Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Даосская концепция проявленного ДАО: Философско-методологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересно, что по словам Чжуан-цзы: «Восток и Запад друг другу противостоят, но не могут быть друг без друга». Основами для взаимосближения могут также стать: проблема человека (и в частности тема его самоотчуждения), развиваемая экзистенциализмом и персонализмом, поиски решения глобальных проблем современности, нравственная проблематика и тема целостного развития человеческого существа, а также… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Реальность проявленного Дао в даосизме
    • 1. Мир как проявленное Дао
    • 2. Единство пустоты и оформленности мира
  • Глава II. Устройство и путь проявленного Дао согласно даосской философии
    • 1. Мир как единый организм
    • 2. Проблема беспорядка в мироздании и человеческое Дао
    • 3. Путь мира и роль в нем человека

Даосская концепция проявленного ДАО: Философско-методологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Заметно усилившийся в недавнем прошлом на Западе (в Европе и США) и в России интерес к восточным учениям, в целом, и к даосизму, в частности, не ослабевает, а, пожалуй, продолжает расти. Показательно, что «Дао-дэ цзин» по количеству переводов на различные языки находиться на втором месте после Библии.

Появилось в огромном множестве клубы, специальные школы изучения восточной философии, цигуна, боевых искусств, являющихся одними из направлений даосской практики. Особо следует отметить пристальное внимание к даосизму среди отечественных философов и других представителей ученого мира: физиков, психологов, экономистов и медиков.

Интерес к даосизму усиливается в связи с необходимостью развития методологии философии и науки на основе новейших теорий и разработок в области физики и психологии, неукладывающихся в существующие концепции (о чем красноречиво свидетельствуют работы Ф. Капра «Дао физики» и С. Гро-фа)1.

Сейчас, когда перед человечеством остро встали проблемы глобальной экологии, важно обращение к наследию даосской философии, в котором подчеркивается взаимосвязь и взаимовлияние между человеком, другими живыми существами и миром в целом.

Современное российское общество переживает этап поиска новых мировоззренческих ориентиров, следствием этого является необходимость переоценки наследия европейской духовной традиции. Обращение к малоизученной еще восточной философии может оказать здесь неоценимую пользу. к.

1 Это подтверждают и материалы третьего российского философского конгресса [135, т. 1, с. 4, 58, 59,62, 86,88,127,128].

В свою очередь, даосское понимание мира представляет несомненный интерес для решения, по крайней мере, следующих проблем современной онтоI логии: природы мироздания, его единства, свободы, организации и системности, соотнесения небытия и бытия.

Даосизм (кит. дао цзя, дао цзяо) — это китайская духовная традиция, неотъемлемой и притом фундаментальной частью которой является философия [150, с. 219].

Основополагающие идеи даосской философии, как отмечает.

A.Е.Лукьянов, были изложены в период с VI по II вв. до н.э. в произведениях JIao-цзы, Ле-цзы, Чжуан-цзы, а также в сочинении «Хуайнань-цзы», написанном Лю Анем и другими авторами.

Как отмечают Вэнь Цзянь и О. Бойко, в настоящее время на территории Китая даосизм представлен двумя главными школами: школой Совершенной истины {Цюаньчжэнь) и школой Пути неба (Сянътянъдао) [29- 35]. 9 Степень научной разработанности проблемы. Исследование даосизма имеет давнюю историю. Одними из основоположников изучения философии даосизма в России являются В. П. Васильев, В. М. Алексеев, С. М. Георгиевский, Ю. К. Шуцкий. Заслугой Ю. К. Шуцкого является изучение «Книги перемен»;

B.П. Васильев много внимания уделил соотнесению культуры и философии Китая. К наследию даосской философии обращались в своем творчестве отечественные поэты и писатели: Л. Н. Толстой, А. А. Блок.

В истории отечественного востоковедения нужно особо выделить проблемы перевода даосских текстов и понимания основных терминов. Так, благодаря Д. П. Конисси, был впервые переведен на русский язык «Дао-дэ цзин». А заслугой Ян Хин-шуна было создание первого научного перевода этого произ-* ведения. Следует подчеркнуть, что данный перевод, несмотря на наличие сейчас огромного количества трактовок «Дао-дэ цзина», продолжает оставаться классическим. К настоящему моменту накоплен большой источниковедческий материал. Переведены все основные даосские произведения.

Различные аспекты философии даосизма получили свое освещение в трудах современных ученых-синологов: Н. В. Абаева, JI.C. Васильева, Б.Б. Ви-^ ногродского, Е. Вонг, Вэнь Цзяня, В. Е. Еремеева, Н. И. Конрада, И. С. Лисевича,.

А.Е. Лукьянова, В. В. Малявина, А. А. Маслова, Л. Е. Померанцевой, Е. Б. Поршневой, Э. Русселя, Э. С. Стуловой, Е. А. Торчинова, С. В. Филонова и др. В их работах особое внимание уделяется общим проблемам происхождения и развития китайской религии и религиозной философии, намечены перспективные пути философского познания философии даосизма.

Исследованию философии даосской алхимии, боевых искусств и медитации посвящены работы Н. В. Абаева, М. Богачихина, Б. Б. Виногродского, И. В. Горбунова, Э. С. Стуловой, Е. А. Торчинова. Интерес представляют и работы современных практиков даосских боевых искусств: Вон Кью-Кита, Ч. Ман-* тек, Д.Эллибрант. В свою очередь, особенности медитации изучаются Бхагаваном Шри Раджнешем.

Центральные понятия даосской концепции мира анализируются в исследованиях Т. П. Григорьевой, Ю. Канчукова, А. Е. Лукьянова, В. В. Малявина, Л. Е. Померанцевой, Е. А. Торчинова и Ян Хин-шуна.

Отдельные аспекты специфики даосской концепции мира выделяются в работах Ж. Ш. Болен, А. А. Крушинского, Дж. Нидхема, АВ.Уотса.

Сравнительный анализ даосской (восточной), а также российской и западной философских традиций получил свое освещение в трудах И.Ю.Бонда-ренко, Л. С. Васильева, Г. В. Гегеля, Т. П. Григорьевой, Н. И. Конрада, М.Я. Кор-неева, Н. О. Лосского, А. Е. Лукьянова, А. Меня, Дж. Нидхема, Ю. М. Сердюкова, % Е. А. Торчинова, О. О. Розенберга, М. Соловьевой, А. В. Уотса и К. Г. Юнга.

Соотнесению методологии современной глубинной психологии и даосской философии, а также поиску путей их взаимодействия и синтеза посвящены работы Ж. Ш. Болен, С. Грофа, Эль Тат и К. Г. Юнга.

Теме анализа восточной философии и последних научных теорий в области физики посвящена исследовательская работа Ф. Капра.

Поиску путей синтеза синергетики и восточных учений посвящены труды Т. П. Григорьевой. В свою очередь, И. А. Александров выступает за привлечение даосизма к теории познания целостных объектов, так как ценной стороной даосского мировосприятия является многомерность познания, которое опирается на единство различных противоположностей.

В целом можно сказать, что благодаря деятельности вышеупомянутых исследователей (в особенности, Б. Б. Виногродского, А.Е.Лукьяно-ва, В. В. Малявина и Е. А. Торчинова, в трудах которых содержится глубокий анализ методологии познания даосской философии, а также выделены основные стадии формирования и развития даосской философии) изучение даосизма было поднято на новый качественный уровень. Их идеи позволили по-иному взглянуть на даосское миропонимание, увидеть в нем важнейшую составляющую онтологии, трактовать сущность и специфику даосизма, как религиозно-философского феномена.

Даосизм вызывает определенный интерес и в современном Китае, хотя он и не занимает господствующего места, которое принадлежит конфуцианству.

В то же время в нашей литературе слабоизученными остаются такие важнейшие проблемы даосской онтологии, как: определение терминов «естественное Дао», «проявленное Дао», «у», «ю», щзы жань", «синь», их соотнесение, а также сущность и специфика даосского понимания проявленного мира.

Недостаточно разработана и проблема путей возможного синтеза даосской (восточной), а также российской и западной философских традиций.

Все это актуализирует необходимость дальнейшего изучения даосской философии, особенно ее онтологической составляющей, а также определяет формулирование и разработку предложенной темы диссертационной работы.

Объектом исследования является философия даосизма. * В качестве предмета исследования выступают сущность и особенности даосской концепции проявленного мира.

Цель диссертационного исследования заключается в концептуальном представлении даосского понимания мироздания, как проявленного Дао.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

• определить специфику трактовки мира как проявленного Дао и его соотнесение с постоянным Дао в философии даосизма;

• рассмотреть особенности даосского видения мироздания как единства пустоты и оформленности;

• выявить специфику даосского понимания проявленного мира как еди-V ного организма;

• проанализировать проблему беспорядка в устройстве мироздания и ее обусловленность человеческим Дао согласно даосской философии;

• изучить постановку проблемы пути проявленного Дао и роли в нем человека в миропонимании даосизма;

• систематизировать актуальные положения даосской концепции проявленного мира;

• проанализировать основания для возможного синтеза даосской (восточной) и западной, русской философских традиций.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Главными методами диссертационной работы являются диалектический, структурно-функциональный, герменевтический, а также исторический и логический. В границах применения этих методов особое внимание уделяется взаимодействию и таких методов, как: анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному.

Даосизм рассматривается как целостное учение в единстве всех его этапов становления и основных направлений развития1.

Теоретической основой исследования выступают работы современных философов, специализирующихся по восточной философии: Вон Кью Кита, А. Е. Лукьянова, В. В. Малявина, Е. А. Торчинова, JI.E. Померанцевой, П. Д. Успенского.

При рассмотрении отдельных аспектов темы были использованы произведения и таких современных исследователей, как: П. В. Алексеев, Ж. Ш. Болен,.

1 В связи с этой проблемой исследования даосизма Т. П. Григорьева пишет на примере буддизма: «Нередко возникают споры о том, можно ли говорить о буддизме в целом, поддается ли буддизм систематизации. Но, может быть, различие в подходах обусловлено разными типами сознания: одни склонны дифференцировать, другие интегрировать. Это разные уровни осмысления. Как говорили сунские философы, в каждой вещи есть две природы: единая, неявленная (тяньдичжисин) и единичная, явленная (цичжичжисин). Соответственно можно говорить и о буддизме как о целостной системе — на уровне единого и о его различных школах — на уровне единичного. Одно другому не противоречит» [49, с. 175].

Также необходимо подчеркнуть, что даосское учение представляет собой яркий пример философии, в основе которой лежит традиция. Но это не является показателем её догматичности. Данная черта демонстрирует особое мировосприятие, органично свойственное представителям китайской (восточной) культуры. И здесь философия тесно взаимосвязана с культурой и особенностями менталитета. Все это позволяет глубже понять философию даосизма и преодолеть устоявшееся мнение, согласно которому философия существовала на Востоке (в Индии и Китае) только на древних этапах её истории.

Б.С. Галимов, С. П. Капица, А. Ф. Кудряшев, М. С. Кунафин, Н. О. Лосский, А. В. Лукьянов, Д. А. Нуриев, Р. Ю. Рахматуллин, А. И. Селиванов, С. Н. Семенов, А. У. Уотс, В. Н. Финогентов, B.C. Хазиев, К. Г. Юнг, а также рабрты других авторов.

Источниками исследования концепции проявленного Дао явились ком* ментированные переводы следующих даосских произведений: «Дао-дэ цзин», «Ле-цзы», «Чжуан-цзы», «Хуайнань-цзы"1, «Гуань Инь-цзы», И-Цзин (Книга Перемен) и комментарии к ней (Си цы чжуань, а также Шо гуа чжуань («Комментарий к толкованиям триграмм»)), Гэ Хун «Баопу-цзы», Ван Чунъян «Книга чистоты и покоя» (Цин цзин цзин), «Тайна Золотого Цветка» (классический трактат по внутренней алхимии), «Тайны культивирования основных элементов природы и Вечной Жизни» Чжио Би Цяня, Чжоу Дуньи «Тай цзи ту шо», произведение Сунь Лутана «Кулак восьми триграмм» (трактат по философии даосского боевого искусства Ба-гуа), биография современного даоса Ван ЛипиА на, а также «Канон Желтого императора о внутреннем» (философско-медицинский трактат). Переводы этих произведений выполнены Р. Вильгельмом, В. Е. Еремеевым, Ян Хин Шуном, Н. В. Абаевым, А. Е. Лукьяновым, В. В. Малявиным, Е. А. Торчиновым, Л. Е. Померанцевой, Л. Позднеевой, Лю Гуань Юэм, С. Кучера, О. Бойко, Ю. Канчуковым и Б. Б. Виногродским.

1 Книга «Хуайнань-цзы» переводиться как «Философ из Хуайнани», она написана во П в. до н.э. Лю Анем и др. авторами. [133, с. 5,13−15].

В книге Чэнь Кайго и Чжэнь Шуньчао «Восхождение к Дао. Жизнь даосского учителя Ван Липина», представляющей собой биографию современного даосского учителя Ван Липина, среди главных даосских произведений упоминаются «Дао-дэ цзин», «Чжуан-цзы», а также «Книга Перемен», «Внутренняя Книга Желтого императора» («Хуан-ди Нэй-цзин») и «Книга Чистоты и Покоя» (Цин цзин цзин) [192, глава IV].

На защиту выносятся следующие положения, которые составляют научную новизну исследования:

• в работе проанализирована единая концепция проявленного Дао с учетом главных составляющих даосской философии;

• обосновывается, что суть даосского учения о проявленном Дао составляют признание сосуществования проявленного мира и породившей его абсолютной сущности, пронизывающей всю вселеннуюпонимание Дао как пути мироздания, а мира как живого существа, являющегося одновременно проявленным и непроявленным;

• выяснено, что проявленный мир в даосской философии имеет двойную природу, в которой пустота и оформленность составляют единую реальностьпустота, представляющая собой «полноту свойств», обладая своим местом и своей функцией в мироздании, является притом самым важным аспектом проявленного мира;

• доказывается, что в философии даосизма существует идея смысла и значения появления мира;

• утверждается, что мироздание, как живой организм всех сущностей, рассматривается в даосской концепции проявленного мира в следующих основных аспектах: взаимодействия как соучастия всего в этом мире, обладание каждой вещью в мироздании своей функцией и предназначением;

• устанавливается, что в даосской философии проблема беспорядка в устройстве мироздания трактуется зависящей прежде всего от человека;

• выявлено, что в даосской концепции проявленного Дао определяются два основных пути установления человеком гармонии, а тем самым и преодоления беспорядка: путь мудрого правителя и путь «скрывающегося мудрого, некоронованного царя»;

• проявленности мироздания, существование смысла возникновения вселенной, положение о саморазвитии всех сущностей, обладание каждым существом уникальной самостью и собственной логикой развития, понимание сна как особого измерения живых существ, воззрение о недопустимости нарушения естественной жизни других существ, теория подобия единичного целому, а также подобия всех существ, понимание мироздания как семьи, развитие мира как глобальная коэволюция, учение о пустоте;

• проанализированы пути возможного синтеза даосской (восточной) и западной, русской философских традиций: заимствование даосских обозначений, изучение тем, затрагиваемых в философии даосизма, практика даосских путей познания мира.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения как восточной философии вообще, так и китайской, в частности, в соотнесении западной, российской и восточной онтологических традиций. Практическое значение диссертации состоит в том, что ее положения и выводы могут быть применены в процессе преподавания по таким разделам философии, как онтология и теория познания, философская антропология, философия науки, история философии, а также при разработке и чтении спецкурсов по восточной философии.

Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертационного исследования обсуждались на научной конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» (Уфа, 2000), на Российской научно-практической конференции «Религия в изменяющейся России» (Пермь, 2002), в сборнике научных работ «От древности к Новому времени» (Уфа, 2002), на ежегодной научной сессии кафедры новой и новейшей истории БашГУ «Партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока» (Уфа, 2003), в сборнике «От древности к Новому времени» (Уфа, 2003), на конференции, посвященной «Дню петербургской философии» (Санкт-Петербург, 2002), на конференции «Проблемы глобальной экологии» (Уфа, 2003), на методологическом семинаре «Проблема обоснования знания» (Уфа, 2003), действующего в рамках секции «Онтология», были использованы на семинарских занятиях по философии и концепциям современного естествознания. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и методологии науки Башкирского государственного университета. Основные результаты исследования отражены в семи публикациях автора общим объемом 1,9 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов и приложения, в котором приведён список основных даосских обозначений концепции проявленного Дао. А также заключения и списка литературы, включающего 216 наименований. Общий объем диссертации — 132 страницы.

Заключение

.

Конкретное рассмотрение даосской концепции проявленного мира позволяет сделать ряд обобщающих выводов:

• проявленное Дао определяется в даосизме как естественное развертывание постоянного, безымянного Дао, его осуществление происходит в силу логики вечного совершенствования естественного Дао и составляющих его сущностей;

• проявленный мир существует в двояком взаимодействии с постоянным Дао: как направляемый последним, так и сосуществующий с безымянным Дао в мироздании;

• такое взаимодействие проявленного Дао и изначального Дао обуславливает развертывание в проявленном мире взаимосвязи пустоты и оформленно-сти;

• неравнозначное пребывание пустоты и оформленности в проявленном мире, соподчинение между ними в пользу пустоты способствовали развитию особенностей даосского осмысления устройства и пути проявленного Дао;

• существует неразрывная связь между всеми существами-вещами в проявленном мире, что обусловлено развертыванием проявленного мира как единого живого организма с его естественностью, гармонией и взаимодополнительностью;

• но первоначальная гармония такого пребывания проявленного мира постоянно нарушается неразумной деятельностью человека, развертыванием человеческого Дао;

• поэтому нужно видеть разницу между существованием проявленного мира в самом себе и существованием проявленного мира в человеческой деятельности;

• сущность и специфика даосского понимания непроявленного мира определяет тем самым как путь мира в самом себе, так и становление, и развитие деятельности мудреца в нем;

• основные направления такой деятельности, согласно даосской онтологии, приводят и приведут к восстановлению нарушенной гармонии, а тем самым и к целостному взаимодействию проявленного Дао и постоянного Дао.

Исходя из этих выводов, можно сказать, что даосская философия представляет несомненный интерес для решения, по крайней мере, следующих проблем современной онтологии: проблемы возникновения мироздания, соотношения небытия и бытия, свободы и необходимости, природы вселенной, причинности, единства, становления, организации и системности мира, темы места человека и других сущностей в структуре мироздания. Но взаимосближение западной, российской и восточной онтологических традиций затруднено тем, что их представители рассматривают мир в различных плоскостях. В частности, одной из существующих проблем взаимодействия восточной традиции с русской являются различия подходов по проблеме понимания божественного начала, а именно, соотнесение его личных и безличных аспектов, особенности понимания характера взаимоотношений божественного начала и человека, концепция появления мира и решение вопроса о свободе человека. С точки зрения автора, весьма ценным мог бы стать синтез идей христианства, даосизма и буддизма.

В свою очередь, обращение к даосской философии обусловлено и необходимостью синтеза научных, религиозных и философских подходов для создания единой картины миры. Данная тема получила своё рассмотрение в работах Е. П. Блаватской и Р. Ю. Рахматуллина [18- 27, с. 57, 58].

Возможность взаимодействия и синтеза даосской учения и русской религиозной философии демонстрирует личность Л. Н. Толстого, по просьбе которого Д. П. Конисси впервые перевел на русский язык «Дао-дэ цзин». Л. Н. Толстой с особой любовью относился к индийской и китайской философии. Иногда его называют русским даосом. Но интересно и то, что современные представители суфизма называют Л. Н. Толстого «великим суфи» [156, с. 5]!

Проведённые в работе параллели между положениями даосской концепции проявленного Дао и воззрениями русской религиозной философии позволяют сделать вывод, что их взаимосближение возможно.

Несмотря на критику восточной философии, она имеет много общего в своих положениях и в самой направленности учения с традициями русского философствования.

Цель исследования даосской философии следует видеть не в том, чтобы стать адептом этого учения, а в необходимости творческого переосмысления его, в восприятии ценных, актуальных и наиболее близких нам положений и подходов на основании объединяющих нас особенностей мировоззрения. Важной целью изучения философии даосизма является и переосмысление тем и проблем, поднимаемых в ней, а также путей их решения. В связи с этим, знаменательно, что представители современного даосизма (который традиционно развивался в рамках закрытых школ ставят своей задачей популяризацию своего учения и его трансформацию в соответствии с существующими реалиями жизни [192].

С точки зрения автора, взаимодействие даосской (восточной) и русской (религиозной) философии возможно на основе следующих объединяющих особенностей учений. Во-первых, исходя из «органичности» их миропонимания, используя определение Н. О. Лосского. Во-вторых, для этих двух типов миропонимания характерна особая значимость нравственной проблематики. На что указывают, например, даосские положения о сердце (синь), добродетели (дэ), естественности (цзы жань), выдвижение на первый план целей достижения внутренней свободы, гармонии и целостности, отрицательное отношение к морал и как системе норм и постановлений, понимание обусловливания характера нашего видения мира уровнем нравственного развития, негативное восприятие законов, а также особое внимание к теме справедливости в государственном устройстве. В свою очередь, русской философии особо присущи такие понятия как «правда», «совесть», «свобода», «смысл жизни», «справедливость», проблематика Добра и Зла, тема источника возникновения последнего. Для обеих философских традиций свойственно ото движение, по словам В. В. Зеньковского, «теории познания на второстепенное место». Для даосизма, как и для русской религиозной философии характерно и преобладание сверхрационального над рациональным [50, § 3, с. 10]. Например, Н. О. Лосский считал, что высшей формой познания мира является мистическая интуиция: «В мистической интуиции, в её чистом виде открывается Бог в его аспекте несказанности, «без модусов» (т.е. без образов и без каких бы то ни было определенностей) [105, с. 263].

Все эти общие моменты могут представлять основу для взаимопроникновения между русской и даосской (восточной) философскими традициями, которые носят в большей степени религиозный характер. Но, первоначально, необходимо преодолеть негативную оценку многими отечественными учеными, а также представителями христианской традиции восточной философии.

Если сложности взаимодействия восточной и русской философских традиций лежат в особенностях решения во многом сходных проблем, то трудности синтеза восточной и западной традиции заключаются в специфике методологии и аксиологии. Здесь особенно нужно отметить большое несходство по проблеме отношения к рациональности и языку, если для даосов и буддистов разум лишь этап на пути познания действительности, а языковое выражение истины не возможно, то для западной философии свойственно понимание языка как «дома бытия». В связи с этим, изучение даосизма представляет ценность для западной философии как возможность переосмысления и переоценки своих центральных парадигм.

Тем не менее, синтез возможен, что видно на примере философии М. Хайдеггера, испытавшего сильное влияние даосизма (о чем свидетельствуют статьи Е. А. Торчинова, Е.Е. Корнеева). Возможность взаимодействия и определенного синтеза западной и восточной философских традиций демонстрирует и возникновение философского направления «философия процесса» (основатель У. А. Норд, 1861- 1947), которое, как отмечает P.O. Курбанов, сформировалось именно под влиянием восточных (и даосского в частности) учений о «процессуальном характере природных явлений» [150, т. 1, с. 128].

Возможными путями взаимодействия и взаимопроникновения даосской (восточной) и западной философии могут стать: заимствование некоторых даосских обозначений, изучение проблем, затрагиваемых в учении даосизма, а также практика даосских путей познания мира. Занятие практиками даосизма позволило бы глубже понять восточную философию.

Для европейской философии может составлять интерес исследование таких положений даосской и восточной философии, как подобие единичного целому, а также подобие противоположностей. В свою очередь, перспективным было бы, возможно, изучение даосской концепции возникновения мира как эманации, учитывая, что не только восточным учениям свойственен данный подход. Ведь его разделяют в своих трудах Плотин, Прокл и Ямвлих [38, с. 629].

Интересно, что по словам Чжуан-цзы: «Восток и Запад друг другу противостоят, но не могут быть друг без друга» [191, Глава ХУЛ]. Основами для взаимосближения могут также стать: проблема человека (и в частности тема его самоотчуждения), развиваемая экзистенциализмом и персонализмом, поиски решения глобальных проблем современности, нравственная проблематика и тема целостного развития человеческого существа, а также проблемы изучения сферы бессознательного и постижение ничто. Нужно добавить, что даосская концепция проявленного мира может представлять интерес не только в связи онтологической проблематикой, но и для гносеологии. Важно и то, что в даосизме одним из центральных вопросов является достижение человеком своей природы, своей самости. Весьма значимой в плане отмеченного синтеза онтологических традиций является и идея даосской философии о том, что бытиеэто только одно из измерений мироздания. Ценно, что даосская философия поднимает и такую существенную онтологическую проблему, как внутреннее время.

Интерес вызывает в изучении этих процессов и даосское положение о нераздельности субъекта и объекта, понимание того, что жизнь человеческого существа не связана только с мышлением, а рациональное познание является только одной из форм человеческой деятельности.

Также весьма ценным представляется даосское учение о естественной добродетели, опирающееся не на моральные установки.

Рядом исследователей совершенно справедливо поднимается проблема (например, В.Б. Кемеровым) необходимости смены методологии современной философии и науки. Такая смена, такое развитие современной методологии и онтологии невозможны без учета даосского понимания проявленного мира. Например, И. А. Александров выступает за привлечение даосизма к теории познания целостных объектов, так как ценной стороной даосского мировосприятия является многомерность познания, которое опирается на единство различных противоположностей [150, т.1, с. 4]. Определенные шаги по направлению к синтезу с восточными учениями (и даосизмом в частности) делает синергетика1. Как абсолютно верно пишет В. В. Налимов: «Надо суметь использовать взаимосвязано все приобретенное человечеством на пути его становления — рациональное и иррациональное, эстетическое и мистическое.» [122, с. 76].

1 Об этом свидетельствуют работы Т. П. Григорьевой [42, с. 23 — 47- 43, с. 90−102.].

Ценными сторонами даосизма являются: положение о необходимости целостного развития человеческого существа, понятие ничто, как неотъемлемой части реальности, участвующей в его развитии, логика единства всего, идея естественного протекания мировых процессов, а также идея взаимопроникнове-'* ния противоположностей и их непротиворечия. Это все позволит по-другому посмотреть на мир, что особо отмечается, например, в работе Ф. Капра «Дао физики».

Хочется не согласиться с Р. Киплингом, утверждавшем, что Восток и Запад никогда не смогут прийти к диалогу между собой. В то же время если и возможен масштабный синтез европейской и восточной традиций, то, видимо, это далекая перспектива.

Вместе с тем основными направлениями дальнейшего исследования даосского понимания непроявленного Дао являются:

• уточнение содержания даосских понятий «проявленное Дао», «естест-&diamsвенное Дао», «пустота» («у») и «оформленность» («ю»), «сердце» («синь»), превращения" и «естественность» («цзы жань»);

• изучение основных направлений и форм взаимодействия естественного и человеческого Дао;

• соотнесение западной, российской и восточной философских традиций в понимании проблемы первоначала;

• поиск оснований, а также путей взаимодействия и синтеза указанных традиций. Ф.

Показать весь текст

Список литературы

  1. XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7−11 июня 1999 г.): В 4 т. Т. 1: Онтология, гносеология и методология науки, логика. Ч. 2 Екатеринбург, 1999. — 308 с.
  2. Н.В., Горбунов И. В. Сунь Лутан о философско-психологических основах «внутренних» школ у-шу. Новосибирск, 1992. — 168 с.
  3. В.Н. Философия всеединства: От В. С Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990. — 158с.
  4. Алан В.Уотс. Путь Дзэн. Киев, 1993. — 320 с.
  5. В.М. Наука о Востоке. М., 1982. — 532 с.
  6. П.В., Панин А. В. Философия. М., 1998. — 568 с.
  7. Анатомия мудрости. 106 философов. В 2-х т. Симферополь, т. I, 1995.-463 с.
  8. Антология даосской философии. М ., 1994. — 475 с.
  9. Антология мировой философии. Т.1 М., 1969. — 579 с.
  10. В.И., Войцехович В. Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами // http:// www.synergetic.ru/Московский Международный Синергетический Форум Философия. htm
  11. Бенджамин Хофф. Дао Пуха // http://changrey.chat.ru/daopooh.htm, dpl .htm dpl 1 .htm
  12. Бер Т. Дао продаж. М., 2000. — 288 с.
  13. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. -607с.
  14. Н. Учение о перевоплощении и свобода человека // Наука и религия. -1991. № 9. С. 35 — 40.
  15. B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. — С. 31 — 42.
  16. . М., 1990. — 985 с.
  17. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М., 1989. — 261 с.
  18. Е.П. Тайная доктрина. В 4-х т. М., т. I, кн. 1,1992. — 389е.- т. I, кн. 2,1992. 488 с.
  19. Большой китайско-русский словарь. Сост. под ред. И. М. Ошанина. В 4-х т. М., т. I, 1983. — 553 е.- т. П, 1983. — 1105 е.- т. Ш, 1989. — 1104 е.- т. IV, 1989. — 1064 с.
  20. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация, философия, наука, религия. М., 1980. — 333 с.
  21. В.Н. Гносеологическая концепция классического марксизма (философский анализ). Диссертация на соискание ученой степени д. ф. н. Уфа, 1995. — 461 с.
  22. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока:
  23. Сб.ст./ АН СССР, Сиб. отд-ние, Бурят. ин-т обществ. наук- Отв.ред.Н. В. Абаев.- Новосибирск, 1990.- 214, 2]с.
  24. С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -М., 1991.-416 с.
  25. Бхагаван Шри Раджнеш. Медитация: Искусство внутреннего экстаза. Екатеринбург, 1993. — 208 с.
  26. Бхагават-Гита как она есть. М. 1986. — 832 с.
  27. Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966. — 244 с.
  28. Бытие: Коллективная монография / Ответ, ред. А. Ф. Кудряшев. Уфа, 2001.-266 с.
  29. А.А. Философское постижение идеи нации. Уфа, 1998. -157с.
  30. Ван Чунъян. Трактат о чистоте и спокойствии. Перевод Олега Бойко// http:// qigong.ru
  31. Л .С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001. — 487 с.
  32. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2. / Фролов И.Т.-М., 1990.-639 с.
  33. Вон Кью-Кит. Тай-цзи цюань: Полное руководство по теории и практике.-М., 1999. 389 с.
  34. Е. Даосизм. М., 2001.-352 с.
  35. JI.C. Психология развития ребенка. М., 2003. — 512 с.
  36. Вэнь Цзянь. Даосизм: состояние место в современном Китае (80 -90е годы XX века). Автореферат // http:// /vostok/amursu/ru:8101/AUDITORIUMAVen27.htm
  37. .С. Принцип развития в основаниях научной картины природы: методологические проблемы. Авт-т дисс. докг. филос. наук.• Свердловск, 1988. 41 с.
  38. Г. В. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы. -М., 1975.-695 с.
  39. Гегель Г. В. Философия религии. В 2-х т. М., Т. 2, 1977. — 573 с.
  40. Го Мо-жо. Философы Древнего Китая. («Десять критических статей»).-М., 1961 -740 с.
  41. А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций. -М., 2000.-208 с.
  42. Т.П. Дао и Логос (встреча культур) // http://www. psy-lib.kiev.ua/
  43. Т.П. Ицзин и современность // Культура и время. 2003.2.-С. 23−47.
  44. Т.П. Синергетика и Восток // Вопросы философии. -1997.-№−1.-С. 90−102.
  45. С. Космическая игра: исследование рубежей сознания. М., 1997. — 256 с.
  46. Гуань Инь-цзы // http:// qigong.ru/Articles2/GhaninChsy.html
  47. Гуань-цзы// http://qigong.ru
  48. В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие. М., 2001.-331 с.
  49. Гэ Хун. Мудрец, объемлющий первозданную простоту («Баопу-цзы»). Пер. и комм. Торчинова Е. А. // http:// qigong.ru/Articles2/gehun.html
  50. Дао и даосизм в Китае. М., 1982. — 288 с.
  51. Дао: гармония мира. М., 2002. — 864 с.
  52. Дао-Дэ цзин / Пер., вступ. ст., коммент. В. В. Малявина. М., 2003. -559 1. е.: ил.
  53. У. Введение в философию- Рассел Б. Проблемы философии. -М., 2000. -315 с.
  54. Джемс Вильям. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992. -423с.
  55. Диалектика живой природы / Под ред. Н. П. Дубинина, Г. В. Платонова.-М., 1989.-350 с.
  56. Древнеиндийская философия. М., 1963. — 272 с.
  57. Древнекитайская философия. Антология. В 2-х т. М., 1994. — Т. 1. -361 с.
  58. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х т. Т. 1. М., 1972. — 363 с.
  59. Древнекитайская философия. Эпоха Хань: Антология./ АН СССР, Ин-т философии, Ин-т востоковедения- [Сост.Ян Хиншун- Вступ.ст.В. Г. Бурова, с.3−32]. -М.: Наука, 1990.- 522, 1.с.
  60. Дхаммапада / Пер В. Н. Топорова. СПб., 1993. — 176 с.
  61. Единство онтологии, теории познания и логики: Тезисы докладов научной конференции, посвященной 400-летию Р. Декарта и 100-летию С. А. Яновской. Уфа, 1996. — 145 с.
  62. .С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки Л общей теории). М., 1990. — 205 с.
  63. В.Е. Традиционная наука Китая // http://science.rsuh.ru/eremeev/china/index.htm
  64. Жан Шинода Болен. «Психология и Дао». Методическое пособие для слушателей курса «Юнгианский анализ» М., 2001. — 112 с.
  65. Запад и Восток. Традиции и современность: Учеб. пособие для не-гуманит. спец./ С. Г. Галаганова, М. С. Киселева, Н. Н. Лысенко и др.- М.: Знание, 1993.- 239, 1. с.
  66. Звезды и судьбы: антология гороскопов/Составители Л. В. Гумун, Н. П. Наумкина, И.Н. Деревягина/Предисловие А. Ф. Бакшевниковой.1. М., 1992. 386 с.
  67. А.Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. М., 1998.- 432 с.
  68. И Цзин («Книга перемен»). Пер. Еремеева В. Е. // http://science.rsuh.ru/eremeev/tri/ И цзин. ЬПп
  69. Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1989. 289 с.
  70. Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. -М&bdquo- 1989. 320 с.
  71. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. СПб., 1998. — 478 с.
  72. История философии. Запад Россия — Восток. Кн. I: Философиядревности и средневековья. М., 2000. — 448 с.
  73. Канон внутреннего созерцания // http:// ki-moscow.narod.ru/litra/zen/lipin/lipin25.htm
  74. Канон Желтого императора о внутреннем // http:// qigong.ru/firiends/Vinogrodsky/Qigong-Groimds.html
  75. Канон сосредоточения и созерцания // http:// ki-moscow.narod.ru/litra/zen/lipin/lipin26.htm
  76. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего // http:// www.synergetic.ru/Московский Международный Синергетический Форум Сайты-спутники.Ыт
  77. Ф. Дао физики // http://akamar/narod.ru/Lib
  78. Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. М., 1992. — 350 с.
  79. Книга сознания и жизни // http:// ki-moscow.narod.ru/litra/zen/lipin/lipin24.htm
  80. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. — С. 3 -20.
  81. Н.И. Запад и Восток. М., 1972. — 563 с.
  82. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М., 2003. — С. 958.
  83. М.Я. «Логика небытия» Нисиды Китаро, дзэн-буддизм Дай-сэцу Судзуки и буддийская философия жизни Дайсаку Икэды // История современной и зарубежной философии: Компаративисткий подход. В 2-х т. СПб., т. 1,1998. — С. 357, 358.
  84. М.Я. Феноменология и китайская философия // История современной и зарубежной философии: Компаративисткий подход. В 2-х т. СПб., т. 2,1998. — С.87 — 89.
  85. В.П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов. Ростов н/Д., 2002. — 448 с.
  86. Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального / Под ред. Ю. Н. Давыдова. М., 1988. — 478с.
  87. А. А. Логика китайского триадического вывода // Стили в математике: социокультурная философия математики. СПб., 1999. -С. 275−287.
  88. А. А. О круговом понимании бесконечности древними китайцами // Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты. М., 1997. — С. 13 — 19.
  89. М.В., Хуан Шу-ин. Древнекитайский язык. М., 1978. — 380 с.
  90. А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. Свердловск, 1988. — 184 с.
  91. И.Ю., Колюцкая В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2002. — 464 с.
  92. М.С. Эволюция принципа объективности. Уфа, 1998. -316с.
  93. Лао-цзы. Дао-дэ цзин (древнекитайский текст) // Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М. — Л., 1950. — С. 115 -179.
  94. Лао-цзы. Дао-дэ цзин. Пер. Перелешина В. // http://qigong.ru/daodeczin/peleshin/TaoTRAN.html
  95. Лао-цзы. Дао-дэ цзин. Пер. с древнекит. и послесловие Канчукова Ю. // http://www.spnet.ru/ Dyukan/ddcl/htm
  96. Лао-цзы. Дао-дэ цзин. Пер. с кит. Виногродского В. В. // http://www.chadao.ru
  97. Лао-цзы. Книга о пути и силе. Пер. Кувшинова А. // http://lib.kts.ru/POECHIN/lao3.txt
  98. Ле-цзы. Пер. Малявина В. В. // http:// www.qigong.ru/r/papers/html/1
  99. Ли Дао-Чунь. Свод сочинений о серединности и гармонии // http:// www.qigong.ru
  100. И.О. Избранное. М., 1991. — 623 с.
  101. И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М., 1995. 400 с.
  102. А.В. Основы истории и философии религий. В 3-х т.: Т. 1. -Уфа, 1995. 132 с.
  103. А.Е. Дао «Книги перемен». М., 1993. — 303с.• 108. Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2001. 389с.
  104. А.Е. Становление философии на Востоке: Древний Китайи Индия. М., 1997. — 331 с. 1 Ю. Ма Цзижень. Китайское учение о жизненной энергии // http:// www.qigong.ru/Art2/Qigong/maJiren01 .html, majiren02. html
  105. В.В. Китайская цивилизация. М., 2000. — 632 с.
  106. В.В. Молния в сердце. М., 1997. — 364, 2.с.
  107. В.В. Чжуан-цзы. М., 1985. — 310 с.
  108. Ч., Эллибрант Д. Исцеление Космосом П Даосская космология и вселенские исцеляющие связи //http://www.miiversalmtemetlibrary.ru/book/chia2/4Ha Мантек, Эллибрант Дирк Исцеление Космосом П — Даосская космология и вселенские исцеляющие связи. Ыт
  109. Г. Одномерный человек. М., 1994. — 358 с. Пб. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие. -Мн., 1997.-320 с.
  110. А. Учение Будды // Наука и религия. 1991. № 11,1992. № 1, 2.
  111. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1,2.- М., 1991. Ч. 1.- 672 е.- Ч. 2. 624 с.
  112. Мировоззренческие поиски современности (тематический сборник).- Уфа, 1998. 140 с.
  113. Мистическое богословие. К., 1991. — 392 с.
  114. В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993. — 280 с.
  115. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья: Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский, П. А. Сорокин, Г. П. Федотов, Г. В. Флоровский / Ответственный редактор Е. М. Чехарин. М., 1990. — 528 с.
  116. Обзор последних диссертаций по даосизму в США (на англ. яз.)http://www. Stanford.edu// 125.0вечкин А.М. Основычжень-цзытерапии. Саранск, -1991,-417 с.
  117. Онтология и мировоззрение (тематический сборник). М., 2000. -164с.
  118. ОШО. Медитация: первая и последняя свобода. М., 2000. — 256 с.
  119. Т.В. Человек в мировоззрении Востока // Культура и религия. 1991. № 5.-45 с.
  120. Л.С. Конфуций: «Лунь юй». М., 1998. — 588 с.
  121. Платон. Собрание сочинений в 4 т. М., т. 1,1990. — 860 с.
  122. Плоть и кость дзэн. Калининград, — 1993. — 268 с.
  123. С.М. Влияние религиозных ценностей на менталитет Запада и Востока // Религия в ценностных измерениях: Материалы научной конференции. Уфа, 2000. — С. 14 — 23.
  124. Померанцева JI.E. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве
  125. Хуайнаньцзы" II в. до н.э.). — М., 1979. — 240 с.
  126. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983. -209с.
  127. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Ш российский конгресс. Ростов-на-Дону, 2002. — Т. 1. — 431 е.- Т. 3. — 493 с.
  128. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., т. 1,1994. — 335 е.- т. IV, 1997. — 880 с.
  129. И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972. -319 с.
  130. О.О. Труды по буддизму. М., 1991. — 295 с.
  131. Э. Духовное совершенствование в современном даосизме // Чэнь Кайго, Чжэнь Шуньчао. Восхождение к Дао. Жизнь даосского учителя Ван Липина // http:// ki-moscow.narod.ru/litra/zen/lipin/lipin23.htm
  132. В.И. Традиционные японские искусства. М., 1989. -64с.
  133. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. СПб., 1993. — 352с.
  134. Свами Вивекананда. Философия йоги. Магнитогорск, 1992. — 512 с.
  135. Свами Шивананда. Йога и сила мысли. К., 2002. — 288 с.
  136. Секреты китайской медицины: 300 вопросов о цигуне / Линь Хоушен, Ло Пэйюй. Новосибирск, 1993. — 415 с. 145 .Селиванов А. И. Философская методология на пороге третьего тысячелетия // Вестник Башкирского университета. 1996. № 1. — С. 75 -79.
  137. С.Н. Особенности китайского философствования // Акту* альные проблемы современности. Уфа, 1993. — С. 18 -20.
  138. Семь самоцветов Востока: Антология восточной классической поэзии. -М., 1995.-563 с.
  139. Сицы чжуань. Пер. ЕремееваВ.Е. //http.//science.rsuh.ru/eremeev/tri/ Си цы чжуань. htm
  140. Современная западная философия: Словарь. М., 1991. — 414 с.
  141. Современный философский словарь / Под общей ред. д. ф. н. профессора В. Е. Кемерова. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск, 1998. -1064 с. 151 .Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Общ. ред. и сост. А. В. Гулыги,
  142. А.Ф.Лосева. М., 1990. — 822 2. с.
  143. Вл. С. Лекции по истории философии (Послесловие и публикация В. А. Смирнова // Вопросы философии. 1989. № 6. — С. 76 -137.
  144. Спираль познания: Мистицизм и Йога. Мистика устами мистиков. -М., 1992.-448 с.
  145. Э. С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1989. С. 56- 68.
  146. Д.Т. Мистицизм: христианский и буддийский. К., 1996. -288с.
  147. Суфии: Собрание притч и афоризмов. М., 2002. — 640 с. 157 .Тайна Золотого цветка. Пер. и комментарии Р. Вильгельма //http://qigong.ru/Journal/Y1992/01tzcl.html 158. Тауберт А. В. Китайский массаж. СПб., 2002. — 352 с.
  148. Е.А. Буддизм и мировая цивилизация в прошлом и настоящем // http://etor.hl .ru//buddhcivil.html
  149. Е.А. Даосизм: опыт историко-религиоведческого описания. //http://etor.hl.ru//
  150. Е.А. Даосские практики. Спб., 2001. — 320 с.
  151. Е.А. Мистический опыт и метафизика // http://etor.hl .ru//mystmel .html
  152. Е.А. О поисках бессмертия в древнем Китае // http://etor.hl .ru//immortal.html
  153. Е.А. Рецензия на книгу К.М. Тертицкого «Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000 // Восток. 2001. № 5. М., С. 171.
  154. Е.А. Хайдеггер и даосизм //"Религия и традиционная культура. Сборник научных трудов. СПБ., 2000. С. 74−90.
  155. Е.А. Хайдеггер и традиционалистская мысль XX в. //http://etor.hl .ru//buddhcivil.html
  156. Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. — 432 с.
  157. Тхить Ньят Хань. Обретение мира. СПб., 1993. — 275 с.
  158. Успенский П.Д. Tertium organum. Ключ к загадкам мира. СПб., 1992. — 242 с.
  159. Философия естествознания. Вып. 1-й. М., 1966. — 413 с. 173. Философия и современность: мысли, понятия, идеи. — Уфа, 1999.304с.
  160. Философия: Курс лекций / Под общей ред. В. Л. Калашникова. М., 1999.-389 с.
  161. Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М., 1996. — 432 с.
  162. Философский космос России. Памяти Н. А. Бердяева. Уфа, 1998.
  163. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов, 1997. — 464 с.
  164. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 890 с.
  165. И.Г. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. — 687 с.
  166. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  167. С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. — 656 с.
  168. Э. Догмат о Христе. М., 1998. — 416 с.
  169. Э. Душа человека: Перевод. М., 1992. — 430с.
  170. B.C. Роса истины. Уфа, 1998. — 90 с.
  171. М. Разговор на проселочной дороге. М., 1992.
  172. Ши Цзюньу. Собрание истинных записей бессмертных с гор Сишань // http:// www.qigong.ru
  173. ШкловскийИ.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1976. — 358 с.
  174. Шо гуа чжуань («Комментарий к толкованиям триграмм») Пер. Ере-мееваВ.Е.// http://science.rsuh.ru/eremeev/tri/ Шо гуа чжуань. htm197.1Ппенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. — 569 с.
  175. Р. Очерк тайноведения. Ереван, 1992. — 176 с.
  176. Ю.К. Китайская классическая книга перемен // Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М., 2003. — С. 429 — 918.
  177. Эль Тат. Психическая саморегуляция-1. СПб., 2002. — 320 с. 201. Энгельс Ф. Диалектика природы. — М., 1982. — 359 с.
  178. Энциклопедия мистицизма. СПб., 96. — 480 с.
  179. Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1997. — 352 с.
  180. Юнг К. Г. Человек и его символы. М., 1997. — 358 с.
  181. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994. — 255 с.
  182. Язык науки XXI века: Материалы научной конференции // Издание Башкирского университета. Уфа, 1998.-216с.
  183. Языки Китая и юго-восточной Азии. М., 1963. — 285с.
  184. Ян Хин-Шун. Древнекитайский философ JIao-цзы и его учение. М. -Л., 1950.- 180 с.
  185. Balfour F.H. Taoist texts, ethical, political, and speculative. London and Shanghai, — 1884. — 120 p.
  186. Lao-Tse. The Tao-te ching. Tr. by S. Mitchell and Patricia Ebrey // http:// ассб. itsbrooklyn.cuny.edu/? phalsale//texts .html
  187. Socrates to Sartre: A History of Philosophy. New York, 1988. — p
  188. Stanford Encyclopedia of Philosophy // http ://plato. stanford/edu/contents/html#a
  189. The Texts of Taoism. Translated by J. Legge. In two parts. Part П. // Sacred Books of the East, -1891. v. 40. — 345 p.
Заполнить форму текущей работой