Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-гигиеническое исследование роли потребителей в повышении качества медицинских услуг кардиологического профиля в условиях ОМС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фактор «потенциал потребителя» и реализация свойств качества медицинских услуг кардиологического профиля имеют прямую сильную связь (р=+0,89). При чем наибольший вес имеют следующие потребительские факторы: принадлежность пациентов к старшей возрастной группе (старше 60 лет), наличие средней и тяжелой степени тяжести состояния, личных ограничений, низкий уровень организационной, диагностической… Читать ещё >

Содержание

Актуальность исследования определяется тем, что для решения задач планирования медицинской помощи, в том числе ее ресурсного обеспечения, формирования грамотной маркетинговой политики медицинских учреждений, поиска путей совершенствования медицинской помощи населению в условиях ОМС крайне важен учет качественных характеристик потребителей медицинских услуг. Улучшить качество медицинской помощи в новых социально-экономических условиях, по мнению ряда авторов (Вишняков Н.И., 1995- Комаров Ю. М., 1995- Денисов И. Н., 1996- Кузьменко М. М., 1996- Кучеренко В.3., 1996- и др.) возможно лишь при максимальном раскрытии потенциала пациентов, повышении их участия в сохранении и укреплении собственного здоровья. Однако, в выполненных в последние годы работах по изучению потребителей медицинских услуг (Накатис Я.А., 2000- Петрашевич В. А., 2003- Тогунов И. А., 2004) отсутствует комплексный подход к оценке их качеств, выявления роли потребительских факторов в нарушении свойств качества, в том числе биологических, социальных, социально-психологических и социокультурных характеристик. Наличие же данной информации может явиться научным обоснованием путей улучшения прогнозирования, планирования, организации и качества медицинской помощи, повышения удовлетворенности застрахованных медицинским и услугами в системе ОМС.

В связи с этим целью исследования определено: на основании комплексного социально-гигиенического исследования качества медицинских услуг кардиологического профиля и потребительских факторов, определяющих полноту реализации его свойств, разработать предложения по оптимизации управления этими факторами в условиях ОМС

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить качество медицинских услуг кардиологического профиля (на примере специализированных учреждений ЦФО РФ) в системе ОМС с учетом структурного, процессного и результативного его компонентов

2. Дать интегральную оценку потенциала потребителей медицинских услуг кардиологического профиля с учетом уровня их культуры как части структурного компонента качества медицинских услуг в системе ОМС

3. Уточнить вклад потребительских факторов в успешность реализации свойств качества медицинских услуг кардиологического профиля с учетом уровня медицинской культуры потребителей в системе ОМС

4. Научно обосновать и разработать комплекс предложений по оптимизации управления потребительскими факторами, определяющими полноту реализации свойств качества медицинских услуг кардиологического профиля в системе ОМС

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: дана комплексная оценка качества медицинских услуг кардиологического профиля (на примере специализированных учреждений ЦФО РФ) с учетом состояния структурного, процессуального, результативного его компонентов, свойств качества в условиях ОМС- дана количественная интегральная характеристика потенциала потребителей медицинских услуг кардиологического профиля с учетом уровня их культуры как составной части структурного компонента качества медицинских услуг данного профиля в условиях ОМС- определен вклад различных факторов, возникающих со стороны потребителей медицинских услуг кардиологического пофиля, в успешность реализации свойств качества медицинских услуг данного профиля в условиях ОМС, научно обоснован и разработан комплекс предложений по оптимизации управления потребительскими факторами, определяющими полноту реализации свойств качества медицинских услуг кардиологического профиля, в условиях ОМС.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что предложенный методический подход к оценке и мониторинговому слежению количественных значений потенциала потребителей медицинских услуг кардиологического профиля с учетом уровня их медицинской культуры, методический подход к оценке и мониторингу потребительских факторов, определяющих снижение реализации свойств качества медицинских услуг данного профиля, методический подход к оценке качества медицинского персонала и материально-технической базы лечебных учреждений кардиологического профиля, а также разработанные подходы к коррекции отклоняющихся параметров потенциала пациентов кардиологического профиля могут быть приняты как типовые для реализации в практическом здравоохранении .

Внедрение результатов работы в практику

Полученные в ходе исследования данные о состоянии качества кардиологической помощи в Ивановской и Ярославской областях, состоянии потенциала пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями с учетом уровня их культуры, роли потребительских факторов в реализации свойств качества кардиологических услуг, а также предложения по коррекции отклоняющихся параметров потенциала пациентов кардиологического профиля включены в информационное письмо «О подходах к оптимизации управления потребительскими факторами, определяющими реализацию свойств качества медицинских услуг кардиологического профиля, в условиях ОМС» (ФОМС, 2006 г.) для организаторов здравоохранения и специалистов системы ОМС.

Результаты проведенных исследований, а также подготовленные документы методического характера внедрены в учебный процесс кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава», а также в учреждениях здравоохранения Ивановской и Ярославской областей.

Апробация работы

Материалы диссертации доложены и обсуждены на Международной конференции «Здоровье и образование XXI век» (г. Москва, 2005), областных научно-практических конференциях (г. Иваново, 2005- г. Ярославль 2005)., Всероссийском совещании по контролю качества медицинской помощи в условиях ОМС (СПб, 2005) и межкафедральной научной конференции ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава.

По теме диссертации опубликовано 4 научных работы.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Необходимым компонентом оценки качества медицинских услуг кардиологического профиля с позиции маркетингового подхода должна стать комплексная интегральная характеристика потенциалапотребителей этих услуг, оценить которую можно количественно по методике, апробированной в настоящей работе, с учетом уровня их медицинской культуры.

2. Основу оптимизации управления потребительскими факторами, определяющими качество медицинских услуг кардиологического профиля, может составить выявленная прогностическая значимость факторов в снижении реализации отдельных свойств качества.

Личное участие автора. Автор принимала личное и непосредственное участие в выполнении исследований по всем разделам диссертации. На выполненные совместно частные задачи исследования (Васильева Т.П., Васильев М. Д., Мушников Д.Л.) имеются ссылки в диссертации и авторы представлены в совместных публикациях. Доля участия автора в накоплении и обработке информации более 89%, а в обобщении и анализе материала до 100%.

Социально-гигиеническое исследование роли потребителей в повышении качества медицинских услуг кардиологического профиля в условиях ОМС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

выводы.

1. Результативный компонент качества кардиологической помощи по средне территориальным данным за последние пять лет, несмотря на увеличение объема оказываемой помощи (в среднем на 9,0%) имеет тенденцию к снижению, о чем свидетельствует темп роста показателей смертности от сердечно-сосудистой патологии (102,25% с 2000 по 2005гг), негативная тенденция увеличения частоты общей заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями по ведущим нозологическим формам: инфаркту миокарда соответственно на 13,95%, артериальной гипертонией 28,7%, стенокардией на 7,9%, при отсутствии достоверных территориальных отличий.

2. В настоящее время снижены структурный и процессный компоненты качество медицинских услуг кардиологического профиля, оказываемых в системе ОМС, на средне территориальном уровне. Так, по среднетерриториальным данным качество структуры материально-технической базы характеризуется снижением коэфициента соответствия до 0,8, качество кадрового потенциала — снижением интегрального коэффициента оценки до 0,77, низкий уровень реализации имели 50% свойств качества оказываемых случаев медицинских услуг потребителям кардиологического профиля. При этом наибольшую интенсивность снижения имели такие как: уникальность (198,5 сл. отклонений на 100 услуг), удовлетворенность врача оказанной помощью (199,5 сл. на 100 услуг), межличностное взаимодействие (188,05 сл. на 100 услуг), научно-технический уровень (187,85 сл. на 100 услуг), удобство (164,75 сл. на 100 услуг), экономичность (152,15сл. на 100 услуг) при некоторых колебаниях интенсивности по территориям.

3. Состояние потенциала потребителей медицинских услуг кардиологического профиля в системе ОМС характеризуется достижением среднего уровня (средне балльная оценка 13,7баллов, против 21 балла возможного, индекс реализации потенциала 65,23%). При этом установлено, что качественные характеристики потребителей медицинских услуг кардиологического профиля, выше в случаях высокого уровня культуры потребителя, чем в случаях с низкой культурой за счет всех компонентов потенциала.

4. Фактор «потенциал потребителя» и реализация свойств качества медицинских услуг кардиологического профиля имеют прямую сильную связь (р=+0,89). При чем наибольший вес имеют следующие потребительские факторы: принадлежность пациентов к старшей возрастной группе (старше 60 лет), наличие средней и тяжелой степени тяжести состояния, личных ограничений, низкий уровень организационной, диагностической и лечебной информированностииспользования печатных источников и индивидуальных методов для повышения медицинской информированностиинформационной культуры и культуры поведенияобразования профессионально-социальная принадлежность к категории рабочих и безработных, высокая физическая активность в сочетании низкой медицинской активностью, наличие неустойчивого типа нервной системы у пациента и склонность его к конфликтам.

5. Предложенный комплекс медико-организационных мероприятий по совершенствованию управления потребительскими факторами, определяющими качество медицинских услуг кардиологического профиля, включающий оптимизацию системы мониторингового слежения за состоянием потенциала потребителей медицинских услуг с учетом уровня их медицинской культуры, оптимизацию системы прогноза снижения реализации свойств качества медицинских услуг кардиологического профиля по потребительским факторам, оптимизацию системы коррекции управляемых факторов потребительского характера, определяющих реализацию свойств качества медицинских услуг кардиологического профиля, оптимизацию системы мониторингового слежения за качеством кадрового потенциала и материально-технической базы кардиологической службы и коррекцию отклонений, обеспечило достижение медико-социальной эффективности, выразившейся в повышении личного потенциала потребителей, получавших медицинские услуги кардиологического профиля, снижения частоты дефектов оказания услуг данного профиля, повышение интегральной оценки качества оказанных медицинских услуг кардиологического профиля.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Руководителям органов управления здравоохранением, учреждений здравоохранения, участковым врачам, врачам общей практики для получение теоретической информации, необходимой для принятия решений по оптимизации потребительского элемента качества медицинских услуг данного профиля целесообрано использование предложенной методики социально-гигиенического исследования потенциала потребителей медицинских услуг при сердечно-сосудистой патологии, получающих помощь в условиях специализированных кардиологических учреждений, включающей 25 оценочных параметров.

2. При формировании и разработке региональных программ улучшения качества медицинской помощи при сердечно-сосудистой патологии необходимо учитывать роль потребителей медицинских услуг кардиологического профиля в его обеспечении.

3. Руководителям учреждений здравоохранения, участковым врачам, врачам общей практики при формировании индивидуальных программ работы с пациентами с сердечно-сосудистыми заболеваниями в «школах пациентов» особое внимание обратить на развитие культуры пациента.

4. Руководителям учреждений здравоохранения, участковым врачам, врачам общей практики для повышения уровня культуры потребителей и производителей медицинских услуг кардиологического профиля рассмотреть вопрос о создании регионального Центра медицинской культуры.

5. Руководителям учреждений здравоохранения целесообразно ввести в штат лечебных учреждений, оказывающих помощь пациентам кардиологического профиля должность социального работника-педагога для реализации медико-социально-культурных образовательных программ по формированию потенциала потребителей медицинских услуг.

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности, -М.: Наука, 1980. -336 с.

2. Аввакумов Г. А., Полесский В. А. Задачи и перспективы развития службы медицинской профилактики и укрепления здоровья //Здравоохранение Рос. Федерации. -1994. -№ 6. -С. 10−12.

3. Аввакумов Г. А. Комментарий к приказу Минздравмедпрома Р. Ф. от 22.12.95 № 364 // Здравоохранение. -1996. -№ 5. -С. 46−49.

4. Агеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности, -М.: Мысль, 1976.-158 с.

5. Акопян A.C., Рево В. В., Шиленко Ю. В. Социально-экономическое содержание медицинской доктрины XXI века (экстенсивные и интенсивные медико-производственные технологи и)//Проблемы управления здравоохранением 2001. — № 1. — С. 48−53.

6. Ангархаева H.A. Некоторые вопросы методики оценки региональных профилактических программ на примере Республики Бурятия //Бюллетень НИИ Социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко. 2003. — Выпуск 9. — С. 160−165.

7. Андреева Г. М., Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность/Юбщение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М.: -Изд-во МГУ, 1987.-С.6−19.

8. Андреева И. М. Система управления кадрами в здравоохранении, -М.: 1994. -234 с.

9. Андреева И. М. Мы не должны совершать ошибок //Сестринское дело. -1999.-№−6.-С.34−35.

10. Аргенгова Т. Е., Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности//Психологический журнал. 1984. — № 6. — С. 130−133.

11. Байдакова H.H., Введенский М. Л., Субботин A.B., Развозжаева Е. Ю. Роль средних медицинских работников Угличской ЦРБ в развитии информатизации ЛПУ// Сестринское дело. № 5. — 1999. — С. 18.

12. Байда В. Д. Кабинет профилактических осмотров в поликлинике //Сов. здравоохранение, -1972. -№ 4. -С. 16−20.

13. Бардиер Г. Л. Социально-психологические аспекты личного отношения человека к человеку: Автореф. Дис. .канд. психол. наук. Л., 1982.

14. Бехтерев В. М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность//Педология и воспитание. М., 1925. С. 19−29.

15. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311 с.

16. Богатырев И. Д. О показателях для оценки качества и эффективности работы врачей, медицинских учреждений и органов здравоохранения //Сов. здравоохранение, -1968. -№ 10. -С. 30−34.

17. Богачев Р. Значение совершенствования подготовки медицинских сестер для современной клиники// Сестринское дело. -2000. -№ 4. -С. 12.

18. Бодалев A.A. Личность и общение // Избр. Тр., -М.: Педагогика, 1983. -271 с.

19. Бойко Ю. П. Профилактика психосоматических расстройств и ятрогений// Медицинская сестра. 2001. № 2. — С. 19−20.

20. Бойко В. В., Немировский Д. Э., Турыгин В. В. Социально-психологическое изучение производственных факторов здорового образа жизни // Здравоохр. Рос. Федерации. -1993. -№ 5. -С. 20−22.

21. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. — 207 с. //Сестринское дело. -№ 3, — 1999.-С. 6.

22. Брудный A.A. К теории коммуникативного взаимодействия// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1977. С.32−49.

23. Вагнер Е. А., Росновский A.A., Ягупов П. Д. О самовоспитании врача. ПермьИзд-во ПГМИ, 1969. 73 с.

24. Вардосанидзе C.JT. Комаревцева Н. Б., Лихота А. И. Опыт по развитию сестринского дела в Ставрапольской краевой клинической больнице//Сестринское дело. 1999. — № 5. — С. 14−15.

25. Величковский Б. Т. Реформы и здоровье населения//Экономика здравоохранения. 2001. — № 6. — С. 22−27.

26. Вилюнас В. К. Психологические мотивации человека. М.: Издательство МГУ, 1990. -288 с.

27. Виноградов H.A. Принципы работы с медицинскими кадрами, -М.: Медгиз, 1955.-96 с.

28. Владимирская А. Время работает на реформы. //Сестринское дело. -1999.-№−4.-С.3−4.

29. Володин H.H. Пути совершенствования сестринского образования // Медицинская помощь. -1996. -№ 9. -С. 4−7.

30. Володин H.H., Дружинина А. Развитие медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации//Сестринское дело. -1998. -№ 4. -С. 5−6- № 5−6. С.6−7.

31. Володин H.H. Сверим часы//Сестринское дело. 1999. — № 3. — С.7.

32. Высоцкая И. Рак молочной железы: клиника, диагностика // Врач. -1996. -№ 10.-С. 14−15.

33. Гаврилова Г. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга /Отв. ред. О. Г. Кукосян. -Краснодар: КГУ, 1975. -С. 1719.

34. Галанцева Г. И. Заболеваемость врачей // Сов. здравоохранение. -1969. -№ 11.-С. 26−28.

35. Герт В. А. Общение как основа индивидуализации человека (методологический аспект исследования): Автореф. Дис.канд. филос. наук. Свердловск, 1982. — 24 с.

36. Генкин А. Г. Разработка профессиограмм врачебных специальностей и их практическое применение // Научная организация труда в системе здравоохранения.-М., 1976,-С. 177−180.

37. Генкин А. Г., Клиниченко Н. М., Падченко А. П. К оценке условий, содержания и характера труда врачей основных специальностей // Сов. здравоохранение.-1974.-№- 10.-С. 45−98.

38. Генкин Б. М. Экономика и социология труда, -М.: Изд-во НОРМА-ИНФРА-М, 1998. -384 с.

39. Гительмахер Р. Б., Когаловская A.C., Марушин Ю. Б. Конфликт: социально-психологический аспект. -Иваново: ИвГУ, 1995, -168с.

40. Гришина Н. В.: Общение в трудовом коллективе. JI: Лениздат, 1990. -174 с.

41. Губин Г. И., Агапитов А. Е. Современные аспекты организации медицинской профилактики в сфере практического здравоохра-нения//Бюллетень НИИ Социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко. 2003. — Выпуск 4. — С. 81−83.

42. Гундаров И. А., Матвеева C.B. Принципы индивидуальной профилактики основных неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья в условиях кризиса общества // Здравоохр. Рос. Федерации. -№ 3. 1996. -С. 18−21.

43. Давыдовский И. В. Врачебные ошибки//Советская медицина. 1941. — № 3. -С.3−10.

44. Данчин Н. М., Карабак Т. И. Служба медицинской профилактики: достижения и проблемы//Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 1998. — № 5. — С. 10−13.

45. Демченкова Г. З. Профилактическое направление советского здравоохранения и диспансеризация // Сов. здравоохранение. 1978. -№ 1. -С.3−10.

46. Демченкова Г. З., Полонский М. А. Теоретические и организационные основы диспансеризации населения, -М.: Медицина, 1987. -288 с.

47. Демченкова Г. З., Соболева Н. П. О некоторых проблемах совершенствования специализированной медицинской помощи // Здравоохр. Рос. Фед. -1988. -№ 4. -С. 6−8.

48. Деев А. Н. Социально-гигиеническая характеристика здоровья и условий жизни средних медицинских работников и членов их семей: Автореф. дис. канд. мед. наук.-Томск, 1987. 19 с.

49. Денисов И. Н., Мелешко В. П. Медицинские кадры России // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. -№ 2. -С. 30−33.

50. Диагностика злокачественных опухолей при диспансеризации населения / Под ред. H.H. Блинова. -С.Пб.: Гиппократ, -1994. -224 с.

51. Диспансеризация городского населения / Под ред. С. Я. Фрейдмена. М.:1. Медицина, -1964. -650 с.

52. Дмитриева Н. В. /Новосибирск/ Вопросы гигиенического обучения и воспитания населения по профилактике неинфекционных заболеваний //Здравоохр. Рос. Федерации. -L990. -№ 7. -С. 37−38.

53. Донцов А. И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе// Вопросы психологии. 1980. № 4. — С.38−49.

54. Евдокимов Д. В. Алгоритм оценки качества медицинской помощи помощи // Здравоохр. Рос. Федерации. -1993. -№ 8. -С. 6−8.

55. Ельцова Е. В. Личность современного менеджера руководителя сестринского дела//Медицинская помощь.- 1996. -№ 4. С. 9−12.

56. Железняк Е. С., Алексеева JT.A., Пенюгина E.H., Петрова Н. Г. Современные оценки качества стационарной медицинской помощи по результатам социологического опроса // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. № 3. — С. 20−22.

57. Журавлев A. JL Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива// Психологический журнал. 1988. — № 6. — С. 53−64.

58. Жиляева Е. П. Этика в здравоохранении (обзор зарубежных материалов) //Бюллетень НИИ Социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко. 2003. — Выпуск 4. — С. 141−145.

59. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности// Социология в СССР. -М.: Наука, 1966. Т.2.

60. Знаков В. В. Основные условия межличностного понимания в совместной деятельности//Вопросы психологии. — 1984. № 1. — С. 138−141.

61. Ильин Е. П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты//Вопросы психологии. -1988. № 6. — С. 85−93.

62. Имедадзе И. В. Проблема полимотивации поведения// Вопросы психологии. 1984. — № 6, — С.87−94.

63. Исполатовская Э. О., Зелинская Д. И. Перспективы развития сестринскогодела в педиатрии//Медицинская помощь.-1999.-№−2. С. 12−13.

64. Картыш А. П. О состоянии профилактики, диагностики и лечения злокачественных опухолей визуальной локализации // Врачебное дело. -1992.-№ 8.-С. 106−109.

65. Каждому профессионалу рабочее место, а каждому ЛПУ — достойного специалиста (по результатам коллегии Минздрава РФ)// Сестринское дело. — 2000. — № 4. — С. 4.

66. Калашников Д. Конфликты в организации: социально-конфликтологический уровень анализа // Управление персоналом. -1999. № 7.-С. 1720.

67. Канеп В. В., Липовецкая Л. Л. Организация труда в учреждениях здравоохранения,-М.: Медицина, 1977.-192с.

68. Ковалев Г. А. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1978. — 238 с.

69. Кожурина М. Итоги съезда российских медсестер обсуждают в Брянске//Сестринское дело. 1999. — № 2. — С. 17.

70. Кон И. С. Дружба. М, 1980. 57 с.

71. Комаров Ю. М. Здоровье населения: основные проблемы и перспективы их решения // Экономика здравоохранения. -1997. -№ 4/5/17. -С. 8−11.

72. Комарова Л. Е. Скрининговые программы и их роль в профилактике и ранней диагностики рака: Автореф. дис. канд. мед. наук. -М.: 1993. -21 с.

73. Козлова H.H. Какой должна быть медсестра ?//Медицинская помощь.1999. № 6, — С.36−37.

74. Конечный Р., Боухам М. Основы медицинской психологии, -Прага: Авиценум, 1974. -405 с.

75. Корнер Дж. Сестринский уход в онкологии как часть терапии //Сестринское дело. -1999. -№ 3. -С. 32−33.

76. Керни Нора. Моя профессия медицинская сестра// Сестринское дело.2000. № 3. — С.ЗЗ.

77. Криушин P.C. Микросреда муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения, оказывающего платные медицинские услуги населению // Экономика здравоохранения 2003. — № 1. — С. 15−18.

78. Кравченко J1.B. Медсестра. Новый взгляд на профессию.//Медицинская помощь.-1998,-№ 5.-С. 17−18.

79. Кубраков Д. Без этих качеств медсестра не может быть медсестрой//Сестринское дело. 1999. — № 1. — С.8−9.

80. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. -Спб.: Изд-во ОЛБИС, 1998.-192 с.

81. Кузьменко М. М. Медицинские кадры: научно-практические аспекты (современное состояние проблемы) // Проблемы соц. гиг. и история мед. — 1996. -№ 4. -С. 42−45.

82. Кузьмин В. И., Павлов Ю. М., Светлов В. А. Об опыте организации конкурсов на лучший смотровой кабинет // Здравоохр. Рос. Федерации. -1986.-№ 8.-С. 41−42.

83. Куницина Т. А., Михин В. В. Организация активного поиска предопухо-левых заболеваний и ранних форм рака молочной железы на промышленном предприятии // Здравоохр. Рос. Федерации. —1998. -№ 1. -С. 11−14.

84. Куриленко Л. И. Проблемы профилактики в акушерско-гинекологической практике // Современные проблемы охраны здоровья женщин и детей: Сб. научн. тр./МЗ СССР, ВНИИ СГ и 0.3. им H.A. Семашко. М., 1984, -С. 5−6.

85. Куценко Г. И., ILM. Агарков, Н. С. Селиванов. Реформирование среднего медицинского образования. Ст. Оскол, 1999, 165 с.

86. Куценко Г. И. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда // Труд и здоровье медицинских работников / Под. ред. В.К. ОвчароваМ., 1985. -С. 18−38.

87. Куценко Г. И., Минаков В. Ф., Минчин. Б. Н. Оздоровление условий и характера труда медицинских работников и повышение его эффективности // Труд и здоровье медицинских работников / Под. ред.

88. B.K. Овчарова-М.,-1985.-C. 104−162.

89. Куценко Г. И., Минчин Б. Н., Сошников Е. И. Психофизиологические аспекты трудовой деятельности // Труд и здоровье мед. работников. /Под. ред. В. К. Овчарова. -М., 1985. -С. 55−68.

90. Куценко Г. И., Сошников Е. И., Минчин Б. Н. Оптимизация груда медицинских работников // Гигиена и санитария. -1983. -№ 9. -С. 27−29.

91. Куценко Г. И., Сошников Е. И., Эристави В. Г. Вопросы гигиены труда медицинских работников // Гигиена и санитария. -1983.-№ 2 -С. 47−50.

92. Куценко Г. И., Сошников Е. И., Эристави В. Г. Социально-психологические аспекты труда медицинских работников // Гигиена и санитария. -1983. -№ 6.-С. 63−66.

93. Лебедева И. В., Шехтман A.M., Чепасов В. И. Социально-гигиенические аспекты онкологической смертности населения //Здравоохр. Рос. Федерации. -1995. -№ 3. -С. 25−26.

94. Леонтьев A.A. Общение как объект психологического исследования//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С.106−123.

95. Леонов С. А., Коротко А. И., Непомнящий В. П. // Состояние здоровья и пути повышения качества лечебно-профилактической помощи женщине-матери и ребенку. -М., 1987. -С. 6−8.

96. Лещинский Л. А. Деонтология в практике терапевта, -М.: Медицина, 1989. -208 с. (Б-ка практ. врача).

97. Линденбратен А. Л., Третьяков А. Е., Роговина А. Г., Голодненко В.Н.

98. Некоторые проблемы организации материального стимулирования медицинского персонала в условиях свободного выбора врача пациентом. // Проблемы городского здравоохранения. Выпуск 3: Сб. науч. трудов / Под ред. проф. Н. И. Вишнякова, -Спб, 1998. -С. 167−171.

99. Лисицин Ю. П. Образ жизни и здоровье населения, -М: Общество «Знание» РСФСР, 1982. -326 с.

100. Литвинцева H.A. Психологический автопортрет. -М.: Управление персоналом, 1996. 304 с.

101. Мальцева Н. С. Внедрение образовательных стандартов: успехи и сложности//Сестринское дело. 1999. — № 4. — С.6.

102. Манвелов Л. С., Кижваткина Г. Н. О работе медсестры неврологического отделения// Медицинская помощь.-2000. № 3. С.40−41.

103. Медсестринский персонал в зеркале статистики// Сестринское дело. -1998.-№−5-6-С.5.

104. Минаков В. Ф., Сошников Е. И., Сидамон-Эристави В.Г. Социально-психологические аспекты труда // Труд и здоровье медицинских работников / Под ред. В. К. Овчарова. -М., 1985. -С. 69−84.

105. Минаков В. Ф., Сошников Е. И., Сидамон-Эристави В. Г. Некоторые особенности труда врачей // Труд и здоровье медицинских работников /Под ред. В. К. Овчарова. -М., 1985. -С. 7−17.

106. Ш. Минаков В. Ф., Янушонис B.B. Организационные структуры профилактической работы со здоровыми людьми // Здравоохр. Рос. Федерации. -1993.-№ 9.-С. 4−5.

107. Мингалева Н. В., Ермошенко Б. Г. Эффективность использования рабочего времени врача женской консультации при диспансеризации беременных // Здравоохр. Рос. Федерации. -1991. № 7. — С. 28−29.

108. Мирончик В. Ю., Белозерцев В. М., Бужневич H.A. Опыт работы по внедрению в практику комплексной системы управления качеством труда медицинских работников // Здравоохр. Белоруссии. -1983. -№ 4. -С. 5963.

109. Михайлова Ю. В., Щербаков Г. А., Вялкова Г. М., Шибков H.A., Новикова И. А. Условия труда и быта средних медицинских работников (по материалам социально-гигиенического исследования)//Медицинская сестра. 2001.-№−2,-С.21−22.

110. Михайлов А. И. Информация в развивающемся мире: О статусе потребителя будущего // Международный форум по информации и документации. -1984. -Т. 9. -№ 3 -С. 3−4.

111. Муратова М. В., Микиртичан Г. Л., Эрман JT.B. Этические проблемы в практике медсестры отделения новорожденных и пути их решения// Медицинская помощь.-2000, — № 6. С.43−45.

112. Найговзина Н. Б., Астовецкий А. Г. Качество медицинской помощи и его экспертиза // Экономика здравоохранения. -1998. № 1. — С. 7−14.

113. Немов P.C. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива // НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1984. -200 с.

114. Низамов И. Г. Размышления о низкой результативности управления здравоохранением // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. -№ 2. -С.30−33.

115. Новгородцев Г. А., Демченкова Г. З. Актуальные вопросыдиспансеризации в СССР и других странах социализма: Научн. обозр. -М: Медицина, 1979. -84 с.

116. Носкова И. Л., Свиридова И. А., Солонинкина Л. Ф., Чупрова Т.А.// Медицинская помощь.- 1998. № 5. С.25−27.

117. Обозов H.H. Психология межличностного взаимодействия. Автореф. Дис.. д-ра психол. наук. Л., 1979.

118. Обозов H.H., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости//Вопросы психологии — 1981. № 6. — С. 98−101.

119. Общая и социальная психология: Практикум /Под ред. Н. Д. Твороговой. -М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. -374 с.

120. Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушенкоа. М: Изд-во МГУ, 1987. — 302 с.

121. Огурцова И. В., Галуза Э. Д. Методологические проблемы построения информационного обеспечения практических врачей в период последипломного образования // Методологические проблемы медицины и биологии. -Новосибирск: Наука, -1985. -С. 245−248.

122. Островская И. В. Медсестра и пациент: общение для обмена полезной информацией// Медицинская сестра. 2000. -№ 6. С.31−33.

123. Островская И. В. Уроки студенческой практики // Сестринское дело. -1999.-№−6.-С.23−26.

124. Павленко Т. Н., Алешин И. А. К проблеме подготовки преподавателей сестринского дела// Медицинская помощь.-1998. № 5. С. 19−21.

125. Первый Всероссийский съезд средних медицинских работников. 3−5 ноября 1998 года: Материалы съезда. Спб., 1998. 116 с.

126. Перфильева Г. М. Проблема кадрового дисбаланса в здравоохранении и ее последствия/УПроблемы социальной гигиены и история медицины. -1996.-№ 2. С. 46−48.

127. Перфильева Г. М. Деловое общение в работе медсестер-руководителей// медицинская помощь,-1998.-№−6. С.23−26.13 5. Петровская JI.A. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.

128. Петровский A.B., Шпалинский В. В., Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. — 173 с.

129. Пешехонова Н. П. Работа старшей медсестры с кадрами// Медицинская помощь.-2000.-№−4. С.39−41.

130. Полещенко А. Модель организации современной медсестринской службы//Сестринское дело. 1999. — № 1. — С. 17−18.

131. Практическая психология / Под ред. М. К. Тутушкиной. -СПб.: Изд-во Дидактика Плюс, 1998. -336 с.

132. Пронин C.B., Поляков И. В., Бычков A.A., Оценка факторов, влияющих на формирование личных качеств медицинских сестер//Советское здравоохранение. -1990. -№ 10. -С. 45−46.

133. Профилактика генеральное направление социалистического здравоохранения / Александров O.A., Демченкова Г. З., Полонский M. JL, Случевский И. И. // Сов. здравоохранение. -1983. -№ 7. -С. 9−16.

134. Пьянзина Я. А., Исаева Е. Г., Жданова Г. И. Акушерско-гинекологическая диспансеризация городского населения // Здравоохр. Рос. Федерации. -1991.-№ 4. -С. 15−17.

135. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива. -Л.: Наука, 1986.-239 с.

136. Рогова Л., Залевская Т. Профессия медсестра//Сестринское дело. -1997.-№ 4. -С. 18−19-№ 5. С16.

137. Розанова В. А. Психология управления (Учебно-практическое пособие. Часть I и И). -М.: Журнал «Управление персоналом», 1996/97. -176 с.

138. Розенбаум М. Л. Социальный статус медицинской сестры//Врач. -1993. -№ 5. -С. 50−52.

139. Рогова Л. С Инновационные процессы в системе дополнительного последипломного профессионального образования медицинских сестер//Сестринское дело. 1999. — № 2. — С. 10−11.

140. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии, -М.: Педагогика, 1973. -424 с.

141. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций. -М.: ИНФРА-МНовосибирск: НГАЭиУ, 1997. -224 с.

142. Румянцев Г. И., Кириллов В. Р., Маликов В. Е. Физиолого-гигиеническая оценка условий труда врачей акушеров-гинекологов //Гигиена и санитария. -1974. -№ 10. -С. 29−32.

143. Сагайдак В. Н., Михайлов Э. А. Пути улучшения активной диагностики рака молочной железы // Вопросы онкологии. -1985. -Т.31. -№ 1. -С. 88−92.

144. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала, -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, -480 с.

145. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1997. -512 с.

146. Саркисова В. Съезд завершен, работа продолжается//Сестринское дело. -1999.-№−1.-С.13.

147. Светличная Т. Г., Сидоров П. И., Ковалев О. В., Зенишина В. Е., Котов Д. И. К проблеме оценки качества медицинской помощи // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. № 3. -С. 29−31.

148. Селюжицкий И. Злокачественные новообразования (ошибки и трудности диагностики и лечения) // Врач. —1994. -№ 1. -С. 10−12.

149. Селиванов Н. С., Сухотерин В. Г., Гончарова В. П. Реформированиесреднего профессионального образования как основа улучшения подготовки специалистов// Медицинская помощь.-1998, — № 6, — С.39−40.

150. Семенков H.H. Пути совершенствования практической подготовки медсестер в училищах: Автореф. дис. канд. мед. наук.-М., 1982.-20 с.

151. Семашко H.A. Цели и задачи профилактической медицины // Журнал для усовершенствования врачей. -1925. -№ 2. -С.63−75.

152. Семашко H.A. Об этике советского врача// Гигиена и санитария. 1945. — № 1−2. — С.9−15.

153. Серенко А. Ф., Ценова А. Проблема диспансеризации населения, -София: Медицина и физкультура, 1982, -232 с.

154. Сибирко JI.C., Бондарева И. М. Обучение современным сестринским технологиям на занятиях основ сестринского дела// Медицинская помощь.- 2000.-№ 1. С.29−31.

155. Силкина Л. Ф. Врач без медсестры «и ни туды и ни сюды» //Сестринское дело.-1997.-№- 6.-С. 20−21.

156. Скрининг в массовых профилактических осмотрах (автоматизированная система) / Виленский М, П., Кибрик Б. С., Чумаков A.A. и др. -М.: Медицина, 1987. -160 с. -(Б-ка практ. врача).

157. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапусты. -М.: ИНФРА-М,-1996. -С. 268−271.

158. Совершенствование структуры и организационных форм работы отделений профилактики /Минаков В.Ф., Макарова Л. В., Каменинская A.A. и др. // Сов. здравоохранение. -1986. -№ 2. -С. 6−10.

159. Соловьев З. П. Избранные произведения, -М.: Медгиз, 1956, -475 с.

160. Старцева И. Д., Фетищева И. Р. Милосердным нужно родиться//Сестринское дело. 1999. — № 6. — С.39.

