Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международно-правовые проблемы борьбы с терроризмом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения данной цели необходимо решить ряд исследовательских задач, в числе которых: анализ правовой и социально-политической природы терроризма и разграничение его с понятиями «экстремизм» и «война» — исследование причин терроризма применительно к ситуации в Чеченской Республике и Северной Ирландиирассмотрение существующих подходов к ответу государства на угрозу терроризма и выработка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общие проблемы в международном подходе к вопросам 18 терроризма
    • 1. 1. Проблемы определения и разграничения различных 19 форм насильственного решения конфликта
      • 1. 1. 1. Терроризм как форма и способ насильственного 20 разрешения конфликта
      • 1. 1. 2. Экстремизм и терроризм: проблемы разграничения и 30 классификации
      • 1. 1. 3. Терроризм и иные формы вооруженной борьбы: 45 международный и внутригосударственный аспекты
    • 1. 2. Причины терроризма
      • 1. 2. 1. Общие оценки
      • 1. 2. 2. Региональный аспект: Чечня и Северная Ирландия
      • 1. 2. 3. Интернациональный фактор в контексте причин терроризма
    • 1. 3. Перспективы терроризма
    • 1. 4. Подходы к вопросу контроля за терроризмом
      • 1. 4. 3. Репрессивно-правовой
      • 1. 4. 4. Репрессивно-функциональный
      • 1. 4. 5. Политико-экономический
      • 1. 4. 6. Превентивный
  • Глава II. Международный опыт в борьбе с терроризмом: стандарты 202 и практика
    • 2. 1. Международные стандарты применительно к оценке терроризма 203 и ответам на него
      • 2. 1. 1. Права человека
      • 2. 1. 2. Законы и обычаи войны
      • 2. 1. 3. Права национальных меньшинств
    • 2. 2. Зарубежное законодательство по борьбе с терроризмом
      • 2. 2. 1. Особенности материального права
      • 2. 2. 2. Специальные процессуальные нормы
    • 2. 3. Европейский Суд по правам человека и оценка 295 национального антитеррористического законодательства
    • 2. 4. Проблемы совершенствования международного сотрудничества в 315 борьбе с терроризмом
      • 2. 4. 1. Применение Международной конвенции о борьбе с 317 финансированием терроризма 1999 г
      • 2. 4. 2. Разработка Всеобъемлющей конвенции по борьбе с 330 терроризмом
      • 2. 4. 3. Международный уголовный суд, международные трибуналы 344, и их компетенция по преступлениям террористической направленности
  • Глава. /77. Россия и международные стандарты: контртеррористическая деятельность государства в условиях Северо-Кавказского региона
    • 3. 1. Сравнительный анализ ситуации
      • 3. 1. 1. Чеченская Республика
      • 3. 1. 2. Северная Ирландия
      • 3. 1. 3. Северный Кавказ, Центральная Азия и Ближний Восток — 415 звенья в цепи исламского экстремизма
    • 3. 2. Международные оценки контртеррористических действий
      • 3. 2. 1. ОБСЕ и ситуация в Чеченской Республике
      • 3. 2. 2. Ответ США на террористические действия
    • 3. 3. Правовое регулирование и механизмы противодействия 462 терроризму и экстремизму в Российской Федерации
      • 3. 3. 1. Действующая нормативно-правовая база и перспективы 462 ее совершенствования
      • 3. 3. 2. Проблемы оптимизации институциональной 498 составляющей борьбы с терроризмом
      • 3. 3. 3. Развитие международного сотрудничества: препятствия 525 и перспективы

Международно-правовые проблемы борьбы с терроризмом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Когда в середине июня 2001 года в Генуе (Италия) в очередной раз встретились главы государств ведущих индустриальных стран — «Группы восьми» — их саммит сопровождали беспрецедентные меры безопасности. И причиной тому были не только опасения перед массовыми беспорядками, которые обещали устроить так называемые «антиглобалисты». Существовала реальная угроза подвергнуться атаке — атаке террористов. Именно такое обещание публично дал Усама бен Ладен, еще раньше объявивший США войну. Один из запланированных вариантов исполнения угрозы заключался в том, чтобы направить на зал, где проходила встреча, гражданский самолет.

Как известно, в июне все обошлось. Профессиональная ли работа спецслужб, отсутствие ли реальных возможностей для исполнения плана либо временная отсрочка исполнения угрозы тому была причиной — не известно. Однако не прошло и трех месяцев как страшный «заказ» был выполнен, причем в масштабах, превосходящих все самые худшие ожидания. События 11 сентября 2001 года потрясли мир. Террористы доказали в очередной раз, что они представляют собой реальную угрозу, от которой не застрахована ни одна нация в мире. Ни самое совершенное оружие, ни мощная экономика, ни внутренняя сплоченность общества не могут противостоять непредсказуемой в своей жестокости и бесчеловечности тактике террористов.

И еще взрывы 11 сентября доказали, что терроризм стал самостоятельной и глобальной политической и военной силой. Взрощенный на противоречиях между странами относительно системы измерений и оценок угроз терроризма и двойных стандартов применительно к одинаковым по преступной сущности насильственным актам, на использовании ведущими державами действий террористов в своих стратегических целях, терроризм обернул свое оружие даже не против конкретного правительства, а против Западной цивилизации как таковой.

Перспектива «превращения терроризма со второй половины XX века в постоянно действующий и активно используемый фактор политической борьбы как на международной арене,., так и внутри отдельных государств», 1 о которой давно предупреждают исследователи терроризма, уже стала реальностью, но, пожалуй, впервые так отчетливо терроризм предъявил свои претензии на признание его силой равной отдельным государствам.

Когда террористические атаки были названы войной, это уже не рассматривалось как преувеличение. Более того, США и их союзники по НАТО узаконили эту квалификацию, реализовав свое право ответа на агрессию — именно так, в соответствии со статьей 51 Устава ООН, были расценены мировым сообществом действия Усамы бен Ладена, стоящей за ним Аль Каиды, и давших им убежище на территории Афганистана руководителей движения «Талибан». Ответные удары, пришедшиеся на Афганистан, были направлены не против этой страны. США официально объявило войну не государству, а террористической организации.

События в США заставили всех по-новому взглянуть на проблемы борьбы с международным терроризмом и межгосударственное сотрудничество в данной области.

Необходимость выработки согласованного ответа террористам со стороны мирового сообщества заставила еще раз оценить всю совокупность имеющихся в распоряжении государств мер противодействия растущей угрозе международного терроризма, проанализировать их специфику, эффективность и границы их применения. Для соответствующих целей резолюцией Совета Безопасности ООН № 1373 был создан специальный антитеррористический комитет.

Но, как ранее неоднократно отмечалось исследователями и практиками, проблемы контроля над международным терроризмом это не только проблемы правоприменительной практики. Они неразрывно связаны с определением его сущностных характеристик, закономерностей возникновения и развития,.

1 Ю. И. Авдеев. Основные тенденции современного терроризма//Современный терроризм: сосотояние и перспективы. Под. Ред. Е. И. Степанова. М: Эдиториал УРСС, 2000. С. 169. разграничением с другими формами насилия и, в конечном счете, с проблемой дефиниции терроризма. «Феномен терроризма, имеет много аспектовв связи с этим возможны разные подходы к его исследованию. Это и проблема юридической квалификации, и определение социально деструктивных функций, и политологический анализ, и социально-психологическая оценка его причин и следствий и выявление исторических корней».1.

События последних месяцев заставляют всех более прагматично, осознавая, что следующей целью террористов может быть любая страна, подойти к оценке соответствующих проблем, чтобы окончательно поставить терроризм вне закона Однако, это едва ли возможно без определения его положения в системе координат различных форм политической борьбы и идеологически мотивированного насилия.

Россия, с первых месяцев провозглашения своего суверенитета в 1991 г. столкнувшаяся с проблемой правовой квалификации насильственных форм разрешения конфликтов, как никто другой на собственном опыте испытала пагубность иллюзий в отношении истинных намерений террористов и лозунгов, которыми они прикрывают преступные по своей природе действия. Но кроме внутренних правовых и организационно-функциональных сложностей борьбы с терроризмом, премудрости которой ей пришлось постигать, что называется, с листа, России пришлось столкнуться и с непониманием и осуждением ее действий, как негуманных в средствах, неадекватных угрозе и чрезмерных по интенсивности ответа, со стороны зарубежных стран. Конечно, в ходе первых лет развития конфликта в Чеченской Республике федеральными властями были допущены ошибки, стоившие как человеческих жизней с обеих сторон, так и роста недоверия со стороны части местного населения. Однако, во многом такие ошибки происходили от слабого знания предмета, специфики терроризма и мер противодействия ему, кроме того, сейчас можно сказать и то, что ряд ошибок был намерено спровоцирован противной стороной, действия которой управлялись, в.

1 Круглый стол журнала «Государство и право» «Терроризм: психологические корни и правовые оценки». Государство и право, 1995, № 4. С. 21. том числе, и более искушенными в терроризме и экстремизме как формах # политической борьбы внешними и внутригосударственными идейными вдохновителями и спонсорами. Сейчас, по прошествии уже десяти лет с момента начала конфликта на территории Чечни, когда многие страны вынуждены обратиться к переоценке размера и характера террористической угрозы, возможностей и потребностей ответа на нее со стороны отдельных государств и всего мирового сообщества, представляется особо актуальным дать правовую оценку насильственным вооруженным действиям, имевшим место на протяжении последней декады лет в Северо-Кавказском регионе, и, прежде всего в Чеченской Республике.

Объективная правовая оценка данных событий настоятельно необходима как в интересах скорейшей стабилизации политической ситуации в регионе, так и для завершения работы над созданием государственной стратегии контроля над терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, и соответствующей ей эффективной законодательной и институциональной баз. Это тем более актуально в свете последних терактов, подтвердивших, что терроризм действительно «превратился в многоаспектный, в высокой степени опасный и долговременный фактор развития современного общества, оказывающий не последнее серьезное дестабилизирующее воздействие, ставящий под угрозу самые необходимые условия прогрессивного развития человечества».1 ® Подобная оценка и выработка конкретных рекомендаций невозможны без всестороннего и объективного анализа концептуальных и прикладных вопросов квалификации международного терроризма, а также опыта других государств в разрешении на своей территории идеологически мотивированных насильственных конфликтов различной интенсивности.

Совокупностью указанных факторов и обусловлена актуальность настоящего исследования.

Предмет и объект исследования.

1 Ю. И. Авдеев. Основные тенденции современного терроризма // Современный терроризм: сосотояние и перспективы. Под. Ред. Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 175.

Объект исследования — правовые основы отношений, возникающих между государствами и их органами, осуществляющими деятельность в сфере контроля над терроризмом, и гражданами.

Предметом исследования являются международные соглашения, рекомендации межправительственных организаций, нормативные правовые акты Российской Федерации и зарубежных стран по вопросам контроля над терроризмом и практика их применения.

Степень разработанности проблемы.

Учитывая исключительную актуальность темы, в последнее время проблемы терроризма рассматривались исследователями различных отраслей науки: юристами, психологами, историками, политологами. Собственно в юриспруденции различные аспекты терроризма подвергались анализу с точки зрения криминалистики, криминологии, тактики оперативно-розыскной деятельности, международного права.

Некоторые ученые говорят даже о формировании в рамках конфликтологии особого направления — террологии.1.

Большой вклад в разработку теоретических проблем международного терроризма внесли зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить П. Уилкинсона, У. Лаюоэра, Р. Соле, Б. Дженкинза, В. Во, Дж. Сливовски, Н. Левингстоун, Б. Крозье, Ж. Сервье, Дж. Белла, А. Шмидта, Р. Клаттербака, Я. Шрайбера, Р. Эриксон, Л. Диспо, Р. Миллера и др.

В советское время ряд отечественных ученых-юристов, в числе которых Бояр-Созонович Т.С., Блищенко И. П., Жданов Н. В., Карпец И. И., Колосов Ю. М., Латыпов У. Р., Моджорян Л. А., Ромашкин П. С., Старушенко Г. Б. и др., значительное внимание уделяли изучению природы международного терроризма, его квалификации и выработке правовых основ борьбы с ним.

Однако подлинный интерес данная тема вызвала в России в постсоветское время, когда терроризм перестал рассматриваться только как фактор внешней.

1 Е. И. Степанов.

Введение

: терроризм как предмет конфликтологической экспертизы // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под. ред. Е. И. Степанова. М.:Эдиториал УРСС, 2000. с. 5. политики, а стал серьезной внутренней проблемой. Среди наиболее интересных и фундаментальных российских исследований различных теоретических и практических проблем терроризма можно назвать работы Антоняна Ю. М., Бегловой Н. С., Витюка В. В., Емельянова В. П., Замкового В. И., Ильчикова М. З., Ляхова Е. Г., Ромашова Ю. С., Эфирова С. А. Исторические аспекты развития терроризма в России рассматривались Будницким О. В., Кошелем П. А. Одесским М.П., Раззаковым Ф. И., Фельдманом Д.М.

Оценке проблем региональных насильственных конфликтов и региональной контртеррористической политики посвящены многочисленные работы зарубежных авторов, среди которых следует выделить Г. Адамса, А. Дэйя, К. Келли, У.Лакюэра. Российские исследователи, как правило, рассматривали лишь отдельные аспекты развития терроризма и борьбы с ним на Северном Кавказе. Среди авторов, посвятивших свои работы непосредственно данной проблеме, следует выделить Абдулатипова Р. Г., Ипполитова К. Х^ Манацакова И. В., Мартыненко Б. К. и др.

Во всех исследованиях по терроризму неизменно подчеркивается его многогранная природа, которая затрудняет выработку на международному уровне единого определения терроризма. Неоднократно отдельные исследователи акцентировали внимание на том обстоятельстве, что следует четко разграничить такие понятия как «насилие», «экстремизм», «война» и «терроризм», поскольку существующая на сегодня размытость границ и расширительное толкование терроризма негативно влияет на согласованную оценку тех или иных насильственных актов, а, следовательно, и на сотрудничество государств в пресечении терроризма.

Исходя из данной основополагающей проблемы, цель исследования заключается в выработке на базе сущностных характеристик терроризма как формы идеологически мотивированного насилия рекомендаций по эффективной государственной правовой и институциональной стратегии противодействия международному и внутреннему терроризму.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд исследовательских задач, в числе которых: анализ правовой и социально-политической природы терроризма и разграничение его с понятиями «экстремизм» и «война" — исследование причин терроризма применительно к ситуации в Чеченской Республике и Северной Ирландиирассмотрение существующих подходов к ответу государства на угрозу терроризма и выработка их классификациианализ действующих международных стандартов в области прав человека и международного гуманитарного права в контексте борьбы с терроризмомисследование особенностей правового регулирования борьбы с терроризмом отдельными странами и международным сообществом в целоманализ особенностей региональной контртеррористической политики государства на различных этапах развития насильственного конфликта и международных оценок этой политикиоценка действующего российского законодательства и институциональной базы с точки зрения соответствия потребностям обеспечения эффективного контроля над терроризмом и выработка рекомендаций по совершенствованию данных составляющих контртеррористической стратегии государства.

Методологическая основа. Методологическую основу исследования составили теория международного права, положения общенаучного диалектического метода познания. Применялись частнонаучные методы: структурно-функциональный, сравнительно-правовой, логический, исторический, моделирования, прогнозирования, документального анализа.

В качестве методологической основы исследования различных аспектов терроризма, его причин, форм и видов, а также вариантов ответа на терроризм и мер по контролю над терроризмом использовано обоснование специфики терроризма как формы идеологически мотивированного насилия и его разграничение с войной и экстремизмом. В связи с этим, в работе, кроме исследований указанных выше юристов, психологов и политологов по проблемам терроризма и экстремизма, также использовались труды по вопросам, связанным с военными конфликтами. В частности, анализу подверглись работы Антипенко В. Ф., Гаджиева К. С., Гессера Х. П., Гефтера А. В., Иноземцева В. Л., Першица А. И., Серебрянникова В. В. и др.

Нормативной базой диссертации являются положения, закрепленные в Конституции РФ, УПК РСФСР и УПК РФ, Федеральном законе «О терроризме» и других законодательных актах, международных договорах Российской Федерации, постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, нормативных актах Прокуратуры России.

В работе использовано законодательство ряда зарубежных стран. На основе системного анализа действующих дефиниций терроризма (в т.ч. его международного аспекта), его классификаций и существующих научных взглядов и практических подходов к проблемам контроля над терроризмом, а также исходя из результатов сравнительного анализа соответствующей законодательной и правоприменительной практики, на защиту выносятся следующие положения:

1. Как социально-политическое явление терроризм (в т.ч. международный) представляет собой одну из форм насильственной политической борьбы, нарушающей основные принципы и нормы международного права и международной морали. С точки зрения совокупности организационно-тактических характеристик терроризм представляет собой насилие, носящее системный, наступательный и массовый характер, использующее тактику непредсказуемых атак с целью нагнетания страха, и отличающееся бивалентностью объекта воздействия и/или цели, а также способа действий.

2. В силу присущего международному терроризму характера повышенной общественной опасности террористические акты считаются международными преступлениями уголовного характера. Заведомая нелегитимность характерного для терроризма насилия ставит его вне рамок правомерных средств политической борьбы и в силу этого никакие ссылки на политическую природу данного насилия не могут служить ему оправданием.

3. В современной международной практике борьбы с терроризмом наблюдается очевидная диспропорция возможностей. Государству отказано в праве защищать себя. Права группы или организации, ведущих насильственную борьбу, оказываются неоправданно приоритетными, поскольку формы ответа со стороны собственно государства резко ограничены как международным, так и внутренним правом, а в отношении лиц, осуществляющих насилие, таких ограничений не существует, — по крайней мере, для террористов. Вместе с тем, уже сейчас современное международное право позволяет достаточно эффективно контролировать действия государства, которые прямо или косвенно могли стать причиной всплеска насилия, воздействовать на такие действия или же предпринимать ответные (превентивные или карательные) меры в отношении государств, не соблюдающих общепризнанные международно-правовые принципы. Таким образом, международное сообщество выступает арбитром, но только по отношению к государству, которое, в случае избыточного (прежде всего, с точки зрения международного гуманитарного права и прав человека) ответа на действия террористов, может быть подвергнуто международному воздействию и принуждено в своих действиях придерживаться установленных стандартов.

4. Перед такой жестокой опасностью, какую представляет собой международный терроризм, существует ряд международно-правовых и национальных мер, которые может и вправе использовать государство для защиты себя и своих граждан. Одновременно, применение государством специальных полномочий, если оно не желает само опуститься до уровня террористов, должно ограничиваться определенными рамками. Прежде всего жесткие ограничения должны существовать в отношении интенсивности и направленности применяемой силы, что особенно актуально для эффективного обеспечения прав гражданского населения местностей, где проводятся контртеррористические вооруженные действия. Главное требование к применению силы либеральным государствомдоктрина минимальной силы.

5. По отношению к террористическим методам ведения борьбы международное право позволяет официально^ признать движения или организации национально-освободительными. С учетом этого, на национальном и международном уровне должна быть выработана согласованная позиция по критериям отнесения организации к террористическим, механизму объявления ее таковой (с соблюдением надлежащих механизмов судебной защиты против возможного административного произвола) и применению в отношении таких организаций санкций, предусмотренных международным правом и моралью.

6. Сравнительный анализ партизанской войны и терроризма дает основания сделать вывод, что, пока соблюдаются законы войны и правила вооруженных конфликтов — действия противостоящей правительству стороны должны расцениваться как партизанская война. Как только нарушение этих правил становится стратегией, выражающейся в систематических атаках на невинные жертвы и культивировании страхаэто терроризм и оцениваться он должен по шкале военных преступлений (а по классификации международного права — как преступление международного характера). Граница при этом будет проходить по одному признаку — признанию или нет законов войны. Если лица, оказывающие вооруженное сопротивление властям, признают такие законы и следуют им, тогда они заслуживают обращения как политические противники, если они отрицают их, то и обращение с ними должно быть соответственным — как с военными преступниками: никаких политических переговоров, иначе как с позиции уголовного закона, их объединения незаконны и запрещаются, а любая помощь таким организациям или лицам (пусть и не направленная на совершение конкретного преступления) признается пособничеством в преступлении.

7. Основную причину международного терроризма составляют три взаимосвязанных фактора:

— наличие определенных (возможно, частично обоснованных и оправданных) властных устремлений у отдельных лиц, группы лиц или организаций, когда данные устремления вступают в конфликт с интересами существования и самосохранения государства;

— экстремистская идеология данного лица, группы лиц или организации в сочетании с отрицанием всяких норм морали и права, препятствующих реализации соответствующих устремленийи.

— сознательный выбор террористического насилия для массовой пропаганды своих устремлений и в качестве наиболее эффективного оружия в борьбе за власть с оппонентом — государством.

8. В наиболее обобщенном виде подходы к контролю над международным терроризмом предлагается разграничить по функциональному признаку на превентивный (предупреждение актов терроризма), регулятивный (устранение или смягчение политическими и правовыми методами проблем) и репрессивный (сдерживание преступности, пресечение преступлений и наказание преступников). Данная классификация в целом отражает различные грани сложной природы терроризма: уголовно-репрессивная ориентирована на специфику терроризма как преступления, функционально-репрессивная направлена на его военную составляющую, политико-экономическая — на его сущность как явления социально-политической жизни, форму политической борьбы. И, наконец, превентивные меры (в широком смысле) направлены на предупреждение всех указанных проявлений терроризма.

9. Анализ ответов государства на терроризм отчетливо демонстрирует тенденцию к асимметрии в международных оценках контртеррористических стратегии и тактики различных государств. Такие оценки тяготеют к субъективности в зависимости от политической конъюнктуры, примером чего может стать международная реакция на действия Великобритании в Северной ИрландииИзраиля на оккупированных землях Ливана, Сирии и ИорданииСША в Никарагуа, Сальвадоре, Сомали и России в Чеченской Республике. Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования определяется методологическим подходом исследования и задачей — сравнительно-правового исследования региональных аспектов контртеррористической деятельности государства. Основываясь на данном подходе, впервые в отечественной науке исследованы проблемы специфики терроризма как формы политического насилия и тактики вооруженной борьбы.

Новизна работы, кроме того, заключается в ряде конкретных научных результатов, полученных в ходе исследования, а именно: впервые предложены принципы разграничения различных форм политически мотивированного насилия, в числе которых терроризм, война и экстремизм, и на этой основе сформулировано понятие терроризмасистемному сравнительному анализу подвергнуты действия Российского государства по контролю терроризма с точки зрения различных существующих в международной практике подходов, а также международных правовых стандартовобобщены различные подходы к вопросу ответов государства на угрозы терроризма и выработана классификация мер государства по контролю над терроризмом по задачам, функциям, субъектам и сферам примененияобоснованы пределы допустимости ограничения гражданских прав и свобод в условиях борьбы с терроризмомпроанализированы особенности правового регулирования в различных странах вопросов контроля терроризма, а также проанализирована правовая природа соответствующих специальных материальных и процессуальных норм.

Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что в результате обобщения и анализа существующих научных подходов по вопросам контроля над международным терроризмом, зарубежного законодательства и международно-правовых норм в сфере обеспечения прав человека и в сфере сотрудничества по борьбе с терроризмом научно обоснованы критерии применения специальных полномочий в контртеррористической деятельности государства.

Сформулированные в диссертации предложения по совершенствованию международно-правовых норм, уголовного и уголовно-процессуального законодательства России, а также институциональной базы противодействия терроризму могут применяться в ходе соответствующей нормотворческой работы.

Апробация.

Основные положения диссертации отражены в 4 научных публикациях автора1, а также в публичных выступлениях по тематике борьбы с терроризмом на территории Чеченской Республики.

Основные выводы диссертационного исследования доложены автором на заседании кафедры международного права МГЮА 31 января 2002 г.

1 «Глобальные проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью» // Прокурорская и следственная практика, 1999, №№ 3−3 (0,3 п.л.) — «Терроризму подписан смертный приговор» // Пограничник содружества, 2001, № 3 (0,4 п.л.) — «Конвенция о борьбе с финансированием терроризма» // Российская юстиция, 2002, № 3 (0,5 п.л.) — «Экстремизм и терроризмпроблемы разграничения и классификации» //Российская юстиция, 2002, № 4 (0,5 п.л.).,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Международный терроризм, — справедливо указывает профессор университета Южной Каролины Ч. Кегли, — несмотря на все увеличивающееся внимание к нему, остается далеко не понятным явлением, не получившим должного объяснения и адекватного контроля. Повсеместно в мире народы ошеломлены и испуганы терроризмом, они не в состоянии понять непостижимость этого явления. Правительства в свою очередь не в состоянии выработать эффективные способы борьбы с этой угрозой и достичь соглашения по поводу ее природы. Существует обширная литература, посвященная терроризму, но многочисленные исследования не привели к созданию определения этого понятия" .1.

Естественно, что в одной даже самой объемной и всесторонней работе невозможно осветить всю специфику терроризма, а тем более разрешить все проблемы, с ним связанные, в числе которых основная — определение терроризма.

Во всех исследованиях по терроризму неизменно подчеркивается его многогранная природа, которая затрудняет выработку на международному уровне единой дефиниции, а также согласованных действий по борьбе с этим явлением. Еще большие сложности возникают в случае масштабного террористического насилия, когда политические ярлыки «национально-освободительная борьба», «экстремизм», «партизанская война» и др. затуманивают истинную правовую природу действий террористов.

Поэтому определение специфики каждого из понятий обретает не только теоретический, но и практический интерес. Именно с точки зрения подобного интереса рассматривалась в настоящей работе специфика интенсивного и длительного терроризма в условиях конфликта в Чеченской Республике и Северной Ирландии.

Г. И. Морозов «Терроризм — преступление против человечества (международный терроризм и международные отношения) Издание второе, переработанное и дополненное. Российская академия наук. Институт мировой экономики и международных отношений. Москва, 2001 г. с. 42.

Подводя итог проделанной работе, можно отметить, что на основании проведенного исследования достигнута его основная цель — выработаны на базе существенных характеристик терроризма как формы идеологически мотивированного насилия рекомендации по эффективной государственной правовой и институциональной стратегии противодействия терроризму применительно к Северо-Кавказскому региону.

В работе проанализирована правовая и социально-политическая природа терроризма в сравнении с такими понятиями как «насилие», «экстремизм» и «война" — исследованы общие подходы к вопросу причин возникновения терроризма и дана характеристика условиям, способствовавшим возникновению и развитию терроризма в Чеченской Республике и Северной Ирландиирассмотрены существующие подходы к ответу государства на угрозу терроризма и выработаны различные основания их классификации.

Также проведен анализ существующих международных стандартов в области прав человека и международного гуманитарного права в контексте борьбы с терроризмом и исследованы особенности правового регулирования борьбы с терроризмом отдельными странами и международным сообществом в целом, проблемы и перспективы развития в этой области.

И, наконец, на основе рассмотренных международных правовых стандартов, судебной, законодательной и правоприменительной практики и общетеоретических подходов к проблеме борьбы с терроризмом дана юридическая оценка ситуации в Чеченской Республике в 1991;1999г., а также обоснована необходимость и правомерность применения федеральными властями силовых операций для восстановления конституционного порядка в республикекак в связи с конкретными условиями в регионе, так и в контексте международного опыта применения силы для борьбы с терроризмом. Одновременно, по результатам анализа действующего российского законодательства и институциональной базы с точки зрения соответствия их потребностям обеспечения эффективного контроля над терроризмом, выработаны рекомендации по совершенствованию контртеррористической стратегии государства.

Как говорил Пол Уилкинсон, это может быть совершенно нереалистичным — надеяться на полное уничтожение террористического насилия в свободных обществах — потому, что даже если более опасные политически мотивированные группы могут быть повержены путем жестких и хорошо спланированных контрдействий, остается вероятность того, что психопатические индивидуумы и криминальные группы будут вовлечены в единичные террористические атаки. Но либеральные государства должны признать, что, пытаясь победить политически мотивированный терроризм, они борются с группами, связанными с особо опасными формами тайной, необъявленной и жестокой нетрадиционной войны.1.

И коль скоро террористами объявлена война российскому государству, задача как практиков, так и теоретиков внести свой вклад @ разработку эффективной государственной политики по контролю над терроризмом, контеррористической стратегии и тактики.

Конечно, жесткие рамки конкретной темы не дают возможности в одной работе охватить весь спектр проблем, связанных с терроризмом, и в данном случае внимание уделялось отдельным, наиболее актуальным в настоящий момент для Российской практики, вопросам.

К самой теме юридической оценки событий последнего десятилетия в Чеченской Республике, как к исключительно важной для российского общества, несомненно, еще не раз будут обращаться исследователи, что можно только приветствовать, ведь чем многочисленнее, фундаментальнее и разнообразнее будут исследования по различным аспектам терроризма, тем более основательными станут наши представления об этом сложном явлении и тем более продуманным и четким будет наш ответ терроризму.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на1. апреля 1999 года. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
  2. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446−1 «О безопасности».
  3. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом»
  4. Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3808.
  5. Федеральный закон от 7.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
  6. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г., N 23, ст. 2277.
  7. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».
  8. Иные нормативные акты и официальные документы Российской Федерации
  9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N ПР-1895 // «Российская газета» от 28 сентября 2000 г. N 187.
  10. Заявление Государственной Думы «О политической ситуации в Чеченской Республике» № 4556−11 ГД от 17.11.1999 г.
  11. Постановление Государственной Думы «О мерах по обеспечению безопасности и правопорядка в связи с ситуацией в Чеченской Республике и мерах» № 3833−11 ГД от 02.04.1999 г.
  12. Постановление Государственной Думы «Об обстановке на Северном Кавказе» № 3824−11 ГД от 31.03.1999 г.
  13. Постановление Государственной Думы «О заявлении Правительства Российской Федерации о ситуации в Чеченской Республике и мерах по ее урегулированию» № 4494−11 ГД от 29.10.1999 г.
  14. Постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 12 мая 2000 г. «О состоянии борьбы с терроризмом и реализации мер по повышению ее эффективности».
  15. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской
  16. Постановление Правительства РФ № 1361 от 9 декабря 1994 года «О неотложных мерах по восстановлению и развитию экономики и социальной сферы Чеченской Республики».
  17. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1302 «О Федеральной антитеррористической комиссии».
  18. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О ситуации в Чеченской Республике» № 336-СФ от 08.10.1996 г.
  19. Приказ Генерального прокурора РФ № 50 от 3.08.98г. «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации».
  20. Указ Президента РФ от 27 октября 1997 г. N 1143 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации"// «Российская газета», 30 октября 1997 г.
  21. Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. N 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации».
  22. Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
  23. Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г., N 25, ст. ЗОЮ.
  24. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 января 2000 г., N 2, ст. 170.
  25. Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 2000 г., N 17, ст. 1852.
  26. Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 949 «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 августа 1999 г., N 32, ст. 4041.
  27. Указание Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСК РФ № 2815/1/2898/20 «О порядке реализации норм Указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности».
  28. Указание Генерального прокурора РФ № 100/27 от 7.06.2000 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов о борьбе с терроризмом».1. Международные документы
  29. Всеобщая Декларация прав человека (Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С.413−419.
  30. Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.10.1997 г.
  31. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999 г.
  32. Договор о коллективной безопасности (Ташкент, 15 мая 1992 г.) // Бюллетень международных договоров, декабрь 2000 г., N 12.
  33. Документ FATF-VII/ LG 999/III (03) Conv.
  34. Итоговый документ представителей государств участников ОБСЕ — 1989 г.41 .Итоговый документ Хельсинки-2 1992г.
  35. Комитет министров Совета Европы. Итоговое коммюнике 106-й сессии Комитета министров (10−11 мая 2000 года).
  36. Конвенция Европейского Союза о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 29.05.2000 г.
  37. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Документ ООН А/55/383.
  38. Конвенция Организации Объединенных Наций О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.).
  39. Конвенция Организации Объединенных Наций О борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.).
  40. Конвенция Организации Объединенных Наций О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.)
  41. Конвенция Организации Объединенных Наций О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.)
  42. Конвенция Организации Объединенных Наций О борьбе с захватом заложников (1979 г.).
  43. Конвенция Организации Объединенных Наций О физической защите ядерного материала (1980 г.)
  44. Конвенция Организации Объединенных Наций О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988г.)
  45. Конвенция Организации Объединенных Наций О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991 г.)
  46. Конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983 г.
  47. Конвенция Организации Объединенных Наций О борьбе с бомбовым терроризмом (1997 г.)5 5. Между народная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 10.01.2000 г.
  48. Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.)
  49. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г. «Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма"// Сборник правовых актов 1998 г., выпуск 10, стр. 133.
  50. Резолюция 1227 (2000) Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 28 сентября 2000 «Конфликт в чеченской Республике: последнее развитие событий (в развитие рекомендаций 1444 (2000) и 1456 (2000) Парламентской Ассамблеи)».
  51. Резолюция Совета Безопасности 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года.
  52. Рекомендация № (82) 1 Комитета Министров стран-членов Совета Европы.
  53. Рекомендация 1456 (2000) Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
  54. Рекомендация № 1478 (2000) Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 28 сентября 2000 г. «Конфликт в чеченской Республике: последнее развитие событий (в развитие рекомендаций 1444 (2000) и 1456 (2000) Парламентской Ассамблеи)».
  55. Рекомендация 1498 (2001) от 25 января 2001 г. Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
  56. Совет Европы. Парламентская Ассамблея. Заключение № 193 (1996) по заявке России на вступление в Совет Европы. Страсбург, 25 января 1996 года. EOPIN 193. WP 1403.
  57. Хельсинский Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.
  58. Inter-American Juridical Committee, Statement of Reasons for the Draft Convention on Teirorism and Kidnapping Doc. CP/doc.54 170.
  59. Проекты законодательных актов и международных договоров
  60. Всеобщая конвенция по борьбе с терроризмом.
  61. Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации (в части усиления борьбы с терроризмом)».
  62. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Проект. Принят в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
  63. Законодательство зарубежных стран
  64. Конституция Федеративной Республики Германия // Конституции государств Европейского Союза. Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, Москва, 1999.
  65. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза. Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, Москва, 1999.
  66. Code penal. Paris: Dalloz, 1985−1986.
  67. Federal Criminal Code and Rules // Federal Rules of Criminal Proceedure for the United States District Courts (amendment received to February 15, 1999), West Group, St. Paul, Minn, 1999.
  68. Loi n 86−1020 du 9 septembre 1986, Relative a la lutte contre le terrorisme et aux atteintes a la surete d’Etat // Recueil Dalloz Sirey. 1986, 2 octobre. — № 32.
  69. Loi n 87−542 du 16 juillet 1987 autorisant la ratification de la Convention europeene pour la repression du terrorisme || RecueilDallos Sirey. 1987, 10 septembre. — № 29.80.0mnibus Consolidated and Emergency Appropriation Act, 1999 (P.L. 105−277).
  70. Prevention of Terrorism (Temporary Provisions) Act № 48 of 1979.
  71. Terrorism Act 2000 // http://www.hmso.gov.uk/acts/acts2000/20 000 011 .htm
  72. Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism (USA PATRIOT ACT) Act of 2001.1. Монографии, сборники
  73. Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под. ред. Е. И. Степанова. М.-Эдиториал УРСС, 2000.
  74. Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследования. М., 1998.
  75. Бояр-Созонович Т. С. Проблемы классификации современного терроризма. Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы Государственного комитета СССР по народному образованию. М., 1989.
  76. БроунлиЯ. Международное право. Книга вторая. М., 1977.
  77. О.В. История терроризма в России. Ростов-на-Дону. 1996.
  78. Васильев B. J1. Психология терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под. ред. Е. И. Степанова. М.:Эдиториал УРСС, 2000.
  79. С.И. Русский уголовный процесс. Учебное пособие. — М.: Юридическое бюро «Городец», 1997.
  80. .В. Уголовная ответственность юридических лиц. Спб., 1998.
  81. К.С. Введение в геополитику. Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 1988.
  82. Д.Д. Чеченский кризис: новая фаза развития и терроризм // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под. ред. Е. И. Степанова. М.:Эдиториал УРСС, 2000. С. 128.
  83. Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью, Ленинград, 1978.
  84. Х.П. Запрет на акты террора в международном гуманитарном праве. Международный Комитет Красного Креста, 1994.
  85. А.В. Европейское международное право. СПб., 1880.
  86. М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987.
  87. Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. М.: Издательство Московского независимого института международного права. 1997. ТТ. 1,2.
  88. Действующее международное право в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. М., 1993.
  89. Дерюжинский В.Ф. Habeas Corpus Акт и его приостановка по английскому праву. Очерк основных гарантий личной свободы в Англии и их временного ограничения. Юрьев, 1895.
  90. М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии). Пер. с англ. М.: «Права человека», 1997.
  91. Донна Гомиен. Путеводитель по Европейской Конвенции о Защите Прав Человека. Страсбург, Совет Европы, Служба публикаций и документации. 1994.
  92. В.Н. На пути к международному уголовному правосудию // Научные записки института внешней торговли. Вып.1. М., 1945.
  93. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2-хт. Т.1/ Председатель редакционной коллегии доктор юридических наук, профессор В. А. Туманов. — М.: Издательство НОРМА, 2000.
  94. В.П. Терроризм и преступления террористической направленности. Харьков. «Рубикон». 1997.
  95. Э.Н. К вопросу о правовом регулировании и организации борьбы с терроризмом // Проблемы теории уголовного права и практики примения УК: Сборник научных трудов. М., 2000.
  96. О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного процесса. М., 1997.
  97. В.И., Ильчиков М. З. Терроризм глобальная проблема современности. -М.: Институт международного права и экономики, 1996.
  98. И.А. Наши задачи. Париж- М., 1992. Т.2.
  99. B.JI. Расколотая цивилизация: Научное издание. М.: «Academia» «Наука», 1999.
  100. Институт анализа и управления конфликтами и стабильностью. Российская ассоциация теории и моделирования международных отношений. Чеченский конфликт (1991−1996гг.): Оценки, анализ, пути решения (резюме).
  101. И.И. Международная преступность. М.: Наука, 1988.
  102. К. О войне: пер. с нем. Москва. Издательская корпорация «Логос», Международная академическая издательская компания «Наука». 1994.
  103. В. С. Терроризм, бандитизм, захват заложника и другие тяжкие преступления против безопасности общества. По новому УК РФ. М.: «Кросна-лекс», 1997.
  104. Комментарий к Уголовному Кодекса Российской Федерации. Под ред. В. И. Радченко. М., МИПП «Вердикт», 1996.
  105. Конфликтология: Учебник. Под ред. Карлина А. С. СПб., 1999
  106. В.А. Борьба правоохранительных органов России с похищением людей // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под. ред. Е. И. Степанова. М.:Эдиториал УРСС, 2000.
  107. У.Р. К вопросу об определении понятия «государственный терроризм» // СЕМП 1986. — М., Наука, 1987.
  108. В.И. Международное право. Второе издание. Государственное издательство «Высшая школа». Москва. 1961.
  109. Ф. Фон. Учебник уголовного права. Общая часть. Пер. с 12-го перераб. Изд. Ф.Ельяшевич. М., 1903.
  110. В.И. Некоторые перспективы развития международного права. М. 1991.
  111. Е.Г., Попов А. В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. Монография. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 1999.
  112. Материалы девятой сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию. E/CN. 15/2000/2.
  113. Материалы VIII конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Сборник правовых актов 1998 г., выпуск 10.
  114. Марк Тулий Цицерон. Речи. В 2-т. Т.2. М., Наука, 1993.
  115. Международное публичное право. Сборник документов. В 2-т. М.: Издательство БЕК, 1996.
  116. Международное уголовное право/ Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1990.
  117. Международные акты о правах человека. Сборник документов / Сост. В. А. Карташкин и Е. А. Лукашева. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.
  118. Г. И. Терроризм преступление против человечества (международный терроризм и международные отношения). Издание второе, переработанное и дополненное. Российская академия наук. Институт мировой экономики и международных отношений. Москва, 2001 г.
  119. М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
  120. А.И., Семенов Ю. И., Шнилерман В. А. Война и мир в ранней истории человечества: В 2 т. М., Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. Т.1.
  121. В.Е. Антитеррористическое законодательство за рубежом // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под. ред. Е. И. Степанова. М.:Эдиториал УРСС, 2000.
  122. В.Е. История терроризма в России // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под. ред. Е. И. Степанова. М.:Эдиториал УРСС, 2000.
  123. Преступление и наказание. Комментарии в проекту УК России. Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и А. В. Наумова. М., 1993.
  124. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. Предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов. Саратов, 1998.
  125. Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. М., 1983.
  126. Роберт Лукамбо, Х. Эдвард Фукуа, Джозеф П. Кенджами, Казимир Ковальстки. Терроризм: психологические и политические аспекты // file://A:article.htm
  127. П.С. Преступления против мира и человечества. Издательство «Наука», Москва, 1967.
  128. Россия и Чечня (1990−1997 годы): Документы свидетельствуют // Всероссийское общественно-политическое движение «Духовное наследие». М., 1997.
  129. Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации). М. Полиграфическое производственное объединение «Известия». 1999.
  130. Ч., Степанов С. А. Фонтанка, 16: политический сыск при царях. М., 1993.
  131. К.Н. Современные проблемы терроризма. М.: Издательство «Щит-М», 2000.
  132. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. Сост. Москалькова Т. Н. и др. М.: Издательство «СПАРК», 1998. — 384 с.
  133. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1992.
  134. В.В. Социология войны. -М.: «Ось-89», 1998.
  135. З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.
  136. А.Г. Философия: Учебник. 2-е изд. — М.: Гардарики, 2001.
  137. Г. Б. Мировой революционный процесс и современное международное право. М., 1978.
  138. Г. Б. Правовые аспекты борьбы с международным терроризмом // Сб. тезисов: XXIX Ежегодное собрание Советской ассоциации международного права. М., 1986.
  139. Н.С. Русское уголовное право. Лекции. 2-е изд. Часть Общая. Т.1. Спб., 1902.
  140. А.Г. Терроризм: духовно-нравственный аспект // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под. ред. Е. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  141. А.Н. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества. Издательство Академии наук СССР, Москва, 1956.
  142. А.Н. Защита мира и уголовный закон. М., 1969.
  143. Г. И. Вопросы теории международного права. Иркутск: Госиздат. 1962.
  144. О.И. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.
  145. О.М., Федоров С. Г. Терроризм: реальность сегодняшнего состояния // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под. ред. Е. И. Степанова. М.:Эдиториал УРСС, 2000.
  146. Чеченский кризис: испытание на государственность. М., 1995.
  147. Г. И. Криминология. М.: «Прогресс» «Универс», 1994.
  148. С.А. Покушение на будущее. М., 1984.1. Публикации
  149. Н.С. Терроризм: поиски решения проблемы // США: экономика, политика, идеология. 1991. № 1
  150. Г. Чистые среди нечистых: Нельзя победить террористов, не переделав мир // Известия, 15 октября 2001 г.
  151. С. Белая книга о Чечне // Советская Россия. 1995, 27 июля.
  152. Джон Россант. Должны ли США поступать также, как Европа? // Профиль, 2001, № 41
  153. В.П. Проблемы уголовно-правовой борьбы с терроризмом // Государство и право. 2000, № 3.
  154. Запад перед выбором // Московские новости, № 39, 25 сентября 1 октября 2001 г.
  155. С. В борьбе с терроризмом мы и США союзники. Труд-7, 22 ноября 2001 г.
  156. К.Н. Если принятое решение не отменить // Независимая газета. -1994, 12 января.
  157. КГБ для США: новую американскую суперспецслужбу возглавил истинный американец и личный друг Буша // Версия, № 40, 23−29 октября 2001 г.
  158. Королева-Коноплянная Г. Проблема определения статуса субъектов Федерации в условиях конфликта. Международный опыт и Россия // Федерализм. № 2.1999.
  159. Круглый стол» журнала «Государство и право». «Терроризм: психологические корни и правовые оценки». // Государство и право. 1995. № 4.
  160. Н.Е. Уголовная ответственность юридических лиц во Франции: предпосылки и основные черты // Вестник МГУ. Серия 11 «Право, 3" — 1998.
  161. М.И. Международный терроризм: критерии преступности // Ежегодник Советской ассоциации политических наук. 1981, М.
  162. И.П., Жданов Н. В. Международно-правовая борьба с терроризмом // Правоведение. 1975. № 1.
  163. А. Борьба с терроризмом в правовом поле // Московские новости, № 39, 25 сентября 1 октября 2001 г.
  164. В.В. Преступность в межнациональных конфликтах // Социологические исследования. 1995, № 7.
  165. В.В. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. № 4.
  166. Майк Франс, Хитер Грин и др. Главная тема. Личная жизнь в эпоху террора: выслеживая террористов, службы безопасности будут шпионить и за вами // Профиль, 2001, № 41.
  167. А. Чеченская ничья // Независимая газета, 22 февраля 1995 г.
  168. Малфлит, Малфит, Поддерживаю политическое решение. Пусть оно даже несовершенно юридически // Деловой мир. 10.09.1996 г.
  169. Н. Размышления о терроре // Европейское обозрение. 1995, № 7.
  170. К. «Терроризм не знает и не признает границ.» // Очная ставка, 2001, № 10.
  171. Г. М., Ревин В. П. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним. // Государство и право. 1997. № 8.
  172. А.С. Юридическое лицо как субъект преступления // Государство и право. 2000, № 8.
  173. М.П., Фельдман Д. М. Террор как идеологема (к истории развития) // Общественные науки и современность (ОНС). № 6, 1994.
  174. С. Аль-Каида наследила в Европе // «Аргументы и факты», № 43,2001.
  175. От редакции: хроника диалога РФ-ПАСЕ в отношении событий в Чечне // Совет Европы и Россия. № 1, 2000.
  176. Э.Ф. Терроризм и уголовная ответственность. // Актуальные проблемы Европы. Проблемы терроризма. Проблемно-тематический сборник. 1997, № 4.
  177. М.М. Наше членство в Совете Европы во многом напоминает бильярд // Совет Европы и Россия, № 1, 2000.
  178. Пфаль-Траугзер А. Правый терроризм в ФРГ // Актуальные проблемы Европы. 1977. № 4.
  179. К. Нас сблизила угроза терроризма // Известия, 15 октября 2001 г.
  180. А. Интернационал убийц. Кто стоит за кровавыми преступлениями радикальных исламистов? // Очная ставка. № 10, 2001.
  181. А.В. К пониманию через отказ от «двойных стандартов» // Совет Европы и Россия. № 1, 2000.
  182. А. Операция возмездия начнется через трое суток // Коммерсантъ, № 174, 25 сентября 2001 г.
  183. Г. ПАСЕ покритикует Россию за Чечню. Но не сильно // Коммерсантъ, № 174, 25 сентября 2001 года.
  184. М. Наша борьба или Повстанческая армия Имама // Москва.1998. № 11.
  185. Террор. Экономика. Нравственность // 24 часа. 1999. № 39.
  186. Телеобращение Президента России Владимира Путина // Коммерсантъ № 174, 25 сентября 2001 года.
  187. В. Феномен сепаратизма // Федерализм. 1999. № 3.
  188. М. Будет ли Чечня управлять Россией? // Независимая газета.1999. 6 апреля.
  189. Adams. The Financing of Terror.// Contemporary Research on Terrorism. Edited by Paul Wilkinson and Alasdair M. Stewart. Aberdeen University Press. Aberdeen, 1989.
  190. Alan O’Day.Nothern Ireland, Terrorism and British State // Terrorism: Theory and Practice. Edited by Yonah Alexander, David Carlton and Paul Wilkinson. Westview Press / Boulder, Colorado. 1979.
  191. Alessandro Politi. Contribution from the Italian G-8 Presidency. European intelligence: an Italian concept.
  192. Alex P.Schmidt. Political Terrorism. SWIDOC, Amsterdam and Transaction Books. Amsterdaam. 1984.
  193. Antonio Tanca. Foreign Armed Intervention in International Conflict. Martinus Nijhoff Publishers. Dordrecht Boston — London. 1993.
  194. Aviva Katz. The 1981 Irish Hunger Strike: Struggle for Legitimacy or Pathology of Terrorism? http://www.ict.org.il/articles/articledet.cfm?articleid= 144.
  195. Bernd Schmidbauer. Countering Terrorism. // http:// www, i ct. org. il/institute/confl .htm
  196. Boaz Ganor. Countering State-Sponsored Terrorism // http://www. ict.org.il/articles/ articledet. cfm?articleid=5
  197. Boaz Ganor. Defining Terrorism: Is One Man’s Terrorist Another Man’s Freedom Fighter? // http://www.ict.org.il/articles
  198. Bassiouni M.C. Introduction // Legal Responses to International Terrorism. Dordrecht: Nijhoff, 1988.
  199. Brian M.Jenkins. International Terrorism: A New Mode of Conflict // International Terrorism and World Security. Edited by David Carlton & Carlo Schaerf. Croom Helm. London, 1975.
  200. Brierly J. Do we need an international criminal court? The British Yearbook of International Law. 1927.
  201. Bruce Hoffman. Change and continuity in Terrorism. Paper presented at Oklahoma City National Memorial Institute for the prevention of Terrorism, April 2000 // www.mipt.org/hoffman-ctb.html
  202. Bruce Zagaris and Sheila Castilla, «Implementation of a Worldwide Anti-Money Laundering System: Constructing an International Financial Regime» (Washington, Police Executive Research Forum, July 1993.
  203. Colin Crawford. The Compound System: An Alternative Penal Strategy // Howard Journal of Penology and Crime Prevention, 1995, № 21.
  204. Control of Terrorism: International Documents. Editors Yonah Alexander, Marjorie Ann Browne, Allan S. Nanes, Crane Russak, New York, 1979.
  205. Countering the Changing Threat of International Terrorism: Report of the National Commission on Terrorism. Pursuant to the Public Law, 105th Congress // http://www.icti l/documentdet.cfm?docid==36
  206. Daniel Pipes, Steven Emerson. Terrorism on Trial // http://www.ict.org.il/articles
  207. David Cole. The Nation Terrorizing The Constitution // http://past.thenation.com/issue
  208. Dispot L. La machine a terreur. P., Edition Grasset, 1978.
  209. Delivanis. J. La Legitime defense en droit international public moderne, Paris, LGDJ, 1971.
  210. Edminster, Steven. Recklessly Risking Lives: restrictive interpretations of «agents of persecution» in Germany and France», Worldwide Refugee Information, 1999 // www.refugees.org/world/articles/wrs99 agentspersecution. htm
  211. Furlong P. Political Terrorism in Italy: Responses, Reactions and Immobilism. // Terrorism: A Challenge to the State. Edited by Juliet Lodge. St. Martin’s Press. New York.
  212. Geoffrey Pridham. Terrorism and the State in West Germany During the 1970-s: A Threat to Stability or a Case of Political Over-reaction? // Terrorism: A Challenge to the State. Edited by Juliet Lodge. St. Martin’s Press. New York. 1981.
  213. George Slivovski. Legal Aspects of Terrorism // International Terrorism and World Security. Edited by David Carlton & Carlo Schaerf. Croom Helm. London, 1975.
  214. Gerry Adams. The Politics of Irish Freedom. Brandon Book Publishers. Wolfeboro, New Hampshire. 1986.
  215. Greer, S.C. The Supergrass System in Northern Ireland // Contemporary Research on Terrorism. Edited by Paul Wilkinson and Alasdair M. Stewart. Aberdeen University Press. Aberdeen, 1989.
  216. Hyde C. International Law, vol.2. Boston, 1922.
  217. Horchem H.J. Patterns of «Urban Guerilla» The Terrorism Reader: A Historical Antology. Edited by Walter Laquer. Temple University Press. Philadelphia. 1978.
  218. Horchem H.J. Terrorism in Germany: 1985 // Contemporary Research on Terrorism. Edited by Paul Wilkinson and Alasdair M. Stewart. Aberdeen University Press. Aberdeen, 1989.
  219. Huntington, S. The Clash of Civilisation and the Remaking of World Order. New York: Simson & Schister, 1996.
  220. International Committee of the Red Cross/ Commentary Definition of War Crimes// For the Preparatory Committee on Establishment of International Criminal Court (1−12 December 1977 session).
  221. International Terrorism and World Security. Edited by David Carlton & Carlo Schaerf. Croom Helm. London, 1975.
  222. International Terrorism as a Political Weapon. Oslo, Northern Atlantic Community, 1988.
  223. Ireland’s Terrorist Dilemma. Edited by Yonah Alexander, Alan O’Day. Martinus Nijhoff Publishers. Dordrecht-Boston-Lancaster. 1986.
  224. Johannes J.G. Jansen. The Dual Nature of Islamic Fundamentalism. New-York, Cornell University Press, 1977.
  225. Kevin Boyle, Tom Hadden, Paddy Hillyard. Ten Years on in Nothem Ireland: The Legal Control of Political Violance. Cobren Trust. London. 1980.
  226. Kevin Kelley. The Longest War. Zed Books LTD. London. 1990.
  227. Labeviere, Richard. Dollars for Terror: The United States and Islam. New York, Algora Publishing, 2000.
  228. Laqueur W. Guerrilla: a Histirical and Critical Study. Weidenfeld and Nicolson. London. 1977.
  229. Laqueur W. New Terrorism. Oxcford University Press. 1977.
  230. Laqueur W. Reflections on Terrorism // Foreign Affairs. N.-Y. 1986. Vol.65-№ 1.
  231. Laqueur W. The Age of Terrorism. Boston. 1987.
  232. Magnus Ranstorp. Interpreting the broader context and meaning of Bin-Laden's Fatwah // Studies in Conflict & Terrorism, Vol.21, Oct.-Dec. 1998.
  233. Miller R. The Literature of Terrorism // Terrorism. № 1.
  234. Lodge J. Introduction // Terrorism: A Challenge to the State. Edited by Juliet Lodge. St. Martin’s Press. New York. 1981.
  235. London Conference on Terrorism, 7−8 December 1988. Conclusions.
  236. McAdams J. The Appropriate Sanctions for Corporate Criminal Liability // University of Cinncinati Law Review. 1977.
  237. Moxon-Brown E. Terrorism in the Nothern Ireland: the Case of Provisional IRA. // Terrorism: A Challenge to the State. Edited by Juliet Lodge. St. Martin’s Press. New York. 1981.
  238. Neil C.Levingstone. The War against Terrorism. 8th Printing. Lexingtone Books. Toronto. 1987.
  239. New missions for European armed forces and the collective capabilities required for their implementation/ Parliamentary Assembly. Document 1687, 9 May 2000.
  240. Njward a National Strategy for Combating Terrorism: Second Annual Report of the Advisory Panel to Assess Domestic Response Capabilities For Terrorism Involving Weapons of Mass Destruction. 15 December 2000.
  241. Padraig O’Malley. Biting at the Grave. Beacon Press. USA. 1990.
  242. Patterns of Global Terrorism 2000: Appendix B: Background Information on Terrorist Groups // file://A:groupst.htm
  243. Philip G.Cerny. France: Non-Terrorism and the Politics of Repressive Tolerance. // Terrorism: A Challenge to the State. Edited by Juliet Lodge. St. Martin’s Press. New York. 1981.
  244. Profile: Ibn-ul-Khattab, Commander of the Foreign Mujahideen in the Caucasus // http://63.249.218.164/html/profileskhattab.htm
  245. Rapport explicatif relatif au Statut de la Cour penale internationale, a laloi federale sur la cooperation avec la Cour penalt internationale ainsi qu’a une revision du droit penal. 2000.
  246. Raymond James Raymond. The United States and Terrorism in the Ireland: 1969−1981 // Terrorism in Ireland. Edited by Yonah Alexander, Alan O’Day. Croam Helm. London & Canberra. St. Martin’s Press. New-York. 1984.
  247. Robertson K.G. Intelligence, Terrorism and Civil Liberties // Contemporary Research on Terrorism. Edited by Paul Wilkinson and Alasdair M. Stewart. Aberdeen University Press. Aberdeen, 1989.
  248. Roeling B. On the Prohibition of the use of Force // Legal Change Essays in Honor of Julius Stone, Sydney 1983.
  249. Reuven Paz. Al-Khattab: From Afghanistan to Dagestan // http://www.ict.org.il/articles
  250. Reuven Paz. Israeli-Indian Cooperation for Counter-Terrorism // http://www.ict.org.il/articles/articledet.
  251. Reuven Paz. Is There an «Islamic Terrorism»? // http://www.ict.org.il/articles
  252. Reuven Paz. Radical Islamist Terrorism // http://www.ict.org.il/articles
  253. Reuven Paz. Suicide Terrorist Operations in Chechnya // http://www.ict.org.il/articles
  254. Reuven Paz. Targeting Terrorist Financing in the Middle East // http://www.ict.org.il/articles
  255. Revue internationale de police criminelle. P. 1988. № 410.
  256. Robert A.Friedlander. Coping with Terrorism: What Is to Be Done? // Terrorism: Theory and Practice. Edited by Yonah Alexander, David Carlton and Paul Wilkinson. Westview Press / Boulder, Colorado. 1979.
  257. Shay, S., Schweitzer, Y. The «Afghan Alumni» Terrorism: Islamic Militants against the Rest of the World // http://www.ict.org.il/articledet.cfm
  258. Sole R. Le Defi terroriste. Lecons italienes a 1 usage de 1 Europe. P., Seuil, 1979.
  259. Steven J. Rosen, Robert Frank. Measures against International Terrorism // International Terrorism and World Security. Edited by David Carlton & Carlo Schaerf. Croom Helm. London, 1975.
  260. Terrorism and International Order. Chatam House Special Paper. N.-Y., 1988.
  261. Terrorism, Drugs and Crime in Europe after 1992. Richard Clutterbuck. London, Routledge. 1990.
  262. Thackrah R. Terrorism: A Definitional Problem // Contemporary Research on Terrorism. Edited by Paul Wilkinson and Alasdair M. Stewart. Aberdeen University Press. Aberdeen, 1989.
  263. The Indian journal of International Law. 1987. Vol.27. № 2−3.
  264. The Islamic Ruling on the Permissibility of Executing prisoners of War // http://63.249.218.164/html/articlesexecution.htm
  265. The Islamic Ruling on the Permissibility of Martyrdom Operations // http://63.249.218.164/html/arti clesmartvrops. htm
  266. The terrorism Reader: A Historical Anthology. Ed. by W.Laqueur. N.-Y.: New American Library, 1978.
  267. Townshend C. The Process of Terror in Irish Politics // Terrorism, Ideology and Revolution: The Origins of Modern political Violence. Edited by Noel O’Sullivan. Westveiw Press. Boulder, Colorado. 1986.
  268. UN ODCCP. Definitions of Terrorism // http://www.undcp.org/terrorism definitions. html
  269. UN ODCCP. Terrorism // http://www.undcp.org/terrorism.html
  270. Wardlaw G. Political Terrorism. Theory, Tactics and Countermeasures. Cambridge U.P.
  271. Waugh W.L. International Terrorism: How Nations Respond to Terrorists.-Salisbury: Doc. Publ. 1982.
  272. Wilkinson P. Pathways out of Terrorism for Democratic Societies // Contemporary Research on Terrorism. Edited by Paul Wilkinson and Alasdair M. Stewart. Aberdeen University Press. Aberdeen, 1989.
  273. Wilkinson P. Political Terrorism. Macmillan, London, 1974.
  274. Wilkinson P. Terrorism & the Liberal State. Second edition. MacMillan, Basingstoke and London, 1986.
  275. Wilkinson P. Terrorist Movements // Terrorism: Theory and Practice. Edited by Yonah Alexander, David Carlton and Paul Wilkinson. Westview Press /Boulder, Colorado. 1979.
  276. Wolf, John B. Fear of Fear: A survey of Terrorist Operations and Controls in Open Societies. Plenum Press. New York and London, 1981.
  277. Wolfsberg AML Principles // www.vlast.kommerasnt.ru
  278. World Wide Web of Terrorism Chechnya // file://A:chechen.htm
  279. Worldwide Refugee Information, Country report: United Kingdom, 2000 // www.refugees.or g/wor 1 d/countrv rpt/europe/united kin gdom. htm
  280. Yehoshafat Harkabi. On Guerrilla Warfare. Ma’arakhot. Tel-Aviv. 1983.
  281. Yoram Schweitzer. The Matter of Osama bin Ladin: Toward a Balanced Policy // http://www.ict.org.il/articles1. Авторефераты
  282. Т. Выдача преступников и ее значение в борьбе с международным терроризмом. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1986.
  283. В.И. Международно-правовые проблемы государственного терроризма (на примере Чили): Автореферат на соискание ученой степени диссертации кандидата юридических наук. М. 1989.
  284. Н.В. Правовые аспекты борьбы с террористическими актами международного характера: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1975.
  285. .Г. Социально-философские аспекты современного терроризма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., МПГУ, 1993.1. Диссертации
  286. Н.Н. Политический терроризм: сущность, формы проявления, методы противодействия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политологических наук. Спб. 2000.
  287. И.В. Политический терроризм: Региональный аспект: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону. 1998.
  288. .К. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма (на примере России конца 80-х-90-х годов XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону. 1999.
  289. А.А. Законодательство о борьбе с терроризмом во Франции гарантия государственной защиты прав личности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.1999.
  290. М.В. Криминологическая характеристика и предупреждение терроризма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1998.
Заполнить форму текущей работой