Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философия Георга Гегеля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диалектический метод Гегеля рассматривает явления и процессы во всеобщей взаимности и развитии. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора. Родоначальниками диалектики считают Сократа и софистов. Затем диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности (учение Гераклита, Зенона, Канта о развитии). Гегель придал диалектике развитую и совершенную форму… Читать ещё >

Философия Георга Гегеля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831), профессор Берлинского университета, при жизни признанный великим философом, завершил развитие немецкого идеализма, разработал диалектический метод, оказавший огромное влияние на философию XIX—XX вв.

Объективный идеалист, Гегель рассматривал действительность во взаимосвязи и развитии, признавал источником этого развития абсолютную идею. Развертывание идеи и есть настоящая действительность. Природа и человек — результат ее активности. «Все действительное разумно — все разумное действительно» (Гегель).

В работе «Феноменология духа» Гегель представил картину развития сознания и сделал вывод, что индивидуальное сознание в своем развитии сокращенно проходит все этапы становления человеческой культуры (мораль, право).

Критикуя формальную логику, он утверждает, что причина развития находится в самом сознании, а не за его пределами, и этой причиной является борьба внутренних противоположностей.

Движение сознания — это восхождение от абстрактного к конкретному, при этом каждая ступень заключает в себе все предыдущие, воспроизводя их на новом уровне.

Гегель выделил три ступени развития индивидуального сознания.

Первая ступень — познавательная деятельность сознания, когда предмет познания противостоит человеческому «Я», как внешняя данность, и определяет содержание сознания через чувственное восприятие и формы рассудка.

Вторая ступень — самосознание, когда сознание является и предметом и действием и выступает как разум.

Третья ступень — становление человеческого духа до включенности его в «Абсолютную идею» и «Абсолютный дух». Вершина этого движения — способность человека и общества формировать понятия и категории как проявления «Абсолютной идеи», или субстанции — первоначала всего существующего.

В своем развертывании «Абсолютная идея» проходит этапы движения от абстрактного к конкретному. Первый этап — это период, когда она порождает и накапливает свое собственное богатство («Наука логики»). Через логику идея раскрывается в виде системы категорий, чистое мышление. Второй этап — «философия природы», где идея переходит в свою противоположность, в материальную природу. Здесь идея опредмечивает себя.

По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из нее вышел человек и человеческий дух.

Первой стадией развития человеческого духа является субъективный дух, проявляющийся на трех уровнях. Антропология (душа как чувственная субстанция), феноменология (превращение души в сознание по ступеням: сознание — самосознание — разум), психология (теоретическая и практическая способность духа).

Вторая стадия — объективный дух, который охватывает сферы социальной жизни и понимается как неиндивидуальная целостность, развернутая в праве, морали, государстве, религии.

Высшей формой самореализации «Абсолютной идеи» является «Абсолютный дух» — это духовная деятельность человечества на протяжении развития всемирной истории, это также «Абсолютная идея», скрыто работающая в постановке людьми своих целей, их делах, это внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний.

Вывод

Индивидуальное сознание (субъективный дух) на уровне феноменологии проходит ступени: сознание — самосознание — разум — включенность в «Абсолютный дух».

«Абсолютная идея», пройдя этапы логического развития идей и их реализации в предметном, чувственном мире (природа, человек и человечество), также достигает высшей ступени развития в «Абсолютном духе».

Значит, в «Абсолютном духе» осуществляется полное совпадение идеи мышления и бытия. «Абсолютной идеей», по Гегелю, является система самого Гегеля, а высшим этапом исторического развития — место и время, где творил Гегель, — Германия, время кайзера Вильгельма. Другие страны и народы уже сыграли свою роль в истории или вообще к ней не способны. Человеческое общество, по Гегелю, является высшей ступенью развития человеческого духа. Во всемирной истории дух реализует себя, и вся история выступает поэтому как необходимое и закономерное развитие сознания свободы.

Общественная жизнь зависит от развития нравственности, и даже государство Гегель понимал как действительность нравственной идеи. Разум, осуществляющий себя как волю, лежит в основе государства.

Диалектический метод Гегеля рассматривает явления и процессы во всеобщей взаимности и развитии. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора. Родоначальниками диалектики считают Сократа и софистов. Затем диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности (учение Гераклита, Зенона, Канта о развитии). Гегель придал диалектике развитую и совершенную форму, он характеризовал диалектику как душу истинного познания, как принципы, вносящие в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Гегель сформировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Диалектический метод Гегеля включает в себя такие принципы анализа действительности, как восхождение от абсолютного к конкретному, соответствие исторического и логического.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой