н. Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра. (Учебно-методическое пособие) Краснодар, 1996. -460с.1212.Бущик В. В. социальная база поддержки рыночных преобразований // Социс, — 1998,-№ 9. -С. 69−72.
- Важенин С. Г. Социальная инфраструктура народнохозяйственного комплекса. М.: Наука, 1984. — 171 с.
- Гвишиани Д. М. Организация и управление. 2-е доп. изд. М.: Наука, 1972.536 с.
- Голенкова 3. Т. Динамика социо-структурной трансформации в России // Социс, 1998. — № 10. — С. 77−84.
- Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне (методические рекомендации). С-Пб, 1997. -156с,
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1, 4-е изд. М.: Ось-89, 1999.-208 с.
- Доблаев В. JI. Теория организаций. Учебное пособие. М., 1995.-172 с.
- Долгопятова Т. Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: Дело ЛТД, 1995.-286 с.
- Дридзе Т. М., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.
- Жамин В. А., Костанел С. Л. Критика современных буржуазных концепций мировой системы социалистического хозяйства. -М: Высшая школа, 1985. 152 с.
- Заславская Т. И. Социология экономической жизни: Очерки теории. -Новосибирск: Наука, 1991. 448 с.
- Заславская Т. И. Стратификация современного российского общества // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1996. -№ 1.-С. 7−15.
- Заславская Т. И. Структура современного российского общества // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1995. — № 5. — С. 7−13.25.3лобин Б. К., Зацепин Ю. М. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства. М., 1998.
- Ильинский И. М. Куда идти России. М.: Голос, 1995. -126с.
- Инфраструктура малого предпринимательства в научно-технической сфере / Под общей ред. Ю. А. Евдокимова, Г. В. Козлова, Ю. П. Пимошенко. М., 1996. — 62 с.
- Инфраструктура малого предпринимательства в России. Справочное пособие в 2-х томах / Под ред. В. Ш. Каганова, И. В. Михалкина, Н. Г. Шмельковой. М.: Агроконсалт, 1998. — 286 с.
- Каганов В. ILL, Рыбин М. В. Как создать и сделать успешным бизнес-инкубатор. Учебно-практическое пособие М.: Агроконсалт, 1996. — 111 с.
- Как провести социологическое исследование / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги М.: Политиздат, 1990.- 288 с. 31 .Карпухин О. И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс, 1998. — № 12. — С. 44−48.
- Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонения / Институт молодежи. М., 1996. — 223 с.
- Колесникова Л. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства (по материалам зарубежных исследований) // Предпринимательство в России. 1997. — № 4. -С. 30−37 с.
- Колков В. В. Система социальной безопасности в теории социальной работы М.: Социально-технологический институт, 1998.-183 с.
- Коммерциализация технологий. Мировой опыт российским регионам. Сборник статей АНХ при Правительстве РФ. — М., 1995.-228 с.
- Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995. — 416 с.
- Кочерга А. И., Мазараки А. А. Народнохозяйственный комплекс и социальные проблемы. М.: Мысль, 1981.-271 с.
- Кочубей JI. Г. Методологические основы социального анализа. -Краснодар.: Социально-технический институт, 1998. 62 с.
- Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гви-шиани, Н. П. Лапина. М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
- Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989. — 220 с.
- Лобанов Г. X. Модель управления государственной поддержкой малого предпринимательства // Инновации 1996. — № 1. -С. 6−9.
- Луков В. А, Проблемы обобщенных оценок положения молодежи // Социс, — 1998.-№ 8.-С. 27−35.
- Луков В. А. Социальная экспертиза / Институт молодежи. -М., 1996.-143 с.
- Луков В. А. Социальное проектирование и прогнозирование: Учебное пособие / Институт молодежи. М.: Социум, 1998. -160с.
- Луков В. А. Социальное проектирование. М., 1997. — 192
- Малое предпринимательство Санкт-Петербурга / Под ред. И. И. Клебанова, А. М. Ходачека. С-Пб., 1998. — 94 с.
- Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.:Консэко, 1998. — 348 с.
- Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста. / Ред. колл: А. Ю. Чепуренко, А. В. Авилова М.: РНИСиНП, 1997.-392 с.
