Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ценностные противоречия в социальной работе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важно подчеркнуть, что этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы на ситуации, формируемые этическими дилеммами, не всегда способны удовлетворить их запросы. Данные кодексы достаточно абстрактны, а принципы, в них содержащиеся, иногда сами представляют этическую дилемму. Тем не менее ряд профессиональных этических правил «становится как бы набором критериев… Читать ещё >

Ценностные противоречия в социальной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большинство затруднений в практике социальной работы обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми ценностями и нравственными нормами. Подобного рода ситуация обозначается как этическая дилемма. На межличностном уровне такие дилеммы могут быть вызваны противоречиями между ценностными ориентирами социального работника и его подопечного. Даже, казалось бы, однозначно трактуемый нравственный принцип ответственности социального работника также может порождать ценностные противоречия, в частности, разным содержанием ответственности социального работника перед работодателем, перед подопечным, перед коллегами.

В ряде источников предпринимается попытка выделения наиболее типичных этических дилемм:

— Независимость и манипулирование. Для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование.

  • — Патернализм и самоопределение. Патерналистская парадигма предполагает опекунскую модель отношений социального работника и клиента, допускает вмешательство в желания или свободу последнего для его же собственного блага. Для разрешения этого противоречия утверждается принцип информированного согласия, превращающий клиента из пассивного получателя благ и объекта для манипуляций в партнера.
  • — Необходимость говорить правду. Не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. Однако в отдельных случаях представляется этически оправданным скрыть правду от клиентов или «снабдить» их дезинформацией («спасительной ложью») для их же пользы.
  • — Конфиденциальность и частный характер сообщений. В отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия конфиденциальной информации, например, перед лицом угрозы со стороны подопечного третьему лицу.
  • — Законы и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому подчас благополучие клиента вступает с ним в противоречие.

Важно подчеркнуть, что этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы на ситуации, формируемые этическими дилеммами, не всегда способны удовлетворить их запросы. Данные кодексы достаточно абстрактны, а принципы, в них содержащиеся, иногда сами представляют этическую дилемму. Тем не менее ряд профессиональных этических правил «становится как бы набором критериев в принятии решений… Работающие ценности дают возможность специалисту принять решение о том, как поступать в конкретных случаях. Без работающих ценностных ориентаций специалист будет работать как бы „без руля и без ветрил“» .

Таким образом, философию социальной работы целесообразно рассматривать как такое направление исследований, в котором весь методологический аппарат философского знания устремлен на постижение специфического цивилизационного феномена — социальной работы.

К настоящему времени в рамках этой частнофилософской теории выделился ряд актуальных направлений: онтология социальной работы, диалектика социальной работы, эпистемология социальной работы, аксиология социальной работы, антропология социальной работы.

Ценность человека, человеческого общества является гуманистическим базисом социальной работы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой