Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема социально-философского смысла и образовательного значения идеи коэволюции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогики, психологии, этологии, естествознания, включая экологию, — для построения процесса формирования нового мировоззрения. Ситуация в современном образовании характеризуется потребностью в педагогических и философских идеях, способных составить интеллектуальную основу для глубокой реконструкции школы. Широкое распространение коэволюционного подхода и возможность его использования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема коэволюции в рамках современного философского мировоззрения
    • 1. 1. Концепция коэволюции как философское осмысление современной биологии
    • 1. 2. Противоречия природы и общества: коэволюционный анализ
    • 1. 3. Социально-философское содержание концепции коэволюции
  • Глава 2. Социально-философский анализ идеи коэволюции в образовании
    • 2. 1. Образовательное значение социальнофилософского смысла идеи коэволюции
    • 2. 2. Коэволюционные принципы организации образовательного процесса
    • 2. 3. Проблемы отбора содержания образования в соответствии с коэволюционной идеей

Проблема социально-философского смысла и образовательного значения идеи коэволюции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы социально-философского смысла концепции коэволюции и применения его к содержанию образования определяется особенностями современного этапа развития цивилизации. Масштабы деятельности человека и антропогенное воздействие на природу столь очевидны, что осознается кризисность современной цивилизации во всех сферах: социальной, экологической, духовной, физической. Человек утрачивает чувство благоговения перед природой, идет на разрыв с ней, разрушая и себя. При этом происходит духовное обеднение, внутренняя дисгармония, обессмысливание человеческого существования. Единственным выходом из сложившейся ситуации видится поиск путей, обеспечивающих коэволюцию природы и общества. Признание факта всестороннего кризиса позволяет говорить о необходимости формирования нового миропонимания, новогоэкологического — мышления.

Взаимосвязь социальных проблем и проблем биосферы, обусловленная единством природы и человека, требует и единой концепции в решении социальных задач и задач по предотвращению разрушения биосферы. В роли такой концепции и выступает концепция коэволюции, включающая в себя естественнонаучные исследования явлений, протекающих в биосфере, а также способствующая выявлению общих черт мирового эволюционного процесса, охватывающего и общественное развитие.

Мы представляем коэволюцию как сопряженное взаимообусловленное изменение систем или частей внутри целого. Коэволю-ционный подход выявляет те системы, которые сопряжены, взаимно адаптированы. Сопряженность способствует не только сохране4 нию имеющейся целостности, но и приводит к становлению новой целостности. Идея коэволюции является одним из важнейших обобщений в современных онтологических представлениях, ее универсальность заключается в том, что она характеризует взаимодействие не только материальных, но и идеальных систем, акцентирует внимание на корреляции эволюционных изменений.

Выявление значения коэволюционных процессов зависит от того смысла, который мы вкладываем в понимание природы. Если рассматривать природу как весь мир в многообразии его форм и взаимоотношений, то явление коэволюции, на наш взгляд, неотъемлемая часть этого мира, определяющая целостное функционирование материи. Наибольшее распространение понятие коэволюции получило в формулировке проблемы коэволюции природы и общества. В системе исторически меняющихся отношений человека и общества к природе важна трактовка природы как естественных условий существования человечества. В этом контексте возможно рассматривать проблему коэволюции общества и природы как двух систем и в то же время как отношения двух частей одной системы — материального мира. Такое понимание коэволюции уточняет обязательность сосуществования коэволюционирующих систем и предполагает нахождение путей реализации механизмов коэволюции. Понимание природы как внутренней основы человека предполагает использование понятия коэволюции для изучения сущности человека в единстве всех его составляющих. Если природа — объект естествознания, то коэволюционные процессы требуют конкретно-научного изучения и установления границ применимости понятия коэволюции.

Коэволюционный подход как общее философское основание позволяет плодотворно использовать возможности различных наук э.

— педагогики, психологии, этологии, естествознания, включая экологию, — для построения процесса формирования нового мировоззрения. Ситуация в современном образовании характеризуется потребностью в педагогических и философских идеях, способных составить интеллектуальную основу для глубокой реконструкции школы. Широкое распространение коэволюционного подхода и возможность его использования в различных областях науки дает нам уверенность в продуктивности применения социально-философского смысла идеи коэволюции к пониманию особенностей образовательного процесса на рубеже веков. Один из способов изменения содержания образования в решении проблемы существования цивилизации — ориентация на идею коэволюции. Она может быть выражена через широкое понимание процессов интеграции в содержании образованияизменение акцентов в сторону биоцентризма и экологизацииповышение роли обобщающих идейусиление процессов гуманизации и гуманитаризации естественнонаучного образованияпонимание ученика как результата и участника коэволюционого процесса, индивидуализацию и валеологиза-цию образования. Кроме того, коэволюционный подход может явиться методологическим основанием целенаправленной организации процесса формирования педагогической культуры учителя. Он предполагает изменение способа мышления, ориентирует на поиск новых путей понимания и осмысления сопряженных процессов и явлений, признает биосоциальную сущность человека и активное влияние среды на развивающуюся личность. Отражением коэволюционного подхода в педагогике является движение к идеалам сотрудничества, личностно ориентированной, гуманистической педагогике. 6.

Степень разработанности темы.

Современное состояние взаимоотношений природы и общества отражено в трудах ученых, разрабатывавших философско-методологические вопросы социальной экологии и экологической этики: Г. С. Батищева, И. И. Будыко, Л. И. Василенко, Ф. И. Гиренка, Э. В. Гирусова, А. А. Горелова, Г. С. Гудожника, Г. А. Давыдовой, М. М. Камшилова, В. П. Казначеева, А. В. Кацуры, И. В. Крутя, В. А. Лося, Н. Н. Мамедова, И. Т. Фролова, Г. С. Хозина, А. Т. Шаталова, Е. Н. Шульги и др.

