Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Космоидеи В. И. Вернадского П. А. Флоренского

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вернадский Владимир Иванович (1863−1945 гг.), естествоиспытатель и мыслитель, основатель учения о биосфере и ноосфере, новых научных направлений по генетической минералогии и мерзлотоведении, радиогеологии и радиологии, геохимии и метеоритики, являлся патриархом идеи создания советской атомной бомбы, в годы войны на седьмом десятке лет послав записку Сталину в правительство, по которой была… Читать ещё >

Космоидеи В. И. Вернадского П. А. Флоренского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вернадский Владимир Иванович (1863−1945 гг.), естествоиспытатель и мыслитель, основатель учения о биосфере и ноосфере, новых научных направлений по генетической минералогии и мерзлотоведении, радиогеологии и радиологии, геохимии и метеоритики, являлся патриархом идеи создания советской атомной бомбы, в годы войны на седьмом десятке лет послав записку Сталину в правительство, по которой была создана урановая комиссия. Его называют Ломоносовым XX в. Он родился в Петербурге, в 1885 г. окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета и был назначен хранителем Минералогического кабинета университета. Работал в Московском университете, в Академии наук, в 1912 г. избран академиком. До прихода большевиков являлся ректором Таврического университета в Крыму в Симферополе. Позднее, после многочисленных проверок в ВЧК организовал в Академии наук отдел живого вещества, в частности, занимавшимся поиском проявления свойств симметрии или асимметрии в компонентах живой клетки, таящих тайны наследственности, что двумя десятилетиями позднее было подтверждено открытиями двойной спирали ДНК американскими биохимиками Уотсоном и Криком, ставшими лауреатами Нобелевской премии. Он являлся организатором и первым президентом Украинской академии наук (1919 г.), членом Чехословацкой (1926 г.) и Парижской (1928 г.) академий наук. Трижды избирался в Государственный Совет России, являлся членом ЦК кадетской партии. Он был очевидцем трёх революционных волн, две из которых привели к государственным переворотам в стране и двух мировых войн XX века. Встречался с председателем Совета министров Российской империи П. А. Столыпиным и Императором Николаем II, гетманом П. П. Скоропадским и первым председателем Центральной рады Украины профессором М. С. Грушевским, главнокомандующим Западным и Юго-Западным фронтом генералом А. И. Деникиным и главой правительства СССР В. М. Молотовым. Соседом на лестничной площадке у него был лауреат Нобелевской премии физиолог И. П. Павлов. В советское время Вернадский был единственным учёным — членом сразу трёх отделений Академии наук: геолого-географического, химического и физико-математического. Его учение о биосфере и ноосфере стало свидетельством перехода естествознания от аналитического этапа развития, ознаменовавшегося появлением фундаментальных наук (механики, физики, химии, биологии, геологии…), к синтетическому этапу. Биосфера, по В. Вернадскому, — это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, основной геологической силой, формирующей биосферу и её системы, выступает живое вещество, осуществляющее разнообразные геохимические и планетарно-космические функции. Ноосфера состоит из трёх раздельных пластов реальности: 1) космических просторов; 2) атомных явлений; 3) жизни человека, природных явлений и планеты, взятых как целое. Эти три пласта резко различны по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в друга, но вместе с тем отграничиваются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений. В. Вернадский показал, что развиваемые им понятия биосферы и ноосферы являются главным связующим звеном в построении многомерной картины мира. «Логика естествознания в своих основах теснейшим образом связана с геологической оболочкой, где проявляется разум человека, то есть глубоко и неразрывно связана с биосферой». Концепция ноосферы определяется им как высшая стадия развития биосферы Земли, когда человеческая мысль становится «физической» планетарной силой. То есть к философскому спору о том, что первично — дух или материя, — Вернадский подошёл с иной стороны, наделив духовную субстанцию — мысль, — материальными физическими характеристиками. «Научная мысль могущественным образом меняет природу… Созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает всё сильнее и глубже меняться под давлением научной мысли человечества… Очевидно, эта сторона хода научной мысли человека является природным явлением…». Осмысливая возможность разумной жизни во Вселенной, В. Вернадский делал следующее заключение: «Надо думать, что здесь на Земле, в данное геологическое время перед нами развернулось только промежуточное выявление духовных возможностей жизни и что в Космосе где-нибудь существуют её более высокие в этой области проявления» .

Основные работы: «Биосфера», «Живое вещество», «Философские мысли натуралиста», " Труды по всеобщей истории науки".

Умер Владимир Иванович 6 января 1945 г., похоронен в Москве.

Флоренский Павел Александрович (1882−1937 гг.), учёный, мыслитель, богослов. Известен исследованиями в области лингвистики, искусствоведения, математики, физики и других естественных и гуманитарных наук, представляется как «русский Леонардо да Винчи». Детство провёл в Тифлисе и Батуме, где его отец, инженер путей сообщения, строил военную Батумо-Ахалцыхскую дорогу. Учился во 2-й Тифлисской классической гимназии вместе с Л. Б. Розенфельдом (Каменевым), В. Ф. Эрном, Д. Д. Бурлюком, A.B. Ельчаниновым. В 1899 г. Флоренский переживает духовный кризис, в результате которого ему открывается ограниченность физического знания и возникает интерес к религии. В это время зарождается его «математический идеализм», который он сам характеризовал как «коренное убеждение, что все возможные закономерности бытия уже содержатся в чистой математике как первом конкретном, а потому доступном использованию самообнаружении принципов мышления». В связи с этим убеждением у него явилась «потребность построить себе философское миропонимание, опираясь на углубленные основы математического познания». В 1900 г. поступил на физико-математический факультет Московского университета по отделению математики. Свою кандидатскую работу «Об особенностях плоских кривых как местах нарушения её непрерывности» П. Флоренский предполагал сделать частью большой философской работы " Прерывность как элемент миросозерцания" . В синтезе теории множеств Г. Кантора и аритмологии Н. В. Бугаева он увидел универсальный метод решения проблем не только математики, но и других областей знания («философско-математический синтез»). При этом точку и число он понимал как живую монаду, «умный первоорганизм». Параллельно с занятиями математикой Флоренский активно участвует в студенческом Историко-филологическом обществе, созданном по инициативе С. Н. Трубецкого, под руководством которого он написал работу «Идея Бога в платоновском государстве», а под руководством Л. М. Лопатина, возглавляющего философскую секцию в обществе, — работу «Учение Дж. Ст. Милля об индуктивном происхождении геометрических понятий». В 1904 г. по совету епископа Антония (Флоренсова) поступает в Московскую духовную академию, в которой учится заочно. Написанное там кандидатское сочинение «О религиозной истине» легло в основу его магистерской диссертации. С 1908 г. он доцент этой Академии по кафедре истории философии, через б лет после защиты диссертации становится там же магистром богословия и экстраординарным профессором. В 1914 г. в Академии вышел в отдельном издании самый известный труд Флоренского «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи». Свою жизненную задачу он понимал как предложение путей к будущему цельному мировоззрению, синтезирующему веру и разум, интуицию и рассудок, богословие и философию, искусство и науку. Отвлечённые построения были ему чужды, и сам он в «Мнимостях геометрии» (1922 г.) называл свою философию «конкретной метафизикой». Флоренский заслуженно получил сан диакона, затем священника. В Академии он создал ряд оригинальных курсов по истории античной философии, философии культуры и культа, кантовской философии. Бытие, по Флоренскому, имеет два взаимосвязанных модуса: оно обращено внутрь, сосредоточено и укоренено в своей глубине и вместе с тем являет себя энергетически вовне. Носителями энергий бытия выступают имена и слова. Они суть не что иное, как само бытие в его открытости человеку, а посему они — символы бытия. Познание переживается П. Флоренским как брак бытия познающего с бытием познаваемым, как взаимодействие их энергий. Поскольку язык выражает познавательно отношение к миру, он двойственен. Он есть и устойчивая система, и живая деятельность духа. Собственное мировоззрение он считал соответствующим в принципе складу мышления Х№-№ вв. русского Средневековья. Основным законом мира полагал закон возрастания энтропии, понимаемый им как закон возрастания хаоса во всех областях мира. Хаосу противостоит Логос. П. Флоренский разработал систему теодицеи и антроподицеи. Здесь он христианский философский апологет: теодицея — оправдание Бога; антроподицея — оправдание человека. Теодицея у него основана на «столпе и утверждении истины», то есть церкви. Антроподицея, решающая вопрос, как согласовать веру в то, что человек создан по образу и подобию Божию, то есть совершенным и разумным, с реальным несовершенством и греховностью его, во многом связана у Флоренского с проблемами философской антропологии, проблемы которой он пытался раскрыть в неоконченной книге «У водоразделов мыслив. В 1912 г. его назначают редактором журнала «Богословский вестник», но после Февральского переворота 1917 г. он был отстранён от редактирования. В годы Первой мировой войны отец Павел некоторое время служил полковым священником. После Октябрьского переворота 1917 г. вынужденно становится советским чиновником, однако от сана не отказывается и рясу не снимает, даже по Кремлю ходит в рясе, за что получает выговоры от начальства. С 1918 г. работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, монастыря, расположенного в 71 км от Москвы, ныне это Сергиев Посад, там же благословенно получил и приход, женившись на простолюдинке Анне, которую искренне полюбил (по церковным канонам холостяки приход получить не могли). С 1920 г. Флоренский работает на столичном заводе «Карболит», совмещая служение Богу с должностью инженера, на работу его часто подвозил Лев Троцкий (этот факт впоследствии припомнят Флоренскому в НКВД). В РСФСР в 1920;е гг. разрабатывается программа ГОЭЛРО. Павел, как крупный специалист по электроэнергетике, является помощником Г. М. Кржижановского — председателя Комиссии по разработке плана ГОЭЛРО — и одним из авторов этой программы. Им были изобретены и запатентованы полупроводники, которые сберегли для страны миллионы (может быть и миллиарды) рублей по этой программе, без которых развитие энергетики было бы просто невозможным. В целом он являлся автором около 200 теоретических трудов и 30 запатентованных открытий в различных областях технознания, внёс существенный вклад в развитие таких наук, как мерзлотоведение и генеалогия. С 1921 г. заведует лабораторией испытания материалов в Государственном экспериментальном электротехническом институте. В 1927 г. редактирует «Техническую энциклопедию», опубликовав в ней около 150 статей. В своих духовных сочинениях продолжает углублять темы богословия и философии, избирается профессором ВХУТЕМАСа по кафедре «Анализа пространственности в художественных произведениях». Слета 1928 г. находился в полугодичной ссылке в Нижнем Новгороде (скорее всего за приверженность богословию и сохранению веры, возможно за знакомство с Троцким), где, как отмечается в советских справочниках, работал в радиолаборатории. На самом деле официально на работу его не брали и он был вынужден нищенствовать, подрабатывая только на пропитание написанием статей в «Техническую энциклопедию». В начале 1930;х гг. на Флоренского стали появляться партийно-разгромно-заказные публикации в газетах и в 1933 г. он был арестован. По сфабрикованному доносу «идейных партийцев» и последующему за ним обвинению П. Флоренский был осуждён на 10 лет и сослан в Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН НКВД). К нему в лагерь смогла приехать группа единомышленников, которая предлагала ему помощь: только на условиях принятия статуса политического беженца он вместе с семьёй мог бы переехать во Францию или в Чехию. На спасительное для себя и семьи предложение П. Флоренский ответил, что «свою судьбу он будет проживать с судьбой народа». На Соловках Флоренский провёл А года вплоть до 8 декабря 1937 г.: в этот день отца Павла тайно ночью, чтобы не знали ссыльные, вывезли в лес, где казнили сидельцев, и расстреляли. На неоднократные запросы родственников власти отвечали, что он переведён в другое место заключения, однако позже всё же сообщили, что П. Флоренский похоронен в общей могиле в Левашовском лесу в Ленинградской области.

До последнего своего дня отец Павел трепетно относился к своей семье — жене, двум дочерям и трём сыновьям, поддерживая их морально своими оптимистичными письмами и добрыми пожеланиями, никогда не сетовал на судьбу и веровал в справедливость. Ныне в селе Завражье Костромской области есть музей Павла Флоренского, директором которого является его внук — отец Андроник.

Основные философские работы П. Флоренского — «Соль земли…», «Около Хомякова», «Смысл идеализма», " Первые шаги философии" , «Мнимости в геометрии» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой