Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-политические конфликты и их особенности в условиях трансформации общества (на материалах Республики Таджикистан)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Учеб. Пособие. 3-е изд. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 9. вынуждено было временно отказаться от идеи создания теократического государства. Однако расценивать данный отказ как окончательный нет оснований. Поэтому следует учитывать данный фактор как постоянный элемент в жизни всего мирового сообщества. Но для того чтобы не допустить усиления позиции исламского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научно-теоретические аспекты социально-политических конфликтов в современном обществе
    • 1. 1. Природа и соотношение социально-политических противоречий и конфликтов
    • 1. 2. Особенности классификации и механизмы управления социально-политическими конфликтами
  • Глава II. Межтаджикский конфликт и его специфические особенности
    • 2. 1. Основные причины возникновения межтаджикского конфликта, теоретические модели и национальная практика
    • 2. 2. Духовный кризис общества как фактор обострения конфликтной ситуации в Таджикистане
    • 2. 3. Роль и место исламского фактора в обострении межтаджикского конфликта
  • Глава III. Опыт урегулирования и управления социально-политическими конфликтами (на примере межтаджикского конфликта)
    • 3. 1. Пути и методы решения проблемы конфликтной ситуации в процессе фрагментации внутренних конфликтов
    • 3. 2. Переговорный процесс — основной способ урегулирования конфликта в Таджикистане
    • 3. 3. Влияние внешнеполитических институтов на урегулирование внутреннего конфликта в таджикском обществе
    • 3. 4. Потенциал конфликтогенных факторов в Таджикистане и пути их минимизации в современных условиях

Социально-политические конфликты и их особенности в условиях трансформации общества (на материалах Республики Таджикистан) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Общественная жизнь многих современных обществ сегодня переплетается с теми проблемами, осмысление объективности которых обусловлено необходимостью поиска их устойчивых оснований, связей и причин функционирования. Одним из неотъемлемых компонентов такого осмысления может быть выработка понятийного аппарата, используемого для их концептуализации в процессе их социального познания. Если сказанное перенести на реалии социально-политической жизни современных обществ, особенно постсоветского пространства, то к числу таких актуальных проблем относятся социальные конфликты. Генезис и функционирование данного явления нельзя ограничить только рамками начального этапа становления новых общественных отношений в постсоветских обществах при переходе от одного типа общественно-политической системы к качественно другому ее типу. Концептуализация природы новых общественных отношений в данных обществах часто через категории «противоречие» и «конфликт» становятся самыми актуальными и распространенными не только в научной литературе, но и в повседневном дискурсе общественной жизни данных социумов.

Таким образом, актуальность исследования данной проблемы все более возрастает в силу опережающей интенсивности проявлений конфликтогенных ситуаций по сравнению с традиционными способами их урегулирования и управления ими. Поэтому осмысление данных явлений и дискурсов, разворачивающихся вокруг обозначенных категорий, таких как «противоречие» и «конфликт», должно исходить из того факта, что социальные противоречия, приводящие часто к конфликту, всегда обусловливаются характерными особенностями каждого этапа общественного развития, своими носителями и детерминантами. Нельзя здесь упускать из вида, что наряду с меняющимися факторами проявления социальных противоречий важным моментом выступают также и перемены в структуре вызывающих и регулирующих эти явления субъектов. С одной стороны, эти перемены исходят из особенностей осознания своих интересов социальными носителями данных явлений, с другой — они детерминируются изменениями в процессе преобразования прежней и становления новой социальной структуры общества, которые провоцируются наряду с объективными моментами также и субъективными факторами. Поэтому, по мнению автора, создать приемлемую и универсальную идеальную модель конфликтных ситуаций и определить способы, механизмы их регулирования в силу постоянно меняющихся реалий общественной жизни невозможно. Вместе с тем, это не умаляет значение теоретических разработок в социальном познании и выработке приемлемых и эффективных подходов к регулированию конфликтогенных явлений в общественной жизни. Но содержание социального познания конфликтогенных явлений обогащается на основании характерных особенностей их проявления на каждом этапе развития общества.

С учетом вышесказанного диссертантом предпринята попытка именно с этой теоретико-методологической позиции подойти к исследованию природы факторов, приведших таджикистанское общество в начале 90-х годов к конфликту, обострившемуся до вооруженного противостояния основных его субъектов, социального опыта поиска механизмов его регулирования — от традиционных до рационально-инструментальных методов, а также осмысления современных явлений, служащих предпосылками конфликтогенных факторов, угрожающих стабильности общественного развития Таджикистана. Хотя основное внимание обращено на исследование опыта регулирования социальных противоречий и конфликтов на стадии их обострений, но мы при анализе современных процессов общественной жизни стремились акцентировать внимание на поиске факторов, служащих потенциальными источниками конфликтогенных явлений. Это позволило нам в авторских выводах прямо или косвенно указать на то, что конфликтный потенциал и факторы, провоцирующие конфликты, независимо от их регулирования на предыдущем этапе развития общества, не исчерпываются возможностями их потенциального проявления в будущем в зависимости от постоянного изменения природы и качества общественных отношений. Поэтому общество должно сфокусировать свои действия и усилия на рефлективном осмыслении и выработке превентивных способов регулирования потенциальных конфликтогенных факторов. Именно это обусловливает актуальность исследования данной проблемы в современном таджикистанском обществе, находящемся на этапе трансформации структуры общественных отношений, которые еще не обрели устойчивости в социальном взаимодействии социальных общностей и групп. Понимание социальных конфликтов и способов управления ими — важная задача демократического общества.

Актуальность исследования, его востребованность общественной жизнью обусловливается также наличием различных подходов к анализу природы и сущности социально-политических конфликтов в условиях трансформации общества, недостаточной изученностью опыта отдельных стран, переживших острые социально-политические конфликты, в частности Таджикистана.

Тема исследования актуализируется также нарастанием наряду с классическими угрозами новых угроз и опасностей, угрожающих стабильному функционированию национальных государств и их развитию. На фоне этого для реформирующейся Республики Таджикистан остро и принципиально значимо встает проблема обеспечения не только внутренней, но и внешней безопасности, что обусловливает необходимость всестороннего социально-философского осмысления конфликтного потенциала общества и особенностей проявления социально-политических конфликтов в условиях его трансформации.

Вышесказанное и определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ социально-политических конфликтов в условиях трансформации общества показывает, что так как данная проблема является неотъемлемым элементом, сопутствующим функционированию и развитию всякой социальной системы тем самим оно постоянно остается в фокусе исследовательского интереса как в теоретико-методологическом, так и в эмпирическом аспекте. Хотя обращение социальных наук к проблеме социально-политических конфликтов в трансформационном обществе в контексте других тем имеет долгую традицию, однако как самостоятельное направление исследования она выделилась сравнительно недавно, а конкретно: начиная с XX века. Это, по мнению автора, отчасти объясняется тем, что именно в это время возросло осознание потребности обеспечения более устойчивого основания устоям социального порядка и отношений в обществе. Здесь свою лепту вносило также укрепление ценностей рационального социального действия в индустриально развитых обществах. В сложившихся первых теоретико-методологических подходах вышеуказанные положения занимают особо важное место. К таким теоретико-методологическим разработкам следует отнести труды К. Боулдинга, М. Вебера, И. Галтунга, Р. Дарендорфа, Г. Зиммеля, Л. Козера, Ч. Ледерака, А. Рапопорта и др.1.

Социальная наука советского периода в силу сложившихся идеологических концептов социальную систему советского общества рассматривала как бесконфликтную модель, так как источником конфликта считала наличие частной собственности, а общественная собственность по своей природе предполагала социальное равенство и гармонию интересов. Хотя признавалось, что в обществе на данном этапе его развития могут.

1 Coser L. Continuities in the staid of Social conflict. — NY, 1967; Coser L. The Functions of social conflict. 1958; Dahrendorf R. Class and class conflict. — Stanford University Press, 1959; Boulding C. Kenneth K. Conflict and Derense. — University Press of America, 1988; Rapaport A. Game Theory as Theory of Conflict Resolution. — Kluwder Academic Publishers, 1974; Galting J. Violense and its Alternatives. — St. Martin's Press, 1999; Lederach J.P. The Little Book of Conflict Transformation. -Good Books, 2003; Ренда M., Сондерс Г. Урегулирование конфликтов в разделённых обществах: уроки Таджикистана // Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. ВашингтонМ., 1997. — С. 271−280. присутствовать противоречия, но они носят не антагонистический характер, а на стадии развитого социализма эти противоречия находят свое разрешение, не доходя до стадии конфликта. Конструктивные идеи в дискуссию относительно статуса диалектического противоречия в соотнесенности с социальным противоречием внесли работы В. Л. Алтухова, В. В. Бородина, М. К. Вахтомина, Ф. Ф. Вяккерева, В. И. Горбача, Б. А. Грушина, В. П. Дуделя, Ю. А. Жданова, А. К. Касабекова, Б. М. Кедрова, Ф. В. Константинова, А. Г. Спиркина, В. М. Сюсюкалова, Л. И. Чинакова и др.1.

Конфликты как элемент социального взаимодействия людей в обществе, и в советском и в постсоветском в частности, стали предметом анализа начиная с средины 80-х и особенно активно в начале 90-х годов, когда в этих пространствах начали разгораться конкретные формы социально-политических конфликтов. Здесь следует отметить работы российских ученых А. Г. Здравомыслова, Е. И. Степанова, В. Н. Кудрявцева, О. Н. Громова, Т. И. Курбыко, А. Н. Сатарина, В. И. Бушкова, Д. В. Микульской, О. Ю. Семенко, А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова и др. Следовательно, в процессе становления и развития конфликтологической науки в ней сформировались определенные методологические направления, отличающиеся целостным системным подходом к изучению конфликта и его важнейших сторон. Используя терминологию американского историка науки и философа Т. Куна, их можно назвать «парадигмами» .

В это время параллельно с российскими исследователями интерес к изучению социально-политических конфликтов проявляли и таджикские.

1 Чинакова Л. И. Социальный детерминизм. М., Политиздат, 1985. Сюсюкалов В. И. Социальный детерминизм и деятельность. М.: Знание, 1986; Касабеков А. К. Социальная деятельность и социальное познание. Алма-Ата: Казахстан, 1987.

2 Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1996; Степанов Е. И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996; Громова О. Н. Конфликтология. М., 1993; Курбыко Т. И. Ральф Дарендорф о классовом конфликте и конфликтной модели общества // Вестник Белгосуниверситета. — М. — 1993. — № 3. — С. 37−40- Сатарин А. Н. Социальные конфликты в меняющемся обществе // Социальные исследования. -1992. — № 2- С. 145−150- Бушков В. И., Микульский Д. В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. М., 1997. С. 45- Семенко О. Ю. Политические конфликты и механизмы их разрешения. Автореф. дисс.. канд. полит, наук. Душанбе, 2002; Анцупов А. Я., А. И. Шипилов. Конфликтология: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999 и др. ученые. Интерес к изучению данного явления формировался в таджикской исследовательской среде в непосредственной увязке с процессами осмысления проблем, связанных с происходящими в таджикистанском обществе этого периода острыми социально-политическими конфликтами. Следует отметить, что на данном этапе наряду с осмыслением происходящих явлений конфликтогенного характера происходило также освоение достижений накопленного в социальных науках теоретико-методологического опыта по проблемам социально-политических конфликтов, которые до сего времени не были предметом пристального изучения. К таким работам можно отнести труды таких авторов, как Г. Н. Зокиров, А. Н. Махмадов, М. Олимов, М. У. Хидирова, А. Имомов и др.1.

В то же время, несмотря на возросший в последние годы исследовательский интерес к рассматриваемой проблеме, до сих пор не сложилось общеприемлемого научно-теоретического подхода к сущности и природе проявления социально-политических конфликтов в условиях трансформации общества. Лишь небольшое число появившихся в последние годы публикаций имеют отношение к методологическому осмыслению данной проблемы в указанном нами русле исследования, например, работы Р. Г. Абдулатипова, И. К. Асадуллаева, А. Н. Махмадова, М. Олимова, С. Олимовой, С.Расулова. Некоторые аспекты данного вопроса рассматривают также в своих работах В. И. Бушков, Ю. В. Ганковский,.

1 Зокиров Г. Н. Конфликтология. Душанбе, 2005; Махмадов А. Н. Социология конфликта. Куляб, 2005; Махмадов А. Н. Таджикистан: урегулирование «нетрадиционного» конфликта традиционными методами // Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. ВашингтонМ., 1997; Политический конфликт и общество (опыт Таджикистана). Душанбе, 2003; Фаттоев С. С. Рохи сулх аст. Душанбе: Шарки озод, 1998; Хидирова М. У. Конфликт и лидерство в современных условиях. Душанбе, 2006; Хакимов P.M. Конфликтогенные факторы межнациональных и внутринациональных отношений в Таджикистане: Автореф. дисс.. канд. полит, наук. Душанбе, 1999; Имомов А. Межтаджикский конфликт: общественное согласие и согласительные документы // Центральная Азия. -1998. — 2/14.

2 Абдулатипов Р. Г. Управление этнополитическими процессами (вопросы теории и практики). М., 2001; Асадуллаев И. К., Расулов С. Политическое общение и лидерство (опыт социально-политического анализа). Душанбе, 2010; Махмадов А. Н. Политология. Душанбе, 2010; Махмадов А. Н. Конфликтология в России и Центральной Азии // Введение в конфликтологию. Душанбе, 2006; Олимов М. Проблемы методологии анализа и прогноза в изучении межтаджикского конфликта // Центральная Азия. -1997. -№ 5 (11).

Х.Гарольд, М. Д. Диноршоев, А. К. Зайферт, И. Д. Звягельская, А. Крайкемайер, М. Олимова, Х. М. Сандерс, С. И. Шарипов.1.

Не умаляя научную и практическую значимость названных работ, в то же время следует отметить, что многие вопросы, связанные с исследованием особенностей проявления социально-политических конфликтов в постсоветских обществах, стоящих перед новыми видами угроз и вызовов, до сих пор остаются недостаточно исследованными, при своей несомненной актуальности. Хотя многими этими обществами накоплен определенный опыт урегулирования конфликтов, в то же время потенциал конфликтогенных факторов остается весьма угрожающим для обеспечения социальной стабильности и порядка. Исходя из недостаточной разработанности особенностей проявления социально-политических конфликтов в условиях трансформации общества и механизмов их урегулирования, сохраняется настоятельная потребность в анализе данной проблемы.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является анализ социально-политических конфликтов в процессе трансформации общества. В соответствии с главной целью в работе ставится и решается ряд взаимосвязанных задач, а именно:

— определить научно-теоретические аспекты анализа социально-политических конфликтов применительно к трансформирующимся обществам, особенности их классификации и механизмы управления и разрешения;

1 Бушков В. И., Микульский Д. В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. М., 1997; Гарольд X., Сандерс X., Мирный процесс: концептуальные рамки// Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. М., 1996; её же: Состоится ли таджикское урегулирование?// Центральная Азия. — 1997, № 4- Ганговский Ю. В. Межтаджикский конфликт и его политический резонанс в мире. М. 1996; Шарипов С. И. Демократизация политических процессов в Таджикистане. Душанбе. Душанбе, 2000; Олимов К. Диалог в действии: опыт Таджикистана // Рациональные и реалистичные пути реализации мер по созданию доверия Душанбе, 2008. С. 2135- Зайферт А. К., Крайкемайер А. О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ (Документы советско-исламского диалога в Таджикистане). Душанбе: Шарки озод, 2003; Диноршоев М. Д. О некоторых принципах философии национального мира // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе, 2001.

— установить обусловленность проявления конфликтов природой социального взаимодействия в трансформирующемся обществе и формирующимися на этой основе новыми общественными отношениями;

— показать обусловленность проявления конфликтов не только объективными, но и субъективными факторами, влияющими на процесс социального познания индивидами происходящих в общественной жизни явленийпроанализировать особенности урегулирования социальных конфликтов на стадии их обострения на основе накопленного опыта урегулирования межтаджикского конфликта, а также их практическую значимость в деле управления конфликтными ситуациями на современной стадии общественного развития;

— показать на примере регулирования межтаджикского конфликта место и роль института международного посредничества в деле урегулирования и разрешения локальных конфликтов и эффективность применения такого взаимодействия в конфликтных ситуациях современного мира.

Объектом исследования являются социально-политические конфликты и их особенности в условиях трансформации общества.

Предметом исследования являются способы управления и урегулирования социально-политических конфликтов на примере межтаджикского конфликта и новых вызовов, вставших перед современным таджикистанским обществом.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы объективности, конкретности, историзма, системности в изучении общественных явлений, а также всеобщие принципы и законы диалектики и единства теории и практики.

Определённое место в осуществляемом исследовании занимает метод моделирования, предполагающий построение искусственных идеальных ситуаций, позволяющих наметить пути решения проблемы, определить механизмы урегулирования социально-политических конфликтов.

Также использовался метод контент-анализа при изучении нормативно-правовых актов, относящихся к вопросу политических конфликтов и оппозиции, а также обеспечения стабильности в стране.

Научная новизна исследования. Впервые осуществлен системный анализ социально-политических конфликтов на примере межтаджикского конфликта 90-х гг. XX столетия и конфликтных явлений в жизни современного таджикистанского общества.

Конкретно элементы новизны исследования заключаются в том, что в работе:

— выявлено, что социально-политические конфликты выступают как результат социального взаимодействия людей в процессе их вхождения, включения в орбиту новых общественных отношений, а так как последние в трансформирующихся обществах не имеют устойчивого, постоянного характера, то это часто делает социальных субъектов уязвимыми и порождает у них конфликтное поведение;

— определено, что генезис социально-политических конфликтов не ограничивается только объективными факторами, такими как осознание интересов, он зависит и от субъективных мировоззренческих ориентаций, где основным регулятором проявления социально-политического действия людей выступают ценности реализации равноправного, справедливого доступа к ресурсам развития общества для всех субъектов, независимого от их номинального статуса;

— впервые предпринята попытка с новой исследовательской позиции подойти к анализу природы факторов, приведших таджикистанское общество в начале 90-х годов к конфликту, обострившемуся до вооруженного противостояния основных его субъектов, социального опыта поиска механизмов его регулирования, от традиционных до рационально-инструментальных методов, а также осмыслению современных факторов, служащих предпосылками конфликтогенных факторов, угрожающих стабильному общественному развитию Таджикистана. Это позволило выявить, что в процессе исследования таких явлений основное внимание должно быть обращено не только на исследование опыта регулирования социальных противоречий и конфликтов на стадии их обострения, но при анализе современных процессов общественной жизни следует обратить внимание на факторы, служащие потенциальными предпосылками конфликтогенных явлений;

— выявлено, что конфликтный потенциал и факторы, провоцирующие конфликты, независимо от их регулирования на предыдущем этапе развития общества, не исчерпываются возможностями их потенциального проявления в будущем в зависимости от постоянного изменения природы и качества общественных отношений. Поэтому общество должно сфокусировать свои действия и усилия на рефлективном осмыслении и выработке превентивных способов регулирования потенциальных конфликтогенных факторов;

— выявлено, что после распада СССР и образования идеологического вакуума в обществе изменилась система ценностей, что препятствовало адекватному познанию происходящих изменений в общественной жизни Республики Таджикистан в целом и привело к возрастанию уровня религиозного восприятия и оценки происходящих социальных процессов, а усиление данного момента в социальном взаимодействии людей во многом имело негативное влияние в деле превентивного регулирования межтаджикского конфликта;

— определено, что участие института международного посредничества в урегулировании локальных конфликтов в границах национальных государств во многом вызвано осознанием их глобальных последствий, угрозой перевода их в региональный и даже международный масштаб. Своевременное концентрирование усилий на поиске путей урегулирования конфликтов на начальных этапах их проявления обходится меньшими затратами и ресурсами, как людскими, так и материальными. Опыт урегулирования межтаджикского конфликта показал эффективность деятельности института международного посредничества в деле примирения противоборствующих сторон, что может эффективно применяться при решении подобных конфликтных ситуаций в разных уголках мира;

— на основе учета усиления взаимозависимости стран в связи с усиливающейся глобализацией показывается, что многие конфликты, угрожающие стабильному развитию суверенных государств, имеют истоки вне национальных границ и управляются посредством использования средств современных коммуникаций, что дает возможность транснациональным субъектам быстро спровоцировать и мобилизовать определенные группы населения на конфликтные действия. Таджикистан в свое время испытал на себя такое воздействие, и в будущем тоже не исключена вероятность провоцирования подобных ситуаций.

Указанные положения, отражающие новизну данного исследования, выносятся на защиту.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что сделанные выводы и полученные в ней результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования проблемы социально-политических конфликтов и развития теории конфликтов, а также при подготовке учебников, учебных пособий, учебных курсов и спецкурсов по конфликтологии. Материалы диссертационной работы, ее выводы и рекомендации могут найти применение в деятельности Министерства иностранных дел Республики Таджикистан. Они могут быть использованы сотрудниками Исполнительного комитета СНГ при разработке инициатив по вопросам миротворчества. Приводимый в диссертации обширный фактологический материал можно использовать в целях своевременной нейтрализации имеющихся угроз.

Апробация исследования. Отдельные положения диссертации были отражены в докладах и сообщениях автора на ежегодных научных чтениях, проводимых в Таджикском национальном университете, на международной научно-теоретической конференции «Таджикистан-Китай: культурно-исторические предпосылки и стратегические перспективы» (Душанбе,.

2010 г.), а также на республиканских научно-практических конференциях, в частности — «Роль Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова в воспитании подрастающего поколения» (Душанбе, 2005 г.), «Безопасность Таджикистана: национальные вопросы и новые угрозы современности» (Душанбе, ТНУ, 2009 г.) и др. По теме диссертации была опубликована монография «Социально-политические конфликты в современном обществе» (Душанбе, 2007 г.).

Диссертационная работа была обсуждена в отделе социальной философии Института философии, политологии и права им. А. М. Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан (протокол № 3 от 24.02.2012 г.).

Структура работы. В соответствии с поставленной целью и задачами диссертационного исследования работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Начался XXI век, и завершился один из самых динамичных и драматических периодов человеческой истории — XX век. Одно из главных мест в политических процессах прошлого века принадлежит социально-политическим конфликтам — сложным феноменам, многообразным по своим истокам и генезису, по историческому времени, социально-политическому пространству, по содержанию и составу участников, причинам возникновения, их динамике и функциям в социально-политической жизни, роли в общественных изменениях. Как показала таджикистанская практика, конфликты возникают и протекают на объективной почве социально-политической ситуации в обществе, а в отдельных случаях могут экспортироваться со стороны. Следовательно, в различных странах динамика и функции конфликта в социально-политической жизни общества могут быть разными. В одних странах они могут быть направлены на трансформацию общества, в других — на дестабилизацию общества. Объективным примером становления основных функциональных признаков и свойств, типов и видов конфликтов, с одной стороны, а с другой — поиска путей и методов их решения может служить межтаджикский конфликт.

В научно-интеллектуальных и политических кругах широко обсуждаются перспективы формирования нового миропорядка на третье тысячелетие. «Мир подходит к точке бифуркации, и эффект беспорядочных колебаний будет огромен», — таков доминирующий вывод в политических прогнозах. Некоторые исследователи полагают, что главной сферой противостояния и конфликтов в XXI веке станет вопрос распределения и контроля, что закономерно побуждает к новому, более опасному для человечества виду социальной напряженности внутри общества и потенциально к напряженности международной.1.

1 Небадова М. М. Политическое регулирование конфликтов. М., 1999. С. 9.

Вместе с тем отчетливо прослеживается тенденция к политизации большинства возникших В Центральной Азии конфликтов. Как показывает общественная жизнь, социально-политическая практика и теоретическая мысль оказались неготовыми к эффективному регулированию конфликтов. Сегодня всем — от ученого до государственного деятеля — необходимо осознать существующий разрыв между политикой и научными знаниямиих взаимная соотнесенность — одна из многих бед сегодняшнего дня, влияющих на качество разработки политических решений и их реализации. Мы полностью согласны с исследователями, утверждающими, что отсутствие серьезных и глубоких научных разработок проблем социально-политических конфликтов в настоящее время является серьезным тормозом, как для развития соответствующих отраслей социально-политической науки, так и для решения актуальных проблем политической практики.

Особенно необходимы такие разработки для стран Центральной Азии, что обусловлено рядом причин. Во-первых, наступил новый исторической период в жизни народов Центральной Азии — период становления и развития независимых государств, что накладывает особую ответственность на государства региона и ставит задачи переосмысления политических традиций и взаимосвязей, поиска новых подходов совершенствования в политическом развитии.

Во-вторых, до последнего времени политические отношения в Центральной Азии были в стороне от научных интересов большинства исследователей. В советский период проблемам противоречий и социально-политическим конфликтам не уделялось должного внимания, поскольку считалось, что в период строительства бесклассового общества все социально-политические проблемы и противоречия исчезнут сами собой. Правда, за пределами Союза проводились исследования по вопросам социально-политических конфликтов, однако их результаты по объективным причинам были недоступны абсолютному большинству советских исследователей. После распада Союза ученые-обществоведы начали публиковать свои работы, посвященные противоречиям и социально-политическим конфликтам, однако они имеют преимущественно научно-популярный, публицистический характер.

Сегодня, в условиях перехода таджикистанского общества к рыночной экономике, происходят существенные изменения содержания и форм социально-политических отношений. В частности, анализ социально-политических конфликтов в условиях постконфликтной ситуации становится особо актуальным.

Анализ межтаджикских переговоров показал, что на пути мирного урегулирования нет непреодолимых препятствий. Решающее значение, несомненно, имеет добрая воля противоборствующих сторон, стремление прийти к достижению взаимоприемлемых решений на основе права, в духе ответственности как перед своим народом, так и перед мировым сообществом.

С учетом вышесказанного, мы считаем, что анализ противоречий и социально-политических конфликтов является научной проблемой, имеющей как фундаментально-теоретическое, так и социально-политическое значение.

Исторический опыт прошлого столетия убеждает в конечной безысходности насилия и заставляет с нарастающим вниманием и должным пиететом присматриваться к поискам альтернативных решений. Отсюда вытекает приоритетная установка — управление существующим конфликтом, которое предполагает урегулирование, разрешение его в интересах общества в целом.

Рассмотрев ряд аспектов теории конфликта, можно прийти к выводу, что данный научный подход к изучению такого явления, как терроризм, является одним из наиболее оптимальных, так как затрагивает подавляющее большинство аспектов деятельности террористов. А. Г. Здравомыслов совершенно справедливо отмечает: «Общество, властные структуры и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а будут следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов.».1 Данный аспект конфликта скорее касается взаимоотношений государств, так как ранее, на заре цивилизации, в классическом понимании, народы и племена не знали языка дипломатии, а изначально говорили на языке войны, а уже потом пытались договариваться о чем-то. Что касается террористической деятельности, то здесь можно применить данный конфликтологический аспект, когда речь идет о классовой или межэтнической борьбе.

Проведенный анализ данной проблемы показал, что для разрешения социально-политического конфликта, как правило, сторонам приходится прилагать более или менее значительные усилия. Было бы безнадежным делом уповать на «саморазрешимость» данных конфликтов. Социально-политические конфликты можно пытаться вообще не замечать, игнорировать, а в лучшем случае — объяснять. Но они будут развиваться стихийно, обостряться, агрегироваться с другими конфликтами и могут в результате полностью разрушить систему.

Главный вывод, который вытекает из обобщения фактического материала и исследования поставленной проблемы, заключается в следующем:

— опыт мусульманского мира вообще и Таджикистана в частности свидетельствует о невозможности нейтрализации исламского фундаментализма как такового. Последний способен эволюционировать на каких-то этапах развития общества, приспосабливаться к обстановке, растворяться среди консерваторов, а при определенных условиях возрождаться. Гражданская война, как и следовало ожидать, не привела к разрешению тех противоречий, которые имелись в таджикском обществе до её начала, большинство из них она существенно углубила. Единственным исключением можно считать исход борьбы за власть. Духовенство.

1 Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Учеб. Пособие. 3-е изд. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 9. вынуждено было временно отказаться от идеи создания теократического государства. Однако расценивать данный отказ как окончательный нет оснований. Поэтому следует учитывать данный фактор как постоянный элемент в жизни всего мирового сообщества. Но для того чтобы не допустить усиления позиции исламского экстремизма, необходима взвешенная и последовательная политика в отношении социально-экономических реформ. Ибо усиление фундаменталистских настроений наблюдается в тех странах, где имеют место попытки следовать каким-либо сценариям построения экономики и общественно-политической жизни по светским, демократическим образцам. В 1992 г. Таджикистан не составлял исключение в этом отношении. На наш взгляд, грубые ошибки тогдашнего официального руководства страны в вопросах внешней и внутренней политики внесли свою лепту в рост противоречий и усиление антагонизма между коммунистическим режимом и исламской оппозицией. Категоричное отношение тогдашнего правящего режима к исламскому фундаментализму вообще, нежелание идти на компромисс с его «умеренным» крылом еще больше укрепили позиции религиозной оппозиции в стране;

— урегулирование межтаджикского конфликта, равно как и всякого другого, не предполагает немедленного искоренения всех породивших и поддерживающих его причин, но оно дает возможность его устойчивого перевода из военной в политическую плоскость. Несмотря на межэтническую структуру межтаджикского конфликта, все же линия конфронтации проходила не между этносами, жестко привязанными к определенной территории. Основные противоборствующие группировки в Таджикистане не ставили вопрос о разделе государства, наоборот, ставили цель сохранить его целостность. Центральным вопросом конфликта стал вопрос о власти. Не умаляя сложности, связанные с разделом власти, стремление конфликтующих сторон сохранить единый статус Таджикистана следует признать как фактор, облегчающий задачу урегулирования конфликта. Несмотря на длительное кровавое противостояние, причем практически между семьями, что не могло не посеять в душах людей ненависть, стремление отомстить, таджики нашли возможность прийти к взаимному пониманию.

Следующим важным выводом, к которому мы пришли в процессе исследования, является то, что на фоне некоторого ослабления конфликтов между великими державами, которые в период холодной войны подстрекались противостоянием блоков и идеологическим антагонизмом между ними, наблюдается всплеск «внутристановых» конфликтов.

Следовательно, большие войны между великими державами как средство разрешения споров устарели, но малые, локальные войны в различных формах в обозримой перспективе останутся составной характеристикой современного мира. Если так, то отсюда вытекает вывод, что разливающаяся по всему миру волна терроризма может принять характер заменителя новой мировой войны. Это делает опыт решения межтаджикского конфликта еще более актуальным и злободневным, поскольку история не знает такого краткосрочного решения внутриэтнического конфликта. Таджикская модель решения конфликта должна стать эталоном для решения аналогичных конфликтов в странах, где происходят подобные явления.

Международные и национальные преступные синдикаты и организации, контрабанда и распространение наркотиков, терроризм любой масти представляют реальную угрозу национальной безопасности любого государства. Известно, что наркостраны были кровно заинтересованы в развязывании гражданской войны в Таджикистане: наркокурьеры транзитом пересекают территорию Таджикистана. Беспорядки и неразбериха, естественно, создают благоприятную почву для свободной переправки через территорию Таджикистана наркотиков и наркотических веществ.

Поскольку терроризм становится поистине глобальной проблемой, соответственно возрастает необходимость в более жестком контроле со стороны властных структур, национальных или национальногосударственных, что, в свою очередь, может поставить на повестку дня вопрос о расширении их прерогатив и полномочий. Все это может служить основой для постоянных конфликтов межнационального и субнационального характера. Уровень и масштабы таких конфликтов будут расти с увеличением нехватки ресурсов.

Известно, что главной целью межтаджикских переговоров было достижение национального мира. В действительности межтаджикский конфликт являлся настолько многоликим, противоречивым и затяжным, что общество временами не только переставало обсуждать пути его преодоления, но и теряло надежду на достижение мира и национального согласия в стране. Порою казалось, что единственным способом консолидации общества является насилие. Однако постепенно оно убеждалось в том, что в межтаджикском конфликте любые разновидности насилия могут только осложнить противоречия, отодвинуть их разрешение. Это понимание пришло постепенно, и в ускорении достижений мирного процесса важнейшую роль сыграли межтаджикские переговоры, в ходе которых в результате длительных споров и дискуссий его участники убедились в том, что только путем переговорного процесса, достижения компромисса, отказа от насильственных методов можно найти ключ к преодолению межтаджикского конфликта. Ведь в братоубийственной гражданской войне не может быть победителей.

Как показал анализ межтаджикских переговоров, стороны в переговорах придерживались основных правил и такой линии поведения, которые противодействовали обострению конфликта:

— признание прав друг друга;

— выяснение, как противник воспринимает конфликт;

— демонстрация понимания точки зрения противника;

— формулирование предмета обсуждения;

— констатация общей точки зрения;

— выяснение вопроса: что разъединяет стороны — и, следовательно,.

— понимание содержания конфликта;

— нахождение общего решения.

В целом, в переговорном процессе, особенно на начальном его этапе, на наш взгляд, явно проявлялись следующие ошибки и промахи, приведшие к замедлению хода переговоров:

— стороны изображали собственный промах как ошибку противника;

— стороны частично скрывали свои интересы;

— стороны принимали боевую стойку или уходили в оборону;

— стороны часто припоминали старые обиды, акцентируя слабые места противника.

Исследование проблемы социально-политического конфликта в Таджикистане приводит к выводу о том, что политическая культура общества и зарождающееся национально-государственное самосознание характеризовались неудовлетворительно, и это обусловило последующие стремительные политическое процессы в обществе. Поэтому на арену борьбы вышла не общенациональная политическая сила, а различные религиозные политические силы. Эти силы выдвинули не общегосударственную, общенациональную идею, которая могла бы консолидировать и сплотить все общество для строительства нового национального государства, а идею о теократическом государстве. Эта идея разрушила тот хрупкий баланс традиций, который удерживал республику от раскола и сползания к национальному кризису.

Анализ литературы по данной проблеме дает основание утверждать, что основа социально-политического конфликта — это противоречия между интересами субъектов, поэтому лучший и наиболее результативный путь разрешения конфликта, на наш взгляд, это конструктивное решение вышеуказанных противоречий.

Международная и внутриполитическая практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев процесс разрешения конфликта нельзя трактовать как одностороннее навязывание воли более сильного партнера более слабому. Несомненно, официальная власть в 1994 г. имела достаточную силу и средства для полного разгрома оппозиции. Однако официальный Душанбе исходил из того факта, что, если решение навязано, оно долго не просуществует, конфликт в той или иной форме возобновится. Поэтому силовое, в том числе военное, решение конфликта является большей частью иллюзорным. Проигрыш влечет реваншистские настроения и стремление к возврату утраченных позиций.

Анализ межтаджикских переговоров убеждает, что всегда надо стремиться рассматривать противника, как и любого другого участника конфликта, как партнера, как соотечественника, а не как врага, подлежащего уничтожению. В этом случае стороны начинают понимать, что безопасность может быть полной только в том случае, если обеспечена безопасность противоборствующей «позиции».

Исследование социально-политического конфликта в Таджикистане дает возможность выработать механизм предупреждения и преодоления возможных конфликтов. Содержание этого механизма, на наш взгляд, составляют:

— раннее прогнозирование. Знание ситуации даёт возможность принять необходимые меры до того, как конфликт начинает вызревать;

— создание правовых, экономических, социальных, культурных предпосылок для смягчения напряженности и конституционного решения проблемы;

— налаживание диалога противостоящих сторон посредством переговорного процесса с участием нейтральной стороны;

— организация соответствующих государственных, общественных, научных институтов по предотвращению конфликтов;

— включение в учебные программы предмета «политология» и введение специального курса по конфликтологии и миротворческой деятельности во всех высших учебных заведениях;

— организация специальных семинаров и курсов по проблемам конфликтологии и миротворческой деятельности.

Современные кризисы и конфликты заставляют также ученых, экспертов по отдельным регионам и военных специалистов задуматься над вопросами о более эффективных практических мерах по их предотвращению и преодолению. В рамках Содружества Независимых Государств давно назрела необходимость обобщения достаточного опыта миротворчества, разработки законов, учитывающих этот опыт, уставов, методики, необходимых для обеспечения действия войск. На повестке дня стран СНГ должны стоять актуальные вопросы по совершенствованию подготовки воинских контингентов для операций по поддержанию мира, разработке надведомственных схем управления войсками, которые позволят при необходимости на равных принимать участие в руководстве миротворческими операциями.

Изменились роль и масштаб международных конфликтов, подталкивающих ООН к постепенному изменению правил и принципов международного вмешательства и разделению функций в урегулировании конфликтов с государствами и региональными организациями. Отсутствие четких критериев в определении миротворчества, а также целостного механизма выработки и принятия решений по урегулированию конфликтов оставляет за определенными странами возможность своевольной трактовки выполняемых ими миротворческих обязательств.

Таким образом, можно заключить, что учеными Запада и СНГ создана необходимая научно-фактологическая база для изучения феномена социальных конфликтов, включая их анализ в отдельно взятой стране, в том числе и в Таджикистане.

Можно с уверенностью утверждать, что наиболее перспективным путём предупреждения и решения конфликтов являются становление правового, гражданского общества, воспитание культуры общения, торжество закона.

На наш взгляд, реализация вышеуказанных сформулированных положений, выводов и рекомендаций будет способствовать процессу углубления стабилизации постконфликтной ситуации в Таджикистане.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Только закон может остановить беззаконие // Независимая газета. 1996. — 16 июня.
  2. Р.Г. Управление этнополитическими процессами (вопросы теории и практики). М., 2001. — 479 с.
  3. С. Президент Эмомали Шарипович Рахмонов. Вчера, сегодня и праздник Таджикистана. Худжанд, 1997. — 273 с.
  4. А. Империя кремля. Вильнюс, 1990. — 237 с.
  5. X. Формирование политической системы Таджикистана: правовые и политические аспекты. Душанбе, 1997.
  6. В. Компромисс новое слово эпохи? // Свободная мысль, — 1993.-№ 16.-С. 14−18.
  7. Р. Факторы национального единения и возрождения Таджикистана. Душанбе: Шарки озод, 1999. — С. 31.
  8. М. Введение в политическую науку. Управление конфликтом, 1996. -№ 6.-С. 152- 154.
  9. П. Современная социология. Ч. 2., Гл. 5. — 1996. — № 7. — С. 128- 134.
  10. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
  11. X. Массы и тоталитаризм. // Вопросы социологии. -1992.-Т. 1.-С. 24−28.
  12. Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. — 330 с.
  13. И.К., Расулов С. Политическое общение и лидерство (Опыт социально-политического анализа). Душанбе, 2010. — 45 с.
  14. Ахбори Мачлиси Олии Ч, умх, урии Тоцикистон. 2000. — № 11. -- 243 с.
  15. Ахбори Мацлиси Олии Ч, ум^урии Тоцикистон. 2000. — № 6. --105 с.
  16. . Прочность мира в Таджикистане историческая необходимость // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. -Душанбе, 2001.-С. 164- 167.
  17. С. Исламский фундаментализм: теория и практика // Таджикистан. 1991. — № 5. — 220 с.
  18. А.Т. Языки и нации. -М., 1971. С. 44 — 71.
  19. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 325 с.
  20. В. Элементы неопределенности в переходный период //Политические исследования. М., 1993. — С. 17−21.
  21. A.A. Суверенитет советского народа. М., 1969.
  22. Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта. (1993−1997 гг.): Автореф. дис. канд. полит, наук. Душанбе, 1999. — 23 с.
  23. Е.В. Россия и межтаджикское урегулирование // Россия в исторических судьбах таджикского народа. Душанбе, 1998. — С. 146 — 154.
  24. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1999. — 254 с.
  25. Ф.М. Внимание: конфликт. М., 1989.
  26. Бородай М. Ю, Пути становления национального единства // Наш современник. 1995. — № 1. — С. 14 — 20.
  27. С. Плюрализм и социальные конфликты. М., 1990.230с.
  28. П. Оппозиция современной социологии // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 36 — 50.
  29. П. Социология. Политика. М., 1999. — 333 с.
  30. В.И. Таджикская революция и гражданская война (1989— 1994 гг.). -М, 1995.-240 с.
  31. В.И., Милкульский Д. В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. М., 1996. — С. 96.
  32. М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990.
  33. Вестник Межпарламентской ассамблеи. СПб., 2000. — № 2.263с.
  34. Вестник Межпарламентской ассамблеи. СПб., 2000. — № 1.234с.
  35. Видович 3. Возвращение социализма? // Социологические исследования. 1996. — № 4. — С. 91 — 100.
  36. Видович 3. Общественные конфликты в контексте нового переходного периода. М., 1994.
  37. Е. Типология политических режимов. Таллин, 1991. — Т. 1. -С. 55 — 63.
  38. К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 1995. -400 с.
  39. Л .Я. Политическая психология. Ростов-н/Д., 1994.
  40. О. Ценностный конфликт в России //Сборник статей. Вып.2. М., 1994. — С. 28 — 32.
  41. Ю.В. Межтаджикский конфликт и его политический резонанс в мире. М., 1996.
  42. X., Сандерс X. Мирный процесс: концептуальные рамки // Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. М., 1997.-С. 67−72.
  43. .Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе, 1998. — 416 с.
  44. В.Ф. Наука логики // Гегель. Собр. соч. М., 1971. — С. 55.
  45. Э. Социология: учебник 90-х годов. Челябинск, 1990.277 с.
  46. А.В. Демократический консенсус в переходном обществе: опыты и проблемы //Социально-политический журнал. 1993. -№ 1−2.-С. 14−23.
  47. A.B. Манфред Хеггих и его теория политических процессов //ВВУ. Сер.1. 1996. — № 1. — С. 52 — 66.
  48. A.B. Политические конфликты: основание, типология, динамика: теоретико-методологический анализ. М., 2000. — 280с.
  49. A.B. Политическая конфликтология перед вызовами глобализации //Социологические исследования. 2005. — № 8. — С. 100 — 107.
  50. Р.Г. Суверенный Таджикистан на пути демократизации общества. Душанбе, 2001. — С. 75.
  51. A.B. Эволюция политической культуры как фактор модернизации современного российского государства. М., 1997. — 268 с.
  52. Госкомстат СССР. Народное хозяйство СССР за 70 лет. М., 1987. — 180 с.
  53. О.Н. Конфликтология. М., 1993. — 224 с.
  54. С.Ю. Правовое демократическое государство // Очерки истории. М., 1997. — 318 с.
  55. Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. — № 5. — С. 142 — 146.
  56. В.Н. Личность, общество, государство: Проблема развития гражданского общества. -М., 1992.
  57. В.Н. Распад социальной ткани тоталитарного общества // Свободная мысль. 1994. — № 2−3. — С. 102 — 113.
  58. М. Две тенденции социализма в национальных отношениях. Ташкент, 1975. — 151 с.
  59. С. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата, 1990.-209 с.
  60. Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994.-303 с.
  61. М. Д. О некоторых принципах философии национального мира // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе, 2001. — С. 64−75.
  62. И.М. Введение в общую теорию конфликтов. Ч. 1. -М.: РАН, 1993.-221 с.
  63. До ль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. — № 2. — С. 37 — 46.
  64. Дорога мира (Документы межтаджикских переговоров). -Душанбе, 1997.-205 с.
  65. Н.И. Международный конфликт. М., 1981. — С. 22.
  66. .М. Политическая наука. М., 1993. — С. 162.
  67. Единство и борьба противоположностей // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 183 — 184.
  68. А.К., Крайкемайер А. О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ (Документы светско-исламского диалога в Таджикистане). Душанбе: Шарки озод, 2003. — 230 с.
  69. А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга: Калужский институт социологии, 1993. — С. 188.
  70. Закон об амнистии участников политического и военного противостояния в Республике Таджикистан от 27 июня 1997. М., 1997. -35с.
  71. Ю.Г. Социальный конфликт: Политологический анализ. Ростов н/Д., 1992. — 120 с.
  72. Зарубежная политическая наука. М.: РАН, 1993. — С. 142.
  73. И.Д. Состоится ли таджикское урегулирование // Центральная Азия. 1997. — № 4., -С. 16 — 21.
  74. И. Д. Таджикистан как зеркало «исламской революции» // Proet Contra. 2000. — Т.5, № 3. — С. 48 -63.
  75. И. Д. Три конфликта: инерция распада постсоветского пространства. М., 1996. — С. 58.
  76. А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1996. — 209 с.
  77. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М., 1995. — 317 с.
  78. С.Н. Влияние пограничных конфликтов на государство и систему его безопасности // Автореф. дис. канд. полит, наук. Душанбе, 2003.-22 с.
  79. Г. Н. Конфликтология. Душанбе, 2005. — 204 с.
  80. ИБ МИД РТ. Душанбе, 1995. — № 8. — 102 с.
  81. ИБ МИД РТ. Душанбе, 1997. — № 9. — 175 с.
  82. ИБ МИД РТ. Душанбе, 1994. — № 3. — С. 62.
