Проблема кризиса гуманистической культуры в русской экзистенциальной философии первой половины XX века
Сам способ критической деконструкции традиции, предлагаемый русскими авторами, носит подчеркнуто антисистемный характер. «Вычитывание» смыслового содержания прошлого сквозь призму настоящего ведется в слюче поиска определенных бинарных оппозиций, позволяющих дать оценку разнонаправленных тенденций культурно-исторического развития. Бердяев, гапример, использует для характеристики кризиса… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Человек как творец культуры
- 1. 1. Культурное творчество как неудача в философии Н. А. Бердяева.,
- 1. 2. Культурное творчество в философии Д.С. Мережковского
- 1. 3. Творческий акт как восстание против необходимости и разума в философии Л. Шестова
- Глава II. Кризис гуманистической культуры и перспективы его преодоления
- 2. 1. Трагедия гуманистической культуры и задача ее христианского обновления в философии Н.А. Бердяева
- 2. 2. Д.С. Мережковский: кризис гуманистической культуры и перспектива становления Царства Духа
- 2. 3. Генеалогия европейской гуманистической культуры Л. Шестова
- Афины и Иерусалим
Проблема кризиса гуманистической культуры в русской экзистенциальной философии первой половины XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Проблема кризиса постренессансной гуманистической культуры принадлежит к числу центральных в философском наследии таких ведущих представителей русской экзистенциальной философии как Н. А. Бердяев, Д. С. Мережковский, Л. И. Шестов. Русская философия XIX — XX вв. всегда отличалась особой чувствительностью ее представителей к историософской и культурфилософской проблематике. Русских авторов неизменно привлекало рассмотрение историко-культурного процесса в его гуманистическом измерении, смысловой значимости для человека. При этом характерно, что рефлексивный анализ историко-культурного развития Европы был для них своеобразной отправной точкой поиска смысла русской истории. Европейский опыт представал неким мыслительным зеркалом, в образах которого русские философы улавливали отправной пункт поиска собственной национальной самотождественности.
Актуальность темы
исследования. Во-первых, концепция кризиса гуманистической культуры Нового времени, представленная в сочинениях таких ведущих представителей русской экзистенциальной философии как Н. А. Бердяев, Д. С. Мережковский, JI. И. Шестов, раскрывает многие важные грани этого процесса, приведшего в XX — начале XXI вв. к серьезным социальным и культурным потрясениям. Унаследовав ренессансную гуманистическую установку, западная культура Нового времени пришла к стандартизации жизнедеятельности личности, созданию спектра средств регламентации, приведших к рождению человека массы. Атомизированный человек массы, тишенный творческих потенций, стал опорой тоталитарных движений и партий, создаваемых ими политических режимов. Дегуманизация культуры и общественной жизни были важной предпосылкой многочисленных революционных потрясений и войн новейшего периода истории, породившего раз-гачные варианты технического и военного отчуждения, давшего небывалые по масштабу всплески терроризма, угрожающие сегодня всему мировому сообществу.
Во-вторых, предложенный представителями русской экзистенциальной философии анализ кризиса постренессансной гуманистической культуры дает возможность глубже понять историю новейшего периода развития России. В их концепциях высвечиваются те характеристики, которые специфичны для кризиса гуманистической культуры в условиях России рубежа XIX — начала XX вв., а также в период коммунистической диктатуры до Второй мировой войны.
В-третьих, теоретический анализ проблемы кризиса новоевропейской гуманистической, содержащийся в работах представителей русской экзистенциальной философии, не утратил своей актуальности и в современную эпоху, характеризуемую многими западными теоретиками как постмодерную. Мозаичное и игровое сознание современности так или иначе порождает вопрос о возможности обретения ценностных установок, способных служить смысловыми ориентирами жизнедеятельности человека. Различные варианты подхода к нему, сложившиеся в русской экзистенциальной философии конца XIX — начала XX вв., обладают значимостью и сегодня. Они важны для разработки позитивного взгляда на перспективы развития общества и культуры на Западе и в современной России на посткоммунистическом витке ее развития.
Степень разработанности проблемы. Первые варианты рассмотрения русских экзистенциальных концепций кризиса гуманистической культуры Нового времени сложились вскоре после их создания в среде отечественных 1второв, вынужденных эмигрировать на Запад после большевистской рево-1юции. В ряду авторов, впервые заговоривших о концепциях кризиса постренессансной гуманистической культуры, созданных Н. А. Бердяевым, Д. С. Бережковским, Л. И. Шестовым и др. теоретиками экзистенциальной ориентации, следует прежде всего назвать имена В.В. Зеньковского1, Н.О. Лосско-го2, С.А. Левицкого3, Ф.А. Степуна4. Уже в произведениях этих авторов акцентируется позитивная значимость разработки русскими экзистенциальными мыслителями проблемы кризиса гуманистической культуры, хотя данная тема не становится предметом самостоятельного историко-философского анализа.
В советскую эпоху, в силу очевидных идеологических причин, рассмотрение русскими экзистенциальными мыслителями проблемы кризиса новоевропейской гуманистической культуры становится предметом профессионального изучения лишь в 60−80-е гг. Именно тогда появляются первые историко-философские работы В. Ф. Асмуса, Ю. Н. Давыдова, В. А. Кувакина, Н. С. Семенкина и др. авторов, в той или иной мере затрагивающие этот вопрос5.
1 Зеньковский В. В. История русской философии: В 2-х Т. Л., 1991. Т.2, 4.2. С. 54−92.
2 Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 298−319−414−415- 429−435.
3 Левицкий С. А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли: В 2-х Т. М, 1996.Т.2. С. 271−277- 353−377- 394−402.
1 Степун Ф. А. Портреты. СПб, 1999. С. 277−293- Степун Ф. А. Бывшее и не-:бывшееся. СПб., 1994. Асмус В. Ф. Экзистенциальная философия: ее замыслы и результат (Лев Пестов как ее адепт и критик) // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978; Давыдов Ю. Н. Бегство от свободы. М., 1978; Сувакин В. А. Религиозная философия в России: нач. XX в. М.: Мысль, 1980; 1! еменкин Н. С. Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей софиологов. М., 1986.
В эпоху перестройки и на этапе посткоммунистического развития страны очевидно радикальное изменение исследовательского интереса к концепциям русских экзистенциальных мыслителей, сопряженных с рассмотрением кризиса гуманистической культуры Нового времени, выявлением значимости этого процесса для российской истории. При этом очевидно сближение парадигмы рассмотрения наследия Н. А. Бердяева, Д. С. Мережковского, JI. И. Шестова и др. русских экзистенциальных мыслителей, предлагаемое отечественными авторами и зарубежными исследователями.
Характерно, что в зарубежной историко-философской науке воззрения русских экзистенциальных мыслителей, сопряженные с выявлением истоков и отличительных черт созданных ими концепций кризиса постренессансной гуманистической культуры, были предметом оживленного обсуждения буквально со времени их появления. Все дело в том, что русские экзистенциальные мыслители, оказавшиеся в послереволюционной эмиграции, активно взаимодействовали с западными коллегами, обсуждая этот вопрос и предлагали стратегии его интерпретации, которые получали широкую популярность. В данной связи достаточно вспомнить, например, о контактах. Бердяева с Э. Мунье и Ж. Маритеном или М. Бубера с Шестовым.
В работах А. Валицкого, Г. JL Клайна, Д. Лоури, О. Клемана, Ф. Нучо, Б. Г. Розенталь, Д. Эди и других зарубежных авторов рассмотрены различные аспекты видения проблемы кризиса новоевропейской гуманистической культуры русскими экзистенциальными мыслителями на фоне социокультурной ситуации XX в., реалий новейшей истории России и Запада1.
1 Clemant О. Berdiaev. Paris, 1991; Kline G.L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago, 1968; Lowrie D. Rebellious Prophet: A Life of N. Berdyaev. New York, 1960; Nucho F. Berdyaev’s Philosophy: The Existential Paradox of Freedom and Necessity. Garden City, 1966; Rosental B. G. Introduction // Nietzsche and Soviet Culture. Ally and Adversary. Ed. by B.G. Rosental.
В русле схожей исследовательской стратегии некоторые важные черты концепций кризиса постренессансной гуманистической культуры, созданных русскими экзистенциальными философами, стали предметом изучения в трудах П. П. Гайденко, Р. А. Гальцевой, Б. Л. Губмана, М. А. Колерова, Н.В. Мот-рошиловой, Л. И. Новиковой, И. И. Семаевой, И. Н. Сиземской, С. С. Хоружего и др. авторов1. Однако до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной историко-философской литературе не представлено целостного типологического анализа тех концепций кризиса гуманистической культуры Нового времени, которые были созданы крупнейшими представителями русской экзистенциальной философии первой половины XX века.
Теоретическая неразработанность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого явилось философское наследие таких ведущих представителей русской экзистенциальной философии как Н. А. Бердяев, Д. С. Мережковский и Л. И. Шестов, а предметом — разработанные ими концепции кризиса гуманистической культуры Нового времени.
Cambridge, 1994. Russian Philosophy. Ed. by J.M. Edie. Chicago, 1965; Walicki A. A History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford, California, 1979.
1 Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997; Мотрошилова Н. В. Экзистенциализм // История философии: Запад — Россия — Восток. В 4-х Т. Т. 4. М., 2000; Гальцева Р. А. Очерки русской уто-шческой мысли XX века. М., 1992; Губман Б. Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь, 1997. Колеров М. А. Не мир, но меч. СПб., 1996. Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. МД997- Семае-за И. В. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой по лозины 20 в. М., 1993; Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб, 1994.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является историко-философский анализ интерпретации проблемы кризиса гуманистической культуры Нового времени в русской экзистенциальной философии первой половины XX в. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— определить специфику видения культурного творчества как перманентной неудачи, предложенную Н. А. Бердяевым;
— раскрыть философские основания истолкования Д. С. Мережковским процесса культурного творчества;
— выявить особенности понимания Л. И. Шестовым культурного творчества как восстания против необходимости и разума;
— исследовать эволюцию воззрений Н. А. Бердяева на проблему кризиса постренессансной гуманистической культуры;
— проанализировать развитие концепции кризиса новоевропейской гуманистической культуры Д. С. Мережковского;
— изучить генеалогическую интерпретацию кризиса гуманистической культуры Нового времени Л. И. Шестова.
Источниками исследования являются произведения Н. А. Бердяева, Д. С. Мережковского, Л. И. Шестова, в которых представлены их воззрения на проблему кризиса новоевропейской гуманистической культуры. К числу источников следует отнести также произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, B.C. Соловьева, Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Унамуно, М. Хайдег-гера и др. отечественных и зарубежных философов, в поле идей которых формировалось творчество названных мыслителей. Сочинения В. В. Зеньков-ского, Н. О. Лосского, С. А. Левицкого, Ф. А. Степуна, которые содержат важные сведения о жизни и сочинениях этих авторов, также являются интегральной частью источниковедческой базы диссертации.
Методологические основы диссертации определяются целью и задачами исследования, особенностями изучаемых философских концепций. Она базируется на герменевтической стратегии интерпретации изученного материала. В контексте работы использованы генетический, сравнительный, структурный, структурно-функциональный и иные методы научого анализа. Так, например, генетический метод позволил выявить ветхозаветные истоки концепции культурного творчества Шестова, сравнительный метод выявил свою эвристическую значимость при сопоставлении концепций кризиса гуманистической культуры Бердяева, Ницше и Соловьева.
Структура и основное содержание диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации — страниц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализ проблемы, проведенный в диссертации, позволяет сформули-ювать следующие выводы:
1. Экзистенциальные интерпретации кризиса гуманистической культу->ы, сложившиеся в сочинениях Н. А. Бердяева, Д. С. Мережковского, Л. И. Пестова и иных русских авторов первой половины XX в., во многом опира-отся на полемику славянофилов и западников, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, B.C. Соловьева. Одновременно их трудно понять вне контекста щейного наследия европейских романтиков и Ф. В. Шеллинга, Г. Т. Бокля, Ф. 'изо, Д. С. Милля, А. Шопенгауэра и в особенности Ф. Ницше. Оказавшись в миграции, русские мыслители-экзистенциалисты не только увидели и осоз-[али новые реалии кризиса гуманистической культуры, но и попытались пе-еосмыслить ранее сложившиеся подходы к этой группе феноменов в ключе, редложенном новейшими версиями философии жизни, европейским экзи-тенциализмом, персонализмом и другими направлениями антропологиче-кой мысли.
Специфической особенностью русской экзистенциальной мысли в ее одходе к проблеме кризиса гуманистической культуры является религиоз-о-нравственный характер идей, выдвигаемых ее представителями. Именно с гой платформы ими ведется генеалогический анализ истории западной и усской культурных традиций. Сам способ генеалогического видения истопи, предложенный ими, во многом сложился под воздействием идейного аследия Ф. Ницше. В этом наблюдается определенное родство методологи-зских установок теоретиков русского и западноевропейского экзистенциа-язма. Отправляясь от собственного видения современной ситуации кризиса фопейской гуманистической культуры, русские авторы обращаются к по—ку его исторических корней, чтобы затем предложить некоторое критиче-сое понимание целостности культурно-исторического процесса в свете ре-1гиозно-нравственных ценностей.
Сам способ критической деконструкции традиции, предлагаемый русскими авторами, носит подчеркнуто антисистемный характер. «Вычитывание» смыслового содержания прошлого сквозь призму настоящего ведется в слюче поиска определенных бинарных оппозиций, позволяющих дать оценку разнонаправленных тенденций культурно-исторического развития. Бердяев, гапример, использует для характеристики кризиса европейской гуманисти-шской культуры шпенглерианскую оппозицию культуры и цивилизации, об-гаруживая симптомы этого противостояния через различные полярные символически выраженные феномены. Для Мережковского этот процесс рисуется под знаком противостояния языческого и христианского начал культуры, а Пестов видит его в перспективе полярности Афин и Иерусалима. Вне зависимости от способа фиксации кризиса гуманистической культуры в аппарате •инарных оппозиций, русские философы фиксируют те реальные феномены, юторые сопряжены с утратой человеком личностного начала в массовом |бществе. Триумф стандартизации и отчуждения видится им своеобразной латой за неумеренное самовозвеличение человека, стремящегося начиная с енессансной поры к безудержному покорению мира и отринувшему религи-зные ценности. Итогом кризиса гуманизма оказывается в финальной ин-танции не только атомизированный индивид культуры позднекапиталисти-еского Запада, но и нарождение фашистской и коммунистической разно-идностей тоталитаризма, что тоже не ушло от внимания русских мыслите-ей-экзистенциалистов. Таким образом, поиск смыслового содержания исто-ии, истоков кризиса гуманистической культуры ведется русскими философами-экзистенциалистами в генеалогическом ключе, но находит свою куль-инацию в выводах, предполагающих возможность возрождения гуманизма ишь на пути его синтеза с религией, что во многом совпадает с направлени-vi мысли Г. Марселя, К. Ясперса, М. Бубера и других западных философов тгропологической ориентации.
Предлагая в собственном ключе рассмотрение содержания и смысла феномена кризиса гуманистической культуры, представители русской экзистенциальной философии акцентировали важность соединения признания денности личности с совокупностью универсальных ценностей, чья целост-юсть была утрачена в Новое время и представлялась им подлежащей висста-ювлению как необходимая для полноценной самореализации творческих юзможностей человека. В отличие от своих западных коллег-жзистенциалистов, русские приверженцы этого направления более склонны с глобальным эсхатологическим конструкциям, венчающим их видение па-юрамы кризиса гуманистической культуры.
2. Обращаясь к проблеме кризиса постренессансной гуманистической: ультуры, Н. А. Бердяев рассматривает ее в свете собственных общетеорети-[еских представлений о природе культурно-исторического творчества как [ерманентной неудаче. При этом, его концепция формируется под влиянием [дей И. Канта, С. Кьеркегора, романтиков, К. Маркса, Ф. Ницше и традиции шлософии жизни, экзистенциализма и персонализма. Она также теснейшим бразом связана с наследием Ф. М. Достоевского, JI.H. Толстого и B.C. Со-овьева и других представителей русской религиозной философии. Как и ругие представители русской экзистенциальной философии, Бердяев попы-ался выявить антропологические основания возможной дегуманизации ультуры. Экзистенциальный субъект, в его интерпретации, лишен каких-ибо сущностных определений и наделен даром свободы, обусловливающим го способность к творчеству, постоянному самопревосхождению на пути к абсолюту. Бердяев считал, что культура всегда предполагает неудачу замыс-а созидающего ее субъекта: избираемые им ценностные ориентиры никогда е могут найти полного воплощения в результате его творчества. Интерпре-щия взаимосвязи культуры и творчества, созданная Бердяевым еще в доре-элюциооный период, эволюционирует в духе персоналистической этики юрчества в период его эмиграции.
В эмиграции Бердяев находит новые нюансы темы взаимосвязи творчества и культуры, осваивая идеи католического персонализма, философской штропологии М. Шелера, экзистенциализма М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-1. Сартра и др. Критикуя онтологическое мышление как препятствие на пути эсознания безосновности свободы и творчества, Бердяев утверждает связь юякого подлинного философского теоретизирования с нравственным опытом. Разрабатывая собственный вариант этики творчества, русский философ угвергает трансцендентализм и системное теоретизирование в сфере этики сак несущие умерщвление экзистенциального содержания нравственного >пыта. Этика творчества предполагает перманентное стремлению человека к южественному сверх-добру. Ее императив призывает личность «в свободном [ творческом акте соучаствовать в Божьем деле», борясь со злом. В свете [мператива этики творчества, опирающегося на эсхатологическую установ-:у, культурно-исторический процесс предстает как сфера непрекращающейся юрьбы добра и зла, где в финальной инстанции восторжествует творческое [ачало, ведущее к триумфу сверх-добра.
3. Концепции кризиса гуманистической культуры Нового времени воз-икла в произведениях Д. С. Мережковского в непосредственной связи с рас-мотрением им проблемы культурно-исторического творчества. Ее ядро скла-ывается уже в дореволюционный период деятельности Мережковского под лиянием идей Пушкина, Ницше, Соловьева, Толстого, Достоевского и др. ыслителей. Человек предстал в ней в ракурсе полярного единства плотского духовно-личностного начал, выступая как свободное и творческое сущест-э. Не только жизнь каждого человека, но и историко-культурный процесс в его елостности окрашены, в силу этой полярности, противоречием между покло-знием ценностям материального характера и высшим духовным ориентирам, оотношение плоти и духа, по Мережковскому, стало предметом фундамен-шьного осмысления двух полярных авторов — Толстого и Достоевского. Ме-гжковский не принимал позиции Толстого, который усматривал в телесности нечто негативное, подлежащее преодолению путем усилий человеческого духа. Ему был ближе Достоевский, который верил в мощь человеческой субъективности, составляющей ее ядро способности волеизъявления. Мережковский обра-гил внимание на внутренний диалог, полифонию голосов героев Достоевского. Эдновременно он интерпретировал постоянное стремление человека к абсолюту, констатированное Достоевским, как фундаментальный источник творчества.
В эмиграции усиливаются философско-теологические моменты миросозерцания Мережковского, его внимание к христологической интерпретации культурного творчества. В свете его обращения к корпусу идей либе-)альной теологии, Бергсона, Унамуно и др. авторов эта проблема получает ювое звучание. Урок евангельского предания Мережковский видел в утверждении пафоса человеческой свободы, являющей собою корень культурного ворчества. Мережковский предложил весьма нетрадиционное истолкование >браза Христа, ведущее к обновленческому видению смысла культурно-[сторического процесса и роли в нем человеческого творчества.
4. Генеалогия европейской культурной традиции J1. И. Шестова бази->уется на платформе антропологических оснований его концепции. В ее юрмате им был создан интересный вариант рассмотрения проблемы творче-тва как порождения человеческой свободы. В российский и эмигрантский ериоды в произведениях Шестова присутствует определенная констант-ость избираемых им тем и идейной стратегии. Искания Шестова отмечены лиянием наследия М. Лютера, Б. Паскаля, И. Канта, С. Кьеркегора, Ф. Ниц-ie, JI. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и других авторов. Существенным юментом является и то, что Шестов не следует в фарватере философствова-ия, который был проложен B.C. Соловьевым и разделялся большинством усских философов экзистенциальной ориентации. Экзистенциальная фило-офия Шестова утверждает значимость человеческой субъективности и сво-оды. Прибегая к подчеркнуто антисистемному способу теоретизирования, 1естов критиковал классический европейский рационализмом, диссонирующий с трагическим чувством жизни. Он утверждал, что вера, питаемая эиблейским наследием, ведет к осознанию ограниченности разума и значимости божественного произвола, который санкционирует возможность чуда, 1 вместе с ними и человеческую свободу. Абсурд и вера низвергают диктат юзнания и этики во имя утверждения всемогущества Бога.
Шестов предложил критику онтологических схем классической запад-юй философии, апеллируя к ветхозаветным представлениям о неизречимо—ти божественной реальности. Это роднит его построения с наследием М. 5убера, Ф. Розенцвейга и Э. Левинаса. Однако в отличие от этих еврейских шторов, Шестов утверждал радикальную несовместимость религиозной веры I этического долженствования. Здесь он разошелся и с B.C. Соловьевым и >усскими экзистенциальными мыслителями. Движение от Гегеля к Иовугуть к принятию веры, чуда, абсурда реальности и свободы. Стремясь к кри-ике тотализирующего мышления, разнообразных онтологических и этиче-:ких схем, Шестов хотел защитить и утвердить человеческую свободу и ворчество. Негативной чертой его построений стал разрыв между человече-ким творчеством и этикой. Неприятие общезначимых моральных ориенти-юв и представлений о благе обернулось обреченностью индивида на одино-ество собственных усилий изменить культурный мир.
5.. Испытав значительное влияние философии Ф. Ницше и B.C. Со-овьева, Бердяев предложил весьма оригинальное видение истоков и резуль-атов кризиса гуманистической культуры. В основных своих чертах оно сло-силось еще до его эмиграции из России, но продолжало приобретать допол-ительные нюансы в зарубежный период его деятельности. Историческое ристианство, по Бердяеву, отнюдь не во всем сумело воплотить в жизнь за-еты Христа. И поэтому Ренессанс интерпретировался им как справедливая еакция на теократические притязания средневекового католицизма реализо-ать Царство Божие на земле. Гуманизм понимался Бердяевым как общая ду-овно-ценностная установка, жизненная стратегия, которая после появления з культуре итальянского Ренессанса раскрывается и в иных социокультурных феноменах глобального масштаба. Бердяев констатировал, что, в силу утраты религиозных корней и неудач исторического христианства, постренессанс-тя гуманистическая культура создала способы жизнедеятельности и ценностные установки, породившие человека массы, у которого атрофирована способность к творчеству. До эмиграции Бердяев, разработал развернутую про-рамму синтеза христианства и гуманизма как основы нового религиозного юзнания.
Познакомившись в эмиграции с творчеством Э. Мунье5 Ж. Маритена,). Шпенглера, М. Шелера, М. Хайдеггера и др. западных философов, он ви-(оизменил свое понимание кризиса гуманистической культуры и создал об-ювленную персоналистическую платформу его преодоления, питаемую ожиданием наступления эры Св. Духа. В произведениях Бердяева эмигранткой поры усиливается эсхатологический компонент его воззрений. Активно отрудничая в этот период с французскими персоналистами, Бердяев не хо-ел рисовать конкретные социальные утопии будущего. «Активная» эсхато-огия интерпретировалась им как эффективное средство преодоления объек-ивации и утопизма в социальной жизни, культуре, призванное открыть го-изонты становления Церкви Духа, эры конкретного единения христианства: гуманизма.
6. Разработав собственный вариант генеалогического анализа истоков ризиса новоевропейской гуманистической культуры под влиянием идей 1ицше, Мережковский одновременно интерпретировал его наследие в духе (илософии всеединства Соловьева. Еще в доэмигрантский период сформи-овалось его понимание историко-культурного процесса в перспективе неис-оренимого противоборства в нем языческого и христианского начал. Опира-сь на идеи А. И. Герцена, Дж. С. Милля, М. Бакунина и др. авторов, Мереж-овский усматривал реальные симптомы кризиса постренессансной гумани-гической культуры в рождении усредненного человека массы, начисто лишенного стремления к духовным ценностям и способности к творчеству. «Последние люди» Ницше в его работах интерпретируются как представ-тяющие мещанское миропонимание, знаменующее эру триумфа «грядущего Кама». Однако в отличие от немецкого философа, Мережковский полагал юзможным синтезировать христианство и гуманизм, возвещая близость эпо-си Св. Духа. Определяющую роль в обеспечении торжества дела религиоз-юй общественности в предреволюционные годы Мережковский отводил >оссии и русской интеллигенции.
В период эмиграции в творчестве Мережковского доминируют пессимистические и апокалипсические умонастроения, эсхатологизм, трагическое [увство вселенской катастрофы. Довольно значительную роль в эмигрант-кий период начинает играть обращение Мережковского к идеям А. Бергсо-ta, М. де Унамуно, О. Шпенглера и др. крупных западных теоретиков первой юловины минувшего столетия. Неспособность Европы, современного ему! апада обрести духовный фундамент собственного возрождения представляюсь ему причиной неумолимо надвигающейся катастрофы. Утверждая бли-ость заката европейской культуры, русский автор не оставлял надежды на шнальное торжество Царства Св. Духа, призванного сплотить человечество единое целое на основе высших религиозных ценностей, свободного совме-тного культурного творчества людей, которые осознали подлинный смысл чения Христа.
7. В концепции генеалогии европейской культурно-исторической тра-иции Шестова достаточно последовательно проводится линия теоретиче-кого антигуманизма. Теоретический антигуманизм Шестова в определенной гепени созвучен построениям М. Хайдеггера: анализ метафизических Корей гуманистического миросозерцания роднит этих двух теоретиков, испы-шших значительное влияние ницшеанской генеалогии европейской куль-фной традиции. Если Ницше и Хайдеггер вели свою критику метафизиче-еой традиции с платформы возвеличения изначального эллинского миросозерцания, то Шестов, напротив, разрабатывает свою генеалогическую интерпретацию европейской мыслительной традиции, идеализируя ветхозаветное зидение мира и места в нем человека. Гуманизм и прогрессистское видение зстории Нового времени рассматривались им в качестве итога пагубного гриумфа линии рационализма над религиозным началом европейской культурной традиции — Афин над Иерусалимом. Порабощение человеческой субъективности, отчуждение личности продуктами, попавшей в ловушку ус-iexoB разума, научно-технического овладения миром рисовались Шестову трагическим итогом этого процесса.
У истоков гуманистического миросозерцания Ренессанса и Нового! ремени Шестов обнаруживает таких классиков греческой мысли как Парме-гид, Сократ, Платон и Аристотель. Созданное ими рационально-шлософского видение мира и опирающиеся на него этические программамы ггкровенно контрастировало с библейским миросозерцанием, создавая то [ротивостояние Афин и Иерусалима, которое ясно узрел, как представляется Цестову, Тертуллиан. Шестов полагал, что основу линии компромисса Афин: Иерусалима заложил еще Августин. Шестов был солидарен с Э. Жильсо-ом, который, как ему представлялось, верно показал, что христианская фи-ософия средневековья, руководствуясь задачей создания синтеза путей веры разума фактически капитулировала перед Афинами. Лишь П. Дамиани, Д. !кот и У. Оккам были, по Шестову, близки к осознанию значимости линии [ерусалима. Ренессанс и Новое время ознаменовались полным триумфом .фин — рационализма, гуманизма и прогрессистского историзма. Шестов по-агал, что свидетельством тому является наследие Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. 'ейбница, И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Критическая оппозиция Афинам была редставлена лишь М. Лютером и Б. Паскалем. Среди родственных собст-гнному миропониманию авторов, критически относившихся к рационали-гической парадигме мысли и поклонению науке, гуманистической установ— и историцистски-оптимистическим схемам социокультурного развития,.
Шестов называл таких мыслителей как Кьеркегор, Ницше и Достоевский. Критикуя гуманистическую культуру Нового времени, Шестов парадоксальным образом пытался утвердить экзистенциальную парадигму мировидения, рожденную в контексте именно этой эпохи и выражавшую дух ее кризисных штений.
Список литературы
- Августин Аврелий. О граде Божием: В 4-х Т. М.: Изд-во Спассо-Преобр. Валаам, мон., 1994. Т.1.-394 С.- Т.2.-336 С.- Т.3.-281 С.- Т.4.-404 С.
- Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990.- 154 С.
- Асмус В.Ф. Экзистенциальная философия: ее замыслы и результат (Лев Шестов как ее адепт и критик) // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978. С. 232 — 254.
- Ахутин А.В. Одинокий мыслитель // Шестов Л. Сочинения в 2-х Т. Т. 1. М., 1993. С. 3−14.
- Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. 348 С.
- Бахтин. М. М Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 318 С.
- Белый А. Из воспоминаний о русских философах// Минувшее. Ист. Аль-манах.9. М.:Открытое общество: Феникс, 1992.-510 С.
- Бельчевичен С.П. Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского. Тверь: ТвГУ, 1999. 130 С.
- Бердяев Н.А. Борьба за идеализм // Мир Божий. 1901. С. 1−26. Ю. Бердяев Н. А. Бунт и покорность в психологии масс// Интеллигенция.
- Власть. Народ (Антология). М.: Наука, 1993. С.117−124. П. Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон +, 1998.- 400 С.
- Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции: Опыты 1917−1918гг. СПб.: РХГИ, 1999.-432 С.
- Бердяев Н.А. Евразийцы// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. С.292−300.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.220 С.
- Бердяев Н.А. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции// Интеллигенция. Власть. Народ (Антология). М.: Наука, 1993. С.281−285.
- Бердяев Н.А. Критика исторического материализма // Мир Божий. Октябрь. 1903 .-С. 1−30.
- Бердяев Н.А. Ф. Ланге и критическая философия в ее отношении к социализму // Мир Божий. Июль. 1900. С. 224−254.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.- 383 С.
- Бердяев Н.А. О русской философии: В 2-х Ч. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.4.1.- 234 С.Ч.2.-240 С.
- Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине // Человек. 1997.№ 3. С. 67−75.
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. тр. М.: Флинта, 1999.-312 С.
- Бердяев Н.А. Проблема истории и эсхатология// Очерк русской философии истории: Антология. М.:ИФ РАН, 1996.- С.291−312.
- Бердяев Н.А. Pro et contra. Антология: В 2 кн. СПб.: РХГИ, 1994. Кн.1. -572 С.
- Бердяев Н.А. Пути гуманизма// Здравый смысл. 1997.№ 3. С. 64 -72.
- Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России: Основные проблемы русской мысли 19 в. и начала 20 в. М.: Сварог и К., 1997. 541 С.
- Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья: Сб. М.: Наука, 1990.-С. 43−271.
- Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Мысль, 1991.-318 С.
- Бердяев Н.А. Собр. соч.: в 4-х Т. PARIS: IMCA-PRESS, 1989−1991.Т.1.-425 С.- Т.2. 452 С.- Т.З. — 713 С.- Т.4. — 598 С.
- Бердяев Н.А. Сочинения /Сост. Гулыга А. В. М.: Раритет, 1994.-416 С.$ 0. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.- 174 С.
- Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о К. Н. Михайловском. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1901. 479 С.
- Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: изд-во МГУ, 1990.- 240 С.
- Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда// Интеллигенция. Власть. Народ (Антология). М.: Наука, 1993. С. 125−140.
- Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМКА-ПРЕСС, 1990.- 288 С. >5. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 4801. С.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.607 с.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 х Т. М.: Искусство, 1994. Т.1 — 542 С. Т.2. — 510 С.
- Бердяев Н.А. Царство Христа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.382 С.
- Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм// Русский космизм. Антология философской мысли. М.: Педагогика-пресс, 1993. С. 166−184. Ю. Бердяев Н. А. Утопический этатизм евразийцев// Россия между Европой и
- Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993.- С.301−307. Н. Бердяев Н. А. Этическая проблема в свете философского идеализма // Проблемы идеализма. СПб., 1902. С. 91−136.
- Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993. -252 с.
- Блок А. Собр. соч. М.- Л: Литера, 1962. Т.6. 274 С.
- Булгаков С.Н. Апокалиптика и философия истории// Очерк русской философии истории: Антология. М.: ИФ РАН, 1996. С.256−263.
- Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 589 С.
- Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. 606 С.
- Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М. .-Республика, 1997.-496 С.
- Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М.: Наука, 1992.-204 С.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. -703 С.
- Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь:
- Изд-во ТГУ, 1997. 111 С. >1. Губман Б. Л. Современная католическая философия: человек и история.
- Дмитриева Н.К., Моисеева А. П. Философ свободного духа: Н. Бердяев: жизнь и творчество. М.: Высшая школа, 1993.- 269 С.)6. Доля В. Е. Иллюзия духовности: О превратном характере религиозного мировоззрения. Львов: Вища шк., 1985. 224 С.
- Дымерская Л. Т. Манн и Н. Бердяев о духовно-исторических истоках-болыиевизма и национал-социализма // Вопросы философии. 2001. № 5. С.62−74.
- Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX XX вв. Русская философия в поисках абсолюта: В 2 Ч. СПб.: «Алетейя», 2000. — 828 С.
- Ермичев А.А. Три свободы Н. Бердяева. М.: Знание, 1990. 63 С.
- Зандер Л.А. Бог и мир: Миросозерцание отца С. Булгакова: В 2- х Т.
- PARIS: IMCA-PRESS, 1948. Т. 1. 479 с.- Т. 2. — 381 с. 61. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Л.: ЭГО, 1991. Т.1.
- Ч.1.- 220 е.- Т.2. 4.2. 279 е.- Т.2.Ч. 1. — 254 е.- Т.2.Ч.2. — 268 с.
- Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа/ Сост. П. В. Алексеева. М.: Республика, 1997. 368 С.
- Зериов Н.М. Русское религиозное возрождение 20 века/ пер. с англ. PARIS: YMCA-PRESS, 1991.-368 С.
- Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993. -334 С.
- Колеров М.А. Не мир, но меч. СПб.: Алетейя, 1996. 375 С.
- Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997. -500 С.
- Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье.: Пути и судьбы русской эмиграции. М.: Международные отношения, 1990. 426 С.
- Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 205 С.
- Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX в. М.: Мысль, 1980. 309 С.
- Лебедев В.Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург: Б.и., 1997.-180 С.
- Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли: В 2-х Т. М.: Канон, 1996, — Т.1.-496 С. Т.2.- 512.
- Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989. -204 С.
- Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.: Мысль.1994.- 230 С.
- Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: 1990.-225 С.
- Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1 991 559 С.
- Люкс Л. К вопросу об истории идейного развития «первой русской эмиграции» // Вопросы философии. 1992.№ 9.С.160−164.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979, — 431 с.
- Маритен Ж. Философ в мире / пер. с фр. Б. Л. Губмана. М.: Высшая школа, 1994.-192 С. г9. Мережковский Д. С. Антихрист (Петр и Алексей) // Собр. Соч.: В 4-х Т.
- Т. 2. М., 1990. С. 319−759. !0. Мережковский Д. С. Атлантида-Европа: Тайна трех. М.: Русская книга, 1992.-413 С.
- Мережковский. Д.С. Вечные спутники // Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. С. 487−520. 12. Мережковский Д. С. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)) // Собр.
- Соч.: В 4-х Т. Т. 1. М., 1990. С. 309 591. Т. 2. М., 1990. С. 7 — 318. 53. Мережковский Д. С. Грядущий Хам // Мережковский Д. С. Больная Роения. Л., 1991.С. 13 — 45.
- Мережковский Д.С. Жанна Д' Арк. М.: Международный центр Рерихов, 1995.- 111 С.
- М., 1991. С. 172−178. 39. Мережковский Д. С. Рождение богов. Тутанкамон на Крите// Собр. Соч.: В 4-х Т. Т. 4. М., 1990. С. 261- 368.
- Мережковский Д.С. Смерть богов (Юлиан Отступник) // Собр. Соч.: В 4-х Т. Т. 1. М., 1990. С. 27 308.
- Мережковский Д.С. Теперь или никогда // Мережковский Д. С. Больная Росиия. Л., 1991. С. 46−72.
- Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский // Д. С. Мережковский. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. 485 С.
- Морева Л.М. Лев Шестов. Ленинград: ЛГУ, 1991. 85 С.
- Мотрошилова Н.В. Экзистенциализм // История философии: Запад -Россия Восток. В 4-х Т. Т. 4. М., 2000. С. 230−242.
- Мотрошилова Н. В. Николай Бердяев // История философии: Запад Россия-Восток. В 4-х Т. Т. 3. М., 1998. С. 333 — 348.
- Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994. 126 С.
- Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования. Пер. с нем. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 432 С.
- Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического// Вопросы философии. 1991 №З.С. 67−83.
- Ницше Ф. Сочинения: В 2-х Т.М.: Мысль, 1990.- Т.1.-831 С. Т.2.-829 С.
- Новикова Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. М.:ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. 328 С.
- О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья: Сб. М.: Наука, 1990. 528 С.
- Пайпс Р. Русская революция: В 3 ч. Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 1994. 4.1.-398 С.- 4.2. 584 С.
- Параллели: (Россия Восток — Запад): Альманах филос. компаративистики. М.: Б.и., 1991. Вып.1.- 165 С. Вып.2.- 182 С.
- Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация // Вопросы философии. 2002. № 4. С. 50.59.
- Поляков Л. Мессия XX века. (Судьба России sub specie Николая Бердяева) //Параллели. М.: Б.и., 1991.Вып.1. С. 66−90., 1992.-427 С.
- Раев М.И. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 1919−1939/ пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1994.-294 С.
- Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М.: Наука, 1993.-367 С.
- Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья- В 2 х Т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. — 539 с.Т.2. — 647 С.
- Русская идея. М.: Республика, 1992. 494 С.
- Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в. М.: РОССПЭН, 1997.-748 С.
- И. Семаева И. В. Традиция исихазма в русской религиозной философии первой половины 20 в. М.: МПГУ, 1993. 205 С.
- Семенкин Н.С. Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей софиологов. М.: Политиздат, 1986. 172 С.
- Смирнов И.П. От марксизма к идеализму: М.И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев. М.: Рус. книгоизд. товарищества, 1995.-284 С.
- Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII вв.. М.: Высшая школа, 1984.-448 С.
- Соловьев B.C. Соч.: В 2-х Т. М.: Мысль.1988. Т.1.- 894 С.- Т.2. -824 С.
- Соловьев B.C. Соч.: В 2-х Т. М.'Правда. 1988.Т.1.- 687С.- Т.2. -735 С.
- Степун Ф.А. Встречи. М.: Аграф, 1998.-256 С.
- Степун Ф.А. Портреты. СПб, 1999. С. 277−293.
- Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб., 1994. 429 С.
- Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. М., 1997. 414 С.
- Федотов Г. П. Судьба и грехи России: В 2 т. СПб.: София, 1991.Т.1. -350 С.Т.2. -348 С.
- Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды.2-е изд. М. :МГУ., 1995.-221 С.
- Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. М., 1993. С. 41−62.
- Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Але-тейа, 1994.-445 С.
- Хоружий С.С. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека // Вопросы философии.2002. № 2. С.52−68.
- Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 1- 128.
- Шестов JI. Апофеоз беспочвенности // Избранные сочинения. М.: Ренессанс, 1993. С. 327−475.
- Шестов JI. Афины и Иерусалим И Шестов JI. Сочинения: В 2-х Т. М., 1993. Т. 1.С. 317−664.
- Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше // Избранные сочинения. М.: Ренессанс, 1993. С. 39 158.
- Шестов Л. Достоевский и. Ницше (философия трагедии)// Избранные сочинения. М.: Ренессанс, 1993. С. 159 326.
- Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., 1992. 301 С.
- Шестов Л. На весах Иова // Шестов Л. Сочинения: В 2-х Т. М., 1993. Т. 2. С. 5−404.
- Шестов Л. Potestas clavium (власть ключей) // Шестов Л. Сочинения: В 2-х Т. М., 1993. Т. 1.С. 15−312.
- Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Мир, 1994. 114 С.
- Clemant О. Berdiaev. Paris, 1991.-256 P.
- Kline G.L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago, 1968. -320 P.
- Levinas E. Totality and Infinity. An Essay on Exteriority. Pittsburgh, 1998. -314 P.
- Lowrie D. Rebellious Prophet: A Life of N. Berdyaev. New York, 1960. -280 P.
- Nucho F. Berdyaev’s Philosophy: The Existential Paradox of Freedom and Necessity. Garden City, 1966. 195 P.
- Nietzsche and Soviet Culture / Ed. By B.G. Rosenthal. New York, 1994. -421 P.
- Rosenzweig F. The Star of Redemption. Notre Dame, L., 1985. 445 P.
- Russian Philosophy, Ed. by J.M. Edie, Chicago, 1965. 427 P.
- Tsambassis A. Berdyaev’s Personalistic Philosophy. «Personalist». Los Angeles, 1965, vol.46, № 3. P. 125−135.
- Walicki A. A History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford, California, 1979. 315 P. roc-. :'¦'•i,/.1. БПБЛНО’Ш:^' .