Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гносеологические и классовые корни социобиологии человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор данного направления в качестве объекта исследования обусловлен прежде всего тем обстоятельством, что концепция социо-биологии используется современной буржуазной философией для восстановления консервативно-охранительного миросозерцания и выступает как бы «квинтэссенцией» всех тех мировоззренческих противоречий в оценке социальных последствий и перспектив развертывания НТР, которые раздирают… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. глава.1йюсеологические корни социобиологии
  • 1. Ддейно-теоретические источники возникновения социобиологии стр.1э-3?
  • §-2.Критический анализ методологии социобиологии стр
  • §-3.Гносеологические особенности становления социобиологии стр5о
  • Пглава.Классовые корни социобиологии человека
  • §-1.Биосоциальная проблема и идеологическая борьба стр
  • §-2.Научная несостоятельность и реакционная сущность социобиологии человека стр
  • §-3.Диалектика социального и биологического в развитии человека стр

Гносеологические и классовые корни социобиологии человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отмеченная на ХХУТ съезде КПСС важность «вопросов, связанных с формированием нового человека» -1-, не только требует дальнейшей разработки теоретических аспектов проблем, но и вызывает необходимость анализа достижений современной науки в изучении человека.

В условиях непрекращающейся идеологической борьбы особое место в этом анализе занимает «осмысление новых явлений» в западной науке, связанных с политикой, так как крах старых теорий, отражая глубокий кризис современной буржуазной идеологии, вызывает попытки выдвижения новых, еще более утонченных и изощренных, прикрытых маской наукообразности.

Интерес к данному направлению в философской литературе вызван прежде всего важностью рассматриваемых в этом русле таких проблем как синтез знания и сущность человека.

Актуальность данных проблем обусловлена: 1/необходимостыо разработки теоретич: еского обоснования особенностей соотношения социального и биологического в развитии современного человека, 2/более углубленным развитием представлений о них и научно-теоретическим осмыслением новой исследовательской ситуации, сложившейся в современном человекознании.

Проблема соотношения социального и биологического широко исследуется в работах советских ученых: Б. Л. Астаурова, П. К. Анохина, Л. О. Бадаляна, А. А. Баева, С. С. Батенина, Д. К. Беляева, Н. П. Бочкова, Л. П. Дергачевой, Д. И. Дубровского, Н. П. Дубинина, Р. С. Карпинской, Н. Б. Оконской, С. А. Пастушного, П. Ф. Рокицкого, С. А. Рудзя.

I. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М., 1981, с. 63. вичюса, К. Е. Тарасова, П. Н. Федосеева, И. Т. Фролова, Г. И.Царегоро-цева, Е. К. Черненко, В. П. Эфроимсона, Б. Г. Кйина и др.

В работах советских ученых глубоко исследуется диалектика социального и биологического в развитии человека, активно разрабатываются философские проблемы генетики человека. В меньшей степени рассматриваются теоретико-познавательные проблемы современного синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания о человеке.

В советской философской литературе концепция социобиоло-гии выдвигается в качестве нового подхода, направленного на решение проблем экологического будущего.1.

Почти одновременное выдвижение концепции социобиологии в советской философской литературе в качестве нового подхода в синтезе социально-биологического знания и в качестве новой дисциплины в биологическом познании на Западе требует специального анализа методологических и мировоззренческих основ данного 2 направления.

Бурные дискуссии на Западе о несостоятельности социобиологии в качестве новой научной дисциплины были вызваны именно теми идейно-политическими факторами, которые сопутствовали появлению социобиологии на Западе. При этом спор в основном касался не столько частнонаучных проблем, сколько философских — природы научного знания, научного эксперимента, ответственности ученых.

1. См.: Орлов В. В. Социобиологии /Философия пограничных проблем наук/ Сб., Пермь, 1975, вып.7- Ефимов Ю. И., Лисеев И. К., Стрельченко В. И. — Экология и мировоззрение. М., 1979.

2. В диссертации специальный анализ концепции социобиологии, выдвигаемой советскими исследователями, не проводится, так как по предмету исследования обе концепции не совпадают. Некоторый их сравнительный анализ представлен в последнем параграфе диссертации. и т. д. В этой ситуации становится настоятельной потребность в позитивной разработке биосоциальной проблемы с диалектико-мате-риалистических позиций, и на этой основе развернутая критика новейших идеологических спекуляций на открытиях в рамках социально-биологических исследований.

Проблема соотношения социального и биологического всегда была ареной острой идеологической борьбы. Поэтому обвинения ряда известных ученых Запада* в адрес социобиологии, что это новейшая разновидность биологизаторского направления, концепция генетической предопределенности развития человека, что в ней используются данные для обоснования предопределенности классового деления общества, расовой неполноценности отдельных народов и т. д. — все это вызывает необходимость серьезного отношения к появлению этого направления, необходимость его оценки с точки зрения последовательного материализма.

Являясь•самым значительным, относительно «новым достижением» буржуазной науки в данной области, концепция социобиологии представляет нам также возможность наглядно проследить процесс превращения позитивной науки в реакционную идеологию.

Значительный интерес представляет также тот факт, что в концепции социобиологии человека мы сталкиваемся с некоторой «легализацией» естественно-научного материализма, выраженной в попытке философского обоснования данной теории на основе «научр ного материализма, что, несомненно, связано с общим кризисом.

1. Среди них такие известные генетики как Р. Левонтин, Р. Левине, Дж. Бекквит, С.Гулд.

2. «Научный материализм» — разновидность натурализма. По мнению А. М. Каримского может рассматриваться как «определенная легализация» естественно-научного материализма. философской буржуазной мысли и является результатом определенной реакции на усиление марксистских позиций как ряда естествоиспытателей, так и философов.

Хотя официально считается, что данное направление «интеграции» биологического и социального знания было начата журналом «JblosocLcct jcieHce» в J969 г.*, но краткий обзор развития социально-биологического движения показывает, что использование термина «социобиология» встречается уже в 50-х годах ХХ-го века в работах американских зоологов К. Ф. Хоккетта /1948 г./ и Дж.Р. Скотта /1950 г./ в современном значении, то есть в качестве названия междисциплинарной науки, находящейся между биологией / а именно экологией и физиологией/" психологией и социологией^.

Правда, наряду с данным названием дисциплины использовались параллельно «биосоциология» и «социология животных», по-видимому, в силу ее полуофициального характера.

Ряд работ таких авторов, как ДжХаксли, Дж. Холдейн, К. Х. Уоддингтон, Э. Майр, Ж. Моно, К. Лоренц, М. Рьюз, Н. Тинберген, В. Ар-дри, Д. Моррис, Р. Доукинс, Р. Фишер, Л. Тайгер, и Р. Фокс, У. Гамильтон и Р. Триверс, В. Уинн-Эдвардс, Р. Д. Алексаццер, Сьюэл Райт, содержали в себе в большей или меньшей степени те идеи данного направления, которые получили относительно законченное и систематическое оформление в концепции социобиологии Э.О.Вильсона®.

Вклад этих ученых в разработку данного направления, конечно,.

1. / лР г ¿-г see. m^rs /а /stt, ж-^,/"/". z#-z3.

2. S OC-LO 6 to? ooy — fleyot^c/ figure /рихТ-иг* A. Barlow У И/г v? e"//>resj ¦ /9f0,f>. ZSS.

3. Э. О. Вильсон — известный американский энтомолог, профессор Гарвардского университета, основной систематизатор социобиологии. неоднозначен: от откровенно популяризаторских /Ардри, Моррис, Доукинс/ и реакционных работ Д. Лоренц, А. Дженсен/, до более глубокого осознания необходимости развития научной социобиологии, прослеживаемого в работах Дж. Хаксли, Э. Майра, К. Х. Уодцингтона, М. Рьюза, М. Салинза, П. О. Хопкинса, Р. Тюйе и Ж Барро.

Новым моментом в обосновании социобиологии было предложение Э. О. Вильсона синтезировать все достижения этологии и экологии с помощью «научного материализма» 1на основе популяционной генетики, распространив область исследования социобиологии на социальные организации человека^.

Новизна социобиологического подхода проявилась также в использовании собственных методов в изучении содержания социальных наук.

Если первое предложение Вильсона /введение популяционной генетики в предмет социобиологии было встречено с энтузиазмом многими видными биологами/ в частности, К. Х. Уоддингтоном, Ст. Дж. Гулдом и др./, то второе предложение несколько озадачило специалистовво-первых, самим фактом включения социальных отношен ний человека наряду с общественной жизнью животных в одну область исследования, а, во-вторых, связью с философией и политикой.

Причем Вильсон пытается обосновать отличие последних разработок социобиологического направления тем, что доказательством.

1. При этом интересно отметить, что основные вопросы социальной биологии человека и «научного материализма» совпадают — синтез знания и проблема человека.

2. С этого момента под социобиологиек понимают два ее варианта: общую социобиологию и социобиологию человека. Хотя сам Э. Вильсон такого разделения не проводит, у него социобиология человека — составная часть общей социобиологии. валидности" новой дисциплины является утверждение о том, что «социальное поведение человека имеет генетическую основу». Однако речь идет не о выделении области потенциальных возможностей поведения людей, а в попытках доказательства значения генов для отдельных изменчивых черт человека, включая агрессию, ксенофобию, альтруизм, внушаемость, конформизм и т. д. В действительности же, доказательства социобиологов подменяются постулированием.

Выбор данного направления в качестве объекта исследования обусловлен прежде всего тем обстоятельством, что концепция социо-биологии используется современной буржуазной философией для восстановления консервативно-охранительного миросозерцания и выступает как бы «квинтэссенцией» всех тех мировоззренческих противоречий в оценке социальных последствий и перспектив развертывания НТР, которые раздирают современное общественное сознание и науку Запада, так как концепции социобиологии человека синтез знания направлен не только на познание природы человека, но и на примирение разноплановых, взаимоисключающих по форме интерпретаций социально-экономических процессов. Не останавливаясь на моментах р данного направления, получивших достаточную оценку в ряде работ, рассмотрим те стороны его учения, которые еще не нашли должного освещения в советской философской литературе. В соответствии, с.

1. Богомолов A.C. Буржуазная философия США XX века. М., 1974, с. 284.

2. См.: Федосеев П. Н. Проблема социального и биологического в философии. — Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977; Фролов И. Т. Перспективы человечества. М., 1979; Тарасов К. Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека, М., 1979; Карпинская P.C. Биология и мировоззрение. М., 1980; Биология и современное научное познание. М., 1980; Сатди-нова Н. Х. Социобиология — «за» и «против» — Вопросы философии. М., 1982, ШИгнатьев В. Н. Социобиология человека: «Теория ген-но-культурной коэволюции» — Вопросы философии. М., 1982, 1Ю. этим будут рассмотрены два основных вопроса, составляющих основное содержание концепции: проблема социального и биологического и проблема синтеза естественных, гуманитарных и социальных наук. Не менее важен и тот факт, что именно это последнее «достижение» в области теоретической биологии оказалось тесно связанным с политикой.

Причины популярности данного направления кроются в идеоло-го-пропагандистской стратегии определенных буржуазных кругов США. Средства массовой информации в США и других капиталистических странах подняли на щит социобиологию не только потому, что в концепции социобиологии нашли отражение глубокий кризис общественного сознания США и реальные социально-политические проблемы, стоящие перед общественностью. Социобиология стала использоваться в качестве естественно-научного обоснования идеологии неоконсерватизма*.

Концепция социобиологии получила широкое обсуждение на Западе, в частности, в Америке, Франции, Англии.

Основная группа критиков, известная под названием «Группа Бостонских исследователей», в числе которых находились такие известные генетики как Р. Левонтин, Р. Левине, С. Гулд, Дж. Бекквит, подвергли социобиологию резким нападкам с позитивистских принципов.

Критика велась «слева», с абстрактно-гуманистических позиций, с попыткой отделить науку от политики и социальных аспектов.

I. Как это отмечает Т. Шихан: «С тех пор, как газеты стали испытывать бремя высоких цен, начиная с 1974 г., — это стало скрытой угрозой для независимой и критической прессы». — «ТПозе^.

ЖО, /э. ЗУ г — З^У.

Но по существу скорее способствовала рекламе данного направления, приковав к нему внимание широкой общественности.

Более благожелательный прием социобиологии был оказан известным канадским ученым, специализирующимся по вопросам биологии, М. Рьюзом, который в целом принял основные идеи социобиологии, попытавшимся, правда, при этом отделить науку от политического подтекста, которым она была снабжена.

Представить социобиологию как необходимый и закономерный результат развития науки попытался А. Каплан, подготовив обзор дискуссии по этой проблеме в своей работе «У/t^ Socio ac?>?ojical Jelaip опять-таки с точки зрения «чистой науки» .

Противоположное мнение о несостоятельности социобиологии заменить социальные и гуманитарные науки, в частности, антропо-логшо|выдБИнул английский антрополог М. Салинз^.

Во Франции данная концепция получила обсуждение в рамках журнала «/a, Pea-see «и 'V?t /UcAerckc «t в ходе которого был высказан ряд критических замечаний по содержанию концепции, при этом большое внимание было уделено политическим и социально-эти2 ческим аспектам концепции .

Несмотря на очень острую полемику на Западе, в советской философской литературе обсуждались только отдельные моменты концепции, давалась общая оценка методологии социобиологии.

Критический анализ гносеологических особенностей и классовой обусловленности данного направления предпринимается автором диссертации впервые.

1. См.: Sa, kIL^s ПО, оси W aJuse с/ Stcioeio/ojf./. W.

2, Обзор данной критики будет представлен по ходу изложения материала.

Исследование концепции социобиологии, выдвигаемой на Западе, важно для дальнейшей разработки методологических основ социо-биологического подхода к изучению проблемы человека с позиций марксистско-ленинской концепции формирования нового человека, а также для исследования мировоззренческого аспекта естественнонаучного материализма, поскольку концепция социобиологии, выдвигаемая на Западе в качестве методологических оснований, использует принципы «научного материализма» /рассматриваемого, в частности, А. М. Каримским как «определенная легализация» естественнонаучного материализма/, что в свою очередь представляет возможность наглядно представить действие естественно-научного материализма в реальном процессе познания, показа того, каким образом решались и решаются с его позиций возникающие в ходе научного познания философские, мировоззренческие и социально-этические проблемы.

В этой связи возникает необходимость показа значения диа-лектико-материалистического мировоззрения, позволяющего ученым раскрывать истинно философский смысл новых открытий в пограничной области естественно-научного и социогуманитарного знания, показа того, что социальная основа капитализма — главная причина реакционного использования результатов науки для решения социальных проблем современного буржуазного общества.

Все это и определило выбор темы диссертации и постановку задач исследования.

Целью диссертационной работы является критический анализ гносеологических особенностей становления общей социобиологии и показа несостоятельности социобиологии человека в качестве «новой науки о человеке», ее классовой обусловленности в современном синтезе естественно-научного и социогуманитарного знания.

Структура и направление анализа обусловлены следующими задачами:

— определить место и значение концепции социобиологии в современном синтезе знания;

— выделить и описать гносеологические особенности становления социобиологии человека;

— показать конкретно-научные особенности методологического обоснования концепции;

— вскрыть классовые корни социобиологии человека и показать возрастающую связь методологии и мировоззрения в синтезе естест-венно-научнного и социогуманитарного знания.

Теоретическими источниками и методологической основой для диссертации послужили труды основоположников марксизма-ленинизма, решения партии и правительства по идеологическим и философским вопросам.*.

В работе использованы также работы зарубежных и советских философов и естествоиспытателей по философским и теоретическим проблемам биологии.

Исходя из вышеизложенных целей и задач, автором диссертации выносятся на защиту следующие положения: I. Установлено, что на современном этапе развития синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания происходит формирование нового направления исследований — социобиологии.

Шделено три основных подхода к определению области применения данного направления: I. объяснение эволюции социального поведения. В данном случае социобиология рассматривается как раздел.

I. См.: Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976; Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981; Материалы июньского Пленума Центрального Комитета КПСС. М., 1983. современной теории эволюции. Развивается в качестве новой наукиобщей социобиологии, на Западе-2.объяснение биологических процессов, происходящих в человеке и обществе под влиянием социальной жизни. Развивается в работах советских философов как подход"направленный на решение экологических проблем будущего и проблемы происхождения человека-3.объяснение законов социального развития с помощью законов биологии, развивается в качестве новой социальной философии — содиобиологии человека на Западе.

Данная классификация подходов внутри социобиологических исследований выдвигается впервые.

II.Установлено, что общая социобиология возникает из реальных проблем, происходящих в биологии, тогда как социальная биология человека, первоначально представленная. как составная часть общей содиобиологии^ дальнейшем перерастает в социально-политическую доктрину. В настоящей работе впервые в нашей литературе последовательно проводится выделение положительной части теории — общей содиобиологии и обосновывется необходимость её отделения как положительной науки от социобиологии человека как реакционной теории.

III.Выделено два уровня в понимании социального: первый уровеньживотная социальность — предполагает рассмотрение социального как специфически биологического качества, заложенного в генетической программе живых организмов. Второй уровень социального относится к пониманию сущности человека и его общественных отношений. Такое выделение уровней позволяет определить границы употребления данного термина, тем самым препятствуя отождествлению социальной жизни животных с социальной жизнью человека.

У.Выделены и проанализированы конкретно-научные"методологические, социально-политические и гносеологические предпосылки попыток превращения позитивной науки — общей социобиологии в реакционную теорию генетического детерминизма: конкретно-научный анализ концепции социобиологии показывает полное заимствование ею категориального аппарата этологии-слабость естественнонаучного материализма, положенного в основу социобиологии приводит к формированию искаженных методологических оснований социобиологии-в силу своего социально-биологического статуса в условиях буржуазного общества социобиология человека наделяется социальной функцией «внедрения» индивида в репрессивную общественную систему ^'примирения'^ ней-гносеологические предпосылки отождествления социальной жизни животных с социальной жизнью человека содержались в идее эволюционной преемственности биологического и социального.

Заключение

.

Анализ концепции социобиологии показал, что фундаментальные открытия биологической науки требуют столь же быстрого развития и теории. Важное значение в данном случае приобретает разработка методологических и мировоззренческих принципов интеграции новых эмпирических данных. В свою очередь эти принципы определяются той или иной философской системой, призванной дать ответ на вопрос о сущности человека. Именно это и составляет основу в решении биосоциальной проблемы.

Такая широкая постановка вопроса позволила объяснить почему интенсивное обсуждение биосоциальной проблемы на Западе/Англия, Франция, США/превращается в разрекламированное движение социальной биологии в конкретно-научном, методологическом и идеологическом аспектах.

Исходя из ленинского принципа партийности, в данной работе дана дифференцированная критика различных течений внутри социобиологии, по казана борьба среди буржуазных ученых по вопросу о предмете социобиологии, её методах и отношении к различным философским течениям и политике. Обращение к фундаментальным исследованиям социоби-ологов позволило раскрыть не только гносеологические, но и классовые корни социобиологии человека, показать её связь с неоконсерватизмом в политике США.

Подобной трактовке биосоциальной проблемы в диссертации противопоставлена диалектика социального и биологического, основанная на марксистско-ленинской концепции человека, которая наиболее эффективно способствует синтезу естественнонаучного и социогумани-тарного знания.

На примере концепции социобиологии наглядно было показано каким образом позитивизм продолжает приспосабливаться к изменениям идеологического климата и легко приобретает другой облик, смыкаясь с новыми течениями в философии, естествознании, общественной жизни, образуя с ними различные сочетания.

На основе проведенного исследования, автор диссертации пришел к следующим результатам;

I.Установлено, что на современном этапе развития синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания происходит формирование нового направления исследований — социобиологии.

Выделено три основных подхода к определению области применения данного направления: I. объяснение эволюции социального поведения. В данном случае социобиология рассматривается в качестве новой науки — общей социобиологии, и вкючается как раздел в современную теорию эволюции, развиваемую на Западе-2.объяснение биологических процессов, происходящих в человеке и обществе под влиянием социальной жизни. Развивается в работах советских философов как подход, направленный на решение экологических проблем будущего и проблемы происхождения человека-3.объяснение законов социального развития с помощью законов биологии, развивается в качестве новой социальной философиисоциоибологии человека на Западе,.

Данная классификация социобиологических исследований выдвигается впервые./стр.I3U-131/.

II.В диссертации установлено, что общая социобиология возникает из реальных проблем, происходящих в биологии, тогда как социобиология человека, первоначально представленная как составная часть общей социобиологии, в дальнейшем перерастает в социально-политическую доктрину. В настоящей работе, впервые в нашей литературе последовательно проводится выделение положительной части теории общей социобиологии и обосновывается необходимость её отделения как положительной науки от социобиологии человека как реакционной теории./стр.17 -18/.

III.Выделено два уровня в понимании социального: первый уровень-животная социальность — представляет рассмотрение социального как специфически биологического качества, заложенного в генетической программе живых организмов. Второй уровень социального относится только к пониманию сущности человека, его общественных отношений, .Такое выделение уровней позволяет определить границы употребления данного термина, тем самым препятствуя отождествлению социальной жизни животных с социальной жизнью человека./стр.47,62/ 1У. Выделены и проанализированы конкретно-научные, методологические, гносеологические и социально-политические предпосылки попыток превращения позитивной наукиобщей социобиологии в реакционную теорию генетического детерминизма? конкретно-научный анализ концепции социобиологии человека показывает полное заимствование ею категориального аппарата этологии-слабость естественнонаучного материализма, положенного в основу социобиологии человека привела к формированию искаженных методологических оснований социобиологии-в силу своего социально-биологического статуса в условиях буржуазного общества социобиология человека наделяется социальной функцией «внедрения» индивида в репрессивную общественную систему и «примирения» с ней./стр.43,56,117/.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при дальнейшей разработки методологических основ социобиоло-гического подхода к изучению человека, вопроса синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания о человеке, критики новейших идеологических спекуляций на достижениях современной науки в буржуазном обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. — Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. Маркс К.Капитал.Послесловие ко второму изданию. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.23,с.8−20.
  3. Маркс К.Капитал.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.23,с.383.
  4. Маркс К."Энгельс Ф. Немецкая идеология. -Соч.2-е изд., т. З, с.29−36.
  5. Ф. Диалектика природв.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.20,с.267−296,523.
  6. Энгельс 3?. Анти-Дюринг. -Маркс К., Энгельс 3?. Соч.2-е изд., т.20,с.16−32,36 -37,102.
  7. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.21,с.4.
  8. В.й. Материализм и эмпириокритицизм.-Полн.собр.соч., т.18,с.305−323.
  9. Официально-документальные материалы
  10. Брежнев Л. И. Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики: ДоклХХУ1 съезду КПСС 23 февраля 1981 г. В кн.?Материалы ХХУ1 съезда КПСС.М.1981,с.57−63,75−79.
  11. Постановление ХХУ1 съезда КПСС по проекту ЦК КПСС «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981−1985 годы и на период до 1990 года».2марта 1981 г. В кн.: Материалы ХХУI съезда КПСС.М., 1981, с.145−147.
  12. Материалы Пленума Центр. Комитета КПСС.22ноября 1982 г.-М."Политиздат, 1983.- 30с.
  13. Черненко К. У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Докл. Пленуму Центр.Комитета КПСС. -В кн. Материалы июньского Пленума Центр. Комитета КПСС.М.Политиздат, 1983, с. 34.
  14. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
  15. Диалектический материализм и современная наука? Материалы международного симпозиума.-Прага-Москва:Прогресс, 1978.-с.47.
  16. Соотношение биологического и социального в развитии человека: Материалы к симпозиуму./ред.Банщиков В. М., Ломов Б.Ф./, 5−7сент., 1974, м,.--, 856с.4.Книги
  17. Абишев К. Человек, индивид, личность.-Алма-ата:Казахстан, 1978.-166с.
  18. Абрашнев М.М.Естественно-исторический материализм и диалектика .-Горький:Волго-Вятское кн. изд-во, 1975.-103с.
  19. П.В., Ильин А. Я. Принцип партийности и естествознание. -М.:МГУ, 1972.-136с.
  20. П.В. Наука и мировоззрение:Союз марксистско-ленинской философии и естествознания.-М.:Политиздат, 1983.-Зь7с.
  21. В.Г. О проблемах современного человекознания.М.?Наука, 1977. -380с .
  22. С. Проблема личности в современной идеологической борьбе.М.:Знание, 1975,-64с.
  23. В.У. О природе философского знания .'Критика современных буржуазных концепций.-М:Наука, 1978.-207с.
  24. Батенин С. С. Человек в его истории .Л.:ЛГУ, 1976.-295с.
  25. Бережной Н. М. Проблема человека в трудах К. Маркса* -М.:Высшая школа, 1981,-Шс.г" 1 г ¦ ¦4Л0.Биологическое и социальное в развитии человека./ред.Б. Ф. Ломов и др./-М.:НаукаЛ977.-227.
  26. Биология и современное научное познание./ред.кол.:Карпинская Р. С., Лисеев И. К., 3>есенкова Л.В./ -М.:Наука, 1980.-367с.
  27. Гаджиев К. С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии. М.:Мысль, 1981.-255с.
  28. М.Н. Наука, философия, идеология. М.:МГУ, 1978,-124с.4Л4.Дитль Г'.М.Газе Г. Кранхольд Г. Г. Генетика человека в социалистическом обществе. -М.:Мысль.-2и7с.
  29. М.В. Проблемы теории личности. -М.:М1У, 19 Т?,-24ис.
  30. В.й. Неофрейдизм в поисках истины. М.:Мысль, V I974.-I44C.
  31. Д.А. Поведение животных. -М.:Мир, 1981. -479с.
  32. Н.Н. Что такое человек. -М.:Мысль, 1983. 334с.
  33. Журавлев Г. Т., Хрусталев Ю. М. Формирование сознания личности: вопросы теории и практики. М. .'Знание, 1978. — 64 с. 420.3амошкин Ю. А. Личность в современной Америке. М.:Мысль, 198и. 247 с.
  34. Зуев К. А. Проблема человека в условиях НТР. Киев.:3нание, 1980. -64с.
  35. В. Идеология:характер и законномерности развития.М.: Политиздат, 1977. 303 с.
  36. В.Г. Материалистическая диалектика как основа научного мировоззрения. -Л.:ЛГУ. 115 с.
  37. В.Г. Материалистическая диалектика как теория развития. Л.:ЛГУ, 1982. — 183 с.
  38. А.Я. О диалектико-материалистических основах развития современной биологии. М.:МГУ, 1967. -100 с.
  39. Карпов М. М. Диалектический материализм и естествознание. -М. :Шсш.школа, 1980. 79 с.
  40. В.Е. Проблема личности :методология исследования и жизненный смысл. -М.Политиздат, 1977. 255 с.
  41. В.й. Структурные уровни живой материи. -М. .'Наука, 1969. 295 с.
  42. В.А. Марксистская философская мысль в США. М.?МГУ, 1980. — 168 с.
  43. Г. В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. -М.:Медицина, 1978, 248 с.
  44. P.C. Биология и мировоззрение. М.:Мысль, 1980. -280 с.
  45. З.В. Прблемы философских оснований биологии. М.?МГУ, 1979. 208 с.
  46. З.М. Человек как философская проблема. Тбилиси: Мец-ниереба. — 135 с.
  47. В.В. Гуманизм действительный и мнимый. М.:Политиздат, 1973. 208 с.
  48. Личность в XX столетии./Анализ буржуазных теорий/, -/йод общ. ред.М. Б. Митина, П.П.Гайденко/ М.?Мысль, 1979. — 260 с.
  49. Р. Генетические основы эволюции . -М.?Мир, 1978. -203с.~
  50. Мартынычев И. В. Мировоззрение естествоипытателя. М.?Мысль, 1980. 221с.
  51. П. и Медавар Д. Наука о живом. М.?Мир, 1983. — 207 с.
  52. Михайлов Б. В. Современный американский либерализм? идеология и политика. М.?Наука, 1983. — 112 с.
  53. А.Ю. Социальная философия современного консерватизма.-М.?Мысль, 1980. 14? с.
  54. Методологические и философские проблемы биологвдкСбтк./Сост. и авт.предисл.Москаленко А.Т./. Новосибирск? Наука.Сиб.отд., 1981. 415 с.
  55. Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах./Ред. Баженов Л. В., Ахундов Д.М./ М.?Наука. -260 с.
  56. Н.В. Критика современной буржуазной науки о социальном поведении. М.?Высш.школа, 1966. -114с.
  57. E.H. Этология -её истоки, становление и место в исследовании поведения. М.:I97h. — 104 с.
  58. Г. В. Жизнь, наследственность"изменчивость. М.:МГУ, 1978. — 239 с.
  59. Г. В. картина мира, мировоззрение и идеология. М.: Знание, 1972. — 47 с.
  60. Проблема человека в диалектическом материализме: межвуз.сб. науч. тр./ред.Орлов В.В./ -Пермь:ПТУ, 1979. 162 с.
  61. Мэйнард Смит Дж. Зволюция полового размножения. М.:Мир, 198I. — 272 с.
  62. М. Философия биологии. -М.:Прогресс, 1977. 320 с. -
  63. Развитие Ф. Энгельсом проблем философии и современность/Под. ред. Бутакова A.M./- М.:Мысль, 1975. 327с.
  64. П.Е., Леонтьев В. М. Роль естествознания в развитии общественных наук./К постановке вопроса/. М.:МГУ, 1976. -160 с.
  65. П.Е. О гуманизме в науке и культуре. М.:МГУ, 1982, 176 с.
  66. B.C. Современный позитивизм и частные науки. Минск: Изд. Высш школа, 1963. — 159с.
  67. В.И. Диалектика снятия в органической эволюции. Л.:Наука 168 с.
  68. Стрельченко В.й., Ефт/ов Ю.й., Лисеев И. К. Экология и мировоззрение./В помощь лектору/ М.:Знание, 1979. — 44 с,
  69. И.Н. Материалистическая диалектика и современная теорияэволюции. М.:Наука, 1978. — 259 с.
  70. Тарасов К.Е."Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. М. ль, 1979.-366с.
  71. Тарасов К.Е."Черненко Е. К. Ленинское учение о геносеологи-ческих и социальных корнях идеализма. М.:Мысль, 1980. -294 с.
  72. В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.:ЛГУ, 1978. 128с.
  73. В.М. Синтетические тенденции в современном естествознании. М.:МГУ, 1979. -117 с.
  74. ГТ.Н. Диалектика современной эпохи. М: Наука, 3 изд., доп., 1978. — 656 с.
  75. П.Н. Философия и научное познание. М.:Наука,-1983,-464 с.
  76. й.Т., Пастушный С. А. Мендель, менделизм и диалектика. -М.:Мысль, 1972. 230 с.
  77. И. Т., Ильин А. Я. Научный поиск и философская борьба вдей в биологии. М.: Знание.1972, — 63 с.
  78. И.Т. Перспективы человечества. -М.:Политиздат, 1979,-336 с.
  79. И.Т. Жизнь и познание:о диалектике в современной биологии. М.:Мысль. — 1981,268 с.
  80. Дж., Тэннер Дж., Уайнер Дж., Барвикот Н. Биология человека. М.:Кир, 1979. 611 с.
  81. В. Человек и агрессия.З.Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма. М.:Прогресс, 1975.-132 с.
  82. Человек, социализм, НТР./Общ.ред.Волкова Г. Н./пер. с польск., сб.-М.:Прогресс, 1977. -187 с.
  83. Шмальгаузен И. И. Факторы эволюции./Теория стаб. отбора/.- М-Л.: АН СССР, 1946. 396с.
  84. Шмальгаузен И. И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии: йзбр.труды. М.:Наука, 1982. -383 с.
  85. Шишкин А. Ф. Человеческая природа и нравственность. М.:Мысль. 1979. — 268 с.
  86. Юлина Н. С. Проблема метафизики в американской философии XX века. М.:Наука, 1978. — 296 с.
  87. Н.С. Взаимосвязь общественных, естественных и технических наук:аналитический обзор. М.:Инион АНСССР, 1980. — 56 с.
  88. Ярошевский т.M.Личность и общество.- М.:Прогресс, 1973.-543 с. 4.7Ь.Ярошевский Т. М. Размышления о практике.м.:Прогресс, 1976,310с.
  89. Alexander R.D. Darvinism and human affairs. Seatle: Lon-don-Wash.univ.press, 1979. — XXIY, 3I7 p.
  90. Barash D.P.Sociobiology and behavier. N -Y.:Elsvier, 1977. XY, 378 p.
  91. Dawkins R. The selfish gene. Oxford univ. press, 1976. — XII, 224 p.
  92. Freeman D.C.Human sociobiology: A holistic approach. N-Y.: Free press, 1979 — IX, 242 p.
  93. Lumsden C.G., Wilson E.0.Genes, mind and culture-The coevolu-tion process. Cambridge (Mass.):Harvard univ. press, 1981 -XII, 428 p.
  94. Wilson Б.0.The insect societies. Cambridge (Mass.):Harvard univ. press, I97I.-X, 548 p.
  95. Wilson E.O.Sociobiology:The new synthesis.-Cambridge (Mass.): • London: Harvard univ. press, 1975 -IX, 697p.
  96. Wilson E.O. On hnman nature.-Cambridge (Mass.):Harvard univ. press, 1978.-XII, 260 p.5.Статьиb.I. Адо А. Экология человека.Соотношение социобиологии, этологии и экологии. Наука и религия. М., 1981,№ 3,с.38 -31.
  97. Ь.2.Велик A.A.О социальном и биологическом в человеке. В кн.: Диалектика социального познания.M.I979,с.26−33.
  98. Ь.З.Беляев Д. К. Ироблема биологии человека: генетические реальности и задачи синтеза.М.Привода, 1976, Р6,с.26 -30.
  99. Ь.4.Беляев Д. К., Рокицкий П.Ф.О некоторых методологических проблемах в развитии современной генетики. Вопросы философии. № 2,1977,0.124−134.б.Ь.Брушлинский А.Б.О соотношении социального и биологического в развитии личности. -М., 19*74,с.83 -121.
  100. Ь.б.Воскойбойников А.3.Борьба идей по проблеме человека. -Тезисы научно-методологической конференции:"Вопросы совр.идеол. борьбы? М., 1981 чЛ, с.93−90.
  101. Г. Ф., Карпинская P.C. Эгоизм или альтруизм? Вопросы философии. -1978, РЗ, с.145−150.
  102. Н. 11.Философские и социологические аспекты генетики человека. Вопросы философии, 1971, Щ, с. 36 -45.
  103. Дубинин H.H.Философские и социологические аспекты генетики человека. Вопросы философии, 1971,(R2,с.55 -64.
  104. Ю.Дубинин H.H. Проблема развития человека одна из главныхнауч. проблем современности.-«Методологический семинар.м., 1980, с. 22 -35.
  105. Дубинин Н. П. Диалектика происхождения жизни и происхождения человека.-Вопросы философии, М., Р11,1979,с.62−75.