- Малый бизнес Москвы М.: Деловая Пресса, 1997. — 240 с.
- Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад. -М.: РАРМП, 1996.-292 с.
- Материалы I Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Документы и материалы съезда. М., 1996 г. — 94 с.
- Материалы II Съезда малых предприятий и предпринимателей Санкт-Петербурга, ноябрь 1997 г. 94 с.
- Материалы Второго международного конгресса «Малое и среднее предпринимательство России» М., 1993. — 118с.
- Материалы первой Новосибирской областной конференции по малому предпринимательству Новосибирск., 1997. — 277 с.
- Меренков А. В. Рыночные ориентиры студенчества // Со-цис,-1998.-№ 12,-С. 97−100.
- Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства, М.: ИСАРП, 1997.-38 с.
- Микрофинансирование в России. Материалы международной конференции. М.: ИСАРП, 1997. — 64 с. 5 8. Молод ежь России. Тенденции, перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993. — 224 с.
- Морозова А. П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // Социс, 1998. — № 9. — С. 72−77.
- Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). Агентство «Обозреватель» М., 1994. — 494 с.
- Новиков В. А. Толковый словарь: термины рыночной экономики. -М.: Наука, 1994.
- Новое о малых предприятиях России. Практическое пособие М.: Экономика и финансы совместно с ИИФ Триада, 1996. -528 с.
- Общие условия для стимулирования создания рабочих мест на малых и средних предприятиях. Доклад международной организации труда (МОТ). 85-я сессия. Женева: МВТ, 1997. — 135 с.
- Организация становления и деятельности нового малого предприятия. Учебное пособие / Сост. В. В. Кузнецов, С. Г. Пасха-лов, В. В. Ваховский. -Ульяновск, 1997. 101 с.
- Орлов А. В. Малое предпринимательство: судьба реформ- можно ли научить предпринимателя? // Информационно-аналитический сборник Министерства образования РФ. 1997. — № 2−3 (4−5).-13−27 с.
- Орлов А. В. Малый бизнес: проблемы перспективы // Предприниматель -1997.-№ 3−4.-С. 12−27.
- Основные методические положения по организации поддержки молодежного предпринимательства. М., 1997.
- Основные направления экономической политики государства. Проект. Авт. колл. С. Ю. Глазьев, Д. С. Львов, Ю. А. Петров и др. // Россия 2010. -1994.-№ 3,-С. 74−107.
- Открытая книга предпринимательства. Коллективная монография // Под ред. В. А. Димова, М. Г. Карпухина, В. П. Орешина. М.: Техинвест, 1991. — 341 с.
- Пимошенко Ю. П. Новые задачи и возможности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства // Предприниматель. 1997. — № 7. — С. 2−4.
- Подготовка кадров для малого бизнеса. Организация. Учебные программы. Методическое обеспечение / Сборник. М.: Агроконсалт, 1997.-176 с.
- Поддержка молодежного предпринимательства в Российской Федерации. Госкоммолодежи. М., 1996. — 261 с.
- Поляков С. Г., Рычев М. В. Инкубаторы бизнеса российский опыт. — М., 1996.- 145 с.
- Правовое обеспечение экономических реформ в Российской Федерации. Официальное издание ТИП РФ, ч. 1. М., 1995. -137с.
- Пригожий А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. — 270 с.
- Пригожий А. И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в соц. обществе. М.: Политиздат, 1983.-176 с.
- Пригожий А. И. Современная социология организаций. М.-ИНТЕРПРАКС. 1995.
- Пригожий А. И. Социологические аспекты управления. -М.: Знание, 1974.-64 с.
- Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Под ред. Т. М. Дридзе. -М.: Наука, 1994.-304 с.
- Продвижение технологического продукта на рынок / Под ред. Н. М. Фонштейн, АНХ. М. 1998. — 312 с.
- Профессиональная подготовка кадров к предпринимательской деятельности, возможность и перспективность работы / Академия менеджмента и рынка. Институт предпринимательства и инвестиций, Ростовский центр занятости. М., 1997. — 76 с.
- Профессиональное обучение безработных граждан / Под ред. В. А. Похвощева М.: Нива России, 1996. — 48 с.
- Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. -М.: Аспект Пресс, 1996.-318 с.
- Радаев В. В., Шкаратан О. И. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1996. — 469 с.
- Ромашев О. В. Реформы в России глазами предпринимателя // Социс, -1996.-№ 9.-С. 63−69.
- Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Норма-Инфра-М, 1998.
- Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. Статистический сборник. М.: Логос, 1997. — 1208 с.
- Руткевич М. Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980.-356 с.
- Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в российском обществе //Социс,-1998.-№ 6.
- Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. -М.: Мысль, 1970.-253 с.
- Рывкина Р. В. Экономическая социология переходной России: Люди и реформы. М.: Дело, 1998.
- Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь / Сост. В. А. Калашников. 3-е изд. — М.: Маркетинг, 1997. — 271 с.
- Семенкова Т. Инфраструктура и сфера услуг // Мировая экономика и международные отношения. 1971. — № 3.
- Семенов B.C. Диалектика развития социальной структуры советского общества. -М.: Мысль, 1977.
- Сирополис Н. К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. Перевод с англ. М.: Дело, 1997.
- Система статистического наблюдения за развитием частного сектора. Аналитический доклад. М.: ИСАРП, 1997. -188 с.
- Слепенков И. М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М., 1990.- 301 с.
- Словарь делового человека / Под общ. ред. В. Ф. Хали-пова. М.: Интерпракс, 1994. — 174 с.
- Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина и др. М.:Сирин, 1996.-606 с.
- Словарь иностранных слов / Под ред. Т. М. Капельзона. М.: Советская энциклопедия, 1933. 1502 с.
- Словарь русского языка / Под ред. С. П. Обнорского. Сост. С. И. Ожегов. 2-е изд. — М.: 1952. — 848 с.
- Смелзер Н. Социология, (пер. с англ) М.: Феникс, 1994.-688 с.
- Смолбоун Д. Разработка политики поддержки МСП в переходных экономиках // Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста. / Ред. кол.: Чепуренко А. Ю. Авилова А. В. -М.: РНИСиНП, 1997. С. 236−252.
- Социальное управление. Словарь / Под ред. В. И. Доб-ренькова, И. М. Слепенкова. М.: МГУ, 1994. — 208 с.
- Социологический словарь. Сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. 2-е изд. — М.: Университетское, 1991. — 528 с.
- Социологический справочник / Под общ. ред. В. И. Во-ловича. Киев.: Политиздат Украины, 1990. — 382 с.
- Стратегия совместного инновационного развития государств-участников СНГ / Под ред. Колосова В. Г. С-Пб.: СПбГТУ, 1998.-529 с.
- Тезисы докладов I Всероссийского съезда представителей малых предприятий. М., 1996. — 150 с.
- Тощенко Ж. Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М.: Мысль, 1980. — 206 с.
- Тощенко Ж. Т. Социальное планирование. Красноярск.: 1971.-295 с.
- Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1999. — 512 с.
- Труд, занятость и социальная защита граждан Российской Федерации. Том 1 (сборник нормативных актов и документов). С-Пб.: Литера Плюс, 1995. — 472 с.
- Уильям Гейтс ученый-предприниматель // Предприниматель. — 1996. -№ 1. -С. 64−67.
- Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Финансовые услуги микро- и малому бизнесу. Аналитический справочник. М.: ИСАРП, 1997. — 112 с.
- Хибберт Л. Советы желающим открыть свое дело. Пер. с англ. М.: Интерлист, 1993. -218 с.
- Цыганов А. Г. Малый бизнес катализатор регионального развития. Опыт Испании. // Человек и труд. — 1995. — № 4. — С. 98−103.
- Цыганов А. Г. Стратегия и тактика государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. По материалам семинара «Развитие малых и средних предпринимательских структур и проблем занятости».- М., 1995. 120 с.
- Шкаратан О. И. Проблемы социальной структуры рабочего класса. -М.: Мысль, 1970.
- Шмидхейни С. Смена курса. Перевод с англ. М.: Геликон, 1994. — 356 с.
- Шукшунов В. Е., Сенин А. А. Концепция создания научных и технологических парков. С-Пб., 1993. — 58 с.
- Шукшунов В. Е. Технопарки России. М., 1996. -118 с.
- Шукшунов В. Е., Варюха А. М. Состояние, уровни развития и классификация технопарков России. М., 1997. — 72 с.
- Шукшунов В. Е., Варюха А. М. Услуги, оказываемые технопарками и инкубаторами бизнеса малым и инновационным предприятиям. М., 1997. -44 с.
- Шулюс А. А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М.: Российский экономический журнал, 1997. — 104 с.
- Шумпетер И. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1983.
- Энциклопедический социологический словарь. М.: ИСПИРАН, 1995.-939с.
- Эффективное управление бизнес-ассоциациями / Под рук. И. Е. Астрахань М.: ИСАРП, 1998. — 194 с.
- Японское законодательство о малых и средних предприятиях, «Ассоциация Ротобо», 1996. 457 с.
- Luhman N. Soziale Systeme. Frankfurt a/M., 1984.
- Piasecki В. Dilemmas of the SME Sector Promotion Policy during the Transformation Period. (Mimeo). 1995.
- Small Business Incubator Handbook: A Guide for start-up and management Washington D. C.: Office of Private Sector Initiatives, Small Business Administration, March 1986.1. АНКЕТА «ФИРМА»
- Целью анкеты является изучение мнений и предложений сотрудников компании о путях повышения ее эффективности за счет изменений и организации работ, более полного использования потенциала сотрудников, работающих в компании.
- Анкета анонимная, поэтому фамилию имя и отчество указывать не обязательно.
- Надеемся получить от Вас искренние ответы на вопросы, которые будут представлять именно Ваше мнение. Заранее благодарим Вас за работу.
- Пожалуйста укажите в какой мере удовлетворяют Вас следующие стороны
- Вашей работы (Выбранный Вами ответ на шкале обведите кружком).пп. Вопрос Шкала ответов Неудовлетвор. Удовлетвор.
- Размер заработной платы 1 23 45 67
- Сам процесс выполняемой Вами работы 1 234 567
- Наличие перспективы Вашего профессионально роста 1 234 567
- Взаимоотношения с непосредствен, руководителем 1 234 567
- Удовлетворенность работой именно в этой компании 1 234 567
- Важность и ответственность выполняемой работы 1 234 567
- Возможность применить свои опыт и знания 1 234 567
- Санитарно-гигиенические условия труда 1 234 567
- Взаимоотношения в Вашем рабочем коллективе 1 234 567
- Справедливость распределения работы в коллективе 1 234 567
- Своевременность получения информации, необходимой для выполнения порученной Вам работы 12 3 4 567
- Оперативность получения обратной информации о результатах Вашей работы от непосредственного руководителя 1 234 567
- Степень равномерности обеспечения Вас работой в течение месяца 1 234 567
- Возможность проявления самостоятельности и инициативы в работе 1 234 567
- Взаимодействие Вашей компании с другими организациями и учреждениями 1 234 567
- Четкость и ясность получаемых Вами рабочих заданий 1 234 567
- Деловая взаимовыручка работников внутри Вашей компании 1 234 567
- Имеющиеся возможности для дополнительного обучения и повышения Вашей квалификации 1 234 567
- Как сильно могут повлиять на эффективность Вашей деятельности следующие стороны Вашей работы (Выбранный Вами ответ на шкале обведите кружком).пп. Вопрос Шкала ответов Слабо Сильно
- Хорошие взаимоотношения в коллективе 1 2 3 4 5 6 7
- Размер заработной платы и своевременное ее индексирование 1 234 567пп. Вопрос Слабо Сильно
- Удобный график работы 1 234 567
- Материальное поощрение труда 1 234 567
- Внимательное отношение руководства к работникам 1 234 567
- Хорошие условия труда 1 234 567
- Благоприятный имидж компании у окружающих 1 234 567
- Хорошее взаимодействие администрации и рядовых работников 1 234 567
- Гарантия долгосрочной занятости 12 345 67
- Получение удовлетворения от самого процесса работы 1 234 567
- Наличие перспективы профессионального роста 12 345 671. Ваша позицияномер выбранного ответа обведите кружком)
- У работников компании существуют различные мнения о том, как относится к распоряжениям руководства. Выберите Ваше мнение:
- Распоряжения необходимо неукоснительно выполнять
- Сначала необходимо убедиться в их правильности
- Только после обсуждения их с коллективом
- В зависимости от обстоятельств5. Не знаю
- В какой степени Ваши предложения и мнения учитываются при принятии решений в компании?1. Обязательно учитываются2. Часто учитываются
- Учитываются в зависимости от обстоятельств4. Обычно не учитываются5. Обычно игнорируютсяпп. Вопрос Шкала ответов Нет Да
- Вас удовлетворяет качество выполняемой работы 123 45 67
- Если бы представилась возможность, перешли бы Вы на другую работу 1 234 567
- Устраивает ли Вас трудовая дисциплина в Вашем коллективе 1 234 567
- Устраивает ли Вас рост заработной платы 1 234 567
- Устраивают ли Вас темпы внедрения новых технологий в производство 1 234 567
- Вы всегда стремитесь использовать все свои возможности для решения деловых вопросов компании 1 234 567
- Вы всегда добиваетесь поставленных целей на производстве 1 234 567
- Вы уверены, что всегда справитесь с поставленными перед Вами задачами на производстве 1 234 567
- Когда Ваш непосредственный руководитель говорит «надо», Вы с полной отдачей выполняете это 1 234 567
- Вы удовлетворены Вашими профессиональными способностями для выполнения Вашей работы 12 345 671. АНКЕТА «ФИРМА-КЛИЕНТ"1. Уважаемый коллега1
- Наша фирма уважительно относится к своим партнерам и постоянно работает над повышением эффективности нашего сотрудничества.
- Мы надеемся, что Ваши объективные ответы на вопросы этой анкеты помогут нам организовать работу нашей фирмы таким образом, чтобы доставить Вам удовольствие в общении с нами и удовлетворить все Ваши запросы своевременно и качественно.1. Немного о себе
- Ваш пол 1 муж. 2 — жен. (нужное зачеркнуть)
- Ваш возраст (нужное зачеркнуть) 3 до 20 лет4 4 — от 21 до 30 лет-5 от 31 до 40 лет- 6 — от 41 до 50 лет- 7 — от 61 до 70 лет- 8 — старше 70 лет.
- Ваше образование (нужное зачеркнуть) 9 неполное среднее- 10 — среднее-11 среднее специальное- 12 — неполное высшее- 13 — высшее.
- Семейное положение (нужное зачеркнуть) 14 женат (замужем)-15 состою в незарегистрированном браке- 16 — разведен (а) — 17 — вдовец (вдова).
- Ваша должность (напишите) (18)
- Ваша профессия (напишите) (19)
- По отношению к нашей фирме Вы являетесь (нужное зачеркнуть)20 партнер- 21 — заказчик- 22 — поставщик- 23 — покупатель- (24) другое (напишите)
- Как давно Вы сотрудничаете с нашей фирмой (запишите) (25) полных лет1. Ваше мнение о нашей фирме
- Устраивает ли Вас компетентность сотрудников нашей фирмы (выбранную оценку зачеркнуть) (26) нет (1 234 567) да
- Устраивает ли Вас месторасположение фирмы (или ее филиалов, представительств, торговых точек и пр.) (27) нет (1 234 567) да
- Устраивает ли Вас соблюдение сотрудниками фирмы своих прямых обязательств (28)нет (1 2 3 4 5 6 7) да
- Устраивает ли Вас чистота и порядок на фирме (29) нет (1 234 567) да
- Устраивают ли Вас цены (расценки) нашей фирмы на услуги (товары, продукты и пр.) (30) нет (1 2 3 4 5 6 7) да
- Пользуетесь ли Вы дополнительными услугами нашей фирмы (31)нет (1 2 3 4 5 6 7) да
- Как по Вашему мнению, имеет ли наша фирма известность в профессиональных кругах (32) не имеет (1 234 567) имеет
- Устраивает ли Вас время работы нашей фирмы (33) нет (1 234 567) да
- Благодарим Вас за работу и сотрудничество с нами!