Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тождество и различие

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тождество и различие предметов рефлексируется не только, но качеству, но и по количеству, что выражается понятием сравнения, фиксирующим процедуру установления равенства и неравенства. Кроме того, каждое, А есть то же самое по отношению к себе самому. В тождестве скрыто отношение, а следовательно — опосредствующая связь. Эта связь конституирует отношение к самому себе как себетождественность… Читать ещё >

Тождество и различие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные взаимодополнительные процедуры в философской деятельности — это отождествление и различение предметов. Отождествление — это установление тождества, а различение — установление различия.

Первоначально тождество и различие устанавливаются при созерцании безразличных друг к другу предметов, по отношению к которым рефлексируется их сходство или несходство по тем или иным свойствам.

По закону тождества каждая вещь есть та же самая по отношению к себе и отлична от другой. Формула закона тождества: А = А. Гегель указывал, что суждения тождества («Планета есть планета») справедливо считаются глупыми. Но в варианте «Я есть Я» проблема тождества (идентичности) личности оказалась сложнее: Я тот же самый человек, что вчера, что и десять лег назад? Презумпцией идентичности личности обусловлена возможность ответственности за ее поступки, ее вознаграждение или наказание.

В следственной практике установление тождества по различным параметрам одного предмета с другими предметами позволяет произвести идентификацию предмета в его уникальности. Совокупность идентификационных признаков, являющаяся достаточным основанием для отождествления объекта по его известным отображениям, называется идентификационным комплексом.

В конечном счете, для философов, знающих мир как всё, это всё одно и тождественно (Гераклит: «Мудрость в том, чтобы знать всё как одно»). Так и одно из изречений Парменида гласит: «Ибо одно и то же — как внимать (мыслить), так и быть». В философии тождества мир мыслится как дифференцированный абсолют: вещи — это различия, выступающие из неразличенности абсолютного тождества.

Тождество и различие предметов рефлексируется не только, но качеству, но и по количеству, что выражается понятием сравнения, фиксирующим процедуру установления равенства и неравенства. Кроме того, каждое, А есть то же самое по отношению к себе самому. В тождестве скрыто отношение, а следовательно — опосредствующая связь. Эта связь конституирует отношение к самому себе как себетождественность.

Самотождественность предмета задается отличием от иного предмета. Самотождественность сама по себе ненредставима: она требует дубликации и отсылки к другому. Число «2» существует постольку, поскольку есть числа «О», «1», «3» и другие числа натурального ряда — они допускают появление «2». Таким образом, отождествление требует растождествления, т. е. различения. Поэтому тождество есть нетождество или тождество с различием.

В этом смысле «А Ф А». Все тождественно и различно. Существование внутреннего различия означает, что данный предмет образуется из иного и превращается в иное, оставаясь самим собой. Поэтому внутреннее различие возможно лишь в единстве с внешним различием. Внешние связи и различают предмет.

Согласно принципу индивидуации (Боэций) всякий предмет универсума уникален. О том же говорит сформулированный Лейбницем закон разности: не существует двух вещей, из которых одна была бы в точности такая, как и другая. Но сосуществование всех предметов в одном универсуме делает их в чем-то одинаковыми. Одно какое-либо свойство, присущее предметам, рефлексируется как их тождество по данному свойству. Два предмета различны, если один из них имеет свойство, отсутствующее у другого. В зависимости от выделяемых свойств между одними и теми же предметами имеется как тождество, так и различие.

При отождествлении предметов производится абстракция отождествления и выделяется абстрактный предмет. Так, отождествляя разных людей, конструируют человека как абстрактный предмет, и на основе этого абстрактного предмета в отдельных людях распознают человека.

Выявление тождества и различия позволяет классифицировать предметы по различным признакам. При определении понятий установление тождества первично: вначале дается родовое определение (тождество), затем видовое отличие (различие). Всякие различия могут быть заданы лишь на основе предварительно обнаруженной тождественности.

По отношению к родовидовому делению Кант в «Критике чистого разума» сформулировал три закона:

  • — закон однородности требует искать высший род, охватывающий собой все многообразие как роды, виды и подвиды;
  • — закон спецификации требует в каждом виде последовательно и безостановочно выделять подвиды и т. д. на основании все более мелких различий, предполагая их даже в том случае, если они и не открываются чувствам;
  • — закон сродства утверждает, что все различия между видами граничат друг с другом и допускают переход друг к другу не путем скачков, а через все меньшие степени различия, благодаря чему возможны промежуточные виды и всегда можно прийти от одного вида к другому.

Гегель высказывал неудовлетворение часто встречающимся родо-видовым делением по произвольным, случайным и внешним основаниям.

«Философское деление вообще не есть внешнее деление, не внешняя классификация наличного материала, проведенная соответственно одному или нескольким принятым основаниям деления, а имманентное различение, совершаемое самим понятием»1, — писал он.

Тождество и различие.

Легендарная «китайская» классификация животных (по X. Л. Борхесу).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой