Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема смерти и бессмертия в человеческом существовании

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Проведенный в работе этико-философский анализ проблемы жизни и смерти позволяет сделать несколько выводов общего порядка. На основе полученного материала мы видим, что предельная рационализация общественного бытия, вытесняющая традиционные культурные нормы социального поведения, приводит к опустошению внутреннего мира человека. Можно с полным основанием сказать, что если гуманистическая сущность… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Нравственно-философский смысл жизни, смерти и бессмертия человека
  • 2. Понимание смерти в концепциях различных религиозных воззрений
    • 2. 1. Христианство
    • 2. 2. Ислам
    • 2. 3. Буддизм
  • 3. Бессмертие, пути его обретения
  • 4. Этические аспекты проблемы жизни и смерти
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Проблема смерти и бессмертия в человеческом существовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Такой культ человеческого тела в основном присуща странам тоталитарным, где геронтократия (власть стариков) становится основой стабильности государства. Если говорить о третьем виде бессмертия, то имеется ввиду упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный кругооборот материи. Такой вид бессмертия характерен в основном для восточных цивилизаций, особенно японской. Также близко к такой модели исламское отношение к жизни и смерти, и разнообразные материалистические или точнее натуралистические концепции. Такой вид бессмертия предполагает утрату личностных качеств и сохранение частиц бывшего тела, могущих войти, в состав других организмов.

Совершенно естественно, что большинство людей считают такой вид бессмертия неприемлемым для себя, и соответственно отвергают его. Четвертый путь в бессмертие можно связать с результатами жизненного творчества человека. Такой путь открыт для бессмертных произведений литературы, музыки, для полотен или скульптур, для создателей памятников архитектуры или авторов гениальных открытий. Все то, что переживет своего автора, и увековечит его имя навсегда. К сожалению, в историю человечества навсегда входят не только те, кто принес пользу людям, но и великие злодеи. Речь идет о масштабе личности, оставившей свой след для потомков. Способность влиять на жизнь сотен миллионов людей, «харизма» власти вызывает у многих состояние мистического ужаса, смешанного с почтением.

О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению. Предлагаемый пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет «измененные состояния сознания». Наиболее часто такой вид встречается в восточных религиях и цивилизациях, как результат системы психотренинга и медитации. Можно говорить о возможном"прорыве" в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности. Конечно, существуют еще другие виды пути в бессмертие, описанные в философской литературе, однако в очень большой степени все зависит от веры и личного выбора человека: во что верить, как жить и к чему стремиться. 4. Этические аспекты проблемы жизни и смерти

Жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры человека во все времена. О них размышляли основоположники религий, пророки, моралисты, философы, различные деятели литературы и даже искусства. Не думаю, что в мире нет человека, который бы не задумывался о смысле своего существования или о предстоящей смерти или о том, что ждет его после смерти, а может, есть эликсир бессмертия. Подобные мысли приходят всем, и в юном возрасте и в пожилом возрасте. В своих работах А. Л. Чехов в одном из писем написал: «Зафилософствуй — ум вскружится», имея в виду тот или иной способ решения проблем жизни и смерти. Однако подлинное философствование невозможно без обращения к этим вечным темам.

Практически во всех философских источниках затрагивался этот вопрос, а Шопенгауэр считал, что «смерть — подлинный гений, вдохновитель или Мусагет философии», а Сократ определял жизнь как «подготовку к смерти». По сути дела, речь идет о триаде: жизнь — смерть — бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Вопрос о смысле жизни, в первую очередь, подвергается проблематике о явлении осмысленности жизни, то есть освещается ли она категорией разумности, мышления или абсолютно лишен смысловой содержимой, и не подвержен управлению разумом человека. В этом вопросе ещё существует некий целостный структурный момент — это восприятие вопроса в целом, в структуре знания о природе жизни: «что является жизнью», «какая цель существования человека?», «какова цель моего существования в этом мире?», «в чем заключается цель моей жизни». Наша жизнь в таком ключе понимается в контексте жизни социума, взаимозависимости людей, в общем жизни на Земле, картины мира. Необходимо довольно четко разграничивать сами понятия «цель жизни» и «смысл жизни». В то время, когда происходит социализация личности и перед человеком становится выбор кем стать, к примеру, инженером, хирургом, преподавателем то в этом еще нет полного ответа на мучающий его вопрос об общем смысле жизни (по крайней мере ответ ощущается в скрытой, чисто эмоциональной манере, доставляя человеку удовольствие). Но в то же время человек в своих рассуждениях двигается дальше, задаваясь вопросом: «для чего мне нужно стать хирургом или инженером?» И так цель указывает человеку на то, к чему он стремится, ради чего он это делает и во имя чего. Некоторые из людей и большинство философов считают, что смысл жизни заключен в том, чтобы искать сам смысл жизни.

Таким образом, мы приходим к замкнутой структуре знания. Н. А. Бердяев, например, говорил о том, что: «Пусть я не знаю смысл жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла». Эти слова скорее представляют собой фразеологическую игру типа «Я знаю, что, что я ничего не знаю», но в тоже время отражают идею некоторых философов современных и прошлого. На самом деле поиски всю жизнь смысловой ее единицы — это скорее инфантилизм. Прошедший процесс социализации, созревший человек в любом случае рано или поздно находит смысл жизни и занимается его реализацией, осознавая это. Те же кто, ищет смысл жизни, и лишь живущий ради его поиска, — это всего лишь неопределенный человек, не сформированный, который ещё не состоялся и не способен к решению жизненных задач. Отчасти смысл жизни похож на определенную цель. Перед тем, как достигнуть цели, двигаться от цели человек должен определить ее для себя, установить и осознать разумно.

Но установить цель — это лишь начало. В дальнейшем, что важно, с одной стороны, поиски и нахождение смысла жизни, а, с противоположной, не заниматься переоценкой этого вопроса, не заострять внимания на самих поисках смысла жизни. Сама жизнь отчасти может иметь смысл, а может и не иметь вовсе. Жизнь принимает свой смысл настолько, насколько она осмысленна, организована, лаконична и значима. Многие великие люди осознавали эту проблему в трагических тонах. Выдающийся отечественный биолог И. И.

Мечников, размышлявший о возможности «воспитания инстинкта естественной смерти», писал о Л. Н. Толстом: «…терзаемый невозможностью решить эту задачу и преследуемый страхом смерти, спросил себя, не может ли семейная любовь успокоить его душу, он тотчас увидел, что это — напрасная надежда. К чему, спрашивал он себя, воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии, как и их отец? Зачем же им жить?

Зачем мне любить их, растить и блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, всякий шаг ведет их к познанию этой истины. А истина — смерть".

Заключение

Проведенный в работе этико-философский анализ проблемы жизни и смерти позволяет сделать несколько выводов общего порядка. На основе полученного материала мы видим, что предельная рационализация общественного бытия, вытесняющая традиционные культурные нормы социального поведения, приводит к опустошению внутреннего мира человека. Можно с полным основанием сказать, что если гуманистическая сущность науки и техники состоит в их способности создавать универсально-практический тип отношения человека к миру, то сущность нового, реального гуманизма заключается в превращении этой способности в способность самого человека, в условие его индивидуального существования и развития. Подлинный смысл нового, реального гуманизма как раз и состоит в присвоении человеком «человеческой сущности», всего предшествующего материального и духовного богатства, в превращение его в человеческое богатство, в жизненно необходимое условие существования каждого индивида. В чем же заключен смысл нашей жизни? Абсолютно ясно, что каждый дает ответ на данный вопрос по-своему. Но, все-таки, в нем можно рассмотреть и общие аспекты.

Общечеловеческие — проявление любви и созидание, творчество. В большинстве случаев человек оценивает свою жизнь, руководствуясь именно этими двумя категориями. Любовь и творчество — вот смысл жизни Любовь занимается поддержкой и умножением жизни, ведет её к гармонии. А творчество занимается прогрессом жизни.

Список литературы

1. Бессознательное — природа, функции, методы исследования. — СПб.:Питер, 2002.-368с.

2. Бехтерев В. М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема — М.: Владос, 2001. 360с.

3. Гуревич П. С. Жизнь после смерти. — М., Акварель. 2004.-380с.

4. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 688 с.

5. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 415c6. Основы современной философии.

Издание 2-е дополненное. Серия «Мир культуры, истории и философии» / Оформление обложки С. Шапиро, А. Олексенко / СПб.:Издательство «Лань», 1999. — 155 c.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бессознательное — природа, функции, методы исследования. — СПб.:Питер, 2002.-368с.
  2. П.С. Жизнь после смерти. — М., Акварель. 2004.-380с.
  3. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 688 с.
  4. В.Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 415c
  5. Основы современной философии. Издание 2-е дополненное. Серия «Мир культуры, истории и философии» / Оформление обложки С. Шапиро, А. Олексенко / СПб.:Издательство «Лань», 1999. — 155 c.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