Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принцип детерминизма в коммуникативной теории общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человек стремится к эффективному взаимодействию, он хочет правильно понимать смысл происходящего и возможные последствия своих действий. В той мере, в какой ему это удается, его действия детерминированы начальными условиями, совсем в духе Лапласа. Но поскольку его действия основаны на знаниях, которые никогда не бывают полными, а также на умениях, которые также не всегда хорошо освоены… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Принцип детерминизма: эпистемологические н аксиологические основания
    • 1. 1. Понятие причинности: рефлексия конечного и бесконечного
    • 1. 2. Каузалистская версия детерминизма: общество — природа
    • 1. 3. Антропоцентризм и детерминистские схемы
  • Глава 2. Принцип детерминизма в классической теории общества
    • 2. 1. Социальное действие и институциональный детерминизм
    • 2. 2. Проблема свободы в контексте принципа детерминизма 105 2.-3. Социальное действие и целевой детерминизм
  • ГЛАВА 3. Интерпретативная теория социальной реальности
    • 3. 1. Формирование постклассической социальной философии
    • 3. 2. Герменевтика социального субъекта и коммуникация
    • 3. 3. Язык и социальное конструирование мира: новая версия ^^ социального детерминизма
  • ГЛАВА 4. Новое понимание социального детерминизма
    • 4. 1. Детерминанты коммуникативного действия
    • 4. 2. Знание как фактор социального развития
    • 4. 3. Коммуникативное действие и практическая логика
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 230 БИБЛИОГРАФИЯ

Принцип детерминизма в коммуникативной теории общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена существенными изменениями как философско-теоретического, так и социально-практического характера. Стремительно изменяющийся мир заставляет по-иному взглянуть на концепции человека и общества, подвергнуть переосмыслению многие прежние взгляды, казавшиеся очевидными или хорошо доказанными истинами. Необходимость новой теории человека и общества диктуется прежде всего потребностями социальной практики, стремительное преобразование которой приобретает все менее управляемый и прогнозируемый характер. Управляемость и прогнозируемость общественных изменений и в условиях нормальной эволюции, и в условиях глобальных преобразований зависит от того, насколько успешным окажется способность теоретического постижения причинно-следственных и функциональных связей, пронизывающих социум и предопределяющих его динамику.

Концептуальной основой объяснения любых, в том числе и социальных явлений служила идея причинной или функциональной обусловленности всего происходящего. Такие объяснения позволяли строить прогнозы на будущее и ориентировать на прогнозы социальную практику, а также индивидуальные действия. Поэтому все рационалистические теории классической философии, физики или социологии были ориентированы на поиск причинно-следственных связей, их формулировки в виде универсальных закономерностей. Принцип детерминизма в значительной степени стал синонимом научной рациональности как таковой. Но в XX в. произошли события, радикально изменившие ситуацию.

Развитие науки и социальных практик выявило неполноту принципа классической рациональности, конструирования по законам разума управленческого и предсказуемого мира. Природа и общество постепенно приобретают облик неустойчивости, нестабильности, «разветвления». Постмодернизм, критическая рефлексия проектов модернити пытаются демифологизировать, дискредитировать логоцентризм, традицию упорядоченности и смысла, «трансцендентальное означаемое». Однако и сравнение мира как бесконечного безграничного, замыкает социально-философскую теорию на идее периферийности знания и неэффективного поиска структурных элементов.

Провозгласив тезис о бессубъектности, дивидности и конце рационализма, постмодернизм лишается легитимности понимания и вырождается в «осколки» малых повествований с надрывным эстетическим сознанием и сотворчеством безумного, свободе от жесткой детерминированности власти и знания. Классический детерминизм, учение о четырех типах причинности, неполно оценивает нелинейные процессы, что дает возможность отказаться не от принципа детерминизма, а переинтерпретировать, переосмыслить в вероятностном ключе, исследовать условную причинность, связанную с недискурсивным социальным знанием. В социально-гуманитарных науках «инвариантной точкой» можно охарактеризовать перемены в представлении о сущности человека и общества, об адекватности и конституциированном социальном знании. Философская рефлексия не удовлетворена механическим, социально-классовым или бихевиористским анализом в равной степени и иррационализмом, нарративизмом постмодерна. «Социальные системы перерабатывают смысл в форме коммуникации"1. Валено разделять социальное и вещественное умеренное, экстремальное (психологическое) и «природное» влияние и интерсубъективное отношение, устанавливающее возможность согласия по поводу чего-то. Глобализация, модернизация, информатизация не должны занижать перспективу дискурса рациональности, как бы ни было трудно отказаться от имамологии, виртуальных посредников и инсценировочных «других». Бинарность, детерминизм — индетерминизм фиксирует неопределенную схему объективированного знания (эйдологии) и субъективности повседневности. Социально-философскому знанию не приходится делать выбор между рационализацией общественной жизни и.

1 Хабермас /О. Философский дискурс о модерне. М&bdquo- 2003. С. 387. недискурсивностыо повседневности. Извлечение из повседневной практики разумного потенциала, как точно подмечает Ю. Хабермас, включает процедуру доверия к детерминизму. Всякое субъектно-центричное изменение нормативного порядка возвращается к «великому противостоянию» универсализма и партикуляризма, гностицизма и агностицизма, наплогизма и релятивизма.

В современной России «доверие к здравому смыслу преобладает над научной квалификацией и компетентностью», принятию жизни, практики, изменению роли нормы. Актуально звучит предупреждение Ю. Хабермаса о том, что «неопосредованная перестановка специальных знаний в частные и общественные сферы обладателей жизни может, с одной стороны, поставить под угрозу автономию и своеобразие системы знаний, а с другой — нарушить целостность контекстов жизненных миров"1. Потуги социально-философской мысли включиться в спор о повседневности, о сущности истины и справедливости, порядка и хаоса санкционируют «анархический порядок», волнение и аморальность.

Если мы согласимся с перспективой социальной реальности как единства объективного и субъективного (А. Мендра), вполне подтверждается задача общественных наук — получение упорядоченного знания социальной реальности, операционализация принципа детерминизма в аналитических целях. Для каждого интеллектуального и мировоззренческого типа характерен свой особый подход к проблеме детерминизма. Приведенный тезис остается на уровне историцистского трюизма, если мы не будем выходить за пределами самореферентности философского знания, не избавляемся от уравнительной критики парадоксов рациональности и не попытаемся осмыслить инвариантность, символический универсализм неопределенности. Принцип детерминизма требует придерживаться консенсуса в признании суверенности, систематизированности, самодостаточности исходящих философских принципов, даже если.

1 ХабермасЮ. Указ. соч. С. 351. философия находится под натиском «моды на индетерминизм» и релятивизм установок повседневного сознания.

Современная социально-философская мысль подразумевает «естественным» выполнение функции дефлинирования, категоризации, посредника теории и практики. Радикальный разрыв с повседневностью, о чем заявляет постмодернизм, заставляет задуматься — имеем ли мы дело с превращенным, «ложным» сознанием или с проблематизированностью реальности, из которой изгнано общее. Очевидно, что философский субстанционализм, натурализация, овеществление социальных зависимостей не лучшая альтернатива локальности, текучим представлениям, протекающим с верой в рок или случайность. Структура социальной реальности конституируется субъективными значениями частных практик языковыми и кволитивными средствами. Поэтому исследование признака детерминизма в коммуникативной модели общества актуально, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, отход от естественно-исторического описания общества сопровождается демонстративным уходом от философского дискурса и принципа детерминизма как фундаментального философского достояния. Философская рефлексия не может удовлетвориться истерикой по поводу «десакрализации» и «растерянного» разума. Во-вторых,. дискурс повседневности, как стихийности, спонтанности, лишь подчеркивает ошибочность произвольной игры «собственным языком», и социально-философская мысль взывает к переинтерпретации вроде бы привычных, но в реальности неопосредованных понятий «детерминизм» и «свобода», «бытие» и «суверенность», «повседневность» и «хаос». В-третьих, открытость, диалогичность, мультикультурализм современного общества не может воплощаться в увековечивании разделений, коммуникация содержит признание «личного», как процедуры типизации, идеализации «образцов взаимодействия».

Степень разработанности темы. Принцип детерминизма, как и принцип развития, фундирован в истории философской мысли. Собственно философия начинается с обоснования существующего миропорядка и миропонимания. Упорядоченность, миросистемность рассматриваются Аристотелем условиями философствования, различия фронезиса и эпистеме, историчности и логицизма. Аристотелевское положение < о иерархии причинности последовательно реализует представление о «конечном» мире. В учении Аристотеля содержится преформизм классических концепций детерминизма. Следует подчеркнуть, что подход Аристотеля связан с постижением сущности, с субстанцией, знанием свойств, которые делают вещь таковой, какая есть. Эйдология Платона представляется в допущении мира отдельных вещей, что открывает путь к индивидуализации причинности, иррелевантности конечной и действующей причин. Природа и культура, имманентность и экстерриальность, детерминизм (внутренняя обусловленность) и телеологизм (влияние внешних взаимодействий) переосмысливаются Августином, Фомой Аквинским, Эразмом Роттердамским в форме дискуссии о «свободе воли» и «предопределенности».

Спиноза, Лейбниц, Кант, Декарт полагали тождественность причин и следствия, взаимной корреляции природы и души, природы и социальности. Механические силы (каузальности) становятся средством обоснования рационализма, освобождения от традиционного (телеологического) мышления. Детерминизм является критерием научности, дедуктивизма, гипостазирования законов природы (физика Ньютона). Социальный детерминизм в работах О. Конти, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма рассматривается натуралистически, логика структурности создает картину «общества-фабрики», «общества-механизма». Рационализация общественных отношений (М. Вебер) определяет движение к управляемости, прогнозируемости и безличностности социального общения. Социально-философская мысль примиряется с действующей (функциональной) причинностью: идея эволюции трансформируется в «историцизм», исполнение людьми определенных вердиктов истории, как трибунала человеческой мысли (К. Манхейм).

Ф. Ницше, Э. Фромм, Э. Кассирер переносят акцент на деятельность, анализируемую с разных позиций (становление, выбор или понимание). Аналогия становления, философский нигилизм опровергают дуализм формальности и «трансцендентапьности». В упразднении субстанционализма, иерархичности бытия обусловленность возводится к субъективно центрированному началу, стремлению «кем может стать человек». Реабилитация телеологизма, целевой причинности построена на иных, чем у Аристотеля, постметафизических основаниях. «Великое возвращение», цикличность подразумевает необусловленность цели как совершенства, идеальности. «Жить по необходимости» по Ницше означает любить жизнь, что опровергает мысль Э. Фромма об определенности деятельности принципам структуры личности. В постклассической философии ощущение автономного разума влечет к интерпретации детерминизма в понятиях «тоталитарности», противостоящей «самосознанию», «самоопределенности» и «самореализации». Э. Гуссерль и М. Хайдеггер предвидели опасность нигилизма, так как «причинность судьбы» взывает к перспективному пониманию смыслов социальной коммуникации.

В социальной феноменологии А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана, X. Абельса детерминизм реализуется благодаря «герменевтическому кругу», обусловленности индивидуальных проявлений контекстом мировоззрения общества. Феноменология выступает против приобретения смыслами человеческого существования и использования аналитического анализа социальной деятельности. Признание знания в качестве социальной реальности, объективированном самим порядком вещей, определяет исследовательский пафос в работах российских ученых Л. Г. Ионина, Ю. Л. Качанова, Н. В. Шматко. Немецкий социальный философ К. Манхейм обосновывал «высшую реальность», инвариантность культуры, с которой соотносится действие обобществленного человека. Метафизическая тоска удовлетворяется включением неонтологической, телеологической причинности.

Ю. Хабермас, Н. Луман, У. Аутсвайт презентировали теорию коммуникативного дискурса. Развитие коммуникации интерпретируется на основе невозможной для разных культур модели, имеющей перспективный характер, и в отличие от феноменологической версии повседневности различные коммуникативные вариации понимаются как ответвления инвариантности (морали). Критерии универсализма и формализма элиминируют влияние партикулярных форм жизни, что свойственно феноменологии, и обязывает к участию в коммуникативном дискурсе, как достаточной форме сохранения мира. Формальная причина субдоминантных инноваций использует явно прагматический оттенок сохранения, выживания, а не перфекционизма классической философии.

В работах Д. Роллза, А. Данто, А. Макинтайра раскрыто влияние принципа детерминизма, как модели объяснения в политике и философии истории. Желание высших порядков, основанных в социальной коммуникации, указывает на моральные добродетели в соответствии с классической традицией неологической причинности. Детерминизм интерпретируется в контексте социального контракта. Д. Нозик, Д. Уоллес, Д. Сильвермен считают справедливость, апелляцию к законным правам, как условия взаимодействия конкурирующих типов коммуникации различных социальных групп.

Обращение к исследованиям в области современной социальной теории, проведенное Э. Гидденсом, Н. Луманом, П. Бурдье, раскрывает систему диспозиций (габитус), возможность выйти из структуралистского объективизма, не впадая в субъективизм. Интересные выводы принадлежат Дж. Лакаффу и У. Матуране, этнометодологу Э. Гарфинкелю. Коммуникационная модель общества предлагает поддержание социальной деятельности с точки зрения других людей, и детерминизм описывается в негативном опознавательном смысле, различных интегративных контекстах акторов социальных макрои микроуровней. Соединению феноменологии с микросоциологией способствовали исследования Д. Уоллес, М. Филлипс, Б. Коэн. П. Филмер, П. Козловски, 3. Бауман, Р. Рорти, Ж.-Ф. Лиотар анализируют состояние эпистемологической неуверенности, которая связана с признанием неадекватности формализованного понятийного аппарата во взаимодействии посылок и следствий. Р1з критики логоцентризма делаются противоречивые выводы. Ж.-Ф. Лиотар, Р. Рорти осуществляют выбор специфического видения мира, как хаоса, ассимиляции причинно-следственных связей и ценностных ориентиров (хаосологии). В позиции П. Козловски и 3. Баумана разделяется тревога по поводу того, что человеку нужно чувствовать себя хозяином и творцом внешних условий существования и предлагается имманентная детерминация личностных связей, основанных на соединении «коллективного существования» и ценностей социальной эмпатии.

Российские исследователи В. Е. Кемеров, М. К. Мамардашвили, В. А. Лекторский, В. Е. Золотухин, Е.В. Золотухина-Аболина акцентировали исследовательские усилия на когерентности свободы и социального детерминизма, ценностной экспликации детерминизма. В работах В. Г. Федотовой, Т. П. Матяш, В. И. Кузнецова, С. С. Гусева, В. К. Кантора раскрываются проблемы рационального и пострационального видения социального детерминизма, переосмысления традиционной парадигмы причинности.

П.П. Гайденко, Ю. Г. Волков, М. Ю. Опенков, Г. Л. Тульчинский изучают социальный детерминизм в культурно-методологическом конструкте, «идеологии», «мировоззрения», символических значениях «общения», «гуманизма» и других интерактивных моделей. Коммуникативность отличается от функциональности, разделения труда неутилитарной заинтересованностью, ориентацией на социально значимые идеи. Российские ученые проблематизируют «телеологический» (целевой) вектор социальной коммуникации, придают ему не практический, а ценностно-рациональный смысл. Постановка важной исследовательской темы в системе интерактивных координат легитимирует обращение к социально конструктивному знанию, языку, кодам и хабитуализации и институционализации знания как имманентным определителям социальной коммуникации.

Таким образом, в современной социально-философской мысли представлены «формалистская» и телеологическая версии детерминизма. Формализм, логицизм исходит из тождественности классической и коммуникативной рациональности, анализа социальной коммуникации по подобию причинно-следственных связей в природе, упорядочиванию процессов социальной интеграции в определенных рамках рефлексированного знания и факторной (функциональной) обусловленности социальной деятельности. Индивидуальность рассматривается как модус некоторых трансцендентальных образцов абсолютного, автономного разума, «научного мировоззрения» или «научной» идеологии. Телеологизм исходит из интеракционности социальной деятельности, обмена знаниями и силами в социальной коммуникации, наличия социального детерминизма как объективированной системы, направленной на сохранение относительного единства общества и недопущение анархии и распада.

В так называемом «постструктуралистском» варианте (П. Бурдье) предпочтение отдается «интериоризированным» структурам упорядочивания и делегативного выбора жизненных стратегий, актуализации социальных диспозиций, инкорпорирования социальных отношений, объективированных в социальной коммуникации и типизируемой в логике «различений».

Описанная исследовательская ситуация выявляет необходимость переинтерпретации, критической рефлексии актуального социально-философского знания, выхода на конституирование системной модели детерминизма в коммуникативной теории общества.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении когнитивного потенциала принципа детерминизма, как комплекса идей и проявлений, связанных с обоснованием социальной предопределенности, необходимости и взаимообусловленности. Постановка данной цели проистекает из методологического поворота в философии XX в., возникновения постклассической философии к коммуникативной модели общества. Новое понимание природы социального бытия требует реконструкции логики, становления и развития принципа детерминизма и согласия с новым тематизируемым знанием.

Достижение цели данного диссертационного исследования предполагает решение следующих основных задач:

1) восстановить социокультурный и концептуально-смысловой контекст формирования принципа детерминизма;

2) рассмотреть принцип детерминизма в оппозиции «природа — общество» и доминирования парадигмы классического естествознания;

3) выявить различия антропоцентризма и теории антропогенеза как детерминистской схемы становления социального;

4) показать специфику институционального детерминизма как конструкта типических социальных практик;

5) рассмотреть соотношение принципа детерминизма с антропологической трактовкой понятия свободы;

6) выявить теоретические условия применения институционального детерминизма в социальной теории;

7) показать специфику социального детерминизма и определить наиболее близкие ему философские и естественнонаучные модели детерминизма;

8) подвергнуть анализу изменение теоретических условий применения принципа детерминизма в условиях постклассической философии;

9) рассмотреть специфику герменевтики социального субъекта;

10) исследовать взаимообусловленность знания и коммуникации в социальной жизни;

11) уточнить смысловые и технические условия перестройки социальной теории, определяющей общество как коммуникацию.

Объектом данного исследования выступает общество как система социальных коммуникаций, интерсубъектных отношений, связанных с адресностью, обменом смыслами и значениями, расшифровкой и выработкой языка общения.

Предметом исследования является принцип социального детерминизма как теоретико-методологический конструкт анализа взаимообусловленности социальной жизни людей, процессами и результатами совместной и индивидуальной деятельности.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляет коммуникативная теория общества, нашедшая воплощение в работах Ю. Хабермаса, П. Лукмана, П. Бергера, П. Козловски, А. Этциони, Н. Лумана и других видных деятелей постклассической социально-философской мысли. В диссертации используются элементы историко-философского и логико-реконструктивного анализа. Автор диссертации разделяет положения герменевтики, социальной феноменологии, социальное знание в анализе «реальности» и «знание» социального детерминизма.

Изучение постклассической философской парадигмы актуализирует интерпретацию «выживания» и «переопределения», как познавательных процедур «интеграции» социально-философского знания, использования принципа комплиментарное&tradeдля синтеза классического и постклассического определений социального детерминизма.

Новизна диссертационного исследования может быть сформулирована следующим образом:

1) реконструированы смысловые основания конституирования принципа причинности в предфилософском и философском знании;

2) рассмотрен принцип детерминизма в дихотомии «природа — культура», основанной на автономности разума и преодолении телеологизма;

3) выявлено замещение классического казуального детерминизма концепцией социального перфекционизма;

4) выявлены и подвергнуты анализу онтологические и деятельностные допущения классического социального детерминизма в виде институционального детерминизма;

5) проанализированы основные проблемы понимания свободы в контексте каузалистской версии социального детерминизма;

6) показаны причины возврата социальной теории от галилевско-лапласовского через энгельсовско-дюркгеймовский детерминизм к аристотелевскому учению о четырех причинах;

7) проанализированы основные линии формирования неклассической социальной философии и влияние на них лингвистического поворота;

8) предложена коммуникативно-прагматическая модель детерминации социального субъекта интерсубъективным жизненным миром;

9) исследована одна из латентных функций языка, рождающая глубинный уровень социального детерминизма — детерминацию посредством нетематического знания;

10) уточнены смысловые и технические условия перестройки социальной теории, предполагающей включение времени как фактора формирования ' социально — релевантного знания.

Исходя из указанных пунктов новизны, на защиту выносятся следующие основные положения:

1. Современный концепт социального детерминизма имеет истоки в предфилософской и философской мысли античности. Мифологическое сознание выявляет идею генетической причинности, инверсионности причинно-следственных связей, порождение из хаоса порядка, что предрасполагает к рационализации причинности, формированию аристотелевской концепции четырех причин. Аристотелевская концепция описывает причинность как основу бытия, включающего стихию в пределах конечности космоса, а социальная детерминация понимается как самотождественность человека и полиса, микрокосма и макрокосма.

2. Классическая рациональность сталкивается с проблемой поиска человеком «опор бытия». Разомкнутость мира, бесконечность Вселенной и десакрализация человека создают представление о множественности, противоречивости форм бытия. В социально-философской мысли эксплицируется представление о причинности как внешней силе, взаимодействии сил, которые скрываются за видимым многообразием социальных явлений. Использование критериев инерционности, субстанциональности связано с механицистским подходом к обществу, как «фабрикеролей», редукция социальной деятельности к самосохранению. Образ изолированного человека коррелирует с абстракциями пустого пространства и изолированных тел классического естествознания, что ограничивает когнитивный ресурс классического рационализма в исследовании общества как надприродного образования.

3. Теория антропогенеза продолжает традицию каузальности, детерминированности человека восхождением от биологического к социальному, поэтому закономерность, порядок осмысливаются как результат освобождения от биологического, инстинктуальности, что не освобождает человека от влияния объективированной социальной реальности или материального (трудового) принуждения. Антропоцентризм пытается сформулировать альтернативу экстернальному детерминизму, но оказывается в плену не менее проблематичных предположений о проективности как сущности человека. Так или иначе, стремление представить условия свободы и самореализации человека в обществе основано на допущении социального перфекционизма, что тождественно критикуемой биологической предопределенности.

4. Концепция институционального детерминизма формируется под влиянием каузальной версии причинности, но претендует на объяснение внутренних социальных отношений, исходя из регулярности, целесообразности и повторяемости социальных практик. За социальным институтом закрепляется положение факта, объективного социального знания, что делает возможным элиминировать так называемые «психологические и личностные состояния» в социальном общении. Тем не менее, институциональный детерминизм является неполным, так как игнорируется субъективный аспект социального взаимодействия, не учитывается природа социальной интеракции как обмена смыслами, значениями, выходящими за пределы институциональных социальных практик. Несамодостаточность институционального детерминизма проблематизирует понятие деятельности, экстернальности и интернальности в социальном знании, что находит отражение в переинтерпретации институционального детерминизма в теориях постструктурализма П. Бурдье и структурации Э. Гидденса.

