Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этническая идентичность и менталитет русских в условиях национальных регионов Сибири

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этническая идентификация русского населения происходила в достаточно длительное время — почти два столетия, — но в разных исторических условиях и формах. Если на первом этапе межэтническое взаимодействие русских и тувинцев выражалось, главным образом, в виде торговых сношений и сопутствующих хозяйственных и бытовых связей, то на втором этапе — крестьянской колонизации — межэтнические контакты… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МЕНТАЛИТЕТА
    • 1. 1. ПОНЯТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
    • 1. 2. МЕНТАЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
  • ГЛАВА II. ОБЩЕЕ И РЕГИОНАЛЬНО-ОСОБЕННОЕ В
  • НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ РУССКИХ ТУВЫ
    • 2. 1. РУССКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ, ЕГО ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ
    • 2. 2. МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РУССКИХ В ТУВЕ
    • 2. 3. ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА РУССКИХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В ТУВУ

Этническая идентичность и менталитет русских в условиях национальных регионов Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная Россия (Российская Федерация) — одно из наиболее крупных полиэтнических государств мира, — историческая преемница ' Российской многонациональной государственности, которая формировалась в течение многих веков как результат государствообразующей этнополитической деятельности русского народа. Научное исследование данной деятельности как выражения специфических социально-духовных качеств русских, которыми они обладают и успешно используют в межэтническом общении, имеет весьма актуальное значение.

Русский народ — самый крупный по величине (численности) в Российской Федерации. Значительное число русских живет практически во всех странах мира. Чрезвычайно большую, притом позитивную, культурно-цивилизаторскую роль сыграл русский народ в процессе освоения и преобразования новых земель, в частности Сибири с ее огромной территорией и множественным аборигенным населением. Расселяясь на новых землях, считая их собственностью Российского государства, русские переселенцы обретали здесь и новую родину. Живя в новых местах в течение длительного времени, русские поселенцы не только приживались, но и постепенно становились частью населения здешнего края. При этом они не утрачивали своей этногенетической и культурно-языковой общности с основным ядром русского народа, выступая его территориальными частями, которые неизбежно в течение ряда поколений приобретали здесь некоторые особенности образа жизни, быта, обычаев, традиций, даже менталитета.

Социально-философское исследование жизни и деятельности русских переселенцев на новых землях предполагает изучение их духовных качеств и свойств, как общностно-групповых, так и личностно-индивидуальных, в частности, этнической идентичности и менталитета.

Данные специфические состояния общественного сознания* выступают как. когнитивно-оценочный* механизм самоопределения индивида (и* групп) в социальном пространстве, во взаимодействии со многими другими этносами. Интенсификация научного изучения данных феноменов, их сущности и роли в социальной деятельности людейсоциальных групп и общностей, несомненноимеет большую значимость и важность.

В> настоящее время особую, актуальность, приобрели исследования проблем этнической идентичности различных народов современного мира, в частности русского, место и роль которого в мировом развитии всегда вызывала (вызывает и, сейчас) повышенныйинтерес в науке, политике, культуре. Исторический опыт свидетельствует о том, что-изучение вопросов этнической идентичности имеет особенно’большуюзначимость для развитиямногонациональных (полиэтнических) государств, В' частности, их национальных (кстати, тоже-многоэтнических) регионов: Именно это обстоятельство объясняет,-почему для исследования этнической идентичности русских в, условиях переселения автором выбрана Республика Тыва, являющаяся одним* из «субъектов Российской Федерации, где наряду с коренными жителями (тувинцами и другими этносами) проживает значительное число, русских.

Еще большее внимание западных и отечественных исследователей в конце XX — начале XXI вв. было посвящено изучению проблем менталитета (ментально сти). В настоящем диссертационном исследовании менталитет русских людей — переселенцев — рассмотрен в двух аспектах — теоретическом (для выяснения его сущностных особенностей) и аналитическом (для рассмотрения его роли и значения в процессе социальной трансформации и модернизации экономики республики, а также для характеристики особенностей самого менталитета в условиях переселения).

Степень научной* разработанности проблемы. Этническая идентичность и менталитет являются объектами изучения ряда гуманитарных и социальных наук. С этим связано большое’количество научной литературы, посвященной данным проблемам.

В первую очередь, это исследования, которые заложили основы научного понимания проблемы идентичности. В общетеоретическом плане важными источниками стали классические труды крупнейших западных исследователей, в частности 3. Фрейда (который впервые ввел это понятие), Э. Эриксона, Г. Тэджфелла, Дж. Мида, Ч. X. Кули, Дж. Де Вое, Л. РомануккиРосс и др. Ко второй группе трудов следует отнести работы отечественных (в том числе современных) авторов, в которых проблематика этнической идентичности обстоятельно раскрывается в рамках исторической и этнологической наук такими известными учеными, как В. В. Мавродин, П. И'. Кушнер, Д. С. Лихачев, Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. О. Бороноев, М. Н. Губогло, Н. Р. Маликова, В. К. Малькова, A.A. Сусоколов и др. Новые подходы в исследовании проблем этнической идентичности разработали в своих трудах по этнопсихологии Г. У. Солдатова, М. Н. Лебедева, B.C. Агеев, Л. И. Науменко, Т. Г. Стефаненко, В. В. Гриценко, В. Ю. Хотинец и др. Хотя эти авторы специально не разрабатывали саму проблему этнической идентичности, но ими было сделано теоретико-методологическое (главным образом социально-психологическое) обоснование исследования данной темы.

К третьей группе относятся работы, связанные с исследованием понятия и проблемы менталитета. Большая роль в ее исследовании принадлежит западным (в частности, французским) ученым. Признанным лидером в этой области является школа «Анналов», представители, которой заложили начало применению историко-культурологического методологического подхода в исследовании социально-психологической сферы в лице М. Блока, JL Февра и их учеников — Ф. Броделя, Ж. Jle Гофора, Ж. Дюби и> др. Отечественная наука здесь представлена исследованиями известных советских ученых — Г. Г. Дилигенского, Б. А. Грушина, А. К. Уледова, которые, хотя не пользовались понятием- «менталитет», разработали как его некоторый аналог понятие «массовое сознание».

Следует отметить, что в отечественной науке, где термин «менталитет» стал использоваться сравнительно недавно, попытки авторов определить содержание этого понятия сочетались со стремлением соотнести его с традиционными понятиями социальной философии и социальной психологии (А.Я. Гуревич, JI.H. Пушкарев, Б. С. Гершунский, И. Г. Дубов, В.Ф. Петренко).

Четвертую группу трудов составляют исследования, посвященные проблемам и особенностям русского национального самосознания. Относящиеся сюда работы разрабатывались русскими церковными мыслителями XVII—XVIII вв. — Илларионом, Нестором, Филофеемв XIX в. славянофилами — A.C. Хомяковым, И. В. Киреевским, К. С. Аксаковым, Ю. Ф. Самаринымзападниками — А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, В. Г. Белинским, Н. Ч. Чернышевским, H.A. Добролюбовым и др. Большой и оригинальный вклад в изучение русского национального характера внесли ученые и писатели России — Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков и др. Их идеи и труды продолжили выдающиеся философы послеоктябрьского русского зарубежья — H.A. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Н.О. ЛосскийВ.В.,.

Розанов, Г. П. Федотов. и др. Некоторые проблемыгенезиса русского национального самосознания поставлены и рассмотрены бурятскими учеными — В-И. Затеевым, В.И. АнтоновымА.Н. Иостниковым, Ю. А. Серебряковой.

Особую группу работ по теме диссертационного исследования представляют труды и публикации по проблемам" историивозникновения^ ш развития русско-тувинских связей. Наиболее систематически и подробно они излагались в фундаментальной? «Истории Тувы» (1-е и 2-е изд.): Что касается заселения, русскими Тувы и особенно исследования"их жизни и облика в условиях переселениято по этому вопросу в историографии внастоящее время имеется* небольшое число работ (в основном статьи). В большинстве же публикаций рассматриваются лишь отдельные аспекты проблемы* «Русские в Туве» — это, в частности, заселение: ее старообрядцамив XVIII—XIX вв., их последующая жизнь в крае, современные особенностибыта и т. д. (A.A. Стороженко, M.1I. Татаринцева, Н. ММоллерова). Русскийвопрос в условиях Республики Тыва в постсоветский период получил освещение главным образом в исторической и этнографической литературе, мониторингом и социологических проектов (31 В. Анайбан, Г. Ф. Балакина, JI.M. Дробижева, B.C. Донгак, Н. П. Москоленко и др.).

Что касается в целом проблемы «Русские в Туве», то, несмотря на актуальность, теоретическую и практическую значимость, она не нашла должного отражения в ранее проводившихся научных исследованиях, хотя потребность в ее разработке весьма актуальна. В частности, большое значение и интерес представляет изучение проблем межэтнического взаимодействия русского и тувинского населения, особенностей этнической (национальной) идентичности, менталитета и адаптации русских поселенцев в условиях новой природно-климатической и социальной иноэтнической среды.

Объектом исследования являются русские Тувы.

Предметом исследования являются этническая идентичность и менталитет русских Тувы.

Цель исследования — выявить сущность и специфику этнической идентичности и менталитета русских Тувы в обстановке межэтнического взаимодействия в иноэтнической среде.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию понятия «этническая идентичность»;

— выяснить место и роль понятия «менталитет» в социально-философских концепциях и его структуру и функции;

— рассмотреть особенности русского национального самосознания и выявить его особенности и черты- ;

— исследовать условия и факторы межэтнического взаимодействия и этническую идентичность русских в Туве;

— рассмотреть особенности менталитета русских Тувы в условиях иноэтнической среды.

Гипотеза исследования состоит в том, что этническая идентичность и менталитет дают возможность этносу ориентироваться в процессе жизнедеятельности в системе межэтнических отношений на всем протяжении исторического развития народа (нации).

Теоретические и методологические основы исследования. При решении задач диссертационного исследования использовались методологические принципы системности, структурно-функционального подхода, диалектические принципы всеобщей связи и развития, целостности, историзма. В диссертации широко использовались идеи и научные разработки крупнейших отечественных и зарубежных ученых и философов, социальных и этнопсихологов, этносоциологов и I этнополитологов, в которых анализировались важнейшие проблемы этнической идентичности и менталитета.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Для последовательного решения русского вопроса в условиях национальных республик Российской Федерации важное значение имеет исследование в социально-философском аспекте проблем этнической идентификация и ментальности русских поселенцев в условиях иноэтнической среды и межэтнического взаимодействия.

2. Одной из социально-духовных основ этнической идентичности является национальное самосознание. Русское национальное.

4 самосознание, проявляясь прежде всего на уровне мышления, формировалось также и на уровне подсознания, в памяти народа. В течение тысячи лет русская нация воспитывалась на традициях общинности, коллективизма, духовности и на православных нравственных ценностях.

3. Этническая идентичность проявляется в межэтнических взаимодействиях. Межэтнические взаимодействия выступают прежде всего, в виде разнообразных контактов этносов между собой как на личностном, так и на группово-общностном уровне. В содержательном плане межэтнические взаимодействия между русскими и тувинцами были неоднородными в разные исторические периоды.

4. Этническая идентичность — это устойчивая и значимая для большинства людей принадлежность к определенной этнической группе. Среди компонентов этнической идентичности на первом месте находятся язык, особенности национального характера, культура, обрядовые традиции и др. В новой природной и социальной иноэтнической среде в условиях переселения русские Тувы сохранили свою национальную идентичность, которая в то же время приобрела некоторые черты культурно-региональной сибирской идентичности.

5. Менталитет является достаточно устойчивой и стабильной частью-духовной культуры народа и изменяетсяочень медленно. Так, менталитет' русских Тувы сохранил черты сибирского менталитета. Значительное влияние на менталитет русских переселенцев также оказывали весьма своеобразные природно-географические условия, другая структурасоциально-культурных и межэтнических отношений республики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнено и расширено понятие этнической идентичности;

— осуществлен социально-философский анализ понятия «менталитет», выявлены его структура и функции;

— выяснены сущность и становление русского национального самосознанияего особенности и основные черты;

— исследованы изменения особенностей этнической идентичности русских в условиях межэтнического взаимодействия в Тувеисследованы особенности менталитета русских в условиях переселения в Туву.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы могут быть использованы органамигосударственного управления для более глубокого понимания этнических процессов в республике, в частности, места и роли духовно-психологических факторов в развитии межнациональных отношений и осуществлении национальной политики.

Кроме того, материалы и выводы исследования могут использоваться при написании учебных пособий, чтении лекций и спецкурсов по проблемам этнической идентичности и менталитета.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены автором на различных научных конференциях: II Международной научнопрактической конференции «Биоразнообразие и сохранение генофонда флоры, фауны и народонаселения Центрально-Азиатского региона» (Кызыл, 2007) — всероссийской научно-практической конференции «Реализация этнопедагогических идей в образовательном пространстве России» (Абакан, 2008) — ежегодной научно-практической конференции преподавателей ТывГУ (Кызыл, 2006) — научно-практических конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов ТывГУ (Кызыл, 2008)-1Х Всероссийской научно-практической конференции «Социальные процессы в современной Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2008). По теме исследования опубликовано 7 статей, в том числе две в реферируемом издании.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. В соответствии с содержанием и логикой изложения материала диссертации состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Российское государство изначально формировалось как многонациональное. В России при всех возникавших сложностях в межнациональных отношениях сохранились все этносы, жившие на ее территории с давних времен. Уникальность России в том, что при сохранении этнического разнообразия в ней существуют исторически сложившееся единство общих ценностей, культурно-этническое взаимодействие, религиозная терпимость, российская общность. В этом же заключается и специфика идентичности русских, углубление которой в современной сложной ситуации развития страны может стать важным фактором в происходящей модернизации российского общества.

Социально-философское исследование жизни и деятельности русских переселенцев на новых землях предполагает изучение их духовно-психологических качеств и свойств, как общностно-групповых, так и личностно-индивидуальных, в частности этнической идентичности и менталитета. Обращение к этим проблемам имеет социально-культурный смысл, поскольку позволяет отчетливо осознать сущность и своеобразие общества. Изучение этнической идентичности и менталитета представляется весьма перспективным направлением, способным содействовать решению современных проблем.

Поэтому изучение общего и особенного этнической идентичности и менталитета народов позволит глубже понять взаимоотношения между этносами, раскрыть характерные закономерности их социальной детерминированности и исторического прошлого.

Представления людей о себе определяют не только их мысли, но и поступки, поэтому без надежной информации об идентификационном пространстве невозможно аргументированное обоснование стратегии и политики социально-экономического и этнополитического развития нашего общества. В поле зрения нашего исследования находятся русские — самая крупная по численности и удельному весу этническая? группа, вь Туве. По итогам Всероссийской, переписи населения-2002 г., доля русских в составе населения Тувызанимает 20%, доля тувинцев — 77%. Республика Тыва является полиэтничной и характеризуетсяактивнымвзаимовлияниемразличных народов, религий, культур.

Русское население Республики Тываявляясь подразделением русского этноса страны с присущими ему культурными и языковыми особенностями, в то же время выступает однимиз основных элементов этносоциальной^ структуры регионаОдной из социально-психологических: основ этнической идентичности является национальное самосознание. Национальное самосознание представляет собой важнейший атрибут и ведущий признак, национальной общности. Как таковое оно складывается на базе объективных и социальногисторических условийв-процессе становлениянации как своего носителяВыражая целостный комплекс идейвзглядовмнений, оценок и других когнитивно-психологических феноменов, национальное самосознание русского народа в своем развитии прошло ряд этапов мощных подъемов, революциями.

Исследованияг теоретического анализа этническойидентичности и менталитета под углом зрения межэтнического взаимодействияПоказало, что, рассматривая сущность и значение межэтнического взаимодействиярусских поселенцев в Туве с местным (тувинским) населением, следует отметить, что основными формами контактов являются — ассимиляция, адаптация, интеграция. Что касается ассимиляции то в дореволюционном прошлом в Туве она фактически не имела места, а в советское время выражалось в виде русификации. Что касается адаптации к новым природным и социальным этот процесс у первых русских переселенцев протекал успешно и нормально. В советский период адаптация происходила, несомненно, лучше, поскольку новое поколение русских, прибывавших в Туву, поселялось в основном в обжитой, еще более благоприятной среде. Для них создавались социальные условия.

Интеграция по мере укрепления сначала хозяйственных, затем и культурно-бытовых связей с окружающим иноэтничным населением формировала предпосылки для процесса взаимного сближения русских и тувинцев. Значительную роль в этом процессе сыграли межнациональные браки.

Рассматривая особенности межэтнического взаимодействия русских и тувинцев в разрезе нескольких столетий, особенности идентификации и адаптации русских переселенцев в разные исторические периоды их поселения в Туву, можно выделить три этапа. Первый этап — с начала XIX в. по 1914 г., когда Тува (Урянхайский край) была составной частью Китайской империи, а русские представляли самую большую нацию Российской империивторой — 1921;1944 гг., когда существовала Тувинская Народная Республика как независимое государство, в котором русское население имело территориальную и государственную автономиютретий (с 1944 г. — по настоящее время), когда Тува вошла в состав СССР на правах автономной области (потом автономной республики) и когда русское население Тувы увеличилось в несколько десятков раз, стало вторым по численности в республике.

Этническая идентификация русского населения происходила в достаточно длительное время — почти два столетия, — но в разных исторических условиях и формах. Если на первом этапе межэтническое взаимодействие русских и тувинцев выражалось, главным образом, в виде торговых сношений и сопутствующих хозяйственных и бытовых связей, то на втором этапе — крестьянской колонизации — межэтнические контакты приобретают более широкий и разносторонний характер, выражаясь в различных формах материально-трудовой деятельности, в обмене духовным ценностями и опытом. Новым этапом межэтнического взаимодействия становится советский период, когда в Туве резко (в 3 раза) увеличилась численность русского населения, прибывавшего в республику двумя основными путями: — во-первых, в планово-организованном порядке и, во-вторых, добровольно, для постоянного жительства. В советский период социальной базой межэтнического взаимодействия русских в Туве выступали индустриализация и урбанизация, кооперирование аратов, культурная революция, новые формы общения, вытекавшие из социалистических условий жизни. При этом конкретные формы этнического взаимодействия русских и тувинцев в производственной и непроизводственной сферах — труде, быте, учебе, культуре — были весьма многообразны, начиная с совместной деятельности в трудовых и иных коллективах и кончая межэтническим общением в семье, областях досуга и отдыха.

Таким образом, переселившиеся и обустроившиеся в Туве на долгое жительство русские постепенно адаптировались к местным условиям, интегрировались в различные социальные структуры и формы жизни. Несмотря на политические и экономические различия указанных периодов, в целом они не встречали существенных преград и стеснений в своей жизни и деятельности в крае со стороны властей и окружения. По этой причине ' нет оснований считать, что русские, поселившись в Туве и вступив во взаимодействие с местным коренным населением, утратили свою русскую идентичность. Этническая идентичность русских в Туве испытывала влияние региональной (в данном случае сибирской), культурной, социальной и других идентичностей, которыми они тоже обладали. В данном случае, говоря об особенностях идентичности русских Тувы, необходимо отметить, что в ее многослойной структуре важное место занимают российская, сибирская, культурная ее модели, которые обеспечивают этнической идентичности русских Тувы емкость — глубину, богатство выражения, эффективность, динамизм.

Необходимо отметить, что важнейшая особенность идентичности русских в Туве далеко не сводится только к ее этнической стороне. Из сказанного можно сделать вывод, что идентичность русского населения республики — это, по существу, национальная идентичность, которая шире и по статусу выше) этнической, но при этом не противостоит ей, а, напротив, включает как свою составную часть, аспект. Поэтому вполне правомерно характеризовать идентичность русских Тувы как национально-этническую.

Автор отдельно рассмотрел вопрос о соотношении этнической идентичности русских в Туве и их сибирской идентичности. Исходя из многослойности, точнее, иерархичностиструктуры идентичности русских в условиях Тувы необходимо отметить, что их реальная идентичность не только русская, (в этническом плане), но и одновременно сибирская (в регионально-территориальном измерении). Характеризуя ее особенности, исследователи отмечали, что, во-первых, сибирская идентичность представляет собой составную часть общероссийской идентичности, во-вторых, она имеет ярко выраженный надэтнический характер и в этом-смысле занимает более высокое ранговое положение, чем идентичность этническаяв-третьих, сибирская идентичность, как и любая другая, имеет. оценочный характер (отсюда широко распространенное представление о сибиряках как людях особого склада и мужества), в-четвертых, сибирская идентичность характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью и в этом плане близка к этнической идентичности отдельных народов.

Диссертант считает, что этничность русских в условиях жизни в Туве представляет собой более сложное образование, чем просто этническая идентичность. Как говорилось выше, это идентичность комплексная, многослойная, представляющая собой единство общероссийской, национальной и этнической идентичностей.

В диссертации рассматриваются особенности и роль менталитета русского населения в процессе социальной трансформации и технологической модернизации экономики республики, а также изучен вопрос об особенностях и изменении самого менталитета.

Человеческое общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из многих элементов, связанных между собой. Как всякая система, общество содержит системообразующие факторы, которые, в свою очередь, представляют собой системное образование. Менталитет как раз и относится к одному из таких факторов и потому должен рассматриваться во взаимодействии с другими факторами. Так, в итоге анализа влияния на менталитет русских в Туве указанных факторов нами сделан вывод, что специфический менталитет русских, сложившийся у них на исторической родине, в условиях переселения в Туву сохранил свои основные черты и сущность. Вместе с тем в новой исторической обстановке он не остался абсолютно неизменным, а все время претерпевал определенные изменения, приобрел некоторые новые черты и особенности под влиянием целой совокупности факторов — географических, климатических, этнических, конфессиональных, психологических и др. Большой интерес представляет проблема иерархичности, многослойности структуры менталитета, в которой взаимодействуют такие его формы, как российский, сибирский, русский менталитет.

Российскому менталитету в присущи черты — такие, как общинность, соборность, государственность, патриотизм.

В диссертации, по существу впервые предпринята попытка рассмотреть в социально-философском аспекте особенности этнической (национальной) идентификации и менталитета русских поселенцев в Туве в* условиях межэтнического взаимодействия с аборигенным населением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы /В.С.Агеев. — М.: 1990.
  2. Г. М. К проблематике психологии социального познания Г.М. Андреева //Мир психологии. — 1999. — № 3.
  3. Г. В. Проблема сознания в российской психологии: Учебное пособие/Г.В.Акопов. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2004.- 232с
  4. А. С. Наука и идеология /A.C. Ахиезер //Общественныенауки. 1991. -№ 1. — С.34−37.
  5. A.M. Русская торговля в Урянхайской земле /A.M. Африканова. Из-во. ВСОИРГО. (Иркутск). 1890).Т.ХХ1. № 5.
  6. Ю.В. Русские в ближнем зарубежье //Социологические исследования. 2000. — № 1.
  7. Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие для вузов/ Ю. В. Арутюнян, Л. Н. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1998.- 271с.
  8. Г. Ф. Современная Тува: социо-культурные и этнические процессы /Г.Ю. Балакина, 3. В. Анайбан. Новосибирск.: Наука. СИФ РАН, 1995. — 140с.
  9. В.А. Русское национальное самосознание. Философски-исторический очерк. /В.А.Баринов. Омск, 2001.
  10. Н. А. Духи русской революции /H.A. Бердяев М., 1991. -278с.
  11. Н. А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности /H.A. Бердяев М.: Филос. о-во СССР, 1990. — 240с.
  12. H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XDC века и начала XX века- Судьба России.- М.: Сварог и к, 1997.- 541с.
  13. Ю. JI. «Анналы»: переломный' этап? /Ю.Л. Бессмертный. М.: Одиссей, 1991. — С.7−25.
  14. A.A. Психологическая антропология: история и теория/ A.A. Белик.-М., 1993.
  15. Ю. В. Очерки теории этноса /Ю.В. Бромлей. М.: Изв «Наука». 1983.
  16. А. О. Основы этнической психологии: учеб. пособие /А.О. Бороноев. СПб., 1993. ,
  17. А.О. Россия и русские: Характер народа и судьба страны / А. О. Бороноев, П. И. Смирнов. СПб.: Лениздат, 1992. — 144с.
  18. А. П. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл /А.П. Бутенко, Ю.В. Колесниченко// Социс. -1996. -№ 5.
  19. В. Г. Русский менталитет /В.Г. Белоусов //Вопросы философии. -1996. № 5.
  20. O.P. Город и народные традиции русских: По материалам центр р-на РСФСР /Отв.ред М.Г. Рабинович- АН- СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая.- М.: Наука., 1989. -254с.
  21. Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок /Л.С. Выготский А. Р, А. Р. Лурия М.: Педогогика-пресс, 1993. — 221с.
  22. .Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения /Б.Е. Винер // Этнографическое обозрение. -1998. -№ 4.
  23. .П. Русский национальный характер/Б.П. Вышеславцев // Вопросы философии. 1995. № 6. ^
  24. Ю.А. Русский культурный архетип. Страноведение России: учеб. пособие /Ю.А.Вьюнов. М.: Наука: Флинта, 2005. -479с.
  25. Г. Д. Ментальности народов мира текст. /Т.Д. Гачев, — М.: Экскимо: Алгоритм 2003. -538с.
  26. Гак В. Г. Новый французско-русский словарь /В.Г. Гак, К. А. Ганшина 5-е изд. испр. — М.: Русский язык, 2000. —1195с.
  27. М.М. О воззрениях русского народа/М.М. Громыко, A.B. Буганова. М., 2000.
  28. Грум — Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т.З. /Т.Е. Грум-Гржимайло. JT, 1936.
  29. Городское население Тувинской АССР. Опыт социалистического исследования. — Новосибирск- Наука, 1981. — 222с.
  30. А. В. Хозяйствование на земле — основа крестьянского мировосприятия //Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.) /1. A.B. Гордон.-М., 1996.
  31. Д. А. Проблема свободы в русской культуре /Д.А. Горяинов //Философские науки. -1997-.№ 3−4.
  32. Г. В. Изучение ментальности: взгляд из Германии //Споры о-главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» /Г.В. Гетц. М., 1993. — С.59.
  33. .С. Менталитет и образование. Учебное пособие для студентов /Б.С. Гершунский. М., Институт практической психологии. 1996.
  34. А.И. //Собрание сочинений. В 30 ти. т. Ред. коллегия:
  35. B.П.Волгин / глав.ред. и др. -М.:Изд-во Акад. наук СССР, 1961.
  36. JI. Н. Этногенез и биосфера земли /JI.H. Гумилев. М.: ТАНАИС, 1994.
  37. JI. Н. Древняя Русь и Великая степь /JI.H. Гумилев М.: Айрис-пресс, 2008. — 736с.
  38. А .Я. От истории ментальностей к историческому синтезу // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М.: Наука. 1993.
  39. М.Н. Идентификация- идентичности: этносоциологические очерки /М.Н.Губогло: -М., 2003.
  40. .А. Массовое сознание /Б.А.Грушин.- М., 1987*
  41. Н.Я. Россия- и Европа:. Взгляд на культурные и политические отношения славянского- мира к германо-романскому /Н:Я. Данилевский- выступ. Ст. С. Г. Киселева, М. А. Маслина: М-: Известия, 2003.- 608с.
  42. В.Г. Потенциал конфликтности в зоне российско-монгольской границе в Туве.//Международные процессы. ТЗ. № 1(7)-январь-апрель 2005. Электронный ресурс. /В :Г. Дацышен. — Режим доступа: ЬИр:// www. LntertrendsA seventhW 008. htm:
  43. Дацышен В-Г. Саянский узел: Усинско-Урянхайский край: и российско-тувинские отношения вЛ911−1921 гг/В.Г. Дацышен, Г. А. Ондар — Кызыл, 2003.
  44. А.Ф. Проблема личности в марксистко-ленинской теории нации и национальных отношений /А.Ф. Дашдамиров. Баку: Азернешр, 1984.
  45. JI. М. Социология межэтнических отношений /JI.M.1. Дробижева. М., 2003.
  46. JI. М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость. Россия реформирующая /JLM. Дробижева. М., 2002. — 214с.
  47. Достоевский- Ф. М. Полное собрание сочинений. В 30-ти т. Ред. коллегия: В. Г. Базанов. JL, «Наука», 1972.
  48. B.C. Этническая идентичность тувинцев. Дисс. кан.социол.н., Санкт-Петербург, 2003. У
  49. Де-вос (девос) Дж. Этнический плюрализм: Конфликт и адаптация // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Дж. Де-вос. -М., 2001.
  50. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: /Э. Дюркгейм. :Пер. с фр. Изд. подг. А.Б. Гофмант-М.: Наука 1991. 570с.
  51. В.А. Правовое положение русского населения в ТНР. // Учен.Зап. ТНИИЯЛИ /В.А. Дубровский. Кызыл, 1973. Вып.16. — 277с.
  52. В.И. Социально экономическая история Тувы XIX — начало XX вв /В.И.Дулов. — М., 1954. -370с.
  53. И.Г. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) /И.Г. Дубов. М., 1997.
  54. Диалог культур народов России, Сибири и стран Востока. — Иркутск, 1998.
  55. Г. Г. В поисках смысла и цели /Г.Г.Делигенский. — М., 1986.
  56. Н. Природа национальной психологии /Н.Джандильдин. — Алма-Ата.: Изд: «Казахстан" — 1971.
  57. И. А. Представление о счастье в российском менталитете / И. А. Джидарян СПб.: Алетейя, 2001.- 242с.
  58. Р. Россия и русские глазами американского' психоаналитика. В поисках национальной идентичности /Р.Дениэл. Научно-изд. центр. „Ладомир“. М., 2003. 288с.
  59. И.Э. Теоретические подходы к изучению этнической идентичности в отечественной науке /И.Э. Елаева //Этнологические исследования: Сб.ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2000.-Вып.1.
  60. В. Эти странные русские /В. Жельвис. М.: Эгмонт Россия Лтд, 2001.
  61. В.И. Этнонациональные отношения в постсоветской России: новые реалии, новые проблемы //Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1996.
  62. В.И. Национальные отношения при социализме /В.И.Затеев. -Улан-Удэ, 1975. — 184с.
  63. Е. Ю. Ментальное изменение истории: поиски метода/Е.Ю. Зубкова, А. И. Купрянова //Вопросы истории. — 1995. — № 7.
  64. Р.З. Национальный.менталитет в условиях трансформации современного российского общества. Дисс.к.ф.ш Уфа. 2004.
  65. И. А. О России /И.А. Ильин. М.: Студия „ТРИТЭ“. -„Рос. Архив“, 1991.
  66. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М, 1996. — С.29.
  67. Ионов И: Н. Российская цивилизация в IX — начало XX вв И. Н: Ионов: — М.: Просвещение, 1995.
  68. И.Н. Путь к очевидности /И. Ильин. Сборник Послесл. Российская ментальность (Материалы „круглого стола“) //Вопросы философии.-1994. -С. 25−53.
  69. История Тувы: В 3 т. /Под общ. ред. В. А. Ламина. — Новосибирск: Наука, 2007.
  70. История Тувы: В 2 т- 1−2 -е изд. /Под.ред С. И. Вайнштейна, М.Х.Маннай-оола.- Новосибирск.: Наука, 2001.
  71. , С.Ю. Патриотизм, национализм, глобализм: социокультурные, исторические и антропологические аспекты /С.Ю.Иванова. Ставрополь.: Изд СГУ, 2004.
  72. В.В. Феномен этничности: социально-философский анализ. Диссер.к.ф.н. Улан-Удэ, 2003.
  73. Идентичность: хрестоматия /сост. Л. Б. Шнейдер, гл.ред. Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та- Воронеж: МОДЭК, 2003. -268с.
  74. К. О. О русском национальном характере /К.О. Касьянова. -Екатеринбург: Изд. Деловая книга. 2003. — 500с.
  75. С. И. Империя и модернизация: Общая модель и российская» специфика /С.И. Каспэ. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001.
  76. А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика /А.Д.Карнышев — Улан-Удэ: Изд. БГУ, 1997.
  77. В. Русские в мире. Динамика численности и расселения (19 171 989). Формирование этнических и политических' границ русского народа., Изд Русско-Балтийский информационный центр «Блиц» С-Петербург. 1996.- 280с.
  78. Ю.В. Современная этнопсихология. Хрестоматия- /Ю.В. Колмаков. М., Харвест. 2003.
  79. В. И, Шелепова Г.В. «Национальный характер» и проблемы его исследования //Советская этнография. 1973, № 2.
  80. Кон.Ф. Экспедиция в Сойотию //За пятьдесят лет. Т.З. -М., 1934.
  81. В.П. Ментальность российской цивилизации: история и методология исследования/В.П.Кожевников. М., 1998.
  82. В. О. Сочинения: 9 т./ В. О. Ключевский Под ред. В. А. Янина. -М.: Мысль, 1987. Т.2.
  83. И. В. В ответ А. С. Хомякову /И.В. Киреевский // Русская идея. -М., Республика, 1992.
  84. A.K. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация //А.К.Кужугет. Кемерова: КемГУКИ, 2006.
  85. И.М. Исследование символов в контексте национального самосознания (к постановке проблемы национального самосознания в условиях изменяющегося общества) /И.М. Кузнецов. — М., 1994.
  86. Куда дрейфует Россия? (Социально-политическая ситуация: состояние и перспективы) //Социально-политический журнал. 1993 № 1.
  87. А.И. Мультикультурализм, нация, идентичность (региональная идентичность в системе национальной' идентичности) // Сибирь. Проблемы сибирской идентичности /под.ред А. О. Бороноева. — СПб.: Изд. Астерион, 2003.
  88. . Ч. Первичные группы //Американская социологическая мысль. М., 1996.
  89. Ч.К. Тува между прошлым и будущим. — М.: Издательство ООО НИПКЦ «Восход-А», 2008.
  90. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян /Н.И. Лапин // Социологические исследования. —1996. —№ 5.
  91. Н.О. Условия абсолютного добра /Н.О. Лосский. М.: Политиздат, 1991.-367с.
  92. Н. О. История русской философии /Л. Лосский Н. О. М.: Академический проект, 2007. — С. 117
  93. Леви- Брюль Л. Сверхъестественные в первобытном мышлении / Л. Леви Брюль. — М., 1994.
  94. A.A. Русские Притоболья и Забайкалья: Очерки материальной культуры, XVII нач. XX в./А.А. Лебедева. — М.: Наука. 1992.
  95. Н.М. Новая русская диаспора: социально-психологический анализ /Н.М.Лебедева. М., 1997.
  96. З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ)/З.И. Левин. М.: Институт востоковедения РАН- Изд. «Крафт», 2001.
  97. Г. Психология1 народов и- масс/Г.Лебон. — СПб.: Изд «Макет», 1995.
  98. В.А. Старожилы и- переселенцы. Русские, на Алтае XVIII — начало XX в / В. А. Липинская. М.: Наука 1996.100: Лихачев v Д. С. О’национальном характере русских / Д. С. Лихачев // Вопросы философии. 1990.
  99. М.К. Обзор истории русской колонизации / М. К. Любавский. М, 1996.
  100. Луговой' A.A. Особенности русского культурного архетипа // Социология и общество. Тезисы первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» /A.A. Луговой СПб, 2000.
  101. П. В. Разум и сердце. История и теория, менталитета /П.В. Марков. СПб. 1993.
  102. Ю4.Мавродин В. В. Формирование русской нации- /В.В.Мавродин. Л., 1947.
  103. Т.Д. Русская ментальность и ее отражение, в науках о человеке/Т.Д.Марциновская. -М.: Изд. «Блиц». 1994.
  104. Мостовая И.' В. Архетипы и ориентиры российской ментальности / И. В. Мостовая, А. П. Скорик // Полис. -1995. -№ 4 .
  105. H.H. Национальные проблемы в контексте общих законов развития /H.H. Моисеева // Коммунист. -1989. № 8.
  106. Н.М. История советско-тувинских отношений (1917−1944 гг.) /Н.М. Моллеров. М., 2005.
  107. Н.М. Истоки братства. Исторический очерк /Н.М. Моллеров. -Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1989 г. — С. 144.
  108. Н.П. Этнополитическая история Тувы в XX веке /Н.П. Москаленко. М., 2004.
  109. Ш. Мильдон В. И. Природа и культура (опыт философии безнадежности) / В. И. Мильдон // Вопросы философии. 1996. — № 12.
  110. Мид.Д. Г. От жеста к символу. //Американская социологическая мысль.- М., 1994.
  111. ПЗ.Мюллер В. К. Новый англо-русский словарь /В.К. Мюллер. — М.: Русский язык, 1999 .
  112. А.Б. Этническая идентичность калмыков. Дисс.канд. психол.н. М., 1997.
  113. Ментальность россиян. Специфика сознания больших групп населения России. -М.: Психологический институт РАН, 1997.
  114. Пб.Народы Западной и Средней Сибири: Культура и этнические процессы /Ш.К.Ахметова, О. М. Бронникова, М. А. Жигунова и др.- Новосибирск: Наука, 2002. 325с.
  115. Народы Сибири: Энциклопедия Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Рос. АН. Гл. ред В. А. Тишков. М.: Большая рос. энцикл., 1994. — 479с.
  116. Народы Западной и Средней Сибири: Культура и этнические процессы /Ш.К.Ахметова, О. М. Бронникова, М. А. Жигунова и др.- Новосибирск: Наука, 2002. 325с.
  117. Национальные отношения: словарь (Под ред В.Л.Калашникова).- М.: Изд. «Владос», 1997.
  118. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов /отв.ред. Л. М. Дробижева. М.: ИЭА РАН, 1994.
  119. И.О. Особенности становления русского национального самосознания (социально-философский анализ)/И.О.Надточий. Воронеж: Воронеж. государственный ун-т, 2003.
  120. Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII — нач. XX в.). Сб.ст. [ Ред. Кол.: Л. М. Русакова и др.] Новосибирск.: Наука. 1983.-178с.
  121. П.Е. Значение Урянхайской земли для Южной Сибири П.Е. Островских // ИРГО. 1899. Вып. З
  122. Р. Россия при старом режиме /Р. Пайпс. — М., 1993.
  123. A.B. Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю /А.В.Потанина. — М., 1985.
  124. A.C. «Вторая Европа» или- «Третий Рим» /А.С.Панарин // Вопросы философии. 1996. — № 10.
  125. В. Ф. Психосемантическое исследование политического менталитета (Россия: 1991−1993)В. Ф. Петренко, О- Митина // Общественные науки и современность. —1994. № 6:
  126. Е.В. Русское население в этносоциальной структуре республики Сибири /Е.В. Петрова Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2009.
  127. В. Ф. Психосемантика сознания /В.Ф. Петренко. М.: Изд. МГУ, 1988.-207с.
  128. Проблема менталитета в истории и культуре России. — Новосибирск.: Наука. 1999.
  129. С. М. Российское общество в условиях модернизации /С.М. Поздяева.-Уфа, 1998. .
  130. .В. Социальная психология и история /Б.В. Поршнев 2-е изд. -М.: Наука, 1979. -232с.
  131. А.Н. Социально-философские аспекты национальной политики управления национальными отношениями в РФ. Дисс. докт. наук. -Улан-Удэ БГУ-2000.
  132. Л. Н. Понятие «менталитет» в современной зарубежной историографии //Российская ментальность: методы и проблемы изучения / Л.Н. Пушкарев-М., 1999.
  133. C.B. Национальная идея как форма национального самосознания. /C.B. Путилов. Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2004.
  134. Ю.В. Психология национального характера: учебное пособие /Ю.ПЛлатонов. -М.: Академия, 2007. 233с.
  135. А. Сибирь и исследования ее /Вестник Европы. Кн.4. 1988.
  136. Русские в Бурятии: история и современность /Ответ. Ред. В. И. Затеев. — Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2002.
  137. Русские: семейный и общественный быт. — М-: Наука- 1989.
  138. Русский этнос в Сибири в XX веке. Новосибирск: Риц НГУ, 2004.
  139. Русская- идея: Сборник произведений русских мыслителей /Сост. Е. А. Васильев -М-: Айрис-Пресс, 2004.
  140. Русские /отв.ред. В. А. Александров, И. В. Власова, И. О. Полищук. — М.: Наука, 1999. 828с.
  141. Русские: история и этнография/под ред. И. В. Власовой, В. А. Тишков. — М.: ACT: Олимп, 2008. --752с.
  142. Русский вопрос: история и современность //Серия «культурное наследие народов Западной Сибири». — Омск, 2000.
  143. Русские в новом зарубежье: Итоги этносоциологиче: ского исследования в цифрах /отв.ред- С. С. Савоскул, М.: Инст. этнологии и антропологии, 1996.-200с.
  144. Русские в современном мире. /отв. ред В. А. Чишков, Е.А.Шервуд-- М-, Координационно-методический центр «народы и культура» 1998. 396с.
  145. М.Г. К вопросу об особенностях социальной структуры городского населения Западной Сибири в первой половине XIX в. // актуальные проблемы истории Сибири. Барнаул, 2000:
  146. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь, /ред.кол: Мчедлов М. П. и др. — М., Республика, 2001.- 544с.
  147. Российская ментальность (Материалы «круглого стола») //Вопросы философии. 1994, № 1.
  148. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики /Под.ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М.: Инт. психологии РАН, 1997. 336с.
  149. С.Е. Философия этноса /С.Е. Рыбаков. М., 2001.
  150. В. И. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? / В. И. Сагатовский. СПб., 1994.
  151. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности /Г.У. Солдатова. -М.: Смысл, 1999.
  152. Т. Г. Этнопсихология. Учебное пособие для студентов вузов /Т.Г. Стефаненко. М.: Аспект пресс, 2006 — 208с.
  153. Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона / С.-Петерб. гос. ун-т.- [под ред А.О. Бороноева] СПб.: Изд. Асторион, 2007. — 321с.
  154. П.И. Национальный характер и эволюция российского общества: механизм сопряжения //Социология и общество. СПб.: Изд. «Скифия», 2000.
  155. Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х /Отв.ред. Ю. А. Левада. -М.: Мировой океан, 1999.
  156. Социокультурные и культурологические аспекты развития Западной Сибири. Тюмень, 1999.
  157. И. Дух народа И. Солоневич // Наш современник. 1990. — № 15.
  158. Вл. С. Сочинения: В 2-х т.- М.: Мысль, 1988. С. 246.
  159. В.В. Межэтноконфессиональные отношения в Сибирском суперрегионе: социально-психологический анализ/В.В.Собольников. — Новосибирск, 2003.
  160. Сикевич 3. В. Русские: образ народа /3. В. Сикевич. СПб., 1996.
  161. З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учебное пособие /З.В. Сикевич. -М.: Механик, 1996. 208с.
  162. Славяне. Энтогенез и этническая история. -Л., 1989.
  163. Слово святого Феодосия на часах о терпении и любви // Златоструй. Древняя Русь X—XII вв.еков. М.: Молодая гвардия, 1990.
  164. A.B. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность /А.В.Сергеева. 4-е изд., испр. -М.: Флинта: Наука, 2006. — 320с.
  165. Ю.А. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры. — Улан-Удэ, 1996. — 185с.
  166. Стороженко- A.A. Старообрядчество Тувы во второй половине XIX —первой половине XX в: автореф. дисканд: ист. наук / A.A. Стороженко: —1. Кызыл, 2004. 25с.
  167. Старообрядчество Тувы: Учеб.-метод. пособие / Сост. З. Ю. Доржу, A.A. Стороженко. — Кызыл: РИО ТывГУ, 2004.
  168. Степанович-Захариевская Д. Актуальность исследования идентичности', в условиях общественной трансформации на Балканах // Социс, № 5. 2008.
  169. O.A. Десять мифов * крестьянского сознания: очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конца XIX — начале ХХв) по материалам среднего Поволжья. М.: РОССПЭН, 2008. — 677с.
  170. Татаринцева М. П: Старообрядцы в Туве историко-этнографический очерк / М. П. Татаринцева.- Новосибирск: Наука, 2006. — 216с.
  171. В. А. Диллема новой России как моноэтнического государства / В. А. Тишкова \ В сб.: «Права человека и межнациональные отношения». — М., 1994.-С.88.
  172. Л.И. Роль государственного бюджета СССР' в социалистических преобразованиях и дальнейшем развитии экономики и культуры Советской Тувы /Л.И. Тульчинский. — М., 1961.
  173. Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской" земле и ее насельниках, об Урянхае Тану-Туве, урянхайцах — тувинцах, о древностях Тувы. В 7 т. /составитель С. К. Шойгу. -М.: Слово/ Slovo, 2007.
  174. О.Г. К определению понятия менталитет //Российская ментальность: методы и проблемы изучения. — М., 1999.
  175. А.К. Духовное обновление общества. -М.: Мысль. 1990.
  176. Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм. — М.: Смысл. 1995.
  177. Фрейд 3. Введение в психоанализ/ З.Фрейд. М.: Смысл. 1991.
  178. Л. Бои за историю / Л. Февр. М., 1991. — С.107.
  179. Формирование этнополитической ситуации /З.В. Анайбан, М. Н. Губогло, М. С. Козлов. -М.: Наука, 1992.Т.2.
  180. К. Н. Испытания национального самосознания / К. Н. Хабибуллин., Н. Г. Скворцов. -М.: Наука. 1998.
  181. В. Ю. Этническое самосознание /В.Ю. Хотинец. СПб.: Изд-во Алетея, 2000.
  182. В. Русская идея на историческом перекрестке /В. Хорос // «Свободная мысль», 1992-№ 6.
  183. Д.Л. Этническая идентичность и этносоциальные процессы в Бурятии: история и современность. Текст. / Д. Л. Хилханов. Улан-Удэ: Изд. ВСГАКИ, 2005. -207с.
  184. Г. Л. Особенности формирования и функционирования менталитета русского народа. Диссе. к.ф.н. Пермь, 2005. 189. Чебоксаров Н. Н. Народы, расы и культуры Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. —М., 1986.
  185. Человек, политика, психология (материалы «круглого стола») Вопросы философии. 1995. № 4.
  186. Г. А. Современное цивилизационное мышление и российский менталитет Г.А. Чупина., Е. В. Суровцева // Социально-политический журнал. 1994. № 9−10.
  187. Г. Г. Психология социального бытия /Г.Г. Шпет. М., Воронеж, 1996.
  188. О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (историко-этнографические аспекты. XVII ХХвв.) / О. Н. Шелегина. — М.: Логос, 2001. -160с.
  189. А.В. «Свои», «чужие» и другие Текст.: монография / А. В. Шипилов. —М.: Прогресс-Традиция, 2008. -566с.
  190. Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. Общая ред. и предисл. Толстых А. В /Э. Эриксон. — М.: «Прогресс». 1996 г.
  191. Юнг К. Г. Психология бессознательного /К. Г. Юнг -М.: ACT: Канон +: Реабилитация, 2001. 400с.
  192. А. Русская идея и 2000 год /А. Янов. — Нью-Йорк, 1988.
  193. Taifel. H. Turner J.C. The social identity of intergroup behavior \ Psychology of interoroup relations, Chicago, 1986.
  194. De Vos G.L., Romanucci-Ross L. (Eds). Ethnic Identity. Chicago, 1982.
  195. Phinney J.S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of researchW Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108.
  196. Smolicz J.J. Tradition, core and values intercultural development: Plural societies \ Ethnic and Racies. 1988.
  197. Piaget J Genetic logic and sociology \ Piaget J. Sociological StudiesL. Smith (Eds). London: Routledge. 1995.
Заполнить форму текущей работой