Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ содержания, места и роли проблемы человека в системе английского философского материализма ХУП в. позволил раскрыть ее натуралистический характер. Формирование воззрений прогрессивных английских мыслителей по проблеме человека проходило в остром противоборстве с религиозными и идеалистическими взглядами на человека. Такому пониманию английские материалисты противопоставили… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. НАТУРАЛИЗМ И АНГЛИЙСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ХУП В
    • I. Становление натурализма как принципа философского анализа
    • 2. Теоретическая физика Г. Галилея и механистический натурализм Т.Гоббса. 40 «€ О и
    • 4. /
    • 3. Аналитический эмпиризм Д. Локка
  • Глава II. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФИИ АНГЛИЙСКИХ МАТЕРИАЛИСТОВ ХУП В
  • Г" — jJ
    • I. Учение о человеке: содержание, место и роль в системе английского философского материализма ХУП в
    • 2. Социальная утопия Ф. Бэкона как выражение g натуралистического антропологизма
  • У § 3 Натуралистический антропологизм как принцип в социально-политических учениях Т. Гоббса и
  • Д.Локка

Натурализм и антропологизм в английском материализме XVII в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования" Теоретическое осмысление прошлых философских учений остается актуальной задачей марксистско-ленинской философии. Историко-философское знание — часть марксистско-ленинской философской науки. Диалектический и исторический материализм основывается на критическом обобщении предшествующих философских концепций. Углубленное изучение истории мировой философии помогает выработать правильные оценки и критерии для анализа самых разнообразных историко-философских феноменов.

Каждый историк философии, опирающийся на марксистско-ленинскую методологию исследования, пытается, как отмечает Т. И. Ойзерман, «не просто осветить историческое прошлое философии, но и способствовать решению ее современных проблем или хотя бы правильной, т творческой их постановке». Историко-философское исследование, поскольку оно является теоретическим обобщением определенного исторического процесса познания, призвано служить развитию теории познания. Не случайно поэтов В. И. Ленин, намечая грандиозную программ гносеологических исследований, поставил на первое место задачу теоретического подытоживания истории философии .

Современное состояние историко-философской науки требует от исследователя переходить от преимущественно описательной (эмпирической) стадии к выявлению логики развития той или иной проблемы в конкретных философских учениях. Это предполагает и выявление методологического единства ряда философских концепций при всех содержательных различиях между ними.

Теоретическое исследование английского материализма ХУЛ в.

Ойзерман Т. И. Проблемы историко-философской науки. 2-е изд.

М., 1982, с. 17. 2.

Ленин В. И. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.29, с. 314. представляет особый интерес, поскольку философские изыскания мыслителей этого периода определили развитие различных областей знания. Классики марксизма-ленинизма высоко оценивали теоретические достижения английской материалистической философии ХУП в., оказавшей непосредственное влияние на развитие последующей философской мысли.

Исследование методологических оснований английских философских систем ХУП в. обусловлено также потребностями идеологической борьбы, так как фальсификация учений прогрессивных философов-материалистов Нового времени является одним из направлений, по которому наши идеологические противники ведут активное наступление на прогрессивную философию в целом. Искажая действительное содержание, они спекулируют на противоречивости философских систем английских материалистов ХУП в., выпячивают на передний план исторически неизбежные теологические допущения в философских рассуждениях мыслителей. Борьба с нашими идеологическими противниками по проблеме человека и его оценочного отношения к действительности, перспектив духовного и социального развития остается актуальной задачей.

Позитивная разработка этих проблем и критика современных буржуазных концепций человека предполагает обязательное обращение к философскому наследию прошлого. Это требует от философов-марксистов глубокого анализа исторической эволюции философских воззрений вообще и решения проблемы человека в частности. Так, концепция «человеческой природы», впервые ясно и четко представленная английскими философами ХУП в., не отошла в область преданий, а остается предметом ожесточенной полемики между марксистами и совре Это подтверждается выходом в свет работ Б. Г. Ананьева, Ст. Анге-лова, Л. М. Архангельского, С. С. Батенина, Л. П. Буевой, З.М.Какабад-зе, С. М. Ковалева, В. М. Лейбина, А. Г. Мысливченко, И. И. Резвицкого, Г. В. Смирнова, И. Т. Фролова, Т. М. Ярошевского и др.

— 5-' менной буржуазной философией.

Необходимость данного исследования вытекает из потребности дальнейшего углубленного изучения истории философии в целом и английского материализма ХУЛ в., в частности. Во-первых, важен анализ прогрессивных традиций, определивших самые плодотворные направления и тенденции развития философии. Во-вторых, важен анализ исходных философских принципов, определивших характер, особенности, содержание и методологию решения философских проблем в английском материализме.

Степень изученности проблемы. Советская марксистско-ленинекая литература об английском материализме ХУП в. обширна. Можно условно выделить два этапа в изучении английской материалистической философии Нового времени. Первый этап, хронологически относящийся к довоенному времени, был связан с задачей «реабилитации» материализма английских мыслителей, который, как правило, искажался и затушевывался дореволюционными русскими идеалистами и зарубежными буржуазными исследователями. Методологической основой исследований советских авторов (Д.Бихдрикер, Б. Э. Быховский, Л. Герман, К. В. Гребнев, А. М. Деборин, М. А. Дынник, К. Милонов, М. В. Петросова, Д. Рахман, С. Ф. Субботник, М. Суслин, Г. Тымянский, А. А. Ческис и др.) стали произведения классиков марксизма-ленинизма, положивших начало научной теории и методологии историко-философского познания. Несмотря на всю теоретическую неравнозначность работ, а порой вульгаризаторские упрощения и прямые ошибки (А.М.Деборин, С. Ш. Субботник, Г. Тымянский), заключающиеся, с одной стороны, в неоправданном сближении английских философов с марксизмом, а с другой, в преувеличении метафизического характера английского мате См., напр., работы И. И. Антоновича, А. Вернеке, Б. Т. Григорьяна, Р. М. Габитовой, В. В. Денисова, М. Я. Корнеева, П. В. Корнеева, К. Н. Любутина, В. Холличера и др. риализма, отрицании в нем диалектических идей, исследования указанных авторов очертили пути и направления изучения английского материализма ХУЛ в., выявили его прогрессивные стороны, определили место английских мыслителей в истории философии.