5. Развитие постклассической социальной философии было обусловлено новым пониманием социальных явлений, сформировавшимся благодаря развитию микросоциологии. Символический характер социальной реальности и интерпретативный компонент социального действия были учтены благодаря радикальному пересмотру онтологических допущений и методологических принципов классической теории общества. Наиболее существенным оказался переход к ненатуралистическим моделям социальной реальности, отказ от объективизма в пользу субъективизма и пересмотр значения теорий макроуровня для объяснения событий на микроуровне.

6. Герменевтика социального субъекта иная, нежели классическая герменевтика. Невозможность вывести социальный субъект за рамки коммуникации, противопоставить его социальному объекту лишает его тех признаков, которые существенны для картезианско-кантианской парадигмы. Социальный субъект лишен квазипространственной системной определенности моноцентрического типа. Социальный субъект полицентричен и погружен в децентрированный жизненный мир, а его логика определяется прагматикой коммуникации.

7. Язык представляет собой одну из форм существования знания-отличающуюся высокой степенью латентности. Знание в языке оторвано от смысловой основы своего появления и не предполагает осмысленного его использования именно как знания. Овладевая языком, человек получает некую совокупность представлений о действительности, а также о моделях индивидуального и коллективного действия.

8. Главными линиями, детерминирующими процесс социального взаимодействия, являются коммуникативно-информационные и интерпретативно-коммуникативные процессы. Первые связаны с циркуляцией определенных значений, а вторые с их интерпретацией. И первые, и вторые связаны с активизацией нетематического знания и его превращением в тематическое и ситуативное знание. При этом индивидуальность деятелей проявляется на уровне соединения ситуации и темы.

9. Наряду с неявным знанием, запечатленным в языке, существует особый тип явного знания, формирующий общество, конструирующий и конституирующий социальную реальность. Во всем многообразии человеческого знания, которое может быть разделено на теоретическое и эмпирическое, теоретическое и обыденное, научное и приблизительное, глубинное и информативное, выделяется особый эпистемический феноменсоциально релевантное конструктивное знание. Это знание интегрирует элементы теории и практики, науки и мировоззрения, норм объяснения и ментальности. Данный эпистемический феномен представляет собой особое дискурсивное единство, детерминирующее социальную практику.

10. Новое понимание социального детерминизма должно учитывать требование практического описания социального действия, когда время является живым участником ситуации. Из этого следует важный принцип социального теоретизирования — описывать социум как совокупность событий, разворачивающихся на фоне времени, а не пространства. Если в естественнонаучной теории время представлено как один из видов пространства, то в социальной теории пространство может быть представлено как разновидность времени. Пространство позволяет нам упорядочить внешние восприятия, а время — внутренние переживания. Поэтому социальное теоретизирование должно объективировать опыт внутреннего переживания. Итогом такой объективации должны быть значения человеческих действий, т. е. их социальные содержания.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты могут служить основанием для критического анализа фундаментальных и локальных проблем социальной философии и социологии, уточнения теоретико-концептуальных каркасов обществознания и гуманитаристики. Новое понимание детерминизма позволит переосмыслить ключевые моменты теории общества.

Практическую пользу полученные результаты могут дать при составлении программ социального развития, а также послужить научным фундаментом для принятия и обоснования управленческих решений.

Материалы исследования также могут быть использованы при составлении учебных курсов и спецкурсов по социальной философии истории философии, онтологии и эпистемологии, антропологии и социологии.

Апробация диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийских и региональных научных конференциях, а также на Третьем Российском Философском Конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» и на Втором Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы».

Содержание и результаты диссертационной работы отражены в 55 публикациях общим объемом 48,2 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих 12 параграфов, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе осуществлена попытка комплексного рассмотрения изменений в социальной теории с точки зрения действенности одного из главных принципов всякого теоретизирования. Принцип детерминизма является тем самым принципом, устранение которого делает невозможным не только теоретическое, но и любое знание вообще.

Понятие причины обусловлено опытом социального взаимодействия и его генезис уходит корнями в общественную практику, а не освоением природного мира. Со временем детерминизм все более овладевает сознанием и становится синонимом разумности как таковой. Математическое естествознание делает принцип детерминизма главным принципом теоретического описания природных явлений. Но философы доказывают несостоятельность мировоззренческих выводов, основанных на физическом детерминизме: ни одно событие или явление не может быть обусловлено исключительно внешними причинами, целевая детерминация всегда оказывает влияние на их протекание.

Детерминизм представляет собой итог теоретического абстрагирования, применяемого в русле инженерно-технического подхода. Однако именно в рамках техники присутствует целевая детерминация на уровне проекта. Современное понимание причины сформировалось в итоге эволюции теоретико-аналитического мышления. Если в античной философии причинами назывались факторы, влияющие на особенности протекания того или иного процесса, то в Новое время, после разделения всех факторов на внутренние и внешние, к числу причин отнесены лишь внешние.

Наиболее существенным следствием применения принципа детерминизма в теории антропогенеза является формирование идеи преодоления человеком собственной природы. Если в метафизической концепции человека последний представал как нечто завершенное, а его задачей являлась реализация собственной природы, то в новом взгляде на человека присутствовала идея преодоления человеком животной природы.

При этом биологическое начало естественно сохраняется, но не оно определяет сущность человека, а наоборот, его сущность определяется тем, что сформировалось во время преодоления этой природы.

Человек стремится к эффективному взаимодействию, он хочет правильно понимать смысл происходящего и возможные последствия своих действий. В той мере, в какой ему это удается, его действия детерминированы начальными условиями, совсем в духе Лапласа. Но поскольку его действия основаны на знаниях, которые никогда не бывают полными, а также на умениях, которые также не всегда хорошо освоены, то действие может отклоняться от схемы. Причиной многообразия действий также является неумение правильно синтезировать знания и умения: Поэтому социальный мир кажется столь многообразным, что даже создается ощущение хаоса и появляется желание заменить детерминизм индетерминизмом. На самом же деле, гласит институциональный детерминизм, социальная реальность включает в себя отношения и действия лишь на уровне общего, где и действует принцип детерминизма, тогда как на уровне единичного господствует сложный симбиоз физических, биологических, психологических, культурных, религиозных и иных факторов, который и предопределяет специфические особенности единичных взаимодействий. На уровне единичного проследить действие принципа детерминизма также можно, но необходимо отличать, что в нем законосообразно, а что привнесено из сферы несоциального. Понятие общества рождается как итог применения принципа детерминизма к объяснению человеческих поступков, а также исторических событий. Постепенно общество стало восприниматься как часть природы.

Социальная философия утверждает, что в действиях людей присутствует элемент спонтанности. Этот элемент и есть главная невозможность применения к общественной жизни принципа детерминизма в том виде, как он сложился в классической физике и в концепциях неопозитивистов. Но и в физике сегодня детерминизм вовсе не означает однозначность и линейность. Статистические закономерности могут стать фундаментом новой социальной теории, где спонтанность ограничена определенными пределами. Таким образом, можно заключить, что понятие свободы не противоречит принципу социального детерминизма, в противоречие входит лишь понятие спонтанности.

Думается, что в основе телеологической схемы социального объяснения присутствует модифицированный вариант аристотелевской концепции причинности. Речь идет не о линейной схеме «цель — действие», а о рождении мотива, в котором участвуют гетерогенные основания. Как и в случае с появлением вещи, где материя соединяется с формой, действующая причина согласуется с финальной, в случае социального действия эмоциональное соединяется с рассудочным, а целеполагания приводятся в соответствие с биологическими и социальными возможностями. Таким образом, принцип детерминизма для структуры социального действия имеет совершенно иную формулировку, нежели формулировка физического принципа детерминизма.

Развитие постклассической социальной философии было обусловлено новым пониманием социальных явлений, сформировавшимся благодаря развитию микросоциологии. Символический характер социальной реальности и интерпретативный компонент социального действия были учтены благодаря радикальному пересмотру онтологических допущений и методологических принципов классической теории общества. Наиболее существенным оказался переход к ненатуралистическим моделям социальной реальности, отказ от объективизма в пользу субъективизма и пересмотр значения теорий макроуровня для объяснения событий на микроуровне.

Постклассическая социальная теория исходит из того, что герменевтика социального субъекта иная, нежели классическая герменевтика. Невозможность вывести социальный субъект за рамки коммуникации, противопоставить его социальному объекту лишает его тех признаков, которые существенны для картезианско-кантианской парадигмы. Социальный субъект лишен квазипространственной системной определенности моноцентрического типа. Социальный субъект полицентричен и погружен в децентрированный жизненный мир, а его логика определяется прагматикой коммуникации.

Переход к интерпретативной теории общества отменяет прежние' субстантивистские установки социальной метафизики. Согласно новому пониманию мира и человека, язык представляет собой силу, творящую социальную действительность, а также одну из форм существования знания, отличающуюся высокой степенью латентности. Знание в языке оторвано от смысловой основы своего появления и не предполагает осмысленного его использования именно как знания. Овладевая языком человек получает некую совокупность представлений о действительности, а также о моделях индивидуального и коллективного действия.

Главными линиями, детерминирующими процесс социального взаимодействия, являются коммуникативно-информационные и интерпретативно-коммуникативные процессы. Первые связаны' с циркуляцией определенных значений, а вторые с их интерпретацией. И первые, и вторые связаны с активизацией нетематического знания и его превращением в тематическое и ситуативное знание. При этом индивидуальность деятелей проявляется на уровне соединения ситуации и темы.

Наряду с неявным знанием, запечатленным в языке, существует особый тип явного знания, формирующий общество, конструирующий и конституирующий социальную реальность. Во всем многообразии человеческого знания, которое может быть разделено на теоретическое и эмпирическое, теоретическое и обыденное, научное и приблизительное, глубинное и информативное, выделяется особый эпистемический феноменсоциально релевантное конструктивное знание. Это знание интегрирует элементы теории и практики, науки и мировоззрения, норм объяснения и ментальности. Данный эпистемический феномен представляет собой особое дискурсивное единство. В этом-то единстве и рождаются гетерогенные детерминанты социальной практики.

В последние десятилетия все чаще раздаются голоса тех, кто наделяет индетерминизм статусом онтологического принципа нового понимания мира. Лишь в сочетании с принципом детерминизма, индетерминизм может иметь значение. Соотношение этих принципов регулируется более фундаментальным методологическим принципом — принципом дополнительности. Благодаря лингвистическому повороту, приведшему в социальной философии к конституированию коммуникативной теории общества, детерминизм не утратил своего значения, но лишь изменил форму. Теперь ясно, что обусловленность действий и взаимодействий людей затрагивает сферы смысла и оперирует значениями.

Нельзя сказать, что постклассическая теория уже построена и даже что ее строительство близко к своему завершению. Новые возможности, связанные с открытием производительной силы коммуникации, использованы явно не до конца. Но можно надеяться на то, что данный подход позволит приблизиться к пониманию сходства и различия между миром природы и миром человека. Насколько этим надеждам суждено сбыться, покажет время.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Прогресс и традиции в науке. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  2. О.А. Философско-методологические проблемы социологии науки. Ставрополь, 1990.
  3. Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10.
  4. П.В. Социальная философия. М., 2003.
  5. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972.
  6. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. № 1.
  7. X. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. 1992. № 2. Т.1.
  8. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс -Политика, 1992.
  9. У. Действие структура и философия реализма // Социологов Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991.
  10. У. Реализм и современная наука // Социо-логос: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991.
  11. B.C. Социальная философия. М., 2000.
  12. Г. Н., Девяткин И. Ф. Миф о качественной социологии // Социологический журнал. 1994. № 2.
  13. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002.
  14. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  15. Бауман 3. Наука и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. № 3.
  16. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник, 1984 1985. М.: Наука, 1986.
  17. ИМ. Эстетика словесного творчества. М.:Искусство, 1986.
  18. Д. В обществе об обществе // Социо-логос: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и преднсл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991.
  19. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
  20. НА. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1990.
  21. И. Философия свободы. М., 2001.
  22. .В., Эдэ/субов Л. Г. Простое и сложное в ¦ социокультурологических концепциях// Вопросы философии. 1996. № 12.
  23. X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии //Вопросы философии. 1993. № 10.
  24. Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. 1993.№ 5
  25. Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998.
  26. БунгеМ. Причинность. М., 1962.
  27. П. Начала. М., 1994.
  28. П. Практический смысл. СПб.: Алетейя.
  29. П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1.
  30. Р. Общества // Социо-логос: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991.
  31. Й. Проблема онаучивания социального мира // Общественные науки и современность. 1992. № 6.
  32. . Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о чужом. Логос. 1995. Кн. 6.
  33. ВеберМ. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.
  34. ВеберМ. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.
  35. Л. Философские работы. Часть 1. М.: Гнозис, 1994.
  36. Г. Х. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1992. '
  37. Г. Х. Логико-философские исследования: Избр. труды. М.: Прогресс, 1986.
  38. П. У истоков классической механики. //Вопросы философии, 1996. № 5.
  39. П.П. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве марбургской школы // Кант и кантианцы. М.: Наука, 1978.
  40. П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. № 6.
  41. П.П. У истоков классической механики. //Вопросы философии, 1996. № 5.
  42. П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
  43. Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.
  44. Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. 1988. М.: Наука, 1988.
  45. Р. Кризис современного мира. М., 1991.
  46. Э. Устроение общества. М., 2003.
  47. И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
  48. ГрейДж. Поиски по Просвещению. М., 2003.
  49. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. М.: Ольга, 1997.
  50. А. Ф. Аналитическая философия: проблемы и дискуссии последних лет//Вопросы философии. 1997. № 9.
  51. JI.H. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.
  52. А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4.
  53. А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросыфилософии. 1990. № 11.
  54. Э. Парижские доклады // Логос. 1991. Кн. 2.
  55. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии // Язык и интеллект. Сб. /Пер. с англ. и нем. / Сост. и вступ. ст. В.В.Петрова/ М.: Издательская группа Прогресс, 1996.
  56. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
  57. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология //Вопросы философии. 1992. № 7.
  58. Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис, 1994.
  59. В.В. Теория деятельности и социальные практики. // Вопросы философии, 1996. № 5.
  60. Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности И Вопросы философии. 1989. № 8.
  61. Ю.Н. М.Вебер и проблема интерпретации рациональности. Вопросы социологии. Вып. 6. 1996.
  62. Р. Тропы из утопии. М., 2002.
  63. Д. Об идее концептуальной схемы // Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  64. ДелезЖ. Логика смысла. М.: Издательский Центр Академия, 1995.
  65. ., Гваттари Ф. Что такое философия. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998.
  66. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие А. Б. Гофмана. М.: Наука, 1990.
  67. Г. Й. Критика и позитивная наука. К эволюции марксовой теории//Историко-философский ежегодник. 1990. М.: Наука, 1991.
  68. Г. Как возможно общество? // Георг Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996.
  69. А.А. Логика науки. М.: Мысль, 1971.
  70. В.В. Философия. М., 1999.
  71. Л.Г. Понимающая социология. М.: Наука, 1979.
  72. Л.Г. Феноменологическая социология // Критика современной буржуазной теоретической социологии. М., Наука, 1977.
  73. Исторические типы рациональности. М.: ИФ РАН, 1995. Т. 1. 350 с. Т. 2. 320 с.
  74. П.Ф., Крымский С. Б., Парахонский Б. А. Рациональность в науке и культуре. Киев: Наук, думка, 1989.
  75. М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. 1982. № 10.
  76. В. В. Онтологические основания научного познания // Проблема онтологии в современной буржуазной философии. Рига: Зинатне, 1988.
  77. П. Австрийская философия // Вопросы философии. 1990. № 2.
  78. П. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики критика техники — этика // Вопросы философии. 1998. № 5.
  79. Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры // Вопросы философии. 1995. № 8.
  80. Э. Опыт о человеке. Введение в философию человека // Философские науки. 1991. № 7.
  81. Э. Познание и действительность. СПб.: Шиповник, 1912.
  82. Ю.Л. Практическая топология социальных групп // Socio-logos 96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований ИСРАН. М.: Socio-logos, 1996.
  83. Ю.Л. Резервы и тупики марксистской социологии: целостность и тоталитаризм // Социо-логос: Пер. с англ., нем., франц. М.: Прогресс, 1991.
  84. В.Е. Введение в социальную философию. М., 2000.
  85. Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей // Общественные науки и современность. 1992. № 3.
  86. П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. М.: Республика, 1997.
  87. П. Общество и государство. М., 1997
  88. П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. № 10.
  89. А. Очерки историко-философской мысли. М.: Прогресс, 1985.
  90. А.Н. Политическая мифология. М., 2003.
  91. А.А., Корниенко А. В. Эволюция представлений о реальности и становление современной методологии познания // Наука. Закономерности ее развития. Томск, 1992. Вып. 8.
  92. В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  93. В. Онтологическая относительность // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М.: Логос, 1996.
  94. Т.Ф. Поиски нового образа теории в сфере гуманитарного знания // Философские науки. 1990. № 11.
  95. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.
  96. И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.
  97. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.
  98. Леви-Стросс К Структурная антропология. М.: Наука, 1985.
  99. Леви-Стросс К. Три вида гуманизма // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.
  100. В.А. Рациональность, критицизм и принципы либерализма // Вопросы философии. 1995. № 10.
  101. ЛиотарУК.-Ф. Хайдеггер и «евреи». СПб., 2001.
  102. Ф. Переписать современность // Ступени: Философский журнал. 1994. № 2.
  103. Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики//Вопросы философии. 1995. № 10.
  104. А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.
  105. А.Ф. Мифология. Культура. М., 1991.
  106. Я. О детерминизме // Вопросы философии. 1995. № 5.
  107. Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991.
  108. Т. Конституирование языка в повседневной жизни // Концептуализация и смысл. Новосибирск: Наука, 1990.109. Луман Н. Власть. М., 2001
  109. Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-логос: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991.
  110. Н. Теория объектива и Теория общества. СПб., 1999.
  111. Майнбергер Г. К Единый разум и многообразие рациональностей // Вопросы философии. 1997. № 9.
  112. А. Пост добродетели. Екатеринбург, 2000.
  113. А. Пост добродетели. Екатеринбург, 2000.
  114. М.К. Социальная физика // М. К. Мамардашвили. Необходимость себя. / Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Лабиринт, 1996.
  115. М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. № 1.
  116. М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности. Тбилиси: Мциереба, 1984.
  117. Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания: К дискуссиям в современной постпозитивистской философии науки. М.: Наука, 1987.
  118. К. Диагноз нашего времени.: Пер. с нем. и англ. М.: Юрист,
  119. Д. Маркс об отчуждении // Вопросы философии 1989. № 9.
  120. Т.П. Нерациональность рациональности. Ростов-на-Дону, 2003.
  121. Ю.К. Новые веяния в метафизике США // Вопросы философии 1989. № 6.
  122. Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. М.: Наука, 1968.
  123. JI.A., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОСПЭН, 1997.
  124. Р. Социологическое воображение. М., 2001
  125. В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. 1992. Кн. 3.
  126. А. Поиск добродетели. Екатеринбург, 2000
  127. Н.С. Философия истории Вико. //Вопросы философии, 1996. 1№.
  128. Н.С. Философия истории Дж. Вико. //Вопросы философии, 1996. № 5.
  129. Мур Д. Э. Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия: Избр. тексты / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  130. Мур Д. Э. Опровержение идеализма // Историко-философский ежегодник. 1987. М.: Наука, 1987.
  131. МурДэ/с. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984.
  132. У. Познание и реальность. СПб.: Изд. С.-Петербургсокого унта, 1997.
  133. С.П. Социальные формы постижения бытия // Вопросы философии. 1994. № 6.
  134. А.А. Рациональность в ее истоках и утратах // Вопросы философии. 1995. № 5.
  135. Новые направления в социологической теории. Сборник. /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978.
  136. Т.Н. Феноменологическая концепция философии как высшей духовной культуры // Феноменология искусства. М.: ИФРАН, 1996.
  137. Г. В. Российская социология в XXI веке. М., 2003.
  138. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.
  139. Т. Система современных обществ. М., 1998.
  140. X. Введение к книге «Реализм и разум» // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей • Запада: Хрестоматия. М.: Логос, 1996.
  141. X. Философия и человеческое понимание // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М.: Логос, 1996.
  142. В.В. Концепция языка Куайна // Логика и онтология. М.: Наука, 1978.
  143. А. А. Наука и научность (опыт нового прочтения философии Э. Гуссерля) // Философские науки. 1991. № 10.
  144. Ч. Закрепление верования// Вопросы философии. 1996. № 12.
  145. Ч. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. 1996. № 12.
  146. Э. Исторические структуры (К вопросу о так называемом кризисе методологических основ исторической науки) // Философия и методология истории / Пер. с англ., нем., франц./ М.: Прогресс, 1977.
  147. И.В. Метафора и ее роль в гуманитарном знании //Социально-гуманитарные знания. 2003. № 6.
  148. И.В. Метафора и ее роль в гуманитарном знании. //Социально-гуманитарные знания. 2003. № 6.
  149. К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10.
  150. К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8.
  151. К. Открытое общество и его враги. Т. 1. М., 1992.
  152. К. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.: Феникс Культурная инициатива, 1992.
  153. Р., Строя А. Философия. СПб., 1998.
  154. С.П. Становление гегелевской концепции отчуждения и его трактовка у Д.Лукача и Ю. Хабермаса // Историко-философский ежегодник.1993. М.: Наука, 1994.
  155. Пригоэ/син И., Стеигерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
  156. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.
  157. Е.П. Методология предмет новой «парадигмы» социологического знания // Социс. 1994. № 3.
  158. X. Социогенез. Накопление морфологической информации. М., 1977.
  159. A.M. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4.
  160. . Человеческое познание: Его сфера и границы / Пер. с англ. -Киев: Ника-Центр, 1997.
  161. П.А. Об основном, высшем вопросе общей и социальной философии // Вестник МГУ. Сер. 7. 1994. № 1.
  162. Н. Границы когнитивного релятивизма // Вопросы философии. 1995. № 4.
  163. П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М., СПб.: Университетская книга, 1998.
  164. П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Академия, 1995.
  165. П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права // Вопросы философии. 1996. № 4.
  166. П. Человек-как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2.
  167. Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб.: Наука, 1997.
  168. Ритцер Дэю. Современные социологические теории. СПб., 2002.
  169. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Лабиринт, 1994.
  170. В.М. «Существование» и «реальность»: смысл и эволюция понятий в европейской культуре // Вопросы методологии. 1994. № 3 4.
  171. В.М. Философия и методология: традиции и современность // Вопросы философии. 1996. № 11.
  172. Т. К критике этики дискурса // Вопросы философии. 1995. № 1.
  173. Т. Математика, фундаментализм и герменевтика // Вопросы философии. 1997. № 2.
  174. Ролз Дэю. Теория справедливости. Новосибирск: «Изд-во Новосиб. унта», 1995.
  175. Р. Случайность, ирония, солидарность / Пер. с англ. М.: «Русское феноменологическое общество», 1996.
  176. Р. Тексты и куски // Логос. 1996. Кн. 8.
  177. Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997.
  178. Россия: Трансформирующееся общество. М., 2001.
  179. Т.Н. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. № 8.
  180. A.M. Спор о позитивизме в немецкой социологии // Вопросы философии. 1992. № 10.
  181. Самосознание культуры и искусства XX века. М., СПб., 2000.
  182. Ю.В. Эволюция учения о причинности // Вопросы философии, 2003. № 4.
  183. А. Проблема доверия. М., 2002.
  184. У. Научный реализм или «миролюбивый» инструментализм? // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978.
  185. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. А. Е. Кибрика. М.: Прогресс, Универс, 1993.
  186. Дж. Природа интенциональных состояний // Философия, логика, язык. М.: Наука, 1987.
  187. Дж.Р. Перевернутое слово//Вопросы философии. 1992. № 1.
  188. Г., Гилъе Н. История философии. М., 2000.
  189. А. В. Сопоставимы ли основания рациональности в различных философских традициях // Вопросы философии. 1999. № 3.
  190. Н.М. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
  191. Н.М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки». М.: ИФРАН, 1997.
  192. Современная политическая теория. М., 2001.
  193. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.
  194. П. Система социологии. Т. 1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. М.: Наука, 1993.
  195. П. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.
  196. B.C. Деятельностная концепция знания (дискуссия с Игорем Алексеевым) // Вопросы философии. 1989. № 10.
  197. B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Наука, 1992.
  198. А.Г. Проблемы современной цивилизации. // Социально-гуманитарные знания, 2003. № 4.
  199. Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психолоческий центр, 1996.
  200. С.А. Герменевтические аспекты функционирования и развития биологических и социальных систем // Общественные науки и современность. 1997. № 2.
  201. У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.
  202. А.Н. Избранные работы по философии / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
  203. П. Идея социальной науки и ее отношение к философии / Пер. с англ. М. Горбачева, Т. Дмитриева. М.: Русское феноменологическое общество, 1996.
  204. В.Г. Введение. Ответственность социального теоретика и науки // Теория и жизненный мир человека. М., 1995.
  205. В.Г. Классическое и неклассическое в социальном познании //Общественные науки и современность. 1992. № 4.
  206. В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. № 12.
  207. П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.
  208. E.JI. Эволюция методологии в XX веке // Вопросы философии. 1995. № 7.
  209. C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.
  210. C.JI. Реальность и человек. М.: Республика, 1997.
  211. Э. Бегство от свободы. М., 1997
  212. М. Археология знания / Пер. с фр. Киев.: Ника-Центр, 1996.
  213. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности.'
  214. Работы разных лет/ Пер. с франц. М.: Касталь, 1996.
  215. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. .
  216. С. Очередные похороны эпистемологии // Вопросы философии. 1995. № 7.
  217. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: Изд. центр Академия, 1995.
  218. Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы Философии.1992. № 4.
  219. Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. № 1.
  220. Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы Философии. 1989. № 2.
  221. Ю. Примирение через публичное употребление разума // Вопросы Философии. 1995. № 10.
  222. Ю. Теория коммуникативного действия // Вестн. МГУ. Сер.7.1993. № 4.
  223. Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.
  224. М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993.
  225. М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
  226. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
  227. М. Кант и проблема метафизика. М.: Русское феноменологическое общество Логос, 1997.
  228. М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998.
  229. Я. Представление и вмешательство. М.: Логос, 1998.
  230. Р. Социальная эпистемология: передача знания посредством речи // Вопросы философии. 1992. № 9.
  231. М.А. Онтологическая интерпретация марксизма. Работа Д. Лукача «К онтологии общественного бытия» // Историко-философский ежегодник. 1989. М.: Наука, 1989.
  232. Херрманн Фр.-В. «Бытие и время» и «Основные проблемы • феноменологии» // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991.
  233. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10.
  234. Э. Истинно верующий. Минск, 2001.
  235. Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы Философии. 1996. № 9.
  236. Дж. Тематический анализ науки. М.: Прогресс, 1981.
  237. К. Истина мифа / Пер. с нем. М.: Республика, 1996.
  238. К. Рефлексия и саморефлексия метафизики // Вопросы философии. 1993. № 7.
  239. B.C. Мифологические истоки научной рациональности // Вопросы философии. 1994. № 9.
  240. М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира//Вопросы философии. 1995. № 4.
  241. Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977.
  242. ШелерМ. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
  243. Г. Г. Явление и смысл. Томск.: Водолей, 1996.
  244. Г. Г. Язык и смысл // Логос. 1996. Кн. 7.
  245. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.
  246. Э. Динамика теорий и фазовые переходы // Вопросы философии. 1995. № 10.
  247. ЭлиадеМ. Аспекты мифа. М., 2000.
  248. А. Политические процессы и моральные побуждения // Вопросы философии. 1995. № 10.
  249. Якима} К. И. Свое и чужое. // Вопросы философии, 2003, № 11.
  250. К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
  251. Apel K.-O. Sprechakttheorie und transzendentale Sprachpragmatik zur Frage ethischer Normen 11 Sprachpragmatik und Philosophic. Frankfurt a.M., 1982.
  252. Bauman Z. Legislators and Interpreters: On Modernity, Postmodernity and Intellectuals. N.Y., 1988.
  253. Baumgartner E. Intentionalitaet. Wuerzburg, 1985.
  254. Blumenberg H. Selbsterhaltung und Beharrung: zur {Constitution der neuzeitlichen Rationalitaet. Meinz-Wiesbaden, 1970.
  255. Brentano F. Abkehr vora Nichtrealen. Bern-Muenchen, 1966.
  256. Brentano F. Kategorienlehre. Leipzig, 1933.
  257. Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt. Bd.l. Leipzig, 1924. 261. Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt. Bd.2. (Von der Klassifikation der psychischen Phaenomene.) Leipzig, 1925.
  258. Brentano F. Walirheit und Evidenz. Leipzig, 1930.
  259. BhaskarR. Reclaming reality. L., 1989.
  260. BhaskarR. Scientific realism and human emansipation. L., 1986.
  261. Brueckner A. Patnam s model-theoretic argument againest metaphyseal realism//Analysis. 1984. Vol.44.
  262. Carr D. Welt, Weltbild, Lebenswelt. Husserl und die Vertreter des Begriffsrelativismus // Lebenswelt und Wissenschaft in der Philosophic Edmund Husserls. Frankfurt a.M., 1979.
  263. Chalmers A. Is Bhaskar s realism realistic? // Radical Philosophy. 1988. No. 49.
  264. Chisholm R.M. Brentano als analytischer Metaphysiker // Oesterreichische Philosophen und ihr Einfluss auf die analytische Philosophic den Gegenwart. Bd.l. Innsbruck, 1978.
  265. Chisholm R.M. Saetze und Glauben // Analytische Philosophic des Geistes. Koenigstein, 1981.
  266. Claesges U. Zweideutigkeiten in Husserls Lebensweltbegriff // Perspektiven transzendentalphaenomenologischer Forschung. Den Haag, 1972.
  267. Das geistige Erbe Europas. Napoli, 1994.
  268. DevittM. Designation. N.Y., 1981.
  269. Devitt M. Patnem on Realism, a critical study of Hilary Patnems Meaning and the Moral Sciences. Prinseton, 1994.
  270. Devitt M. Realism and Tliruth. Prinseton, 1984.
  271. Derrida Jacques. Of Spirit: Heidegger and the Question. The University of Chicagopress, 1989.
  272. Farley, W. Ethics and reality: dialogue between Caputo and Levinas // Philosophy today. Celina, 1992. Vol. 36. № 3.
  273. Field H. Possibility and reality in mathematics: a review of realism, mathematics, and modality. Oxford, 1989.
  274. Field H. Realism and Relativism //Jornal of Philosophy. 1982. Vol. 79.
  275. Glynwur C. Conceptual scheming or confessions of a metaphysicalist realist // Synthese. 1982. Vol. 51.
  276. Gooding D. Experiment and the Making of Mining. Human Agency in Scientific Observation and Experiment. Dordrecht, 1990.
  277. Greverus I.-M. Kultur und Alltagswelt. Eine Einfuerung in die Frageri der Kulturanthropologie. Frankfort a. M., 1987.
  278. Gottesvorschtellung und Gesellschaftsentwicklung. Muenchen. 1979.
  279. Habermas Y. Der philosophische Diskurs der Moderne. Zwoelf Vorlesungen. Frankfurt a. M., 1985.
  280. Habermas J. Knowledge and Human Interests. Becon Press. Boston, 1971.
  281. Habermas J. Legitimation Crisis. Becon Press. Boston, 1976.
  282. Hacking I. The Participant Irrealist at Large in the Laboratory // British Jornal' for the Philosophy of Sciense, (1988) 39.
  283. Harre R. Varieties of realism. Oxford, 1986.
  284. Hellman G. Mathematics without numbers. Oxford, 1989.
  285. HallerR. Studien zur oesterreichischen Philosophie. Amsterdam, 1979.
  286. Hedwig R. Der scholastische Kontext des Inteentionalen bei Brentano // Grazer Philosophische Studien. 1978. № 5.
  287. Holenstein E. Maschinelles Wissen und menschliches Bewusstsein // Studia Philosophies 1987. № 46.
  288. Huebner К. Wie irrational sind Mythen und Goetter? // Der Wissenschaftler und das Irrationale. Frankfurt a. M., 1981.
  289. Husserl E. Die Krisis eurropaeischen Wissenschaften und die transzendentale Phaenomenologie // Husserliana. Den Haag. Bd. VI. 1954.
  290. Husserl E. Logische Untersuchungen. Bd.2. Halle. 1922.
  291. Kern I. Die Lebenswelt als Gmndlagenproblem der Obyektiven Wissenschaften und als universales Wahrheits- und Seinsproblem // Lebenswelt und Wissenschaft in der Philosophie Edmund Husserls. Frankfurt a. M., 1979.
  292. Kettner M. Gute Grunde. Tliesen zur diskursiven Vernunft // Die eine Vernunft und die vielen Rationalitatan. Frankfurt a. M., 1996.
  293. Kitcer Ph. The Advancement of Science. Science without Legend. Objectivity without Illusions. Oxford, 1993.
  294. Kueng G. Die Realisimng idealer Nonnen in einer Maschine und im Menschen // Studia Philosophica. 1987. № 46.
  295. Latuor B, Woolgar S. Laboratory Life. The Social Construction of Scientific Facts. L., 1979.
  296. Lewis D. Putnam s paradox: Collected Papers. Oxford, 1987. Vol. 2.
  297. Lebenslagen, Lebenslaufe, Lebensstile. Goettingen, 1990.
  298. LenkH. Pragmatische Vernunft. Stuttgart, 1979.
  299. Lenk H. Typen und Systematik der Rationalitaet // Zur Kritik der wissenschaftlichen Rationalitaet. Freiburg-Muenchen, 1986.
  300. Lenk H. Welterfassung als Interpretationskonstrukt // Allgemeine Zeitschrift fuer Philosophie. 1988. № 13.
  301. Loewental R. Gesellschaftswandel und Kulturkrise. Frankfurt a. M., 1979.
  302. Luckman Th. Philosophy, Social Sciences and Everyday Life // Phenomenology and Sociology. Penguin Books. N.Y., 1978.
  303. Macdonald C. Psychological type-type reduction via disjunction// Southern j. of philosophy. Memphis, 1992. Vol. 30. N 1.
  304. Manuel F.E. The religion of Isaak Newton. Oxford, 1974.
  305. Merril 11. The Model-theoretic Argument ageinst Realism // Philosophy of Science, 47, (1980).
  306. Murchadha, F.O. Truth as a problem for hermeneutics. Towards a hermeneutical theory of truth // Philosophy today. Celina, 1992. Vol. 36. № 2.
  307. Outhwaite W. Concept Formation in Social Science. L., 1983.
  308. Outhwaite W. New Philosophy and Social Science. Realism. Hermeneutics and Critical Theory. L.: Macmillian Ed. 1987.
  309. Outhwaite W. Understanding Social Life. Lewes Jean Straund. 1986.
  310. Patnem H. Meaning and the Moral Sciences. L., 1978.
  311. Patnem H. Mind, Language and Reality. Philosophy Papers, Volume 2, Cambridge, 1979.
  312. Patnem H. History, Truth and Reason. Cambridge, 1981.
  313. Patnem H. Model and Reality // The Jornal of Simbolic Logic, (1980) 45.
  314. Patnem H. Realism and Reason: Philosophical Papers. Cambridge, 1983. Vol.3.
  315. Patnem H. Realism, Tliruth and History. Cambridge, 1981.
  316. Platonistische und konstruktivische Momente in Husserls Mathematik-begriff. Bonn, 1981.
  317. Powel, A. Recensio. // Brit. j. for the Philosophy of Science. Aberdeen, 1992. Vol. 43. N2.
  318. Rapp F. Analytische Technikphilosophie. Freiburg, 1978.
  319. Rapp F. Technik als Mythos // Philosophic und Mythos: Ein Kolloquium. Berlin, New York, 1979.
  320. Quick, J.R. Pronom She: Luce Irigaray’s fluid dynamics // Philosophy today. Celina, 1992. Vol. 36. N3.
  321. Pickering A. Constructing Quarks. A Sociological History of Particle Physics. Edinburg, 1984.
  322. Phenomenology and Social Reality. Essays in Memory of A.Shutz. The Hague, 1970.
  323. Robinson, Th.M. Heraclitus and Plato on the language of' the real // Monist. La Salle (Ind.), 1991. Vol. 74. N 4.
  324. Rorty R. Postmodernist Bourgeois Liberalism // The Journal of Philosophy. 1983.
  325. Shutz A. An Phenomenology and Social Relations. The Univ. Chicago Press, 1970.
  326. SchuetzA. Theorie der Relevanz. Frankfurt a. M., 1981.
  327. Schuwey B. Chischolm ueber Intentionalitaet. Bern, 1983.
  328. Searl John R. Rationality and Realism, What is at Stake // Daedalus. N.Y., 1993. N3.
  329. Searle Y. Intentionalitaet. Frankfurt a. M., 1986.
  330. Sodan G. Ueber den Gebrauch der Ausdruecke Intention, intentional, Intentionalitaet und intendieren in der moderne Bewusstseinphilosophie. Berlin, 1958.
  331. H. «Intention» und «Intentionalitaet» in der Scholastik, bei Brentano und Husserl // Studia Philosophica. 1970. № 29.
  332. Tarbayne CM. The Myth of Metaphor. New Haven, 1962.
  333. Tarrow S. Power in mowement: social mowement, collective action and-politics. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1994.
  334. The postmodern turn: new perspectives on social theory / Ed. by S.Seidman. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1994.
  335. Tietz U. Die Rationalitaet des Verstehens 11 Die eine Vernunft und die vielen Rationalitataen. Frankfurt a.M., 1996.
  336. ThomM. Ideologie und Erkenntnistheorie. Leipzig, 1980.
  337. Touraine A. Beyond social movements I I Theory, Culture, Society. Vol. 9. № 1. February 1992.
  338. Westfall R.S. Never at rest: A biography of Isaak Newton. Cambridge, 1982.
  339. Waters M. Modem sociological theory. London: Sage, 1993.
Заполнить форму текущей работой