В качестве базовых социальнофилософских исследований процесса образования следует назвать работы А. П. Валицкой, Б. С. Гершунского, С. И. Гессена, О. В. Долженко, Р. С. Карпинской, В. В. Краевского, И. К. Лисеева, Д. Г. Левитеса, О. Ю. Марковой, А. П. Огурцова, В. М. Розина, П. Ю. Уварова, В. М. Шадрикова, П. Г. Щедровицкого, И. П. Яковлева, и других ученых.

Среди философов, непосредственно поднимающих проблему коэволюции, отметим Р. С. Карпинскую, В. А. Кутырева, И. К. Лисеева, Н. Н. Моисеева, А. П. Огурцова. В исследовании отражены ноосферные идеи В. И. Вернадского, видных зарубежных ученых (Б.Коммонер, Ю. Одум, П. Тейяр де Шарден, А. Печчеи), а также современные достижения естествознания, в частности, ориентированные на проблемы развития общества и природы с точки зрения их самоорганизации (И.Пригожин, И. Стенгерс, М. В. Волькенштейн, Н. Н. Моисеев и др.)> их философско-методологические осмысления в работах современных философов (Л.И.Василенко, А. А. Горелов, А. М. Миклин, А. С. Мамзин, А. А. Крушанов, Г. И. Рузавин, Е.Н.Шульга).

Роль коэволюции в биологических системах наиболее полно раскрыта в монографии С. Н. Родина «Идея коэволюции». Автор 7 рассматривает коэволюционно обусловленные процессы, протекающие на разных уровнях жизни, и доказывает, что только с помощью коэволюционного подхода можно разобраться в проблеме возникновения взаимно адаптивных систем.

В ряде работ предпринята попытка показать теоретическое значение идеи коэволюции в исследовании биосферы. Становится все более очевидным, что дальнейшие мероприятия по сохранению биосферы зависят не только от реализации природоохранных программ, но также от уточнения теоретических представлений о сущности взаимоотношений природы и общества. К настоящему времени достигнуты значительные успехи в разработке многочисленных проблем экологии, увеличивается число работ по глобальной, социальной экологии, экологии человека.

В работе «Философия природы: коэволюционная стратегия» авторы (Р.С.Карпинская, И. К. Лисеев, А.П.Огурцов) представляют целостную концепцию коэволюции, позволяющую рассматривать разрозненные исследования и их результаты на единой теоретической основе. Они применяют понятие коэволюции к социобиологии, гносеологии, к развитию различных сфер культуры. Формулируя принципы коэволюционной стратегии, авторы расшифровывают ее как выражение философии природы. Возрождение философии природы и ее модернизация заключаются в применении идей и принципов коэволюционного подхода к широкому кругу эволюционных проблем: к эволюции биологических видов, к исследованию проблем глобального развития, при анализе сопряженной биологической и культурной эволюции, взаимосвязи в историческом развитии естественнонаучных и философских знаний. Особо важную роль новое понимание философии природы призвано сыграть в образовании. Изменение образования оказывается в зависимости от пони8 мания особенностей эволюции современного знания, а также от использования более высоких уровней обобщения, непосредственно выводящего к размышлениям о картине мира, об образе природы в целом.

Необходимо отметить также диссертационные исследования, посвященные коэволюционной проблематике. Их авторы используют содержание данной концепции в качестве методологически обоснованного подхода к анализу естественнонаучного и социогу-манитарного знания, выявляют мировоззренческую роль коэволю-ционного подхода в процессе гармонизации природы и общества, обосновывают ответственность человека в процессе самоорганизации природы и общества как основы природной и социальной эволюции, исследуют становление коэволюционного взаимодействия природы и общества в условиях возрастающей антропогенной нагрузки.

В исследовании Е. В. Орлова «Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников» определены условия успешного протекания процесса становления экологической культуры, которые связаны с формированием у детей таких способов жизнедеятельности, которые ориентируют на ценности коммуникативного сотрудничества, единства человека и природы. Сделан вывод о том, что коэволюционный подход является наиболее адекватным концептуальным основанием для теоретического анализа и практической организации такого сложного процесса, как формирование экологической культуры школьников.

Изучение литературы, раскрывающей проблему коэволюции, показывает принципиальную возможность, но недостаточную разработанность проблемы определения места и роли концепции коэволюции в социально-философском анализе. В связи с этим важ9 ным является обнаружение коэволюционных закономерностей в философских, религиозных, частнонаучных теориях, раскрытие социально-философского смысла концепции коэволюции.

Социальная философия XX века представляет собой множество направлений, охватывающих различные стороны общественной жизни. Поиск социально-философских закономерностей характерен для формирующейся философии образования. Новая образовательная парадигма учитывает коэволюционную направленность явлений, однако есть пробелы в выявлении коэволюционных закономерностей образовательного процесса, недостаточно исследовано использование методологической роли концепции коэволюции в формировании мировоззрения, не определено образовательное значение социально-философского смысла концепции коэволюции. Указанные особенности определили тему диссертационного исследования — «Проблема социально-философского смысла и образовательного значения идеи коэволюции» .

Основная цель работы — обоснование образовательного значения социально-философского смысла идеи коэволюции. В соответствии с целью в работе поставлены задачи:

— выявление научно-теоретических и социально-философских корней концепции коэволюции;

— анализ коэволюционных аспектов взаимодействия биологического и социального;

— раскрытие методологической роли социально-философского смысла концепции коэволюции в современном мировоззрении;

— определение роли концепции коэволюции в философии образования;

— обоснование направлений применения социально-философского смысла концепции коэволюции в образовании.

Объектом исследования является социально-философское содержание идеи коэволюции.

Предмет исследования — образовательное значение социально-философского смысла идеи коэволюции.

Методологические основания исследований.

Методологией исследования является диалектический метод, системный подход, принцип историзма и базисные принципы социальной философии. Метод сравнительно-исторического анализа используется для изучения коэволюционной проблематики в естественных науках и философских учениях. Применение теоретических методов, опирающихся на достижения частных наук, способствует выявлению наиболее общих закономерностей и тенденций в развитии взаимоотношений природы и общества конца XX века, а также возможности достижения ими состояния коэволюции. Системный подход ориентирует на изучение целого в коэволюционной взаимосвязи и взаиморазвитии частей.

Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы, ее актуальностью в решении социально-философских вопросов.

Анализ социально-философских корней общенаучного значения идеи коэволюции позволяет заключить, что биологически обоснованная философская концепция становится основой современного мировоззрения, для которого характерно понимание целостности природы и необходимости обеспечения коэволюционного сосуществования природы и общества.

Выявлена методологическая роль концепции коэволюции в современном социальном познании. Впервые рассмотрено и обосновано применение социально-философского смысла концепции коэволюции в образовании. Определены механизмы, соединяющие и данную общефилософскую идею с конкретной образовательной практикой.

Предложены направления применения коэволюционного подхода к организации процесса и содержания образования:

1. При организации совместной деятельности образовательных учреждений по формированию мировоззрения, отражающего социально-философский смысл идеи коэволюции;

2. В решении проблемы отбора содержания школьного естественнонаучного образования с учетом коэволюционно протекающих процессов в природе и обществе;

3. В процессе повышения квалификации учителей через формирование мировоззрения с целью понимания педагогами необходимости коэволюции природы и общества, а также путем организации таких форм обучения, которые раскрывают взаимозависимость сопряженных систем «учитель-ученик», «ученик-природа», «природа-общество», представляя ученика результатом коэволюции, признавая биосоциальную сущность человека и активное влияние среды на развитие личности.

В результате обоснования образовательного значения социально-философского смысла идеи коэволюции в формировании мировоззрения и в содержании образования были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:

1. Концепция коэволюции, являясь естественнонаучной по происхождению, приобрела характер обобщающей идеи и имеет важное философско-методологическое значение для формирования новой мировоззренческой парадигмы.

2. Концепция коэволюции может быть применена для социально-философского анализа образования с целью определения новых требований к нему с позиций современности.

З.Коэволюционный подход является философскометодологическим основанием целенаправленной организации процесса и содержания образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что определена методологическая база для построения процесса и содержания образования в соответствии с теми научно-философскими тенденциями, которые становятся господствующими на рубеже веков. Кроме того, предложены некоторые конкретные направления применения социально-философского смысла концепции коэволюции, которые могут быть использованы в практике образовательных учреждений как при организации, так и при отборе содержания и методики преподавания отдельных дисциплин.

Применение социально-философского смысла коэволюционного методологического подхода перспективно в структурировании школьной биологии, что может быть использовано авторами программ, учебников, учителями и методистами, которые понимают необходимость философско-методологической перестройки современного образования.

Практически значимым является применение коэволюционного подхода при составлении образовательных программ повышения квалификации учителей и преподавателейэти программы предполагают конструктивно — моделирующую деятельность педагога по самостоятельному отбору и конструированию содержания образования.

Апробация работы.

Общие направления исследований и варианты постановки проблемы применения социально-философского смысла идеи коэволюции к образовательным системам были представлены на региональных, межрегиональных, международной конференциях:

Вторые Погодинские чтения" (1998г.), «Учитель XXI века» (1999г.), «Ребенок и Север» (1999г.), «Современные проблемы высшего образования» (2001г.) в г. Мурманске, «Качество образования: содержание и управление» (2001г.) в г. Североморске, «Актуальные проблемы методики преподавания биологии и экологии в XXI веке» (2000г.) в г. Санкт-Петербурге.

Коэволюционный подход в формировании мировоззрения школьников реализован в проведении эксперимента «Отбор оптимальных форм организации экологического образования» на базе образовательных учреждений г. Мурманска. Идея коэволюции человека и природы использована в качестве методологической основы при разработке программы спецкурса «Человек и Север» для основной школы.

Социально-философский смысл концепции коэволюции применяется в качестве методологического подхода при организации процесса повышения квалификации учителей в системе дополнительного образования, что нашло отражение в содержании и методике проведения занятий в соответствии с образовательной программой повышения квалификации учителей и преподавателей биологии, в учебной программе для педагогов других специальностей по эко-лого — валеологической подготовке в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования.

По теме диссертации опубликованы материалы, статьи, тезисы.

Выводы к главе 2.

Образовательное значение социально-философского смысла концепции коэволюции заключается в раскрытии объективных закономерностей развития образовательной сферы. В то же время, социально-философский смысл концепции проявляется в обраще.

117 нии к образовательным структурам. Существуют коэволюционные взаимодействия внутри системы образования. Это отношения субъекта и условий образовательной среды: субъект-субъектные отношения ученика и учителя, субъект-объектные между учеником и содержанием образования и т. п.

Важнейшее значение имеет ориентация на коэволюционную идею при формировании мировоззрения, основанного на понимании сопряженности процессов и явлений, целостности мира, включенности социального развития в единый процесс эволюции. Плодотворно использование концепции коэволюции и коэволюционного методологического подхода при определении содержания образования. Социальной адаптации способствует такой отбор содержания образования, который позволяет целостно представить коэволюционные закономерности междисциплинарных исследований. Коэволюционное объединение усилий педагогов различных образовательных учреждений, при котором интеллектуальное развитие личности сопряжено с развитием практико-исследовательских навыков в разных образовательных учреждениях, способствует становлению планетарного мышления.

Для формирования научной картины мира необходимо такое содержание естественнонаучного и гуманитарного образования, которое основывается на обобщающих идеях. Одной из них может быть идея коэволюции, раскрывающая взаимосвязь и взаиморазвитие всех природных и общественных процессов, биологического и социального в человеке.

Коэволюционный подход, применяемый к процессу отбора содержания образования, реализуется через новое понимание межпредметных связей, интеграции школьных предметов, регионализации образования. Целостность окружающего мира раскрывается.

118 с помощью коэволюции наук, понимаемой как взаимодополняющее развитие всех естественнонаучных, а также гуманитарных направлений.

Взаимообуславливающее появление научных идей не только характеризует развитие науки, но может быть основой для истори-ко-научного подхода к определению содержания образования, усвоению норм научной и человеческой этики, биоэтики.

Раскрытие коэволюционной биосоциальной сущности человека в образовании способно преодолеть противоречие между формированием знаний, умений, навыков и становлением сознания, нравственности. Обращение к культуре как основе образования необходимо для формирования целостной личности. Одна из задач современного образования — формирование толерантного сознания. Понимание толерантности как определенного этапа становления симбиотических отношений позволяет говорить о постановке практических задач применения идеи коэволюции в образовании.

Философская идея коэволюции может стать сквозной в естественнонаучном образовании школьников, если не только изучать коэволюцию как механизм и результат возникновения симбиотических отношений, но использовать коэволюционный подход при изучении сущности сложных явлений, особенно, в социальной экологии.

В коэволюционном ключе рассматривается также необходимость использования принципа природосообразности в образовании. Законы психического развития, врожденные качества каждого отдельного ребенка, темпы его развития должны определять содержание образования, методику преподавания, темпы и сроки обучения. Необходимо также учитывать зависимость возможностей ребенка в обучении от воздействия климато-экологических факто.

119 ров для сохранения здоровья ребенка. Реализацию коэволюционного подхода мы видим в валеологизации образования.

Социально-философский смысл концепции коэволюции играет роль методологического основания при формировании педагогической культуры учителя, его мировоззрения. Разработаны и осуществляются на практике такие формы организации повышения квалификации, которые способствуют пониманию педагогами сопряженности процессов развития и коэволюционной сущности ученика.

Заключение

.

Преодоление глобальных противоречий между природой и обществом невозможно без философского осмысления создавшегося положения, поиска теоретических основ для выявления и объяснения причин обострения экологической ситуации. Этим вызвана постановка проблемы определения места и роли концепции коэволюции в структуре социально-философского знания.

Ключевой проблемой концепции коэволюции являются представления о взаимосвязи и взаимообусловленности биологических и социальных явлений. Эта взаимосвязь признается всеми исследователями, но понимается она по-разному. В контексте экологической проблемы прослеживается тенденция к отрицанию жесткой обусловленности социального биологическим. Признавая их взаимообусловленность, исследователи рассматривают эти стороны как равнозначимые. Именно такой подход требует переосмысления взаимоотношений природы и общества, основой которых должен стать принцип совместимости, а не снятие одного другим.

Кроме того, современные представления о природно-социальной коэволюции в конкретно научном плане требуют соответствующего философского переосмысления процесса развития. С позиций концепции коэволюции развитие понимается не как восхождение от низшего к высшему, отрицание вновь возникшим предшествующего, а как процесс развертывания всего многообразия материи.

Концепция коэволюции служит методологическим обоснованием возможности дальнейшего совместного развития природы и общества. Сложность заключается в том, что коэволюция является естественно-историческим процессом развертывания целостных.

121 эволюционных явлений, но как идея, отражающая этот процесс, выступает в роли определенной теоретической проблемы. Про-блемность в том, что в настоящее время дальнейшая коэволюция природы и общества поставлена под сомнение в результате сложившейся кризисности взаимоотношений природы и общества. Поиск конструктивных законов коэволюции — попытка спрогнозировать нелинейную динамику развития природы и общества, используя для этого такую модель, которая позволяет заглянуть вперед и предсказать поведение системы.

Социально-философский смысл концепции коэволюции связан не только с разработкой естественнонаучных проблем развития биосферы, но и с глобальной перестройкой развития общества в сторону гармонизации отношений с природой. Эти изменения опосредуются переориентацией на новую мировоззренческую парадигму, суть которой заключается в признании самоценности и природы, и общества. Выявление мировоззренческой значимости процесса коэволюции в условиях формирования нового мышления способствует поиску путей решения экологической проблемы через гармонизацию внутрисоциальных отношений, социальной и биологической сущности человека, уравновешивание взаимоотношений человека и природы в целом.

Мировоззренческая роль в установлении гармоничных отношений между обществом и природой принадлежит концепции коэволюции, что определяется ее основными идеями. Во-первых, идеей единства социальных и природных процессов, органической вплетенности социальной эволюции в эволюцию всего живого мира. Это нацеливает на изыскание возможных путей и условий дальнейшей коэволюции природы и общества и ориентирует человечество на переосмысление своих взаимоотношеий с природой в.

122 пользу признания своей генетической, исторической и сущностной сопричастности последней. Во-вторых, эта идея обосновывает другую задачу, стоящую перед человечеством и вытекающую из концепции коэволюции: необходимость гармонизации социальных и природных сторон человеческой сущности в попытке найти и удержать меру, соразмерить эти две противоположности. Осуществиться это может только на уровне переустройства личности, изменения мировоззрения. Все более очевидным становится факт, что преобразованию внутрисоциальных отношений, а тем более взаимоотношений природы и общества, предшествует внутреннее преобразование человека как субъекта, претендующего на переустройство окружающей действительности.

Социально-философский смысл идеи коэволюции заключается в обнаружении объективных коэволюционных закономерностей развития общества, а также в изменении мировоззренческих установок. Наиболее приемлемый способ формирования нового мировоззрения — использование возможностей системы образования. При этом социально-философский смысл идеи коэволюции приобретает большое образовательное значение. Выявлены коэволюци-онные закономерности в образовательном процессе, а также механизмы, соединяющие данную общефилософскую идею с конкретными образовательными решениями и практикой обучения.

Методологическим выражением идеи коэволюции является коэволюционный подход. Реализацию коэволюционного методологического подхода мы рассматриваем как необходимый шаг по усвоению новой системы ценностей в педагогике. Коэволюционный подход направлен на формирование научного стиля мышления, основ научной этики, обеспечение полноценного развития в процессе.

123 обучения, сохранение здоровья при ориентации на личность, преодоление педагогического авторитаризма.

Социально-философский смысл коэволюционного подхода является основанием формирования мировоззрения современного школьника. Характеристика этого мировоззрения — наличие экологической культуры. Экологическую культуру мы представляем как качественный этап в развитии человеческой культуры, этап осознания человеком законов коэволюции общества и биосферы и следования им в процессе любой деятельности. При формировании мировоззрения коэволюционный процесс протекает между личностью и окружающей средой, организуемой в воспитательном пространстве. Педагогический рост учителя также может обеспечиваться коэволюционным подходом к организации процесса повышения его квалификации.

Концепция коэволюции является одной из методологических основ формирования содержания естественнонаучного образования. Это выражается в процессах интеграции, регионализации, индивидуализации, экологизации и валеологизации образования, понимаемых как коэволюционно протекающие процессы, при которых развитие одной составляющей стимулирует прогресс другой.

Идея коэволюции, ключевыми понятиями которой являются соразвитие, сопряженность, взаимно адаптированные системы, сохранение целостности и участие в становлении новой целостности, безусловно актуальна в настоящее время.

Изучение проблемы социально-философского смысла идеи коэволюции и обоснование ее образовательного значения в модернизации образования являются отражением особенностей современного этапа развития цивилизации, стремящейся к достижению состояния коэволюции природы и общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ю. Философская рефлексия над биологией как составляющая представлений о жизни / Биофилософия. М., 1997. 250с. С.81−89.
  2. С.В. Экология: наука и область образования. Методические рекомендации. СПб.: СПб ГУПМ, 1994. 56с.
  3. Аристотель Политика / Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. 828с.
  4. В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. 543с.
  5. А.А. Единство научной и социальной функции биологии / Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М.: Наука, 1984. 240с. С.4−12.
  6. О.Е. Коэволюционные репрезентации современной направленности познания. М.: Альтекс, 1999. 172с.
  7. Т.В. Дидактические основы гуманитаризации биологического образования. Дис. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. 170с.
  8. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 463с.
  9. Дж. Наука в истории общества. М.: Изд. иностр. лит., 1956. 735с.
  10. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383с.
  11. М.Б., Глаголева Е. Г. Электричество в живых системах. М.: Наука, 1988. 288с.
  12. В.Б. Персонифицированное образование // Педагогика. 1998. № 2. С.12−17.125
  13. Бестужев-Лада И. В. Идеальные представления о системе народного образования // Педагогика. 1998. № 5. С. 15−17.
  14. М., Харпер Дж., Таундсен К. Экология. Особи, популяции, сообщества: В 2-х т.Т.1.: Пер с англ.-М.: Мир, 1990. 325с.
  15. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования: очерки проблем и методов их решения. М., 1994.
  16. Биология в познании человека. М., 1989.
  17. P.M. Социально-философские проблемы образования. Дис. .канд. филос. наук. М., 1990. 172с.
  18. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х томах. Т.2. / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. 400с.
  19. В.Г. От философии жизни к биофилософии // Человек. 1998. № 5. С.15−21.
  20. Е.Т. Современный философский материализм и синергетика (природное производство) // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1999. № 1. С.20−37.
  21. В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. 1997. № 1.
  22. М.И. Человек и биосфера. М.: Наука, 1975. 98с.
  23. Валеология человека. Здоровье любовь — красота. В 5 томах. Книга 2-я.-СПб, «Петроградский и К». 1998. 832с.
  24. А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. № 3.
  25. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 258с.
  26. В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2, — М.: Наука, 1977. 191с.126
  27. Н.Д. Принцип природосообразности в истории и теории образования (методологический аспект). Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. 162с.
  28. Э.А. Философско-космологическая концепция глобального эволюционизма. Дис.. канд. филос. наук. Ростов-н/Д, 1996. 157с.
  29. М.В. Перекрестки науки. М.: Наука, 1972. 336с.
  30. Н.Н., Сухорукова JI.H. Эволюция органического мира. М.: Наука, 1996. 256с.
  31. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. 421с.
  32. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. М.: Просвещение, 1985. 96с.
  33. Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. 380с.
  34. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. 695с.
  35. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. М.: Политиздат, 1977. 480с.
  36. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций).-М.: Совершенство, 1998. 608с.
  37. .С. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М., 1995.
  38. A.M. От эволюции биосферы к эволюции сознания // Природа. 1998. № 7. С.119−121.
  39. JI.M. Русский космизм и «живая этика»: взаимосвязь космизм экология / Стратегия выживания: космизм и эко127логия. Отв. ред. JI.B. Фесенкова. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 304с. С.142−147.
  40. Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера.- М.: Наука, 1987. 184с.
  41. Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы / Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1983. 352с. С. 105−120.
  42. С.Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. М.: Горизонт, 1997. 208с.
  43. С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира // Биология в школе. 1999. № 3. С.5−10.
  44. В.А. Высшая школа на пути реформ. СПб., 1998.
  45. А.А. Антропологические и культурологические предпосылки коэволюции человека и природы: философско-антропологическая модель коэволюционного развития. Новосибирск: ЦСА, 1998.
  46. А.А. Философия и решение экологической проблемы / Диалектика в науках о природе и человеке. Человек, общество и природа в век НТР, — М, 1983. 239с.
  47. А.А. Экология. М.: Центр, 1998. 240с.
  48. В.О., Закондырин Е. В. Человек и природа в русской философии XIX века. Мурманск, 1996. 44с.
  49. Л.Ф. Региональный компонент в содержании образования // Педагогика. 1999. № 8. С.30−34.
  50. Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.2.: Пер. с англ. / Под ред. Р.Сопера. М.: Мир, 1990. 325с.
  51. Г. С. Научно-техническая революция и экологический кризис. М.: Международные отношения, 1975. 232с.
  52. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 495с.128
  53. Н.В. Философский анализ образования как явления культуры. Дис. .доктора филос. наук. М., 1992. 413с.
  54. Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. 175с.
  55. Данилов-Данильян В. И. Возможна ли «коэволюция природы и общества»? // Вопросы философии. 1998. № 8. С.15−25.
  56. А. Экология в дидактике и дидактика в экологии // Народное образование. 1997. № 9. С.70−73.
  57. С.В., Купцов В. И. Развитие естествознания в контексте мировой истории. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 148с.
  58. С.Д., Ясвин В. А. Две модели экологии // Человек. 1998. № 1. С.34−40.
  59. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛАДОС, 1999. 200с.
  60. А.В., Каганова З. В., Сивоконь П. Е. Понятие «ритм» в концепциях глобального эволюционизма / Биофилософия.- М., 1997. 250с. С.196−203.
  61. О.В. Очерки по философии образования. М.: Промо-медиа, 1995. 214с.
  62. Т.М. Экоантропоцентристская парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. № 2. С.95−105.
  63. Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические проблемы взаимодействия. Л., 1990.
  64. B.C. «Две культуры» на пороге третьего тысячелетия // Экология и жизнь. 1998. № 4. С.4−6.
  65. Г. А. Индивидуалистический и системный подходы в биологии //Вопросы философии. 1999. № 4. С.89−106.
  66. В.П. Наука неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии. 1990. № 1. С.33−50.129
  67. В.П. Образование. Культура. Сознание. / Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. 08с. С.87−104.
  68. В.Н. Социобиология человека: «теория генно-культурной коэволюции» // Вопросы философии. 1982. № 9. С.134−141.
  69. В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. -М.: Просвещение, 1986. 178с.
  70. В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993. 192с.
  71. М.С. Философия культуры. СПб.: ТООТК «Петрополис» 1996. 416с.
  72. З.В. Философские аспекты интеграции научных знаний в современной биологии. Дис.. докт. филос. наук. М., 1981. 387с.
  73. В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. Новосибирск: Книжное издательство, 1991. 125с.
  74. Э.Ю. Проблема окружающей среды в русской мысли/ Стратегия выживания: космизм и экология. Отв. ред. Л. В. Фесенкова. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 304с. С179−190.
  75. М.М. Эволюция биосферы. М.: Наука, 1979. 256с.
  76. И. Сочинения: В 6 т. / Под ред. В. Ф. Асмуса и др. М.: Мысль, 1965.
  77. С.П., Курдюмов С. П. Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. 285с.
  78. Р.С. Биология и мировоззрение. -М.: Мысль, 1980. 208с.
  79. Р.С. О философских основаниях интеграции биологического и социогуманитарного знания / Пути интеграции130биологического и социогуманитарного знания. -М.: Наука, 1984. 240с. С.23−38.
  80. Р.С. Мировоззрение в контексте научно-исследовательской деятельности //Вопросы философии. 1987. № 7. С.19−30.
  81. Р.С. Биофилософия -новое направление исследования / Биофилософия. -М., 1997. 250с. С.90−94.
  82. Р.С., Лисеев И. К., Огурцов А.П.Философия природы: коэволюционная стратегия. -М.:Интерпакс, 1995. 352с.
  83. Г. Ф., Жилина Т. Н. Учение В.И.Вернадского и современное образование // Известия вузов. Общественные науки. 2000. № 2. С.121−125.
  84. Н.В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования. Автореферат дис. .канд. фи-лос. наук. М., 1991. 16с.
  85. А.В. Экологические перспективы человечества. -М.: Знание, 1988. 63с.
  86. .М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. М.: Мысль, 1985. 205с.
  87. A.M. Целостность и многообразие мира. Философские размышления. Т.1. М.: Мысль, 1996. 386с.
  88. В.Д. Культура и природа //Философия и общество. 1997. № 5. С.92−107.
  89. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: ПросвещениеД991. 160с.
  90. . Замыкающийся круг. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. 278с.
  91. Комплексная программа профилактических мероприятий по охране здоровья детей в городах Мурманской области (сборник информационных документов).- Мурманск, 1994. 98с.131
  92. Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге / Общая редакция С. В. Алексеева. СПб.: Крисмас+, 1998. 150с.
  93. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления М.: Наука, 1994. 207с.
  94. Т.Г., Пивоваров Л. В., Гусев М. В. Проблемы безопасности биосферы и новая стратегия биологического образования // Вестник МГУ. Серия 16. Биология. 1998. № 4. С.45−51.
  95. В.Ф. Политическая социализация молодежи. -Мурманск: МОИПКРО, НИЦ «Пазори», 1998. 186с.
  96. В.А. Метаэкология. Закономерности эволюции природных и духовных систем. -М.: Палеонтологический институт РАН, 1997. 208с.
  97. В.А. Метаэкология. Основные понятия // Экология и жизнь. 1998. № 4. С.7−12.
  98. Э.А. Сферы культуры как источник содержания образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 5. С.13−17.
  99. B.C. Пути формирования науки о живом / Природа биологического познания. М.: Наука, 1991.216с. С.87−100.
  100. И.В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношениях природы и общества. М.: Наука, 1988, 414.
  101. В.И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. -М.: Агар, 1996. 384с.
  102. В. Школу спасет педагогика. Но природосооб-разная // Народное образование. 1997. № 5. С.10−20.
  103. В.А. Алгебра, убивающая гармонию // Человек. 1991. № 3. С.41−45.132
  104. В.А. Полюбить жизнь больше смысла ее // Человек. 1992. № 4. С.5−14.
  105. В.А. Естественное и искусственное. Борьба миров.- Н. Новгород, 1994.
  106. В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. № 11. С.23−31.
  107. В.А. Ноосфера как утопия и как реальность / Стратегия выживания: космизм и экология. Отв. ред. JI.B. Фесенкова.- М.: Эдиториал УРСС, 1997. 304с. С.169−178.