161. Стандарты практической деятельности медицинской сестры: Приняты Ассоциацией медицинских сестер России 10 июня 1998 года: в 2-х т. Т. 1,2.-Спб., 1998.-348 с.

162. Станкин M. Психика межличностных отношений // Управление персоналом. -2000. -№ 3. -С. 31−35.

163. Старобинский Э. Конфликт // Управление персоналом. -1999. -№ 7. С. 31−34.

164. Стародубов В. И. О состоянии и мерах по развитию сестринского дела в Российской Ферации/УСестринское дело. 1999. — № 1. — С.5−7- С. 5−7.

165. Сточик A.M., Яровинский М. Я. Медицинская этика как наука и предмет преподавания// Медицинская помощь.-2000. №−2.-С.45−48.

166. Странадко Е. Ф. Задачи онкологической службы по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний в системе диспансеризации населения // Здравоохр. Рос. Федерации. -1989. -№ 11. — С. 10−13.

167. Судебный иск пациентки к женской консультации. (Хроника и редакционный комментарий) // Главный врач. -1996. -№ 1. -С. 47−56.

168. Сухачев В. Я. Онкологическая помощь в Российской Федерации// Медицинская сестра, — 2001, — № 1. С.2−3.

169. Сущенко В. П., Косташко М. Е., Иванова JI.A. Некоторые вопросы гигиены труда медицинских работников // Труд и здоровье медицинских работников. / Под ред. В. К. Овчарова. -М.: -1979, -С. 121−125.

170. Тарновская И. И. Работа медсестры с пациентом//Сестринское дело. -1999.-№−6.-С.32−33.

171. Творогова Н. Д. Общение: диагностика и управление. М.: Смысл, 2002. — 246 с.

172. Тимошенко В. А., Афанаскина М. С. Сегодня нам нужен такой специалист// Медицинская помощь.-1999. № 4. С.41−43.

173. Трифонов C.B. Ресурсное обеспечение профилактики и лечения артериальной гипертонии в Российской Федерации//Экономика здравоохранения. 2001. — № 11−12. — С. 34−36.

174. Фатхутдинов Р., Сивкова JI. Принуждение, побуждение, убеждение: новый подход к методам управления // Управление персоналом. -1999. -№ 2. -С. 3240.

175. Файзулина Н. Э. Роль мотивации в управлении сестринским персоналом// Медицинская помощь. -1996. -№ 4. -С. 6−9.

176. Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни / Под ред. Г. И. Царегородцева. -М.: Медицина, -1975. -352 с.

177. Фомина Р. Ф. и др. Анализ факторов, влияющих на эффективность профилактических программ // Терапевтический архив- 1992. -№ 64(1). -С. 106 108.

178. Фрейдман С .Я. Диспансеризация — ведущий метод советского здравоохранения // Сов. здравоохранение. -1977. -№ 12. -С. 5−10.

179. Хисамутдинова З. А. Стратегия управления кадрами медицинского училища и сестринской службой здравоохранения, -Казань: Казанское медицинское училище, 1996. -140 с.

180. Целиковский М. С. Раннее выявление рака молочной железы //Вопросы онкологии. -1983. -Т.-29. -№ 1. -С. 77−84.

181. Цинкер М. Н., Слуцкий В. П., Гроница E.H. К вопросу об эффективности диспансеризации // Здравоохр. Рос. Федерации. -1972. -№ 5.-С. 7−9.

182. Чайковский Г. Н. Организация противораковой борьбы в РСФСР. -М.: 1983.-С. 113−116.

183. Челидзе Н. П. Все решают кадры, которых нет // Медицинское страхование. -1992. -№ 2. -С. 43−46.

184. Ченцов Ю. И. Отношение к труду врачей лечебно-профилактических учреждений // Сов. здравоохранение. -1989. -№ 8. -С. 35−40.

185. Черепанова И. С. Организация кадровой службы и управление ею вздравоохранении: последипломная подготовка // Проблемы соц. гиг. и история мед.-1995.-№- 6.-С. 20−24.

186. Черепанова И. С. Совершенствование управления здравоохранением в Российской Федерации на основе анализа кадровой службы // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1995. -№ 5. -С. 29−32.

187. Шабров A.B., Майлулов В. Г. Руководство по профилактической деятельности врача общей практики (семейного врача), -СПб.: СПбГМА им. И. И. Мечникова,-1997. -298 с.

188. Шанин И. А. Об эффективности и качестве медицинского обеспечения //Здравоохр. Рос. Федерации. -1994. -№ 6. -С. 15−17.

189. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. -М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993. -240 с.

190. Шилов С. П., Мусаслян A.M. Подходы к совершенствованию системы оплаты труда медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины // Здравоохр. Рос. Федерации. 1997. — № 3. -С. 16−17.

191. Шевелева П. А., Авчухова Л. В., Назаренко Т. В. Из опыта реализации государственного образовательного стандарта по специальности «сестринское дело» // Медицинская помощь.- 2000.-№ 4. С.37−39.

192. Щепин О. П. Диспансеризация основной путь дальнейшего совершенствования профилактического направления советского здравоохранения // Терапевтический архив. -1984. -№ 1. -С. 3−8.

193. Щепин О. П., Дмитриева Н. В., Коротких Р. В. Теоретические и организационные аспекты первичной медико-санитарной помощи в России // Проблемы соц. гиг. и история мед. -1996. № 2. — С. 3−8.

194. Щепин О. П., Линденбратен А. Л., Голодненко В. Н., Зволинская P.M. Актуальные проблемы оценки качества медицинской помощи населению // Проблемы соц. гиг. и история мед. 1996. — № 3. — С. 24−29.

195. Энциклопедия популярных психологических тестов. / Составитель И. В. Книгина. -М.: Изд-во «Аркадия», 1997. -304 с.

196. Этический кодекс медицинской сестры России// Медицинская помощь. -1997.-№−5-С. 52−55.

197. Этика практической психиатрии: Руководство для врачей/ Под ред. проф. В. А. Тихоненко М.: Право и Закон, 1996. — 192 с.

