Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Таможенно-тарифная политика России в условиях рыночных преобразований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях, как никогда, необходим комплексный подход к решению задач по совершенствованию национальной таможенно-тарифной политики, предусматривающей дополнение и усиление экономических механизмов (собственно тарифных мер) системой эффективного таможенного администрирования, призванной предельно сузить поле для правонарушений. Следует ликвидировать явное системное противоречие, при… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Основные цели, функции и средства таможеннотарифной политики
    • 1. 1. Таможенно-тарифная политика в системе государственного регулирования экономики и внешней торговли
    • 1. 2. Инструменты таможенно-тарифной политики в современной международной практике
    • 1. 3. Принципы, нормы и правила ВТО в области тарифного регулирования внешней торговли
  • ГЛАВА 2. Эволюция и современное состояние таможенно-тарифной системы России
    • 2. 1. Регулирование внешне-экономической деятельности РФ в 90-е годы
    • 2. 2. Становление и развитие таможенно-тарифной системы
    • 2. 3. Таможенно-тарифное регулирование в контексте политики по присоединению Россия к ВТО
  • ГЛАВА 3. Эффективность таможенно-тарифного регулирования
    • 3. 1. Основные критерии оценки эффективности системы таможенно-тарифного регулирования
    • 3. 2. Влияние таможенно-тарифной политики на развитие экономики РФ
    • 3. 3. Перспективные направления повышения эффективности таможенно-тарифной политики РФ

Таможенно-тарифная политика России в условиях рыночных преобразований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифная политика является как действенным регулятором либерализации внешнеэкономических связей, так и наиболее распространенным внешнеторговым инструментом протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачена подавляющая часть международного товарооборота. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средневзвешенный уровень в развитых странах-участницах ВТО составляет сегодня 5−6%, в то время как на момент создания ГАТТ эта величина значительно превышала 30%. В этих условиях национальные товарные рынки становятся весьма уязвимыми перед иностранной конкуренцией, что придает особую актуальность политике государств по протекционистской защите отечественных производителей.

На этапе глобализации мирового хозяйства таможенно-тарифная политика становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на сближение и унификацию подходов к формированию принципов и инструментария таможенно-тарифного регулирования. Именно на этой основе достигается максимально возможная совместимость национальных торгово-политических режимов стран-членов этой организации, на долю которых приходится свыше 90% мирового товарооборота. В результате сводятся к минимуму препятствия для развития международной торговли, насколько это возможно в постоянно меняющейся экономической ситуации в странах мирового сообщества и мировой экономике в целом.

Формирование таможенно-тарифной политики России относится к началу 90-х годов. За этот период ее развитие прошло несколько этапов от безудержной либерализации до более взвешенного подхода к внешнеторговому регулированию в контексте расширяющегося участия России в мирохозяйственных связях.

В настоящее время таможенно-тарифная политика России в целом соответствует установкам и нормам ВТО. Тем не менее, весьма болезненной остается проблема протекционистской защиты отечественных предприятий и обеспечения их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Для России традиционно актуальной является фискальная функция таможенного тарифа. Если в развитых странах доходы от таможенных сборов составляют весьма скромную долю поступлений в государственный бюджет (например, в США — не более 1,5%), то пополнение российского бюджета по линии таможенных платежей формирует 30−40% его доходной части. В этой связи предстоящее присоединение нашей страны к ВТО будет сопряжено с поиском альтернативных источников формирования госбюджета.

Таким образом, возможное вступление России в эту международную организацию как никогда ранее актуализирует необходимость координации политики по обеспечению открытости национальной экономики с элементами умеренной и взвешенной протекционистской защиты отечественных производителей. В диссертационном исследовании предпринимается попытка анализа этой важной и злободневной проблемы в контексте таможенно-тарифной политики как относительно самостоятельной части общей системы регулирования внешней торговли и экономики страны в целом.

Цель и задачи исследования

Цель работы — комплексное исследование основных принципов, направлений и механизмов таможенно-тарифной политики России, начиная с 1992 года по настоящее время.

Достижение поставленных целей предопределило необходимость решения в диссертации следующих задач, последовательно раскрывающих тему:

• определить роль таможенно-тарифной политики в системе государственного регулирования экономики и внешней торговли;

• охарактеризовать функции и инструменты таможенно-тарифной политики в международной торговле и выявить их роль в современном арсенале мер внешнеторгового регулирования;

• раскрыть принципы, правила и нормы ВТО в области тарифного регулирования внешней торговли;

• проследить эволюцию развития таможенно-тарифной политики России в контексте рыночных преобразований в ее экономике;

• проанализировать основные направления таможенно-тарифного регулирования в процессе присоединения России к ВТО;

• предложить критерии оценки эффективности системы таможенно-тарифного регулирования;

• раскрыть влияние таможенно-тарифной политики на развитие экономики России на протяжении всего периода рыночных преобразований;

• обосновать перспективные направления совершенствования таможенно-тарифной политики России на основе предложенных критериев ее эффективности.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является таможенно-тарифная политика России в условиях рыночных преобразований в контексте мирового опыта по регулированию внешнеторговой деятельности. К предмету анализа относятся: подходы к формированию таможенно-тарифной политики, ее цели, функции, экономические и административные инструменты, критерии эффективности и основные этапы реализации в течение последнего десятилетия.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Теоретической основой диссертационного исследования являются базовые положения экономической теории по проблемам мировой экономики, международных экономических отношений и регулирования внешней торговли на национальном и международном уровнях, представленные в классических и современных работах отечественных и зарубежных ученых.

Автор опирался на теоретические и методологические подходы к исследованию таможенно-тарифной политики в современной мировой и российской экономике, содержащиеся в трудах Авдокушина Е., Богомолова О., Булатова А., Глухарева Л., Дюмулена И., Колесова В., Коллонтая В., Кулакова М., Ливенцева Н., Некипелова А., Оболенского В., Орешкина В., Осьмовой М., Преснякова В., Сабельникова Л., Ситаряна С., Фаминского И., Шишкова Ю., Черковца О., Чибрикова Г.

Среди зарубежных ученых, разрабатывающих данную проблематику, следует отметить Дорнбуша Р., Джексона Ж., Жюйара П., Карро Д., Кругмана П., Портера М., Эмерсона М., Эспосито Д.

Статистическая и фактологическая составляющие диссертационного исследования были сформированы в результате аналитической работы автора по изучению и обобщению официальной статистической информации, содержащейся в публикациях Госкомстата РФ, Таможенного комитета РФ, а также законодательных и нормативных документов, касающихся регулирования внешнеэкономической деятельности. В этом ряду следует указать статьи и обзоры в центральных экономических и внешнеторговых периодических изданиях России.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

— обосновано положение о том, что в последние годы в таможенно-тарифной политике России наметились некоторые позитивные тенденции, в частности: более широкое использование избирательного подхода к изменению уровня ввозных таможенных пошлин, их выстраивание на принципах тарифной эскалации и эффективной защиты добавленной стоимости, произведенной в отечественной экономике;

— отмечено, что прогрессирующая либерализация таможенного тарифа в России и соответствующее снижение протекционисткой защиты отечественного производителя пока не сопровождаются заметными структурными сдвигами в экономике по причине низкой внутренней мобильности трудовых ресурсов и отсутствия достаточной мотивации к переливу капитала в другие, более эффективные отрасли;

— доказано, что, принимая во внимание относительно низкий уровень средневзвешенной ставки таможенного тарифа в России и значительную открытость национальной экономики, в условиях предстоящего присоединения России к ВТО следует ожидать дальнейшего развития системы вспомогательных, скрытых регуляторов импорта в части использования экологических, санитарных, технических и прочих требований к поставкам зарубежной продукции как одного из действенных механизмов защиты отечественного производства;

— на основе анализа практики тарифного регулирования импортной деятельности раскрыты некоторые направления дальнейшего развития таможенного дела в России: совершенствование научных и методических подходов к выбору вида и определению ставок таможенных пошлин, улучшение структуры тарифа, отработка системы тарифной классификации, ужесточение контроля за правильным определением таможенной цены и декларированием страны происхождения импортного товара, упрощение и ускорение таможенных процедур.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее отдельных положений, выводов и рекомендаций для государственных органов, ответственных за разработку и проведение внешнеторговой политики. Диссертация может быть полезна научно-исследовательским организациям, ведущим аналитическую работу по проблемам таможенно-тарифной политики страны. Проведенное исследование представляет определенный интерес для коммерческих структур при разработке ими своей стратегии и тактики конкурентной борьбы на внутреннем и зарубежных рынках. Работа может быть адресована высшим учебным заведениям экономического профиля для подготовки и чтения курсов «Экономика зарубежных стран», «Международная экономика», «Международные экономические отношения», «Внешняя торговля России».

Апробация и внедрение основных результатов диссертации. Работа прошла апробацию на кафедре экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Определенные содержательные и текстовые фрагменты работы использовались в учебно-педагогической и научной деятельности кафедры экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей экономического факультета МГУ.

Основные положения диссертации опубликованы в двух работах общим объемом 1,6 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях таможенно-тарифное регулирование выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются протекционистская (защитная) и фискальная. Сегодняшний протекционизм — это средство поддержания менее эффективных, но важных с точки зрения обеспечения занятости, регионального развития и интересов национальной экономической безопасности производств. Характерной особенностью при этом стало постепенное и устойчивое снижение фискальной нагрузки на таможенный тариф при заметном повышении его роли в осуществлении структурной экономической политики. Как и во всем мире, в зависимости от стоявших задач хозяйственного развития, в России в разные периоды времени преобладающими в государственном регулировании внешней торговли были и периоды выраженного протекционизма, и периоды либерального отношения к импорту.

В условиях рыночных преобразований национальная таможенно-тарифная политика России формировалась как исключительно либеральная. Несмотря на то, что нулевые или минимальные тарифы 1992;1993 гт. впоследствии были заменены весьма высокими пошлинами, в условиях значительного финансового, организационного, технического превосходства импортного сектора эффективно реализовать защитную функцию таможенного тарифа не представлялось возможным.

На старте экономических реформ наблюдалась очевидная недооценка влияния таможенного тарифа на формирование количественных и качественных параметров хозяйственной деятельности. Либеральный характер российской таможенно-тарифной политики, особенно в первые годы, усиливался в связи с общей невысокой эффективностью системы тарифного регулирования и таможенного администрирования. Отсутствие эффективных механизмов регулирования и контроля обусловили ее изначально криминогенный характер.

За исключением отдельных непродолжительных периодов защитные функции таможенного тарифа рассматривались как несущественные, второстепенные, а безусловный приоритет отдавался решению фискальных задач. Объемы импортных поставок непрерывно нарастали. В отсутствие целостной и последовательной протекционистской политики даже заметное ужесточение тарифного регулирования в середине 90-х гг. на фоне многочисленных брешей в сфере таможенного контроля и низкого конкурентного потенциала отечественных товаропроизводителей смогло лишь несколько затормозить, но не обратить вспять импортную экспансию на внутреннем рынке.

В то же время, несомненно, в полной мере были реализованы фискальные функции таможенного тарифа. Повысились не только объемы бюджетных поступлений от внешней торговли, но и собираемость таможенных платежей, которые стали самым устойчивым и предсказуемым источником бюджетных доходов. Фискальная отдача тарифа повышалась по мере стабилизации рубля и роста устойчивости внутреннего спроса, подтверждая тем самым мнение о том, что в условиях переходной экономики реальное влияние таможенного тарифа на пополнение бюджетных доходов находится в тесной зависимости от состояния народного хозяйства в целом.

Важной причиной низкой результативности структурной составляющей тарифной политики стало отсутствие в национальной экономике долгосрочных ориентиров структурно-технологической перестройки производства и углубления его специализации в системе международного разделения труда. Структурные сдвиги в экономике осложнены низкой мобильностью трудовых ресурсов. и отсутствием мотивации к переливу капитала в другие, более эффективные отрасли российской экономики. Постоянная «подстройка» тарифной системы (повышение или снижение ввозных пошлин на те или иные товары), как правило, осуществлялась под давлением отраслевых лоббистов, что закономерно искажает формат структурной политики в рыночных условиях хозяйствования.

Вместе с тем, проведенный в диссертации анализ формирования и развития таможенно-тарифной политики позволяет сделать вывод о ее заметной активизации в последние три года. Так, более широко стал использоваться избирательный подход к изменению уровня ввозных таможенных пошлин, их выстраивание на принципах тарифной эскалации и эффективной защиты добавленной стоимости, произведенной в отечественной экономике. Таможенный тариф стал более подробным и конкретным, что обеспечивает правильную классификацию товаров для целей таможенного обложенияповысилась его стимулирующая роль в отношении приобретения прогрессивного зарубежного оборудования и технологий для нужд народного хозяйствабыло обеспечено последовательное снижение пошлин на многие важные потребительские товары.

Однако, тарифная политика, подчиненная целиком и полностью фискальным интересам, была не совсем адекватна по отношению к экономической реальности. Сегодняшний тариф чрезмерно упрощен, либерален даже по отношению ко многим чувствительным для внутреннего рынка позициям и изобилует комбинированными ставками пошлин, которые охватывают чуть ли не большую часть ввозимых потребительских товаров. Некоторые элементы протекционизма в национальной торговой политике, появившиеся в 2001;2002 гг., выражены до сих пор крайне слабо и не способны адекватно реализовать защитную функцию тарифа.

В современных условиях, как никогда, необходим комплексный подход к решению задач по совершенствованию национальной таможенно-тарифной политики, предусматривающей дополнение и усиление экономических механизмов (собственно тарифных мер) системой эффективного таможенного администрирования, призванной предельно сузить поле для правонарушений. Следует ликвидировать явное системное противоречие, при котором сегодня таможенно-тарифная политика, призванная регулировать импорт как экономически и социально значимый вид деятельности, носит в основном «узковедомственный» характер, ориентируясь, главным образом, на решение фискальных задач. При этом, зачастую фискальные мотивы вступают в противоречие с необходимостью реализации протекционистских и структурных функций тарифа, тактическими и стратегическими целями формирования эффективного спроса и предложения, здоровой конкурентной среды.

Придание большей гибкости национальной тарифной политике позволило бы наиболее эффективным способом сочетать ее протекционистскую и фискальную функции, в том числе при определении ставок пошлин в отношении «чувствительной» для российского рынка продукции или же применительно к товарам дополняющего ассортимента.

Очевидно, что в условиях резкого увеличения импортных объемов и появления признаков вытеснения российских товаропроизводителей с внутреннего рынка необходима система мер по защите интересов национального бизнеса. Однако, при этом следует учитывать и интересы потребителей, а также долгосрочные цели российской экономики, состоящие в модернизации хозяйства на основе передовых технологий и развития эффективной рыночной конкуренции. Работа по защите внутреннего рынка от агрессивной импортной конкуренции не должна носить характер необоснованного протекционизма под предлогом защиты неэффективных производств, а соответствующие меры могут вводиться только после доказательства ущерба от импорта и лишь на срок, необходимый для адаптации национальных производителей к иностранной конкуренции.

Очевидно, что сегодня Россия нуждается в созидательной тарифной политике, стимулирующей и поддерживающей хозяйственный подъем. Центральным вопросом в этом контексте является дальнейшее последовательное снижение пошлин на закупаемое за рубежом прогрессивное технологическое оборудование, необходимое для радикальной модернизации материально-технической базы отечественной экономики.

Все более важным средством реализации фискальных, протекционистских и иных функций государства в регулировании внешней торговли в настоящее время выступает контрольно-экспертная и правоохранительная деятельность таможенных органов. Магистральный путь развития таможенной системы — упрощение и ускорение процедур таможенного контроля и таможенного оформления при неукоснительном соблюдении действующих правил и фискальных интересов государства.