  106. Н. 11.Современная биология и проблема социальной сущности человека.-Психологический журнал.Т.1,Р1,с.78−92.
  107. ЛЗ.Дубинин Н. П. Современная биология и проблема социальной сущности человека.-Вопросы философии, 1977, Н!?, с.46−57.
  108. Н.Дубинин Н.11.Интегрирующая роль генетики для современной биологии.-Современное естествознание и материалистическая диалектика. м.:Наука, 1977, с. 365 -38э.
  109. Дубровский Д.И.К анализу методологических аспектов биосоциальной проблемы».-В кн.:Биология и современное научное по знание.М.:Наука, 1980, с. 326 -337.
  110. В.Н. Социобиология человека :"Теория генно-куль-турной коэволюции" Вопросы философии, М., 1982,№ 9,с.134 -141.
  111. А.Я., Фролов И. Т. Ленинские принципы философского исследования научного познания. -Вопросы философии-, 197и, Р1, с. 87 -97.
  112. Р.С., Никольский С. А. Социальная биология.Её сторонники и оппоненты. научные доклады высшей школы. Философские науки. М, 1982,№ 1,с.145 -148.
  113. Майр Э. Человек как'1 биологический вид. Природа, 1973,№ 12, с.36−44.
  114. Ь.2и.Майр Э. Человек как биологический вид.-Природа, 1974,№ 2, с. 36 43.
  115. Новик И. Б. Диалектика экологических процессов. Современное естествознание и материалистическая диалектика. м, 1977, с.386−404.
  116. Орлов В. В. Социальная биология. Предмет, статус^проблемы.
  117. Сб.:Философия пограничных проблем науки. -Пермь, 1975, Вып.7,с.3−26.
  118. Ь.23.Розенфельд А. Социобиология вызывает споры о пределах науки. Америка, 1982,№ 309,август, с.15−19.
  119. ЗД-зявичюе С. А. Биосоциальный синтез и экология. -Человек и природа. М, 1980.
  120. Сатдинова Н. Х. Социобиология «за» и «против» — Вопросы философии. -М, 1982, К°3, с. 129−136.5.2Ь.Токин Б.11.0 некоторых вопросах философии биологии. -Вестник Лен. ун-та., 1980, Р15,с.Ь -15.
  121. Фролов И. Т. Биология и будущее человека.-Природа, 1974,№ 2, с. 47 49.
  122. Черный С. И. Филогенетический и онтогенетический аспекты биологического и социального в развитии человека. Философские вопросы медицины и биологии. Киев, 1979, вып. П, с. 63 -70.
  123. Этнография за рубежом: Истор.очерки./ред.Бромлей Ю.В./, М.: Наука, 1979,200 -.209.
  124. Эфроимсон В.П.К биохимической генетике интеллекта. Природа, 1976,№, с. 62 — 73.
  125. Ь.ЗЗ.Уэллс Г. К. З. Фрейд и его учение. Вопросы философии 19?)о,?Ю, сЛ0? -124.
  126. Ь.34.Щепаньский Я. Философская и социологическая концепция человека. Философские науки., 1969,№ 5,с.131−137.
  127. Ццин В. Г. Философия биологии и неопозитивизм. Вопросы философии. — МД976, Р 4.5.3b. Allen E. Against sociobiology. New York rev. of books, 1975, Nov.22,p.43−44.
  128. Allen E. Sociobiology:Another biological determinism BioScience, Arlington, 1976, vol. 26, N3, p. 182- 184−186.
  129. Allen G.E.Genetics, eugenics and class struggle. Proceedings of the XIII International congress of genetics.-Berkeley- Univ. press-I973,p.29 -45.
  130. Barash D.P.Human reproductive strategies: Asociobiological overview. -In-The evolution of human social behaviour, N-Y. 1980, p.143 -164.
  131. Barlow G.W. The development of sociobiology: A biologistrs perspective. -Ibid., p.3−24.
  132. Barrau J. Homme de societe? Homme de nature? -La PeaseeiN2II, Mars/Avril, I980, p.4-II.
  133. Beckwith J. The political uses of sociobiology in the United States and Europe. Philos. forum, Boston, I98I/I982,vol.13, N3/2,p.3II-32I.
  134. Boehm C. Some problems with altruism ih the search for moral universals. Behavioral science, Lonisville, 1979, vol.24,NI, p p.15−24.
  135. Borgia G. The evolution of human social behaviour. N-Y., 1980, p. 165−192 -Human aggression as a biological adaptation.555 •Dawkins R. Good strategy or evolutionary stable strategy? -In: Sociobiology: Beyond nature/nurture?Boulder, 1980, p.331−370.
  136. Emlen S.T.Ecological determinism and sociobiology.Ibid., p.125−150.
  137. Hull D.L.Sociobiology:Another new synthesis. ImSocio-biologysBeyond nature/nurture?p.77−96.
  138. Велик А. А. Антропосоциогенез и общественно-историческое формирование человека: Автореф.Дис. .канд.филос.наук.-М., 1981.-21 с.
  139. Степин В.С., Елсуков А.н.Критика теории познания и методологии современного позитивизма.Минск.1982 172 с. — Рукопись представлена БГУ.Деп. в ШИШ. 19.08.82., 3? 1и90.
Заполнить форму текущей работой