Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Научная и художественная формы интуиции: сущность, особенности развития и самоорганизация

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертационного исследования изложены в сборнике научных работ «От древности к новому времени» (Уфа, 2003), на ежегодной научной сессии кафедры новой и новейшей истории БашГУ «Партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока» (Уфа, 2003) и (Уфа, 2004), в сборнике научных работ «Проблемы развития мира, человека… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования научной и художественной интуиции
    • 1. Понятие и признаки интуиции
    • 2. Современные концепции классификации и исследования форм интуиции
  • Глава II. Соотношение научной и художественной интуиции
    • 1. Сходство научной и художественной интуиции
    • 2. Различия научной и художественной интуиции
    • 3. Идея самоорганизации в исследовании научной и художественной интуиции

Научная и художественная формы интуиции: сущность, особенности развития и самоорганизация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Интуитивное познание и преобразование действительности — одна из недостаточно изученных философских тем, в которой центральное место занимают теоретико-методологические проблемы изучения интуиции, а также вопрос о соотношении научной и художественной ее форм. Их рассмотрение будет способствовать современному осмыслению научного и художественного творчества, выявлению места и роли интуиции в нем.

В начале XXI века сама жизнь предъявляет к человеку повышенные требования. Одна из животрепещущих проблем — вопрос о сохранении и возможностях дальнейшего развития человеческой культуры и цивилизации. В таких условиях раскрытие внутреннего духовного потенциала личности и индивидуальности нельзя осуществить без учета и применения интуиции, ее творческой энергии не только в исследовании реальности, но и в ее освоении и преобразовании. Научная и художественная формы интуиции — наиболее верные пути к надежному будущему человечества, довольно часто пребывающему в синергетических процессах.

Известно, что в порождении нового знания огромную роль играет логическое мышление. Однако опыт познавательной деятельности говорит о том, что обычная логика во многих ситуациях является явно недостаточной для решения научных проблем: получение новой информации нуждается в интуиции, дающей науке новый стимул и направление движения.

Осмысление научной и художественной интуиции поможет лучше понять чувственный и рациональный уровни познания действительности, рассмотреть проблему соотношения рациональной и иррациональной составляющих в человеческой жизнедеятельности, поставить вопрос о взаимосвязи низшего и высшего «Я» в человеке, обратить внимание на непредсказуемость и неопределенность саморазвития и самоорганизации как общества, так и личности.

Изучение внутренних импульсов и особенностей интуиции в ее научной и художественной формах позволит более отчетливо осознать динамику и тенденции трансформации научных открытий и достижений искусства, их влияние на философию, религию и науку в современных условиях.

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о месте и роли интуиции в познании стал исследоваться уже в античную эпоху. Так, Платон рассматривал его в русле своей концепции припоминания знания душой, а Аристотель связывал проблему интуиции с фундаментальностью и непогрешимостью научного познания. Эту традицию продолжили и средневековые авторы. Ф. Аквинский видел в интуиции царство «высшей истины», У. Ок-кам — основу абстрактного или дискурсивного знания. Но во взглядах античных и средневековых философов еще не было научного определения понятия «интуиция».

Представители философии Нового времени и немецкой классической философии сделали дальнейшие существенные шаги в понимании интуиции и ее главных признаков. Р. Декарт трактовал интуицию как «естественный свет разума», Б. Спиноза и Г. Лейбниц обращали главное внимание на ее высшую рациональную природу, И. Кант интересовался главным образом чувственной интуицией, И. Г. Фихте и Ф. Шеллинг рассматривали, но каждый по-своему, сущностные аспекты интеллектуальной интуиции, Г. Гегель, фактически, подчинял интуицию разумному познанию.

Развитие философии жизни, интуитивизма, экзистенциализма, феноменологии и герменевтики — новый важный этап в осмыслении интуиции, ее форм и основных черт (идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева, В. Дильтея, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Х.Г. Гада-мера и многих других авторов). Особо следует отметить учение Н. О. Лосского о чувственной, интеллектуальной и мистической интуиции, характеристику сущности и специфики интуиции в произведениях А. Бергсона, соотношение интенциональности и интуиции во взглядах Э. Гуссерля.

Необходимо отметить и работы известных советских и российских исследователей — И. А. Аксеновой, П. В. Алексеева, В. Ф. Асмуса, Ф. В. Бассина, О. В. Василевицкой, Н. В. Гончаренко, P.M. Грановской, С. В. Грибанова, Д. Н. Завалишиной, В. Р. Ириной, А. С. Кармина, Б. М. Кедрова, П. В. Копнина, А. Е. Кузнецова, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, В. А. Лекторского, A. J1. Литвиновой, А. Н. Лука, А. В. Машенцева, И. П. Меркулова, И. М. Морозова, А. А. Новикова, Н. А. Пановой, А. С. Прангишвили, С. А. Поповой, П. В. Симонова, Д. В. Солодухина, Б. Ф. Сорокина, О. В. Степаносовой, В. И. Хорева, В.А. Ца-пока, Е. П. Хайкина, А. Е. Шерозии.

Так, В. Ф. Асмус особо вел речь о применении интуиции в философии и математике, В. А. Цапок — о разграничении профессиональной, научной и художественной ее форм, А. С. Кармин и Е. П. Хайкин — о разделении интуиции на «концептуальную» и «эйдетическую». В. Р. Ирина и А. А. Новиков рассматривали интуицию как психоэвристический феномен, анализировали ее гносеологический аспект, соотносили интуицию и естественнонаучное познание. С. А. Попова выделила основные направления изучения интуиции в мировой философской и психологической мысли, Д. В. Солодухин — рациональные и иррациональные аспекты познания в интуитивизме С. Л. Франка, А. Е. Кузнецов осуществил гносеологическую концептуализацию интуиции, Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов, с позиции синергетики, трактовали интуицию как процесс самодостраивания, А. В. Машенцев исследует интуицию как ценностную ориентацию в познании. А. Л. Литвинова рассматривает роль интуиции в науке.

Не обошли вниманием проблему интуиции и философы Башкортостана. Отдельные аспекты этой проблемы изучали: Б. С. Галимов — с позиции соотношения синергетики и диалектикиА.А. Вальков — в процессе философского постижения нацииА.Ф. Кудряшев — через призму оснований и перспектив единства наукМ.С. Кунафин — в контексте исследования эволюции принципа объективностиН.Н. Королева — как философскую концептуализацию научной интуицииА.В. Лукьянов — в свете философского предвосхищения и предвиденияФ.М. Неганов — как соотношение рациональных и иррациональных моментовД.А. Нуриев — в плане взаимосвязи интуиции и формальной логикиС.М. Поздяева — с точки зрения развития модернизации в РоссииР.Ю. Рахматуллин — с позиции идеальных онтологических объектовB.C. Хазиев — как форму развития онтологической истиныФ.С. Файзул-лин — как проявление политики в современном российском обществеВ.Н. Финогентов — как способ проявления человеческого бытия.

Однако, есть ряд аспектов в изучении интуиции, которые нуждаются в их дальнейшем рассмотрении. К ним можно отнести:

— уточнение понятия «интуиция»;

— структурирование ее сущностных признаков;

— проблему синтеза концепций классификации и исследования форм интуиции;

— выявление сходства и различий между научной и художественной интуицией;

— трактовку научной и художественной форм интуиции с позиции синергетики, эвристики и иных современных концепций, подходов и методов.

Все это и определило тему диссертационного исследования, его объект, предмет, цель, задачи и теоретико-методологические основы.

Объектом исследования является феномен интуиции в аспекте познавательной деятельности.

Предмет исследования — интуиция в научной и художественной формах познавательной деятельности, в их сходстве, различиях и процессах самоорганизации.

Цель исследования — философское осмысление научной и художественной интуиции как способов познания.

Данная цель обусловливает решение следующих задач:

— уточнить философское определение интуиции и выявить ее сущностные признаки;

— проанализировать и синтезировать ведущие концепции классификации и исследования форм интуиции;

— исследовать сходство научной и художественной интуиции;

— рассмотреть различия научной и художественной форм интуиции;

— изучить научную и художественную формы интуиции как своеобразные способы самоорганизации и самодостраивания.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Главными общефилософскими методами диссертационной работы являются диалектический, герменевтический, синергетический и рефлексивный. Применяются системный, структурно-функциональный и социокультурный подходы. Используются общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование, абстрагирование, идеализация, сравнение и обобщение. Теоретической основой исследования выступают работы вышеотмеченных авторов, изучающих интуицию и ее основные формы и черты.

На защиту выносятся следующие положения, которые составляют научную новизну исследования:

— выявлены новые аспекты философского понятия интуиции как специфического способа человеческого познания, снимающего в себе чувственный и рациональные уровни и достигающего непосредственного и целостного постижения реальностив процессе такого выявления определены главные признаки интуиции: 1) в ней преодолевается проблема субъекта и объекта познания- 2) она снимает противоположность рационального и иррационального в исследовании- 3) интуиция содержит в себе, в синкретичном единстве, гносеологический, онтологический и аксиологический аспекты знания- 4) она выступает в качестве особого типа мышления, в котором отдельные его элементы проявляются через неуловимые бессознательные процессы, явственно же осознается ее результат — цельное знание- 5) интуитивное знание само по себе не требует чувственных и логических способов доказательства;

— обнаружены и доказаны отличительные признаки научной и художественной форм интуиции: (1) научная интуиция является ведущей формой интеллектуальной интуиции, а художественная интуиция — чувственной интуиции- (2) в науке в ряде случаев с помощью интуиции осуществляется выбор исходных аксиом и постулатов, в отличие от нее художественная интуиция выступает в качестве основания образного творчества, как правило, на всех ступенях его развития- (3) научная интуиция идет от индивидуального к универсальному, главным образом в логико-символической форме, а художественная — от универсального к индивидуальному, по преимуществу в чувственно-эмоциональной форме;

— раскрыты позитивные (наличие большого запаса накопленной информации, интерес к изучаемой теме, сильное стремление исследовать ее) и негативные факторы (умственное и физическое переутомление, раздражительность, эмоциональные расстройства, а также деятельность в условиях принуждения) становления и развития научной и художественной интуиции, среди которых особое место занимают вдохновение и бессознательные процессы;

— обоснована эвристическая роль синергетики в исследовании научной и художественной форм интуицииэто позволило прийти к выводу о том, что в научной интуиции процесс самоорганизации проявляется по преимуществу как переход от хаоса мыслей к становлению их логической структуры, а в художественной интуиции такая самоорганизация выступает как специфический поиск видения образов и форм их целостного взаимодействия, в результате чего происходит формирование главного значимого образа, который из общего неустойчивого потока сюжетных линий выводит художественное произведение в виде упорядоченной, целостной, неделимой формы.

Теоретическое и практическое значение исследования. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в дальнейшей разработке историко-философских, гносеологических, онтологических, аксиологических и метафизических аспектов осмысления интуиции и ее ведущих форм развития. Практическое значение диссертации состоит в том, что ее положения и выводы могут быть применены в процессе преподавания общего курса философии, философии науки и искусства, а также в разработке спецкурсов по интуитивному познанию и преобразованию действительности, в том числе в деле саморазвития человека.

Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертационного исследования изложены в сборнике научных работ «От древности к новому времени» (Уфа, 2003), на ежегодной научной сессии кафедры новой и новейшей истории БашГУ «Партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока» (Уфа, 2003) и (Уфа, 2004), в сборнике научных работ «Проблемы развития мира, человека и общества: традиции и современность» (Уфа, 2004), на V республиканской научно-практической конференции молодых ученых по социальным наукам (Уфа, 2004), на научно-практической конференции «Гуманитарное образование и наука в техническом вузе: прошлое, настоящее, будущее» (Уфа, 2004), на всероссийской научной конференции «Культурное наследие России: Универсум религиозной философии (К 110-летию со дня рождения А.Ф. Лосева) (Уфа, 2004), в сборнике «От древности к новому времени» (Уфа, 2005), на Четвертом Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005), на всероссийской научной конференции «Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии современного мифа» (Великий Новгород, 2005), на всероссийской научной конференции «Трансформация общества: наука, педагогика, производство» (Уфа, 2005), в молодежно-общественном журнале «Паритет» № 1 и № 2 (Иркутск, 2006), в журнале «Вестник БГУ» (№ 4, 2006). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Уфимского государственного авиационного технического университета и на заседании кафедры философии и методологии науки Башкирского государственного университета.

Основные идеи диссертации и ее концептуальный замысел изложены автором в шестнадцати публикациях, в ряде материалов, опубликованных в философских сборниках научных трудовобщий объем публикаций составляет 3,5 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (по два и три параграфа соответственно), заключения и списка литературы, включающего в себя 226 наименований. Общий объем диссертации — 160 страниц.

Заключение

.

Изучение сущности, особенностей развития и самоорганизации научной и художественной форм интуиции обуславливает необходимость формулирования итоговых выводов и положений, а также определения перспектив дальнейшего рассмотрения вышеотмеченной темы.

В познании интуиции и ее ведущих форм отчетливо прослеживаются этапы, связанные с историей философской мысли: античной, средневековой, эпохи Нового времени, немецкой классической философии, философии конца XIX — нач. XX века, современный. На каждом из этих этапов был внесен существенный вклад в рассмотрение интересующей нас проблемы.

Методологические и теоретические разработки по проблеме интуиции предшествующих авторов позволяют уточнить исходное главное понятие и структурировать, охарактеризовать основные признаки интуиции.

Интуиция, как один из высших способов человеческого познания, снимающий в себе чувственный и рациональные уровни, проявляется и в процессе преобразования действительности в качестве такого метода. Тем самым она несет в себе непосредственное и целостное постижение и освоение реальности.

К сущностным признакам интуиции можно отнести следующие: интуиция — это непосредственное целостное познание, в котором отсутствуют чувственные и логические способы доказательстванечувственное, нелогическое знание — основной ее результатвозникновение и существование интуиции в человеке определяется главным образом деятельностью высшего «Я» («Самости»), значимой активностью его правого полушарияинтуиция преодолевает в своем развитии проблему противоположности субъекта и объекта как в гносеологическом, так и в онтологическом аспектахей присуща гармонизация отношений между иррациональной и рациональной составляющей в человекеинтуиция представляет собой своеобразную метафизическую истину, аспектами которой выступают гносеологическая, онтологическая и аксиологическая формы истиныее можно трактовать и как основной тип мышления, в котором не концентрируется внимание на отдельных моментах мышления и особую роль играют бессознательные, спонтанные процессы.

Среди концепций классификации форм интуиции особо следует выделить такие, как: гносеологическая, мировоззренческая и онтологическая. Вся логика диссертационного исследования позволяет сказать, что концепция Н. О. Лосского является своеобразным синтезом данных концепций, но сам ее автор по существу этого не осознавал и вел речь, фактически, о гносеологическом понимании интуиции и ее ведущих форм. В контексте классификации форм интуиции нужно учитывать соответственно взаимосвязь научной и художественной интуиции с чувственной и интеллектуальной.

В конкретном изучении научной и художественной форм интуиции целесообразно учесть все главные концепции исследования. А именно: в зависимости от становления и периодов своего развития интуиция проявляет различные свои качества. Их можно структурировать (в плане иерархии) следующим образом: интуиция как своеобразные синергетические процессыинтуиция как взаимосвязь деятельности левого и правого полушарияинтуиция как «дологическая стадия развития" — интуиция как неосознанное умозаключениеинтуиция как сверхсознание.

Научная и художественная интуиция имеют в основном одни и те же позитивные и негативные факторы своего становления и развития. Среди них доминируют следующие: бессознательные спонтанные процессы и сонвдохновениенапряженные трудовые усилиятворческий потенциал носителей интуиции и их генетическая предрасположенность к ней.

Решающая роль интуиции явно видна и в научном, и в художественном творчестве, что обусловлено в решающей степени ее местом в науке и искусстве.

Подтверждением этого является возникновение интуиционизма в математике, постоянное взаимопроникновение музыки и интуиции.

Применение искусственных стимуляторов (табака, алкоголя, психотропных препаратов) в целом не способствует развитию научной и художественной форм интуиции, а напротив, замедляет их развертывание или сводит на нет положительные результаты в науке и искусстве.

В научной и художественной интуиции весьма по-разному соотносятся рациональные и иррациональные моменты: в научных открытиях нередко доминирует рациональная составляющая, а в достижениях искусства — иррациональная.

Научная интуиция в большинстве случаев выступает как своеобразная форма интеллектуальной интуиции, а художественная — чувственной интуиции.

В научной интуиции особое место занимает выбор исходных постулатов и аксиом, а в художественном творчестве художественная интуиция главенствует на всех основных стадиях его развертывания.

Велика роль научной интуиции в выборе учеными новых методов исследования, а также в непосредственном порождении ими научной истины.

Если научная интуиция движется по преимуществу от индивидуального к общему, то художественной присущ в принципе обратный процесс.

В современных научных открытиях с помощью интуиции нередко доминирует вклад, осуществленный коллективом, сообществом ученых, а в художественном творчестве — личностный вклад представителя искусства. Попытки коллективного художественного творчества ни к чему хорошему не приводят.

Рассмотрение научной и художественной форм интуиции как своеобразных неустойчивых самоорганизующихся систем приводит к выявлению в • них неизвестных ранее признаков и скрытых возможностей для новых научных открытий и художественных творений.

Поэтому следует синтезировать синергетику, эвристику, восточные методики, «метод мозгового штурма», гештальт-психологию и синектику в понимании и самосовершенствовании научной и художественной интуиции.

Вполне понятно, что данное диссертационное исследование затрагивает и рассматривает не все аспекты изучения интуиции в ее научной и художественной формах.

Есть смысл определить некоторые направления дальнейшего изучения темы диссертации. Среди них можно выделить следующие:

— специальное философское познание вопроса о месте и роли научной интуиции в рамках эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней развития науки;

— решение задачи о своеобразном смыкании и размыкании художественной и научно-гуманитарной интуиции;

— соотношение таких видов художественной интуиции, как: прозаическая, музыкальная, собственно художественная, поэтическая;

— выяснение общего и различий в понимании интуиции и ее ведущих форм в границах восточных, западных и российских философских традиций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Ж. Адамар. М.: Наука, 1970. — 232 с.
  2. И.А. Феномен интуиции / И. А. Аксенова // Философия XX века: школы и концепции: материалы работы секции молодых ученых «Философия и жизнь» / под ред. Э. Ф. Караваева. СПб., 2001. -С. 7−8.
  3. И.А. Развитие понятийного аппарата теории самоорганизации / И. А. Акчурин // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления: сб. ст. М.: ИФ РАН, 1994. — С. 80−97.
  4. П.В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: Проспект, 1998.-568 с.
  5. Аристотель. Метафизика / Аристотель. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 600 с.
  6. В.И. Синергетика как коммуникация в пространстве учебного пространства / В. И. Аршинов // Синергетика и учебный процесс. М.: 1999. — С. 45−56.
  7. В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки /В.И. Аршинов. М. :ИФ РАН, 1999.-215 с.
  8. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII начало XX вв. / В. Ф. Асмус. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1965. — 312 с.
  9. Р.В. Имманентные проблемы синергетики / Р. В. Баранцев // Вопросы философии. 2002. — № 2. — С. 91 — 101.
  10. Ф.В. О проявлении активности бессознательного в художественном творчестве / Ф. В. Бассин, А. С. Прангишвили, А.Е. Шеро-зия // Вопросы философии. 1978. — № 2. — С. 56−69.
  11. А. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1. / А. Бергсон М.: Московский клуб, 1992. — 327 с.
  12. А. Творческая эволюция / А. Бергсон М.-СПб.: Русская мысль, 1914.-384 с.
  13. И.А. Проблема соотношения менталыюсти и культуры / И. А. Бескова // Когнитивная эволюция и творчество: сб. науч. тр. / под. ред. И. П. Меркулова. М., 1995. — С. 125 — 126.
  14. В.Д. Место и роль интуиции в познавательно-планирующей деятельности военачальника : автореф. дис.. канд. филос. наук / В. Д. Бирюков. Ташкент, 1976. — 22 с.
  15. А.В. А.Ф. Лосев О диалектическом методе / А.В. Бон-даренко // Культурное наследие России: Универсум религиозной философии: сб. ст. — Уфа, 2004. — С. 11−13.
  16. А.В. Интуиция / А. В. Бондаренко // Трансформация общества: Наука, педагогика, производство: материалы Всероссийской конференции. Уфа, 2005. — Ч. И. — С. 57−62.
  17. А.В. Интуиция и научное творчество / А. В. Бондаренко // Паритет. Молодежный общественный журнал. 2006. — № 2. — С. 71−73.
  18. А.В. История эволюции воззрений одного философа (анализируя концепцию интуитивизма Н.О. Лосского) / А. В. Бондаренко // Паритет. Молодежный общественный журнал. 2006. — № 1. -С. 54−57.
  19. А.В. Концепция интуитивизма Н.О. Лосского / А. В. Бондаренко // Проблемы развития мира, человека и общества: традиции и современность: сб. научных работ. Уфа, 2004. — С. 14−18.
  20. А.В. Концепция метемпсихоза у орфиков / А.В. Бонда-ренко // От древности к Новому времени. Проблемы истории и археологии: сб. научных работ. Уфа, 2003. — Вып.6. — С. 15−16.
  21. А.В. Концепция метемпсихоза у Платона / А. В. Бондаренко // От древности к Новому времени. Проблемы истории и археологии: сб. научных работ. Уфа, 2005. — Вып. 8. — С. 72−80.
  22. А.В. Место интуиции в научном и художественном творчестве / А. В. Бондаренко // Вестник Башкирского университета. -2006.-№ 4.-С. 182- 184.
  23. А.В. Орфико-пифагорейская трактовка концепции метемпсихоза / А. В. Бондаренко // Материалы V республиканской научно-практической конференции молодых ученых по социальным наукам. Уфа, 2004. — С. 38−41.
  24. А.В. Проблема интуиции в истории философии / А. В. Бондаренко // Modern history. Партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока: сб. научных работ. Уфа, 2004. — Вып. 3. — С. 215−218.
  25. А.В. Сущность интуитивного познания / А. В. Бондаренко // Гуманитарное образование и наука в техническом вузе: прошлое, настоящее, будущее: сб. научных работ. Уфа, 2004. — С. 170−171.
  26. А.В. Учение об интуиции А. Бергсона / А. В. Бондаренко // Философия и будущее цивилизации: материалы Четвертого Российского Философского конгресса (24 28 мая 2005 г.). :5 т.-М., 2005.-Т. 2.-С. 59.
  27. А.В. Философские идеи Эмпедокла (проблема антропогенеза) / А. В. Бондаренко // Свободомыслие и свобода совести в мировой истории (материалы ежегодной научной сессии 25 апреля 2001 года): сб. научных работ. Уфа, 2001. — С. 103−105.
  28. А.В. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция Н.О. Лосского / А. В. Бондаренко // Трансформация общества: Наука, педагогика, производство: материалы Всероссийской конференции. Уфа, 2005. — Ч. II. — С. 62−67.
  29. А.В. Философские взгляды Эмпедокла (концепция метемпсихоза) / А. В. Бондаренко // Материалы V республиканской научно-практической конференции молодых ученых по социальным наукам. Уфа, 2004. — С. 41- 48.
  30. В.Н. О мифологическом аспекте метафизики / В. Н. Бондаренко // Трансформация общества: наука, педагогика, производство: материалы Всероссийской конференции. Уфа, 2005. — Ч. 1.-С. 47−50.
  31. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание / Н. Бор. М.: Мир, 1961.-151 с.
  32. Бор Н. Жизнь и творчество / Н. Бор. М.: Наука, 1967. — 344 с.
  33. Л. де. Останется ли квантовая физика индетерминистической / Л. де Бройль // Вопросы причинности в квантовой механике. -М., 1955.-С. 11−33.
  34. Л. де. Революция в физике. Новая физика и кванты / Л. де Бройль. М.: Атомиздат, 1965. — 232 с.
  35. Л. де По тропам науки / Л. де Бройль. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962.-408 с.
  36. В.Г. Трансдисциплинарное образование, технология и принципы синергетики / В. Г. Буданов // Синергетическая парадигма. -М., 2000.-С. 285−304.
  37. М. Интуиция и наука / М. Бунге. М.: Прогресс, 1967. — 187 с.
  38. А.А. Философское постижение идеи нации / А. А. Вальков. Уфа: Изд-во БашГУ, 1998. — 157 с.
  39. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации / В. В. Василькова. Спб.: Лань, 1999. — 480 с.
  40. Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 2. / под ред. И. Т Фролова. М., 1990. — 693 с.
  41. Г. Математическое мышление / Г. Вейль. М.: Наука, 1989. -400 с.
  42. Г. О философии математики / Г. Вейль. М.-Л.: Гостехиз-дат, 1934.-128 с.
  43. A.M. Специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества. Принцип метафоры / A.M. Вейн, И. В. Молдовану // Интуиция, логика, творчество / под ред. М. И. Панова. М., 1987. -С. 57−58.
  44. .С. Принцип развития в основаниях научной картины природы: методологические проблемы: автореф. дис.. докт. фи-лос. наук / Б. С. Галимов. Свердловск, 1988. — 41 с.
  45. .С. Синергетика и диалектика: новое в теории развития / Б. С. Галимов // Философская мысль. Научно-теоретический журнал. -2001.-№ 2(2).-С. 3−5.
  46. С. От истории синергетики к синергетики истории / С. Гамаюнов // Общественные науки и современность. 1994. — № 2. -С.99−106.
  47. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. — Т. 1. — 452 с.
  48. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1971.-Т.1.-667 с.- - Т. 2.-630 с.
  49. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. М.: Соцэкгиз, 1959.-438 с.
  50. Г. Как приходят новые идеи / Г. Гельмгольц // Психология мышления. Хрестоматия. М., 1981. — С. 360−371.
  51. Г. Публичные лекции, читаные в Императорском Московском университете в пользу Гельмгольцевского фонда / Г. Гельмгольц. М.: Мысль, 1982. — 173 с.
  52. С.В. Интуиция в гуманитарном познании : дис.. канд. фил ос. наук / С. В. Грибанов. Н. Новгород, 2003. — 187 с.
  53. Т.П. Синергетика и Восток / Т. П. Григорьева // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 58−70.
  54. В.Д. Философия: Элементарный курс: учебное пособие / В. Д. Губин.-М.: Мысль, 2001.-331 с.
  55. Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. — 357 с.
  56. Е.В. Интуитивизм / Е. В. Гутов // Современный философский словарь. М., 1998. — С. 356−357.
  57. Н.В. Философские основания научной рациональности : автореф. дис.. канд. филос. наук / Н. В. Даниелян. М., 2002. — 22 с.
  58. Р. Сочинения : в двух томах. Т. 1. / Р. Декарт. М.: Мысль, 1989.-654 с.
  59. Р. Избранные произведения / Р. Декарт. М.: ГИПЛ, 1950. -712 с.
  60. И.С. Синергетика: Становление нелинейного мышления / И. С. Добронравова. Киев: Лыбидь, 1990. — 152 с.
  61. Т.А. Асимметрия мозга и асимметрия сознания человека / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина // Вопросы философии. -1993.-№ 4.-С. 125−134.
  62. А.Г. Математический интуиционизм. Введение в теорию доказательств / А. Г. Драгалин. М.: Наука, 1979. — 256 с.
  63. А.А. Творческая интуиция в исполнительском искусстве (Философско-эстетический аспект): автореф. дис.. канд. филос. наук / А. А. Ермохин. М., 2000. — 22 с.
  64. Д.Н. Интуиция и формирование обобщенного способа решения задач / Д. Н. Завалишина // Вопросы психологи. 1979. -№ 2. -С. 109−116.
  65. А.Ф. Современная западная философия: Учебник / А. Ф. Зотов. М.: Высшая школа, 2001. — 784 с.
  66. Интуиция и научное творчество. Аналитический сборник ИНИОН. -М.: Наука, 1981.- 184.
  67. Интуиция, логика, творчество: сб.ст. / под ред. М. И. Панова М.: Наука, 1987.- 175 с.
  68. В.Р. В мире научной интуиции: интуиция и разум // В. Р. Ирина, А. А. Новиков. -М.: Наука, 1978. 191 с.
  69. И. Сочинения. В 6 т. Т. 3. / И. Кант. М.: Мысль, 1964. — 799 с.
  70. А.С. Интуиция и бессознательное / А. С. Кармин // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978.-Т. III.-С. 85−96.
  71. А.С. Интуиция и ее механизмы / А. С. Кармин // Проблемы методологии науки и научного творчества. JL, 1977. — С. 44−64.
  72. А.С. Творческая интуиция в науке / А. С. Кармин, Е.П. Хай-кин.-М.: Наука, 1971.-216 с.
  73. Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса / Е. Н. Князева. М.: ИФ РАН, 1995. — 228 с.
  74. Е.Н. Приключения научного разума. Синергетическое видение научного прогресса / Е. Н. Князева // Когнитивная эволюция и творчество: сб. науч. тр. / под ред. И. П. Меркулова. М., 1995. — С. 55−78.
  75. Е.Н. Синергетический вызов культуре / Е. Н. Князева // Си-нергетическая парадигма. М., 2000. — С. 243−261.
  76. Е.Н. Антропный принцип в синергетике / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 62−79.
  77. Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, СЛ. Курдюмов. М.: Наука, 1994. — 270 с.
  78. Е.Н. Интуиция как самодостраивание / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Философские науки. 1994. — № 2. — С. 110−122.
  79. Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. При-гожиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии.1992.-№ 12.-С. 3−10.
  80. Е.Н. Синергетика: начала нелинейного мышления / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Общественные науки и современность.1993.-№ 2.-С. 38−51.
  81. А.А. Синергетика и творчество: универсальная модель устранения противоречий как основа новой стратегии исследований / А. А. Кобляков // Синергетическая парадигма. М.: Прогресс, 2000.- С. 305−325.
  82. А.Г. Перемешивающий слой / А. Г. Колупаев, Д.С. Чер-навский // Краткие сообщения по физике. 1997. — № 12. — С. 12−18.
  83. П.В. Гипотеза и познание действительности / П. В. Копнин.- Киев: Госполитиздат УССР, 1962. 182 с.
  84. П.В. Гносеологические и логические основы науки / П. В. Копнин. М.: Мысль, 1974. — 568 с.
  85. Г. А. Теоретические основы синергетики: Учебное пособие / Г. А. Котельников. Белгородм: БелГТАСМ, 1998. — 128 с.
  86. Г. А. Синергетика как новое направление междисциплинарных исследований и новое миропонимание / Г. А. Котельников // Синергетика в современном мире: сб. докладов Международной научной конференции. Белгород, 2000. — Ч. II. — С. 3−8.
  87. Г. А. Синергетика в современном мире / Г. А. Котельников, Е. А. Антонов, И. А. Ильяева // Вестник российского философского общества. 2001. — № 1. — С. 36−40.
  88. В.П. Философия для аспирантов / В. П. Кохановский, Е. В. Золотухина, Т. Г. Лешкевич, Т. Б Фатхи. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 448 с.
  89. Краткий словарь по логике / под ред. П. Д. Горского. М.: Просвещение, 1991.-208 с.
  90. А.Ф. Единство наук: основания и перспективы / А. Ф. Кудряшов / А. Ф. Кудряшов. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988.- 184 с.
  91. А.Ф. Неорационализм и диалектика познания / А. Ф. Кудряшев // Философские науки. 1981. — № 5.
  92. А.Ф. Основания знания и объективность / А. Ф. Кудряшев, А. П. Касьян // Вопросы философии. 1986. — № 6.
  93. А.Е. Интуиция как философская проблема: гносеологический анализ: автореф. дис.. канд. филос. наук / А. Е. Кузнецов. -Иркутск, 1999. 22 с.
  94. М.С. Эволюция принципа объективности / М. С. Кунафин. -Уфа: БГУ, 1998.-316 с.
  95. С.П. У истоков синергетического видения мира / С. П. Курдюмов, Е. Н. Князева // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. — С. 123−138.
  96. Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира / Э. Ласло // Путь. 1995. — № 7. — С. 3−129.
  97. С.А. Очерки по истории русской философии / С. А. Левицкий. М.: Канон, 1996. — Т. 2. — 497 с.
  98. Г. В. Сочинения. В 4 т. Т. 1./ Г. В. Лейбниц. М.: Мысль, 1982.-636 с.
  99. В.А. Альтернативные миры и проблема непрерывного опыта / В. А. Лекторский // Природа научного познания. Минск, 1979.-С. 57−105.
  100. В.А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. -М. -.Наука, 1980.-359 с.
  101. В.А. Философия, наука, «философия науки» / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1973. — № 4. — С. 108−123.
  102. В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 256 с.
  103. А.Л. Роль интуиции в научном познании / А. Л. Литвинова // Философия о предмете и субъекте научного познания: сб. ст. / под ред. Э. Ф. Караваева. СПб., 2002. — С. 135−150.
  104. Н.О. Избранное / Н. О. Лосский. М.: Правда, 1991. -623 с.
  105. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н. О. Лосский. М.: Республика, 1995. — 399 с.
  106. Лук А. Н. Интуиция и научное творчество (аналитический обзор зарубежных исследований) / А. Н. Лук // Филос. Науки. 1981. —№ 5.
  107. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978. -127 с.
  108. А.В. Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики) / А. В. Лукьянов. Уфа: Изд-е БашГУ, 2001. — 226 с.
  109. А.В. Основы истории и философии религий. В 3 т. Т. 1. / А. В. Лукьянов. Уфа, 1995. — 132 с.
  110. К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже веков / К. Майнцер // Вопросы философии.-1997.-№ 3.-С. 48−61.
  111. Г. Г. Нелинейная динамика ключ к теоретической истории / Г. Г. Малинецкий // Общественные науки и современность. — 1995.-№ 4.-С. 105−108.
  112. Г. Г. Джокеры, русла или поиски третьей парадигмы / Г. Г. Малинецкий, А. Б. Потапов // Синергетическая парадигма. -М., 2000.-С. 138−154.
  113. В.Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие / В. Ф. Мартынов. Минск: ТетраСистемс, 1997. — 320 с.
  114. А.В. Интуиция и ценностная ориентация в познании : дис. канд. филос. наук / А. В. Машенцев. СПб., 2003. — 197 с.
  115. И.П. Логика науки и индивидуальное творчество / И. П. Меркулов // Когнитивная эволюция и творчество: сб. науч. тр. /под ред. И. П. Меркулова.-М., 1995.-С. 101−118.
  116. Н.Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствия) / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. 1991. — № 3. — С. 3−29.
  117. И.М. Природа интуиции / И. М. Морозов. Минск: Университетское, 1990.- 141 с.
  118. А.П. Синергетика в гуманитарном знании, предварительные итоги / А. П. Назаретян // Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 91−98.
  119. А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества) / А. А. Налчаджян. М.: Мысль, 1972. — 274 с.
  120. Е.А. Ориентиры интуитивности / Е. А. Науменко. -Тюмень: Вектор Бук, 2000. 184 с.
  121. Ф.М. Рациональное и иррациональное: человек и бытие / Ф. М. Неганов. Уфа: Изд-во УШ МВД, 1996. — 168 с.
  122. Ф.М. Аксиологическая детерминация / Ф. М. Неганов, Ф. С. Файзуллин, И. Н. Ханов. -Уфа: Гилем, 2004. 132 с.
  123. Г. Познание сложного. Введение / Г. Николис, И. При-гожин. М.: Мир, 1990. — 342 с.
  124. А.В. От позитивизма к интуитивизму / А. В. Новиков. -М.: Наука, 1976. 323 с.
  125. Д.А. Формальная логика / Д. А. Нуриев, В. В. Кашин. -Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001. 184 с.
  126. М.И. Интуиция и математическое творчество. (Является ли интуиция фундаментом интуиционизма?) //Интуиция. Логика. Творчество. М., 1987.
  127. М.И. Методологические проблемы интуиционистской математики / М. И. Панов. М.: Мир, 1984. — 224 с.
  128. Н. А. Роль интуиции в морали : дис. канд. филос. наук / Н. А. Панова. М., 2005. — 136 с.
  129. Платон. Диалоги / Платон. М.: Мысль, 1986. — 607 с.
  130. Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 1. / Платон. М.: Мысль, 1990. — 860 с.
  131. Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем / Н. В. Поддубный. Белгород: Издательство БелГУ, 1999. -243 с.
  132. С.М. Влияние религиозных ценностей на менталитет Запада и Востока / С. М. Поздяева // Религия в ценностных измерениях: материалы научной конференции. Уфа, 2000. — С. 14−23.
  133. Я.А. Знания. Мышление и умственное развитие / Я. А. Пономарев. М.: Просвещение, 1967. — 264 с.
  134. Я.А. Методологическое введение в психологию / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. — 205 с.
  135. Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-303 с.
  136. С. А. Интуиция в мировой философской и психологической мысли : основные направления изучения: дис.. канд. психол. наук / С. А. Попова. М., 2005. — 174 с.
  137. К. Логика и рост научного знания. Очерк анархисткой теории познания / К. Поппер. М.: Прогресс, 1983. — 605 с.
  138. И. Конец определенности: Время, хаос и новые законы природы / И. Пригожин. Ижевск, 1999. — 215 с.
  139. И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках / И. Пригожин. М.: Наука, 1985. -327 с.
  140. И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. 1991. — № 6. — С. 46−57.
  141. И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, А. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. — 431 с.
  142. В.П. Синергетика / В. П. Прытков // Современный философский словарь. М., 1998. — С. 785.
  143. А.С. Отрывки из писем, мысли, замечания. ПСС. В 10 т. Т.7. / А. С. Пушкин Л., 1978. — 340 с.
  144. В. Интуиция и ее экспериментальное изучение / В. Пушкин, В. Фетисов // Наука и жизнь. 1969. — № 1. — С. 25−35.
  145. Р.Ю. Иррационалистическое направление в философии: Учеб. Пособие / Р. Ю. Рахматуллин, Н. Б. Хидиятов. Уфа: УВШ МВД РФ, 1995.-97 с.
  146. Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. / Д. Реале, Д. Антисери. М.: Петрополис, 1994. — Т.1. — 335 е.- - Т. 2.-356 е.--Т. 3.-714 с.
  147. В.И. Синергетика «синяя птица образования» / В. И. Редюхин // Общественные науки и современность. — 1998. — № 1. -С. 144−152.
  148. Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития / Р. Е. Ровинский // Вопросы философии. 2002. — № 5. — С. 66−77.
  149. B.C. Разные формы отношений между сознанием и бессознательным / B.C. Ротенберг // Вопросы философии. 1978. -№ 2.
  150. Г. И. Формализация / Г. И. Рузавин // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 743.
  151. Г. И. Диалектика и современное научное мышление / Г. И. Рузавин// Философские науки. 1991. -№ 6. — С. 15−18.
  152. Г. И. Интуиция и понимание в математике / Г. И. Рузавин // Интуиция, логика, творчество / под ред. М. И. Панова. М., 1987. -С.85−98.
  153. Г. И. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения / Г. И. Рузавин // Свободная мысль. 1993. — № 17. — С. 51−62.
  154. Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества / Г. И. Рузавин // Вопросы философии. 1995. — № 8. — С. 63−72.
  155. Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития / Г. И. Рузавин // Философские науки. 1989. — № 5. — С. 11−21.
  156. Г. И. Синергетика и принципы самодвижения материи / Г. И. // Вопросы философии. 1994. — № 8. — С. 49−50.
  157. А. Воспоминания. В 2 т. Т. 1. / А. Сахаров. М., 1996. -252 с.
  158. Ю.И. Проблема обоснования возможности априорного знания в теории научного познания и гносеологии : автореф. дисс. канд. филос. наук / Ю. И. Семенов. М., 1999. — 23 с.
  159. П.В. Мозг и творчество / П. В. Симонов // Вопросы философии. 1992.-№ 11.-С. 3−25.
  160. С.Н. Идея интуиции в диалоге феноменологии и исихазма : автореф. дис.. канд. филос. наук / С. Н. Скоков. -М., 2002. 23 с.
  161. Современная западная философия: Словарь. М., 1991. — 414 с.
  162. Современный философский словарь / под общей ред. д.ф.н. профессора В. Е. Кемерова. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск, 1998. — 1064 с.
  163. Д.В. Рациональные и иррациональные аспекты познания в интуитивизме С.Л. Франка: автореф. дис.. канд. филос. наук / Д. В. Солодухин. М., 2001. — 23 с.
  164. . Избранные произведения. М., 1957. — Т. 1. — 631 с.
  165. О.В. Интуитивные компоненты в процессе принятия решения : дис.. канд. психол. наук / О. В. Степаносова. -М., 2004.-181 с.
  166. Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. -М.: Наука, 1966.-451 с.
  167. Н.М. Самоорганизация и свобода / Н. М. Урманцев. -Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. 196 с.
  168. Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Уфа: Изд-ние Башкирск. ун-та, 1999. — 304 с.
  169. Философия: Учебник / под ред. В. Д. Губина. М.: Тон, 1996. -423 с.
  170. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-890 с.
  171. В.П. Философия. Учебное пособие / В.П. Финоген-тов. Уфа: УТИС, 2001. — 357 с.
  172. С.JI. Предмет знания. Душа человека. / С. Л. Франк // Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. — 657 с.
  173. Ф. Философия науки / Ф. Франк. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960.-543 с.
  174. О.В. О соотношении логического и интуитивного в творческом процессе / О. В. Фурманова // Вопросы философии. -1984.-№ 7.-с. 35−48.
  175. B.C. Роса истины / B.C. Хазиев. Уфа: БГПИ, 1998. -1990 с.
  176. Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. М.: Мир, 1991. — 240 с.
  177. Г. Синергетика / Г. Хакен. М.: Мир, 1980. — 404 с.
  178. Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и установках / Г. Хакен. М.: Мир, 1985. — 419 с.
  179. В.И. Эвристическая интуиция в естественнонаучном познании / В. И. Хореев. Пермь, 1994. — 224 с.
  180. В.И. Эвристическая интуиция в научном поиске / В. И. Хореев. Пермь, 1973. — 185 с.
  181. В.И. Эвристическая интуиция как органон философствования / В. И. Хореев. Пермь, 1994. — 202 с.
  182. Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2005.-608 с.
  183. В.А. Взаимосвязь интуитивного и дискурсивного в творческом процессе : автореф. дис.. канд. филос. наук / В. А. Цапок. -Кишинев, 1974.-20 с.
  184. А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак-в и отделений университетов / А. Н. Чанышев. -М.: Высш. школа, 1981. -354 с.
  185. А.Н. Мировоззрение и философия / А. Н. Чанышев // Мысль и жизнь: сб. ст. Уфа, 1993. — С. 226−241.
  186. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М., 1991. — 464 с.
  187. Ф.В. Избранные сочинения / Ф. В. Шеллинг. М.: Мысль, 1987.-543 с.
  188. Шеллинг Ф.В. И. Система трансцендентального идеализма / Ф.В.
  189. Шеллинг// Соч. в 2 т. T.l. -М.: Мысль, 1987. С. 227−489.
  190. Ф.В. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Ф. В. Шеллинг. М.: Мысль, 1989.-638 с.
  191. С. Психология композиции / С. Эйзенштейн // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988.-С. 88−100.
  192. А. Письма к Морису Соловину / А. Эйнштейн // Собрание научных трудов. В 4 т. Т.4. М.: Наука, 1967. — С. 548−562.
  193. А. Принцип относительности и его следствия в современной физике / А. Эйнштейн // Собр. науч. трудов. В 4 т. Т. 1. М.: Наука, 1965.-С. 138−164.
  194. А. Физика и реальность / А. Эйнштейн // Собр. науч. трудов. В 4 т. Т.4. М.: Наука, 1967. — С. 200−227.
  195. А. Эфир и теория относительности / А. Эйнштейн // Собр. науч. трудов. В 4 т. T.l. М.: Наука, 1965. — С. 682−689.
  196. Т. М. Attributions of Creativity: What Are the Consequences? / Т. M. Amabile // Creativity Research Journal. 1995. — № 4. -P. 423−426.
  197. Brown R.A. Dreams, daydreams and discovery / R.A. Brown, R. G. Luckcook // Jour, of chem. Education. 1978. — V. 55. — № 11. — P. 694 696.
  198. Cannon W.B. The role of hunches in scientific thought / W.B. Cannon // The creativity question. Durham, 1976. — P. 63−69.
  199. Facaoaru С. Dynamics of perceptual intuition and creativity / C. Fa-caoaru // Rev. roum. des sciences socials. Ser. de psychologie. 1978. -V. 22. -№ 1.- P. 32−43.
  200. Guilford J.P. Some incubated thoughts on incubations / J. P Guilford // Jour, of creative behavior. -1980. Vol. 13. — № 1. — P. 39−49.
  201. Perkins D.N. Creativity and quest for mechanism / D.N. Perkins // The Psychology of Human Thought. Cambridge, 1988. — P. 309−336.
  202. Simon H.A. Making management decisions: the role of intuition and emotion / H.A. Simon // Intuition in organizations: Leading and managing productively. Newbury Park, CA: SAGE Publications, 1989. — P. 23−39.
  203. В.И. Синергетическое знание: между сетью и принципами Электронный ресурс. / В. И. Аршинов, В. Э. Войцехович. -Режим доступа: http ://w ww. svnergetic/ru/Moc ковски йМежд у народ н ы й Синергетиче-ский Форум Философия.^т
  204. Е. Интуиция Электронный ресурс. / Е. Басин // Электронная энциклопедия «Кругосвет» Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/106/1 010 697/Drint.htm
  205. Н. П. Стереотипы мозга и творчество Электронный ресурс. / Н. П. Бехтерева. Режим доступа: http://www.samopoznanie.com/artcl9.htm
  206. Р. Этапы творческого мышления Электронный ресурс. / Р. Вудвортс. Режим доступа: http://www.uprav.biz/materials/psyhology/view/716.html
  207. Н.В. Вдохновение и интуиция Электронный ресурс. / Н. В. Гончаренко // Наука, техника, культура. Режим доступа: http://www.scorcher.ru/art/lira/docl.php
  208. Г. Андрей Сахаров: от теоретической физики к практическому гуманизму Электронный ресурс. / Г. Горелик. Режим доступа: http://www.orel.rsl.ru/nettext/russian/saharov/sach fr/konf sod. htm)
  209. С.П. Синергетика и прогнозы будущего Электронный ресурс. / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. Режим доступа: http://www.synergetic/ru/M0CKQBCKHfi Международный Си-нергетический Форум — Сайты-спутники.htm
  210. Г. А. Теоретическая и прикладная синергетика / Электронный ресурс. / Г. А. Котельников. Режим доступа: http-//www. sociosynergetics.narod.ru/sociosynergyl.htm
  211. Р.И. Синергетика и мозг Электронный ресурс. / Р. И. Кругликов, Г. И. Рузавин // Научно-познавательный портал «Развитие творческого мышления и интеллекта». Режим доступа: http://www.superidea.rU/2006/05/l 1/sinergetika i mozg. html
  212. С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия Электронный ресурс., / С. Ю. Маслов. Режим доступа: http://www.phi1osophy.rU/library/logic/maslov/01 .html
  213. А. Интуиция и логика в математике Электронный ресурс. / А. Пуанкаре // Электронная философская библиотека. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/katr/puankarl.html
  214. А. Математическое творчество Электронный ресурс. / А. Пуанкаре // Электронная философская библиотека. Режим доступа: // http://vww.philosophy.ru/libraiT/math/piiankar2.htnil
  215. . Мистицизм и логика Электронный ресурс. / Б. Рассел // Электронная библиотека кафедры философии и методологии науки Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Режим доступа: http://philsci.univ.kiev.ua/blblio/rass-mist-1og.html
  216. Е. Проблема способностей в учении Я. JI. Морено Электронный ресурс. / Е. Ромек // Электронная полнотекстовая «Библиотека Ихтика». Режим доступа: http://ihtik.lib.ru/db 31 ianv2006/data/66 604.html
  217. П.В. Мозг и творчество Электронный ресурс. / П. В. Симонов // Научно-познавательный портал «Развитие творческого мышления и интеллекта». Режим доступа: http:// www.superidea.ni/tm/tother.htm
  218. P.JI. Что такое творчество Электронный ресурс. / P. J1. Солсо // Научно-познавательный портал «Развитие творческого мышления и интеллекта». Режим доступа: // http://www.superidea.ru/tm/ps/solso.htm
  219. .Ф. Философия и психология творчества Электронный ресурс. / Б. Ф. Сорокин // Научно-познавательный портал «Развитие творческого мышления и интеллекта». Режим доступа: http://www.superidea.ru/tm/book/fptl.htm
  220. Д. Проблема творчества с точки зрения синергетики Электронный ресурс. / Д. Чернавский, Н. Чернавская // Электронная библиотека «Наука и техника». Режим доступа: http://www.n-t.ru/tp/ns/pt.htm
Заполнить форму текущей работой