Стоящие в настоящее время перед страной задачи по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования неразрывно связаны с его большей ориентацией на общепринятые международные нормы и правила, которые достаточно жестко регламентируют действия государства в таможенно-тарифной сфере. Данное обстоятельство значительно затруднит для России любое повышение ставок пошлин и ужесточение таможенных правил, пусть и продиктованное экономической целесообразностью. Именно поэтому должна быть выработана новая технология принятия решений в таможенно-тарифной области, позволяющая объективно оценить обоснованность и актуальность предлагаемых мер, с тем чтобы они были понятны для мирового сообщества и не наносили ущерба интересам страны, включая производителей, потребителей и государство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Декреты Советской Власти. Сборник, т.2. -М., -1959.
  2. Дополнения от марта 1994 г. к Временному импортному тарифу от 1 июля 1992 г.
  3. Временный импортный тариф от 1 июля 1992 г.
  4. Генеральное соглашение по тарифам и торговле. ГАТТ. 1947 г., Санкт -Петербург, «Закон и бизнес», 1994.
  5. Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности № 157-ФЗ от 13 октября 1995.
  6. Закон РФ «О таможенном тарифе Российской Федерации» от 21 мая 1993 г. № 5003−1 (в редакции федерального закона от 27.05.2000 г. № 74-ФЗ).
  7. Инкотермс 2002. Официальный перевод. 2002.
  8. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 г. J6 146-ФЗ (в редакции от 02.01.2000 г.)
  9. Российская таможня: итоги и перспективы. Пресс конференция председателя ГТК в Доме журналиста. Январь 2000 г. БИКИ № 13, 8 февраля 2000 г.
  10. Сборник документов справочно-информационных и методических материалов т.4, выпуск 1. -М., -1991 г.
  11. Сборник нормативных актов и методических материалов по вопросам внешнеэкономической деятельности. -М., -1990.
  12. Собрание законодательства РФ N 5., М., -1994.
  13. Ставки импортных и экспортных таможенных пошлин. -Тирекс. -2000 г.
  14. Таможенный тариф СССР от 1 октября 1961 г.
  15. Таможенный кодекс РФ от 18.06.1993 г. № 5221−1 (в редакции от 10.02.1999 г.)
  16. Таможенный тариф Российской Федерации, по состоянию на июль 2002 г.
  17. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации.-М., -ГТК России, -1993 г.
  18. Таможенное право. / Ред. Ноздрачев А. Ф., М., Юрист, 1998.
  19. Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14.04 1998 г.
  20. И. Внешнеэкономический толковый словарь. Инфра М. 2000.
  21. Final Act Embodying the Results of the Uruguay Round of Multirateral Trade Negotations. Marrakesh, 15 April 1994.
  22. П. Национальная и международная статистика
  23. Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации. Законодательство. Раздел 6. -М., -1993. Промышленность России. М., Госкомстат России, 1999 2002 гт.
  24. Российский статистический ежегодник. М., Госкомстат России. 1996 -2002 гг.
  25. Социально экономическое положение России. -М., -Госкомстат России. — 1992 г.
  26. Социально экономическое положение России. -М, -Госкомстат России. -1993 г.
  27. Социально экономическое положение России. М., Госкомстат России. 1996 — 2003 гт.
  28. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. М., ГТК России, 1995 2002 гт.
  29. International Trade, 1997 2000. Geneva, 1998 — 2001.
  30. World Development Indicators. The World Bank. 1998 2001.
  31. The Wold Trade Organization, Annual Report, 1998 2002, vol.1, Geneva, 1998−2002.
  32. Russia: forcing econovic relations, -M, -ВНИКИ, -№ 4, 2002 r.
  33. I. Монографии, сборники, брошюры и специальные издания
  34. Г. В. Правовое регулирование таможенных платежей. -М., «Юриспруденция», -2000 г.
  35. Н.М. Финансово-правовое регулирование внешней торговли./ -М., -МЦУПЛ, -1999 г.
  36. АТТ. Структура и деятельность. Женева, -1992 г.
  37. В. Таможенное законодательство Российской Федерации, -Изд -во «Терминал», -М., -1993 г.
  38. ВТО. Всемирная торговая организация. Изд во секретариата. Женева, 1995 г.
  39. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы./ М., — ВНИКИ, -1998−2002 гг.
  40. Внешняя торговля России на рубеже веков./ Под. ред. С.Долгова. -М., -Экономика, -2001 г.
  41. Е.Ф., Кутовой В. М. Таможенные режимы: практические аспекты таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. -М., — ЗАО «Бизнес школа «Интел — Синтез», -1999 .г.
  42. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России.// М., «Республика», 2004.
  43. В., Сабельников Л., Чеботарева Е. Таможенное обложение товаров при ввозе в Европейский Союз. -ВНИКИ, -М., -1997 г.
  44. О.Д. Внешняя торговля: времена перемен./ -М., -Марко-Медиа, 1996 г.
  45. И. Современое таможенно тарифное регулирование (зарубежная практика). М., ВАВТ, 1998 г.
  46. Г. А. Радикальная реформа хозяйственного управления, — М, -1988 г.
  47. А. Таможенные режимы. Таможня и бизнес. -Тирекс. -2001 г.
  48. В.М., Назаренко К. С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. -М., -Экзамен, -2001 г.
  49. Налоговое регулирование ввоза/ вывоза товаров, 2001./ -Фирма «Бдаговест-В», -Центр экономики и маркетинга., -М., -2001 г.
  50. В. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. -М, -РТА ПСТ РФ,-1997г.
  51. Реформа внешнеэкономических связей СССР: основные проблемы и тенденции. -ВНИКИ, -М, -1991 г.
  52. Проблемы адаптации внешнеэкономических связей России в условиях открытой экономики./ Под.ред. М. Осьмовой., -М., -МГУ экономический факультет., -1997 г.
  53. Л. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, -М, -«Коринф», -1991 г.
  54. Современные проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности. ВНИКИ, -М, — 1993 г., -част 1.
  55. А. Менделеевский тариф. История реформ: 110 лет таможенному тарифу 1891 г. // Экономика и жизнь. июнь, № 26, -2001 г.
  56. Таможенный контроль товаров, подлежащих нетарифным мерам регулирования ВЭД. -М., -1999 г.
  57. Таможенные режимы. -Таможня и бизнес.- Тирекс. -2002 г.
  58. Таможня. Все пошлины, налоги и платежи 2001 г. Справочник / под ред. Карпова В. В., -М., -«Экономика и финансы», -2001 г.
  59. Таможенное право России (Конспект лекций в схемах)/ Ред. сост. Платонов Д. И., -М., -Изд — во «Приор», -1999 г.
  60. Таможенная политика России в новых условиях. Материалы научно -практической конференции в РТА. / -М., -24 ноября 1998 г.
  61. Тезисы доклада председателя ГТК РФ М. В. Ванина на 11 Всероссийском совещании руководителей таможенных органов (17 18 ноября 2000 г.)., -Таможенные ведомости. 1, -2001 г.
  62. И. Таможенное право России. -М., -Феникс, -2001 г.
  63. И.Н. Внешнеэкономические связи России: статистико-аналитический справочник./ МГИМО, -Мид РФ, -М., -Международные отношения, -2001 г.
  64. Г., Пресняков В., Фаминский И. Регулирование внешнеэкономических связей. -М., -«Инфра- «М», 1997 г.
  65. В. Внешнеэкономическая политика России в переходный период. Вопросы формирования, направления, реализации. -М, -РТА ГТК РФ,-1998 г.
  66. Экономико правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли Российской Федерации ./ Под ред. Дворцова В. И., -М, -Изд — во «Экономика», -2001 г.
  67. D., Fischer S., Dornbusch R., «Economics. Chapter 32. International Trade and Cjmmercial Policy», England, 1996.
  68. Emerging market of Russia. Sourcebook for Investment and Trade. Ed. By V. Kvint, Arthur Andersen, LLP, 1998.
  69. Jackson J. The World Trading System. London, 1999.
  70. Emerson M. The thtee horses of Russia’s foreign trade «troika»: globalism, regionalism, and protection. London School of Economics, November 1996.1. Журнальные и газетные публикации
  71. Е.В. Международный опыт и российская практика защиты товаропроизводителей на внутреннем рынке. // Бюллетень иностранной коммерческой информации. -2001 г., -20 октября, № 121, С. 1 2- -23 октября, № 122.
  72. JI. Фактор, от правильного учета которого во многом зависит эффективность экспортно-импортных операций в России // Внешнеэкономический бюллетень, -2001. -№ 1.
  73. А.Т. О влиянии таможенно-тарифной политики на развитие экономики и состояние внутреннего рынка России // Внешнеэкономический бюллетень, -2001. 6.
  74. М.Ванин «Реформа таможенной системы и эффективность экономики», Проблемы теории и практики управления, -М., 2, -2001 г.
  75. А. Тарифное регулирование импорта в преддверии присоединения России к ВТО. // Российский экономический журнал. -2002 г., -№ 9.
  76. Внешняя торговля России в 2000 г. // БИКИ. -2001г.-27 февр., N22., С.2−3., -1 марта, N23.
  77. Внешняя торговля России в 2001 г. // БИКИ.-2002 г.-14 февр., N 15.
  78. Г. Разумный протекционизм.// Эксперт. 33.- 1998
  79. О. Экономическая безопасность России в свете внешнеэкономической деятельности . // Внешнеэкономический бюллетень, -2001. 1.
  80. С. Основы обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс. Российский экономический журнал, № 1, -1997.
  81. А., Ляпунова Г. Таможенники укрепляют налогоплательщиков. // Коммерсантъ.-2001.85.
  82. Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны. // Российский экономический журнал. -1997. -№ 9.
  83. Р. Стратегия импортозамешения. // Экономист. -2000. 10.
  84. Е. Тарифное квотирование на продовольственном рынке: использование мирового опыта в России. // БИКИ, -2002 г., -29 января, № 8, — -31 января, № 9.
  85. А. Как был организован российский финансовый кризис. Вопросы экономики, -1998, -№ 12
  86. Каика 3. День защитника отечества: Россия включилась во всемирную стройку протекционистских барьеров. // Ведомости, -2002, -14 марта, -№ 42.
  87. А.В. Государственная поддержка национальных производителей и экспортеров по законодательству Великобритании. // Внешнеэкономический бюллетень, -2001 г. -№ 11.
  88. Медведев В Проблемы экономической безопасности народного хозяйства. //Вопросыэкономики. -1997. 3.
  89. Международные экономические отношения. Под. ред И. П. Фаминского. М.: Юрист, 2001.
  90. А.Г. Либерализм и экономика. М.: Логос, 2003.
  91. А. О совершенствовании регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. //БИКИ. -2001. № 143.
  92. В., Голяшева Т. Методические основы определения таможенных пошлин на производственно техническую продукцию. // Экономист.-2002., -№ 9.
  93. В.А. Внешнеэкономический комплекс России на пороге XXI века итоги, проблемы, перспективы. // Бюллетень иностранной коммерческой информации, -1999, — №№ 153 — 154- -2000, -№№ 12, 44
  94. В.А. Валютно ценовой контроль внешнеторговых операций. Экспортные и импортные операции. // М., АКДИ «Экономика и жизнь», 1996, -вып. 14(81)
  95. В.А. Валютно ценовой контроль внешнеторговых операций. Внешнеторговые бартерные операции. // М., АКДИ «Экономика и жизнь», 1997, -вып. 10 (91)
  96. В. Неизбежные потери и возможные выгоды. // Промышленный мир. -2001. № 3.
  97. Е. Следовать национальным интересам в регулировании внешнеэкономической деятельногсти. // Внешняя торговля. -2000. -№ 3.
  98. И., Белоконь Ю., Соколов В. Политика протекционизма в России.// Международный бизнес России, -1996. -№ 10.
  99. А. О некоторых показателях эффекта внешнеэкономических связей России. //Внешнеэкономический бюллетень, -2000. -№ 9.
  100. А. Киотская конвенция и основные направления таможенной реформы. // Таможня. -2002., -№ 6.
  101. В. Проблемы рационализации импорта России. // Внешнеэкономический бюллетень, -2000. -№ 2.
  102. Таможенная политика России в новых условиях. Материалы научно-практической конференции в РТА. -М., — 24 ноября, -1998.
  103. Т. Присоединение России к ВТО и принцип наибольшего благоприятствования.// Внешнеэкономический бюллетень, -2000. -№ 6.
  104. И. Синдром развивающейся страны: в 2000 году таможенные сборы обеспечили треть доходов госбюджета. // Сегодня, 2001 г., -27 января, -№ 19.
  105. Т. Защита внутреннего рынка стран Центральной Европы. //"Внешнеэкономический бюллетень», -№ 2, -2000.
  106. О.В. Экономика и внешнеэкономические связи России в условиях глобализации. //М., МАКС Пресс. 2003.
  107. Бюллетень иностранной коммерческой информации, 1995 2003 гг.
  108. Бюллетень отечественного товаропроизводителя, 2001 2003 гг.
  109. Внешняя торговля Российской Федерации, 1995 2003 гг.109. Ведомости, 2000 2003 гг.
  110. Вестник Московского университета. Серия экономика, 1998 2003 гг.
  111. Внешняя торговля. 1995 2003 гг.
  112. Внешнеэкономический бюллетень, 2000 2003 гг.
  113. Время новостей, 2000 2003 гг.
  114. Все о налогах, 2000 2003 гг.
  115. Инвестиции в России. 1998- 2003 гг.116. Итоги, 2001 -2003 гг.
  116. Коммерсантъ, 1995 2003 гг.
  117. Международная жизнь и международные отношения, 1998 2003 гг.
  118. Пищевая промышленность, 2000 2003 гг.
  119. Российская газета, 1995 2003 гг.
  120. Ч 121. Таможенные ведомости, 1998 2003 гг.
  121. Экономика и жизнь, 1995 2003 гг.123. Эксперт, 1999 2003 гг.
  122. Bussiness Week, 1999 2002.125. Economist, 1995 2001 гг.126. EURO info, 1995 — 2000.
  123. Official Journal ofthe European Communities, 1995 2001.
  124. Financial Times, 1995 2001.129. TACIS News, 1995 2000.
  125. The Economic Journal, 1995 2001.
Заполнить форму текущей работой