Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема взаимосвязи философии и политики (на материалах трудов К. Маркса и Ф. Энгельса периода обобщения опыта европейских буржуазно-демократических революций 1848-1849 гг.). Философско-методологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Годаря которому только и может совершаться постепенное раскрытие в ходе теоретического исследования соответствующей объективной об ласти, а значит и о необходимостью отсюда вытекающая возможность практического овладения самой этой объективной областью, Но для решения данного вопроса в такой форме потребовалось коренное изменение как методологических (философских, общетеорети ческих) основ, так… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Некоторые методологические принципы рассмотрения проблемы взаимосвязи философии и политики в марксистско-ленинской философии

§ I. Материалистическое понимание истории, учение классиков марксизма о базисе и надстройке как общефилософская, теоретико-методологическая основа для анализа проблемы взаимоотношения философии и политики *..

§ 2. Значение диалектико-материалистического принципа единства теории и практики для понимания проблемы связи философии и политики

Глава II. К. Маркс, Ф. Энгельс и проблема взаимосвязи политики и философии (по работам, обобщающим опыт европейских буржуазно-демократических революций 1848−1849 гг.)

§ I* Основные проблемы, главные теоретические достижения классиков марксизма, осуществленные ими на основе обобщения опыта революционных событий 1848−1849 гг" — их общая характеристика и отличительные особенности

§ 2* К вопросу взаимоотношения философии и политики в разработке К. Марксом и Ф. Энгельсом концепции «непрерывной революции» (18 481 852 гг.)

Проблема взаимосвязи философии и политики (на материалах трудов К. Маркса и Ф. Энгельса периода обобщения опыта европейских буржуазно-демократических революций 1848-1849 гг.). Философско-методологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В марксистской литературе не подвергается сомнению вопрос о существовании нерасторжимой связи между философией и политикой. Вопрос этот, выраженный в самой общей форме, — как вопрос, только констатирующий наличие такой связи, — представляется марксистам, в принципе, разумеющимся и постольку не несет в себе проблемной нагрузки. Проблема возникает здесь тогда, когда начинают конкретно рассматривать данную связь с тем, чтобы определить ее характер, выявить соотносящиеся стороны, их специфику, диалектику взаимодействия и т. д.

В советской философской литературе, в марксистской философской литературе вообще, имеется немало работ, посвященных анализу отмеченных проблем, С определенной степенью условности все эти работы можно разделить на несколько групп. При этом, к первой из них — она наиболее многочисленная — можно отнести такие исследования, в которых так или иначе рассматривается тема «философия и политика», В основном — это работы общефилософского характера, в которых анализ основных философских проблем связывается с рассмотрением и вопросов политики, прямо либо косвенно вытекающих из специфики той или иной философской рефлексии, анализируемой в данных произведениях.

Далее следует отметить работы тех авторов, в которых с марксистских общефилософских позиций анализируются в основном проблемы диалектико-материалистической теории политики, политики в целом, ее.

I. Не вдаваясь здесь в подробности конкретного перечисления всех таких исследований (их очень много), назовем в качестве примера лишь работы Э. В. Ильенкова. См., в частности: Ильенков Э*В* Диалектическая логике. Очерки истории и теории. — М, 1974;его же: Ленинская диалектика и метафизика позитивизма* - М, 1980″ различных аспектов Существует довольно обширная литература по проблеме взаимодействия форм общественного сознания Здесь необходимо также назвать специальные исследования по проблеме отношения экономики и политики.

В последнее время в советской философской литературе уделяется большое внимание проблемам взаимосвязи идеологии и политики, роли социалистической идеологии в жизни общества развитого социализма сЮда Ж0 могут быть отнесены исследования, связанные с изучением состояния современной социально-исторической практики, практики вообще, различных форм революционно-преобразующей деятельности народных масс, общих проблем идеологической борьбы I, См.: Белых А. К. Политическая организация общества и социалистическое управление. — М*, 1967; Бовин А. Е" В*И, Ленин о политике и политической деятельности, — М., 1971; Азаров Н"А. В"И.Ленин о политике как общественном явлении, — М*, 1971; Бурлацкий Ф. М. Ленин, государство, политика. — М., 1970; Разин В. И. Политическая организация общества, — М", 1967. 2″ См., например: Уледов А. К# Структура общественного сознания. -М., 1968; его же: Духовная жизнь общества. — М*, 1980;Келле В"1″, Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания" - М*, 1959; Формы общественного сознания. — М., 1960 и др.

3, См.: Гапочка П. Н. Экономика и политика. — М*, 1966;Зародов К. И. Экономика и политика в революции. — М., 1980; Азаров Н. Й., Ар-ская Л. П. Экономика и политика. — В кн.: Ленин как политический мыслитель. — М, 1981.

4. См.: Кортунов В. В. Идеология и политика. — М., 1974; Биккенин Н, Б, Социалистическая идеология, — М., 1978″.

5″ См.: Борьба идей в современном мире. Современный капитализм: противоречия и доктрины. Т.2. — М., 1976; Борьба идей в современном мире. Развивающиеся страны: проблемы и идеологические течения. Т.З. — М., 1978; Вагладин В. В. Историческая миссия рабочего класса и современное рабочее движение. — М., 1976; Зародов К. И, Социализм, мир, революция. -М., 1977; Красин Ю#А., Лейб-зон Б.М. революционная теория и революционная политика, -М, 1979; Федосеев П. Н. Диалектика современной эпохи. Изд.3-е, -М., 1978; Яковлев М. В, Идеология. Противоположность марксистско-ленинской и буржуазных концепций, — М., 1979; Ярошевский Тадеуш М. размышления о практике. — М., 1976 и др.

Необходимо отметить также то, что проблема взаимоотношения философии и политики тек или иначе рассматривается и в курсе истории марксистско-ленинской философии И, наконец, следует назвать работы тех авторов — для нас они представляют наибольший интерес, — которые специально посвящают свои исследования непосредственному анализу проблемы взаимосвязи философии и политики, общефилософским и методологическим аспектам анализа этой взаимосвязи. К сожалению, таких работ не очень много В особенности это относится к последним, т. е. к тем из них, в которых основное внимание уделяется именно общефилософским и теоретико-методологическим проб.

1. Зцесь мы имеем в виду прежде всего такие работы, в которых исследуются вопросы формирования и развития марксистской диалекти-ко-материалистической философии. К примеру: Багатурия Г. А. Первое великое открытие Маркса (Формирование и развитие материалистического понимания истории). — В кн.: Маркс — историк, — М.: Наука, 1968; его же: Развитие марксизма в 50-х — начале 60-х гг. — В кн.: Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории. Том первый. Возникновение пролетариата и его становление как революционного класса. — М.: Мысль, 1976; его же: Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе, — М.: Политиздат, 1972; Вазюлин В. А. Логика «Капитала» К.Маркса. — М#: Издательство МГУ, 1968; его же: Становление метода научного исследования К. Маркса (логический аспект), — М.: Издательство МГУ, 1975; Ойзерман Т. И. Диалектический материализм и история философии. — М.: Мысль, 1979; его же: Проблемы историко-философской науки, — М.: Мысль, 1969; его же: Развитие марксистской теории на опыте революций 1848 года, — М": Госполитиздат, 1955; его же: Формирование философии марксизма. 2-е изд. — М.:Мысль,.

1974 и другие,.

2. Среди них следует особо отметить недавно вышедшую в издательстве «Мысль» книгу Вишнякова А. С. Политика КПСС: методологические проблемы и практика. — М., 1980; статью Разина В*И, Философия и политика, — В кн.: Категории исторического материализма, вышедшей в изд-ве «Мысль» в 1980 г, — соответствующий параграф под названием «Философия и политика» в кн.: Федосеева П. Н. Диалектика современной эпохи. Изд. 3-е. — М., 1978; статью Алеклемам исследования данной темы, В принципе это видно уже из беглого перечисления некоторого — правда, не всего вообще имеющегося по этой теме — перечня работ, посвященных интересующей нас проблематике.

Что же касается исследований специально посвященных анализу историко-философского аспекта отмеченной проблемы, то таких конкретных работ вообще нет в отечественной исторической и философской литературе, если не считать, конечно, названные выше исследования советских историков марксистско-ленинской философии, относящихся, в основном, ко всему историко-философскому процессу формирования и развития марксистско-ленинской философии. Диссертант в своей работе и пытается частично восполнить этот пробел, предприняв попытку рассмотреть проблему взаимосвязи философии и политики, с одной стороны, на примере анализа одного исторически конкретного периода в развитии марксистско-ленинской философии, а с другой, анализируя историко-философский аспект данной проблемы, -автор всячески стремился расширить содержание рассматриваемых в диссертации историко-философских проблем и за счет включения в несандра Лилова, напечатанную в четвертом номере журнала «Проблемы мира и социализма» за 1981 год: Диалектика теории и политики в ленинизмекнигу Красина Ю*А* и Лейбзона Б"М. Революционная теория и революционная политика, выпущенную издательством политической литературы в 1979 годуредакционную статью «Философия и политика», опубликованную в «Вопросах философии» в номере третьем за 1969 г.- книгу «Ленин как политический мыслитель», изданную Политиздатом в 1981 г. Список таких работ и ограничивается^ основном, перечисленными произведениями" I. Более подробный обзор литературы по наиболее близким к данной теме проблемам можно получить, ознакомившись с введением диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук Лашиной М. В.: Политическая сфера жизни общества и ее специфика. — М., 1972 и со списком литературы, приведенным в данной диссертации. го целого ряда малоисследованных общефилософских и теоретико-методологических аспектов указанной проблемы.

Из вышеизложенного следует, что рассмотрение проблемы взаимоотношения философии и политики связано (по меньшей мере) с трудностями двоякого рода. С одной стороны, следует отметить недостаточную разработку методологии, историко-философских и общетеоретических принципов исследования подобных проблем, а с другой — огромное количество фактологического материала, так или иначе посвященного данной проблематике, и с необходимостью требующего поэтому тщательного предварительного анализа и ознакомления с ним. К этому добавляются и трудности, вызванные неоднозначным употреблением в философской и общественно-политической литературе таких терминов, как: «политика», «идеология» и, в особенности, существующие до сих пор разногласия в трактовке таких фундаментальных категорий исторического материализма, как «общественное бытие и общественное сознание», «материальные и идеологические отношения», «базис и надстройка» и т. п., без соответствующего предварительного истолкования, точнее понимания, которых просто невозможно обойтись при анализе отмеченной в названии диссертации конкретной темы •'¦• Здесь вполне уместным и даже необходимым было бы привести соответствующее высказывание В. И. Ленина о том, что нельзя браться за решение частных проблем без предварительного разрешения общих. Данное замечание В. И. Ленина тем более применимо к специфике нашей работы, что в ней речь идет прежде всего и по преимуществу не столько о взаимоотношении философии и политики, сколько о взаимосвязи философии и политику т. е. о той отороне вопроса, которая, как это ни парадок.

1. См. об этом, например: Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. — М., 1981″ с.19−20.

2. См.: Ленин В. И. Полн.собр.соч., т. 15, с"368. сально, меньше разработана в нашей философской литературе, чем, скажем, вопросы, связанные с философским рассмотрением политических проблем как таковых, закономерностей развития политической сферы жизни общества и т. п.

При этом, кроме всего прочего, мы исходили из того соображения, что основную теоретическую нагрузку во взаимоотношении философии и политики все же, как нам представляется, несет в себе и должна нести именно философия точнее — общефилософская, теоретико-методологическая сторона рассматриваемой проблемы (во всяком случае на начальном этапе ее теоретического анализа) По меньшей мере, и это следует особо подчеркнуть, мы в нашей диссертационной работе не будучи, разумеется, в состоянии охватить всю данную проблематику в целом и тем более всей совокупности ее конкретных историко-философских особенностей, так же как, впрочем, и особенностей общетеоретических, именно этому аспекту анализируемой темы уделяем преимущественное внимание В этом именно находит свое выражение и общая особенность данного диссертационного исследования в целом.

Таким образом, все эти перечисленные выше сложности, возникающие в связи с исследованием проблемы взаимоотношения философии и политики, и заставляют нас специально остановиться на общих воп.

I. Хотя бы потому, что речь в данной диссертации идет именно о философском, а не о каком-либо ином рассмотрении проблемы*.

2* Кроме того, данная необходимость вызывается, как уже было отмечено, еще имеющимися, на наш взгляд, некоторыми неясностями именно в общефилософском и теоретико-методологическом истолковании анализируемой здесь проблемы. 3. Повторяем, данная работа вовсе не претендует на то, что она исчерпывающе разрешает все затронутые в ней проблемы. Напротив, она представляет собой скорее попытку постановки такой проблемы в указанном ее аспекте. росах, прежде чем перейти к рассмотрению конкретного содержания нашей темы — к решению проблемы взаимоотношения философии и политики на опыте европейских буржуазно-демократических революций 1848−1849 гг. При этом, специально не затрагивая всей совокупности общих проблем, мы в первой главе диссертации ставим перед собой лишь одну ограниченную задачу: попытаться осветить интересующую нас проблему с точки зрения анализа основных положений и принципов материалистического понимания истории в целом * и, более конкретно, с точки зрения учения К. Маркса и Ф. Энгельса о базисе и надстройке в частности. При этом, в свою очередь, мы исходили из того, что материалистическое понимание истории предполагает, во-первых, выяснение специфики материалистического решения основного вопроса философии применительно к общественной жизниво-вторых, определение критерия материальности общественных явленийв-третьих, рассмотрение роли социально-преобразующей деятельности людей, т. е. практики. Именно эти отмеченные аспекты составляют, на наш взгляд, основное ядро данной проблемы, чему мы и уделяем преимущественное внимание в первой главе диссертации. В данном случав также важно было подчеркнуть, что «они взаимодополняют и конкретизируют друг друга, вследствие чего материалистическое понимание истории оказывается невозможным не только без выделения материального фактора общественной жизни и уяснения его первичности по отношению к общественному сознанию, но и без органического включения практики как в теорию, так и в гносеологию социальных процессов» .

Необходимость в более тщательном анализе основных положений материалистического понимания истории, объясняющих и раскрывающих.

1. Разумеется, не вообще, а применительно к специфике нашей исследуемой темы.

2. Арефьева Г. С., Вербин А. И. Сущность материалистического понимания истории. — Философские науки, 1978, № 3, с. 141.

— юпо существу смысл именно философской стороны нашей проблемы, что является, повторяем, основным аспектом, отображающим специфику диссертационной работы вообще, а не только ее первой главы, вызывается еще и тем обстоятельством, что Ф. Энгельс в своем «Введении» к изданию 1895 г. работы К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.» специально подчеркивал, что для объяснения тогдашних текущих политических событий они с К. Марксом пользовались и всецело опирались именно на материалистическое понимание истории которое было разработано ими в основных чертах до революции и которое вместе с тем составило общефилософскую основу всей марксистской теории в целом.

Также, как было отмечено, в общетеоретическом анализе данной проблемы мы опираемся, в частности, и на учение К. Маркса и Ф. Энгельса о базисе и надстройке. Наша более конкретная задача состоит, таким образом, в том, чтобы показать значение выработанных К. Марксом и Ф. Энгельсом категорий «базис» и «надстройка» для анализа проблемы взаимоотношения философии и политики. При этоммы исходили из того, что главным в исследовании не только идеологических, но и всех других относящихся к надстроечной сфере процессов, а философия и политика представляют собой всецело надстроечные образования, является учение о базисе и надстройке, намеченное классиками марксизма в общих чертах в «Немецкой идеологии» и в классических четких формулировках изложенное К. Марксом в «Предисловии к критике политической экономии». Мы специально более подробно останавливаемся на этом вопросе потому, что, по нашему мнению, от правильного, точнее, от предельно точного его истолкования во многом зависит как общее, магиотральное направление разработки интересующей нас проблематики, так и многие частности, связанные с ней. В.

I. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 529. этом смысле, как нам представляется, именно категории «базис» и «надстройка» являются основными в исследовании проблемы взаимоотношения философии и политики, поскольку они более конкретно раскрывают прежде всего ее фундаментальные существенные черты, вне четко ограниченных и ясно выверенных рамок рассмотрения которых нельзя вообще вполне научно — диалектико-материалистически — решать анализируемую в работе тему.

Разумеется, проблема взаимоотношения философии и политики не сводится полностью и без остатка только к показу ее зависимости от экономической сферы жизни общества. Кроме этой «общей зависимости от экономических условий» (Энгельс) необходимо было обратить внимание и на относительную самостоятельность данной проблемы, т. е. на рассмотрение этой проблемы в ее относительной самостоятельности.

В целом же проблема взаимоотношения философии и политики анализируется нами в двояком отношении, в двух планах, С одной стороны, исходя из специфики нашей темы, нам необходимо было показать, как та или иная философская позиция определяет и направление решения практических, в том числе и прежде всего политических, проблем. С другой, — ибо было бы теоретически ошибочным и практически неверным ограничение данной проблемы анализом только указанного аспекта, — как сама реальная политика, рассматриваемая в данном случае уже не с точки зрения теории, т. е. в качестве определенной совокупности теоретико-политических положений, взглядов и т. п, «вещей», разработанных на основе общефилософских, общетеоретических принципов, а с позиции политики как реальной практики, действительных закономерностей развития классовой борьбы, отношений' между классами и т. д., в свою очередь оказывает влияние на общую теорию, философскую теорию в том числе, определяя дальнейшую разработку и развитие ее основных теоретических положений. Другими словами, во-первых, нам необходимо было теоретически воспроизвести тот факт, что определенная философия приемлет не любую политику, а лишь такую, которая отвечает ее коренным целеустановкам и фундаментальным принципам, и, что точно так же та или иная конкретная теоретическая политическая стратегия приемлет не любую философию, а лишь такую, которая отвечает ее характеру и сущно-* сти Ведь именно в этом и состоит суть одной из двух основных сторон связи философии и политики. Во-вторых, как уже было подчеркнуто, нам также необходимо было заострить свое внимание на другом, не менее важном аспекте проблемы: на выявлении «обратного соотношения» проблемы связи философии и политики, а именно, на том, как сама политическая практика" в том числе и практика, взяч тая в целом, влияет и в свою очередь воздействует на философскую теорию.

Отмеченные здесь вопросы мы пытались рассмотреть на более широком фоне — не только анализируя основополагающие моменты, характеризующие специфику диалектико-материалистической философии, но и ее принципиальное отличие от всех предшеетающих философских воззрений вообще и, в частности, от философии Гегеля и Фейербаха, как непосредственных теоретических и философских предтеч диалектико-Материалистической философии марксизма. По мере рассмотрения философских воззрений Гегеля и Фейербаха, мы всячески старались затронуть и проблему связи философии и политики, характерную для специфики данных философских концепций.

И, наконец, следует отметить еще одну особенность нашей диссертационной работы. Так как главное для нас заключалось все же в том, чтобы обратить внимание, вернее, отобразить прежде всего философскую сторону вопроса (хотя, отметим еще раз, во второй главе диссертации достаточно много внимания уделяется и сугубо «практи.

I. См.: Федосеев П. Н. Диалектика современной эпохи. Изд. 3-е. — М., 1978, с. 260. ческой" стороне вопроса), то, исходя из этого, мы подробно останавливаемся на выявлении принципиального значения и основного вопроса философии для общего решения анализируемой здесь проблемы* Актуальность исследуемой в диссертации темы обусловлена как ее недостаточной разработанностью, так и теоретической и практической значимостью обсуждаемых в данной диссертационной работе некоторых ее историко-философских, теоретико-методологических и общефилософских аспектов, которые опять-таки до сих пор были либо недостаточно полно освещены в соответствующей исследовательской литературе, либо все еще носят определенный дискуссионный и проблемный характер.

Без же предельно четкого и ясного представления об историко-философских, теоретико-методологических и, в частности, общетеоретических (т.е. философских) принципах и основах диалектико-матери-алистического учения марксизма, абсолютно невозможно исследовать любую частную практическую, и тем более политическую, проблему, всякий частный практический и политический вопрос, так как «политическая линия марксизма. — как подчеркивал В. И. Ленин, — неразрывно (курсив мой, — С.А.) связана с его философскими основами» В статье «Наши упразднители» В. И. Ленин писал по этому поводу следующее: «Спор о том, что такое философский материализм (курсив мой.- С.А.), почему ошибочны, чем опасны и реакционны уклонения от него, всегда связан „живой реальной связью“ с „марксистским общественно-политическим течением“ — иначе это последнее было бы не марксистским, не общественно-политическим и не течением» .

Актуальность данной темы обусловлена также конкретными задачами борьбы с различного рода буржуазными искажениями сущности ди-алектико-материалистического понимания проблемы взаимосвязи тео.

1. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т. 17, с.418*.

2. Там же, т. 20, с.127−128. рии и практики, философии и политики. В современных условиях, когда, как отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, «возросла активность пропагандистских средств классового противника, усилились его попытки оказывать разлагающее влияние на сознание советских людей» первостепенной задачей остается «формирование у советских людей научного мировоззрения, беззаветной преданности делу партии, коммунистическим идеалам, любви к социалистической Отчизне, пролетарского интернационализма» В этой связи правильное, глубоко научное, диалектико-материалистическое понимание проблемы взаимосвязи марксистско-ленинской философии и коммунистической политики приобретает особую значимость.

Научная новизна диссертации прежде всего выражается в том, что в ней впервые в советской историко-философской литературе предпринимается попытка подробно проанализировать взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на проблему взаимосвязи философии и политики, придерживаясь при этом четкой историко-философской ориентации в решении отмеченной проблемы.

Дело в том, что в работах, написанных рядом авторов в последнее время по теме «Философия и политика» (здесь прежде всего имеются в виду уже упоминавшиеся исследования Вишнякова А. С., Красина Ю*А. и Лейбзона Б. М., Лилова А., Разина В. И., Федосеева П. Н. и некоторых других авторов), отсутствует последовательная историко-философская направленность в решении отмеченной проблемы. Обращение к последней, путем более конкретного анализа произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, относящихся к одноод определе. иному конкретно-историческому периоду — к периоду обобщения К. Марксом и Ф.Эн.

1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М., 1981, с. 75.

2. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 19!?9 г. — М.: Политиздат, 1979, с. 8. гбльсом опыта европейских буржуазно-демократических революций 1848−1849 гг. — и составило главную задачу диссертанта, предопределив тем самым особенность данного диссертационного исследования и его новизну.

Вместе с тем диссертант в своей работе не ограничился анализом только историко-философской стороны проблемы. Напротив, делая это, автор данного диссертационного исследования, как об этом уже упоминалось выше, всячески пытался заострить свое внимание и на исследовании тех общефилософских и теоретико-методологических аспектов рассмотрения указанного вопроса, которые до сих пор были либо недостаточно полно освещены в соответствующей исследовательской литературе, либо все еще носят некоторый дискуссионный и проблемный характер.

Таким образом, автор уделяет преимущественное внимание историко-философскому исследованию проблемы взаимосвязи философии и политики с точки зрения рассмотрения именно философской, общетеоретической и общеметодологической ее стороны, которая, по мнению диссертанта, менее всего (по крайней мере, с достаточно полной ясностью) разработана в нашей философской литературе*.

К сожалению, в данной работе мы не имели возможности остано виться на подробном анализе всей совокупности проблем, разработан ных классиками марксизма на опыте революций I848-I849 г г. , даже применительно к специфике нашей диссертационной темы. Но в этом, в сущности, и не было необходимости, потоглу что эта сторона вопро са, на наш взгляд, достаточно полно (если иметь в виду вою сово купность конкретных проблем вообще, так или иначе относящихся и соприкасающихся с нашей темой) разработана в нашей историко-фило софской литературе. Достаточно отметить довольно конкретное и вме сте с тем обобщающее исследование всей совокупности таких теорети ческих проблем, относящихся к указанному этапу в развитии марксис тской философии, осуществленное в монографии Т. И. Ойзермана «Раз витие марксистской теории на опыте революций 1848 года». Помимо этой, ставшей уже классической по данно14у периоду, работы, необхо димо отметить также великолепные работы Г. А. Багатурия, Этому пе риоду достаточно много места уделено и в сравнительно недавно вы шедшей коллективной монографии «Марксистская философия в XIX ве ке», Здесь необходимо также отметить соответствующие главы био графий Карла Маркса и Фридриха Энгельса, подготовленных и изданных Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и т. д. Таких работ до статочно много. Поэтому, повторяем, не было острой необходимости !• См., к примеру: Багатурия Г. А. Развитие марксизма в 50-х — на чале 60-х годов. — В кн.: Международное рабочее движение. Воп росы истории и теории. T.I. Возникновение пролетариата и его становление как революционного класса. — М., 1976, с.487−522- его же: Контуры грядущего. Энгельс о ком^лунистическом общест ве. — М., 1972 и Другие.2. См.: Марксистская философия в ХП веке. Книга первая. От воз никновения марксистской философии до ее развития в 50-х — 60-х годах XIX века. — М., 1979, главы 7 и 8, с.260−333. снова собирать, систематизировать и оценивать всю эту совокупность конкретных проблем, даже может быть непосредственно и относящихся к нашей диссертационной теме, но в данном случае не имеющих для нас большого значения, потому что при желании это можно было бы без особого труда сделать, обратившись к указанным выше источникам, Более того, и это необходимо еще раз подчеркнуть, мы и не ставили перед собой такой задачи. Как уже было отмечено во введении, для нас самым важным было обратить внимание на проблему взаимоотноше ния философии и политики с точки зрения рассмотрения именно фило софской, общетеоретической и общеметодологической ее стороны, кото рая, как нам представляется, менее всего (по крайней мере — с дос таточной четкостью) разработана в нашей философской литературе. Но при этом, разумеется, мы ни в коей мере не игнорировали историко-философского материала. Напротив, мы всячески старались проводить наш анализ, исходя и опираясь на конкретный историко-фи лософский материал, относящийся к конкретному историко-философско му этапу в развитии марксистско-ленинской философии: к периоду обобщения К. Марксом и Ф. Энгельсом опыта европейских буржуазно-демо кратических революций I848-I849 гг. Хотя и здесь, делая это, мы опять-таки пытались заострить преимущественное внимание на общефи лософских аспектах рассмотрения непасредственно интересующих нас специальных вопросов, особо акцентируя свое внимание вместе с тем на тех из них, которые до сих пор были либо недостаточно полно ос вещены в соответствующей исследовательской литературе, либо все еще носят некоторый дискуссионный и проблемный характер" Мы, конечно, далеки от того, чтобы претендовать на полный и исчерпывающий анализ данной проблемы в целом, даже о точки зрения исследования указанных ее аспектов, так как проблема слишком объ емна и сложна по своему общему содержанию, подробное освещение об щефилософской части отмеченной проблемы, в том числе и ее конкрет- 177 ;

него «философско-политологического» аспекта, — нашедшего свое осо бое отражение в наиболее важных произведениях классиков марксизма" обобщающих опыт европейских буржуазно-демократических революций I848-I849 гг. и, в особенности, в таких их работах, как «Классовая борьба во Франции о 1848 по 1850 г», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Крестьянская война в Германии», «революция и контрре волюция в Германии», 'Терманская кампания за имперскую конституцию", а также во множестве других, не столь может быть больших по объе му, но чрезвычайно ценных по своему теоретическому содержанию про изведениях, — дело специальных исследований, которых, к сожалению, пока еще нет. Настоящую работу мы рассматриваем как такую, которая в какой то мере лишь предваряет анализ и исследование этой большой и слож ной проблемы в указанных выше аспектах ее рассмотрения, Далее* Не перечисляя в заключении всех затронутых в данной работе аспектов взаимоотношения философии и политики, теории и практики (эти выводы сделаны в самой диссертации), отметим лишь один, самый общий и в то же самое время представляющий собой, на наш взгляд, и самый важный аспект данного взаимоотношения. Итак, в самой общей форме проблема взаимоотношения философии и политики в диалектико-материалистичеокой философии марксизма представляет собой следующую картину. Определенная общетеоретичес кая сориентированность диалектико-материалистичеокой философии так же, в сущности, как и в других философских концепциях, определяет в общем и целом контуры разработки и собственно политического уче ния марксизма, но в отличие, к примеру, от гегелевской идеалисти ческой философской системы (как, в принципе, в отличив и от всех прочих философских систем вообще), проблема взаимосвязи философии и политики в марксистской философии не ограничивается только разра боткой философских, общетеоретических, политических и тому подобных.

проблем, как проблем сугубо теоретических, но и органически вклю чает в себя, кроме всех отмеченных выше особенностей, так же не обходимость их проверки со стороны объективно развивающейся дейст вительности, практики (и со стороны закономерностей развития реаль ной политики, политической сферы жизни общества как таковой) — не обходимость, обуславливае1цую точкой зрения, сущностью самой марк систско-ленинской философии и выражающуюся в потребности не только проверки, но и дальнейшем развитии и разработке самой философской теории марксизма. Речь идет, таким образом, о потребности, жестко диктуемой специфическими закономерностями и особенностями самой ди алектико-материалистической философии марксизма, принципиально от личившими ее в данном случае от всех прочих идеалистических и иных, не соответствующих объективной реальности, философских воззрений. Такое «вовлечение» общетеоретического, то есть философского, и политического теоретического знания в соответствующие сферы прак тической деятельности, одним из основных позитивных своих резуль татов имело, как мы видели, выявление пробелов в нем, обнаружение нехватки объективно истинной информации о каких-то фактах, процес сах, закономерностях изучаемых объектов (объектов экономических, политических и т. п.).Иными словами, в результате такого «апробирования» на практи ке философской и политической теории только и становится очевидным и возможным и сам факт соответствия данных теоретических концепций реальной действительности, то есть только таким способом и выявля ется сама степень объективности той или иной теории. Таким образом, именно здесь — в сфере практической деятельно сти (одной из важнейших ступеней которой выступает деятельность.

политическая), в сфере непосредственного «соединения», «смыкания», «слияния» и т. д. теории и практики, философии и политики, — и скрыт один из самых важных, действительных, источников того движения, бла- 179 ;

годаря которому только и может совершаться постепенное раскрытие в ходе теоретического исследования соответствующей объективной об ласти, а значит и о необходимостью отсюда вытекающая возможность практического овладения самой этой объективной областью, Но для решения данного вопроса в такой форме потребовалось коренное изменение как методологических (философских, общетеорети ческих) основ, так и соответствующих идеологических (классовых) ориентации. Основной порок всех предшествующих марксизму философ ских теорий и заключался, в частности, в том, что все они продемон стрировали принципиальную неспособность понять своеобразие философ ской теории как практически (политически) ориентированного мировоз зрения, откуда и вытекала, в свою очередь, их абсолютная непригод ность к научному обобщению и, тем более, к практическому изменению объективно развивающейся действительности. Причем, как это уже бы ло отмечено в самой диссертации, данное замечание может быть пол ностью отнесено как к теориям идеалистическим по своему существу, так и к домарксистским материалистическим философским концепциям как таковым. Представители последних, несмотря на то, что пытались рассматривать исторические проблемы в рашах общефилософского ма териализма, тем не менее не понимали своеобразия материальности общественной формы движения материи и не связывали решение этих проблем с таким своеобразием. Другими словами, они пытались иссле довать исторические проблемы в рамках зависимости сознания от бы тия, в то время как следовало бы рассматривать их сквозь призму зависимости (правильно понятой, разумеется, зависимости) общест венного сознания от общественного бытия. Дело коренным образом меняется с возникновением диалектико материалиотической теории марксизма" Объективно и всесторонне изу чив и правильно оценив весь предшествующий историко-философский процесс (весь исторический процесс в целом) К, Маркс, Ф. Энгельо и.

В.й.Ленин критически переработали его позитивное содержание и од новременно подвергли принципиальной критике его общефилософские основания, Причем, марксистско-ленинская философия явилась качественно новой философской теорией не только по своим научно-философским основаниям, но и по своей социально-классовой ориентированности, Более того, впервые в истории, последовательно выражая интересы трудящихся, прежде всего рабочего класса, марксистско-ленинская философия не только «разъяснила (курсив мой.- С, А,) действительное положение пролетариата в общем строе капитализма», но и верно ука зала «пролетариату выход (курсив также мой.- С, А.) из духовного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы» •'•.В отношении же научно-философских оснований исключительно важное значение для перспектив дальнейшего развития философии в целом имело, как мы видели, соответствующее, глубоко научное реше ние в марксистской философии ее основного вопроса, В этой связи представляется теоретически особенно важным отметить то единствен, но правильное разграничение (и вместе с тем и нахождение опреде ;

ленных связующих «посредствующих звеньев»), которое было осущест влено в диалектико-материалистической философии марксизма. в отно шении взаимоотношения общественного бытия и общественного созна нияразграничение и соответствующее истолкование связи которых и обозначило, по существу, специфику марксистской, диалектико-мате риалистической теории как таковой" Важно то, что отмеченное «разграничение», «единство» и опре деленное теоретическое истолкование взаимосвязи указанных выше сфер, было осуществлено в рамках самого общества, тогда как все I, Ленин В. И, Поли.собр.соч., т. 23, с, 47. мыслители до Маркса, в конечном счете, считали общество образова нием сугубо специфическим и основанным всецело на сознании. Одна из непреходящих теоретических заслуг К. Маркса и Ф. Энгельса состоя ла, следовательно, в том, что, рассматривая общественные, социаль ные отношения, т. е. отношения самого общества, они сумели выделить из всей совокупности этих отношений подлинно материальные — произ водственные — общественные отношения, определяющие все другие со циальные отношения. Подобное выделение, наряду с другими общефилософскими, диалек тико-материалистическими соображениями, стало возможным на основе переосмысления деятельной стороны мышления, практики, практическо преобразующей материальной деятельности человека, значения его труда. В общем и целом именно неумение нащупать и отыскать действи тельные посредствующие звенья, на самом деле связующие мышление как таковое и бытие как таковое (равно как и общественное мышле ние и общественное бытие), и вело всех без исключения философов до Маркса и Энгельса к отождествлению в последнем счете как мыш ления и бытия вообще, так и общественного сознания и общественного бытия в частности, что и было, повторяем, характерным для всей до марксистской философии в целом. А отсюда вытекали и соответствующие тому следствия в отноше нии понимания и других, неразрывно с названными выше понятиями связанных категорий, — таких как «теория» и «практика», «филосо фия» и «политика» и т. п.Один из самых общих (и вместе с тем самых важных) диссерта ционных выводов заключается, таким образом, в том, что без пред варительного четкого и ясного разграничения указанных сфер: обще ственного бытия и общественного сознания (подобно бытию вообще и сознанию вообще), и в то же самое время, без выявления реальных.

посредствующих звеньев, на самом деле связывающих их, невозможно (без неизбежно отсюда вытекающей соответствующей путаницы) анали зировать любую частную теоретическую проблему, в том числе (и тем.

более) такую важную, как проблема взаимоотношения теории и практики, философии и политики, Вообще, без четкого и ясного представления об общефилософских, общетеоретических принципах и основах диалектико-материалистичес кого учения марксизма абсолютно невозможно исследовать каждую част ную политическую проблему, всякий частный политический вопрос (ра зумеется, в том случае, когда речь идет о необходимости общетеоре тического, т .е. философского, а не какого-либо иного, исследова ния отмеченных вопросов), так как «политическая линия марксиз ма.. — как подчеркивал В. И. Ленин, — неразрывно (курсив мой.-С.А.) связана с его философскими основами» •^, так как отсутствие соответ ствующей философской теории «отнимает право существования у рево люционного направления и неизбежно осуждает его, рано или поздно, на политический крах».Таким образом, только на основе правильной, глубоко научной (глубоко объективной) диалектико-материалистической философской теории может быть выработана и проводится в жизнь и соответствую щая коммунистическая политика. И, напротив, только на основе тща тельного обобщения и осмысления реального практического и полити ческого опыта общественного развития может успешно развиваться и сама диалектико-материалистическая философская теория. Диалектико-материалистическая теория марксизма целиком и пол ностью отвечает этим требованиям, потому что она сумела связать «в одно неразрывное целое теорию и практику (философию и полити Q ку. — А.) классовой борьбы» .I. Ленин В. И. Поли.собр.соч., т. 17, с. 418.г. Там же, т. 6, с. 379.3. Там же, т. 14, с. 375. «Марксизм-ленинизм, — говорил Л"И"Брежнев на ХХУ съезде KnCCi — это единственная надежная основа для разработки правиль ной стратегии и тактики. Он дает нам понимание исторической пер спективы, помогает определить направление социально-экономическо го и социалистического развития на долгие годы вперед, правильно ориентироваться в международных событиях» •^, Но в то же самое вре мя, как подчеркнул Л. И. Брежнев на ХХУ1 съезде нашей партии, «марк систско-ленинская партия не может выполнять свою роль, если она не уделяет должного внимания осмыслению всего происходящего, обоб щению новых явлений жизни, творческому развитию марксистско-ленин ской теории». Обращение к историческому опыту формирования и развития марксистско-ленинской философии еще раз убеждает нас в этом — в неразрывности, в нерасторжимости марксистско-ленинской теории (философии) и революционной практики (политики)".

1. Материалы ХХУ съезда КПСС. — М., 1876, с .72.2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М., I98I" с. 77.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Марко К>' Буржуазия и контрреволюция. — т .6, C. I09-IS4.
  2. К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, — т .8, C. II5−2I7.
  3. К. Гражданская война во Франции. — т.17, с.317−370.
  4. К. Дебаты шестого рейнского ландтага(статья первая).Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания. — т. I, с.30−84″
  5. К. Дебаты шестого рейнского ландтага(статья третья).Дебаты по поводу закона о краже леса. — т, 1, c"II9-I60″
  6. К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции, т . I, с.3−27.
  7. К. Из рукописного наследства К.Маркса. Введение (изэкономических рукописей I857-I858 годов). — т.12, с, 709−738. 1*8″ Маркс К. Июньская революция. — т, 5, с.138−142″ 1"9″ Марко К. Капитал. Критика политической экономии. — т.23,24, 25 (ч. I и П).
  8. К. К вврейоко1лу вопросу, — т, I, с.382−413.
  9. К. К критике политической экономии. Предисловие, т, 13, с.5−9.
  10. К критике гегелевской философии права. — т. I, с.219−368″
  11. К. К критике гегелевской философии права. Введение.T.I, с.414−429.
  12. К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г .т, 7, с.5−100. 1. Цитируются по: Марко К., Энгельс Ф, Собрание сочинений, издание 2-е и Ленин В. И. Полное собрание сочинений. — 185
  13. К. Коммунизм и аугсбурская '' ALLQEMEIM-2ЫТи/7о''*- т. I, C. II4-II8.
  14. I6″ Маркс К. Критика Готской программы. — т. 18, с.9−32.
  15. К. Критические заметки к статье «Пруссака»."Корольпрусский и социальная реформа". — т. 1, с.430−448.
  16. К. Наемный труд и капитал. — т .6, с.428−459.
  17. К. нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-наПрудона. — т.4, с.65−585.
  18. К. Оправдание мозельского корреспондента. — т. I., с.187−217.
  19. К. Передовица в № 179 " /TO'^/VISCF ZfflT^^I^ «.т. I, 9Э-113.
  20. К. Разоблачения о кельнском процессе коммунистов*т . 8, с.423−491.
  21. К. Революционное движение» — т .6, с.158−160.
  22. К. Революционное движение в Италии. — т .6, с.82−86.
  23. К. Тезисы о Фейербахе. — т .З, c. I-S.
  24. К. Теории прибавочной стоимости (1У том «Капитала»).т. 26, 4.1−1.
  25. Маркс К# Экономическо-философекие рукописи 1844 года.т. 42, с.41−174.
  26. К. Экономические рукописи I857-I859 годов. — т.46,Ч.1-П.
  27. К. экономическая рукопись I86I-I863 годов. — т. 47, C.3−6I2.
  28. Маркс K. t Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.т. 4, с.419−459.
  29. К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. — т.2″ с. Э-330.
  30. Маркс К." Энгельс Ф. Требования Коммунистической партии вГермании. — т. 5, с.1−3. 31. Маркс К. Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений: (Новая публикация первой главы «Немецкой идеологии»). — М.: Политиздат, 1966* - 152 с.
  31. Ф. Английский билль о десятичасовом рабочем дне.т. 7, с.245−256.
  32. Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенныйгосподином Евгением Дюрингом. — т. 20″ с.5−338. 1*38. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке». — т. 22″ с.294−320.
  33. Ф. Введение к работе К.Маркса «Классовая борьба воФранции с 1848 по 1850 г. — т. 22, с.529−548.
  34. Ф. Возможности и перспективы войны Священного союзапротив Франции в 1852 г . — т. 7, с.495−524.
  35. Ф. Германская кампания за имперскую конституцию.т. 7, C. III-207.
  36. Ф. Движение 1847 годэ. — т. 4, с"460−470. 38. Энгельс Ф. Движение за реформу во Франции. — т. 4, с.357−364.
  37. Ф. Действительные причины относительной пассивностифранщ’зоких пролетариев в декабре прошлого года. — т .8, с.234−245.
  38. Ф. Диалектика природы. — т. 20, с.343−626″
  39. Ф. Коммунисты и Карл Гейцен. — т.4, с.268−285.- 187
  40. Ф. Крестьянская война в Германии. — т.7, 0.343−437.
  41. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии. — т.21, с.269−317.
  42. Ф. Из Парижа в Берн (Из рукописного наследстваФ. Энгельса). — т.5, с.499−518.
  43. Ф. Принципы коммунизма. — т. 4, 0.322−339.
  44. Ф. Развитие социализма от утопии к науке. — т. 19, с. 185−230.
  45. Ф. Революция и контрреволюция в Германии. — т. 8, с. З-ПЗ. 1*53. Энгельс Ф. Похороны Карла Маркса. — т. 19, с.350−354.
  46. К. — П.В.Анненкову. — т. 27, с.401−412.
  47. К. — Иосифу Вейдемейеру. — т. 28, с, 424−427.
  48. К. — Людвигу Фейербаху. — т. 27, с.375−377.
  49. К. — АРНОЛЬДУ Руге. — т. I, с.372−378.
  50. К. — АРНОЛЬДУ Руге. — т. I, с.378−381.
  51. К. — АРНОЛЬДУ Руге. — т. 27, с.373−375.
  52. Ф. — В.Боргиусу. — т. 39, с.174−176.
  53. Ф. — Йозефу Блоху. — т. 37, с.394−396.
  54. Ф. — Конраду Шмидту. — т. 37, с.370−372.
  55. Ф. — Конраду Шмидту. — т. 37, с.414−421.
  56. Ф. — Францу Мерингу. — т. 39, с.82−86.
  57. В.И. Аграрная программа социал-демократии в первойрусской революции. — т. 16, с.193−413.
  58. В.И. Блок кадетов с прогрессистами и его значение.т. 21, с.219−223.
  59. В.М. Государство и революция, — т. 33, с*1−120.
  60. В.И. Две тактики социал-демократии в демократическойреволюции. — т. I I, C. I- I3I. — 188
  61. В.И. Детская болезнь „левизны“ в комк^унизме, — т . 4 1, C. I-I04.
  62. В.И. Доклад о пересмотре программы и изменении названия партии, 8 марта. (Седьмой экстренный съезд РК11(б)). т. 36, с.43−57.
  63. В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. — т. 42, с.264−304.
  64. В.И. Исторические судьбы учения Карла Маркса.т. 23, с. 1−4.
  65. В.И. Карл Маркс. Краткий биографический очерк с изложением марксизма. — т .26, с.43−93.
  66. В.И. Материализм и эмпириокритицизм: (Критические заметки об одной реакционной философии). — т. 18, с.7−384. 1.75* Ленин В. И. Наши упразднители. — т. 20, с.114−133.
  67. В.И. наша программа. — т. 4, с.182−186.
  68. В.И. О значении воинствующего материализма. — т. 45, С.2Э-33. 1.78* Ленин В. И. Об отношении рабочей партии к религии. — т .17, с.415−426.
  69. В.И. Отношение к буржуазным партиям. — т. 16, с. 368−388.
  70. Ленин В.И.О либеральном и марксистском понятии классовойборьбы. — т. 23, с.236−241.
  71. В.И. О нашей революции (По поводу записок Н. Суханова). — т. 45, с.378−382.
  72. В.И. О некоторых особенностях исторического развитиямарксизма. — т. 20, с.84−89.
  73. В.И. О политической линии. — т. 22, с.99−106″
  74. Ленин В. И. Письма о тактике. — т. 31, с.131−144.- 189
  75. В.И. Предисловие к русскому переводу писем К.Марксак Л.Кугельману. — т. 14, с.371−379.
  76. В.И. Против бойкота. — т. 16, C. I-S6.
  77. В.И. Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности, — т. 3, с.1−609.
  78. В.И. Тактическая платформа меньшевиков. — т.15,0.I88-E03.
  79. В.И. Три источника и три составных части марксизма.т. 23, 0.40−48.
  80. В.И. Философские тетради. — т. 29, с, 3−6В0.
  81. В.И. Фридрих Энгельс. — т. 2, 0. I-I4.
  82. В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения, — т . 6, C. I-I92. 1*93. Ленин В. И. Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи „Русского богатства“ против марксистов). — т. I, с, 125−346.
  83. Ленин В"й. — М.Горькому. — т. 47, C. I32-IS5.2. Официально-документальные материалы 2 .1. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХП съездом КПСС. — М.: Политиздат, 1976. — 144 о.
  84. Материалы ХХШ съезда КПСС. — И.: Политиздат, 1966. — 304 с"2 .5. Материалы ХХ1У съезда КПСС. — М.: Политиздат, I97I. — 320 с. — 190
  85. Материалы ХХУ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
  86. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, I98I. — 223 с.
  87. Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС.- М.: Политиздат, 1978, т. I. — 630 с*
  88. Высокий долг советских философов. — Правда, 1975, 17 сентября. 3. К н и г и
  89. Н.И. В.И.Ленин о политике как общественном явлении.- М.: Высшая школа, I97I. — 238 с.
  90. Н.И. Экономика и политика. — М.: Высшая школа, 1969.- 79 с.
  91. В.Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  92. Г. А. Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе. — М.: Политиздат, 1972. — 224 с.
  93. Багатурия Г. А. Выготский B.C. Экономическое наследие КарлаМаркса (история, содержание, методология). — М.: Мысль, 1976.325 с.
  94. В. Политика и идеология. — М.: Прогресс, 1979. — 299 с.
  95. А.К. Политическая организация общества и социалистическое управление. — М.- Издательство ЛГУ, 1967. — 215 с.
  96. Бениш A. t Райхельт Д. Буржуазные концепции общества и действительность. — М.: Прогресс, 1980. — 248 о»
  97. B.C. Мышление как творчество. — М.: Политиздат, 1975.399 с.
  98. И.Б. Социалистическая идеология. — М.: Политиздат, 1978. — 295 с. З. П. Бовин А.Е. В. И. Ленин о политике и политической деятельности. — М.: Знание, I97I. — 47 с. — 191
  99. Борьба идей в современном мире. Основные линии и коренныепроблемы идеологической борьбы, т.1* - М.: Политиздат, 1975. — 318 с.
  100. Борьба идей в современном мире. Современный капитализм: противоречия и доктрины. — т. 2. М": Политиздат, 1976. — 398 с. 103. Борьба идей в современном мире. Развивающиеся страны: проблемы и идеологические течения, — т. 3, М: Политиздат, 1978. — 343 о,
  101. Ф.Н. Ленин, государство, политика, — М,: Наука, 1970. — 522 с.
  102. БУР М." ИРРЛИЦ Г. Притязания разума, — М: Прогресс, 1978.- 327 с,
  103. Вазюлин В, А. Диалектика исторического процесса и методологияего исследования. — М: Знание, 1978, — 63 с, S"I8″ Вазюлин В, А. Логика «Капитала» К.Маркса. — М.: издательство МГУ, 1968. — 298 с.
  104. Вазюлин В. А" Становление метода научного исследованияК. Маркса (логический аспект), — М: издательство МГУ, 1975. — 222 с,
  105. В. Классы, слои, власть.- М.-Прогресс, 1981.-231с.
  106. А.С. Исторический материализм и политика КПССМ.: Мысль, I97I. — 375 с.
  107. Вишняков А. С. Политика КПСС: методологические проблемы ипрактика. — М.: Мысль, 1980. — 455 с.
  108. B.C. Экономическое обоснование теории научногокоммунизма. — М.: Политиздат, 1975. — 303 с#
  109. Е. Социология политических отношений. — М.: Прогресс, 1979. — 463 с.
  110. П.Н. Экономика и политика. — М.: Знание, 1966. — 32о.
  111. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. — Сочинения, т. 1У. — М., 1959. — 440 с.
  112. Гегель Г. В. Ф. Философия права. — Сочинения, т. УП. — М.-Л", 1934. — 380 о.
  113. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. — Сочинения, т. УШ, М.-Л., 1935. — 470 с.
  114. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук, т. 3, Философия духа. — М., 1977. — 471 о.
  115. Г. Е. Законы общественного развития: их характер ииспользование. — М.: Политиздат, 1979. — 303 с.
  116. Движущие силы мирового революционного процесса (Под общейред. В.В.Загладина). — М.: Политиздат, I98I. — 392 о.
  117. Диалектика социального познания (Под ред. Г. Г. Водолазова иА.В.Ермаковой). — М.: издательство МГУ, 1979. — 126 с.
  118. Диалектика социального познания и революционного действия (Под ред. Л. Н. Суворова, М. И. Ананьева, В. Д. Баженова и др .). М.: Мысль, I98I. — 318 о.
  119. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. — М.: Наука, I98I. — 352 с.
  120. А.И. Философия и коммунистическое мировоззрение(иоторико-методологические вопросы единства материализма и диалектики). — Киев: Наукова думка, 1980. — 255 с. — 193 З.ЗЭ. Куков Е. М. Очерки методологии истории. — М.: Наука, 1980* - 247 с.
  121. В.В. Историческая миссия рабочего класса и современное рабочее двикение. — М.: Знание, 1979. — 63 с.
  122. К.И. Социализм, мир, революция. — М.: Политиздат, 1977. — 302 с.
  123. К.И. Экономика и политика в революции. — М.: Мысль, 1980. — 245 с. 3.43* Иванов Г. М., Коршунов A.M., Петров Ю. В. Методологические проблемы исторического познания. — М.: Высшая школа, I98I. — 296 с.
  124. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. — М.: Издательство Академии наук СССР, I960. 285 с.
  125. Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. — М.: Политиздат, 1974. — 271 с.
  126. Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. — М.: Политиздат, 1980. — 175 с*
  127. Карл Маркс — Биография. 2-е издание. — М.: Политиздат, 1973, — 736 с.
  128. Категории исторического материализма (Под ред. Н. И. Дряхлова, В. И. Разина и др.). — М.: Мысль, 1980. — 352 с.
  129. Келле В. Я. Ковалъзон М.Я. Теория и история (проблемы теории исторического процесса). — М.: Политиздат, I98I. — 288 с.
  130. Келле В.Ж." Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания, М.: Гоополитиздат, 1959. — 263 с. 134. Копнин П. В. Диалектика, логика, наука. — М.: Наука, 1973.- 464 с.
  131. В.В. Идеология и политика. — М.: Политиздат, 1974.- 286 с. — 194
  132. А.Д. Теоретическое обобщение В.И.Лениным опытаОктябрьской революции и строительства социализма в СССР. М.: издательство МГУ, 1974. — 314 с.
  133. Ю.А. Революционный процесс современности. Теоретические очерки. — М.: Политиздат, I98I. — 270 с.
  134. Ю.А. Теория социалистической революции: Ленинскоенаследие и современность. — М.: Мысль, 1977. — 292 с.
  135. Красин Ю.А." Лейбзон Б. М. Революционная теория и революционная политика. — М.: Политиздат, 1979. — 255 с
  136. Краткий очерк истории философии (под ред. М. Т-Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. 4-е изд. — М.: Мысль, I98I. ' 1 — 927 о.
  137. Л.Т. Проблема государства и общества в домарксист-^ской мысли. (Историко-социологические очерки). — Л.: издательство ЛГУ, 1978. — 216 с .
  138. Критический рационализм. Философия и политика. — М.: Мысль, 1.8I. — 309 с .
  139. В.П. Принцип системности в теории и методологииК.Маркса 2-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — 312 с 5 .61. Лапин И. И. Молодой Маркс. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1976. — 415 о.
  140. Ленинская теория социалистической революции и современность.3-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — 528 с.
  141. Ленин как политический мыслитель. — М.- Политиздат, I98I.- 431 с.
  142. Л.С. Карл Марко как теоретик государства. — М.: Наука, 1979. — 264 с .
  143. Маркс — историк. — М.: Наука, 1968. — 711 с"
  144. Марксистско-ленинская философия как система (Под ред. Г. В. Платонова, Г. М. Штракса, В.М.Демина). — М.: издательство 1! ГУ, I98I. — 312 с. — 195
  145. Марксистско-ленинская теория исторического познания. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное (Под ред. Ф. В. Константинова, Л. П. Буевой и др.) — М.: Наука, I98I. — 463 о.
  146. Марксистская философия в ХК веке. Книга первая. От возникновения нарксистокой философии до ее развития в 50-х — 60 годах XIX века. — М.: наука, 1979. — 486 с.
  147. Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая. Развитиемарксистской философии во второй половине XIX века. — М.: Наука, 1979. — 398 с.
  148. М.Н. Политическая система современного буржуазного общества. — М.: издательство МГУ, I98I. — 302 с. л
  149. Материалистическая диалектика. В 5-ти т. T.I. Объективнаядиалектика (Под общей ред. Ф. В. Константинова и В.Г.Марахова- отв. ред. Ф.Ф.Вяккерев) — М.: Мысль, I98I. — 374 с.
  150. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. (Подред. П. Н. Федосеева, И. Т. Фролова, В. А. Лекторского и др.) — М.: Политиздат, 1980. — 287 с.
  151. я. Политическая система социализма и критика правого ревизионизма в ЧССР. — М.: Прогресс, 1980. — 320 о.
  152. Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории. Том первый. Возникновение пролетариата и его становление как революционного класса. — М.: Мысль, 1976. — 668 с.
  153. Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории. том второй, рабочее движение в период перехода к империализму (I87I-I904). — М.: Мысль, 1976. — 654 с"
  154. Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории. Том третий. Начало революционных битв XX века. — М., 1978. — 701 с. — 196
  155. Международное рабочее движение• Вопросы истории и теории. Том четвертый. Великий Октябрь и международный рабочий класс (I9I7-I923). — М., 1980. — 733 с.
  156. Мировой революционный процесс и современность. (Главныйредактор Н.Н.Иноземцев). — М.: Наука, 1980. — 469 с.
  157. М.Б. Философия и социальный прогресс. — М.: Наука, 1979. — 231 0.
  158. Мокроносов Г. В." Москаленко А. Т. Методологические проблемыисследования общественных отношений и личности. — Новосибирск: Наука, I98I. — 294 с 3 .81. Мшвениерадзе В. В. Современное буржуазное политическое сознание. — М.: Наука, I98I. — 448 с. 163. Нарта М. Теория элит и политика. — М.: Прогресс, 1978.- 237 с.
  159. B.C. Гегелевская философия права. — М.: Наука, 1974. — 287 с .
  160. Я. Ленинское понятие политики и критика «гуманнойдемократии». — М.: Издательство «Прогресс», 1978. — 367 с .
  161. Общественные отношения. Вопросы общей теории (Под ред.П.А.Рачкова). — М.: Издательство МГУ, I98I. — 200 с .
  162. Т.И. Диалектически! материализм и история философии. — М.: Шсль, 1979. — 308 о.
  163. Т.И. Развитие марксистской теории на опыте революций 1848 года. — М.: Госполитиздат, 1955. — 287 с"
  164. Т.И. Проблемы историко-философской науки. — М.:Мысль, 1969. — 398 с .
  165. Т.И. Формирование философии марксизма. 2-е издание. — М.: Мысль, 1974. — 572 с"
  166. Ю.К. О природе социальной фор1Ш движения. — М.:издательство Iff У" I97I. — 246 с — 197
  167. Г. В. Еще раз материализм. — Избранные философскиепроизведения в пяти томах. — М.: Госполитиздат, 1956, т. 2″ с.442−447.
  168. Г. В. К вопросу о захвате власти. Сочинения. Т.ХШ.М.-Л., 1926, с. 20,3−211.
  169. Г. В. О материалистическом понимании истории. — Избранные философские произведения в пяти томах. — М.: Госполитиздат, 1956, т. 2, с.236−266.
  170. Н.И., Арская Л. П. Экономика и политика. — В кн.:Ленин как политический мыслитель. — М.: Политиздат, I98I, с. 374−388.
  171. Арефьева Г. С, Вербин А. И. Сущность материалистическогопонимания истории. — Философские науки, № 3, 1978, с.141−154.
  172. Г. А. Первое великое открытие Маркса (Формированиеи развитие материалистического понимания истории) — В кн.: Маркс — историк. — М.: Наука, 1968, C. I07-I7S.
  173. Э.В. Идеальное. — В кн.: Философская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия, 1962, т. 2, с.219−227. 4 .11. Ильенков Э. В. Проблема идеального. — Вопросы философии, 1979, № 6, с.128−140- № 7, с.145−158.
  174. Константинов Ф, В, Ленин как политический мыслитель, — В кн, :Ленин как политический мыслитель, — М: Политиздат, I98I, c, SI-38.
  175. й.А. Некоторые вопросы методологии политического мышления. — в кн,: Советская ассоциация политических наук: Ежегодник, 1975. Мекдународные отношения, политика и личность, — М, 1976, с, 14−23. — 202
  176. Я.А. К вопросу об объективном в механизме действия экономических законов социализма. Вопросы философии, 1965, № 3, C. II9-IS0.
  177. А. Диалектика теории и политики в ленинизме. — Проблемы мира и социализма, I98I" № 4i с.6−12.
  178. Л.Н. Критика Марксом гегелевской концепции субъекта — объекта. — Вопросы философии, 1957, № 6, с.35−46.
  179. И.К. Метод политического мышления. — В кн.: Ленинкак политический мыслитель. — М.: Политиздат, I98I, с.326−342.
  180. В.И. Исторический материализм и современные общественные процессы. — Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, I98I, № 5, с.24−32*
  181. В.И. Философия и политика. — В кн.: Категории исторического материализма (Под ред. Н. И. Дряхлова, В^И.Разина и др .). — М.: Мысль, 1980, с, 15−30″
  182. П.Н. Политические науки и современность. — Вопросыфилософии, 1979, № 9, с.7−17.
  183. Философия и политика (Передовая). — Вопросы философии, 1969,№ 3, 0.3−12*
  184. г .х. Политика сквозь призь^ науки. — Коммунист*- М., 1976, № 17, C. I04-II4.
  185. Шахназаров Г. Х. Бурлацкий Ф.М. О развитии марксистско-ленинской политической науки. — Вопросы философии, 1980, № 12, с.10−23.
  186. М.Н. Политическая идеология и ее социальные функции. Дис. канд. филос. наук. — Л., 1967. — 382 л.
  187. В.В. Политика как категория исторического материализма. — Дис. канд. филос. наук. — М., 1974. — 150 л,
  188. B.C. Политика: теоретико-методологические аспекты исследования. — Дис. канд. филос. наук. — Ростов н/Д, 1980, — 237 л.
  189. Г. Г. Марксистско-ленинская концепция всемирноотиисторического процесса и теория социальной революции — Дис. д-ра филос. наук. — М., 1977. — 406 л.
  190. А.Л. Развитие К.Марксом и Ф. Энгельсом теории научного коммунизма в произведениях I848-I852 гг. — Дис. канд. филос. наук. — М., 1980. — 160 л.
  191. Н.Ф. Политика как наука и искусство" - Дис. канд.филос. наук. — М., 1972. — 200 л.
  192. А.С. Формирование и развитие взглядов К.Марксаи Ф. Энгельса по вопросам теории революции (I842-I848). Дис. канд. истор. наук. — М., 1979. — 203 л.
  193. П.С. Создание Марксом и Энгельсом основ теории социалистической революции (I848-I87I г г .). — Дис. канд. филос. наук. — М., 1955. — 191 л.
  194. Л.И. Место и роль политической идеологии в духовнойжизни общества (общесоциологическое рассмотрение проблемы). — Дис. канд. филос. наук. — М. э 1974. — 163 л.
  195. Н.Ф. Обоснование К.Марксом руководящей роли рабочего класса в революционном переустройстве общества. (В — 204 работах I844-I852 г г .). — Дис. канд. истор. наук. — Одесса, 1975. — 209 л.
  196. М.В. Политическая сфера жизни общества и ее специфика, — Дис. д-ра филос. наук. — М., 1972. — 499 л.
  197. Т.И. Развитие марксистской теории на опыте революций 1848 г . — Дис. д-ра филос. наук. — М., I95I. — 741 л.
  198. .В. Разработка Марксом и Энгельсом теории непрерывной революции. — Дис. д-ра истор. наук. — М., I97I. — 681 л.
  199. В.Н. Анализ основных понятий учения К.Маркса о материальном производстве. — Дис. канд. филос. наук. — М., 1977. — 150 л.
  200. Г. Г. Марксистско-ленинская концепция всемирностиисторического процесса и теория социальной революции. — Автореф. дис. д-ра филос. наук. — М., 1977. — 50 с.
  201. Дудзк Мечислав. Создание и развитие К. Марксом и Ф. Энгельсом учения об общественном бытие и общественном сознании. Автореф. дис. канд. филоо.наук. — М., I98I. — 27 с.
  202. .В. Проблема соотношения политики и экономики в работах К.Маркса 1835−1844 гг. — Автореф. дис. канд. филос. наук. Алма-Ата, 1980. — 22 с
  203. Ли Тоня, развитие Ф. Энгельсом проблемы относительной самостоятельности надстройки в 80-х — 90-х годах XIX века. — 205 Автореф. дио. канд. филоо. наук, — М., 1970. — 26 с.
  204. Л.А. Взаимодействие философии и правосознания какформ общественного сознания. — Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1973. — 22 с.
  205. р.В. Специфика и социальные функции политическогосознания. Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1974. — 27 о.
  206. М.А. Методологические проблемы изучения социальныхреволюций. — Автореф. дис. д-ра филос. наук. — М., 1972* - 51 о.
Заполнить форму текущей работой