Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Речевое развитие учащихся классов компенсирующего обучения при изучении темы «Имя прилагательное»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. Если в классах компенсирующего обучения изучение грамматического материала проводить на основе речевой темы и знаний о тексте типа описания животного, в целостной системе уроков, учитывая психофизиологические особенности детей «группы риска» и типичные затруднения в изучении русского языка, то это создаст положительную мотивацию, повысит речевую активность, облегчит… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологические и когнитивные процессы у детей «группы риска»
    • 1. Психологические особенности детей с отклонениями в развитии и специфика их обучения
    • 2. Уровень сформированное&trade- знаний и умений по теме «Имя прилагательное» и «Описание животного» у учащихся 5, 6 классов
  • Выводы
  • Глава 2. Проблемы изучения морфологии на основе текста
    • 1. Основные вопросы методики изучения темы «Имя прилагательное» и обучения описанию животного
    • 2. Структурно-семантические и коммуникативные аспекты текста типа описания животного
  • Выводы
  • Глава 3. Методика формирования речевых умений у учащихся классов компенсирующего обучения
    • 1. Программа опытного обучения
    • 2. Ход опытного обучения и его анализ
    • 3. Результаты экспериментальной работы
  • Выводы

Речевое развитие учащихся классов компенсирующего обучения при изучении темы «Имя прилагательное» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время ocipo стоит проблема дифференцированного обучения, появляются школы и классы разного типа. Особую трудность представляет обучение в общеобразовательной школе детей с различными видами нарушений. Количество школ с классами компенсирующего обучения (как синоним в педагогической практике используется термин «классы коррекции») непрерывно растет. В этих классах обычно оказываются дети так называемой «группы риска» [82−1]. Однако, как показывает анализ литературы и практический опыт, критерии отбора детей в эти классы недостаточно разработаны даже для начальной школы, а в среднем звене отбор в классы компенсирующего обучения в основном проводится интуитивно. Все существующие методики обучения, в том числе родному русскому языку, недифференцированно ориентированы на школьников с разными видами нарушений.

Важным представляется исследование психофизиологических особенностей учащихся классов коррекции и разработка основ обучения с учетом специфики развития их речи, мышления, памяти, внимания, восприятия, мотивации. Не изучены также возможности диагностической и коррекционной работы в процессе обучения через слово и сам языковой материал, путем создания особых взаимоотношений учителя и учащихся в учебной деятельности.

Как показали специальные наблюдения, у детей «группы риска» беден словарный запас, в основном они используют существительные и глаголы, употребляют прилагательные широкого семантического охвата («хороший», «плохой», «красивый», «некрасивый»), в их речи отсутствуют прилагательные в краткой форме и в форме степеней сравнения.

Грамматика. начинает развивать самосознание человека", -указывал К. Д. Ушинский [180- 247]. Формирование умения видеть и выделять существенные и второстепенные признаки, отношения между предметами, умения передавать оценку способствует повышению уровня когнитивного и языкового развития ребенка, а также помогает воспринимать мир в его разнообразии. Следовательно, представляется важным изучение с детьми «группы риска» слов с признаковой семантикой, а именно — имени прилагательного.

Современные методисты указывают на необходимость функционального изучения языка, разработаны фундаментальные теоретические подходы и опыт функционального изучения синтаксиса (А.Ю.Куналова, Н.А.Ишюлитова). Однако соединение работы по грамматике с развитием связной речи на сегодняшний день недостаточно органично, методика изучения морфологии на основе текста представляет разработки отдельных уроков (Г.А.Богданова, Р. Г. Измайлова, А. Н. Колоскова, Л. Л. Покровский, И. А. Шаповалова, 4 О.А.Шелаганова) — в качестве дидактического материала преимущественно используют предложения, не реализуется текстовый подход к системе уроков. Вместе с тем текст как основная единица изучения на уроке позволяет осуществить коммуникативный подход к обучению, помогает ученику реализовать тот творческий потенциал, выход которому не может обеспечить семья и традиционное обучение.

Выбор текста типа описания для нашего исследования обусловлен несколькими причинами. Описание требует значительно большей наблюдательности, чем повествование, умения отбирать существенные признаки предмета. Опора на конкретное предметно-образное мышление школьников дает возможность постепенно формировать логическое мышление, так как описание предполагает расположение признаков в определенной последовательности. Такая работа способствует обогащению речи словами с признаковой семантикой, экспрессивной лексикой.

В качестве дидактического материала для изучения темы «Имя прилагательное» был использован текст тина описания животного.

Как покачали наши специальные наблюдения, объектом описания должен быть живой, близкий, хорошо известный школьникам предмет, с которым связано много впечатлений, общение с которым значимо для ребенка. Таким образом, у учащихся изначально существует мотивация, связанная с речевой темой (описание животного).

Создание текста требует определенных речеведческих знаний. Однако в лингвистике недостаточно описаны структур носемантические признаки данного типа текста, и это затрудняет решение методических задач.

Существующие в методике рекомендации, связанные с обучением описанию животного, обычно представляют собой разработки 4 конкретных уроков (на эту тему традиционно отводится 1−2 часа), что не позволяет сформировать у учеников обобщенные умения. В то же время описание животного служит подготовительной ступенью к описанию более сложного уровня, в частности, к описанию человека. Исходя из этого, представляется важным усвоение учащимися обобщенных способов деятельности, которое обеспечит перенос приобретенных умений в новую ситуацию.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что, во-первых, недостаточно исследованы критерии отбора детей в классы коррекцииво-вторых, в методике обучения русскому языку не учитывается важнейший показатель пограничного состояния школьников — уровень их речевого развитияв-третьих, для учащихся классов компенсирующего обучения не разработана методика изучения грамматики на основе текста, которая обеспечивала бы речевую активность, самостоятельность в решении учебных задач, облегчала бы усвоение грамматического материала и способствовала социальной адаптации школьников.

Цель диссертационного исследования — разработать методику развития речи учащихся классов компенсирующего обучения при изучении темы «Имя прилагательное» на материале сочинения-описания животного.

Гипотеза исследования. Если в классах компенсирующего обучения изучение грамматического материала проводить на основе речевой темы и знаний о тексте типа описания животного, в целостной системе уроков, учитывая психофизиологические особенности детей «группы риска» и типичные затруднения в изучении русского языка, то это создаст положительную мотивацию, повысит речевую активность, облегчит усвоение языкового материала, будет способствовать развитию учащихся в целом. % Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи: а) изучить психофизиологические особенности детей классов коррекцииб) выявить уровень лингвистических знаний и умений учащихся классов компенсирующего обучения по теме «Имя прилагательное» после ее изученияв) определить у учащихся классов коррекции и возрастной нормы уровень сформированное&tradeкоммуникативно-речевых умений, необходимых для создания сочинения-описаниявыявить типичные затрудненияг) разработать программу изучения имени прилагательного, которая бы органично соединялась с обучением описанию животного и создавала целостность системы уроковд) разработать методику опытного обучения, ъ предусматривающую психодиагностику и коррекцию в процессе учебной деятельности и обеспечивающую речевое и общее развитие учащихсяе) учесть особенности текста типа описания животного при введении речеведческих знаний на теоретическом и практическом уровнеж) проверить данную методику и оценить ее эффективность.

Для решения поставленных задач с учетом специфики изучаемой проблемы использовались следующие методы исследования: а) изучение и теоретический анализ лингвистической, методической и психологической литературыб) целенаправленное наблюдение за процессом преподавания русского языка в классах коррекции и возрастной нормы, беседы с учителямив) констатирующий эксперимент;

4 г) структурно-языковой анализ текстовых фрагментов типа описания животногод) поисковый эксперимент и опытное обучениее) качественно-количественный анализ полученных результатов.

Исследование проводилось с 1992 по 1997 г. г. автором работы, учителями школ №№ 84,193, студентами филологического факультета. Поставленные задачи определили логику исследования и его основные этапы.

Первый этап — изучение педагогической, методической, психологической и лингвистической литературывыявление психофизиологических особенностей детей «группы риска» — констатирующий эксперимент (1992 г.).

Второй этап — уточнение результатов констатирующего эксперимента, проведение разведывательного эксперимента (1993;1994 s.

Третий этап — проведение опытного обучения и контрольного среза (1994 г.).

Четвертый этап — совершенствование программы и методики опытного обучения и ее внедрение в работу учителей и студентов-практикантов Новосибирского государственного педагогического университета (1995;1997 г. г.).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Описаны психофизиологические и когнитивные особенности детей, обучающихся в классах коррекции, предложены основные критерии отбора в эти классы.

2. Выявлен уровень лингвистических знаний и умений по теме «Имя прилагательное» после ее изучения в классах компенсирующего обучения. Получены данные об уровне сформированности умения описывать животное, выявлены типичные затруднения учащихся 5-х, t 6-х классов коррекции и возрастной нормы.

3. Установлена возможность и определено содержание диагностической и коррекцнонной работы в процессе обучения русскому языку, предложена методика такой работы.

4. Разработана методика изучения темы «Имя прилагательное» на основе текста типа описания животного, реализованная в системе уроков как особом речевом произведении. В результате подтверждена эффективность подчинения грамматики речевой теме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что а) составлена программа изучения темы «Имя прилагательное» на основе текста типа описания животногоб) подобран дидактический материал для проведения уроков по предложенной методикев) разработаны темы устных и письменных высказываний, определено их соотношение и приемы описания речевой ситуации.

Обоснованность и достоверность результатов подтверждается комплексным применением методов исследованияданными констатирующего эксперимента, которым было охвачено 100 учеников классов возрастной нормы и классов компенсирующего обученияличным участием автора в поисковом эксперименте и в опытном обучении (охвачены ученики десяти классов) — результатами контрольных срезов, а также наблюдением автора за деятельностью учителей и учеников в ходе опытного обучения.

Апробация материалов и результатов исследования осуществлялась в выступлениях на научных конференциях Новосибирского государственного педагогического университета в 1994, 1995, 1997 г. г., на конференции по разноуровнему обучению в Санкт-Петербурге в 1993 г., на регулярных научно-практических семинарах в базовой школе № 84 г. Новосибирска в 1994;1996 г. г. 4 Внедрение разработанной методики проводилось в процессе опытной работы, через проведение консультаций и семинаров для учителей г. Новосибирска, области, зоны Сибири и Дальнего Востока в базовой школе разноуровнего обучения и развития № 84, а также через педагогическую практику студентов-филологов Новосибирского государственного педагогического университета.

Результаты исследования адресуются учителям русского языка, работающим в классах компенсирующего обученияпреподавателям пединститутов и педучилищ, которые ведут курс методики преподавания русского языка и готовят специалистов для работы с детьми «группы риска», а также могут использоваться при составлении школьных программ, учебников и методических пособий. На защиту выносятся следующие положения: 1. При обучении русскому языку в классах компенсирующего обучения следует учитывать психофизиологические особенности детей ф «группы риска» и их влияние на уровень речевого развития, типичные затруднения учащихся, связанные с разными видами речевой деятельности.

2. Подчинение грамматики речевой теме, которая естественно и органично включает в себя языковой материал, обеспечивая целостность системы уроков и создавая положительную мотивацию, облегчит формирование речевых и грамматических умений учащихся классов компенсирующего обучения.

ГЛАВ, А 1. Психологические и когнитивные процессы у детей «группы риска'» .

В данной главе рассматриваются психологические особенности детей с отклонениями в развитии и специфика их обучения. Следует проанализировать существующие в научной литературе взгляды на различные формы нарушений у школьников и определить критерии их отбора в классы компенсирующего обучения. Пас интересуют особенности речевого развития детей «группы риска» и их влияние на уровень обучаемости, в частности по русскому языку. Для того чтобы определить уровень обученности, был проведен констатирующий эксперимент, цель которого — выявить у школьников сформированность умения описывать животное, типичные затруднения в работе над сочинениемописанием, а также знания и умения по теме «Имя прилагательное» .

ВЫВОДЫ:

1. В программе опытного обучения грамматический материал подчинен речевой теме, что позволяет реализовать функциональный и.

I коммуникативный подход к изучению языка.

2. Выявлена целесообразность изучения грамматики на текстовой ' основе при организации и проведении системы уроков как единого речевого произведения.

3. Изучение прилагательных позволяет включить ребенка в мир признаков, помогает ему осознать свое место в этом мире, работа над текстом типа описания при использовании трансовых и проективных техник имеет мощный диагностический и коррекционный потенциал.

4. В основе опытного обучения лежит антропоцентричный подход, при котором главным на уроке оказывается не материал, а j ребенок, его чувства и ощущения, приоритет которых помогает j" ребенку принять дидактическую цель, увидеть личностную значимость материала и усвоить его.

5. Чередование видов деятельности (сочетание на уроках рисунка и текста, пантомимы и текста, устных и письменных работ), опирается на разные репрезентативные системы [32]- реализация межпредметных связей обеспечивает целостное мировосприятие, что чрезвычайно важно для младших подростков класса коррекции. г.

6. Сильная мотивация снимает ожидание неуспеха (часто обусловленного орфографическими ошибками), обеспечивает личностное включение ребенка в урок, облегчает порождение речи, усвоение как речевого, так и грамматического материала, который воспринимается учащимися как не основной.

7. Личностная включенность педагога, его отказ от привычной социальной роли ж игровых ситуациях приводят к разрушению у учащихся стереотипного восприятия учителя, в результате чего они Ь начинают воспринимать и принимать его как старшего друга и помощника.

8. Разнообразие жанров творческих работ предполагает смену социальных ролей учащихся (школьники становятся корреспондентами, архитекторами, писателями, редакторами), что.

1 способствует осознанию собственной значимости, повышению самооценки.

9. Ученики классов коррекции плохо умеют формулировать свои мысли и имеют недостаточно возможностей этому научиться, потому что у них нет слушателя, так как сами дети мало кому интересны. От взрослых существует запрет на речь, не соответствующую этическим и литературным нормам, дети усваивают этот запрет, в результате чрезвычайно обедняется их речевая среда. Эффективным для развития речи оказывается готовность учителя принимать то, как говорят дети, и, повторяя их мысль в преобразованном виде, давать образец высказывания. При этом за внешней корявостью выражений обнаруживается тонкое языковое чутье, связь представлений о языке с жизненным опытом учащихся.

10. Актуализация невербального мышления учеников и синтез его с вербальным, речевая организация урока, при которой происходит постоянный переход от конкретного к частному, общему, снова конкретному и т. д., позволяет осуществить пульсацию от самооценки («я») к коммуникации друг с другом и с учителем («мы»), строить новые для учащихся типы взаимоотношений, стратегии усвоения знаний и формирования умений.

11. Материалом для диагностики и средством психокоррекции служат проективные рисунчатые тесты и тесты, выявляющие особенности развития памяти, внимания, мышления, речи, специальные психологические упражнения, устные и письменные.

I высказывания учащихсяличная включенность педагога, новые для него и учащихся роли в игровых ситуациях, готовность принимать детей такими, какие они есть.

12. Промежуточные работы, контрольный срез, а также целенаправленное наблюдение за учениками в течение всей экспериментальной работы показали, что произошло изменение в развитии психических функций у детей «группы риска»: внимание стало более устойчивым и продолжительным, последовательность и развернутость микротем свидетельствует о развитии удерживающей и упреждающей памятичастично сформированы умения критического и детального слушания, «наглядные основы речи» постепенно уступают место речи контролируемой и управляемой, положено начало рефлексивному мышлению.

13. Контрольный срез № 2 показал эффективность предлагаемой методики: во всех сочинениях реализован замысел, они соответствуют теме, микротемы развернуты, описания в большинстве случаев носят динамический характер, отличаются связностью, последовательностью и разнообразием языковых средств.

14. Контрольный срез № 1 показал, что после проведения опытного обучения умения определять разряды прилагательных прочно сформированы у 51% учеников, сформированы, но недостаточно прочно у 49%- умения образовывать степени сравнения прочно сформированы у 55%, непрочно — у 45% школьниковумения отличать прилагательные от других частей речи и указывать их синтаксическую функцию прочно сформировано у 72% учащихся, непрочно — у 28%- при выполнении орфографического задания 14% школьников допускают ошибки, но их значительно меньше, чем до проведения опытного обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании лингвистического, методического и психологического подходов была составлена программа, предложена методика опытного обучения описанию животного на материале темы ' «Имя прилагательное» в классах компенсирующего обучения, проверена ее эффективнось, определены возможности психодиагностической и коррекционной работы в процессе обучения. Таким образом, задачи данного исследования решены. Цель диссертационной работы — создать методику развития речи учащихся классов компенсирующего обучения при изучении темы «Имя прилагательное» на материале сочинения-описания животного достигнута.

Антропоцетричный подход, организация системы уроков как щ единого речевого произведения, синтез предметного материала с личностным смыслом ребенка — все это способствовало появлению у школьников интереса друг к другу и — в результате — интереса к русскому языку, желания говорить и быть услышанным, а появление адресата стимулировало развитие речи и мышления.

Развивая языковое чутье, создавая мотивацию на обучение, мы тем самым предлагали учащимся стратегии самостоятельного познания, то есть учили детей учиться.

Перспективным представляется дальнейшая разработка изучения i грамматики на текстовой основе, а также разработка психотерапевтической педагогики на уроках русского языка.

Очень важным нам кажется включение в обучение аспекта диалога культур. Это позволяет, раздвигая рамки уроков русского языка, расширить кругозор учащихся, помогает каждому найти свой миф [194]. Через слово и его соотношение с предметом в разных ^ культурах (сопоставление сказки и реальности, подбор заданий, соединяющих мир и текст) учитель расшатывает определенные стереотипы восприятия, выводит учеников из вымышленного мира в мир реальный.

Описывая животное, изображая его, демонстрируя отношения с другими животными, ученики готовят себя к описанию более сложного уровня.

Задача дальнейшего исследования — проведение ребенка от описания животного через другие виды описаний (интерьер, пейзаж, внешность, действия человека) к описанию характера человека, к осознанию особенностей его поведения, мировосприятия, отношений с другими людьми.

Таким образом, в процессе изучения русского языка через работу по развитию связной речи произойдет актуализация собственных смыслов ребенка, ученик через другого познает сам себя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Н. Творческие сочинения учащихся 5−7 классов.-М.: Учпедгиз, 1958.-74с.
  2. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах/ Под ред. А. А. Бодалева М.: Педагогика, 1980.-Т.2.-288с.f 3. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическаядиагностика // Вопросы психологии.-1968.-№ 6.-С.21−33.
  3. .Г. Сенсорно-перцептивные индикаторы развития // Вопросы психологии.-1968.-№ 1.-С.З-11.
  4. А.П. Взгляды ученых США на проблемы социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии // Дефектология.-1991 .-№ 2.-С.75−80.
  5. А.П. Методика работы над деловым и художественным описанием предмета в 4 классе.-Автореф. дис. канд. пед. наук.• М., 1976.-19с.
  6. А.П. Об особенностях работы над описанием (предмета) в 4 классе // Совершенствование содержания и методов обучения русскому языку по новым программам.-М.-1975.-С.64−68.
  7. А.П. Сочинениям-описаниям надо учить.- Краснодар: Книжн. издат., 1974.-22с.
  8. И .Я. Я вас слушаю.-М., 1988.-С. 18−41.
  9. Ю.Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов.-М.: Советскаяэнциклопедия, 1969.-607с.
  10. П.Ачкасов В. А. Познавать, радуясь // Русский язык в школе.-1989.-№ 5.-С.31−34.
  11. В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык : Теория: учебник для 5−9классов общеобразовательных заведений.-М.: Просвещение, 1992.-256с.
  12. Бабайцева В. В, Чеснокова Л. Д. Русский язык: Экспериментальный % учебник для 4−8 классов.-М.: Просвещение, 1982.-240с.
  13. М.В. Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям в 5 классе // Русский язык в школе.-1995.-№ 5.-С.44−46.
  14. Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.- М.: Просвещение, 1991.- 224с.
  15. М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского < языка.-М.: Просвещение, 1988.-190с.j П. Баранов М. Т. Повторение пройденного при подготовке учащихся квосприятию нового материала // Русский язык в школе.-1995.-№ 3.-С.20−24.
  16. М.Т. Работа над текстом в целях развития связной речи школьников // Текст на уроках русского языка: Тезисы докладов и j выступлений.М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1994.- С.34−35.
  17. М.Т. Совершенствование работы по русскому языку вшколе.-М., 1991.-С.17−31.
  18. Л.В., Чмыхова Н. Л. Особенности организации описательного текста в произведениях А.П.Чехова // Языковоемастерство А. П. Чехова / Под ред. Л. В. Баскаковой.-Ростов: РГУ, i 1988.-С.50−55.
  19. VI.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других i науках //. — Эстетика словесного творчества.- М., 1979.- С. 138−196.
  20. Г. А. Имя прилагательное (5 класс) // Русский язык в школе.-1992.-№ 2.-С.23−28.
  21. Г. А. Урок-зачет по теме «Имя прилагательное» // Русский язык в школе.-1992.-№ 2.-С.21 -23.
  22. Р.У. Уроки развития речи // Русский язык в школе.-1989.-№ 6.-С.10−14.
  23. С.Г. Обучение связной речи в опоре на грамматические понятия // Актуальные проблемы развития речи учащихся / Под ред. А. П. Еремеевой.-М.: Просвещение, 1980.- С.94−99.
  24. JI.JI. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1976.-С.70−83.
  25. В.Я. Орфографические ошибки в детских сочинениях // Русский язык в школе.-1992.-№ 1.-С.28−34.
  26. В.Я. Повышение грамотности учащихся на основе развития оперативной речевой памяти // Русский язык в школе.-1990.-№ 6.-С.17−21.
  27. Е.В. Как читают текст учебника наши ученики? // Русский язык в школе.-1995.-№ 5.-С.11−19.
  28. Н.С. Семантические отношения и текстовые структуры описания в художественных текстах // Лингвистические структуры текста / Под ред. А. М. Шахнаровича .-Кострома: Костром. ГПИ, 1988.-С.10−17.
  29. Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе.-1996.-№ 1.-С.3−9.
  30. Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы: Нейро-лингвистическое программирование.-Новосибирск: НГУ, 1992.-248с.
  31. К. Жить с агрессивными детьми.-М.: Педагогика, 1991.- 144с.
  32. Г. М., Петрова Е. Э. Левый мозг, правый мозг и школьная дезадаптация.-Новосибирск: НИПКРО, 1997.-62с.
  33. А.А. Дифференцированный подход к учащимся // Русский язык в школе.-1991 .-№ 3.-С.13−16.
  34. Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка.-М., 1983, 107с.
  35. Г. Б. Эмоционально-речевое развитие учащихся на основе использования музыки в системе работы над коммуникативными умениями.-Автореф. дис.док. пед. наук.-М., 1995.-60с.
  36. В.В. О теории художественной речи.-М.: Высшая школа, 1970.-240с,
  37. А.И. Развивающее обучение русскому языку: (4−8 классы).-М.: Просвещение, 1982.-208с.
  38. Т.А., Повзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.-М.: Просвещение, 1967.-208с.
  39. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.-VI.: Просвещение, 1979.-288с.
  40. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина.-М.: Просвещение, 1967.-360с.
  41. Л.Н. Обучение чтению на уроках русского языка // Русский язык в школе.-1993.-№ 3.-С.47−56.
  42. Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте: Избранные психологические исследования.-М.: Педагогика, 1956.-С.438−452.
  43. Л.С. Проблемы общей психологии // Собрание сочинений: В 6 т.-М.: Педагогика, 1984.-Т.2.-504с.
  44. Л.С. Детская психология // Собрание сочинений: В 6 т.-М.: Педагогика, 1984.-Т.4.-432с.
  45. Г. Ф. Проблемные вопросы и ситуации при обучении грамматике // Русский язык в школе.-1991.-№ 2.-С.З-8.
  46. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.-М.: Наука, 1981.-138с.
  47. М.Б. Текст, коммуникация, речевая деятельность учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся / Под ред. А. П. Еремеевой.- М.: Просвещение, 1980.- С. 19−21.
  48. М.Ф. Методика русскошязыка во вспомогательной школе.-М.: Просвещение, 1965.-272с.
  49. А.Д., Новожилова Ф. А. Использование текста на уроках русского языка для развития языковой и коммуникативно-речевой компетенции учащихся (обучение речевым жанрам малой формы): Пособие для учителя.- Черноголовка, 1995.-179с.
  50. А.И., Шишкина И. П., Гончарова Е. А. Интерпретация художественного текста.-М.: Просвещение, 1983.-192с.
  51. Т.К. Лингвистическое развитие учащихся в процессе // Русский язык в школе.-1987.-№ 6.-С.3−8.
  52. Т.К. Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения русскому языку // Русский язык в школе.-1991 .-№ 1 .-С.3−7.
  53. Т.К. Работа учащихся с языковым материалом как источник познавательного интереса.-1993.-№ 2.-С.20−23.
  54. А.В. Развивающее обучение на уроках русского языка // Русский язык в школе.-1987.-№ 2.-С.43−50.
  55. Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников.-М.: МГУ, 1991.-109с.
  56. Еремеева А. Г1. Проблемы разработки единой лингвометодической • концепции развития речи учащихся // Актуальные проблемы развитияречи учащихся / Под ред. А. П. Еремеев ой.-М.: Просвещение, 1980.-С.8−16.
  57. Н.И. Психологические основы развития речи // В кн.: В защиту живого слова.-М.: Просвещение, 1966.-С.5−25.
  58. Р.Г. Методика изучения прилагательных-синонимов в начальных классах как средство развития речи учащихся.- Автореф. дис.канд. пед. наук.- М., 1989.-13с.
  59. Информационный вестник образования № 9−10 / Отв. И. Н. Застрожииа.- Новосибирск: ВО «Наука», 1994.-303с.
  60. НА. Виды чтения на уроках русского языка // Русский язык в школе.-1987.-№ 2.-С.64−72.
  61. Н.А. Изучение синтаксиса на текстовой основе.-Автореф. дис.док. пед.наук.- М., 1993.-58с.
  62. Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу.-М., 1992.-126с.
  63. Исследования по развитию связной речи.-М.: Педагогика, 1974.- 168с.
  64. В.И., Сергеева И. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения в 5−7 классах: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1991.-203с.
  65. В.И. Психологическое направление в языкознании и преподавании русского языка: Научно-учебное пособие.- Ишим: Полиграфия, 1993.- 323с.
  66. А.Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи.-М.: Высшая школа, 1982.-223с.
  67. А.Н. Изучение семантики суффиксов прилагательных в 5 классе как средство развития речевых и мыслительных навыков.-Авгореф. дис.канд. пед. наук.- М., 1979.-24с.
  68. Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранный язык в школе.-1985.-№ 1.-С.28−41.
  69. Коммуникативно-функциональный аспект языковых единиц // ! Сборник научных трудов.- Тверь: ТГУ, 1993, — 136с.
  70. Е.В. Ситуация успеха на уроках русского языка // Русский язык в школе.-1992.-№ 5, 6.-С.9−10.
  71. Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся // Русский язык в школе.-1995.-№ 5.-С.3−8.
  72. Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе.-1996.-№ 3.-С.3−8.
  73. Г. Ф. Концептуальные основы компенсирующего обучения • как формы активной педагогической помощи детям риска в системешкольного образования // Компенсирующее обучение опыт, проблемы, перспективы.- Новгород, 1994.- С. 1−4.
  74. Г. Ф. Коррекционные классы в структуре средней школы.-М.: Просвещение, 1988.- 166с.
  75. В.А. Интерпретация текста.-М.: Просвещение, 1988.- 192с.
  76. Т.А. Общеучебные умения и речевая деятельность // | Советская педагогика.- 1981.-№ 8.- С.85−92.
  77. Т.А. Определение уровня развития связной речи // Исследования по развитию связной речи учащихся.-М.: Педагогика, 1974.-С.8−32.
  78. Т.А. Речь, речь, речь.-М.: Педагогика, 1990.-336с.
  79. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся .-М.: Педагогика, 1974.-255с.89Ладыженская Т.А., Зельманова Л. М. Практическая методика по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1992.-288с.
  80. Т.А., Никольская Р. И., Сорокина Г. II. Сравни и опиши// Речевые уроки / Под ред. Т. А. Ладыженской.-М.: Просвещение, 1985.-С. 103−120.
  81. О.А. Дискретность в устном монологическом тексте // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста.-М.: Наука, 1982.-С.77−105.
  82. Н.С. Умственные способности и возраст.-М.: Педагогика, 1971.-280с,
  83. Лидман-Орлова Г. К. Основные аспекты развития речи при изучении морфологии // Развитие речи на уроках морфологии.-М.: Просвещение, 1979.-С.4−11.
  84. Лидман-Орлова Г. К. Основные аспекты развития связной речи учащихся на уроках морфологии // Развитие речи на уроках морфологии.-М.: Просвещение, 1979.-С. 137−151.
  85. Ляудис В. Я, Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 150с.
  86. М.Р. О речевом развитии учащихся средней школы // Советская педагогика.- 1973.-№ 9.- С. 12−21.
  87. М.Р. Речь учащихся средней школы: Статья 1. Общая характеристика лексики // Русский язык в школе.-1981 .-№ 6.- С.38−44.
  88. ЮО.Львов М. Р. Речь учащихся средней школы: Статья 2. Морфологический состав слов, употребляемых учащимися // Русский язык в школе.-1982.-№ 1.- С.46−49.
  89. М.Р. Речь учащихся средней школы: Статья 3. Синтаксис // Русский язык в школе.-1982.-№ 6.-С.63−70.
  90. Е.А. Прилагательные характеристики лица в функциональном аспекте.- Автореф. дис.канд. фил. наук.- М., 1989.-16с.
  91. ЮЗ.Маранцман В. Г. Речевые способности школьников и их развитие в процессе обучения // Русский язык в школе.-1994.-№ 6.-С.41−50.
  92. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.-М.: Просвещение, 1990.-192с.
  93. Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк.-Свердловск: УГУ, 1990.-172с.
  94. Т.А. Построение связного текста как задача совместной речевой деятельности // Актуальные проблемы развития речи учащихся / Под ред. А. П. Еремеевой.- VI.: Просвещение, 1980.- С.24−26.
  95. Ю7.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-Автореф. дис.док. псих. наук.-М., 1973.-36с.
  96. Методика преподавания русского языка / Под ред. проф. М. Т. Баранова.- М.: Просвещение, 1990.- 368с.
  97. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской.-М.: Просвещение, 1980.-240с.
  98. Ю.Мещеряков В. Н. Методики описания текстов в учебных целях: Учебное пособие.-VI.: МГПИ им. В.ИЛенина, 1984.-145с.
  99. Ш. Мещеряков В. Н., Охомуш Е. А. Типология учебных текстов.-Днепропетровск: ДГУ, 1980.-69с.
  100. А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10−11кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Просвещение, 1996. С.178−185.
  101. С.Н. Изучение имени прилагательного по учебному комплексу // Русский язык в школе.-1994.-№ 6.-С.25−29.
  102. А.Н. К проблеме текста и его категорий // Текст и его категориальные признаки / Под ред. А. Н. Мороховского.-Киев: КГПИИЯ, 1989.-С.З-8.
  103. О.И. Тескт два понимания и два подхода // В кн.: Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст.- М., 1984.-С.67−90.
  104. А.А. Сюжетные уроки русского языка в дидактике творческого взаимодействия // Русский язык в школе.-1996.-№ 4.-С.8−15.
  105. Н.И. Типы неуспевающих школьников.-Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1967.-16с.
  106. II.В. Структурные типы портретных описаний // Вопросы лингвистики и лингв о методики текста в процессе преподавания народного языка / Под ред. Ф.Мангай.-Тбилиси, 1988.-С.232−238.
  107. Т.В. Обучение самостоятельному анализу языковых явлений как средству развития мышления и речи школьников на уроках русского языка.- Автореф. дис.док. пед. наук.-М., 1984.-32с.
  108. Т.В. Поисковые задачи на уроках русского языка // Русский язык в школе.-1990.-№ 4.-С.31−32.
  109. Н.И. Исследование возможностей функционального подхода к начальному курсу грамматики (Глагол:3−4 кл.). Автореф. дис.канд. пед. наук.- М., 1995.-16с.
  110. О .А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).-Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974.-261 с.
  111. Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 5−7 класс.-М.: Просвещение, 1991.-192с.
  112. Новак Е. Г1. Обучение синтаксису связной речи // Русский язык в школе, 1980.-№ 2.-С. 20−24.
  113. А.И. Семантика текста и ее формализация.-М: Наука, 1983.-215с.
  114. Ф.А. О целесообразности проведения изложений при подготовке к сочинениям-описаниям Л Исследования по развитию связной речи учащихся / Под ред. Т. А. Ладыженской.-М.: Педагогика, 1974.-С.137−150.
  115. Ф.А. Подражание и самостоятельность при обучении школьников сочинению-описанию // Текст на уроках русского языка: Тезисы докладов и выступлений.М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1994.-С.64−66.
  116. Л.Ф. Этапы развития детского мышления.-М.: МГУ, 1972.-151с.129.0зерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1989.-223с.
  117. Л.В. Интеллектуально пассивные учащиеся // Вопросы психологии.-1991 .-№ 6.-С.45−52.
  118. Основы методики русского языка в 4−8 классах: Пособие для учителей / Под ред. А. В. Текучева и др.-М.: Просвещение, 1978.- С.110−127.
  119. Отбор детей во вспомогательные школы / Под ред. С. Д. Забрамной.-М.: Просвещение, 1971.-96с.
  120. Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной.-М.: Педагогика, 1986.-208с.
  121. И.Р. Очерки по методике русского языка.-М.: Просвещение, 1965.-315с.
  122. В.А. Психолингвистические аспекты рассмотрения структурных особенностей устных и письменных текстов // Актуальные проблемы развития речи учащихся / Под ред.А. П. Еремеевой.- М.: Просвещение, 1980.-С.21−24.
  123. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской.- М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1993.- 232с.
  124. . Избранные психологические труды: Психология интеллекта.-М.: Прсвещение, 1969.-С.24−287.
  125. Г1ичугов Ю.С., Костяева Т. А. Программа компенсирующего обучения по русскому языку в 5−9 классах общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации // Русский язык в школе.-1994.-№ 4, 5.-С. 110−116, 112−117.
  126. Н.А. Обучение школьников структуре текста // Актуальные проблемы развития речи учащихся / Под ред. А. П. Еремеевой.-М.: Просвещение, 1980.- С.32−40.
  127. И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.- М.: Просвещение, 1985.- 208с.
  128. Л.Л. Развитие речи на уроках изучения имени прилагательного (5 класс).- Автореф. дис.канд. пед. наук.- М., 1965.-14с.
  129. Программы для общеобразовательных учебных заведений: Русский язык.-М.: Прсвещение, 1992.-11 1с.
  130. К.И. К методике правописания И и ПН в суффиксах имен прилагательных // Русский язык в школе.-1986.-№ 3.-С.12−17.
  131. Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников: Сборник научных трудов / Под ред. В. Г. Петрова.-М.: АПН СССР, 1986.-101с.
  132. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика.-1991 .-№ 4.-С.44−52.
  133. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской.-М.: Педагогика, 1971.-272с.
  134. Е.Н. Языковое развитие учащихся при обучении русскому языку // Русский язык в школе.-1992.-№ 2.-С.4−8.
  135. Развитие речи. Школьная риторика. 5 класс: Методический комментарий / Т. А. Ладыженская, Г. Б. Вершинина, В. Ю. Выборнова и др.-.М., 1996.-С.81−92.