198. Якобсон П. Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека, -М.: Просвещение, 1969. -317 с.

199. Яровинский М. Я. Размышления о морали, этике, биоэтике// Медицинская помощь, — 1999.-№ 4. С.43−47.

200. Яровинский М. Я. К проблеме ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников// медицинская помощь.-1999. № 4, — С.47−51.

201. Akre V., Falkun Е., Hoftvedt В.О., Aosland O.G. The communication atmosphere between physician colleagues: competive perfectionism or supportive dialogue? A Norwegian study// Soe Sci med. -1997. -Vol. 44.4.P. 519−526.

202. Anderson A. Nurse—physician interaction and job satisfaction// Nurs Manage.-1960.-Vol. 27.-№ 6.-P. 33−34.

203. Arnetz B.B. Physicians view of their work enviroment and organisation //Psyshother Psyhosom. -1997. -Vol. 66. -№ 3. -P. 155−162.

204. Brooke D. Impairment in the medical and legal professions// J Psychosom Res.-1997.-Vol. 43.-№ 1.-p. 27−34.

205. Deary I.J., Blenkin H., Agius R.M., Endler N.S., Zealley H., Wood R. Models of job-related stress and personal achievement among consultant doctjrs // Br. J. Psychol.-1996.-Vol. 87.-№ 1.-P. 3−29.

206. Deckard G., Meterko M., Field D. Physician burnout: an examinatioon of personal, professional, and organizational relationships // Med Care. -1994. -Vol. 32. -№ 7. -P. 745−754. .

207. Donabedian A. // Science. -1978. -Vol. 200. -№ 4344. -P. 856−864.

208. Falkum E., Gjerberg E., Hoffos D., Aasland O.G. Time stress among Norwegian physicians // Tidsskr Nor Laegeforen. -1997. -Vol. 117. -№ 7.-P.954.959.

209. Farti E.M., Martin K.E., Jones R.L., Herman J.M. Factors inffluencingretention of rural Pennsylvania family physicians // J Am Board Fam Pract. 1995.-Vol. 8.-№ 6.-P. 469−474.

210. Favrat B., Francillon C., Burman B., Pecond A., Dectey H. Does physician’s satisfaction with an initial consultations differ according to the patient’s arigin? A prospective study // Schweiz med. Wochenschr. -1994.-Vol. 124. -№ 44. -P. 1955;1958.

211. Forde R., Aasland O.G. Akre V. General practitioners community physicians and hospital physicians how different are they? // Tidsskr Nor Laegefaren.1996.-Vol. 116.-№ 23.-P. 2781−2786.

212. Gellermon S.W. People, problems and profits: The use of psychology in management. New York., 1960.-P. 143−145.

213. Hezzbern F., Mansner B., Snyderman B. The motivation to work. New York: J. Wiley and Sons., 1959.-P. 113−119.

214. Hobs F.D. General practitioners' changes to practice due to aggression at work// Fam Pract. -1994. -Vol. 11. -№ 1. -P. 75−79.

215. Hofoss D., Falkum E., Aasland O.G., Akre V. Physicians and the mass media. Opinion of physicians on the coverage of medicine, health policy and the medical profession by the mass media // Tidsskr Nor Laegeforen. -1996. -Vol. 116.-№ 2.-P. 270−274.

216. Maslow A.N. Motivation and personality. New York: Herper and brothers., 1954.-411 p.

217. McCleland D.C. The achieving society. New York: Van Nostrand., 1962. -512 p.

218. McCregor. The human side of enterprise. New Jork., I960.

219. Ogden J., Andrade J., Eisner M., Ironmonger M., Maxwell J., Muitr E., Siriwardena R., Thwaites S. To tread? To befriend? To prevent? Patient’s and GP’s vies of the doctor’s role // Scand J Prim Health Care. -1997. -Vol. 15.-№ 3.-P. 114−117.

220. Rchardsen A.M., Burke R.J. Occupational stress and work sayisfaction among Canadian women physicianc // Phychol Rep. -1993. -Vol. 72. -№ 3. -P. 811 821.

221. Schlenker B.R. Liking for group following initiation: Impression management or dissonance reduction // Sociometry. -1975. -Vol. 38. -P. 99−108.

222. Schulz R., Schecklei W.E., Moberg D.R., Johnson P.R. Changing nature of physician satisfaction with health maintenance organization fee-for-service practices // J Fam Pract. -1997. -Vol. 54. -№ 4. -P. 321−330.

223. Simo J. Work efficiency of the health center physician // Gac Sanit. -1997. -Vol. 11.-№ 2.-P. 95−102.

224. Stamps P.L. Physicians and organizations: an uneasy alliance or a welcome relief? // J Fam Pract. -1995. -Vol. 41. -№ 1. -P. 27−32.

225. Strers R.M., Porter L.W. Motivation and work behavior. -New Jork., 1983.

226. Suchman A.L., Roter D., Green M., Lipkin M. Jr. Physician satisfaction with primary care office visins. Collaborative Study Group of the American Academy on Physician and Patient // Med Care. -1993. -Vol. 31. -№ 12. -P. 1083−1092.

227. Sutherland V.J., Cooper C.L. Identifying distress among general practitioners: predictors of psychological ill-health and job dissatisfaction //Soc Sci Med. -1993.-Vol. 37.-№ 5.-P. 575−581.

228. Torio Durantez J., Garcia Tirando M.C. The physician-patient relationship and clinical interview (11): the opinion and preferences of physicians // Aten.

229. Primaria. -1997. -Vol. 19. -№ 1. -P. 27−34.

230. Verschuren P.J., Masselink H. Role concepts and expectations of physician and nurses in hospitals//Soc Sci Med.-1997.-Vol. 54.-№ 7. -P. 1135−1138.

231. Wolosin R.S., Sherman S.J. Till A. Effects of cooperation and competition on responsibility attribution after succes and failure// J, of Experimental Social Psychology. -1973. -Vol. 25. -P. 151−178.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой