Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности инновационной политики организации, ее основные этапы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание Введение Понятие инновационного процесса Инновационная политика организации Формы реализации инновационной политики предприятия Заключение Список литературы Введение Инновация — это нововведение, изменение. Любая инновация — результат принятия решения или целой серии решений. Некоторые изменения навязываются извне, инициаторами других являемся мы сами. Изменение курса доллара или… Читать ещё >

Особенности инновационной политики организации, ее основные этапы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нижегородский государственный университет им. Лобачевского Управление инновационными процессами на производстве Реферат на тему:

Особенности инновационной политики организации, ее основные этапы Выполнил:

Студент группы 742/3к Чепурнова Е.Ю.

Проверил:

Купцова А.С.

Нижний Новгород 2016

Содержание Введение Понятие инновационного процесса Инновационная политика организации Формы реализации инновационной политики предприятия Заключение Список литературы Введение Инновация — это нововведение, изменение. Любая инновация — результат принятия решения или целой серии решений. Некоторые изменения навязываются извне, инициаторами других являемся мы сами. Изменение курса доллара или экономической обстановки в целом навязано вашей организации извне, и она вынуждена предпринимать ответные меры, чтобы сократить убытки. Переезд на другую квартиру, смена места работы, свадьба — изменения, инициаторами которых являетесь вы сами. Большое влияние инноваций на хозяйственную деятельность, на производство, поставщиков и потребителей вызывает необходимость управления изменениями. Это и есть инновационный менеджмент.

Чтобы выжить, люди вынуждены меняться ради приспособления к обстоятельствам и событиям вокруг них и в них самих. Организации также постоянно приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять себя с целью достижения поставленных целей.

Причины изменений могут быть разнообразны. Например, снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции или услуг, скажем, на черно-белые телевизоры. Слияние компаний, занимающихся розничной торговлей (что может привести к монополизации и повышению цен). Общий спад активности в компаниях, занимающихся розничной продажей, что в свою очередь может быть связано с изменением курсов валют. Изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье; появление новых технологий, новых видов товаров и услуг (например, домашних персональных компьютеров и аксессуаров к ним). Смена местного или общенационального руководства. Стихийные бедствия как естественного (землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.), так и техногенного (аварии на производстве или в жилищно-коммунальной сфере) происхождения.

Понятие инновационного процесса Инновационный процесс — понятие комплексное и многоуровневое. В него включаются не только оригинальные идеи, разработка новой технологии и получение нового продукта. Также крайне важно распространение инноваций в другие отрасли, формирование новых секторов рынков адаптация новых продуктов и технологий для других сфер.

Процесс внедрения нововведений способен открыть большие возможности для национальной экономики в целом. Но необходимо заметить, что, одновременно с этим, он может таить в себе угрозы, связанные с отставанием от других хозяйственных систем, в случае несвоевременной реакции на происходящие глобальные изменения, ведь появление новых изобретений способствует моральному износу техники и технологий, которые были созданы ранее, обесценению постоянного капитала, значительному росту издержек, и, неминуемому снижению уровня конкурентоспособности национальной продукции. Организация является базовым звеном экономики.

Процесс внедрения новшеств в структуру организации охватывает все стороны ее деятельности. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность. Можно сделать вывод, что инновационная деятельность — это деятельность, которая направлена на получение новых продуктов и знаний, результатом которой является коммерческая реализация новой технологии, продукции, новых методов управления производством, дающая экономический, экологический, социальный эффект.

В наше время, эффективность инновационной деятельности организации определяется наличием отлаженной системы кредитования, инвестирования, налогообложения и, функционирующих применительно к инновационной сфере, научных разработок. Необходимо уметь различать такие понятия, как «инновация» и «новшество». Новшества оформляются в виде: изобретений, открытий, патентов, рационализаторских предложений, товарных знаков и документации на новый или усовершенствованный продукт. Инновации — это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определённого положительного эффекта. Всё многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков. С одной стороны, инновацию можно выразить как средство реализации стратегических альтернатив, направленных на развитие предприятия, с другой — как средство повышения экономических показателей предприятия и конкурентоспособности продукции. Создание, освоение и коммерциализация новшеств включает в себя ряд стадий и этапов, которые составляют инновационный цикл. Структуру инновационного цикла можно представить в виде: ФИ — ПИ — М — Рт — Пр — ОС — ПП — Р (1); где ФИ — фундаментальные исследования; ПИ — прикладные исследования; М — маркетинговые исследования; Рт — разработки (технические, технологические); Пр — проектирование; ОС — освоение; ПП — промышленное производство; Р — реализация.

Инновационная политика организации Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия. При разработке инновационной политики принято использовать два подхода:

1. Цель внедрения — завоевание, или закрепление, небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.

2. Цель инноваций — получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. В этом случае, внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию. При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:

исследования и разработки (фундаментальные, поисковые, ОКР, опытное производство, прикладные исследования и распространение инноваций);

сертификация продукции и повышение ее качества;

техническое перевооружение (обновление производственной базы);

создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;

разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой, с целью освоения рынка инноваций.

При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:

1. Наличие специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т. д.), которые способны обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений;

2. Наличие новых значимых технических решений, которые способны обеспечить рыночный успех. Цель инновационной политики — создать условия для обеспечения эффективной деятельности предприятия, с помощью повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции, которую она выпускает. При проведении инновационной политики должны соблюдаться следующие принципы:

приоритетность — выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;

целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;

комплексность — охват инновациями смежных сфер деятельности;

альтернативность проектных решений — разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;

адаптивность — корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды;

обоснованность — обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды.

Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия. Внешняя среда — это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния. Факторы прямого влияния включают законы, поставщиков ресурсов, учреждения государственного регулирования, конкурентов, потребителей, торговых и транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.

Внутренняя среда — это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, которые оказывают влияние на проведение инновационной политики, относятся:

технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;

материало-, энергои фондоёмкость производства;

степень износа основных фондов и т. д.

Основными факторами, которые способствуют реализации инновационной политики предприятия, являются:

высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;

наличие на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;

наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;

наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики;

наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности.

Повышение конкурентоспособности продукции, после проведения мероприятий инновационной политики, можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

1. Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции);

2. Уровень технологического развития (отношение объёма продукции, произведенной по отдельным видам технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объёму реализованной продукции);

3. Уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции); 4. Уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции).

Формы реализации инновационной политики предприятия Инновационные проекты могут быть научно-техническими, исследовательскими, по освоению и разработке абсолютно новой продукции или технологии, по модернизации производственного аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.

Общая концепция формирования проекта включает следующие стадии:

1. Формулирование проблемы и целей проекта;

2. Анализ имеющихся альтернативных решений данной проблемы и тенденций развития основных технико-экономических показателей;

3. Оценка имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических;

4. Оценка вероятности технического и коммерческого рисков;

5. Выбор наилучшего варианта решения проблемы;

6. Оформление проекта и его реализация.

В нашей стране принята и, в данное время, успешно реализуется система организации финансирования, планирования и выполнения научных и научно-технических программ.

Реализации любого инвестиционного проекта в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач:

1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта;

2) сравнение вариантов и выбор наилучшего из них.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, которые отражают соотношение результатов и затрат на их достижение. Различают экономическую, бюджетную и коммерческую эффективность инвестиционных проектов. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние реализации проекта на доходы и расходы республиканского и местного бюджетов. Бюджетный эффект используется для обоснования заложенных в проекте мер государственной поддержки. Коммерческая эффективность определяется соотношением затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может оцениваться как для проекта в целом, так и для отдельных его участников.

Инновационная политика предприятия находится в тесном взаимодействии с торговой, производственной, инвестиционной и маркетинговой политикой. Успешное осуществление инновационной деятельности возможно только в случае создания оптимальной организационной структуры, которая обеспечивает инновационный процесс, и комплексного подхода к поставленным задачам.

Инновационная политика организации представляет собой основное направление стратегического планирования, осуществляемое на уровне высшего руководства и его научно-технических подразделений. Главное в инновационной политике организации — формирование основной цели разработки и реализации нововведений, определение сроков и проведение оценки результатов.

Этапы формирования инновационной политики организации

При формировании инновационной политики организации важно учитывать степень «скрытых потребностей» в нововведениях, а именно:

а) потребность предвосхищаемую, которая возникает в случае, когда необходимая потребность ощущалась пользователями до появления нововведения и когда действия были направлены на сокращение временного разрыва (мгновенная фотография);

б) появившаяся после открытия или изобретения потребность (рентген, беспроводная связь, телеграф);

в) потребность, которая не возникала длительное время после открытия или изобретения (лазеры, оптимальный раскрой листа);

г) негативная потребность, или фактический отказ, отмечается в случае, когда одна из групп потенциальных пользователей отрицает потребность и задерживает реализацию нововведения (швейные машины).

Проблема выявления потребности в инновации значительно упрощается при использовании процессной ориентации организации, т. е. все разработки на предприятии координируются с соответствующими разработками, проводимыми на предприятиях-клиентах. Процесс разработки инновационной политики организации может быть представлен следующими этапами. инновационный новшество организация

I этап — систематизация поступающих идей:

а) сбор информации о технологических изменениях на рынке, об инновациях, поступающих из конструкторских и технологических подразделений, служб маркетинга, сбытовых подразделений, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);

б) сбор информации о потенциальных возможностях организации в отношении разработки и освоения продукции, определение степени и размеров риска;

в) сбор информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития.

II этап — отбор выявленных идей и разработка новых идей (инновации):

а) определение возможностей практической реализации идей;

б) выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий;

в) определение соответствия инновации стратегии развития.

III этап — анализ экономической эффективности инноваций:

а) четкое знание момента начала разработки инновации, когда идея приобретает вид конкретного проекта;

б) определение технико-экономических характеристик инновации, оценка ее качества;

в) определение расходов (инвестиций) на разработку и внедрение инновации, а также сроков их окупаемости;

г) расчет необходимых ресурсов для разработки инновации: финансовых, кадровых, материально-технических;

д) определение сроков внедрения инновации;

е) анализ и оценка рентабельности инновации.

IV этап — разработка инновации:

а) разработка конкретной инновационной программы с четким разделением обязанностей по подразделениям организации;

б) разработка и проведение необходимых испытаний (проверка на экологичность, безопасность и пр.).

V этап — принятие решения о внедрении инновации в производство на основе программы маркетинга по инновации, отражающей:

а) коммерческое обоснование инновации: рентабельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы продажи, наличие опыта в продаже;

б) производственные возможности организации: использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированными кадрами;

в) финансовые возможности: общая сумма инвестиций в освоении и продаже инноваций, источники финансирования, предполагаемые результаты — прибыльность или убыточность на расчетный период;

г) соответствие нормативным показателям — стандартам, государственным нормам и т. д.;

д) обеспечение патентной защиты инновации.

Заключение

Инновационная политика — это совокупность управленческих, организационных, экономических и технологических решений, приемов и методов, обеспечивающих поиск и внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Инновационная политика предприятия устанавливает очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Инновационная политика призвана обеспечить успешную реализацию продукции за счет обеспечения взаимосвязи между текущей и инновационной деятельностью предприятия.

Реализация инновационной политики осуществляется через систему технико-экономических и финансовых возможностей предприятия: использование научно-исследовательской и экспериментальной базы для создания конкурентоспособной продукции; привлечение денежных средств для поиска, разработки и внедрения новшеств.

Разделение и кооперация инновационной и текущей деятельности предприятия — одна из главных организационных проблем. Существует некое противоречие между стабильностью в ведении производственной деятельности и инновационным развитием предприятия, которое нарушает эту стабильность. Тем не менее ведение инновационной деятельности необходимо, чтобы обеспечить эффективность функционирования и выживаемость предприятия в долгосрочной перспективе.

Список литературы

Баранчеев В. П., Гунин В. Н. И др. Инновационный менеджмент, уч. пособие. — М.: ФИНСТАТИНФОРМ, 2012. — 128 с.

Герчикова И. Н. Менеджмент. — 3-е изд. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. — 501 с.

Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 343с.

Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. — М., 2013. — 295с.

Непомнящий Е. Г. Инвестиционное проектирование Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2015.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой