Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление знаниями в системе формирования конкурентных преимуществ современной организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель исследования заключается в разработке теоретико-методологической модели управления знаниями в организации, определении характера и механизмов управленческого воздействия на создание и практическое использование знаний, выработке рекомендаций по его совершенствованию для оптимизации функционирования и развития организационных структур, повышения их конкурентных преимуществ на рынке… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные основы использования знаний в менеджменте современной организации
    • 1. 1. Понятие знания, эволюция его конкурентного ресурса в эпистемологических теориях
    • 1. 2. Информационно-технологическая основа инноваций и знаний в постиндустриальном обществе
  • Глава 2. Управление знаниями в современной организации в контексте управленческих и организационных теорий
    • 2. 1. Социально-экономическое содержание категории знания и процесса его создания в аспекте социального управления
    • 2. 2. Формирование системы управления знаниями в организации: сравнительный анализ традиций западного и восточного менеджмента
  • Глава 3. Стратегия и тактика управления знаниями в организации: цели, задачи, функции, модели
    • 3. 1. Создание знаний в организации как результат управления интеллектуальными ресурсами и деятельностью человека
    • 3. 2. Методологические принципы, условия и технологические особенности создания организационного знания

Управление знаниями в системе формирования конкурентных преимуществ современной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Начало нового тысячелетия ознаменовано вступлением человеческого общества в такую фазу своего развития, когда знания становятся основным источником конкурентных преимуществ личностей и организаций. Девиз нового информационного века — интеллектуальная конкурентоспособность. На новом этапе общественной эволюции большая часть времени будет затрачиваться на создание, хранение, обработку, распространение знаний для их последующего практического применения. В этих условиях Россия, благодаря своему геополитическому положению, может и должна стать связующим интеллектуальным звеном различных национальных культур на складывающемся сегодня ноосферном пространстве. Для этого необходимо в первую очередь наладить постоянный процесс создания и преобразования знаний в товары и услуги, имеющие потребительскую ценность. Поэтому рассмотрение проблемы производства и управления знаниями, опыта, накопленного в этом направлении в различных развитых странах, который может быть использован в созидательных целях, представляет несомненную актуальность. !

В современном динамичном обществе развитие экономической сферы и бизнеса уже не может опираться только на эксплуатацию готовых знаний, созданных традиционными способами индустриальной эпохи, а также на выборочное внедрение научных достижений в производство. Недостаточно сегодня и выделение определенных видов технических знаний, необходимых для изготовления конкретной продукции. Ведущим фактором развития организации, стремящейся не только к сохранению устойчивого положения на рынке, но и повышению конкурентоспособности, становится социально-экономический менеджмент, нацеленный на создание, распространение и применение всех видов знаний, существующих в обществе. Владение ими на организационном уровне требует умений осуществлять формализацию знаний как в простейших формах, так и посредством создания сложных экспертных систем и информационных обучающих программ, основанных на современных компьютерных технологиях.

Все это в совокупности предопределяет не только актуальность, но и насущную необходимость управления знаниями особенно в условиях современной России, восстановление экономического потенциала которой невозможно без новых методов хозяйствования. В этом контексте значительно повышается роль производства знаний в организации, что является не просто еще одной попыткой повышения ее эффективности, а возможностью устойчивого функционирования и развития. При этом речь идет о такой организации, которая выступает в качестве единого организма, координирующего свою деятельность и воспринимающего знания как конкурентный ресурс, позволяющий осуществлять инновации, требующие постоянного совершенствования подходов, методологии и технологии управления знаниями и их созданием в организации.

Особую актуальность данная тема приобретает в условиях распространения рыночных отношений не только в сфере межорганизационного взаимодействия, но и внутри организаций. Это обстоятельство требует способности решать качественно новые задачи, осваивать информационные технологии производства и управления, расширять их функциональность и сферы взаимодействия. Возможность изучения этих процессов позволяет понять и определить динамику происходящих преобразований, выявить пути и способы управленческого воздействия на знания. Это во многом оправдывает выбор темы.

Степень научной разработанности проблемы. Глубокий интерес к знанию возник в процессе развития теории информационного общества. Независимо друг от друга целый ряд зарубежных исследователей практически одновременно обосновали переход человечества в новую эпоху, которая отличается от предшествующих формаций тем, что основную роль в ней играет знание. В их числе такие известные ученые, как П. Дракер, Э. Тоффлер, Дж. Брайан Куинн, Р. Рич, Д. Белл, Дж. Гелбрейт, Дж. Мартин,.

М. Полани, Ф. Фукияма, Й. Шумпетер, JI. Эдвинсон, М. Мэлоун, Ю. Хабермас, Н. Луман, М. Маклюэн, М. Кастельс и многие другие. Обосновывая повышение значимости знания, П. Дракер, например, указывает на то, что это обстоятельство делает новую формацию уникальной. Разделяя его мнение, Э. Тоффлер предсказывает скорую замену всех материальных ресурсов знаниями, а Дж. Б. Куинн утверждает, что в ближайшей перспективе стоимость продуктов и услуг будет определяться возможностью развития нематериальных активов, основанных на знании. В свою очередь, Р. Рич подчеркивает, что истинное преимущество переходит на сторону тех, кто вооружен знаниями, достаточными для того, чтобы поставить вопрос, решить его и получить из этого выгоду.

Среди отечественных исследователей, проявивших интерес к данной проблеме, необходимо назвать, в первую очередь, В. М. Глушкова, Н. Н. Моисеева, А. И. Ракитова, А. В. Соколова, А. Д. Урсула, С. А. Дятлова, B.JI. Иноземцева, Э. М. Мирского, Ю. А. Шрайдера, А. П. Ершова и других. В данном аспекте интерес представляют научные труды, в которых отражены ценностные изменения и социокультурная динамика современной России. Наиболее характерные и релевантные составляющие этих проблем содержатся в исследованиях Г. П. Зинченко, А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова, Ж. Т. Тощенко. В последние годы появились работы О. Н. Вершинской, В. Мельянцева, Н. Моисеева, в которых названные авторы анализируют модели построения информационного общества, связывая их с перспективами становления экономики нового поколения.

Роль и значение знаний в социологическом измерении представлены в трудах Т. А. Гавриловой, К. Р. Червинской, A.JT. Гапоненко, Т. М. Орловой, В. Ю. Котельникова, В. Ш. Каганова, А. Н. Малинкина, М. Мариничевой и других. В этом же контексте интерес представляют работы С. Ивановой, Д. Болдогоева, Э. Борчаниновой, А. Глотовой, М. Паркина, Е. В. Сидоренко, Е. В. Трифонова, В. А. Фурсова, которые свой научный интерес сконцентрировали на развитии творческого потенциала сотрудников организации, современных технологиях повышения мотивации персонала, направленной на профессиональный рост за счет овладения и использования знаний. Не меньшую значимость для исследуемой проблемы имеют разработки тематики, связанной с обучением сотрудников организаций созданию знаний. Эти вопросы подробно рассмотрены Т. Воротынцевой, Е. Неделиным, A.M. Герасимовым, И. П. Логиновым, В. А. Дресвянниковым, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломовым. Перечисленные авторы особое внимание уделили системному инновационному подходу к обучению персонала, средствам и перспективам умственного развития человека.

Естественный интерес вызывают труды, в которых содержатся разработки отечественных моделей менеджмента в условиях повышения конкурентной борьбы, характеризуются различные аспекты управленческой деятельности, раскрывается структура инновационного и стратегического управления, затрагивается проблема формирования управленческих команд нового поколения. Среди их авторов необходимо назвать В. А. Винокурова, А. И. Кравченко, И. О. Тюрину, Л. А. Жалыбину, К. Л. Жихарева, С. Б. Мельникова, Н. И. Захарова, А. А. Иващенко, И. К. Корнеева, В. И. Корниенко, А. Ж. Лугового, Т. М. Орлову, В. Б. Ременникова, Ю. В. Шевцова, Г. В. Широкову и других.

Сегодня созданная Ф. Тейлором наука управления хозяйственной деятельностью человека получила в своем развитии новое направление — менеджмент знаний. Его основателями по праву считаются П. Дракер, Э. Тоффлер, Дж. Брайан Куинн, Т. Ллойд, К. Виг, М. Полани, И. Новак, X. Такеучи, И. Нонака. В развитие этого направления вносят весомый вклад и российские ученые, о чем свидетельствует широкий спектр их научного интереса. Однако это развитие происходит на фоне острых дискуссий, основанных на разных подходах представителей различных экономических, организационных и управленческих теорий к проблеме управления знаниями в организациях.

Представители неоклассической экономики считают, что основное внимание необходимо уделять существующему знанию, которое обеспечивает наибольшую прибыль, поэтому они не рассматривают организацию в качестве создателя знаний. В то же время, согласно классической теории менеджмента, создание новых методов организации труда, классификация и оформление знаний в виде правил и формул стало неотъемлемой прерогативой менеджеров. Одним из первых попытку соединения различных точек зрения на проблему знаний в управлении предпринял Ч. Бернард, придававший особое значение роли поведенческого знания. Его разработки легли в основу теории организации Г. Саймона, считавшего, что основные функции организации определяются характеристиками процессов решения проблем и принятия разумных решений. Он выделил также важность формализации знаний, хотя и не признавал наличие неформализованных знаний, о которых первым заговорил М. Полани. Последователи Г. Саймона — М. Коэн, Дж. Марч, Дж. Олсен и другие — также не придали значения возможностям управленческого воздействия на знания, полагая, что созданное знание может принести пользу только его непосредственному создателю. Они так и не нашли способ обработки индивидуальных знаний и формирования соответствующих организационных активов.

К концу XX века усилиями М. Портера была создана теоретическая база для понимания процесса укрепления конкурентных преимуществ организационными структурами, основанных на новой методике, которая предполагала изучение всех видов деятельности компаний в их взаимосвязи. Особое внимание автор уделял стратегическим знаниям, однако не учитывал при этом значение индивидуального опыта, знаний отдельных сотрудников. В это же время Т. Петере и Р. Уотерман предложили «гуманистический» подход к менеджменту, получивший развитие в работах Е. Шайна, Дж. Пфеффера и других. Несмотря на существование противоречивых взглядов, представители организационных теорий в целом смогли определить организацию в качестве эпистемологической системы, создали предпосылки более пристального изучения неформализованных знаний, установили способность организации обучаться и изменяться.

Поскольку современное освоение знаний невозможно без информатизации, необходимо отметить также значение информатики, предоставляющей в процессе познания средства передачи, обработки и хранения информации, служащей сырьем для новых знаний. Значительный вклад в ее развитие внесли автор теории информации К. Шеннон, основатель кибернетики Н. Винер, представители отечественной кибернетики: М. А. Айзерман, А. И. Берг, В. М. Глушков, JT.B. Канторович, А. Н. Колмогоров, А. А. Ляпунов, Л. В. Соболев и многие другие. На современном этапе российские ученые успешно продолжают научные традиции своих предшественников, разрабатывая информационные технологии управления предприятием и поддержки инновационного предпринимательства. В этом ряду значимых результатов добились Ю. А. Петров, С. Т. Петров, Е. Л. Шлимович, Ю. В. Ирюпин, С. В. Рубцов, П. В. Рогожин, А. П. Суханов, В. Трайнев, В. А. Филиппов и другие.

Таким образом, менеджмент знаний как научное направление стал следствием длительной и противоречивой эволюции экономических, управленческих и организационных теорий. Как показывает анализ, история его становления основана на множестве различных по содержанию и подходам мнений и точек зрения, что создает определенные трудности в формировании верифицирующей модели управления знаниями в организации. Это обусловило необходимость рассмотрения основных существующих концепций для выделения наиболее приемлемых в современных условиях теоретико-методологических положений.

Цель исследования заключается в разработке теоретико-методологической модели управления знаниями в организации, определении характера и механизмов управленческого воздействия на создание и практическое использование знаний, выработке рекомендаций по его совершенствованию для оптимизации функционирования и развития организационных структур, повышения их конкурентных преимуществ на рынке. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: проанализировать эволюцию конкурентных возможностей знания в эпистемологических теорияхобосновать повышение значимости знания в информационном обществе, оценить его социально-экономический потенциалпровести факторную операционализацию и анализ понятий «знание», «создание знаний» и «управление созданием знаний» с позиций их детерминирующего воздействия на устойчивое развитие организаций и повышение их конкурентоспособностираскрыть формы и степень влияния знания на повышение эффективности деятельности организациивыделить собственные ресурсы и потенциальные возможности российских организаций для адаптации зарубежного опыта управления знаниямиопределить теоретико-методологические основания оптимизации модели управления знаниями в организацияхохарактеризовать роль человека и индивидуальных знаний в формировании интеллектуальных ресурсов предприятийобозначить взаимосвязь и взаимозависимость инновационных технологий с менеджментом знаний в современной организациипоказать подходы к построению системы знаний в организации, на этой основе раскрыть задачи создания и использования знанийдать характеристику функциям управления знаниями на предприятиях, особенностям технологии их производствапредставить оптимальное построение организационной структуры, наиболее благоприятной для создания и использования знаний.

Объектом исследования является конкурентная стратегия организации.

Предмет исследования представляет собой система управления знаниями в современной организации, обеспечивающая повышение ее конкурентоспособности.

Гипотеза исследования: в условиях динамично развивающейся рыночной экономики главным приоритетом современной организации становится совершенствование средств и механизмов управления знаниями с целью создания конкурентных преимуществ.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные положения классических эпистемологических теорий и социологической теории управления, в которых обосновывается повышение значимости знаний в современном мире и необходимость управления ими для получения конкурентных преимуществ. В этом лее контексте в работе учитывались концептуальные положения теории ноосферы, созданной В. И. Вернадским, согласно которой человеческий разум и интеллектуальная деятельность становятся определяющим фактором развития обществатеории постиндустриального и информационного общества, отличающегося от предыдущих формаций преобладающей ролью знаниятеории информации. Кроме того, в диссертации отражены основные аспекты науки управления хозяйственной деятельностью человека. Основу отдельных разделов диссертации составили также теоретические изыскания в области человеческого капиталаиспользования неявных знанийсамообучающейся организацииоценки интеллектуальных ресурсов.

В методологическом плане работа основана на использовании таких общеметодологических принципов, как объективность, системность, детерминизм, конкретность и всесторонность, единство теории и практики, аналитического и диалектического подходов. Большое значение для раскрытия проблемы исследования имели принципы интерпретативной социологии и традиционные методологические парадигмы социологического анализа эмпирического материала: факторная операционализация, институциональный анализ, выделение ценностных ориентаций. Важным инструментом исследования явился метод структурно-функционального анализа, активно применялись также методы сравнения, статистического анализа, аргументации и выявления причинно-следственных связей.

Эмпирический материал для дальнейшей обработки собирался посредством работы с документами и анкетирования. Результаты дали возможность сделать обобщения, проверить гипотезу, определить качественные параметры отдельных аспектов проблемы, провести операционализацию понятийного аппарата. В работе использовались также результаты и выводы социологических исследований, содержащихся в научных публикациях, специализированных периодических изданиях.

Эмпирическая база исследования. Первичный социологический материал собирался в процессе социологических опросов в 2007 году в рамках реализации исследовательской программы «Региональное и организационное управление в условиях трансформирующейся России», разработанной кафедрой социально-гуманитарных наук Пятигорского государственного технологического университета. Опросы проводились среди руководителей, менеджеров и специалистов предприятий малого и среднего бизнеса Кавказских Минеральных Вод.

Вторичный социологический материал составили опубликованные результаты эмпирических исследований: опросы по проблеме совершенствования организационного управления, проведенные Южно-Российским научно-образовательным центром ИСПИ РАН, Ставропольским региональным отделением «АНР-Ставрополье» общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России» в 2006;2007 годахопросы и интервью с руководителями, менеджерами ведущих зарубежных и отечественных компаний, опубликованные Центром поддержки корпоративного управления и бизнеса (Москва) по проблемам становления и развития организаций, повышения эффективности их функционирования в современных условиях, смене менеджментатематические социологические изыскания И. Бойцова (Управление знаниями) — К. Бурманна (Нематериальные организационные способности как компонент стоимости предприятия) — А. П. Вардомацкого (Сдвиг в ценностном измерении) — Л. И. Иваненко (Ценностно-нормативные механизмы регуляции) — Т. А. Гавриловой, К. Р. Червинской (Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем) — С. М. Климова (Интеллектуальные ресурсы общества и организации) — Е. В. Попова (Экспертные системы реального времени) — В. А. Трайнева и Г. Н. Матвеева (Интегрированные информационные коммуникационные технологии и системы в управленческой деятельности) — В. А. Трайнева и И. В. Трайнева (Интеллектуальные технологии в организационных системах управления и их информационное обеспечение).

Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании теоретико-методологической модели менеджмента знаний, основанной на использовании рациональных механизмов и эффективных методов управления знаниями в современной организации, ориентированной на повышение конкурентных преимуществ. Элементами новизны обладают также следующие результаты исследования: прослежена эволюция повышения значимости знания в деятельности организаций, проанализированы концептуальные аспекты различных моделей организационного знания в эпистемологических, экономических и управленческих теориях на предмет их соответствия современным потребностямосуществлена факторная операционализация и анализ категорий «знание», «создание знания», «управление созданием знания» через призму управленческой практики, направленной на активизацию интеллектуальных ресурсов организации и повышение конкурентоспособностипо результатам социологических исследований определены критерии эффективности управления знаниями в организации, совершенствующей свое функционирование и развитие, основанные на единстве управленческих функций в решении производственных и стратегических задачпроведен сопоставительный анализ интеллектуальных традиций экономически развитых иностранных государств на предмет выделения возможностей адаптации зарубежного опыта менеджмента знаний в российских организацияхразработаны рекомендации менеджерам различного уровня по организации процесса создания и использования внутренних знаний в операционной деятельности организации, определены задачи и подходы к построению системы организационных знанийдана характеристика основным участникам процесса создания и управления знаниями, представлены возможные варианты трансформации знания посредством взаимодействия формализованного и неформализованного знанийпоказана блоковая структура операционных задач системы управления знаниями в организации, функционирующая на основе тесного взаимодействия всех составных элементов (обучающего, информационного, когнитивного и экономико-правового блоков) — с учетом распределения профессиональных ролей выделены технологические особенности производства знаний на предприятиях, виды контроля, планирования и мотивации.

С учетом результатов проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Знание и непрерывное обучение с целью обладания знанием сегодня стали ключевыми компонентами успеха. В новых экономических условиях важность знаний для производства новых продуктов значительно возросла, и они стали преобладающим элементом в создании потребительской ценности. Это привело к тому, что в лидеры новой экономики выходят компании, которые нашли способ эффективно управлять знаниями, создавать и интегрировать знания в новые продукты, опережая своих конкурентов.

2. Знания воплощают в себе все ценные концепции и жизненно важные ноу-хау, которые делают бизнес не только выгодным, но и нужным для потребителей. Способность быстро превращать знания в продукты предопределяет их включение в реальные активы организации наряду с финансовыми капиталами. Однако, в отличие от материальных ресурсов, которые сокращаются при использовании, примененное знание создает новое знание, тем самым оно постоянно увеличивается в объеме и качестве.

3. Произведенный продукт является материализованным результатом формализованных знаний, в то же время для процесса профессионального творчества, в результате которого создается новое знание, необходимы главным образом неформализованные знания. Знание, интегрированное в продукт, существенно повышает конкурентоспособность организации за счет снижения стоимости производственной инфраструктуры.

4. Современные организации для сохранения устойчивого положения в конкурентной среде должны стремиться к сокращению интервалов между внедрением технологий, основанных на новых знаниях. В этой связи производство знаний должно быть не разовым явлением, а постоянным процессом для своевременного реагирования на изменяющиеся условия. Хорошо налаженная система управления способствует решению не только текущих проблем, но и стимулирует возможности создания новых знаний.

5. Основная часть процесса создания знания происходит на индивидуальном и групповом уровне, организация создает необходимые для этого условия, формирует окружающую среду, предоставляет техническую поддержку для индивидуальной и групповой деятельности.

6. Необходимость управления знаниями в организации объясняется тем обстоятельством, что в большинстве случаев знания существуют в индивидуальном и коллективном сознании, являются интуитивными, скрытыми. Задача менеджера состоит в том, чтобы сделать эти знания достоянием коллектива, интегрировать в бизнес. Успех определяется уровнем использования созданных внутри организации знаний, результатом взаимодействия формализованных и неформализованных знаний.

7. Организации, в которых хорошо налажена система управления знаниями, повышают эффективность деятельности за счет индивидуального и коллективного обучения, которое является источником интеллектуальных ресурсов, используемых для создания устойчивого конкурентного преимущества. В обучающейся организации каждый сотрудник обучается сам и обучает других, практика непрерывного взаимного обучения неразрывно вплетена в повседневную деятельность коллектива.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки теоретико-методологических проблем управления знаниями, формирования и практического применения интеллектуальных ресурсов в современной организации. Положения диссертации способствуют лучшему пониманию природы и механизмов взаимодействия различных видов знаний, пригодны для проектирования оптимальных моделей управленческой деятельности по производству знаний, их накоплению, распространению и использованию. Они отражают новое качество i управления, основанное на непременном учете фактора знаний и ориентированное на повышение функциональной эффективности организаций, повышения их конкурентоспособности.

Результаты и выводы диссертации могут стать основой для подготовки пособий менеджерам, специализированных курсов по социологии управления и управлению знаниями.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации излагались на межвузовских и внутривузовских научно-практических конференциях, обсуждались на семинарах и заседании кафедры социально-гуманитарных наук Пятигорского государственного технологического университета. По материалам исследования подготовлено и выпущено пять публикаций, общим объемом 2,8 п.л.

Структура работы. Структуру диссертации определили предмет, цель и задачи исследования. Она состоит из введения, трех глав, включающих в.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, на рубеже тысячелетий в большей части мирового сообщества начинает развертываться глобальная социальная революция, в результате которой принципиально меняются условия и устои общественной жизни современного человека и организационных систем. Она носит глобальный характер, так как охватывает большинство стран. В то же время она социальна, поскольку всесторонне проявляется в разнообразных процессах и феноменах, влияющих на существенное изменение среды обитания человека, общественное сознание и привычные формы социальной организации. В этом ряду не последнее место отводится повышению значимости интеллектуальных возможностей и знаний, которые представляют собой не дополнительный ресурс производства, а единственный, уникальный ресурс, определяющий характер наступившей эпохи. В информационном обществе повышается значимость работников, которые обладают знанием и способны выгодно применять его. При господстве рыночных отношений знания дают возможность не только эффективно использовать все ресурсы предприятия, но и совершенствовать их, изменять направленность деятельности коллектива, создавать отличительные особенности. Кроме того, знание может являться целью деятельности организации, что позволяет говорить о нем и как о факторе успеха на рынке. В этом контексте особого внимания заслуживают когнитивные знания, которые используются и служат для создания новых знаний. Их наличие в организации необходимо для расширения внутренней интеллектуальной базы, на основе которой производятся знания как для собственного потребления, так и для продажи на рынке товаров и услуг. Кроме того, они способствуют проявлению личностных знаний каждого из сотрудников, которые приобретают немаловажное значение для практической деятельности коллектива. Новые процессы, технологические методики, различные способы создания организационных знаний могут внести гораздо более весомый вклад в борьбу за получение устойчивого конкурентного преимущества. Для этого необходимо в первую очередь, чтобы все сотрудники были открыты для новых идей, новых способов работы, использования новых инструментов и оборудования. Они должны быть способными не только взять их на вооружение, но и извлечь от их применения выгоду. Политика, направленная на интенсификацию инноваций и создание знаний, должна быть интегрирована в общую корпоративную стратегию современного предприятия в качестве основного элемента.

Понятие «знание» необходимо отличать от понятия «информация». Этот вопрос затруднен тем обстоятельством, что знания представляют собой определенный вид информации. С другой стороны, информация является материаломдля получения новых знаний, для ее обработки необходимы дополнительные знания методологического характера. В нашем ¦ представлении, новыми знаниями будут являться решения, принимаемые на основе полученной информации.

Новая технологическая основа производства потребовала и нового качества труда, нового как по квалификационному выражению, так и по основным содержательным характеристикам. То, что совсем недавно «воспринималось как деятельность вспомогательная, второстепенная, сегодня стало определяющим ядром производства, основанного на высокой квалификации рабочих, так как оно непосредственно связано с новыми технологиями, построенными на основе интеллекта. Интеллектуализация труда, в свою очередь, обусловлена значительным повышением определяющей роли знания в современных технологиях. Соответственно, потребовалась совершенно иная образовательная подготовка, предполагающая не только общее, но и профессиональное обучение. В этом контексте понятия «профессионал» и «человек, работающий посредством знания», приобрели одинаковое значение. Это дает основания с полной уверенностью говорить о том, что информационные технологии обусловили становление нового качества трудовой деятельности. При этом важно учитывать, что информационные технологии преобразуют не только производственные процессы, они охватывают всю область человеческой деятельности. Важным представляется в этой связи то обстоятельство, что информационное общество не может существовать без постоянного процесса совершенствования знаний, необходимых для выдвижения инновационных идей на основе переработки больших потоков информации.

На новом этапе своего развития Россия уверенно переходит к информационной экономике, это стало возможно благодаря осознанию на политическом уровне того, что в современном мире только знание и человек как его непосредственный создатель являются главными факторами стабильного развития предприятий и организаций и повышения их конкурентоспособности на рынке. Однако сама по себе компьютеризация, если она не нацелена на получение новых знаний посредством обработки информации, не имеет никакого экономического смысла. Более того, могут возникнуть непредвиденные сложности, которые свидетельствует о том, что знаниями необходимо управлять, чтобы сдерживать их в созидательном русле и не позволять проявляться разрушительным тенденциям. Для этого, в первую очередь, необходимо стремление к социальной информатизации общества. Важно, чтобы люди усваивали не только фактические знания, но и научились анализировать новую информацию для генерации новых знаний. Сами знания должны быть насыщены социально-психологическим и гуманитарным содержанием. И, наконец, требуется переориентация функционирования общества в направлении преобладания духовных ценностей над материальным благополучием.

Процесс управления знаниями протекает в двух взаимосвязанных направлениях: создания знаний и управления их созданием. В этом смысле подразумевается производственная деятельность, прямо направленная на создание знаний, и управленческая деятельность, призванная обеспечивать производство знаний посредством системы управленческих механизмов, основанной на своей методологии, технологии и структуре средств. В классическом понимании созданием знаний занимаются соответствующие специалисты и ученые, а управлением — менеджеры, однако реальность далеко не всегда соответствует теоретическим моделям, потому что нередко самим создателям знаний приходится управлять ими, а менеджерам заниматься производством управленческих знаний. Современные тенденции организации производства выявили еще одну особенность: создание знаний непосредственно исполнителями технологического процесса, что существенно сокращает разрывмежду научными разработками и их практическим применением.

Сравнение западной и азиатской моделей менеджмента знаний позволяет говорить о гуманистическом подходе к их построению. Он требует от организации постоянной готовности к изменению обстоятельств существования. Соответственно, меняются и условия деятельности, что^ обусловливает необходимость непрерывного организационного обученияВ этих условиях степень адаптивности организации определяется ее способностью к обучению с целью создания корпоративных знаний. В данном аспекте особо необходимо выделить индивидуальные знанияа также новую парадигму корпоративной стратегии, основанной на ресурсном подходе. Именно он способен превратить основные виды деловой активности компании в стратегический производственный потенциал. Ресурсный подход предусматривает достижение такого положения, когда для постоянного создания нового и неповторимого осуществляется взаимодействие всех структурных элементов организации.

Нестабильность рынка стимулирует инновационные процессы в ведущих компаниях развитых государств, заставляя их постоянно осуществлять поиск резервов для достижения преимуществ. Если упрощенно подходить к различиям западного и восточного менеджмента знаний, то их суть заключается в соотношении между формализованным и неформализованным знанием. Западные традиции выделяют формализованные знания, восточные — ориентируются на неформализованные. Однако представители обеих сторон все больше сходятся во мнении о том, что оба вида знаний следует рассматривать не по отдельности, а как взаимодополняющие элементы одного целого, поскольку в процессе человеческой деятельности они активно взаимодействуют, дополняя друг друга. В то же время на Западе преобладает точка зрения о том, что процесс трансформации знания происходит в одном направлении: от формализованного к неформализованному знанию. Японские специалисты полагают, однако, что этот процесс двусторонний и развивается по спирали. По их мнению, организация не просто обрабатывает поступающую извне информацию с целью решения насущных проблем и приспособления к изменяющемуся окружению, она своими силами создает новое знание, посредством которого не только повышает эффективность своей работы, но и воздействует на окружение.

Стратегию построения системы управления знаниями определяет в конечном итоге политика управления знаниями на предприятии. Стремление к лидерству и созданию конкурентных преимуществ за счет знаний обусловливает интеграцию процессов их производства и привлечение из внешней среды. Корпоративная стратегия управления знаниями подчинена выполнению производственной стратегии, а также инновационной стратегии, она находится в тесной связи со стратегией управления персоналом и создания продукта. Иначе говоря, в системе управления знаниями необходимо добиваться сбалансированности стратегических целей и стратегий различного уровня и вида. Таким образом, создание знания можно относить к основному виду деятельности предприятия, то оно также нуждается в руководстве. Для этого создается система управленческих действий со своими задачами и функциями. В ее основу положены общепринятые принципы управления, адаптированные под специфику процессов, связанных с созданием знаний.

При построении системы создания знаний в организации необходимо исходить из того, что изначально этот процесс основан на неформализованном знании индивидуумов. Задача организации состоит в его мобилизации и развитии организационными методами. Решение этой задачи характеризуется расширением взаимодействия неформализованного и формализованного знания и участия всех сотрудников с различным запасом знаний, навыков и интеллектуальных возможностей.

Интеллектуальный ресурс организации оценивается не количеством работников умственного труда, а, прежде всего, их творческими способностями, профессионализмом, активностью и инициативой. Не менее важно в этом плане наличие теоретических и практических знаний, навыков и умений, воплощенных в понятийный аппарат. Управленческие функции в этом случае актуализируются на стадии формализации результатов интеллектуального труда в знания, которые на следующем этапе преобразуются в материальный продукт практической деятельности. Эти процессы подконтрольны и легко подвержены управленческому воздействию. Для эффективной реализации функций управления необходимо выявить различные формы, в которых воплощены новые знания. В этих целях нужно разделить деятельность организации на функциональные области, определить персонал, создающий знания с отражением вида объекта или процесса. Управление знаниями в организации — это не периодическая деятельность, которую можно осуществлять время от времени. Если организация выбрала направление или определила свою конкурентную позицию в качестве «лидера», то она должна сформировать политику управления знаниями, определить главные принципы и подходы, на которых базируется система управления знаниями в организации.

С точки зрения управления знаниями в организации весь процесс его создания делится на отдельные блоки: обучающий, информационный, когнитивный. В соответствии с этими блоками определяются задачи обучения, информационного обеспечения и познавательные задачи, которые, в свою очередь, подразделяются на виды, а их решение проводится с использованием определенных для каждого вида методов. При этом особое внимание следует уделять планированию познавательной деятельности, выделению задач, которые предусматривают выявление и формализацию знаний, создание системы формализованных знаний, а также повышение и стимулирование творческой активности участников.

Выше говорилось о существующих различиях в подходах к проблеме создания знания западных и восточных школ менеджмента. Однако они не мешают обеим сторонам уверенно производить знания и внедрять их в инновации. В любом случае необходимо учитывать, что знание создается в ходе динамичного интерактивного процесса. Ориентация японских компаний на неформализованное знание вовсе не означает, что они не признают важность их формализации для дальнейшего использования. Точно также принцип индивидуальной независимости на Западе не означает полной отстраненности руководства от участия в процессе создания знаний. Это указывает на то, что проблема построения идеальной модели организации, нацеленной на производство знаний, находится в развитии. Для разработки универсальной модели создания организационного знания необходимо объединить преимущества всех существующих подходов на основе их разумного сочетания и с учетом национальных особенностей и традиций социально-экономического развития.

При создании организационных знаний важное значение имеют теоретические знания, которые могут быть представлены в форме понятий, умозаключений, суждений, зависимостей, принципов, методов, технологий и т. д. Эти формы отображают формы мышления человека, его интеллект, посредством которого и производятся знания. Знания о том, что делать, основаны на теории принятия решений, стратегическом планировании, экспертных системах. При выборе альтернативных вариантов помощь оказывают знания характеристик объектов, прогнозы последствий и т. п. Свою роль играют эмпирические знания, основанные на личном и коллективном опыте. Знания о том, как делать, реализуются в процессах, которые, в свою очередь, базируются на технологиях, эффективность использования которых определяется личностными практическими знаниями. Состояние социально-психологических знаний напрямую зависит от качества корпоративной культуры, которая обеспечивает продуктивное взаимодействие персонала в организации.

Одним из основных и неиссякаемых источников получения новых знаний являются личностные знания. Этот процесс осуществляется во взаимодействии эксперта и аналитика через применение ряда общенаучных методов. В первую очередь необходимо выделить коммуникативные методы. К этой же группе относятся методы формальной логики: выводы, умозаключения, утверждения. Следующую группу методов составляют методы, основанные на изучении структурированных данных. Методы извлечения знаний различаются по характеру взаимодействия эксперта и аналитика, между которыми отношения могут быть статическими и динамическими. В зависимости от количества участников процесса извлечения личностных знаний методы могут быть индивидуальные и групповые. Однако задача организации состоит не только в том, чтобы в процессе создания организационного знания заниматься извлечением личностных знаний. В этом смысле она призвана обеспечивать все необходимые условия для групповой деятельности.

Эта деятельность начинается с формирования намерений, в которых отражается стремление к определенной цели, в дальнейшем она осуществляется в деловом контексте и обычно принимает форму стратегии. С позиций создания организационного знания, эта стратегия предполагает развитие способности не только воспринимать знание, но и создавать его, накапливать и использовать. Несмотря на внимание и значение, которое уделяется и придается автономии, важным условием создания знания в организации является стимулирующее взаимодействие организации с окружением. К выгодным условиям создания знаний относится также избыточность информации, хотя отношение к информационному перенасыщению у представителей различных школ менеджмента весьма неоднозначное.

Несмотря на некоторые различия в подходах исследователей разных стран к проблеме управления знаниями в организации, сам процесс создания знаний в общих чертах вызывает меньше споров. В этом смысле разногласия существуют на уровне определения количества этапов создания знания, но они не имеют принципиального значения, поскольку в содержательном плане различные варианты периодизации процесса мало чем отличаются друг от друга. Имеют место также отдельные несовпадения точек зрения по вопросу о структуре всего процесса в том отношении, что одни рассматривают создание знаний в качестве самостоятельной проблемы, другие относят его к составной части всего спектра деятельности по управлению знаниями в организации. В любом случае, создание, распространение и использование новых знаний, требуют постоянного контроля со стороны руководства и менеджеров различного уровня. В общей сложности процесс создания новых знаний в организации состоит из этапов, на которых происходит формализация знаний, создается концепция, осуществляется ее проверка, построение архетипа и переход знания на другой уровень. Для достижения положительного результата руководителям и менеджерам различного уровня необходимо гибко использовать все подходы и возможности, учитывая текущие и перспективные потребности предприятия в знаниях.

По результатам проведенного исследования высказано предположение о том, что в основе любой социальной революции всегда лежат кардинальные перемены в технологии, в знаниях. Информационно-технологическая составляющая глобальной революции создала и сделала определяющими интеллектуальные технологии, предполагающие воздействие знания на знание как основной предмет труда и главный источник его производительности. Сырьевым материалом новых технологий является информация, совсем не предназначенная для воздействия на саму технологию, как это было в предшествующий период. Сегодня технология воздействует на информацию. Поэтому главным источником создаваемых потребительных стоимостей ставится знание, которое на современном этапе определяет реальную стоимость и качество производственного продукта.

Культура, основанная на технических и цифровых достижениях, предоставляет свободу действий и выбора форм реалР1зации творческого потенциала личности. На этом потенциале, как правило, базируется цель, к которой и стремится каждая личность в процессе совершенствования своих знаний и опыта, профессиональных навыков. На современном этапе для оказания помощи организациям успешно конкурировать в условиях постоянных перемен призвана новая парадигма корпоративной стратегии, основанная на ресурсном подходе. В отличие от структурного подхода, он рассматривает способности, навыки, компетенции, весь актив знаний как источник сохранения предприятием конкурентных преимуществ.

Общая система знаний организации весьма динамичное, развивающееся явление, состоящее из трех основных компонентов: методологии получения знаний, знаний, полученных избранным методологическим путем, и знаний о том, как получать и использовать новые знания. Они образуют как бы замкнутый цикл, что обусловливает не только динамику процесса создания знаний, но и его непрерывность, если, конечно, организация стремится к повышению своей конкурентоспособности. В исследовательском мире нет полного согласия относительно теоретического обоснования и практического применения методики и средств получения знаний внутри организации. Однако разногласия существуют лишь на стадии развертывания этого процесса, разными путями, но фирмы различных стран все равно продвигаются к решению проблемы создания знаний на предприятиях собственными силами, с использованием внутреннего интеллектуального потенциала, поскольку результат этого процесса — инновации, устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н., Хилл, С., Тернер, Б. С. Социологический словарь Текст. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер- пер. с англ.- под ред. С.А. Ерофеева- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2004. — 620 с. — ISBN 5−282−2 334−2.
  2. , Л.А. В поисках своей идеи. Статьи и очерки Текст. / Л. Я. Аверьянов / В 2-х частях. Ч. 2. М.: Изд-во «Русский гуманитарный Интернет-университет», 2003. — 296 с. — ISBN 5−9 900 081−1-2.
  3. , И.К. Управляя изменениями Текст. / Ицхак К. Адизес. -СПб.: Изд-во «Питер», 2008. 224 с. — ISBN 978−5-91 180−486−2.
  4. , Е.А. Стратегический ассесмент Текст. / Е. А. Аксенова. М.: Аспект Пресс, 2008. — 352 с. — ISBN 978−5-7567−0487−7.
  5. , Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя Текст. / Ф. Баррон // Вопросы психологии. 1990. — № 2 — С. 153 159.
  6. , Д. Социальные рамки информационного общества Текст. / Д. Белл // Информационное общество. 1999. — Вып. 1. — С. 30−35.
  7. , М.А., Фролов, И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития Текст. / М. А. Бендиков, И. Э. Фролов // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 2. — С. 57−71. -Библиограф. — 26 назв.
  8. СКНЦВШ, 2003. С. 24−28. — Библиограф. — 4 назв. — 164 с. — ISBN 587 872−108−2.
  9. , И. Управление знаниями Электронный ресурс. Режим доступа: www. ci. ru.
  10. , Н.Г. Генезис социально-теоретического знания Текст. / Н. Г. Бондаренко, И. Р. Бабаян // Общество, история, культура- сб. науч. ст.- гл. ред. В.И. Пржиленский- выпуск 2. М., Пятигорск, 2006. — С. 13−25. — 149 с. — ISBN 5−89 314−058−3.
  11. , JI. Забытая сторона перемен: искусство создания инноваций Текст. / Люк де Брабандер. М.: Изд-во «Претекст», 2008. — 206 с. -ISBN 978−5-98 995−034−8, 1−4195−0275−1.
  12. , Л. Забытая сторона перемен: как творческий подход изменяет реальность Текст. / Люк де Брабандер. — М.: Изд-во «Претекст», 2006. 208 с. — ISBN 5−98 995−017−9.
  13. , У. Управление компанией в период структурных изменений Текст. / Уильям Бриджес- пер. с англ. М., 2007. — 208 с. — ISBN 978−58 459−1200−8, 0−7382−0824−8.
  14. , У. Время перемен. Как контролировать изменения в вашей жизни Текст. / У. Бриджес. М.: Вершина, 2008. — 168. — ISBN 978−59 626−0394−0, 978−0-7382−0904−3, 0−7382−0904-Х.
  15. Бум высшего образования в России Электронный ресурс. Режим доступа: www. mmonline. ru/ message. php? mid=5120.
  16. , B.H., Новиков, Д.А. Как управлять проектами Текст. / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. Москва: СИНТЕГ-ГЕО, 1997. — 188 с. (Серия: «Информатизация России на порохе XXI века».
  17. , И.И. Инновационные программы корпоративных систем Текст. / И. И. Валов, В. И. Кыльчик. СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2000. — 64 е.- Библиограф. — 16 назв. — ISBN 5−7310−13 07−1.
  18. , О.Н. Существующие модели построения информационного общества Текст. / О. Н. Вершинская // Информационное общество. 1999. — № 3. — С. 57−58.
  19. , Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры Текст. / Под ред. В. А. Трайнева. М.: ИТК «Дашков и К», 2002. — 340 с.-ISBN 5−94 798−052−5.
  20. , Э. Социально-профессиональное развитие человека в производстве передовых стран Текст. / Э. Вильховченко // Полис. -1996.-№ 6.-С. 34−42.
  21. , В.А. Организация стратегического управления напредприятии Текст. / В. А. Винокуров. Москва: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 147 е.: ил.
  22. , Ю.Г., Поликарпов, B.C. Человек Текст. / Ю. Г. Волков, B.C. Поликарпов // Энциклопедический словарь. М., 2000. — С. 454−456.
  23. , Т., Неделин, Е. Строим систему обучения персонала Текст. / Т. Воротынцева, Е. Неделин. М.: Изд-во «Речь», 2008. — 128 с. — ISBN 5−9268−0695-Х.
  24. , Т.А., Червинская, К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем ¦ Текст. / Т. А. Гаврилова, К. Р. Червинская. М.: Радио и связь, 1992. — 200 е.: ил. — ISBN 5−25 600 301−1.
  25. , A.JI. Управление знаниями Текст. / A.JI. Гапоненко. М.: ИПК госслужбы, 2001. — 52 с. — ISBN 5−80−80−0075−5.
  26. , А.Л., Орлова, Т.М. Управление знаниями: как превратить знания в капитал Текст. / А. Л. Гапоненко, Т. М. Орлова. М.: Эксмо, 2008. — 400 с. — ISBN 978−5-699−26 534−3.
  27. , Б. Бизнес со скоростью мысли. Как добиться успеха в информационную эру Текст. / Билл Гейтс- пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 480 с. — ISBN: 5−04−6 117-Х.
  28. , A.M., Логинов, И.П. Инновационный подход в построении обучения (концептуально-технологический аспект) Текст.: учебное пособие / A.M. Герасимов, И.П. Логинов- отв. ред. К. Е. Ям. М.: АПКиПРО, 2001. — 64 е.: табл. — ISBN 5−8429−0041−6.
  29. , Э. Социология Текст. / Э. Гидденс / Пер. с англ.- науч. ред. В.А. Ядов- общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.
  30. , Э., Элтон, Ч. Сотрудник-невидимка: как реализовать скрытый потенциал каждого сотрудника Текст. / Э. Гостик, Ч. Элтон. Киев, 2008, 183 с. — ISBN 978−5-9791−0029−6.
  31. Дак, Д. Д. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований Текст. / Джини Даниэль Дак. М.: Изд-во «Альпина Бизнес Букс», 2007. — 320 с. — ISBN 978−5-9614−4 678, 0−609−60 771−5.
  32. , М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации Текст. / М. Г. Делягин. М.: ИНФРА-М, 2003 — 767 с.
  33. , У. Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию Текст. / Уильям Детмер- пер. с англ. М.: Изд-во «Альпина Бизнес Букс», 2007. — 448 с. ISBN 978−59 614−0581−1, 0−87 389−370−0.
  34. , К., Уилер, Э. Управление знаниями Текст. / К. Джанетто, Э. Уилер. М.: Добрая книга, 2005. — 192 с. — ISBN 5−98 124−046−6 (Инструменты эффективного менеджера).
  35. , В.А. Организация центра оценки персонала Текст. / В. А. Дресвянников. Пенза: Изд-во ПТУ, 2003. — 110 с.
  36. , В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии Текст.: учебное пособие / В. А. Дресвянников. М.: КНОРУС, 2008. — 344 с. — ISBN 978−5-85 971−936−5.
  37. , B.C., Ханыков, И.А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа Электронный ресурс. — Режим доступа: www. management, com. ua / strategy / stro 62. html.
  38. , К.Л., Мельников, С.Б. Мельникова, Н. С. Инновационное управление развитием. Инкорпоративный подход Текст. / К.Л.
  39. Жихарев и др. -М.: Изд-во «МАКС Пресс», 2007. 212 с. — ISBN 9785−317−2 039−2.
  40. , Н.И. Мотивациониое управление в социально-экономических системах Текст. / Н. И. Захаров. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 250 с. -ББК 65/05.
  41. , В.П. Перспектива ближайшего развития развивающего образования Текст. / В. П. Зинченко // Психологическая наука и образование. 2000. — № 2. — С. 47−51.
  42. , Е. Тренинг управления изменениями в организации Текст. / Елена Иванова. М.: Изд-во «Речь». — 298 с. — ISBN 5−9268−0556−2.
  43. , С., Болдогоев, Д., Борчанинова, Э., Глотова, А., Жигилий, О. Развитие потенциала сотрудников Текст. /Светлана Иванова [и др.]. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 288 с. — ISBN 978−5-9614−0757−0.
  44. , А.А. Прикладные модели управления инновационным развитием фирмы Текст. / А. А. Иващенко. М.: Изд-во «Эгвес», 2007. — 88 с. — ISBN 5−85 449−112−5.
  45. Иноземцев, В. JL Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы Текст.: учебное пособие для студентов вузов /В.Л. Иноземцев. М.: Логос, 2000. — 304 е.: [Рецензия].
  46. Информация. Дипломатия. Психология Текст. М.: Известия, 2002. — 616 с. — ISBN 5−206−606−8.
  47. Информационное общество Текст. — М.: ACT, 2004. — 512 с.
  48. , В.Ш. Корпоративный университет «Норильский никель»: опыт лидера Текст. / В. Ш. Каганов. М.: Вершина, 2008. — 248 с. -ISBN 978−5-9626−0444−2.
  49. Калянов, Т.Н. CASE структурный системный анализ (автоматизация и применение) Текст. /Г.Н. Калянов. -М.: ЛОРИ, 1996. 242 с.
  50. , К. О русском национальном характере Текст. / К. Касьянова. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 267 с.-ISBN5−900 520−01−3.
  51. , Э., Грин, М. Управление изменениями Текст. / Эстер Кемерон, Майк Грин- пер. с англ. М.: Изд-во «Добрая книга», 2006. -360 с. — ISBN 5−98 124−096−2.
  52. , И.М. Конкуренция и предпринимательство Текст. / И.М. Кирцнер- пер. с англ.- под ред. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 239 с. — ISBN 0−226−43 776−0.
  53. , К., Парселл, Дж. Учитесь летать Текст. / Крис Коллисон и Джефф Парселл- институт комплексных стратегических исследований. М.: ИКСИ, 2006. — 296 с.- ISBN 5−903 148−01−8.
  54. , В.П. Социология коммуникаций Текст.: учебник. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. — 304 с. -ISBN 5−89 313−010−3.
  55. , И.К. Информационные технологии в управлении Текст. / И. К. Корнеев, В. А. Машурцев. М.: ИНФРА-М, 2001. — 157 с. -Библиограф, в конце гл. — ISBN 5−16−302−9.
  56. , В.И. Формирование управленческих команд нового поколения Текст. / В. И. Корниенко. — М.: Изд-во РАГС, 2000. 262 с. -ББК 65/05К 11.
  57. , Р.А. Инновационные модели экономики: (теория, методы и сферы применения) Текст.: монография / Р.А. Косенков- Волгогр. гос. техн. ун-т. Волгоград: Политехник, 2000. — 351 е.: ил., табл. -Библиограф.: 195 назв. — ISBN 5−230−3 790.
  58. , В.Ю. Теп 3. Управление инновациями: стратегический подход. Гибкие корпоративные стратегии выживания и лидерства в новой экономике Текст. / В. Ю. Котельников. М.: Эксмо, 2007. — 96 с.-ISBN 978−5-699−13 783−1.
  59. , В.Ю. Теп 3. Стратегическое управление. Принципиально новые подходы для эпохи быстрых перемен Текст. / В. Ю. Котельников. М.: Изд-во «Эксмо», 2007. — 96 с. — ISBN 1: 978−5-69 913 340−6.
  60. , В.Ю. Теп 3. Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями Текст. / В. Ю. Котельников. М.: Изд-во «Эксмо», 2007. — 96 с. — ISBN 1: 978−5-699−14 263−7.
  61. , Дж.П., Коэн, Д.С. Суть перемен. Невыдуманные истории о том, как люди изменяют свои организации Текст. / Джон П. Коттер, Дэн С. Коэн- пер. с англ. — М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2004. 256 с. — ISBN 5 901 028−82−1.
  62. , Дж.П. Впереди перемен Текст. / Джон П. Коттер. М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2007. — 256 с. — ISBN 5−9693−0070−5, 0−87 584−747−1.
  63. , В.П., Золотухина, Е.В., Лешкевич, Т.Г., Фатхи, Т. Б. Философия для аспирантов Текст.: учебное пособие / В. П. Кохановский [и др.]- изд. 2-е- отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 448 с. — ISBN 5−222−3 544−1.
  64. , В.П., Лешкевич, Т.Г., Матяш, Т.П., Фатхи, Т. Б. Философия науки в вопросах и ответах Текст.: учебное пособие дляаспирантов / В. П. Кохановский и др. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 352 с. — ISBN 5−222−7 901−5.
  65. , Е.А. Основы государственного и управленческого контроля Текст. / Е. А. Кочерин. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2000. — 384 с. — ISBN 5−9216−0024−5.
  66. , Д.С. Суть перемен. Путеводитель. Инструменты и тактика руководства преобразованиями в компании Текст. / Дэн С. Коэн- пер. с англ. -М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2007. 320 с. — ISBN 5−9693−527, 1−59 139−775−8.
  67. , А.И., Тюрина, И.О. Социология управления: фундаментальный курс Текст. / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. — М.: Академический Проект- Трикста, 2004. — 1136 с.
  68. Краткий словарь по философии Текст. / Под общ. ред. И. В. Блауберга, И.К. Пантина- 3-е изд., дораб. и доп. М.: Политиздат, 1979. — 413 с.
  69. , П., Буркард, Ф.П., Видман, Ф. Философия: dtv-Atlas Текст. / П. Кунцман [и др.]- пер. с 9-го нем. изд.- научн. ред. В. В. Миронов. -М.: Рыбари, 2002. 268 е.: ил. — ISBN 5−93 763−003−3 (рус.) — 3−42 303 229−4 (нем.).
  70. , Дж. Перемены: секреты позитивных изменений организаций и их лидеров Текст. / Дж. Кэлнан- пер. с англ. М.: Изд-во «Стандарты и качество». — 112 с. — ISBN 978−5-94 938−064−2.
  71. , Г. Е. Аттестация персонала по международным стандартам качества Текст. / Г. Е. Леевик. М.: Изд-во БПА, 2007. — 424 с. — ISBN 1818−6467.
  72. , Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека Текст. / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. -1985.-№ 6.-С. 8−28.
  73. , А.В. Ключевые ценности и культурный архетип Текст. / А. В. Лубский // Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений- под ред. Г. В. Драча- 3-е изд. — Ростов-на-Дону:
  74. Феникс, 2002. 608 с. — ISBN 5−222−2 761−9.
  75. , А.Ж. Управление формированием инновационной экономики в России Текст. / А. Ж. Луговой. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003. — 124 с. — ISBN 5−282−2 305−9.
  76. , К., Эрландсон, Э. Радикальные перемены радикальные результаты: 7 шагов к переменам в вашей организации Текст. / Кейт Людеман, Эдди Эрландсон- пер. с англ. — М.: Изд-во «ФАИР-ПРЕСС», 2005. — 288 с. — ISBN 5−8183−0845−6, 0−7931−7363−9.
  77. , Э., Хэндфилд-Джонс, X., Экселрод, Э. Война за таланты Текст. / Эдд Майклз [и др.]. М., 2006. — 272 с. — ISBN 5−902 862−10−8, 5−902 862−04−3, 1−57 851−459−2.
  78. , А.И. Социология знания и современное «общество знания» Текст. / А. Н. Малинкин // Социологический журнал. 2002. — № 2. — С. 36−57.
  79. , И.П. Человек и его потенциал Текст. / И. П. Маноха. Киев: Стимул, 1995.-256 с.
  80. , М. Управление знаниями на 100%: путеводитель для практиков Текст. / Мария Мариничева. М.: Изд-во «Альпина Бизнес Букс», 2008. — 320 с. — ISBN 978−5-9614−0710−5.
  81. Маркетинг как концепция рыночного управления Текст. / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 1. -С. 89−104.
  82. , В. Информационная революция: феномен «новой экономики» Текст. / В. Мельянцев // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 2. — С. 6−12.
  83. , Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира Текст. / Д. Мерсер- ред. B.C. Загашвили. — М.: Прогресс, 1991.- 449 е.:ил.
  84. , М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента Текст. / М. Мескон [и др.]. М.: Дело, 1994. — 701 с.
  85. , Б.З. Теория организации Текст. / Б. З. Мильнер. М.: ИНФРА-М, 1999. — 480 с.
  86. , Б.З. Управление знаниями Текст.: эволюция и революция в организации / Б. З. Мильнер. М.: ИНФРА-М, 2003. — 177 е.: рис. -Библиограф.: С. 169−174. — ISBN 5−16−1 668−6.
  87. , Б. Управление знаниями вызов XXI века Текст. / Б. З. Мильнер //Вопросы экономики. — 1999. — № 9. — С. 108−118.
  88. , М. Фреймы для представления знаний Текст. / М. Минский- пер. с англ. М.: Энергия, 1979. — 151 с.
  89. Мир в цифрах Текст.: 2005. М.: Зебра-Е, 2005. — 240 с.
  90. , Н. Можно ли говорить сегодня о контурах будущего? Текст. / Н. Моисеев // Политические исследования. 1991. — № 3. — С. 25−30.
  91. , Н. Информационное общество как этап новейшей истории Текст. / Н. Моисеев // Свободная мысль. 1996. — № 1. — С. 78−83.
  92. , Е.Ф. Введение в социальную глобалистику Текст.: учебное пособие / Е. Ф. Молевич. Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2007. — 160 с. — ISBN 5−94 648−056−1 (9 785 946 480 567).
  93. Национальные модели информационного общества Текст. М.: Изд-во «ИКАР», 2004. — 412 с.
  94. , И., Такеучи, X. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах Текст. / И. Нонака, X. Такеучи- пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2003.-384 е.: илл. — ISBN 5−901 028−48−1.
  95. , Т.М. Коммуникационный- менеджмент в управлении экономическими системами Текст. / Т. М. Орлова. М: Изд-во РАГС, 2002. 265 с. — УДК 338.24. — ББК 65/05 Oil.
  96. , И., Панарина, JI. Информационное противостояние в современном мире Текст. / Игорь Панарин, Любовь Панарина. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 384 с. — ISBN 5−224−4 397−2.
  97. , М. Сказки для управления изменениями. Как использовать сказки для развития людей и организаций Текст. / Маргарет Паркин- пер. с англ. М.: Изд-во «Добрая книга», 2005. — 240 с. — ISBN 5−98 124 034−2 978−5-98 124−247−2.
  98. , О.Н. Общая психология: методические указания Электронный ресурс. http: Режим доступа: www. easy school, ru /books/ 13/10/06.
  99. , Ю.А., Шлимович, Е.Л., Ирюпин, Ю. В. Комплексная автоматизация управления предприятием: информационные технологии теория и практика Текст. / Ю. А. Петров [и др:]. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 160 е.: ил. — ISBN 5−279−2 314−0.
  100. , С.Т. На пути к информационному государству Текст. / С. Т. Петров // Информационное общество. 1999. — № 4. — С. 64−68.
  101. , М. Личностное знание Электронный ресурс. / М. Полани // www.kspu.ru/ffec/philos/chrest/gl3/polan.html 49k.
  102. , И., Стенгерс, И. Время, хаос, квант Текст. / Илья Пригожин, Изабелла Стенгерс- пер. с англ. Ю.А. Данилова- изд. 5-е, испр. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 240 с. — ISBN 5−354−268−0.
  103. Психология личности Текс. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.
  104. , Дж., Саттон, Р. От знаний к делу. Как успешные компании трансформируют знания в действия Текст. / Джеффри Пфеффер, Роберт Саттон. М., 2007. — 272 с. — ISBN 1−978−5-8459−0934−3.
  105. , X. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения Текст. / Хьюберт Рамперсад, пер. с англ. -М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2005. 248 с. — ISBN 5−9693−0039-Х.
  106. , В.М. Управление изменениями Текст.: учебное пособие /
  107. В.М. Распопов. М.: Магистр, 2008. — 333 с. — ISBN 978−5-9776−0052−1.
  108. , В.Б. Разработка управленческого решения Текст.: учебное пособие для вузов /В.Б. Ременников. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 140 с. — ISBN 5−238−162−2.
  109. , C.JI. Принцип творческой самодеятельности Текст. / C.JI. Рубинштейн // Вопросы философии. 1989. — № 4. — С. 91−97.
  110. , С.В. Взаимодействие открытых систем старая концепция для новых идей Текст. / С. В. Рубцов // Новые рынки. — № 4. — С. 17−19.
  111. , С.В. Информационные технологии и «портфельное» управление Текст. // СотриterWorld Россия. 1999. — № 44 (205). — С. 42−43.: URL.
  112. , О. Коучинг до самой сути. Что важно? Текст. / Олег Самольянов. М.: Изд-во «Речь», 2008. — 208 с. — ISBN 5−9268−0700-Х.
  113. , П., Клейнер, А., Роберте, Ш., Росс, Р., Рот, Д., Смит, Б. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций Текст. / П. Сенге [и др.]- пер. с англ. М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2004. — 624 с. -ISBN 5−901 028−51−1, 0−385−493 223.
  114. , Е.В. Технологии создания тренинга: от замысла к результату Текст. / Е. В. Сидоренко. М.: Изд-во «Речь», 2008. — 336 с. — ISBN 5−9268−0694−1. (Бизнес-технологии XXI века).
  115. Словарь-справочник менеджера Текст. / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996. — 608 с.
  116. Современные системы передачи информации Текст. / П. В. Рогожин // Компьютерная грамотность: сб. ст.- сост. П.А. Павлов- 2-е изд. М., 2001.-С. 68−99.
  117. Сталкиваясь с реальностью. Как адаптировать бизнес-модель к меняющейся среде Текст. Киев: Изд-во «Вильяме», 2007. — 288 с. -ISBN 1: 978−5-8459−1250−3.
  118. Стратегическое управление. Принципиально новые подходы для эпохи быстрых перемен Текст. М.: Эксмо, 2007. -96 с. — ISBN 1−978−5699−13 340−6.
  119. , В.Б. Американская экономика:.новые реальности и приоритеты XXI века Текст.: монография / В. Б. Супян. М.: Анкил, 2001. — 152 с. -ISBN 5−86 476−169−9.
  120. , П. Философия сорока пяти поколений Текст. / Павел Таранов. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 656 е.: ил. -ISBN 5−237−329-Х.
  121. , Ю.Н. Измерение в социологии Текст.: учебное пособие / Ю. Н. Толстова. М.: КДУ, 2007. — 288 е.: илл., табл. — ISBN 978−598 227−249−2.
  122. , М., Коулопоулос, К.Ф. Управление знаниями Текст. / М. Томас, К. Ф. Коулопоулос. М.: Эксмо, 2008. — 224 с. — ISBN 978−5-69 922 937−6, 1−84 112−041−3. (Высокий старт).
  123. , Э. Третья волна Текст. / Элвин Тоффлер- пер. с англ. М.: ACT, 2002. — 776 с. — ISBN 5−17−11 040−5.
  124. , В. Россия в грядущем информационном мире Текст. / В. Трайнев // Высшее образование в России. 1999. — № 6.- С. 34−36.
  125. , Е.В., Трифонов, И.Е. Психофизиология профессиональной деятельности Электронный ресурс.: словарь / Е.В. Трифонов, И.Е.
  126. Трифонов. Режим доступа: http://www.chat.ru/-psydicl/mainrus.htm (188 885).
  127. , К. Качество управления изменениями Текст. / К. Туоминен. -М.: Изд-во «Стандарты и качество», 2008. 96 с. — ISBN 978−5-94 938 068−0.
  128. , М.В. Социология управления Текст.: учебник / М. В. Удальцова. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. — 144 с. -ISBN 5−16−879 (ИНФРА-М) — 5−7014−0003−4 (НГАЭиУ).
  129. , В.Ф., Масс, A.M., Быстряков, И. К. Теория управления Текст.: учебник / В. Ф. Уколов [и др.]. М.: Экономика, 2003. — 576 с. — ISBN 5282−2 259−1.
  130. Управление знаниями Текст. М.: Йнфра-М, 2003. — 178 с. — ISBN 516−1 668−6.
  131. Управление знаниями в корпорациях Текст. М.: Дело, 2006. — 304 с. — ISBN 5−7749−0438−5 (Управление корпорацией).
  132. Управление знаниями Текст.: полное руководство. М.: ACT, Астрель, 2004. — 318 с. — ISBN 5−17−26 374−0, 5−271−9 920−2, 0−2 864 177−9 (Шаг за шагом).
  133. Управление знаниями Текст.: руководство к действию. М.: Инфра-М, 2002. — 504 с. — ISBN 5−16−1 413−6, 0−273−63 882−3. (Менеджмент для лидера).
  134. Управление инновациями Текст. М.: Изд-во «Альпина Бизнес Букс», 2008. — 240 с. — ISBN 978−5-9614−0615−3, 978r5−9614−0816−4, 157 851−614−5.
  135. Управление персоналом Текст.: учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина- изд. 2-е перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. -386 с.
  136. Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономики знаний. Концептуальные основы теории и практики управления Текст. М.: Экономика, 2007. — 302 с. — ISBN 978−5-28 202 694−8.
  137. , Ф. Теории информационного общества Текст. / Ф. Уэбстер. -М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с. — ISBN: 5−7567−0342-Х.
  138. , В.А. Информационно-аналитическая поддержка малого инновационного предпринимательства Текст. / В. А. Филиппов. М.: КомКнига, 2006. — 200 с. — ISBN 5−484−807−7, 978−5-484−807−0 (Перспективные информационные технологии и концепции). г
  139. Философия для аспирантов Текст.: учебное пособие / В. П. Кохановский, Е. В. Золотухина, Т. Г. Лешкевич [и др.]- отв. ред. В.П. Кохановский- изд. 2-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 448 с. — ISBN 5−222−3 544−1.
  140. Философский словарь: основан Г. Шмидтом Текст. / Общ. ред. В.А. Малинина- пер. с нем. М.: Республика, 2003. — 575 с. — ISBN 5−25 001 794−0.
  141. , П. Развитие и обучение персонала Текст. / П. Форсиф. -СПб.: Нева, 2003.- 192 с.
  142. , К., Фишер, И. Управление изменениями в организации Текст. / Кристиан Фрайлингер, Иоганнес Фишер- пер с нем. Н.П.
  143. , И.А. Сергеевой. М.: Книгописная палата, 2002. — 264 с. -ISBN 5−9254−0023−2.
  144. , В.А. Современные технологии мотивации персонала Текст. / В. А. Фурсов // Горизонты научных исследований: сб. ст.- научн. ред. В. А. Казначеев. Ч. 1. Пятигорск: ПГТУ, 2004. — С. 339−343. — 352 с. -ISBN 5−902 443−02−4.
  145. , Р. Не бойтесь изменений! Как достичь успеха в ходе перемен Текст. / Р. Хайнце. М., 2007. — 168 с. — ISBN 978−5-903 070−14−5.
  146. , М., Чампи, Дж. Реинжиниринг корпорации. Манифест • революции в бизнесе Текст. / Майкл Хаммер, Джеймс Чампи. М., 2007. 288 с. — ISBN 978−5-902 862−54−3.
  147. , Дж., Воул, Ф. Управление знаниями Текст. / Дж. Харрингтон, Ф. Воул. М.: Стандарты и качество, 2008. — 272 с. — ISBN 978−5-94 938−062−8. (Деловое совершенство).
  148. , П., Кастельс, М. Информационное общество и государство благосостояния: финская модель Текст. /, П. Химанен, М. Кастельс- пер. с англ. А. Калинина, Ю. По дороги. М.: Логос, 2002. — 219 с.
  149. , М. Сингапур станет первым в мире государством цифровых технологий Текст. / М. Хонг // Business. 2000. — № 1−2. — С. 35−43.
  150. , И. Тренинги для персонала. Корпоративные стандарты обучения и оценки Текст. / Ирина Шакирова. М.: Изд-во «Речь», 2008. 144 с. — ISBN 5−9268−0699−2.
  151. , Г. В. Управление организационными изменениями Текст. / Г. В. Широкова. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. — 432 с. — ISBN 5−288−3 648−9.
  152. , Г. П. Система менеджмента качества университета. Руководство по качеству и избранные документированные процедуры Текст. / Г. П. Шлыков. М.: Изд-во: НТК «Трек», 2008. — 304 с. — ISBN 978−5-902 393−12−2.
  153. , Н. Мир из знания Текст. / Н. Штер // Deutschland. Политика, культура, экономика, наука. 2001. — № 1. — С. 41−47.
  154. , И. Теория экономического развития: капитализм, социализм и демократия Текст. / Йозеф Алоиз Шумпетер. М.: Эксмо, 2007. ISBN: 978−5-699−19 290−8.
  155. , Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий Текст. / Генри Чесбро- пер. с англ. — М.: Изд-во «Поколение», 2007. -336 с. ISBN 978−5-9763−0054−5, 1−57 851−837−7.
  156. , Дж.П., Сиркин, Г.Л. Возврат на инновации Текст.: практическое руководство по управлению инновациями в бизнесе / Джеймс Эндрю, Гарольд Сиркин. М.: Изд-во Гревцов Паблишер, 2008. 304 с. — ISBN 978−985−6569−24−4, 978−1-4221−0313−5.
  157. Argyris, С. Knowledge for action: a guide to overcoming barriers to organizational change Text. / C. Argyris. San Francisco: Jossey-Bass, 1993.-309 p.
  158. Cortada, J.W., Woods, J.A. The Knowledge Management Text.: Yearbook 2000−2001 / James W. Cortada, John A. Woods. Butterworth-Heinemann, 2000. — 525 p. — ISBN 750 672 587- ISBN 750 672 587- ISBN 750 672 587.
  159. Donnellon, A., Gray, В., Bougon, M.G. Communication, Meaning and Organized Action Text. / A. Donnellon [et al.] // Administrative Science Quarterly. 1986.-№ 31.-P. 43−55.
  160. Drucker, P.F. Innovation and entrepreneurship: practice and principles Text. / P.F. Drucker. New York: Harper & Row, 1985. — 277 p.
  161. Drucker, P.F. The New Productivity Challenge Text. / P.F. Drucker // Harvard Business Review. — 1991. November — December. — P. 69−70.
  162. Kimberly, J.R., Quinn, R.E. Managing organizational transitions Text. / J.R. Kimberly R.E. Quinn. Homewood, 111.: R.D. Irwin, 1984. — 322 p.
  163. Merton, R.K. Bureaucratic Structure and Personality Text. / R.K. Merton // Social Forces. 1940. -№ 18. — P. 560−568.
  164. Mintzberg, H. Structure in fives: designing effective organizations Text. / H. Mintzberg. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1983. — 312 p.
  165. Nonaka, I., Takeuchi, H. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation Text. / Ikujiro Nonaka, Hirotaka Takeuchi. Oxford University Press, 1955. — 304 p. — ISBN 195 092 694.
  166. Nonaka, I. Creating Organizational Order Out of Chaos: Self-Renewal of Japanese Firms Text. / I. Nonaka // California Management Review. -1988.-№ 3.-P. 57−73.
  167. Orr, J.E. Sharing Knowledge, Celebrating Identity: Community Memory in a Service Culture Text. / J.E. Orr // Collective Remembering / Eds. D.
  168. Middleton, D. Edwards. Newbury Park: Sage, 1990. — P. 169−189.
  169. Quinn, J.B., Baruch, J.J., Zien, K.A. Innovation explosion: using intellect and software to revolutionize growth strategies Text. / J.B. Quinn [et al.]. -New York: Free Press, 1997. 432 p.
  170. Pfeffer, J. Management as Symbolic Action Text. / J. Pfeffer // Research in Organizational Behavior / Eds. L.L. Cummings, B.M. Staw. Greenwich: JAI Press, 1981. — Vol. 3. — P. 1−52.
  171. Prahalad, C.K., Hamel, G. The Core Competence of the Corporation Text. / C.K. Prahalad, G. Hamel // Harvard Business Review. 1990. — May-June. -P. 79−91.
  172. Senge, P.M. The Fifth discipline fieldbook: strategies and tools for building a learning organization Text. / P.M. Senge [et al.]. New York: Currency, 1994.-593 p.
  173. Senge, P.M., et al. The dance of change: the challenges of sustaining momentum in learning organizations [Text] / P.M. Senge [et al.]. New York: Currency, 1999. — 596 p.
  174. Shafritz, J.M., Ott, S.J. Classics of organization theory Text. / J.M. Shafritz, S.J. Ott. Belmont: Wadsworth Pub. Co, 1996. — 617 p.
  175. Spriegel, W.R. Industrial management Text. / W.R. Spriegel. New York: John Wiley, 1947.-656 p.
  176. Stalk, G., Evans, P., Shulman, L. Competing on Capabilities: The New Rules of Corporate Strategy Text. / G. Stalk [et al.] // Harvard Business Review. 1992. — March-April. — P. 57−69.
  177. Strassmann, P.A. Assessment of Productivity, Technology and Knowledge Capital Text. / Paul A. Strassmann. Information Economics Press, 2000. -93 p.
  178. Takeuchi, H., Nonaka, I. The New New Product Development Game Text. / H. Takeuchi, I. Nonaka II Harvard Business Review. 1986. — January -February.-P. 137−146.
  179. Tiwana, A. Knowledge Management Toolkit. The Practical Techniques for Building a Knowledge Management System Text. / Amrit Tiwana. -Prentice Hall PTR, 1999. 640 p.
  180. Zimmerman, B.J. The Inherent Drive to Chaos Text. / B.J. Zimmerman // 9 Implementing Strategic Processes: Change, Learning and Cooperation / Eds. P. Lorange [et. al.]. Oxford: Basil Blackwell, 1993. — P. 373−393.
  181. Диссертационные исследования и авторефераты диссертаций
  182. , Б.Д. Роль информации в инфраструктуре современного предпринимательства Текст. / Б. Д. Адаева: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. Ставрополь, 2004. — 24 с.
  183. , А.И. Детерминанты управления трудовой деятельностью личности в условиях реформирования российского общества: социологический анализ Текст. / А. И. Полозко: автореф. дис.. канд. соц. наук: 22.00.08. Пятигорск, 2004. — 26 с.
  184. , С.В. Развитие механизмов принятия управленческих решений в формирующейся конкурентной среде Текст. / С. В. Якумова: автореф. дис.. канд. соц. наук: 22.00.08. Ставрополь, 2002. — 26 с. 1.l
Заполнить форму текущей работой