Второй этап марксистских исследований философии английских материалистов Нового времени начинается с конца 50-х годов. Его особенностью является то, что, наряду со значительным расширением источниковедческой базы изучения концепций Ф. Бэкона, Т. Гоб-бса, Д. Локка значительно возрос теоретический уровень исследований. Важная и необходимая исследовательская программа этого этапа, состоящая в раскрытии материалистической сущности философии английских мыслителей Нового времени, в выявлении богатства «многоцветья» их учений, в показе классовых позиций мыслителей, обусловивших противоречивость их учений, по существу выполнена совместными усилиями советских философов (В.Ф.Асмус, А. А. Бутенко, Е. М. Вейцман, В. Ф. Голосов, Г. А. Заиченко, М. А. Киссель, Б. Г. Кузнецов, В. М. Кучкин, М. В. Мачавариани, Б. В. Мееровский, И.Н.Меле-жик, Ю. П. Михаленко, Н. В. Мотрошилова, И. С. Нарский, М. М. Новоселов, П. Г. Рахубо, В. В. Соколов, В. А. Щученко, П. Д. Шашкевич и др.). Сюда же следует отнести некоторые коллективные монографии, в которых английский материализм ХУЛ в. не становится объектом специального анализа, тем не менее рассматривается в общем курсе по истории т философии. История философии./Под ред.Г. Ф. Александрова, Б. Э. Быховского, Б. М. Митина, П. Ф. Юдина. В 4-х тт. М., 1940;1944; История философии. В б-ти тт./Под ред.М. А. Дынника, М. Т. Иовчука, Б. М. Кедрова, М. Б. Митина, Т. И. Ойзермана, А. Ф. Окулова. М., I957-I96IИстория диалектики ХУ-ХУШ в./Редкол.З. А. Каменский, И. С. Нарский, Т.И.Ой-зерман. М., 1974; Философия эпохи ранних буржуазных революций. /Ред.колл.Т. И. Ойзерман, рук.авт.колл. В. М. Богуславский, Н. В. Мотрошилова, Э. Ю. Соловьев. М., 1983.

В то же время не все важные проблемы в философии английских материалистов получили достаточное и адекватное истолкование в советской литературе о них. По замечанию Т. И. Ойзермана, в историко-философских исследованиях «совершенно недостаточно. показано, что центральной проблемой механистического материализма является проблема человеческого' субъекта» Данный упрек целиком относится к исследованиям по английскому материализму ХУП в.

Конкретно анализу проблемы человека в английском материализме Нового времени посвящено несколько публикаций, в которых прослеживаются конкретно-исторические истоки, отдельные стороны, традиции решения этой сложной проблемы английскими философами. К ним относятся, прежде всего, коллективный сборник «Историко-философ ские исследования» (Свердловск. Вып. У), работы С. А. Ан, В. М. Куч р кина, Н. В. Мотрошиловой и др. .

В зарубежной философской литературе данная проблема становилась предметом специального рассмотрения в работах Р. Арона, К. Боуэна, М. Бертрана, Р. Голдена, Д. Гоузера, Д. Кларка, Дж. Крауса, В. Лейдена, М. Мисснера, Дж. Мейса, Дж. Перри, П. Скоулза, К. Уолласа, Г. Уайта, Дж. Франклина, Дж. Энглина и др. При всей научно-теоретической неравнозначности указанных работ в целом они дают достаточно богатый, содержательный фактический материал в этом смысле превосходящий то, что дается в советских исследованиях. Но их выводы и оценки могут быть приняты с обязательной в этих случаях корректировкой. т.

Ойзерман Т. И. Проблемы историко-философской науки, с. 196. ^ См.: Ан С. А. Проблема человека в английском материализме ХУП в. Автореф.дис.канд.филос.наук. Киев, 1978; Кучкин В. М. Учение Гоббса о человеке.-Т.Алтайск.политех.ин-та. Барнаул, 1972, вып.20- Мотрошилова Н. В. Учение о человеке в философии эпохи ранних буржуазных революций, с.481−575- Проблема человека в домарксистской философии. Историко-философские исследования. Свердловск, 1978, вып.У.

В работах Г. Боземана, Дж. Герберта, В. Гловера, Ф. Г^да" Р. Демоса, Г. Олафсона, Дж. Скампитера, Г. Уоррендера и др. анализ философских концепций английских материалистов ХУП в. осуществляется, исходя из заранее поставленной цели — представить Ф. Бэкона, Т. Гоб-бса, Д. Локка в качестве религиозных мыслителей, не выходящих в своих философских построениях за рамки схоластической и христиан-ско-гуманистической традиции. Тем самым отрицается новаторский дух философии ХУП в. в Англии, в действительности резко разрывавшей с традиционными средневековыми представлениями о месте человека в мире и обществе.

Другая тенденция в буржуазных исследованиях по истории английского материализма ХУП в. заключается в попытке приспособить взгляды того или иного мыслителя к потребностям сегодняшнего дня, модернизировать основные положения их учения. Это достигается тем, что анализ проводится без учета конкретно-исторических условий на основе лишь формально-логического сравнения понятий, вырванных из общего контекста рассуждений. Социальный смысл такой идеалистической ревизии традиционных воззрений на роль и учения английских мыслителей ХУП в. есть проявление отчуждения ставшей реакционной буржуазии от своего прогрессивного прошлого. Ее идеологи отказываются от гуманистического идеологического наследства, выкорчевывают теоретические корни «вольнодумства» .

В подавляющем большинстве марксистских работ указанных авторов проблема человека решается на основе изучения идейного наследия каждого из представителей прогрессивной мысли в отдельности, реже — на основе сравнительного описания воззрений философов в рамках эмпирической линии английского материализма ХУП в. По мере накопления и изучения материала по данной проблеме возникла необходимость анализа и обобщения того, что объединяет различные по содержанию взгляды английских материалистов на человека.

Реализация этой научной программы возможна путем рассмотрения существа самих философских концепций человека, а именно: путем анализа методологии решения проблемы. Но до сих пор натурализм как методологический принцип решения проблемы человека в английском материализме ХУП в. с точки зрения цельного содержательного анализа не стал предметом специального рассмотрения.

В отечественной и зарубежной историко-философской литературе, посвященной анализу английской философии Нового времени, отсутствуют работы, в которых был бы показан процесс становления исходного принципа философского исследования, определяющего решения основных конкретных философских проблем, в том числе и проблемы человека. Появление и развитие новой философской методологии определяет и новый подход к человеку и позволяет взглянуть на английскую философию как на закономерный этап, характеризующийся цельностью и систематичностью в развитии проблемы человека в западноевропейской философии.

Рассмотрение вопросов, связанных с формированием исходного принципа философского анализа в английском материализме ХУП в. и решения на его основе проблемы человека, предполагает учет особенностей развития самой философской мысли в Англии. Поэтому в работе предпринимается попытка увязать те или иные аспекты указанной проблемы с социально-политической обстановкой в стране, культурно-историческим фоном общественного развития, уровнем распространения естественно-научных знаний в науке того времени.

Центральными понятиями, вынесенными в заглавие и название глав, являются «натурализм» ," антропологизм", «натуралистический антропологизм». В марксистской философской литературе каждое из этих понятий трактуется разными авторами весьма неодинаково. Это требует критического осмысления данных понятий для того, чтобы очертить те теоретические позиции, которые мы в данном случае.

разделяем. Все указанные моменты занимают важное место в структуре нашего исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работыисследование процесса становления натурализма как исходного принципа философского анализа в английском материализме ХУП в., выявление его социокультурной обусловленности.

Задачи исследования:

1. Опираясь на произведения классиков марксизма-ленинизма, используя современную советскую философскую литературу, раскрыть генезис натурализма в рамках английской материалистической философии ХУП в., выявить теоретические и естественнонаучные истоки натурализма.

2. Показать специфику натурализма в английском материализме по сравнению с континентальным натурализмом ХУП в., его идеологическую значимость.

3. Раскрыть натурализм как методологический принцип решения проблемы человека в рамках ответа на вопрос о том, что такое человек, каково его место в природе и обществе?

4. Рассмотреть становление новой методологии социального познания, обосновав тезис о натуралистическом антропологизме как методологическом принципе социально-политических теорий ХУП в., вскрыв его социальную и идеологическую обусловленность.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды К. Маркса, Ш. Энгельса, В. И. Ленина. Автор опирался на документы съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС и широкую марксистско-ленинскую литературу по затрагиваемым вопросам.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

I. Осуществляется анализ натурализма как основного принципа английского материализма ХУП в.

П. Натурализм рассматривается как сторона механистического материализма ХУЛ в., заключающаяся в определенном решении проблемы человека и общества.

Ш. Показывается становление новой методологии социального познания, обосновывается тезис о натуралистическом антропологизме как методологическом принципе английских социально-политических теорий ХУП в.

1У. Раскрывается соотношение натурализма и антропологизма в английском материализме ХУП в., их идеологическая значимость.

Общая характеристика работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, заключения и библиографии.

— 149-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования и выносимые на защиту, их новизна связаны с тем, что изучение концептуальной основы английского материализма ХУП в., его главных принципов, осуществляющихся в ходе решения проблемы человека, осталось в тени, мало исследовано в нашей историко-философской литературе.

В диссертации осуществлен анализ натурализма как исходного принципа английского материализма ХУП в. Становление натурализма в качестве руководящего принципа было сопряжено, с одной стороны, с бурно развивавшимся в то время естествознанием, а с другой, с необходимостью противопоставить при объяснении сущего иные принципы, чем те, которые предполагает теология. Суть натурализма заключается в интерпретации всей действительности сквозь призму метафизически осмысленной природы и стремлением объяснить все естественным образом.

Натурализм в английской материалистической философии ХУП в, не сводился к наивно-материалистическому, органистическому истолкованию явлений окружающего мира, свойственного натурфилософии, не замыкался на конкретной школе естествознания, что присуще естественнонаучному материализму. Для данного натурализма характерна вполне разработанная теоретически и апробированная экспериментально модель научного понимания природных процессов, принимающая в то время механистическую форму. Натурализм английских мыслителей развивался в рамках материалистически-деистической, номиналистической традиции западноевропейской философии Нового времени. В отличие от континентального натурализма ХУП в., натурализм английской материалистической философии был связан с ориентацией на аналитически-эмпирическую тенденцию.

Проведенный анализ содержания, места и роли проблемы человека в системе английского философского материализма ХУП в. позволил раскрыть ее натуралистический характер. Формирование воззрений прогрессивных английских мыслителей по проблеме человека проходило в остром противоборстве с религиозными и идеалистическими взглядами на человека. Такому пониманию английские материалисты противопоставили образ самостоятельного, единого в своей натуре, телесного индивида. За отправную точку теоретического исследования в философских воззрениях английских материалистов принималась природа в целом, сам человек при этом рассматривался как особая часть природы, которая в то же время стоит выше других феноменов природного мира. Тем самым человек рассматривался ими в качестве цели, конечного пункта философского анализа. Философия английских материалистов в данном случае становилась по содержанию и методологии натуралистической, поскольку сущность человека, его органическая и социальная жизнь объяснялись из природы. Следуя натуралистическому принципу, английские материалисты доказывали субстанциальное единство человека и природы, пытаясь одновременно найти характерные признаки, выделяющие человека из природы, отличающие его от животных. Сущностные характеристики человека они видели прежде всего в наличии у него разума, языка, потребности в общении.

Обоснование тезиса о натуралистическом антропологизме как методологическом принципе английских социально-политических теорий ХУП в. позволило показать становление новой методологии социального познания. В английской философии Нового времени сохраняется приверженность к антропологической методологии социального познания, которая ярко проявляется у теоретиков естественного права и общественного договора. Рассматривая человека в качестве конечной цели и «природу» человека в качестве исходного пункта, английские философ провели и обосновали антропологизм как методологический принцип в социально-политических учениях ХУП в. Человек является объясняющим обоснованием противоречий общественной жизни, что определяет мировоззренческую окраску антропологизма, а именно, его натуралистический характер. Натуралистический антропологизм (в основе его тезис — человек есть часть природы) обусловлен признанием некоторого изменения (или его возможности) соотношения между человеком и природой. Антропологизм английских мыслителей был связан с поиском специфики человека. Такие поиски связывались с размышлениями о социальной сущности человека, о роли трудовой деятельности в жизни общества, воспитания для формирования человеческой личности.

Идеологическое звучание натурализма и антропологизма в ХУП в. связано с разрушением старых традиционных теологических норм и идеалов объяснения природных и общественных процессов. Буржуазный индивид был оправдан, его земные стремления к удовлетворению личных интересов легитимированы именно потому, что естественны и природны. Подобная переориентация ценностей, опиравшаяся на достижения наук о природе, выглядит более аргументированной, чем простое провозглашение достоинства человека в эпоху Возрождения и позволила подвергнуть решительному отрицанию «неестественные» порядки феодального общества для установления «вечного» разумного строя. Понятие «человеческой природы» выступило объясняющим основанием гносеологии, этики, социологии и играло важную методологическую роль в доказательстве идеологически существенных положений с помощью науки. Обращение к «человеческой природе» было важным шагом к познанию действительной истории человеческого общества, хотя несло неизбежное в то время влияние натурализма. В этом плане антропологизм является конкретизацией натурализма. Натурализм определяет характер решения философских проблем, антропологизм в методологическом отношении выступает способом обоснования, построения социально-политических теорий английских материалистов Нового времени.

Направление дальнейшего исследование лежит прежде всего в углубленном изучении истории мировой философии. Важной задачей, на наш взгляд, является создание цельной научной концепции решения проблемы человека в истории прогрессивной западноевропейской философии с одного из ключевых моментов ее развития — эпохи ранних буржуазных революций-до возникновения философии марксизма. Решение этой перспективной задачи может быть осознано и понято в связи с необходимостью всестороннего и глубокого изучения истории мировой культуры в целом, в развитии которой концепция человека занимает центральное место. История решения проблемы человека в прогрессивной английской философии принадлежит не только истории общественной мысли Англии, но и мировой в целом. Предпринятое нами исследование позволяет заключить, что идеи английских мыслителей, высказанные ими при решении проблемы человека, носили оригинальный характер и тесно были связаны с практикой классовой борьбы в истории английского общества. В то же время эти идеи оказали существенное влияние на последующее развитие мировой философскообщественной мысли.

Актуальной задачей в разработке проблематики, связанной с английской материалистической философией ХУП в., остается критическое исследование исторических судеб учений Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка в Англии (Д.Юм, Д. Беркли, Т. Рид, Дж.С.Милль, Г. Спенсер и др.) и на континенте в плане сопоставления и взаимовлияния (Р.Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, французские энциклопедисты, Л. Фейербах). Мало изученной остается проблема исторических судеб этих учений в России. Необходимым направлением дальнейших исследований является марксистско-ленинская критика современных буржуазных историко-философских концепций, извращающих и фальсифицирующих прогрессивное наследие английских материалистов.

Новые результаты в изучении истории английской философии может дать анализ борьбы английских материалистов с английской идеалистической философией ХУП в. (кембриджский платонизм, христианский гуманизм и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., изд.2, М., 1955, т.1, с. 93−113-
  2. К. К критике гегелевской философии права. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1, с. 219−368-
  3. К. Тезисы о Фейербахе. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. З, с. 1−4-
  4. К. Причины возникновения денежного кризиса в Европе.-К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.12, с.60−65-
  5. К. Введение / Из экономических рукописей 1857−1858 годов/." К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.12, с.709−738-
  6. К. Критика Готской программы. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.19, с. 9−32-
  7. К. Капитал. Критика политической экономии, т.1, книга I: процесс производства капитала. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.23, с.43−784-
  8. К. Приложения. Д/ Гоббс о труде, о стоимости и об экономической роли науки. /4/ Локк / Трактовка ренты и процента с точки зрения буржуазной теории естеств. права/. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.26, ч.1, с. 335,368−371-
  9. Маркс-Энгельсу, 18 июня 1862 года. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.30, с. 203−205-
  10. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.41−174-
  11. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.46, ч. П, с.5−392-
  12. К. и Ф.Энгельс. Святое семейство или критика критической критики. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., том 2, с. 3−230-
  13. МарюК. и Ф.Энгельс. Немецкая идеология. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. З, с. 7−544-
  14. Ф. Германская кампания за имперскую конституцию. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.7, с. II-207-
  15. Ф. Анти-Дюринг. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.20, с.5−338-
  16. Ф. Диалектика природы. К. Маркс и Ф.Энгельс.Соч., т.20, с. 343−628-
  17. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.21, с. 269 317-
  18. Ф. Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.37, с. 414−422-
  19. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Ленин В. И. Долн. собр.соч., т.18, с.7−384-
  20. В.й. Карл Маркс / Краткий биографический очерк с изложением марксизма/. Ленин В. И. Полн.собр. соч., т.26, с.43−93-
  21. В.И. Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии». -Ленин В. И. Полн. с обр. соч., т.29,с. 41−64-
  22. В.И. Конспект книги Лас саля «Философия Гераклита Темного из Эфеса».- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.29, с.303−315.
  23. Материалы ХШ съезда КПСС. М.- Политиздат, 1982, с. 223-
  24. В. Ф. Ахутин А.В. Батенин С. С. Баткин Л.М. Бахтин М. М. Бейль П.
  25. Проблема человека в английском материализме Ш1 в. Автореферат дис.канд.филос.наук. Киев, 1978, — 23 с. Человек как предает познания. Л., Изд.Ленингр.ун-та 1968. 337 с.
  26. Проблема личности в современной идеологической борьбе. М.: Знание. 1975, 64 с.
  27. Современная «философская антропология». /Критический очерк/. Минск, Изд. Наука и техника, 1971. -304 с.
  28. Л.М. Социально-этические проблемы личности. М.: Мысль. 1974. 221 с.
  29. История античной философии. М.: Высшая школа, 1965.- 320 с.
  30. Маркс и буржуазный историзм. -Избранные философские труды в 2-х т. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1971, с. 207−429-
  31. Френсис Бэкон Избр.филос. труды, в 2-х т. т.1, М., Изд-во Мое. ун-та, 1969. с. 337−404- История принципов физического эксперимента. От античности до ХУП в. М.: Наука, 1976. — 291 с. Человек в его истории. — Л., Изд-во ЛГУ, 1976.- 295 с.
  32. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления, М.: Наука, 1978. 199 с.
  33. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековье и Ренессанса. М., Худож. лит-ра. 1965. 527 с. Исторический и критический словарь. М.: Мысль, т.2, 1968. — 391 с.
  34. B.C. Размышления о принципах периодизации утопического социализма. В сб. Из истории социалистических учений. Свердловск, 1981. с. 3−18.
  35. B.C. Мышление как творчество. / Введ. в логику мысл. диалога/. П.: Политиздат. 1975. 399 с.
  36. А. Учение Гоббса о государстве и праве. «Под знамене. марксизма». 1938, $ 6, с. II9−132.
  37. .В. Ленинские принципы анализа истории философии. М.: Наука, 1970. 240 с.
  38. А.С. Эволюционный натурализм Р.В.Селларса и диалектический материализм. Воцросы философии. 1959., J6 3, с.90−101.
  39. А.С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX вв.
  40. М.:Изд-во Московск. ун-та. 376 с.
  41. Л.М. Итальянский гуманизм: Этические учения Х1У-ХУ вв.
  42. М.: Высшая школа. 1977 254 с.
  43. Бруно Дне. Диалоги. Пер. с итал. Ред. и вступ. статья М.А.
  44. . М., Госполитиздат. 1949. 552 с.
  45. .Э. Психофизиологическое учение Томаса Гоббса. Отд. оттиск «Вестника Коммунистической Академии», кн. 26. с. 70−112.
  46. .Э. Материализм Т.Гоббса. «Под знаменем марксизма».1938, № 6, с. 79−91.
  47. .Э. Бэкон и его место в истории философии. «Подзнаменем марксизма». М., 1931. № 6. с.73−108.
  48. .Э. Людвиг Фейербах. М., Мысль. 1967. 240 с.
  49. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль.1978. 216 с.
  50. А.А. Теория познания Френсиса Бэкона. Автореферат дис.1. Бэкон Ф.1. Бэкон Ф.1. Вейцман Е.М.1. Вернеке А.
  51. Сочинения в 2-х т. /Перевод/ сост.общ.ред.А. Л. Субботина.-М.:Мысль, 1978, т.2. 575 с. Социологическая доктрина Томаса Гоббса. — В кн.: Т.Гоббс. Избранные произведения в 2-х т. М., 1964, с.1−41.
  52. Очерки по истории английского материализма ХУП-ХУШ вв. Красноярск, 1958. 488 с.
  53. А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  54. А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.: Мысль. 1977. 359 с.
  55. А.Х. Томмазо Кампанелла. М.: Мысль. 1969. 247 с.
  56. К.В. Джон Локк. Популярный очерк его жизни и учения.
  57. М-Л., «Московский рабочий», 7-я тип. «Искра революции» Мосполиграфа, 1929. 237 с.
  58. .Т. Философская антропология. М.: Мысль, 1982.188 с.
  59. .Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. 319 с.
  60. .Т. Буржуазная философия антропологии сегодня. Вопросы философии, 1973, № 3, с.119−131.
  61. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с.
  62. И.Е. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины кватроченто. М.: Искусство, 1975. 127 с.
  63. A.M. Социально-политические учения Нового времени в3.х т. т.1, М., Изд-во АН СССР, 1958. 628 с.
  64. Р. Избранные произведения. Ред. и выступ, статья
  65. В.В. Соколова. М.: Госполитиздат, 1950. 711 с.
  66. Диалектика как методология научного познания. Под ред. П. В. Попова. М.: Высшая школа, 1978. — 288 с.
  67. О.Г. Понятие морали. Ист.-критический очерк. М.:1. Наука, 1974. 388 с.
  68. В.В. Социология насилия / критика современных буржуазных концепций/. М.: Политиздат, 1975. 214 с.
  69. М.А. Материализм Френсиса Бэкона и его теория неба." Фронт науки и техники", 1936, № 10, с. 89−102. Европа в новое и новейшее время, Сб. статей памяти акад. Н. М. Лунина. / Ред-сост. В.В.Альтман/ М.: Наука, 1966.- 687 с.
  70. Г. А. Джон Локк. М.: Мысль, 1973. 207 с. Заиченко Г. А. Учение Джона Локка об эмпирическом происхождениизнаний. Автореферат дис.канд.филос.наук. М., 1955- 15 с.
  71. Идеалы и нормы научного исследования. /Ред. сост. В.С.Степин/.
  72. Минск, ЕГУ, 1981. 431 с. Из истории культуры средних веков и Возрождения. Под. ред. У.А.
  73. Карпушина. М.: Наука, 1976. 316 с. Историко-философские исследования. / Сборник статей. Ред.доц. К.
  74. М.Б. Митина, П. Ф. Юдина, т.2, ОГИЗ.Госполитиздат.- 472 с.
  75. История философии в 4-х томах. Под ред.М. А. Дынника, М. Т. Иовчука,
  76. Б.М.Кедрова, М. Б. Митина. О. В. Трахтенберга. т.1, М., Изд-во АН СССР. 1957. 718 с. История философии и воцросы культуры. Сб.статей. Отв.ред. М.А.
  77. Лившиц. М.: Наука, 1975. 319 с.
  78. В.Г. Идея государства у Гоббса. Посмертное изд. с предисловием И. В. Михайловского. Киев, 1906, III. -170 с.
  79. Бэкона. Автореферат дис.канд.ист.наук., М., 1983.- 23 с.
  80. A.M. Философия американского натурализма. М., Йзд-во
  81. МГУ. 1972. 175 с. Каримский A.M. Революция 1776 г. и становление американской философии. М.: Мысль, 1976. — 296 с. Киссель М. А. Судьба старой дилеммы /рационализм и эмпиризм вбуржуазной философии ХЕХ века/. М.: Мысль, 1974.- 279 с.
  82. А.И. Реформацстонное движение в России в Х1У первойполовине Ш вв. М., Изд-во АН СССР, I960. 411 с. Ковалев С. М. О человеке, его порабощении и освобовдении. М.:
  83. Политиздат, 1970. 303 с. Коган-Бернштейн Ф.А. «Новая Атлантида» и «Опыт» Ф.Бэкона. — В кн.
  84. .Г. Культуры эпохи1. Кучкин В.М.1. Кучкин В.М.1. Лавровский В. М
  85. Критика современных буржуазных концепций личности. М.: Знание, 1975. 64 с.
  86. Джордано Бруно и генезис классической науки. М.: Наука. 1970. 212 с.
  87. Идеи и образы Возрождения. / Наука ХЕУ-ХУТ вв. в свете современной науки/. М.: Наука, 1979. 280 с. Ньютон. М.: Мысль, 1982. — 175 с. Возрождения и Реформации.Сб. статей / под ред. В.И. Рутенбурга/. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981. — 267 с.
  88. Социологическая концепция Т. Гоббса и её истори -ческое значение. Автореферат дис.канд.филос.наук. Л., 1969. 16 с.
  89. Учение Гоббса о человеке. Труды Алтайского политех, ин-та, Барнаул, вып.20, 1972, с 32−41.. Сборник документов по истории английской буржуазной революции ХУП в. под ред. проф. Барга М. А. М.: Высшая школа, 1973, — 342 с.
  90. В.М. «Модеж мира» и образ человека: Критический анализидей Римского клуба. М.: Политиздат, 1982.- 255 с.
  91. Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки. М. :1. Наука, 1970. 619 с.
  92. Ю. Бэкон Веруламский и метод естествознания. П-б, 1866, У1. 72 с.
  93. Лившиц Г. М. Свободомыслие и материалистическая философия в
  94. Западной Европе. / вторая половина ХУ11 века/. Минск: Вышейшая школа. 1975. 384 с.
  95. Избранные философские произведения в 2-х т., т.2, Под общей ред. А. А. Макоровского. М., Соцэкгиз. I960. 532 с.
  96. К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классическойи марксистско-ленинской философии. Свердловск, 1973. 187 с. 1. Литман А. Д. Локк Д. 1. Локк Д. 1. Лосев А. Ф. Лукоянов В.В.1. Любутин К.Н.
  97. К.Н. Критика современной философской антропологии. М.:
  98. Отв.ред.Богданов Б. В., М.: Наука, 1977. 306 с. Механика и цивилизация ХУ11-Х1Х вв. Сб. статей. Под ред. А.Т.
  99. Григорьяна. М.: Наука, 1979. 527 с. Милонов К. Философия Фр. Бэкона. М., «Новая Москва», б. г.- 176 с.
  100. Ю.П. Ф.Бэкон и его учение. М.: Наука, 1975. 264 с. Мортон А. Л. Английская утопия. М., Мзд-во иностр. лит-ры., 1956- 278 с.
  101. А.Л. От Мэлори до Элита. М.: Прогресс, 1970. 256 с.
  102. Н.В. Познание и общество. Из истории философии ХУ11
  103. OTII веков. М.: Мысль, 1969. 297 с. Мысливченко А. Г. Человек как предает философского познания. М.:
  104. Мысль. 1972. 190 с. Барский И. О. Философия Джона Локка. М., Изд-во Моск. ун-та. I960.- 63 с.
  105. И. С. Западноевропейская философия Ш1 в. М.: Высшая, школа, 1974. 379 с. Нарский И. О. Западноевропейская философия X7III века. М.: Высшая школа, 1973. — 302 с. Наука и нравственность. Сб.статей.Сост. и автор введ. В. И. Толстых.
  106. М.: Политиздат, 1971. 440 с. Немченко Н.В. Т. Гоббс: политическая теория ренессансного индивидуализма. — Деп. 6220. М., 1980. — 34 с. Немченко И.В. Т. Гоббс и английская буржуазная революция ХУЛ в.
  107. Автореферат, дис.канд.ист.наук. М., 1981. 27 с. Новгородцев П. И. Учения нового времени ХУ1-ХУ1П вв. / Из лекцийпо истории философии права/. М., Изд.студ. И.Власова. 1901. 144 с. Новоселов М. М. Принцип абстракции, понятие тождества и «правило
  108. Локка». Автореф. дис.канд.филос.наук. М., 1970.- 21 с.
  109. Т.И. Главные философские направления. /Теоретическийанализ историко-философского процесса/. М.: Мысль, 1971. 383 с.
  110. Т.И. Проблемы историко-философской науки. Изд.2-е. М.:
  111. М.В. Т.Гоббс. / К 350-летию со дня рождения/ «Фронтнауки и техники», 1938. $ 4−5.
  112. М.В. Учение Гоббса о религии.- «Под знаменем марксизма"1938, JS 6, с. 135−145.
  113. Г. В. Избранные философские цроизведения в 5-ти т., т.З.
  114. М., Гос.изд.пол.же., 1957. 784 с,
  115. Н.Е. Ге1фи Торо. М.: Мысль, 1983. 188 с.
  116. Политические учения: история и современность. Домарксистская политическая мысль. Отв.ред. В. Е. Туманов и др. М.: Наука, 1976. 495 с.
  117. Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии. / Историяи современность). Под.ред. А. Г. Мысливченко и JT.H. Суворова. М.: Политиздат. 1975. 304 с.
  118. Проблемы логики, методологии и истории науки. Сб.статей. Отв.ред.
  119. К. А. Кукушкин, В. С. Мезьков. М., Изд-во МГУ, 1978. 242 с.
  120. И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1. Изд-во ЛГУ, 1973.- 175 с. 1. Рахман Д.
  121. П.Г. Ревякина Н.В. Ревякина Н.В.
  122. У.Д. Н.ГЛернышевокий. Становление и эволюция мировоззрения. Минск: Вышэйшая школа, 1972. 255 с.
  123. Ю.М. Политическое учение Гаррингтона. Из истории идейно политической борьбы в года английской буржуазной революции Ш1 в. М., Изд-во Моск. ун-та, 1975.- 204 с.
  124. В.Е. Политические взгляды Джона Локка. Автореф. дис.канд.юр.наук. М., 1968. 19 с.
  125. В.Е. К оценке политических воззрений Гоббса. „Советское государство ж право“, 1974, В 12, с. II5-II9.
  126. Г. В. Советский человек. Формирование социалистическоготипа личности. М.: Политиздат, 1980, 463 с.
  127. И.Ф. Проблемы человека в марксистско-ленинской философии и эстетике. Л., Изд-во Л1У, 1974. 208 с.
  128. Современная буржуазная философия и религия. Под ред. А. С. Богомолова. М.: Политиздат 1977. 376 с.
  129. В.В. Натурфилософия ГО-ХУ11 вв. как предпосылка материализма Нового времени. Вопросы философии, I960, № I, с. 130−142.
  130. В.В. Европейская философия ХУ-ХУ11 веков: Учеб.пособиефилос.фак-тов ун-тов.- М.: Высшая школа, 1984.- 448 с.
  131. В.В. Очерки филсюфии эпохи Возрождения. М.: Высшаяшкола, 1962.- 168 с.
  132. Э.Ю. Теория общественного договора и кантовское моральное сознание. В сб. Философия Канта и современность. Под общ. ред. Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1974, с. 184−235.
  133. A.I. Шекспир и Бэкон. Вопросы философии. 1964, № 2. с.95−103.
  134. А.Л. Френсис Бэкон. М.: Мысль, 1974. 175 с.
  135. С.Ф. Бэкон. М., Гос. соц-экон. изд-во, 1937. 193 с.
  136. М. Бэкон и его трактат „0 принципах и началах“.
  137. Под знаменем марксизма», М., 1936, № 9, с.46−63.
  138. О.В. Развитие марксизма и его борьба против идеализмав период первых буржуазных революций /конец X7I-начало ХУ111 в./. Лекции. М., Изд-во Моск. ун-та. 1956. 100 с.
  139. Дж.Т. Социальная история Англии. Обзор шести столетийот Чосера до королевы Виктории. М., Изд.иностр. лит., 1959. 351 с.
  140. У истоков классической науки. Под ред. А. Н. Боголюбова. М.: Наука, 1968. 351 с.
  141. Л. История философии. Собр.произв. в 3-х томах, т.1,1. М.: Мысль, 1974. 544 с.
  142. Л. Избранные философские произведения в двух томах.т.1. М., Гос.изд.полит.лит. 1955. 676 с.
  143. Философия эпохи ранних буржуазных революций. Ред. коллегия: акад.
  144. Т.И.Ойзерман /рук.авт.кол./ и др. М.: Наука. 1983. 576 с.
  145. К. Реальная философия и её век. Франциск Бэкон Веруламский. Соч. К.Фишера. Пер. Н.Страхова. Изд. 2-е, СПб., 1870, УТ. 360 с.
  146. И.Т. Перспективы человнка: опыт коплексной постановкипроблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1979. 336 с.
  147. В. Человек в научной картине мира. Пер. с нем. Общ.ред. Г. Я. Тальнерина. М.: Прогресс. 1971. 431 с.
  148. М.Д. Борьба марксизма и идеализма в ХУП начале ХУ1Пвека в Европе. Лекции. М., Изд-во пол. лит-ры, 1957. 128 с.
  149. А.А. Томас Гоббс. /Его жизнь и учение в связи с историейобщественной жизни Англии конца ХУ1 в.-пер.пол. ХУ11 в./М., «Московский рабочий», 1929. 175 с.
  150. А.А. Томас Гоббс. Родоначальник современного материализм
  151. М., «Красная новь», 1924. 138 с.
  152. В.А. Новые тупики старых идей. /Критич. очерки рационалист. и романт. воззрений/. Л.: Лениздат, 1982.-174
  153. В.А. К вопросу о соотношении национального и интернационального в истории философии. Диссертация канд. филос, наук. Л., 1977. 177 с.
  154. П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.1. М.: Мысль, 1976. 301 с.
  155. B.C. Проблема отношения науки и метафизики в современнойангло-американской философии науки. В кн. Проблемы и противоречия буржуазной философии 60−70 годов. М.: Мысль, 1983.
  156. Т.М. Личность и общество. / Проблемы личности в современной философии-марксизм, экзистенциализм, структурализм, христианский персонализм/. М.: Прогресс, 1973. 543 с.
  157. Aaron R. John Locke" 2 td ed. Oxford. The Clarendon Press, 1955 -323 p.
  158. Anderson F.H. Francis Bacon. His career and his thought. IT-Y.Univ of Southern Californea press, 1962 367 p.
  159. Anglin J. On Locke’s State of nature. Political Studies. Oxford, Vol, 26, IT 1, 1978, p.78−90.
  160. Bertman M.A. Hobbe’s Homo Lupus covenanted. International Studies in philosophy, Torino, Vol. 1X, 1977, p.23−42.
  161. Bertman M.A. Hobbes: The natural a. the artificial good. Bern etc. Lang, 1981 — 158 p.
  162. Bevan B. The Real Francis Bacon. L., The Hague, 1980 231 p.
  163. Bowie J. Hobbes and His Critics. A study in seventeanth century constitutionalism. London, Cape, 1951 215 p.
  164. Bozeman T.D. Protestants in an age of science: The Baconian ideaL and antebellum American religious thought. Chpel Hill, Univ, of North Carolina press, 1977 — 243 p.
  165. Burton R. The Anatomy of Melancholy, U-Y. Philos.libr. 1938 399p.
  166. Cassirer E. The Individual and the Cosmos in Renaissance philosophy. H-Y. Barnes & Hoble, 1963 199 p.
  167. Clark S. F. Bacon’s New Atlantis: Blueprint of Progress Futures, 1972, Vol.4, Ю, p.272−284.
  168. Clark D.S. Francis Bacon. The Study of History and the science of man. Cambridge, Univ. press, 1970 — 171 p.
  169. Eccleshall R. Order and Reason in politics theories of Absolute and Limited Monarchy in Early Modern England. Oxford, Univ. press, 1978 197 p.
  170. Eisaiey L. The man who saw thro^h time N-Y. St.Martin.press. -243 p.
  171. Essential articls for the studihg of Prancis Bacon, ed. by Vi-chers. L., Jackson, 1972 -323 p.
  172. Parrington B. Prancis Bacon. Philosopher of Industrial Science. -Ь., Cambridge Univ. press, 1951 198 p.
  173. Parrington B. Prancis Bacon. Pioneer of planned science. If-Y. Washington, 1969 — 122 p.
  174. Pranclin J.H. John Locke and the theore of soverignty: mixedmonarchy a. the right of Resistance in the political thought of the England revolution. Cambridge etc.: Cambridge Univ. press, 1981 — 148 p.
  175. Goldsmith M.M. Hobbe’s science of politics. Ж-Y. L., Columbia Univ. press, 1966 274 p.
  176. Goldwin R.A. Locke! s state of nature in political society.
  177. Western polit.guart. Sait lake City, 1976, Vol.26, IT 1, p.126−135.
  178. Gouthier D.P. The Logic of Leviathan. Oxford, Clarendon press, 1969 342 p.
  179. Gray Ch.M. Renaissance and Reformation in Engiand. Part 11, 2T-Y. Columbia univ. press, 1973 368 p.
  180. Cray R. Hobbe’s system and early philosophical views journ. of the history bf ideas, 1978, Vol. 39, И2, p.199−216.
  181. Green A.W. Sir. Prancis Bacon. H-Y. Garden City, 1966 200 p.
  182. Crowter J.C. Prancis Bacon. The first statesman of science. -London, The Cresset press, 1960 362 p.
  183. Herbert G.B. Thomas Hobbe’s dialectic of desire. Hew scholasticism, Washington, 1976, Vol. 50, И 2, p.137−163*
  184. Hobbes1 Studies. eds by Brown. Cambridge, Harvard Univ. press, 1965 300 p.
  185. Dod F.C. The Divine Politics of Thomas Hobbes: An Interpretation of Leviathan Oxford) Clarendon press, 1964 354 p. ardine L. Francis Bacon: discovery and the art of discourse. L.,
  186. Cambridge Univ. press, 1974 267 p" aviraj S. Concept of man in political theory. — Social scientist,
  187. Frivandrum, 1979, Vol.8, И 3, p.15−3o, В 4, p.37−61. raus J.L. John Locke: empiricist, atomist, conceptualist and agnostic. IJ-Y. Philos.libr., 1968 202 p. emos J. Hobbes and Locke: Power and consent. — Athens: Univ. of
  188. Georgia press, 2978 185 p. eyden W. Hobbes and Locke: The politics of freedom and obligation.
  189. Univ.press, 1974 150 p. Schumpeter J.A. History of Economic Analisis. 1T-Y. Philos.libr., 1954 — 392 p.
  190. Seifert G. The philosophy of Hobbes: Text, context, and the problem of sedimention. Personalist. Los-Angeles, 1979, Vol.60, U 2, p.127−133. itephens J. Francis Bacon and the styie of sciense. — Chicago-L.,
  191. The Univ. Chicago press, 1975 188 p. trauss L. The political philosophy of Hobbes: Its Basis and its
  192. Genesis. Chicago, The Univ. of Chicago press, topias and Utopian thought, ed by Manuel.Boston. 1966 321 p. augh K.I. John Locke: economist and social scientist. L.,
Заполнить форму текущей работой