  83. А. Межтаджикский конфликт: общественное согласие исогласительные документы. //Центральная Азия и Казказ. 1998. № 2. — С. 45 -50.
  84. Информационный бюллетень. Санкт — Петербург. — 2000. — № 23. -335 с.
  85. Информационный листок Миссии Наблюдателей Организации Объединенных Наций в Таджикистане (ИЛ МНООНТ), который издавался на русском языке в Душанбе каждые 15 дней.
  86. К. Влияние афганского конфликта на национальную безопасность РТ. // Проблемы устойчивого демократического развития Таджикистана: Матер. IV междун. научно-практ. конф. Душанбе, 1998. — С. 96 — 97.
  87. Ислам: Энциклопедический словарь. -М.: Наука, 1991.
  88. Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе, 2001.-320 с.
  89. B.C. Политический конфликт и политические ценности: сравнительный анализ. М., 1994.
  90. П.Е. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире // Политические исследования. 1994. — № 6. — С. 6 -17.
  91. С. Табаддулоти Точикистон. Душанбе, 1995.340с.
  92. Я.И. Мудрость трех народов. Душанбе: Адиб, 1989. — 432 с.
  93. Комиссия по национальному примирению. Душанбе, 1998.16с.
  94. Конституция Великобритании. М., 1996.
  95. Конституция Германии. М., 1996.
  96. Конституция Республики Таджикистана. Душанбе, 2004. — 84 с.
  97. Конституция Соединенных Штатов Америки. М., 1996.
  98. Конституция Франции. М., 1996.
  99. Конфликты в условиях системных трансформаций в странах Восточной Европы. М., 1994. — 168 с.
  100. Конфликты и согласие в современной России. Душанбе, 1998.60 с.
  101. H.A. Конфликты постсоветского пространства: Политические реалии. М., 1995. — 48 с.
  102. Г. Этнополитология консенсуса-конфликта. Цивилизационные проблемы теории и практики. М., 1992. — 185 с.
  103. С. Таджикистан Россия: к новой эпохе сотрудничества // Дарё. — 1999. — № 10. — С. 17.
  104. Т.П. Ральф Дарендорф о классовом конфликте и конфликтной модели общества // Вестник Белгосуниверситета. 1993. — № 3. -С. 37−40-
  105. , Г. Таджикский узел // Советская Россия. 1993. — 29июля.
  106. В.И. Кризис назрел // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 34. -С. 272 — 283.
  107. В.И. О компромиссах // Ленин В. И. Полн. собр. соч. -Т.34. С. 133 — 139.
  108. А.У. У порогов татарских мечетей // Независимая газета. 1996. — 12 марта.
  109. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. — С. 419 — 459.
  110. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Т. 3.
  111. К. Объявление войны. К истории возникновения восточного вопроса // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 10. — С. 167.
  112. Материалы международной научно-практической конференции «Миротворческий процесс в Таджикистане: Консолидация и гарантирование миротворческого процесса». Душанбе, 1999. — 120 с.
  113. А.Н. Безопасность как феномен социальной системы. -Душанбе, 2007.-103 с.
  114. А.Н. Конфликтология в России и Центральной Азии // Введение в конфликтологию. Душанбе, 2006.
  115. А.Н. Межтаджикский конфликт и его особенности. -Куляб, 1997.-30 с.
  116. А.Н. Политическая оппозиция как субъект конфликта. Душанбе, 2007. — 37 с.
  117. А.Н. Политология. Душанбе: Ирфон, 2010. — 442 с.
  118. А.Н. Преподавание конфликтологии в ТГНУ и ее особенности// Вестник ТГНУ. 2008.
  119. А.Н. Социология конфликта. Куляб, 1995. — 30 с.
  120. А.Н. Таджикистан на пороге независимости. -Душанбе, 2000. 92 с.
  121. А.Н. Урегулирование нетрадиционного конфликта традиционными методами // Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. Вашингтон — Москва, 1997. — С. 57 — 65.
  122. Мохаммад Хатами. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: РОССПЭН, 2001.- 130 с.
  123. Национально-культурные потребности россиян // Аналитическая записка по материалам социологического исследования. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993. — 39 с.
  124. М.М. Политическое регулирование конфликтов. М., 1999.
  125. Л.А. Буржуазная «социология конфликта». М.: Политиздат, 1982. — 142 с.
  126. С.О. Роль посредничества в урегулировании межтаджикского конфликта (Опыт теоретического анализа). Душанбе: Авесто, 2006.-36 с.
  127. С.А. Книга о примирении- Душанбе: Нодир, 2001. 320 с. — На тадж. яз.
  128. Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Душанбе: Шарки озод, 1997. — 56 с.
  129. К. Диалог в действии: опыт Таджикистана // Рациональные и реалистичные пути реализации мер по созданию доверия. -Душанбе, 2008. С. 21 — 35.
  130. М. Межтаджикский конфликт: пути к миру. М., 1998.67 с.
  131. М. Проблемы методологии анализа и прогноза в изучении межтаджикского конфликта // Центральная Азия. 1997. — № 5 (11).
  132. С. Политический ислам и конфликт в Таджикистане. //Центральная Азия и Кавказ. 1999. — № 4. — С. 133−140.
  133. Основы конфликтологии. М.: Юность, 1997. — 200 с.
  134. В. Как произошел распад Коммунизма. // Иностранная психология. М., 1993. — Т.1. № 1. — С. 53−58.
  135. Политический словарь. В 2-х т. Т. — М., 1994. ч-11. — С. 224.
  136. Политический конфликт и общество (Опыт Таджикистана). -Душанбе, 2003.
  137. Постановление Маджлиси Оли РТ «О земельной реформе». -Душанбе, 1997.
  138. Протокол о гарантиях осуществления общего согласия об установлении мира и национального согласия в Таджикистане от 28 мая 1997 г. -Тегеран, 1997.
  139. Протокол об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному примирению от 23 декабря 1996 г. М., 1996.
  140. Пугачев В. П. Введение в политологию. М., 1995. — 352 с.
  141. А.Х. К вопросу об установлении мира и согласия в Таджикистане // Вестник ДДХБСТ. Худжанд, 2003. -С. 13 — 18.
  142. А.Х. КНП и её роль в реализации концепции примирения в Таджикистане // Паёми ДДХБСТ. 2002. — № 3 — 4. — С. 20 — 25.
  143. А.Х. Краткий словарь по политологии. Душанбе: Шарки озод, 1999. — 155 с.
  144. А.Х. Основные причины конфликта в Таджикистане // Паёми ДДХБСТ. 2002. — № 2. — С. 40 — 46.
  145. А.Х. Самая благородная наука. Худжанд, 1994. — 75 с.
  146. А.Х. Соотношение и перспективы развития политических сил в Таджикистане в условиях общенационального кризиса. -Худжанд, 1993. 60 с.
  147. А.Х. Этносоциальные отношения в Центральной Азии. -Худжанд, 2004. 237 с.
  148. Х.Р. Религии народов мира. В 2-х т. Худжанд, 2002. -1052 с.
  149. Х.Р. Изменение социальной структуры в условиях многообразия форм собственности. Душанбе: Ирфон, 1996. — 131 с.
  150. Х.Р. К вопросу о геополитических последствиях распада СССР для Средней Азии // Паёми ДДХБСТ. 2004. — № 1−2. — Юс.
  151. Х.Р. Некоторые теоретические вопросы идеологии и политики //Паёми ДДХБСТ. 2003. — № 1−2. — С. 3 — 10.
  152. Х.Р. Противоречия в сфере межнациональных отношений и пути их преодоления в условиях совершенствования социализма. Ленинабад, 1989. — 68 с.
  153. Х.Р., Пулатов А. Х. Актуальные проблемы современного общественного развития. Душанбе: Ирфон, 1997. — 122 с.
  154. А. Переход к демократии //Путь. 1993, № 3. — С. 344.
  155. А. Борьба, игры и дебаты. М., 1964.
  156. Р. Состояние борьбы с преступностью в сфере экономики в Республике Таджикистан //Труды Высшей школы. Вып. 1. -Душанбе: Высшая школа МВД, 1998. — С. 129 — 133.
  157. Э. 1100-летие образования государства Саманидов //Вестник Межпарламентской ассамблеи. СПб., 1999. — № 2. — С. 50 — 58.
  158. Э. Выступление на 10-й Сессии Маджлиси Оли Республики Таджикистан 12 ноября 1998г. // Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания. Т. 2. — Душанбе: Ирфон, 2001.-С. 456−464.
  159. Э.Ш. Главное верховенство закона. — Душанбе: Ирфон, 1999. — 96 с.
  160. Э. День мира и национального единства // Народная газета. 2001. — 5 июля.
  161. Э.Ш. Доклад на семнадцатой сессии Верховного Совета Республики Таджикистан 26 июня 1993 года. Душанбе: Ирфон, 1993. — 72 с.
  162. Э.Ш. Долгий путь к миру. Душанбе: Шарки озод, 1998.- 100 с.
  163. Э.Ш. Ман ба шумо сулх, меоварам. Душанбе: Авасто, 1998. — 80 с.
  164. Э.Ш. Молодежь будущее суверенного Таджикистана. — Душанбе: Ирфон, 1997. — 48 с.
  165. Э.Ш. Мы обязаны искоренить преступления. -Душанбе: Авасто, 1999. 245 с.
  166. Э.Ш. Наша цель единство, согласие, созидание. -Душанбе: Ирфон, 2000. — 160 с.
  167. Э. Обращение к таджикскому народу // Садои мардум. -1992.- 12 дек.
  168. Э.Ш. По пути единства и созидания. Душанбе: Ирфон, 1996.-312 с.
  169. Э.Ш. Республика Таджикистан на пороге XXI века. -Душанбе: Матбуот, 2000. 32 с.
  170. Э.Ш. Таджики в зеркале истории. Душанбе: Ирфон, 1997. — 136 с,
  171. Э. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От арийцев до Саманидов. Лондон, 2001. — 240 с.
  172. Э.Ш. Таджикистан на пороге будущего. Душанбе: Шарки озод, 1997. — 24 с.
  173. Э.Ш. Таджикистан на пороге будущего (Сборник выступлений Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова в СМИ России). -М., 1997. 32 с.
  174. Э.Ш. Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания. Т.1. — Душанбе: Ирфон, 2001. — 512 с.
  175. Э.Ш. Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания. Т. 2. — Душанбе: Ирфон, 2001. — 512 с.
  176. Э.Ш. Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания. Т. 3. — Душанбе: Ирфон, 2001. — 704 с.
  177. Э.Ш. Таджикистан: четыре года независимости и самопознания. Душанбе: Ирфон, 1995. — 208 с.
  178. Э. У мятежников большой войны не получилось // Известия. 1997. — 15 авг.
  179. Э. Экономические основы национального единения. -Душанбе: Шарки озод, 1998. 51 с.
  180. Э.Ш. Экономические реформы веление времени. -Душанбе: Ирфон, 1998. — 64 с.
  181. Э.Ш. Юбилей независимости и Второй Всемирный форум таджиков. Душанбе: Ирфон, 1993. — 40 с.
  182. М., Сондерс Г. Урегулирование конфликтов в разделённых обществах: уроки Таджикистана // Урегулирование конфликта и построение гражданского общества // Сборник. Вашингтон, — М., 1997. — С. 271 — 280.
  183. C.B. Социальная домината политического конфликта. //Политические конфликты: от насилия к согласию. М., 1996. — С. 48 — 61.
  184. В.О. Пик напряженности под знаком белого коня // Демократизация общественной жизни. 1990. — № 4. — С. 3.
  185. Т.С. Ислам и общество. М., 1978. — С. 31.
  186. Саидов 3. Внешняя политика Президента Рахмонова. Душанбе: Авесто, 2000.- 176 с.
  187. Саидов 3. Дорогой мира и согласия. Душанбе, 1997. — 85 с.
  188. Ш. Национальное примирение в Таджикистане и его современное значение. Душанбе: Ирфон, 2003. — 169 с.
  189. Ш. Национальное примирение в Таджикистане и его современное значение. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. -Душанбе, 2002. 23 с.
  190. Э. От конфликта к стабильности. // Независимая газета. -1997. 11 июля.
  191. A.M. Современная демократия: генезис, структура, культурные конфликты. М.: Наука, 1992. — 330 с.
  192. А.Н. Социальные конфликты в меняющемся обществе // Социальные исследования. 1992. — № 2. — С. 145 — 150.
  193. О.Ю. Политические конфликты и механизмы их разрешения: Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. -Душанбе, 2002. 27 с.
  194. Н. Социология. М., 1994. — 688 с.
  195. В.В. Политический конфликт: динамика, возможности контроля. М., 1994. — 38 с.
  196. Т. Революции и конфликты в жизни общества: модели развития революционных кризисов. Таллин, 1991. — 123 с.
  197. Социальное развитие и уровень жизни населения Республики Таджикистан. Душанбе, 1991.
  198. Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение) // Политические исследования. 1994. — № 4. — С. 87 — 96.
  199. Социальные конфликты в современном обществе. М.: Наука, 1993.- 160 с.
  200. Социологический словарь. Минск: Изд-во БГУ, 1991. — С. 528.
  201. В.И. Антагонизация российского общества // Россия накануне XXI века. М., 1999. — С. 24 — 28.
  202. Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М.: РАН, 1996.-288 с.
  203. Е.И. Социальные конфликты и политический режим // Политические конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1994, № 6. — С.5 — 21.
  204. Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996-
  205. Д.С. Пути развития Таджикистана. Душанбе, 1994.1. С. 39.
  206. Дж. Структура социологической теории. М.: Наука, 1985.-487 с.
  207. К.Н. Гуманитарная деятельность и урегулирование политических конфликтов: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. -Душанбе, 2004.
  208. А. Демократия в Америке. М., 1994. — 560 с.
  209. С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М., 1948. — С. 47.
  210. И. Моменты из созидательного мира. Душанбе: Ирфон, 1999. — 105 с.
  211. Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.: Наука, 1992. — 158 с.
  212. Г. Х. Таджикистан: трагедия и боль народа. СПб., 1993.- 120 с.
  213. P.M. Конфликтогенные факторы межнациональных и внутринациональных отношений в Таджикистане: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. политол. наук. Душанбе, 1999. — 24 с.
  214. П.З. Политические конфликты: сущность, пути и особенности их регулирования на Кавказе: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. политол. наук. М., 1996. — 20 с.
  215. М.У. Институт лидерства: теоретико-методологические аспекты // Известия АН РТ. Серия: философия и право. -Душанбе. 2009. — № 1.
  216. М.У. Конфликт и лидерство в современных условиях (на материалах Таджикистана). Душанбе, 2004. — 312 с.
  217. М.У. Конфликт как социально-политический феномен: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. Куляб, 1999.
  218. М.У. Политическое поведение и его особенности. -Душанбе, 2007. 139 с.
  219. М. Гражданская война в Таджикистане: истоки и перспективы. М., 1997.
  220. А.Н. Управление конфликтами. М.: Интерлигал, 1995. -60 с.
  221. С.И. Демократизация политических процессов в современном Таджикистане: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. полит, наук. Душанбе, 2001. — 42 с.
  222. С.И. Демократизация политических процессов в Таджикистане. Душанбе, 2000.
  223. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1989. — С. 240.
  224. Шеллинг. Стратегия конфликта. М., 1964.
  225. Э.Ван де Флирт. Мастенбрук. Переговоры //Социальный конфликт. 1996. — № 2. — С. 33 — 41.
  226. Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений. Душанбе: Ирфон, 2006.
  227. Элементы теории политики. Ростов н/Д., 1991. — 448 с.
  228. Юри У. Путь через «Нет». М., 1992. — С. 54.
  229. Юридический конфликт^нтроцедуры разрешения. М., 1995. -Т. 3. -С. 159.
  230. Boulding С. Kenneth К. Conflict and Derense. University Press of America, 1988. — p. 152.
  231. Coser L. Continuities in the staid of Social conflict. NY, 1967. — p.76.
  232. L. «The Functions of social conflict». 1958. p. 94.
  233. Dahrendorf R. Class and class conflict. Stanford University Press, 1959.-p. 180.
  234. Galting J. Violense and its Alternatives. St. Martin's Press, 1999.p. 35.
  235. Lederach J.P. The Little Book of Conflict Transformation. Good Books, 2003.-p. 123.
  236. Rapaport A. Game Theory as Theory of Conflict Resolution. -Kluwder Academic Publishers, 1974-
Заполнить форму текущей работой