Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экологические традиции малочисленных народов Севера: Социально-философский аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сем. Ю. А. Воспитание детей в традиционной культуре нанайцев //Традиционное воспитание детей у народов Севера. — JI-д: Наука, 1998; Головнев A.B. Проблемы изучения экологической культуры народов Севера Западной Сибири //Современная духовная культура народов Сибири и Севера. — Омск: Наука, 1989; Крупник И. И. Арктическая этнология. — М.: Наука, 1989; Молчанов Б. А. Экологические аспекты этнической… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Содержание, сущность и функции экологических традиций
    • 1. Понятие экологических традиций
    • 2. Функции экологических традиций
  • Глава II. Факторы формирования и развития экологических традиций малочисленных народов Севера
    • 1. Естественно-природные факторы формирования и развития экологических традиций
    • 2. Субъективно-исторические факторы развития экологических традиций
  • Глава III. Процесс внедрения этноэкологических традиций малочисленных народов Севера в посттоталитарном обществе
    • 1. Этноэкологические традиции как универсальный фактор возрождения коренных малочисленных народов Севера
    • 2. Специфика путей и методов внедрения этноэкологических традиций малочисленных народов Севера в условиях постсоветской России

Экологические традиции малочисленных народов Севера: Социально-философский аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Колоссально возросшее к концу XX века воздействие человека на среду обитания имеет следствием локальные деградации природных образований и ведет к глобальному экологическому кризису. Оно выразилось в существенном изменении состава атмосферы, усилении ее проницаемости для космических излучений, сказывающемся на температурном режиме и климате Земли, видовом составе биосферы и устойчивости процессов самовосстановления в природе. Особенно проявляются эти явления на Севере, где непродуманное и недальновидное индустриальное освоение, не соответствующее особенностям биосферы, наиболее истощает невосполнимые ресурсы, сокращает ареал восполняемых. Появились неизвестные ранее заболевания, связанные с изменениями в генотипе северянина. Кризис находит свое выражение также и в системе планетарных общественных отношений, в усилении глобальных противоречий — геополитических, военных, этнополитических, социальных, этнических, конфессиональных.

Отличительной особенностью последнего десятилетия XX века, кроме всего прочего, является необычайно сильное возрождение апокалипсической идеологии и психологии. Существует множество футурологических теорий: от полнейшей гибели планеты и цивилизации до оптимистических предположений безущербного освоения человеком не только своей родной Земли, но и дальних космических миров. Некоторые (А.Тойнби, К. Шилин, А. Урсул и т. д.) предполагают, что в случае осуществления первой версии путем термоядерной войны либо иной катастрофы, сотворенной самим человеком, основу новой жизни и новой цивилизации могут дать люди, оставшиеся далеко от многомиллионных центров, т. е. коренные народы Земли, наиболее близкие к природе и ведущие приближенный к ней образ жизни, к коим относятся малочисленные народы Севера Евразии. Однако развитие современного производства, науки и техники имеет не только облегчающее значение в обыденной жизни человека, но и огромные негативные последствия для дальнейшего развития северных территорий. В связи с этими обстоятельствами к концу века Север неуклонно превращается в зону экологического бедствия.

В современных условиях, к сожалению, мы наблюдаем как следствие вышеназванных негативных процессов постепенную утрату в душе северянина сознания единства с природой. Воспитывая же, культивируя экологическое мировоззрение, можно создать основы долговременного устойчивого развития региона, а также выживания человечества в случае апокалипсиса.

Люди могут предотвратить надвигающуюся экологическую катастрофу и потому, что развитие и применение новейших технологий, расширение информационных связей, все более охватывающих Землю с помощью телекомпьютерных коммуникаций, позволяет интегрировать общее желание сохранения жизни на Земле в XXI веке, что может послужить основанием для переговоров различных государств, консенсуса между ними и объединения усилий в деле охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов.

С середины 80-х годов наблюдается объединение усилий международных организаций и арктических государств в решении проблем Арктики, сохранения ее природы. В настоящее время ими занимаются более 100 международных организаций. Наиболее авторитетными из них являются Арктический Совет, Всемирный Саммит по Северу, Всемирный фонд дикой природы (WWF) и др. В последние годы все более усиливаются позиции Северного форума, неправительственной организации лидеров северных стран, инициатором создания которого стала Республика Саха (Якутия) в лице ее Президента — Николаева М.Е.

Острота проблемы выживания и наступающего экологического кризиса продиктовала необходимость принятия в перестроечной России ряда таких федеральных законов, как Законы «Об охране окружающей среды» (1991), «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), «О животном мире» (1995). Республика Саха (Якутия) выработала специальную концепцию экологической политики, утвержденную Государственным Собранием (Ил Тумэн) в 1995 году. В соответствии с ней разработана и реализуется государственная Программа создания природоохраняемых зон, экологизации производства и экологического воспитания населения. Обещанный Президентом «Подарок Земле» — 70 миллионов гектаров площади Якутии, резервируемых для грядущих поколений, почти оформлен.

Президент Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаев, обосновывая стратегию развития Якутии в первой четверти XXI века написал следующее: «Защищая, сберегая, восстанавливая природную среду и природные ресурсы, только так мы и можем обеспечить сохранение природных основ самобытности культуры, национальную безопасность нашей республики, эффективное ее участие в достижении с мировым сообществом устойчивого развития в XXI веке» 1. В республике, по словам Президента Республики Саха (Якутия), проблема эта, к сожалению, малоизучена.

Эффективным средством формирования нового экологического мышления, мировоззрения и поведения человека будущего являются, на наш взгляд, экологические традиции коренных народов. Не случайно одним из основных направлений концепции устойчивого развития считаются действия в интересах отдельных категорий населения, творческое применение их этноэкологических традиций и экологического опыта жизнеобеспечения для выработки природощадящих технологий и воспитания экологически грамотной личности. Кроме того, в этих специфических исторических условиях требуется юридическое и правовое основание защиты, в частности, экологических интересов исчезающих этносов. В России возникла новая политическая реальность — социальное движение малочисленных народов, имеющее собственную концепцию развития, постепенно нарабатывающее опыт взаимодействия с государственными структурами. Оно характеризуется также стремлением к самоуправлению, самобытному традиционному природопользованию и нетрадиционным хозяйственным формам и деятельности, самостоятельному социальному и культурному творчеству. Однако с изменением общественно-экономических отношений в России, развитием частнособственнических тенденций, в общем-то исторически отсутствующих у этносов Севера, произошло резкое ухудшение их уровня жизни, позволившее ряду исследователей высказать тревогу в связи с формированием катастрофической ситуации в отношении малочисленных народов, чреватой исчезновением уникальных культур.

Достаточно большой объем практических решений осуществлен государственными органами управления в прошедшее десятилетие, в том числе в Якутии, в вопросах поддержки традиционных отраслей хозяйства, жизнеобеспечения и сохранения достигнутого жизненного уровня в местностях компактного проживания малочисленных народов Севера. Накоплен также немалый научный материал по различным аспектам их жизнедеятельности: особенно по вопросам языкознания, фольклора, истории, этнографии и археологии, трудовой занятости и демографии.

На настоящем временном этапе актуальность исследования проблемы социально-философских основ экологических традиций малочисленных народов.

1 Николаев М. Е., Республика Саха (Якутия): Стратегия развития в первой четверти XXI века. — Якутск, 2000. -С. 68.

Севера связана с необходимостью разработки теоретико-методологических, организационно-методических основ процесса воспитания и формирования человека с высокой экологической культурой. Подобная постановка вопроса особенно важна для перестройки всей системы эковоспитания и образования детей и юношества, поскольку она непосредственно связана с применением методов этнопедагогики и экологического воспитания, накопленного многовекового опыта выживания наших предков в экстремальных условиях Севера. Общеизвестно, что именно этот опыт является сегодня основой духовного взросления экологически грамотного человека. Целенаправленная научная разработка теоретико-методологических основ данной сложной проблемы стимулировала бы исследования конкретных аспектов жизнедеятельности малочисленных народов Севера, существенно оживила бы повседневную практическую работу по воспитанию у молодежи нового экологического мышления, способствовала бы выработке оптимальных управленческих решений и эффективных государственных законодательных актов.

Вычленив из изученного материала фактологические, проблематичные, гипотетичные положения, касающиеся сферы традиций народов Севера, изучив социально-экономическое и культурное положение северных этносов в динамике последнего десятилетия, мы можем получить целостное представление об их настоящем и будущем, предложить концепцию сохранения уникальной северной цивилизации, наметить пути использования их многовекового опыта приспособления к экстремальным климатическим условиям. Кроме того, могли бы формировать на этой основе политику равноправного партнерства и государственного протекционизма на базе северного кодекса, учитывающего в комплексе этнические особенности и вековые традиции народов Севера.

Научная школа, имеющая основной темой изучение круга жизнедеятельности «народностей Севера, северных инородцев», существует в России со времен освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока. Первоначальный историко-этнографический материал в донесениях землепроходцев носит описательный характер и содержит чрезвычайно ценные для настоящего времени данные. Лингвистическое и историческое направления исследования являются доминирующими и на настоящем этапе. Экономико-хозяйственный и политический аспекты жизни коренных этносов Севера больше отражаются в правительственных актах. Но только начиная со второй половины.

60-х годов и, в особенности с середины 90-х годов, появляются труды, затрагивающие и в какой-то степени освещающие выдвинутую автором проблему2.

Жизнедеятельность народов Севера евразийского и североамериканского континентов наиболее полно раскрыта в трудах сотрудников Института этнологии антропологии РАН А. Пика, Б. Прохорова, В. Стельмаха, В. Тишкова, С. Чешко, а также Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН В. Роббека, У. Винокуровой, Ф. Донского, А. Мыреевой, Г. Курилова, Б. Попова, Т. Родионова, П. Тобукова, Г. Иванова и др. Этими вопросами традиционно занимаются и региональные учреждения других субъектов федерации.

Научные исследования российских ученых направлены в основном на изучение отдельных аспектов жизнедеятельности народов Севера и лишь в некоторых делается попытка философско-социологического, этносоциального анализа и осмысления процесса их выживания и возрождения, воспроизводства народами своих традиций и обычаев, исторических корней. В целом, исследования проблем народов Севера можно условно разделить на четыре направления: цивилизационное, социально-философское, культурологическое и экологическое.

Цивилизационное направление разрабатывает проблемы жизнедеятельности народов Севера как особый тип цивилизации — циркумполярной — и раскрывает ее ценности, особенности мировоззрения и потенциала воспроизводства в процессе исторической эволюции. Методологические разработки в данном направлении позволили разработать практические рекомендации для принятия управленческих решений по сохранению народов Севера. Так, концепция воспитания и образования детей народов Севера в школах Республики Саха /Якутия/, разработанная под руководством У. Винокуровой, (Якутск, 1997 г.) легла в основу создания и.

2 Сем. Ю. А. Воспитание детей в традиционной культуре нанайцев //Традиционное воспитание детей у народов Севера. — JI-д: Наука, 1998; Головнев A.B. Проблемы изучения экологической культуры народов Севера Западной Сибири //Современная духовная культура народов Сибири и Севера. — Омск: Наука, 1989; Крупник И. И. Арктическая этнология. — М.: Наука, 1989; Молчанов Б. А. Экологические аспекты этнической культуры коми охотников и рыбаков //Традиционное и новое в культуре народов России. — Саранск, 1992; Павлова Н. С. Коэволюция человека и природы в условиях Севера. — Якутск, 1993; Попов Б. Н. Семейная культура народов Северо-Востока России. Традиции и инновации. — Новосибирск: Наука, 1993; Федорова Е. Г. Экологический аспект изучения одежды населения тундровой зоны //Экология этнических культур Сибири накануне XXI века — СПб, Наука, 1993; Винокурова У. А., Шилин К. И. Человек гармоничного будущего. Экософия-словарь. — М.: МГУ, 1994; Прокопенко В. И. Ханты. Этнопедагогика физического воспитания. — М.: Народная педагогика, 1994; Иванов A.M. Традиционная экологическая этика юкагиров. -М.: РАН, 1996; Роббек В. А. Эвенская национальная школа. — Якутск, 1996; Дагбаева Н. Ж., Тулахонов А. Н. Роль экологических традиций коренных народов Сибири и Северной Америки в системе экологического воспитания //I Международная конференция «Знание — на службу нуждам Севера. — Якутск, 1996; Родионов Т. П. Экологическое сознание народов Севера: состояние, проблемы. — М.: Философия и общество, 1998. — № 2. функционирования сети национальных школ народов Севера, работающих в экспериментальном режиме над восстановлением языка, самосознания эвенков, эвенов, юкагиров.

Социально-философские исследования проблем народов Севера способствовали раскрытию сущности тенденций в организации жизни народов Севера, позволили разработать методологические принципы государственного протекционизма в процессе модернизации и перехода к рыночным отношениям, в сохранении национальной самобытности народов Севера и их интеграции в мировое сообщество. Так, М. Борисов еще в начале 60-х годов обосновал нецелесообразность укрупнения сельских поселений на Севере, вскрыл причины отставания темпов уровня жизни эвенов, подметил нарастание процесса ассимиляции северных этносов. В трудах второй половины 90-х годов он рассматривает социальные взаимоотношения, структуру и этническую динамику через призму изучения этногенеза, решения насущных проблем и определение перспектив жизни, а также предлагает пути их сохранения посредством предоставления особенных, свойственных этим народам форм организации собственной жизнедеятельности.

Культурологическое направление рассматривает культуру народов Севера как целостное социально-историческое явление и обосновывает системный комплексный продход в изучении отношения «человек-природа». /Б.Попов, Н. Исакова и др./.

Экологический подход позволил разработать теоретические основы коэволюции человека и природы в условиях Севера, сформулировать концептуальные положения экософии, признать ценности традиционной культуры народов Севера как «экологически ценный опыт коэволюции человека и природы» 3./ Н. Павлова, К. Шилин и др./.

Однако, несмотря на наличие ряда серьезных работ, проблема экологических традиций малочисленных народов Севера, место и роль данного феномена в системе жизнедеятельности локальных северных социумов как самостоятельная научно-теоретическая проблема еще не исследована. Поэтому выбор темы данного социально-философского исследования представляется актуальным в теоретическом плане и практически значимым как с точки зрения оказания интеллектуальной поддержки в сохранении народов Севера, так и в использовании экологических.

3 Павлова Н. С. «Экология и культура». Учебное пособие. Якутск: ЯГУ, 1997. — С.48−62. традиций коренных народов в разработке глобальных проблем выживания человека.

Цель исследования заключается в изучении содержания и сущности процесса формирования, фукционирования и развития этноэкологических традиций народов Севера, определении их места и роли в жизнедеятельности народов Севера, выявлении системы взаимосвязанных факторов их формирования и развития, а также возможностей максимального учета и применения их потенциала в восстановлении традиционного экологического мышления и поведения, в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:

1. Изучение длительного и сложного процесса формирования и развития экотрадиций коренных малочисленных народов Севера под действием системы взаимосвязанных факторов природного и социального порядка;

2. Раскрытие содержания и сущности экологических традиций как специфического социально-исторического явления, их места и роли в жизнедеятельности северных этносов;

3. Обоснование необходимости научного исследования и творческого изучения и использования экотрадиций народов Севера в современных условиях;

4. Определение конкретных задач и проблем эковоспитания, путей и методов их решения в сложных и противоречивых условиях формирования новой ступени экологической культуры, экосознания и экосамосознания северян в постсоветской России.

Объект исследования — жизнедеятельность коренных малочисленных народов Севера как продукт веками сложившейся в условиях северного климатического пояса уникальной циркумполярной культуры и своеобразного мировоззрения.

Предмет исследования — сущность и содержание, а также длительный и сложный процесс формирования, функционирования и развития экологических традиций народов Севера под действием системы взаимосвязанных факторов, проблем их внедрения в современных исторических условиях как специфического фактора становления личности северного типа человека, его мировоззрения и поведения.

Источниковой базой исследования являются труды известных философов, социологов и этнографов прошлых веков, публикации современных авторов социально-философского, экономического, этнологического, культурологического, экологического характера, документы правительственных структур и материалы научно-практических конференций, а также текущая публицистика и данные государственного статистического управления Республики Саха (Якутия).

Теоретико-методологической основой диссертации стали основополагающие принципы и положения диалектико-материалистической философии, труды современных философов, психологов и педагогов. При исследовании проблемы использованы прежде всего методы конкретно-исторического подхода, научно-теоретического анализа и осмысления разнообразных фактов и явлений, использовались также результаты личных наблюдений и выборочного опроса населения.

Научная новизна работы, по мнению автора, состоит в том, что в диссертации впервые осуществляется комплексный научно-теоретический анализ проблемы экологических традиций, системное рассмотрение объективных и субъективных факторов, влияющих на процесс их формирования и развития, вводится новое философское понятие «этноэкологическая традиция» в качестве категории социально философского характера как отражение многообразного проявления специфической сущности образа жизни отдельных северных этносов. Заложена также по мнению диссертанта методологическая основа дальнейшего изучения экологических традиций как принципа и метода исследования. Кроме того рассматриваются теоретико-методологические вопросы, связанные с воспитанием и формированием экомышления и экоповедения населения, в первую очередь у подрастающего поколения, в условиях постсоветской России. Причем все это предпринимается в контексте духовного возрождения народов Севера.

Практическая значимость работы состоит в том, что она призвана привлечь внимание общественности (в особенности педагогов и государственных деятелей) к необходимости формирования научно обоснованного подхода к постановке и решению жизненно-важных вопросов коренных малочисленных народов, изучению и учету экологических традиций в развитии различных сфер их многотрудной деятельности. Обобщения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в организации экологического воспитания и образования населения, имеющего целью восстановление природоохранных, природосберегающих отношений в системе «человек — природа», а также как основание применения гуманистических взаимоотношений между людьми в системе «человек — человек — общество». Работа будет способствовать осознанному формированию экотрадиций народов Севера, обуславливавших их гармоничное существование на протяжении тысячелетий в экстремальных условиях, создавших особое экологическое мышление и поведение. Усилия по восстановлению экологических ценностей коренных народов станут необъемлемой частью экологической культуры XXI столетия, способствующей сохранению и возрождению исчезающих северных этносов и их уникальных культурных ценностей.

Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования сложной и специфической проблемы экологических традиций народов Севера автором сделаны следующие выводы и рекомендации:

1. Экологические традиции коренных малочисленных народов Севера, как и всех аборигенных этносов, сохраняющих присваивающую экономику, являются продуктом длительного эволюционного развития, результатом действия всей совокупности естественно-природных и социальных условий жизни. Они представляют собой закрепленный в памяти и в поведении большинства членов социума (этноса, народа, человечества), передаваемый из поколения в поколение в исторически длительный период времени стереотип экологического мышления и поведения, направленный на формирование равновесия экосистем, рациональное сосуществование человека и природы, обеспечивающий самовоспроизводящуюся жизнедеятельность человеческого общества и многовидовой биосферы. Это специфическое социально-историческое явление, функционирующее по своим закономерностям.

2. В каждой природно-климатической зоне в силу естественно-природных и субъективно-исторических условий формируются соответствующие им экологические традиции этнических сообществ, являющиеся отличительной их характеристикой и, следовательно, специфическим этносообразующим фактором. Исторически процесс формирования и функционирования этих специфических традиций на Севере предопределил существование обособленной культуры арктических зверобоев, охотников, рыболовов, оленеводов.

Эти традиции прежде всего связаны с охраной среды обитания, рациональным использованием ее природных богатств, нацеленным на неистощимость и постоянное воспроизводство ресурсов. Они являются составной частью жизнедеятельности, экологической культуры и мировоззрения северных этносов, служат основанием сохранения биоценоза среды обитания локальных групп, и, стало быть, их сохранения и выживания. Этноэкологические традиции народов Севера имеют внутреннюю целостность и законченность. Они отражают гуманистическую этику национальной картины мира, обнаруживая как уникальность, так и универсальность.

3. На пороге надвигающейся экологической катастрофы наступает тотально-исторический момент, когда необходимо решить, как быть и что делать? В диссертации делается вывод о том, что только изменение сознания и психологии людей, формирование нового экологического мышления и поведения, нового мировоззрения, направленного на формирование эколого-информационного общества с ведущей ролью разумного человека (ноосферы), может спасти положение. Только рационально, продуманно и взвешенно эксплуатируя природу, зачастую умеряя свой аппетит, человечество в целом и, в том числе малочисленные этносы, сохранятся и будут существовать в гармонии с ней. Для этого на данном историческом этапе взаимодействия общества и природы необходимо использование резервов духовного потенциала культа Природы, культа Человека, веками наработанного экологического опыта коренных малочисленных народов Севера;

4. Экокультура и экологическое мировоззрение народов Севера пронизывают всю жизнедеятельность человека Севера — быт, семейно-брачные и трудовые отношения, социальную структуру общества. Она формирует соответствующую мораль и нравственность, определяя психолого-поведенческие мотивы северного типа человека и личности. На протяжении многих веков выкристаллизовывались устойчивые экологические традиции, выполняющие адаптивные функции организма индивидуума и локального социума к нелегким условиям жизни. Именно они, передаваясь из поколения в поколение, обеспечивают преемственность и самодостаточность их этнической популяции. Восстанавливая наряду с другими и жизнеутверждающие экологические традиции, повседневно их обогащая и применяя, народы Севера выживут и возродят свои исчезающие культурные ценности. В современных условиях они могут быть учтены и творчески использованы в качестве специфического фактора формирования экософии народов мира, а также в качестве одного из главных инструментов промышленно-хозяйственного освоения северных территорий;

5. Экологические традиции — присущий всему человеческому обществу атрибут жизни, в том числе и технократическому. В настоящий исторический период предпринимаются значительные шаги по экологизации индустриального производства и заметного сокращения отходов. Хозяйственные приемы северян — наглядный пример длительного поиска форм и способов оптимального использования природных ресурсов в условиях резконтинентального климата и многолетней мерзлоты. Изучение бесценного опыта освоения суровой северной природы будет способствовать дальнейшему экономическому и социальному развитию Арктики, значительно ускорит процессы адаптации к требованиям современных природосберегающих технологий.

6. На данном историческом этапе развития науки и практики процесс возрождения этноэкодогических традиций, а вместе с ними этнических культур, вполне планируемое, прогнозируемое и осуществимое дело. По мнению многих ученых-североведов — философов, психологов, этнологов, экологов, политологов здесь нужна политическая воля, поскольку на рубеже веков, как никогда, наблюдается усиление роли субъективного фактора, точнее говоря, общества и власти во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому, по мнению диссертанта, одним из главных направлений действий по сохранению циркумполярной цивилизации должно стать создание законодательной базы как политико-правовой основы постановки и эффективного решения вопросов, связанных с максимальным использованием духовного потенциала народов Севера, в особенности этноэкологических традиций.

7. Удержаться над пропастью экокатастрофы можно лишь при условии коренной ломки всей парадигмы жизни современного общества. Составной частью мировой и в том числе российской экологической политики должен стать обязательный учет и творческое использование веками накопленных и выпестованных экологических традиций народов Севера. По мнению диссертанта элементами экологической стратегии выживания являются:

— целенаправленное научное изучение и всемерный учет этноэкологических традиций при постановке и решении проблем традиционного образа жизни, природопользования на базе объединения материально-финансовых и организационных усилий государств и сообществ Арктического региона;

— целенаправленное экологическое воспитание и образование населения, прежде всего детей и юношества, основанное прежде всего на природоохранных традициях предков;

— экологическое переосмысление и экологическая оценка достижений техногенной цивилизации;

8. Необходимо встречное, более мощное движение представителей самих северных этносов в решении всех жизненно важных проблем, в том числе исследовании и учете этноэкологических традиций. Наблюдающиеся в последнее десятилетие высокая активность и инициатива народов Севера, получившая первоначально всемерную поддержку со стороны государственных структур, промышленных предприятий, учреждений науки и образования, культуры и искусства должна обрести необратимый характер и получить творческое развитие.

9. Для дальнейшего внедрения этноэкологических традиций как специфического фактора выживания и возрождения малочисленных народов Севера необходимы совместные организованные усилия регионов России как полиэтнического государства, но и всех государств, входящих в состав Северного Форума.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Ресурсосберению и экологизации хозяйства альтернативы нет. Якутск. 2000. № 99 от 2 июня.
  2. Е.А. Ребенок и детство в культуре кетов. //Традиционное воспитание детей у народов Сибири (сб. стат.). Л.: Наука, 1988, — С. 9−35.
  3. A.A., Случевский В. В. Век XX: экология и идеология. Л.: Лениздат, 1988. -109 с.
  4. А. Эвенки. Красноярск: Буква, 1998. 127 с.
  5. Т.Е., Марфусалова В. П., Мыреева А. Н. Концепция обновления и развития эвенкийской школы. Якутск: Институт проблем Севера и малочисленных народов, 1993. — 15 с.
  6. Аракчаа Каракыс. Коренные народы: международное и национальное право. М.: Известия, 1995. — 47 с.
  7. А. Браки в тундре // Мир Севера. 1999. — № 1−2. — С.16−18.
  8. Н.Д. Древняя Якутия.: В 2 кн. Мирный, 1993. — 156 с.
  9. С.С. Эвенки Южной Якутии в XX в.: социально-экономический и этнодемографический аспект: Автореф. дис. канд. ист. наук. Якутск: ЯГУ, 1999. -21 с.
  10. В.Т. Кризисные этносы. М.: Институт философии РАН, 1993. — 181 с.
  11. М.А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки //Цивилизации. М.: Наука, 1992. — Вып.2. — С.9−17.
  12. A.A. Психологическая антропология. История и теория. М. РАН. Ин-т этнологии и антропологии. 1993 — 190 с.
  13. М.Х. Современные общины эвенов Якутии. //Социально-экономическое и культурное развитие народов Севера и Сибири: традиции и современность. (Сб. стат.).-М.: 1995. С.118−119.
  14. А. Национальное и наднациональное в российской политике. //Международная жизнь. 1995 — № 8. — С.68−69.
  15. В.Г. Чукчи. Авт. пер. с англ. JL: Изд-во Севморпути, 1939. — 196 с.
  16. В.И., Васильев Н. В. Социально-профессиональная мобильность эвенков и эвенов Якутии. Новосибирск: Наука, 1981. — 175 с.
  17. Большая советская энциклопедия. М.: 3 изд. — Энциклопедия, !977. — Т. 26. — С.135.
  18. М.Н. Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня, завтра. //Социолог, очерки в 2 кн. Рыбинск: РГАТ, 1995. — 154 с:
  19. Ю.Х., Подольнов Р. Человечество это народы. — М.: Мысль, — 1990. -391 с.
  20. Н.Я. Языки Сахалинских эвенко. СПб.: Фонд «Бесконфликтный Севера», 1999 г. — 115 с.
  21. А. Как семья становилась династией?// Северные просторы. 1999. — № 3−4. — С. 90−94.
  22. О.В., Ямпольский Ю. А. Новые данные об эвенках Иркутской области //Современная духовная культура народов Сибири и Севера (сб. стат.) Омск.: Наука, 1989. — С.59−68.
  23. Г. М. Эвенки. Л.: Наука, 1969. — 304 с.
  24. А. Крик дикого журавля // Мир Севера, 1997. № 1. — С.74−75.
  25. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. — 519 с.
  26. И.И. Эвенки зоны Байкало-Амурской магистрали: историко-демографический аспект, 1976−1990: Автореф. дис. канд. ист. наук. Якутск: ИЯЛИ, 1994.-21 с.
  27. У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. Якутск: НПК «Сахаполиграфиздат», 1997. — 102 с.
  28. У.А. Цивилизация народов Якутии //Международная жизнь (спец.выпуск «Саха. Цивилизация на полюсе холода»). 1996. — 23−31 с.
  29. У.А., Третьякова С. А. Хотугу эргимтэ. Якутск.: Бичик, 1999. — 106 с.
  30. У.А., Шилин К. И. Человек гармоничного будущего. Экософия -словарь. /Инст-т стран Азии и Африки. МГУ. Серия «Живое знание». М.: Наука. — 1994. -183 с.
  31. В.М. Вхождение в цивилизованный мир. //Материалы научно-практической конференции «Республика Саха (Якутия) на рубеже XX—XXI вв.ека: укрепление государственности» 25−26.09.1996. Новосибирск: Наука, 1997. — С.3−13.
  32. В., Оболенский А. Национальные проблемы глазами психоаналитика и с политическим комментарием //Общественные науки и современность. 1992. — № 6.- С.31−48.
  33. H.H., Зачесов К. Д., Казимов А. К. Национальный вопрос: иллюзии и поиск истины //Социально-политический журнал. 1993. — № 3. — С. 12−20.
  34. Гегель. Энциклопедия философских наук- М.: Мысль, 1977. T.III. —471 с.
  35. Гегель. Работы разных лет: В 2-х томах /Сост. A.B. Гулыга. М. Мысль. 1973. — Т.2. -630 с.
  36. A.B. Неотрадиционная культура (поиск исследовательского подхода): Тез. докл. //Традиционное и новое в культуре народов России. Саранск: СТПИ, 1992. -С.15−17.
  37. A.B. Проблемы изучения экологической культуры народов Севера Западной Сибири. //Современная духовная культура народов Сибири и Севера (сб. стат.) Омск: Наука, 1989. — С. 114−121.
  38. Гор Э. Земля на чаше весов. (Экология и человеческий дух). М.: ППП, 1993. — 429 с.
  39. С.Н. Есть ли шанс для выживания юкагиров //Якутск, Сахаада. 1997 — 9 января.
  40. Г. Н. Социализация детей и подростков в традиционном обществе нганасан //Традиционное воспитание детей у народов Сибири (сб. стат.). Л.: Наука, 1988. -С.38−61.
  41. Л.Е. Формации и цивилизации //Философия и общество.- 1997. № 1−6- 1998. -№> 1−2.
  42. A.A. О пределах права на самоопределение //Сов. Россия. 1996. — 26 июля.
  43. М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII -1 пол. XIX в.).- Новосибирск.:Наука, 1975. 351 с.
  44. Гудмунд Сандвик. Правовой статус саами //Государство и право. 1992. -№ 9. — С. 108−116.
  45. Л.Н. Этногенез и биосфера. М.: Танаис ДИ-ДЖИ, 1994. — 544с.
  46. Г. А., Й.Элз. Природа отношений человека и природы в философии //Природа и общество (сб. стат.) М.: Наука, 1968. — С.11−27.
  47. В.И. Толковый словарь великорусского языка. В 4-х томах.//М.: Терра, 1995. -Т.4. 683 с.
  48. A.A. Природоохранные запреты обереги эвенов //Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества: Тез. докл. Международный семинар-симпозиум. — Якутск, 1993. — С. 150.
  49. В.Н. Проматерь мировой культуры. //Мир Севера. 1998 № 1. — С.24−26.
  50. Демографическая ситуация в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы (сб. стат.). Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. — 73 с.
  51. Дети на Севере: Защита, выживание и развитие в условиях экстремальной среды. -М.: ИНПО, 1996. 180 с.
  52. Дискриминация в отношении коренных народов //ООН. Экономический и социальный совет. Комиссия по правам человека. Е/С № 4/SUB 2/1994/2 — 25 с.
  53. Р.И. Перспективы развития охотничьего хозяйства и звероводства: Материалы научно-практической конференции «70-летие экспедиции АН СССР «Малочисленные народы Севера». Якутск: Северовед, 1995. — С.44.
  54. Ф.С., Романова Е. С. Проблемы обеспечения занятости малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): Материалы научно-практической конференции «70-летие экспедиции РАН СССР в ЯАССР». Якутск: Северовед, 1995. -С.48.
  55. Ф.С. Проблемы возрождения исчезающих юкагиров. Якутск: Северовед, 1998, — 138 с.
  56. М.П. Пути повышения уровня жизни коренных малочисленных народов арктических улусов Республики Саха (Якутия): Автореф. дис. канд. экон. наук. -Якутск: ЯНИИСХ, 1999. 24 с.
  57. В.П. Жилище народов Сибири. //Экология этнических культур Сибири накануне XXI века (сб. стат.) СПб.: Наука, 1995. — С.24−61.
  58. Н.В. Традиционные средства передвижения народов северной Сибири, оленний транспорт и упряжное собаководство //Экология этнических культур Сибири накануне XXI века: Сб. стат. СПб.: Наука, 1995. — С. 166−197.
  59. Женщины Севера. Семья и общество (Материалы республиканской научно-практической конференции). Якутск, 1995. — 100 с.
  60. Живая Арктика. Мир коренных народов. М.: Изд-во Центра охраны живой природы. 1999. № 11 — 516 с. 2000 — № 2 — 66 с.
  61. А.К. Плата за безответственность. М.: Политиздат, 1979. -158 с.
  62. Л.Н. Одежда юкагиров. Учебное пособие. Якутск. Якутский край. 1996. -142 с.
  63. Л.Н. Традиции и современность в жизни юкагиров Верхней Колымы //Современная духовная культура народов Сибири и Севера: Сб. стат. Омск: Наука, 1989. — С. 52−58.
  64. Л.Н., Чернецов О. Хозяин земли. Легенды и рассказы лесных юкагиров. -Якутск, 1994. 98 с.
  65. Знание на службу нуждам Севера (тез.докл. первой Международной конференции Академии Северного форума. Якутск: ООО «Сапи-Торг-книга» — 1997. — 250 с.
  66. A.M. Традиционная экологическая этика юкагиров. М.: Ин-т этнологии и антропологии. РАН, 1996.
  67. В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы //Социально-политический журнал. 1993. — № 4. — С.3−11.
  68. Г. А. Этнос как субъект социального развития: социально-философский аспект: Автореф.дисс.канд.философ.наук. Якутск: Северовед, 1996. — 20 с.
  69. С.И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии. Якутск. — Книгоиздат, 1964. -201 с.
  70. А.И. Некоторые философские вопросы познания и взаимодействия природы и общества//Природа и общество: Сб. стат. М.: Наука, 1968. — С.48−57.
  71. Изучение преемственности этнокультурных явлений //Ред. Крупник И. И. АН СССР. Инст-т истории СССР, Инст-т этнографии П.П. Миклухо-Маклай, М., 1980. -224 с.
  72. В.И. Национализм и интеллигенция: Доклад. Конгресс интеллигенции России //Международная экономика и международные отношения. 1993. — № 6. — С. 77−86.
  73. В. Две грани общественного сознания: экономическая и национальная //Международная экономика и международные отношения. 1993. — № 6. — С. 87−100.
  74. Н.В. Культура народов Севера (философско-социологический анализ). -Новосибирск: Наука, 1989. —206 с.
  75. История и культура эвенов. Ист.-этнограф, очерки /Отв. ред. Тураев В. А. //РАН Дальневост. отд. Ин-т. истории и археологии народов Даль. Востока. СПб.: Наука, 1997. — 179 с.
  76. Итоги всероссийской переписи населения 1989 г. Национальный состав населения Якутской АССР. Стат. сб. № 3. Якутск, 1990. -105 с.
  77. И. Сочинение 1747−1777 гг. В 2-х томах. Общ. ред. Б. Ю. Сливкера. М.: Соц.эк.изд., 1940.- 527 с.
  78. Касум-ёх //Материалы для обоснования проекта этнической статусной территории /ДИадринск.: ПО Исеть, 1993.- 108 с.
  79. В.А. Эвенская аборигенная топонимика. Якутск. 1996 — 186 с.
  80. В.Ж. Соотношение формационного и цивилизационного подходов к анализу исторического процесса//Цивилизации. М.: Наука, 1992. — Вып.2. — С.25−32.
  81. Н.В. Происхождение цивилизации (соц.-философ.аспект). М.: Ин-т философии РАН, 1996. — 251 с.
  82. Коган JI.H. XXI век: стратегия выживания и стратегия жизни //Международный научный конгресс «Народы содружества независимых государств накануне 3-готысячелетия: реализации и перспективы. Сб. тез. 15−17 мая 1996 г. //-СПб.: Петрополис, 1996.
  83. П.М. Традиции в системе этноса//Этнографическое обозрение. 1997. — № 6. -С. 3−18.
  84. В.И. Исторические аспекты этносоциальной экологии (о проблемах экологического поведения) //Этнографическое обозрение. 1994. — № 1. — С. 33−43.
  85. Коренное население Северной Америки в современном мире. /Отв.ред. д.и.н. Тишков В. А. М.: Наука, 1990. — С. 396 с.
  86. О.С. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. //Государство и право, 1992. -№ 11. — С. 85−91.
  87. Н.Д. Охотничье право собственности и охотничья мораль коми. // Традиционная культура и быт народа коми: Материалы конференции. -Сыктывкар, 1978. С. 3−15.
  88. А.И. Общество и окружающая среда. М.: Мысль, 1985. — 126 с.
  89. С.Н. Проблемы законодательства о коренных малочисленных народах Севера//Государство и право. 1996. — № 7. — С. 19.
  90. В.П. Этнические процессы у энцев //тнографическое обозрение. 1998. — № 2. — С. 46−57.
  91. В.Г., Дроздов Н. И. Коренные народы Сибири на пороге III тысячелетия //Международный научный конгресс «Народы содружества независимых государств накануне 3-го тысячелетия». СПб.: Петрополис. — 1996. Т. 4. — С.67−70.
  92. A.B. Проблемы местного самоуправления коренных малочисленных народов Севера: Материалы НПК. Республика Саха (Якутия) на рубеже XX—XXI вв.еков: укрепление государственности. Новосибирск: Наука, 1997. — С. 57−59.
  93. A.B. Эвены. СПб.: Просвещение, 1997. — 77 с.
  94. И.И. Арктическая этнология. М.: Наука, 1989. — 270 с.
  95. В.А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России //Государство и право. 1996. — № 6. — С. 3−13.
  96. В.А. Право коренных малочисленных народов Севера на земли (территории) // Государство и право. 1996. — № 1. — С. 61−72.
  97. В.А. Статус малочисленных народов России. Правовые акты. Книга 2. -М.: Изд-е Тихомирова М. Ю., 1999. 397 с.
  98. А. О новой модели традиционных цивилизаций //Международная жизнь. 1995.-№ 4−5. — С. 103−108.
  99. В.Я. О содержании понятия «Географическая Среда» и о влиянии географической среды на общество //Природа и общество (сб. стат.). М.: Наука, 1968.- С. 57−67.
  100. В.И. Экология и эсхатология //Вопросы философии. 1995. — № 3. — С. 2936.
  101. Н. Юкагиры: неразгаданная загадка человечества (размышления юкагира). Якутск: Северовед, 1999. — 126 с.
  102. Лар Л. Боги моего народа//Мир Севера. 1997. — № 1. — С. 56−58.
  103. НЗ.Леви Строе К.Клод. Первобытное мышление (пер.вступит.статья и прим. А.Б.Островского) М.: Республика. 1994 — 384 с.
  104. Левин Лио. Права человека. Вопросы и ответы. М.: Изд-во БИН, 1997. — 160 с.
  105. Я.И. Описание народов Сибири (I пол. XVIII в.).Историко-этнограф. мат. о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1983. — 176 с.
  106. H.A. Эскимосы США и Канады (очерки соц. развития). М. Старый сад, 1998. -219 с.
  107. H.A., Уварова Т. Б. Народы Сибири и Крайнего Севера в период преобразования общественно-экономических отношений /Обзор материалов серии «исследования по прикладной и неотложной этнологии /Этнографическое обозрение. 1997. — № 6. — С.134−136.
  108. И.Е. Некоторые данные о тунгусах якутского края // ТВСОИРГО. -Иркутск, 1898. Вып.2. -214 с.
  109. Н. Государь. М.: Планета, 1982. — 79 с.
  110. Малочисленные народы Севера Якутии: состояние, проблемы //Сб. науч.тр. -Якутск: Институт проблем МНС СО РАН, 1993. 98 с.
  111. Малочисленные народы Севера Республики Саха (Якутия) //Информационный сборник. Якутск: Институт проблем МНС СО РАН, 1994. — 100 с.
  112. Малочисленные народы Севера Республики Саха (Якутия) в XXI веке //Материалы круглого стола. Якутск: Институт проблем МНС СО РАН, 1996. — 48 с.
  113. A.C., Туляев В. Г. Человек и кризис современной цивилизации //Международный научный конгресс и народы содружества независимых государств накануне 3-го тысячелетия. СПб.: Петрополис, — 1996. — Т. 4. — С. 8−10.
  114. Д.Д., Фондал Г. Традиционная культура как основа устойчивого развития коренных народов Севера. // География и природные ресурсы. 1997. — № 1.-С.138−144.
  115. К. Капитал. Критика политической экономии. ПСС. 2-е изд. Т.23. — М. Политиздат, 1961. — Т. 23. — 784 с.
  116. К. К критике политэкономии. Предисловие. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1986. Т. 1. — С. 534−538.
  117. К. Павлу Васильевичу Анненкову. ПСС. 12-е изд. М. Политиздат. 1961. — Т. 27. — С. 401−412.
  118. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. ПСС. П\2-е изд. М.: Политиздат, 1061. -Т. 3. — 544 с.
  119. К. Теория прибавочной стоимости. Капитала. ПСС. Т. 26−1. — IV т. М.: Политиздат, 1961. — 426 с.
  120. К. Экономико-философские рукописи. 1844. М.: Политиздат, 1961. — Т. 42. — С.43−46.
  121. Э.С. Сравнительный анализ цивилизации через призму поиска стратегии экологического выживания //Цивилизация. М.: Наука, 1992. — Вып. 2. — С. 112−148.
  122. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. // Советская этнография. 1981. — № 2. — С. 78−97.
  123. Международное 10-летие коренных народов мира: Материалы «Круглые столы». Федерального Собрания Российской Федерации. М, 1998. — 8 декабря. — 21 с.
  124. Материалы международной конференции по этнологическому изучению пищи //Этнографическое обозрение. 1998. — № 2. — С.172−174.
  125. Материалы I съезда по охране природы //Республика Саха. 1995. — 4 апреля.
  126. Материалы съездов малочисленных народов Севера Якутии. (1989−1993 гг.). -Якутск, 1993. 210 с.
  127. Материалы Межрегионального совещания по проблемам развития культуры малочисленных народов Севера (Томск, 14−16 декабря 1994 г.). Томск, 1996. -206 с.
  128. Материалы научно-практической конференции «Женщина Севера. Семья и общество». Якутск, 1995. — 96 с.
  129. Материалы Международной конференции «Проблемы охраны генофонда народов Севера». Якутск, 1995. 128 с.
  130. Материалы 13 сессии рабочей группы по коренным народам подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Комиссии по правам человека экономического и социального Совета ООН от 24−28 июля 1995 г. Е/СК 4БиЬ 2/АС 4/1995/3.-520 с.
  131. Е.А. Хозяйство народов Северной Сибири. //Экология этнических культур Сибири накануне XXI века (Сб. стат.) СПб.: Наука, 1995. — С. 62−90.
  132. С. Не последний из удэгэ //Материалы с конгресса «Коренные малочисленные народы России на пороге XXI века: проблемы, перспективы, приоритеты // Российская Федерация сегодня. 2000. № 1. — С. 54−55.
  133. .А. Экологические аспекты этнической культуры коми охотников и рыбаков //Традиционное и новое в культуре народов России: Тез. докл. и выст. -Саранск, 1992.-С. 148−149.
  134. М. Опыты. Избр. главы. М.: Правда, 1991. — 654 с.
  135. А.Н. Природоохранные запреты обереги эвенков //Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества: Тез. докл. Международный семинар-симпозиум. — Якутск, 1993. — С. 146.
  136. Народы России. Энциклопедия. М.: Большая рос. энцикл., 1994. — 479 с.
  137. Народы Севера: пути, проблемы развития: Материалы научно-практической конференции «Человек на Севере. Хозяйство, язык и культура народов Арктики.» -Нерюнгри: ЯГУ, 1998. 122 с.
  138. Народное образование Якутии. Якутск. 1999. — № 1. — 176 с.
  139. Национальные отношения. Словарь под редакцией В. Л. Калашникова. М.: Владос. 1997.-207 с.
  140. Национальный состав населения РСФСР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М.: Информ.-издат. центр Госкомстат РСФСР, 1990. — 747 с.
  141. Некоторые показатели экономического и социального развития районов проживания малочисленных народов Севера и арктических районов за 1980−1994 гг. Статистический сборник. № 235 3846. — Якутск, 1995. -137 с.
  142. Некоторые показатели экономического и социального развития районов проживания малочисленных народов Севера и арктических районов в 1980, 1985, 1990−97 гг. Статистический сборник № 140/4468. Якутск. Госкомстат. 1998. -139 с.
  143. В.И. Популяция, формация и цивилизация как категории гуманитарного обществоведения // Цивилизация. М.: Инт-т всеобщей истории. РАН, 1995. -Вып.2. -С.62−68.
  144. Нетрадиционализм на российском Севере /Сб. под редакцией А. И. Пика, Б. Б. Прохорова М., 1994. -224 с.
  145. М.В. Происхождение человека. -М.: Наука, 1970. 439 с.
  146. М.Е. Арктика: боль и надежда России. -М.: Изд. дом «XX век», 1994. -131 с.
  147. М.Е. Арктика. XXI век. М.: Арина, 1999. — 149 с.
  148. М.Е. Генетический вектор развития человека и общества: реалии и проблемы. -М. Айыына. 1999. 79 с.
  149. М.Е. Государственная экологическая политика республики на переходный период //Республика Саха. 1996. -19 марта.
  150. М.Е. Любовь и жизнь. // Мир Севера. 1997. — № 1. — С. 2−3.
  151. М.Е. Республика Саха (Якутия): стратегия развития в первой четверти XXI века. Якутск, 2000. — 158 с.
  152. А.Г. Коренные народы Севера и Арктики: новые модели взаимоотношений: Материалы НПК «Республика Саха (Якутия) на рубеже XX—XXI вв.еков: укрепление государственности». Новосибирск: Наука, 1997. — С. 114−121.
  153. Ю.Я., Гудков А. Н. Критика экологической критики. М.: Мысль, 1990. -213 с.
  154. О положении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Российской Федераци». Доклад. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. М., 1997. — 33 с.
  155. Основные направления государственного регулирования социально-экономического развития районов Севера России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Север в экономике России». Сыктывкар, 1997. -41с.
  156. A.A. Социальный оптимизм и экологический пессимизм. М.: Мысль, 1977. -92 с.
  157. Л.Р. Народное искусство Сибири: судьба традиции //Экология этнических культур Сибири накануне XXI века (сб. стат.). СПб.: Наука, 1995. — С. 91−118.
  158. Н.С. Коэволюция человека и природы в условиях Севера: Автореф. дис. канд. филос. наук. Якутск: ЯГУ, 1993. — 26 с.
  159. Н.С. Экология и культура. Уч. пос. Якутск: ЯГУ, 1997. — 74 с.
  160. В.В. Закон РФ «Об охране окружающей Якутск: природной среды: концепция и механизм реализации //Государство и право. 1992. — № 11. — С. 73.
  161. Ю.Д. Народы Севера: власть и политика. Якутск: ЯГУ, 1997. — 99с.
  162. Первый учредительный съезд оленеводов России. 14−15 ноября 1995 г. М.: Изд-во РУДН. — 1996.-89 с.
  163. Платон. Государство: Соб. соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1994. — Т.З. — С. 188−212.
  164. К. Геоидеологическая парадигма //Международная жизнь. 1995. — № 4−5.-С. 109−112.
  165. .Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: традиции и инновации. Новосибирск: Наука, 1993. — 260 с.
  166. .Н. Об отношении к родной прирооде. Якутск.: Книжное изд-во. 1985. -68 с.
  167. .Н. Экология души и души экологии //Крайний Север: Проблемы экологии. -М. 1999, -С.110−114.
  168. .Н. Природа и культура //Всеросс.конф. «Пироблемы региональной культуры и образования России на пороге Ш-его тысячелетия». Якутск, 2000. -С.10−12.
  169. .Н. Природа и культура //Культурология. Уч.пособие. М.: Академия, 2000. — С.76−100.
  170. Посух O. JL Генетико-демографическое изучение популяций эвенов и юкагиров Якутии: Автореф. дис. канд. биол. наук. Новосибирск, 1991. — 16с.
  171. Правовой статус коренных народов приполярных государств: Материалы конференции. Москва 26−28 февраля 1997 г. М.: Изд-во Российского Университета Дружбы народов, 1997. — 192 с.
  172. В.И. Ханты. Этнопедагогика физического воспитания. М.: Народная педагогика, 1994. — 134 с.
  173. Т.Ф. Трагедия как социально-психологическое явление //Проблемы философии и социологии: Сб. стат. JL: ЛГУ, 1968. — С. 52−55.
  174. А.Л. Философия. Курс лекций. М.: Владос, 1995. — 308 с.
  175. Рассмунсен Кнуд. Великий санный путь. (пер. с датск. Ганзен). Иркутск: Вост. Сиб. кн. изд-во, 1987. — 497 с.
  176. Ю.А. Право на самоопределение и отделение //Московский журнал международного права. 1994. — № 1. — С. 3.
  177. В.А. Эвенская национальная школа (концепция). Якутск: Северовед, 1996. — 15 с.
  178. Т.П. Экологическое сознание народов Севера: состояние, проблемы //Философия и общество. 1998. — № 2. — С. 106−116.
  179. Родовые, родоплеменные кочевые общины (методические рекомендации). М. ЦНТИ. Минсельхоз РФ, 1993. — 90 с.
  180. A.C. «Философия согласия» Виктора Михайлова /Ил-Тумэн. 17.03.2000 -№ 10-С.11.
  181. Д.Д. Экология и освоение Севера //Международная жизнь. Спец. выпуск «Саха. Цивилизация на полюсе холода», 1996. С. 97−103.
  182. Н.С. О значении национальных обычаев и традиций. //Вопросы философии. 1960. — № 7. -С. 147−154.
  183. Сборник нормативных актов по вопросам деятельности агропромышленного комплекса. М.: Инфромагробизнес, 1995. — 164 с.
  184. Сегодня. Земельное законодательство Республики Саха (Якутия). Якутск: «Бичик», 1996. — 374 с.
  185. Северные народы на пути в новое тысячелетие. (10-летию Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока) М.: IWYIA. 2000 -223 с.
  186. Сем Ю. А. Воспитание детей, в традиционной культуре нанайцев //Традиционное воспитание детей у народов Севера: Сб. стат. Л.: Наука, 1988. — С.121 — 138.
  187. Семья. Женщины. Дети (проблемы и политика): Сборник работ. 1996. Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат, 1996. — 80 с.
  188. Семья у народов Северо-Востока СССР. Сб. науч. трудов. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1988. — 105 с.
  189. В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2 изд-е, — М. 1993.-736 с.
  190. A.A. Земельные права аборигенов (северные территории Австралии: Homo juridicus. Материалы конференции по юридической антропологии. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1997. — С.97−114.
  191. A.A. Родовые общины малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия): шаг к самоопределению. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН. Док. № 126 серии «Исследования прикладной и неотложной этнологии», 1999. — 27 с.
  192. A.A. Способы консервации пищи у эвенков //Традиционное и новое в культуре народов России: Тез. докл. и выст. Саранск, 1992. — С. 26.
  193. З.П. Народы Севера России в условиях экономической реформы и демократических преобразований. //Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований: Сб. стат. /Отв. ред. З. П. Соколова М.: 1994. — С. 16−50.
  194. З.П. Народы Севера: выживание в условиях рыночной экономики: Сб. стат. /Социально-экономическое и культурное развитие народов Севера и Сибири: традиции и современность: Сб. стат. М.: 1995. — С.265−275.
  195. С.А. Понятие коренных народов в российской науке, политике и законодательстве // Этнографическое обозрение. 1993. — № 3. — С.74−89.
  196. С.А. Индивидуальные и коллективные права в контексте проблемы меньшинств (международные правовые аспекты). //Homo juridicus.: Материалы конференции по юридической антропологии. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997. — С.7−43.
  197. Н.Г. Экологические аспекты освоения Севера: Доклад. Одиннадцатый Всесоюзный симпозиум «Биологические проблемы Севера» Якутск, 1986. — 9 с.
  198. A.C. Этносоциальное и политическое развитие малочисленных народов Севера в современных условиях //Автореф дис. канд. полит, наук. М., 1994. — 27 с.
  199. Социализм и прогресс человечества: глобальные проблемы человечества. Под общей ред. И. П. Фролова. М:. Политиздат, 1987. — 446 с.
  200. Л.Г., Харченко Л. Н. Экологическая политика СНГ: стратегия реализации //Международный научный конгресс «Народы содружества независимых государств накануне 3-го тысячелетия: реалии и перспективы. Сб.тез. -СПб.: Петрополис, 1996. — С. 127−140.
  201. В.Г., Тишков В. А., Чешко C.B. Тропою слез и надежд. М.: Мысль, 1990. -316 с.
  202. М. Краснокожие в борьбе за свободу. Алта-ата: Балауса, 1992. — 237 с.
  203. Судьба моя, Баунт. Сборник документов и художественной публицистики. Ред. -сост. Е. Ф. Куренная. Пос. Багдарын -Чита, 1997. 440 с.
  204. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976.-216 с.
  205. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. — 573 с.
  206. Ч.М. Народы Сибири в XX веке. Социально-экономическое и культурное развитие //Сб. науч. работ «Экология этнических культур Сибири накануне XXI века» -СПб.: Наука, 1993. С. 3−23.
  207. Тэкки Одулок. Жизнь Имтеургина-старшего. Тарабукин Н. Моя жизнь. Джанеи Кимонко. Там, где бежит Сукпай. Якутск: Книгоиздат, 1987. — 431 с.
  208. В.А. О феномене этннчности //Этнографическое обозрение. 1997. -№ 3. -С.3−21.
  209. Р. Россия как национальное государство //Независимая газета. 1994. — 26 января.
  210. Терпимость: идея и традиции: Материалы международной конференции «Через толерантность к взаимопониманию и миру». Якутск, 2−15 июня 1995. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1995.-240 с.
  211. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1990. — 730 с.
  212. А. Цивилизация перед судом истории. СПб.: Ювекта, 1996. — 477 с.
  213. H.A. Традиции, новации и пропаганда достижений народной культуры в Сибири //Современная духовная культура народов Сибири и Севера: Сб. стат. -Омск.: Наука, 1989. С. 15−21.
  214. A.A., Михеев В. К., Картиев Р. И. Некоторые эколого-демографические и социально-политические аспекты истории кочевых обществ. //Этнографическое обозрение. 1994. — № 1. — С. 49−60.
  215. Традиционная культура малочисленных народов Севера и современность: Тез. Научно-практическая конференция Якутск: Северовед, 1996. — 47 с.
  216. Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири: Сб. стат. /Отв. ред. JI.H. Русакова. Новосибирск: Наука, 1987. — 192 с.
  217. Ю.П. Понятие о ноосфере //Природа и общество. Сб. стат. М. Наука. 1968, — С.28−46.
  218. P.A. Национальные меньшинства под защитой международного права //Государство и право. 1996. — № 2. — С. 109−118.
  219. P.A. Права и свободы народов в современных источниках международного права: Сб. док. Казань: Книжный дом. — 1995. -240 с.
  220. Ф.С. В поиске своего будущего //Международная жизнь. Спец. выпуск. «Саха. Цивилизация на полюсе холода». Якутск, 1996. — С. 10−15.
  221. А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации // Росс. Акад. упр-я. М.: Луч, 1993. — 274 с.
  222. А. Глобальный кризис мировой системы //Международная жизнь. 1994. -№ 4. -С. 61−68.
  223. А. От стихийного к управляемому устойчивому развитию человечества //Международная жизнь. 1995 — № 7. — С. 50−58.
  224. Е.Г. Ребенок в традиционной мансийской семье //Традиционное воспитание детей у народов Севера: Сб. стат. Л.: Наука, 1988. — С. 80−93.
  225. Е.Г. Экологический аспект изучения одежды населения тундровой зоны //Экология этнических культур Сибири накануне XXI века: Сб. стат. СПб.: Наука, 1993. — С. 119−165.
  226. М., Френдли А.-младший. Экоцид в СССР (здоровье и природа на осадном положении), (пер.). НПО Биотехнология. М.:. Изд.-инф. агентства «Голос», 1992. -308 с.
  227. Философский словарь. 5-е изд. М.:Изд-во полит, лит-ры, 1986. — 588 с.
  228. Философия марксизма и современная научно-техническая революция //Материалы XV Всемирного философского конгресса. «Наука-техника-человек» М.: Наука, 1977.- 335 с.
  229. P.C. Сумерки империи. К вопросу о нации и гос-ве. Казань: Татар, кн. изд-во, 1993. — 87 с.
  230. В.Х. Особенности и проблемы национального развития народов Сибири //Международный научный конгресс «Народы содружества независимых стран накануне 3-го тысячелетия, реалии и перспектив:. Сб. тез. СПб.: Петрополис, 1996. -С. 188−190.
  231. Г. П. Традиции и инновации в этнической культуре ненцев: Автореф. дис. канд. ист. наук. Томск, 1999. — 29 с.
  232. С.Н. Современные проблемы коренных малочисленных народов Севера. -Томе:. Изд-во ТГУ, 1999. -104 с.
  233. С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. — № 1. — С. 33−48.
  234. Д.Х. Природа как эстетическая ценность. М.: Высшая школа, 1987. -119с.
  235. Л.В. Обычаи и обряды, связанные с детьми у ненцев //Традиционное воспитание детей у народов Севера. Сб. стат. Л.: Наука, 1988. — С. 63−79.
  236. Г. И., Апостолов Е. Условия жизни и здоровья населения. М.: Медицина, 1975.- 120 с.
  237. Циркумполярная культура: Памятники культуры народов Арктики и Севера (Матери алы научн.практ.конференции) Якутск: Изд-во «Северовед», 2000 — 146 с.
  238. В.М. Бытовые традиции и их роль в жизни советской деревни: Автореф. дисс. канд. философ, наук М.: МГУ, 1970. — 28 с.
  239. Человек и право. Книга о летней школе по юридической антропологии. М.: ИЛ «Стратегия», 1999 — 196 с.
  240. Человек, общество, культура //Философские чтения. Нерюнгри: Изд-во ЯГУ, 1998. — 123 с.
  241. Ю.В. Некоторые аспекты традиционного воспитания детей в культуре оленных чукчей и коряков //Традиционное воспитание детей у народов Севера: Сб. стат. -Л.: Наука, 1988. С. 140−149.
  242. М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989. — 174 с.
  243. Что нужно знать о народах России? Справочник для государственного служащего. М.: Скрипторий. Русский мир, 1999. — 583 с.
  244. Ф.Г. О состоянии здоровья малочисленных народов Якутии //Материалы НПК «70-летие экспедиции АН СССР в ЯАССР «Малочисленные народы Севера», -Якутск.: Северовед, 1995. С. 59−60.
  245. М.И. Критика религиозных истолкований экологических проблем. М.: Знание, 1985.- 64 с.
  246. Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии. Якутск.: РДНТ, 1996- 123 с.
  247. К.И. Живое знание. Эколого-философская проблема: Дис. доктора философ, наук в форме научного доклада. М.: РАУ, 1993. — 47 с.
  248. К.И. Путь в будущее (Экософы, экософия и живая логика будущего. Экософский словарь). М.: МГУ, 1994. — 92 с.
  249. . Чукчи живут не только в анекдотах //Новое время. 1996. — № 6. — С. 4750.
  250. Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества: Тез. докл. Международный семинар-симпозиум 20−22 августа. Якутск, 1993. — 177 с.
  251. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. /Под ред. Н. В. Абаева. Бур. инст. общ. наук СО РАН. Новосибирск: Наука, 1992. 158 с.
  252. Экология человека. Словарь-справочник: Общ. ред. Агаджаняна. М.: Изд. фирма КРУК, 1997. — 208 с.
  253. Экологические очерки о природе и человеке /Под редакцией Б.Гржимека. М.: Прогресс, 1988. — 622 с.
  254. Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. ПСС. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1961. — Т. 20. — С. 486−499.
  255. Юридическая антропология. Закон и жизнь: (Отв. ред. Н. И. Новикова, В.А. Тишков). М.: ИЗ. «Стратегия». 2000. — 220 с.
  256. В.В. Резервы оленеводства Республики Саха (Якутия). Якутск, 1998. — 89 с.
Заполнить форму текущей работой