  108. В.А. Универсальный эволюционизм или коэволюция? // Природа. 1998. С.4−10.
  109. А. Природосообразность или педагогический волюнтаризм? // Народное образование. 1998. № 9−10. С.138−145.
  110. Ч., Гушурст А. Генно-культурная коэволюция: человеческий род в становлении // Человек. 1991. № 3. С.11−17.
  111. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Книга для учителя. Мурманск, 1997. 228с.
  112. Д.Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования педагогов. Дис. .доктора пед. наук. СПб., 1998. 375с.
  113. Д.Г., Маслова Е. В. Эффективные технологии обучения. Мурманский опыт. Биология. Уч.-метод, пособие. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. 63с.
  114. B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989.133
  115. А.Ю. Философские основания экологизации образования // Наука и школа. 1999. № 1. С.48−53.
  116. И.К. Философия жизни- путь к новой парадигме культуры / Биофилософия.- М., 1997. 250с. С.95−107.
  117. И.К. Космизм и экология: на пути к смене парадигмы культуры / Стратегия выживания: космизм и экология. Отв. ред. Л. В. Фесенкова М.: Эдиториал УРСС, 1997.304с.С.154−168.
  118. Л. Непрофессиональное мнение о проблемах педагогики // Народное образование. 1998. № 9−10. С.146−150.
  119. К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994. 187с.
  120. Э. Принципы зоологической систематики. М.: Мир, 1971. 454с.
  121. М.К. Как я понимаю философию. М.: Мысль, 1990. 290с.
  122. Н.М. Экологическое образование: концептуальный синтез // Дидакт. 1997. № 3−4. С.64−67.
  123. Н.М., Юсубов Н. Б. Философско-методологические аспекты тенденции экологизации современной науки / Глобальные проблемы социального развития (философско-методологические аспекты). Под ред. Урсул А. Д. и др.- Кишинев: Штиинца, 1988. 104с. С.78−100.
  124. А.С. Биология в системе культуры. СПб.: Лань, 1998. 160с.
  125. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46.
  126. Е.В. Историко-философский аспект концепции коэволюции // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. Том 2. № 1. 1999. С.93−98.134
  127. Е.В. Коэволюционный подход в образовании: постановка проблемы / Педагогика и социум. Сборник научных статей. Мурманск: МОИПКРО, 1999. С.47−54.
  128. Е.В. Применение коэволюционного подхода к подготовке учителей / Методика обучения биологии и экологии в XXI веке: Тезисы докладов научно-практической конференции. -СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. С.27−28.
  129. Е.В. Идея коэволюции в философии образования // Современные проблемы высшего образования: Материалы докладов научно-методической конференции МГТУ. Мурманск: Мурманский государственный технический университет, 2001. 495с. С.212−218.
  130. Е.В. Социально-философское содержание концепции коэволюции / Человек. Общество. Государство: Сборник научных статей. Вып. 7. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2002.С.87−95.
  131. Е.В., Тупальская Е. Э. Человек и Север. Уч.- метод, пособие. Мурманск: МОИПКРО, 2000. 58с.
  132. .М. Аксиомы биологии. М.: Знание, 1982. 136с.
  133. A.M. Эволюционная теория. Век XX / Концепции современного естествознания. СПб.: Лань, 1999. 160с.
  134. Н.Н. Коэволюция человека и биосферы: кибернетические аспекты // Природа. 1984. № 1. С.60−67.
  135. Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность // Вопросы философии. 1989. № 8. С.52−63.
  136. Н.Н. Человек и ноосфера,— М.: Молодая гвардия, 1990. 351с.
  137. Н.Н. Пути к созиданию.-М.:Республика, 1992. 255с.
  138. Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. 210с.135
  139. Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С.26−32.
  140. Н.В. Взаимосвязь предметов биологии и экологии в экологическом образовании школьников. Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. 160с.
  141. А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. 39с.
  142. А.П. Агрессия: синергетика исторического прогресса. М., 1996.
  143. В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. 1993. № 9. С.85−93.
  144. В.Б. Вечный вопрос: чему учить сегодня? // Педагогика. 1998. № 8. С.6−8.
  145. Ю. Основы экологии. Пер. с англ.-М.:Мир, 1975. 740с.
  146. Ю. Экология: в 2-х т. Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 1986. 376с.
  147. А.А. Как учить не уча. СПб.: Питер Пресс, 1996. 448с.
  148. А.В. Основные научные подходы к живой природе / Природа биологического познания. М.: Наука, 1991. 216с. С.43−55.
  149. А.В. Гуманистика как новый подход к познанию живого // Вопросы философии. 1992. № 11. С.149−157.
  150. А.В. Неклассическая биология, уровни биоса и биофилософия / Биофилософия. -М., 1997. 250с. С.108−126.
  151. А.В., Ботвинко И. В., Кировская Т. А. Микробная эндокринология и биополитика // Вестник МГУ. Серия 16. Биология. 1998. № 4. С.3−10.
  152. Онтогенез, эволюция, биосфера: Сб. научных трудов. Отв. ред. А. В. Яблоков. М.: Наука, 1989. 293с.136
  153. А.И. Жизнь, ее соотношение с другими формами движения материи /О сущности жизни. М.: Наука, 1964. 352с. С.8−34.
  154. Е.В. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников. Дис. .канд. пед. наук. М., 1997. 142с.
  155. Очерки социальной антропологии. Отв. ред. В. В. Шаронов. -СПб., 1995.
  156. Т.Н. Биоэтика в школе. М., 1995. 41с.
  157. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем / Философия образования для XXI века. Сборник статей. М.: Логос, 1992. 107с. С.18−31.
  158. А. Человеческие качества. М., 1985.
  159. С.Г. Философские основания идеи универсального эволюционизма. Дис. .канд. филос. наук. М., 1993.
  160. Платон. Государство. М.: Мысль, 1998. 798с.
  161. Ю.К. О природе социальной формы движения. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 247с.
  162. Ю.М. Проблемы построения теории социальной биологии // Биофилософия.- М.: 1997. 250с. С.204−214.
  163. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 431с.
  164. . История западной философии и ее связь с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М.: Акад. проект, 2000. 766с.137
  165. С.Н. Идея коэволюции, — Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. 267с.
  166. В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения / Философия образования для XXI века. Сборник статей. -М.:Логос, 1992.107с. С.31−50.
  167. Н.С. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития // Alma mater. 1993. № 1. С.20−27.
  168. С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск: Наука, 1986. 223с.
  169. А.Н. Содержание общего образования как фило-софско-методологическая проблема. Дис. .доктора филос. наук.- Екатеринбург. 1992.
  170. Г. И. Методология научного исследования. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.
  171. Г. И. Эволюционная эпистемология и самоорганизация // Вопросы философии. 1999. № 11. С. 90−101.
  172. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 368с.
  173. М. Эволюционная этика здоровая перспектива или окончательное одряхление? // Вопросы философии. 1989. № 8. С.34−51.
  174. М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1987. № 1. С.94−108.
  175. М.В. Образование как сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 1. С.48−55.
  176. Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления.- М., 1994.138
  177. М.У. Концепция коэволюции и экологическая проблема. Дисс. .канд. филос. наук. М., 1991. 130с.
  178. Г. К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998. 210с.
  179. Сен-Марк Ф. Социализация природы. М.: Прогресс, 1977. 438с.
  180. В.Ф. Введение в методологию современной биологии. М.: Наука, 1972. 284с.
  181. М.И. Организация биосистем: методологический очерк принципов организации сложных систем. Л.: Наука. 1971. 276с.
  182. Н.Р. Заметки о философии образования // Образование в современной школе. 2000. № 1. С.17−20.
  183. Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973. 640с.
  184. И.Н., Толстов А. Б. Философский вклад дарвинизма: натуралистическая версия Майкла Рьюза // Вопросы философии. 1987. № 1. С.109−127.
  185. Сноу Чарльз П. Две культуры. М.: Прогресс, 1973. 142с.
  186. Современная философия науки. М.: Наука, 1994. 254с.
  187. B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. 892с.
  188. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 542с.
  189. Состояние и пути оптимизации здоровья детей в условиях общеобразовательных учреждений Мурманской области / под ред. д. м. н. С. В. Алексеева, к. м. н. О. И. Янушанец. СПб.: СПб ГПМА, 1997.78с.
  190. Социально-философские проблемы экологии / С. В. Огородник, Н. Н. Киселев, В. С. Крисаченко, И.П.Стогний- под ред. И. В. Огородника. К.: Выща школа, 1989. 271с.139
  191. B.C. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 744с.
  192. Стратегия выживания: космизм и экология /Отв. ред. Л. В. Фесенкова М.: Эдиториал УРСС, 1997. 304с.
  193. Стратегия модернизации содержания общего образования. -М.: ООО «Мир книги», 2001. 110с.
  194. А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. -М., 1994.
  195. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965. 319с.
  196. Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика. 1999. № 8. С.3−11.
  197. Л.Н. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении. М., 1991. Т.1.
  198. З.И. Системное образование и образовательные системы: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. 284с.
  199. Т.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. № 1. С.103−110.
  200. А.К. Духовная жизнь общества. М: Мысль, 1980. 271с.140
  201. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. На материале естественнонаучных дисциплин средней школы. -М.: Педагогика, 1972. 152с.
  202. П. Избранные труды по методологии науки. -М.: Прогресс, 1986. 543с.
  203. Д.И. Психология развития личности в онтнге-незе. М.: Педагогика, 1989. 206с.
  204. Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. 208с.
  205. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 366с.
  206. И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1983. 350с.
  207. И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. -М.: Политиздат, 1989. 559с.
  208. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430с.
  209. М. Исследовательская работа Вильгельма Диль-тея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) // Вопросы философии. 1995. № 11.
  210. В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. 205с.
  211. Г. С. В ответе перед будущим: Поиски решения общечеловеческих проблем. М.: Политиздат, 1984. 159с.
  212. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Наука, 1993. 297с.
  213. Т.Н. Принципы и методы отбора содержания современного общего образования. Дис. .канд. пед. наук. М., 1991. 160с.141
  214. В.А. Высшее образование: современные модели и перспективы развития.- Ставрополь, 1996.
  215. М.И. Социально-философский анализ проблем формирования экологической культуры. Дис. .канд. филос. наук. Душанбе, 1996. 141с.
  216. В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. 98с.
  217. А. Культура и этика. Пер с нем. М.: Прогресс, 1973. 344с.
  218. Г. Универсальные принципы как основа биологического образования // Биология в школе. 1993. № 1. С. 38−41.
  219. Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. Пер. с англ. М.: Атомиздат, 1972. 88с.
  220. Е.Н. Генезис идеи коэволюции / Биофилософия.-М., 1997. 250с. С.54−72.
  221. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 123 с.
  222. Ю.В. Эволюция //Биология. 1998. № 8. С.5−12.
  223. Ю.В. Эволюция //Биология. 1998. № 28. С.5−12.
  224. Чучин-Русов А. Е. Образование и культура // Педагогика. 1998. № 1. С.9−17.
  225. Эволюция Homo. sapiens: традиционные механизмы и новые факторы. Круглый стол //Человек. 1998. № 1. С.38−40.
  226. Экологические императивы устойчивого развития России. -СПб., 1996.
  227. Ф. Диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. М, 1961. 828с. С.343−626.
  228. Г. А. Общая теория жизни: (диалектика формирования).-М.: Мысль, 1985. 256с.142
  229. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 450с.
  230. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527с.
  231. А.В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (Дарвинизм. М.: Высшая школа, 1989. 335с.
  232. Dushl Richard A., Restructuring science education: the importance of theories and their development. Teachers College, Columbia university. New York. London. 1990.
Заполнить форму текущей работой