Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение переводческому анализу текста в курсе «Практикум по культуре речевого общения»: Английский язык, языковой вуз

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современном переводоведении не ставится под сомнение трехэтапная структура процесса перевода, включающая (1) этап восприятия и понимание текста оригинала, (2) этап перевода, (3) этап редактирования и анализа результатов перевода. Адекватное понимание смысла (< оригинала, несомненно, является основой всех видов перевода. Однако специфика письменного перевода, где на первом плане стоит творческий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕВОДЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА
    • 1. Понятия «переводческий анализ текста» и его определение
    • 2. Модель переводческого анализа текста
    • 3. Роль критического и творческого мышления в обучении переводческому анализу текста
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕВОДЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА В КУРСЕ «ПРАКТИКУМ ПО КРО»
    • 1. Лингводидактические основы и содержание методики обучения переводческому анализу текста
    • 2. Переводческий анализ текста и критерии качества письменных учебных переводов
    • 3. Опытное обучение и анализ результатов опытного обучения
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Обучение переводческому анализу текста в курсе «Практикум по культуре речевого общения»: Английский язык, языковой вуз (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное российское общество на пути интеграции в европейское ^ политическое, экономическое и культурное пространство остро нуждается в квалифицированных переводчиках, не только обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции, но и наделенных чертами, качествами и компетенциями самостоятельной и внутренне мобильной личности, способной к самоактуализации в условиях постоянно изменяющегося мира. Решение этой задачи возможно только, на основе гуманистических принципов концепции антропоцентризма, в свете системообразующего понятия языковой личности. Эти и другие факторы объясняют тот факт, что обучение переводу как технологии, по тематическому принципу и на базе учебных пособий, представляющих собой лишь перечень наиболее частотных лексических и грамматических соответствий между исходным языком (ИЯ) и языком перевода (ПЯ) с соответствующими комментариями, давно себя исчерпало [Латышев 1981:4- Алексеева 2003:137], как недостаточно способствующее развитию личностных качеств и профессиональных компетенций переводчика. Поэтому совершенствование методики преподавания перевода в высшей школе является требованием времени.

В современном переводоведении не ставится под сомнение трехэтапная структура процесса перевода, включающая (1) этап восприятия и понимание текста оригинала, (2) этап перевода, (3) этап редактирования и анализа результатов перевода [Алексеева 2003:144- Балаганов 2002:21- Комиссаров 1999(a): 155- Латышев, Семенов 2003:154]. Адекватное понимание смысла (< оригинала, несомненно, является основой всех видов перевода. Однако специфика письменного перевода, где на первом плане стоит творческий аспект работы переводчика, умение правильно оценивать и выбирать языковые средства, высокие требования, предъявляемые к качеству письменного перевода, недопустимость в нем смысловых и прочих ошибок, определяет ту особую роль, которую играет в письменном переводе начальный этап — этап понимания смысла оригинала. Экстраполяция результатов ряда исследований в области переводоведения (И.С.Алексеева, М. П. Брандес, Е. В. Бреус, В. Н. Комиссаров, Л. К. Латышев, В.И.Провоторов), психолингвистики (А.А.Леонтьев, И. А. Зимняя, И.И.Халеева), когнитивной и коммуникативной лингвистики (Л.И.Гришаева, Г. В. Кол шанский, В. А. Маслова, А. Ф. Ширяев, И.В.Романова) на проблемы обучения письменному переводу позволяет рассматривать переводческий анализ текста (ПАТ) как технику понимания смысла, технику, которой будущих переводчиков нужно учить специально, поскольку переводческий анализ текста, направленный на понимание смысла текста и определение стратегии перевода является важным фактором повышения качества письменного перевода.

Тем не менее, анализ литературы по переводоведению и ознакомление с рядом практических руководств по переводу показывают, что вплоть до недавнего времени именно первый этап перевода — этап понимания смысла оригинала оставался, в основном, вне поля зрения исследователей. j, Однако постепенно все больше авторов [Нечаев 1986:56−57- Мирам if.

2001:253- Ермолович 2003:46] стали вплотную приближаться к рассмотрению проблемы понимания текста переводчиком. В последних исследованиях М. П. Брандес, В. И. Провоторова, Л. К. Латышева, И. С. Алексеевой, Е. В. Погорелова, Д. И. Ермоловича упомянутая проблема разработана более детально, введен термин «предпереводческий анализ текста». Некоторая «громоздкость» данного термина побудила нас сначала трансформировать его в «предпереводной анализ», что указывало бы на то, ^ что таковой анализ выполняется до начала собственно процесса перевода.

Впоследствии, однако, мы убедились в том, что на практике оба эти этапа работы неразрывно связаны и, в некоторой степени, накладываются друг на друга, что и определило наше решение использовать термин «переводческий анализ текста» (ПАТ), предполагающий не более и не менее того, что анализ текста обязательно выполняется переводчиком.

Важнейшую роль ПАТ в создании качественного профессионального перевода подчеркивают В. Н. Комиссаров [Комиссаров 2004:356−360, 375], Л. К. Латышев [Латышев 1981:208−211]. Е. В. Бреус включает понятие ПАТ в свое определение перевода [Бреус 2001:19].

В то же время, на сегодняшний день, насколько нам известно, не существует ни четкого определения переводческого анализа текста, ни последовательной методики обучения ПАТ на материале английского и русского языков.

Изучение и анализ теоретической литературы, а также результаты наблюдений, анкетирование и беседы со студентами в практической деятельности преподавания письменного перевода в период с 2002 по 2005 гг. позволили выявить следующие противоречия между:

1. значимостью этапа ПАТ в письменном переводе и отсутствием целостной методической системы обучения ПАТ на материале английского и русского языков;

2. активным характером переводческого анализа текста как ^ познавательной деятельности, и пассивной позицией многих студентов в учебном процессе;

3. традиционным обучением переводу как технологии, по тематическому принципу, и необходимостью универсализации профессиональной подготовки будущих переводчиков на начальном этапе обучения письменному переводу текстов;

4. мотивирующим характером оценки при гуманистическом подходе в лингводидактике и высокой степенью субъективности и.

ЦГ непредсказуемости оценки письменных учебных переводов.

Методическая система подготовки переводчиков, не включающая в себя последовательно реализуемой методики обучения ПАТ приводит к недооценке студентами значимости начального этапа работы над письменным переводом — этапа, предполагающего осознанную мыслительную деятельность по восприятию и пониманию оригинала и определению стратегии перевода. Следствием этого является подход к переводимому тексту как к простой последовательности языковых единиц, что приводит в результате к т.н. «наивному», иначе говоря, некачественному переводу.

С другой стороны, количество и разнообразие сфер человеческой деятельности, требующих участия переводчика, слишком велико, чтобы тематический принцип в подготовке переводчиков мог себя оправдывать. Профессиональная подготовка переводчика должна быть ориентирована на обучение «самонастраивающихся» языковых посредников широкого профиля, то есть должна носить универсальный характер, закладывая основы для последующей узкой специализации, «доучивания» на рабочем месте [Латышев 1999:80]. Отсюда следует, что на начальном этапе обучения письменному переводу текстового материала акцент должен быть сделан на развитие умения «правильно подойти к переводу, причем — любого текста» [Алексеева 2003:145], чему, собственно, и служит обучение переводческому анализу текста.

И, наконец, высокая степень субъективности оценки письменных учебных переводов приводит к взаимному непониманию и рассогласованию действий преподавателей и студентов, а значит, не способствует эффективному учебному процессу в атмосфере сотрудничества.

Вышеизложенные противоречия привели к формулировке проблемы, суть которой заключена в следующем: как и каким образом должна быть организована методика обучения переводческому анализу текста, чтобы она являлась органичной частью общей структуры методики обучения письменному переводу в русле антропоцентрической парадигмы и, тем самым, способствовала оптимизации подготовки переводчиков в языковом вузе?

Все изложенное свидетельствует об актуальности проблемы обучения студентов специальности «Перевод и переводоведение» переводческому анализу текста, что и обусловило выбор темы исследования: «Обучение переводческому анализу текста в курсе „Практикум по культуре речевого общения“ (английский язык, языковой вуз)».

Включая обучение в курс ПКРО, мы исходили из убеждения, что система профессиональной подготовки переводчика должна быть не предметно, а профессионально ориентирована, иными словами, все дисциплины в системе профессиональной подготовки переводчиков должны в той или иной мере способствовать формированию переводческих компетенций, что в полной мере соответствует укрепившемуся в современном переводоведении пониманию перевода как явления * синтетического и междисциплинарного [Цвиллинг 1999, Швейцер 1999].

Обучение ПАТ на основе предлагаемой методики соответствует содержанию курса ПКРО, закрепленному в ГОС ВПО второго поколения [47], придавая данному курсу дополнительную переводческую направленность.

Объектом данного исследования является процесс обучения переводческому анализу текста как неотъемлемой части обучения письменному переводу студентов специальности «Перевод и переводоведение».

Предметом исследования является методика обучения студентов специальности «Перевод и переводоведение» переводческому анализу текста (ПАТ) в курсе «Практикум по культуре речевого общения» (ПКРО, английский язык).

Цель работы состоит в научно-теоретическом обосновании, практической разработке и апробации методики обучения ПАТ на материале текстов различных стилей и жанров в курсе ПКРО (английский язык), ff Гипотеза, определившая весь ход исследования, состоит в следующем предположении: обучение студентов специальности «Перевод и переводоведение» переводческому анализу текста будет успешным и эффективным, если: а) будет осуществляться в русле компетентностной парадигмы, на основе концепции антропоцентризма, с учетом гуманистических принципов личностно-деятельностного подхода и в свете системообразующего понятия v. языковой личностиб) методика обучения студентов специальности «Перевод и переводоведение» переводческому анализу текста найдет свое воплощение в учебно-методическом пособии, образующем основу теоретико-практического курса, содержанием которого являются, с одной стороны, теоретические материалы, и, с другой стороны, система предпереводческих и переводческих упражнений.

Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования определяют следующие задачи:

1. на основе изучения и анализа специальной литературы по философии, переводоведению, психолингвистике, лингвокультурологии, психологии раскрыть содержание и дать определение ПАТ, релевантное целям настоящего исследования;

2. разработать модель ПАТ, применимую при работе с текстами (различных жанров, и отвечающую требованиям универсальности, простоты и практической эффективности;

3. выявить роль критического и творческого мышления в обучении ' переводческому анализу текста и, тем самым, уточнить механизм оптимизации процесса обучения переводческому анализу текста;

4. определить лингводидактические основы обучения ПАТ и разработать учебно-методический комплекс по обучению переводческому анализу, переводу и редактированию различных типов текстов, состоящий из учебно-методического пособия и сопровождающих его методических рекомендаций;

5. определить критерии оценки качества письменных учебных переводов, необходимые как для оптимизации обучения ПАТ в целом, так и для определения эффективности предлагаемой методики;

6. в ходе опытного обучения апробировать упомянутый учебно-методический комплекс и проверить эффективность предлагаемой методики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• когнитивно-обобщающие методы (изучение и анализ литературы по лингводидактике, когнитивной психологии, филологии отечественных и зарубежных авторов);

• диагностические методы (анкетирование, беседы со студентами и преподавателями, тестирование);

• обсервационные методы (наблюдения в различных режимах);

• экспериментальные (опытное обучение проводилось на базе кафедры Лингвистического Образования (специальность 31 202 — «Перевод и переводоведение»), в группах третьего курса в 2003, 2004, 2005 годах. В исследовании представлены результаты опытного обучения 2005 года);

• математические (математическая обработка результатов опытного обучения).

Теоретико-методологической базой исследования являются: — в области теории и методики обучения и воспитания, дидактики ИЯ:

— идеи антропоцентризма, личностно-ориентированного, гуманистического и деятельностного подходов в образовании, определяющие характер компетентностной парадигмы в сфере образования (Н.Д.Гальскова, А. А. Залевская, И. А. Зимняя, Ю. Н. Караулов, Р. П. Мильруд, Р.К.Миньяр-Белоручев, Е. Н. Соловова, И. И. Халеева, И. А. Цатурова, Г. В. Чернов и др.);

— исследования критического и творческого мышления (О.А.Алмабекова, И. А. Бескова, Е. Волков, А. А. Гончаров, Линдсей Г., Халл К. С., Томсон Р. Ф., И. В. Слесаренко, Becker G.M., Bowell Т., Kemp G., Ennis R. H.,.

Hassel С., Hatcher D.L., Huitt, W., Krathwohl D., Bloom В., Masia В., Kurland D. J., Paul R., Scriven M., Wakefield J.F. и др.) — - в области филологии: Ф — исследования когнитивно-дискурсивного направления и теории текста.

Т.А. ван Дейк, Л. И. Гришаева, Г. В. Колшанский, Е. С. Кубрякова, М. Л. Макаров, Т. М. Николаева, И. В. Романова, Л. В. Цурикова, Г. В. Чернов, Л. А. Черняховская, Н. В. Шевченко и др.);

— исследования в области лингвокультурологии и когнитивистики (А.Вежбицкая, В. И. Карасик, В. А. Маслова, В. И. Хайруллин, С.Г.Тер-Минасова и др.);

— исследования в области лингвостилистики и стилистики текста (И.В.Арнольд, М. П. Брандес, Р. А. Будагов, И. Р. Гальперин,.

A.И.Горшков, К. М. Ирисханова, Л. Г. Лузина, В. Л. Наер, Н. М. Разинкина, Г. Я. Солганик, Л. В. Славгородская, Т. Н. Хомутова и др.);

— исследования по переводоведению и дидактике перевода (И.С.Алексеева, Е. В. Бреус, B.C. Виноградов, Ж. А. Голикова, С. И. Канонич, В. Н. Комиссаров, Л. К. Латышев, Г. Э. Мирам, А. Л. Семенов,.

B.В.Сдобников, А. В. Федоров, М. Я. Цвиллинг, А. Д. Швейцер, Ширяев А. Ф. и др).

Широкий круг вопросов, затронутых в исследовании, объясняется междисциплинарным статусом перевода [Швейцер 1999:30], что предопределяет тот факт, что задачи, стоящие перед методикой обучения переводу и переводческому анализу текста могут быть решены только в русле комплексного интегративного подхода [Залевская 2004; Ледовских 2004], объединяющего достижения различных наук.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: а) использованием адекватных методов исследованияб) результатами опытного обучения.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем:

• раскрыто содержание, дано оригинальное определение и разработана оригинальная модель переводческого анализа текста на основе интеграции коммуникативно-когнитивного и деятельностного подходов;

• уточнена роль критического и творческого мышления в применении алгоритмов переводческого анализа текста.

Теоретическая значимость исследования состоит в доказательстве эффективности обучения студентов специальности «Перевод и переводоведение» переводческому анализу текста (а) в русле компетентностной парадигмы, на основе концепции антропоцентризма, с учетом гуманистических принципов личностно-деятельностного подхода и в свете системообразующего понятия языковой личности- (б) посредством учебно-методического пособия, образующего основу теоретико-практического курса, содержанием которого являются, с одной стороны, теоретические материалы, и, с другой стороны, система предпереводческих и переводческих упражнений.

Практическая ценность работы заключается в разработке в русле антропоцентрической парадигмы и на основе личностно-деятельностного подхода интегрированного теоретико-практического курса ПАТ, включающего сведения по теории текста, функциональной стилистике, лингвокультурологии, культуре речи, переводоведению и другим филологическим дисциплинам, и ориентированного на обучение переводческому анализу текста как неотъемлемой части письменного перевода. Результаты работы могут быть рекомендованы для использования на последующих этапах обучения переводу текстов, а также могут лечь в основу методики обучения письменному переводу текстов того или иного типа.

Апробация и внедрение результатов работы проводилась в ходе преподавания курса «Практикум по культуре речевого общения» студентам специальности «Перевод и переводоведение». Основные положения работы отражены в докладах на конференциях и семинарах преподавателей кафедры ЛО ТРТУ в 2002, 2003, 2004 годах, на III Международной конференции, посвященной проблемам обучения переводу в языковом вузе в МГЛУ в апреле 2004 года, на международной конференции по проблемам филологии и методики преподавания иностранных языков в ТГПИ в июне 2005 года, а также в ряде публикаций общим объемом не менее 8 п.л. На защиту выносятся следующие положения:

1) обучение ПАТ является неотъемлемой частью методической системы профессиональной подготовки переводчиков;

2) содержание ПАТ должно определяться, преломляясь сквозь призму комплексного интегративного подхода, представляющего собой рациональный синтез коммуникативно-когнитивного и деятельностного подходов;

3) — обучение ПАТ должно строиться в русле компетентностной парадигмы, на основе концепции антропоцентризма, с учетом гуманистических принципов личностно-ориентированного подхода и в свете системообразующего понятия языковой личности.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап (2001;2003 гг.) был посвящен изучению специальной литературы по философии, переводоведению, психолингвистике, лингвокультурологии, психологии, дидактике иностранных языков вообще и перевода в частности. На основе анализа и обобщения изученной литературы, а также опыта работы преподавателей, были определены методологическая и теоретическая основы исследования, противоречия, проблема, цель, а также объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. Второй этап (2003;2004 гг.) был посвящен работе над первой и второй главами исследования, подготовке к проведению опытного обучения, разработке учебно-методического комплекса «Переводческий анализ текста». Третий, заключительный этап (2005 г.) был посвящен проведению опытного обучения, анализу и обработке результатов опытного обучения.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из 211 страниц машинописного текста и включает введение, две главы с выводами по каждой из них, заключение, библиографию и ряд приложений.

В ходе исследования, посвященного проблемам обучения студентов специальности «Перевод и переводоведение» переводческому анализу текста (ПАТ) в курсе «Практикум по культуре речевого общения» (ПКРО) нашла подтверждение выдвинутая нами гипотеза о том, что обучение студентов специальности «Перевод и переводоведение» переводческому анализу текста будет эффективным, если:

а) будет осуществляться с опорой на предлагаемую методику- ^' б) разработка методики будет осуществляться на основе комплексного интегративного подхода, представляющего собой рациональный синтез коммуникативно-когнитивного, деятельностного и личностно ориентированного подходов, в свете системообразующего понятия языковой личности. Актуальность предпринятого исследования была обусловлена, прежде всего, следующими факторами: • значимостью в переводческой деятельности этапа ПАТ, который в переводоведении рассматривается как важный фактор создания качественного перевода- • отсутствием целостной методической системы обучения ПАТ на материале английского и русского языков- • социальным заказом современного общества на специалиста, вооруженного не только знаниями и умениями, но и определенными личностными качествами, которые позволяют человеку Щ1 самостоятельно определять стратегии решения различных задач в условиях постоянно изменяющегося мира. Приведенные факторы определили весь ход исследования, а также иерархию образовательных и воспитательных целей курса ПАТ, его содержание и структуру. в современном переводоведении не ставится под сомнение тот факт, что процесс перевода состоит из трех этапов: (1)восприятие и понимание текста оригинала, (2)собственно перевод, (З)редактирование и анализ —> результатов перевода. Адекватное понимание смысла оригинала, несомненно, является основой всех видов перевода. Однако специфика письменного перевода, где на первом плане стоит творческий аспект работы переводчика, умение правильно оценивать и выбирать языковые средства, стремясь к максимальному сохранению инварианта, определяет ту особую роль, которую играет в письменном переводе начальный этап — этап понимания смысла оригинала. Анализ литературы по переводоведению, а ^ также ознакомление с рядом практических руководств по переводу позволили выявить факт недостаточной разработанности теоретических основ первого этапа перевода — переводческого анализа текста, что и обусловило необходимость уточнить содержание, вкладываемое в понятие ПАТ в рамках настоящего исследования. Изучение переводческого анализа текста в контексте антропоцентрической парадигмы, на основе коммуникативно-когнитивного и деятельностного подходов, и в связи с ^ такими понятиями как интерпретация, понимание, критическое и творческое мышление, дало возможность: • дать определение переводческого анализа текста как активной, прагматически обусловленной когнитивной деятельности переводчика, направленной (а) на понимание смысла переводимого текста, что предполагает понимание на вербально-семантическом,.

(лингво)когнитивном и прагматическом уровнях, и (б) на определение инварианта и стратегии перевода- ^' - разработать модель переводческого анализа текста, обеспечивающую понимание переводимого текста на перечисленных уровнях и отвечающую требованиям универсальности, простоты и практической эффективности- • заложить теоретические основы методической системы обучения переводческому анализу текста в русле антропоцентрической парадигмы. Методика обучения письменному переводу является пока малоразработанной областью дидактики, поэтому при разработке теоретических основ обучения переводческому анализу текста привлекались теоретические положения общей дидактики и дидактики иностранных языков. В соответствии с этими положениями, организованное обучение любому предмету опирается на методологический аппарат (систему), состоящую из концепции, подхода, метода (понимаемого как обобщенная модель обучения на основе определенной концепции и подхода), принципов, содержания обучения, средств, способов и приемов обучения. При этом выбор концепции, подхода, метода и т. д. определяется целью обучения. Целью профессиональной подготовки переводчика, в соответствии с антропоцентрической парадигмой, является формирование черт вторичной языковой личности переводчика посредством личностно-значимой деятельности, направленной на овладение переводческими компетенциями. Формирование черт вторичной языковой личности переводчика возможно только в русле гуманистической концепции, которая, в свою очередь, находит отражение в личностно-ориентированном подходе к обучению. Данный подход, рассматривая субъекта учения в качестве главного действующего лица учебного процесса, позволяет сделать образование более проблемно-ориентированным, личностно ориентированным, усилить автономию учащихся, пересмотреть традиционные роли учителя и учащегося в учебном процессе. Именно поэтому в основе методической организации обучения переводческому анализу текста лежит щестикомпонентная методическая система личностно ориентированного обучения иностранным языкам И. А. Цатуровой.И.А.Цатурова определяет личностно-ориентированное обучение как систему, «которая способна создать условия, необходимые для реализации обучающимися своих личностных целей, потребностей, способностей и возможностей через изучение иностранного языка», «создать благоприятные ^ условия для развития интеллектуального, творческого потенциала каждого обучающегося» [Цатурова 2003 (а):28]. Соответственно, целью курса ПАТ является создание психологически комфортных условий, способствующих развитию и совершенствованию личности студента, способного осознанно и мотивированно учиться, приобретая лингвистическую, коммуникативную, социокультурную и прочие компетенции, формируя личностные качества, необходимые для успешного '^ ЛИЧНОСТНОГО и профессионального функционирования в условиях постоянно изменяющегося мира. Обучение ПАТ строится таким образом, чтобы индивидуальные и личностные особенности студентов учитывались через содержание и форму самих учебных заданий, которые формулируются так, чтобы стимулировать их познавательную активность. Используются выработанные современной теорией обучения переводу проблемные и творческие методы. Роль преподавателя в курсе ПАТ состоит в организации той личностно-значимой деятельности, посредством которой учащиеся создают свои знания, приобретают новые способы мышления, умения и навыки самостоятельной учебной и исследовательской работы. Только центрированный на обучаемом стиль преподавания дает возможность формировать активную позицию студента в учебном процессе. Поэтому разработка методики обучения ПАТ базировалась на личностно-деятельностном, субъект-субъектном подходе, обеспечивающем активное и творческое взаимодействие студентов с другими субъектами образовательного процесса. Таким образом, личностно ориентированная система организации учебного процесса предполагает равнопартнерское сотрудничество преподавателя и студента. Необходимо подчеркнуть, что личностно-ориентированное обучение отнюдь не означает отказ от организующей роли преподавателя, учебника и единого стандарта образования, а проявляется в широком внедрении гуманистических принципов обучения [Мильруд 1995:13−19, 40]. Обучение ПАТ строится с опорой на иерархию принципов, основу «которой составляет: — ряд общедидактических принциповряд специальных принципов, актуальных для обучения именно письменному переводу в русле когнитивно-коммуникативного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов [Данилова 2004:102−104]- • лингводидактический принцип интеграции и дифференциации ''^' [Соловова 2002:29]- • ряд специфических принципов, актуальных именно и только для обучения переводческому анализу текста, а именно: принцип эклею-изма при отборе и организации учебного материала (Е.Б.Гришаева, 2003) — принцип автономии и ответственности учащегося (Р.П.Мильруд 1995, Ё. Н. Соловова 2004) — принцип оптимизации сочетания сознательного и подсознательного модусов обучения (Р.П.Мильруд, 1995).Цель, концепция, подход, принципы методической организации обучения ПАТ определили структуру и содержание курса, которые нашли свое воплощение в учебно-методическом комплексе «Переводческий анализ текста», который явился результатом настоящего исследования, а также практики преподавания одноименного курса студентам специальности «Перевод и переводоведение» в период с 2002 по 2005 год. Проверка эффективности учебно-методического комплекса и предлагаемой методики осуществлялась в ходе опытного обучения, результаты которого рассматривались в субъективном и объективном планах. Под субъективным планом понималась удовлетворенность студентов организацией обучения переводческому анализу текста в курсе ПКРО. Показатель индекса удовлетворенности повысился на 47,3%.Под объективным планом понималось качественное улучшение уровня сформированности переводческой компетенции в курсе ПАТ по сравнению с исходным уровнем, что нашло свое выражение в количественном увеличении коэффициента эффективности. Коэффициент улучшения составил 69,5%.Анализ результатов опытного обучения подтверждает выдвинутую нами гипотезу об эффективности обучения переводческому анализу текста с опорой на предлагаемую автором данного исследования методику, предполагающую организацию обучения переводческому анализу текста в русле антропоцентрической парадигмы, на основе гуманистических принципов личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Таким образом, предложенная в исследовании методика, в целом, позволяет эффективно решать задачу обучения студентов специальности «Перевод и переводоведение» переводческому анализу текста на начальном этапе обучения переводу текстового материала, в курсе «Практикум по культуре речевого общения». Направления дальнейшего исследования видятся в исследовании дискурсивных характеристик переводческого анализа текста, а также в разработке системы упражнений по обучению ПАТ через обучение критическому мышлению и критическому чтению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Филология // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. -С. 544−545.
  2. И.С. Профессиональный тренинг переводчика: Учебное пособие по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей. — СПб.: Издательство «Союз», 2003. — 288 с.
  3. О.А. Развитие творческого мышления средствами иностранного языка.// «Язык и культура в Евразийском пространстве»: Сб. статей XVI Международной научной конференции. 16−20 апр. 2003 г. Разделы III-V, Томск, 2003. — 7−12.
  4. Е.В. Дискурсивный аспект функционирования стилистического приема метонимии (на материале англоязычной художественной прозы). — Дисс. … канд. филол. наук. — М.: МГЛУ, 2003 (а).-219 с.
  5. Е.В. Дискурсивный аспект функционирования стилистического приема метонимии (на материале англоязычной художественной прозы). — Автореф. дисс. … канд. филол. наук. — М.: МГЛУ, 2003 (б). — 23 с.
  6. И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики: Сборник статей — СПб.: 1995.
  7. И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сборник статей / Науч. ред. П. Е. Бухаркин. — СПб.: Изд-во -Петерб. ун-та, 1999.- 440 с.
  8. И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. -4-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 384 с.
  9. Д.В. Когнитивные процедуры понимания в письменном переводе // Дисс. … канд. филол. наук, Москва, 2002. — 160 с.
  10. Ф.М. О парадигмах в истории языкознания XX в. // Лингвистические исследования в конце XX в.: сб. обзоров / ислед. Отдел языкознания, Редколл.: Березин Ф. М., отв. ред и др. — М., 2000. -с. 9−26.
  11. И.А. Как возможно творческое мышление? — М.: 1993. — 198 с.
  12. Б0ГИН Г. И. (а) Методологическое пособие по интерпретации художественного текста (для занимающихся иностранной филологией). http://www.auditorium.ru/books/l 13/index.html
  13. Б0ГИН Г. И, (б) Обретение способности понимать: Введение в герменевтику. — Тверь, 2001. — 731 с. http://www.auditorium.ru/books/5/
  14. М.П. Стиль и перевод (на материале немецкого языка): Учеб. пособие-М.: Высш. шк., 1988.- 127 с.
  15. М.П., Провоторов В. И. Предпереводческий анализ текста (для ин-тов и фак-тов ин. языков): Учеб. пособие. — 3-е изд, стереотип. — М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2001. — 224 с. 'v*' Wl
  16. Брандес М, П. Стилистика текста. Теоретический курс: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Прогресс-Традиция- ИНФРА-М, 2004. — 416 с.
  17. Е.В. Теория и практика перевода с русского языка на английский: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 208 с.
  18. Е.В. Теория и практика перевода с английского языка на русский: Учебное пособие. Часть 1. — М.: Изд-во УРАО, 2001. — 104 с.
  19. Р.А. Обоснование языковых стилей: Статья, впервые опубл. в журнале «Вопросы языкознания» № 3, 1954. // Филология и культура. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 136−153.
  20. Е.А. Методика обучения переводу на основе лингво- когнитивных моделей (начальный этап, языковой вуз) // автореф. Дисс. … канд. пед. наук. М.: 2001. — 26 с.
  21. О.А. Тендер — перевод — переводчик. //. «Мир перевода» № 2(4), 2002.-С. 38−43.
  22. А.Б. Культура философского мышления. Языковая личность. // Доклад 25.11.2003. http://www.humanities.edu.ru/index.html
  23. В.И. Перевод в контексте межкультурной коммуникации. // «Язык и культура в евразийском пространстве»: сб. ст. XVI Международной научной конференции. Разделы III-V. Томск, 2004. — 417−421.
  24. Г. Е. Методические принципы и их методологическая обусловленность // ИЯШ № 6, 2002. — 17−21. ЗО. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. / Пер. с англ. /Отв. ред. М. А. Кронгауз, вступ.ст. Е. В. Падучевой. М.: Русские словари, 1997.-416 с.
  25. А. Семантические универсалии и описание языков / Пер. с англ. А. Д. Шмелева под ред. Т. В. Булыгиной. — М.: Языки русской культуры, 1999.-780 с. '^'
  26. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988, — 704 с.
  27. И.Р. Стилистика английского языка. Учебник, (на английском языке). Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Высш. школа», 1977. — 332 с. 39, Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.-139 с.
  28. Н.Д. И лингводидактика и методика обучения иностранным языкам! // Р1ЯШ № 5, 1997. — 12−15,44. // ИЯШ № 6, 1997. — 15−19.
  29. Г. О восприятии вообще // Познавательные психические процессы / сост. и общая редакция А. Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2001. — С. 57−82.
  30. .А. Перевод как учебный предмет // Международная конференция «Языки в современном мире» Тезисы. — М.: 2001. — 30−32.
  31. А.А. Методика обучения пониманию коммуникативного смысла текста (в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка). — Дисс. … канд. пед. наук. — Тамбов, 2000 (а). -148 с.
  32. А.А. Методика обучения пониманию коммуникативного смысла текста (в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка). — Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Тамбов, 2000 (б).-20 с.
  33. О.Н. Обучение студентов технического вуза восприятию иноязычных радиопрограмм (на материале английского языка). — Дисс. … канд. пед. наук. Таганрог, 2002. — 101 с.
  34. А.И. Русская стилистика: Учеб. пособие / А. И. Горшков. — М.: ООО «Издательство «Астрель»: 0 0 0 «Издательство «ACT», 2001. -367 с.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 31 202 «Перевод и переводоведение» направления 31 200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация» с квалификацией «бакалавр по специальности» (проект).
  36. И.И. Обучение переводу лингвокультурологических грамматически трудных явлений. — Дисс. …канд. пед. наук. Таганрог, 2004.-160 с.
  37. Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. / Сост.В.В.Петров- под ред.В.И.Герасимова- вступ. ст. Ю. Н. Караулова и ,^ ^ В. В. Петрова. — М.: Прогресс, 1989. — 312 с.
  38. Европейский языковой портфель для филологов (преподавателей языка, письменных и устных переводчиков). — Сост. К. М. Ирисханова, ^' по. ред. А. Н. Набережнова, Р.Шерера. Рук. проекта — И. И. Халеева. — М., МГЛУ, 2003. — 3−4, 46−48, 59−61.
  39. Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // ИЯШ № 3, 2002. — С. 9−13. ^^
  40. В.И. Анекдот как предмет лингвистического изучения // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. — 144−153.
  41. В.И. Субкатегориальный кластер темпоральности (к характеристике языковых концептов) // Концепты. Научные труды Центроконцепта. Архангельск: Изд-во Поморск. гос. ун-та, 1997. — 154−171. http://www.vspu.ru/axiologv/vikar.htm
  42. В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2001. — 3−16. http://www.vsr)u.ru/axiologv/vikar.htm
  43. А.В., Карасик В. И. Непонимание юмора в межкультурном общении // Язык, коммуникация и социальная среда. Выпуск 1. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2001. — 13−27.
  44. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 3-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 264 с.
  45. А.А., Плунгян В. А. Функционализм и дискурсивно- ориентированные исследования. // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. — М., 1997. — 307−323.
  46. А.В. ПЕРЕВОД. Ремесло перевода. Москва, 1999. http://www.philosoft.ru/ subsites/tcportal/perevod/
  47. К.И. Оригинал и перевод: два лица одного текста. — М.: Всероссийский центр переводов, 2001. — 97 с.
  48. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. — М.: ИЕР СЭ, 2002. — 480 с.
  49. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. Моногр. М.: «Наука», 1984. — 175 с. 81. Комиссаров В. Н. Слово о переводе (Очерк лингвистического учения о переводе). М.: «Международные отношения», 1973. — 215 с.
  50. В.Н. Современное переводоведение. Курс лекций. М.: %) ЭТС-1999 (а).-192 с.
  51. В.Н. Общая теория перевода. М.: ЧеРо, 1999 (б). — 136 с.
  52. В.Н. Переводоведение в XX веке: некоторые итоги // Тетради переводчика. Научно-теоретический сборник. Вып. 24 / под ред. Ф.Гончаренко. — М., МГЛУ, 1999 (в). — 4−20.
  53. В.Н. Современное переводоведение. Учебное пособие.- М.: ЭТС.-2004.-424 с.
  54. М.Ф. Понимание предложений: знание о мире и средства языка.//Психологический журнал, т.15, № 3, 1994.-С.
  55. А.Н. Интерпретация в переводе // Переводоведение и культурология: цели, методы, результаты. — М.: 1987. — 60−70.
  56. Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» // Вестник ВГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Вып.1., 2001. — 3−9.
  57. Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. академия наук. Ин-т языкознания. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 9−58, 505−533. /
  58. В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления http://www.ruthenia.ru/logos/number/l 999 10/04.htm
  59. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.-С. 60−63, 78−78.
  60. Л.К. Курс перевода (эквивалентность перевода и способы ее достижения). М.: «Международные отношения», 1981. — 247 с.
  61. Л.К., Провоторов В. И. Структура и содержание подготовки переводчиков в языковом вузе: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стереотип. — М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2001. — 136 с.
  62. Л.К., Семенов А. Л. Перевод: теория, практика и методика щ^ преподавания: Учеб. пособие для студ. перевод, фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  63. Ю.И., Гроздова М. Д. О переводе научно-технического текста. Издательский дом «Практика». — М.: 2002. http://www.practica.ru/Articles/scientific.htm
  64. Л. Обучение стратегиям понимания научного текста студентов естественнонаучного профиля (английский язык).// Автореф. дисс… канд. пед. наук. — Тамбов, 2004. — 18 с.
  65. Т.Р., Фитерман A.M. Теория и практика перевода с английского языка на русский. М.: 1963. — 124 с.
  66. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. — 5−42, 76−84, 135−152.
  67. А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии // Избранные психологические труды. М.: 2001.-C.383.
  68. П., Норман Д. Анализ процесса решения задач. // Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А. Г. Маклакова. — СПб: Питер, 2001. — (Серия «Хрестоматия по психологии»). — 449−459.
  69. Г., Халл К. С., Томсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление. // Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А. Г. Маклакова. — СПб: Питер, 2001. — (Серия «Хрестоматия по психологии»). — 445−449.
  70. Л.Г. Стилистические теории и коммуникация. Обзор. // Семиотика. Коммуникация. Стиль: Сб. обзоров под. Ред. И. П. Ильина, Л. Г. Лузиной. — М.: 1983.-С.163−185.
  71. М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. — Тверь, 1998.-200 с.
  72. Ю.Н. Прикладная лингвистика в конце XX в. // Лингвистические исследования в конце XX в.: сб. обзоров / исслед. Отдел языкознания, отв. ред. Березин Ф. М. — М.: 2000. — 85−112.
  73. В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2004 — 296 с.
  74. Миньяр-Белоручев Р. К. Теория и методы перевода. — М.: Московский Лицей, 1996 (а).-208 с.
  75. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика? // РШШ № 1,1996 (б). — 2−5, 36.
  76. Миньяр-Белоручев Р. К. Комментарий к статье «Методика обучения Щ иностранным языкам или лингводидактика?"//ИЯШ № 6,1997.- 14.
  77. Г. Э. Переводные картинки. Профессия: переводчик. К.: Ника- Центр, Эльга, 2001. — 336 с.
  78. А.В. Прагматические категории текста и некоторые вопросы их реализации при переводе. // Смысл текста как объект перевода: Сб. научных трудов, выпуск 278. — М.: 1986.-С.82−94.
  79. А.Д. Лексическое значение и языковая интуиция. // Язык и 'щ когнитивная деятельность: Сб. статей. — М., 1999. — 52−58.
  80. В.Л. К описанию функционально-стилевой системы современного английского языка. Вопросы интеграции и ^ дифференциации. // Лингвостилистические особенности научного текста: Сб. науч. трудов. -М.: Наука, 1981. — 3−13.
  81. В.Л. О текстовых параметрах функционального стиля (к постановке проблемы). // Текст в функционально-стилевом аспекте: Сб. науч. трудов МГПИИЯ, вып. 309. — М.: 1988. — 4−9.
  82. В.Л. Стилистика и прагматика: Учеб. пособие для студентов старших курсов. — Кафедра стилистики английского языка МГЛУ, 2002. — на английском языке. — 51 с.
  83. Л.Г. Установление тождества оригинала и перевода как динамический процесс. // Смысл текста как объект перевода: Сб. * научных трудов, выпуск 278. — М.: 1986. — 55−67.
  84. Т.М. Лингвистика текста. // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990 (а). — 267−268.
  85. А. Теория и практика перевода. ©-Текст, компьютерный набор — Андрей Паршин.©- Логическая разметка (html) и оформление (ess) — Д. Яцутко, 2000. N^ http://teneta.rinet.ru/rus/pe/parshin-and_teoria-i-praktika-perevoda.htm
  86. Е.В. Предпереводческий анализ как этап переводческого процесса. // Теория и методика преподавания языков в вузе: Тезисы докладов, под ред. Е. Н. Ярославовой. — Челябинск, Изд-во ЮурГУ, 2003. — 20−22.
  87. По Э. Рассказы. Пер. с англ./Вступ. статья Г. Злобина. — М.: Худож. лит., 1980.-351 с. * 136. Погорелов Е. В. О некоторых принципах переводческого анализа текста. // Смысл текста как объект перевода: Сб. научных трудов, выпуск278.- М.: 1986.-С. 38−42.
  88. В.И. Очерки по жанровой стилистике текста (на материале немецкого языка): Уч. пос. — 2-е изд., испр. — М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2003. — 140 с.
  89. A.M. Краткие заметки о философском в его отношении к ц филологическому, 2000. http://www.rvb.ru/philologica
  90. A.M. Непрекращаемый разговор. — СПб.: Азбука- классика, 2004. — 432 с.
  91. Н.М. Функциональная стилистика (на материале английского и русского языков): Учеб. пособие / Н. М. Разинкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2004. — 271 с.
  92. М.Б. Развитие перевода в XX веке в России и США // Лингвистические исследования в конце XX в.: сб. обзоров / исслед. •"•^ Отдел языкознания, отв. ред. Березин Ф. М. — М.: 2000, — 112−123.
  93. Л.В. О функции адресата в научной прозе. // Лингвостилистические особенности научного текста: Сб. науч. трудов. -М.: Наука, 1981. — 93 -103.
  94. А.Н. Интерпретация как предмет психологического * исследования // Психологический журнал т. 15 № 3 1994. — 78−88.
  95. B.C. Курс перевода (английский — русский язык). Translation course / B.C. Слепович. — Мн.: «ТетраСистемс», 2002. — 272 с.
  96. Н.А. О заметках Ф. де Соссюра по общему языкознанию.// Вступ. статья к: Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. — М.: Прогресс, 1990. — 7−28.
  97. Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. — 5-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 256 с.
  98. СолоБова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый ^ курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
  99. Е.Н. Автономия учащихся как основа современной модели образования и развития личности. // сб. науч. статей к 75-летнему юбилею И. А. Цатуровой. — Таганрог: ТРТУ, 2004. — 120−129. '*^ -
  100. В.И. Составление и редактирование рефератов. Вопросы теории и практики. — М.: 1975. — 103 с.
  101. Тер-Минасова Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) — М.: Слово/Slovo, 2000. — 624с.
  102. С. Основы перевода с английского языка на русский. — М.: ИМО, 1957.-80 с.
  103. Флорин Муки переводческие: практика перевода. — М.: Высш. шк., 1983.-184 с.
  104. К. Зависимость типов упражнений от видов чтения. // Методические записки по вопросам преподавания иностранных языков в вузе (проблемные вопросы обучения чтению). — М., 1970. -С.3−19.
  105. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: Учеб.-метод. пособие для вузов. — М.: высш. шк., 1987.-207 с.
  106. P.M. Лингвист как познающая личность.// Язык и когнитивная деятельность: Сб. статей. — М., 1999 (а). — 38−43.
  107. P.M. Проблема «Язык и мышление» в свете ценностных ориентации. // Язык и когнитивная деятельность: Сб. статей. — М.: 1999 (б).-С. 59−65.
  108. В.И. Лингвокультурологические и когнитивные аспекты перевода. — Дисс. … д-ра филол. наук. -М.: МГЛУ, 1995. — 355 с.
  109. В.И. Культура в парадигме переводоведения // Тетради переводчика. Научно-теоретический сборник. Вып.24 / под ред. Ф.Гончаренко. — М., МГЛУ, 1999. — 38−45.
  110. И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М.: «Высшая школа», 1989. — 238 с.
  111. И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык — система. Язык — текст. Язык -способность: Сб. статей. — М.: 1995. — 277−285.
  112. И.И. Подготовка переводчика как «вторичной языковой личности» (аудитивный аспект) // Тетради переводчика. Научно-теоретический сборник. Вып. 24 /под ред. Ф.Гончаренко. — М., МГЛУ, 1999.-С.63−72.
  113. Р. Лингвистика или дидактика иностранных языков? // ИЯШ № 5, 1997.-С. 11−12.
  114. Р. Лингводидактика, дидактика, методика? // ИЯШ № 4,2004. — 46−48.
  115. Т.Н. Жанр как объект лингвистического исследования. // Вопросы лингвистики и методики преподавания языков в вузе: Сб. науч. трудов, под ред. Е. Н. Ярославовой. — Челябинск, изд-во ЮУрГУ, 2002.-С. 65−73.
  116. И.А. Развитие личности студента через образовательный процесс // Язык и культура: сб. науч. статей XV Международной научно-методической конференции. Разделы I-III. — Томск, ТГУ, 2001. — С. 84−90.
  117. И.А. Формирование творческого мышления студентов средствами иностранного языка // Всероссийская научно-практическая конференция «Лингвистика и межкультурная коммуникация: теория и практика». Тезисы и аннотации. — Таганрог, 2002.-11−13.
  118. И.А. Многоуровневая личностно ориентированная система языкового образования в высшей технической школе // Образование и общество, № 5 (22). Сентябрь-октябрь 2003 (а). — 26−32.
  119. И.А. Методическая система обучения переводу как специальности // Теория и методика преподавания языков в вузе. Тезисы докладов. — Челябинск, изд-во ЮурГУ, 2003 (б). — 149−153.
  120. И.А. Цель языкового образования в высшей школе в XXI веке — «Научить студента учиться» // «Язык и культура в Евразийском пространстве»: Сб. статей XVI Международной научной конференции. Разделы III-V. — Томск, 2004. — 375−382.
  121. М.Я., Туровер Г. Я. О критериях оценки перевода // Тетради переводчика. Научно-теоретический сборник. Вып. 15 / под ред. проф. Л. С. Бархударова. — М.: Международные отношения, 1978. — 3−9.
  122. М.Я. Переводоведение как синтез знания // Тетради переводчика. Научно-теоретический сборник. Вып. 24 / под ред. Ф.Гончаренко. — М., МГЛУ, 1999. — 32−37.
  123. Л.В. Когнитивные аспекты межкультурной деятельности переводчика // Социокультурные проблемы перевода: сб. науч. трудов, вьт.4. — Воронеж: ВГУ, 2001. — 93−100.
  124. Л.А. Информационный инвариант смысла текста и вариативность его языкового выражения. — Автореф. дисс. … д-ра филол. наук.-М.: 1983 (б).-С. 8−11.
  125. А.Д. Перевод и лингвистика. — М.: Воениздат, 1973.- 65.
  126. А.Д. Междисциплинарный статус теории перевода. // Тетради переводчика. Научно-теоретический сборник. Вып. 24 / Под ред. Ф.Гончаренко. — М.: МГЛУ, 1999. — 20−31.
  127. Н.В. Основы лингвистики текста: Учебное пособие. — М.: «Приор-издат», 2003. — 160 с.
  128. Т.И. О категориях адекватности и эквивалентности в переводе профессионального совета (на материале французского и русского языков) // Социокультурные проблемы перевода: сб. науч. трудов, вып.4. — Воронеж: ВГУ, 2001. — 100−102.
  129. А.Ф. Картина речевых процессов и перевод // Перевод как лингвистическая проблема. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 3−12.
  130. Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 383 с.
  131. Вескег G.M. Making It or Finding It. // Creativity and Affect / Melvin P. Shaw, Mark A. Runco, editors. — Ablex Publishing Corporation. -Norwood, New Jersey, 1994. — P. 168−175.
  132. Bowell Т., Kemp G. Critical Thinking: a Concise Guide. — London & New York, Routledge, 2002. — 260 p.
  133. Ennis R. H. A Super-Streamlined Conception of Critical Thinking. 1994. www.criticalthinking.net/
  134. Hassel С What Is Critical Thinking? — 2004. http://www.performance- appraisals.org/Bacalsappraisalarticles/articles/critthi.htm
  135. Hatcher D.L. Critical Thinking: A New Definition and Defense. — 2000. http://www.bakeru.edu/html/crit/literature/dlh ct d
  136. Kjathwohl D., Bloom В., Masia B. Taxonomy of educational objectives. Handbook II: Affective domain. New York: David McKay, 1956.
  137. Kuriand D. J. Reading and Writing Ideas As Well As Words. — 2000. www. critica1reading.com
  138. Miller S. Critical thinking in discussion of texts: an ethnographic perspective // Культуроведческие аспекты языкового образования: сб. науч. трудов, под ред. В. В. Сафоновой. — М.: 1998.-С. 45−57.
  139. Numrich Raise the Issues (an integrated approach to critical thinking). — 1. ongman, 1994.-241 p.
  140. Paul R. Foundation for Critical Thinking, www.criticalthinking.org
  141. I.Paul R., Scriven M. Defining Critical thinking. http://www.criticalthinking.org/Universitv/univclass/
  142. Paul R., Elder L. The Thinker’s Guide on Critical and Creative Thinking.// 1. etter to the reader. — The Foundation For Critical Thinking, 2004. http://www.criticalthinking.org/
  143. Рое E.A. The Oval Portrait // Prose and Poetry, M, Raduga Publishers 1983.-p. 209−214.
  144. И.Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — СПб.: Изд-во «Русско-балтийский информационный центр «БЛИЦ», «Cambridge University Press», 2001. — 224 с.
  145. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева.- М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. 207, Ожегов СИ. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. — 22-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
  146. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4- е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1988. — 1600 с.
  147. Словарь иностранных слов п.р. И. В. Лехиной и проф. Ф. Н. Петрова. — М.:ПдаНС, 1955.-853С.
  148. Словарь употребительных английских пословиц: 326 статей / М. В. Буковская, И. Вяльцева, З. И. Дубянская и др. — 3-е изд, стереотип. — М.: Рус. яз., 1990. — 240 с.
  149. I.Longman Dictionary of English Language and Culture: Longman Group UK Limited, 1992.
  150. Англо-русский, русско-английский электронный словарь Lingvo 8.0. — ABBYY Software House, 2002.
Заполнить форму текущей работой