  136. М.М. Классы развития (выравнивания) // Русский язык в школе.-1994.-№ 1 .-С. 19−27.
  137. Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.-М.: Просвещение, 1979.-С.330−426.
  138. М. Помощь трудным детям.-М.: Прогресс, 1987.-424с.
  139. В.В. Русский язык: Экспериментальная программа развивающего обучения: 7 класс.-Томск: Пеленг, 1993.-С.147−177.
  140. М., Тильман Ф. Психология индивида и группы.- М.: Прогресс, 1988.-256с.
  141. С.С. Методика использования образца при обучении сочинениям-описаниям в 5 классе.- Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1977.-15с.
  142. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для 6−8 классов общеобразовательных учебных заведений / Под ред. Г. К.Лидман-Орловой и др.-М.: Просвещение, 1994.-256с.
  143. Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы / Под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.-М.: Просвещение, 1990.- 318с.
  144. Русский язык: Экспериментальный учебник для 4 класса.-М.: Просвещение, 1980.-335с.
  145. М.А. Избранные труды.-М.: Педагогика, 1958.-611с.
  146. Рябцева С. Г1. Диалог за партой: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1989.-96с.
  147. Л.В. Работа над формой устного ответа в 5 классе // Русский язык в школе.-1991.-№ 2.-С.22−29.
  148. И.В. Формирование умений познавательной деятельности учащихся в работе по развитию речи // Начальная школа, 1981.-№ 12.-С.63−65.
  149. Система обучения сочинениям в 4−8 классах / Под ред.Т. А. Ладыженской.-М.: Просвещение, 1978.-С. 159−232.
  150. З.Н. Понимание и употребление прилагательных учащимися вспомогательных школ и развитие их речи в связи с изучением данной грамматической категории.-Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1964.-21с.
  151. Г. П. Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе.-1989.-№ 3.-С.34−42.
  152. Г. Я. Синтаксическая стилистика.-М.: Высшая школа, 1991.-182с.
  153. М.С. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач.- М.: Линка-пресс, 1994.- 4.1.-80с.
  154. Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М.Коула.-М.: Педагогика, 1989.-С.26−42.
  155. В.Г. Психология индивидуального подхода к трудным учащимся: Учебное пособие.-М.: Просвещение, 1991.-117с.
  156. Е.А. Развитие речи учащихся 5−7 классов в процессе игры // Русский язык в школе.-1995.-№ 4.-С.7−13.
  157. ПО.Талалаева Л. Ф. Изучение уровня сформированное!!! речевых умений и навыков учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся / Под ред. А. Г1.Еремеевой.-М.: Просвещение, 1980.- С.52−60.
  158. С.В. О воспитании интереса к русскому языку // Русский язык в школе.-1991.-№ 6.-С.З-8.
  159. А.В. Методика русского языка в средней школе.-М.: Просвещение, 1980.-414с.
  160. ПЗ.Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс (морфологический аспект).- М.: Педагогика, 1990.- 144с.
  161. Л.Е. Кружок «Сочини сказку».-М.: Перспектива, 1995.-373с.
  162. Л.Е. Учимся слушать // Русский язык в школе.-1993.-№ 1.-С.70−73.
  163. М.Б. Семантика на уроках русского языка // Русский язык в школе.-1995.-№ 2.-С. 12−17.
  164. Учебно-воспитательная работа в школе для детей с ЗПР: Сборник научных трудов / Под ред. Т. А. Власовой и др.-М.: Педагогика, 1977.-99с.
  165. Г. Д. Методика обучения студентов слушанию как профессиональному умению.- Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1993.-16с.
  166. Н.М. Развитие лингвистического мышления учащихся на уроках русского языка в процессе изучения синтаксиса.- Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1989.- 16с.
  167. К.Д. Избранные педагогические сочинения: Собрание сочинений в 2 т.-М.: Учпедгиз, 1953.-Т.2.- 732с.181 .Федоренко Л. П. Изучение языка и развитие мышления // Русский язык в школе,-1987.-№ 4.-С.37−41.
  168. Хведелидзе Ц-Д- Структурно-семантические параметры композиционно-речевой формы «Описание» // Стилистическиеисследования художественного текста / Под ред. А. Ф. Никонова.-Якутск: ЯГУ, 1988.-С.89−91.
  169. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе.-М.: Институт практической психологии, 1996.-224с.
  170. Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка.-М.: Просвещение, 1993.-128с.
  171. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.- М.: Просвещение, 1982.- 143с.
  172. Т.И. Использование художественного текста в целях языкового и нравственного развития учащихся // Русский язык в школе.-1995.-№ 3.-С.9−16.
  173. И.Ю. Структура и функции описательных контекстов в художественной прозе К.Паустовского.-Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1988.- 15с.
  174. И.С. Работа по обогащению словарного запаса школьников в процессе подготовки к сочинению // Актуальные проблемы развития речи учащихся / Под ред. А. П. Еремеевой.-М.: Прсвещение, 1980. С.70−75.
  175. И.А. Развитие речевых умений при изучении имени прилагательного в школе.- Автореф. дис.канд. пед. наук.- Л., 1982.-16с.
  176. Н.К. Работа над расширением и уточнением словарного запаса учащихся в процессе изучения темы «Имя прилагательное» (4−5кл.).- Автореф. дис.канд. пед. наук.- М., 1970.-16с.
  177. Е.Г. Методика формирования у учащихся обобщенных знаний при обучении орфографии.- Автореф. дис.док. пед. наук.- М., 1990. -32с.
  178. О.А. Методика изучения степеней сравнения имен прилагательных с учетом их синтаксической и стилистическойфункции в предложении и связном тексте, — Автореф. дис.канд. пед. наук.- М., 1987,-19с.
  179. JI.В. Языковая система и речевая деятельность.- Л., 1974.-С.37−69.
  180. Юнг К. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее.-М.: Мартис, 1995.-320с.
Заполнить форму текущей работой